Древней индии политика. § 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политическая и правовая идеология Древней Индии. Древней индии политика


§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии

 

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества.

Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно ведическому преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.

Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н.э. — II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману".

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы — культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство богослужениями и обучение народа религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управление государственными и общественными делами являлось привилегией двух высших варн.

Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. "Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам со смирением", — утверждали Законы Ману. Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им Законы Ману, мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением.

Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение низших варн. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его "будущей жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость. Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории — ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании. "Весь мир подчиняется посредством Наказания", — провозглашали "Законы Ману". Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы "ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир".

Государственную власть Законы Ману описывают как единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Важнейший элемент в этом перечне — царь. Учение о "семичленном царстве" соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.

К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием "Артхашастра" ("Наставления о пользе"). Его автором считается брахман Каутилья —советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н.э.

Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, "как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину".

В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхар-машастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ. "Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу". При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом.

На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.

"Артхашастра" — наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.

Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догмами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремящиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества, готовые поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев.

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI—V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона — "Типитака" (буквально "Три корзины" — название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части). "Типитака" датируется II—I вв. до н.э.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна — для членов монашеской общины, другая — для мирян.

В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет..." — говорит в каноне Будда. "Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать". Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии.

Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии. "Существуют четыре касты, — проповедовал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством".

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи  спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догмы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.

studfiles.net

Политическая и правовая идеология Древней Индии

Алмати

Введение

Возникновение политических учений ранее всего происходило в странах древнего Востока ( Египте, Вавилоне, Индии, Палестине, Китае др).

«Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя»1. Вера в богов здесь сложилась из мифологических постулатов, и приобрела официальное значение . В Египте фараон считался сыном бога солнца и смертной женщины . Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами . Свод законов Вавилонского царя Хаммурапи не повергался обсуждениям . В годы его правления Вавилония была рабовладельческим государством , а Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности . «Первая кодификация была предпринята на 2-м году правления, когда царь "установил право стране". Но она не сохранилась. Известные Х.з. (законы Хаммурапи) относятся к концу его царствования. Они были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст состоит из 3 частей. Первой является обширное введение, в котором Хаммурапи провозглашает, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. В его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы неполны и чересчур категоричны. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Х.з. не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Х.з. в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя,это проявляется в суровости наказаний.»

В Древней Индии различались два ведущих направления политической и правовой идеологии ими являлись брахманизм и буддизм, возникшие в середине I тысячелетия до н.э. С этим же временем можно связать образование классов у арийских племен, покоривших Индию. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Варны — родовые группы, положили начало кастовой организации индийского общества, самые острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил.

Классификаций Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно ведическому преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.

Утверждением верховенства родовой знати в складывающихся государствах была идеология брахманизма. Описаны социально-политические идеи школ брахманизма в большом количестве законоведческих и политических трактатах. Самым значимым из них был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н.э. — II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману".

Одним из смыслов религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, в которм говорится, что душа человека после смерти будет жить в телах людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы — культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство богослужениями и обучение народа религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управление государственными и общественными делами являлось привилегией двух высших варн.

Составители трактата, разъясняли, что в каждом благоустроенном государстве, существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Государственную власть Законы Ману описывают как единоличное правление государя. Самое важное значение среди этих элементов — царь. Учение о "семичленном царстве" соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.

«К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.»1

Возникновение буддизма связано с борьбой против жреческой религии. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама, позже носивший имя Будда, т.е. просветлённый. В буддийские общины допускались свободные, причём речь идёт не только о рабстве но и о семье, собственности и варне (человек должен был отказаться от всего). "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет..." — говорит в каноне Будда. "Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать". "Типитака" (буквально "Три корзины" — название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части), самый первый из дошедших до нас сводов буддийского канона. "Типитака" датируется II—I вв. до н.э.

Монашеская жизнь детально регламентировалась, правила же для мирян во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии.

"Существуют четыре касты, — проповедовал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством".

Требования буддизма, по существу, сводились к уравнивание каст в религиозной сфере. Не смотря на ограниченность, это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Соответственно имело широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Формирование взглядов в буддизме изначально складывалось из мнения рядовых земледельцев-общинников и бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

«Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против насилия жречества и стремятся приспособить буддистские догмы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.»

studfiles.net

Политическая и правовая мысль Древней Индии

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Ведийский период

Политико-правовая мысль Древней Индии подобно древним воззрениям Египта, Вавилона и Ассирии сформировалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. По этой причине на протяжении многих веков ведущее положение в социально-политической и духовной жизни занимали жрецы (брахманы). Идеология брахманизма нашла отражение в религиозных текстах, именуемых “шрути” (полученные через божественное откровение). “Шрути” дополнялись “смрити” – “запоминаемым”. К ним относились веданги, сутры, пураны, итихасы, шастры – различные сочинения на ритуальные, законодательные, исторические и научные темы. Наиболее ранним источником, где имеют место зачатки политико-правовой мысли, является священное писание Веды (в переводе с санскритского означает “ведение”, “знание”), состоящее из нескольких частей. В историко-политическом плане ведущей была “Ригведа”, возникшая не рубеже II –I тыс. до н. э.. В 1028 гимнах запечатлена жизнь ведийских племен во всех ее проявлениях, сформулирован основной принцип, определивший развитие политической мысли Древней Индии, – обожествление мирового порядка и убеждение в божественности происхождения общества и государства. Согласно идее об определяющей роли мирового закона в общественной жизни, возникновение власти, отношения между двумя ее формами – духовной (брахма) и светской (кшатра), права и обязанности правителя и подданных и т.п. изначально заданы всемогущим космическим началом – “рита” (“рта”). Божественному закону рите одинаково подвластны и боги, и люди.

В “Упанишадах” как одной из частей Вед, согласно общей ведической традиции дхарма–право индивидуализировано, предстает как преломление всеобщего, божественного закона применительно к каждому отдельному человеку. У каждого человека свое право - долг. Необходимость соблюдения требований дхармы - права определяется в “Упанишадах” концепцией переселения душ и воздаяния человеку за прошлые деяния.

“Рита”, как изначально установленный высшей силой на земле и на небесах, порядок требовал от человека определенного поведения, нарушение которого влекло наказание, но не в судебном, а сугубо божественном порядке.

Помимо “риты” в Ведах употребляется понятие “дхарма”, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека. “Дхарма”, согласно древнеиндийской традиции, - это не только право, закон, распоряжение, но также и мораль, ритуал, знание вед, правила жизни, гигиены, приема пищи и т.д. Такое расширенное понимание дхармы свидетельствует об отсутствии специальных категорий права и закона в традициях древнеиндийской культуры. Дхарма как обязанность личности строить свое собственное поведение в соответствии с нравственным законом, формирует представление о правах личности.

Дхарма – прежде всего обязанность. Понятие о правах личности свойственно всем странам Востока. Личность не ощущает своей самостоятельности, не противопоставляет себя обществу, она органическая часть целого – пользуется благами не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы. Это мысль выражена в “законе кармы”. Она заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяется не слепой судьбой, а его собственным поведением.

Казалось бы, очень действенная теория, способная быстро обеспечить справедливость. Но секрет в том, что закон кармы основывается на вере в переселение душ, в повторные рождения (аватары): душа человека, не освобожденная за высшую праведность от бренной оболочки и не слившаяся с Богом, обречена на бесконечный цикл рождений (в новых обличьях) и смертей. Награда праведнику не обязательно дается в этой жизни, она может ждать его в будущих рождениях. Так же и наказание. Мы страдаем не обязательно потому, что в прежних рождениях предшествующие физические носители нашей души грешили. Закон кармы – вариант типичного для религиозного мировоззрения примирения с действительностью в ожидании награды в ином мире.

Наряду с мистическим учением о карме Древней Индии известны и реальные, насильственные средства воздействия на общественную жизнь и поведение людей. Они выражались понятием «данда».Это слово также многозначно, в разных контекстах оно переводится как посох, жезл (символ царской власти), кнут розга, кол, столб, к которому привязывают преступника; армия войско, царские чиновники, война, наказание. Более поздние, чем веды источники говорят о данданити - науке быть наказанным. Считалось, что мало найдется людей, следующих дхарме из добродетели, по убеждению, большинство же делает это только из страха наказания.

Положение человека в Древней Индии определялось его происхождением и принадлежностью к той или иной касте. Подчинение свойственным данной касте традиционным нормам считалось религиозным долгом, также именуемым дхармой. Нарушение дхармы могло повлечь изгнание из сообщества. Наряду с частными нормами поведения и жизни отдельных коллективов, существовало общее для всех сторонников индуизма религиозныое предписание, зафиксированное в книгах о дхарме - дхармашастрах. Дхармашастры представляли собой универсальный кодекс поведения для всего индийского общества как в частной, семейной, так и в социальной жизни. Характерной особенностью мировоззрения составителей дхармашастр являлось неразрывная связь права с ритуалом. Накопление имущества, раздел его, передача и т.п., согласно этим воззрений, совершаются исключительно для обеспечения жертвоприношения. Помимо дхармашастр, существовали и другие правовые сборники, именуемые дхармасутрами, составленные иными брахманистскими школами. В отличие от дхармасутр, дхармашастры, возникшие на основе первых, отличаются большей упорядоченностью и систематизацией в изложении и подаче правового материала. Эти два источника политико-правовой мысли наряду с научно-педагогическими функциями играли также роль авторитетных письменных свидетельств действующего права.

С Ведами связываются многие положения социально-политического обустройства общества. В гимне о Пуруше (первочеловеке, породившем “все, что стало и что станет”) из “Ригведы” проводится мысль о божественном установлении сословно-кастового строя. В этом источнике в мифологической форме утверждается наследственность и иерархия варн, их деление на высшие и низшие как части тела Пуруши, из которых они созданы. Сословно-кастовое деление, в соответствии с Ведами, объявляется изначальным, божественным установлением. Многочисленные замкнутые касты распределялись по четырем основным варнам (сословиям): священнослужителей (брахманов), воинов (кшатриев), земледельцев (вайшиев) и слуг (шудр). Высшими сословиями, поделившими между собой духовную и светскую власть, являлись брахманы и кшатрии. Особое место в системе сословно-кастового строя отводится брахманам, называемым в Ведах Богами. В Ведах и комментариях к ним предлагается два варианта решения проблемы происхождения светской, царской власти: учреждение власти правителя по воле Богов и избрание правителя людьми. Особенностью решения проблемы происхождения власти в традициях древнеиндийской политико-правовой мысли является сочетание обоих вариантов: боги и санкционируют результаты народного выбора, и одновременно берут власть под свою опеку. По этой причине отзыв правителя, не соответствующего своему назначению, исключается. Ответственность за свои деяния правитель несет только перед Богом.

Одной из религиозных основных обязанностей правителя считалось поддержание правопорядка и наказание преступников. Поэтому правовая тематика обсуждалась в книгах (шастрах), посвященных долгу царя. Первым веком до н.э. датируется появление “Артхашастры” (“Наука политики”). Термином “артхашастра” обычно называли сочинения, посвященные вопросам государственного управления: политическим, административно-хозяйственным, юридическим. Такие сочинения были весьма распространены в Индии второй половины I тыс. до н. э. Древнейшие из них не сохранились. До нашего времени дошла лишь большая артхашастра, приписываемая традицией советнику Чандрагупты Маурья Каутилье Чанакье (конец IVв.до н. э.), но в действительности составленная около I в. до н. э. Третья книга “Артхашастры” посвящена юридическим вопросам. Она не является сборником действующих законов, изданных каким-либо правителем конкретного индийского государства (такого рода сводов не было ни в древности, ни в средние века). Это научное руководство по общим принципам права, которое должно было учитывать практику судопроизводства. Особый интерес в этом источнике представляют вопросы организации сыска и наказания преступников.

В трактате “Артхашастра” наблюдается заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских представлений о государстве и праве в том числе. В нем наряду с признанием божественного авторитета дхармы, очевидное предпочтение отдается практической пользе административно-властных установлений и различных политических мероприятий. Ведущим принципом и определяющей основой политических действий царя, согласно этому источнику, является полезность, практическая их целесообразность. “Артхашастра” высвобождает политику из морально-религиозных ограничений, открывает перспективу формирования светской доктрины, как политики, так и законодательства.

Наиболее авторитетной дхармашастрой в вопросах индусского права считается дхармашастра “Ману-смрити”, так называемые “Законы Ману” (ii-i вв. до н. э). Пояление этого источника в соответствии с традицией приписывается прародителю человечества Ману. Содержание “Законов Ману” предельно разнообразно: космология и эсхатология, домашние ритуалы и правовые предписания, связанные с полномочиями правителя в отношении своих подданных и т.д. “Законы Ману” воспроизводят и защищают положения Вед о делении общества на сословия и их неравенстве, отмечая монопольные полномочия брахманов толковать дхармашастру и определять, что есть право и обязанность. Справедливость неравенства варн и их членов в “Законах Ману” оправдывается ссылкой на божественную предопределенность системы варн и обязанностью варн следовать божественной дхарме. Большое значение в “Законах Ману” придается наказанию. Наказание наделяется статусом божественности и даже приходится сыном Владыки. Роль, отводимая наказанию в этой дхармашастре, двоякая: важный инструмент управления и средство поддержания порядка, с одной стороны, а с другой - кара, очищающая от греха. Существенным принципом правопонимания в “Законах Ману” является утверждение неравенства наказания за одно и то же деяние.

“Законы Ману” просуществовали почти два столетия как действующий свод правил. Правовой материал в них более систематизирован и компактен, чем в Ведах, мифологические сюжеты занимают меньше места. В сборнике по-прежнему нет понятия права, хотя рассуждения о суде, о том, что условно следовало бы отнести к гражданскому праву, присутствует. Социальный консерватизм “Законов Ману” проявляется в жестокости наказаний и высокомерно-презрительном отношении к шудрам (слугам). Повторяются традиционные положения о божественном предназначении царской власти.

Религиозно-философская система брахманизма, воплощенная в Ведах и более поздних священных книгах, в VI веке столкнулась с двумя мощными течениями – буддизмом и джайнизмом, основательно поколебавшим ее устои.

Буддизм

Основателем буддизма, согласно легендам, является Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой. Будда исключил ритуальность брахманизма и его сосредоточенность на космологических проблемах, подверг критике с позиций принципа нравственно-духовного равенства всех людей систему варн. В традициях буддизма отвергается сама мысль о боге как верховной личности, нравственном правителе мира и первоисточнике закона.

В известном буддийском каноне IV-III вв. до н.э., “Дхаммападе”, отчетливо просматривается тенденция к ограничению роли и масштабов наказания, подчеркивается недопустимость наказания при отсутствии вины. Политико-правовые явления в реальной жизни общества рассматриваются буддистами как проявления земных несчастий.

С течением времени идеи буддизма стали оказывать существенное влияние на государственную политику и законодательство.

Понятие закона теряет в буддизме прежний теистический статус. В этой связи наполняется иным смыслом правовое значение дхармы. Буддийская дхарма интерпретируется как естественный закон, где естественность понимается в смысле отрицания его божественного характера. Дхарма в буддийском варианте приобретает индивидуально-человеческий статус, т.е. это одновременно и разумный закон, и закон разума.

Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обряда и корысти высших сословий, Будда отверг священный характер вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Буддизм впервые в истории политической мысли определяет причины возникновения государства, усматривая их в конфликтах по поводу собственности на землю. Во времена правления Ашоки буддизм был признан государственной религией.

Брахманизм клонился к упадку, но оказался в состоянии приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, Он впитывал в себя элементы доарийских культов местных племен, Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма, ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Он не боролся с соперничающими течениями, и это привело к формированию(на рубеже старой и новой эры) религии индуизма, представляющей собой обновленный брахманизм и сохранившей все священные тексты брахманизма в качестве своей основы.. Отличительной особенностью индуизма, зародившегося в IV тысячелетии до н.э., является политеизм(многобожие).

Джайнизм возник ранее буддизма, но сведения о нем более поздние. Письменным источником, в котором содержатся основные идеи джайнизма, являются записанные в V в. н.э. джайнистские сутры. В отличие от брахманизма, джайнизм объясняет развитие социально-политических институтов реальными потребностями общества, реальными условиями жизни. Пропагандируя отход от мирских интересов, джайнизм объявлял ненасилие основным принципам деятельности власти.

Читайте также:

lektsia.com

Science Po: Политическая теория Древней Индии

Первые города-государства на территории Древней Индии появляются в третьем тысячелетии до нашей эры, однако о них практически ничего неизвестно. Считается, что власть, скорее всего, принадлежала жрецам. Ничего неизвестно о социальной структуре, а в середине второго тысячелетия цивилизация таинственным образом исчезает.

Новый этап начинается с середины второго тысячелетия, когда на территорию Индии проникают арийские племена. Источниками политической и правовой мысли древних арийцев, заселивших Индостан были "Веды" (Санскритское слово, которое означает "ведение","знание"). В "Ведах" говорится о делении общества на 4 варны, которые созданы из Пуруши (мирового тела и духа): Брахманы (из уст), Кшатрии (из рук), Вайшьи (из бёдер) и Шудра (из ног). Члены всех варн были свободны, рабы не входили ни в одну из варн, но их положение было неравноправным. Брахманы (жрецы) и Кшатрии (воины) занимали привилегированное положение по отношению к Вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и Шудра (свободные низы).

Следующим памятником древнеиндийской мысли являются Упанишады, возникновение которых относится к XI - VI векам до н. э. Согласно "Ведам" и "Упанишадам" все варны должны следовать предопределенной для них божественной дхарме - закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Многочисленные дхармасутры и дхармашастры - правовые сборники, составленные различными школами брахманизма и закрепляли господствующее положение белой варны.

Примерно ко II веку до нашей эры относится письменное оформление основанное на более древних источниках известного политико-правового памятника - "Законов Ману". В них также воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества, неравенстве и т. д. Особое внимание уделяется руководящему положению Брахманов и их исключительным правам на толкование и защиту Дхармы. Всё, что существует в мире - собственность брахмана вследствие превосходства рождения. Примечательно, что при всём своем высоком и даже божественном статусе Царь должен прислушиваться с советам брахманов, учиться у них знанию Вед и искусству управления.

Существенная роль в "Законах Ману" отводится наказанию (данда). 

Наказание - царь, оно - мужчина, оно - вождь и оно - каратель...Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, то более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле... Никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир подчиняется только посредством Наказания!

Используя представление о переселении душ "Законы Ману" наряду с земными, перечисляют и загробные наказания ожидающие нарушителей Дхармы.

Сиддхартха

в народе прозванный Буддой (просветленным), выступал с критикой ряда положений Вед, Упанишад и в целом идеологии Брахманизма. Он отвергает мысль о боге как о верховном нравственном существе и правителе мира. С позиций признания нравственно-духовного равенства людей критикует систему варн и принцип их неравенства. Брахман - это не член привилегированной варны, а любой человек достигший совершенства путём личных усилий. Дхарма - управляющая миром природная закономерность. Умеренное применение наказаний подчеркивалась в "Дхаммападе" IV - III в. до н. э. в противоположность "Законам Ману". Во время правления Ашоки (268-232 г.) объеденившего Индию, буддизм стал государственной религией.

Артхашастра

Заметный отход от идеологии брахманизма наблюдается также в другом политико-правовом памятнике Древней Индии. Написанная в IV - III веках до н. э. влиятельным советником и министром царя Чандрагупты первого Каутильей (Чанакья), Артхашастра - имела значительный уклон в сторону рационализации представлений о государстве и праве.

Относя к наукам Философию, Учение о трёх Ведах, Учение о хозяйстве и Учение о государственном управлении, трактат подчеркивает, что философия исследует законное и незаконное в Учении о Ведах, пользу и вред в Учении о хозяйстве и верную и неверную политику в Учении о госуправлении.

Практическая польза (артхе) выступает в трактате, как основа и ведущий принцип политических действий. Этому принципу подчинена сильная карающая власть и сохранение варн.

Реферирование с элементами вольного пересказа выполнено с источников:

  1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений, учебник для ВУЗов, 2-ое издание, НОРМА-ИНФРА Москва 1995 год.
  2. Лекции по истории политических и правовых учений, рукопись, ТюмГУ, 2006-07
   

sciencespo-loup-garou.blogspot.com

Этапы политической истории Древней Индии — Мегаобучалка

Политическая и правовая идеология Древней Индии

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Этапы политической истории Древней Индии. 5

2. Направления в политической и правовой идеологии – трактат «Законы Ману» 11

3. Трактат "Артхашастра" Древней Индии. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21

 

ВВЕДЕНИЕ

«Политическая и правовая идеология Древней Индии» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна потому, что древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались, прежде всего, традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.

Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями.

 

Этапы политической истории Древней Индии

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н. э, когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн – родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества

Варн у древних индийцев было четыре – варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры) Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а из ступней – шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры

На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию – брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат “Манавадхармашастра” (“Наставления Ману о дхарме” – составлен в период II в. до н. э. – II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием “Законы Ману”.

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы – культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух высших варн.

Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. “Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим (трем) варнам со смирением”, – утверждали “Законы Ману” Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им “Законы Ману”, мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением.

Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его “будущей жизни”, как награду за служение богам, терпение и кротость Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории – ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании “Весь мир подчиняется посредством Наказания”, – провозглашали “Законы Ману”. Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы “ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир”.

Государственную власть “Законы Ману” описывают как единоличное правление государя В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов– царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения) Важнейший элемент в этом перечне – царь. Учение о “семичленном царстве” соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.

К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.

 

 

Законы Ману

Законы Ману: общая характеристика

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

megaobuchalka.ru

Тема 7. Политическое развитие древней индии.

Географическое положение и природно-климатические условия. Основные культурно-хозяйственные зоны. Первые земледельческие культуры в долине Инда. Возникновение двух центров древнейшей Индской цивилизации (Мохенджо-Даро и Хараппа). Причины упадка и гибели Индской цивилизации. Ее историческое значение.

«Ведийский период» в историческом развитии Индии. Миграция арийских племен в Северную Индию. Их взаимоотношения с автохтонным этносом. Социально-экономические отношения и политический строй арийских общин. Установление господства жреческой и военной аристократии. Варновая система. Религиозные и культурные устои населения древней Индии. Развитие рабовладельческих государств в долине Ганга и Джамны в VI в. до н.э. (Магадха, Анга, Кошала, гос-во Панчалов, Куру и др.). «Монархии», «олигархии», племенные конфедерации северной Индии и династическая борьба между ними. Победа Магадхи. Захват власти в Магадхе Махападмой Нандой (ок. 364 г. до н. э.). Образование державы Нандов.

Греко-македонское вторжение в Индию (Синд и Пенджаб). Борьба царей Таксила и Пора с греко-македонскими завоевателями. Изгнание завоевателей и возвышение Чандрагупты. Падение династии Нандов и воцарение Чандрагупты Маурья на престоле Магадхи (ок. 324 г. до н. э.). Создание общеиндийской державы Маурьев и особенности ее организации. Внешняя, внутренняя и религиозная политика Чандрагупты и его преемников (Биндусара, Ашока, Брихадратха). Столкновения с Греко - Бактрийским царством Ослабление и гибель общеиндийской державы Маурьев (ок. 187 г. до н. э.). Историческое значение ее существования. Возвышение династи Шунгов. Экономическая жизнь и социальная структура индийского общества в этот период.

Индия в период кушанов (юэчжи). Международные связи, культурное взаимодействие и дальнейшее распространение буддизма. Политическая раздробленность Индии и условия возникновения нового общеидийского государства. Новое возвышение Магадхи и правление династии Гуптов. Военные походы Гуптов. Складывание кастового уклада. Нашествие гуннов-эфгадитов и распад державы Гуптов.

Тема 8. Политическое развитие древнего китая.

Географическое положение и природные условия древнего Китая. Этнический состав населения в бассейне крупнейших рек. Очаги древнекитайской цивилизации в эпоху неолита. Экономика, общество и государство в эпоху Шан Инь. Расцвет и территориальное расширение шанского государства при У Дине.

Племя Чжоу и его взаимоотношения с иньцами. Разгром Шанского государства. Социально-экономические отношения в Х-VIII вв. до н. э. Система социальных рангов. Наследственные пожалования и права чжухоу. Проблема рабства. Период Восточного Чжоу. Столкновения чжоусцев с другими племенами. Ослабление царской власти и рост политической раздробленности в чжоуском государстве. Борьба за преобладание между царствами древнего Китая. Идеологическая борьба в Китае в VIII-III вв.до н. э. Возникновение философских учений и школ. Даосизм, конфуцианство и фацзя (школа «законников» - легистов).

Развитие экономических связей, процесс этнической консолидации древних китайцев и другие предпосылки объединения древнекитайских царств. Реформы Шан Яна в царстве Цинь. Возвышение царства Цинь в борьбе с соседями. Создание централизованного государства и провозглашение империи. Цинь Шихуанди и его административно-военные реформы. Экономические и правовые мероприятия. Внешняя политика Цинь Шихуанди. Борьба с северными кочевниками сюнну. Строительство Великой китайской стены. Наступление на другие территории. Обострение социально-политических противоречий и народные восстания в конце III в. до н.э. Взятие восставшими столицы и свержение циньской династии. Историческое значение циньской династии.

Преодоление политической раздробленности в борьбе с царством Чу. Основание Лю Баном империи Хань. Первый период Ханьской эпохи (правление Старшей династии Хань). Внутренняя политика ханьских императоров. Влияние конфуцианства. Борьба с сепаратизмом ванов. Правление У-ди (147-87 гг. до н. э.) и его реформы. Внешняя политика Ханьской империи во II-I вв. до н.э. и ее территориальное расширение. Классовый и социальный состав ханьского общества. Рост рабовладения. Социально-политическоий кризис империи. Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в. н.э. Реформы Ван Мана и движение «краснобровых». Возникновение Поздней династии Хань. Ее внутренняя политика. Социально-экономические реформы и стабилизация положения в стране. Мероприятия против рабства. Внешняя политика в I -III вв. н.э. Борьба с племенами сюнну. Отношения с Парфией. Демографические и этнические процессы в поздне-ханьской империи и их влияние на политическую жизнь страны.

Процесс феодализации в Древнем Китае. Политические и социальные движения в позднеханьской империи. Восстание «желтых повязок». Междоусобицы и крушение единства империи. «Троецарствие» и переход к феодализму.

Общие черты в историческом развитии цивилизаций древнего Востока. Развитие классового общества, разрушение старых родовых и племенных связей, складывание древнейших народностей. Особенности социально-политического, культурного и религиозного развития стран древнего Востока. Основные этапы формирования государства и общества. Влияние древневосточных цивилизаций на последующее развитие рабовладельческих государств Европы и Азии.

studfiles.net

Политические и правовые учения в Древней Индии

Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать

1. Её религиозный, духовный характер.

2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания.

3. Главный фактор её развития - религия.

4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве.

Выделялись две религии - брахманизм и буддизм. Это две противоположные религиозные концепции. Идейные расхождения между ними произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества. В Древней Индии варн было четыре:

1. Варна жрецов (брахманы).

2. Варна воинов (кшатрии).

3. Варна землевладельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи).

4. Низшая варна (шудры).

Брахманизм.

Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману".

Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные.

Основные положения:

1. Многобожие.

2. Закон кармы (учение о переселении душ). Душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно или, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.

3. Понятие дхармы. Дхарма - закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.

4. Обоснование варн: они созданы богом.

5. Обосновывалось неравенство людей. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны разрешался только после смерти, как награда за служение богам, терпение и покорность.

6. Наказание и принуждение как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Внушение угнетенным мысли о бесплодности борьбы за улучшения условий жизни.

7. О государстве:

а) существуют два вида власти - духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями - кшатриями).

б) верховенство духовной власти над светской, подчинение правителя жрецам (роль правителя принижается).

в) в каждом государстве существует семь элементов: царь, советник, страна, крепость, казна, войско, союзники (указаны в порядке их убывающего значения).

г) занятия правителя: война, расширение территории, защита, поддержание порядка, наказание преступников.

д) власть правителя - на совещательных началах с брахманами, приказы правителя имеют подзаконное значение (так как он правит на основании законов, установленных богами, и не вправе их изменять).

е) государство представляет собой сдерживающее начало.

ж) существует два вида наказания:

1. наказание царя,

2.наказание после смерти (переселение души).

Буддизм.

Основатель - принц Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей.

Основные идеи:

1. Признание нравственно - духовного равенства людей.

2. Критика системы варн и принципа их неравенства.

3. Жизнь - это страдание, и источник этих страданий - сама жизнь. Страдания можно прекратить в этой земной жизни. Для этого необходимо следовать (благородному) пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведёт человека к нирване.

4. Дхарма - это управляющая миром природная закономерность, естественный закон.

5. Ограничение роли и масштабов наказания.

6. Не должно быть наказания без вины.

7. В целом, невнимание к реальным политико-правовым явлениям, как к общей цепи земных несчастий.

8. Буддизм сосредоточен на проблемах человека.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение за пределами Индии. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.



biofile.ru


Смотрите также