Религия древнего ирана. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Иран: религия и религиозные меньшинства. Религия древнего ирана


2.4. Религия Древнего Ирана (маздаизм). История религии : конспект лекций

Древнеиранские племена отделились от индоевропейского корня во II тысячелетии до н. э., поэтому в позднейших слоях иранской религии сохранились остатки религиозных воззрений, свойственных всем индоевропейским племенам, например культа умерших предков. Вместе с тем можно говорить о существовании особой иранской религии – маздаизма, священной книгой которого является Авеста – ее составление датируется VI в. до н. э. Легендарным автором Авесты в маздаизме считается пророк Заратуштра, благодаря чему и вся религия иногда называется зороастризмом.[25] Впрочем, относительно Авесты, как и относительно многих других священных книг, можно сказать, что складывалась она на протяжении нескольких столетий. Если древнейшая ее часть (Ясну), представляющая собой сборник молитв и гимнов, действительно относится к VI в. до н. э., то другие части, являющиеся комментариями и дополнениями, составлялись вплоть до VII в.

Ключевая идея маздаизма состоит в дуалистичном (двойственном) понимании мира как сочетания черного и белого начал. Олицетворением белого начала и соответственно главным богом иранского пантеона являлся Ахурамазда (Ормузд), которому противостояло божество тьмы – Ариман (его имя в священных текстах практически не упоминается или заменяется эпитетами). Оба бога изначально равноправны, они участвуют в процессе сотворения мира, но область их деятельности различна: Ахурамазда создает добро, красоту, пользу для человека; Ариман – зло, ложь, болезни и смерть. Сосуществование двух верховных богов нельзя назвать мирным, между ними ведется постоянная борьба, в которой участвуют божества более низкого порядка: изеды – со стороны добра и дэвы – со стороны зла.

Причину возникновения такого резкого дуализма пытались разгадать многие исследователи, выдвигая самые различные версии – от особенностей психики древних персов до влияния климатических и географических факторов. На сегодняшний день в отечественной науке существуют две гипотезы, предлагающие решение этой проблемы. Согласно первой из них, которой придерживался А. М. Золотарев, дуализм в системе религиозных воззрений является отражением дуалистической организации первобытного общества, поделенного на различные половозрастные группы.[26] Другая точка зрения, высказанная С.А. Токаревым и более широко распространенная, появление двух враждующих богов считает отражением в архаическом сознании факта завоевания пришлыми кочевниками-ариями земледельческого населения будущего Ирана.[27] Наложение друг на друга двух мифологических систем и привело к возникновению идеи противоборства двух начал.

Культовая составляющая маздаизма была выражена очень четко: жрецы обладали монополией на совершение всех религиозных ритуалов, к которым в первую очередь относились обряды принесения в жертву, поддержания огня и погребальные обряды. О человеческих жертвоприношениях сохранившиеся источники не сообщают, зато известно, что приносился в жертву домашний скот. Количество и размер жертвоприношения зависели от богатства дарителя и от важности решаемого вопроса. Обряд поддержания огня служил для сохранения огня в очаге, поскольку от этого, по представлениям маздаистов, зависело благосостояние семьи и самочувствие всех ее членов. Если огонь в семейном очаге все-таки угасал, то члены семьи должны были пройти обряды очищения, необходимые для избежания нависшей над ними угрозы смерти. Смерть – порождение Аримана – и все, что с ней связано, считались в маздаизме нечистыми, поэтому требовалось избегать любого соприкосновения с трупом. Чтобы не осквернять мертвым телом ни одну из священных стихий (землю, огонь или воду), персы строили специальные башни (дакмы), на верхушках которых размещали тела умерших, делая их пищей для стервятников.

Суть этических взглядов маздаистов состоит в следовании установленным нормам, соблюдении ритуальной чистоты и избегании нечистого, поэтому и самые страшные грехи, которые может совершить адепт этой религии, представляют собой неправильное погребение трупа (сожжение в огне), использование падали в процессе приготовления пищи и противоестественную половую страсть.

Судьба маздаизма изобиловала многочисленными поворотами: успев побывать государственной религией во время правления династии Сасанидов (III–VII вв.) и послужив источником взглядов для возникновения раннехристианской секты манихеев, он долгое время изгонялся сторонниками ислама из своих исконных мест. В настоящее время большая часть сторонников маздаизма проживает в Западной Индии и только немногочисленные общины сумели сохранить свое местоположение на территории современного Ирана.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Иран: религия и религиозные меньшинства

Иран подарил миру множество археологических памятников, а его культурное наследие до сих пор тщательно изучается учеными со всего света. Эта страна сумела не только сохранить, но и приумножить свои богатства, являясь государством с четким разделением по религиозному и половому признаку.

Иран религия

Иран: коротко о самом главном

Иран можно смело назвать государством, где трудно быть отличным от других. Большинство населения составляют персы, они и имеют непосредственное влияние на внутреннюю политику страны. Несмотря на то что во многих вопросах трудно отыскать столь продвинутую страну, как Иран, религия здесь играет самую серьезную роль. От религиозных запретов и правил отталкиваются в своей обычной жизни абсолютно все жители государства, начиная от главы страны и заканчивая простыми ремесленниками.

Государственным языком Ирана является фарси, на нем говорит преимущественное большинство населения. Он преподается в школах и высших учебных заведениях Тегерана. Женщинам в стране не обязательно учиться, это обусловлено религиозными традициями, которые четко прописывают неравенство полов. Также представительницам женского пола запрещено занимать важные государственные посты и становиться священнослужителями. В остальных вопросах права женщин не слишком ущемляются. Многие западные аналитики даже признают Иран современным государством, далеким от средневековых мусульманских предрассудков и доктрин.

Религия Древнего Ирана

Население Древнего Ирана было представлено разрозненными кочевыми племенами, поэтому религии первых цивилизаций Ирана противоречивы и имеют разные корни. Самыми сильными племенами иранского нагорья были арии, которые и сумели распространить свои верования среди остальных племен, живущих на этой территории.

В пантеоне арийских богов можно насчитать более тысячи различных духов и божеств. Все они условно делятся на две категории:

  • боги порядка;
  • боги природы.

Каждое божество имело своих жрецов и особые обряды служения. Постепенно эти обряды усложнялись, а оседлая жизнь внесла свои коррективы в религию древних иранцев. Ко второму тысячелетию до нашей эры они особо выделили бога мудрости, который относился к самым светлым божествам из всего пантеона. Ученые считают, что его прототипом стало почитание огня, которому приносили жертвы в виде животных и даров природы. Во время жертвоприношения огню арийцы принимали дурманящий напиток. Он известен как хаома, и употреблялся уже отдельно от религиозных обрядов на протяжении нескольких тысячелетий.

Религии первых цивилизаций Ирана

К концу седьмого века до нашей эры на территории Древнего Ирана сформировалось новое религиозное течение зороастризм, которое быстро распространилось среди населения и стало самым влиятельным в стране.

Зороастризм - зарождение нового религиозного культа

О зарождении зороастризма на иранском нагорье ходит множество легенд, но на самом деле основатель культа был реальной исторической личностью. Историки сумели отыскать доказательства того, что Зороастр являлся влиятельным жрецом арийцев. Всю свою жизнь он проповедовал добро и в возрасте сорока двух лет получил откровение, которое послужило основой для появления новой религии. Жрец начал активно нести свет веры в массы, путешествуя по всей стране, и спустя некоторое время проповеди Зороастра были собраны в одну священную книгу - Авесту. Сам он был наделен необычными способностями и с течением нескольких веков превратился в мифическую личность, в существовании которой сомневались практически все западные ученые.

Основы зороастризма

Долгие годы зороастризм завоевывал Иран. Религия удивительным образом наложилась на древние обряды арийцев, можно сказать, что Зороастр объединил все известные культы в один. Самым главным божеством в зороастризме считается Ормузда, он олицетворяет собой все самое светлое и доброе. Ему приходится постоянно бороться со своим темным братом Анхра-Манью, который готов погубить человечество, если сумеет получить власть над ним.

Согласно основам зороастризма, каждое божество правит на Земле по три тысячи лет, еще три тысячи лет они борются между собой. Каждый раз такая борьба сопровождается бедствиями и природными катаклизмами. Но смена правителей неминуема и человечество должно быть к этому подготовлено.

Какова была государственная религия Ирана

Авеста: священная книга древних иранцев

Все правила и основы зороастризма первоначально передавались из уст в уста, но в конечном итоге они нашли свое воплощение в Авесте. Она состоит из трех частей. В первой собраны гимны божествам, во второй молитвы Ормудзе, а в третьей приведены все обряды и главные принципы религиозного культа.

Зороастризм: обряды и служение

Самым главным атрибутом служения культу зороастризма являлся огонь. Он всегда поддерживался жрецами храма и был первым свидетелем обряда инициации молодых арийцев. К десяти годам каждый мальчик получал посвящение божеству, оно всегда проводилось около огня, который накануне обряда необходимо было "подкармливать" пять раз в день. Каждый раз, подкладывая топливо, жрец должен был читать молитву.

Особые обряды соответствовали всем событиям в жизни общины, наиболее сложные манипуляции проводились при погребении тел умерших иранцев.

Завоевание Ирана арабами: смена религий

В седьмом веке арабские завоеватели проникли в Иран. Религия арабов, ислам, стала активно вытеснять привычный зороастризм. Несколько веков это было практически незаметно, все религиозные течения мирно уживались в стране. Но к десятому веку ситуация резко изменилась, ислам стал насаждаться повсеместно. Несогласные с новым религиозным режимом подвергались гонениям. Во многих районах Ирана зороастрийцев убивали, причем делали это с огромной жестокостью. В этот период огромная часть приверженцев старой веры перебралась в Индию, где зороастризм стал называться парсизмом и до сих пор является довольно влиятельным религиозным течением в стране.

Религия Древнего Ирана

Ислам: становление государственной религии Ирана

Историки не сомневаются, какова была государственная религия Ирана после изгнания зороастрийцев - ислам на многие десятилетия прочно занял свое место в умах и душах иранцев. С десятого века он только укреплял свои позиции и активно влиял на светскую жизнь страны.

С шестнадцатого века иранский народ стал участником борьбы двух течений в исламе - суннитов и шиитов. Чаще всего эти противоборствующие стороны сталкивались в вооруженных баталиях, которые поделили страну на два лагеря. Все это пагубно повлияло на Иран. Религия стала определяющей и во внешней политике, что практически исключило возможность вразумительного диалога между Ираном и западным миром.

Какая религия в Иране

В начале двадцатого века иранские философы предприняли попытку возродить в стране традиции зороастризма, но уже в восьмидесятых годах прошлого века исламская революция положила конец некоторым вольностям в вероисповедании и окончательно установила власть мусульман-шиитов.

Какая религия в Иране является самой влиятельной на сегодняшний день?

Стоит отметить, что, несмотря на жесткость иранских правителей, на территории страны периодически возникали различные религиозные течения. Они не получали массового распространения, но одно из ответвлений ислама все же сумело укрепиться в стране. Этим течением является бахаизм, который еще часто называют религией единства. На данный момент это религиозное меньшинство имеет больше всего последователей в Иране.

Но все же государственная религия Ирана едина, ведь более девяноста процентов всего населения являются мусульманами-шиитами. Они занимают государственные посты и становятся самыми влиятельными священнослужителями. Восемь процентов населения относят себя к мусульманам-суннитам, и лишь оставшиеся два процента иранцев исповедуют бахаизм, христианство и иудаизм.

Государственная религия Ирана

Многие западные политики неоднозначно высказываются об Иране и его государственном устройстве. Они считают, что религиозное течение с жесткими постулатами, каким является шиизм, существенно ограничивает развитие государства. Но никто в действительности не может предсказать, каким образом будет строиться жизнь обычных иранцев, если религия станет играть меньшую роль во внутренней и внешней политике страны.

fb.ru

§ 11. Религия Древнего Ирана. Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ]

Древнеиранские племена во II тысячелетии до н. э. отделились от индоевропейского корня, но они сохранили остатки культа умерших предков, характерных всем индоевропейским племенам.

В VI в. до н. э. Появилась особая иранская религия – маздаизм, священной книгой которой является Авеста. Автором этой легендарной книги считается пророк Заратуштра, поэтому многие называют эту религию зороастризмом. Сама книга Авеста, как и другие религиозные книги, кроме Корана, складывалась на протяжении нескольких столетий. Древнейшая ее часть – сборник гимнов и молитв – относится к VI в. до н. э., остальное дополнялось вплоть до VII века.

В зороастризме противопоставляются два вечных начала – добро и зло, борьба между которыми является залогом мирового развития, и отчетливо проявляется идея о Едином Боге.

Основополагающими являются вера в верховного бога Ахурамазда; учение об извечной борьбе добра и зла; благочестие, чтобы уничтожить зло на земле; отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти. Священная книга Авеста включала в себя 21 книгу, многие из которых не сохранились до наших дней. После вторжения Александра Македонского в Персию в IV в. до н. э. храмы и святилища были уничтожены и разграблены, жрецов убивали в массовом количестве. Книга Авеста еще не была написана, ее передавали друг другу наизусть жрецы, но с гибелью их многие тексты выпали из Авесты.

Зороастризм является древнейшей религией, основанной на откровении. Однажды тринадцатилетний Зороастр, будучи священнослужителем, отправился к реке за водой.

Выходя из реки, он увидел сияющее существо. Оно привело его к Ахурамазде и другим пяти светящимся персонам, от которых Зороастр и получил откровение.

Основа откровения в следующем: Ахурамазда безошибочно различает добро и зло, в нем три начала: святость, чистота и справедливость. Ахурамазда и его дух Спента-Манью являются представителями сил добра.

Ахурамазде изначально противостоит Ахриман (Ангра-Манью), возглавляющий зло. Они ведут постоянную борьбу между собой, и ее исход всецело зависит от людей. Если в мире преобладает доброе начало, победит Ахурамазда, если зло – Ахриман. Любой человек вправе выбирать добро и зло. В конце концов, согласно Зороастру, победит добро.

Ахриман во главе армии дайвов – демонов зла, мучений и бедствий, ведьм, бесов и чудовищ – будет сбивать с толку людей. Дайвы имеют множество отличий, более всего они любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому захват соседних государств зороастризм преподносит как уничтожение злых сил, т. е. борьбой за добро. Дайвы надеются захватить власть на земле, главными объектами их нападений являются люди. Для уничтожения людей Ахриман придумал 9999 болезней. Он же придумал смерть и поражает ею только верных Ахурамазде. Поэтому чаще всего умирают хорошие и храбрые люди.

После смерти душа попадает на суд бога Митры. На весах правосудия взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые – на одной чаше весов, дурные – на другой. Затем души пребывают в рае, аде и в «месте смешанных» определенное время. Когда наступит всеобщее воскрешение мертвых и наступит день Последнего суда, все праведники будут отделены от грешников. Все люди должны будут также пройти сквозь реку расплавленного металла, только праведным она покажется парным молоком, а грешники расплавятся в нем. К концу мироздания родится Спаситель, он призовет людей на решающее сражение. Демоны и силы тьмы будут уничтожены, река расплавленного металла потечет в ад, где убьет Ахримана и все остатки зла в мире.

После победы над силами зла начнется новая эра. Ахурамазда приготовит питье, дающее бессмертие праведникам, и наступит счастливая жизнь людей в полном спокойствии и мире.

В зороастризме человек, как глава всех семи творений, обязан заботиться об их чистоте; сохранять землю плодородной и незагрязненной; выращивать растения и ухаживать за животными.

Особые правила касаются воды и огня. С ними не должно соприкасаться нечистое, класть в огонь сухие чистые дрова, осторожно ставить для варки горшки и кастрюли, чтобы не разлить воду. Нечистыми являются все неприятные и вредные для человека существа. Похороны совершались с магическими мерами предосторожности. В древности тела умерших бросали на пожирание птицам и зверям в пустынных или каменистых местах, чтобы тело не соприкасалось с плодородной землей, водой, растениями. Современные зороастрийцы хоронят своих покойников в цементном растворе.

В настоящее время большая часть сторонников зороастризма проживает в Западной Индии (около 80 тысяч), и только немногочисленные общины сумели сохранить свое месторасположение на территории современного Ирана.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

История религий: Зороастризм - религия древнего Ирана.

20 ноября 2015 г.

В понедельник, 16 ноября 2015 года, катехизатор храма Преображения Гоподня в Тушино Алексей Волков прочитал очередную лекцию по Истории религий на тему: Зороастризм - религия древнего Ирана.

Видеозапись

   Древние народы, населявшие Иранское плоскогорье, были в основном индо-европейского (арийского) происхождения. Поэтому их религиозные верования во многом схожи с религиями народов древней Европы и древней Индии.

   Но были и существенные различия. В частности, существа, которые в Индии считались злыми духами — асурами, у иранцев считались олицетворением сил добра — ахурами.

Главным олицетворением этих сил является глава пантеона — Ахура Мазда.

   В течение всей истории религии Древнего Ирана прослеживается четкая тенденция разграничения и противопоставления сил добра и зла. Особенно это видно на примере реформ, которые осуществил выдающийся религиозный деятель Древнего Ирана по имени Заратустра.

   Его имя обросло легендами, но, по большому счету, нам мало что известно о нем. Лишь обрывочные и весьма противоречивые свидетельства Авесты — священной книги Зороастризма — доносят до нас крупицы более или менее достоверных сведений о нем. Жил он в промежутке между XII и VI веками до Р.Хр. Был жрецом. В возрасте 30 лет ему начались видения, побудившие его к проповеди, которая, впрочем, была мало успешна. После его смерти лишь горстка его учеников проживала на Северо-Западе Ирана. Первые персидские императоры — Кир Великий и Камбиз — не имели ни малейшего представления ни о Заратустре, ни о его учении.

   При других правителях Ахеменидской Империи оно начинает распространяться и завоевывать себе все новых и новых приверженцев.

   Суть учения Заратустры сводилась к следующему. Он доводит до крайности противопоставление сил добра, олицетворяемых Ахура Маздой, и сил зла, олицетворяемых Ангра-Майнью. По большому счету Заратустра отказывает в статусе Бога всем, кроме Ахура Мазды. Все остальные божества — это не боги, а лишь благие качества (амешаспента) Ахура Мазды, который в системе Заратустры становится аналогом "Абсолютного Блага" Платона. Бог по Заратустре благ и всё творит благим, поэтому Он не повинен в существующем в мире зле.

   Но откуда же берется зло? Заратустра не может объявить зло, не имеющем сущности (как Платон). И тогда Заратустра виновником зла объявляет Ангра-Майнью. То есть в системе Заратустры 2 бога: один хороший, другой плохой. А мир — это арена, где Ахура Мазда борется с Ангро-Майнью. Люди являются активными участниками этой борьбы, в результате которой должно все-таки победить добро.

   Делая добрые дела, живя воздержанно, справедливо и миролюбиво, не обманывая, не воруя, люди приближают час этой победы. Такая религиозно-этическая система существенно улучшала нравы древних персов. Поэтому правители Ахеменидской Империи, а позднее парфянские цари покровительствовали Зороастризму.

   Ответвлением Зороастризма являлся культ Митры, бога договора и согласия, а также покровителя воинов. Он был распространен не только в Персии, но и в Римской Империи, особенно среди солдат ее армии. Митраизм составлял серьезную конкуренцию нарождающемуся Христианству в первые века его существования. Мистерии митраистов были очень похожи на литургии христиан. Древние христианские писатели — св. Иустин Философ и Тертуллиан — писали, что это дьявол надоумил людей совершать такие мистерии, чтобы сбить с толку верных. Но Митраизм, не выдержав конкуренции с Христианством, ушел с исторической сцены. А Зороастризм а Азии был уничтожен Исламом в VII веке по Р.Хр.

   Сейчас зороастрийцев насчитывается не более 80 тыс. человек. Проживают они в основном в Индии.

   Следующая лекция состоится 23 ноября. Ее тема: "Религия Древней Индии. Веды. Брахманизм. Философия Упанишад".

www.newmartyros.ru

Зороастризм в древнем Иране. История религий Востока

Зороастризм в древнем Иране

Специалисты полагают, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверцев и только постепенно, со временем, последователями нового учения становились адепты маздеизма из касты магов. Империя Ахеменидов в VI–V вв. до н. э. во многом способствовала успеху зороастризма: были резко расширены политические границы Ирана и обеспечены контакты зороастрийцев с представителями иных доктрин, как ближневосточных (Египет, Вавилон), так и особенно иудейской. Считается, что иудаизм как религия, разрабатывавшаяся особенно интенсивно именно в годы вавилонского плена иудеев, испытал сильное влияние зороастризма. И хотя сами Ахемениды явно покровительствовали древнему маздеизму, а не зороастризму, этический пафос учения Зороастра более соответствовал духу времени, причем именно он, видимо, повлиял на иудаизм.

Мало известно об успехах зороастризма в годы, последовавшие за крушением империи Ахеменидов и тем более в период эллинизма, когда влияние греческой культуры на всем Ближнем Востоке было весьма ощутимым. Но некоторые косвенные данные позволяют полагать, что зороастризм как доктрина на рубеже нашей эры не просто существовал, но даже процветал и расширял свое влияние, причем не только в собственно Иране, но и на соседних с ним землях. При этом следует иметь в виду, что речь идет уже о достаточно зрелом зороастризме, вобравшем в себя все уцелевшее наследие древнего маздеизма и разрабатывавшемся усилиями всех его жрецов, включая и потомков древних магов.

Так, считается, что зороастризм оказал немалое влияние на формирование доктрины некоторых ранних иудео-христианских сект, в частности ессеев с их упором на идею добра и справедливости. Вообще проблема происхождения христианства не может быть полностью решена без учета влияния со стороны иранских религий. Известно, например, что культ Митры, распространившийся в восточных провинциях Рима незадолго до начала нашей эры, оказал огромное воздействие на римских легионеров после восточных походов I в. до н. э. Воитель Митра, патрон воинов, отождествлялся в рамках митраизма то с Ахура-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с тем мессией-спасителем, который упоминался в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения – митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно в день 25 декабря (позже – день рождения Христа) отмечали день рождения Митры. Веровавшие в Митру имели обыкновение причащаться хлебом и вином, символизировавшими его тело и кровь.

Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.

Но зороастризм был активен не только на западной периферии Ирана. Не менее ярко проявилось воздействие его на религиозные доктрины и на востоке, в частности в пределах Кушанской империи, существовавшей на рубеже и в первые века нашей эры. Отголоском зороастрийского влияния следует считать некоторые элементы буддизма Махаяны, сформировавшегося в начале нашей эры. Специалисты считают, что кушаны внесли в буддизм Махаяны эсхатологию зороастризма, что своим этическим потенциалом буддизм Махаяны обязан именно зороастризму, а сам будда грядущего Майтрейя в системе Махаяны – это ипостась все того же Митры.

Выход на передний план в зороастризме культа Митры в качестве своего рода alter ego Ахура-Мазды сыграл немалую роль в том, что зороастризм уже на рубеже нашей эры был, прежде всего, связан с почитанием солнца и огня, с культом света и сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что далеко не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны. Надо сказать, что физической чистоте они придавали исключительно важное значение, ритуальный смысл: всякая нечисть – это элемент сил тьмы и зла. Поэтому необходимо было остерегаться нечистоты, в том числе и трупов. Чтобы тела покойников (символ нечистоты) не соприкасались с чистыми стихиями (вода, земля, огонь, растения, металл), существовал и специфический обряд захоронения: в открытые сверху большие ступенчатые каменные ямы-башни особые служители сносили умерших. Их тела склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались затем на дно вырытого в башне и облицованного камнем колодца. Такие сооружения сохранились и по сей день у парсов, живущих в западной Индии и исповедующих зороастризм. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем им необходимо было пройти через специальный обряд очищения.

В процессе очищения, как упоминалось, самую важную роль играл огонь. Огонь был обязательным при любых ритуальных церемониях, в том числе и при совершении ритуалов в честь Митры или Ахура-Мазды, которые обычно сопровождались пением, жертвенной трапезой и вином и нередко отправлялись не в храме, а на свежем воздухе. Кроме огня почитались и остальные чистые стихии. Особым почтением пользовались также и некоторые виды животных – бык, лошадь, собака, пожиравшие трупы грифы.

Распространение зороастризма среди иранцев существенно изменило отношение к нему со стороны власть имущих. Если Ахемениды в свое время его как бы не замечали, отдавая явное предпочтение древнему маздеизму, то парфянские цари на рубеже нашей эры уже выдвигали его на передний план в качестве противовеса эллинско-римскому культурному влиянию, а в сасанидском Иране зороастризм стал даже официальной государственной религией (верховный жрец зороастрийцев мобедан-мобед был в числе самых высших сановников государства). Мало того, он стал идейным знаменем всех иранцев и именно в этом своем качестве оказался основой ряда сектантско-религиозных движений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Религия в Древнем Иране

Мировосприятие древних иранцев заключалось в книге откровений - весте. Этот памятник начал создаваться еще во II тыс. до н.э., хотя до настоящего времени дошли только поздние списки - античные.

Существует и другая точка зрения в отношении возраста Авесты  - 7-8 тыс. лет. Авеста имеет две части: Яшты (мифологическая) и Гаты (философская), которая и становится основой религии.

В центре иранской мифологии - учение о борьбе двух антагонистических космических принципов - Добра и Зла. То есть эта мифология имеет ярко выраженное морально-этическое содержание. Одним из ярких персонажей ранней иранской мифологии является шах Джамшид. Джамшид - сын Солнца и праотец человечества. Он научил людей ремеслам, строить дома, приручать животных, подарил людям огонь и т.д. Он правил страной 700 лет - это время считается золотым веком: никто не умирал, не болел, не страдал.

У шаха имелась чаша - в ней отобразилось все, что совершалось на Земле и на Небе. Эта чаша - модель света, становится излюбленной темой иранского искусства. Иранская посуда распространяется по всему свету.

Существует также точка зрения, высказанная Т. Шамякиной, что известная Чаша Грааля сформировалась под внушением чаши Джамшида.

На основе Авесты возникает религиозное учение - зороастризм.

На  рубеже VII-VI в. в Восточном Иране возник зороастризм - религиозное учение основателем которого был Зороастр. Существует множество гипотез в отношении этого пророка: существовало ли это лицо в действительности, в отношении времени его жизни, территории распространения учения и т.д.

В советской исторической литературе долго господствовало мнение, что Зороастр не является исторической личностью. В настоящее время это положение пересмотрено.

Воспринимая Зороастра как историческую личность и опираясь при этом на источники можно исходить из следующего: в древнейшей религиозной традиции Заратустра(авестийская форма имени Зороастр) предстает как жрец, имеющий право приносить жертвы богам и совершать соответствующие обряды он же - сакральный поэт и всеведающий провидец. Легенды свидетельствуют о необычности происхождения Зороастра с детского возраста.

В возрасте 30 лет Зороастр отправляется на  многолюдный праздник, где получает первое божественное вдохновение в беседе с Ормаздой (Ахурамаздой), миссию проповедовать новую веру. Затем в течении следующих 10 лет он продолжает получать в различных местах божественные откровения и пытается обратить в новую веру различных могущественных лиц, во владения которых приходит. Затем он является к царю Гуштасну (Кави Виштаспе) и через 2 года в возрасте 42 лет, обращает царя в свою религию.

В конкретных датах это выглядит следующим образом:

 - 660 г. до н.э. - рождение Зороастра,

 - 630 г. до н.э. - откровение (в 30 лет как и Христос),

 - 618 г. до н.э. - обращение Кави Виштаспы,

 - 583 г. до н.э. - гибель Зороастра (77 лет) от рук бактрийских кочевников, воевавших против царства Кави Виштаспы. Это зафиксировано у Ксанфа Лидийского, а затем перешло к Диогену Лаэртскому.

Совсем иное впечатление о времени Зороастра складывается при ознакомлении с платоновской традицией, которая помещала пророка за 6000 лет до своего времени. На эту цифру и ссылаются сторонники ранней датировки Зороастра, толкуя ее в том смысле, что уже для современников Платона Зороастр был персонажем неопределенной, фантастически глубокой древности.  В то же время существует мнение, что Зороастр является современником Пифагора, что Пифагор у него учился и принял посвящение.

Имеются указания и на наличие двух Зороастров, древнем и том, что жил на 6000 лет позднее первого.

Учение самого Зороастра изложено в Гатах, которые составлены как  ответы Ахура-Мазды на вопросы Зороастра. Зороастр получает от Ахура-Мазды миссию обновить религию и после этого порывает с древними верованиями. Зороастр проводит религиозную реформу, возвещает веру только в одного  Ахура-Мазду, отвергая часть племенных божеств (духов), других же ставит ниже Ахура-Мазды, превратив их в атрибуты верховного бога.

Древнейшие части Авесты Гаты в стихотворной форме являются проповедями самого Зороастра. Возникли они в конце VI в., но записаны не ранее конца IV в. до н.э. Существовали в устной форме, Гаты это наиболее достоверные источники об учении Зороастра.

Имя Ахура-Мазды было известно в Мидии еще в VIII в. до Зороастра. Последний придал культу этого бога универсальный характер. Ахура - термин для обозначения  богов. Лишь позднее эти слова сливаются в одно имя, для обозначения верховного божества - Ахурамазды. Наибольшей по объему является Младшая Авеста, составление основной ее части начинается через сто с лишним лет после смерти Зороастра. 

Ахурамазда по учению Зороастра, единственный, всемогущий и вездесущий бог добра, который олицетворяет свет, жизнь и правду. Он существовал еще до сотворения мира и является его творцом. С самого начала параллельно с ним существовал и дух зла Ангхро-Манью (олицетворяет -мрак, смерть), вместе со своими помощниками дэвами творит зло. Ахурамазда пребывает в непрерывной борьбе с Ангхро-Манью. Человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих поступках и мыслях, поэтому доступен воздействию зла. Своими мыслями, делами и словами человек должен бороться с Ангхро-Манью и его помощниками - духами зла.

Согласно зороастризму существует загробный мир. Участь людей в потустороннем мире зависит от образа их земной жизни. Если человек способствовал победе добра, то душа его попадает в рай, в другом случае - вечные муки в аду. Ахурамазда и его помощники олицетворяют добромыслие, правду и бессмертие.

Зороастризм пронизан абстракциями, противопоставлениями. Армазда и Ангхро-Манью не конкретные персонажи(не антропоморфные боги), а абстрактные понятия. Для борьбы со злом необходимо очищение. Зороастрийцы большое внимание придавали физической чистоте. Самые нечистые - умершие, их не хоронили, так как земля считалась священной. Первоначально иранцы сжигали трупы. Затем Зороастр отменяет это и для захоронения использовались башни, полые внутри.  Люди иной веры поднимались по лестнице и сбрасывали трупы зороастрийцев вниз (мягкие ткани съедали грифы, а кости высушивало солнце). При заполнении башен, их заливали асфальтом и покидали.

Внимание к огню - воплощение света.

В VI в. до н.э. философская разработка зороастрийского учения о борьбе добра и зла, появляется учение зерванизм: в соответствии с ним

Ахурамазда и Ангхро-Манью, добрый и злой духи,  являются сыновьями близнецами "бесконечного времени", бога времени Зервана. Каждый из этих духов обладает  равной силой и поэтому правит миром по три тысячи лет, в следующие три тысячи лет между ними происходит борьба.

Зороастрийские жрецы создали учение согласно которому мировая история длится 12 тыс. лет. Первые - 3000 - "золотой век", период господства Ахурамазды. Затем период господства Ангхро-Манью, создавшего голод, болезни. Смерть, Но в мир явится спаситель из рода Зороастра и добро одержит полную победу над злом, возникнет идеальное царство, где Ахурамазда будет безраздельно царствовать на небе и земле и исчезнет всякое зло.

Считается, что учение зороастрийских жрецов о конце мира и воскрешении мертвых, о грядущем спасителе и последнем суде оказало влияние на возникновение подобных же представлений в иудаизме, христианстве и других религиях.

Спустя некоторое время (вероятно после гибели Зороастра) зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и другие страны Иранского мира, чему способствовали последователи этого течения. В мидии ученики Зороастра обратили в свою веру одно из мидийских племен - магов. В последствии "маг" стало синонимом понятия "зороастрийский жрец".  В Мидии учение Зороастра в толковании магов стало первой  в мире официальной государственной религией (приблизительно VI в. до н.э.) во время правления последнего мидийского царя Астиага (584-550 гг.), которого сверг Кир II, ставший как Персии, так и Мидии.

Маги представляли жрецов зороастрийского культа, являясь знатоками ритуала и обрядов, хранителями религиозных традиций мидеи и персов. В Индии последователи зороастризма носят название "парсов".

Говоря о религии в ахеменидской Персии следует отметить, что здесь существовали различные религиозные представления, которые не совсем совпадали, но различия между ними постепенно стирались:

- религия персидского народа,

- религия царей и магов.

Религия персидского народа (династия др. персидских царей 558-330 гг. до н.э.)

Персы эпохи Ахеменидов были поклонниками древних индоиранских божеств:

 - Митры - бога солнца и света;

 - Анахиты - богини воды и плодородия.

Персы не являлись последователями учения Зороастра, они поклонялись божествам природных сил, которых отвергал пророк.

 Следует отметить, что митре и Анахите поклонялись не только персы, но и другие иранские племена, статуэтки этих божеств найдены в Бактрии, Согде, Хорезме.

Религия ахеменидских царей.

Кир ІІ, Дарий І, Ксеркс (486-465), Артаксеркс I, II, III (358 г.)

Если у Зороастра Ахура-мазда единственный бог, у Ахеменидов он лишь "величайший из богов". В Бехистунской надписи он упоминается 69 раз, а 34 раза Дарий подчеркивает, что все свои подвиги совершил благодаря помощи Ахура-Мазды. Дарий не запрещал популярных в народе божеств (Анахиты и Митры). До реформы Зороастра Митра был верховным божеством. Можно согласиться с утверждением А. Мейе (французский языковед - ум. 1936 г.), что во время правления Дария имел место компромисс между реформой Зороастра и древней иранской религией.

Раннему Зороастризму чуждо идолопоклонничество (в Гатах Ахура-Мазда  - божество абстрактное, бестелесное), также и сооружение храмов. Со временем эти положения эволюционируют:

 - отмечены множественные антропоморфные изображения Ахура-Мазды, так в Египте и Вавилонии это встречается даже на печатях частных лиц.

 - существовали у Ахеменидов и храмы.

 - культовые постройки Пасаргад - посвящены божественной триаде: Ахура-Мазде, Митре и Анахите.

 - храм огня в Сузах эпохи Артаксеркса II (495 г. до н.э.)

Ахемениды не упоминали в своих надписях Зороастра. Они не призывали его как посредника между Ахура-Маздой и людьми.

В VI-IV вв. (в ахеменидский период) зороастризм еще не превратился в догматическую религию, поэтому появляются различные модификации нового религиозного учения. Одной из форм раннего зороастризма является персидская религия берущая начало со времени Дария І (521).

Отсутствие догматической религии объясняет веротерпимость царей. Так, Кир ІІ покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах, восстановил храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее.

После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, поклонялся египетским богам, приносил им жертвы. Таким же образом он поступил и при восшествии на Вавилонский престол. Дарий І объявил себя сыном египетской богини Нейт, строил храмы Амону и другим египетским божествам.

В Иерусалиме персидские цари почитали Яхве, в Малой Азии - греческих богов. Считается, что почитание персидскими царями богов покоренных народов являлось не только политическим мотивом, здесь присутствовала и вера персидских царей в богов иных народов. Хотя Ахура-Мазда считался самым могущественным богом, но поклонялись и названным божествам, строили им храмы и приносили жертвоприношения. 

Иную религиозную политику проводил Ксеркс (476 г.). В самом Иране Ксеркс стал проводить религиозную реформу направленную на централизацию культа. Его деятельность была направлена на уничтожение культов древнегреческих богов, отвергаемых Зороастром (Митры, Анахиты). Однако предпринятая реформа не принесла желаемых результатов, так как уже во время правления Артаксеркса II (405-359 гг. до н.э.) свергнутые Ксерксом божества оказались вновь официально признаны. В отношении религиозной политики ахеменидских властителей необходимо отметить и такую черту, что хотя персидские цари не укрепляли религиозных чувств покоренных народов, но и не допускали чрезмерного усиления храмов. В Вавилонии, Египте и других частях империи храмы были обложены государственными податями.

В целом говоря о религии Древнего Ирана следует отметить,  что первостепенное значение в различное время отводилось культу Ахура-Мазды, поклонение которому в начальный период было представлено в форме маздаизма. Новое религиозное направление было связано с нововведением Зороастра, выступавшего как связующее звено между Ахура-Маздой и народом положившим начало новой религии именуемой - зороастризмом. Зороастризм являлся первой официальной государственной религией, распространение которой приходится на VI в. до н.э., в то же время религия ахеменидского периода не являлась еще догматически сформированной и придавала ей такие черты как веротерпимость к верам других народов почитающих старых иранских богов. Необходимо отметить и влияние раннего зороастризма на развитие других религий как иудаизм, христианство, ислам.



biofile.ru

Религия Ирана. История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ

Религия Ирана

В сасанидский период зороастризм становится государственной религией. Свидетельством этому является принятый Арташиром I после коронации новый, зороастрийский, царский титул — «Поклоняющийся (Ахура-)Мазде…» — и основание им «царского» (коронационного) храма огня, ставшего общегосударственным святилищем. В это время Арташир сосредоточил в своих руках не только гражданскую и военную, но и религиозную власть. В списках его двора нет титула «верховный жрец», как нет его и в списках двора его наследника Шапура I. Первоначально зороастризм сасанидских монархов отражался в их официальных памятниках лишь посредством титулатуры и символов. Зороастризм раннесасанидского времени был сходен с его формами в парфянсспорно существенную роль играл культ не только Ахурамазды, но и Анахиты, в то время преимущественно богини войны и победы, и культ бога Митры. Несколько позже большое значение приобрел и культ самого Арташира I, храм которого в гроте Накш-и Раджаб долго почитался.

Все это было фоном деятельности первого реформатора сасанидской религии — жреца Картира, карьера которого началась, вероятно, в последние годы царствования Арташира I. Тогда он имел скромное звание хербед — нечто вроде учителя при храме, знакомящего будущих жрецов с зороастрийским ритуалом. Картар возвысился при Шапуре I, который поручил ему организацию зороастрийских храмов и жреческих общин в Иране и в завоеванных областях. Заняв выдающееся положение в государстве, став духовником внука Шапура I, Варахрана II (276–293), который занял престол Ирана при его активном содействии, затем «владыкой» храма Анахиты в Стахре, родовом святилище Сасанидов (и до и после него жрецами здесь были сами шаханшахи Ирана), затем единственным толкователем «воли богов», вершителем судеб всего государства, Картир, уже глубокий старик, вероятно, был убит при очередном государственном перевороте.

Его жизнь и деяния по созданию государственной религии и организации церкви и провозглашенная им «исповедь веры» изложены в надписях самого Картира, где он молит богов, чтобы они дали ему возможность объяснить «живущим», в чем состоит божественное воздаяние праведникам, чтобы боги открыли ему «существо» ада и рая, чтобы с божественной помощью Картир показал, «каких божественных дел ради, что именно сделано, чтобы для них (т. е. для „живущих“) все эти дела стали бы твердо установленными». Далее Картир подробно рассказывает о том, что с помощью богов он (вернее, его «двойник»-душа) якобы совершил путешествие в потусторонний мир к престолу Ахурамазды в сопровождении персонификации зороастрийской веры — Наиблагороднейшей Девы. У некоего золотого трона происходит пир, и здесь же находятся весы (на них божество Рашну взвешивает добро и зло). Здесь же находятся души праведников, достигшие этого почета благодаря исполнению определенных ритуалов и исповеданию определенных религиозных догматов. Отсюда, совершив ритуальную трапезу, эти души (в том числе и «двойник» Картира) проходят по мосту Чинват в рай.

Таким образом, Картир считал себя пророком, подобным Заратуштре. Вот как завершается текст его надписей: «…и тот, кто эту надпись увидит и прочтет, тот пусть по отношению к богам и владыкам станет благочестивым и справедливым. И также в этих именно молитвах и догматах, в делах религиозных и вере, которые теперь установлены мной для жителей этого земного мира, пусть он станет более твердым, а другие (молитвы, дела и веру) — пусть не исповедует. И пусть он знает; есть рай и есть ад, и тот, кто избрал добро, пусть попадет в рай, а тот, кто избрал зло, пусть в ад будет низвергнут. И тот, кто избрал добро и неуклонно следует по пути добра, бренное тело того человека достигнет славы и процветания, а душа его достигнет праведности, чего и я, Картир, достиг».

Картир был не только создателем первого канона государственной религии, но еще более политиком. В своих надписях он пишет об основных итогах своей деятельности по созданию государственной религии: «И от шахра к шахру, от области к области, по всей стране дела Ормизда (Ахурамазды) и богов возвысились, и вера и маги получили по всей стране великое господство… И Ахриман (Ангхро Манью) и дэвы получили великий удар и мучение (?), и вера Ахримана и дэвов отступила из страны и была изгнана. И иудеи, и буддийские жрецы, и брахманы, и назареи (по-видимому, гностическая секта мандеев.—В. Л.), и христиане… и зиндики (== манихеи) были разбиты, а изображения (их) богов разрушены, и убежища дэвов (= ложных богов) были разрушены… И от шахра к шахру, от области к области многие… храмы были основаны…» (далее перечисляются области, захваченные войсками Шапура, где насильственно насаждался зороастризм).

Картир проводил свою реформу в весьма напряженной обстановке — при дворе Шапура I во время его коронации был принят еще один пророк и создатель собственной религии — Мани, пропаганда учения которого была разрешена по всему Ирану. Это было вызвано прежде всего тем, что завоевания Сасанидов открыли для Ирана новые идейные горизонты: христианство, гностические учения, неоплатонизм, древневосточные космогонические и космологические идеи, различные толки зороастризма, иудаизм. Возможно, что именно политический расчет создать идеологическую основу власти не только в Иране, опираясь на такую веру, которая могла бы всюду стать популярной, заставил Шапура принять Мани и разрешить пропаганду его учения. Обрывки когда-то обширной манихейской литературы и произведения противников манихейства дают нам представление об учении весьма сложном и очень противоречивом. Применив сирийский алфавит для записи религиозных текстов на среднеперсидском языке, Мани особенно подчеркивал, что его учение в отличие от учения зороастризма записано самим пророком и поэтому едино. Но на самом деле манихейство было разным в разных странах. Принцип веры заключался прежде всего в том, что она должна быть понятной «в любой стране, на любом языке». Но вскоре вера Мани обрела повсюду собственную судьбу. В Месопотамии манихейство успешно соперничало со многими гностическими школами; например, оно было похоже на учение маркионитов, которые, как и манихеи, утверждали, что кроме бога, творца телесного мира, мира зла и скверны, есть еще более высокий бог, проявляющий себя в благости и доброте. В учении Мани можно было найти идеи, сходные с идеями неоплатоника Плотина; манихейские книги много говорили и о Христе. Главная проблема, которая ставилась Мани, одинаково волновала тогда и гностиков и христиан: в мире существуют добро и зло, ибо он создан из двух начал; высший бог не мог создать зла в мире, значит, он не создал и мира. Материя существует помимо бога, а человек — это «смесь материи и сияния горнего света». В зороастрийской среде учение Мани тоже казалось знакомым. Верховное божество манихейского пантеона выступало под именем Зрвана — Божественного Времени, почитавшегося в некоторых зороастрийских толках, а первым, вступившим в бой с силами тьмы, был Ормизд, т. е. Ахурамазда. Но зороастризму было чуждо отрицание возможности участия человека в конечной победе добра над злом.

Так же как и в христианстве, иудаизме и зороастризме, в учении Мани содержалась идея Страшного суда, идея прихода мессии; последователи Мани признавали Христа, Будду, Заратуштру. Сам Мани писал об этом так: «Мудрость и (добрые) дела неизменно приносились людям посланниками бога. Раз они были принесены в Индию, через посланника, именуемого Буддой, другой раз — в Иран, через посредство Зардушта (= Заратуштры), другой раз — в страны Запада, через посредство Иисуса. В настоящий последний век написано вот это откровение в страну вавилонскую и объявилось пророчество в лице моем, Мани, посланника бога Истины». По учению Мани, основное в человеке — даже не душа, которая, как и весь мир, порождена злом, а «искра божьего света», и задача истинного праведника — способствовать ее освобождению. Этого можно достичь лишь крайней степенью аскетизма. Истинный праведник, кроме того, должен поститься определенное количество раз в году, исповедоваться главам общин, заботиться об «избранных», т. е. о религиозных наставниках. «Избранные» должны воздерживаться от некоторых видов пищи, соблюдать обет безбрачия, не должны даже касаться руками всего «тленного и злого». Их задача — молиться за свою паству, за то, чтобы души попали в «царство света», пройдя предварительно целый цикл превращений, являясь на земле снова и снова, пока наконец сами не станут «избранными». Основной акцент учения Мани — крайний пессимизм, отрицание любых активных действий (кроме проповеди учения), замкнутость и обособленность (последователь учения, например, не должен делать добра никому, кто «против священного долга»). В III в. учение Мани возбуждало в Риме и в Иране интерес горожан и простого народа, но преимущественно все же образованных людей, потому что тогда эта вера была еще во многом философией. Громадное значение для распространения манихейства в это время имела гибкость организации его адептов и в особенности хорошо поставленная пропаганда. На востоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей; в Мерве, тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община, многочисленные общины были в Месопотамии.

Стройная замкнутая структура общин последователей учения Мани, таинственность мистических обрядов, изучение «гороскопа, судьбы и звезд», слава манихеев как превосходных врачей, знающих самые сильные заклинания, — все это привлекало к ним и тех, кому не было дела до «познания сущности бытия». Но разные школы и секты манихеев развивали свои особые идеи, во многом отличные от первоначальных. Западные общины манихеев были особенно близки к иудео-христианам, на Востоке они ближе смыкались с различными неортодоксальными сектами зороастризма.

В хаосе различных вероучений, сект и школ эпохи падения эллинизма шли поиски единого «религиозного языка», напряженная борьба, ценою больших жертв подготовившая почву для успеха «великих религий». Но именно зороастризм как религия, традиционная для Ирана, мог скорее всего занять в переработанном виде место идеологического фундамента централизованного государства, и поэтому увлечение манихейством Шапура I и части иранской знати было лишь эпизодом. Во вновь завоеванные области вместе с сасанидскими войсками шли и зороастрийские жрецы Картира.

Судьба «пророка» Мани была трагична. Он был казнен через несколько лет после смерти своего царственного покровителя; его учение было объявлено вреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихеев обстоятельства, члены этой секты (зиндики) вынуждены были действовать тайно.

Манихейство — одно из тех учений, которые Картир называл «верой дэвов». Другим учением, стоявшим в оппозиции к зороастризму, но гораздо более распространенным, было христианство (в надписях Картира «назареи и христиане»). Христианские общины (часть из которых затем оформилась в епископства) появились в Иране в начале III в. Их роль в жизни империи особенно усилилась в IV в., когда было основано много новых христианских общин по всему Ирану вплоть до Мерва. Сасанидские монархи преследовали христиан, исходя из принципа, который поздние авторы приписывают Шапуру II: «Они населяют нашу землю, но разделяют чувства императора, нашего врага».

В 484 г. сирийская церковь в Иране официально приняла несторианское вероисповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с византийской церковью. Кроме того, в Иране и особенно в Закавказье (в Армении и Алвании), был распространен монофизитский толк христианства, который в Византии также считался еретическим. В конце V в. несториане и монофизиты были легализированы иранским правительством.

Громадная роль Картира при дворе первых сасанидских монархов привела к тому, что государство быстро шло к теократии. Молодой шаханшах Варахран II полностью находился под влиянием Картира и его партии, провозгласившей даже доктрину «идеального государя». Согласно этой доктрине, государь должен быть религиозен, всегда доверять своему духовному наставнику, действовать согласно догматам веры. Но переворот Нарсе (293 г.) привел, в частности, к реставрации династийного культа — жрецами Анахиты снова стали сами повелители Ирана, и в Парсе на рельефе в Накш-и Рустаме Нарсе венчала на царствование эта богиня. «Реставрация» подвела итог, и напряженной борьбе различных придворных групп и жречества, разгоревшейся вокруг концепции власти царя царей, — вновь возобладала идея единства «светской» и «духовной» власти шаханшаха.

Новая реформа зороастризма, предпринятая главным жрецом страны (магупатом) Атурпатом Михраспанданом, являлась результатом этих событий и также сопровождалась разного рода «чудесами». Ее существо в формулировке зороастрийских жрецов мало отличалось от реформы Картира: действуя по приказу Шапура II, Атурпат «очистил от скверны и наново возродил древнюю веру», проведя новую кодификацию «Авесты».

Имя Атурпата — одно из самых почитаемых имен в позднезороастрийской традиции, а имя первого реформатора, Картира, не упоминается ни в одном религиозном сочинении, ни в одной исторической хронике, ни в одном преданий. Для жрецов позднезороастрийского периода такого человека не существовало — его место занял мифический Тусар, абстрактный- «идеальный религиозный подвижник», всю свою жизнь якобы посвятивший собиранию и изучению разрозненных остатков «Авесты» и прославленный в позднесасанидском сочинении «Тусар-намак» (не ранее VI в.), наполненном его скучными проповедями, оправдывавшими любое деяние шаханшаха.

Реформа Атурпата прежде всего коснулась магу стана — зороастрийской церкви. При дворе шаханшахов появляются несколько магупатов различных областей Ирана, а сам Атурпат получает титул магупата магупатов (по аналогии с титулом «царь царей»). О некоторых новшествах, введенных Атурпатом, можно судить по косвенным данным. Так, например, не случайно в это время и в религиозном искусстве, и в литературе становится популярным олицетворение божества «царской предназначенности» и символа царского благополучия — Хварены: в силу ряда политических причин именно в IV в. сасанидские шаханшахи стали возводить свою генеалогию к древним царям ахеменидского времени «Дариям» (случайные сведения о которых сохранила традиция) и «Кейанидам» (т. е. Кавианидам, полумифической династии царей, известной из «Авесты»). В созданном в это время варианте «Карнамака» («Книги о деяниях Арташира I» — романа, где говорилось о приходе к власти династии Сасанидов) «царская Хварена» в образе барана сопутствовала первому сасанидскому шаханшаху.

В IV в. по всему Ирану распространяется и новый тип зороастрийских храмов — открытые со всех четырех сторон павильоны (так называемые «четыре арки»), совершенно непохожие на традиционные храмы позднеахеменидской и раннесасанидской эпох.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также