Полисы древней греции. История Древней Греции: основная часть населения полиса. Греческий полис как социально-политический организм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение полисов в Греции. Сущность полиса. Архаический период. Полисы древней греции


Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции

В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.

В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.

Что такое полис в Древней Греции

Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.

Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.

Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Полис в Древней Греции - этоГосподствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Реформы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

Государства-полисы Древней Греции В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.

Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Полисы Древней Греции названияЗемли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.

Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Спарта

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).

Полисом в Древней Греции называли

В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.

Типы полисов в Древней ГрецииЛикург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.

Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Быт спартанцев

Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.

Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

fb.ru

Полисы в Древней Греции

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношенийЛюбой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины. С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

 

  1.   Абсолютно бесправные рабы.
  2.    Ремесленники.
  3.    Свободные торговцы.
  4.    Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование. Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами. Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.  В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие. 

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1.     Полный патриархат.
  2.     Законность рабства с долговой порукой.
  3.     Возможность неминуемой кровной мести.
  4.     Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие. После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы. В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину. Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание. В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов. Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек. Следующая по количественному составу – Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч. Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом. Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством. В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей. 

gidvgreece.com

Полисы в Древней Греции

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношенийЛюбой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины. С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

 

  1.   Абсолютно бесправные рабы.
  2.    Ремесленники.
  3.    Свободные торговцы.
  4.    Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование. Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами. Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.  В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие. 

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1.     Полный патриархат.
  2.     Законность рабства с долговой порукой.
  3.     Возможность неминуемой кровной мести.
  4.     Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие. После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы. В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину. Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание. В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов. Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек. Следующая по количественному составу – Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч. Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом. Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством. В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей. 

gidvgreece.com

Полисы Древней Греции - Государство, право, экономика, история

В VIII-VI вв. до н. э., в период классического рабовладения, Древняя Греция не представляла собой единого государства, а состояла из множества небольших государств, образованных на базе крупных городов. Начинают формироваться античные полисы - города-государства с окружающими их землями.

Одновременно с формированием полисов формируется античная (полисная) форма собственности на землю, в основе которой лежало единство государственной и частной собственности. Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю, только граждане полиса могли быть собственниками земли. Собственник земли был наделен и гражданскими правами, а человек, не имеющий гражданских прав, не мог быть собственником земли. Особенностью греческих полисов было участие всех его граждан в управлении государством.

Полисное законодательство обеспечивало равенство лишь по отношению к земле. Оно почти не касалось движимого богатства граждан (рабов, орудий производства, денег и т. д.). Но в некоторых полисах проводились законы, ограничивавшие крупное землевладение, вводились дополнительные государственные повинности (литургии) на состоятельных граждан в виде проведения определенных мероприятий в пользу всего полиса (организация празднеств, строительство кораблей и т. д.).

В обязанности полисных органов управления входила и материальная поддержка наиболее бедных граждан. В Афинах, например, существовала оплата за участие в управлении, периодически выдавались "зрелищные деньги" (террикон), проводились различные общественные работы.

Экономической основой полисов была автаркия-самостоятельное производство необходимых полису экономических благ (самообеспечение), что гарантировало греческим полисам экономическую независимость. Полисная система ценностей предполагала превосходство земледельческого труда над всеми остальными видами деятельности. Каждый гражданин полиса независимо от своего положения обязан был отбывать воинскую повинность.

Можно выделить два основных типа полисов: торгово-ремесленные-Афины, Коринф, Милеет, Родос и др., и аграрные- Спарта, Беотия, Аркадия, Фессалия.

Афинский тип полисов, типичным представителем которых были Афины, являли собой крупные города с развитым ремеслом, торговлей и товарно-денежными отношениями. Города такого типа имели высокий уровень развития экономики и являлись ведущими хозяйственными центрами Греции. Такие города располагались, как правило, на морском побережье, имели относительно небольшую сельскохозяйственную территорию и значительную численность населения.

Вследствие развития ремесла и торговли в полисах такого типа сложился слой населения, который играл большую роль в общественной жизни полиса. Именно этот слой населения заложил основы демократического устройства обществ и основные социальные группы Афин (рис. 5). Управление всеми вопросами общественной, политической и экономической жизни города осуществляли уже не племенные вожди, а выборный орган власти - ареопаг, который формировался из самых уважаемых жителей города - архонтов.

Рис. 5

В полисах такого типа основным источником поступления рабов являлась торговля. Государственное рабовладение не получило большого развития в связи с тем, что сложные виды работ, требующие применения большого количества труда, велись не государством, а частными лицами. Государственные рабы могли заводить семью, владеть имуществом. Государству принадлежало небольшое число рабов, которые очень редко использовались в производственном процессе. Рабы, принадлежавшие частным лицам, работали преимущественно в ремесленной деятельности, в том числе в эргастериях (крупных ремесленных мастерских). Рабы часто сдавались в аренду и наем как доходное имущество.

Важную роль в социально-экономическом и политическом развитии Греции сыграли реформы, проведенные в наиболее крупных полисах, - Афинах и Спарте. Наиболее известные реформы в Афинах - это реформы Солона - политического деятеля и мудреца. Прежде всего он отменил право кровной мести, что свидетельствует об отказе от племенной формы управления общественной жизнью. Наряду с установлением максимальной величины покупаемых участков земли была проведена сисахфия ("стряхивание бремени"), в соответствии с которой были объявлены недействительными все долги, сделанные под залог земли, и проценты по ним. Эти меры обеспечили сохранение мелких крестьянских хозяйств, противодействовали разорению крестьян и способствовали развитию в основном среднего и мелкого землевладения. Были приняты меры, направленные на ускорение роста товарности сельского хозяйства, разрешался вывоз оливкового масла за границу. Было отменено долговое рабство, а должники - граждане города, проданные за границу, были выкуплены за счет государства.

Для стимулирования развития ремесла Солон установил порядок, основанный на особенностях и традициях семейных отношений. В Древней Греции считалось позорным для сына содержать своего нетрудоспособного отца в плохих условиях, и если это происходило, то сын терял уважение граждан. Солон разрешил сыну не обеспечивать своему отцу достойную поддержку в старости, если отец не научил его какому-нибудь ремеслу. Развитию ремесла способствовал также запрет на экспорт сырья и привлечение в Афины иностранных мастеров - ремесленников, которым могло быть предоставлено гражданство Афин. Развитию ремесла способствовало также введение Солоном ограничение величины судного процента.

Развитие товарно-денежных отношений сделало возможным введение свободы завещаний и замену родовых привилегий размером имущественного состояния гражданина. Для этого все население Афин было разделено на четыре имущественных разряда. Критерием его величины было количество медимнов - единица измерения, равная 52 л (рис. 6).

Рис. 6

Развитие ремесла и торговли вовлекало в эту сферу экономики все большие слои населения, способствовало лучшей организации торговли, особенно при проведении крупных сделок и торговле с другими регионами, стали создаваться купеческие объединения - фиасы. Они обеспечивали взаимное страхование, обмен информацией и проводили взаимные ссуды. Значительные масштабы торговых операций привели к появлению элементов банковских операций и безналичных расчетов. Эти виды операций проводились определенной категорией людей - трапезитов, существовавших в каждом торговом городе. Они следили за курсом различных монет и производили их обмен, принимали на хранение деньги, проводили расчеты между оптовыми торговцами, при необходимости могли проводить ссудные операции.

Греческие полисы спартанского типа - это города-государства, в которых преимущественное развитие получило сельское хозяйство с абсолютным преобладанием сельского населения, слабым уровнем развития ремесла, торговли и товарно-денежных отношений. Спарта представляла собой аристократическую республику - республику для избранных. Полисом управлял совет старейшин, деятельность которого контролировал специальный орган.

Земля в Спарте находилась в собственности государства, которое распределяло наделы между гражданами города. Земельные наделы граждан были неотчуждаемыми - их нельзя было продать, подарить, передать по наследству, а размеры наделов могли пересматриваться в случае захвата новых земель.

Граждане Спарты обладали равными политическими и экономическими правами. Основным занятием спартанцев было военное дело. Высший слой населения в Спарте - спартиаты - не занимался производительным трудом. Все хозяйственные виды деятельности - земледелие, ремесло, торговля - считались занятиями позорными и недостойными спартанца. По законам Ликурга спартанцам было запрещено пользоваться золотыми и серебряными монетами. В связи с этим производство сельскохозяйственной продукции велось следующим образом: каждый спартанец получал во временное пользование одинаковые неотчуждаемые земельные наделы и определенное число рабов. Равенство земельных наделов исключало наличие большого количества земли и рабов в индивидуальном владении. Такие земельные наделы обрабатывали рабы-илоты, передававшие своему хозяину часть созданной продукции.

Основным источником рабов в Спарте являлись войны. Рабы, как и земля, считались общественным достоянием. Продажа рабов была запрещена. Основной формой эксплуатации рабов было сельское хозяйство. При этом рабы могли обладать некоторым имуществом, орудиями производства, могли вести свое хозяйство и заводить семьи. Их обязанность состояла в подчинении господам и сдаче определенного количества продуктов. Возникали отношения оброчного типа, характерные для римского колоната и средневекового крепостничества.

СОДЕРЖАНИЕ

studentu.info

основная часть населения полиса. Греческий полис как социально-политический организм

Древняя Греция всегда поражала даже воображение соотечественников, не говоря уже об ученых-историках нашего времени. Их цивилизация, которая берет свое начало от простых рыбаков и скотоводов, вскоре стала одной из самых могущественных в Древнем Мире. Греков почитали как выдающихся (и чрезвычайно хитрых) политиков, прекрасных мореходов и воинов.

основная часть населения полисаНемалых высот они достигли и в механике: некоторые их приборы по сложности не уступают механическим часам 19 века. Греки ведали об энергии пара, создали первые прообразы паровых машин в виде игрушек.

Однако все эти и многие другие достижения были бы невозможны без тщательно выверенного социального устройства государства, которое могло дать своим гражданам образование, защитить их от врагов. Так как основным «винтиком» древнегреческой цивилизации был полис, об этом явлении следует поговорить отдельно.

Что такое древнегреческий полис?

Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.

Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.

Как вообще возникли города-государства?

 характеристика греческого полисаПолис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: умелые люди предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».

Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.

Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.

Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.

основная часть населения полиса демос

Экономическая основа

Залогом экономического благосостояния выступала особая, античная форма земельной собственности. Ее особенность - двойственность структуры. С одной стороны, земля безоговорочно принадлежала государству, но в то же время право частной собственности на неё никак не оспаривалось. Важно! Правом на получение своей доли владел только (!) гражданин полиса по праву рождения, бывший свободным человеком. Таким образом города-полисы Древней Греции поддерживали патриотизм собственных жителей, а также не допускали вмешательства инородцев во внутренние дела государства.

Кто еще проживал в полисах?

Как мы уже и говорили, всеми правами мог обладать не просто свободный человек, но обладавший гражданством полиса по рождению. Кроме «полноценных» граждан, в полисе проживали метэки, периэки, вольноотпущенники. Они были совершенно свободны, могли заниматься практически любой деятельностью, но не имели права голоса, не могли занимать ответственные посты. Как правило, они занимались мелкой торговлей и ремеслом.

Рабы – третий социальный слой полиса. Они не имели вообще никаких прав, не могли обладать имуществом. Всякая вещь, которую сделал или приобрел раб, принадлежала его хозяину. В частности, этим греческое и римское рабовладение отличалось от аналогичного понятия у тех же финикийцев, у которых несвободный человек все же мог иметь хоть какое-то имущество.

особенности греческого полиса

Разделение общества по Афинскому образцу

В Афинах модель греческого полиса, основанная на четком разделении всех его жителей, была особенно ярко выражена. Как мы уже знаем, свободные люди делились на граждан и метэков.

Гражданином мог стать только тот, у кого оба родителя были афинянами. Они обладали всей полнотой политических прав. Гражданство Афин давало право на все государственные пособия и выплаты. С 18 лет эти люди считались военнообязанными, причем вплоть до 20 лет все юноши проходили обязательное обучение воинскому делу. Благодаря этому история Древней Греции не знает моментов, когда бы греки сдавались врагам без боя.

Метэками назывались люди, которые прожили на территории Афин долгое время. Чаще всего это люди из других полисов. Они не только не имели права голоса, но даже не могли приобретать в городе недвижимость. Граждане и метэки не могли заключать законных браков, а дети от их связи считались безродными. У каждого метэка обязательно должен был быть посредник, простат, посредством которого полагалось общаться с государством.

Таким образом, основная часть населения полиса – демос, то есть свободный народ. Это изменилось только в последние годы существования государства, когда рабы во многих городах стали преобладающим социальным слоем.

Эти люди, помимо прочего, облагались немалым количеством разнообразных податей, которые чаще всего шли на военные нужды. Кроме того, они были обязаны нести воинскую службу. Вольноотпущенники приравнивались к ним, платили те же налоги. Политическая модель греческого полиса сознательно не допускала к управлению государством таких людей, так как они могли нанести вред державе.

Рабы были частными и государственными. Последние могли становиться надзирателями, входить в состав полицейской стражи, быть палачами и писцами. Рабы частные жили отдельно от своих хозяев. Во многом единственным указанием на их положение был оброк, который они платили своему господину. В рабство мог попасть военнопленный, ребенок раба, человек, купленный для этой цели за границей. При Солоне было отменено долгое рабство, которое до того в Афинах использовалось чрезвычайно активно. Как мы уже и говорили, имущества у невольников быть не могло. Но это не относилось к рабам государственным, у которых могло быть что-то, принадлежащее им.

Показания этих людей в суде имели силу, но только в случае, когда за них поручался господин. Он мог убить своего невольника в любое время, причем преступлением это не считалось. За убийство чужого «имущества» полагался денежный штраф.

города полисы древней греции

Что давал полис своим гражданам?

В те непростые времена полис обязался давать своим гражданам землю, обеспечивать их право на владение рабами. Город, то есть государство, должен был заботиться о поддержании экономического благосостояния всех своих жителей. Проще говоря, из этих правил вытекало основное направление внешней политики – экспансия и колонизация, так как гражданам постоянно требовались новые земли. За несение государственной и воинской службы был положен денежный оклад, который формировался из средств, полученных в виде налогов и военной добычи.

В общем, история Древней Греции в этом плане ничем не отличалась от того же периода в прочих государствах.

Специфика военной службы

Каждый гражданин в возрасте от 17 до 60 лет считался военнообязанным (смотрите выше). Богатые люди формировали кавалерию и входили в ряды гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Все остальные составляли легкую пехоту и, в некоторых случаях, легкую же конницу. Специфика социальных отношений внутри полиса заключалась в том, что служба в армии и ополчении была не только почетной, но и желанной. Граждане действительно были патриотами, так как прекрасно понимали, что нигде, кроме как в своем родном полисе, они никому не нужны, что их жизнь, равно как и жизнь их семьи и близких, находится в прямой зависимости от благосостояния и защищенности собственного государства.

Особенности политического обустройства

модель греческого полисаНесмотря на огромное количество городов, их политическое обустройство было сравнительно одинаковым. Во всяком случае существовали какие-то общеупотребительные правила. Так, все города Древней Греции имели следующие законодательные органы:

  • Народное собрание (апелла, эклессия).
  • Собрание полноправных старших граждан, «почетных членов» (герусия, ареопаг, сенат).
  • Отдельно выбираемые должностные лица (магистраты).

Народное собрание - наиболее демократическая форма политической жизни общества того времени - было в каждом полисе. Именно за счет наличия этого управленческого органа в полной мере реализовалось право каждого совершеннолетнего гражданина на участие в государственной деятельности.

Впрочем, не следует считать, что внутри полиса царили мир и согласие. Различные слои общества вели постоянную политическую борьбу, обеспечивая себе и своим представителям перевес в народных собраниях, чтобы выбирать своих людей на более высокие места. Города Древней Греции могли быть или олигархическими (Спарта), или же демократическими (Афины).

Далеко не всегда преобладание объяснялось одними лишь интригами: в полисе могло быть много землевладельцев-аграриев или же ремесленников и торговцев. Чем сильнее в численном отображении был тот или иной социальный слой, тем более весомым считалось мнение его представителей на собраниях. Так, Коринф был эталонным торгово-ремесленным полисом, тогда как Спарта относилась к земледельческим государствам. Разумеется, определяли развитие древней Греции именно торговцы: Афины, в отличие от той же Спарты, всегда были в центре политической жизни того времени, постоянно тормозя и сдерживая развитие своего воинственного соперника.

Кризис общественно-политического обустройства

С ростом числа рабов и все большей ориентированностью на труд невольников греческие города-государства превращаются в одну из форм сугубо рабовладельческого общества. В результате этого многие частные земледельцы попросту разоряются, будучи не в силах терпеть конкуренцию с бесплатным рабским трудом. Античная форма собственности практически полностью деградирует и разрушается, полисы вступают в эпоху кризиса. Несмотря на то что большая часть городов переживала свой расцвет приблизительно в V веке до нашей эры, всего через 100 лет начался их массовый упадок и скатывание к банальному рабовладению и диктатуре.

основные этапы развития древней грецииТаким образом, основные этапы развития Древней Греции не отличаются чем-то необычным: двигаясь от примитивного родового строя к общинам, греки в конце концов пришли к модели развитого рабовладельческого общества. В общем-то, именно это и послужило причиной ослабления их страны.

Законодательство Дракона

Одним из свидетельств происходившего стало «Драконово законодательство». Свое название оно, очевидно, получило за крайнюю степень жестокости тех норм, которые в него входили. Впрочем, до настоящего времени дошли в основном только их названия. Известно, что некий Дракон ввел следующее:

  • Все жители города, которые могли и были способны носить оружие, получали все политические и гражданские права.
  • Назначалось девять архонтов.
  • Отныне Совет граждан избирался по жеребьевке, в него мог входить 401 гражданин.
  • Полностью было сохранено патриархальное социальное устройство.
  • Любой гражданин за долги отныне мог стать рабом.
  • Каждый имеет право на кровную месть.
  • Была назначена коллегия космов и эфебов.
  • Был законодательно закреплен жесткий имущественный ценз при приеме на государственную службу.

Эти особенности греческого полиса сохранялись в практически неизменном состоянии все последующие годы.

экономическое развитие греции

Законы Солона

Перед реформами Солона в обществе все сильнее начинали проявляться внутренние противоречия. В VII веке до Рождества Христова все это приводит к открытому выступлению против знати. Кроме того, родовая аристократия сильно мешала выбившимся в люди представителям торговцев и ремесленников. Они ожидаемо желали «отодвинуть» аристократию, которая сильно тормозила экономическое развитие Греции.

А потому в 594 году до нашей эры главным архонтом избирается Солон. Он постарался не допустить серьезных общественных потрясений, а потому сохранил за знатью часть их привилегий. В общем-то, особенности греческого полиса во многом заключались именно в том, что руководство города все же старалось учитывать интересы всех групп и социальных слоев населения.

Основные реформы

Во-первых, Солон «рефинансировал» долги людей, попавших из-за этого в рабство. Все долговые обязательства были полностью аннулированы. Законодательно запрещалась выдача займов, обеспечением по которым служила сама личность заемщика. Выкупленные за пределами государства рабы были возвращены на родину, им вернули гражданские права.

история древней грецииСолон поделил всех граждан на четыре категории. К управлению государством допускались только члены первых трех (это основная часть населения полиса Древней Греции), архонтами и членами ареопага могли становиться только граждане первого класса. Все люди, принадлежавшие к четвертому разряду, имели только право голоса на народном собрании.

Кроме того, как и при Драконе, избирался «Совет четырехсот», но входить в него могли только люди из первых трех классов, в равных количествах от каждого социального слоя. Был создан суд присяжных, причем присяжными могли быть все граждане, вне зависимости от их разряда.

Около трех десятков лет все нововведения Солона сохранялись в полном объеме, а затем они были частично реформированы.

Реформа Клисфена

Клисфен поддержал знать в её борьбе против тиранического правления пизистратидов. Их царь, Гипий, в результате был изгнан, тираническая власть - упразднена, а управление государством поручено самому Клисфену. С его приходом характеристика греческого полиса претерпела значительные изменения.

В начале пятого века до нашей эры он проводит реформы, направленные на окончательную ликвидацию остатков родового строя. Именно Клисфен упразднил деление граждан на четыре категории, введя территориальную дифференциацию. Всего насчитывалось десять категорий (фил). Каждая из них была не обычным территориальным образованием, а всегда складывалась из трех других: одна треть от территории города, треть от приморской территории, треть от внутренних земель государства. Таким образом, в стране явно появилось 2/3 горожан и 1/3 сельских аграриев. Тритиями управляли демархи. Так изменилась характеристика греческого полиса.

города древней греции

Вместо «Совета четырехсот» был введен «Совет пятисот», в который входили по 50 человек от каждой филы. Архонты были упразднены, их место заняла коллегия стратегов. Ценз для занятия высших государственных должностей был полностью сохранен. Именно Клисфен стал родоначальником остракизма, «Суда черепков». В его ходе любой гражданин, которого общество посчитало опасным для города, мог быть изгнан из полиса на срок в десять лет.

Надеемся, что из статьи вы узнали, чем занималась основная часть населения полиса, какова роль этих древнейших городов в истории Древнего мира.

fb.ru

Возникновение полисов в Греции. Сущность полиса. Архаический период

Полис- город гос-во. Полис располагался на берегу моря, что способствовало развитию торговли. В центре города Акрополь с храмом Богов. Около акрополя торговая площадь (агора). Население свободное. Мало рабов.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

  1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике — в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере — в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

 

  1. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

 

  1. Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.
  2. Великая греческая колонизация. Причины: потребность в землях, источниках сырья, новых рынках сбыта.

Экономика полисов.

Сх и ремесл-е пр-во отделяются.

Наблюдается подъем с.х, расширение торговых связей.

В ремесляном пр-ве:

  1. Совершенствование технологий
  2. Увеличение спроса
  3. Распространение техники обработки железа и бронзы
  4. Развитие кораблестроения
  5. Мастера научились отливать статуи
  6. Появлялись мастерские
  7. Специализация(появление моляров, художников)

В основе полиса лежала античная форма собственности, представляющая собой единство государственного и частного принципов собственности. Полис как коллектив граждан обладал правом собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности). Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д. Впервые в мировой истории город вытеснил и подчинил себе деревню.

Развитие обмена обусловило появление денег, торгового капитала, купцов. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Бурное развитие хозяйства привело к существенным изменениям  в общественном укладе Греции. В сельском хозяйстве и ремесле все больше используется рабский труд, общество распадается на два лагеря – свободных граждан и невольников. Общинные земли со временем  перешли к родовой аристократии, которая превратила большинство крестьян в рабов. Между аристократией и сельским населением (демосом) шла постоянная борьба. В античном рабстве, в отличии от восточного (патриархального), рабский труд стал основной производительной силой общественного производства. При классическом рабстве раб лишался не только собственности на средства производства, но и представлял собой «говорящее орудие», полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Классическое рабство, в отличие от патриархального, было направлено на создание прибавочного продукта. Источники рабства были различными: продажа военнопленных; долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; внутреннее воспроизводство рабов; пиратство; самопродажа, продажа в рабство  своих детей, воров и других преступников. Использование рабского труда в Греции поначалу способствовало достижению высокого экономического и культурного уровня, однако технические возможности рабовладения быстро исчерпали себя. Раб не хотел совершенствовать орудия труда, а вольные граждане отдавали предпочтение занятиям политикой, философией, физическими упражнениями.

 

Соц. Структура полиса:

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.

Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый agerpublicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агерпубликус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы,леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах. Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарноденежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает.

 

Форма правления:

С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Домирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.

 

Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения. Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе.

Возникновение полисов в Греции-  8-6 в

 

Полис – город-гос-во

античная форма собственности

граждане- свободное, обладающее правами население полиса

метеки- переселенцы, граждане другого полиса

литургия— название повинности богатых граждан на общественные нужды города, в основном организация за собственный счёт выступлений хоров на государственных праздниках и содержание триер в боевой готовности.

Вам будет интересно почитать:

vizitgreece.ru

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА. Древняя Греция

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения является появление полиса. Если в начале периода архаики Греция была страной первобытных, слабо развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных сельских общин, то к концу этого периода она создала государственность и стала страной полисов. Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация.

В исторической литературе полис чаще всего определяют как «город-государство». Это толкование можно признать верным с одной существенной оговоркой: в связи с полисом и понятие «город», и понятие «государство» следует трактовать исключительно в «античном» смысле. Слово «полис» по-древнегречески действительно означает «город», но не как «комплекс зданий, улиц, оборонительных сооружений и т. п.», а как «совокупность его свободных полноправных жителей – граждан». Античные авторы под словом «полис» прежде всего подразумевали городскую гражданскую общину. В то же время слово «полис» (и родственный ему термин «политая») означает также и государство, но опять же не в смысле некой территории, находящейся под управлением определенной суверенной власти, а в том же смысле гражданского коллектива, осуществляющего своими силами управление принадлежащей ему территорией. Для древних греков полис, покинутый своими гражданами, уже не мог считаться таковым: это поселение не было больше ни городом, ни государством. Но в то же время, скажем, войско в походе могло в некоторых ситуациях конституировать себя в качестве полиса, поскольку оно являлось коллективом граждан, хотя и не располагало в данный момент какой-либо территорией, не говоря уже о городских постройках.

Таким образом, понятие «полис» нельзя безоговорочно приравнивать ни к понятию «город», ни к понятию «государство». Так, существовали полисы, в которых имелись два или более городских центра (хотя один из них обязательно выделялся, играя роль столицы). Встречались (но достаточно редко) и полисы, вообще не имевшие городского центра; именно таким был, в частности, полис Спарта или фокидийский полис Понопий, который никто не называл городом. И все же, несмотря на отдельные недостатки, определение полиса как городской гражданской общины, конституирующей себя в качестве государства, представляется наиболее предпочтительным перед термином «город-государство», поскольку роль гражданского коллектива была основополагающей для полисного типа государственности.

Впрочем, кроме граждан, на территории полиса жили и лица, не пользовавшиеся гражданскими правами (рабы, переселившиеся в полис чужеземцы, женщины и т. п.). Они были членами общества, но в состав гражданской общины, в состав полиса как такового не входили.

Категория «гражданин» (в противовес категории «подданный», издавна существовавшей на Древнем Востоке) имела ключевое значение для всего бытия полиса. Гражданин был наделен совокупностью неотъемлемых прав и обязанностей, причем фактически каждое из его прав являлось одновременно и обязанностью. Для того чтобы быть гражданином, человек должен был обладать определенной совокупностью необходимых характеристик. Прежде всего он должен был быть лично свободным. После того как полисный тип социально-политического устройства сформировался в своем окончательном виде, понятия «гражданин» и «раб» стали несовместимы. Далее, гражданином греческого полиса мог стать только мужчина: полисная цивилизация была построена на главенстве мужской части населения. Женщины не имели не только политических, но и вообще никаких (в том числе имущественных) гражданских прав.

Статус человека в докапиталистических обществах прежде всего определялся отношением к земельной собственности. Не являлась исключением и античная Греция. Человек считался полноправным гражданином постольку, поскольку он обладал земельной собственностью. Эти два статуса были, как правило, неотъемлемы друг от друга: только гражданин является землевладельцем и только землевладелец может быть гражданином. Земельная собственность в полисе существовала одновременно в двух формах – государственной и частной, причем государственная собственность выступала первичной по отношению к частной.

Гражданина, т. е. коллективного собственника государственной земли, гражданская община наделяла индивидуальным земельным участком на правах частной собственности, которым мужчина имел право распоряжаться по своему усмотрению. Он оставался землевладельцем, даже если по какой-либо причине терял свой надел, так как статус гражданина обеспечивал ему право на общественную, государственную землю, на которой располагались сдававшиеся в аренду леса, пастбища, рудники и т. д. и от эксплуатации которой каждый гражданин получал свою долю дохода. В античном полисе политический коллектив граждан являлся в то же время коллективом земельных собственников. Лично свободный, но не являвшийся гражданином житель полиса никогда не мог получить в собственность земельный надел, а вместе с этим и права гражданина.

Таким образом, именно община, т. е. коллектив граждан полиса, была владельцем всей земли в государстве. Такая форма собственности, при которой право собственности на основное средство производства (а именно таковым была земля в античную эпоху) в его государственной (общественной) и частной формах обусловливалось статусом гражданина и контролировалось гражданской общиной, называется античной формой собственности. Следует сказать, что этой двуединой форме собственности присуща некоторая противоречивость. Ведь гражданин полиса являлся хозяином своей земли, и его частное право на землю было неотъемлемым лишь до тех пор, пока он оставался гражданином. Коль скоро частный собственник утрачивал гражданские права (например, по приговору суда за определенные преступления), полис на вполне законном основании лишал члена общины принадлежавшего ему надела.

Характерной особенностью полиса было то, что все его граждане имели право принимать участие в управлении государством. Именно гражданский коллектив в форме народного собрания осуществлял – реально или номинально – высшую власть в полисе. Полисная государственность не предусматривала существования особых органов власти. Полисы были государствами без бюрократии, а все магистраты (т. е. должностные лица) выбирались гражданами путем голосования (или с помощью жребия, выбор которого считался проявлением воли богов). Гражданин полиса мог с полным основанием сказать о себе то, что в XVIII в. заявил французский король Людовик XIV: «Государство – это я!» Но при этом гражданин полиса являлся представителем государства не сам по себе, а лишь в составе гражданского коллектива. Таким образом, в греческом полисе впервые в мировой истории сформировалась республиканская государственность, при которой общество и государство не отделены друг от друга, а представляют собой единое целое.

Гражданин был обязан участвовать в военных мероприятиях полиса, т. е. быть членом ее военной организации. Собственно, армия полиса представляла собой ополчение граждан – земельных собственников. При этом воинская повинность, связанная с необходимостью защищать свободу и целостность полиса, его государственность и законы, а также собственность членов гражданской общины, одновременно являлась не только обязанностью гражданина, но и его правом, поскольку она также была одним из критериев гражданского статуса. Лица, не входившие в гражданский коллектив, привлекались в войско лишь в случае самой крайней необходимости.

Таким образом, в античной Греции понятия «гражданин», «член народного собрания», «носитель высшей власти», «член полисного ополчения» и «земельный собственник» были неразрывно связаны. Все граждане были равны перед законом, каждому полис гарантировал личную свободу. Это вело к проявлению в целом ряде полисов эгалитарных (т. е. уравнительных) тенденций, что закономерно в условиях коллективного управления государством. Так, для поддержания равенства в коллективе наиболее богатые знатные граждане зачастую были вынуждены в интересах общества нести наибольшие затраты. Справедливости ради, следует сказать, что в эпоху расцвета полиса эти требования полисной жизни встречались представителями элиты с пониманием.

Естественно, что в силу своего устройства греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и населению. Так, Спарта (крупнейший в территориальном отношении полис греческого мира), включая завоеванную спартанцами Мессению, имела площадь 8400 квадратных километров и население 200—300 тысяч человек, афинский полис – соответственно 2500 квадратных километров и 250—350 тысяч человек. Но такие крупные полисы были скорее исключениями. Территория большей части полисов не превышала 200 квадратных километров, а население – 10 тысяч человек. Были и совсем маленькие полисы с территорией 30—40 квадратных километров, на которой жили несколько сот человек. Таким образом, типичный полис был крошечным государством, состоявшим из города (или городка) и сельской округи. Большинство жителей такого полиса, который можно было обойти за несколько часов, знали друг друга в лицо.

Город был центром, столицей полиса, зачастую (хотя далеко не всегда) в нем проживало более половины населения государства. Однако город еще не был противопоставлен деревне. Греческое полисное общество принципиально отлично от обществ многих других эпох, когда город являлся средоточием деятельности только торговцев и ремесленников, ведущих специфический городской образ жизни, а крестьянство населяло исключительно сельскую местность. Практически в любом городе Эллады весьма значительную, а порой и преобладающую часть жителей составляли те же крестьяне, ежедневно отправлявшиеся из города на свои земельные участки на хоре. Таким образом, каждый член гражданского коллектива, чем бы он ни занимался (он мог быть, например, владельцем ремесленной мастерской, крупным оптовым торговцем, профессиональным политиком), одновременно являлся землевладельцем (по крайней мере, владел долей общественной земли). А для большинства граждан участок земли был, несомненно, главным средством существования.

Основные характеристики полиса в определенной степени присущи полису «идеальному». Безусловно, при наличии общих тенденций историческое развитие конкретных, реально существовавших полисов имело свои особенности.

Источники

Поскольку архаическая эпоха менее, чем последующие, освещена в трудах древних авторов, большое внимание закономерно привлекают к себе дошедшие от этих времен вещественные памятники, полученные в ходе археологических раскопок. Важные сведения для науки дали систематические исследования историками архаических построек Афин (остатки древнейших храмов Акрополя, ранние сооружения общественного назначения на Агоре), культовых комплексов крупнейших святилищ в Элладе (Дельфы, Олимпия). Очень важные результаты принесло изучение территорий тех полисов, которые были разрушены еще в эпоху архаики и с тех пор не восстанавливались: старой Смирны в Малой Азии, Эмпориона на острове Хиос и др. Так как там древнейшие слои сохранились в неприкосновенности, без позднейших вкраплений, это значительно облегчает их анализ.

Данные эпиграфики для архаической эпохи не имеют большого значения, поскольку письменность появилась лишь недавно и количество надписей было еще невелико. Однако самые ранние греческие надписи чрезвычайно интересны уже в силу их редкости и уникальности. Среди архаических эпиграфических памятников – тексты законов (так, в законе VI в. до н. э. с острова Хиос содержатся упоминания о государственных органах демократического характера), договоры между полисами, списки должностных лиц, а также надписи частного характера. Например, в 591 г. до н. э. греческие воины-наемники на египетской службе во время одного из походов, развлекаясь, начертали на ноге колоссальной статуи Рамсеса II в Южном Египте свои имена. Но и эти немногочисленные свидетельства в совокупности с источниками других типов позволяют ярче увидеть конкретные реалии той эпохи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также