Быт древней индии. Частная жизнь и быт древних индийцев
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Введение Открывая Древнюю Индию. Быт древней индии


Быт в древней Индии

Быт в древней ИндииБыт в древней Индии

Дети, изучающие священные тексты

Быт в древней Индиимужская одежда

Деревенские жители не употребляли в пищу большого количества мяса. Запрет на убийство коров не означал, конечно, что все автоматически становились вегетарианцами, хотя во времена Гуптов многие представители высших сословий не ели мяса вообще. Согласно «Артхашастре», употребление различных видов мяса в пищу не только допускалось, но и считалось вполне нормальным и не предосудительным. Поэтому можно предположить, что, несмотря на особое отношение к коровам, деревенские жители использовали мясо в пищу – просто это было в основном мясо других животных.

Мясо для зажиточных горожан поставляли профессиональные охотники; деревенские жители охотились сами. И те и другие использовали лук и стрелы, дротики, а также трубку, из которой стреляли, выдувая маленькие отравленные стрелы. Деревенские жители также изготовляли простые капканы и ловушки. Например, внутрь петли вставляли бамбук, и, когда животное брало приманку, петля сжималась. Профессиональные охотники использовали более сложные устройства.

Быт в древней Индии

Охотились на птиц, которых не только ели, но и держали в клетках. Жители прибрежных деревень занимались рыболовством. Сушеную или вяленую рыбу продавали жителям тех городов и деревень, которые были расположены вдали от морского побережья. Однако большинство деревень находилось внутри страны, и жизнь, и благосостояние людей зависели от земледелия. Большинство крестьян были собственниками земли, для каких бы целей она ни служила, правда, высшее право собственности оставалось за монархом. Многие крестьянские наделы были достаточно скромными, их хватало только для того, чтобы прокормить семью. Были и крупные наделы, на которых использовался наемный труд. К людям, потерявшим землю и вынужденным батрачить, относились с презрением, поскольку считалось, что такое могло произойти только в наказание за дурные поступки, совершенные человеком в прошлой жизни. Некоторые участки земли расширялись, а иные становились все меньше. Последнее было связано с обычаем делить собственность после смерти главы семьи. Бывало, когда в течение жизни нескольких поколений очень большой участок превращался в набор разбросанных крохотных клочков земли.

Однако независимо от размера земельного участка, все крестьяне в первую очередь зависели от климатических природных условий. Наверное, главным условием успешной работы в деревне, да и всей жизни в целом была вода. В Индии в глубокой древности научились строить водосберегающие сооружения, из которых вода поступала на поля. Техника создания таких сооружений была известна издавна и находилась на высоком уровне. Водохранилища, каналы, плотины и дамбы играли важнейшую роль в орошении полей водой из близлежащих рек. Многие технические приемы, известные тогда, живы по сей день. Так, для того чтобы черпать воду из реки или перекачивать из одного водоема в другой, используются кожаные ведра. Это ведро прикрепляется к горизонтальному шесту, на другой стороне которого находится противовес; горизонтальный шест прикреплен к вертикальному. Вода в этом случае вычерпывалась при помощи ручной силы. Другой способ был связан с использованием домашних животных. Быков прогоняли вверх и вниз по наклонной плоскости до тех пор, пока не вычерпывалось (с помощью тех же кожаных ведер) необходимое количество воды.

Работы по созданию оросительных систем велись очень активно, подчас возводились весьма крупные сооружения, которые постоянно поддерживали в рабочем режиме. Создание водохранилищ считалось одной из важнейших задач монарха, необходимой для выполнения его главной функции – защиты своих подданных. Так, дамба в Гирнаре, на полуострове Катхиявар, была построена еще при Чандрагупте; расширяющие и укрепляющие работы проводились при Ашоке, а реконструкцию всего сооружения осуществили при Рудрадамане в 150 г. до н. э. Последний раз дамба была восстановлена примерно в 456 г. н. э. местным губернатором во времена правления Скандагупты. Безусловно, существовало немало подобных сооружений, однако следов многих из них, к сожалению, не сохранилось.

Иностранцы всегда дивились на плодородие индийских почв и высоко ценили уровень сельскохозяйственной культуры и умелость индийских крестьян. Греков особенно поражало то, что с земель собирали два и более урожаев в год. К примеру, рис умели выращивать как в сезон дождей, так и во время сухих сезонов – зимой, при помощи искусственного орошения. Индийские земледельцы были знакомы с естественными удобрениями, и, судя по тому, какие советы по ведению сельского хозяйства даются в «Артхашастре» (хоть там и говорится о царских землях), можно предположить, что сельскохозяйственное производство находилось на весьма высоком уровне. Обычным делом было использование севооборота и вспахивания целинных земель.

Два вида плуга

Быт в древней Индии

 

Посевная начиналась ранней весной, когда крестьянин вспахивал землю деревянным плугом для неглубокой вспашки, запряженным двумя волами. Устройство плуга мало изменилось за тысячи лет; правда, в древнеиндийской литературе упоминаются железные лемехи. Из всех культур, выращиваемых в Индии, самым трудоемким и требующим наибольших затрат и усилий, был рис. Рису требуется очень много воды – рисовые поля практически находятся под водой – причем необходимо прореживать рассаду, и это поистине каторжный труд, тем более под палящим солнцем. В конце осени собирают урожай, это делается при помощи загнутого серпа с широким лезвием. Потом происходит ручной обмолот. Рис подбрасывают в воздух, освобождая его от мякины, а затем рисовые зерна высушиваются, их везут в деревню и хранят в огромных кувшинах в общественном хранилище.

Между деревенскими домами и обрабатываемыми землями находились сады и огороды. За вспаханными полями располагались пастбища деревенского крупного рогатого скота, а также баранов и овец, дававших шерсть. Скот не только позволял жить богато, но и рассматривался как символ такого богатства. Количество голов скота служило показателем успеха хозяина, говорило о том, насколько уважаемое положение он занимает в деревенском сообществе. Скот был совершенно необходим в деревенской жизни. Он использовался и на сельскохозяйственных работах, и для перевозки грузов, и в пищу. Шкуру также использовали в самых различных целях. Чтобы знать, какому хозяину принадлежит скотина, на каждое животное ставили индивидуальное клеймо. Деревенское стадо пас нанятый сообществом пастух. Каждое утро он выгонял стадо на пастбище. Весь день он обычно проводил в тени, играя на бамбуковой дудочке; это делалось в том числе и для того, чтобы не заснуть, поскольку во время выпаса пастух нес персональную ответственность за каждое животное. В его задачу входила охрана их от воров и диких зверей, поэтому он был вооружен луком и стрелами. Вечером, когда опускались сумерки, стадо загонялось через основные деревенские ворота в загон. Коров, дающих молоко, отделяли от стада и помещали в стойло для доения. Удои, скорее всего, были невелики.

Лошади в деревне встречались нечасто. В основном они принадлежали военному сословию. Коневодство было развито в некоторых районах Синда и на северо-западе, однако большинство лошадей для монархов и их армий доставлялось из-за рубежа – в основном из Центральной Азии. Имеются упоминания о том, как караваны, состоявшие из 500 и более лошадей, двигались длинными и трудными путями в Индию во время сухого сезона.

Деревенская жизнь всегда была тяжелой. Часто происходили засухи и наводнения, которые уничтожали весь урожай. Нередко случалось, что люди разорялись, когда через деревню проезжал монарх со своей армией и свитой: деревенские жители были обязаны бесплатно кормить людей и животных. Налоговое бремя было подчас таким тяжелым, что людям приходилось бросать насиженные места, вспаханные поля и переходить в другое место, лишь бы избежать встречи со сборщиками налогов. В целом, однако, государство поддерживало сельское хозяйство и крестьян, поскольку именно оттуда поступала основная часть государственных доходов. О разумности и мудрости правителя судили по тому, насколько он поддерживает сельский труд и обеспечивает нормальное развитие всего сельскохозяйственного производства. Однако и в лучшие времена даже крупному землевладельцу было трудно избежать ситуации, когда он попадал в долги. Иногда ему удавалось их выплатить, иногда они его разоряли. В целом сельское сообщество всегда находилось под угрозой, исходившей либо от природы, либо от людей. В атмосфере этих, так сказать, двуединых групп угроз и риска и приходилось работать крестьянам Древней Индии.

Вечером деревенская жизнь бурлила, улочки заполнялись людьми. Хозяева торговых лавок выставляли на лотки свой незатейливый товар, крестьяне возвращались с полей, женщины несли на головах корзины с различными грузами, шаркающей походкой шли по улицам носильщики, сгибаясь под тяжестью корзин, повешенных на шест, который лежал у них на плечах. Странствующие рассказчики и артисты искали места для подмостков, чтобы дать на них представление. Большие повозки, грубо, но надежно выполненные деревенским плотником, громыхали по улицам, скрипя колесами, запряженные парой горбатых волов, в ноздри которых был вдет шнур для того, чтобы управлять ими, а при необходимости успокоить, чтобы они слушали команды возницы. Торговали в деревне, как и в городе, в основном молочники, продавцы специй, масла, парфюмерии, а также хозяева сельских таверн. Деревенские магазинчики чаще всего представляли собой открытые прилавки, расположенные недалеко от дома их владельца. На прилавке молочника свежеприготовленный творог и молочные продукты взвешивались на медных весах. Рядом с прилавком торговца маслом находилось приспособление для получения очищенного масла

Торговцы парфюмерией и благовониями предлагали изделия из сандалового дерева, с курящимся фимиамо, косметические масла из мускуса и камфары, бальзамы для глаз – обычно их делали из размельченной черной сурьмы, которая, как считалось, предотвращает воспаление. В продаже были и украшения в виде желтого или красного пятнышка, которое женщина наносит на лоб (называется тилака), они пользуются популярностью у индианок и сегодня. Специальная красная краска наносилась на ладони и на подошвы ног. Ее делали из красной смолы, получаемой от лакового червеца]; она пользовалась таким спросом, что многие крестьяне специально занимались ее производством и продавали торговцам парфюмерией и косметикой в деревнях и в городах.

Помимо местных торговцев, по деревням бродило много странствующих коробейников, служивших зазывалами для деревенских продавцов: задача зазывалы заключалась в том, чтобы обойти всю деревню, в первую очередь самые отдаленные места, убеждая людей покупать товар нанявшего его торговца. В каждой деревне была, как минимум, одна сельская таверна (гостиница), которую было легко распознать по свисавшему с крыши куску материи или вымпелу, прикрепленному к бамбуковому шесту.

Лавка продавца специй

Быт в древней Индии

День жителя деревни, будь то земледелец или ремесленник, состоял в основном из работы и сна. Только смена сезонов и времен года вносила изменение в ритм жизни. Пока мужчины пахали, сеяли или убирали урожай, женщины либо помогали им, либо занимались хозяйством. Развлечений было мало, но это не означает, что жизнь всегда была скучной. Часто вспыхивали споры между деревнями. Иногда они были крайне серьезными, особенно если речь шла о воде. В иных случаях дело доходило до комических ситуаций, а то и до откровенного фарса.

Конечно, существование деревенского жителя не ограничивалась только, так сказать, физической каждодневной рутиной; важную роль играла и повседневная духовная жизнь. В Индии одно от другого не отделяется. Религиозные правила регулировали взаимоотношения между людьми. Целый ряд обрядов упорядочивал взаимодействие человека с богами и силами природы.

Раз в месяц, обычно в полдень дня полнолуния, крестьяне совершали обряд поминовения предков. Готовили трапезу, делали подношения умершим из риса с мясом и лепешек. Эти ритуалы специально проводились в полнолуние, чтобы отогнать злых духов. Процедура ритуала была неодинаковой в разных районах страны.

Практически во всем Древнем мире смена сезонов сопровождалась праздниками и обрядами. В Индии наступление нового года приходилось на день весеннего равноденствия. Это было время обновления, в доме надо было сделать уборку, выбросить и сжечь мусор и сорняки вокруг дома. В празднике участвовало все деревенское сообщество. Праздник весны был, наверное, самым популярным из всех, связанных с временами года. Его проводили в честь бога любви Камы. В это время забывали о кастовых различиях, все вместе выходили на улицу и обсыпали друг друга красной пудрой либо обливали друг друга подкрашенной водой при помощи незатейливых устройств, напоминавших примитивные шланги или насос, которыми воду черпали, в свою очередь, из огромных емкостей, заранее подготовленных и выставленных на улицу. Этот праздник (он отмечается и ныне и называется Холи) был первоначально праздником плодородия и сопровождался возлияниями и разбрызгиванием крови, причем подчас человеческой. Позднее кровь заменили красной пудрой и подкрашенной водой. Во время праздника снимались всякие ограничения, сдерживавшие любвеобильность, – еще одна из причин его популярности.

Крытая повозка, запряженная волом

Быт в древней Индии

Женщины с детьми перед деревенской хижиной

Быт в древней Индии

Здания располагались в правильном геометрическом порядке; хотя если деревня была маленькой, то все дома группировались вокруг пруда или водоема, в тени деревьев. Они различались размером и формой, в зависимости от достатка их владельца, но в основном это были одноэтажные домики с полом из хорошо уплотненного грунта, стены которых были выложены из затвердевшей грязи и покрыты снаружи смесью из извести, грунта и коровьего навоза (который, как считалось, обладает очищающими свойствами). В доме, как правило, было только одно небольшое окно, закрытое деревянной решеткой. Крышу делали из листьев и тростника, иногда покрывали своего рода циновкой, сплетенной из длинной травы, которая крепилась к бамбуковой основе. С крыши порой ниспадали длинные вьющиеся растения, закрывающие стены. Внутри помещение разделено было на комнаты бамбуковыми занавесками, прикрепленными к крыше. Обычно дом состоял из спальни, которая выходила на север, кладовой, а также комнаты для приема посетителей

Царская кухня

Быт в древней Индии

Отшельник перед своим жилищем

Быт в древней Индии

 

Жизнь в пустыни; на заднем плане – небольшая ступа

Быт в древней Индии

raskopkivostok.mirtesen.ru

Введение Открывая Древнюю Индию. Древняя Индия. Быт, религия, культура

Введение

Открывая Древнюю Индию

Откуда мы можем узнать, как жили и о чем думали люди Древней Индии? Отчасти источник наших знаний – настоящее: многое из прошлого, как это ни покажется странным, сохранилось и сегодня. О Древней Индии, в отличие от таких древних цивилизаций, как Египет, Месопотамия и Греция, можно судить не только на основании результатов археологических раскопок. В этом смысле Индия сравнима разве что с Китаем. Археология подтверждает, что цивилизация Древней Индии еще жива. Это, конечно, не означает, что в обществе ничего не менялось, не возникало новых традиций, не появлялось новых государственных и социальных институтов. Напротив, исследования ученых показывают, что такие изменения происходили; об этом говорят, в частности, данные археологии, эпиграфики[1] и социальной антропологии[2].

Но происходили они настолько медленно и постепенно, что и сегодня мы можем видеть, как древние правила, устои и традиции успешно сосуществуют с новыми формами общественной жизни. А для обычного индийца, и по сей живущего в значительной степени в соответствии с этими традициями, они не столько история, сколько преемственность прошлого и настоящего.

Когда европейцы только появились в Индии, они обнаружили цивилизацию с глубокими древними корнями, старинными традициями и бесконечным уважением к ним, цивилизацию, которая, как им показалось, менялась слишком медленно или просто была недостаточно восприимчива к требованиям времени. Историю здесь не воспринимали так, как на Западе, – в этом просто не было необходимости. С точки зрения культурных традиций прошлое жило в настоящем и не мыслилось как нечто навсегда миновавшее и завершенное. Поэтому и не возникало потребности в ведении столь привычной для европейцев летописи деятельности царских династий и в детальном описании событий. Таким образом, отсутствие хроник и исторических источников в классическом их понимании объясняется не безразличием к предмету или низким уровнем культуры, а глубоко укоренившимся ощущением единства прошлого и настоящего. Это ощущение разделялось и верховными правителями, которые не утруждали себя приказами увековечить свои реальные или мнимые подвиги.

А поскольку не было необходимости в исторической науке, то не было и историков. В сохранившихся работах придворных поэтов и летописцев присутствует мифологизированное изображение реальных событий. Возможно, это происходит из-за того, что в индийской литературе, с одной стороны, в высшей степени пунктуально следуют сложившимся традициям, а с другой, эта литература всегда была очень образна и иносказательна. Глубокое уважение к традициям и неукоснительное следование им является одной из определяющих сторон индийского национального самосознания.

Именно поэтому сохранилось так мало достоверных источников по истории Древней Индии, а информацию и тем более хронологию исторических событий, содержащуюся в них, следует воспринимать лишь как предполагаемую.

К счастью, презрение индийских писателей (и скульпторов) к точным историческим фактам вовсе не означало безразличия к реальной жизни, которая их окружала. Но опять же следует отметить, что описания зачастую являются образными и иносказательными. Например, царский дворец описывается не как конкретное здание, а как идея царского дворца, то есть каким он должен быть. А рядом тот же автор рисует весьма достоверную картину со множеством подробностей, с бытовыми деталями из обихода людей, занимавших более низкое общественное положение. В произведения устного народного творчества странствующие рассказчики и сказители вплетают приметы повседневности. Скульпторы и художники отражают в своих работах различные элементы окружающей действительности. Благодаря им мы имеем представление о жизни в городе, деревне и при царском дворе тех времен. Об этом же мы можем судить по сохранившимся запискам зарубежных путешественников, в основном из Греции и Китая, которые в те времена посещали Индию. По их воспоминаниям, а также по старинным барельефам, настенным рисункам и надписям, светским и религиозным текстам можно восстановить картину жизни Древней Индии и сравнить ее с сегодняшней.

Однако прошлое предстает перед нами лишь в самых общих чертах. Сохранившиеся источники редко рассказывают о конкретных людях и событиях. Они скорее описывают то, что должно быть в идеале, чем реальные факты. Например, мы до сих пор не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем, является ли знаменитая работа «Артхашастра», приписываемая Каутилье и считающаяся обязательной для изучения истории Древней Индии, достоверным жизнеописанием времен правления династии Маурьев. Археология тут не поможет: жилые дома как богатых, так и бедных были построены из недолговечного материала и давно обратились в пыль. Их изображение можно воссоздать только на основании произведений искусства и литературы. А точное описание того или иного здания или местности встречается подчас лишь в записках посетивших Индию иностранцев. Действительно, о реальном прошлом Индии мы знаем удивительно мало, точнее сказать, очень мало знаем о конкретных исторических лицах. Даже когда упоминается некий исторический деятель, у нас нет уверенности, существовал ли он вообще. У очень многих литературных произведений Древней Индии не указаны авторы, а если указаны, о них практически нет никакой информации.

Из всего этого следует, что для воссоздания точной картины надо правильно разобрать материал. До недавнего времени изучением индийской истории занимались в основном европейские ученые, которые привнесли в это изучение как ценности, так и предрассудки своей цивилизации, а это в известном смысле мешало глубоко понять значение и сущность цивилизации индийской. Переводы древнеиндийской литературы ограничивались в основном буддийскими и индуистскими священными текстами. Отсюда пришло несколько неверное представление об Индии и индийцах того времени. Некоторые ученые рассматривали Индию только как вместилище разума и глубочайших духовных истин, которое в известном смысле служило противовесом растущему материализму Запада. При этом мало внимания уделялось повседневной жизни Древней Индии. Другие, в основном христианские миссионеры, относились к индийцам как к несчастным людям, задыхающимся внутри жесткой сословно-кастовой системы и вынужденным смириться с безрадостной и мрачной философией, согласно которой болезни, несчастья и страдания являются добродетелью и их должно терпеливо переносить. На этом основании делался вывод (причем такой взгляд существует и поныне, что индийцы – это народ, задавленный страхом перед божествами, ленивый, вялый и безынициативный, который не умеет и не желает любить жизнь и наслаждаться ею, и не пытается изменить что-либо к лучшему. Любой человек, знакомый с современной Индией, знает, что подобный взгляд не имеет ничего общего с действительностью. Это также совершенно неверно и по отношению к Древней Индии. Даже составители сборников законов, предписаний и их толкований заранее исходили из того, что люди не являются добродетельными, законопослушными и исполнительными существами. Например, азартные игры были популярны во всех слоях общества. Также, хотя смешанные браки между представителями различных сословий (варн) формально запрещались, они весьма нередко встречались на практике. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что жители Древней Индии, несмотря на бытовавшую систему ограничений и предписаний, умели и любили радоваться жизни настолько, насколько это позволяли реальные условия, а общество успешно развивалось. Священные тексты и сборники законов, а также различные трактаты отражают лишь одну сторону жизни Древней Индии, народное творчество – ее другую сторону. И только вместе они рисуют полную и достоверную картину. Я старался охватить максимально широкий круг источников, чтобы читатель представил себе как можно явственнее эту неповторимую цивилизацию – одновременно прочную, с глубокими корнями традиций, и многоцветную, изысканную и яркую.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Быт индусов. Семья | Дом и одежда Индии

При обширности охраны и разнообразии ея населения обычаи, существующие в той или другой местности, конечно, не совпадают, и к Индии вполне применима наша поговорка: "что ни город, то норов". Но не касаясь частностей и подробностей, мы в общих чертах укажем на порядки, господствующие у большинства индусов, чтобы дать понятие об их нынешнем быте.

Индусы живут обыкновенно большими семьями, не разделяя имущества. Женатые сыновья и внуки остаются под родительским кровом, и все работают сообща. Только девушка, выходя замуж, переселяется в дом своего мужа. Если принять во внимание, что в Индии женятся и выходят замуж очень молодыми, то понятным станет, что семьи очень велики. И действительно, в некоторых из них насчитывается до сотни душ, так что оне представляют как бы целыя общины.Всеми делами распоряжается старший мужчина в семье, так называемый карта. Он назначает работы, заведует расходами, следит за порядком и улаживает всякия недоразумения и ссоры. Все, что члены семьи зарабатывают, они обязательно передают карте."Три лица: женщина, сын и раб не имеют собственности, и все, что они получат, принадлежит их господину", говорится в индусских священных книгах. Карта и является таким господином, владыкой.Для большой семьи, конечно, нужно и обширное помещение; поэтому в доме сколько-нибудь зажиточнаго индуса бывает множество комнат. С улицы ход ведет во двор, окруженный двухэтажными строениями. В нижнем этаже помещаются кладовыя, амбары и склады, а над ними - светлыя, хорошо обставленныя парадныя комнаты. Здесь принимают гостей и обедают в торжественных случаях. Одна из лучших комнат отведена для семейнаго идола, перед которым жрец два раза в день читает молитвы.За большим двором находится второй маленький дворик, куда выходят окна женской половины, в которой помещаются спальни и семейная столовая. Эти комнаты гораздо меньше парадных. Окна в них поставлены высоко, под самым потолком, чтобы соблюдалось предписание священных книг, которое гласит, что "женщине неприлично смотреть в окно".Среди беднейшаго населения женщины принуждены выполнять разнообразныя работы и потому им приходится везде бывать; но в более состоятельных классах их заставляют вести затворническую жизнь. Оне помещаются на особой половине и строго подчинены старшей, или грихини. Это обыкновенно жена или мать карты. Без ея ведома женщины не могут и шага ступить. На улицу оне не смеют показываться иначе, как под густым покрывалом. В доме оне должны быть "почтительными и скромными". Им не позволяется самим заговаривать не только с посторонними, но даже со своими мужьями и братьями.

К мужу индусская женщина обязана относиться с подобострастным уважением, которое проявляется и внешними знаками. Так, за столом муж сидит, а жена ему прислуживает. Однако все-таки при муже ей живется не так тяжело, к в случае надобности он может ее защитить от обиды и несправедливости. Зато беда, если он надолго отлучается из дому, уходя на заработки. Она остается во власти свекрови. О том, какое обращение ей приходится терпеть, можно судить хотя бы по индусской пословице:"Если невестка разобьет миску, то она золотая, а если свекровь, то глиняная".Индусския женщины выходят замуж лет двенадцати, тринадцати, т.-е. в таком возрасте, когда оне еще очень неопытны и мало знают жизнь. К этому надо добавить, что оне не получают почти никакого образования, и лишь немногия из них грамотны. Свободнаго времени у них достаточно, а дела мало, и на женской половине вечно происходят ссоры, пререкания, интриги, наговоры. Если не взлюбят какую-нибудь женщину, то ее могут буквально затравить. Если ж притом она не умеет постоять за себя, а муж далеко, то ея положение становится невыносимым.Положение вдовы еще хуже, и не только потому, что она лишается своего защитника, но еще и потому, что священныя, книги, а за ними и общественное мнение считают ее презренным существом, словно она совершила какой-то большой проступок. И как бы в наказание за это она должна отказаться от многих жизненных удобств, не говоря уже о роскоши или развлечениях. Она не смеет носить ни цветных нарядов, ни драгоценностей. Есть ей полагается только раз в день. Два раза в месяц она должна строго поститься, и тогда двое суток под ряд не может выпить даже глотка воды. Выйти замуж вторично ей запрещается. В прежния времена вдова даже не должна была пережить своего мужа, и ее живую сжигали вместе с его трупом, но теперь этот жестокий обычай отменен.Муж - полный властелин своей жены. Он не только может требовать от нея безусловнаго повиновения, покорности и добродетельной жизни, но имеет право и "наказывать" ее."Если жена, сын, слуга, ученик или младший брат провинятся, то, их можно учить веревкой или маленькой палкой", говорится в законах Ману.От произвола мужа жена ничем не ограждена. Не только если она бездетна, но если даже она попросту не угодит ему, или он найдет ее порочной, скажет, что она крадет, пьянствует, лжет, тратит много денег и т. д., то может взять себе другую.В народных массах положение женщины еще очень безотрадно. Однако мало-по-малу распространяется образование, и всюду, куда проникает, оно вносит свое смягчающее влияние на нравы. В более культурных слоях общества положение женщин за последнее время значительно улучшилось, и некоторыя из них даже сами выступили на защиту своих прав.Жизнь большой семьею, целым родом, имеет и хорошия, и дурныя стороны. Всякий индус может спокойно уйти на заработки, так как знает, что его жена и дети будут присмотрены и, пока существует семья, у них будет угол и кусок хлеба. Старикам и больным существование тоже обезпечено, потому что общие доходы делятся между всеми членами семьи как способными, так и неспособными к труду. Зато почти в каждой семье попадаются лентяи, которые не хотят работать и живут дармоедами на счет других.

В низших классах населения браки еще до сих пор устраиваются по сватовству, и родители решают судьбу своих детей, не спрашивая их согласия. Свадебные обряды и церемонии отличаются большим разнообразием, смотря по местности и касте. Замужняя женщина носит проволочный браслет, и на лбу ея у корней волос делается пометка красной краской. Чрезвычайно важным событием в семье считается рождение сына, так как только сын может выполнять за отца, деда и прадеда погребальные обряды, которым придается огромное значение. Поэтому мать, имеющая сыновей, пользуется сравнительно большим уважением; женщину, у которой есть сын, даже перестают называть ея собственным именем, а говорят: "мать такого-то". Зато появление на свет дочери не вызывает радости, и на девочек смотрят с презрением. Это - отношение ясно выражено в индусской пословице:"И слепые сыновья опора родителей, но даже царския дочери - обуза в семье.

С рождением мальчика связаны некоторые обряды. Существует поверье, что на шестой день младенца посещает бог Видхата, который записывает у него на лбу перечень событий его жизни. Перед закатом солнца приготовляют перо, чернила и подарки для Видхаты - фрукты, цветы, деньги. Кто-нибудь должен бодрствовать всю ночь, чтобы бог не обиделся за невнимание и не назначил ребенку ряда несчастий. Индус глубоко верит, что все происшествия заранее предопределены судьбою, и если его постигает какое-нибудь несчастье, то он говорить: "Это у меня было написано на лбу". Такая покорность судьбе вызывает косность и очень парализует деятельность народа, напр. во время повальных болезней, когда он не считает нужным принимать каких-либо мер против неизбежных, по его мнению, бедствий.То, что пишет бог Видхата, однако, не известно окружающим, и родители обращаются к звездочету, астрологу, чтобы он вычислил для ребенка гороскоп, т.-е. грядущую судьбу. По движению светил небесных, он составляет более или менее подробный список событий, ожидающих новорожденного. С астрологом индусы вообще совещаются во всех важных случаях жизни. Он назначаете благоприятный день и час для отъезда, свадьбы, погребения, посева, жатвы и т. п.Ребенку дают имя, когда ему исполняется полгода. При этом приглашают гостей и устраивают большое торжество. Мальчикам дают имена богов или обоготворенных героев, а девочкам - имена богинь или цветов. Мальчика ожидает еще один обряд. В возрасте между восемью и десятью годами его посвящают в касту. Эту церемонию совершает духовный учитель, или гуру. Мальчик некоторое время постится, а в назначенный день купается и надевает чистое белое платье. Если он принадлежит к какой-нибудь из каст "дважды рожденных", то в этот день на него впервые возлагают священный шнур. При посвящении гуру выбирает для него бога-покровителя, которому он должен воздавать особенное поклонение, и затем с глазу на глаз сообщает ему какой-нибудь короткий священный текст. Этого текста индус никогда в жизни и никому не смеет выгоды, гуру выставляет себя каким-то необыкновенно могущественным существом. Индусу внушается, что лучше оскорбить богов, чем гуру: перед разгневанными богами гypy может явиться заступником и исходатайствовать помилование, зато если гневается он сам, то даже заступничество богов бессильно помочь.

Читать дальше - о паломничествах

Автор и источник публикации: 

Л.Б.Хавкина, 1907 год

indonet.ru

Частная жизнь и быт древних индийцев. Древний Восток

Частная жизнь и быт древних индийцев

Сведения о семейной и общественной жизни древних индийцев сохранились и в правовой литературе — «дхар-машастрах» (трактатах о дхарме), «Артхашастре», и в художественной прозе и поэзии. Положение человека в обществе определялось его принадлежностью к определенному роду. Очень большое значение имели прочные семейные связи. Для древнеиндийского общества (как и для более позднего) была характерна большая патриархальная семья, включающая три поколения по мужской линии. Таким образом, она объединяла и дядьев, и племянников; при этом женатые мужчины могли иметь по несколько жен. Авторитет главы семьи, старшего мужчины, был очень высок; ему же принадлежали практически все имущественные права.

Важнейшую объединяющую роль в семье играла обрядовая сторона жизни, в первую очередь поминальные обряды, в ходе которых укреплялось сознание преемственности с ушедшими поколениями, единства рода. При совершении поминальных обрядов происходило «кормление» умерших предков. Сохранявшиеся с ведийских времен семейные обряды, связанные с рождением и ростом ребенка, браком и повседневной бытовой жизнью, также обеспечивали прочность родовых связей и самосознание члена общества, в котором роль религии была чрезвычайно велика.

Образ жизни и быт, конечно различался у разных слоев населения. На ранних каменных рельефах можно видеть и простые хижины, в которых жили семьи из низших сословий или лесных племен, и дома богатых горожан замысловатой архитектуры. В комнатах состоятельных городских жителей, по описанию «Камасутры», можно было видеть диваны, красивые столы и кровати, множество изысканной утвари. Одежда обычно состояла из трех частей: нижнего платья, среднего и верхнего; это были широкие полосы тканей, которые определенным образом охватывали тело и были закреплены застежками и поясами.

Судя по скульптурным изображениям, лишь в кушанское время в Северо-Западной Индии входит в обычай ношение шаровар, пришедших из кочевнического быта Центральной Азии. Рассматривая древнюю скульптуру, мы также можем видеть, что и мужчины, и женщины носили украшения — серьги, ожерелья, узорные пояса. Женщины, кроме этого, украшали волосы нитями жемчуга или других бусин, надевали ножные браслеты с бубенчиками.

Традиционная индийская пища включала искусно приготовленные похлебки из бобовых с обильным добавлением растительного масла, лепешки; мясо приготовляли с большим количеством приправ — в эпоху древности в Индии еще не были настолько распространены обычаи вегетарианства, как в более позднее время. В качестве питья употребляли молоко и простоквашу; употребление спиртных напитков — разных видов пива и вина из перебродивших фруктов, судя по осуждению «Артхашастры», предлагающей введение жестких ограничений, тем не менее не было редкостью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

быт древней индии

Древняя Индия. Культы

... черной расы с его страстными энергиями и с разрушительной силой. Каким образом этот двойной гений отражается в древне-религиозной истории Индии? Древнейшие предания говорят о династии солнечной и о династии лунной. Цари из первой династии вели свое происхождение ... но оставались всегда в духовном единении. В них следует признать духовных вождей, истинных учителей Индии. Наследники древних мудрецов, древних Риши, они одни владели тайным толкованием Вед. В них жил гений подвижничества, оккультных ...

https://www.sunhome.ru/religion/14814

Древняя Индия. Царь Мадуры

... беспощадно. Одному из них удалось взять верх над всеми другими путем внушенного страха и волшебных чар. На севере Индии, на берегу широкой реки, процветал могучий город. Он имел двенадцать пагод, десять дворцов и сто ворот, окаймленных ... к чему стремилось его ненасытное честолюбие. Все цари, признавшие лунный культ, преклонялись перед ним. Но Канза мечтал покорить всю Индию, от Ланки до Гимавата. Чтобы выполнить это намерение, он соединился с Калаиени, властителем гор Виндия, с могучим царем Яван ...

https://www.sunhome.ru/religion/14815

Древняя Индия. Деваки

Отдохнув, она углубилась в лес под прохладные своды, образовавшиеся из величественных стволов, ветви которых погружались в почву и, вновь поднимаясь, раскидывали во все стороны свои зеленые шатры. Долго шла она, защищенная от солнца, словно в темной и прохладной пагоде, которой не видно было конца. Жужжание пчел, крики влюбленных павлинов, пение тысячи птиц, влекли ее все далее и далее, и все огромнее становились деревья, лес все более темнел, и древесные ветви все теснее переплетались в ...

https://www.sunhome.ru/religion/14816

Философия Древней Индии и Древнего Китая

... джайнов) возникла в VI-V вв. до н.э. Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Джайны верят, что мир существует вечно и никогда никем не создавался. Мир в своём бытии испытывает периоды подъема и спада. Джайны верят в существование души и в переселение ...

https://www.sunhome.ru/journal/144515

Наука Древней Индии

... ) общенациональном симпозиуме "Наука и техника в Древней Индии". Он утверждает, что в книге подробно отражены ... быть назван "Шакуна Вимана". По описанию в книге, он самый сложный в техническом и конструктивном отношении, наиболее маневренный. Анализ "Виманик Пракаранам", описанного в этой книге "разрушительного оружия" привел английского исследователя Дэвида Давенпорта к догадке о причине внезапной гибели города Мохенджо-Даро, относящегося к древнейшей доарийской цивилизации в бассейне реки Инд ...

https://www.sunhome.ru/magic/1850

Гетеры в древней индии

... царя и даже находились с ним во время военных действий. Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - ... никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом. "Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за ...

https://www.sunhome.ru/journal/13301

Религия Древней Индии

... Веданты. Однако не важно, откуда пришла Истина. Важнее всего сама Истина. Как выбирают учителя в Индии В Индии очень трудно удовлетворяются в отношении метода преподавания Истины людям. На Западе этот метод является совершенно другим ... Не восхищайтесь догматизмом никакой религии. Я думаю, что догматизм возникает из материальных причин. Церкви должны были бы быть лабораториями духовных опытов. Их догматы следовало бы сжечь и сохранить Истину. Мне хотелось бы сказать последователям различных религий ...

https://www.sunhome.ru/religion/11517

Гипноз: от храмов древней Индии до наших дней

... это одно из старейших направлений в медицине и психологии. Гипноз был известен с древних времен, когда в храмах Египта, Индии жрецы использовали его для лечения страждущих. История гипноза насчитывает несколько тысячелетий. В той ... психиатрии, которые прописывают пациенту – пустышки, в них минимум действующих активных веществ. А в некоторых препаратах и вообще их может и не быть, например, в некоторых препаратах от мигрени или от гриппа, и там уже лечит цена: чем она выше, тем сильнее действует ...

https://www.sunhome.ru/psychology/16491

Древние знания

... и разгулялась у него фантазия!" Думается, совсем здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно же, сказать "не может быть" и отмахнуться — проще всего. В то же время, авиация и космонавтика в Древней Индии для предвзятого мнения или зашоренного взгляда — единственно абсурд. А если преодолеть естественное первичное недоверие и попытаться хорошенько вникнуть в дело ...

https://www.sunhome.ru/magic/1852

Древние славянские письмена

... preview] Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Основные работы: “Праславянская письменность. Результаты дешифровки” / ... оно имеет особое значение, поскольку доказывает право нашего народа, нашей славянской цивилизации быть названной в ряду древнейших цивилизаций земли. Именно поэтому открытие Гриневича встретило замалчивание и беспардонную критику и на ...

https://www.sunhome.ru/journal/121891

www.sunhome.ru


Смотрите также