Монастырь древний. Богоявленский монастырь в Китай-городе или Древнейшая монашеская обитель Старой Москвы. Часть 1.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какую роль в Древнерусском государстве имели монастыри? Монастырь древний


Самый первый христианский монастырь в мире • Сооружения

февраля 27, 2011

Самый первый христианский монастырь в мире

Монастырь святой Екатерины

Самым первым христианским монастырем, известным и существующим по сей день, является монастырь Святой Екатерины, раньше он назывался монастырем Преображения. Находящийся в центре Синайского полуострова, он расположен на высоте 1570 метров. Считается, что монастырь построен во времена правления византийского императора Юстициана в 527-565 гг, на месте, где согласно Ветхому завету, господь разговаривал с Моисеем.

Место паломничества

Мученица Святая Екатерина родилась в 294 году в Александрии, звали её Доротея, она была богата, красива и образованна. В 305 году её казнили за попытку обратить в христианство императора Максимиуса.

В десятом веке Египет был исламизирован и на территории монастыря, дабы предотвратить его разграбление, была построена мечеть. Ранее монастырь был традиционным местом паломничества для русских христиан, теперь эта традиция вновь возвращается.

Образец христианства и веры

У монастыря практически всегда были великие покровители, например такие, как Иван Грозный, который отправлял деньги на пожертвования, Наполеон, оберегавший монастырь от набегов и т.д.

На территории монастыря множество построек, среди них можно найти капеллу, построенную в 324 году, в которой находятся два золотых хранилища для мощей Святой Екатерины. Так же одной из древнейших построек, находящихся на территории монастыря, является гранитная церковь, построенная в форме базилики. Она сохранилась практически без изменений. Так же в монастыре хранится множество древних книг, икон, предметов церковной утвари. Коллекция реликвий монастыря считается самой обширной, после Ватикана.

Это сооружение поистине является образцом христианства и веры.

Александр Озеров, Samogo.Net

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет? Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

samogoo.net

Богоявленский монастырь в Китай-городе или Древнейшая монашеская обитель Старой Москвы. Часть 1.: monastyri_mira

Храм Богоявления Господня Богоявленского монастыря в Китай-городеВсего 16 фото

Для меня лично Богоявленский монастырь знаковый по многим причинам. После окончания института я работал совсем рядом – на Никольской улице и Храм Богоявления постоянно был в моём поле зрения, как и мои вопросы к себе о нем и его истории. В то время храм использовался в мирских целях, узнать что-то подробное и интересное о Богоявленском храме было тогда затейливым занятием... Одно время, я даже, начинал собирать материалы о церквях центра Старой Москвы, в том числе и Богоявленском монастыре, но времена тогда были советские и «безинтернетные», мои приоритетные интересы стали больше научно-прикладными, поэтому эта тема как-то сошла тогда на второй план.

Вообще же, Китай-город "до перестроечных времен" представлял собой сонм удивительно уцелевших осколков Старой Москвы, - в каждом дворе, подворотне и бесчисленных городских закоулках города можно было обнаружить реальные дореволюционные признаки Прошлого нашей страны. Это сейчас все вокруг прилизано, отшлифовано и «отноводелено» так, что иногда кажется, что ты находишься не в центре исторической Москвы, а среди театральных декораций о прошлом нашей столицы.

История этого монастыря богата на события и чудеса. Я постараюсь, используя внешние источники, кратко остановиться на истории Богоявленского монастыря, не упустить важных дат, событий, деталей, исторических персон и попробую, по возможности, избежать религиозного оттенка своего рассказа, ведь он о Старой Москве. Рассказ пришлось разделить на две части, поскольку ЖЖ по своему обыкновению воспринял запись слишком большой. В первой части - история Богоявленского монастыря со старыми фото и картами, во второй - фото лета 2015-го и небольшое исследование некрополей обители с доступом в подклет храма Богоявления.Богоявленский монастырь является, пожалуй, самым первым и древнейшим монастырем Москвы (однако, есть альтернативная точка зрения, что первым был все же Данилов) и был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря - вид со стороны Богоявленского переулка.02.Храм Богоявления Господня Богоявленского монастыря в Китай-городе

О дате основания Богоявленского монастыря нет точных достоверных сведений. Принята условная – 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила.

Великий князь Даниил Московский03.Даниил Московский

Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря – «что за Торгом». Потом появилось более определенное название – «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские торговые прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка, что любопытно.04.Богоявленский монастырь - Хотевский план - 1852 год.Источник

Известно, что монастырь всегда пользовался почетом и вниманием у всех московских государей и уже в древние времена был избран местом великокняжеского богомолья. Его щедро одаривали вотчинами и пожертвованиями и великие князья, и знатные приближенные лица, что позволяло обители строиться и благоденствовать.

Первый монастырь был деревянным, как и его соборный храм Богоявления с первым, Благовещенским, приделом. Но вскоре после основания он сгорел, и в 1340 году, незадолго до кончины, сын благоверного князя Даниила Иван Калита заложил в обители белокаменный однокупольный Богоявленский собор на высоком цоколе и о четырех столпах. Интересно, что этот собор стал шестым каменным храмом Москвы, заложенным Иваном Калитой, наряду с Успенским, Архангельским и другими кремлевскими соборами. Это было и первое каменное здание Москвы вне Кремля, когда еще сами кремлевские стены были дубовыми. После смерти великого князя Богоявленский собор достраивал боярин Протасий, душеприказчик Ивана Калиты.

Первый каменный храм был квадратным в плане, одноглавым, четырехстолпным с тремя апсидами, в которых размещались алтарь, жертвенник и диаконник. Ширина храма не превышала 11,5 метров, а длина с апсидой - 17,5 метров. Каждый фасад храма делился на три части тонкими лопатками и имел позакомарное завершение. Поперек фасада храм опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Наиболее близким из сохранившихся аналогов Богоявленского храма считается Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Фундаменты древнейшего Богоявленского собора, его столпов и солеи (фундаментное основание иконостаса) сохранились под четвериком современного храма. Мы еще кое-что из них увидим.

Троицкий собор Свято-Троице Сергиевой Лавры.05.Троицкий собор. Свято-Троице Сергиева Лавра.

Богоявленская обитель издревле славилась своими иноками и настоятелями. Именно сюда ушел иночествовать старший брат преподобного Сергия Радонежского, Стефан, ставший потом первым известным игуменом Богоявленского монастыря. Сергий не раз навещал старшего брата в этой московской обители. Игумен Стефан стал духовником сыновей Ивана Калиты – великих князей Симеона Гордого и Ивана Красного, отца Дмитрия Донского.

Здесь же проходил послушание и потом принял постриг боярский сын Елевферий Бяконт – будущий святитель Алексий Московский. В декабре 1352 года, он был поставлен епископом Владимирским, а на следующий год святитель Алексий стал митрополитом и опекуном малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича. Со времен Алексия в монастыре переписывались и переводились книги, которые привозили греческие монахи, приезжавшие в Москву. Для них Богоявленский монастырь был подворьем. Так, при Дмитрии Донском из Константинополя прибыл старец Дионисий и, принятый с честью, остановился в Богоявленском монастыре по приказу государя – это был будущий святитель Дионисий, архиепископ Ростовский.

Монастырь чудом уцелел в 1382 году, когда хан Тахтомыш, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель. Однако, монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен помощью великого князя Василия II. Обитель сильно пострадала в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство.

Храм Богоявления Господня в Богоявленском монастыре. 1883 год.

06.Богоявленский монастырь
Именно в Богоявленский монастырь Грозный приказал заточить опального и любимого народом митрополита Филиппа (Колычева), открыто осудившего царя за антинародную опричнину. Многие чудеса свидетельствовали о славе мученика. Сам Иван Грозный Богоявленский монастырь почитал. По его указу в обитель доставляли пропитание и оброк, а когда монастырь пострадал в пожаре при нашествии крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году, он был заново отстроен по повелению царя. Были и другие пожертвования. Князь Иван Ромодановский, участник похода на Казань, принял здесь постриг и оставил монастырю чудотворную икону Богоматери. Борис Годунов тоже щедро одарил монастырь, тем более что его игумен Иов в 1598 году подписал грамоту об избрании Бориса на царство. Смутное время не обошло стороной Богоявленский монастырь. Он оказался в эпицентре боев за Китай-город в марте 1611 года и осенью 1612 года, а поляки разграбили и сожгли обитель, так что первые Романовы стали вновь отстраивать ее на пепелище.

В 1645 году царь Алексей Михайлович повелел игумену монастыря Пафнутию совершить перенесение в Москву чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Хлынова, где от него исцелился слепец и начались многие чудеса. Именно эта икона, по преданию, оставила имя кремлевским Спасским воротам, через которые ее с крестным ходом проносили в Кремль, на поклонение в Успенский собор, а затем через них же выносили в Новоспасский монастырь к освящению его собора (прежде ворота назывались Фроловские). Игумен Ферапонт во время венчания на царство Алексея Михайловича подавал ему бармы (оплечье, великокняжеская, царская регалия), скипетр и «яблоко», а потом обедал в Грановитой палате. Игумен Корнилий, став митрополитом Казанским, устроил близ Богоявленского монастыря Казанское подворье, а потом в сане митрополита Новгородского хоронил патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре. Игумен Амвросий участвовал в венчании на царство государя Федора Алексеевича и подносил ему шапку Мономаха. Игумен Никифор принимал участие в поставлении патриарха Адриана, облагодетельствовавшего Богоявленскую обитель.

Богоявленский монастырь. Левее - колокольня Богоявленского монастыря.07.Богоявленский монастырьВ стенах монастыря в 1685 году начинала свою историю Славяно-греко-латинская академия – первая высшая школа России. В конце XVII века здесь открылась школа знаменитых братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, ученых греков, прибывших по приглашению русского царя и по рекомендации Восточных патриархов. Школа расположилась в Богоявленском монастыре временно, пока для нее строили собственные каменные палаты, но учителям и ученикам было велено проживать в обители. Через два года школа была переведена в новое здание при соседнем Заиконоспасском монастыре и стала называться Спасской. Братьям Лихудам за алтарем Богоявленским собором недавно установлен памятник.08.Памятник братьям Лихудам у Богоявленского собора
В 1624 году был построен новый каменный собор под покровительством Романовых. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для Богоявленского монастыря настали его лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. В строительстве участвовала и царица Наталья Кирилловна. Только имя автора осталось неизвестным, но Богоявленский собор часто сравнивают с церковью Троицы в Лыкове, которую строил Яков Бухвостов.09.Памятник братьям Лихудам у Богоявленского собора

Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – в память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году. Рядом было и Казанское подворье. К тому же патриарх Адриан прежде был митрополитом Казанским, и храм напоминал ему о чудесном обретении иконы в Казани. Он сам освятил эту придельную церковь в 1693 году, которая стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления – в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом – был освящен чуть позже, в 1696 году. А на следующий год был освящен придел святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, – в память о великом иноке, которого называли тем «семенем святым», на котором зиждется обитель Богоявления.

Нижний храм Богоявленского собора в честь Казанской иконы Божией Матери . Слева и справа на внутренней стороне опорных столбов храма видны резные белокаменные плоскостные надгробные плиты.10.Храм Богоявления Богоявленского монастыря

"Бунташный" XVII-й век (время войн и бунтов в России) сложился для обители благоприятно. Продолжались щедрые вклады. Князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, воевода Новгорода, который помогал патриарху Никону строить Иверский монастырь, имел обширный двор на Никольской. В 1672 году его племянница боярыня Ксения Репнина подарила этот двор монастырю. Территория монастыря расширилась вдвое, и он получил выход на Никольскую улицу, где были построены первые святые ворота монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Богоявленский монастырь был разделен на две половины: в южной стоял соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной – хозяйственные помещения. Считается, что в одну половину был запрещен вход женщинам, и именно поэтому в XVIII веке построили вторые ворота.

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Литография К.Эргот. На этом месте в 1905г. был построен доходный дом монастыря.11.Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи.jpg

Петровские веяния не миновали Богоявленский храм. В начале XVIII века швейцарские мастера украсили собор изумительными алебастровыми скульптурами: на южной правой стене – «Рождество Христово», на северной – «Крещение Господне», а напротив алтаря над аркой – «Коронование Богоматери». Иногда руководителем работ называют архитектора Джованни Марио Фонтана, швейцарского уроженца, одного из первых иностранных архитекторов, приехавших в петровскую Россию. В Москве он перестраивал Лефортовский дворец для светлейшего князя Меншикова, а в Петербурге для него же – знаменитый дворец на Васильевском острове.

Любопытно, но из архивных документов известно, что в августе 1704 года с неким Андреем Васильевым в Москву прибыли «трое арапов малых ребят» – один из них по имени Абрам – и остановились временно в Богоявленском монастыре, что за Ветошным рядом. Следовательно, первым пристанищем для предка Пушкина в Москве была Богоявленская обитель. Но православное крещение Авраам примет только в Вильнюсе в следующем году и станет Абрамом Петровичем Ганнибалом, прадедом Пушкина и крестником Петра Великого.

Угловая башня (XVII век) Богоявленского монастыря в Китай-городе. Рисунок академика Нисевина. 1871 год. М.П.Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.12.Башня монастырской ограды XVII века. Рисунок академика Нисевина. 1871 год.

В 1724 году архимандрит Богоявленского монастыря участвовал в переносе святых мощей Александра Невского из Владимира в Петербург через Москву. В 1737 году в страшный пожар монастырь серьезно пострадал. Однако архимандриту Герасиму удалось не только восстановить утраченное, но и возвести над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней, освященную в 1742 году. В 1747 году в нижнем храме был освящен северный придел – во имя святого Георгия Победоносца (устроенный с разрешения архиепископа Платона княгиней Еленой Долгорукой над могилой ее мужа, князя Юрия Долгорукого), а в 1754 году – южный во имя апостола Иакова Алфеева, потом обращенный в ризницу.

Времена Екатерины II принесли монастырю полную секуляризацию (доходы монастырей изымались государством). Монастырь жил во многом тем, что в нем обретали последний покой члены самых знатных фамилий России, которые вносили пожертвования на помин души своих родных.

С древности Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей Москвы после государевой, которая находилась в Кремле. Его некрополь стал складываться уже в первые времена после основания обители. Всего же в нижней церкви-усыпальнице было более 150 могил с прекрасными надгробными памятниками, уничтоженными в советское время. Упокоиться здесь было честью: это был один из самых аристократичных московских некрополей, сравнимый лишь с погостом Донского монастыря. Тут почивали Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны. Здесь был похоронен легендарный сподвижник Петра I князь Григорий Дмитриевич Юсупов, положивший начало легендарному богатству Юсуповых, сравнимому лишь с Шереметьевским.

В Богоявленском монастыре был упокоен и сын опального Меншикова – Александр Александрович, сосланный в Березов вместе с отцом, но после его смерти получивший разрешение вернуться и проживавший в Москве с 1731 года. Тут похоронили и другого петровского сподвижника, участника Северной войны генерала-фельдмаршала князя М.М. Голицына. В нижней Казанской церкви могилы Голицыных украшали надгробия, изваянные знаменитым французским скульптором Гудоном (ныне хранятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева).

На первом плане - надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря. На среднем плане - Греческий Николаевский монастырь. Вид с колокольни Богоявленского монастыря. 1883 год.

13.Надвратная ц. Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря на фоне Николо-греческого монастыряВо время разорения Москвы Наполеоном монастырь занял под резиденцию один из наполеоновских маршалов, что чудом спасло обитель от разорения и гибели. В 1830 году церковь Бориса и Глеба на колокольне была переосвещена в честь Спаса Нерукотворного и обновлена на частные пожертвования, чтобы летом служить в ней ранние заупокойные обедни. В эту церковь из настоятельских келий провели крытую галерею, и церковь стала называться домовой архиерейской. Монастырь славился своим особенным, благочестивым богослужением, и его любили посещать москвичи.

История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России.

Никольская улица. Слева - здание надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря. XVII век. 1886 год.14.Надвратная ц. Рождества Иоанна Предтечи (слева) Богоявленского монастыря

В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеймона, и в том же году для святынь на Никольской улице выстроили Афонскую часовню при Богоявленском монастыре. Ее настоятелем стал тот же иеромонах Арсений. Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Было решено построить новую.

Часовня святого Пантелеймона (слева) и колокольня (на втором плане) Богоявленского монастыря со стороны Никольской улицы. Справа - доходный дом Богоявленского монастыря.15.Часовня и Колокольня Богоявленского монастыря со стороны Никольской улицы

В 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеймонова монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил для нее участок своей земли на Никольской улице ближе к Владимирским воротам. Строивший часовню архитектор А. Каминский оригинально воспроизвел облик фасада старой Афонской часовни.

Часовня Святого Пантелеймона (справа, за Китай-городской стеной) у Владимирских ворот. 1884 год.16.Владимирские ворота и Часовня святого Пантелеймона

После смерти иеромонаха Арсения ее настоятелем стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев), возлюбленный москвичами и недавно причисленный к лику святых. Богоявленская обитель дозволяла афонским насельникам, оказавшимся в Москве, совершать в своем соборном храме богослужения в дни великих афонских праздников иконы Божией Матери «Скоро послушница» и целителя Пантелеймона, причем в них участвовала и вся братия обители во главе с настоятелем. Чудотворная икона Пантелеймона из этой снесенной величественной часовни ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках.

В начале века, когда проводили калориферное отопление внутри храма, уничтожили захоронения с надгробиями и следы древних, ценных для археологии сооружений. Дальше – хуже. В 1905 году, невзирая на протесты Московского археологического общества, была снесена старинная надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи ради строительства на ее месте выгодного доходного дома (см. фото выше), а вместо нее в храме устроили новый одноименный придел.

Продолжение рассказа во второй части.

Источники:

Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.Елена Лебедева. БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия». Портал "Православие.Ru". 18.01.2008

© Vladimir d’Ar

Вторая часть

monastyri-mira.livejournal.com

Самый древний монастырь России | Православные паломничества

Самый древний монастырь России

Вся Православная Русь в этом году готовилась к великому празднеству, 100-летию со дня прославления в лике святых Преподобного Серафима Саровского. Готовились все: священники, монахи, миряне. Готовились и мы, профессора и студенты Государственной Академии славянской культуры. Еще 10 лет назад наша Академия (ректор - профессор И.К.Кучмаева) первой в России получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II на строительство домового вузовского храма, и храм этот построен и освящен во имя Преподобного Серафима Саровского. Могли ли мы остаться в стороне от общего праздника? По благословению Святейшего Патриарха Алексия II мы предприняли многодневную миссию "Путь к Серафиму Саровскому". Возглавлял миссию настоятель нашего домового храма архимандрит Иероним. Наш путь пролег через многие города, храмы и монастыри. Перед нашими глазами прошли Владимир, Муром, Арзамас, Санаксары, Дивеево, Рязань. Везде мы встречались с Православной интеллигенцией, проводили круглые столы, посвященные самым острым вопросам современной духовной жизни России, пытались осветить роль Преподобного Серафима в нашей сегодняшней жизни.

Спасо-Преображенский монастырь г. Мурома

Благодатные впечатления от поездки еще долго будут всплывать в памяти. Посетили мы и древнейший монастырь России, который находится в Муроме. Территория Спасо-Преображенского монастыря пока еще напоминает стройплощадку: военная часть не так давно передала монастырь духовным властям. Казармы и иные здания - все в процессе переделки и адаптации под монастырские нужды. Восстановленный же Спасо-Преображенский собор удивляет обилием старинных икон с необычными сюжетами. Место это на высоком берегу Оки помнит еще святого мученика князя Глеба!

Точная дата основания монастыря неизвестна, но произошло это ранее 1096 года (в том году впервые монастырь упомянут в русских летописях)! Сначала князем Глебом был построен храм во имя Всемилостивейшего Спаса. В 1096 г. в монастыре был погребен сын Владимира Мономаха князь Изяслав, который погиб в междоусобице с муромским князем Олегом ("Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у Святого Спаса"). Старый (Глебовский) храм уже не существует - слишком много исторических бурь пронеслось над монастырской землей: в начале XVII в. он был разграблен поляками и литовцами, во время реформ Петра I потерял большую часть своей собственности. Ныне существующий собор (храм в честь Преображения Господня) построен в 1553-1556 гг. по обету Иоанна Грозного, остановившегося в монастыре по пути в Казань.

Наместник монастыря игумен Кирилл (Епифанов)

Беседуем с наместником Спасо-Преображенского Муромского мужского монастыря игуменом Кириллом (Епифановым), благочинным юго-восточного округа Владимирской епархии.

- Батюшка, монастырю около тысячи лет, рассказать обо всей его истории невозможно. Хотелось бы узнать о послереволюционной судьбе обители.

- Важнейшее событие, определившее историю монастыря, - это его закрытие в 1918 году. Вообще монастырь был разорен за свою длительную историю несколько раз, начиная с татаро-монгольского нашествия. Но никто не смог разорить так, как большевистское иго. Тогдашний настоятель Епископ Митрофан (Звездинский) был репрессирован, братия разогнана. Владыку обвинили в поддержке белогвардейского мятежа, хотя этого не было: Церковь была вне политики, а поддерживала семьи репрессированных или уничтоженных дворян и купцов. Монастырь был ликвидирован одним из первых в России, и до 1995 года он был закрыт. Но, несомненно, таинственно продолжалась Божия служба. Сохранились все храмы, хотя на территории монастыря находился сначала (в 20-е гг.) концлагерь, а с начала 1930-х гг. - воинская часть.

- Пишется ли история монастыря?

- Очень трудно собирать информацию, так как Муром был закрытым городом, и найти что-то теперь почти невозможно. В 1934 году здесь размещался полк связи особенного подчинения Генштабу вооруженных сил СССР. В 1995 году мы приняли монастырь в руинах, причем казармы, несмотря на финансирование, тоже были в полуразрушенном состоянии. Это парадоксально - по-видимому, Господь готовил воинскую часть к выселению. В 1996 году монастырю исполнилось девятьсот лет. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1096 году. Там он фигурирует как монастырь Спаса-на-Бору в Муроме.

- Какие сейчас главные святыни монастыря?

- Святых мощей в монастыре не было. Монастыри в домонгольскую эпоху основывали князья. Наш монастырь основан святым благоверным князем Глебом, сыном святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, и первым русским святым. Здесь, среди языческого муромского племени, он построил первый христианский храм Спаса Всемилостивого. Это был первый Православный храм в Северо-Восточной Руси. На месте его княжеского дворища (то есть замка) и был основан этот монастырь. Впоследствии эта обитель стала миссионерским центром. А великая святыня нашего монастыря сегодня - это икона Божией Матери "Скоропослушница". Привезена она со Святой горы Афон настоятелем нашего монастыря архимандритом Антонием (Ильиновым) в 1878 г. Когда он пришел настоятельствовать в этот монастырь, обитель была в разоренном состоянии, и всё упование свое он возложил на Матерь Божию. Сам съездил на Афон, привез эту икону, и образ "Скоропослушницы" тут же начал чудотворить. И чудотворит до сих пор.

- Отец Кирилл, расскажите пожалуйста хотя бы о нескольких таких случаях.

- Божия Матерь являлась купцам и говорила: "Устрой меня - и я устрою твои дела". Купцы обустраивали храм, реставрировали его, делали богатые вклады - и Матерь Божия помогала им в их купеческих делах. А сегодня чудесам от этой иконы просто нет числа... Вот лишь несколько примеров. Был случай: пропал солдат в Чечне. Родители приходят и спрашивают, как за него молиться: о здравии или об упокоении? Мы говорим: "Не молитесь как о мертвом, молитесь как о живом". Они заказывают сорокоуст о здравии солдата, молятся. Потом приходит сообщение, что опознано его тело, погиб в бою. Совет ветеранов Чечни уже помог вырыть могилу, но в тот момент, когда ждали оцинкованный гроб, - он, живой и здоровый, вернулся из плена. Еще пример. Недавно пришло письмо из Сибири. В нашем монастыре люди заказывали молебны иконе Божией Матери "Скоропослушница" о здравии человека, который уже три года как парализован, даже не разговаривал. Мы отслужили молебны и послали в Сибирь маленькую копию нашей иконы. И вот в письме - признание: как только больной прикоснулся к нашей иконочке, сразу исцелился, и первые его слова были: "Мама Мария". Мы благодарим Бога и Царицу Небесную за все эти чудеса, которые происходят во благо людям. Когда мы служим молебны Божией Матери, народу бывает в монастыре больше, чем в великие праздники. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. Люди плачут, люди стоят на коленях, люди имеют отклик от самой Царицы Небесной.

- А сколько сейчас в самом древнем монастыре России братии?

- В нашем монастыре никогда не было особенно много монахов, даже до революции. Он был административным центром, его настоятелем всегда был Епископ Муромский. Монастырь жил по Афонскому уставу. И тогда по штату было всего десять иноков, и сейчас столько же. Но у нас очень большая миссионерская служба, причем к этой работе мы привлекаем и прихожан. Кроме того, у нас есть еще особый род насельников, проживающих в нашем Доме милосердия. Мы отвели отдельный корпус для тех людей, которые именуются бомжами. Их особенно много зимой. Это те люди, которые приходят из мест лишения свободы, без документов, это люди, которые никому не нужны. У нас они, естественно, не задерживаются надолго. Мы им помогаем получить паспорта и пройти первичную социальную реабилитацию. Лечим их от чесотки, диагностируем туберкулез и прочие тяжелые болезни. Это непростая миссия, но вполне наша, монастырская. Мы не должны терять этих людей. У нас очень много бывает паломников. До 60 человек в день мы оставляем в монастыре на ночлег. А сколько приезжают без ночлега! Так что каждый день люди идут на исповедь, к Причастию - работы очень много.

- В монастыре явно ощутима благодать Божия...

- Да, представьте себе - даже в наших руинах она так чувствуется. Мы уже освятили три храма в монастыре, главный из которых - Спасо-Преображенский собор. Еще есть храм Покрова Пресвятой Богородицы, и в настоятельском корпусе, над трапезной, храм Святителя Василия Рязанского. Интересно, что перед самым уже нашим возвращением в монастырь, восемь лет назад, были такие случаи, что солдаты в ужасе выбегали из казарм, так как бывали явления схимников, уже начавших духовную помощь нам в деле возвращения монастыря. Заходит ночью солдат в каптерку и видит: схимник стоит с крестом. Так что военные власти просто уже вынуждены были покинуть монастырь. Ведь на этой монастырской земле молитва схимническая возносится уже тысячу (!) лет. Это даже трудно представить. Земля святая, благодатная. Здесь же в 1812 году побывали и две московские Православные святыни: во время нашествия Наполеона сюда были привезены чудотворные иконы Владимирской Божией Матери (что теперь в Третьяковке) и Иверской Божией Матери. В нашем монастыре проводил службу в чине Владимирского Епископа Святитель Феофан Затворник. В монастыре до сих пор хранится текст сказанной им проповеди. Был здесь и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, но еще в сане иеромонаха, сразу после репрессий СМЕРШа. Он служил здесь год с небольшим в 1945-1946 гг. в единственном действующем храме Мурома.

- А как монастырь связан с именем Царя Иоанна Грозного?

- Во время своего похода на Казань Царь Иоанн поставил свой шатер около монастыря. Из этого шатра он наблюдал за переправой своих войск через Оку. Он молился в монастыре и дал обет Богу - в случае удачного похода поставить в монастыре собор. Спасо-Преображенский собор - это и есть собор Иоанна Грозного.

- Каковы ваши принципы духовного устроения монастыря?

- Главный принцип заложен в Евангелии. Это принцип любви.

Источник:   http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=6548

Места:Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

palomniki.su

Монахи в древней Руси. Какую роль в древнерусском государстве играли монастыри

Монастыри в Древней Руси

Не вдаваясь в долгие рассуждения о природе монашества, о том, что уединение, отшельничество, подвиг сопутствуют становлению многих религий в их историческом развитии, скажем: монашество в христианстве играло, играет и будет играть, сколько не пребудет вера христианская, роль огромную.

Совсем немножко истории.

maptab.ru

maptab.ru

Сначала о термине. Всезнайка-Интернет немедленно подскажет, что «монах» происходит от греческого «монос» – «один, единый, одинокий», отсюда – «монахос» – «уединенный».И что «монастырь» – слово тоже производное от греческого «монастерион» (или, на новогреческий, византийско-православный лад, «монастирион»), что значит «уединенная обитель». Все это, разумеется, правда. Вера христианская пришла на Русь в греческом ее варианте – ортодоксальном, православном. А возникла и утвердилась она задолго до появления не только древнерусского государства, но даже и его истоков.Так же и монашество.

В своем неотвратимом устремление к Царствию Небесному и к Небесному Отцу, ко Граду Небесному, отвращаясь от мира земного и греховного, исполненного скорби и печалей, страстно верующие в искании подвига уходили прочь от людского сообщества. В пустынь, ибо же сказано: «Глас вопиющего: в пустыне приуготовлю Путь Господу».

И с укреплением христианства, укреплялось и монашество. А лучше сказать – с укреплением монашества и подвижничества крепло христианство. И распространялись они во времени и пространстве вместе. С крещением народа, появлялись в его среде монахи; с появлением среды языческих народив монахов, укреплялась в них и вера христианская.Так было (а по-другому и быть не могло) и с восточными славянами.

Монашество и монастыри на Руси

Вопрос о том, были ли монахи в древнерусском государстве, сегодня во многом является умозрительным.Надежных свидетельств появления организованного монашеского движения до крещения Руси князем Владимиром нет. Как единичные, нерегулярные миссии, прибытие монахов в языческую среду восточнославянских, древнерусских в конечном итоге племен вполне возможны. Из Византии, – оплота православия, восточной ортодоксии, – действительно могли пробиваться отдельные подвижники, отшельники-анахореты, в пределах языческих совершавших свой подвиг.

club.foto.ru

club.foto.ru

Как организованное явление, монашество могло развиваться на Руси уже после ее крещения.Документальных свидетельств в пользу появления монахов вскоре после принятия Владимиром христианства не много, но они имеются. Обычно при этом вспоминается удержанное традицией сообщение, что вместе с официальным принятием христианства на Русь из Византии хлынула огромная масса монахов.

Отсюда и начинается организованное монашеское движение на Руси. Еще до Ярослава Мудрого упоминается монастырь при Десятинной церкви в Киеве, подлизу Вышгороде – основанный греками Спасский монастырь. О монастыре Софийском в Киеве упоминает Титмар Мерзебургский в связи с пожаром 1087 г. Говорится в источниках и о других «безымянных» монастырях в первые голы и десятилетия после крещения Руси Владимиром. Они могли быть, по мнению многих исследователей, не столько монастырями в позднейшем их понимании, сколько небольшими монашескими общинами при церквях – кельями, которые ищущие уединения нанимали себе или же получали от церкви. Такой тип монашествования получит впоследствии название «келиотства». Широко распространенное в Византии (особенно много таких келий нанималось на Святой Горе, на Афоне;, оно и было, очевидно, первой, еще не вполне организованной, формой монашеской жизни в Древней Руси.

В пользу такого суждения обычно приводят рассказ Нестора-Летописца об Антонии. В начале XI в., еще в княжение Владимира, будущий основатель Печерской обители обошел все монастыри Киева и не смог отыскать ни одного, ибо этого, говорит Летописец, не хотел Бог. По-настоящему, по типу «киновии» (от греческого киновиос – совместная жизнь, «общежитие») – монастыря с общежитийным уставом, – монашество и монастыри организуются при княжении Ярослава Мудрого.

Особую роль в утверждении монастырского общежития на Руси при Ярославе сыграл вернувшийся снова из Афона Антоний. Родом из Любеча, он совершил паломничество по Святым местам и несколько лет провел в монашестве на Афоне. По внушению Бога и советом своего наставника Антоний возвращается в землю русскую чтобы и в ней было монашество.

Это второе возвращение Антония оказалось и окончательным для него самого, и веховым для утверждения христианства на Руси. Сблизившись с Илларионам, пресвитером княжеской церкви на Берестовой горе (Печерск в Киеве), он поселяется в оставленной Илларионом небольшой пещере на Днепровых кручах (ныне на том месте находятся Дальние, или же Феодосиевы пещеры).

Вскоре слава о праведном Антонии распространилась по всей округе. За благословением или в поисках исцеления от недугов к нему приходили люди. Некоторые из них оставались подолгу возле его пещеры, а двенадцать из них, склонные к аскезе и послушанию, и себе копали пещеры, наследуя тем самым образ жизни Антония.

Внимание

В числе первых учеников были Никон и Федосий, которым также суждено было сыграть большую роль в утверждении монашества и христианства на Руси.

Под деятельным руководством Антония, в днепровских кручах была выкопана большая пещера, в которой устроили храм, трапезную и кельи. Монашеское сообщество, образованное как киновия, получило свой общежитийский устав по образцу монастырей Святой Горы.Так было положено начало Киево-Печерской Лавре.

Монахи в Древней Руси

В течение последующих лет, вплоть до монгольского нашествия, число монастырей (как келиотских, так и киновий) возрастает. Келиотские создавались главным образом людьми имущими, ищущими уединения, анахоретсва под сенью церкви, или даже в храмах киновий. К числу монахов-келиотов часто принадлежали бояре, приближенные к домам древнерусских князей, члены их семей. Поэтому в летописной традиции встречаются высказывания, что келиотские общины создаются деньгами и богатством.

vladimirru.ru

vladimirru.ru

Образ жизни келиотов мог быть не очень строгим. В киновиях они находились под присмотром игумена, который мог в случае уж очень явных нарушений распорядка жизни монастыря закрыть для неугодного келиота доступ к кельям.Киновии же были монастырями с общежитейскими уставами. Основанные на правилах монастырей Святой Горы и других православных христианских обителей, они подчиняли жизнь монахов в Древней Руси строгому порядку. Обязательный труд монахов-киновитов сочетался со строгим бдением, соблюдением постов, посещением всех служб, молитвами и подвижничеством. Наиболее приверженные аскезе даже в пределах киновий «уходили в затвор», становились пустынниками, отшельниками.

Таким стал и Антоний. Оставив монастырь на попечение Никона и Феодосия, он выкопал себе новую пещеру поодаль, уйдя в затвор. Здесь новыми его учениками будет положено начало новому пещерному комплексу, известному сейчас как пещеры Ближние или же Антониевы.

О взаимоотношениях между келиотами и киновитами можно составить себе некоторое представление из ситуации, сложившейся вокруг Антония после смерти Ярослава Мудрого. Еще при жизни последнего к печерскому старцу потянулись люди из ближайшего окружения князя. Среди них был и митрополит киевский Илларион, из пещеры которого начиналась Лавра. Были и другие, в том числе из окружения нового киевского князя Изяслава. Особенно разгневал князя постриг Никоном с благословения Антония юноши Варлаама и евнуха Ефрема. Только уговоры жены заставили Изяслава примириться с Антонием.

Монастыри в Древней Руси до монгольского нашествия

В течение первого века христианизации на Руси было основано несколько монастырей, различающихся по своему уставу. Из них:

  • девять – в Киеве (два из них – женские)
  •  два – в Чернигове и в Новгороде
  •  по одному – в Луцке, Владимире-Волынском, Переяславле, Новгороде-Сиверском, Ростове, Суздале и Торжке.

В течение второго столетия христианизации, в XII в., было основано (если верить летописной традиции) более семидесяти монастырей. 53 из них были мужскими и 18 – женскими. Из них на Правобережье и Левобережье Днепра:

  •  семь – в Киеве
  • по четыре – в Переяславле,
  • по одному – в Каневе и Галиче.

В Новгородско-Псковской земле в это столетие число монастырей также увеличивается до двадцати трех. Из них было основано:

  • семнадцать – в Новгороде
  • три – в Пскове
  • один – в Старой Руссе

Девятнадцать монастырей было в это время основано в Северо-Восточной Руси. Из них:

  • восемь – во Владимире
  • два – в Переяславле-Залесском
  • по одному – в Ярославле, Муроме, Ростове, Суздале.

Какую роль в древнерусском государстве играли монастыри

img-fotki.yandex.ru

img-fotki.yandex.ru

Уже самим фактом своего существования монастыри стали настоящим очагом христианства в его восточно-ортодоксальном, православном виде. Сюда, к монахам-киновитом, тянулись жаждущие благословения, напутствия, исцеления тянулись как христиане, так и язычники со всего мира древнерусских княжеств. Здесь христиане укреплялись в своей вере. Здесь язычники обращались в христианство. Монастыри, таким образом, стали важным фактором христианизации древнерусского общества.

Уже в силу этого не подлежит сомнению, что древнерусские монастыри – центры христианской православной культуры. И сами монахи-киновиты, и поселяющиеся рядом с ними келиоты стали просветителями Древней Руси.Здесь, как и при парафиальных церквях, устраиваются первые школы. Здесь предпринимаются и первые попытки создания летописных сводов, осмысления исторического прошло славянских племен, в связи с общем ходом исторического развития человечества.

Одним из летописцев был и Нестор, без «Повести временных лет» которого мы бы мало что вообще знали о древнейшем периоде отечественной истории. Монах-черноризец основанного Антонием Печерского монастыря, он по праву считается основателем всей древнерусской летописной традиции.

В то же время, монастыри стали и одним из важнейших очагов экономического развития. Монастырское хозяйство, основанное на правильных принципах организации коллективного труда монахов, всегда отличалось лучшими результатами, по сравнению с хозяйствами окрестных древнерусских поселений. Постоянно поддерживаемые контакты между монастырями по всему православному миру, способствовали обмену опытом, распространению передовых методов хозяйствования, как и знаний вообще.

Монастыри сыграли огромную роль и в деле утверждения древнерусской государственности, а в дальнейшем – создания централизованного древнерусского государства.

И, наконец, монастыри в древней Руси имели и важное оборонное значение. Окруженные стенами и прочими сооружениями, они являлись настоящими твердынями, в которых, в случае нередко возникавших в те времена опасностей, укрывалось население всей округи.

Описание монастыря в Древней Руси

Функции, которые выполняли монастыри, во многом определили их устройство, их внешний облик.Как правило, с самого его основания, монастырь ограждался оборонительной стеной, которая в дальнейшем могла укрепляться даже и башнями.Вход в монастырь венчала надвратная церковь.Кельи внутри очерченного стенами пространства были деревянными. Лишь позже они, и то не везде, заменялись или дополнялись каменными.Монастырский двор, в центре которого возводились храмы и прочие сооружения культового назначения, был средоточием всей жизни монастыря.Здесь возводился монастырский собор, основания которого часто закладывалось самим основателем монастыря.

Важное значение в жизни монастырского сообщества играл и трапезный храм, с примыкавшей к нему трапезной палатой. Здесь, согласно общежитейскому уставу, монахи, вкушая пищу, читали жития святых, толкования священных текстов и другие книги поучительного характера.

С течением времени на монастырском дворе могли возводиться и другие строения – новые храмы, часовни, впоследствии соединяемые между собою крытыми галереями и переходами.Непременным сооружением в центре монастырского двора считалась колокольня. Колокольный звон извещал обитателей монастыря и жителей окрестных селений о времени молитвы, о праздниках, а в случае опасности, приближение которой замечали с верхних площадок колокольни, и о ней тоже.Кладбище братское также является частью монастырского комплекса. Быть похороненным рядом с иноками – большая честь для мирян, которую можно заслужить и особым благочестием, но и щедрыми пожертвованиями.

А еще читайте о том, как создавались на Руси города

Хозяйственный двор представлял собой комплекс все разрастающихся строений самого разного предназначения: от конюшен до дровяных складов включительно.Внутри монастырских стен или же за их пределами могли размещаться и другие строения: библиотеки и мельницы, больницы и мастерские. В них, среди прочего, писались с особого благословения иконы, распространяющиеся затем по самым отдаленным уголкам Руси.Сады, огороды, виноградники, поля, засеянные различными культурами, составляли также часть сложной, исполненной молитвами и хозяйственными заботами жизни обитателей древнерусских монастырей.

Без преувеличением можно сказать, что монастыри были одним из важнейших условий схождения древнерусского общества к государственности, развития его материальной и духовной культуры. К созданию православной христианской цивилизации.

perstni.com

Монастыри России

монастыри россии

Монастыри являются неотъемлемой частью культуры и истории России. В любом старинном русском городе можно подняться на высокий холм, где откроется взору потрясающая картина – купола православных храмов, соборов и монастырей. Сейчас даже будет трудно сосчитать, сколько в России монастырей. По данным за прошлый год только к Русской Православной Церкви относится 804 монастыря.

Как появлялись монастыри?

Греческое слово слова «mono» (монах, монастырь) означает один. Для того чтобы никто не мешал размышлять о вечном и жить по законам Божьим, подвижники проводили много времени в одиночестве. Такие люди часто встречали единомышленников и находили учеников. Позже возникли некие общины с общими идеями, интересами и образом жизни. Они обжились, начали вести общее хозяйство. Так на русской земле появились первые православные монастыри.

Древнейшие монастыри России

В старинном русском городе Новгороде, который играл важную роль в становлении и развитии нашего государства, расположен Юрьев монастырь. Этот самый древний монастырь России находится на левом берегу реки Волхов. Юрьев монастырь был основан еще Ярославом Мудрым. Им была построена деревянная церковь, после чего началась история знаменитого монастыря.

На территории России монастырь зачастую выполнял роль крепости. Неприятелю подолгу приходилось осаждать его стены. Часто монастыри первыми принимали на себя удар, так как располагались за крепостными стенами городов. Долгое время в России они были также центром просвещения. В стенах монастыря организовывали небольшие школы, библиотеки и ремесленнические мастерские. В тяжелое время здесь раздавали еду нуждающимся, в этих стенах находили приют нуждающиеся и больные люди.

В начале 20 века в результате революции Российская Империя развалилась, а на ее месте образовалась новая страна СССР, в которой не было место религии. Монастыри безжалостно разорялись и закрывались. В бывших обителях часто размещались склады или клубы. В начале 90-х годов XX века, когда коммунизм пал, русские православные монастыри начали возобновлять свою деятельность. В России до сих пор появляются новые обители.

Известные монастыри России

Новоспасский монастырь. Один из старинных московских мужских монастырей, который уютно расположился на Крестьянской площади сразу за Таганкой. Монастырь был основан в далеком 1490 году во времена правления Великого князя Ивана III. На сегодняшний день он имеет совершенно иной вид.

Борисоглебский монастырь. Основан Борисоглебский монастырь во времена правления князя Дмитрия Донского. Он расположился в тихом месте на берегу реки Устье, окружен лесом. Помогал Дмитрию Донскому в духовном и нравственном возрождении Руси Сергий Радонежский.

Троице-Сергиева Лавра. Это, пожалуй, самый большой монастырь России. История Троице-Сергиевой Лавры связана также с именем замечательного русского подвижника Сергия Радонежского. Он внес большой вклад в развитие православия в русском государстве. Расположена лавра в городе Сергиев Посад в Московской области.известные монастыри россии

Еще одним из крупных действующих мужских монастырей в России является Псково-Печерский монастырь. Он был создан в 1473 году. Обитель окружат крепкие стены с башнями и бойницами. Из названия можно понять, что эта обитель расположена в городе Печоры. Оптина пустынь. Большой и известный в России монастырь. Он расположен в Калужской области, возле города Козельска.

Суздальские монастыри являются украшением этого небольшого города Владимирской области. Многие из них имеют очень древнюю историю – так, Ризоположенский женский монастырь был основан в 1207 году.

 

womanadvice.ru

Какой в Москве самый древний монастырь?

Начиная с X века православная вера для народа Руси играла основополагающую роль. В каждом новом населенном пункте сначала ставилась церковь, а потом вокруг нее возникал город или деревня. В монастырях люди находили помощь и успокоение. Этим объясняется большое количество храмов и монастырей по всей территории современной России.

Москва является лидером по количеству религиозных объектов, а московские монастыри являются настоящей жемчужиной архитектуры Руси. Самым древним монастырем Москвы является Данилов мужской монастырь.

Он был основан в 1282 году московским князем Даниилом и стал первым монастырем на Руси. Младший сын Александра Невского князь Даниил был очень набожным человеком и славился своим умением усмирять конфликты и избегать кровопролития. Поэтому неудивительно, что первый на Руси монастырь был построен по его инициативе.

Данилов монастырь в Москве

К сожалению, спустя 9 лет после основания монастырь был разрушен татаро-монголами, что привело к 200-летнему периоду запустения Данилова монастыря. Заново отстроен он был лишь в эпоху правления Ивана Грозного. Первый русский царь возвел каменные башни и стены вокруг монастыря, обеспечив ему безопасность и вернув былое величие.

С этих пор Данилов монастырь стал важным элементом обороны южных рубежей Москвы. Именно поэтому его не пощадила ни одна серьезная война – монастырь поджигали в Смутное время, а в 1812 году французские войска ограбили и осквернили его. В советское время на территории Данилова монастыря находился изолятор НКВД. На протяжении всей истории его много раз пытались уничтожить, но несмотря ни на что он стоит до сих пор и активно действует.

На кладбище Данилова монастыря находятся могилы многих видных деятелей русской культуры: поэт Н.М. Языков, писатель Н.В. Гоголь, музыкант Н.Г. Рубинштейн, художник В.Г. Перов и многие другие.

Данилов монастырь в Москве

Любой посетитель монастыря будет приятно удивлен его ухоженной территорией, яркими клумбами и чистыми дорожками. В настоящее время на территории Данилова монастыря располагается резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который является также настоятелем монастыря.

Каждый год в последнее воскресенье сентября в древнейшем московском монастыре начинается  фестиваль русских звонов. На старинной колокольне лучшие звонари России радуют посетителей раскатистыми перезвонами и создают волшебную атмосферу вокруг.

Монастырь находится в центре Москвы недалеко от м. «Тульская».

Адрес: ул. Даниловский вал, 22

Как добраться:

mos-holidays.ru

Монастыри Руси : wiki : Факты о России

Монастыри — это общинные поселения верующих, которые живут вместе, уйдя от мира, соблюдая при этом определенный устав. Древнейшими являются буддийские монастыри, возникшие на территории Индии еще в середине I тысячелетия до н. э. В Средние века христианские монастыри Европы строились уже как крепости или замки. Русским же православным монастырям исстари была присуща более свободная живописная планировка.

Монастыри на Руси стали возникать еще в конце X — начале XI века. Один из первых — Киево-Печерский — был основан святым Феодосием в 1051 году на берегу Днепра в искусственных пещерах. В 1598 году он получил статус лавры. Преподобный Феодосий заложил строгий монастырский устав по византийскому образцу. До XVI века здесь производились захоронения монахов.

Троицкий собор — первая каменная постройка монастыря, возведенная в 1422—1423 годах на месте деревянной церкви. Храм был сооружен на средства сына Дмитрия Донского — князя Юрия Звенигородского «в похвалу» Сергию Радонежскому. Сюда перенесли его останки. Так собор стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси.Сергий старался распространить почитание Святой Троицы как символа единства всей Руси. Для создания иконостаса Троицкого собора были приглашены иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный.

В конце ХУІІ века вместо древних палат была возведена трапезная — нарядное здание, окруженное галереей, украшенное колонками, орнаментом и резными наличниками.

Троицкий монастырь (XIV век) основан братьями Варфоломеем и Стефаном на северных подступах к Москве. При пострижении Варфоломей получил имя Сергий, которого стали называть Радонежским.

«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло... Русские люди XIV века признали это действие чудом», — писал историк Василий Ключевский. За свою жизнь Сергий основал еще несколько обителей, а его ученики — еще до 40 монастырей на землях Руси.

Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году. Легенда гласит, что архимандриту Симонова монастыря Кириллу во время молитвы голос Богородицы повелел идти на берег Белого озера и основать там монастырь. Монастырь активно развивался и вскоре стал одним из крупнейших. С первой половины XVI века великие князья ездили сюда на богомолье. Иван Грозный принял постриг именно в этом монастыре.

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом Ферапонтом, пришедшим на Север вместе с Кириллом. С середины XV века Ферапонтов монастырь становится центром просвещения всего Белозерского края. Из стен этой обители вышла плеяда известных просветителей, книжников, философов. Сюда был сослан патриарх Никон, проживший в монастыре с 1666 по 1676 год.

Саввино-Сторожевский монастырь был основан в конце XIV века на месте сторожевой башни Звенигорода (отсюда происходит название — Сторожевский). При царствовании Алексея Михайловича монастырь использовался им в качестве загородной резиденции.

Дионисий Мудрый — так называли современники этого знаменитого древнерусского мастера-иконописца. В конце своей жизни (в 1550 году) Дионисий был приглашен для расписывания каменного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Из всех дошедших до нас живописных ансамблей Древней Руси — это, пожалуй, единственный, уцелевший почти в первозданном виде.

Соловецкий монастырь был из дерева, но с XVI века монахи приступили к каменному строительству. В конце XVII столетия Соловки становятся форпостом России.В Соловецком монастыре поражают воображение водоналивной док, дамбы, садки для ловли рыбы. Панорама монастыря развернута вдоль моря. При въезде в Спасские ворота мы видим Успенскую церковь.

Соловецкие острова — заповедник в Белом море. Удаленность от материка, суровость климата не помешали заселению и преобразованию этого края. Среди множества мелких островов выделяются шесть — Большой Соловецкий остров, Анзерский, Большая и Малая Муксулма и Большой и Малый Заяцкий. Славу архипелагу принес монастырь, основанный в первой половине XV века монахами-поселенцами.

Суздаль — один из первых монастырских центров Руси. Здесь имелось 16 монастырей, самый известный — Покровский. Он был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем, вошел в историю как аристократический. Начиная с XVI века сюда ссылали знатных женщин: дочь Ивана III — инокиню Александру; жену Василия III — Соломонию Сабурову; дочь Бориса Годунова — Ксению; первую жену Петра I — Евдокию Лопухину, а также многих других женщин из известных родов.

Спасский монастырь был основан в 1352 году суздальским князем Константином Васильевичем. В XVI веке он входил в число пяти крупнейших монастырей России. Первым его настоятелем был Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия монастырь получил название Спасо-Евфимиевого. При поляках здесь стоял военный лагерь.

В Преображенском соборе монастыря находилась родовая усыпальница князей Пожарских. Рядом с алтарными апсидами был устроен склеп, где покоились представители этого древнего рода. Склеп разорили сами монахи в ответ на монастырскую реформу Екатерины II.

Ризположенский монастырь был основан в 1207 году. Этот монастырь единственный, донесший до нас имена своих строителей — «каменных здателей» — суздальцев Ивана Мамина, Ивана Грязнова и Андрея Шмакова. Ризположенский монастырь сыграл основную роль в сохранении топографии древнего Суздаля: через монастырские ворота проходила древнейшая суздальская дорога, идущая из кремля через посад по левому берегу реки Каменки. Сохранились двухшатровые Святые ворота монастыря, построенные в 1688 году.

Церковь Успения Гефсиманского скита — из наиболее интересных построек Валаама. Она выполнена в «русском стиле», претерпевшем изменения под влиянием зодчества Русского Севера. Выделяется сложным декором.

14 марта 1613 года представители Земского собора объявили находившемуся в Ипатьевском монастыре Михаилу Федоровичу об избрании его на царство. Это был первый царь династии Романовых. С его именем связан подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завел в лес польских воинов, искавших дорогу в монастырь, чтобы взять в плен юного царя. Ценой своей жизни Сусанин спас молодого монарха. В 1858 году по просьбе императора Александра II были перестроены монастырские кельи XVI—XVII веков. Император повелел создать здесь родовое гнездо царствующей династии. Реконструкцию провели в стилизованной под XVI век манере.

Ипатьевский монастырь в Костроме основан около 1330 года ханом Мурзой Четом, принявшим христианство, родоначальником фамилии Годуновых. Годуновы имели там родовую усыпальницу. Наиболее древняя часть монастыря — Старый город — существует со дня его основания.

Мужской Спасо-Преображенский монастырь на Валааме был крупным центром религиозной жизни. Считается, что он основан не позднее начала XIV века. Монастырь не раз подвергался нападениям шведов. После завершения Северной войны по Ништадтскому мирному договору 1721 года Западная Карелия была возвращена России. Постройки монастыря относятся к разным эпохам и стилям.

Монастырь в Оптиной пустыни основан в XVI веке. В 1821 году при монастыре возник скит. Это событие предопределило его дальнейшую судьбу и известность. Во второй четверти XIX века здесь возникло такое явление, как «старчество». Среди старцев было много образованных людей, занятых религиозно-философскими проблемами. Старцев посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. А. Ахматова.

Архипелаг Ладожского озера Валаам — удивительный уголок Карелии. Здесь все необычно: валуны, могучие деревья, скалы... У каждого из ансамблей свой облик, интересные архитектурные сооружения и сельскохозяйственные постройки, десятки часовен, крестов. В ясную погоду очертания архипелага видны издалека.Архитекторы Валаама умели выявить характер природы, и скромные сооружения превратились в запоминающиеся ландшафты. Живопись собора близка к натуралистическому искусству стран Запада.

Возникновение и первоначальное строительство Воскресенского монастыря под Истрой связано с Никоном — реформатором православной церкви XVII века. Воскресенское было куплено Никоном в 1656 году. Кроме крепостных самого патриарха, к строительству привлекли мастеров со всей страны. Белый камень доставлялся из села Мячкова по Москве-реке и ее притоку Истре. Никон задался целью создать подобие Иерусалимского храма (отсюда второе название — Новый Иерусалим).

Один из самых известных монастырей — Иосифо-Волоколамский — заложен в начале XV века в городе Волоке Ламском, известном с 1135 года. Город основан новгородцами на месте древнего волока (перетаскивания по суше) судов из реки Ламы в Волошну.

Спасо-Бородинский монастырь — один из лучших памятников войне 1812 года. Архитектор М. Быковский органично вписал в монастырь ограду, колокольню и усыпальницу генерала Тучкова.

Литература

  • Российская большая детская энциклопедия, Современный литератор, Минск, 2008

Смотрите также

rufact.org


Смотрите также