Древняя греция спартанцы. Спарта: как жил сильнейший полис Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Спартанское воспитание в Греции. Древняя греция спартанцы


как жил сильнейший полис Древней Греции

1975.jpeg

Фото: cablook.com

Изо всех углов мы слышим о Спарте, об отважных воинах этого полиса снимают фильмы, пишут книги, ими восхищаются, приводят в пример. Слово «спартанец» стало нарицательным, оно означает «отважный, бесстрашный, сильный». Откуда же у Спарты такая слава? Давайте посмотрим.

Спарта - древнегреческий полис, это пелопонесский город в Лаконии, который оставил после себя огромную славу. Более всего Спарта славилась своими военными умениями, отвагой и смелостью. Спартанцы никогда не отступали, их растили воинами с самого детства. Основал город-государство Лакедемон, он был царем в Лаконии еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А назвал Спартой царь полис в честь своей жены, кстати огражденный стенами город стал лишь во время правления Навиза, потом стены разрушили, а вновь их возвел Аппий Клавдий.

Вообще, создателем государства Спарты древние греки считали Ликурга, потому что именно он создал собственное законодательство полиса. Жил этот человек примерно в первой половине VII столетия до н. э. В этот период в Древней Греции было три «островка»: спартанцы, периэки и илоты. В Спарте естественно проживали спартанцы, они были гражданами своего полиса и пользовались всеми законными правами. Кстати, спартанцы не занимались земледелием, это было постыдно для воинственного народа, считалось неприемлемым. Так что, земли спартанцев возделывали илиоты, а владельцами участков, конечно, являлись спартанцы. Для того, чтобы приобрести право на землю жителю Спарты нужно было: во-первых, беспрекословно выполнять все правила полиса, это при том, что дисциплина в городе была очень жесткой, а также отдавать часть продовольствия на общий стол - сисситию.

Что касается охоты, спартанцы выходили на нее в государственные леса, а всякий, кто приносил жертву богам, должен был потом отправить часть добычи в ту же сисситию. Если же спартанец не соблюдал такие правила, то он терял все свои права, вообще лишался своего гражданства. Кстати, в обедах участвовали все граждане без исключения, ни у кого не было особых прав и привилегий.

Среди периэков также были свободные люди, но все они были полноправными гражданами полиса. Вообще, периэки жили по всей Лаконии, а вот в Спарте все принадлежало исключительно спартанцам. Получается, что никакой самостоятельности у периэков не было, потому что управляли ими граждане Спарты. Друг от друга периэки были независимы, но Спарта стояла выше всех.

Что касается илотов, они, как уже было сказано, занимались сельским хозяйством, то есть состояли в рабстве у тех спартанцев, которые имели земли, также они подчинялись и периэкам. Жили илоты в тех городах, но были не гражданами, а собственностью государства, то есть их не продавали, как обычных рабов. Также они имели право на дом, жену и детей, вообще, спартанцы очень жестоко обращались с илотами. Дело в том, что спартанцы были «круче» всех, они чувствовали свою власть над другими и позволяли себе множество жестокостей. К тому же, тут играет роль и воспитание, которое у спартанцев нельзя назвать ласковым и добрым, они росли лишь воинами.

Как писал Плутарх, ежегодно по велению Лукурга эфоры объявляли войну против илотов, делалось это торжественно. То есть, молодые граждане Спарты с кинжалами двигались по Лаконии и убивали илотов. Илиотов попросту истребляли, но нынешние биологи говорят, что такой способ придумал не Ликург, а кто-то гораздо позже, уже по прошествии Первой Мессенской войны, ведь именно после нее илоты и стали опасны для полиса. Вообще, Плутарх был автором биографий самых прославившихся греков и римлян, он также писал о жизни и законодательной деятельности Ликурга, а читателю автор честно сказал, что однозначно достоверно написать на эту тему невозможно. В одном Плутарх сомнений не имел - Ликург был важным историческим лицом и выдающимся политиком.

Еще по теме:

Спартанцы любили детей и не признавали гомосексуалистов

300 спартанцев - что выдумка, а что правда?

Жизнь древних греков: мифы и реальность колыбели цивилизации

Миф о безжалостности спартанцев развеян

Боевые псы Древнего мира 

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

www.glavtema.ru

Спарта и гибель античной Греции. Тайны цивилизаций [История Древнего мира]

Спарта и гибель античной Греции

Далеко не все государства в Греции были демократическими. Рядом с Афинами находилось олигархическое государство — Спарта, в котором порядки были прямо противоположными афинским.

Природа и заселение Пелопоннеса. Спарта (Лакония, Лакедемон) первоначально занимала лишь небольшую часть Южной Греции, в основном долину реки Эврот и гористые земли в юго-восточной части Пелопоннеса. С остальными частями полуострова Лакония сообщалась через немногие ущелья гор Тайгета и Парной. Для земледелия эта область была малопригодна: здесь занимались главным образом скотоводством и охотой.

Воинственные дорийцы из Аттики захватили Лаконию и создали свое государство. Главным городом Лаконии была Спарта. В отличие от других городов Греции она не имела ни акрополя, ни даже стен. Защитой столицы должна была служить храбрость спартанцев.

Основные сословия Спарты. Всех жителей дорийцы разделили на спартанцев (самих себя), периэков и илотов (завоеванное население). Спартанцы правили и воевали, периэки торговали, ковали оружие и платили налоги, илоты пахали и собирали урожай. Илоты были рабами государства.

Вся страна была разделена на 9 тысяч равных наделов, по числу спартанских семейств. Периэков и илотов было 370 тысяч. Спартанцы понимали, что илоты их ненавидят, поэтому ели и спали с копьем в руках. Они всегда чувствовали себя в опасности, как на войне. Все статуи богов в Спарте были с копьями, даже богиня любви Афродита держала в руке копье.

Спартанцы занимались только военным делом, труд был уделом периэков и илотов. По мнению спартанцев, если воин думает о наживе, то он плохой воин, поэтому деньгами в Спарте служили железные прутья — их нельзя было накопить. Спартанцы не знали роскоши. Когда в Коринфе они увидели потолки из квадратных плиток дерева, то спросили: «Неужели у вас растут квадратные деревья?» Они строили все только топором и пилой. С детства и до самой смерти они были военными.

По преданию, спартанцы, жители Лаконии, славились способностью говорить кратко. До сих пор это умение немногословно и четко выражать свои мысли называется лаконизмом. Провожая на бой сына и подавая ему щит, спартанка говорила: «С ним или на нем». Со щитом приходили победители, на щите приносили павших героев.

Македонский царь заявил спартанцам: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы ответили: «Если». Посланцы острова Самос произнесли длинную и красивую речь с просьбой о помощи. Спартанцы ответили: «Дослушав до конца, мы забыли начало, а забыв начало, не поняли конца». На следующий день самосцы пришли с пустым мешком и сказали всего четыре слова: «Мешок есть, муки нет». Спартанцы обещали помочь, но заметили, что достаточно было сказать: «Муки нет».

Для спартанца важнее всего была дисциплина. Выскочить из строя, чтобы броситься на врага, считалось преступлением, равным дезертирству. Спартанец Леоним занес меч над головой врага, но, услыхав команду «отбой», остановился и сказал: «Лучше оставить живым врага, чем ослушаться команды». Мальчик Исад убежал на войну и храбро сражался: ему дали венок за храбрость и высекли за нарушение дисциплины. Спартанцы спрашивали «где враги?», а не «сколько их?».

Спартанцы всегда боялись восстания илотов и постоянно тренировались в военном деле. Против илотов устраивались ежегодные тайные карательные походы (криптии). Молодые спартанцы рассылались по всей стране и по ночам убивали тех илотов, которые вызывали у них подозрение. Это была своеобразная система госбезопасности, следившая за тем, чтобы никто не мог поднять покоренные народы на восстание и освободить их от угнетения государства.

Ликург и его законы. Считается, что все законы в Спарте ввел Ликург. О нем мало известно: жил в X–IX веках до н. э., много путешествовал, посетил Египет, Малую Азию, Крит и другие страны. Был приглашен в Спарту, чтобы положить конец раздорам между спартанцами. Он ввел суровые правила воспитания детей и новое государственное устройство.

Закончив составлять законы, Ликург уехал на Крит, взяв со спартанцев клятву, что они будут исполнять их до тех пор, пока он не вернется в Спарту. На Крите он уморил себя голодом (по другой версии — бросился на меч). Опасаясь, что его останки могут привезти в Спарту и на этом основании отменить его законы, он завещал сжечь свое тело и прах развеять по ветру.

Воспитание спартанцев. Ликург узаконил очень суровый быт для подрастающих спартанцев. Молодые люди, воспитанные по-спартански, даже если они были из илотов, могли стать гражданами, а дети спартанцев, уклонявшиеся от спартанского образа жизни, теряли права гражданства.

Когда рождался мальчик, его приносили особым старейшинам, которые решали, оставить его жить или умертвить. Хорошими воинами могли быть только здоровые дети. С семи лет их забирали у родителей и отдавали в государственную школу, где они должны были постоянно жить и учиться. Главными занятиями мальчиков были борьба, метание диска, бег. Читать и писать их не учили, но они должны были уметь играть на флейте и петь военные песни. Для девочек существовали отдельные школы, где они занимались тем же, что и мальчики.

Летом и зимой дети ходили босыми с непокрытой головой. Для того чтобы сделать себе матрас, ребенок должен был своими руками, без ножа заготовить сено или нарвать камыш. Одеял у них не было. Кормили их впроголодь, и если кому-нибудь удавалось ловко украсть съестное, его хвалили, но если он попадался, ему доставалось, много ударов плетью. Дети должны были переносить любую боль и не жаловаться. Каждый год устраивались специальные избиения мальчиков перед жертвенником Артемиды. Просить пощады считалось постыдным. Бывали случаи, когда мальчики умирали от боли, но не издавали ни звука. В 20 лет их забирали в армию, но гимнастические упражнения и военные игры продолжались до 30 лет. Строгой дисциплине должны были подчиняться и взрослые. Только на войне с юношей спрашивали не так, как со взрослых, поэтому они считали ее отдыхом.

Государственное устройство Спарты. По преданию, Ликург оставил двух царей, которые управляли Спартой до него, но ограничил их могущество. Верховная же власть была передана герусии (греч. gerusia — совет старейшин). В нее входило 30 геронтов (греч. gerontos — старец), избираемых пожизненно (в том числе 2 царя). Младшему из них должно было быть не менее 60 лет. Герусия готовила решения для народного собрания, которое состояло из спартанцев старше 30 лет. Народное собрание, выслушав решение герусии, могло принять его, а могло и отвергнуть, но обсуждать не имело права.

Народное собрание выбирало на один год пять эфоров, обязанностью которых было наблюдение за деятельностью должностных лиц. Цари ежемесячно давали клятву эфорам, что они будут управлять согласно законам. Эфоры имели право делать царям выговоры, штрафовать и даже арестовывать их, а также могли казнить любого пери-эка и илота.

Все мужчины Спарты обязаны были ежедневно обедать за общим столом, для чего каждый вносил ежемесячно определенную долю продуктов. За один стол садилось по 15 человек. В еде не допускалось ничего лишнего. Когда персидский царь попробовал спартанскую похлебку, то сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы идут на смерть в бою: уж лучше умереть, чем есть такую еду».

После обеда можно было угощать друг друга лакомствами и пить вино с водой. Напиваться было строго запрещено. Чтобы воспитать отвращение к пьянству, спартанцы подпаивали илотов и показывали детям, к какому безобразию приводит опьянение. Весь день каждый спартанец был на виду у всех. Только женщинам разрешалось обедать дома. Даже цари не имели такого права.

Спартанцам запрещалось выезжать за границу, общаться с иностранцами, участвовать в Олимпийских играх. Власти считали, что Спарте нужны не атлеты, а воины.

Это была олигархическая система государства, где правила небольшая часть населения. Афиняне считали такое правление ненормальным. Спартанцы в свою очередь ненавидели демократические порядки в Афинах. Боясь, что в Спарте народ свергнет власть олигархов и установит свою власть, спартанцы стремились уничтожить демократию в Афинах.

Пелопоннесская война и упадок Греции. Ненависть спартанцев к Афинам проявилась еще во время греко-персидских войн. Чтобы избежать войны со Спартой, Перикл в 445 году до н. э. заключил с ней мир. Афины отказались от главенства на суше и сохранили за собой лишь главенство на море.

Однако Спарта все равно намеревалась воевать с Афинами. Она собрала 60 тысяч отборных воинов. У Афин было 300 кораблей с экипажем в 60 тысяч человек. Войска Спарты были подготовлены так, что, по выражению Перикла, могли захватить всю Грецию.

Поводом к войне послужило вмешательство Афин в борьбу между городом Коринфом и его колонией. Коринфские аристократы обратились за помощью к Спарте. Война началась в 431 году до н. э. и продолжалась 27 лет.

На третий год войны Перикл умер. В народном собрании возросло влияние демагога Клеона. Он был богатым кожевенным «фабрикантом» и подкупал народ бесплатными подачками. Хвастливый и лживый, Клеон заявил в народном собрании, что он за 20 дней разобьет спартанцев. Однако война затянулась.

В 421 году до н. э. был заключен мир. Однако знатный аристократ Алкивиад настоял на сражении у Сицилии и сам вызвался руководить кораблями. Во время боя Алкивиад сбежал в Спарту и выдал врагу все военные планы Афин.

Спартанцы осадили Афины, и жители, истощенные голодом, вынуждены были сдаться. Поражение ускорило предательство афинских аристократов. По условиям договора афинские стены были разрушены под звуки флейты. Все афинские корабли были сожжены. (Пелопоннесская война хорошо описана историком Фукидидом, который сам участвовал в ней.)

Вся власть в Афинах была отдана в руки 30 тиранов из преданных Спарте аристократов. Тираны отменили народное собрание, всех граждан разоружили, за исключением 3 тысяч верных аристократам воинов. На все должности были назначены сторонники тиранов, а жителей лишили права заседать в суде.

Вскоре, однако, тираны рассорились, поскольку каждый хотел быть царем. Между ними началась война. В это время демократы, укрывшиеся в Фивах, под руководством Тразибула с оружием в руках вошли в Афины и восстановили народовластие.

Был принят закон, грозивший смертной казнью любому, кто попытается удержать какой-либо пост дольше законного срока (сутки для президента и год для любой другой государственной должности). Для сохранения личной безопасности граждан издали закон, по которому никого нельзя было изгнать из страны без согласия, выраженного тайным голосованием, не менее 6 тысяч жителей.

Однако могущество Афин было подорвано. Люди озлобились. Суд признал великого философа и ученого Сократа виновным в том, что предатель Алкивиад и главный из 30 тиранов Критий были его учениками. Сократ заявил друзьям, подготовившим ему побег, что считает долгом каждого гражданина подчиняться закону и что он не нарушит его, чтобы нечестные люди не смогли использовать его побег во зло демократии. Сократ добровольно выпил чашу с ядом и умер.

Покорение Греции Македонией. Царь Филипп. Ослаблением Греции воспользовалась лежащая к северу от нее соседняя Македония. С трех сторон ее окружали горы, а от моря отрезали греческие колонии. Македония постоянно воевала с племенами фракийцев и иллирийцев, нападавшими с севера. Ее население было родственно грекам.

Управлялась Македония царями. Жители страны были менее образованными и более грубыми, чем в Афинах, хотя сами цари старались освоить греческую культуру.

После ослабления Греции в междоусобной Пелопоннесской войне Македония возвысилась. В это время ею правил царь Филипп (361–336 годы до н. э.) — маленький и невзрачный на вид, но весьма талантливый и расчетливый, умевший использовать обстоятельства с выгодой для себя. С подданными он обходился хорошо. Еще молодым он прожил несколько лет в Фивах, где получил греческое образование и изучил греческое военное дело.

Став царем, Филипп перестроил свое войско по греческому образцу и даже усовершенствовал его. Он создал македонскую фалангу, состоявшую из 8 тысяч тяжеловооруженных воинов, которые строились по 16 человек в ряд. Воины были вооружены громадными щитами, закрывавшими все тело, и длинными копьями, которые они клали на плечи стоящих перед ними солдат. Это придавало стройность всей фаланге.

Больше, чем на свое войско, Филипп рассчитывал на продажность чиновников Греции. Он говорил: «Нет такой высокой, крутой городской стены, чтобы осел, нагруженный золотом, не мог перешагнуть через нее». Он умело вмешивался в греческие распри, действуя где подкупом, где обманом, стараясь подчинить себе Грецию. В основном он был против Афин, которые почти одни выступали за независимость Греции.

В 338 году до н. э. в битве при Херонее Филипп сумел одержать победу и покорил всю страну. Греция навсегда потеряла свободу и независимость и на тысячи лет утратила свое величие.

Александр Македонский и его завоевания. Сын Филиппа Александр продолжил завоевания отца.

Он много лет прожил в Греции, где получил хорошее образование. В 13 лет отец пригласил ему в учителя великого Аристотеля. Александр любил учителя и говорил, что отцу он обязан жизнью, а Аристотелю тем, что достоин жизни. Со своей любимой книгой — «Илиадой» Гомера — он не расставался даже в походах по Азии. Он считал себя потомком Геракла и Ахилла.

Когда Филипп на время отъезда оставил за себя 16-летнего Александра, племя медов подняло восстание. Александр подавил его, изгнал медов из города, заселил его жителями других мест и назвал Александрополем.

После смерти Филиппа Греция подняла восстание против македонского владычества. 20-летний Александр, став царем, жестоко подавил восстание, а Фивы разграбил, сжег и разрушил до основания. 6 тысяч человек было убито, более 30 тысяч продано в рабство. Пощадил он только жрецов. Афины не тронул и даже завещал им править Грецией в случае своей гибели.

Александр решил начать войну с Персией и уничтожить ее. С 35 тысячами воинов он высадился около развалин древней Трои и устроил игры в честь павших там более тысячи лет назад греков. Объясняя народу, что идет на персов во имя древних героев Эллады, он привлек к себе многих греков. Они провозгласили его вождем и согласились идти с ним в поход.

Многие видные люди поздравляли его с предстоящим походом. Только философ Диоген не отозвался. Тогда Александр сам поехал к нему. Диоген лежал и грелся на солнце. Слегка приподнявшись при виде множества приближавшихся к нему людей, Диоген пристально посмотрел на Александра. Поздоровавшись, царь спросил:

— Нет ли у тебя какой-либо просьбы?

— Есть, — ответил Диоген. — Отступи чуть в сторону, не заслоняй мне солнце.

На обратном пути свита надменно смеялась над ученым, а Александр сказал им:

— Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном.

Александр выступил в Азию с войском, насчитывающим 40 тысяч пехотинцев и 5 тысяч всадников. Ему противостояла полумиллионная армия персов.

Переправа через реку Граник считалась воротами в Азию. На другом берегу, на обрыве, залегли персидские воины с луками и копьями. Многие полководцы отговаривали Александра переправляться через Граник, но он вместе с 800 всадниками бросился в глубокую реку. С обрыва на него посыпались тысячи стрел и копий врага, течение сносило всадников. На берегу кони и люди скользили по глине. Дротик врага пробил панцирь Александра. На него бросились два перса. Сабля перса сшибла гребень со шлема Александра, конь под ним был убит. Спас царя его друг Клейтос, пронзив врага копьем.

Александр выиграл первую битву при Гранике, но не стал преследовать персов, а двинулся вдоль моря, освобождая греческие города и обещая им свободу и независимость. В одном из городов он возложил венки к памятнику местного философа. В городе Гордий ему показали колесницу, к дышлу который сложным узлом было привязано ярмо. По преданию, тот, кто развяжет этот узел, станет властителем мира. Александр не сумел развязать узел и, выхватив меч, разрубил его.

Персидский царь Дарий III с армией в 600 тысяч воинов выступил против Александра. Состоялось сражение при Иссе. Персы потеряли убитыми 100 тысяч человек и были разбиты. Дарий III бежал, оставив семью и сокровища. Его жена и дети попали в плен к македонцам. Самой ценной вещью среди сокровищ Дария была шкатулка. Когда Александра спросили, что он будет в ней хранить, он ответил: «Илиаду».

После Иссы Александр захватил Финикию, Палестину и Египет. В устье Нила он решил построить город Александрию. Прямо на берегу он хотел нарисовать план города, но мела не оказалось. Тогда зодчие наметили план ячменной мукой, но налетели сотни птиц и склевали ее. Царь встревожился, но предсказатели объяснили, что основанный им город будет кормить людей разных стран.

В храмах Египта Александр назвался сыном бога Зевса. Как пишет древнегреческий историк Плутарх, Александр «пользовался этим вымыслом для того, чтобы порабощать других».

В Ассирии в битве при Гавгамелах Александр разгромил персидскую армию, в которой было в 10 раз больше солдат, чем в греческой. Все города Персии — Вавилон, Сузы, Персеполь — сдались ему без боя.

В Персеполе Александр принял присягу от сатрапов Персии. Завоевав среднеазиатские города, он двинулся на Индию, но, дойдя до реки Инд, вынужден был вернуться, так как его войско было измучено беспрерывными войнами и походами.

На завоеванных территориях Александр стремился распространять передовую греческую культуру. После его смерти в Азии образовалось несколько городов и государств, где чтили греческих героев и изучали греческий язык. Одно из таких царств в Средней Азии было даже названо Греко-Бактрийским. Культура греков постепенно смешалась здесь с местной.

Александр стал меняться. Он уже больше заботился о вражеских царях, чем о греках, окружил большой заботой взятую в плен семью Дария. Когда в захваченном им городе Сузы он увидел, как толпа опрокинула статую персидского царя Ксеркса, приказал поднять ее и водрузить на место. Правда, во время пира во дворце персидского царя танцовщица из Аттики Таида (Таис Афинская) подговорила Александра поджечь дворец Ксеркса за то, что он сжег Афины.

Захватив Персию, Александр многое перенял у ее царей: поощрял лесть, стал подозрительным. Однажды, во время пира, когда верный друг и полководец Клейтос, не раз спасавший его в бою, запел шутливую песню о том, что все победы солдат в боях приписываются царям, Александр бросил копье в грудь Клейтоса и убил его. Узнав, что была разграблена гробница персидского царя Кира, он приказал казнить знатного гражданина Греции, допустившего это. По подозрению в заговоре против него он казнил нескольких верных ему сподвижников. Все это вызывало недовольство у его гвардейцев.

Как писал Плутарх, Александр «превратил войну в охоту на людей».

В 33 года Александр внезапно умер. Считали, что он отравлен приближенными, и будто бы даже Аристотель принимал участие в заговоре. Скорее всего, Александр умер от перенапряжения и болезни.

После смерти Александра его империя распалась. Его полководцы стали воевать друг с другом и, наконец, поделили ее на части: Кассандр получил Македонию и Грецию, Лисимах — Фракию, Птолемей — Египет и Сирию, Селевк — Вавилонию, Антигон — остальные владения в Азии.

Греция же после захвата ее Македонией потеряла свое могущество и в конце концов была захвачена Римом во II веке до н. э.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

СПАРТА В ЭПОХУ АРХАИКИ. Древняя Греция

СПАРТА В ЭПОХУ АРХАИКИ

В важнейшем полисе Южного Пелопоннеса – Спарте (или Лакедемоне, как его чаще называют античные авторы) развитие общества и государства пошло по пути, который можно назвать уникальным, не похожим на те процессы, которые имели место в большинстве греческих областей. Воинственные дорийцы, завоевавшие на рубеже II—I тысячелетий до н. э. пелопоннесскую область Лаконика, сделали своим оплотом главный ее центр – Спарту. Местное ахейское население было ими подчинено, лишено всех политических и гражданских прав и превращено в подневольных работников рабского типа – илотов.

К западу от Лаконики лежала не менее обширная и плодородная греческая область – Месс ения. Она была захвачена дорийцами одновременно с Лаконикой.

Население Мессении и Лаконики было единоплеменным, однако дорийских спартанцев это не остановило. Начиная с VIII в. до н. э. они начали интенсивное наступление на Мессению, стремясь подчинить ее своей власти, что привело к так называемым Мессенским войнам. Уже Первая мессенская война, пришедшаяся на вторую половину VIII в. до н. э., окончилась победой Спарты и присоединением значительной части Мессении к спартанскому полису. Обитавшие на этих землях мессеняне, не сумевшие покинуть родину, были обращены в илотов.

Однако борьба была еще не окончена. В середине VII в. до н. э. разгорелась Вторая мессенская война: спартанцам противостояли восставшие мессеняне ранее покоренных районов, которых поддерживали дорийцы из еще не присоединенной к Спарте части Мессении, а также некоторые другие полисы, в частности Аргос, отнюдь не заинтересованный в усилении своих спартанских соперников. Война затянулась, и спартанцам приходилось очень трудно (во многом благодаря военному таланту мессенского вождя Аристомена), но завершилась их победой. Мессения была окончательно покорена, и все ее жители, которым не удалось уйти, были обращены в илотов.

В результате происшедших событий территория спартанского полиса стала самой большой в греческом мире. Полис занимал всю южную часть Пелопоннеса. Области Лаконика и Мессения были наиболее богаты плодородными землями и природными ресурсами среди всех регионов Эллады. Поэтому Спарта никогда в своей истории не сталкивалась с проблемой стенохории, характерной для большинства греческих государств; напротив, спартанцы обычно жаловались на олигантр опию (т. е. малолюдье).

После Мессенских войн окончательно сформировалось общество спартанского полиса, отличавшееся крайне жесткой структурой. Высшим сословием были спартиаты – потомки завоевателей-дорийцев, жители города Спарта. Только из них, полноправных граждан, комплектовались все органы власти. Спартиаты были освобождены от физического труда и составляли военную прослойку в государстве. Ниже спартиатов на иерархической лестницу стояли так называемые периэки – жители всех остальных (помимо Спарты) городов Лаконики. Периэки сохраняли личную свободу, но при этом, не имея гражданских прав, были лишены возможности участвовать в управлении полисом. Низшим и наиболее многочисленным сословием были илоты – зависимые земледельцы. Им приходилось содержать своим трудом спартиатов.

Земледельческие работы в поместье (VI в. до н. э.). Рисунок

За каждым спартиатским семейством было закреплено несколько хозяйств илотов, которые, ежегодно выплачивая очень высокий натуральный оброк (вплоть до половины урожая), обеспечивали этой семье пропитание. Следует подчеркнуть, что илоты не были рабами классического типа. Они считались собственностью не того или иного хозяина, а всего государства. Поэтому спартиат не имел права по собственному почину продать или лишить жизни илота. В то же время спартанские власти принимали все меры к тому, чтобы илоты жили в постоянном страхе и не пытались поднять восстание с целью своего освобождения.

Ежегодно высшие должностные лица спартанского полиса объявляли войну илотам, чем санкционировали даже самое жестокое обращение с ними. Периодически устраивались криптии – настоящие облавы на илотов. Участвовавшие в них молодые спартиаты убивали илотских вожаков из засады, упражняясь таким образом в военном искусстве. Посредством криптий и других репрессивных мер спартанским властям, безусловно, удавалось запугать часть илотов. В некоторых случаях илоты в качестве вспомогательных сил даже принимали участие в военных предприятиях Спарты. Очевидно, государство в известной мере доверяло им, коль скоро решалось дать им в руки оружие.

Однако в массе своей илоты, конечно, проявляли недовольство существующим порядком, условиями своей жизни и были постоянно готовы к мятежу. При этом следует учитывать, что спартиатов, в сущности, было немного. После Мессенских войн сельскохозяйственные земли Лаконики и Мессении были распределены между 9000 спартиатских семей на одинаковые по размеру неотчуждаемые участки, обрабатывавшиеся илотами. В дальнейшем полис стремился сохранить хотя бы неизменным это число граждан (об его увеличении речь даже не шла). Однако из-за военных потерь и иных причин количество спартиатов неуклонно уменьшалось. Что же касается илотов, то сколько-нибудь точно определить их численность вряд ли возможно, но, по примерным оценкам, их было 100—150 тысяч человек, т. е. в десять, а то и в пятнадцать раз больше, чем представителей господствующего сословия.

Жизнь горстки спартиатов среди десятков тысяч подчиненных людей, которых необходимо держать в покорности, была в высшей степени опасной для самого существования правящего слоя. Ситуация требовала сплочения спартиатов. Любая смута в их среде была бы для Спарты губительной, поскольку илоты использовали для восстания всякий удобный случай (например, стихийные бедствия, в частности землетрясения, которые вызывали среди спартиатов временное замешательство). Гражданский коллектив спартанского полиса для противостояния враждебно настроенным илотам должен был превратиться в постоянно действующий военный лагерь. С этой целью в Спарте была проведена серия весьма радикальных реформ, авторство которых античная традиция приписывает полулегендарному законодателю Ликургу.

Спартанцы считали Ликурга основателем социально-политического устройства их полиса. Практически все сведения о Ликурге имеют не слишком достоверный характер. Как среди античных авторов, так и среди современных исследователей нет единого мнения даже относительно времени его жизни. В частности, деятельность Ликурга относят к IX в. до н. э. (в таком случае он оказывается самым первым греческим законодателем). Есть сведения, что Ликург якобы происходил из царского рода и был фактическим руководителем государства в правление своего племянника – царя Харилла (или Харилая). Утверждают также, что будто бы, опираясь на авторитет Дельфийского оракула и взяв в качестве образца устройство полисов острова Крит, Ликург кардинально реформировал всю социально-экономическую и политическую систему полиса и даже образ жизни спартанцев. Свои законы он оформил в виде документа – «Великой ретры».

Однако в настоящее время можно с немалой степенью уверенности говорить, что Ликург как реальная историческая личность никогда не существовал (хотя наличие какого-то прототипа исключать нельзя). Приписанные ему спартанской традицией преобразования на деле были результатом деятельности многих реформаторов и продолжались с середины VII в. до н. э. в течение столетия. Эти реформы, очевидно, сознательно связали с именем Ликурга, который, возможно, изначально являлся одним из местных божеств, но затем стал восприниматься как идеальный герой, законодатель, «отец-основатель» спартанской гражданской общины.

Реформы, которые проводились на протяжении жизни нескольких поколений спартанцев, были направлены на строгую регламентацию всех сторон жизни и деятельности граждан полиса. Их целью было сплочение населения и предотвращение внутренних конфликтов, а также безусловное подчинение индивида военизированному государству. Общество спартиатов было превращено в «общину равных» – именно «равными» (гомеями) они отныне гордо называли себя. Чтобы избежать какого-либо имущественного неравенства, все спартиаты обязаны были вести крайне простой образ жизни. Спартиату запрещалось заниматься ремеслом и торговлей (эта сфера деятельности была оставлена периэкам), пользоваться предметами роскоши, зато предписывалось обязательно участвовать в сисситиях – общественных трапезах, предоставляя на их проведение долю продуктов из своего хозяйства. Каждый спартиат, достигнув совершеннолетия, должен был стать членом какой-либо группы граждан, собиравшихся на сисситии, и отныне уже не имел права обедать у себя дома. Этот порядок распространялся на всех, в том числе на представителей элиты и даже на царей.

Спарта, в отличие от других полисов, не перешла на чеканную монету. В ней было сохранено (судя по всему, сознательно) использование оболов – громоздких и неудобных железных стержней, что затрудняло денежное обращение и в конечном счете свело его на нет.

Установленная в Спарте жесткая система общественного воспитания детей была призвана вырабатывать в подрастающем поколении мужество и стойкость, неприхотливость в быту, безусловное подчинение вышестоящим. Во избежание «дурного примера» спартиатам запрещалось покидать пределы родного полиса, а иноземцы из Спарты изгонялись. Во всех областях жизни делался упор на строгий порядок и дисциплину, на абсолютный пиетет по отношению к властям и старшим по возрасту. В Спарте регламентировалось буквально все: даже внешний вид домов, покрой и цвет одежды, формы прически, усов и бороды.

Следует сказать, что «реформы Ликурга», кем бы и когда бы они ни были проведены, достигли своей цели. Они на длительный период «законсервировали» социально-экономическое, общественно-политическое и культурное развитие Спарты, сплотили гражданский коллектив, что во многом обусловило уникальное положение этого полиса в греческом мире. Не случайно вплоть до эпохи эллинизма Спарта не знала тирании; более того, спартанские отряды участвовали в свержении тиранов в ряде других полисов. Кроме того, спартиаты стали отныне в полном смысле слова профессиональными воинами: трудиться им не было необходимости, и весь свой досуг они посвящали военным тренировкам. Долгое время непобедимая спартанская фаланга внушала настоящий ужас всем противникам. Являясь cамым мощным в военном отношении государством Пелопоннеса, Спарта стала претендовать и на гегемонию во всей Греции.

Однако за военно-политическое могущество Спарте пришлось заплатить большим экономическим и культурным отставанием от развитых полисов Эллады. Спартанская экономика приобрела почти исключительно аграрный характер, имея слабо развитые ремесла (не считая ориентированные на войну) и торговлю. Только благодаря очень немалым природным ресурсам Лаконики и Мессении Спарта оставалась довольно богатым полисом. В частности, плодородные почвы на юге Пелопоннеса позволяли Лакедемону, в отличие от подавляющего большинства других греческих полисов, не нуждаться в привозном хлебе. Что же касается культуры, то в начале эпохи архаики в художественной обработке металла, изготовлении изделий из керамики спартанцы достигли значительных успехов. Славились и творившие в Спарте поэты. После «реформ Ликурга» и превращения полиса в военизированное государство некогда достаточно богатая духовная жизнь спартанцев утратила своеобразие.

Граждане Спарты не были людьми «примитивными» и грубыми, но их воспитание и образование имели свою специфику. По образу жизни и мировоззрению спартанцы сильно отличались от афинян или коринфян. Жителям Лаконики было свойственно, в частности, умение кратко и остроумно выражать свои мысли (отсюда термин «лаконизм»). Спартиаты жили в обстановке своеобразного «духовного космоса», для которого был характерен ряд черт, свойственных архаичным, традиционным культурам (впрочем, Спарту точнее будет назвать обществом искусственно архаизованным): глубокая религиозность, непререкаемый авторитет предков, своеобразный кодекс чести, делавший, скажем, решительно невозможными сдачу в плен, бегство с поля боя или окружение собственного города кольцом оборонительных стен. «Ликурговы законы» как некое подобие «железного занавеса» отгородили Спарту от остальной территории Эллады, превратив ее в совершенно своеобразный социокультурный организм. В то же время несомненно и то, что «спартанский порядок» был отражением, пусть в утрированной форме, новых тенденций, характерных для развития греческого полиса в целом, – к господству коллективистского начала.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Спарта (город) — Греция — Планета Земля

Спарта (город)На фото театр Древней Спарты, расположен на юго-западном склоне Акрополя, ниже храма Афины.Спарта — один из самых известных городов Греции. В наши дни это довольно небольшой населенный пункт на полуострове Пелопоннес. Но во времена Древней Греции тут находился город-государство, вошедший в историю отвагой своих воинов. Античные авторы иногда называли его Лакедемон, а его жителей — лакедемонянами. Лакония — сокращенное название области.

История

Древняя Спарта достигла пика расцвета и могущества в 404 г. до н. э. после победы над Афинами во Второй Пелопоннесской войне.

Лакония сыграла важнейшую роль в истории Древней Греции. С юга и востока она омывается морем, а от врагов на суше была защищена горными хребтами. Плодородная долина крупнейшей в Лаконии реки Эвротас превратила Лаконию в цветущий район растениеводства и разведения скота. Общую картину благополучия портили только периодические землетрясения. Спарта была самым крупным городом Лаконии, остальным было до нее далеко по всем показателям.

Во 2 тыс. до н. э., в период микенской цивилизации, Лакония была населена греческой племенной группой ахейцев. В конце 2 тыс. до н. э. в Лаконию с севера вторглось другое древнегреческое племя — дорийцы, подчинившие ее себе. Именно они основали Спарту. Дорийцы стали главным населением Лаконии, образовав сословную группу спартиатов, обладавших всеми гражданскими правами, всех прочих превратив в государственных рабов-илотов или свободных, но не граждан — периэков из других городов Лаконии.

Фактически, вся страна представляла собой военный лагерь, превратившись в необычайно милитаризованное государство. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя кто это был — бог, мифический герой или историческая личность — так и не ясно.

Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, после нашествия дорийцев, произошедшего предположительно между 1150 и 1100 гг. до н. э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную столицу у реки Эвротас.

Начиная с этого периода, история Лаконии полностью совпадает с историей ее столицы — города-государства Спарты, — основанной около X в. до н. э. Спарта, название которой может значить «разбросанная» (предлагаются и другие толкования), состояла из поместий, рассыпанных по территории, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал Акрополем.

Спарта была городом, уникальным для античного мира. Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что спартанцы не возводили стен для защиты своего города, более полагаясь на силу своих воинов и талант полководцев. Стены появились только во II в. до н. э. при тиране Набиде.

Наиболее интенсивно древняя Спарта застраивалась в VI в. до н. э. В то время на спартанском Акрополе были возведены храм Афины Полиухос, или Меднодомной, упоминаемый древнегреческим писателем-географом Павсанием, святилище царя Леонида I — героя греко-персидских войн, трон Аполлона и многие другие памятники архитектуры.

Однако все же Спарта сильно отставала от других греческих полисов в архитектурном плане: это был скорее типично провинциальный город, чем роскошная столица. Причину такой нарочитой скромности следует искать в «законах Ликурга», созданных самим спартанским законодателем или же приписываемых ему и в первую очередь направленных против роскоши.

Застройка города, очевидно, производилась без какого-то определенного плана, для особо значимых сооружений подбирались места повыше, на холмах.

Остатки Древней Спарты находятся к северу от современной Спарты, в районе местного стадиона. Сама местность представляет собой огромную оливковую рощу: деревья проросли прямо сквозь руины.

В греко-персидских войнах 499-449 гг. до н. э. Спарта сыграла одну из ключевых ролей. Она еще больше укрепила свои позиции после победы над Афинами в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э., став самым влиятельным полисом Греции.

Однако к V-IV вв. до н. э. Спарта начала приходить в упадок: чтобы удержать свое ведущее положение, ей пришлось вести множество войн, знать была развращена роскошью, катастрофически упала рождаемость из-за поздних браков и замкнутости сословия спартиа-тов. Закат Спарты начался с поражения в Битве с Фивами при Левктрах в 371 г. до н.э. Лакедемоняне потеряли свою репутацию непобедимых, авторитет Спарты упал.

Спарта так никогда и не смогла восстановиться и вернуть себе былое влияние, и в 146 г. до н. э., как и вся Греция, легендарный город стал частью Римской империи. В 396 г. город был уничтожен вестготами Алариха. Начиная сXIII в. политическим и культурным центром Лаконии стала соседняя Мистра.

В силу особенностей развития своей истории Лакония не входит в число районов Греции, богатых историческими памятниками. Более всего известны руины одной только древней Спарты.

В ходе раскопок Британской школы в Афинах, проводившихся в 1906-1910 и 1924-1929 гг., были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр.

Центральное сооружение — конечно же, Акрополь, который являлся центром как военной, так и культурной жизни местных жителей. Без него считалось невозможным возводить остальные здания. Спартанский Акрополь состоит из агоры (придуманной древними комбинации рыночной площади, биржи, места переговоров и оглашения решения властей), сооруженной уже в эпоху Древнего Рима.

Здесь же стоят храм Афины и прочие сооружения.

Храм Артемиды Орфии, Орфосии-Владычицы, как ее называли в Спарте — Лигодесмы, или Обвязанной ивами, — был построен в X в. до н.э. вскоре после возникновения Спарты. Это одна из немногих построек подлинных спартанского периода. В храме сохранилось изображение Артемиды Орфии, причем в вертикальном, не низвергнутом положении. Храм явно был уничтожен наводнением. В наши дни проведена его реставрация.

Был в Спарте и свой театр, сооруженный на самом высоком из спартанских холмов, причем очень большой: он рассчитан на 16 тыс. зрителей. Первоначальное сооружение было построено из дерева, позже были возведены стены из известняка, а сцена — из белого мрамора. К нашему времени от театра сохранились лишь хоры, сцена и еще несколько фрагментов.

Сохранилась также длинная арочная галерея, где располагались лавки ремесленников.

Гордостью Археологического музея Спарты является коллекция римской мозаики. Тут же находятся находки, сделанные во время археологических работ на руинах Спарты: мраморная голова воина с Акрополя, барельефы с изображениями змей из святилища Аполлона, керамические маски — атрибут ритуальных танцев в святилище Артемиды.

Неподалеку от города располагалось святилище Менелая и Елены, чьи руины сохранились до наших дней.

Город Спарта, что стоит рядом с обломками построек древнего города, практически не сохранил следов своего былого величия. Полностью перестроенный в первой половине XIX в., сегодня это административный центр нома Лакония, центр сельскохозяйственного района долины реки Эвротас и резиденция православного епископа.

карта города Спарта

Общая информация

Местонахождение: юг Греции.Административное местоположение: ном Лакония, периферия Пелопоннес, децентрализованная администрация Пелопоннес, Западная Греция и Иония.Основан: XI-X вв. до н. э.Язык: греческий.Этнический состав: греки.Религия: православие.

Цифры

Площадь: 84,5 км2.Население: 16 239 чел. (2011).Плотность населения: 192,2 чел/км2.Высота над уровнем моря: 210 м.Удаленность: 213 км к юго-западу от г. Афины.

Климат и погода

Средиземноморский.

Зима мягкая и прохладная, лето жаркое и сухое.

Средняя температура января: +9,6°С.

Средняя температура июля: +28,5°С.

Среднегодовое количество осадков: 700 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 65%.

Достопримечательности

Археологический комплекс руин Древней Спарты
  • Храм Артемиды Орфии (X в. до н. э.)

  • Леонидаион — погребение царя Леонида I (V в. до н. э.)

  • Акрополь с храмом Афины Полиухос, или Меднодомной (VI в. до н. э.)

  • Театр (I-II вв.)

  • Алтарь Ликурга

  • Северные и Южные врата

  • Ротонда

  • Статуя царя Леонида

Современная Спарта
  • Музеи Археологический (1876)

  • Музей олив и оливкового масла

  • Художественная галерея Джона Кумантариоса

За пределами Спарты
  • Византийская церковь с монастырем Св. Николая (X в.)

  • Церкви Св. Софии Евангелистрии, Св. Златоуста и Св. Афанасия (XI-XIV вв.)

  • Замок барона де Нивелета (XIII в.)

  • Монастырь Перивлепту (XIV в.)

  • Святилища Аполлона, Менелая и Елены

  • Пещеры Дирос

Любопытные факты

  • Уже в древности Спарта являлась туристической достопримечательностью: из Рима сюда приезжали изучать спартанскую таможню и государственное устройство, непривычное для эпохи римского завоевания Греции.

  • Законы Ликурга превратили Спарту в образцовый пример деспотического тоталитарного милитаристского государства, контролировавшего жизнь граждан от рождения до смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует сбросить с горы. Первые годы жизни мальчик проводил дома. С семи лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии — обществу сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но практически все время проводил в гимнасии (спортзале), лесхе (клубе) и фидитии (столовой). На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне».

  • Многие современные историки считают, что государственное устройство Спарты, приписываемое одному Ликургу, на самом деле образовалось путем постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель, вероятнее всего, был не реальным историческим лицом, а выдуманным устроителем спартанской жизни.

  • Древнегреческий писатель и географ II в. Павсаний был автором,вероятно, первого в истории путеводителя. Его труд «Описание Эллады» разбит на 10 глав по названиям греческих областей, в том числе Лаконии. Он представляет собой справочник достопримечательностей Древней Греции, снабженный сопутствующими легендами. В географическом отношении «Описание Эллады» и в наши дни может служить путеводителем.

  • Одна из достопримечательностей Спарты — якобы та самая скала, с которой сбрасывали детей, «отбракованных» комиссией, решавшей, кто из детей сильный и может жить, а кто слаб и от него следует избавиться немедленно. Однако достоверных свидетельств того, что ущелье Спарты заполнено костями младенцев, археологи не нашли. Сейчас считается, что это, скорее всего, миф.

  • Так как в период, к которому большинство историков относят Троянскую войну (около 1200 г. до н. э.), Спарта еще не возникла, миф о похищении Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город микенской эпохи, находилось святилище Менелайон, где довольно долго отправлялся культ Менелая и Елены.

  • Первая зафиксированная победа спартанцев в Олимпии — первое место некоего Аканфа в беге на 15-й Олимпиаде в 720 г. до н. э. Более столетия спартанские атлеты доминировали на Олимпийских играх, добившись за это время 46 побед из 81.

  • В последнюю субботу-воскресенье сентября в Спарте проводятся традиционные спортивные соревнования Спартафлон, обычно собирающие массу зрителей.

geosfera.org

Сравнение Спарты и Афин | Искусство Древнего мира

Спарта и Афины – два города-государства ставшие колыбелью западной цивилизации. У них было несколько общих черт, и на протяжении всей истории они воевали друг с другом за господство и власть.

Древняя Греция не была единой страной, вместо этого существовали независимые города-государства – “полисы”. У этих государств было собственное правительство и армия. Спарта и Афины были одними из самых могущественных полисов древней Греции. Также они были друг для друга крупнейшими соперниками. У обоих были проблемы с пропитанием населения, поскольку их земля была бесплодной. Таким образом, они завоевывали соседние государства, у которых было достаточно продовольствия, и взамен завоеванная земля получала защиту от вторгавшихся в дальнейшем армий противника.

Несмотря на то, что Спарта и Афины были географически близки друг к другу, их идеологии, общество, формы управления и базовый образ жизни сильно различались. Афины были одними из ведущих городов древней Греции в первом тысячелетии, принося культурные и философские достижения, что закладывали основы новой западной цивилизации. С другой стороны, милитаристская Спарта, сформированная после миграции Дориана с севера, и известная своей военной силой, стала главным врагом Персидской империи и возможным завоевателем Афин. Если милитаристская и мачистская культура Спарты полностью зависела от войн, то Афины стали истоком для некоторых из самых выдающихся достижений философии, искусства и науки в истории человечества.

Краткие сравнения между Спартой и Афинами

Происхождение

Основной причиной различия между двумя культурами было происхождение, так как спартанцы были потомками дорийских захватчиков, а афиняне имели ионийское происхождение.

Форма правления

В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Кроме того, группа из 5 членов, известных как эфры, отвечала за воспитание детей и повседневную жизнь граждан. Эта форма олигархического правительства была избрана спартанскими гражданами, которым было более тридцати лет. Афины же формировали демократию в Древней Греции. Это был совет из 500 членов, которые были избраны гражданами. Совет собирался, голосовал и принимал законы . Афинское демократическое правительство избиралось и управлялось мужским населением высшего класса.

Культура и вера

Культура двух полисов сильно различалась . Спарта стала военным оплотом, подчеркнув только расширение своей власти, в то время как афиняне выросли в области инфраструктуры и культуры. Спартанская вера полная лояльности к государству была единственной причиной их существования. У афинян и спартанцев были разные идеологии и цели. Афины всегда стремились завоевать как можно больше земель, в то время как спартанцы всегда удерживали свои земли, если они не были атакованы. Однако в Афинах и Спарте существовали некоторые вещи, которые имели поразительные сходства, такие как поклонение греческим богам и богиням, а также отвага и храбрость на поле битвы.

Образ жизни

Образ жизни Спарты был противоположен образу жизни Афин. В то время как афиняне потратили значительное время на изучение литературы, искусства и музыки, спартанцы тренировались, чтобы стать отличными солдатами. Спартанцы были блестящими на войне, и их воины считались одними из лучших в мире. Строгая тренировка, начинавшаяся с раннего детства, закаляла спартанских солдат так, что они никогда не покидали битву в кровавых конфликтах, которые постоянно возникали между маленькими полисами древней Греции. Граждане Афин и Спарты имели разные моральные ценности и были уникальны по-своему. И мужчины, и женщины пользовались различными привилегиями, как в Спарте так и в Афинах.Спарта: Считается, что в Спарте старейшины проверяли новорожденного ребенка на уродства, и если ребенок считался слишком слабым, чтобы стать сильным солдатом, его бросали в ущелье. В остальном обучение было строгим. В возрасте 7 лет ребенок отбирался у матери и передавался под контроль армии. Там их обучали и тренировали, а после зачисляли в регулярную армию в возрасте 20 лет. Даже после женитьбы спартанский солдат оставался в армейском бараке.

В возрасте 30 лет спартанец получал право голосовать и разрешение оставаться дома. Спартанские женщины были независимыми и пользовались свободой в полной мере, чего не было в других полисах Греции. Им также разрешалось тренироваться и изучать военное дело.

Афины: В отличие от Спарты, афинский образ жизни был более свободен, в котором мужчины имели доступ к хорошему образованию и могли заниматься любым видом искусств или наук. Однако женщины имели ограниченные права и не считались полноправными членами общества. Только мужчинам было присвоено звание «гражданин». В отличие от Спарты, мужчины не были вынуждены вступать в армию, они могли делать все, что хотели.

Экономика

В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

Военная сила

На фронте знаменитые спартанцы имели большое преимущество на суше, в то время как Афины отличались своей мощью в море. Спарта была окружена горами. В случае нападения они использовали эти горы для своей защиты и полностью полагались на свою армию. В Афинах не было очень сильной сухопутной армии, их основная мощь концентрировалась во флоте. Афины использовали стены для защиты от других городов-государств. Такой вид обороны не наблюдался в Спарте.

В то время как два великих государства Древней Греции имели ряд различий, они также были похожи в определенных направлениях. Образование было обязательным для мужчин. Хотя в Спарте оно было ограничено военной подготовкой, в Афинах мальчиков обучали по целому ряду предметов. У государств были сильные солдаты, и обоим нужны были рабы или илоты для облегчения их жизни или работы на фермах. Независимо от различий и сходств, Афины и Спарта были двумя сильнейшими сверхдержавами Древней Греции.

Похожие записи

ancientart.ru

Спартанское воспитание в Греции

Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней

Спартанское воспитание в Греции

Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.

Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.

Кто такие спартанцы?

Четыре требования предъявляли к жителям этой страны правители:

  1. Оба родителя младенца должны быть жителями Спарты.

  2. Наличие земельного надела (клера) и илотов (рабов), трудящихся на земле и в доме.

  3. Обучение и успешное окончание спартанской школы.

  4. Беспрекословное следование законам страны и полное подчинение властям.

Каждый мужчина должен был стать настоящим и достойным воином, а женщина – здоровой и сильной матерью красивых и крепких детей. Спартанцы жили в аристократической стране, население которой было огромным. Большинство из жителей — подневольные. Никакого равенства и всеобщего братства. Земля никогда не принадлежала людям, у них вообще не было частной собственности. Экономическая система была построена на первобытно-общинных законах. Это касается периода 8-7 вв. до н.э. Впредь произошли некоторые изменения государственного строя страны, но незначительные. Они заключались в укреплении власти правящей общины. В древнейшей же Спарте было 2 вождя. Почему? Известно, что город образовали 2 племени:

  • архейское;

  • дорийское.

Имелись народное собрание и совет старейшин. И позже во главе государства стояли 2 правителя. Их выбирали каждые 8 лет не народным голосованием, а гадая по звездам. Главы государства имели войско, им доставалась большая часть трофеев, привезенных из военных походов.

По одному из обычаев, дочери любого рода выходили замуж за братьев своих отцов. Так старались сохранить семейную собственность. Были случаи объединения родовых клеров (земель).

Спартанское воспитание в Греции

Система воспитания молодежи

К 8 веку до н.э. в Спарте сформировалась уникальная система воспитания мальчиков. Но пройти эту школу могли только дети коренных жителей Спарты всех сословий. Представители низших слоев населения так наделялись правом «выбиться в люди» и получить полное гражданство. Царские особы этому порядку не подчинялись.

Посещение школы (в группах — агелах) считалось привилегией среди жителей Спарты. Мальчиков отдавали на государственное воспитание в агелы с 7 лет. Девочки сидели дома, но много занимались спортом и учились пользоваться оружием.

Возглавляли группы обучения молодые люди старшего возраста (агелархи). Каждый агел имел свое название. Предводительствовал над ними старший (педоном). Его избирали из взрослых и почитаемых спартанцев. Педоном имел пару помощников.

Не всем мальчикам удавалось дожить до возраста, когда их отдадут на специальное обучение. По легенде, в древней Спарте был обычай избавляться от слабых, уродливых и больных новорожденных малышей. Происходило это так: спустя пару недель после появления на свет, родители относили ребенка на суд старейшинам. Малыши с физическими недостатками сбрасывались в пропасть. Полноценных детей возвращали родителям. Часто семьи, в которых появились на свет больные чада, сбегали из Спарты, чтобы сохранить детям жизни.

Самое пристальное внимание старейшины уделяли здоровью и физическому состоянию детей царственных особ. Малейший недостаток приводил к смещению с высоких постов родителей и недопущению к власти их потомков.

Испытания малыши получали с младенчества. В колыбелях лежали на жестких подстилках. Школа выживания начиналась буквально в того времени, когда ребенок вставал на ноги. Обуви не было, спартанцы ходили босиком и раздетые до 12 лет. Немногие доживали и до семи. Спали на соломе и в жару, и в холода. Как тут смертельно не заболеть? Приходилось класть в подстилки крапиву. Так, обжигаясь, согревались. После 12 лет детей одевали в легкие одежды.

Упражнения в спартанской школе заключались в физических нагрузках, приобретении навыков владения мечем, копьём и другим оружием. За каждое свое действие ученик получал оценку. В «казармах» царила жесткая военная дисциплина. Пищу находили сами. Еду приходилось воровать и даже убивать за нее. Если спартанец попадался на грабеже или другом деянии, его жестоко избивали, но не для того, чтобы он впредь так не делал, а чтобы проявлял в будущем больше ловкости и хитрости.

Никакого интеллектуального развития, кроме возможности разучивать песни. Считалось, что они сплачивают мальчиков и вырабатывают в коллективе воинский дух. Понятие «спартанский патриотизм» было на 1 месте. В то же время рабов унижали как могли. Одним из способов развлечения спартанских мальчиков, было избиение и угнетение илотов. Еще одна забава – набеги на соседние деревни рабов, сильнейших жителей которых убивали. Забирали скот.

Обучение в спартанской школе продолжалось 10 лет. Как только мальчику исполнялось 17, он приходил домой и готовился к самому важному и заключительному испытанию. Оно состояло в том, чтобы попасть в высокогорный храм Артемиды и принести жертву. Жрецы привязывали юношу и били до первых капель крови плетями. Помиловали тех, кто молча переносил испытание. Издававших звуки, забивали до смерти. Это делалось ради отбора наиболее сильных для жизни в спартанском обществе.

Спартанское воспитание в Греции

А что же сегодня?

Принципы нынешнего воспитания молодежи Греции далеки от спартанских. Слава этого государства разлетелась по всему миру еще во времена древности, но некоторые из его законов уже тогда приводили в недоумение жителей разных стран.

Основа же воспитания спартанцев – жесткая военная дисциплина, наказания за значительные провинности, дошли и до наших дней, но имеют место разве что в военных училищах и не так жестоки, как в Спарте. Сохранились принципы 10-летнего обучения и выставления оценок. Только теперь ученики получают не лавровые венки, а баллы по специальной системе. В конце обучения – не битье розгами, а обязанность сдать экзамены, для проверки знаний в области базовых наук.

gidvgreece.com


Смотрите также