Почему на РУСИ волосы не стригли. Прически древней руси
История причёсок на Руси
Магические свойства волос
Вообще же обычай прикрывать волосы пришёл к нам из глубокой древности. Именно тогда родилась идея, что волосы являются вместилищем магической жизненной силы. Поэтому, когда рождался ребёнок, его старались не стричь хотя бы до года. Это было связано с народным поверьем: «До года стричь — язык отрезать». Молодые родители считали, что от густоты волос напрямую зависит ум ребёнка, который в этих волосах и собирался.
К вычесанным и срезанным волосам наши предки относились с особым почтением. Их ни в коем случае нельзя было выбрасывать и оставлять где попало. Волосы живые, бросишь на землю — голова заболит или колдун-дедушка подберёт и погубит человека. Вычесанные волосы собирали в течение жизни в специальный мешочек, который затем клали в гроб под голову умершему, или прятали под конёк дома, или сжигали, или смывали водой.
Гадание на волосах
Молодые девушки использовали волосы для приворотов, гаданий. Например, чтобы узнать о суженом, на волос, выпавший из головы, подвешивали кольцо и через него смотрели на воду — авось там лицо проявится. На Святки гадали так: на ночь оставляли гребень в сарае, может быть, жених придёт, причешется, и его узнают по цвету оставшихся на гребне волос. Об особой любви говорил и срезанный на память локон, который девушка дарила любимому. Мало кому известно, что в древности существовал запрет на расчёсывание волос в определённые дни. Так, о празднике Благовещения в народе сложилась поговорка: «Птица гнезда не вьёт, девка кос не плетёт». Также старались не чесать волос в день чьих-либо похорон, чтобы не облысеть. А вот на Пасху, наоборот, часто брались за гребень, особенно бабушки, чтобы внуков было больше.
Древний метод ухаживания за волосами
За волосами наши предки тщательно ухаживали. Мыли их в бане щёлоком — кипячёной водой с древесной золой, отварами из луковой шелухи, ромашки, крапивы; после мытья тщательно расчёсывали деревянным или костяным гребнем. При этом с детства девушка или её мать приговаривали: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса, расти, косынька, до пят — женихи торопят!» Для более быстрого роста волосы подравнивали во время новолуния.
Женские прически
«Коса — девичья краса» являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян. Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей; украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам. У особ знатного происхождения бытовала и такая причёска: две косы заплетались сзади, а по сторонам оставались распущенные волосы. В кончик косы вплетали кисть или подвеску, называемую косник (накосник), который состоял из шёлковой или золотой нити. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.
Смена причёски в жизни женщины играла огромную роль, это был целый обряд, происходивший на её свадьбе, — она становилась замужней. Под плач и пение волосы девушки заплетали в две косы и укладывали венком вокруг головы, покрывая сверху головным убором. Этот обряд «окручивания» являлся своеобразным актом регистрации брака, а женщина получала документ — новую причёску. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если же это произошло, женщина могла подать в суд, и обидчику грозил солидный штраф. Отныне и навсегда женщина была обязана прятать свои волосы. Прежде чем заняться домашним хозяйством — растопить печь, подойти к скотине, выйти на улицу, женщина тщательно закрывала свои волосы. Выставить их напоказ, открыть, т.е. «опростоволоситься», считалось позором.
Мужские прически
Мужчины, в отличие от женщин, волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утвердится мода на бритьё головы. Но Иван Грозный запретит боярам брить головы, и сам станет носить причёску «в скобку».
Адам Олеарий, побывавший в России в составе шлезвиг-голштинского посольства в 1633 г., писал: «Мужчины у русских большею частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с европейцами <…> Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко стрижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. <…> Однако как только кто-либо погрешит в чём-нибудь перед его царским величеством или узнает, что впал в немилость, он беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость». Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли.
Источник: his.1september.ru
www.thingshistory.com
Как делали прически на Руси: tiina
Люди с древних времен почтительно относились к волосам, учились ухаживать за ними и делать красивые прически. На Руси прически менялись с течением веков, эволюционируя от более простых к более сложным и наоборот.
Ф.О. Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 год
КОСА
На Руси с волосами было связано множество традиций, запретов и правил. В некоторые дни создавать прически или даже расчесывать волосы было запрещено. Один из таких дней — праздник Благовещения Богородицы. Этот день ассоциировался у славян с началом весны, рождением новой жизни. Кроме того, не рекомендовалось расчесывать волосы во время похорон, потому что, согласно представлениям древних людей, это могло привести к потере волос.Христово Воскресение было удачным днем для расчесывания и создания причесок. Даже пожилые женщины активно расчесывали волосы — это способствовало появлению на свет максимального количества внуков. Волосы расчесывались, как правило, деревянным или костяным гребнем.Вместо шампуней на Руси использовали щелок, сделанный из натуральных компонентов: древесной золы, крапивы, ромашки, а также отваров из шелухи лука. Для мытья головы, как правило, использовалась кипяченая вода, поскольку она лучше очищала волосы.Самой известной прической на Руси была, разумеется, коса. Ее заплетали незамужние девушки, основание косы делали как можно ниже, ближе к шее. Коса могла создаваться из четырех и более прядей, ее украшали имеющимися атрибутами: цветами, лентами, проволочными украшениями. Девушки из более обеспеченных семей использовали также жемчуг, бисер и другие аксессуары. Чаще всего в кончик косы вплеталась кисть или так называемый накосник — он делался из шелковой или золотой нити.Иногда делалось две косы. Существовал вариант прически, при котором сзади создавались две косы, а по сторонам лежали распущенные волосы. Полностью распущенные волосы незамужние девушки носили только в особых случаях, например к причастию в церковь.
НАЛОБНАЯ ПОВЯЗКА
Когда девушка выходила замуж, она должна была сменить прическу. Как правило, этот обряд происходил прямо на свадьбе: девушки заплетали волосы новоиспеченной жены в две косы и укладывали вокруг ее головы в форме венка. Затем голову нужны было покрыть платком. После этого волосы девушки мог видеть только муж, если же другой мужчина пытался снять с нее платок, ему грозил суд и общественное порицание.Замужние женщины на Руси ходили в платках даже дома, когда топили печь или убирались, не говоря уже о прогулке на улице. Ходить простоволосой было неприлично.В Средние века начиная с Х века на Руси стали использовать повязки для волос. Поскольку женщины не должны были появляться на людях с непокрытой головой, они выбирали компромиссный вариант: лоб закрывали широкой лентой (налобной повязкой), которую завязывали на затылке. При этом концы ленты оставляли расправленными. Налобные ленты делались из шелка, парчи и других тканей. Умельцы украшали эти повязки вышивкой или металлическими изделиями. Подобные дорогие повязки, как правило, использовались на свадьбах. Через много лет, в ХХ веке, налобные повязки вернулись в моду в виде так называемых хайратников, которые носили хиппи и другие любители природы и возвращения к истокам.
З. Серебрякова. За туалетом
ИЗЯЩНЫЕ ПРИЧЕСКИ
В XVII веке в моду вошли длинные завитые локоны, которые укладывались различными причудливыми способами. Эта мода приходит с Запада, и создавать такие прически могли преимущественно женщины дворянского рода.В конце XVII века становится популярной прическа с прямым пробором и змеевидными локонами, которые спадают на плечи.Позднее прически становятся еще более технически изощренными. Волосы укладывались с помощью накрахмаленных кружев, между которыми ложились локоны. Прическа укреплялась с помощью шпилек и тонкой проволоки.Во времена правления Петра I в моду вошли западные парики, аллонжи. Как правило, они носились на бритой или коротко стриженной голове. Классический аллонж должен быть очень длинным (искусственные локоны покрывали плечи), с оранжевым оттенком, имитируя львиную гриву. Позднее аллонжи стали скромнее и меньше по размеру.Уже в начале XVIII века популярность завоевывали «минималистичные» прически: гладко зачесанные, прилизанные волосы, которые спадали вниз на затылке. Мужские волосы зачесывались назад и собирались в хвост, как и в наше время.Однако история причесок развивалась волнообразно, и вскоре мода на причудливые прически вернулась. Некоторые прически представляли собой грандиозные сооружения, которые скреплялись с помощью яичного белка, муки и прочих натуральных ингредиентов. Разумеется, в таких прическах было множество шпилек, проволок, перьев, гребней и т. д.В конце XIX века в моду стали входить простые прически, и девушки стали стричься под мальчиков. Подобный простой стиль популярен и по сей день.
К. Маковский. Чарка меду
МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ
Мужчины на Руси, как и большая часть современных мужчин, стриглись коротко. Как правило, они носили прическу «под горшок». Для создания такой прически на голову надевался глиняный горшок, а волосы, остававшиеся вне горшка, отстригались.В более богатой среде, при наличии ножниц для стрижки овец или других специальных инструментов, выполнялась прическа «под скобу», то есть аналог современной прически каре. Для того чтобы выполнить такую прическу, нужен был более опытный и умелый парикмахер. Существовала еще одна разновидность «горшка» — прическа «кружок»: концы волос немного подвивались внутрь.В XVI веке мужчины начали брить головы — это делалось для удобства и простоты. Для бритья использовались любые острые предметы: ножи, мечи, серпы, остро наточенные топоры или ножницы — при наличии таковых.Однако царь Иван Грозный запретил подобные прически, потому что, будучи традиционалистом, считал такой подход «низкопоклонством перед Западом». Более того, царь запретил брить бороды, полагая, что это «мерзость перед Богом», и запретил отпевать покойников, лишенных бороды. Сам Иван Грозный постригался под скобу, распространив тем самым соответствующую моду.Интересно, что и до Ивана Грозного чиновники, носившие короткие стрижки, начинали отпускать волосы, если совершали проступок и оказывались в опале у начальства. Кроме того, мужчины отращивали длинные волосы в период траура, то есть они были своеобразным знаком печали. Притом женщины, напротив, во время траура, как правило, укорачивали волосы.
источникКак делали прически на Руси
tiina.livejournal.com
Почему на РУСИ волосы не стригли.
На Руси волосы называли космами, так как волосы необходимы для связи с космосом. Раньше на Руси длинные волосы и мужчины и женщины носили. В древней Руси не стригли волос. Этот обычай сохранился в современных монастырях даже по отношению к мужчинам. Волосы воспринимаются как "Антенки", принимающие космическую информацию. У злых колдуний они растрепанные, взлохмаченные, спутанные. И наоборот, образ длинных красивых струящихся волос вызывает в душе благостные чувства.
Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в московском государстве знали одну - единственную прическу - косу.
Девушкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, ибо это символизировало объединение жизненных сил миров яви, нави и прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, душу и дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей священной миссии материнства.
Коса также могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в "Активном Поиске". В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Таким образом, если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, - все, "Сушите Весла", или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.
На девичнике подруженьки переплетали одну косу в две, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные bceлeнcкиe силы не только для себя, но и для будущего peбенкa. Эти две косы укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор или платок, скрывавший волосы от посторонних взглядов. С момента вступления женщины в супружеский союз никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься - значит опозориться. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.
Волосы, как проводники.
Они бывают не только разных цветов, но и различного строения: толстые и тонкие, прямые и кудрявые. Тонкие волосы говорят о многогранности человека в связи с небом, т. е. возможности ловить широкий "Диапазон Волн". Жесткие, толстые волосы у человека более простого с постоянным "Диапазоном". Поэтому люди с тонкими волосами чаще заблуждаются, их легче сбить с толку, но зато они легче восстанавливаются после любых испытаний.
У кучерявых волос велика возможность "Помех", завихрений, в результате чего их обладатели отличаются повышенной эмоциональностью, стихийностью. Зато кучерявые люди никогда не бывают фанатами в отличие от людей с прямыми волосами. Считается, что если у человека распрямились волосы, то в лучшем случае он вышел на более прямую дорогу.
При поседении меняется структура волос. Считается, что пока человек не седеет, он живет своей жизнью, но как только появляется седина - включается резонанс с другими людьми.
Сила в длине.
Волосы, подобно паутине или нитям пряжи, обозначают "Силовые Линии" вселенной.
Волосы функцию аккумулятора выполняют. Они энергию накапливают. Личную Силу человека. У человека с длинными волосами лучше работает интуиция. Женщина с длинными волосами ребенка без токсикоза выносит.
Раз волосы - источник нашей космической силы, значит, все, что с ними происходит, меняет русло незримой реки, которая омывает нас своими биоэнергетическими волнами. Поэтому любое воздействие на волосы может изменить в ту или иную сторону не только наш внешний вид, но и всю нашу жизнь.
Заповедь бога сварога гласит: "Не Стригите Свои Власы Русые, Власы Разные, да с Сединами, ибо Мудрость Божию не Постигнете и Здоровие Потеряете".
Поэтому - то в старину не стригли волосы. Обрезать волосы - значит, изменить свою жизнь. Добровольно и даже с радостью остригались только люди, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, или при монашеском постриге.
Женщина с остриженными волосами считалась опозоренной, причем у всех народов. Мужчины тоже не стригли волосы. У некоторых народов было принято подстригать волосы у мужчин, но заметьте, стрижки были далеко не короткие.
Волосы память человека хранят. По этой причине ни в коем случае нельзя подстригать маленьких детей. Есть такое поверье, что ребенка надо обязательно подстричь наголо в годик. Это полнейшая глупость. Ребенок активно познает мир, учится каждую секунду своей жизни, а вы просто берете и обрезаете ему всю память. Он начинает учиться сначала. На лицо отставание в развитии. Почему девочки, как правило, развиваются быстрее? Потому что их, как правило, не подстригают. Доказано что дети, которым не стригли волосы, развиваются намного быстрее.
Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой природой и обереговой силы.
Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать , внимание, только в дни новолуния.
Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже мог делать это самостоятельно. Доверить расчесывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят.
Волосы женщине лучше только дома или на природе распускать. По той простой причине, что распущенный волос (а тем более стриженый) впитывает всю отрицательную энергетику. В том числе похотливые мысли мужчин. Представьте себе девочку, которая все детство ходит коротко стриженная. И почему все удивляются, когда она вырастает и ударяется в блуд. А вы представьте себе, сколько пошлятины она впитала за всю свою жизнь, так чему ж удивляться. Распуская волосы на природе, получаешь очищение, наполнение здоровой силой и энергией. В современном большом городе волосы лучше закалывать и убирать под головной убор, что бы не притягивать отрицательную энергию.
Каждая замужняя женщина является берегиней своего рода, своей семьи. Именно длинные косы помогают оберегать свою семью и успешно справляться с домашними делами. Волосы замужней женщины - это великая сила, мудрость и знания. Косы способны накапливать огромный объем информации и жизненной силы. Нормальная длина волос, способная обеспечить женщину необходимым запасом энергии - до колен.
Как и в древности, женщина, выходя замуж, входит в семью своего мужа, получает его фамилию и принимает силу его рода. Перемена прически с девичьей на женскую играла и играет важную роль в создании благополучной и счастливой семьи.Наши прабабушки знали об этом и очень трепетно относились к своим косам.
Женщина с длинными волосами имеет настолько мощную энергетику, что способна создать обережный круг для своего любимого мужчины, защитить его своей энергетикой от любых бед. Муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. У славян существовала такая традиция. Когда мужчина расчесывает гребнем волосы своей жене, то этим он укрепляет семью, считалось, что такой паре не грозят проблемы в отношениях.
Причем поскольку волосы благоприятно расчесывать дважды в день, то утреннее расчесывание задает правильное умонастроение жене на весь день, муж помогает жене привести мысли в порядок, а сам получает защиту на предстоящие дела, а вечернее расчесывание также имеет важное значение - оно помогает жене додумать дневные мысли, завершить дневные дела, убрать негатив, скопившийся за день, и уйти в ночь со спокойной головой.
Очень важно, чтобы гребень для расчёсывания был из натурального материала, например деревянный, потому что он может воздействовать на физическое и на тонкие тела человека, очищать энергетику и менять душевное состояние.
Гребень у славян считался оберегом, поэтому гребень, которым муж расчесывает волосы своей жене, со временем может приобрести большую силу и стать семейным оберегом. Его ни в коем случае нельзя давать другим людям.
Очень важно во время расчесывания проговаривать и чувствовать созидательные мысли. Мужчина может это делать, например, так: "все у нас с тобой хорошо, гладко и ладно! , Семья у нас с тобой крепкая и ладная …".
По традиции, срезанные волосы всегда сжигались или относились на реку и пускались по воду, волосы ни в коем случае не должны были попасть в руки постороннего человека.
Волосы красить ни в коем разе нельзя. Все мы физику в школе изучали. Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: "эта Чашка Красная", то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных.
Так вот, ваши волосы имеют определенный цвет, как мы знаем, чистых цветов не существует, оттенки волос разнообразны и очень сложны. Исходя из вышеизложенного, волосы поглощают потоки энергии с определенной длинной волны. И именно ту энергию, которая необходима вашему организму. Что происходит, когда вы красите волосы? Ваш организм начинает получать чуждую ему энергию. А что в результате? Правильно, болезнь. Так что женщины, сто раз подумайте, стоит ли закрашивать седину, так ли она вас портит.
Смотрите ещё статьи о косах на длинные волосы http://pricheski.ru-best.com/uroki/kosy-na-dlinnye-volosy
Мужские прически в славянском стиле в значительной мере отличаются от стрижек народов других наций и представляют собой симбиоз культурных традиций Востока и Запада.
На Руси, еще с дохристианских времен считалось что стиль и форма славянской мужской прически отражается на духовности человека. Моду на изменение причесок ввел Петр I, после того как побывав в Европе, он, вернувшись в Россию, подверг своих приближенных принудительному остриганию бороды и волос. Именно с петровских времен законодателями парикмахерской моды становятся народы Западной Европы.
Конечно, мужские славянские прически, вплоть до XVII века, не отличались разнообразием и оригинальностью.
В допетровскую эпоху целью парикмахерского дела на Руси было придание стрижке наибольшей практичности. Длинные волосы не должны были препятствовать обзору охотника или воина, и не мешать бортнику или рыбаку во время их промысла. Однако издревле считалось что короткая стрижка лишает представителя сильной половины человечества его внутренней силы. В то же время ниспадающие на плечи также не имели особой популярности, а их носитель мог быть отнесен к категории маргиналов — людей, стремящихся отойди от исконно русских традиций и поэтому способных предать свою родину.
Если более внимательно провести экскурс в историю мужских славянских причесок, то можно увидеть отличие в стрижках южных и северных славян.
И здесь мода также определялась практичностью. Жители Новгорода, Рязани и Владимира предпочитали носить уличённые прически «под горшок», дополняемые бородой. Это в основанном было вызвано суровой зимой, что делало использование естественной растительности как дополнительного фактора, предотвращающего обморожения лица. В тоже время оселедец жителей Запорожской Сечи, вкупе с усами и отсутствием бороды, позволяли легче переносить летнюю жару.
Практичность и удобство мужских причесок северных славян дополнялась различными парикмахерскими аксессуарами, простейшим из которых был налобный ремешок. Именно его применение предотвращало падение волос на глаза, облегчая работу кузнеца, плотника, хлебопашца.
У воинов длинные волосы предотвращали натирание боевым шлемом или кольчужной шапкой кожи головы. Если учитывать непрерывность войн на Руси начиная от битвы на реке Калке и заканчивая Смутным Временем, то нетрудно понять, что удлинённые волосы славянской прически играли и унитарную роль.
При этом не нужно считать, что длинные волосы славян находились в беспорядке или имели неопрятный вид.
Для славян баня – неизменный атрибут, отношение к которому носило если не полурелигиозный, во всяком случае мистический характер. Именно в бане чаще всего прятался домовой, а еженедельная банная помывка считается до сих пор исконно славянской традицией.
Из древних времен в сегодняшнюю практику ухода за волосами вошло их мытье простоквашей, сывороткой, яичным желтком или хлебным квасным изваром.
Если сравнить с культурой ухода за волосами англичан, то и здесь можно увидеть различие в способах их мытья. Вплоть до начала XX века в Англии было принято сначала мыть в специальном тазике руки, а затем переходить к мытью физиономии и волос. Такого понятие как окатывание себя водой из ведра в Западной Европе не существовало.
Не стоит думать, что в древности и в более, более поздние времена у славянства наиболее популярен был парикмахерский стиль прически «под горшок».
На иконах и древних миниатюрах можно увидеть славянские мужские прически с элисообразным подстриганием контура волос. Кроме того, длинные пряди слегка завивались наружу. Следует помнить, что мода на разнообразные парики пришла в Россию во времена петровские реформ, а в повседневном буту парики широко распространились в среде офицерства в период правления Петра III и Павла I.
Сегодня к прическам в славянском стиле можно отнести любую удлиненную стрижку, без особых парикмахерских изысков. Особым штрихом, дополняющим славянский, стиль будет наличие бороды.
livelive.ru
Русская мужская прическа - фото, отзывы, видео.
Как известно, культура нашей страны испокон веков уделяет особое внимание мужским прическам.
Каждому известен тот факт, что в настоящее время отношение к мужским прическам является совершенно неформальным, свободным. Тем не менее, по русским традициям, славянским «стандартам» русская мужская прическа – это очень важный элемент внешности любого представителя сильного пола. Прически на Руси значили очень много, будь то мужские или женские.
В прическах Руси не происходило серьезных изменений. Они получили основную форму с того момента, когда была основана Москва, и начали изменяться только после того, как на престол вступил Петр Великий.
Самодержец, как известно каждому, перенес столицу в Петербург, и решил обрить боярам их окладистые бороды, что им очень не нравилось. Еще со времени Киевской Руси ничего не менялось в русских стрижках. Основное качество их – короткая длина, такая, например, как в «горшке». Это название связано с тем, что делалась стрижка с помощью глиняного горшка, одевавшегося на голову при создании «образа». Несколько позднее появились и другие стрижки, например, «в кружок».
Не секрет, что с древнейших времен на просторах Руси особое мнение уделялось такому качеству человека, как чистота.
Неспроста в нашей стране настолько большое внимание уделяется русской бане, которая является настоящим символом, атрибутом русского народа. Русские люди следили за чистотой волос, как и тела, очень внимательно. Было принято с древних времен ухаживать за волосами, вычесывать, делать различные прически. И тот или иной облик стрижек определялся во многом семейным статусом и прочими аспектами, не менее важными.
Как делается лучшая стрижка.
Если вам необходима русская мужская прическа, то начать надо с мытья головы и ее просушивания. Кроме того, парикмахер может обрабатывать и несколько влажные волосы. Ключевая задача данного вида стрижек заключается в том, что необходимо обеспечить четко ровный горизонтальный контур шевелюры. И снимаются волосы, начиная с области шеи.
В процессе начальной обработки волос соблюдается необходимая длина.
В этом случае в левую сторону мастер двигает руку с ножницами, которая обращается к полу ладонью. Необходимо, чтобы срез проходил ровно по лобно-теменной, затылочной, височной области головы. Подобный алгоритм действий поддерживается в том случае, когда состригаются волосы в правую сторону. Как несложно догадаться, в данном случае руку с ножницами мастер поворачивает вверх ладонью.
Отметим, что русская мужская прическа должна контролироваться посредством того, что расчесывается шевелюра, в левом и правом направлении.
Если выявляются те или иные погрешности, то они должны быть устранены. Делая такую прическу, мужчина может ходить с прямым пробором. Кроме того, есть и возможность небольшого заведения волос назад.
Конечно, есть определенные различия, касающиеся создания русской мужской стрижки. Прежде всего, речь идет о густоте волос.
Например, в случае чрезвычайно густой шевелюры горизонтальную линию стрижки мастер делает, выполняя несколько различных шагов. На первом этапе отделяется нижняя затылочная область, при этом используется горизонтальный пробор. После этого отбирается исходная прядь, на которую и следует потом ориентироваться.
Следующий этап начинается с того, что данная прядка оттягивается в нижнюю сторону.
Мастер делает срез волос требуемой длины. Состригание в данном случае выполняется от средней шейной области в левую сторону. Ну а следующий шаг – выполнение процедуры состригания волос в правую сторону. Подобной последовательности действий следует придерживаться в области затылка, его средней и верхней зоне. Необходимо отметить, что русские мужские стрижки будут считаться завершенными после того, как выполнен контроль качества их создания.
livelive.ru
Причёски древних воинов и князей на Руси
Фрагмент картины Николая Овечкина "Последний бой Святослава"
Т.к. волосы не сохраняются в земле надолго. Иногда удается обнаружить их остатки, но для этого они должны были - к примеру - соприкасаться с металлом. Однако такие случаи очень редки, поэтому информацию о прическах мы будем ловить не в могилах, а на изображениях или в текстах летописей или хроник.
[Прическа князя Святослава Игоревича]
Вот уж где больная тема, отлично подходящая для споров. Есть описание греческого историка Льва Диакона, который так описал внешность князя Святослава Игоревича: "(...) Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода".
[Рис.1] князь Святослав Игоревич
Картинку византиец не приложил, и что подразумевалось под клоком волос неясно. Теперь это порождает массу версий. Одни говорят - это волосы на выбритой макушке, так называемый "оселедец", другие - это клок волос сбоку головы, над ухом.
Третьи выдвигают не менее интересную версию. Дескать, вся дружина, в том числе и Святослав Игоревич, побрила головы перед походом. А поскольку длинные волосы были признаком его знатного рода, то князь оставил клок от старой прически.
Нечто подобное встречается на блюде, сделанном болгарскими мастерами. Вот оно:
[Рис.2] прическа болгарского воина
[Рис.2] прическа болгарского воинаОднако, прическа князя Святослава Игоревича - это прическа князя Святослава Игоревича. Его тезка, Святослав Ярославич, предпочитал другой имидж.
[Прическа князя Святослава Ярославича]
Вот миниатюра XI века, украшающая одну из самых древних русских книг - Изборник Святослава.
[Рис.3] Прическа князя Святослава Ярославича
[Рис.3] Прическа князя Святослава Ярославича
Как мы видим, князь Святослав Ярославич и его сыновья, а так же его племянник Ярополк изображены достаточно коротко стриженными.
[Прическа князя Ярополка Изяславича]
А вот - миниатюра тех же самых времен из Трирской псалтыри, которую еще называют «Кодекс Гертруды» . На ней мы видим Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича, внука Ярослава Мудрого. Очень похоже, что князь стрижен "под горшок".
[Рис.4] прическа князя Ярополка
[Рис.4] прическа князя Ярополка
[Прическа князя Всеволода Большое Гнездо]
Северный фасад Дмитриевского собора в городе Владимир украшает барельеф. На нем изображен князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].
князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].
Прозванье прилепилось к нему благодаря большому числу детей. Он (десятый сын Юрия Долгорукого) был отцом восьмерых сыновей и папочкой четырех дочерей. Сыновья (правда не все)изображены на барельефе вокруг отца. Назовем их поименно.
- Константин "Добрый", первый князь новообразованного Ростовского княжества,- Юрий - основатель Нижнего Новгорода,- Ярослав - отец Александра Невского,- Святослав - уничтоживший болгаркий город Ошель в 1220 году- Глеб.
Как видим, никто из них не носит ничего подобного прическе князя Святослава Игоревича. Более того, подобным образом уложенные волосы не покажутся экстремальным стилем и в наши дни, то есть спустя восемьсот лет.
А теперь перенесемся на Запад.
[Прически европейских воинов XI-XII веков]
Для примера берем знаменитый Ковер из Байо. На нем изображено противоборство англосаксов и нормандских воинов.
[Рис.6] ковер из Байо
[Рис.6] ковер из Байо
Нормандцы в основном бреют лицо, хотя пара воинов носят усы. А вот прически весьма колоритные - они брили головы до затылка и по бокам. Впрочем, эта мода не просуществовала долго.
Англосаксы, наоборот, носили длинные усы. И раз речь про усы, пора вернуться на Русь-матушку, но в более позднее время.
[Прически новгородцев XIV-XV веков]
На резных панелях из собора святого Николая в городе Штральзунде изображены новгородские охотники с длинными косами. Резьба датируется 1400 годом или около того.
[Рис.7] новгородские охотники
[Рис.7] новгородские охотники
Это одно из самых необычных изображений русских людей того времени. Действительно ли так ходили по Новгороду или это фантазия автора – до конца так и неясно.
Но очень к месту вспоминается описание путешественника Жильбера де Ланнуа, который посетил Новгороде около 1415 года, примерно в тоже время, в какое были изготовлены приведенные выше панели. Так вот. Де Ланнуа пишет, что в Новгороде женщины носят две косы, а мужчины – одну.
А вот фрагмент известной иконы "Молящиеся новгородцы", на которой мы видим новгородских бояр:
[Рис.8] прически новгородцев
[Рис.8] прически новгородцев
Здесь более привычное нам изображение новгородских горожан: все как полагается и бороды без фанатизма.
[Самая универсальная прическа]
[Рис.9] лысый воин
[Рис.9] лысый воин
Ну а самая универсальная, вневременная прическа встречается на одной из миниатюр Радзивилловской летописи. Посмотрите на воина слева. Он абсолютно лысый!
Источники:- Людота http://ludota.ru- Материалы "Тоже Форума"- Констебл Д. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1994. С. 165-181.- Фото из архива исторического клуба "Медвежий двор" (Уфа)- Фрагмент картины Николая Овечкина "Последний бой Святослава"
Источник
info-grad.com
Волосы, борода, прическа... в понятии этнического портрета: облик князя Святослава. (Окончание)
Начало тутОБЫЧАИ СЛАВЯН
У русского читателя в массе сложился образ древнего славянина с волосами едва ли не до плеч, перехваченными выше бровей тесёмкой, с бородой лопатой и т. д. В ряде исторических романов - Б. Васильев «Вещий Олег», Ю. Никитин «Ингвар и Ольха» - бородатые славяне противопоставлены безбородым бритоголовым русам. Те же стереотипы подвигли Герасимова на придание реконструированному облику Ярослава Мудрого бородки «а ля Иван Грозный». Как мы помним, это оказалось ошибкой. Здесь видно, как стереотипы вненаучного происхождения влияют на вполне солидных учёных.
И снова начнём с облика Богов. Славянская языческая иконография (или правильнее будет сказать - идолография?) практически не знает длиннобородых Богов и совсем не знает длинноволосых. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Собственно русы IX-X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого «ус злат»(56) На миниатюрах Радзивилловской летописи усов не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху(57). Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена(58). Основной кумир этого острова, Святовит, имел «волосы и бороду, острижены кратко» (в других переводах - «обриты»(59)) в соответствии «с обыкновением руян»(60).
Фигурки антских времён из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых(61). Что до Руси, то «представление о том, что все мужчины в допетровское время носили бороды, кажется преувеличенным. До XVI в. ношение бороды… не было обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях часты изображения безбородых мужчин (в частности, новгородский бирич - лицо должностное - также без бороды)»(62). На барельефах белокаменного георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображены княжеские дружинники с подстриженными или обритыми волосами и безбородые(63).
В русских былинах есть любопытный эпизод, как бы зеркальное отражение истории Аудуна из Западных Фиордов. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:
У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые:
В три-ряд вились вкруг верховища (макушки? - Л. П.)
А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!(64)
Т. о., именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала!
Неизвестно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (ср. прозвища викингов), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус(65) и т. д. Собственно к русам относится имя-прозвище Синеус(66), не выводимое из скандинавского именослова, а нелепая попытка «перевести» его, как «Син хауз» (свой дом) встретила отпор со стороны самих норманистов(67). Зато если просто, не мудрствуя, прочесть его как славянское прозвище, получится достойный «ответ» Торвальду Синей Бороде исландских саг.
Ещё Гедеонов, не ссылаясь на Адемара Шабаннскаго, утверждал, что ношение бороды и длинных волос приобрело сколь-нибудь массовый характер у восточных славян лишь после крещения(68), да и то, как мы видели, далеко не сразу. Московские бояре брили головы(69), а иногда и бороды, что можно заметить на западных гравюрах, изображавших московских послов. Стоглавый собор, запрещая бритьё бород и голов, как признак «ереси», тем самым свидетельствует о распространённости этого обычая(70). Но и после этого многие русские брили бороды, как, например, Борис Годунов - современные изображения снова рисуют нам далёкий от хрестоматийного шаляпинского бородача образ. Особый интерес представляет грамота царя Алексея Михайловича, где бритьё бороды ставится в один ряд с такими действиями, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание «бесовских» песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей и т. п. пережитками языческого прошлого(71).
Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Лиутпранда отмечает обычай брить головы у болгар(72). Тюркским влиянием это, как мы видели, объясняться не может. На миниатюре Ватиканского менология изображён болгарин с обритой бородой и головою(73).
Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское «кацап» - «как козёл» - отразило отрицательное отношение этой части славянства к бородам поздних московитов и постпетровских великороссов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено(74). Моравы брили головы и бороды(75). Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове(76). «Великая хроника», описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле - Котышко - сменённого выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, за исключением одного клочка волос на макушке - полная аналогия со Святославом(77). Схожая причёска у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи(78). Западные авторы отмечают, что» верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению(79). В летописных статьях IX-XI вв. борода упомянута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам: «потергаше браде ю»(80). Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Титмар Мезербургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей(81).
Любопытно, что если скандинавы рассматривали, как позорную черту, обритые бороды и волосы, то славяне, в свой черед, рассматривали, как позорный, «бабий», обычай скандинавов носить длинные волосы и заплетать их в косы. Предание, сообщаемое польским хронистом Кадлубеком, говорит, что, по мнению поляков, скандинавов принудили носить «женские» прически покорившие их славяне, в знак подчинения и позора(82).
Родственные славянам балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. В литовских легендах рыцари-крестоносцы скандогерманского происхождения носят устойчивый эпитет «бородачи», «бородатые злодеи»(83), что подразумевает безбородость подчёркивавших эту черту сказителей и их слушателей. На средневековых изображениях пруссов видим обритые бороды, длинные усы и коротко остриженные волосы (иногда угадываются чубы)(84). В иконографической традиции Литвы изображение Ягелло (Ягайло) очень походит на князя Святослава. Таков же был и общий облик литовской шляхты того времени(85).
Итак, мы видим, что полярно противоположный скандинавским обычаям и не имеющий аналогий в тюркских, облик Святослава вполне укладывался в балто-славянские традиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашего исследования, можно сказать: причёска являлась немалым этноопределяющих признаков в традиционном обществе, в особенности в языческую эпоху, т. к. была одним из видов imitatio dei, подражания этническим Богам-покровителям и обеспечивало мистическое единство с ними и благополучие народа и страны. Причёска Святослава отнюдь не была причудой князя или подражанием какой-то внешней моде. Это - за исключением, быть может, чуба - был наиболее распространённый внешний облик руса IX-X вв.. во многом сохранившийся до конца XI в. Этот облик находился в вопиющем противоречии со скандинавскими обычаям: если у русов обритые голова и подбородок были «признаком знатности рода», то у скандинавов - клеймом позора и предельного унижения. Этот облик не был схож с обликом тюрок, носивших в массе своей косы. Этот облик полностью укладывается в традиции балтославян.
Можно, конечно, привести примеры причёсок подобного рода у неславянских народов. Можно привести примеры, когда славяне (глубокие старики, языческие жрецы или, напротив, христиане) выглядели по иному. Но всё это ничуть не поколеблет основного вывода этого исследования - а именно. что славяне выглядели так более чем часто, и, что ещё более важно, ни тюрки, ни, в особенности, знатные скандинавы, НИКОГДА И НЕ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ так не выглядели.
Отчего же норманисты, в том числе такой блестящий знаток тюркских обычаев, как Петрухин, вопреки всякой очевидности твердят о «тюркской причёске Святослава? Надо полагать, что в противном случае им придется признать - и как-то объяснить - совершенно невероятный факт: «скандинавские» русы в течение неполного столетия, в третьем поколении династии позаимствовали обычай не просто чуждый, но и прямо позорный в глазах их скандинавских «предков» обычай, и заимствовали даже не у соседей - пусть и дикарей печенегов - а у покорённых данников, славян, и стали, в довершение всего, считать этот обычай «признаком знатности рода».
Излишне говорить, что подобных примеров история попросту не знает. Пришельцы-завоеватели либо прилагали все усилия, дабы не смешаться с покорёнными (пример забавной крайности - легендарный индийский царь Сагара, завоевав РОДСТВЕННЫЕ племена, принудительно заставил их изменить обычаи, в том числе, кстати, «заставил их… либо обрить себе головы, либо отпустить бороды, чтобы они отличались от его исконных подданных»(86)), либо навязывали им свои обычаи, вплоть до полной ассимиляции (хрестоматийный пример - германцы на востоке от Эльбы).
Какой же вывод можно сделать из вышесказанного? Разумеется, данные «причёски» - не единственные, позволяющие отвергнуть версию о скандинавском происхождении русов и убедиться в балтославянских корнях последних. За это описания татуировок русов, их одежды, вооружения и боевого искусства, имена и изображения их Божеств и устройство святилищ, обстоятельства принятия ими христианства, их письменность и имена - всё, что можно объединить в понятие этнического портрета. Но именно «причёска» ярче и очевиднее чего бы то ни было доказывает - на Дунай пришёл во главе своих славянских дружин князь Святослав, а не вымышленный норманистами «конунг Свендислейф»
Л.Р. Прозоров
Примечания:
1..См., напр., Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Смоленск, Русич: М., Гнозис, 1995.2.Лев Диакон. История. М., Наука, 1988, С.823.Иловайский Д. И. История России. Начало Руси. М., "Чарли", 1996, С 344.4.Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., Алетейя, 1999, С 145.5.Ковалёв С. И. История Рима. Л., Изд-во ЛГУ. 19866.См., напр., Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991, Т.1, илл. на С 503. Семёнов Ф. Ф., Кириллова А. А. Альбом по истории средних веков. М., ГУПИМП РСФСР, 1960, С 17 и т. д.7.Элиаде М. Священное и мирское. М., Изд-во МГУ. 1994, СС 66,70.8.Памятники литературы Древней Руси XI - начала XII века. М., Художественная литература, 1978, СС 48-49.19.Иловайский Д. И. Указ. соч. С 366.10.Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876, С 365.11.Там же. Иловайский Д. И. Указ. соч., С 174.12.Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., Молодая Гвардия. 1997, С 173.13.Сотникова М. П.. Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI вв., Л., Искусство, 1983, С 61. Авторы прямо проводят параллель между изображениями на монетах и описанием Святослава у Льва Диакона.14.Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси Х-ХV вв. М., Интрада, 1998, С 19, илл. на С 259.15.История искусств народов СССР. М., Изобразительное искусство, 1973, С 391.16.Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., Наука, 1988, цв. вкл., л 1.17.Памятники… С 303.18.Гедеонов С. А. Указ. соч., С 365.19.Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., Художественнаялитература, 1975, СС 21, 219-223.20.Снорри Стурлусон. Круг земной. М., Ладомир, 1995, С 70.21.Piecarcyk St. Mitologia germanska. Warszawa, 1979, s 10522.Мифы народов мира. Т. 2, илл. на С 519.23.Исландские саги. Ирландский эпос. М., Художественная литература, 1973, С 120.24.Мифы народов мира. Т.2. илл. на С.572.25.Исландские саги… СС 840-854.26.Снорри Стурлусон. Указ. соч., СС 671-681.27.Сага о Волсунгах.//Корни Иггдрасиля. М., ТЕРРА, 1997, С 21728.Снорри Стурлусон. Указ. соч., С 124.29.Пословицы русского народа. М., Русская книга, 1993, Т.1, С 76.30.Исландские саги… С 83.31.Там же, С 192. Безбородость Ньяля, судя по его кельтскому имени, связана с другой этнической традицией, но здесь мы не будем вдаваться в эту достаточно интересную тему.32.Там же, СС 213, 224, 227, 22834.Стиг-знаменосец: шведские и датские народные баллады. Л., Детская литература, СС 13-14.35.Адам Бременский. История гамбургской церкви//Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., Ладомир, 1996, С 210.36.Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., Евразия, 2000, С 83.37.Корнелий Тацит. Сочинения. М., Ладомир, 1993, Т 1, С 189.38.Селицкий А. И. "Воданические короли": религиозный аспект формирования королевской власти у древних германцев.// Скандинавские чтения 2000 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб, Наука, 2002, С 29.39.Григорий Турский. История франков.//История Средних веков. М., Просвещение, 1969, С 30-31.40.Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., Художественная литература, 1976, СС 83, 119, 124, 125, 251, 252 и др.41.Мифы народов мира. Т. 2, С 241.42.Найджел Пеннинк, Пруденс Джонс. История языческой Европы. СПб., Евразия, 2000. С 232, илл на стр.234.43.Беовульф… С 415.44.Наследники Вюльфингов. М., Аргус, 1994, СС 135, 220, 231, 244.45.Сюзюмов Н. Я.. Иванов С. А. Комментарии//Лев Диакон, Указ. соч., С 214. Петрухин В. Я. Указ. соч., СС 110, 193. Членов А. М. По следам Добрыни. М., Наука, 1971, С 12046.Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., Наука, 1981, СС 264-265.47.Петрухин В. Я. Указ. соч., С 187.48.Иловайский Д. И. Указ. соч., С 173. Мерперт Н. Я. Авары в Восточной Европе//Очерки истории СССР М., Издательство АН СССР, 1958, Т.2, С 571.49.Плетнёва С. А. Хазары. М., Наука, 1986, С 25.50.Петрухин В. Я. Указ. соч., С 187.51.Плетнёва С. А. Печенеги//Очерки истории СССР, Т.2, С 726.52.Книга отца нашего Коркута. Баку, Язычеч, 1989, СС 114, 118, 213 и др.53.Иловайский Д. И. Указ. соч., С 173. Видимо, Иловайский пользовался другими переводами. В позднейших изданиях эта причёска выглядит совершенно по иному: Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., Наука, 1993, С 338.54.Прокопий Кесарийский о славянах//Материалы по истории СССР. вып 1, М., Высшая школа,1985, С 226.55.Седов В. В. Славяне в древности М., Фонд археологии,1994, С 5.56.Памятники литературы Древней Руси. СС 94-9557.Радзивилловская летопись. СПб, Глагол, М., Искусство, 1992, Т.1, л 16, 26, 45.58.Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб, Алетейя, 1995, С 29.59.Цит. по Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне//Славяне и скандинавы. М., Прогресс.1986, С 358.60.Фаминцын А. С. Указ. соч. С 27.61.Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. М., Фонд археологии, 1995, С 77.62.Рабинович М. Г. Указ. соч. С 202.63.Древняя Русь. Быт и культура. М., Наука,1997, С 197, Таб. 113 на С 359, илл. 25-57.64.Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж, Центрально-Черноземное Изд-во, 1987, С 124.65.Гедеонов С. А. Указ соч. С 363.66.Памятники литературы Древней Руси СС 36-37.67.Петрухин В. Я. Комментарии//Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., Прогресс,1985, С 27568.Гедеонов С. А. Указ. соч. С 363.69.Валишевский К. Иван Грозный. М., ИКПА, 1989, С 110.70.Стоглав. СПб, Изд. Котанчинова,1863, С 124.71.Грамата царя Алексея Михайловича.//Сказания Русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., Художественная литература, 1990, СС 388-390.72.Иловайский Д. И. Указ. соч. С 173.73.Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000. илл. наС 254.74.Гедеонов С. А. Указ. соч. С 363.75.Нидерле Л. Указ. соч. С 259. Автор отчего-то считает такую прическу неславянской, заимствованной. Данные источников показывают, как видим, обратное.76.Гедеонов С. А. Указ. соч. С 361.77."Великая хроника" о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., Изд-во МГУ, 1987, С 62, Комментатор (С. 208) особенно отмечает сходство с причёской Святослава.78.Нидерле Л. Указ. соч. Илл на СС 190, 247.79.Фаминцын А. С. Указ. соч. С 52.80.Памятники литературы Древней Руси. СС 190-191.81.Гедеонов С. А. С 363.82.Гильфердинг А. История балтийских славян. М., ВНИИОНЭГ, 1994, С 78.83.Дайны. Народные литовские песни. М., Гослитиздат,1944. С 28.84.Мифы народов мира. Т. 1. Илл на С 156. Петрухин В. Я. Славяне. М., Росмэн, 1997, Илл. на С 91.85.Личные наблюдения автора в Каунасском историческом музее в июне 1985 г.86.Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., РИКРусанова, Астрель, АСТ. 2000 СС 283-28487.Скрынников Р. Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительно