Занятия древних германцев. Древние германцы и Римская империя. История Средних веков. 6 класс.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Подготовьте сообщения о занятиях древних германцев и их религии. Занятия древних германцев


Как жили Германцы

Германцы - древние племена индоевропейской языковой группы, обитавшие к 1 в. до н. э. между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Южной Скандинавии. В 4-6 вв. германцы сыграли главную роль в великом переселении народов, захватили большую часть Западной Римской империи, образовав ряд королевств - вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.

Природа

Земли германцев представляли собой бесконечные леса вперемешку с реками, озерами и болотами.

Занятия

Основными занятиями древних германцев были земледелие и скотоводство. Также они занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Их занятием служила и война, и связанная с ней добыча.

Средства передвижения

У германцев были лошади, однако в небольшом количестве и в их дрессировке германцы не достигли заметных успехов. Также у них имелись повозки. У некоторых германских племен имелся флот – небольшие корабли.

Архитектура

Древние германцы, только перешедшие к оседлости, не создали значительных архитектурных сооружений, у них не было и городов. Даже храмов у германцев не было – религиозные обряды осуществлялись в священных рощах. Жилища германцев делались из необработанного дерева и обмазывались глиной, в них выкапывались подземные кладовые для припасов.

Военное дело

Германцы в основном сражались в пешем строю. Конница имелась в небольших количествах. Их оружием служили короткие копья (фрамеи) и дротики. Для защиты использовались деревянные щиты. Мечи, панцири и шлемы были только у знати.

Спорт

Германцы играли в кости, считая это серьезным занятием, причем так увлеченно что зачастую проигрывали сопернику все вплоть до собственной свободы, поставленной на кон, в случае проигрыша такой игрок становился рабом победителя. Также известно об одном ритуале – юноши на глазах у зрителей прыгали среди врытых в землю мечей и копий, показывая собственную силу и ловкость. У германцев существовало и нечто вроде гладиаторских боев – захваченный в плен враг бился один на один с германцем. Однако это зрелище в основе своей носило характер гадания – победа того или иного соперника рассматривалась как предзнаменование об итогах войны.

Искусство и литература

Письменность была неизвестна германцам. Поэтому литература существовала у них в устной форме. Искусство носило прикладной характер. Религия германцев запрещала придавать богам человеческий облик, поэтому такие области как скульптура и живопись были у них неразвиты.

Наука

Наука у древних германцев не была развита и носила прикладной характер. Бытовой календарь германцев делил год всего на два сезона – зиму и лето. Более точными астрономическими знаниями обладали жрецы, применявшие их для расчета времени праздников. Из – за пристрастия к военному делу у древних германцев, вероятно, была довольно развита медицина – однако не на уровне теории, а исключительно в плане практики.

Религия

Религия древних германцев носила политеистический характер, кроме того, у каждого германского племени, по всей видимости, существовали собственные культы. Религиозные обряды проводились жрецами в священных рощах. Широко использовались различные гадания, особенно гадание на рунах. Имели место жертвоприношения, в том числе человеческие.

www.znaikak.ru

Древние германцы и Римская империя. История Средних веков. 6 класс. - Древние германцы и Римская империя.

Комментарии преподавателя

  О  жизни  древних  германцев  очень  много  мы  узнали  из  трудов  римского  историка  Тацита.

В  первые  века  нашей  эры  германцы  занимали  территорию  от  Рейна  до  Одера,  местами  и  дальше  на  восток,  а  также  часть  Скандинавского  полуострова.  Эту  территорию  покрывали  тогда  дремучие  леса  и  непроходимые  болота.

  Селились  германцы  на  полянах,  у  опушек  лесов,  около  рек  и  озер,  на  побережьях  морей.

  Их  поселки  обычно  состояли  из  нескольких  дворов.  Позже  эти  маленькие  поселения  разрослись  в  деревни  из  10-15  дворов.  Деревни  ограждались  валом  и  рвом  для  защиты  от  врагов.

  Жители  деревни  составляли  общину.

Занятия  германцев:

- земледелие;

- охота;

- рыболовство;

- собирательство;

- обработка  железа  и  глины;

- торговля.

Жили  германцы  в  длинных  домах  из  жердей,  крытых  соломой.  Жили  большими  семьями.  Семьи  состояли  из  родственников  нескольких  поколений,  а  также  принадлежащих  им  рабов.

  Семья  относилась  к  определенному  роду.  Род  защищал  родичей.  Существовал  обычай  кровной  мести.

  Несколько  родов  объединялись  в  племя,  а  несколько  племен  составляли  племенной  союз.

  Самые  важные  дела  племени  решало  общеплеменное  собрание.  Германцы  собирали  его  в  полнолуние  и  в  новолуние,  т.к.  верили,  что  это  счастливые  дни.  На  собрание  германцы  сходились  2-3  дня,  потому  что  жили  в  отдаленных  поселках  и  к месту  сбора  приходилось  часто  пробираться  через  леса  и  болота.

  На  общеплеменном  собрании  решались  не  только  важные  дела,  но  и  вершился  суд.  Наказания  зависели  от  преступлений:

- предателей  вешали  на  деревьях

- трусов  и  изменников  топили  в  болоте

- ворам  отрубали  руку

- за  мелкие  преступления брали штраф лошадьми или скотом.

Религия  древних  германцев  называется  язычеством,  т.е.  верой  во  множество  богов.

Германцы  верили,  что  вся  природа  населена  разными  волшебниками:  лешими,  эльфами,  русалками,  карликами, гномами,  великанами.  Над  ними  и  над  всеми  людьми  царят  боги:

Один – бог  войны  и  смерти;

Валькирии – воинственные  девы,  которые  участвуют  в  распределении  побед  и  поражений;

Фрея – защитница  домашнего  очага,  покровительница  женщин  и  брака;

Тор – бог  грома  и  бури,  владеющий  молотом.

  Германцы  не  имели  храмов,  а  поклонялись  своим  богам  в  священных  рощах  и  на  полянах,  где  ставили  каменные  алтари.  Там  они  приносили  жертвы  своим  богам,  иногда  кровавые,  убивая  пленников.

  Германцы  научились  обрабатывать  металл,  поэтому  изменились  орудия  труда.  Теперь  каждая  семья  могла  самостоятельно  обрабатывать  свой  участок  земли,  поэтому  на  смену  родовой  общине  пришла  соседская  община.

  В  начале  нашей  эры  у  германцев  выделилась  знать – первые  люди  племени:

Ярлы – старейшины  племени;

Герцоги – военачальники..

  Знатные  люди  выступали  на  народных  собраниях  и  решали  самые  важные  вопросы  жизни  племени,  а  простые  члены  племени  одобряли  предложения  знати  звоном  оружия  или  отвергали  громкими  криками.

  Все  свободные  мужчины  племени  носили  оружие.  Во  время  войны  мужчины  становились  воинами  во  главе  с  вождем,  который  должен  был  обладать  воинскими  умениями  и  смелостью.  Вожди  набирали  себе  дружины – постоянные  военные  отряды.  Вождь  кормил  своих  дружинников  за  своим  столом,  давал  им  оружие  и  боевых  коней,  выделял  долю  в  военной  добыче.  Дружинники  приносили  вождю  клятву  верности,  обязались  выполнять  его  приказы  и  сражаться  за  него.  Предать  вождя  считалось  позором.

Римская  империя  с  одними  германскими  племенами  заключала  договоры  о  союзе  и  принимала  на  службу,  с  другими,  которые  предпринимали  набеги  на  Римские  земли,  воевала.

  С  конца  IV  века  германцы  от  набегов  перешли  к  завоеваниям.  Это  произошло  потому,  что  из  глубин  Азии  двинулись  племена  кочевников – гуннов,  которые  хотели  захватить  хорошие,  плодородные  земли  и  военную  добычу. Поэтому  германцы  снимались  с  родных  мест  и  отправлялись  в  далекие  походы.  Впереди  шли  мужчины-воины,  за  ними  двигались  повозки  с  вещами,  женщины,  дети,  рабы,  гнали  стада  скота.  Так  началось  Великое  переселение  народов – время  массовых  перемещений  племен. Под  ударами  кочевников  земледельческие  народы  покидали  обжитые  места,  вступали  в  борьбу  с  соседями  и  усиливали  натиск  на  Римскую  империю.  В  середине  V  века  гуннов  возглавил  вождь  Аттила.  Вместе  с  подчиненными  ему  племенами  Аттила  двинулся  в  Галлию.  В  451  году  римляне  со  своими  союзниками  нанесли  гуннам  большое  поражение,  и  гуннский  военный  союз  распался.

1). в  395  году  Римская  империя  разделилась  на  Западную  и  Восточную,  она  ослабела  и  уже  не  могла  сдерживать  натиск  германских  племен,  которые  римляне  называли  варварами – непонятно  говорившими.

  2). в  455  г.  одно  из  германских  племен – вандалы – захватило  Рим  и  подвергло  его  разграблению  и  разрушению.  Погибли  также  и  многие  другие  города.  С  тех  пор  словом  «вандализм»  называют  бессмысленное  разрушение  и  уничтожение  культурных-  ценностей.

  3). в  476  г.  один  из  варварских  вождей  сверг  последнего  императора  Западной  Римской  империи  Ромула  Августула  и  отправил  знаки  его  императорской  власти  императору  Восточной  Римской  Империи. 

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:  

http://www.youtube.com/watch?v=BDfPd-JwxSE

www.kursoteka.ru

Подготовьте сообщения о занятиях древних германцев и их религии.

Древние германские народы как этнос сформировались на территории Северной Европы. Их предками принято считать индоевропейские племена, осевшие в Ютландии, юге Скандинавии и в бассейне реки Эльба. Как самостоятельный этнос их начали выделять еще римские историки, первые упоминания о германцах как о самостоятельном этносе относятся к памяткам первого века до нашей эры. Со второго века до нашей эры племена древних германцев начинают двигаться на юг. Уже в третьем веке нашей эры германцы начинают активно атаковать границы Западной Римской империи. Все германцы были язычниками, причем язычество у них было разное, в разных краях, оно сильно отличалось друг от друга. Однако большинство языческих божеств древних германцев были общими, только были названы различными именами. Так, например, у скандинавов был бог Один, а западным германцам это божество представлялось именем Вотан. Жрецами у германцев были женщины, как говорят римские источники, они были седовласыми. Римляне говорят, что языческие ритуалы германцев были чрезвычайно жестокими. Военнопленным перерезали горло, а предсказания делались на разложенных внутренностях пленных. В женщинах древние германцы видели особый дар и также поклонялись им. В своих источниках римляне подтверждают, что каждое германское племя могло иметь собственные уникальные обряды и собственных богов. Германцы не строили для богов храмов, но посвящали им никакую землю (рощи, поля и т. д.). Римские источники гласят, что германцы занималась в основном разведение скота. Преимущественно они разводили коров и овец. Ремесло у них было развито незначительно. Но у них были высокого качества печи, копья, щиты. Носить доспехи могли только избранные германцы, то есть знать. Одежда германцев в основном делалась из шкур животных. Носили, как и мужчины, так и женщины, накидки, самые богатые германцы могли позволить себе штаны. В меньшей мере германцы занимались земледелием, но у них были достаточно высокого качества орудия труда, они были сделаны из железа. Жили германцы в больших длинных домах (от 10 до 30 м), рядом с домом были стойла для домашних животных. До великого переселения народов, германцы вели оседлый способ жизни и возделывали землю. По собственной воле германские племена никогда не иммигрировали. На своих землях они выращивали зерновые культуры: овес, рожь, пшеницу, ячмень.

www.soloby.ru

Хозяйство и социальная организация древних германцев

Стр 1 из 6Следующая ⇒

История Средних веков

(модуль 1. «Раннее западноевропейское Средневековье»)

 

ПРАКТИКУМ

 
 

 

Вологда

УДК 94

ББК 74.266.3я73 Печатается по решению УМС ВГПУ

И 90 от 19. 06. 2013 г.

 

Составители – М.В. Васильева, доцент кафедры всеобщей истории и исторических дисциплин; Ю.С. Егорова, ассистент кафедры всеобщей истории и исторических дисциплин

 

Рецензент – М.А. Туманов, к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и исторических дисциплин

 

Ответственный за выпуск – В.А. Саблин, д.и.н., профессор, зав. кафедрой всеобщей истории и исторических дисциплин

 

И 90 История Средних веков (модуль 1. раннее западноевро-

пейское Средневековье): практикум / М.В. Васильева, Ю.С. Егорова. Министерство образования и науки РФ; Вологод. гос. педагогический университет. – Вологда: ВГПУ, 2013. – 84 с.

 

 

Практикум включает учебно-методические материалы, призванные помочь студентам при подготовке к практическим занятиям в рамках курса «История Средних веков», модуль 1 «Раннее западноевропейское Средневековье». Практикум предназначен для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета (направление подготовки – 050100 Педагогическое образование; профили подготовки: историческое образование, историческое и правовое образование; квалификация (степень) выпускника – бакалавр).

УДК 94

ББК 74.266.3я73

 

© ВГПУ, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................... 4

Тема I. Древние германцы................................................................ 7

Тема II. Франкское общество по данным «Салического закона».... 31

Тема III. Генезис феодальных отношений (на примере франкского общества) 52

Учебники, учебные и учебно-методические пособия. Электронные ресурсы 83

 

ВВЕДЕНИЕ

Практикум предназначен для проведения практических занятий по первой части дисциплины «История Средних веков», изучаемой на втором курсе исторического факультета. Планы практических занятий по первому модулю «Раннее западноевропейское Средневековье» ориентированы на студентов дневного и заочного отделений исторического факультета (направление подготовки – 050100 Педагогическое образование; профили подготовки: историческое образование, историческое и правовое образование; квалификация (степень) выпускника – бакалавр). Для обоих указанных профилей подготовки на дневном отделении на практические занятия по этому модулю отводится 18 часов (9 занятий), на отделении заочного обучения – 4 часа (2 занятия).

Практикум призван помочь студентам в изучении ряда сложных дискуссионных проблем курса, связанных со становлением феодальных отношений в Западной Европе. В первом полугодии учебного года (третий семестр) на практические занятия выносятся следующие темы: «Древние германцы», «Франкское общество по данным "Салического закона"», «Генезис феодальных отношений (на примере франкского общества)». Они неразрывно связаны друг с другом, и изучение их в предлагаемой последовательности позволяет составить целостное представление о том, что собой представляло дофеодальное общество Западной Европы (на примере германцев, изучаемых накануне их переселения на территорию Западной Римской империи, и франков – вскоре после их переселения), как происходил процесс формирования феодально зависимого населения и крупного землевладения (на примере Франкской державы VII–IX вв.) и в чем выразилось завершение формирования феодальных отношений (на примере Западно-Франкского государства X–XI вв.). Изучение проблем генезиса феодализма основывается на источниках, связанных с историей франкского общества, где, как принято считать, процесс феодального синтеза «варварского» и римского укладов был наиболее сбалансированным, «уравновешенным» и генезис феодальных отношений проходил в варианте, который согласно сложившейся традиции условились считать «классическим». Приступая к подготовке к практическому занятию, студент должен четко представлять место изучаемой темы в истории западноевропейского Средневековья.

По каждой теме в пособии представлены планы занятий, сведения об имеющихся публикациях на русском языке текстов источников или отрывков из них, список обязательной и дополнительной литературы, методические рекомендации по подготовке к занятиям. При подготовке к семинарскому занятию студенту следует внимательно ознакомиться с намеченными к обсуждению вопросами и методическими рекомендациями, проработать рекомендованные источники и литературу. Методика занятий по представленным темам может быть различной. В ходе занятий могут заслушиваться доклады и сообщения студентов по отдельным вопросам темы. При этом те студенты, которые не делают доклада или сообщения, должны быть подготовлены и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемой проблематики.

На практических занятиях главное внимание должно уделяться работе с историческими источниками, поэтому все студенты в ходе подготовки должны ознакомиться с содержанием основных источников по теме занятия, быть готовыми к анализу и комментированию их текстов. Начинать работу с каждым новым источником необходимо с его общей характеристики: определения типа и вида источника, выяснения времени и места его возникновения, авторства, языка оригинала, истории его исследования и публикаций, структуры текста и т.д. Все это впоследствии, при анализе содержания источника, поможет определить степень достоверности содержащихся в нем сведений.

Знакомясь с рекомендованной научной литературой, студент должен сопоставлять точки зрения различных исследователей и, отдавая предпочтение той или иной концепции, или, предлагая собственное видение проблемы, обосновывать свою позицию, опираясь на исторические источники, рассматриваемые на практических занятиях.

Изучение тем «Древние германцы», «Франкское общество по данным "Салического закона"» завершается подготовкой студентами самостоятельной работы «Общая характеристика дофеодальных обществ (на примере древних германцев и франков VI в.)». Изучив тему «Генезис феодальных отношений (на примере франкского общества)», студенты должны подготовить самостоятельную работу на тему «Основное содержание процесса генезиса феодальных отношений и его характерные черты феодализма».

Цель практических занятий – углубление знаний студентов по дисциплине «История Средних веков» в ходе работы с историческими источниками и научной литературой, овладение практическими навыками исследования исторического источника и научного представления его результатов. Практические занятия направлены на формирование у обучающегося ряда компетенций, в том числе:

общекультурных:

– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

– способность логически верно выстраивать устную и письменную речь;

– готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

– способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

профессиональных:

– способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

– владение основами речевой профессиональной культуры;

специальных:

– способность определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях;

– способность анализировать исторические события, явления и процессы в их пространственно-временной характеристике;

– способность характеризовать модели общественно-исторического развития;

– способность ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке;

– готовность применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов;

– способность использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем, при прогнозировании последствий социальных процессов;

– готовность соотносить собственные ценностно-ориента-ционные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения практических занятий. Предусматривается проведение коллоквиумов, выполнение письменных самостоятельных заданий, собеседования по прочитанным студентами научным исследованиям, регламентированная учебная дискуссия, подготовка презентаций к занятиям и их защита, подготовка сообщений.

 

ТЕМА I

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ

(4 часа)

Занятие 1 (2 ч.)

План занятия

1. Характеристика источников.

2. Хозяйство древних германцев и его отрасли.

3. Социальная организация древнегерманского общества.

 

Занятие 2 (2 ч.)

Землевладение, община и организация власти у древних германцев

План занятия

1. Проблема землепользования и землевладения у древних германцев.

2. Общинная и родоплеменная организация древних германцев.

3. Социальная организация древнегерманского общества.

4. Система управления у древних германцев.

5. Становление германских вождеств.

 

Источники

1. Древние германцы: сборник документов / сост. Б.Н. Граков, С.П. Моравский, А.И. Неусыхин. – М.: Государственное издательство социально-экономической литературы, 1937. – 228 с.

2. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 1: Авторская программа курса. Практикум / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 407 с.

3. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 2: Лекции по раннему Средневековью / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 408 с.

4. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 3: Лекции по классическому и позднему Средневековью / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 352 с.

5. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 4: Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 304 с.

6. Хрестоматия по истории средних веков / под ред. С.Д. Сказкина. – М.: Высшая школа, 1961. – Т. 1. – 471 с.

 

Рекомендуемая литература

1. Алексеев В.П. История первобытного общества / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: Высшая школа, 1990. – 298 с.

2. Бимахимов К.С. «Современная школа» буржуазной медиевистики ФРГ о древнегерманской королевской власти / К.С. Бимахимов // Проблемы всеобщей истории. – М.: Наука, 1976. – С. 261–289.

3.Буданова В.П.Варварский мир эпохи Великого переселения народов / В.П. Буданова. – М.: Наука, 2000. – 544 с.

4.Горский А.А.Социально-экономические условия в эпоху классообразования и понятие «военная демократия» / А.А. Горский // Средние века. – М.: Наука, 1986. – Вып. 49. – С. 213–220.

5.Грацианский Н.П. К вопросу об аграрных отношениях у древних германцев времени Цезаря / Н.П. Грацианский // Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья: сборник статей. – М.: АН СССР, 1960. – С. 51–71.

6. Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров / А.Я. Гуревич // История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма. Т. 1: Формирование феодально зависимого крестьянства. – М.: Наука, 1985. – С. 90–126.

7.Гуревич А.Я Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги / А.Я. Гуревич – М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН: Университетская книга, 1999. – 360 с.

8. Дряхлов В.Н. Войны германских племен с Римом в III в. и их влияние на развитие древнегерманского общества на Рейне / В.Н. Дряхлов // Вестник древней истории. – 1987. – № 2. – С. 151–168.

9. Дуров В.С. Юлий Цезарь – человек и писатель / В.С. Дуров. – Л.: ЛГУ. – 1991. – 206 с.

10.Жумагулов К.Т.Аграрный строй древних германцев в трактовке археологов ФРГ/ К.Т. Жумагулов // Средние века. – М.: Наука, 1987. – Вып. 50. – С. 282–289.

11. История первобытного общества: эпоха классообразования / под. ред. Ю.В. Бромлея. – М.: Наука, 1988. – 568 с.

12. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. – М.: Прогресс, 1987. – 360 с.

13. Кнабе Г.С.Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги / Г.С. Кнабе. – М.: Наука, 1981. – 210 с.

14.Колесницкий Н.Ф. Этнические общности и политические образования у германцев I–V вв. / Н.Ф. Колесницкий // Средние века. – М.: Наука, 1985. – Вып. 48. – С. 5–26.

15.Косвен М.О.Семейная община и патронимия / М.О. Косвен. – М.: АН СССР, 1963. – 220 с.

16.Крадин Н.Н. Политическая антропология: учебное пособие / Н.Н. Крадин. – М.: Ладомир, 2001. – 213 с.

17. Ковалевский С.Д. К вопросу о понятии «военная демократия» / С.Д. Ковалевский // Средние века. – М.: Наука, 1983. – Вып. 46. – С. 188–213.

18.Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VI–ХV вв.) / Н.Ф. Колесницкий. – М.: Просвещение, 1967. – 272 с.

19. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с фр. / Ж. Ле Гофф; общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; послесл. А.Я. Гуревича. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 376 с.

20. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы / М. Тимофеев [и др.]. – М.: Юристъ, 1996. – 576 с.

21. Межуга В.И. Королевская власть и церковь во Франкском государстве / В.И. Межуга // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI–XVII вв.). – Л.: Наука, 1990. – С. 46–70.

22. Мелетинский Е.М.Германо-скандинавская мифология / Е.М. Мелетинский, А.Я. Гуревич // Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – С. 284–292.

23.Мельникова Е.А. От племени к раннему государству. Железный век / Е.А. Мельникова // История Дании с древнейших времен до начала XX века. – М.: Наука, 1996. – С. 26–29.

24.Мильская Л.Т. Александр Иосифович Неусыхин: тернистый путь ученого / Л.Т. Мильская // Новая и новейшая история. – 1992. – № 3. – С. 147–173.

25. Неусыхин А.Н. Военные союзы германских племен начала нашей эры / А.И. Неусыхин // Проблемы европейского феодализма: избранные труды. – М.: Наука, 1974. – С. 390–412.

26. Неусыхин А.И.К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев / А.И. Неусыхин // Проблемы европейского феодализма: Избранные труды. – М.: Наука, 1974. – С. 377–389.

27.Неусыхин А.И.Очерки истории Германии в средние века (до XV в.) / А.И. Неусыхин // Проблемы европейского феодализма: избранные труды. – М.: Наука, 1974. – С. 218–225.

28.Неусыхин А.И. Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства / А.И. Неусыхин // История крестьянства в Европе. Эпоха феода-лизма. Т. 1: Формирование феодальнозависимого крестьянства. – М.: Наука, 1985. – С. 137–139.

29. Представления о смерти и локализация иного мира у древних кельтов и германцев / под. ред. Т.А. Михайловой. – М.: Языки славянских культур, 2002. – 464 с.

30.Репина Л.П. Варварский мир / Л.П. Репина // Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. I: Рождение и становление средневековой Европы, V–XI вв. – М.: Интерпракс, 1995. – С. 44–48.

31.Сказкин С.Д. Очерки из истории западноевропейского крестьянства в средние века / С.Д. Сказкин. – М.: Медиа, 1968. – 381 с.

32. Свод этнографических понятий и терминов. Социально-экономические отношения и соционормативная культура / под ред. Ю.В. Бромлея. – М.: Наука, 1986. – 240 с.

33.Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура / М. Тодд. – М.: Центрполиграф, 2005. – 223 с.

34. Утченко С.Л. Юлий Цезарь / С.Л. Утченко. – М.: Мысль, 1976. – 365 с.

35. Хлевов А.А. Предшественники викингов. Северная Европа в I–VIII веках / А.А. Хлевов. – СПб.: Евразия, 2002. – 336 с.

36. Шкунаев С.В.Племенной мир Европы до эпохи поздней империи. Германские племена и союзы племен / С.В. Шкунаев // История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1: Древняя Европа. – М.: Наука, 1988. – С. 594–605.

 

Документы

ЦЕЗАРЬ

ЗАПИСКИ О ГАЛЛЬСКОЙ ВОЙНЕ

Книга 1. гл. 31 ...Арверны и секваны[1] пригласили [на помощь] германцев за плату. Сначала германцев перешло к ним через Рейн 15 тысяч человек. Но после того как этим Диким варварам понравились и землями образ жизни, и богатства галлов, их переправилось очень много: в настоящее время их набралось в Галлии до 120 тысяч...

Гл. 33 ...Цезарь видел, что если германцы постепенно привыкнут переходить Рейн и их наберется в Галлии много, то это явится большой опасностью для самого римского народа; он понимал, что, овладевши всей Галлией, германцы – эти дикие варвары – не удержатся от нашествия па римскую провинцию[2], а оттуда на Италию...

Гл. 48 ...Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но ежедневно состязался в кавалерийском бою. Это был тот род сражения, в котором германцы усовершенствовались. У них было б тысяч всадников и столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражений; под их прикрытием всадники отступали; они сбегались [на защиту], когда всадникам приходилось туго; если кто-нибудь падал с лошади, получивши тяжелую рану, они его окружали. В случаях продвижения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их скорость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всадников.

Гл. 50...Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай [а именно]: матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.

Гл. 51 ...[Тогда германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена – гаруды, маркоманны, трибоки, вангионы, неметы, седузии, свевы – находились на равном расстоянии друг от Друга. Они окружили всю свою боевую линию дорожными повозками и телегами, чтобы не оставалось никакой надежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.

Книга IV. гл. 1. Следующей зимой, в год консульства Гнея Помпея и Марка Красса[3], германские племена узипетов и тенктеров большими массами перешли Рейн недалеко от впадения его в море. Причиной перехода было то обстоятельство, что их в течение многих лет тревожили свевы, которые теснили их войной и мешали им возделывать поля.

Племя свевов – самое большое и воинственное из всех германских племен. Говорят, что у них сто округов и каждый [округ] ежегодно высылает из своих пределов на войну по тысяче вооруженных воинов. Остальные, оставаясь дома, кормятсебя и их; через год эти [последние] в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело. Но земля у них не разделена и не находится в частной собственности, и им нельзя более года оставаться на одноми том же месте для возделывания земли.

Они питаются не столько хлебом, сколько – и главным образом – молоком и за счет скота: они много охотятся: Все это, вместе взятое, а также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жизни, в силу которого они,не приучаясь с самого детства ни к повиновению, ник порядку, ничего не делают против своей воли, – все этоукрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста. Кроме того, они приучили себя, [живя] в странах с очень холодным [климатом], не носить никакой другой одежды, кроме звериных шкур, которые вследствие их небольших размеров оставляют значительную часть тела открытой, а также привыкли купаться в реках.

Гл 2.Купцам ониоткрывают доступ к себе больше для того, чтобы иметь кому продать захваченное на войне, чем потому, что они сами нуждаются в каком бы то ни было ввозе. Германцы не пользуются даже привозными лошадьми,которымигаллы так дорожат – некоторых они приобретают за высокую цену, а используют своих туземных лошадей, низкорослых и невзрачных, и доводят их ежедневными упражнениями до величайшей выносливости. Во время конных боев они часто соскакивают с коней – сражаются пешие; коней же они приучили оставаться на том же месте, а в случае надобности быстро вновь садятся на них;по их понятиям, нет ничего более постыдного ималодушного, как пользоваться седлами. Поэтому они осмеливаются – даже будучи в незначительном количестве – нападать на какое угодно число всадников, употребляющих седла. Вино они вовсе не позволяют себе ввозить, так как полагают, что оно изнеживает людей и сделает их неспособными к труду.

Гл. 3.Они видят самую большую славу для народу в том, чтобы как можно более обширные земельные территории вокруг его границ оставались ненаселенными и невозделанными; это обозначает, по их мнению, что многие племена не смогли противостоять силе этого народа Так, в одном направлении от границ области свевов действует, как говорят, территория шириной около 600 тысяч шагов [900 км][4]. С другой стороны к ним примыкают убии; их страна была, по понятиям германцев, обширной и цветущей, а народ несколько более культурным, чем прочие германцы, так как убии живут на берегу Рейна, к ним заходит много купцов, и, благодаря близости к галлам, они усвоили их нравы. Свевы часто мерялись с ними силами в многочисленных войнах; и хотя они благодаря значительности и могуществу [убиев] не смогли изгнать [этих последних] из их страны, они превратили их, однако, в своих данников и сделали их гораздо более слабыми и малосильными.

Книга VI. гл. 21. [Быт] германцев сильно отличается от этого образа жизни[5]. Ибо у них нет друидов[6], руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они [закаляются], приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.

Гл 22. Они не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом. И никто из них не имеет в собственности земельного участка точных размеров или с определенными границами[7], но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько они найдут нужным, земли, а через год принуждают их перейти на другое место. [Германцы] приводят многочисленные основания [для объяснения] такого порядка: [по их словам] он не дает им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на земледельческую работу; благодаря ему никто не стремится к расширению своих владений, более могущественные не сгоняют [с земли] более слабых, и никто не посвящает слишком много забот постройке жилищ для защиты от холода и зноя; [наконец, этот порядок] препятствует возникновению жадности к деньгам, из-за которой происходят партийные распри и раздоры, и [помогает] поддерживать спокойствие в простом народе ощущением имущественного равенства его с самыми могущественными людьми.

Гл. 23. Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более обширными пустырями. [Германцы] считают отличительным признаком доблести [данного племени] то обстоятельство, что изгнанные из своих владений соседи его отступают и никто не осмеливается поселиться вблизи этого племени; вместе с тем оно может считать себя [благодаря этому] в большей безопасности на будущее время и не бояться внезапных неприятельских вторжений. Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]. В мирное время у племени нет общего правительства, старейшины отдельных областей и округов творят там суд и улаживают споры. Разбойничьи набеги, если только они ведутся вне территории данного племени, не считаются позором; [германцы] выставляют на вид их необходимость как упражнения для юношества и как средство против праздности. И вот, когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие, и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь; те из обещавших, которые не последовали [за вождем], считаются беглецами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия. Оскорбить гостя [германцы] считают грехом; по какой бы причине ни явились к ним [гости], они защищают их от обиды, считают их личность как бы священной и неприкосновенной, предоставляют в их распоряжение свой дом и разделяют с ними свою пищу.

Практикум по истории Средних веков для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов / М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. – М., 1981. – Вып. I. – С. 9–13.

 

ПУБЛИЙ КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ

ГЕРМАНИЯ

Гл. I.Германия в целом отделяется от [страны] галлов, ретов и паннонцев реками Рейном и Дунаем, а от сарматов и даков – взаимным страхом, а также горами[8]; остальное окружает Океан, заключающий в себе обширные заливы и огромные пространства островов[9]... Рейн, берущий начало на обрывистых и недоступных вершинах Ретийских Альп, делает небольшой поворот к западу и вливается в северный Океан...

Гл. II. Я думаю, что сами германцы являются коренными жителями [своей страны], совсем не смешанными с другими народами вследствие ли переселения [их] или мирных сношений [с ними], так как в прежние времена те, кто хотел переселяться, прибывали не сухим путем, а на кораблях. Океан же, простирающийся по ту сторону Германии на огромное пространство и, так сказать, противоположный нам, редко посещается кораблями с нашей стороны. Притом, не говоря уже об опасностях плавания по страшному и неизвестному морю, кто же оставит Азию, Африку или Италию для того, чтобы устремиться в Германию с ее некрасивыми ландшафтами, суровым климатом и наводящим тоску видом вследствие невозделанности, если только она не его родина?

В своих старинных песнях, являющихся у германцев единственным видом исторических преданий и летописей, они славят рожденного землей бога Туискона и его сына Манна как основателей своего племени, от которых оно происходит. Они приписывают Манну трех сыновей, по имени которых ближайшие к Океану германцы называются ингевонами, живущие внутри страны – герминонами, а остальные – истевонами... Имя же «Германия» новое и недавно вошедшее в употребление...

Гл. IV. ...У них у всех [т.е. у германцев] одинаковый внешний вид, насколько это возможно в таком большом количестве людей: свирепые темно-голубые глаза, золотистого цвета волосы, большое тело, но сильное только при нападении, а для напряженной деятельности и трудов недостаточно выносливое; жары и зноя они совсем не могут переносить, к холоду же и голоду они приучены [своим] климатом и почвой.

Гл. V. Хотя [их] страна и различна до некоторой степени по своему виду, но в общем она представляет собой или страшный лес, или отвратительное болото. Та часть ее, которая обращена к Галлии, – более сырая, а в части, примыкающей к Норику и Паннонии, больше ветров; для посевов она плодородна, но не годится для разведения фруктовых деревьев; скотом изобильна, но он большей частью малорослый, даже рабочий скот не имеет внушительного вида и не может похвастаться рогами. Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В золоте и серебре боги им отказали, не знаю – уж по благосклонности к ним или же потому, что разгневались на них. Я, однако, не утверждаю, что в Германии совсем нет месторождений серебра и золота; но кто их разведывал? Впрочем, германцы и не одержимы такой страстью к обладанию [драгоценными металлами] и к пользованию ими [как другие народы]; у них можно видеть подаренные их послам и старейшинам серебряные сосуды не в меньшем пренебрежении, чем глиняные. Впрочем, ближайшие [к Рейну и Дунаю племена] ценят золото и серебро для употребления в торговле: они ценят некоторые виды наших монет и отдают им предпочтение; живущие же внутри страны пользуются более простой и древней формой торговли, а именно – меновой. Из монет они больше всего одобряют старинные и давно известные – серраты и бигаты[10]; вообще они домогаются больше серебра, чем золота, не из любви к нему, а потому что при торговле обыкновенными и дешевыми предметами удобнее иметь запас серебряных монет.

Гл. VI. Железа у них тоже немного, как это можно заключить по характеру их наступательного оружия. Они редко пользуются мечами или длинными копьями, а действуют дротиком, или, как они его называют, фрамеей, с узким коротким железным наконечником, оружием настолько острым и удобным, что одним и тем же дротиком они, смотря по обстоятельствам, сражаются и врукопашную и издали. Даже всадники довольствуются фрамеей и щитом, пехотинцы же пускают и метательные копья, каждый по нескольку штук, причем они, голые или в коротком плаще, мечут их на огромное расстояние. У германцев совсем нет хвастовства роскошью [оружия]; только щиты они расцвечивают изысканнейшими красками. У немногих [имеется] панцирь, а шлем, металлический или кожаный, едва [найдется] у одного или двух. Их лошади не отличаются ни внешней красотой, ни быстротой; да германцы и не научились делать разные [поворотыи]круги[11] по нашему обычаю: они гонят [своих лошадей] или прямо, или вправо таким сомкнутым кругом, чтобы никто не оставался последним.

Вообще они считают, что пехота сильнее [конницы], и поэтому сражаются смешанными отрядами, вводя в кавалерийское сражение и пехоту, быстротой своей приспособленную к этому и согласованную с конницей; таких пехотинцев выбирают из всей молодежи и ставят их впереди боевой линии. Число их определенное – по сотне из каждого округа; они так и называются у германцев [«сотнями»], а то, что раньше действительно обозначало количество, теперь стало названием [отряда] и почетным именем.

Боевой строй [германцев] составляется из клиньев. Отступить, но с тем, чтобы вновь наступать, [у них] считается не трусостью а благоразумием. Тела своих [убитых и раненых] они уносят с поля битвы даже тогда, когда исход ее сомнителен. Оставить свой щит – особенно позорный поступок: обесчестившему себя таким образом нельзя присутствовать при богослужении или участвовать в народном собрании, и многие, вышедшие живыми из битвы, кончают свою позорную жизнь петлей.

Гл. VII. Королей [германцы] выбирают по знатности, а военачальников – по доблести. [При этом] у королей нет неограниченной или произвольной власти, и вожди главенствуют скорее [тем, что являются] примером, чем на основании права приказывать, тем, что они смелы, выделяются [в бою], сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся; в битву они приносят взятые из рощ священные изображения и значки. Но что является особенным возбудителем их храбрости, – это то, что их турмы[12] и клинья представляют собой не случайные скопления людей, а составляются из семейств и родов, а вблизи находятся милые их сердцу существа, и оттуда они слышат вопль женщин и плач младенцев; для каждого это самые священные свидетели, самые ценные хвалители: свои раны они несут к матерям и женам, а те не боятся считать их и осматривать, они же носят сражающимся пищу, а также поощряют их.

Гл. VIII.Рассказывают, что иногда колеблющиеся и расстроенные ряды восстанавливались женщинами благодаря их неумолчным мольбам и тому, что они подставляли свои груди и указывали на неизбежный плен, которого германцы боятся, особенно для своих женщин, до такой степени, что крепче связаны бывают своими обязательствами те германские племена, которые вынуждены в числе своих заложников давать также знатных удевушек.

Они думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний...

Гл. IX. Из богов германцы больше всего почитают Меркурия[13], которому в известные дни разрешается приносить также человеческие жертвы. Геркулеса[14] и Марса[15] они умилостивляют назначенными для этого животными... Однако германцы считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением.

Гл. X.Гадание по птицам и по жеребьевым палочкам они почитают, как никто... И это также им известно – гадать по голосам и полету птиц. Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и предостережений также и от лошадей. В тех же рощах и дубравах [которые посвящены богам] на общественный счет содержатся [такие лошади], белые и не оскверненные никакой работой для смертных. Их, запряженных в священную колесницу, сопровождают жрец вместе с королем или вождем племени и примечают их ржание и фырканье; и ни к какому гаданию германцы не относятся с большей верой и притом не только простолюдины, но и знать; жрецы считают себя служителями богов, a коней – посвященными в их тайны. Есть у германцев и другой способ наблюдать за знамениями, при помощи которого они стараются узнать исход важных войн. Они сводят взятого каким-нибудь образом в плен воина того народа, с которым ведется война, с избранным из числа своих соплеменников, каждого со своим национальным оружием, и победа того или другого принимается как предзнаменование.

Гл. XI. О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных – все, причем те дела, о которых выносит решение народ, [предварительно] обсуждаются старейшинами. Сходятся в определенные дни, если только не произойдет чего-нибудь неожиданного и внезапного, а именно в новолуние или полнолуние, так как германцы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для начала дела. Они ведут счет времени не по дням, как мы, а по ночам; так они делают при уговорах и уведомлениях; они думают, что ночь ведет за собой день. Из свободы у них вытекает тот недостаток, что они собираются не сразу, как бы по чьему-нибудь приказанию, но у них пропадает два и три дня из-за медлитель

Читайте также:

lektsia.com

§ 1. Древние германцы.

Вопросы и задания.

1. Какие занятия были распространены среди германцев? Как природные условия влияли на занятия германцев?

Основными занятиями германцев в Средние века были земледелие и скотоводство. Также они занимались охотой, рыбной ловлей и промыслом (янтарь). Добывали золото, медь, серебро. Также к их занятиям можно отнести набеги на другие территории (захват добычи и рабов).

Природные условия, влиявшие на занятия германцев: на лугах пасли скот, развитию земледелия мешали леса, на севере выращивали морозоустойчивый овес и быстросозревающий ячмень, на юге выращивали пшеницу.

2. Какие права имели свободные общинники?

Общинники были лично свободны, имели право носить оружие и участвовать в управлении племенем.

3. Какую роль в жизни варварского племени играли конунг и дружина?

Конунг - это глава (вождь) племени. В военное время он возглавлял племя и являлся военачальником. Верной опорой вождя была его дружина. Их основной задачей была защита своего племени от врагов. Также дружинники считали войну лучшим занятием и всегда стремились к новым походам и битвам. В случае победы вождь и дружина приобретали себе и славу, и богатую добычу.

4*. Пользуясь текстом параграфа, иллюстрациями и источником, составьте рассказ «Один день из жизни древнего германца».

Проснувшись утром, германец почесал свои длинные космы, ведь они их никогда не стригли, и, взяв копье, отправился на охоту вместе со своими соплеменниками. Охота была удачна – им удалось загнать оленя. Вернувшись в поселение, германец занялся приведением в порядок своего оружия, т.к. вечером должно было состояться собрание племени, а по традиции все взрослые мужчины должны были являться в полном боевом облачении. Время после обеда германец посвятил тренировкам с оружием вместе со своими товарищами. Вечером, на собрании решался вопрос набега на соседние земли, в которых племя намеревалось захватить богатую добычу и пленников, которых германцы выгодно продавали как рабов. Германец, вместе с десятками других соплеменников, громким криком и бряцаньем своего оружия поддержал предложение старейшины совершить набег, ведь в случае успеха каждый воин получал свою долю добычи. После собрания все племя собралось на трапезу. Вдоволь наевшись мяса и напившись пива, германец отправился спать с мыслями о завтрашнем походе.

Изучаем источник.

Из сочинения древнеримского историка Корнелия Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (или сокращенно «Германия»): «У всех германцев одно и то же строение тел, свирепые голубые глаза…».

Что нового вы узнали о германцах?

Из сочинения древнеримского историка мы узнали много нового о древних германцах: они были высокого роста, крепкого телосложения, у них были голубые глаза и рыжие волосы. Они часто и обильно пировали. Их основным способом заработка была война. Они любили воевать и считали, что незачем зарабатывать то, что можно добыть в бою. Германцы часто охотились и много свободного времени уделяли сну и отдыху. Самые храбрые воины в мирное время отдыхали, а заботу о доме доверяли женщинам и старикам. Дети у них бегали голыми и грязными. Германцы часто устраивали попойки, а их пьяные ссоры часто заканчивались ранами и убийствами.

gdzplus.com

Урок древние германцы и римская империя

скачать Урок 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Цели:

1. Изучить занятия германцев в период варварского общества; выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины.

2. Ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств. Основные понятия и термины: варвары, тацит, кровная месть, народное ополчение, Великое переселение народов

Оборудование: карты «Европа в V-VII вв.», «Народы и их передвижения в Европе в IV—VII вв.»;

атлас «История средних веков», карта № 1.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

| ?! | Вопросы и задания:

? Что изучает история Средних веков?

? Какой период времени охватывает история Средних веков?

? Почему он так называется?

? По каким источникам ученые изучают историю Средних веков?

В 395г. РИ была разделена на два государства – Восточную и Западную

Какие территории вошли в состав З и В РИ

II. Изучение нового материала

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Древние германцы:

а) занятия; б) порядки; в) формирование знати.

2. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).

1. Древние германцы (занятия, порядки, формирование знати). Учитель повторяет сведения о германцах, известные учащимся из истории древнего мира.

=> Какую территорию занимали германцы в древности? Покажите ее на карте (см. атлас, карта № 1).

=> В каких отношениях находились германцы с Римской империей?

Учителю рекомендуется объяснить понятие «варвар».

Варвар - грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы - «Вар-вар», римляне - «Бар-бар». Так появилось это название (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.

Рассказ учителя.

Греческие и римские путешественники сильно удивлялись, когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет письменности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а не нанимают себе наемников?

В отличие от греков, римляне начали захватывать земли варваров и превращать их в свои провинции - Британию, Галлию и др., но не все варварские племена становились подданными Рима. Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться

В ПРОВИНЦИИ.

Древние германцы

Германцы интересовали римлян как военные противники. Римские историки очень внимательно изучали образ жизни германцев, но самое главное - изучали способы ведения ими войн.

Древние германцы в начале н. э. занимали территорию от Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Прочитать п. 2,3 с.12-13

Беседа по прочитанному.

- Какие занятия существовали у древних германцев? (Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство лесных ягод, орехов, обработка железа, глины.)

- Что продавали германцы римлянам? (Скот, кожи, меха, янтарь.)

- Что покупали у римлян германцы? (Украшения, оружие, вина, ткани.)

- Кто жил под одной крышей в доме престарелых родителей? (Как правшо, их дети со своими семьями, а также вольноотпущенники и рабы.)

- Как назывался коллектив древних германцев? (Род, т. е. коллектив близких родственников, связанных общим происхождением. Несколько родов — племя. Объединение племен - племенной союз.)

Рассказ учителя.

Для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

- Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

- Почему появляется неравенство? (Если ученики забыли, то можно дать наводящий вопрос: «Почему первый параграф учебника начинается с описания занятий древних герман- цев?»)

Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились и орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий. Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых пала Западная Римская империя. Главной причиной этого стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов.

Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.

Римляне отступали, их место занимали варвары. В IV веке началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.

Оно вызвало значительные перемены: v

- исчезали старые и возникали новые народы; "'• .

- распадались и формировались государства; . .

- в это время были заложены основы современной политической и этнической карты Европы.

В VI веке на территории бывшей Западной Римской империи располагалось уже несколько варварских государств.

Далее учитель ставит вопросы для беседы:

=} Что послужило толчком к переселению народов?

=Ф Почему германцы целыми семьями переселялись на территорию Западной Римской империи?

=> Чем завершилось вторжение германцев в Западную Римскую империю?

=> К каким последствиям привели вторжения германских племен в Западную Римскую империю?

Учащимся дается задание: проследить на карте (с. 14, § 1 учебника) пути переселения германцев и определить границы их государств к началу VI века. Работа с картой с.16

? Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в 4-6вв?

? Где расселились германцы к началу 6в?

Вандалы – в Северной Африке

Вестготы – в Испании

Остготы – в Италии

Франки – в Галлии

Англы и саксы – в Бриании

? Что произошло с Западной Римской Империей? Это были варварские королевства, так как у них не было единых законов; местное население руководствовалось римским правом.

Объединяла ранне-средневековые государства германских племен в единое целое христианская церковь.

Развитие Европы после падения Западной Римской империи шло двумя путями:

1) цивилизация Римской империи превращалась в средневековую;

2) родоплеменная организация варваров разрушалась, и на ее основе складывались раннефеодальные государства.

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается работа с вопросами 1;4;§1.

Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времени Великого переселения народов и началась в Европе история средних веков.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы, знать значение понятий и терминов. Р.т. № 3,4 на с.4-5

скачать

nenuda.ru

О жизни, быте и нравах древних германцев. — МегаЛекции

Многое в жизни древних германцев удивляло Цезаря. Его сограждане— римляне жили оседло, а германцы ежегодно меняли свои поселения. В Риме богачам противостояли, обездоленные бедняки, тогда как современные Цезарю германцы имели одинаковый достаток и равные права. Этим обстоятельством Цезарь объяснял сплоченность германцев и отсутствие у них внутриплеменных раздоров. По словам Цезаря, германцы питались главным образом молоком, сыром и мясом. Это означает, что их основным занятием было не земледелие, а охота и скотоводство. Живя с незапамятных времен среди лесов и болот, германцы охотились, пасли прирученных животных и собирали плоды диких растений. В ту пору германцы еще только начинали заниматься земледелием. Его развитию мешали неблагоприятные условия: леса и болота, обступавшие со всех сторон поля, и недостаток железа, без которого нельзя было вырубать лес и изготовлять орудия для лучшей обработки почвы.

Земледелие, охота и защита скота от дикого зверя были не по силам как отдельной семье, так и целому роду. Только племя общими усилиями могло выжигать мелколесье, чтобы увеличить площадь посева, только оно могло совместно охотиться и оберегать свои стада. Охота и скотоводство долгое время служили германцам главным источником пропитания. Однако, для того чтобы прокормиться продуктами охоты и скотоводства, германцам приходилось в поисках дичи и выпасов ежегодно переселяться на новые места, после того как был собран урожай с долей. Каждую весну старейшины делили вновь занятые племенем поля между большими родами, а сородичи каждого из родов сообща трудились на отведенной им земле и поровну делили урожай между собой. У германцев времен Цезаря не было неравенства и государства. Лишь во время опасности, когда небольшим, разобщенным племенам грозило завоевание либо когда они сами готовились к на бегу на чужие земли, избирался общий вождь, возглавлявший боевые силы объединившихся племен. Но едва заканчивалась война, выборный вождь добровольно оставлял свой пост. Немедленно распадалась и временная связь между племенами. В каждом племени споры соплеменников по-прежнему улаживали старейшины. Всего полтора столетия отделяют труд римского историка Тацита «Германия», написанный в 98 г. н. э-, от «Записок» Цезаря. Но за это время в жизни германцев многое изменилось, Земледелие из второстепенного занятия превратилось в основное. Разбросанные в причудливом беспорядке хижины германцев представляли собой уже постоянные поселения. Примыкавшие к деревне поля, леса и луга принадлежали всей общине. Каждый поселенец пас свой скот на общинных лугах, заготовлял топливо строительный материал в общинном лесу. Ко времени Тацита у германцев появились плуг и борона. Использование этих простых орудий и упряжного скота позволило взяться за обработку земли отдельными семьями, которые стали вести свое самостоятельное хозяйство Пахотная земля, так же как леса и луга, оставалась собственностью всей общины. Каждая семья получала от общины приблизительно равные участки пахотной земли- наделы За деревней простирается обширное пространство, разделенное на секторы. Неправильными очертаниями обозначены поля, которые располагаются в одном направлении и занимают лишь один сектор. Число деревень тогда было невелико, их население незначительно, а избыток свободной земли позволял каждый год засевать небольшую часть ее, только один из секторов. Из года в год перенося поля на новое место, в новый сектор, германцы давали полям отдых. Семь-восемь лет плуг не трогал пашни, и за это время плодородие земли восстанавливалось. В секторе, который обрабатывался под пашню в данном году, видно не одно, а несколько полей, ограниченных извилистыми линиями и рассеченных многими полосками. Извилистые очертания полей определяла местность: приходилось огибать овраги, косогоры, болота, выкраивая между ними поля. Штриховка показывает, что каждая семья, обитавшая и в отдельной хижине, занимала не одно какое-нибудь, поле целиком, а ряд полосок, разбросанных в разных местах.

Смысл этой необычной для римлян системы землепользования состоял в том, чтобы обеспечить равные условия семьям. Одного поля явно не хватало общине. Заняв несколько полей, члены общины замечали, что одно из них более плодородно другое, напротив, песчаное, неплодородное, одно подле самой деревни, а другое удалено от нее. Чтобы никто не жаловался на плохой участок и на его удаленность, надел каждой семьи составлялся из полосок, разбросанных во всех полях общины. Каждое поле делилось, на равновеликие полоски по числу семей.

Однако равенство односельчан-общинников продолжалось недолго. Наличие свободной от леса земли позволяло всякому общиннику занять лишний, добавочный надел. Разумеется не всякий имел эту возможность: ведь обработка дополнительной земли требовала лишних рабочих рук и лишнего скота. Тацит рассказывал о рабах, появившихся в германской деревне. Чаще всего это были люди, полоненные во время разбойничьего набега. Весной, когда размечались новые поля и распределялись наделы, победители, завладевшие во время набега на соседнее племя рабами и лишним скотом, могли получить, кроме обычного, также и дополнительный надел или даже несколько таких наделов. Дополнительные наделы обрабатывали рабы, которые отдавали господину часть собранного урожая. Раб, возделывавший участок земли хозяина, кормил не только семью господина, но и свою семью. Детей рабов нельзя было по виду отличить от детей свободных. Те и другие, загорелые и обветренные, покрытые пылью, играли вместе в родной деревне, а подрастая, сообща пасли скот, доставляли из лесу хворост, помогали старшим. Различие проявлялось лишь среди взрослых.. Рабы, лишенные свободы и оружия, не были членами общины и участниками народных собраний. Они должны были повиноваться своему господину, который, однако, редко прибегал к жестоким наказаниям и еще реже казнил рабов. Тацит писал, что древнегерманским рабам жилось несравненно легче, чем римским. Более мягкое отношение к рабам объясняется не особой добротой германцев. Быт обитателей германских поселений был простой и грубый. В отличие от римлян они не продавали хлеб и другие продукты. Все, что давала земля, предназначалось только для собственного пропитания. Каждый германец-общинник сам изготовлял все, что требовалось для жизни. Только умелые кузнецы изготовляли для соседей утварь, оружие и украшения, ибо обработка металла считалась искусством, требовавшим особого мастерства. Были у германцев и промыслы: они занимались выплавкой железа меди и серебра, добычей соли .На побережье Балтийского моря собирали янтарь .По мере развития ремесел расширялся обмен между германскими племенами соседними народами.

 

В глубокой древности германцы почитали солнце как бога света. Его изображение в виде большого медного диска возили во время празднеств на телеге , запряженной белой лошадью. Это живописное у германцев считалось священным. Среди богов первым почитался Водан (Один). Своим богам германцы поклонялись не в храмах, а в лесу в гора Древние германцы имели зачатки письменности, пользуясь руническим письмом. Рунические тексты носили магический характер (заклинания злых духов ,обращение с просьбой к богам, надгробные надписи и т. д).В песнях древние германцы воспевали боевую походную жизнь, подвиги и мужество героев. Эти произведения древнегерманского фольклора были записаны позднее, в средние века, учеными монахами.

megalektsii.ru


Смотрите также