Восточный, или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII в. до н.э. и просуществовал до VI в. до нашей эры. По мере расширения связей с другими странами в расписной керамике Древней Греции стали широко использоваться восточные мотивы: розетки, пальметки, цветы лотоса, сфинксы, грифоны, сирены.
Второе название стиля – ковровый, объясняется тем, что рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда. Фризовое построение орнамента сохраняется, но фризы становятся шире. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические.
Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф.
Последняя ваза носит уже переходный характер к чернофигурному стилю, так как в её росписи отсутствует фоновый узор.http://www.royalathena.com/PAGES/GreekCatalog/Vases/EarlyGreek/BLA51.htmlhttp://cicerone2007.livejournal.com/26842.html
Реферат на тему «орнаменты древней греции»
НОВОТОМНИКОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Р Е Ф Е Р А Т на тему«ОРНАМЕНТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»СОСТАВИТЕЛЬ: Лосева Наталья Николаевна- педагог дополнительного образования. МОУ ДОД «Новотомниковская школа искусств 2008 год. СОДЕРЖАНИЕ - Методическая часть.
- Орнаменты Древней Греции.
- Вопросы для обсуждения с обучающимися на уроке.
- Список использованной литературы.
1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Занимаясь в объединении «Роспись по дереву» в школе искусств, дети знакомятся с орнаментальным искусством. Проводятся интегрированные занятия с общеобразовательной школой на уроках истории, литературы, изобразительного искусства и художественного труда. В пятом классе дети изучают историю Древнего Мира- искусство Древней Греции. На занятиях развивается познавательный интерес к декоративно- прикладному искусству Древнего Мира, дети знакомятся с видами орнамента, учатся создавать орнаментальные композиции, изучают символику орнамента, мифы и легенды. Реферат является теоретическим материалам для проведения занятия «Искусство Древней Греции». 3. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке. 1. Что хотели донести до нас древние мастера с помощью орнамента? 2. Назовите особенности древнегреческих орнаментов. 3. По каким законам составляли орнаментальные композиции? 4. Какие стили вазописи вы знаете? 5. Чем отличается «чернофигурный стиль» от «краснофигурного стиля»?Древнейшие памятники художественного творчества, обнаруженные на территории Греции, относятся к эпохе неолита. Всего две-три тысячи лет понадобилось для того, чтобы племена эпохи неолита освоили земледелие, ткачество, научились лепить и обжигать на огне глиняную посуду, строить прочные каменные дома, создавать изделия из металла. Древнейшие находки эпохи неолита на острове Крит относятся к концу 7 тысячелетия до н. э.. а в 5 тысячелетии до н.э. жизнь обитателей острова успела достигнуть довольно высокого уровня. Великим переворотом было изобретение керамики. Рыхлая масса глины под рукой человека превращалась в прочный сосуд, не боящийся ни воды, ни огня и обладающий только ему присущей формой, которую мастер создал заново и украсил узором, какого нет в природе. Древнсйнше сосуды на Крите были просто отполированы от руки и не имели никаких узоров. Затем появляются украшения-бороздки, насечки, нанесенные до обжига на мягкую поверхность глины. Они складываются в узор, пока еще очень простой. Это процарапанные линии, треугольники и прямоугольники, зигзаги, точки, которые наносит рука человека, последовательно повторяющая одни и те же со временем глина становится как бы податливее; воображение керамиста производит на свет новые формы сосудов - появляется, например, характерный для Крита сосуд в виде кувшина с длинным носиком. Свободнее становится движение руки мастера : он уже не только формует и процарапывает глину , а начинает украшать поверхность сосудов росписью . Кроме узоров появляются и изображения - человек вносит в изделия своих рук впечатления от окружающей жизни. Изготовление бытовой вещи и художественное творчество существуют нераздельно. Перед художественным творчеством с небывалой остротой встала совершенно новая задача - осмыслить, изобразить, передать в произведении искусства нечто невидимое глазом не единичное явление .а общее свойство этих явлений и предметов. Важным стало изобразить, не'/олен'я. ошжа и т. г/., а создать такое изображение, в котором содержался бы ею внутренний смысл, выражалась бы определенная закономерность. То есть это могло быть , скажем, изображение небесного светила как выразителя таинственной силы, с неукоснительной точностью перемещающей эти светила по небосводу, или морской волны как символа вечно живущей по своим законам то благостной, то яростной стихии и т. д.
Здесь увековечивались чрезвычайно важные для человека представления о законах жизни природы. В таком изображении должны были быть выражены самые главные свойства, не подверженные никаким изменениям и случайностям. А так как изобразить что-либо в искусстве можно только в виде определенного предмета или существа, то такое изображение становилось символом, передающим в отдельном явлении эти общие свойства. Открытие символа было новым шагом в истории художественного творчества, резко расширившим его возможности. Только с помощью символа можно было изобразить целый мир. Четыре завитка-волны окружают солнце с расходящимися во все стороны лучами. А между волнами мастер изобразил четырех дельфинов. Так был создан символ-образ солнечного моря с весело плещущимися крутыми волнами и играющими в волнах дельфинами. Три постоянных признака-свойства этого мира-были сопоставлены друг с другом. Солнце, волны и дельфины изображены условно, обобщенно и соединены в симметричный, завершенный узор, и это позволило дать выразительную картину устойчивых, вечных свойств морской стихии. При этом, как того требует природа художественного символа, отдельные мотивы как бы «изымаются» из среды, окружающей их в жизни. Связь между ними передается не прямо в изображении, а становится мыслимой, внутренней. Обычно она выражается наглядно с помощью орнаментальной композиции: либо симметрической, подобной геральдическому знаку, либо представляющей собой цепь ритмически, в строжайшем порядке повторяющихся мотивов. Возникновение орнамента и его широкое распространение в эпох} неолита и раннего металла означало собой, что в искусстве развилась способность познавать и выражать закономерные взаимосвязи явлений мира. Именно сам факт этой внутренней взаимосвязи, а не что-нибудь другое, потому что в орнаменте изображения и узоры связаны логикой ритмических повторов, а не теми взаимоотношениями, которые существ} ют в природе, например между волнами и дельфинами. Более того, искусству орнамента совершенно безразлично, какой мотив будет использован- реальное изображение или геометрический узор. И то и другое равно годится для создания орнамента. Соединяя в связную композицию различные мотивы, орнамент несет в себе радость открытия строго отсчитанной математической стройности. Орнамент больше связан с развитием творческой, созидательной деятельности человека, его разума и рук. чем с наблюдениями и впечатлениями. Не случайно, что орнамент, как правило, не существует сам по себе. Он принадлежит предмету, создаваемом} человеком, украшает собой это изделие. Искусство орнамента может впитывать в себя различные изображения предметов, живых существ и т.д. Но по своей природе оно склонно превращать эти мотивы в завершенный, отточено выполненный узор. Изобразительное искусство и художественное ремесло развиваются с нарастающей силой в среднеминойский период ( около 2200-около 1750гг. до н.э.). Это развитие не было прямолинейным. В конце среднеминойского и позднеминойском периодах образуется новая, высшая ступень. Уже в начале среднеминойского периода изобретается фаянс. На изделиях из металла появляются изображения цветов и животных. Растительные мотивы проникают и в роспись керамических сосудов, облекаясь здесь в узорно стилизованные формы. Ко II среднеминойскому период} ( между 2000-1750гг. до н.э. ) относятся прославленные вазы «стиля камарес». названные так по месту первых находок в пещере Камарес. Это сосуды округлой, мягкой по очертаниям формы. Их ручки почти сливаются с туловом вазы. Роспись удивительно точно отвечает формам сосудов. Крупные, свободно расположенные розетки, цветы лилий, спирали словно обтекают почти шаровидную поверхность ваз. Узор нанесен белой и красной краской двух оттенков на темную поверхность. Этот стиль, сложившийся в тот же период, безукоризнен по своему декоративному совершенств}'. Вазы «геометрического стиля», покоряющие простотой и естественностью формы и красотой узора.- одна из вершин мирового искусства керамики. В 9-8 вв. до н. э. в Греции утверждается керамика развитого «геометрического стиля». Вазы «геометрического стиля» сплошь расписывались чисто геометрическим узором. В росписях аттических ваз насчитывается шестнадцать основных мотивов орнамента, дающих в разных сочетаниях более четырехсот видов узора. Классическим памятником «геометрического стиля» можно считать знаменитую дипилонскую вазу середины 8 в. до н. э. ( Афины, Национальный музей). Поверхность вазы разделена полосами орнамента. В неукоснительном порядке через одну повторяется одна и та же узкая орнаментальная полоска (ее образует цепочка ромбов, окаймленная сверху и снизу тремя ровными линиями). Размер больших полос образуется путем простой арифметической прогрессии. То есть их ширина составляет 2. 3 и 4 ширины узкой полоски. Никаких вольностей в этой системе росписи не существует. Строжайшим образом размещены в этих полосах- кольцах повторяющиеся узоры. Широкие полосы, заполненные меандром, отмечают собой широкую часть тулова вазы, подчеркивают стройность горлышка. В самой широкой полосе помещено клеймо с изображением погребальной сцены (в 8 в. до н. э. в геометрическую роспись стали вводить изображения). В 6 в. до н. э. расцветает вазопись «чернофигурного стиля». Она исполнялась черным лаком по красной глине. Главную роль играли черные силуэты фигур и предметов. Наглядно передавать объем и пространство такими средствами было трудно. Но выразительность и живость чернофигурных росписей удивительна. Ковровый орнамент здесь полностью вытеснен живым изображением. В 5 в. до н.э. силуэтная чернофигурная роспись сменяется «краснофигурным стилем». В ней черным лаком закрывался фон, а фигуры людей и предметы сохраняли светлый красноватый цвет глины. На этом светлом фоне легче передавать объем, изображать человеческую фигуру, передавать предметы, расположенные один за другим, то есть передавать глубину пространства. Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к разным периодам древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные вазы, амфоры, бытовую посуду. Изображенные на этих керамических изделиях орнаменты и сцены, позволяют получить представление о быте людей, живших много веков назад. 4. Список использованной литературы. - История древнего мира – Москва, Просвещение 1985 г
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2006 г.
- Чудеса света. Энциклопедия тайн и загадок. Москва. Белый город 2008г.
- История древнего Востока. Москва «Высшая школа» 1979г.
- Всемирная история. Том 1. Москва., Политиздат 1955г.
- История древнего мира. Учебник для 5 класса. Просвещение.
7. Древние цивилизации –Москва, «Мысль» 1989 г.- Искусство Греции. Древний мир.-Москва, «Искусство» 1970 г.
|