Орнамент древнего китая. Орнамент стран древнего востока (Китай, Япония, Индия)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ОРНАМЕНТ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (Китай, Япония, Индия). Орнамент древнего китая


Орнамент в китайской культуре. Часть 1 - зооморфные узоры.

При репосте или копи-пасте ссылка на оригинал статьи обязательна. За фото и картинки спасибо Pinterest, Internet, Taobao.

Китайское искусство придает большое значение передаче отношений человека и природы. Мир вокруг визуализировался в декоративно-прикладном творчестве (одежде, украшениях, предметах быта) в виде различных бразов и узоров. Искусство орнамента, являющееся неотъемлемой частью китайской культуры, вобрало в себя традиции и обычаи, философию, образ мышления, метафоричность и особенную эстетику.Отправимся в путь к истокам и значению традиционного китайского орнамента.111В китайской культуре орнамент, традиционно наделенный благопожелательным смыслом и выражающий идею полноты и совершенства всего сущего, пронизывает практически все духовные и материальные сферы человеческого бытия.Современное понятие "благопожелание" впервые было упомянуто в древнекитайском классическом трактате "Чжуан-цзы". В это слово вкладывались такие понятия, как благополучие и благосклонность судьбы, а дословно переводится как " счастливый баран", что объясняется тем, что древние китайцы вели кочевой образ жизни и как следствие, отара жирных баранов являлась великим достижением и трактовалась как счастливое событие.

Со временем термин "благопожелание" объединил в себе целый ряд понятий, среди которых центральное место занимаеют счастье, бгатство, карьера, долголетие и радость. Эти компоненты в конфуцианской культуре называются "пять компонентов полного счастья" и  являются главными темами китайского орнамента.

К зооморфной группе благопожелательного орнамента одежды и украшений относятся многочисленные изображения животных и птиц, рыб и насекомых.В китайской мифологии больше внимания уделялось пяти существам: дракону, фениксу, тигру (иногда его заменяет цилинь - вариант китайского единорога) и черепахе.4 животныхВо большинстве стран Восточной Азии дракон считается символом счастья, ибо он сумел добыть напиток бессмертия. В древнекитайской картине мира он представляет Ян, т. е. персонифицирует размножение, плодородие и активность. Во многих легендах и сказках драконы играют доминирующую роль, а в изобразительном искусстве и в художественных промыслах они становятся основным сюжетом.Количество драконов на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае было точно регламентировано, и девять драконов могло быть только на императорском одеянии. Со времен династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э. ) сине-зеленый дракон  считается символом императора, восхода Солнца, Востока и весеннего дождя. Символом имперской власти был дракон с пятью когтями. Императорский трон, предметы домашнего обихода, одежда были с изображениями этого чудовища. Эту эмблему также должны были использовать принцы первого и второго ранга. Принцам третьего и четвертого рангов было разрешено использование изображений дракона с четырьмя когтями, в то время как принцам пятого ранга и некоторым определенным официальным лицам позволялось использовать в качестве эмблемы изображение змееподобного животного с пятью когтями. Трон императора именовался Троном Дракона, лицо императора - Лицом Дракона. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе.5 драконов

4e9e1a9ec207fe40e3ef4426921fd32cЗимой, как свидетельствует народная традиция, драконы живут под землей, однако во второй месяц поднимаются в небо и вызывают при этом гром и первые дожди. Во многих случаях на второй день второго лунного месяца устраиваются в честь дракона торжества с фейерверками (праздник именуется "Дракон поднимает голову"). В декоративном искусстве часто изображаются два дракона, играющих жемчужиной (шаром грома) , благодаря чему они вызывают плодотворный дождь, который обещает богатство и обильный урожай.6855184407c8720ecb91047399de4daeb5e3ba
В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.053eee677c957f8f707b275b01d7d34fлунпао

Феникс. Изначально слово служило обозначением посланца Небесного владыки — божества ветра (ветер - фэн). Согласно китайским источникам, феникс живет в Киноварной (красной) пещере. Такая позиция привела к слиянию образа феникса и Красной птицы Чжу-цяо — символа южной стороны света. Традиционные элементы изображения феникса: большое крыло, пышный хвост и гребень на голове. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов - желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.фэн3

фэн2Феникс – воплощение элемента Инь. Часто фениксом называли жену императора. Волшебная птица феникс добра и милосердна: она не клюет насекомых, пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, неотделимое от лета и хорошего урожая.Изготовляется множество ювелирных изделий из золота, серебра, драгоценных камней, изображающих феникса. Широко распространены были вышитые халаты с изображениями фениксов, женские матерчатые туфли с головой феникса, платья, халаты480729_10152349863155691_1606582168_nсвадебный костюм

Узор два феникса в облаках.облака 2 фениксаФеникс — предвестник счастья и благополучия, поэтому его всегда и везде все ждут. Прежде был широко распространен фэн гуань — парадный женский головной убор в виде феникса, позже такой убор стали носить все невесты. Так, выражение «самцу и самке феникса вместе летать» означает «счастливые супруги», а также поздравление новобрачным.642d09f597b46da4ed66c9bbedae4cf3d2a550ec277a3762cf807b167a47e8ddТанец дракона с фениксом - символ взаимодействия мужского и женского начала.фэнлун

Тигр олицетворяет силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Он символизировал также военную доблесть. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома украшали и оберегали каменные изваяния тигра.   В китайской мифологии тигр − это покровитель и защитник от злых духов.В связи с этим в праздник начала лета тигр с веткой полыни во рту используется как символ защиты от пяти вредоносных существ (ящерицы, стоножки, жабы, змеи и паука), и по этой же причине детская шапка новорожденного зачастую шилась в виде головы тигра. Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопка.

67379695476a417d3fd0a04ccacab2116f6448ab00a8e7ecbba492883f602cfaГолову хищника рисовали на щитах воинов, гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия.Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.76be55203b81984a1d485a53dd25ff85

209f0b082e20a8d66a6b7b5ff70eb5a4

Примечательно, что в Древнем Китае тигра соотносили с женским началом инь, с подземным миром и Западом (где солнце опускается под землю). Только позднее, с распространением буддизма, иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф ван ( 王 ), что означает "царь". Однако, сохранился образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян): т. е. тьмы, внедрившейся в область света.

1228394098_1228208339_rd060524008

Черепаха также считалась священным животным в Китае -  она олицетворяла долголетие, силу, выносливость. Ее куполообразную спину уподобляли небесному своду, а брюхо - земле. Долголетие черепахи стало символом вечности - верили, что она живет до трех тысяч лет. Священная черепаха имела голову змеи и шею дракона. Ее изваяние служило украшением императорских дворцов и постаментов для памятников на могилах знатных людей.39faaf75fbc58af996aac39a6041051c

286606-2ff3f-30527330-m549x500

Узор с черепахами на ткани.286606-ba1c7-30527317-

Орнамент "панцирь черепахи".панцирь черепахи

Обожествлялись и другие живые существа.

Сверхъестественными свойствами наделялась лисица: она якобы могла творить чудеса. 5d064c30c4951a4fc154e1312ebe9379

Когда лисице исполняется 50 лет, она способна превратиться в обычную женщину, в возрасте 100 лет - стать прекрасной молодой девушкой или волшебником, владеющим всеми тайнами чародейства. Достигнув тысячелетнего возраста, лисица может быть допущена на небо и тогда превратиться в "небесную лисицу".Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье, стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей мордочки с острыми ушами.fox3девушка лиса из телесериала
Чаще всего изображение лисицы можно встретить в женских украшениях (шпильки, броши, серьги, кольца)

1001100210000

Начиная с периода династии Тан большой популярностью в декоре костюма пользуется изображенье льва. Хотя львов в Китае никогда не было, а китайское слово лев происходит от персидского шин. Помимо того, что лев использовалось в качестве знака различия на груди и спине парадной одежды чиновников, один или несколько львов, играющих помпоном из шелковых ниток, символизируют торжество, празднование (сваьбу или день рождения). Такой вид орнамента характерен для декора женских головных украшений периода Цин. В это же время изображение одного или нескольких львов с помпоном встречается на детских амулетах и на женских шпильках.львыБольшой популярностью у китайского народа пользуется образ журавля как символ долголетия. Журавль – это птица- долгожитель, продолжительность его жизни составляет 50-60 лет. В Поднебесной существует множество выражений, описывающих долгую жизнь, в них используется образ журавля: «журавлиное долголетие», «журавлиный возраст». Журавль символизирует собою пожелание получения высшего чина. Это связано с элегантной, изящной внешностью и спокойным, достойным поведением журавля, который представляется китайцам похожим на феникса. В периоды Мин и Цин изображения уссурийских журавлей вышивалось на официальных халатах, также были распространены различные композиции с изображением журавля, такие, как: журавль, танцующий на скрытых прибоем камнях; шесть уссурийских журавлей; журавль, стоящий на одной на одной ноге. Все эти изображения связаны с пожеланием продвижения в карьере чиновника.1e8aa22047a8ffccf6e75fee19aba32f108c4e7aab8538091ab547766ced2b68

Орнаменты с изображением журавля:журавльКарп и окунь используются как символ достатка, богатства, так как слово рыба [юй] является омонимом слов «излишек» и «изобилие», что сделало этот образ эмблемой материального благополучия, общепринятой в китайском искусстве и в праздничной обрядности.В конфуцианской образности особо выделяется карп - порода рыб, обладающая способностью плыть против течения и преодолевать всевозможные преграды, идя на нерест.Образ карпа стал воплощением упорства человека в достижении поставленных целей, который связан также с пожеланием сдачи экзаменов на чиновничью должность, удачной карьеры и общего жизненного успеха.0a13d7a5094b18e92621f8334bb344c7db49c83a01f2af337e43fd4ec9c20319Каждое из перечисленных символических значений рыбы проявляется в определенном художественном контексте. Например, изображение рыбы, представленное в сочетании с другими благопожелательными эмблемами, служит знаком счастья (в самом широком смысле этого понятия), символом материального благосостояния и служебного успеха. Присутствуя в женских украшениях (серьгах, браслетах, подвесках), обычно в парных композициях, рыба выступает как эмблема взаимной любви, счастливого брака и материнства.карпы

Летучая мышь, звучание которой омонимично иероглифу [фу] «счастье», декорирует массу личных украшений (шпильки, кольца, браслеты и другие) как самостоятельно, так и в различных совместных композициях. Орнамент в виде летучей мыши декорировал одежду как простых людей, так и императора.

классика летучих мышейлетучая мышь

летучие мыши

Таким образом мы рассмотрели лишь некоторые основные зооморфные образы, используемые в китайском орнаменте одежды и украшений.В следующих частях рассказа мы обратим внимание на растительные, геометрические и природные символики.

Источники:Владимирова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: Символика и традиции. – Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 2009.Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента.Песчанская Е.В. Зооморфные мотивы китайского благопожелательного орнамента одежды и украшений династий Мин и Цин.Решетов А.М.  Феникс в китайской традиции.Священные существа в китайской мифологии. // http://old.febras.ru/partners/culture2.htmlДракон в картине мира древнего Китая. // http://dragons-nest.ru/def/dr_chin.phpКитайские народные праздники.  //http://www.cntv.ru/2013/03/13/ARTI1363158748845352.shtml

color-harmony.livejournal.com

Орнамент в китайской культуре. - Море творчества

Источники:Владимирова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: Символика и традиции. – Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 2009.Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента.Песчанская Е.В. Зооморфные мотивы китайского благопожелательного орнамента одежды и украшений династий Мин и Цин.Решетов А.М.  Феникс в китайской традиции.Священные существа в китайской мифологии. // http://old.febras.ru/partners/culture2.htmlДракон в картине мира древнего Китая. // http://dragons-nest.ru/def/dr_chin.phpКитайские народные праздники. //http://www.cntv.ru/2013/03/13/ARTI1363158748845352.shtml

Китайское искусство придает большое значение передаче отношений человека и природы. Мир вокруг визуализировался в декоративно-прикладном творчестве (одежде, украшениях, предметах быьа) в виде различных узоров и образов. Искусство орнамента, являющееся неотъемлемой частью китайской культуры, вобрало в себя традиции и обычаи, народную философию, традиционный образ мышления, метафоричность и особенную эстетику.Отправимся с вами в путь к истокам и значению традиционного китайского орнамента.111Самая обширная группа  узоров – благопожелательный орнамент.В китайской культуре орнамент, традиционно наделенный  благопожелательным смыслом и выражающий идею полноты и совершенства всего сущего, пронизывает практически все духовные и материальные сферы человеческого бытия. Современное понятие «благопожелание» впервые было упомянуто в древнекитайском классическом трактате «Чжуан-цзы». В это слово вкладывались такие понятия, как: благополучие и благосклонность судьбы, а дословно переводится на русский язык как «счастливый баран». Объясняется тем, что древние китайцы вели кочевой образ жизни, и, как следствие, отара жирных баранов являлась великим достижением и трактовалась как «счастливое, благое» событие. Со временем термин «благопожелание» объединил в себе целый ряд понятий, среди которых центральное место занимают счастье, богатство, карьера, долголетие, радость, называемые в конфуцианской культуре «пять компонентов полного счастья» и ставшие главными темами китайского орнамента.

К зооморфной группе благопожелательного орнамента одежды и украшений, относятся многочисленные изображения животных, птиц, рыб и насекомых.  В китайской мифологии большое место отводилось пяти существам: дракону,  фениксу, тигру (иногда его заменяет цилинь - вариант китайского единорога) и черепахе. 4 животныхВо большинстве стран Восточной Азии дракон считается символом счастья, ибо он сумел добыть напиток бессмертия. В древнекитайской картине мира он представляет ЯН, т. е. персонифицирует размножение, плодородие и активность. Во многих легендах и сказках драконы играют доминирующую роль, а в изобразительном искусстве и в художественных промыслах они становятся основным сюжетом.Количество драконов на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае было точно регламентировано, и девять драконов могло быть только на императорском одеянии. Со времен династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э. ) сине-зеленый дракон  считается символом императора, восхода Солнца, Востока и весеннего дождя. Символом имперской власти был дракон с пятью когтями. Императорский трон, предметы домашнего обихода, одежда были с изображениями этого чудовища. Эту эмблему также должны были использовать принцы первого и второго ранга. Принцам третьего и четвертого рангов было разрешено использование изображений дракона с четырьмя когтями, в то время как принцам пятого ранга и некоторым определенным официальным лицам позволялось использовать в качестве эмблемы изображение змееподобного животного с пятью когтями. Трон императора именовался Троном Дракона, лицо императора - Лицом Дракона. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе.5 драконов4e9e1a9ec207fe40e3ef4426921fd32cЗимой, как свидетельствует народная традиция, драконы живут под землей, однако во второй месяц поднимаются в небо и вызывают при этом гром и первые дожди. Во многих случаях на второй день второго лунного месяца устраиваются в честь дракона торжества с фейерверками (праздник именуется "Дракон поднимает голову"). В декоративном искусстве часто изображаются два дракона, играющих жемчужиной (шаром грома) , благодаря чему они вызывают плодотворный дождь, который обещает богатство и обильный урожай.6855184407c8720ecb91047399de4daeb5e3baВ иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.053eee677c957f8f707b275b01d7d34fлунпао

Феникс. Изначально слово служило обозначением посланца Небесного владыки — божества ветра (ветер - фэн). Согласно китайским источникам, феникс живет в Киноварной (красной) пещере. Такая позиция привела к слиянию образа феникса и Красной птицы Чжу-цяо — символа южной стороны света. Традиционные элементы изображения феникса: большое крыло, пышный хвост и гребень на голове. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов - желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.фэн3фэн2Феникс – воплощение элемента Инь. Часто фениксом называли жену императора. Волшебная птица феникс добра и милосердна: она не клюет насекомых, пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, неотделимое от лета и хорошего урожая.Изготовляется множество ювелирных изделий из золота, серебра, драгоценных камней, изображающих феникса. Широко распространены были вышитые халаты с изображениями фениксов, женские матерчатые туфли с головой феникса, платья, халаты480729_10152349863155691_1606582168_nсвадебный костюм

Узор два феникса в облаках.облака 2 фениксаФеникс — предвестник счастья и благополучия, поэтому его всегда и везде все ждут. Прежде был широко распространен фэн гуань — парадный женский головной убор в виде феникса, позже такой убор стали носить все невесты. Так, выражение «самцу и самке феникса вместе летать» означает «счастливые супруги», а также поздравление новобрачным.642d09f597b46da4ed66c9bbedae4cf3d2a550ec277a3762cf807b167a47e8ddТанец дракона с фениксом - символ взаимодействия мужского и женского начала.фэнлун

Тигр олицетворяет силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Он символизировал также военную доблесть. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В китайской мифологии тигр − это покровитель и защитник от злых духов. В связи с этим в праздник начала лета тигр с веткой полыни во рту используется как символ защиты от пяти вредоносных существ (ящерицы, стоножки, жабы, змеи и паука), и по этой же причине детская шапка новорожденного зачастую шилась в виде головы тигра.Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопчатобумажной материи.67379695476a417d3fd0a04ccacab2116f6448ab00a8e7ecbba492883f602cfaГолову хищника рисовали на щитах воинов, гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия.Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.76be55203b81984a1d485a53dd25ff85209f0b082e20a8d66a6b7b5ff70eb5a4

Примечательно, что в Древнем Китае тигра соотносили с женским началом инь, с подземным миром и Западом (где солнце опускается под землю). Только позднее, с распространением буддизма, иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф ван ( 王 ), что означает "царь". Однако, сохранился образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян): т. е. тьмы, внедрившейся в область света.

1228394098_1228208339_rd060524008

Черепаха также считалась священным животным в Китае -  она олицетворяла долголетие, силу, выносливость. Ее куполообразную спину уподобляли небесному своду, а брюхо - земле. Долголетие черепахи стало символом вечности - верили, что она живет до трех тысяч лет. Священная черепаха имела голову змеи и шею дракона. Ее изваяние служило украшением императорских дворцов и постаментов для памятников на могилах знатных людей.39faaf75fbc58af996aac39a6041051c286606-2ff3f-30527330-m549x500

Узор с черепахами на ткани.286606-ba1c7-30527317-

Орнамент "панцирь черепахи".панцирь черепахи

Обожествлялись и другие живые существа.Сверхъестественными свойствами наделялась лисица: она якобы могла творить чудеса. 5d064c30c4951a4fc154e1312ebe9379Когда лисице исполняется 50 лет, она способна превратиться в обычную женщину, в возрасте 100 лет - стать прекрасной молодой девушкой или волшебником, владеющим всеми тайнами чародейства. Достигнув тысячелетнего возраста, лисица может быть допущена на небо и тогда превратиться в "небесную лисицу".Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье, стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей мордочки с острыми ушами.fox3девушка лиса из телесериалаЧаще всего изображение лисицы можно встретить в женских украшениях (шпильки, броши, серьги, кольца)

1001100210000

Начиная с периода династии Тан большой популярностью в декоре костюма пользуется изображенье льва. Хотя львов в Китае никогда не было, а китайское слово лев происходит от персидского шин. Помимо того, что лев использовалось в качестве знака различия на груди и спине парадной одежды чиновников, один или несколько львов, играющих помпоном из шелковых ниток, символизируют торжество, празднование (свадьбу или день рождения). Такой вид орнамента характерен для декора женских головных украшений периода Цин. В это же время изображение одного или нескольких львов с помпоном встречается на детских амулетах и на женских шпильках.львыБольшой популярностью у китайского народа пользуется образ журавля как символ долголетия. Журавль – это птица- долгожитель, продолжительность его жизни составляет 50-60 лет. В Поднебесной существует множество выражений, описывающих долгую жизнь, в них используется образ журавля: «журавлиное долголетие», «журавлиный возраст». Журавль символизирует собою пожелание получения высшего чина. Это связано с элегантной, изящной внешностью и спокойным, достойным поведением журавля, который представляется китайцам похожим на феникса. В периоды Мин и Цин изображения уссурийских журавлей вышивалось на официальных халатах, также были распространены различные композиции с изображением журавля, такие, как: журавль, танцующий на скрытых прибоем камнях; шесть уссурийских журавлей; журавль, стоящий на одной ноге. Все эти изображения связаны с пожеланием продвижения в карьере чиновника.1e8aa22047a8ffccf6e75fee19aba32f108c4e7aab8538091ab547766ced2b68ce1af553ef9e2add122fdcaacc239488

Орнаменты с изображением журавля:журавльКарп и окунь используются как символ достатка, богатства, так как слово рыба [юй] является омонимом слов «излишек» и «изобилие», что сделало этот образ эмблемой материального благополучия, общепринятой в китайском искусстве и в праздничной обрядности.В конфуцианской образности особо выделяется карп - порода рыб, обладающая способностью плыть против течения и преодолевать всевозможные преграды, идя на нерест. Образ карпа стал воплощением упорства человека в достижении поставленных целей, который связан также с пожеланием сдачи экзаменов на чиновничью должность, удачной карьеры и общего жизненного успеха.0a13d7a5094b18e92621f8334bb344c7db49c83a01f2af337e43fd4ec9c20319Каждое из перечисленных символических значений рыбы проявляется в определенном художественном контексте. Например, изображение рыбы, представленное в сочетании с другими благопожелательными эмблемами, служит знаком счастья (в самом широком смысле этого понятия), символом материального благосостояния и служебного успеха. Присутствуя в женских украшениях (серьгах, браслетах, подвесках), обычно в парных композициях, рыба выступает как эмблема взаимной любви, счастливого брака и материнства.карпы

Летучая мышь, звучание которой омонимично иероглифу [фу] «счастье», декорирует массу личных украшений (шпильки, кольца, браслеты и другие) как самостоятельно, так и в различных совместных композициях. Орнамент в виде летучей мыши декорировал одежду как простых людей, так и императора.

классика летучих мышейлетучая мышь

летучие мыши

Много образов в Китае связано с растительным миром. Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы зимой. Такие деревья сажали на кладбищах и во дворах храмов предков - это должно было предохранить тела усопших, а живым принести счастье и удачу.Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе. Сосна считалась символом долголетия и высокой нравственной чистоты. 6f5a4df82e3231b2c0a3962f3395f6fcf3ebb6a4c971af24a140fe6facc7230dВ Китае издавна трогательно любили цветы персика, которые олицетворяли собой весну. Людям доставляло эстетическое наслаждение созерцание ярких, изящных и утонченных цветов персика: они напоминали лицо красавицы. 9a205d18de5675df6cf69bad28d8ee1cперсик веснаИз персикового дерева, обладающего магическими свойствами, даосские монахи изготовляли печати, оттиски с которых украшали талисманы и амулеты. Ветвям персикового дерева приписывали целебные свойства: ими хлестали больных лихорадкой и так изгоняли нечистую силу.В Китае персик называют "персик бессмертия" или "именинный персик". Персики дарят на день рожденья, желая долгих лет жизни. Орнамент с изображением персика обычно вывешивают у входной двери, чтобы отгонять нечисть.

79013186_large_img203Особым почитание пользовалась ива, которую можно встретить в любом районе Китая. Это дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время знойных, солнечных дней. В буддийских верованиях ива символизирует кротость и наступление весны. Ее красота, гибкость и хрупкость воспеты великими китайскими поэтами и воплощены в полотнах выдающихся китайских художников. Это дерево стало также символом прекрасного пола. Тонкую талию женщины в Китае сравнивают с ивой.Ивовые ветки вешали над дверьми жилых домов, ибо они сулили счастье и добро. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. ива2ива

Цветок пиона приравнен к национальному символу Китая за свою красоту и чудесное благоухание (В 1903 году он был провозглашен национальным цветком Китая). Его изысканная элегантная форма символизирует процветание, счастье и мир. Его называют правителем цветов. В китайском языке «пион» звучит – «цветок знатности и богатства»,  его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. 2dcf115c3f446beef08b68d93c5499864d9524d0e6e034c7b34ad7df955d3674

Как декоративное растение пион культивируется в Китае уже 1500 лет, в XVI веке в Китае было известно более 30 сортов пионов, некоторые из которых оценивались очень дорого и обменивались лишь на золото.  В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет.пеоныПион считается цветком, олицетворяющим янскую силу. Коме того, пион считается эмблемой любви. (Пассивным началом инь в цветочном царстве является хризантема, олицетворяющая собой покой и долголетие).7d6dd3231f5ftЦветы сливы.Удивительный цвет, изящная форма и чудесный аромат цветущей сливы сделали ее очень популярной в китайском искусстве. Акварели и узоры на ткани, инкрустации, песни и стихи возводят утонченный образ ветки цветущей сливы в разряд национальных символов.  7e1e622d02eac3da571961ae68e3d17f48269912a415c94fc82257aed43d0184Чистота и благородство цветка, наперекор снегу и холоду открывающего свои нежные лепестки навстречу солнцу ранней весной, заряжают энергией и жизненной силой людские сердца.fd0975ef210a2125dbe15becefd4f774

Лотос является символом чистоты и совершенства, потому что вырастает из грязи, но сам остается чистым. Он считается эмблемой потомства, а также лета и урожая благодаря большому количеству семян в его стручке. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой, так как слово "соединение" и "лотос" звучат одинаково, а "лотосовый корень" произносится так же, как "супружеская пара". лотосыКитайское слово "гранат" аналогично по звучанию "поколение за поколением", поэтому в орнаментах гранат символизирует многочисленное потомство. гранатПлод его изображают с лопнувшей кожицей, чтобы сквозь трещину, похожую на улыбающийся рот, были видны зернышки. Такой рисунок читается как "сто сыновей". гранат2Орнаменты из кизила (dogwood) стали популярны в эпоху Хань. Кизил использовали в качестве лекарства,  а по народным поверьям, он был способен приносить удачу.кизил 3кизил2

Таким образом, орнаментация одежды и украшений представляет собою не только знаковую ранговую принадлежность, но и является оберегом, призванным активизировать покровительство высших сил, выражаемых в благопожелательном орнаменте, который олицетворяет ценностные ориентиры, передающие представления о счастье, свойственные китайской культуре и кодифицированные в наборе пяти благопожеланий: счастье, карьера, долголетие, радость и богатство.

Следующая группа узоров - небесные явления.

В Китае облака были объектами поклонения с древнейших времён: как явление природы облака переменчивы, и в представлении людей они часто служат разными предзнаменованиями. Облака неразрывно связаны с дождем, что имеет огромное значение для сельского хозяйства. Существует даже выражение «дух облака».

дракон и облакаоблака2Облачный узор стал популярен при династии Хань, что было связано с религиозными представлениями того периода. Облачный узор часто можно видеть на керамике, ткани, вышивке, изделиях из лака и меди, гравировках того периода.  Можно сказать, что в произведениях прикладного искусства династии Хань самым важным из узоров был именно облачный.c487e33e646e62f8f66bbbaf661117a2d2253e54f8e9e3042b0ffb06d0fa2ef2

«Водяной» узор также очень популярен в орнаментальном искусстве Китая: вода – это источник жизни, а потому она обладает мистическим значением в культуре. Водяной узор обладает множеством разнообразных форм, богатством значений и смыслов и пользуется большой популярностью. Водяной узор чаще всего усиливает общее впечатление от изображения, заполняя пустоты или завершая композицию.

вода2200991512163823477801

Среди геометрических мотивов следует отметить прямоугольный узор и диск.

Прямоугольный узор – один из древнейших в Китае, появившийся из громового орнамента на бронзовых сосудах периода династии Инь-Шан. Он состоит из бесконечного числа коротких прямых линий, соединенных вместе. Внешне узор напоминает иероглиф «возвращаться». В чуть более свободной форме он напоминает спираль или арку. Является символом дождя, несущего процветание сельскому хозяйству. Позднее благодаря тому, что этот узор можно продолжать бесконечно, он стал ассоциироваться с положительными коннотациями бесконечности, протяженности и символизировать длительный отрезок времени или перерождение в буддийском понимании. Это очень распространенный орнамент, он встречается на шелке, в фарфоре и керамике, резьбе, архитектуре и т.д.пеонДиск возник из традиционного китайского узла, и, подобно традиционным узлам, имеет множество подвидов и форм. Он может быть квадратным, круглым или неровным, однако во всех своих модификациях сохраняет эстетическую ценность. Линии этого узора сплетаются подобно веревке в традиционных узлах, создавая ощущение отсутствия начала и конца, имея при этом особую ритмическую композицию, узор был назван диском. Основными растительными сюжетами узоров являются лоза, пион, лотос, хризантема, слива, орхидея, гриб линчжи, хурма, сосна, бамбук и др.depositphotos_8919093-Vector-Oriental-PatternВо времена зарождения цивилизации узлы были способом передачи смыслов не только в китайской, но и в других первобытных культурах. Слово "узел" по-китайски созвучно слову "благопожелание", поэтому узел символизирует достижение желаемого, в размере, более чем достаточном, когда все связывается самым счастливым образом. Декоративные узлы предназначены радовать глаз красотой и изысканностью своей формы. Узлы несут и функциональную нагрузку, украшая жилище или элементы одежды, подразумевая прочный союз и единство.

узлы50944175_1257719488_22preview

Иероглиф Долголетие. Самые разные стилизации иероглифа "долголетие" очень часто встречаются в благопожелательных орнаментах. Окруженный летучими мышками и цветами, в узорах свастики или плодах персика бессмертия, в сочетании с грибами долголетия линчжи или среди благовещих облаков - он занимает центральную часть изображения и олицетворяет счастье долгой жизни.долголетие2

Таким образом, форма, содержание и смысловое наполнение китайского орнамента менялись с течением времени в соответствие с формами общественного и политического развития. Так, в древнем обществе орнамент имел магическое, тотемное значение, в феодальный период отражал политические принципы, а в новое время получили распространение национальные благопожелательные узоры.

 

hellenza.livejournal.com

Орнамент стран древнего востока (Китай, Япония, Индия)

В странах Древнего Востока, где была невозможна идея какого-либо даже ограниченного равноправия, где идеал героя, будучи связанным с представлениями о сверхъестественном могуществе и загадочной силе, имел наименее гуманистический смысл, искусство (и прежде всего декоративно-прикладное) развивалось своеобразно. Это выразилось в символизме, широком использовании мифологических сюжетов, изобилии в орнаментике сказочных фантастических животных и птиц. Орнаментальное искусство Китаяоказало большое влияние на искусство многих народов. Важную роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого (соблюдение канона). У истоков искусства стоят космологические символы: небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними проявляются природные символы. Символы, украшающие произведения искусства, способствуют усилению их декоративной выразительности. Например, дракон – символ плодоносного дождя, птица Феникс – символ красоты и высшего блаженства Знаки зодиака, возможно заимствованные у вавилонян, отличаются от европейских тем, что все изображают животных. Очень распространены мотивы грома и облаков, приносящих дождь; облака изображаются настолько своеобразно, что это позволяет распозновать китайское влияние в искусстве других стран.

Геометрический орнамент развивался мало. Из форм линейного орнамента чаще других встречается меандр. На фарфоравых вазах он образует ленту, окаймляющую верхний и нижний выступы. Флора – источник сюжетов на протяжении тысячелетий. С приходом буддизма получил широкое распространение лотос; популярны были и другие цветы, поскольку каждый месяц года символически связывался с определенным цветком. Так, хризантема – символы осени, дикая слива – зимы, пион- весны, лотос лета. Отдельные иероглифы или слова используются в качестве декоративных мотивов в самых разнообразных видах искусства. Эти знаки выражают пожелания счастья и удачи, а поскольку каллиграфия была в глазах китайцев первым из искусств, они имели самое различное начертание. Например, иероглиф «шоу» (долголетие) мог изображаться сотней различных способов, но для декоративных целей отдавалось предпочтение определенному. В Китае в отличие от Европы, где декоративное искусство называют «малым», оно ценится наравне с теми видами искусства, которые принято считать главными. Основные характерные черты китайского декоративного искусства – это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы природы над темой человека, тщательность исполнения. Наиболее примечательной среди декоративных мотивов Китая является маска тао-те (что означает «прожорливый») – звериная маска, устрашающего вида, с рогами, круглыми выпуклыми глазами и грозными клыками, скорее всего символизирующими звериную мощь, способность разорвать любого врага. Тао-те считали защитником от злых духов, отчего мотив чаще других встречается во всех видах прикладного искусства. Существует несколько разновидностей тао-те, которые близки к облику реальных животных – буйвола, барана, тигра. Иногда тао-те состоит как бы из двух профильных изображений драконов, повернутых друг к другу и сильно деформированных. Этот мотив будет украшать бронзовые и керамические изделия Китая с начала царства Шан (XVI в. до н.э.) вплоть до утративших всякий стиль поделок нашего времени. Другим распространенным мотивом, имевшим широкое применение в последующие века, является зигзагообразный узор «лэй вэнь», символизирующий молнию. К этому мотиву близки круглые спирали, символизирующие движение небесных тел. Существуют и другие виды орнамента: круг, меандр, Т-, Л-, Е-образные знаки, переплетенные между собой и заполняющие фон. Позже, с XII по IX в. до н.э., наряду с интенсивным использованием мотива тао-те появляется новый: сильно стилизованное изображение длинохвостой птицы с высоким хохолком, получившее в дальнейшем большое распространение. В эпоху «Воюющих царств» (XI-III вв. до н.э.) появляется еще один вид орнамента: переплетающиеся драконы, выполненные в легком рельефе. Они расположены горизонтальными полосами. К числу мотивов данной эпохи принадлежат также сцены охоты, войн, игры на музыкальных инструментах с большим количеством фигурок людей и животных, изображенных в динамичных позах. Декоративные узоры этого времени – гибкие, волнообразные, извивающиеся и напоминают прихотливость орнамента рококо. Вся природа (реальная и фантастическая), трактованная орнаментально, получила свое воплощение в произведениях декоративно-прикладного искусства Китая. Драконы, священные лошади, фантастические птицы, приносящие радость и счастье, - все это, ограничено сочетаясь с почти реалистическим изображением цветов, условными завитками волн и облаков, плоскостной трактовкой пейзажа, создавало неповторимое своеобразие так называемого «китайского» стиля. За четыре тысячелетия до наших дней в Китае были канонизированы основные цвета (красный, белый, желтый, синий и зеленый), установлена их символика. Каждая сторона света обозначалась своим цветом: восток – голубой, юг – красный, запад – белый, север - черный. И комбинации этих цветов были тоже строго канонизированы (белый – голубой, красный - черный и т.д.) Декоративное искусство Япониисложилось под сильным влиянием Китая и отчасти Индии. Орнамента в строгом понимании этого слова у японцев нет. В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей, бесконечно варьируемые, преображаемые фантазией художника. Однако в такой орнаментации есть черты, существенно отличающие ее от изделий других народов. Различие это заключается преимущественно в особенностях композиции, в расположении декора на поверхности произведения ДПИ. Для японского стиля типичны умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты, материала, дар художественного синтеза, повторение мотивов и отсутствие перспективы в изображении, имеющие целью подчеркнуть роль поверхности. Все это ошеломило запад, когда в XIX в. он познакомился с японским искусством, и произвело переворот в представлениях художников, способствовав возникновению «ар нуво», или, иными словами, «стиля модерн». Принцип асимметрии, непринужденно свободное соотношение декора и формы – основные качества национальной традиции Японии. Не соподчинение узора и формы, а, наоборот, их контрастное сопоставление отличает изделия японских мастеров. В этих произведениях всегда присутствует строгая логика и целесообразность, гармония, основанная на равновесии цветовых сочетаний, на точном соотношении пустого и заполненного декором пространства. Эта сложная, многогранная связь узора, формы и материала характерна для орнаментации всех видов декоративного искусства Японии.Индияоказала влияние на орнаментальное творчество народов Востока и сама находилась под влиянием Персии. Геометрический орнамент не занимает в Индии такого места, как в других странах Востока. В эпоху Гуптов развивается декоративный стиль, получивший впоследствии широкое распространение. Основные декоративные мотивы этой эпохи: геометрические, где ромбы и круги чередуются рядами и обрамлены листвой; растительные – лотос, гирлянды, ветвевидный орнамент, ирис, мотивы водяных чудовищ-макара или полулюдей-полуптиц-киннаров, переплетающихся с цветочными элементами. Все орнаментальные мотивы разнообразны, с преобладанием округлых извилистых сплетающихся линий. Особенностью индусского орнамента считается любовь к почти натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Изображения животных, птиц, цветов очень близки к природе и обнаруживают хорошее знание их форм. Индусский орнамент носит ярко выраженный ковровый характер. В нем все поле орнаментальной площади тесно заполнено различными орнаментальными мотивами. Декоративным монументальным росписям Индии свойственна тяга к красочности. Среди сюжетов встречаются изображения торжественных шествий и церемоний, бытовые сцены. Орнамент потолков содержит преимущественно натуралистические мотивы птиц и цветов. Главный объект декора - человек, предметы и растения играют второстепенную роль. Индийской керамике присущ геометрический или анималистический (рыбы, зебу) орнамент, мотивы которого располагаются фризами на тулове сосуда. Среди декоративных мотивов (в мебели, на тронах эпохи Гуптов) встречаются слоны, крокодилы, бараны, олени и другие животные, символизирующие землю, воду и воздух. В узорах индийских тканей цветочный орнамент трактуется подобно персидскому, только краски определеннее и резче. Стилизованная пальма и кипарис – наиболее распространенные орнаментальные мотивы, украшающие кашмирские шали. Лотосы, окруженные листьями, цветы граната, гвоздика, тюльпаны даются в радостных и гармоничных тонах. Композиция кашмирских шалей строится в основном на контрастах – светлый рисунок на темном фоне, и наоборот. Например, широко распространен прием окружения рисунка на темном фоне светлой каймой, как бы широким светлым контуром. Для рисунка на светлом фоне кайма делается темной. В узорах индийских тканей XVII и XVIII вв. отчетливо прослеживаются следы иранского влияния: растительный орнамент с преобладанием кипарисовой веточки. В индусских вышивках мотивы заимствовались у природы (цветы и птицы) или из мифологии и легенд. Орнамент сари, как правило, был геометрический (квадраты, ромбы, зигзаги), но иногда встречаются сари, орнаментированные птицами.

studfiles.net

ОРНАМЕНТ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (Китай, Япония, Индия)

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

 

В странах Древнего Востока, где была невозможна идея какого-либо даже ограниченного равноправия, где идеал героя, будучи связанным с представлениями о сверхъестественном могуществе и загадочной силе, имел наименее гуманистический смысл, искусство (и прежде всего декоративно-прикладное) развивалось своеобразно. Это выразилось в символизме, широком использовании мифологических сюжетов, изобилии в орнаментике сказочных фантастических животных и птиц.Орнаментальное искусство Китая оказало большое влияние на искусство многих народов. Важную роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого (соблюдение канона). У истоков искусства стоят космологические символы: небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними проявляются природные символы.Символы, украшающие произведения искусства, способствуют усилению их декоративной выразительности. Например, дракон – символ плодоносного дождя, птица Феникс – символ красоты и высшего блаженства Знаки зодиака, возможно заимствованные у вавилонян, отличаются от европейских тем, что все изображают животных. Очень распространены мотивы грома и облаков, приносящих дождь; облака изображаются настолько своеобразно, что это позволяет распозновать китайское влияние в искусстве других стран.Геометрический орнамент развивался мало. Из форм линейного орнамента чаще других встречается меандр. На фарфоравых вазах он образует ленту, окаймляющую верхний и нижний выступы.Флора – источник сюжетов на протяжении тысячелетий. С приходом буддизма получил широкое распространение лотос; популярны были и другие цветы, поскольку каждый месяц года символически связывался с определенным цветком. Так, хризантема – символы осени, дикая слива – зимы, пион- весны, лотос лета. Отдельные иероглифы или слова используются в качестве декоративных мотивов в самых разнообразных видах искусства. Эти знаки выражают пожелания счастья и удачи, а поскольку каллиграфия была в глазах китайцев первым из искусств, они имели самое различное начертание. Например, иероглиф «шоу» (долголетие) мог изображаться сотней различных способов, но для декоративных целей отдавалось предпочтение определенному.В Китае в отличие от Европы, где декоративное искусство называют «малым», оно ценится наравне с теми видами искусства, которые принято считать главными. Основные характерные черты китайского декоративного искусства – это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы природы над темой человека, тщательность исполнения.Наиболее примечательной среди декоративных мотивов Китая является маска тао-те (что означает «прожорливый») – звериная маска, устрашающего вида, с рогами, круглыми выпуклыми глазами и грозными клыками, скорее всего символизирующими звериную мощь, способность разорвать любого врага. Тао-те считали защитником от злых духов, отчего мотив чаще других встречается во всех видах прикладного искусства. Существует несколько разновидностей тао-те, которые близки к облику реальных животных – буйвола, барана, тигра. Иногда тао-те состоит как бы из двух профильных изображений драконов, повернутых друг к другу и сильно деформированных. Этот мотив будет украшать бронзовые и керамические изделия Китая с начала царства Шан (XVI в. до н.э.) вплоть до утративших всякий стиль поделок нашего времени.Другим распространенным мотивом, имевшим широкое применение в последующие века, является зигзагообразный узор «лэй вэнь», символизирующий молнию. К этому мотиву близки круглые спирали, символизирующие движение небесных тел. Существуют и другие виды орнамента: круг, меандр, Т-, Л-, Е-образные знаки, переплетенные между собой и заполняющие фон.Позже, с XII по IX в. до н.э., наряду с интенсивным использованием мотива тао-те появляется новый: сильно стилизованное изображение длинохвостой птицы с высоким хохолком, получившее в дальнейшем большое распространение.В эпоху «Воюющих царств» (XI-III вв. до н.э.) появляется еще один вид орнамента: переплетающиеся драконы, выполненные в легком рельефе. Они расположены горизонтальными полосами. К числу мотивов данной эпохи принадлежат также сцены охоты, войн, игры на музыкальных инструментах с большим количеством фигурок людей и животных, изображенных в динамичных позах. Декоративные узоры этого времени – гибкие, волнообразные, извивающиеся и напоминают прихотливость орнамента рококо.Вся природа (реальная и фантастическая), трактованная орнаментально, получила свое воплощение в произведениях декоративно-прикладного искусства Китая. Драконы, священные лошади, фантастические птицы, приносящие радость и счастье, - все это, ограничено сочетаясь с почти реалистическим изображением цветов, условными завитками волн и облаков, плоскостной трактовкой пейзажа, создавало неповторимое своеобразие так называемого «китайского» стиля.За четыре тысячелетия до наших дней в Китае были канонизированы основные цвета (красный, белый, желтый, синий и зеленый), установлена их символика. Каждая сторона света обозначалась своим цветом: восток – голубой, юг – красный, запад – белый, север - черный. И комбинации этих цветов были тоже строго канонизированы (белый – голубой, красный - черный и т.д.)Декоративное искусство Японии сложилось под сильным влиянием Китая и отчасти Индии. Орнамента в строгом понимании этого слова у японцев нет. В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей, бесконечно варьируемые, преображаемые фантазией художника.Однако в такой орнаментации есть черты, существенно отличающие ее от изделий других народов. Различие это заключается преимущественно в особенностях композиции, в расположении декора на поверхности произведения ДПИ. Для японского стиля типичны умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты, материала, дар художественного синтеза, повторение мотивов и отсутствие перспективы в изображении, имеющие целью подчеркнуть роль поверхности. Все это ошеломило запад, когда в XIX в. он познакомился с японским искусством, и произвело переворот в представлениях художников, способствовав возникновению «ар нуво», или, иными словами, «стиля модерн».Принцип асимметрии, непринужденно свободное соотношение декора и формы – основные качества национальной традиции Японии. Не соподчинение узора и формы, а, наоборот, их контрастное сопоставление отличает изделия японских мастеров.В этих произведениях всегда присутствует строгая логика и целесообразность, гармония, основанная на равновесии цветовых сочетаний, на точном соотношении пустого и заполненного декором пространства. Эта сложная, многогранная связь узора, формы и материала характерна для орнаментации всех видов декоративного искусства Японии.Индия оказала влияние на орнаментальное творчество народов Востока и сама находилась под влиянием Персии. Геометрический орнамент не занимает в Индии такого места, как в других странах Востока. В эпоху Гуптов развивается декоративный стиль, получивший впоследствии широкое распространение. Основные декоративные мотивы этой эпохи: геометрические, где ромбы и круги чередуются рядами и обрамлены листвой; растительные – лотос, гирлянды, ветвевидный орнамент, ирис, мотивы водяных чудовищ-макара или полулюдей-полуптиц-киннаров, переплетающихся с цветочными элементами. Все орнаментальные мотивы разнообразны, с преобладанием округлых извилистых сплетающихся линий.Особенностью индусского орнамента считается любовь к почти натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Изображения животных, птиц, цветов очень близки к природе и обнаруживают хорошее знание их форм. Индусский орнамент носит ярко выраженный ковровый характер. В нем все поле орнаментальной площади тесно заполнено различными орнаментальными мотивами.Декоративным монументальным росписям Индии свойственна тяга к красочности. Среди сюжетов встречаются изображения торжественных шествий и церемоний, бытовые сцены. Орнамент потолков содержит преимущественно натуралистические мотивы птиц и цветов. Главный объект декора - человек, предметы и растения играют второстепенную роль.Индийской керамике присущ геометрический или анималистический (рыбы, зебу) орнамент, мотивы которого располагаются фризами на тулове сосуда.Среди декоративных мотивов (в мебели, на тронах эпохи Гуптов) встречаются слоны, крокодилы, бараны, олени и другие животные, символизирующие землю, воду и воздух.В узорах индийских тканей цветочный орнамент трактуется подобно персидскому, только краски определеннее и резче. Стилизованная пальма и кипарис – наиболее распространенные орнаментальные мотивы, украшающие кашмирские шали. Лотосы, окруженные листьями, цветы граната, гвоздика, тюльпаны даются в радостных и гармоничных тонах. Композиция кашмирских шалей строится в основном на контрастах – светлый рисунок на темном фоне, и наоборот. Например, широко распространен прием окружения рисунка на темном фоне светлой каймой, как бы широким светлым контуром. Для рисунка на светлом фоне кайма делается темной.В узорах индийских тканей XVII и XVIII вв. отчетливо прослеживаются следы иранского влияния: растительный орнамент с преобладанием кипарисовой веточки. В индусских вышивках мотивы заимствовались у природы (цветы и птицы) или из мифологии и легенд. Орнамент сари, как правило, был геометрический (квадраты, ромбы, зигзаги), но иногда встречаются сари, орнаментированные птицами.

 

 

Читайте также:

lektsia.com

Орнамент в китайской культуре. Растительные узоры.

Оригинал взят у hellenza в color_harmony.

Сегодня мы продолжим рассказ о китайской культуре с ее многообразием узоров и символов. С первой частью можно ознакомиться здесь: http://color-harmony.livejournal.com/216871.html

Большое количество образов в Китае связано с растительным миром. 2da003f6e28dfabcbc83b5ee81447960Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы зимой. Такие деревья сажали во дворах храмов предков - это должно было живым принести счастье и удачу. Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе. Сосна считалась символом долголетия и высокой нравственной чистоты. Однако, изображение сосны и журавля означало последние годы долгой жизни."Ни вяз, ни тополь с сосной не сравнятся. Царит над всеми она. Всех сосна зеленей." (Ду Фу)."Сосна, кипарис - природно сиры и прямы. Трудно им быть с лицом персика, сливы". (Ли Бо)6f5a4df82e3231b2c0a3962f3395f6fcf3ebb6a4c971af24a140fe6facc7230d

В Китае издавна трогательно любили цветы персика, которые олицетворяли собой весну. Людям доставляло эстетическое наслаждение созерцание ярких, изящных и утонченных цветов персика: они напоминали лицо красавицы. 9a205d18de5675df6cf69bad28d8ee1cперсик веснаЦенились не только цветы персика, но его плоды, ветви. Так из персикового дерева, обладающего магическими свойствами, даосские монахи изготовляли печати, оттиски с которых украшали талисманы и амулеты. Ветвям персикового дерева приписывали целебные свойства: ими хлестали больных лихорадкой и так изгоняли нечистую силу.В Китае персик называют "персик бессмертия" или "именинный персик". Персики дарят на день рожденья, желая долгих лет жизни. Орнамент с изображением персика обычно вывешивают у входной двери, чтобы отгонять нечисть.Плод персика олицетворял супружеское счастье.

Цветок пиона приравнен к национальному символу Китая за свою красоту и чудесное благоухание (В 1903 году он был провозглашен национальным цветком Китая). Его изысканная элегантная форма символизирует процветание, счастье и мир. Его называют правителем цветов. В китайском языке «пион» звучит – «цветок знатности и богатства»,  его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. "Пион - цветок бгатый и роскошный. К лицу он дочерям императора." (Сон в красном тереме)2dcf115c3f446beef08b68d93c5499864d9524d0e6e034c7b34ad7df955d3674

Как декоративное растение пион культивируется в Китае уже 1500 лет, в XVI веке в Китае было известно более 30 сортов пионов, некоторые из которых оценивались очень дорого и обменивались лишь на золото.  В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет.пеоныПион считается цветком, олицетворяющим янскую силу. Коме того, пион считается эмблемой земной любви. 7d6dd3231f5ft

Хризантема. Пассивным началом инь в цветочном царстве является хризантема, олицетворяющая собой покой, долголетие, простоту и гордость. Это самый осенний цветок. Традиционные цвета китайской хризантемы - белый и желтый.1712Распространены пуговицы в виде золотых  хризантем.imagesА также вышивка и печать на ткани.218b6e814810f8708e4266568dcecd551860

Лотос является символом чистоты и совершенства, потому что вырастает из грязи, но сам остается чистым. Он считается эмблемой потомства, а также лета и урожая благодаря большому количеству семян в его стручке. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой, так как слово "соединение" и "лотос" звучат одинаково, а "лотосовый корень" произносится так же, как "супружеская пара".лотосСимволика лотоса в китайской культуре тесно связана с буддизмом: это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ил.При этом лотос нежный и красивый цветок, символ женственности.лотосыОсобым почитание пользовалась ива, которую можно встретить в любом районе Китая. Это дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время знойных, солнечных дней. В буддийских верованиях ива символизирует кротость и наступление весны. Ее красота, гибкость и хрупкость воспеты великими китайскими поэтами и воплощены в полотнах выдающихся китайских художников. Это дерево стало также символом прекрасного пола. Тонкую талию женщины в Китае сравнивают с ивой.Ивовые ветки вешали над дверьми жилых домов, ибо они сулили счастье и добро. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Переплетенные ветви ивы являются симовлом нерасторжимой любви.ива2ива

Китайское слово "гранат" аналогично по звучанию "поколение за поколением", поэтому в орнаментах гранат символизирует многочисленное потомство. гранатПлод его изображают с лопнувшей кожицей, чтобы сквозь трещину, похожую на улыбающийся рот, были видны зернышки. Такой рисунок читается как "сто сыновей". гранат2

Орнаменты из кизила (dogwood) стали популярны в эпоху Хань. Кизил использовали в качестве лекарства, а по народным поверьям, он был способен приносить удачу. В настоящее время изображение кизила используется в укаршениях и ювелирных изделиях.кизил 3кизил2

Растения конструируют идеальную картину мира природы в соответствии с временами года (слива, персик, пион - весна Лотос, ива - лето Хризантема - осень Сосна, бамбук - зима....) Орнаментация одежды и украшений представляла собою не только знаковую принадлежность, но и является оберегом, призванным активизировать покровительство высших сил, выражаемых в благопожелательном орнаменте, который олицетворяет ценностные ориентиры, передающие представления о счастье, свойственные китайской культуре и кодифицированные в наборе пяти благопожеланий: счастье, карьера , долголетие, радость и богатство.

Источники:

Владимирова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: Символика и традиции. - Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 2009.

Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента.

Песчанская Е.В. Зооморфные мотивы китайского благопожелательного орнамента одежды и украшений династий Мин и Цин.

Решетов А.М. Феникс в китайской традиции.

7cveta.livejournal.com

Цветочные мотивы в китайском орнаменте

Цветочные мотивы в китайском орнаменте неисчерпаемы. Для меня эта тема абсолютно новая, и я, разумеется, не претендую на полноту обзора. Это всего лишь первая попытка систематизации.

Цветочные мотивы, как и все остальные в китайском искусстве, глубоко символичны. Их великое множество, я остановлюсь лишь на четырех, символизирующих времена года - пион - весна; лотос - лето; хризантема - осень ; вишня ипи слива - зима.  В живописи изображения этих растений очень натуралистичны, но в орнаменте далеко не всегда узнаваемы. В качестве иллюстраций здесь использованы как фрагменты подлинных предметов, так и рисунки из книги "Китайский орнамент", Owen Jones, 1868.

Как видите, в оригинале орнаменты выглядят значительно изящнее, чем на отрисовках.

Начнем с ЛОТОСА. Лотос является символом чистоты и совершенства, потому что вырастает из грязи, но сам остается чистым. Он считается эмблемой потомства, а также лета и урожая благодаря большому количеству семян в его стручке. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой, так как слово "соединение" и "лотос" звучат одинаково, а "лотосовый корень" произносится так же, как "супружеская пара". Символика лотоса в китайской культуре тесно связана с буддизмом: это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ил.При этом лотос нежный и красивый цветок, символ женственности.

Цветок ПИОНА приравнен к национальному символу Китая за свою красоту и чудесное благоухание (В 1903 году он был провозглашен национальным цветком Китая). Его изысканная элегантная форма символизирует процветание, счастье и мир. Его называют правителем цветов. В китайском языке «пион» звучит  как «цветок знатности и богатства», его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий."Пион - цветок бгатый и роскошный. К лицу он дочерям императора." (Сон в красном тереме).

Возможно благодаря этому изображение пиона в орнаменте встречается очень часто.

Как декоративное растение пион культивируется в Китае уже 1500 лет, в XVI веке в Китае было известно более 30 сортов пионов, некоторые из которых оценивались очень дорого и обменивались лишь на золото. В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет.

Пион считается цветком, олицетворяющим янскую силу. Коме того он является символом земной любви.

СЛИВА.Удивительный цвет, изящная форма и чудесный аромат цветущей сливы сделали ее очень популярной в китайском искусстве. Акварели и узоры на ткани, инкрустации, песни и стихи возводят утонченный образ ветки цветущей сливы в разряд национальных символов. Слива цветет ранней весной, когда вокруг совсем холодно и даже лежит снег. Чистота и благородство цветка, наперекор снегу и холоду открывающего свои нежные лепестки навстречу солнцу ранней весной, заряжают энергией и жизненной силой людские сердца.

На верхнем и нижнем фото скорее всего изображен персик, еще один  популярный мотив китайского искусства.

ХРИЗАНТЕМА является символом пассивного начала - инь - в цветочном царстве. Она олицетворяет собой покой, долголетие, простоту и гордость. Это самый осенний цветок. Традиционные цвета китайской хризантемы - белый и желтый.

С этим цветком мне повезло меньше других - я нашла всего одно бесспорное ее изображение на керамике, остальное можно принять за хризантему с большой натяжкой.

Как я уже писала, далеко не все цветы в орнаменте узнаваемы, но есть среди них особенно часто повторяющиеся образцы. Некоторые из них показаны ниже.

Цветочный орнамент наносится на предмет сплошным ковром, цветы и их бутоны окружены изогнутыми стеблями с кудрявыми листьями.

Современные ткани в традиционном стиле.

Кажется, что большинство цветов вдохновлены лотосом.

Здесь явно узнаваем пион.

 Текст отсюда http://color-harmony.livejournal.com/218655.htmlОрнаменты из книги здесь https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=Category:Examples_of_Chinese_Ornament_(Owen_Jones)&oldid=190552438

http://www.aliexpress.com/item-img/Kaida-silk-brocade-jacquard-silk-cheongsam-beautiful-quilt-fabrics-Waratah-multicolor-Costume-traditional-Chinese-fabric/32376400781.html?spm=2114.10010208.0.52.erC8Hk

Схемы помогут  легче омыслить этот обширный материал.

Фотографии в альбоме «Орнаменты», автор alona-mera777 на Яндекс.Фотках

ornament-i-stil.livejournal.com

Цветочные мотивы в китайском орнаменте: uchitelj

Цветочные мотивы в китайском орнаменте неисчерпаемы. Для меня эта тема абсолютно новая, и я, разумеется, не претендую на полноту обзора. Это всего лишь первая попытка систематизации.

Цветочные мотивы, как и все остальные в китайском искусстве, глубоко символичны. Их великое множество, я остановлюсь лишь на четырех, символизирующих времена года - пион - весна; лотос - лето; хризантема - осень ; вишня ипи слива - зима.  В живописи изображения этих растений очень натуралистичны, но в орнаменте далеко не всегда узнаваемы. В качестве иллюстраций здесь использованы как фрагменты подлинных предметов, так и рисунки из книги "Китайский орнамент", Owen Jones, 1868.

Как видите, в оригинале орнаменты выглядят значительно изящнее, чем на отрисовках.

Начнем с ЛОТОСА. Лотос является символом чистоты и совершенства, потому что вырастает из грязи, но сам остается чистым. Он считается эмблемой потомства, а также лета и урожая благодаря большому количеству семян в его стручке. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой, так как слово "соединение" и "лотос" звучат одинаково, а "лотосовый корень" произносится так же, как "супружеская пара". Символика лотоса в китайской культуре тесно связана с буддизмом: это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ил.При этом лотос нежный и красивый цветок, символ женственности.

Цветок ПИОНА приравнен к национальному символу Китая за свою красоту и чудесное благоухание (В 1903 году он был провозглашен национальным цветком Китая). Его изысканная элегантная форма символизирует процветание, счастье и мир. Его называют правителем цветов. В китайском языке «пион» звучит  как «цветок знатности и богатства», его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий."Пион - цветок бгатый и роскошный. К лицу он дочерям императора." (Сон в красном тереме).

Возможно благодаря этому изображение пиона в орнаменте встречается очень часто.

Как декоративное растение пион культивируется в Китае уже 1500 лет, в XVI веке в Китае было известно более 30 сортов пионов, некоторые из которых оценивались очень дорого и обменивались лишь на золото. В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет.

Пион считается цветком, олицетворяющим янскую силу. Коме того он является символом земной любви.

СЛИВА.Удивительный цвет, изящная форма и чудесный аромат цветущей сливы сделали ее очень популярной в китайском искусстве. Акварели и узоры на ткани, инкрустации, песни и стихи возводят утонченный образ ветки цветущей сливы в разряд национальных символов. Слива цветет ранней весной, когда вокруг совсем холодно и даже лежит снег. Чистота и благородство цветка, наперекор снегу и холоду открывающего свои нежные лепестки навстречу солнцу ранней весной, заряжают энергией и жизненной силой людские сердца.

На верхнем и нижнем фото скорее всего изображен персик, еще один  популярный мотив китайского искусства.

ХРИЗАНТЕМА является символом пассивного начала - инь - в цветочном царстве. Она олицетворяет собой покой, долголетие, простоту и гордость. Это самый осенний цветок. Традиционные цвета китайской хризантемы - белый и желтый.

С этим цветком мне повезло меньше других - я нашла всего одно бесспорное ее изображение на керамике, остальное можно принять за хризантему с большой натяжкой.

Как я уже писала, далеко не все цветы в орнаменте узнаваемы, но есть среди них особенно часто повторяющиеся образцы. Некоторые из них показаны ниже.  

Цветочный орнамент наносится на предмет сплошным ковром, цветы и их бутоны окружены изогнутыми стеблями с кудрявыми листьями.

Современные ткани в традиционном стиле.

Кажется, что большинство цветов вдохновлены лотосом.

Здесь явно узнаваем пион.

 Текст отсюда http://color-harmony.livejournal.com/218655.htmlОрнаменты из книги здесь https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=Category:Examples_of_Chinese_Ornament_(Owen_Jones)&oldid=190552438

http://www.aliexpress.com/item-img/Kaida-silk-brocade-jacquard-silk-cheongsam-beautiful-quilt-fabrics-Waratah-multicolor-Costume-traditional-Chinese-fabric/32376400781.html?spm=2114.10010208.0.52.erC8Hk

Схемы помогут  легче омыслить этот обширный материал.

Фотографии в альбоме «Орнаменты», автор alona-mera777 на Яндекс.Фотках

uchitelj.livejournal.com


Смотрите также