Забота о доме в большинстве случаев сводилась к обеспечению домочадцев достаточным количеством одежды и еды. В дни ранней республики вся одежда изготавливалась домашним способом. Поразительно, как проста была римская одежда! И это вполне естественно, поскольку римляне были ограничены не только сырьем, которым сначала были шерсть и лен, но также и средствами, позволяющими переработать их в полотно.
Результатом многочасового прядения нити из комка шерсти и ткачества ее на ручном ткацком станке было полотно из шерстяных нитей. Оно могло быть любой формы – квадратной или прямоугольной, в форме круга или полукруга. Такое вот «одеяло» служило основой всей римской одежды, как для мужчин, так и для женщин и детей, для императоров, консулов и рабов.
Прежде чем полотно превращалось в очень простое одеяние, которое римляне укладывали на себе складками или оборачивали вокруг тел, его нужно было отмыть, отбелить, оттрепать и расчесать, если только оно не шло на одежду для рабочего или раба, когда такие тонкости обработки, кроме промывки, опускались. Простая домотканая одежда более бедных людей исчезла только очень недавно, поскольку вплоть до конца XIX века она еще очень широко использовалась в Великобритании и Соединенных Штатах. Если римляне изготавливали ее из шерсти, взятой прямо со спины овцы, на ней сохранился бы естественный жир и сало, что сделало бы ее почти водонепроницаемой; но шерсть обычно моют, прежде чем прясть или ткать, а сама сотканная одежда отдавалась для удаления сала и жира. Эту работу выполняли сукновалы, которые использовали соду – углекислый натрий (селитру), поташ или специальную разновидность щелочной глины, известную по ее применению как сукновальная глина. Мыло для отмывки не использовалось.
Стирку одежды нелегко было осуществить в домашних условиях. Не то чтобы это было слишком трудно, скорее не очень приятно и требовало больше свободного места, больше воды, а зачастую гораздо большего оснащения, чем мог позволить средний римский дом. Стеновая роспись из Помпеи изображает сукновалов за работой в больших чанах, топчущих намоченную ткань ногами. Стирка и такое «топтание» ткани, а также битье помогало снять с нее блеск, «сваляться» и таким образом уплотнить ткань. Обыкновенное домотканое полотно после такой чистки возвращалось, чтобы из него изготовили одежду или одеяла. Высококачественная шерсть, сотканная более тщательно из тонко спряденных ниток для более состоятельных людей, отбеливалась. Процесс отбеливания был также очень простым. Полотнища ткани натягивались на большие круглые плетеные рамы и размещались над небольшим горшком с курящейся серой. Профессия сукновала была опасна для здоровья. Дышать парами серы вредно для легких, а на ногах, мнущих ткань в чанах, заполненных химикалиями день за днем, появлялись кожные заболевания, особенно когда из-за отсутствия химических знаний использовалась моча из общественных туалетов на римских улицах. После отбеливания ткань снова промывалась и чесалась скребками из ворсянки или шкуры ежей для того, чтобы получить ворс, который потом состригался огромными ножницами, оставляя ровную поверхность. Мягкий срезанный ворс старательно собирали и использовали для набивки подушек.
Завершающей операцией было сбрызгивание обработанной ткани водой. Обычно сукновалы набирали в рот воды и брызгали ей ткань. Белая трубочная глина также использовалась, чтобы усилить белизну одеяний. Затем, после последнего этапа обработки – разглаживания, кусок ткани был готов для заказчика.
Таким вот образом изготавливалось сырье почти для всех римских одежд. Льняные ткани также ткались из кудели, но редко в домашних условиях. Гильдия ткачей, изготовляющих льняные ткани – lintonis, существовала в ранние дни республики. По мере расширения державы, которая становилась богатой империей мирового масштаба, по-видимому, использовалось все больше и больше льна, и внутренний запас, который не всегда был очень высокого качества, пополнялся, как свидетельствует Цицерон, льняным полотном, импортируемым из Египта. Хлопок также был известен с очень давних времен. Он упоминается уже приблизительно в 200 году до н. э.; хотя хлопок и вошел в общее употребление, но использовался преимущественно для изготовления парусины, использующейся для навесов и корабельных парусов. Длинноволокнистый египетский хлопок был известен еще в ранней Римской империи, поскольку Плиний в своей «Естественной истории», написанной в I веке н. э., говорил, что он был мягче, белее и более «курчавый», чем какой-либо другой. Шелк мало использовался в дни республики, а во времена империи его использование вызывало неодобрение, ведь он был очень дорог, потому что его везли с Дальнего Востока и оплачивали золотом. В III веке н. э. за один фунт шелка-сырца, окрашенного в алый цвет, платили три фунта золота. Римская скромность не одобряла никаких тонких прозрачных одежд, как из шелка, который к тому же считался унижающе женственным для мужчин и, хуже того, ассоциировался с беспутными женщинами.
Рис. 17. Сукновалы за работой
Цвет материи, из которой изготавливались одежды для мужчин, был почти всегда белым, как и в большинстве случаев для женщин, хотя те с большей свободой пользовались цветными тканями, при условии что цвета не были слишком кричащими. Римляне располагали большим диапазоном красок из растений и минералов. Их знаменитая пурпурная краска изготавливалась из пурпуровой улитки[17]. Там, где допускался цвет для мужчин, он преимущественно был пурпурный, как полосы, отличающие сенаторов, консулов и императоров. Такие же полосы, но более узкие, также появляются на туниках мальчиков, которые они носили до достижения совершеннолетия. Они шли с каждого плеча до низа туники. У женщин было больше возможностей. Огненный цвет фаты невесты был традиционным и очень древним, но с очень ранних дней республики женщины уже появлялись в цветных одеждах. Шерстяное полотно само не красилась, зато окрашивалась шерсть в руне, а лен, хлопок и шелк – в нитках.
Изготовление римской одежды было сложной операцией. Основная нижняя одежда для всех возрастов и полов представляла собой простую рубашку, сорочку или тунику, с рукавами или без них. По-видимому, она также служила ночной рубашкой или сорочкой. Туники для мужчин и мальчиков спускались чуть ниже колен. Женские и девичьи туники, ст?лы, закрывали ноги целиком и, видимо, часто были украшены элегантными складками. Шитье и вышивка у римлян были не очень изысканными. Их иглы были изготовлены не из высококачественной стали, как наши сегодня, а из кости или бронзы. Из-за грубых игл и толстых ниток стежки были крупные. Хорошенько прометать петли было, наверное, сложно, поэтому неудивительно, что римляне гораздо чаще, чем мы, пользовались большими «английскими» булавками, или fibulae, в качестве застежек. Были у них пуговицы, а также кнопки, но использовались они реже. Для туник требовался лишь пояс, а тоги вообще не скреплялись.
Основной уличный наряд – прославленная римская тога мужчин и женская палла или накидка – фактически представляли собой не что иное, как большие белые одеяла, обернутые вокруг тела, очень похожие на пледы шотландцев. В этой примитивной форме они появились в первые дни республики и оставались практически неизменными почти всю тысячу лет римской истории.
Рис. 18. Римская парадная одежда
Тога была символом римского гражданства. Никаких заметных изменений в моде не происходило до тех пор, пока империя не стала клониться к закату в III и IV веках н. э. Тогда мужская тога стала шире, длиннее и более замысловатой, в то время как женская длинная стола и накидка или палла, которую носили поверх в виде большой шали, становились короче и ?же. Изменения в стиле мужской одежды были более заметны, чем в женской. Тога имела тенденцию считаться все больше и больше чем-то вроде официального наряда, но она так и не вышла из моды, как сегодня мужской сюртук для повседневной носки. Римские скульптуры, особенно живописные барельефы на триумфальных арках, на могильных камнях и памятниках, вместе с разрозненными следами римской живописи являются почти единственными источниками достоверной информации по этому вопросу. Эти источники не всегда ясны и убедительны. Нам известно, например, из некоторых литературных данных, что женщины могли иметь подол платья в виде цветной полосы или, возможно, пришитую оборку длиной около двух дюймов по подолу столы, но нет никаких живописных свидетельств, как это выглядело. Разнообразие, которого могли добиться женщины в своей внешности, нужно искать не в форме, а в текстуре, цвете и украшениях их нарядов. Несмотря на ограничения, богатые женщины тратили на свои наряды огромные суммы. Те, кто хотел произвести впечатление на играх или в театре, мог по такому случаю взять одежду напрокат. Следует отметить, что сатирик Ювенал в одной из наиболее едких нападок на женщин, когда-либо написанных, не мог почти ничего сказать об их экстравагантности в одежде, хотя ссылался на ювелирные украшения, духи и многие другие их излишества. Не существовало сезонной моды, никаких особых покроев для весны, лета, осени и зимы, и, следовательно, не было никаких огромных капиталовложений в женскую одежду и ее рекламу, которые характерны для нашего времени. Считалось, что в древние времена женщины тоже носили тоги, поэтому, если не считать их длинные туники или столы, женское платье было тогда в основном таким же, как у мужчин, что мы можем видеть у шотландских горцев в древние времена. С появлением хронологии, однако, никто, кроме разведенных и безнравственных женщин, не носил тоги.
Солдаты конечно же носили шлемы, но ни мужчины, ни женщины не носили шляп, кроме как в сельской местности рабочие и рабы. Однако на улице женщинам полагалось прикрывать голову накидкой; существует рассказ о том, как в республиканские времена некий озлобленный и придерживающийся старых взглядов римлянин развелся со своей женой за то, что ее видели на людях с непокрытой головой. Он сказал, что ее красота предназначается для того, чтобы любовался ею только он один, а не весь свет.
В границах, которые наверняка покажутся нам очень узкими, римляне имели острый глаз на любые отклонения от установленного стиля одежды. Мужчина, туника которого была чуть длиннее положенного, женщина, чья стола была чуть короче, чем нужно, могли оказаться объектами жестокой критики. Нескладная тога стала утомительной. В представлении Марциала счастьем было сбросить ее и отдохнуть, одетым в тунику. Каким блаженством было сбежать из Рима в деревню! Но в Риме носить что-то, кроме традиционной одежды, было серьезным проступком. Уже в 397 году н. э. император Гонорий установил суровые штрафы любому, кто осмелится появиться «в священном городе Риме» в штанах. Штаны являлись признаком варварства, хотя штаны до колен были предписаны для носки старшим офицерам в действующей армии и всадникам в военном походе, видимо, потому, что штаны более практичны для верховой езды. Сохранилось очень мало сведений о нижней одежде римлян; они носили набедренную повязку или что-то напоминающее современные трусы; в противном случае мужчины, работающие без туники, как это делали сукновалы, могли оскорбить римские представления о скромности. Носить лишь набедренную повязку под просторной туникой, завернувшись сверху в громадное шерстяное одеяло, значило свести одежду до минимума. В мягком итальянском климате такого скудного оснащения могло бы хватить, если не считать холодную зиму. Тогда единственным средством от холода было надеть побольше туник и плотный плащ поверх тоги. Говорят, что первый император Август так страдал от холода, что надевал четыре туники одновременно, а еще пару плащей поверх своей тоги.
Рис. 19. Военная одежда
В плохую погоду на улице римляне надевали разнообразные плащи, подобно тому как викторианцы носили всяческие накидки, длинные свободные пальто, плащи с пелериной, бушлаты и так далее. Некоторые предметы верхней одежды, особенно широко распространенная пенула, могли быть очень плотными и крепкими, изготавливаемыми из чистой шерсти, по-видимому походившими на более грубый вариант современной водонепроницаемой одежды австрийских горняков. Мужчины, вынужденные долгое время находиться под воздействием стихий, к примеру рабочие и охотники, могли носить плащи-пенулы, сделанные из кожи. Такие тяжелые верхние одежды были слишком громоздкими для того, чтобы их скреплять булавками, поэтому их приходилось подвязывать крепкой бечевкой или ремнями, совсем как современное туристское снаряжение. Некоторые могли быть выкроены из единого куска с дыркой для головы. Среди многочисленных вариантов обыкновенного плаща была представлена короткая накидка с приделанным к ней капюшоном, куколь – cucullus. Поскольку эта облегающая накидка не имела рукавов, носить ее не могли солдаты, у которых был короткий военный и дорожный плащ – сагум, а если они были центурионами, то пенула, служившая им одеялом по ночам. Более элегантным и богато украшенным вариантом такого плаща был полудаментум, носить который позволялось только военачальникам. Толстое двойное круглое шерстяное одеяло, исстари носимое как накидка, называемая «лена» – laena, видимо, вышло из общего употребления к началу эпохи империи. Молодое поколение предпочитало более легкий плащ с капюшоном, или лацерну. Она также была продолговатой формы со спрямленным подолом. Обе половины ее скреплялись булавкой на правом плече. Сначала к ней относились с неодобрением и считали недостойным носить ее в городе.
В конце эпохи республики Цицерон презирал Марка Антония за то, что тот носил лацерну вместо тоги поверх своей туники. С ходом времени она стала пользоваться все большей популярностью; кроме того, лацерну стали красить в яркие цвета.
Одежда ценилась, потому что на ее изготовление уходило много времени. Подарок в виде шерстяной туники, тоги или плаща считался щедрым, особенно для обедневших прихлебателей или клиентов состоятельных людей.
Вот она, тога, в моих частенько воспетая книжках;
К ней мой читатель привык, и полюбил он ее.
Встарь от Парфения я получил эту тогу (поэта
Памятен дар мне) и в ней всадником видным ходил
В дни, когда новой была и лоснилась шерстью блестящей,
В прежние дни, когда шло имя дарителя к ней.
Нынче старуха она: погнушается ею озябший
В стужу бедняк, и назвать можно ее «ледяной».
Долгие дни и года, вы губите все без разбора!
Уж не Парфения, нет: сделалась тога моей, —
говорил Марциал.
В подобных обстоятельствах никто, кроме богачей, не имел обширного гардероба, а обедневшие римляне, такие как поэт Марциал, были счастливы, обладая одной приличной тогой и крепким плащом. Возвращаясь домой, римлянин снимал свою тогу и носил только подпоясанную тунику, если день был не праздничным. По праздникам же он мог надеть более утонченное одеяние светлой расцветки, надеваемое на изысканные пиры, – синфесис. Подобно современному вечернему платью, он входил в гардероб далеко не каждого римлянина. У Марциала имелся всего один синфесис, поэтому он был довольно язвителен по отношению к своему богатому знакомцу Золию, который с извинениями сменял свой синфесис одиннадцать раз во время пира, чтобы продемонстрировать богатые возможности своего гардероба. Считалось невежливым появиться на улице в тоге в ежегодно отмечаемый великий праздник сатурналий, поэтому те, кто имел синфесис, обычно надевал его на этот праздник.
Дети носили такую же одежду, которую носили их отцы и матери, но в миниатюре. Большинство маленьких мальчиков, по-видимому, не носили ничего, кроме туник с плащами на плохую погоду. Некоторые дети из состоятельных семей носили маленькие тоги с узкой алой полосой по шву – «toga praetexta» – тогу прэтексту. Сыновья более скромных граждан могли носить белые тоги, но позже, во времена империи, когда древние обычаи стали не так строго соблюдаться, видимо, они также стали носить тогу прэтексту. Когда в возрасте 16 лет заканчивалось детство, эту детскую тогу снимали, и с ней буллу или амулет на счастье, который все мальчики носили на шее. Тогда надевалась мужская тога, и это событие отмечалось в лучших семьях особой церемонией.
Возможно, в древности некоторые маленькие девочки также носили тоги, поскольку считается, что раньше ее носили и мужчины и женщины. Однако, судя по разрозненным источникам, вряд ли девочек заставляли придерживаться обычая, который их матери давно перестали соблюдать, поэтому их обычная одежда представляла собой длинную столу или тунику до щиколоток, совсем как у их матерей, подвязанную на талии или чуть выше. Поверх столы они носили похожую на фартук накидку или блузу, свободно спадающую и не подвязанную поясом. Однако обычай носить тогу был не совсем забыт, поскольку, когда девочка из обеспеченного семейства становилась девушкой, она, как и ее брат, проходила церемониал отказа от своих кукол и детской одежды, а с ними, возможно, и от тоги.
Относительно незначительные изменения, которые мы можем заметить в римской одежде за тысячу лет истории царства, республики и империи, – еще одна иллюстрация крепости традиций и отсутствия развития техники, что сказалось и во многих других аспектах повседневной жизни Древнего Рима.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
История моды. Античный Рим
Римская одежда – «греческое рококо», сохранила закономерность, организованность, симметрию и целесообразность, присущие греческой одежде, и одновременно придала женскому платью грациозность и легкость, а мужскому – торжественность.
И сделали это незаметные детали, преобразившие греческий хитон в тунику, которую носили мужчины и женщины. Это была, как бы, домашняя рубашка или нижняя одежда, называемая также туника интима (tunica intima). Она имела и символическое значение. Эта часть одежды была выражением души и личности её владельца, как бы связующим звеном между душой и телом.
Так, например, туника оранжевого цвета символизировала страдание. Такого цвета была туника Геракла, которая, по преданию, была пропитана отравленной кровью кентавра Несса. Туника, которую носили сенаторы, отличалась от интимы широкой пурпурной полосой на груди и на спине, в то время как у всадников она была украшена узкой полоской.
Поверх нижней туники мужчины надевали верхнюю тяжелую одежду, называемую тога, которая стала национальной одеждой римлян. Это продолжение греческого гиматионэ церемониального характера, что придавало ей торжественность.
" Тога - это была уже не только одежда, это символ зрелости (в торжественной обстановке молодой человек надевал её в знак того, что получил права римского гражданина) и принадлежности к римской империи. Рабы, иностранцы и изгнанники носить тогу не имели права.
"
Тога кроилась не в виде простого четырехугольника, а эллипсообразно. И по тому, как она была задрапирована, судили о её владельце - об его культуре и образовании. Хорошо задрапированная тога была выражением основных качеств её обладателя, который, таким образом, оценивался посредством тоги.
Способ ношения тоги был таким же важным предметом обучения, как и риторика. Тога и туника дожили до своего возрождения в более позднее время. Видоизмененная туника появляется в готическое средневековье, а при итальянском Ренессансе тогу ученые носили в виде плаща.
Знатные женщины надевали поверх туники интимы ещё столу, нечто вроде широкой юбки из тонкого полотна - подобие греческого хитона. Свободные гражданки имели право носить паллу, верхний плащ, подобный мужской тоге. При больших торжествах паллу накидывали на голову, при этом иногда ее скрепляли фибулами, иногда подпоясывали поясом.
Белье, в современном смысле слова, носили в Риме только женщины. Это было нечто вроде современного бюстгальтера, который назывался строфиум или мамилларе.
Затем, в период империи, от повседневного ношения тоги отказались. В более короткие плащи, которые были гораздо удобнее, прежде всего, стали одеваться низшие классы. Это были - паллиум, пенула, лацерна, напоминающие греческую хламиду. Позже их приняла и аристократия.
На головах носили шляпы и шапки, подобные греческим. Шляпы петасос, часто соломенные, носили мужчины и женщины, также как и фригийский колпак анатолийского происхождения. Зимой же одевали галлоримский куколь, называемый кукулус, который пережил и средневековую моду.
" В период империи уделяли чрезмерное внимание уходу за телом и внешним видом.
"
Изысканные ткани, веера, зонтики, а также бритье и всевозможные косметические средства, использовались ежедневно. О высоком уровне тогдашнего парикмахерского искусства свидетельствуют сложные и замысловатые женские прически, особенно в период империи. Изобретательность мастеров не знала предела. О прическах пишутся даже стихи и эпиграммы.
Великолепные изделия из драгоценных металлов, украшенные гравировкой и филигранью, отделанные жемчугом и драгоценными камнями, соперничали с египетским ювелирным искусством, имеющим свою тысячелетнюю традицию. Ожерелья, пояса, цепочки, браслеты и перстни носили тогда и мужчины, и женщины.
В Греции и у бедных, и у богатых было принято ходить дома босиком. В Риме же по обуви судили о принадлежности к тому или иному общественному классу. Высшие слои общества, наряду с сандалиями - солеа, носили кожаные ботинки, называемые калцеи, которые отличали римского гражданина от раба.
Калцеи — это высокие башмаки - сапоги, которые на икрах завязываются кожаными ремешками. Эта обувь тоже имеет свои сословные различия: знатные граждане носили калцеи из красной кожи с серебряными украшениями, остальные - из черной и без украшений.
Особую моду на обувь ввели артисты: иногда они надевали так называемые соцци - низкие, плоские ботинки, вроде тапочек, иногда же котурны - ботинки на высокой деревянной подошве, с помощью которых артисты, особенно в трагедиях, оптически стремились казаться выше и тем самым символизировать неземные существа. В истории моды котурны многократно повторялись: в период Возрождения, например, они стали характерной чертой куртизанок.
Типичной была и обувь римских воинов - калиге, подошва которых была закреплена гвоздями. Сам ботинок был сделан из ремешков, как сандалии, и шнуровался высоко над щиколоткой.
Прическа у мужчин чрезвычайно проста - долго, вплоть до империи, носили прическу из коротких, гладких волос, а усы и бороду, иногда голову, брили. Только по примеру некоторых императоров, которые оставляли бороду и усы, эта мода стала постепенно распространяться и в более широких кругах.
Женщины проявляли большую требовательность к прическам. Волосы у них были гладко причесаны и сзади закреплены застежкой или заплетены в косы, которые укладывались вокруг головы. Прически умеренно украшались драгоценностями. Типичными являются мелкие кудряшки вокруг лба.
В период империи была в моде крутая завивка с начесыванием волос. Прически были как из своих волос, так и из париков. Особенно модными были парики из белокурых волос, с которыми римлянки познакомились у германских женщин. Только под влиянием христианства прически опять вернулись к простоте и естественности.
beauty.wild-mistress.ru
Мода в Древнем Риме - Википедия
Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги[1]. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.
Одежда[ | ]
Верхняя одежда[ | ]
Тога[ | ]
Тога являлась знаком римского гражданина (см. тогатус). Вергилий[2] называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу[3], а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась[4].
Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал[5] писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду[6]. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало[7]. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу[8]. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх[9], в суде и по другим официальным поводам[10], при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.
Было известно несколько разновидностей тоги:
Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы[11].
Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий[12] описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей[13]; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
Туника[ | ]
Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство хороших римлян носило тунику днём и ночью[7]. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники[14], у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae)[15].
Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (лат. clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине[11]. У всадников: 1-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа[11].
Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу[17]. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.
Стола[ | ]
Сто́ла (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами(иногда — без рукавов), широкая и со множеством складок, доходившая, вероятно, до щиколоток; внизу обязательно пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita)[18]. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни[11]. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины»[19].
Палла[ | ]
Столу во II веке н. э. сменила палла, а тогу паллий (лат. pallium) — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии[11]. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный[20], но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.
Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы:
Пукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном;
Пенула (лат. paenula) — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо). Так, Мессала[21] говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи[22]. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги[23];
Лацерна (лат. lacerna) — это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала[24], у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги»[11].
Палудаментум (лат. paludamentum) — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее (доходил до лодыжек), а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.
Женщины всё реже стали носить столу и паллу уже при первых императорах, Ульпиан (умер в 228 году) уже не упоминает в списке женской одежды, в эдикте Димициана от 301 года отсутствуют оба названия, а вписаны новые названия — далматика (dalmatica), мужская и женская туника с рукавами, и колобиум (colobium), туника без рукавов[14].
Одежда к особым случаям[ | ]
В I веке вошло в обычай переодеваться к обеду в особую более удобную одежду — synthesis — набор (или даже целый гардероб[25]) разноцветных ярких плащей[11] или своего рода туник[26], который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.
Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.
В банях и общественных термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки[27]. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания[7].
Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы, подвязывали поясом из овечьей шерсти (лат. cingillum). Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum), обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции).
Нижнее бельё[ | ]
Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника[7].
Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке[14]. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода.
Одежда жрецов[ | ]
Фламин в шапочке
Одежда весталок[11]: на голову, обвитую шерстяными повязками (лат. infulae), похожими на валики, надето покрывало до плеч, на груди круглый медальон (лат. bulla), белая туника повязана на талии веревкой.
Арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев (лат. spicea corona)[28];
Фламины в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы (лат. apex, такую же носили и салии) с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок[26]; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.
Фламиника носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.
Отличительной одеждой авгуров была трабея.
Одежда разных слоёв населения[ | ]
Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом[11] и напоминал македонскую хламиду.
Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах[11].
Ткани[ | ]
Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Более всего ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента[14]. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел[14].
Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца[11].
Изображение toga picta
Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества (лат. byssus) завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточно-индийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э.)[30]. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx (одежда называлась bombycina или, по месту выделки, «косскими одеждами»). Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет[11]. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины[30]. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.[11]. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» [31]. Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста[14].
Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и подушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос (лат. clavi), которые пришивались к одежде, использовались также нашивки (лат. segmenta) в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.
Цвета[ | ]
Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.
Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.
Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта[26], Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки[30]. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерций. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры[30]; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты (тем более, что на красном кровь была менее заметна).
Обувь[ | ]
Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia), ботинки (лат. calcei) и сапоги (лат. caligae). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.
Виды обуви[ | ]
Название Описание
лат. calceamentum, calceamenti
Вид обуви или ботинка, доходивший до колен
лат. calceus, calcei
Высокая, закрытая обувь, вроде современных ботинок, составлявшая национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Calceus носили как мужчины, так и женщины. Важные государственные чиновники из знатных семей носили на башмаке из красной или посеребрёной кожи на самом подъеме полумесяц из слоновой кости, который служил для завязывания.
Calceus senatorius (calceus mulleus) — башмак сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до половины ноги, из красной мягкой кожи с четырьмя ремешками[32].Calceus muliebris — закрытая обувь, род башмака из тонкой кожи разнообразных цветов: красные, светло-желтые, чаще всего белые, украшенная драгоценными камнями и жемчужинами. Такую обувь часто носили римские матроны[23]. Иногда вместо ремешков использовались шёлковые цветные ленты; Calceolus/Calceolii — обычно женский небольшой ботинок или полуботинокCalcei patricii — башмаки римской знати с закрытым передом и длинным язычком, крепились к ноге четырьмя чёрными ремешками
лат. campagus, campagi
Солдатская обувь, также называвшаяся campagi militares.
Campagi imperiales — обувь схожая с солдатской, которую носили императоры поздней империи и византийские императоры[32].
лат. carbatina, carbatinae
По данным археологов, эта обувь была сделана из одного куска кожи. По краям были проделаны петли, которые связывали шнурком подощву и верхнюю часть обуви.
Gallica, gallicae — неофициальный вид карбатины, который носили с туникой и lacerna, но не с тогойGallicae Biriles — мужскаяGallicae Cursuriae — для бегуновGallicae Rusticanae — крестьян
Pero, peronis — грубая кожаная обувь, употреблявшаяся главным образом крестьянами.
калиги(лат. caliga, caligae)
Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми[23]
Caligae muliebres
лат. cothurnus, cothurni
Котурны, обувь актёров, игравших в трагедиях; имели очень высокую подошву, что зрительно увеличивало рост и делало поступь величавой.
лат. crepida, crepidae
Сандалии, ремни которых покрывали лишь ступню.
Сандалиилат. sandalia
Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалсь открытой[33]. Сандалии были разных цветов, подошва разной высоты, в зимнее время также с шерстью. Их носили как домашнюю обувь[34], ношение сандалий в общественных местах считалось нарушением хорошего тона. Садившиеся за стол снимали сандалии или им их снимал раб.
(лат. sculponeae, sculpunarum)
Деревянная обувь, которую носили рабы или бедняки.
лат. soccus, Socci
Лёгкая обувь, типа тапочек, которую носили актёры, игравшие в ателланах и фарсах.
лат. solea, soleae
Сандалии, ремни которых ремни поднимались выше лодыжки; их носили римские должностные лица
Solo alto — сандалии актёров на высокой подошвеUrina — женские сандалии из воловьей шкуры, иногда также на двойной подошвеBaxa/Baxae — лёгкие из растительных волокон, листьев и проч.[32]
лат. cubtalaris
Закрывающая ногу обувь, ниже лодыжки[32]
Головные уборы[ | ]
Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus, своего рода капюшон[35]. Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же прямо набрасывался на плечи[23]. Шерстяную шапку вольноотпущенников — лат. pilleus, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко[7], за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства[36]. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца[37].
По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или покрывало (лат. rica), укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину[23]. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки (лат. reticulum).
Если Гай Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора[38], то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон[39]).
Украшения и аксессуары[ | ]
Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.[40]) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.
Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae), в том числе и надевавшиеся на плечо (лат. spintera), и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides)[41] и цепочки на бёдра[42]. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки[7]. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями[43]; некоторые носили крупные кольца из золота[44]. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты[45].
Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: «Используй (его) счастливо» (лат. utere felix) или «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь» (лат. amo te merito).
Аксессуары[ | ]
В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:
«пояс» (лат. subligaculum).
«перевязь» (лат. cingulum), а у солдат ещё и «портупея», поэтому выражение «положить перевязь» (лат. cingulum deponere) означало «выйти в отставку».
«повязки» (лат. fasciae), которые женщины носили на груди[46], а также вокруг ног[26].
«шейные платки» (лат. focalia). Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты[11].
«передник» (лат. praecinctus).
«набедренная повязка у борцов» (лат. campestre).
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
↑ Gell. VII 12, 4; Sen. ep. 114, 21
↑ Aen. I. 282
↑ Plin. ep IV, 14,3
↑ Suet. Claud. 15, 13
↑ Iuv. III. 171
↑ IV. 66. 3—4
↑ 1 2 3 4 5 6 Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.
↑ Suet. Aug. 40. 5
↑ Mart III 29, 3; Juv XI 203
↑ Cod.Theod.XIV 10, 1
↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима.
↑ ad Aen. VII.612
↑ Plin. H. N. VIII.49, IX.39; Virg. Aen. VII.187, XI.334; Ovid. Fast. II.504
↑ 1 2 3 4 5 6 Handbuch der römischen Alterthümer
↑ Gell. VI 12, Cic. Cat II 22
↑ Quint. XI 3, 138; Varro LLIX, 79
↑ Aug. 82. 1
↑ Некоторые авторы считают, что инстита представляла собой не оборку, а, скорее, самостоятельную часть одежды — нечто вроде юбки, которую надевали поверх столы так, чтобы она доходила до земли.
↑ Sen. nat. quaest. VII. 31
↑ Cic. rep VI 2
↑ Tac. dial. 39
↑ Mart. XIV. 130
↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
↑ Juv IX 28
↑ Dig. 34 tit. 3 s38
↑ 1 2 3 4 Roman clothing (англ.). Проверено 7 ноября 2009.
↑ Mart. III 87; VII 35
↑ Plin. H. N. XVIII.2
↑ 1 2 Этруски [1987 Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. — Иллюстрированная энциклопедия моды]
↑ 1 2 3 4 Friedländer. Sitten der Römer. — Köln, 1957. — С. 241.
↑ de benef. VII. 9. 5
↑ 1 2 3 4 Types of Roman Shoes (англ.). Проверено 31 октября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
↑ Gell. XIII, 22, 5
↑ Cic. Mil. 20
↑ Cato r.r. 2, 3
↑ Mart. XI 6, 4; XIV 1,2
↑ Mart. IX 29
↑ Val. Max. VI 3,10
↑ Ov. ars am I 31, 10
↑ Liv.XXXIV 1
↑ Hor. epist. I 17, 56
↑ Plin. NH XXXIII 40
↑ Mart.IV 11
↑ Mart. XI 37
↑ Plin. NH XXXIII 39
↑ Ovid, De Art. Amat. iii.622; Propert. IV.10.49; Fascia Pectoralis, Mart. XIV.134