Народы сибири древние. Древние люди севера. До прихода русских Сибирь населяли коренные народы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Коренные народы Западной Сибири. Народы сибири древние


Древние люди севера. До прихода русских Сибирь населяли коренные народы | ОБЩЕСТВО

Сейчас Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные народы, живущие рыболовством и охотой. О том, кто и как жил в Красноярском крае в древности, узнавал корреспондент «АиФ-Красноярск».

Вернуть душу

Исследователи говорят, что люди расселились здесь в эпоху позднего палеолита - именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла. К сожалению, многие из этих народов находятся на грани исчезновения: культурные традиции, язык и история утрачивается.

Древние люди поклонялись идолам. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей/ Татьяна Руденко

После окончания ледникового периода регион заселили выходцы из Средней Азии с монголоидным типом лица. Изначально все северяне имели сходный уклад жизни с родоплеменными отношениями. Поддерживая традиции, браки старались заключать в пределах племени. Разводили оленей, эти животные обеспечивали северянам всё: и пищу, и одежду, и кров, и средство передвижения. Коренные народы до сих пор остаются приверженцами шаманизма.

«Идеология его заключается в том, что мир населен духами, как добрыми, так и злыми. И чтобы привлечь к себе добрых, и, наоборот, защитить от злых, требуется посредник – шаман. Функции его были необычайно широкими – он принимал роды, отправлял в мир иной, предсказывал будущее, воздействовал на погоду, излечивал от болезней, - рассказала Екатерина Скурихина, ст. научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея. - Считалось, что болезни происходят от того, что злой дух похитил душу человека и при камлании нужно её вернуть. За много веков шаманизм претерпел разнообразные изменения, но не утратил своей силы». 

С хлебом, но без соли

Сейчас на территории края проживает 9 аборигенных этносов (долганы, кеты, хакасы, ненцы, энцы, нганасане, эвенки, селькупы, якуты). За исключением хакасов, которые поселились на юге, коренные народы живут в северных областях. На крайнем севере, где  Енисей впадает в Карское море и очень суровый климат, живут ненцы и близкие им по языку энцы. Это самые северные жители планеты. Таймырский полуостров – земля  нганасан, долган, якутов. В бассейне Подкаменной Тунгуски, где уже больше 100 лет назад, в 1908 году, упало космическое тело, поселились эвенки, с ними соседствуют селькупы.

Нарты - это сани северных коренных народов. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей/ Татьяна Руденко

«Самый малочисленный и загадочный народ сибирского севера – кеты. Их язык – изолированный, то есть, вокруг нет никого, кто бы говорил на родственном языке. При этом слово «хлеб» не заимствовано, а собственного происхождения. Это значит, предки кетов занимались земледелием, - говорит Екатерина Скурихина. -  А вот соли до прихода русских кеты не использовали. Рыбу квасили, пересыпая кислой ягодой. Считалась, что соль утяжеляет кость, что не особенно хорошо для охотника, который должен передвигаться легко, незаметно».

По легенде, когда-то кеты жили в верховьях Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку – так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером, поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

Национальный костюм нганасан. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей/ Татьяна Руденко

Один из молодых этносов, сформировавшихся на рубеже 18-19 веков в результате смешения культур русских, эвенков и якутов, - долганы. Их язык – это диалект якутского языка, подвергшегося влиянию эвенкийского. От купцов, которые занимались пушным промыслом, долганы унаследовали своеобразное жилище - балок, или нартенный чум. Нарты – это сани северных коренных народов. На большие деревянные полозья ставился деревянный каркас, с внутренней стороны обивался ситцем и оленьими шкурами, а с внешней стороны – брезентом. Балок передвигался с одного места на другое в упряжке из нескольких оленей.

Эвенки - самый многочисленный сибирский народ. Их представители были первыми из аборигенных народов России, принимавших участие в её защите от внешних врагов, начиная с 1812 года. В отличие от кетов, эвенки чум покрывали оленьими шкурами, в два слоя мехом внутрь. Сборкой и разборкой чума занимались женщины, причем справлялись с этим за несколько часов.

www.krsk.aif.ru

Забытая реальность — Белые народы Древней Сибири

Официальная наука пересматривает свои прежние взгляды на европеоидов Азии.

Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 67 % – светлые или русые волосы. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Статья в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии» подтверждает концептуальные представления многих современных альтернативных историков.

Вопрос о путях проникновения древних европеоидов в Сибирь и Центральную Азию вызывает в последнее время пристальный интерес в связи с проблемой индоевропейской прародины. Высказывавшееся некоторыми археологами мнение о существенной роли миграций из Передней Азии в сложении южно-сибирских культур бронзового века [Григорьев, 1999; Бобров,1994; Кирюшин, 2004] получило поддержку со стороны тех антропологов, которые склонны считать любых грацильных (имеющих не массивное телосложение — ДП) европеоидов представителями средиземноморской расы, т.е. южанами по происхождению (см. особенно [Худавердян, 2009]).

До недавнего времени к такой трактовке склонялся и я [Козинцев, 2000]. В последние годы в результате деятельности целого ряда антропологов, прежде всего С.И. Круц, появился огромный новый палеоантропологический материал из степей Украины и Южной России. Его статистический анализ привел к пересмотру прежних взглядов. Более детальное сопоставление с учетом связей каждой грацильной южно-сибирской группы по отдельности показало, что поводов говорить о миграциях в Южную Сибирь с Ближнего Востока, из Средней Азии или Закавказья – областей распространения южно-европеоидной (средиземноморской) расы – краниометрия не дает [Козинцев, 2007, 2008]. 

Затем появилась статья группы французских генетиков [Keyser et al., 2009], которые на материале ДНК, извлеченной из костных остатков андроновцев, карасукцев, тагарцев и таштыкцев, изучили шесть генов, ответственных за пигментацию глаз и волос. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (15 из 23, т.е. 65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 8 из 12 (67 %) – светлые или русые волосы. Если добавить, что такие же волосы были у жителей долины р. Тарим эпохи бронзы – вероятных предков тохаров (их тела прекрасно сохранились благодаря естественной мумификации [Mallory, Mair, 2000]), а депигментация у современного населения Южной Сибири и Казахстана имеет явно дорусское происхождение, то вывод однозначен. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Почти 80 лет назад этот вывод был сделан Г.Ф. Дебецом [1931] на основании сопоставления краниологических данных о тагарцах со сведениями китайских источников. Несомненно, продвижение скотоводов-индоевропейцев на восток происходило преимущественно вдоль степной полосы, причем этот процесс продолжался, по археологическим данным, на протяжении всего III тыс. до н.э. [Мерперт, 1982, с. 322–330; Семенов, 1993].

Но гдебыл исходный пункт? В припонтийских степях? На территории зарубежной Европы? Афанасьевская культура, согласно мнению, разделяемому большинством специалистов, как археологов, так и антропологов, близкородственна ямной и ее появление в Горном Алтае и на среднем Енисее было результатом миграции из восточно-европейских степей. Указывается и на возможную роль полтавкинских и катакомбных элементов [Цыб, 1981, 1984].

Последнее соответствует новым радиоуглеродным датам, свидетельствующим о том, что катакомбная культура сосуществовала с ямной на протяжении большей части III тыс. до н.э. [Черных, 2008]. Вместес тем весьма ранние даты древнейших афанасьевских памятников Горного Алтая (середина IV тыс. до н.э.) указывают на возможность участия доямных племен, в частности хвалынских и среднестоговских, а также протоямных (репинских) в сложении афанасьевской общности, о чем уже писали антропологи [Шевченко, 1986, с. 157; Солодовников, 2003].

Что касается постафанасьевских культур эпохи бронзы, то традиционное мнение о местном происхождении окуневской сменяется представлением о существенной роли ямно-катакомбных [Лазаретов, 1997] и афанасьевских, т.е. опять-таки принесенных с запада, черт [Шер, 2006]. Антропологически же западный компонент (по предположению А.В. Громова, сходный с тем, что представлен у ямников и катакомбников Калмыкии) у окуневцев Минусинской котловины прослеживается довольно неотчетливо и в основном на индивидуальном уровне. Анализ данных о двух независимых системах признаков – краниоскопии и краниометрии – свидетельствует опринадлежности енисейских окуневцев к сибирскому кругу популяций [Громов, 1997а, б], а интеграция этих данных – об архаизме окуневского антропологического типа [Козинцев, 2004]. Согласно А.В. Громову [1997б], окуневцы ближе всего к неолитическому населению Красноярско-Канского района. Близка к окуневской каракольская культура Горного Алтая, отмечалось и антропологическое сходство их носителей, однако в составе второй предполагается наличие «средиземноморской» примеси [Чикишева, 2000; Тур,Солодовников, 2005].

Присутствие европеоидного антропологического компонента у окуневцев Тувы и елунинцев Верхнего Приобья сомнений не вызывает, причем у первых он, видимо, является единственным [Гохман, 1980; Солодовников, Тур, 2003; Козинцев, 2008]. Это соответствует археологическим фактам, свидетельствующим о родстве данных групп с населением Западной Европы эпохи ранней бронзы [Ковалев, 2007]. Европеоидный компонент предполагается и у носителей других доандроновских культур Южной Сибири – кротовской [Дрёмов, 1997] и самусьской [Солодовников, 2005, 2006]. К.Н. Солодовников [Там же] считает, что во всех упомянутых доандроновских группах, за исключением, возможно, енисейской окуневской, этот компонент имел южно-европеоидное происхождение, что особенно проявляется в мужских сериях.(…)

Можно предположить, что древние европеоиды проникли в Синьцзян не с запада, по маршруту, совпадающему с позднейшим Великим шелковым путем, а с севера, по долине Черного Иртыша или через Джунгарские ворота. Данное предположение подкрепляется светловолосостью этих людей и отчетливо европейским обликом их культуры [Mallory, Mair, 2000]. Последняя, правда, существенно отличается как от афанасьевской, так и от андроновской [Молодин, Алкин, 1997], но имеет также черты сходства и с ними, и с европейскими культурами, в частности ямной [Kuzmina, 2007, p. 94]. По мнению К. Ренфрю, прототохарский и протоиндоиранский языки, наряду с протоскифским, былипотомками одного языка, названного автором «древнестепным индоевропейским», а он, в свою очередь, ответвился от протоиндоевропейского, локализуемого на Балканах [Renfrew, 1998; Ренфрю, 2002]. Такая гипотеза гораздо лучше соответствует антропологическим данным, чем теория, согласно которой предки индоиранцев и тохаров мигрировали на восток непосредственно со своей древнейшей анатолийской прародины, не заходя в Европу [Гамкрелидзе, Иванов, 1984].(…)

Называть какие-либо грацильные европеоидные группы рассмотренных регионов средиземноморскими нельзя ввиду отсутствия у них сколько-нибудь четко выраженных антропологических связей с Ближним Востоком, Средней Азией и Закавказьем. Куроаракские параллели елунинцев очень неотчетливы и несопоставимы с огромным количеством ближайших аналогий между грацильными европеоидами Южной Сибири, Казахстана и Центральной Азии и населением степей Южной России и Украины эпохи бронзы. Речь, судя по всему, идет о представителях северной ветви европеоидной расы.

(в сокращении)

Александр Козинцев, из статьи «О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейскойпроблемой)», журнал «Археология, этнография и антропология Евразии», №4 (40) 2009 год.

Полная версия тут: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/2009/40.pdf

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Народы Сибири

Народы Сибири

 

Территорию Сибири можно назвать действительно многонациональной. На сегодняшний день её население в большей степени представляют русские. Начиная 1897 годом, и по сей день численность населения только растет. Основу русского населения Сибири составляли торговцы, казаки и крестьяне. Главным образом коренное население располагается на территории Тобольска, Томска, Красноярска и Иркутска. В начале восемнадцатого века русское население стало расселяться в южной части Сибири – Забайкалье, Алтае и Минусинских степях. В конце восемнадцатого века, в Сибирь переселилось огромное количество крестьян. Они расположились преимущественно на территории Приморья, Казахстана и Алтая. А после начала строительства железной дороги и становления городов, численность населения стала расти еще быстрее.

 

Многочисленные народы Сибири

Современное состояние

Пришедшие на сибирские земли казаки и местные якуты стали очень дружны, они прониклись доверием друг к другу. Спустя некоторое время, они уже не делили себя на местных и туземцев. Совершались интернациональные браки, которые повлекли за собой смешение кровей. Основные народы, населяющие Сибирь, являются:

Чуванцы

Чуванцы расположились на территории Чукотского автономного округа. Национальный язык – чукотский, со временем полностью был вытеснен русским. Первая перепись населения в конце восемнадцатого века официально подтвердила 275 представителя чуванцев, обосновавшихся на территории Сибири и 177, перемещавшихся с место на место. Сейчас общее количество представителей этого народа около 1300.

Чуванцы занимались охотой и рыболовством, заводили ездовых собак. А главным занятием народа было оленеводство.

Орочи

— расположились на территории Хабаровского края. Этот народ имел и другое название – нани, которое также повсеместно употреблялось. Язык народа – орочский, говорили на нем только старейшие представители народа, к тому же, он был бесписьменным. По официальной первой переписи численность населения орочей составляла 915 человек. Орочи преимущественно занимались охотой. Отлавливали не только лесных обитателей, но и дичь. Сейчас представителей этого народа около 1000.Энцы

Энцы

были достаточно малочисленным народом. Их количество в первую перепись населения составляло всего 378 человек. Они кочевали в районах Енисея и Нижней Тунгуски. Язык энцев был похож на ненецкий, отличие было в звуковом составе. Сейчас осталось около 300 представителей.

Ительмены

обосновались на территории Камчатки, раньше они назывались камчадалами. Родной язык народа – ительменский, который является достаточно сложным и включает в себя четыре диалекта. Численность ительменов, судя по первой переписи населения, составляла 825 человек. Ительмены в большинстве занимались отловом лососевых пород рыбы, также было распространено собирательство ягод, грибов и пряностей. Сейчас ( по перепеси 2010 года) чуть больше 3000 представителей этой народности.Кеты

Кеты

— стали коренными жителями Красноярского края. Их количество на конец восемнадцатого века составляло 1017 человек. Кетский язык являлся изолированным от других языков Азии. Кеты практиковали сельское хозяйств, охоту и рыболовство. Кроме того, они стали основоположниками торговли. Основным товаром была пушнина. По перепеси 2010 года — 1219 человек

Коряки

— расположились на территории Камчатской области и Чукотского автономного округа.  Язык коряков наиболее близок к чукотскому. Основная сфера деятельности народа – оленеводство. Даже название народа переводится на русский языка как «богатый оленями». Численность населения в конце восемнадцатого века составляла 7335 человек.  Сейчас  ~ 9000.

Манси

Манси —  коренное население Ханты-Мансийского автономного округа . Ближайшие языковые родственники хантов. Используют мансийский язык, но вследствие активной ассимиляции около 60 % перешли на  русский язык. Численность — 12269 (2010 год.)

Тувинцы

— тюркский народ, коренное население Тувы .

Говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Верующие — буддисты, сохраняются также традиционные культы (шаманизм). Всего более 300 000 представителей. Один из самый многочисленный народ Сибири.

Буряты

— коренное население Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

Некоторые этнические группы бурят до сих пор делятся на роды и племена. Буряты в своей массе не однородны и условно делятся по этнотерриториальному признаку. Основная религия — Буддизм, местами можно встретить традиционные культы. Самый многочисленный из народов Сибири. Всего более 620 тысяч представителей, из них 461 тысяча живет на территории РФ.

Якуты

-народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.  На 2010 год в России проживало 478,1 тыс. якутов.

 

Конечно есть еще множество совсем малочисленных народностей которые проживают на территории  Сибири и на описание их уйдет далеко не одна страница, но тенденция к ассимиляции со временем приводит к полному исчезновению малых народов.

Становление культуры в Сибири

Культура Сибири многослойна настолько, насколько огромно количество национальностей, проживающих на её территории. От каждого заселения местный народ принимал что-то новое для себя. В первую очередь это коснулось орудий труда и бытовых принадлежностей. Пришлые казаки стали использовать в быту оленьи шкуры, местные орудия рыболовства, малицы из обихода якутов. А те, в свою очередь, присматривали за скотом туземцев, когда те отсутствовали в своих домах.

В качестве материала для строительства использовались различные породы дерева, коих на территории Сибири предостаточно и до сих пор. Как правило, это была ель или сосна.

Климат на территории Сибири резко – континентальный, это проявляется в суровых зимах и жарком лете. В таких условиях местные жители прекрасно выращивали сахарную свеклу, картофель, морковь и другие овощи. В лесной зоне можно было собрать различные грибы – грузди, маслята, подосиновики, и ягоды — голубика, жимолость или черемуха. На юге Красноярского края выращивали и фрукты. Добытое мясо и выловленную рыбу, как правило, готовили на костре, используя в качестве добавок травы тайги. На данный момент кухня Сибири выделяется активным использованием домашней консервации.

 

goturist.ru

Древние люди севера. До прихода русских Сибирь населяли коренные народы

Вернуть душу

Исследователи говорят, что люди расселились здесь в эпоху позднего палеолита — именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла. К сожалению, многие из этих народов находятся на грани исчезновения: культурные традиции, язык и история утрачивается.

После окончания ледникового периода регион заселили выходцы из Средней Азии с монголоидным типом лица. Изначально все северяне имели сходный уклад жизни с родоплеменными отношениями. Поддерживая традиции, браки старались заключать в пределах племени. Разводили оленей, эти животные обеспечивали северянам всё: и пищу, и одежду, и кров, и средство передвижения. Коренные народы до сих пор остаются приверженцами шаманизма.

«Идеология его заключается в том, что мир населен духами, как добрыми, так и злыми. И чтобы привлечь к себе добрых, и, наоборот, защитить от злых, требуется посредник – шаман. Функции его были необычайно широкими – он принимал роды, отправлял в мир иной, предсказывал будущее, воздействовал на погоду, излечивал от болезней, — рассказала Екатерина Скурихина, ст. научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея. — Считалось, что болезни происходят от того, что злой дух похитил душу человека и при камлании нужно её вернуть. За много веков шаманизм претерпел разнообразные изменения, но не утратил своей силы».

С хлебом, но без соли

Сейчас на территории края проживает 9 аборигенных этносов (долганы, кеты, хакасы, ненцы, энцы, нганасане, эвенки, селькупы, якуты). За исключением хакасов, которые поселились на юге, коренные народы живут в северных областях. На крайнем севере, где  Енисей впадает в Карское море и очень суровый климат, живут ненцы и близкие им по языку энцы. Это самые северные жители планеты. Таймырский полуостров – земля  нганасан, долган, якутов. В бассейне Подкаменной Тунгуски, где уже больше 100 лет назад, в 1908 году, упало космическое тело, поселились эвенки, с ними соседствуют селькупы.

Нарты — это сани северных коренных народов. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей/ Татьяна Руденко

«Самый малочисленный и загадочный народ сибирского севера – кеты. Их язык – изолированный, то есть, вокруг нет никого, кто бы говорил на родственном языке. При этом слово «хлеб» не заимствовано, а собственного происхождения. Это значит, предки кетов занимались земледелием, — говорит Екатерина Скурихина. —  А вот соли до прихода русских кеты не использовали. Рыбу квасили, пересыпая кислой ягодой. Считалась, что соль утяжеляет кость, что не особенно хорошо для охотника, который должен передвигаться легко, незаметно».

По легенде, когда-то кеты жили в верховьях Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку – так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером, поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

Национальный костюм нганасан. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей/ Татьяна Руденко

Один из молодых этносов, сформировавшихся на рубеже 18-19 веков в результате смешения культур русских, эвенков и якутов, — долганы. Их язык – это диалект якутского языка, подвергшегося влиянию эвенкийского. От купцов, которые занимались пушным промыслом, долганы унаследовали своеобразное жилище — балок, или нартенный чум. Нарты – это сани северных коренных народов. На большие деревянные полозья ставился деревянный каркас, с внутренней стороны обивался ситцем и оленьими шкурами, а с внешней стороны – брезентом. Балок передвигался с одного места на другое в упряжке из нескольких оленей.

Эвенки — самый многочисленный сибирский народ. Их представители были первыми из аборигенных народов России, принимавших участие в её защите от внешних врагов, начиная с 1812 года. В отличие от кетов, эвенки чум покрывали оленьими шкурами, в два слоя мехом внутрь. Сборкой и разборкой чума занимались женщины, причем справлялись с этим за несколько часов.

Источник: http://www.krsk.aif.ru/society/drevnie_lyudi_severa_do_prihoda_russkih_sibir_naselyali_korennye_narody

etnic.ru

Древняя Русь Народы Сибири Города Руси Аркаим Курганы Храмы Веды

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

КНЯЗЬЯ РУСИ

На Руси было много великих князей, которые по праву считаются героями, заслуживают внимания. Самым прославленным был Князь Владимир Красно Солнышко. Он стал великим князем Руси, объединив под своей властью гораздо больше земель, чем смогли сделать его предки.

АРКАИМ

Древний Аркаим находится на территории России. Поражает сложность социальной организации людей, выстроивших для себя тысячелетия назад такое чудо инженерно-строительного искусства. Сама геометрия постройки протогорода таит в себе немалые загадки.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

В конце 9 в. возникло Древнерусское государство - государство восточных славян. Оно имело все признаки государственности - общую территорию, единую власть великого князя, собственную армию - княжескую дружину, общие нормы права, установленные налоги во всем государстве.

ЛЕГЕНДЫ СИБИРИ

Неизведанный, загадочный регион Сибирь - дикий, студеный, пустынный. Сибирский фольклор своеобразен, самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны сибирским сказкам, легендам, преданиям, мифам.

БОГАТЫРИ

Целый мир русской жизни открывается в былинах древней Руси. Их основные герои - это могучие богатыри, защитники народа. Богатыри обладали огромной физической силой. О русском богатыре Илье Муромце говорилось: Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками.

ВОЛХВЫ

В древней литературе под словом волхвы подразумевались приверженцы непостижимого. Волхвы обладали тайными знаниями. Уединенно проживая в лесах, волхвы изучали целебные силы природы, применяли их на пользу человеку. Волхв мог обернуться соколом, серым волком.

БОГИ РУСИ

Язычество было распространено до крещения Руси. Велес - бог севера Руси. Ему поклонялись в Ростове, Ярославле, Новгороде. Велес близок к народу. Перун обладает непостоянством, чуждым человеческой жизни. За Перуном стоит большой разрушительный потенциал.

КУРГАНЫ

На территории древней Руси было много курганов. Причем, не только на окраинах страны, но и в самом ее сердце, во Владимиро-Суздальской Руси. Многие древние русские курганы были варварски уничтожены во второй половине 19 века, но часть курганов осталась.

МЕГАЛИТЫ

Диковинные, грубо обработанные древние камни, созданные 5-6 тыс. лет назад, раскиданы по многим уголкам России. На этих больших древних камнях нет ни посвятительных надписей, ни строительных пометок - ничего, что бы могло рассказать нам о их истории.

КУЛЬТУРЫ

На территории России, найдено множество древних культур, например такие, как Тагарская, Таштыкская. Погребения датируются 3 в. до н.э., древнейшие относятся к Тагарской культуре , наибольшее число - к Таштыкской культуре. Найдено множество глиняной посуды.

НАРОДЫ

На территории России проживает более 190 народов. Большую часть из них, помимо самих русских составляют: татары, украинцы, башкиры, чуваши, удмурты, мордва, коми-пермяки, якуты, тувинцы, коми-ижемцы, марийцы, аварцы. У каждого народа есть легенды, уходящие вглубь веков.

АРИИ

В Русских ведах сказано, что в течение 20 тыс. лет рождалась, гибла, вновь возрождалась Русь. Там же говорится, что прародина предков славян - Ариев, находилась на Севере. Отсюда наши предки, которых вел Бог, двинулись вначале на Урал, в степи Семиречья, затем в Индию, Иран.

ПСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ЛЕГЕНДЫ УРАЛА

Именно на территории Урала находится удивительная Страна городов - остаток одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что не похожие строения, сложные оборонительные конструкции, плавильные печи, ремесленные мастерские, четкая система коммуникаций.

ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Псковская республика - государство во 2-й пол. 13 - нач. 16 вв. Древнейшая часть Пскова - Кром (Кремль) - располагается на высоком холме на узком мысе при впадении Псковы в Великую. Здесь находится главный храм города - Троицкий собор. К 12 в. Псков стал густонаселенным городом.

СТАРАЯ ЛАДОГА

Старая Ладога - первая столица государства Руси. Древняя торговая гавань, военная крепость видала на протяжении многовекового периода существования, в качестве врагов, гостей и временных или постоянных жителей, представителей чуть ли не всех народов Европы.

ГОСУДАРСТВО РУСКОЛАНЬ

ПЕТРОГЛИФЫ

Петроглифы Карелии являются самыми древними. Онежские петроглифы по масштабам занимают 5 место среди памятников охотничьего наскального искусства Северной Европы, вслед за петроглифами Альты, Вингена, Немфорсена и беломорскими петроглифами Карелии.

СВЯТЫЕ

Преподобный Сергий Радонежский является светлым символом русского народа во все трудные годы. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о знаменательных чудесах Преподобного, они просияли не только при его жизни, но и после отхода Его. На Руси было много святых.

РУСКОЛАНЬ

О существовании древнего славянского государства Русколань, известно из Велесовой Книги 4 в, найденной гранитной статуи Дука-бек - Этокский памятник, резными надписями. Русколань занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа, Волги.

ВЕДЫ

Русские еще в далекие времена называли себя православными, ибо славили Правь. Православие еще в то время называли Праведной верой, так как славяне ведали Правду, знали Права - Веды. Древние Веды - священные предания об истоках веры русского народа.

ХРАМЫ

На Руси храмы являлись центрами не только церковной, но и общественной жизни. Храмы, часто выполняли светские функции: с амвона оглашались указы государей, объявлялось о важнейших внешне и внутриполитических событиях. Иногда при храмах создавались школы, велось летописание.

ЛЕГЕНДЫ АЛТАЯ

С незапамятных времен люди верили в существование земли обетованной, земли счастья, где царят всеобщие гармония, благоденствие. Легенды разных народов мира не всегда одинаково обозначали ее местоположение, но чаще всего они помещали эту землю в районе Алтая.

ГОРОДИЩА

Начина с 9 в. на Руси строятся городища со сложной планировкой. Одна из оборонительных линий окружала небольшую центральную часть города - детинец, а вторая защищала территорию окольного города. Большинство укрепленных поселений Руси подчинены рельефу местности.

ВАРЯГИ

В древности слово Варяг означало варить. Варяги варили, продавали соль. Варяги занимались разбойничьим промыслом, торговлей. Варяжские дружины были в том числе славянские. На юге светловолосых русых бойцов севера назвали Русами, так родилось словосочетание варяг-рус.

НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Новгород был самым долговечным из русских государств во время раздробленности. В период своего расцвета Новгород был самым большим. Новгородская республика просуществовала больше 3 веков, до 1478 г. На вершине социальной лестницы в Новгороде стояли бояре.

ancientcivs.ru

По-Сибири — Коренные народы Западной Сибири

В Западной Сибири проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сибирские татары, шорцы, алтайцы. Конституция РФ гарантирует каждому малому народу неотъемлемое право самоидентификацию и самоопределение.

Ханты

Хантами называют коренной немногочисленный угорский западно-сибирский народ, проживающий по низовьям Иртыша и Оби. Их общая численность 30 943 человека, причем большая их часть 61% живет в Ханты-Мансийском АО, и 30% в Ямало-Ненецком АО. Занимаются ханты ловлей рыбы, стадным оленеводством и таежной охотой.

Старинные имена хантов «остяки» или «югры» широко используются и сегодня. Слово «ханты» произошло от древнего местного слова «кантах», что просто означает «человек», в документах оно появилось в советские годы. Ханты этнографически близки к народу манси, и объединены с ними часто под единым названием обские угры.

Ханты в своем составе неоднородны, среди них различают отдельные этнографические территориальные группы, различающиеся диалектами и названием, способами ведения хозяйства и самобытной культурой – казымские, васюганские, салымские ханты. Язык хантов принадлежит к обско-угорским языкам уральской группы, он разделен на множество территориальных диалектов.

С 1937 года современная письменность хантов развивается на основе кириллицы. Сегодня 38,5 % хантов свободно говорят на русском языке. Ханты придерживаются религии своих предков – шаманизма, но многие из них причисляют себя к православным христианам.

Внешне ханты имеют рост от 150 до 160 см с черными прямыми волосами, смуглым лицом и карими глазами. Лицо у них плоское с широко выдающимися скулами, широким носом и толстоватыми губами, напоминающее монголоидное. Но у хантов в отличие от монголоидных народов правильная прорезь глаз и более узкий череп.

В исторических хрониках первые упоминания о хантах появляются в X веке. Современные исследования показали, что ханты проживали на данной территории уже в 5-6 тыс. лет до н.э. Позже они были серьезно потеснены кочевниками на север.

Ханты наследовали многочисленные традиции усть-полуйской культуры таежников промысловиков, развивавшейся в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Во II тыс. н.э. северные племена хантов оказались под влиянием ненцев-оленеводов и ассимилировались с ними. На юге племена хантов ощутили на себе влияние тюркских народов, позднее русских.

К традиционным культам народа хантов относится культ оленя, именно он стал основой всей жизни народа, транспортным средством, источником пищи и шкур. Именно с оленем связаны мировоззрение и многие нормы жизни народа (наследование стада).

Живут ханты на севере равнины по низовьям Оби в кочевых временных стойбищах с временными оленеводческими жилищами. Южнее на берегах Северной Сосьвы, Лозьвы, Вогулки, Казыма, Нижней Оби они имеют зимние поселения и летние кочевья.

Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, божества семьи и предков-покровителей. Повсеместно ханты почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. Почитаемой покровительницей домашнего очага, счастья в семье и рожениц является лягушка. В тайге всегда есть священные места, где проводятся шаманские обряды, задабривая их покровителя.

Манси  

Манси (старинное название вогулы, вогуличи), численность которых 12 269 человек, проживают большей частью в Ханты-Мансийском АО. Этот весьма многочисленный народ известен русским с открытия Сибири. Еще государь Иван IV Грозный повелевал посылать стрельцов усмирять многочисленных и могущественных манси.

Слово «манси» произошло от прафинно-угорского старинного слова «мансз», означающего «мужчину, человека». У манси есть свой язык, относящийся к обско-угорской обособленной группе уральской языковой семьи и достаточно развитый национальный эпос. Манси являются близкими по языку родственниками хантов. Сегодня до 60% используют в повседневной жизни русский язык.

Манси удачно сочетают в своей общественной жизни культуры северных охотников и южных кочевников-скотоводов. Новгородцы контактировали с манси еще в XI веке. С появлением русских в XVI веке часть племен вогулов ушли на север, другие жили по соседству с русскими и ассимилировались с ними, приняв язык и православную веру.

Верованиями манси являются поклонение стихиям и духам природы – шаманизм, им присущ культ старших и предков, тотемного медведя. Манси имеют богатейший фольклор и мифологию. Манси разделяются на две обособленные этнографические группы потомков уральцев Пор и потомков угров Мось, отличающиеся происхождением и обычаями. С целью обогащения генетического материала браки издавна заключались только между этими группами.

Манси занимаются таежной охотой, разведением оленей, ловлей рыбы, земледелием и скотоводством. Оленеводство на берегах Северной Сосьвы и Лозьвы было перенято у хантов. Южнее с приходом русских было перенято земледелие, разведение лошадей, КРС и МРС, свиней и птицы.

В повседневной жизни и самобытном творчестве манси особое значение имеют орнаменты, схожие по мотивам с рисунками селькупов и хантов. В орнаментах манси явно преобладают правильные геометрические рисунки. Часто с элементами рогов оленей, ромбы и волнистые линии, похожий на греческий меандр и зигзаги, изображения орлов и медведей.

Ненцы

Ненцы, по-старинному юраки или самоядь, всего 44 640 человек живут на севере Ханты-Мансийского и соответственно Ямало-Ненецкого автономных округов. Самоназвание самодийского народа «ненец» дословно означает «мужчина, человек». Из северных коренных народов они самые многочисленные.

Занимаются ненцы крупностадным кочевым оленеводством в тундре. На Ямале ненцы содержат до 500 тысяч оленей. Традиционным жилищем ненцев является конический чум. До полутора тысяч ненцев, живущих южнее тундры на реках Пур и Таз, считаются лесными ненцами. Кроме оленеводства они активно занимаются тундровой и таежной охотой и рыбной ловлей, сбором даров тайги. Питаются ненцы ржаным хлебом, олениной, мясом морского зверя, рыбой, дарами тайги и тундры.

Язык ненцев относится к уральским самодийским языкам, он разделен на два диалекта тундровый и лесной, они в свою очередь делятся на говоры. Народ ненцев обладает богатейшим фольклором, сказаниями, сказками, эпическими сюжетами. В 1937 году ученые лингвисты создали для ненцев письменность на основе кириллицы. Этнографы описывают ненцев как коренастых людей с большой головой, плоским землистого цвета лицом, лишенным какой-либо растительности.

Алтайцы

Территорией проживания тюркоязычного коренного народа алтайцев стали Алтайские горы. Живут они в количестве до 71 тыс. человек, что позволяет считать их крупным народом, в республике Алтай, часть в Алтайском крае. Среди алтайцев различают отдельные этнические группы кумандинцев (2892 чел), теленгитов или телесов (3712 чел), тубаларов (1965 чел), телеутов (2643 чел), челканцев (1181 чел).

Издавна алтайцы поклонялись духам и стихиям природы, они придерживаются традиционного шаманизма, бурханизма и буддизма. Живут они родами сеоками, родство считается по мужской линии. Алтайцы имеют многовековую богатейшую историю и фольклор, сказания и легенды, собственный героический эпос.

Шорцы

Шорцы являются немногочисленным тюркоязычным народом, в основном проживающим в отдаленных горных районах Кузбасса. Общая численность шорцев сегодня составляет до 14 тыс. человек. Издавна шорцы поклоняются духам природы и стихиям, основной их религией стал сложившийся веками шаманизм.

Сформировался этнос шорцев в VI-IX веках путем смешения кетоязычных и пришедших с юга тюркоязычных племен. Шорский язык относится к тюркским языкам, сегодня более 60% шорцев говорят по-русски. Эпос шорцев древний и весьма самобытен. Традиции коренных шорцев сегодня хорошо сохранились в Шерегеше, большинство шорцев сейчас живут в городах.

Сибирские татары

В средние века именно сибирские татары были основным населением Сибирского ханства. Сейчас субэтнос сибирских татар, как они сами себя называют «себер татарлар», состоящий по разным оценкам от 190 тыс. до 210 тыс. человек проживает на юге Западной Сибири. По антропологическому типу татары Сибири близки к казахам и башкирам. «Тадар» себя могут именовать сегодня и чулымцы, и шорцы, и хакасы, и телеуты.

Предками сибирских татар ученые считают средневековых кыпчаков, которые контактировали длительное время с самодийцами, кетами, угорскими народами. Процесс развития и смешения народов шел на юге Западной Сибири с VI-IV тыс. до н.э. до возникновения в XIV веке Тюменского царства, и позже с возникновением в XVI веке могущественного Сибирского ханства.

В большинстве сибирские татары пользуются литературным татарским языком, но в некоторых отдаленных улусах сохранился сибирско-татарский язык из кыпчако-ногайской группы западнохуннских тюркских языков. Он делится на тоболо-иртышский и барабинский диалекты и множество говоров.

Праздники сибирских татар содержат черты доисламских древних тюркских верований. Это, прежде всего амаль, когда празднуется во время весеннего равноденствия новый год. Прилет грачей и начало полевых работ сибирские татары празднуют карга путка. Прижились здесь и некоторые мусульманские праздники, обряды и молебны о ниспослании дождя, почитаются мусульманские захоронения суфийских шейхов.

Loading...Loading...

posibiri.ru

БЕЛЫЕ НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ СИБИРИ / Разные новости / Темы

Официальная наука пересматривает свои прежние взгляды на европеоидов Азии. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 67 % – светлые или русые волосы. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Статья в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии» подтверждает концептуальные представления многих современных альтернативных историков.

Скульптурные портреты девочки и мальчика со стоянки Сунгирь. Реконструкция Г.В. Лебединской и Т.С. Сурниной.

Вопрос о путях проникновения древних европеоидов в Сибирь и Центральную Азию вызывает в последнее время пристальный интерес в связи с проблемой индоевропейской прародины. Высказывавшееся некоторыми археологами мнение о существенной роли миграций из Передней Азии в сложении южно-сибирских культур бронзового века [Григорьев, 1999; Бобров,1994; Кирюшин, 2004] получило поддержку со стороны тех антропологов, которые склонны считать любых грацильных (имеющих не массивное телосложение — ДП) европеоидов представителями средиземноморской расы, т.е. южанами по происхождению (см. особенно [Худавердян, 2009]).

До недавнего времени к такой трактовке склонялся и я [Козинцев, 2000]. В последние годы в результате деятельности целого ряда антропологов, прежде всего С.И. Круц, появился огромный новый палеоантропологический материал из степей Украины и Южной России. Его статистический анализ привел к пересмотру прежних взглядов. Более детальное сопоставление с учетом связей каждой грацильной южно-сибирской группы по отдельности показало, что поводов говорить о миграциях в Южную Сибирь с Ближнего Востока, из Средней Азии или Закавказья – областей распространения южно-европеоидной (средиземноморской) расы – краниометрия не дает [Козинцев, 2007, 2008].

Ученые-антропологи восстановили облик южноуральцев, живших четыре тысячи лет назад. Большекараганские люди — аркаимцы.

Затем появилась статья группы французских генетиков [Keyser et al., 2009], которые на материале ДНК, извлеченной из костных остатков андроновцев, карасукцев, тагарцев и таштыкцев, изучили шесть генов, ответственных за пигментацию глаз и волос. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (15 из 23, т.е. 65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 8 из 12 (67 %) – светлые или русые волосы. Если добавить, что такие же волосы были у жителей долины р. Тарим эпохи бронзы – вероятных предков тохаров (их тела прекрасно сохранились благодаря естественной мумификации [Mallory, Mair, 2000]), а депигментация у современного населения Южной Сибири и Казахстана имеет явно дорусское происхождение, то вывод однозначен. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Почти 80 лет назад этот вывод был сделан Г.Ф. Дебецом [1931] на основании сопоставления краниологических данных о тагарцах со сведениями китайских источников. Несомненно, продвижение скотоводов-индоевропейцев на восток происходило преимущественно вдоль степной полосы, причем этот процесс продолжался, по археологическим данным, на протяжении всего III тыс. до н.э. [Мерперт, 1982, с. 322–330; Семенов, 1993].

Но гдебыл исходный пункт? В припонтийских степях? На территории зарубежной Европы? Афанасьевская культура, согласно мнению, разделяемому большинством специалистов, как археологов, так и антропологов, близкородственна ямной и ее появление в Горном Алтае и на среднем Енисее было результатом миграции из восточно-европейских степей. Указывается и на возможную роль полтавкинских и катакомбных элементов [Цыб, 1981, 1984].

 

Последнее соответствует новым радиоуглеродным датам, свидетельствующим о том, что катакомбная культура сосуществовала с ямной на протяжении большей части III тыс. до н.э. [Черных, 2008]. Вместес тем весьма ранние даты древнейших афанасьевских памятников Горного Алтая (середина IV тыс. до н.э.) указывают на возможность участия доямных племен, в частности хвалынских и среднестоговских, а также протоямных (репинских) в сложении афанасьевской общности, о чем уже писали антропологи [Шевченко, 1986, с. 157; Солодовников, 2003].

Что касается постафанасьевских культур эпохи бронзы, то традиционное мнение о местном происхождении окуневской сменяется представлением о существенной роли ямно-катакомбных [Лазаретов, 1997] и афанасьевских, т.е. опять-таки принесенных с запада, черт [Шер, 2006]. Антропологически же западный компонент (по предположению А.В. Громова, сходный с тем, что представлен у ямников и катакомбников Калмыкии) у окуневцев Минусинской котловины прослеживается довольно неотчетливо и в основном на индивидуальном уровне. Анализ данных о двух независимых системах признаков – краниоскопии и краниометрии – свидетельствует о

принадлежности енисейских окуневцев к сибирскому кругу популяций [Громов, 1997а, б], а интеграция этих данных – об архаизме окуневского антропологического типа [Козинцев, 2004]. Согласно А.В. Громову [1997б], окуневцы ближе всего к неолитическому населению Красноярско-Канского района. Близка к окуневской каракольская культура Горного Алтая, отмечалось и антропологическое сходство их носителей, однако в составе второй предполагается наличие «средиземноморской» примеси [Чикишева, 2000; Тур, Солодовников, 2005].

Присутствие европеоидного антропологического компонента у окуневцев Тувы и елунинцев Верхнего Приобья сомнений не вызывает, причем у первых он, видимо, является единственным [Гохман, 1980; Солодовников, Тур, 2003; Козинцев, 2008]. Это соответствует археологическим фактам, свидетельствующим о родстве данных групп с населением Западной Европы эпохи ранней бронзы [Ковалев, 2007]. Европеоидный компонент предполагается и у носителей других доандроновских культур Южной Сибири – кротовской [Дрёмов, 1997] и самусьской [Солодовников, 2005, 2006]. К.Н. Солодовников [Там же] считает, что во всех упомянутых доандроновских группах, за исключением, возможно, енисейской окуневской, этот компонент имел южно-европеоидное происхождение, что особенно проявляется в мужских сериях.

(...)

Можно предположить, что древние европеоиды проникли в Синьцзян не с запада, по маршруту, совпадающему с позднейшим Великим шелковым путем, а с севера, по долине Черного Иртыша или через Джунгарские ворота. Данное предположение подкрепляется светловолосостью этих людей и отчетливо европейским обликом их культуры [Mallory, Mair, 2000]. Последняя, правда, существенно отличается как от афанасьевской, так и от андроновской [Молодин, Алкин, 1997], но имеет также черты сходства и с ними, и с европейскими культурами, в частности ямной [Kuzmina, 2007, p. 94]. По мнению К. Ренфрю, прототохарский и протоиндоиранский языки, наряду с протоскифским, былипотомками одного языка, названного автором «древнестепным индоевропейским», а он, в свою очередь, ответвился от протоиндоевропейского, локализуемого на Балканах [Renfrew, 1998; Ренфрю, 2002]. Такая гипотеза гораздо лучше соответствует антропологическим данным, чем теория, согласно которой предки индоиранцев и тохаров мигрировали на восток непосредственно со своей древнейшей анатолийской прародины, не заходя в Европу [Гамкрелидзе, Иванов, 1984].

(...)

Называть какие-либо грацильные европеоидные группы рассмотренных регионов средиземноморскими нельзя ввиду отсутствия у них сколько-нибудь четко выраженных антропологических связей с Ближним Востоком, Средней Азией и Закавказьем. Куроаракские параллели елунинцев очень неотчетливы и несопоставимы с огромным количеством ближайших аналогий между грацильными европеоидами Южной Сибири, Казахстана и Центральной Азии и населением степей Южной России и Украины эпохи бронзы. Речь, судя по всему, идет о представителях северной ветви европеоидной расы.

(в сокращении)

Александр Козинцев, из статьи «О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейской проблемой)»,журнал «Археология, этнография и антропология Евразии», №4 (40) 2009 год.

 

Источник: vk.com/v_e_d_i?w=wall-107309195_2324

iskatel.info


Смотрите также