Орнамент древнего египта. "Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Египетский орнамент: описание и особенности. Орнамент древнего египта


Как развивался египетский орнамент

Одной из самых давних и загадочных культур на земле является египетская. Их грандиозные постройки, невиданные познания и учения, живопись и письменность – все изучено не в полной мере. Однако всем хорошо знакома красота этого древнего мира, где каждая деталь достойна восхищения. Поэтому сегодня мы поговорим про египетские узоры и орнаменты, которые существовали на этих землях еще до появления государства, а в дальнейшие годы лишь преобразились, сохранив былые традиции.египетский орнамент

Изначально все рисунки, которые придумывали древние жители, основывались на геометрических фигурах и прямых линиях. Именно такие формы отлично образовывали посредством соединения между собой ровные узоры. Поэтому самый первый египетский орнамент, который дошел до наших дней, сохранил в себе эту строгость. Стоит отметить, что уже тогда за очертаниями геометрических фигур скрывались растительные мотивы. В узоре можно было разглядеть лепестки, стебли цветов и листву.египетские узоры и орнаменты

Важно также заметить, что с давних времен любой египетский орнамент, в каком бы регионе страны он  ни был написан, сохранял верность этой «цветочной» традиции. Дело в том, что примерно в 3050 году до новой эры Египет стал единой страной, которой управлял небезызвестный царь Менес. Были введены общие для всех законы, единая религия. Именно она и послужила толчком к появлению цветочного мотива в узорах: всевышняя богиня Исида имела особый атрибут – цветок лотоса. Его лепестки и целостный образ фигурировали во всех орнаментах, датируемых периодом Древнего Царства. Нередко к этому растению приплетались солнечные лучи, ведь этому божеству также поклонялись египтяне.египетский орнамент картинки

В дальнейшие годы египетский орнамент перестал быть единым для большой страны. В одних регионах жители изображали на рисунках листья алое – это растение было священным, так как, несмотря на палящий зной, сохраняло в себе все полезные соки. Жители долин, которые располагались у Нила, зашифровывали в узорах образы финиковых и кокосовых пальм, терновников, тутового дерева.

Некоторое время спустя появился и анималистический египетский орнамент. Жители жаркой страны, конечно же, изображали в нем тех животных, которых видели подле себя: обезьян, гусей, змей, цапель, соколов и рыб. Стоит отметить, что особенно часто фигурирует именно последний мотив – он есть и на предметах быта, и на домах, и в книгах.

В те времена основой грамматики, единственным письменным источником был именно египетский орнамент. Картинки с изображением креста означали жизнь, преклоненные силуэты людей свидетельствовали о вечности. Так постепенно рождалась система иероглифов, которая стала в дальнейшем полноценной письменностью. Еще одна вещь, которой придавали немалое значение египтяне – это бесконечность. Символические изображения этого понятия характерны для любого орнамента, так как его мотивы бесконечно повторяются, меняя друг друга. Так египтяне пытались изобразить бесконечность бытия.

Египетские узоры присутствовали во всех сферах жизни, начиная от обыкновенной посуды и заканчивая божественными храмами и гробницами фараонов. Истинные ценители этой культуры используют подобную технику изобразительного искусства для украшения собственного жилища, и смотрится она в любом сочетании великолепно.

fb.ru

Египетский орнамент: описание и особенности

Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд. Ученые и искусствоведы пытаются трактовать их скрытый смысл, но вряд ли им когда-нибудь удастся раскрыть все секреты. В этих мотивах часто черпают вдохновение дизайнеры одежды, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и загадочностью рисунков страны фараонов. В данной статье вы узнаете о разновидностях орнаментов египетского стиля. Также вы узнаете, как научиться рисовать характерные для этой страны геометрические узоры.

Виды орнаментов

Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин.

Орнамент - это рисунок, состоящий из одинаковых элементов, которые повторяются или чередуются.

Существует два способа их классификации в целом. Они делятся по:

  • способу расположения частей орнамента;
  • характеру их составляющих.

По способу размещения элементов в композиции они делятся на:

  • лучевой рисунок - детали располагаются по направлению к центру или от него;
  • концентрический - элементы расположены по кругу или спирали;
  • линейный - составляющие изображения образуют прямые линии.

Характер составляющих узор деталей может быть следующим:

  • геометрический - образован простейшими художественными элементами, например, точками, линиями, волнами, кругами, квадратами, зигзагами, спиралями;
  • растительный, где составляющие рисунка - это растения или их части;
  • анималистический - основными элементами в этом случае являются животные, насекомые, птицы.

Разновидности египетского орнамента

В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры, которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы, затем добавились иероглифы. Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Помимо усложнения внешнего вида рисунков, появилась бо́льшая смысловая нагрузка. Теперь по ним можно было читать, потому как рисунки, наравне с иероглифами, приобрели общепринятое и понятное всем значение. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и скругление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.

Египетский орнамент в полосе

Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья. По мере развития этого искусства орнаменты будут становиться более детализированными и полосы перестанут так широко использоваться, но именно эти узоры послужили прототипом усовершенствованного искусства.

Египетский орнамент: описание и особенности

Растительные элементы в узорах

Египетские орнаменты с цветами, деревьями и другими растениями были почти так же популярны, как изображения фараонов. Особо актуальным цветком в рисунках считался лотос и его лепестки, отождествляющиеся с небесным светилом и его лучами. Лотос символизировал величие природной силы, невинность, здоровье и чистоту помыслов. Рисунок алоэ, распространенного растения, стойкого к длительной засухе, обозначал жизнь в загробном мире. В египетском орнаменте часто изображались водная лилия, являющаяся символом возрождения; тростник, олицетворяющий Юг и оплодотворение; папирус, название которого означает "дар реки". Почитаемые деревья в египетской символике - это финиковая пальма, тутовое дерево, акация, кокосовая пальма, терновник, сикомора. Все они обозначали начало жизненного цикла.

Египетский орнамент: описание и особенности

Анималистические мотивы

Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.

Египетский орнамент: описание и особенности

Вместе с тем на египетских рисунках можно увидеть изображения богов или их символов:

  • Осириса, его рисовали также в виде глаза;
  • Исиды, чьим знаком является трон;
  • Анубиса, имеющего на орнаментах обличье шакала.
Египетский орнамент: описание и особенности

Рисуем узоры Египта

Для того чтобы понять, как поэтапно нарисовать египетский орнамент, нужно разобраться с главными понятиями, определяющими будущий рисунок, и основными изображаемыми элементами.

Мотив - это одна из составляющих единиц узора.

Раппорт - совокупность повторяющихся мотивов.

К примеру, в узоре могут быть три мотива: скарабей, лотос и символ «анх». Будучи расположенными в этой же последовательности, они образуют законченный раппорт, который повторяется неограниченное число раз (все мотивы циклично следуют друг за другом).

Узнав основные понятия, следует выбрать изображаемые мотивы. Самым простым является геометрический растительный узор. Его можно нарисовать следующим образом:

  1. Среди вышеперечисленных популярных растений и цветов египетского орнамента выберите понравившиеся вам по внешнему виду или символике. Не стоит пытаться включить в рисунок все сразу, это может перегрузить его. 2-3 мотивов, например растительных, будет достаточно. На изображенных ниже рисунках раппорт составляют папирус и лотос.
  2. Обозначьте ширину полосы, которая будет в конечном виде составлять полноценный орнамент. Она может быть образована как двумя прямыми линиями, так и двумя тонкими лентами с простейшими геометрическими объектами: волнами, прямоугольниками, точками. На примерах орнаментов ниже это полосы, на верхних частях которых есть лента с узором из разноцветных прямоугольников.
  3. Дальше создайте раппорт. Попробуйте скомпоновать элементы в оптимальной последовательности, переверните их, разверните в разные стороны. Нужно добиться гармонии внешнего вида орнамента. После того как раппорт будет выбран, нарисуйте его элементы, вписав в основную полосу, и повторяйте необходимое количество раз.
  4. Подберите подходящие цвета для того, чтобы раскрасить рисунок. Помните, что в узорах Египта преобладали слегка припыленные, но достаточно яркие цвета: песочный, желтый, разные насыщенные оттенки зелени, терракотовый, красный, глубокий синий. Также учитывайте наиболее подходящие для конкретного растения оттенки, а еще то, что фон должен контрастировать с изображениями деталей рисунка.

Далее закрасьте все области понравившимися цветами и, завершив орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!

www.nastroy.net

Орнамент в древнем Египте - Орнамент

Египетский орнаментКурс истории всегда  начинается с Египта.  Со школы нас учили, что эта страна стала колыбелью цивилизации. Хотя, в принципе, по моему мнению,  ее возраст не является ее основной заслугой. Египетская культура  образовалась от синтеза многочисленных, еще более древних культур, оставшихся практически неизвестными историкам. Его первые орнаменты  часто перекликались с орнаментами более древних цивилизаций, несомненно, указывающих на родство этих культур.

В 5 веке до нашей эры Геродот писал от том, что Египтяне были первой культурой, которая стала воздвигать богам алтари, статуи и храмы Историки со скептицизмом относятся к его заявлению,  первые династии Египта для него были столь же  далекими, как для нас сам Геродот.  Тем не менее, мы сегодня знаем, что он сказал, так что вполне вероятно, по моему мнению,  что и во времена Геродота  о Египте было больше сведений, чем сегодня.Откуда пришли Египтяне? Я просидел около часа над различными умными книжками, и в кратко  готов объяснить так:В 6 тысячелетии до нашей эры климат Африки стал значительно более сухим.  Перепуганные народы  сбежались к долине Нила (где ранее было столь влажно, что жить там было практически невозможно) где встретились с другой народностью, которая тоже положила глаз на эту территорию.  Уже к концу этого тысячелетия народность,  жившая на этой территории приобрела ту внешность, которую мы себе представляем. Орнамент в Египте был не просто декором, это были символичные письмена,  то есть, каждый элемент орнамента подразумевал в себе скрытый смысл. Самым известным для нас символом был лотос. Египетский орнамент

Египтяне везде видели символизм. Цветок лотоса на ночь закрывается и опускается в воду для того, что бы утром вновь распуститься.  Лотос - символ возрождения, солнца и творчества. Символ верхнего Египта. В орнаментах встречаются самые различные вариации этого символа, каждый из которых может иметь разный подтекст.Скарабей -  второй по своей известности в орнаменте. Удивительно, что можно было увидеть такого особенного   в насекомом, которое постоянно копается в дерьме. Дело с том, что навозный жук, найдя  кучу говна,  и отвоевав у собратьев хороший кусочек, формирует его в шарик, откладывая яйцо,  а затем начинает таскать его за собой до тех пор, покуда шар не затвердеет . Тогда он закапывает его в землю. Там (Внутри шарика) зарождается его потомство. По мнению Египтян, Бог при сотворении мира сделал примерно то же самое. А шарик из навоза - символ солнца. Этого было достаточно, что бы насекомое прировняли с богами. 

Пожалуй, еще больше повезло в Египте кошкам, они были земным воплощением  Бастет - Богини тепла плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Ей приписывали такие качества, как изящество, красоту,  ловкость. Она была аналогом Артемиды и Афродиты. Короче, очень прикольная богиня, её скульптурки ставили дома для защиты от злых духов.

Священная птица Ибис символизировала Тота – бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде Ибиса или человека с головой Ибиса, увенчанной лунным диском. Примерно соответствует греческому Гермесу. Крылатый солнечный диск. Согласно мифу, именно такую форму принял Гор  во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие.Перо маат. Маат - богиня справедливости и миропорядка. Статуэтка с этим символом была неизменным атрибутом судьи.Исида.  Богиня  воды ветра, семейной верности, и защитница детей. Одна из главнейших богинь Египетского пантеона . Культ богини матери  позднее отразился в христианстве. Исида была женой Осириса, и матерью Гора. Отождествляется с такими греческими богинями как Деметра, Персефона, Гера.Египетский орнаментРа. Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра  считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант – мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной.ornament egipta7ornament egipta8

Цветовая гамма, которая использовалась при создании того или иного элемента, имела не менее важное значение, чем сам символ. В отличие от самого  символа, он отражал не внешнюю форму, а его суть. Это пожалуй одно из первых появлении науки о психологии цвета.  Даже сегодня нередко при создании предметов интерьера, цвет и его сочетания часто используют для создания определенного настроения.

Египетский орнамент

Символика цвета в древнем Египте

Белый цвет. Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства Египтян, и имел особый символический смысл. Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра. Белый цвет, как символ чистоты, так же был позднее позаимствован христианами, хотя не у всех народов этот цвет имеет позитивное значение.Черный цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие. Осирис, как бог подземного мира, часто изображался с черной кожей. Черными нередко рисовали скарабеев, которые из черной земли, материи, создают шар, совершенную форму, несущую новую жизнь.Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает - творить добро. Возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками или прорастающий зелеными всходами. Имя богини-покровительницы Нижнего Египта Уаджет переводится как "зеленая", поэтому так называется корона Нижнего Египта, хотя в действительности она была красной. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.Красный цвет - противоположный зеленому. Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение. Сет - бог хаоса и разрушения - имел красные глаза и волосы. Кроме того, красный цвет использовался для изображения обычного цвета кожи египетского мужчины без какого-либо негативного смысла.

>Синий цвет. Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения. Дары и жертвоприношения изображались синими. Этим же цветом изображались парики богов, иногда фараонов и цариц, чтобы показать их божественное предназначение. Синие парики надевались во время церемоний. Синий цвет связывался с богом Амоном-Ра, многочисленные портреты царей XVIII династии с синими лицами символически отражают их уподобление этому богу.Желтый цвет. Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота. Жрецы окрашивали в желтый цвет свои тела при исполнении обрядов. Богиня любви и гармонии Хатхор называлась "Золотой богиней".Египетский орнаментУпадок Египта не уничтожил саму культуру, религия Египта просуществовала до 6 века, и отразилась на формировании современной христианской религии, но об этом я лучше писать не буду, боюсь, закидают помидорами.

Египетский орнамент

Ещё почитать:

ornament.rode.land

описание и особенности :: SYL.ru

Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд. Ученые и искусствоведы пытаются трактовать их скрытый смысл, но вряд ли им когда-нибудь удастся раскрыть все секреты. В этих мотивах часто черпают вдохновение дизайнеры одежды, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и загадочностью рисунков страны фараонов. В данной статье вы узнаете о разновидностях орнаментов египетского стиля. Также вы узнаете, как научиться рисовать характерные для этой страны геометрические узоры.

Виды орнаментов

Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин.

Орнамент - это рисунок, состоящий из одинаковых элементов, которые повторяются или чередуются.

Существует два способа их классификации в целом. Они делятся по:

  • способу расположения частей орнамента;
  • характеру их составляющих.

По способу размещения элементов в композиции они делятся на:

  • лучевой рисунок - детали располагаются по направлению к центру или от него;
  • концентрический - элементы расположены по кругу или спирали;
  • линейный - составляющие изображения образуют прямые линии.

Характер составляющих узор деталей может быть следующим:

  • геометрический - образован простейшими художественными элементами, например, точками, линиями, волнами, кругами, квадратами, зигзагами, спиралями;
  • растительный, где составляющие рисунка - это растения или их части;
  • анималистический - основными элементами в этом случае являются животные, насекомые, птицы.

Разновидности египетского орнамента

В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры, которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы, затем добавились иероглифы. Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Помимо усложнения внешнего вида рисунков, появилась бо́льшая смысловая нагрузка. Теперь по ним можно было читать, потому как рисунки, наравне с иероглифами, приобрели общепринятое и понятное всем значение. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и скругление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.

Египетский орнамент в полосе

Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья. По мере развития этого искусства орнаменты будут становиться более детализированными и полосы перестанут так широко использоваться, но именно эти узоры послужили прототипом усовершенствованного искусства.

Геометрический растительный линейный орнамент

Растительные элементы в узорах

Египетские орнаменты с цветами, деревьями и другими растениями были почти так же популярны, как изображения фараонов. Особо актуальным цветком в рисунках считался лотос и его лепестки, отождествляющиеся с небесным светилом и его лучами. Лотос символизировал величие природной силы, невинность, здоровье и чистоту помыслов. Рисунок алоэ, распространенного растения, стойкого к длительной засухе, обозначал жизнь в загробном мире. В египетском орнаменте часто изображались водная лилия, являющаяся символом возрождения; тростник, олицетворяющий Юг и оплодотворение; папирус, название которого означает "дар реки". Почитаемые деревья в египетской символике - это финиковая пальма, тутовое дерево, акация, кокосовая пальма, терновник, сикомора. Все они обозначали начало жизненного цикла.

Распространенные в египетских орнаментах растения

Анималистические мотивы

Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.

Элементы египетского орнамента

Вместе с тем на египетских рисунках можно увидеть изображения богов или их символов:

  • Осириса, его рисовали также в виде глаза;
  • Исиды, чьим знаком является трон;
  • Анубиса, имеющего на орнаментах обличье шакала.
Египетские боги

Рисуем узоры Египта

Для того чтобы понять, как поэтапно нарисовать египетский орнамент, нужно разобраться с главными понятиями, определяющими будущий рисунок, и основными изображаемыми элементами.

Мотив - это одна из составляющих единиц узора.

Раппорт - совокупность повторяющихся мотивов.

К примеру, в узоре могут быть три мотива: скарабей, лотос и символ «анх». Будучи расположенными в этой же последовательности, они образуют законченный раппорт, который повторяется неограниченное число раз (все мотивы циклично следуют друг за другом).

Узнав основные понятия, следует выбрать изображаемые мотивы. Самым простым является геометрический растительный узор. Его можно нарисовать следующим образом:

  1. Среди вышеперечисленных популярных растений и цветов египетского орнамента выберите понравившиеся вам по внешнему виду или символике. Не стоит пытаться включить в рисунок все сразу, это может перегрузить его. 2-3 мотивов, например растительных, будет достаточно. На изображенных ниже рисунках раппорт составляют папирус и лотос.
  2. Обозначьте ширину полосы, которая будет в конечном виде составлять полноценный орнамент. Она может быть образована как двумя прямыми линиями, так и двумя тонкими лентами с простейшими геометрическими объектами: волнами, прямоугольниками, точками. На примерах орнаментов ниже это полосы, на верхних частях которых есть лента с узором из разноцветных прямоугольников.
  3. Дальше создайте раппорт. Попробуйте скомпоновать элементы в оптимальной последовательности, переверните их, разверните в разные стороны. Нужно добиться гармонии внешнего вида орнамента. После того как раппорт будет выбран, нарисуйте его элементы, вписав в основную полосу, и повторяйте необходимое количество раз. Примеры простых геометрических орнаментов
  4. Подберите подходящие цвета для того, чтобы раскрасить рисунок. Помните, что в узорах Египта преобладали слегка припыленные, но достаточно яркие цвета: песочный, желтый, разные насыщенные оттенки зелени, терракотовый, красный, глубокий синий. Также учитывайте наиболее подходящие для конкретного растения оттенки, а еще то, что фон должен контрастировать с изображениями деталей рисунка.

Далее закрасьте все области понравившимися цветами и, завершив орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!

www.syl.ru

Древний Египет. |

Декоративно прикладное искусство в  Древнем Египте достигло  не менее  высокого уровня чем архитектура и  скульптура.Это подтверждают многочисленные  предметы, найденные   в гробницах под толщей песка. Египетские мастера путем длительных поисков и наработки навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла: резьбу по дереву и кости, ювелирное дело  и различные виды обработки  металлов, изготовление  стекла и фаянса, тонких прозрачных  тканей. Формирование древнеегипетского искусства начинается в додинастический период(Vтыс.- рубеж IIIтыс. до н.э.).Верования и обряды,связанные с  заупокойным культом,определили характер художественных изделий  того времени.Период Древнего царства(XXVIII-XXIIIв. до н. э.)- время  сложения основных форм египетской культуры и египетского канона, который определил содержание, главные правила построения   и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.Особого мастерства египтяне достигли в обработке камня.Первые экземпляры  каменных сосудов  относятся  к эпохе неолита.Сосуды были  лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. Общее число сосудов,найденных в галерее  ступенчатой пирамиды Джоссера, представителя  третьей династии  фараонов,составило около 35 тысяч.

00081yhe

Каменные сосуды из-под пирамиды Джосера.

Новое царство  представлено  замечательными  алебастровыми сосудами из  гробницы Тутанхомона.

ant003-4

Алебастровый кубок из гробницы Тутанхамона.

 Глиняная посуда известна в Египте с Vтысячилетия до н.э..Ее формы,декор возникли еще в  додинастический  период.Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом,получившимся во время обжига.Это полосы черного цвета или белые узоры  по красному фону глины.Со временем  глиняная посуда вытесняется металической.В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом. К выдающимся достижениям  художественных ремесел относятся изделия из фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса  самые разнообразные изделия:полихромные ожирелья, конопы,статуэтки,сосуды  для благовоний, разнообразные кубки  из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов.Самое древнее производство стекла существовало также в  Древнем Египте.Древнейший стеклянный предмет:бусы, созданы еще до первой династии.Шедевры египетских стеклодувов: виноградная гроздь и   сосуд из синего стекла в форме  рыбы из  Амарны.

s640x480

Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны). Цветное стекло.

Египтяне были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы.Значительный успех выпал на долю ювелиров.Ими был освоен новый технический прием -зернь.До  нашего времени дошли диадемы в виде венков,ожерелья, пекторали, подвески, перстни. В период Нового царства ювелиры достигли вершины своего мастерства.Считается, что растительный орнамент появился в искусстве  Древнего  Египта, хотя самые  древние  растительные  элементы   были  геометризированы.В дальнейшем  абстрактный  геометрический узор  соединили  с условно-реалистическим  растительным и  анималистическим  орнаментом. В орнаменте Египта  отразился трансформированный окружающий мир,наделенный  религиозными представлениями и символическими  значениями.В декоре  часто использовался  цветок лотоса- атрибут богини Исиды, символ  божественной производящей силы природы,возрождающейся жизни, высокой   нравственной чистоты,здоровья, в мире мертвых-  магическое средство  оживления усопших.Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. В древнеегипетский орнамент входили изображения  алое,растения,символизирующего жизнь в  загробном мире, стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декоре можно видеть венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

post-231-1225909437

Орнамент потолков.Мемфис и Фивы.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др.

Похожее

www.tvorchistvo.ru

"Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта"

Орнаменты Древнего Египта

Орнаменты Древнего Египта

Цель урока: формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов. Задачи: Дать знания о орнаменте и его происхождении, видах орнамента Освоить понятия: мотив, ритм, раппорт, узор, орнамент. Понимать трансформацию и стилизацию форм форм Формировать художественно- эстетического вкус, художественной грамотности в изображении ленточных орнаментов

Цель урока:

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов.

Задачи:

  • Дать знания о орнаменте и его происхождении,

видах орнамента

  • Освоить понятия: мотив, ритм, раппорт, узор, орнамент.
  • Понимать трансформацию и стилизацию форм форм
  • Формировать художественно- эстетического вкус,

художественной грамотности в изображении ленточных орнаментов

Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.
  • Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.
Узор - рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие морозные узоры на окнах.

Узор - рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие морозные узоры на окнах.

Орнамент - узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным.

Орнамент - узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов.

Орнамент может быть живописным или скульптурным.

Мотив – декоративный элемент орнамента (геометрический, растительный и т.д.) Ритм – это повторение мотивов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности. Раппорт – возвращение. Повторяющаяся часть орнамента. мотив мотив раппорт орнамент

Мотив – декоративный элемент орнамента (геометрический, растительный и т.д.)

Ритм – это повторение мотивов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности.

Раппорт – возвращение. Повторяющаяся часть орнамента.

мотив

мотив

раппорт

орнамент

Виды орнамента определяются в зависимости от мотива: Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры животных. Антропоморфный орнамент составляют стилизованные фигуры человека. Геральдический – узор из элементов гербов. Каллиграфический – узор из букв. Смешанный орнамент – узор из нескольких видов орнамента.
  • Виды орнамента определяются в зависимости от мотива: Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры животных. Антропоморфный орнамент составляют стилизованные фигуры человека. Геральдический – узор из элементов гербов. Каллиграфический – узор из букв. Смешанный орнамент – узор из нескольких видов орнамента.
Стилизация - декоративное обобщение фигуры, заимствованной от внешних форм животных, растений путем упрощения рисунка, формы, цвета, объёма.

Стилизация - декоративное обобщение фигуры, заимствованной от внешних форм животных, растений путем упрощения рисунка, формы, цвета, объёма.

 На плите, на саркофаге,   на папирусной бумаге   и на всем, что видит взгляд, иероглиф пестрят. Рыбы, звери, птицы, точки,   загогулины,  кружочки … Все знакомое почти,   А попробуй-ка, прочти! О. Трунин «Что я увидел в Эрмитаже»

На плите, на саркофаге,

  на папирусной бумаге

  и на всем,

что видит взгляд,

иероглиф пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

  загогулины,  кружочки …

Все знакомое почти,

  А попробуй-ка, прочти!

О. Трунин «Что я увидел в Эрмитаже»

На протяжении веков человечество создавало и использовало узоры и орнаменты не только с целью украсить свою обыденную жизнь. Во многих культурах народов мира считается, что особые декоративные изображения, нанесенные на одежду или дом, способны защитить человека от различных негативных воздействий и привлечь к нему удачу. В прежние времена по тому, какие рисунки, узоры или орнамент украшали одежду человека, можно было получить информацию о его семейном положении, социальном статусе и профессии.
  • На протяжении веков человечество создавало и использовало узоры и орнаменты не только с целью украсить свою обыденную жизнь. Во многих культурах народов мира считается, что особые декоративные изображения, нанесенные на одежду или дом, способны защитить человека от различных негативных воздействий и привлечь к нему удачу.

В прежние времена по тому, какие рисунки, узоры или орнамент украшали одежду человека, можно было получить информацию о его семейном положении, социальном статусе и профессии.

Египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью. Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягчённости и пластичности форм, стремление избежать прямых углов,округлить места перегибов. Цвета были условными и локальными. Применялись красный , синий , желтый , черный и белый , иногда зеленый цвета . Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах .     Ткани 2 тыс. до н.э. Растительные мотивы

Египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягчённости и пластичности форм, стремление избежать прямых углов,округлить места перегибов.

Цвета были условными и локальными. Применялись красный , синий , желтый , черный и белый , иногда зеленый цвета .

Насыщенные контрастные тона большей частью встречались

в геометрических узорах, а орнаменты с растительными

элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах .

 

  Ткани 2 тыс. до н.э.

Растительные мотивы

Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Круг символизировал солнце, квадрат — это земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение, плетенка – вода. Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта.
  • Линейное расположение

орнаментальных элементов

представляло египетскую

идею бесконечности жизни.

  • Круг символизировал солнце,

квадрат — это земля,

треугольник — горы,

свастика — движение солнца,

спираль — развитие, движение,

плетенка – вода.

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта.

Древнеегипетский орнамент сформировался в результате обожествления природных форм. Основным мотивом орнамента было изображение  лотоса или лепестки лотоса   –   атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

Древнеегипетский орнамент сформировался в результате обожествления природных форм.

Основным мотивом орнамента

было изображение  лотоса или лепестки лотоса 

 –   атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

Не менее знаменит и орнаментальный мотив папируса – водного тростникового растения, из полосок стебля которого склеивали свитки для письма и рисования. В архитектуре Древнего Египта широко использовались колонны со стволом, напоминавшим связку тростника и с капителью в форме цветка папируса. Лотос и тростник были государственными символами Древнего Египта. Изображение лотоса стало обязательным во всех обрядовых росписях Древнего Египта.
  • Не менее знаменит и орнаментальный мотив папируса – водного тростникового растения, из полосок стебля которого склеивали свитки для письма и рисования. В архитектуре Древнего Египта широко использовались колонны со стволом, напоминавшим связку тростника и с капителью в форме цветка папируса.

Лотос и тростник были государственными символами Древнего Египта.

Изображение лотоса стало обязательным во всех обрядовых росписях

Древнего Египта.

Пальметта – стилизованный веерообразный лист. В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире.

Пальметта – стилизованный веерообразный лист.

В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире.

Проверь себя Что такое орнамент? Что такое мотив? Какова роль орнамента в культуре и искусстве? Какие мотивы использовались в растительном орнаменте? Какие мотивы использовались в геометрическом орнаменте? Что украшали древние египтяне орнаментом? Какой элемент египетского орнамента обозначает возрождение к жизни? Орнаменты с какими элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах у египтян?

Проверь себя

  • Что такое орнамент?
  • Что такое мотив?
  • Какова роль орнамента в культуре и искусстве?
  • Какие мотивы использовались

в растительном орнаменте?

  • Какие мотивы использовались в

геометрическом орнаменте?

  • Что украшали древние египтяне

орнаментом?

  • Какой элемент египетского орнамента

обозначает возрождение к жизни?

  • Орнаменты с какими элементами были

выдержаны в нежных пастельных тонах у египтян?

Творческое задание

Творческое задание

Owen Jones. The Grammar of Ornament. London, 1856 - иллюстрации http://santosh.ru/library/_images/egyptian_ornament_001.php http://www.liveinternet.ru/users/mymarinka/post264776140 http://st2.depositphotos.com/2507767/9213/v/950/depositphotos_92133940-stock-illustration-pattern-with-ancient-egyptian-symbols.jpg http:// lib.znate.ru/docs/index-292590.html http:// www.kaizen-c.ru/43/egipetskii-ornament-vikipedia-263.html

Owen Jones. The Grammar of Ornament. London, 1856 - иллюстрации http://santosh.ru/library/_images/egyptian_ornament_001.php

http://www.liveinternet.ru/users/mymarinka/post264776140

http://st2.depositphotos.com/2507767/9213/v/950/depositphotos_92133940-stock-illustration-pattern-with-ancient-egyptian-symbols.jpg

http:// lib.znate.ru/docs/index-292590.html

http:// www.kaizen-c.ru/43/egipetskii-ornament-vikipedia-263.html

videouroki.net

Египетские орнаменты

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова Орнаменты. Стили. Мотивы.

santosh.ru


Смотрите также