Формирование налоговой системы Древней Руси. Налогообложение древней руси
1.2 Налогообложение в Древней Руси. Формирование налоговой системы Древней Руси
Похожие главы из других работ:
Денежное обращение в Росссии в VIII-XIX веках
1. Денежное обращение в домонгольской Руси и в период феодальной раздробленности
Основой денежной системы Древней Руси стала гривна, весовая единица, древняя славянская денежная, служащая для измерения золота и серебра. Золотые, серебряные, бронзовые гривны употреблявшиеся женщинами в качестве украшения в виде обруча...
История возникновения денег
2.1 Монеты на Древней Руси
В этом разделе я хочу отметить, какими монетами пользовались на Древней Руси. При первых своих князьях Древнерусское государство обходилось без производства собственных монет. По русским землям проходили важные международные торговые пути...
История возникновения денег
2.2 Монеты Киевской Руси
В данном разделе речь пойдет о монетах Киевской Руси, а именно: в VIII--Х вв. на Руси появляются дирхемы, крупные серебряные монеты с арабскими надписями. Дирхемы чеканились в Арабском халифате...
История российских денег
1 . Возникновение денег на Руси
Деньги, всеобщий эквивалент, товар всех товаров. Главная черта денег, отличающая их от любого другого товара, - их ликвидность, т.е. способность обмениваться на любой другой товар. Деньги известны с древнейших времён, с тех пор...
Методы налогообложения
2. Равное налогообложение
Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика, что обусловлено использованием налоговой ставки в твердом размере, равном для всех налогоплательщиков...
Методы налогообложения
3. Пропорциональное налогообложение
Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки в долях или процентах, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы...
Налог как экономическая и правовая категория
2.3 Налогообложение в США
Налоги зависят от типа государства и особенностей страны. Когда в США приступили к налоговой реформе, то ставили перед собой цель существенно упростить систему налогообложения, сделать её справедливой и стимулирующей рост производства...
Налогообложение иностранных организаций в РФ
3.2 Налогообложение НДС
Иностранные организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) через постоянное представительства на территории РФ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские организации...
Налогообложение населения в Российской Федерации
3.2. Налогообложение в США
Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида: "валовый"...
Налогообложение населения в Российской Федерации
3.3. Налогообложение во Франции
Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений (налоговых платежей и взносов в фонды социального назначения) в валовом внутреннем про-дукте. В налоговой системе Франции подоходный налог составляет 18...
Финансы как историческая категория
3. Зарождение налоговой системы в Древней Руси
Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом...
Фискальная политика: способы стабилизации государственного долга
1.2.2 Налогообложение
Налогообложение воздействует на экономику двумя способами. Оставляя домохозяйствам в том или ином количестве располагаемый или расходуемый доход, налоги в определенной степени определяют сумму...
Формирование налоговой системы Древней Руси
1. Налогообложение в Древней Руси
1.1 Развитие налогового законодательства в Древней Руси На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах...
Формирование налоговой системы Древней Руси
2. Налоги Древней Руси
2.1 История возникновения налогов в России Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого...
Формирование налоговой системы Древней Руси
2.2 Налоги Древней Руси
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: "Создах церковь св...
fin.bobrodobro.ru
Реферат Налогообложение Древней Руси
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.
На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.
Третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.
Налогообложение в Древней Руси начало складываться несколько позже, чем в Древней Греции ( VII—IV вв. до Р.Х.) или в Древнем Риме (В IV—111 вв. до Р.Х.). Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. Дань взималась двумя способами:
1) повозом, когда она привозилась в Киев,
2) полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.Глава 1. Налогообложение Древней Руси
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина “мыт” взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина “перевоз” — за перевоз через реку, “гостиная” пошлина — за право иметь склады, “торговая” пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины “вес” и “мера” устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” - штраф за прочие преступления. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (978 — 1054). Такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. “Выход” взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.
Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. К ордынским налогам также относится ям (ордынская тягота, обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам).
Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом.
Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название “таможник” для главного сборщика торговых пошлин. Это слово происходит от монгольского “тамга” — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.
Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.
На Руси в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Он определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей.
Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с, состоявшими при нем, подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.
Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, называемой “ясак”. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.
Также при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые “окладные книги”.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров.
В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает о штрафах и том, что брать пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.
В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
Царь Алексей Михайлович (1629—1676) создал в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.
Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, при Алексее Михайловиче стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно “со всяких людей”. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом, теперь выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы.
Таким образом, прямые налоги “с животов и промыслов” поднялись до 20%. Увеличивать их стало сложно. Тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на. Эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. В России же соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Глава 2. Налогообложение Петра I
Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Страна покрывалась сетью заводов и мануфактур. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.
Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых “сидеть и чинить государю прибыли”, т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.
До 1678 г. единицей налогообложения была “соха”, устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Возник способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Поэтому прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью.
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей.
Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право “буде они похотят” управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.Глава 3. Система налогообложения после Петра I
В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693—1740). Незадолго до свержения Петра III в мае 1762 г. государю было доложено: государственных доходов состоит 15 350 636 руб. 93 1/4 коп., из них расходуется:
Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества.Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов.
Налоги при Екатерине II также взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Появляются первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок и налоги – главная проблема и сегодняшнего дня. Потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений. Сложный механизм налогообложения должен приспосабли-ваться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем, рассматривая историю развития системы налогообложения, можно заключить, что использование налогов является инструментом выхода из тяжелых кризисных ситуаций, а также стабилизации экономики и ее динамичного развития. Особенно наглядно это заметно во второй половине царствования Петра I. Доходы государства постоянно росли, и несмотря на огромные издержки, оно обходилось собственными доходами и “не сделало ни копейки долгу”. Петр реорганизовал управление финансами.
Екатерина II продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления. Ею были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Таким образом, императрица стремилась облегчить систему налогообложения для простых людей, что привело к упорядоченному управлению финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В этот период укрепляются бюджеты городов.
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
bukvasha.ru
Формирование налоговой системы Древней Руси
Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули.
В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.
Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.
2.2 Налоги Древней Руси
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: "Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятинупо всей земле Русской: из княжения в Соборнуюцерковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгудесятую неделю, аи с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита." Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.
Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, "некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала".Подшлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "Отрала" - т. е. с плуга или сохи.
Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, атеперь стали платить по одному шлягу.
Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, иполюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели "двойного налогообложения", и князь был убит. Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина"мыт"взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина "перевоз" - за перевоз через реку, "гостиная" пошлина - за право иметь склады, "торговая" пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины "вес"и"мера" устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" - штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину12гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого (ок. 978 - 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. "Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну". Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (? - 1380) - фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что "Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша изадержание в Орде сына великокняжескогоВасилия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей".
А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371-1425) упоминается "выход" сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).
Заключение
Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.
После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.
В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.
Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729 - 1797) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого".
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. "Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства". Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
Список использованной литературы
Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. – М.:МП "ЭКОНОВ", 1993. – 475 с.
Буланже М. Податная политика Петра Великого //Налоговое обозрение. 1999. - № 1-2. – С.41-43.
Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. - М.: М-ОКО, 1999. – 251 с.
Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992. – 406 с.
Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения. - М.: ИНФРА-М, 2000
История русской экономической мысли. В 3-х т. Т.1 /Под ред. Пашкова А. И. - М.:ГИПЛ, 1955. – 315 с.
Карамзин Н. М. История государства Российского. - М.: Книга, 1988
Черника Д.Г. Налоги. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 687 с.
Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: Финстатинформ, 2000. – 222 с.
Пушкарева В.М. Генезис категории "налог" в истории финансовой науки //Финансы, 1999. - №6. – С.12-14.
Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 191с.
Соколов А. А. О развитии податного дела //Вестник финансов.- 1927. - №6. – С.24-25.
Соколов А.А. Теория налогов. – М.: Фин. издательство НКФ СССР, 1923. – 258 с.
Соловьев С. М. Соч. История России с древнейших времен Книга 2, Том 3. - М.: Мысль, 1988. – 536 с.
Толкушкин А.В. История налогов в России. - М.:Юрист, 2001. – 324 с.
Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М.: Соцэкгиз, 1937. – 361 с.
www.coolreferat.com
История налогообложения в Древней Руси и современной России - Реферат
Реферат - История налогообложения в Древней Руси и современной РоссииДоступные файлы (1):
n1.doc
История налогообложения в Древней Руси и современной РоссииСодержание
Налоги Древней Руси.
Налоги Средневековой Руси.
Реформа Петра I.
Налогообложение в 18-20 в.в.
Состояние налоговой системы в СССР.
Система налогообложения в РФ.
ВведениеНалог – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Понятие «налога» возникло на самых ранних этапах формирования первых государственных образований. Так, с появлением цивилизации, философы толковали налоги как общественно необходимое и полезное явление, хотя и известные им формы налогов были « варварскими ». Например, военные трофеи, использование в то время рабов, жертвоприношение и другие.
Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговые формы постепенно менялись, по мере общественного развития, приближаясь к их современному содержанию. Со времени возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в рамках самых разных способов производства становятся именно налоги. Проблемами налогообложения постоянно занимались философы, экономисты, государственные деятели самых разных эпох.
Ф.Аквинский (1225 - 1274) определял налоги как дозволенную форму платежа.
Ш.Монтескье (1689 - 1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорят о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В дальнейшем теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью самостоятельной науки политической экономии. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизационном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно – технического прогресса.
Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Риккардо положили начало классической теории налогообложения. Обоснование налогов как одного из производственных факторов содержатся в работах зарубежных и русских экономистов начала VIII века Э. Сакса, Ж.- Б. Сэя, В. Т. Посошкова и других. Позже эту идею развили в России известные налоговеды Н. И. Тургенев, И. Х. Озеров, И. М. Кулишер и другие. В этих работах были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений. Вплоть до реформы 1930 года рекомендации русских ученых использовались при выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.
Основной целью данной работы является рассмотрения истории налогообложения России, не только вдаваться в финансово – технологические детали, а так же показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, показать налогообложение в ходе исторического развития.
1. Налоги Древней Руси
Налоговые правоотношения можно с уверенностью отнести к одному из старейших видов публично-правовых отношений. Как известно из общей теории права, налог - один из основных признаков государства. Они всегда являлись важнейшим, хотя и не единственным, источником покрытия государственных расходов, связанных с осуществлением им публично-правовых функций.
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятинупо всей земле Русской: из княжения в Соборнуюцерковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгудесятую неделю, аи с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.
Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — то есть с плуга или сохи.
Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 году он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.
Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV века.
Дань взималась двумя способами: повозим, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А, получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину12гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого (около 978 — 1054).
Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну». Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.
Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.
Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству историков, начался с того, что Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условленна между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход - брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей.
Уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.
Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).
Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) —алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.
Сборщик пошлин в XII веке в Киеве назывался "осьмеником". Он взимал осменичее — сбор за право торговли. С XIII века на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, то есть на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается, прежде всего, церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.
Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.
Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.
Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.
Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 году. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация - сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы - "сохи", на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.
2. Налоги средневековой Руси
Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московитских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги». Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).
Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Например, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и прочее. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.
Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.
Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.
Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен.
Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые «окладные книги».
Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.
Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.
В 1571 году была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.
В 1577 году там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины — торговые, питейные, судебные, банные — приносили 800 тыс. руб. в казну Большого Прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы — Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и другие.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV — XVII веках была чрезвычайно сложна и запутанна.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 году "Счетный приказ". Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 году доходы составляли 1203367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов — 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 руб. Вообще после смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом.
Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 года) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне — по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов — по 2 деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неокладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом, прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 году был повышен акциз на соль с 5 до 20 копеек на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 году, и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 году издан Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 денег с рубля и в 10 денег с рубля, то есть 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12—13%, для русских, вывозивших товары за границу — 4 — 5%, то есть Торговый Устав имел явно протекционистский характер.
В 1667 году ставки были уточнены Новоторговым Уставом. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля, для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.
Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 копеек с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
Таким образом, в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.
perviydoc.ru
Налогообложение Древней Руси
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.
На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.
Третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.
Налогообложение в Древней Руси начало складываться несколько позже, чем в Древней Греции ( VII—IV вв. до Р.Х.) или в Древнем Риме (В IV—111 вв. до Р.Х.). Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. Дань взималась двумя способами:
1) повозом, когда она привозилась в Киев,
2) полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.Глава 1. Налогообложение Древней Руси
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина “мыт” взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина “перевоз” — за перевоз через реку, “гостиная” пошлина — за право иметь склады, “торговая” пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины “вес” и “мера” устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” - штраф за прочие преступления. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (978 — 1054). Такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. “Выход” взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.
Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. К ордынским налогам также относится ям (ордынская тягота, обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам).
Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом.
Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название “таможник” для главного сборщика торговых пошлин. Это слово происходит от монгольского “тамга” — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.
Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.
На Руси в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Он определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей.
Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с, состоявшими при нем, подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.
Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, называемой “ясак”. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.
Также при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые “окладные книги”.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров.
В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает о штрафах и том, что брать пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.
В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
Царь Алексей Михайлович (1629—1676) создал в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.
Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, при Алексее Михайловиче стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно “со всяких людей”. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом, теперь выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы.
Таким образом, прямые налоги “с животов и промыслов” поднялись до 20%. Увеличивать их стало сложно. Тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на. Эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. В России же соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Глава 2. Налогообложение Петра I
Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Страна покрывалась сетью заводов и мануфактур. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.
Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых “сидеть и чинить государю прибыли”, т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.
До 1678 г. единицей налогообложения была “соха”, устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Возник способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Поэтому прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью.
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей.
Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право “буде они похотят” управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.Глава 3. Система налогообложения после Петра I
В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693—1740). Незадолго до свержения Петра III в мае 1762 г. государю было доложено: государственных доходов состоит 15 350 636 руб. 93 1/4 коп., из них расходуется:
Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества.Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов.
Налоги при Екатерине II также взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Появляются первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок и налоги – главная проблема и сегодняшнего дня. Потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений. Сложный механизм налогообложения должен приспосабли-ваться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем, рассматривая историю развития системы налогообложения, можно заключить, что использование налогов является инструментом выхода из тяжелых кризисных ситуаций, а также стабилизации экономики и ее динамичного развития. Особенно наглядно это заметно во второй половине царствования Петра I. Доходы государства постоянно росли, и несмотря на огромные издержки, оно обходилось собственными доходами и “не сделало ни копейки долгу”. Петр реорганизовал управление финансами.
Екатерина II продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления. Ею были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Таким образом, императрица стремилась облегчить систему налогообложения для простых людей, что привело к упорядоченному управлению финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В этот период укрепляются бюджеты городов.
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.