Астарта — в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. В древности Астарта почиталась как богиня сражений, а также считалась богиней-исцелительницей.
Баст — богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка. Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки.
Исида — богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака.
Маат — богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок.
Меритсекерт — богиня, олицетворявшая Фиванский некрополь; считалось, что Меритсекерт охраняет кладбище и покой умерших. Изображалась в виде женщины или льва с головой змеи.
Нефтида — супруга демонического бога Сета, младшая из детей Геба и Нут. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Плутарх отождествлял Нефтиду с неплодородными землями.
Нехбет — богиня царской власти. Поскольку священным животным Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта.
Нут — богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Нут называли "огромной матерью звезд, рождающей богов".
Cелкет — богиня загробного мира, покровительница мертвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте. Священным животным богини Cелкет был скорпион.
Сехмет — богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
Таурт — богиня и покровительница женщин и детей. Священным животным Таурт был гиппопотам. Таурт изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью и львиными задними лапами.
Тефнут — богиня влаги. Ее земное воплощение — львица. Тефнут и ее муж Шу — пара богов-близнецов, порожденных Ра-Атумом. Тефнут — любимое Око бога Ра.
Хатхор — богиня неба, которая в древнейшие времена почиталась как корова, родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен,
она оберегала матерей с детьми.
godsbay.ru
Боги Древнего Египта - Энциклопедия Древнего Египта
Имя, воплощения иотождествления
Время почитанияи значимость
Центры культа
Категория
Функции
Описание, священноеживотное, атрибут
Акер (множ. ч. — Акеру)
был воплощением: 1) ба бога геба 2) во множ. числе: духов земли — змей
известен со Старого царства: второстепенное общеегипетское божество
не было
1) хтоническое божество2) погребальный культ
1) бог земли2) покровитель мёртвых, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца3) помощник Ра в борьбе с Апопом4) бог-защитник людей
1) два льва (иногда сфинкса), сидящие спинами друг к другу и смотрящие на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца (т. н. образ «Рути»)2) узкая полоса земли с головами людей (или львов) на конце
Амат
отождествление: Сехмет, Таурт
не считалась божеством и её культ отсутствовал
не было
чудовище
обитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осириса
чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки)
Амаунет
отождествление: Мут
известная со Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской, замещена Мут
Гермополь Великий
космогоническое божество
1) абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Амон, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)2) позже как супруга Амона
женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии)
Аментет
отождествление: Исида, Мут, Нейт, Нут, Хатхор
известная со Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетскойНовое царство:слияние с культом Хатхор
АбидосМемфисФивы
погребальный культ
1) богиня западной пустыни2) богиня запада (царства мёртвых), покровительствовала умершим, встречая их в Дуате и провожая на поля Иалу
женщина с иероглифом «аментет» («запад») на голове (изображалась с протянутыми к умершим в приветственном жесте руками, встречая их в стране мёртвых)
боги слияния культов: Амон-Ра Амон-Ра-Монту Амон-Ра-Харахути Амон-Хапи Мин-Амон
Старое царство:зарождение культа (3-и гипотезы)
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Амаунет, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)
мужчина с головой лягушки
КоптосФивы
1) бог природы2) солярное божество
первоначально, возможно, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель города Фивы («Фиванская Триада»)
человек, увенчанный короной с двумя высокими перьями (иногда и солнечным диском), также мог изображаться в облике барана или человека с головой баранасвящ. животное: баран, гусь
Среднее царство:местный бог, происходило постепенное распространение и возвышение его культа
Фивы
Новое царство (с XVIII династии):общеегипетский бог, культ постепенно вытеснен Исидой и Осирисом к началу н. э.
Фивы
1) космогоническое божество2) бог государства
глава пантеона, демиург, считалось, что в нём существуют все боги, люди, предметы («Девятка Ипет-Исут», «Великая Девятка Иуну»)
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании3) выражал одну из сущностей человека — ка («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой человека, в который помещалась печень умершего
Анеджти
Анти — см. Немти
Анубис — см. Инпу
Анукет
Анхур (Онурис)
отождествления: Хор, Шу, греч. Аполлон, Арес, рим. Марс
известный со Старого царства:местный бог, постепенно ставший общеегипетским
1) бог охоты2) бог войны3) бог-демиург (только в Тинисе)4) помогает Ра в борьбе с Апопом и Хору Бехдетскому в борьбе с Сетом
Апис — см. Хеп
Апоп (Апофис)
Атон
отождествления: все солнечные боги
являлся ипостасью: Атума, Ра
известная со Среднего царства:ипостась солнечных боговпериод Нового царства:во время правления Эхнатона общеегипетский бог
Ахетатон
1) солярное божество2) государственный + монотеистический бог
1) первоначально был олицетворением солнечного диска, позже — бог солнца2) на короткий период был объявлен единым богом, присутствовавшим во всей природе, в каждом предмете и живом существе
солнечный диск с лучами (иногда увечаный уреем), на концах которых находились руки и знак анх
Атум
отождествления: Апис, Птах, Ра, Хепри
боги слияния культов: Апис-Атум Атум-Хепри Ра-Атум
местный бог, постепенно ставший общеегипетским, вытеснен Ра
Гелиополь
космогоническое + солярное божество
бог вечернего солнца, демиург («Великая Девятка Иуну»)
человек (часто старик), в одеждах фараона, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египтасвящ. животное-воплощение: бык, змей, ихневмон, лев, обезьяна, ящер
Аш
Ах (множ. ч. — Аху)
известен со Старого царства:общеегипетский термин
1) элемент сущности человека2) во множ. числе: низшие божества, у коптов — демоны.
1) загробное воплощение богов и фараонов, с периода Среднего царства — каждого человека2) посредники между богами и людьми
ибис
Ба
птица с головой, иногда и руками, человека
Банебджедет (Мендес)
отождествления: Осирис, Птах, греч. Пан, рим. Фавн
был воплощением: 1) ба четырёх солнечных богов 2) ба Осириса (эксклюзивное упоминание)
местное божество
Мендес
1) ба и владыка города Мендес (или ба владыки города Мендеса)2) часто выступал ипостасью других богов
четырёхголовый баран (иногда мужчина с четырьмя бараньими головами или в виде человека)
Бастет
отождествления: греч. Артемида, Афродита, рим. Диана, Венера
Бата
Бенну
отождествления: греч. Феникс
Бес
Бех (Бухис)
отождествления: Амон-Ра-Монту, Мневис, Монту
был воплощением: Монту
местный бог-бык, культ которого постепенно стал общеегипетскимв греко-рим. период:наибольший расцвет почитания
Гермонтис
бык чёрно-белой масти (иногда красновато-коричневый) увенчанный короной с двумя высокими перьями и солнечным дискомживотное-воплощение: белый бык с особыми чёрными отметинами
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании3) выражал одну из сущностей человека — ба («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой шакала, в который помещался желудок умершего
Имхотеп
отождествление: греч. Асклепий, рим. Эскулап
Инмутеф
Инпу
отождествление: греч. Гермес, Кронос, рим. Меркурий, Сатурн
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании3) выражал одну из сущностей человека — сах («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой сокола, в который помещались кишки умершего
Кук
со Старого царства:местный бог, постепенно ставший общеегипетским
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Каукет, вместе с ней отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка»)
мужчина с головой лягушки
Маат
с нач. периода Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
1) богиня мирового порядка и истины2) играла большую роль в суде Осириса
изображалась женщиной, обычно сидящей с прижатыми к туловищу коленями, и со страусиным пером на голове атрибут: страусиное перо свящ. животное: пчела, посвящённый материал: воск
Мафдет
Меримутеф
Месхенет
Меритсегер
Мер-Ур (Мневис)
отождествления: Бухис, Ра
являлся ипостасью: Ра
упоминается с Нового царства (с XVIII династии):местное божество-бык, культ возможно существовал и ранее
ГелиопольИераконполь
1) ба бога Ра и его оракул2) ба города Иераконполя
чёрный бык с солнечным диском между рогов (иногда человек с бычьей головой)животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами
Мин
отождествления: Амон, Себек, Хор, Ях, греч. Пан, рим. Фавн
боги слияния культов: Мин-Амон Мин-Ра Мин-Ях
с Доисторического Египта:почитание во многих областях Египта (также в Нубии)
АхмимОмбосКоптос
итифаллическое божество
1) бог плодородия (рождения урожая, размножения людей и скота)2) бог торговли, караванов и восточной пустыни (позднее в Коптосе)
человек с фаллосом в состоянии эрекции, и одной рукой поднятой вверх, а другой держащей плеть, увенчан короной с двумя высокими перьямифетиш: латук и особый столб
боги слияния культов: Амон-Ра-Монту Монту-Ра-Харахути
со Старого царства:4-е местных ипостаси одного бо
ДжертиГермонтисМадуФивы
бог войны
человек с головой сокола, увенчанный короной с двумя голубыми перьями и солнечным дискоматрибут: копьёсвящ. животное-воплощение: сокол
при XI династии (Среднее царство):верховный бог правящей династиивторой переходный период:вытеснен Амоном (культ сохранился в Маду)
Фивы
государственный бог
бог войны, короткий период глава пантеона
Мут
Наунет
отождествления: Мут
со Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Нун, вместе с ним отождествляла первоначало — «водную стихию» (богиня неба, по которому солнце плавает ночью, «Великая Восьмёрка»)
женщина с головой змеи
Небедж
Небетхет (Нефтида)
отождествления: греч. Афродита, Ника, рим. Венера, Виктория
Гелиополь
(«Великая Девятка Иуну»)
Небтуи
Нейт
отождествления: греч. Афина, рим. Минерва
Немти
отождествления: греч. Антей
Непери
Нефертум
Неферхотеп
Нехбет
Нехебкау
Ниау
известный со Старого царства:местный бог
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Ниаут, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)
мужчина с головой лягушки
Ниаут
известная со Старого царства:местная богиня
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Ниау, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)
женщина с головой змеи
Нун
отождествления: Амон, Птах
со Старого царства:местный бог, постепенно ставший общеегипетским
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Наунет, вместе с ней отождествлял первоначало — «водную стихию» (бог первозданного океана, «Великая Восьмёрка»)
мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии)
со Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Гелиополь
космогоническое божество + погребальный культ
1) богиня неба (родившая солнце, звёзды и большинство богов) («Великая Девятка Иуну»)2) защитница и покровительница умерших (поднимает их на небо и охраняет в гробнице)
женщина-небо, раскинувшаяся над землёй (иногда в виде коровы)свящ. животное-воплощение: корова
женщина с головой львицы (иногда в виде львицы)животное-воплощение: львица
Тот
отождествления: Ях, греч. Гермес, рим. Меркурий
боги слияния культов: Тот-Ях
Уаджет
Уаджит
отождествления: греч. Афродита, рим. Венера
Унут
Упес
Упуаут (Офоис)
Хапи
отождествления: Амон, греч. Нил
боги слияния культов: Амон-Хапи
Гебель эс-СильсилаЭлефантина
космогоническое божество
бог реки Нил, податель влаги и урожая
жирный человек с большим животом и женской грудью, на голове тиара из папируса, в руках сосуды с водой (иногда встречается двойное изображение)атрибуты: лотос и папирус
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании3) выражал одну из сущностей человека — сердце («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой павиана, в который помещались лёгкие умершего
Хатор (Хатхор)
отождествления: греч.Афродита, рим. Венера
Хаухет
со Старого царства —местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Хех, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка»)
женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии)
боги слияния культов: Апис-Атум Апис-Осирис Серапис
Старое царство (II династия):местное божество-бык, постепенно его культ стал общеегипетскимв эллинистический период:замещён Сераписом
Мемфис
1) первоначально ба Птаха и его оракул2) ба Ра3) бог плодородия и ка Осириса
бык с солнечным диском между рогов (в поздний период иногда изображался бегущий с мумией на спине)животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами
Херишеф (Харсафес)
отождествления: греч. Геракл, рим.Геркулес
Хесат
Хех
со Старого царства:местный бог, постепенно ставший общеегипетским
Гермополь Великий
космогоническое божество
абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Хаухет, вместе с ней отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка»)
мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии)
1) бог виноградной лозы, связан с представлениями о богатстве и изобилии2) позже божество судьбы, определяющее срок человеческой жизни
Шесемтет
отождествления: Сехмет
Старое царство:местная богиня (также почиталась в стране Пунт), замещена Сехмет
Элефантина
в виде львицыатрибут: минерал «шесемт»животное-воплощение: львица
Шесему
этиологическое божество,погребальный культ
1) бог виноделия и приготовления масел для притираний, бальзамирования2) охранял мумию от повреждений и наказывал грешников
атрибут: пресс для виноделия
Шу
отождествления:Анхур, греч. Диоскуры
местный бог, постепенно ставший общеегипетским
ГелиопольЭш-Шатб
космогоническое божество
бог воздуха, разделяющий небо и землю («Великая Девятка Иуну»)
человек, обычно стоящий на одном колене, с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо
Ях
отождествления: Мин, Осирис, Тот, Хонсу
боги слияния культов: Мин-Ях Осирис-Ях Тот-Ях Хонсу-Ях
Фивы
лунарное божество
бог Луны
человек, увенчанный лунным символом — диском и серпом Луны
egyptopedia.info
Древний Египет » Богини древнего Египта
Анукет – богиня плодородия и порогов Нила, дочь Хнума и Сатет, чтилась в Верхнем Египте и Нубии.
Бастет – богиня любви и веселья, а также материнского начала. Дочь бога солнца Ра, исцеляла болезни и взращивала злаки.Культ: БубастисЖивотное: кошка
Исида – богиня царской власти и престола, позднее включилась в культ Осириса как его жена и мать Хора. Дочь Нут и Геба. При эллинизме ее культ распространился по всему Средиземноморью.Храм: о. Филе
Мут – богиня-мать, супруга верховного бога Амона, царица богов и мать всех живых существ.Храм: ФивыЖивотное: Коршун
Маат – общеегипетская богиня истины и справедливости — олицетворяла мировую гармонию и верховный порядок, поддерживаемый фараоном.Символ: перо
Первоначально богиня охоты, войны и воды, создательница семени людей и богов. Позже -глава «дома бальзамирования». Изображалась в красной короне Нижнего Египта с луком и стрелами в руках.Культ: СаисСимвол: щит и стрелы
Богиня подземного царства, мать Анубиса и супруга своего брата Сета, бога пустынь.
Богиня неба, дочь бога Шу и жена своего брата Геба, бога земли.
Одна из богинь плодородия, защитница детей и кормящих матерей, мать бога зерна Непери. Почиталась в облике змеи или женщины с головой змеи.Культ: Мединет-эль-ФайюмЖивотное: змея
Покровительница охотников. Почиталась в белой короне Верхнего Египта с луком и стрелами. Она обмывала тело умершего, очищая его перед вступлением в загробный мир.
egipet.uz
Пантеон богов Древнего Египта. - 25 Июня 2011 - Обо всем. - Интернет
Нут, в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Другой миф повествует о том, как Нут помогла Ра удалиться от людей, когда он разочаровался в их деяниях. Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо. Но чем выше она поднималась, тем больше кружилась ее голова, и oнa призвала четырех богов, чтобы те держали ее ноги. Эти боги и стали столпами небесными. Нут называли "огромной матерью звезд, рождающей богов".
Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.
Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонической модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.
Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Бог Осирис — одно из центральных божеств древне египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.
Исида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Древнем Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.
Хатхор, Хатор ("дом Гора", т. е. "небо"), в египетской мифологии богиня неба, которая в древнейшие времена почиталась как корова, родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен, она оберегала матерей с детьми. Хатхор заботилась о живых и провожала умерших в подземный мир, где подкрепляла их пищей и питьем из сикомора, дерева, в которое она перевоплощалась. Древние отождествляли Хатхор с Оком Ра. Когда Ра состарился, люди начали плести против него заговор. Услышав об этом, разгневанный бог наслал на них божественное Око, испепеляющий жар солнца. Око приняло образ львиноголовой Сехмет, богини войны, с которой часто отождествляется Хатхор. Она стала пожирать людей, и Ра прекратил резню, когда счел, что жертв достаточно. Чтобы положить конец безжалостному убийству, Ра пропитал поле битвы смесью пива и алого гранатового сока из тысячи кувшинов. Жаждущая мести Сехмет поверила, что это человеческая кровь, напилась красной жидкости и снова превратилась в красавицу Хатхор. В память об этом событии на ежегодном празднике Хатхор выпивались огромные кувшины пива с гранатовым соком.
Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») — бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена — богиня неба Мут и сын — бог Луны Хонсу. С началом XII династии культ Бога Амона в Древнем Египте вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амо-ном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона — Карнакский храм в Фивах.
Бог Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда — крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса. Гор, сын Исиды, — одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, - он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.
В образе Ра-Хорахти воплотилась космически-всеобъемлющая роль верховного бога, совершающего своё дневное шествие. Он изображался в виде сокола или человека с головой сокола. В этой внешней форме соединились представления об отдалённости, вездесущности и проницательности - качествах, свойственных соколу, который летает на большой высоте и при этом зорко видит.
Бог Хефри символизировал утреннее солнце, которое начинает свой путь по небу, а в целом - все то, что находится в состоянии становления, изменения. Его отличительным признаком является священный жук-скарабей, сакральное воплощение обыкновенного черного жука-скарабея, который обитает в египетской пустыне и откладывает яйца в большом шаре из песка.
Нефтис была известен в древнем египетском храмовом богословии и космологии как "Полезная Богиня" или "Превосходная Богиня", потому что она предоставляла божественную помощь на некоторых уровнях. Нефтис была также свирепой, потенциально опасной, способной к сожжению врагов Фараона своим пламенным дыханием. Как "кормящая мать" бога Гора, Нефтис, как также полагали, была медсестрой Фараона непосредственно. Эти защитные качества сделали ее богиней большой гибкости, которая, как часто заявляется, жила постоянно в тени своей сестры, Исиды.
Маат - олицетворение истины и порядка (закона), считалась женой бога Тота. Изображение Маат — женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе — изображение Маат использовали в качестве эмблемы на суде Осириса.
Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.
Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду Богов Древнего Египта. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада — девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.
Анубис — бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение — распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала Древнего Египта, в процессах бальзамирования и мумифицирования.
Тот — бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.
Сет (Сетх, Сутех) — в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным.
Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительница, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.
Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.
Хнум ("творец"), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.
Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.
ijcosmos.ucoz.ru
Египетская богиня Сехмет | Туристический портал
Сехмет – одна из наиболее почитаемых богинь в древнеегипетском пантеоне. Древние египтяне считали ее защитником остальных богов от их врагов. Также она считалась покровительницей столицы Древнего Египта – города Мемфиса.
Внешний вид и атрибутика Сехмет
Традиционно Сехмет изображали в виде женщины с головой льва. На ряде изображений и скульптур богиня представлена просто в виде львицы.
Дыхание богини несло в себе чудовищный жар солнечного пламени, дыханием разгневанной богини называли дующие с пустыни и несущие зной и засуху ветра. Также на голове у богини зачастую изображали диск солнца, так как богиня считалась оком верховного египетского бога Ра. В руках богини обычно изображали меч или кинжал. Считалось, что она обладала магическими знаниями и могла творить заклинания.
Посвященные богине храмы часто воздвигались в пустынях, в местах обитания диких львов. В ряде храмов Сехмет жрецы держали настоящих львов, считая их священными животными. Другими животными, ассоциирующимися с богиней, были кошки.
Цветом богини Сехмет считался ярко-оранжевый – цвет знойного солнца в зените. Камнем богини называли кремень. Из этого камня в Древнем Египте изготовляли инструменты для хирургов, а также ножи, используемые при бальзамировании. Деревом богини являлся можжевельник, из ягод которого изготовлялись некоторые лекарственные препараты того времени.
По отношению к Сехмет употреблялись такие эпитеты, как «могучая», «Глаз пламени», «повелительница Востока».
Культ богини Сехмет
Сехмет в переводе значит «могущественная». Она считалась богиней войны, засухи и жары. Своим волшебным дыханием грозная богиня могла насылать мор и болезни, но в то же время могла и останавливать их, поэтому ее часто называли богиней врачей и лекарей. Жрецы богини как правило имели медицинские навыки и именно в ее храмах развивалась наука о врачевании.
Как богиня войны и мора, Сехмет почиталась с особым уважением, граничащим со страхам. Жители Древнего Египта связывали случающиеся засухи и эпидемии болезней именно с недостаточным почитанием суровой и вспыльчивой богини.
Однажды, во время бушующей на территории страны эпидемии чумы, фараоном Аменхотепом III было отдано приказание возвести 700 статуй львиноголовой богини. Таким образом он надеялся задобрить гневную богиню и остановить распространение смертельной болезни.
Считалось, что богиня очищает своим огненным дыханием землю от несовершенства, в то же время возрождая жизнь заново. В крупных храмах, посвященных богине, обучались так называемые красные жрецы Сехмет – особая жреческая каста, многие представители которой были знаменитыми хирургами и врачами, а также экзорцистами.
Считалось, что Сехмет была единственным божеством в Древнем Египте, в честь которого совершались кровавые человеческие жертвоприношения.
Богиню называли покровительницей армии Древнего Египта. Считалось, что во время военных походов она лично сопровождает возглавляющего армию фараона, защищая и оберегая его от действий врагов.
В мифах описывается присущая богине необузданность, ярость и вспыльчивость. В одном из поздних мифов Древнего Египта Сехмет, являясь оком Ра, в ответ на нарушение людьми обычаев и из-за недостаточного почитания богов, принялась уничтожать людей, наслаждаясь этим и не желая остановиться. Остальные боги не могли с ней справиться, пока не догадались плеснуть на землю красное вино (или же пиво, которое стало красным, окрасившись находящимися в египетской земле минеральными красителями). Спутав его с кровью, Сехмет принялась пить его и опьянела. Только тогда она остановилась и прекратила бойню.
На Новый год жители Древнего Египта и Нубии обменивались медальонами с изображенными на них мордами львицы или кошки. Нося подобные обереги, люди старались вызвать расположение богини и избежать вызываемых ей заболеваний и насильственной смерти.
Место Сехмет в пантеоне Древнего Египта
Отцом львиноголовой богини являлся Ра – бог, олицетворяющий солнце и являющийся верховным из божеств Древнего Египта.
Богиня Сехмет входила в состав так называемой Солнечной (или иногда ее называли Творческой) Триады. В ее состав помимо Сехмет входили ее муж Птах и их сын Нефертум. Наибольшее почитание Солнечная Триада получила в Мемфисе. Входящие в состав Триады боги считались хранителями города и живущих в нем фараонов.
Солнечная Триада в верованиях Древнего Египта являлась символом основных стихийных сил. Сама богиня символизировала огонь, его губительное и в то же время благотворное влияние.
Стихия земли получила отображение в образе мужа богини – Птаха. Он являлся богом-творцом, создавшим 4 пары первых богов, а из них позже – все существующее в материальном мире, а также искусство и ремесла. Птах являлся покровителем зодчих и различных ремесленников. Его изображали в виде человека, целиком (кроме кистей рук) закутанного в свои одеяния. В руках он держит длинный посох, называющийся «уас».
Из союза Сехмет и Птаха, символизирующих разрушительные и созидательные начала, родился Нефертум – бог растительности и исцеления, возникший из первого лотоса и символизирующий стихию Воды. Он обычно изображался в виде юноши в головным уборе, украшенном цветком лотоса на длинном стебле. Иногда он изображался, стоящим на льве, или же в виде юноши с головой льва. Нефертум выражал в себе красоту, вдохновение и посмертное возрождение.
Связанные и отождествляемые с Сехмет божества
Сехмет часто отождествляли с богиней Бастет (или Баст). Она изображалась в виде домашней кошки или же в виде женщины с кошачьей головой. В период ранних династий (когда кошки еще не были приручены), Бастет, подобно Сехмет, изображалась как женщина с головой львицы. Как и в случае с Сехмет, ее отцом называли бога солнца Ра.
Она являлась богиней домашнего очага, женской красоты и сексуальности, радости и любви, плодородия. И в то же время – богиня войны. Очень почиталась в Древнем Египте, вплоть до введения смертной казни за убийство кошки. В некоторых городах и селениях Древнего Египта Бастет называли положительной ипостасью Сехмет.
Таким образом, отождествление богини войны Сехмет и богини домашнего очага Бастет символизировало у жителей Древнего Египта солнце, которое одновременно является и источником жизни и тепла, и одновременно причиной засух и пыльных бурь пустыни.
Другой богиней, отождествляемой с Сехмет, являлась Тефнет (по-другому - Тефнут). Как и Сехмет, ее называли женой Птаха и дочерью Ра, его оком. Изображалась она женщиной с головой кошки – как и Сехмет. Иногда изображалась вместе с мужем Шу – в виде сидящих друг против друга львов. Центром поклонения Тефнет был город Гелиополь, располагавшийся неподалеку от современного Каира. Также вызывала засухи и в то же время несла тепло.
Еще одна древнеегипетская богиня, ассоциирующаяся с Сехмет – Хатхор. В ранних вариантах мифа была независимым божеством, дочерью (а иногда и матерью) бога солнца, причем ее животным были не львица с кошкой, а корова. И изображалась она в виде рогатой женщины.
Позже, когда культ Ра стал главным в Древнем Египте, Хатхор стали отождествлять с Сехмет, считая женой Птаха и изображая с львиной (кошачьей) головой. Также она стала фигурировать в мифе об избиении людей за их проступки. Помимо первоначального покровительства танцам, красоте, женственности и любви, получила функции защитницы фараонов, которые относились к Сехмет.
После того, как возвысились и стали столицей Фивы, Сехмет стали соединять с богиней материнства Мут, устанавливая вокруг храмов многочисленные статуи богини в виде женщины с львиной головой.
Заключение: Сехмет в современном мире
В Египте до сегодняшних дней сохранилось большое количество изображений, скульптур и памятников, посвященных древнеегипетской львиноголовой богине. Многие из них вывозились в другие страны во время войн или дарились правительством самого Египта, и теперь представлены в экспозициях многих музеев мира.
Сохранился в достаточно хорошем состоянии и ряд храмов, посвященных богине и ее божественной семье. Наиболее известен храм в окрестностях Луксора, вблизи деревни Карнак. В расположенном здесь Храме Солнца сохранилась одна из наиболее красивых статуй Сехмет.
Другой известный храм располагается в городе Бубастис (около современного Загазига). Этот храм посвящен мирной ипостаси Сехмет – богине Бастет. Там при раскопках были обнаружены многочисленные статуэтки богини и несколько мумий кошек.
До сих пор при раскопках на месте древних столиц Мемфиса и Фив находят многочисленные статуи богини. Некоторые из них достигают двухметровой высоты, другие – ниже полуметра.
Амулеты с кошачьей головой (или львиной) туристы могут приобрести на любом из египетских рынков или в сувенирных лавках. Также популярны статуэтки богини с львиной головой.
Древнеегипетские мифы (в том числе и мифы о богине Сехмет) являются важной частью культуры современного Египта и служат государству для привлечения в страну дополнительных масс туристов.