Одежда древних славян. Детская одежда древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Одежда древних славян". Одежда древних славян


Одежда древних славян - Мода 2017

Архаичная мода славян одновременно простая и загадочная, поэтому изучать праславянскую моду довольно-таки интересно. Что скрывается за этими противоречиями, и одежду древних славян для женщин известна на сегодняшний день? Давайте разбираться.

С чего изготавливалась женскую одежду древних славян?

Изучая лингвистические данные древних времен известно, что сначала главным материалом для изготовления одежды была обработана кожа убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался Усма - это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей.

Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о покраске тканей ничего неизвестно.

Одежда древних славян

Сукно, сермяга или власяницу - это шерстяная ткань, которая начала использоваться в XI-XIII вв. В каждой славянской семье женщины занимались ткачеством и прядением с помощью веретен.

Понятно, что богатая племенная знать и князья покупали заморские ткани, например византийскую шелковую материю.

Одежда древних славянок

Старинную одежду славян значительно отличалась от одежды соседних народов. По письменным свидетельствам, а также археологическими материалами мало что известно о женской одежде. По поздним данным можно судить, что в основном это были длинные рубашки (примерно до колена), иногда украшенные вышивкой и узорами из ткани. Рубашки были повседневные и праздничные, похоронные и свадебные, вороженные и покосные.

Для всех слоев населения крой был одинаковым - перегнутый кусок ткани с отверстием для головы, скрепленный поясом, позже стали сшивать рукава. Простые женщины носили рубашки из льна, а вот знатные девушки - из привозного шелка. В XIII веке появилась хлопчатобумажная ткань.

Женщинам разрешалось носить ременные пояса, только плетеные или ткани.

Об платья древних славян упоминается лишь в шестнадцатом веке, и назывались они сарафаны. Длинные вышитые рукава, вместо воротника одевался ожерелок, украшенный камнями и перламутром. Пришивной манжет и косой ворот появились в семнадцатом веке. Декорирование платья всегда имело глубокий смысл, в основном это сочетание осторожный и Волховского символики (лошади, птицы, дерево Жизни, изображения богов и полосатые орнаменты). Использовались узорчатые лоскутные нашивки и тесьма.

Традиционный цвет на Руси - красный, и было около тридцати его оттенков.

Мода: Одежда древних славян

Мода 2017

Одежда древних славян | Мода 2017

Одежда древних славян | Мода

Мода 2017: Одежда древних славян

Photo Мода 2017: Одежда древних славян

Одежда и украшения древних славян

Славянские мастера на весь мир славились искусными ювелирными украшениями. Многие иностранные мастера присматривались к прекрасным творениям, копируя их.

Гривна - металлический обруч, надетый на шею, для многих народов это был оберег, который не давал душе покинуть тело. По другим источникам это было украшение, которое позволяли себе только некоторые слои общества.

Височные кольца - это украшения головных уборов, которые крепятся у висков. Их носили незамужние девушки, подвешивая к лентами и венками.

Серьги-кольца - проводные изделие большого размера. Носили их обычно по несколько штук.

Браслеты - известные славянские украшения, чаще всего встречаются в раскопках. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом и золотыми цепочками.

Подвески - большие металлические кулоны, которые носились на шнурах или цепочках. Популярными были подвески в виде свастики, кресты, ромбов, полумесяца, а также в форме животных.

Одежда древних славян очень быстро менялась, но всегда оставалась верной своим традициям и культуре. Поэтому она так интересна и оригинальна!

Одежда древних славян | Photo Мода 2017

Мода Photo 2017

Best Мода 2017

Best Мода 2017

Best Мода 2017

Мода picture 2017

Мода images 2017

Мода wallpapers 2017

images 2017: Одежда древних славян Мода

Одежда древних славян Видео.

woman-b.com

"Одежда древних славян" - литература, презентации

Одежда древних славян Автор: Васяева Ольга Владимировна, учитель русского языка МОУ «РПКГ имени преподобного Сергия Радонежского»

Одежда древних славян

Автор: Васяева Ольга Владимировна, учитель русского языка МОУ «РПКГ имени преподобного Сергия Радонежского»

СОЗЕРЦАЯ ПОЛОТНА ЖИВОПИСЦЕВ Поражаешься могучей изобразительной силе знаменитых живописцев Васнецова, Билибина. Именно их работы определяют образ нашего далекого прошлого в современном сознании. Однако художники пользовались в лучшем случае материалами XVI-XVII веков. Между тем, имеющиеся на сегодняшний день данные археологии позволяют довольно точно реконструировать облик наших предков даже отдаленного былинного периода, называемого Древней Русью (то есть до распада Древне русского государства в середине XI в.)

СОЗЕРЦАЯ ПОЛОТНА ЖИВОПИСЦЕВ

Поражаешься могучей изобразительной силе знаменитых живописцев Васнецова, Билибина.

Именно их работы определяют образ нашего далекого прошлого в современном сознании.

Однако художники пользовались в лучшем случае материалами XVI-XVII веков. Между тем, имеющиеся на сегодняшний день данные археологии позволяют довольно точно реконструировать облик наших предков даже отдаленного былинного периода, называемого Древней Русью (то есть до распада Древне русского государства в середине XI в.)

Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека. Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение

Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека.

Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение

Из чего же состоял гардероб древних русичей, которые жили в златоглавом Киеве, Новгороде, Владимире и Суздале? Находки археологов и старинные летописи помогают нам восстановить облик «модниц» Древней Руси.

Из чего же состоял гардероб древних русичей, которые жили в златоглавом Киеве, Новгороде, Владимире и Суздале?

Находки археологов и старинные летописи помогают нам восстановить облик «модниц» Древней Руси.

Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки-поневы Женский костюм

Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки-поневы

Женский костюм

ПОНЕВА Понева – древняя одежда. Упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода. Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетенным узким пояском; ее носили только замужние женщины.

ПОНЕВА

Понева – древняя одежда. Упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.

Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетенным узким пояском; ее носили только замужние женщины.

Женская рубаха Была длиннее мужской – она доходила до ступни. Подпоясывали её расшитым охранительными узорами поясом. Узорами расшивались горловина, подол и запястья.

Женская рубаха

Была длиннее мужской – она доходила до ступни.

Подпоясывали её расшитым охранительными узорами поясом.

Узорами расшивались горловина, подол и запястья.

На рубаху сверху надевали девушки – запону , которая была короче рубахи и по бокам не сшивалась; женщины – разноцветную поневу (юбку), она также не сшивалась по бокам, а стягивалась на талии гашником. В праздник поверх этих одежд надевался нарядный навершник – длинный, широкий, с короткими широкими рукавами, придававший фигуре особую величавость.

На рубаху сверху надевали

девушки – запону , которая была короче рубахи и по бокам не сшивалась;

женщины – разноцветную поневу (юбку), она также не сшивалась по бокам, а стягивалась на талии гашником.

В праздник поверх этих одежд надевался нарядный навершник – длинный, широкий, с короткими широкими рукавами, придававший фигуре особую величавость.

Сарафан входит в широкий обиход не раньше конца XI в., являясь одеждой, заимствованной у скандинавов. Традиционный русский сарафан – глухой, с пришитыми сверху лямками и одевается через голову. Скандинавский же сарафан – хрангерок, состоял, как правило, из двух полотнищ, соединявшихся друг с другом и с лямками при помощи парных застежек-фибул скорлупообразной формы.

Сарафан входит в широкий обиход не раньше конца XI в., являясь одеждой, заимствованной у скандинавов.

Традиционный русский сарафан – глухой, с пришитыми сверху лямками и одевается через голову.

Скандинавский же сарафан – хрангерок, состоял, как правило, из двух полотнищ, соединявшихся друг с другом и с лямками при помощи парных застежек-фибул скорлупообразной формы.

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА ЯВЛЯЛСЯ ПОЯС Появиться неподпоясанным считалось неприличным для мужчины и совершенно невозможным для женщины, за исключением определенных культовых обрядов. На браслете XII в. Сохранилось изображение неподпоясанной девушки с распущенными волосами и длинными рукавами, плывущей в танце. Вероятно, там запечатлена сцена языческого праздника Ивана Купала. Женские пояса всегда были матерчатыми: тканными или плетенными

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА ЯВЛЯЛСЯ ПОЯС

Появиться неподпоясанным считалось неприличным для мужчины и совершенно невозможным для женщины, за исключением определенных культовых обрядов.

На браслете XII в. Сохранилось изображение неподпоясанной девушки с распущенными волосами и длинными рукавами, плывущей в танце. Вероятно, там запечатлена сцена языческого праздника Ивана Купала.

Женские пояса всегда были матерчатыми: тканными или плетенными

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

  • Головные повязки: у женщин это был девичий головной убор, называвшийся «краса». Он представлял собой повязку из яркой дорогой ткани, украшенную как можно богаче. «Красу» часто расшивали серебром, жемчугом или даже золотом.
  • Носили также тонкие металлические венчики – диадемы.
  • Замужние женщины и вдовы всегда покрывали голову «платком-повоем», который также мог богато украшаться.
УКРАШЕНИЯ Из украшений, кроме браслетов, женщины носили бусы из цветно го стекла, хрусталя и долика и ожерелья, включающие всевозможные украшения-подвески.

УКРАШЕНИЯ

  • Из украшений, кроме

браслетов, женщины

носили бусы из цветно

го стекла, хрусталя и

долика и ожерелья, включающие всевозможные украшения-подвески.

  • Дети и женщины надевали привески-бубенчики из бронзы, реже из серебра, привешивающиеся обычно к поясу. Бубенчики, связанные с Богом Грозы Перуном, играли роль оберегов.
  • Типично славянским женским украшением были височные кольца, имевшие различную форму.
Женская обувь Обувь была в основном кожаной. Археологи находят и грубые, скроенные из одного куска кожи, поршни, и изящные, сшитые на колодке башмаки. Вся обувь не имела каблуков. Простонародье охотно обувалось в лапти, не столько по бедности, сколько потому, что эта легкая, удобная и гигиеничная обувь была чрезвычайно удобна, например, при полевых работах

Женская обувь

  • Обувь была в основном кожаной.
  • Археологи находят и грубые, скроенные из одного куска кожи, поршни, и изящные, сшитые на колодке башмаки.
  • Вся обувь не имела каблуков.
  • Простонародье охотно обувалось в лапти, не столько по бедности, сколько потому, что эта легкая, удобная и гигиеничная обувь была чрезвычайно удобна, например, при полевых работах
МУЖСКОЙ КОСТЮМ Основными видами мужскойодежды были рубаха и порты , причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная. Чем богаче был человек, тем многослойнее был его костюм

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Основными видами мужскойодежды были рубаха и порты , причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная.

Чем богаче был человек, тем многослойнее был его костюм

Рубаха Это древнейшая из одежд, ибо её название восходит к древнему слову «руб», то есть «самый грубый». Рубаха доходила до колен. Имела круглый ворот (иногда прослеживается и воротник- стойка, однако широкое распространение в русском костюме он получает в более позднее время)

Рубаха

Это древнейшая из одежд, ибо её название восходит к древнему слову «руб», то есть «самый грубый».

Рубаха доходила до колен. Имела круглый ворот (иногда прослеживается и воротник- стойка, однако широкое распространение в русском костюме он получает в более позднее время)

Длина рубахи, материал, из которого она сшита, и характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом. Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди. Более короткие – другие сословия, так как будни народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений. Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом.

Длина рубахи, материал, из которого она сшита, и характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом.

Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди.

Более короткие – другие сословия, так как будни народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений.

Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом.

МУЖСКОЙ ПОЯС

МУЖСКОЙ ПОЯС

  • Составлял 1,5-2 см в ширину, имел металлическую пряжку и , довольно часто, наконечник.
  • Люди, принадлежащие к полиэтнической культуре – профессиональные воины и вожди купеческих ватаг, любили носить заимствованные у степных воителей наборные пояса – ремни, покрытые серебряными или бронзовыми фигурными накладками.
  • К поясу подвешивались всевозможные необходимые вещи: нож, оселок и др.
Порты , суженые у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали ещё одни – шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком – гашником (отсюда выражение «держать что-то в загашнике»). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2,5 метров), и на них надевали лапти , в ушки которых продергивались завязки – оборы, ими и обвивались онучи.

Порты , суженые у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали ещё одни – шелковые или суконные.

Они стягивались на поясе шнурком – гашником (отсюда выражение «держать что-то в загашнике»).

Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2,5 метров), и на них надевали лапти , в ушки которых продергивались завязки – оборы, ими и обвивались онучи.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Из головных уборов можно выделить три типа: - колпак -шапка -головная повязка Колпаки делались цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма головного убора, являющаяся еще и удобным подшлемником. Колпаки отделывали тесьмой по краю и швам. Шапка – головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна по древним идолам и изображениям князей. Головные повязки , удерживающие длинные волосы изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

  • Из головных уборов можно выделить три типа:

- колпак

-шапка

-головная повязка

Колпаки делались цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма головного убора, являющаяся еще и удобным подшлемником. Колпаки отделывали тесьмой по краю и швам.

Шапка – головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна по древним идолам и изображениям князей.

Головные повязки , удерживающие длинные волосы изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты.

ОБУВЬ САПОГИ изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало. ЛАПТИ были: толстые и тонкие темные и светлые простые и с плетёнными узорами нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка. Обувь надевалась на шерстяные носки-копытца без пяток, вязанные иглой, или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи, поднимавшиеся на четверть икры. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины – на голую ногу.

ОБУВЬ

САПОГИ изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало.

ЛАПТИ были:

толстые и тонкие

темные и светлые

простые и с плетёнными узорами

нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка.

Обувь надевалась на шерстяные носки-копытца без пяток, вязанные иглой, или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи, поднимавшиеся на четверть икры. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины – на голую ногу.

Верхняя одежда Верхней одеждой древних руссов являлся плащ прямоугольной формы, длиной обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти, мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой. В Х в. У представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны. Русские кафтаны были льняными или шелковыми, с разрезами сзади и сбоков, с круглым или стоячим воротом. Кафтаны шились длиной чуть ниже колен или до середины икр.

Верхняя одежда

Верхней одеждой древних руссов являлся плащ прямоугольной формы, длиной обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти, мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой.

В Х в. У представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны.

Русские кафтаны были льняными или шелковыми, с разрезами сзади и сбоков, с круглым или стоячим воротом. Кафтаны шились длиной чуть ниже колен или до середины икр.

Русский комплекс костюма, сформировавшийся еще в древности, просуществовал, видоизменяясь и дополняясь, вплоть до наших дней, по-прежнему доставляя собой самобытную, нарядную и очень удобную одежду.

Русский комплекс костюма, сформировавшийся еще в древности, просуществовал, видоизменяясь и дополняясь, вплоть до наших дней, по-прежнему доставляя собой самобытную, нарядную и очень удобную одежду.

kopilkaurokov.ru

Одежда древних Славян | Земля Мастеров

Во что одевались наши давние предки? Одёжа, риза, порты… Как называли древние славяне «одежду вообще»? В Словаре русского языка Ожегова при слове «одёжа» стоит пометка — «разговорное». 

Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин «одежда».

Слово «одеяние», имеющее для нас иногда торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». 

Действительно, вслушаемся: «одеяние» — «то, что одевают». А вот другое современное просторечие — «портки». В древности его произносили иначе — «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по древнерусски «резать». 

«Порты» употреблялись, как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез», «кусок ткани, холста», а ещё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки». 

Древнее значение — «одежда вообще» — сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили в старину. А что же такое слово «риза»? Конечно, это облачение священника, надеваемое для богослужения. 

Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечая его родство с глаголом «резать». Именно слово «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»... 

Самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Её название происходит от корня «руб» — 

«кусок, отрез, обрывок ткани». История рубахи древних русских людей действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавились рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» 

и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоёв населения, менялся только материал и характер отделки. 

Простой народ носил, в основном, рубахи из льняного полотна. Для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые и знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка. А не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. 

На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк». Рубаха и сорочка отличались друг от друга. 

Длинная рубаха делалась из грубой и толстой материи. Короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой ткани. Постепенно она превратилась в бельё («сорочка», «чехол»). А длинную рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. При этом 

её поддёргивали. Получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Рубахи у горожан были немного короче, чем у крестьян. Женские рубахи кроились обычно до полу (отсюда «подол»). Их тоже подпоясывали. Нижний её край, чаще всего, оказывался посередине икры. 

Иногда, во время работы, рубахи подтягивали по колено. Ворот рубахи, непосредственно прилегавший к телу, шился с магическими предосторожностями. 

Рубаха должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, лоскут протаскивали внутрь будущей рубахи. Движение «внутрь» обозначало сохранение жизненных сил, «наружу» — утрату или потерю. «Наружу» всегда старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. По мнению древних славян, необходимо было обезопасить все необходимые отверстия в рубахе: ворот, подол, рукава. 

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до современных работ. Славянские рубахи не имели отложных воротников. 

Разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева. Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладали бронзовые и медные, которые лучше сохранились в земле. 

На самом деле они делались и из простых подручных материалов — кости и дерева. Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды. Ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая этому помешать, ворот оснащали охранительной вышивкой 

(иногда содержавшей даже золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни). Со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. Рукава рубах были длинные и широкие. У запястья схватывались тесьмой. 

Интересно, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной... В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были на много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды надевались не только для красоты — это были одновременно и ритуальные облачения. 

Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как лебединые крылья. Это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие. 

Южные славяне называли их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке. Помазание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Это и есть намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства. Пояс – это важная деталь одежды. 

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле. Поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще. 

А вот ремённые пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа. Женщины никогда их не носили. 

Мы помним, что почти каждый взрослый мужчина потенциально был воином. Именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. 

Так, на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». 

Мужской кожаный пояс обычно был 1,5—2 см. шириной. Он имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками. 

Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи. Весь его облик, в первую очередь пояс, должен был об этом говорить. Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например, 

вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов — членов дружин — были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе, как свидетельство связей между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён. Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. 

Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану. Вероятно, такие пояса были очень редкими, поскольку очень опасны были эти могучие и бесстрашные лесные быки. В то время охоту на тура приравнивали к поединку с вооружённым врагом. Тур, как бы был своеобразным воинским «тотемом». Существовало даже поверье, что пояса из кожи тура хорошо помогали роженицам. 

Ритуальным смыслом обладали буквально все предметы воинского снаряжения. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. С этой целью славяне шили специальные мешочки (сумочки) для разной мелочи. Назывались они "карманы». 

Пришивать карманы к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход. Штаны, на первый взгляд, являются необходимой частью мужского костюма. Однако это было далеко не так. Так, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой, 

которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Штаны были занесены в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён, которые появились в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими. На сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Между штанинами вставляли ластовицу — для удобства ходьбы. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи. 

Украшались ли штаны? Данных об этом нет. Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сначала ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. Слово «гача», в смысле, «штанина» кое-где дожило и до сегодняшнего дня. Действительно, спрятанное всё за шнурком для штанов, прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки», а также «ноговицы» и «брюки» вошли в употребление только при Петре I.

zema.su

Детская одежда древних славян-Разное

В процессе эволюции эпох древние славяне стали организовывать поселения и научились обрабатывать землю. Рождение каждого нового ребенка считалось благом, желанным событием. Древние славяне сравнивали рождение новой жизни с рождением колоса из зернышка во вспаханном поле. Об этом говорят древнеславянские узоры на сохранившихся изображениях женщин-рожениц.

В момент рождения ребенка заворачивали в родительскую рубаху. В дальнейшем девочкам перекраивали мамину одежду, мальчикам – одежду отца. Считалось, что так родители дают защиту своему ребенку от всего дурного. Именно этот фактор являлся главным, а не жесткость нового сукна или бедность родителей.

Одежда ребенка была очень проста – длинная рубаха почти до пят. Ориентировочно к 7 годам к одежде ребенка добавлялся поясок, мальчикам разрешали носить простые полотняные штаны. Обувь у всех древних славян была практически одинакова. Одежда у славян шили в основном изо льна, шерсти и конопли.

Древние славяне всегда украшали одежду вышитыми узорами в области ворота, рукавов, подола. Вышивка являлась обязательным атрибутом одежды и, считалось, что вышивка оберегает человека. Матери вышивали на одеждах своих чад символы покровительства, защиты. Помимо этого вышивка отражала принадлежность человека к роду. Всех девочек учили вышивать с раннего детства. Рисунок вышивки всегда был не случаен, обычно для детской одежды использовали красный цвет.

Из других детских украшений интересны бубенчики – их подвешивали у пояса по несколько штук. При каждом движении ребенка слышался звон, что помогало родителям следить за ребенком, бубенчики играли роль погремушки. Однако основной задачей бубенцов было отпугивание всего дурного. Мы уже говорили, что древние славяне были очень суеверны. Девочки могли надевать бусы, носить в волосах ленты или украшения из тонкой проволоки. Взрослые женские металлические украшения им не надевали.

Детскую одежду носили до совершения своеобразного обряда инициализации. В простонародье этот обряд совершали позднее, чем в высших слоях (бояре, князья). Хотя этот факт абсолютно точно археологам, историкам установить не удалось. До нас дошли изображения детей высшего сословия с гравюр, но нельзя точно сказать их одежды являются реалией или вымыслом художника.

www.krupenichka.ru

Язычество и художественное творчество древних славян

Язычество и художественное творчество древних славян

Язычество всегда отражалось в жизни славян, так как все сверхъестественное было связано с природой. Этот феномен ярко отражается также и на одежде людей. Самый главный элемент мужского наряда – это рубаха. В рубахе мужчина ходил на протяжении всей своей жизни, начиная с младенчества и заканчивая старостью. У женщин также были рубахи, а в XV веке появилось ещё такое понятие, как платье. Традиционно одежду украшали народными узорами из ручной вышивки. Самые популярные обережные мотивы были представлены в виде коня, птицы, дерева Жизни, различные растительные орнаменты, антропоморфные изображения Богов а также их символы. Весьма многообразными были и полосчатые орнаменты (лапчатый, струями, личиками, рельсами, копытцами, свинушками, кружалком и крестом).

Интересный факт: многие орнаменты, чтобы не тратить дополнительно нитки и время, перешивали из одной рубахи, которую уже износили, на другую, новую.

Традиционный обережный цвет – красный, так как он символизирует огонь, а также является цветом крови. Удивительно, но сама холстина, из которой состояла рубаха, называлась Землей, а вышивка на ней – Ярью. Таким образом, получалось, что Небесный Огонь, когда покрывал Землю, зачинал и оберегал на ней все живое.

В древние времена славяне различали около тридцати оттенков красного цвета. Например, черемной – красный, мясной – алый, кумашный – красно-алый, боканный – красный, багрец – аловишневый, чремно-искрасной – вишневый и т.д. Стоит также добавить, что очень было популярно носить различные украшения женщинам. Язычество и художественное творчество древних славян Так, к примеру, арабские путешественники отмечали, что у славянских женщин всегда очень ценился зеленый бисер, на руках были серебряные браслеты, особенно выделялись золотые и серебряные шейные гривны, монисты, различные ожерелья и т.д.

Обереги древних славян

Язычество нашло свое выражение в вещественном мире благодаря оберегам. Чувствуя себя бессильным против богов и природы, славяне, пытаясь обезопасить себя от стихий и раскрыть механизм влияния на природу, разработали целый комплекс защиты от неизвестных сил.

Различные языческие символы находились в самых уязвимых местах дома: окна, двери, щели, ворота и т.д. Все они должны были защитить дом и его жителей от нечистой силы. Иногда солярные знаки находились даже на крыше дома, и обычно это был символ коня. На фасаде дома было принято изображать небо и ход солнца (утро, день и вечер). Над входной дверью вешали вышитые полотенца, посредине которого находился громовой знак в виде круга, разделенного на шесть секторов. Это был символ Перуна, который помогал уберечь жилище от удара молнии и пожара. На наличниках окон рисовали или вырезали знаки земли, засеянного поля, русалок берегинь (защищали от упырей), птиц, растения, фантастических существ.

На прихозяйственных постройках изображали богинь Ладу и Макошь с опущенными руками, якобы те просят матушку-землю о большом урожае и сырой земле. С поднятыми руками их изображали над дверью дома или возле окна, дабы попросить у богов защиты и небесной влаги и света. Причудливыми орнаментами старались покрыть все, дабы защитить себя со всех сторон от всякого зла.

Язычество и художественное творчество древних славян

Украшения древних славян

Особая защита требовалась женщине, защитнице и продолжательнице рода. Поэтому в их наряде всегда присутствовали подвески, которые либо крепились на цепочке и вешались на шею, либо свисали с пояса, либо висели у плеча. Таким оберегом был талисман, вырезанный в форме коня или утко-коня, к которому добавляли ещё бубенчики или утиные лапки (символ Рода, создателя земли).

Ещё один главный элемент женского украшения – головной убор. У девушек это был венчик, у замужних женщин кика или кокошник. Венок является кругом оберегом, который помогает девушке сохранять светлые, добрые мысли. Кика символизировала рога богини Оленихи, которая придавала женщине силу. Такой головной убор был обязательно украшен бисером, нитями жемчуга и височными кольцами. Поверхность кокошника и кики покрывалась дополнительно различными обережными знаками, которые с виду напоминали руны, а также изображались символы богини Макошь.

Браслеты – это уникальный элемент наряда, который подходил и мужчинам и женщинам. Делали браслеты из стекла, дерева, полосок металла и крученой проволоки. Они были необходимы для того, чтобы скреплять рукава одежды, дабы её было удобно носить, да и нечистая сила не проникла в человека. Как правило, на браслетах изображали символы земли и солнца.

Автор: Лидия Габрисюк.

Русская одежда.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru


Смотрите также