Охота древняя. Краткая история развития охоты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История древней Руси. Охота древняя


Охота на тура в древней Руси

Разнообразию мясного рациона людей древней Руси мог бы позавидовать современный ресторатор. Леса и степи Восточной Европы изобиловали дикими животными и птицами. Медведи водились не только в чащобах, но и в лесо-степной полосе, намного южнее Киева. Повсеместно в большом количестве встречались лоси, зубры, дикие лошади (тарпаны), олени, дикие ослы, кабаны, дикие козлы, косули, сайгаки, зайцы, тетерева, куропатки, дрофы, утки. Русская земля была столь богата зверем, что людям той эпохи казалось, будто животные сходят на землю вместе с дождем. Ипатьевская летопись под 1114 годом донесла до нас предание о двух таких чудо-тучах: из одной из них на землю сыпались белки, а из другой — «оленци малы». Даже несколько столетий спустя, в середине XVI века, путешественник Михалон Литвин в своих «Путевых Записках» запишет, что зверей на Руси «такое множество, что дикие волы, дикие ослы и олени убиваются только для кожи, а мясо бросается, кроме филейных частей. Коз и кабанов оставляют без внимания. Газелей так много перебегает зимой из степей в леса, а летом из лесов в степи, что каждый крестьянин убивает тысячи. На берегах живет множество бобров. Птиц удивительно много, так что мальчики весной наполняют лодки яйцами уток, диких гусей, лебедей и журавлей, а потом их выводками наполняются птичьи дворы».

Фрагмент из моих книг:"Князь Владимир - создатель единой Руси"и "Викинг. Исторический путеводитель по Древней Руси".https://book24.ru/product/knyaz-vladimir-sozdatel-edinoy-rusi-737779/

Оригинал статьи на моем сайте "Забытые истории" (всемирная история в очерках и рассказах)Не удивительно, что охота занимала чрезвычайно важное место в хозяйственном укладе. По археологическим данным, даже в земледельческих поселениях славян Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов, Переяславль) 40 % всех найденных костей, принадлежало диким животным.

В языческом обществе охота носила отпечаток ритуально-магического действа. Образ охотника-волхва, слившегося с природой в акте оборотничества, запечатлен в былине, или, скорее, охотничьей поэме о Вольге Святославиче (Волхе Всеславьиче), который умеет, «повернувшись зверем», «заворачивать» в силки куниц, лисиц, черных соболей, «поскакучих зайчиков и малых горностаюшков», а также, приняв птичий облик, ловить гусей, лебедей, «ясных соколов и малую птицу-пташицу».

Сакральный характер имела и охота на тура — самого крупного и опасного животного Восточноевропейской равнины. Тур считался священным животным практически у всех племен и народов, которые расселились в ареале его обитания. Сакральным «сердцем» минойской цивилизации была тавроката́псия (ταυροκαθάψια) — ритуальные прыжки через быка. Отголоском «священных игр» с быком-туром является испанская коррида, дожившая до наших дней.

«Родиной» туров, по всей видимости, является Северная Африка — там они водились уже в эпоху палеолита. Примерно тогда же их присутствие отмечено и в Европе. Мы знаем об этом по наскальным рисункам из палеолитических пещер Испании, Франции, Италии. В изображениях туров, как правило, подчеркнуты их мощь, выдающаяся холка и угрожающе направленные вперед рога.Наскальное изображения тура

Игры с быком на Крите. Микенский период

Судя по найденным останкам, туры достигали 180–190 см в холке, голова крупного тура весила 34 кг, а отдельно рога — 14 кг. Настоящая боевая машина из мяса, костей и жесткой косматой шерсти.

Подробные месопотамские изображения сцен царской охоты на туров позволяют восстановить все этапы этого крайне рискованного предприятия. Вот охотники делятся на две группы. Первая располагается двумя цепями по сторонам стада, замыкаясь позади полукругом. По условному сигналу эти ловцы с криком выскакивают из засады, пытаясь направить туров к месту, где добычу ожидает вторая группа — царь со своими гостями и слугами. Туры некоторое время колеблются, выжидают. Один из них, огромного размера и грозного вида, опустив голову, бросается на ближайшего всадника так стремительно, что тот не успевает увернуться. Одним махом страшных рогов тур подбрасывает в воздух лошадь вместе с седоком, словно охапку сена, и галопом устремляется по направлению к горам. Никто не отваживается его преследовать. Остальные туры бросаются врассыпную, но натыкаются на охотников. Начинается истребление взрослых особей. Животных разят всеми видами оружия — стрелами, копьями, мечами. Царь, как и положено, верхом преследует самого крупного зверя, догоняет его и на всем скаку, схватив его за рог, вонзает кинжал в загривок. Огромная туша валится с ног, как подкошенная…

У убитых на охоте животных прежде всего сдиралась шкура, вырезалась печень и лучшие мясные части. Телят угоняли домой, где либо забивали, либо выращивали.

О европейских турах первыми упоминают древнеримские писатели — Страбон, Варрон, Виргилий и другие. Павсаний оставил описание охоты на туров в Греции: всадники загоняли животных в заранее приготовленные ямы, перед которыми расстилались намасленные воловьи кожи — поскользнувшись на них, туры скатывались на дно ловушки.

Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» привел первое свидетельство об охоте на туров в Западной Европе. «По величине, — пишет он, — они немного уступают слонам; по фигуре похожи на наших коров и быков».

По сведениям Плиния, варвары, обитавшие за Дунаем, пили хмельные напитки из турьих рогов. Тацит писал о турах, выступавших на цирковой арене в сражениях с гладиаторами.

В эпоху раннего средневековья охота на туров порой выливалась в грандиозную бойню. Так, Карл Великий устроил в честь прибывших к нему багдадских послов невиданную по масштабам облаву на туров. Однако гости пустились в бегство, как только увидели косматых чудищ. Карл же, привычный к такого рода развлечениям, повеселился на славу. Животных гнали на огромное расстояние и убивали сотнями. В схватке с одним туром король франков едва не погиб: удара кинжалом в затылок оказалось мало для того, чтобы умертвить зверя, и рассвирепевшее животное рогом разодрало царственному охотнику ногу.

Туры водились во множестве и в древней Руси. Об этом напоминают многочисленные названия городов, местечек, водоемов — города Туров (столица Туровского княжества на территории современной Белоруссии) и Турово (в современной Тверской области), Тур-озеро (в Курской области), Туровский лес (в Рязанской области), Турьи горы в Волынской земли и т. д. Все эти названия восходят к X—XII векам.

Древнерусская литература и народные предания тоже хорошо запомнили этих могучих животных. Во многих местах в былинах подчеркивалась мощь и свирепость туров, невероятная сила их яростного рева, наводящего ужас на людей и животных:

«Зашипел злодей по змеиному Он втретье зрявкнул по туриному. Триста жеребцов испугалися, С княжеского двора разбежалися».

Отважных и сильных воинов уподобляли турам: «буй-тур», «яр-тур Всеволод» (в «Слове о полку Игореве»).

От слова «тур» образовались некоторые слова: туриться, вытурить, турнуть, а также поговорки, до сих пор имеющие хождение на Украине: «У него натура як у тура», «Сидит як тур в горах» и др.

Первые русские князья были завзятыми охотниками. Можно сказать, что когда они не воевали, то — охотились. Охота считалась делом, подобающим знатному человеку. Этому занятию с увлечением предавалась даже княгиня Ольга. Охотничьи угодья занимали по своему значению едва ли не первое место в реестре княжеских земель. Одними из самых приближенных к князю людей были ловчие (от древнерусского «ловы» — охота, «деять ловы» — охотиться). Нередко князья развлекались охотой в военных походах. О Святославе Игоревиче (942?—971) летописец сообщает, что он не брал с собой на войну обоза с продовольствием, «но потонку изрезав конину ли, зверицу ли... на углех испек ядаше».

Сцены княжеской охоты не стеснялись изображать даже в церквях. Таковы, например, древние фрески собора Святой Софии в Киеве, где мы видим охотника, целящегося из лука в белку, притаившуюся в ветвях дерева; всадника, который поражает копьем напавшего на него волка; охотничью собаку, выследившую кабана; медведя, дерущего когтями круп лошади, в то время как сидящий на ней охотник вонзает ему в шею копье и т. п.

Сцены охоты на фресках в соборе Святой Софии. Киев. Сер. XI в.

По былинному сказанию, ловчие князя Владимира Красное Солнышко добывали к его столу гусей, лебедей, перелетных серых уточек. Пировали в княжеской гриднице, стены которой обиты седыми бобрами, потолок — черными соболями. Своим гостям, русским богатырям, князь подносил зелено вино чарами в полтора ведра и сладкий мед из турьих рогов в полтретья ведра.

В языческом обществе турьи рога были ритуальным, священным предметом, олицетворявшим благоденствие ("рог изобилия"). Известно, что четырехликий идол верховного бога поморских славян Святовита в правой руке держал турий рог, наполненный священным хмельным напитком. Перед началом дружинного пира из турьего рога делалось ритуальное возлияние богам, сопровождаемое общей молитвой. Турий рог, наполненный медом, пивом или вином, пускали по кругу как братину, магически скреплявшую воинский союз. Два такие культовых рога, окованных изумительной серебряной чеканкой с позолотой, обнаружены в «княжеском» кургане Черная могила под Черниговом (середина Х века).

Турьи рога из «княжеского» захоронения. Курган Черная могила. Сер. Х в.

Одним из самых страстных охотников в древней Руси был князь Владимир Мономах (1053–1125). В своем «Поучении сыновьям» он вспоминает: «Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Кабан у меня на бедре меч оторвал, медведь мне колено укусил, лютый зверь (волк или барс. — С. Ц.) вскочил мне на бедра и коня со мною опрокинул. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, руки и ноги повреждал. Но Бог сохранил меня невредимым».

Из летописи мы знаем, что около 1166 года к галицкому князю Ярославу Осмомыслу приехал знатный беглец — Андроник Комнин, будущий император ромеев. В честь высокого гостя Ярослав устроил большую охоту на туров. Восхищенный Андроник решил по возвращении на родину непременно завести охоту и при своем дворе.

Охота на туров была столь популярна в Европе, что довольно быстро привела к резкому сокращению поголовья этих животных. В Германии, Франции и Англии туры стали большой редкостью уже в конце XII века. На Руси они, по-видимому, исчезли двумя столетиями позже. В начале XVI века туров можно было встретить только в Польско-Литовском государстве, хотя тамошние правители тоже слыли заядлыми охотниками. По свидетельству литовского историка Стрыйковского, великий князь Гедимин собственноручно убил тура на горе, которая и доныне называется Туровою. Рога этого зверя, окованные золотом, хранились в княжеской сокровищнице и извлекались оттуда во время пиров. В 1429 году один из них был подарен венгерскому королю.

Тур. Немецкая гравюра XVI в.

Имперский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в начале XVI века в Литве и Московии, оставил интересное описание туров, правда, уже отчасти одомашненных: «Это настоящие лесные быки, ничем не отличающиеся от быков домашних, разве только тем, что все они черные и имеют через всю спину беловатую полосу наподобие линии. Этого зверя немного; и есть известные села и округи, которым поручено смотреть и ходить за ним и его берегут не иначе, как в загонах или лесных зверинцах...».

Современник Герберштейна, Антон Шнеерберг, добавляет следующие подробности: «Это животное очень проворно, но недолговечно; говорят, что только немногие пережили 15 лет; волки им не вредят, разве только тогда, когда бродит отдельно молодняк, его тогда волки пожирают. Человека тур не боится и от встреченного не убегает, а напротив, нападающему на него лишь немного уступает с дороги... Будучи рассержен, он сильно свирепеет...».

По словам Шнеерберга, охота на тура в его время происходила следующим образом. В начале осени охотники, по разрешению короля, намечали одного, наиболее сильного зверя. На охоту выходило много конных и пеших со стрелами, ружьями и большим числом собак. Выбранного тура криками и собачьим лаем заставляли отделиться от остальных и начинали преследование, которое порой растягивалось на целый день. Наконец, когда тура обездвиживали, с него, еще живого, сдирали кожу со лба между рогами, где вилась шерсть, и только после этого убивали. Первым делом из разделанной туши вынимали сердце и, разрезав его пополам, вынимали «маленькую косточку в форме креста»; такую косточку вместе с кожей, содранной со лба, посылали королю: эти охотничьи трофеи ценились очень высоко. Король Сигизмунд II несколько раз посылал соленое мясо тура в виде ценного подарка императору Карлу V.

Польский король Сигизмунд III Ваза (1566–1632) издал приказ об охране мест обитания туров. Но королевское решение уже не могло спасти вымирающий вид. В то время в королевском заповеднике — Якторовском лесу, близ Варшавы (площадью примерно 25 на 15 км), обитало лишь небольшое стадо туров. В 1564 году их насчитывалось всего 30, в 1599-м — 24, 1602-м — 5, а в 1627 году пала последняя корова-турица.

Памятник последнему туру в Якторове

Скелет тура

Странным образом исчезновение этого древнего спутника человека было столь полным, что ни в одной стране не осталось даже чучела тура. В результате туров стали путать с зубрами. Облик этих животных был восстановлен только учеными XIX–XX веков — по найденным археологами скелетам. В Польше существует Ассоциация по воспроизведению тура (Polska Fundacja Odtworzenia Tura), которая намерена клонировать вымершее животное при помощи ДНК, сохранившихся в костях. Проект поддерживает польское Министерство охраны окружающей среды.

Восстановленный вид тура

Прямым родственником тура является ватусси — африканский бык с непропорционально большими рогами, достигающими 2,4 м в длину и весящими до 100 кг. Такие рога, подобно радиатору, спасают ватусси от перегрева, поскольку их костный стержень пронизан сетью капилляров. Чем больше и толще рога, тем быстрее процесс охлаждения.

Ватусси

sergeytsvetkov.livejournal.com

Краткая история развития охоты - Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях

Краткая история развития охоты

С древних времен основным источником пропитания человека была охота, животные охотились друг на друга, люди на животных, так в мире и сохранялась естественная цепь и природный баланс. Человек всегда имел преимущество перед животным, охота проводилась коллективно, с применением оружия, ловушек и загонов. Даже несмотря на то, что оружие было примитивное, оно увеличивало шансы на добычу, а также в случае самообороны. В ход шло все: и камни, и заостренные палки, вырытые и естественные ямы для ловушек. Метод загона был самым эффективным и с наименьшими потерями, зверя гнали в удобное место, в яму или на обрыв.

Но человек не стоял на месте, навыки охоты совершенствовались, появлялось новоеоружие, охота уже не требовала таких усилий и большого количества человек, да ивремени тратилось меньше. Человек пришел к выводу, что выгоднее некоторыхживотных приручить и выращивать дома, так и появилось скотоводство. Но охота приэтом оставалась постоянным, важным и быстрым источником питания. Во-первых,быстрее было убить столько дичи, сколько нужно, чем вырастить, во-вторых, этопопросту инстинкт человека даже и по сей день.

Территории Европы и России были достаточно густо заселенымножеством народов, а сами земли богаты лесами и дикими животными. Охота здесьдлительное время оставалась постоянным и единственным источником пищи, людидаже и не собирались разводить домашний скот, им это не нужно было. Помимопищи, охота была источником заработка, позволяла вести торговлю, благодаряохоте развивался быт, вокруг охоты крутилась жизнь.

От Геродота до наших времен дошли довольно подробныеописания того, как наши предки, в европейской части охотились. Из описанияясно, что уже тогда для охоты использовали своры собак и лошадей. Из лукадалеко не каждого зверя можно поразить насмерть, поэтому его ранили и подолгупреследовали верхом, идя по следу с собаками. Заметьте, это уже четкоспланированная охота, не требующая большого количества человек и собственныхсил. Человек с помощью точного оружия и животных, охотился на таких жеживотных, а сам оставался наверху этой цепочки.

Следует отметить, что охота с собаками определенный периодбыла доступна практически каждому, но затем это стала привилегией толькосостоятельных людей. Уже во времена Киевской Руси ни один крестьянин не имелправа выйти на охоту с собакой, да и гончих пород крестьяне не могли держать. Охотничьипороды собак стоили немалых денег, их содержание и обучение также было недешевым удовольствием, такое себе могли позволить только бояре и помещики. Какправило, для правильной охоты были необходимы борзые и гончие породы, уже тогдана эти породы велись родословные.

В 13 веке до Руси дошло огнестрельное оружие, появилисьпервые ружья, тогда они назывались пищали, реже аркебузы. Сразу стоит сказать,что в охоте они практически не использовались, вес ружей был приличный, онибыли громоздкие и для перемещения по лесу были непригодны. Для стрельбы из нихнужны были как минимум два человека, один заряжал и стрелял, а второй поджигалфитиль. Впрочем, так было не всегда, огнестрельное оружие стремительноразвивалось, Испанцы внесли в его развитие огромную роль. Будучи активнымизавоевателями и путешественниками, они находились в постоянном поиске иизобретении новых конструкций огнестрельного оружия, легкого и удобного.Благодаря этому появлялись новые ружья и пистолеты, которые быстро набиралипопулярность и расходились по всему миру. Затем развитие оружейного деланабрало обороты по всему миру, в каждой стране появились свои оружейныемастера.

15 век стал оружейным прорывом на Руси, особенно этоотразилось на военном оснащении, и конечно же, на охоте. Теперь охотиться моглипрактически все слои населения, новые виды ружей позволяли стрелять в одиночкуи были в меру легкие и удобные. Когда в качестве заряда была придумана картечь,то охота вообще вышла на новый уровень. С таким зарядом можно было одномуподстрелить самого крупного зверя и самую мелкую птицу, картечь можно былоиспользовать разного калибра. В основном оружие покупалось в Европе, отечественноеоружейное дело не было развито. Петр I в 18 веке значительно изменил этуситуацию, в стране появились и свои мощные оружейники, и мощные мастерские, исталевары, охота стала доступна и очень популярна в те времена.

В Москве, в 1859 году было основано Общество охоты, а таккак охота велась без присмотра и зверь истреблялся, в 1872 году было основаноИмператорское общество по разведению охотничьих видов животных.

Кроме разведения, оно занималось и контролем охоты, плюспоявился своеобразный этикет охотника и правилам охоты уже обучали. В 1898году произошел первый Всероссийский съезд охотников.

Нужно сказать, что советские времена подняли уровеньлюбительской и промысловой охоты на высокий уровень, вдобавок появиласьспортивная охота, и стрельба по стендам. Охотничья культура была на высоте,проводилось множество сезонных мероприятий на охотничьих угодьях. Охота быластрого регламентирована, регистрация оружия была обязательна, также как иполучение охотничьего билета, который открывал возможность охоты в определенныхместах в определенное время.

По сей день охота не стоит на месте, развивается оружие, боеприпасы, сейчасособенное внимание уделяется охотничьим угодьям, контролю охоты и разведениюпопуляций, которые особенно подвержены отстрелу.

Похожие статьи по выживанию:

survinat.ru

История развития Охоты в России

/800/600/http/pics.livejournal.com/pro100_mica/pic/009prz09/s640x480

Вот и возникает необходимость какой-то коротенькой информационной справочки, или поверхностного обзора, призванного заместить вакуум информации. Наверное, на этом пути такие статьи имеют право на жизнь. На сколько далеко должен заходить обзор в глубь веков? Ясное дело, что несколько позднее "охоты на динозавров", потому как человек и динозавры "по жизни" не пересекались.

Вероятно, все эти обзоры должны начинаться с Великого Князя и времен Трифона-сокольничьего. Вот как раз с того момента как на Руси появилась государственность. А иначе какая это охота на Руси, если самой Руси еще и не было. Это только у Украины есть украинские неандертальцы. А у всех остальных национальности и народности появились несколько позднее.

Неведомые времена

/800/600/http/www.crunchgear.com/wp-content/uploads/2009/04/velociraptor-hunting-trophy-lg.jpg

Первые свидетельства об охотничьих традициях народов, проживающих на территории, занимаемой современной Россией, относятся к 5 веку до нашей эры. В сочинениях Геродота описана охотничья тактика скифов и сарматов, которые вели кочевой образ жизни в южных и восточных российских регионах и получали пищу, одежду главным образом посредством охоты на зверя и птицу. Эти и другие народности, которые проживали на территории, характеризующейся холодным климатом, нуждались в теплой одежде и жирной, калорийной пище.

Геродот и другие историки характеризуют их как прекрасных охотников и звероловов, у которых имелись свои, эффективные тактические способы добычи пропитания. Кроме этого, российские народности использовали специально обученных охотничьих собак и других животных и птиц для повышения эффективности охоты.

В сочинениях историков об охотничьей тактике древних россиян мы читаем: «Высмотрев зверя с вершины дерева, они поражают его стрелой, а затем, вскочив на коня, преследуют с использованием собаки». Россия с древнейших времен славилась тем, что на ее территории добывались пушные животные с непревзойденным по красоте и качеству мехом. Вплоть до 16 века Россия являлась монополистом по добыче, выделке и торговле высококачественными меховыми изделиями.

Собольи, лисичьи, куньи, беличьи и бобровые меха, а также – пушнина других зверей, традиционно добывалась охотниками в основном в северных и восточных регионах, и доставлялась в черноморские и средиземноморские города купцами для торговли с иностранцами (об этом имеются упоминания в сочинениях арабских авторов, таких, как ибн-Хаукаль).

В сочинениях российских историков (например, В.Дементьева) говорится, что с 16 века пушнина приносила в российскую казну весомый достаток. На обширных русских территориях с древнейших времен была развита пушная промысловая охота, а с начала 17 века получает распространение и спортивная охота как развлечение аристократии.

Любительская охота в России

Считается, что любительская охота (такая, которая имеет первостепенной целью не столько промысловую добычу пищи и сырья для изготовления бытовых изделий, одежды и пр., а - удовольствие от самого процесса) ведет свое начало с 15 века, когда в военный (и охотничий) арсенал вошли картечь и дробь. Впервые любительской охотой в Западной Европе занялось население городов, развитых в техническом отношении.

Часто любительскую охоту отождествляют с ружейной охотой (т.е. такой, в процессе которой основным инструментом охотника является огнестрельное оружие). На территории России широкое использование огнестрельного оружия в охотничьих целях началось в 17 веке (до этого времени в массовом обиходе были лук и стрелы, позже потерявшие свое значение).

Изначально ружейная охота в России вряд ли носила любительский характер, так как ею занимались специальные люди (как крепостные, так и – свободные), в обязанности которых входила добыча съестных припасов (животных и дичи) к столу царя и аристократии.

19 век принес в Россию множество контактов с европейскими странами, в числе которых – охотничьи традиции, подчеркивающая высокий статус охотничья мода и культура.

По сравнению с другими любительскими разновидностями охоты (псовой, соколиной) ружейная охота была более «демократичным» и дешевым занятием, что сделало ее популярной в широких кругах населения. Представители среднего сословия часто не могли позволить себе из материальных соображений покупку дорогих собак, охотничьих птиц и содержание специалистов для их обучения. Кроме этого, ружейная охота являлась, по сути, универсальной и самой эффективной разновидностью промысла, так как позволяла добывать не только зверей и птиц, но даже – бить рыбу.

1859 год ознаменовал создание Общества охоты в Москве, а 1872 – императорского общества размножения охотничьих животных, в которые объединялись горячие поклонники охотничьих развлечений. В 1892 году в России было разработано и принято первое законодательство о регулировании процесса охоты и организованы заповедники для соболя.

В конце 19 века в России введены запреты на добычу некоторых видов исчезающих животных (в том числе – соболя) и была осуществлена попытка запрета круглогодичной охоты на песца, лису, горностая, белку и выдру.

Промысловая добыча пушнины на территории России

/800/600/http/s-collection.com.ua/images/tematicheskie_izdanija__podarochnie__bol__form/4.jpg

До нынешнего времени Россия является одним из основных поставщиков высококачественной пушнины на мировой рынок. Важнейшими промысловыми пушными зверями с 15 века являются куница, соболь и бобр. Пользуется высоким спросом также беличий, лисий, волчий, медвежий и другие меха.

С 12 века, массовая промысловая пушная охота ведется в сибирском регионе, в том числе – в его западной части. С 15 века самими массовыми зверями, которые добываются охотниками ради ценного меха, являются куница и бобр. Так, шкурка бобра в 15-16 веках ценилась так же, как и 1-2 рабочие лошади, или 3-4 коровы.

Охота на бобра велась русскими охотниками с использованием специальных, «бобровых», собак (1 такая собака стоила столько же, сколько корова). Для промысловой добычи куниц и белок применялись специально обученные лайки (каждый из таких псов стоил как 3-4 коровы).

Промысловое освоение земель, прилегающих к реке Печора, с целью добычи и заготовки пушнины для торговли с иноземцами было начато в 11 веке новгородцами. Целью этого мероприятия был мех соболя, белки и куницы, который добывался не только посредством охоты, но и – обменивался или покупался у коренного населения, традиционно занятого промыслом пушных зверей.

С 16 века народы Сибири, покоренные русскими европейцами, платили в казну дань ценным мехом («с каждого человека – по соболю»). В результате в государственных закромах в 17-18 веках от поступления налогов ежегодно прибавлялось 180-200 тысяч собольих шкур и 9-10 тысяч шкур черно-бурой лисицы.

Позже, к 17 веку, русские люди освоили пространства до реки Обь, а российская пушнина была представлена в Европе (например, на ярмарке в Лейпциге) как непревзойденный по качеству товар. С 17 века добыча ценного пушного зверя приобрела массовый и хищнический характер, что привело к значительному сокращению популяций соболя, куницы и многих других зверей (например, поголовье снежного барса на территории нынешней России сегодня составляет несколько десятков особей).

Некоторые виды животных (как пушных, так и тех, что были пригодны в пищу), встречающихся ранее в дикой природе, и вовсе исчезли. К таковым относят зубра, дикую лошадь и многих других.

Охотничий промысел на азиатской территории России

Азиатская часть России насчитывает 87 видов млекопитающих (охотиться разрешено на 68 из них) и 95 видов пернатых (охота разрешена на 85 разновидностей).

Количество официально зарегистрированных охотников насчитывает более 1,1 миллиона человек. Из них 20 тысяч занимаются промысловой добычей зверей и птиц и работают в охотничьих хозяйствах. Более 200 тысяч охотников задействованы в сезонных промыслах.

Самыми распространенными животными для охоты в России являются зайцы (беляк и русак), бобр европейский, лисицы, белка обыкновенная. Ради пушнины добываются песец, норка, соболь, горностай, лесная куница.

Охота производится также на других млекопитающих. Из мелких и средних по размеру животных это: белка, выдра. Из крупной дичи – олени (северный и благородный), лоси, кабаны, косули, волки, сайгаки, муфлоны, дикие бараны (в том числе – снежный), медведи.

К птицам, на которых разрешена охота, относятся рябчик, куропатка (серая, тундровая, белая), глухарь (каменный и обыкновенный), кеклик, чирок, кряква, шилохвость, нырок, свиязь. Широко добываются охотниками бекасы, вальдшнепы, дупель, дикие голуби.

Согласно статистике, на территории азиатских стран, в которые входит Россия, добычей охотников ежегодно становятся более 36 миллионов животных. В «пищевом эквиваленте» это соответствует 170 тысячам центнеров мяса. Добыча пушнины составляет ежегодно более 9 миллионов шкур. Если доверять статистическим данным, то на европейском континенте (в отношении количества убитых зверей на единицу площади охотничьих угодий) животных и птиц добывается значительно больше, чем в странах Азии.

Современная охота, - действующие лица

Крупнейшим аутфитером, как ни странно, является Военно-охотничье общество (ВОО), которое создано в 1921 году. Общество внесло большой вклад в становление и развитие охотничьего хозяйства в Российской Федерации. Сегодня ВОО - самостоятельная некоммерческая общественная организация. Оно объединяет тринадцать региональных и межрегиональных организаций, территориально охватывающих практически всю Российскую Федерацию. Угодий у ВОО, конечно меньше, чем у Росохотрыболовсоюза, но вот самих охотников гораздо больше, так как военные становятся охотниками гораздо чаще, чем обычные граждане.

Особенность ВОО состоит в том, что оно предоставляет своим членам услуги в самых отдаленных уголках России. Исторически как раз и сложилось так, что каждая крупная воинская часть всегда организовывала первичку ВОО и добивалась выделения им адресных охотничьих угодий. А отставники с удовольствием шли в егеря. Ни реклама, ни турагентства таким охотхозяйствам практически не нужны. Нужную помощь они получают от самих воинских частей, включая выделение солдат на хозработы, а посещение баз командованием воинских частей дает им все, что им нужно от работодателя. Остальное берут сами, как везде в России. Услуги, конечно, продают и гражданским, но, как правило, когда те сами приезжают и просят.

Ассоциация "Росохотрыболовсоюз", в которую преобразовался Союз обществ охотников и рыболовов России, созданный в 1958 году, является ведущей в Российской Федерации общественной организацией охотников и рыболовов. Она объединяет областные, краевые и республиканские охотничье-рыболовные общества, имеющиеся почти во всех субъектах российской Федерации. В свою очередь эти общества объединяют районные общества охотников и рыболовов.

Сегодня Ассоциация "Росохотрыболовсоюз" - самый крупный охотпользователь России. Площадь охотничьих угодий, закрепленных за входящими в нее обществами - более 240 млн. га. На базе этих охотугодий функционирует три с половиной тысячи охотничье-рыболовных хозяйств. Опять же, такой организации классический аутфит без особой необходимости, - клиентура сформирована организационно из членов первичных организаций. Поэтому общего маркетинга организация не имеет. Все решается на месте в зависимости от руководителя.

Коммерческий аутфит делится на некие «ниши», которые во многом даже не пересекаются. Прочитать о современном рынке аутфиттерских услуг Вы можете в моем интервью журналу B2B Охота-Рыбалка-Туримз по данной ссылке >>>

 

www.nexplorer.ru

История древней Руси - » Пушная охота

Сельское хозяйство в домонгольский период

Среди кухонных отбросов, встреченных при раскопках древнерусских городищ и селищ IX—XIII вв., кости домашних животных повсеместно составляют подавляющее большинство. Роль охоты, как источника мясной пищи, упала очень низко; это, однако, вовсе не означает, что охота потеряла в этот период всякое экономическое значение: и в это время в экономике Руси охота занимала очень важное место; она лишь приобрела иной характер, превратись из «мясной» охоты в охоту преимущественно «пушную».

ножи Victorinox Hercules

Торговля с отдаленными странами Юга и Востока, получившая особенное развитие еще в IX—X вв., потребовала огромного количества пушнины. Если не говорить о рабах, привозимых русами на рынки Булгара и Константинополя, то пушнина являлась основным товаром, шедшим из Руси. Арабский автор середины IX в. Ибн-Хордадбех писал про славян, что они вывозят меха бобров и черных лисиц. Ибн-Русте сообщал о торговле соболиными, беличьими и другими мехами. На первых страницах Повести временных лет сказано, что хазары получали дань от полян, северян и вятичей «по белей веверице от дыма». Дань мехами получали с населения и русские князья. Поэтому охота на пушных зверей, которая раньше велась в небольших масштабах, с IX—X вв. приобрела особое значение.

В X—XII вв. не только на севере, в землях Новгородской или Залесской, но и на юге, в Киевской земле, еще сохранялись огромные лесные массивы. Здесь можно было встретить рысь, тура или зубра, лося, оленя, кабана, медведя, зайца. Охотники били здесь куниц, «вевериц» (белок или горностаев), выдр, бобров, соболей, лисиц. Орудиями охоты служили лук со стрелами, различные сети и тенета и другие ловушки. Дикую птицу ловили с помощью «перевесов», больших сетей, которые натягивались высоко над землей в местах перелета птиц.

В XI—XII вв. богатые охотничьи угодья становятся собственностью князей и монастырей. В летописи и других источниках упоминаются княжеские «бобровые ловища», «тетеревники», монастырские «ловища гоголиные» и т. д. В Русской Правде есть особая статья о перевесах: «Аже кто подотнеть вервь в перевесе, то 3 гривны продажи, а господину за вервь гривна кун».

Говоря об охоте в древней Руси, следует упомянуть еще об одной ее стороне. Охота составляла излюбленное развлечение князя, его дружины, вообще людей имущих, и являлась своего рода спортом. Это нашло отражение и в языке. В древней Руси охота именовалась «ловом», «ловитвой». Современное же слово «охота» означало тогда радость, веселье, развлеченье. В своем Поучении Владимир Мономах подробно описывает, как он «ловил есмь всяк зверь», как «ловчий наряд сам есмь держал»; он вязал своими руками диких коней, охотился на туров и оленей; один лось на охоте его «ногами топтал, а другой рогама бол» и т. д. (Лавр, л., 1096). В летописи имеются упоминания и о многих других князьях, что они «ловы деяли» или ходили «на ловы»; о князе Васильке говорится, что он «был храбр паче меры на ловех».

В качестве княжеской охоты большой популярностью пользовалась в древней Руси уже чисто спортивная охота с ловчими птицами. У Владимира Мономаха были ловчие соколы и ястребы. В Слове о полку Игореве есть такой образ: князь Игорь «полете соколом над мглами, избивая гуси, и лебеди завтроку, и обеду и ужину». С ловчими птицами охотились не только на юге, но и на севере, в Залесье: «ястребы тешаше его»,— говорится об одном позднейшем ростовском князе в его жизнеописании. В Правде Ярославичей также имеется указание на княжескую или боярскую охоту: «а еже украдут чюжь пес, любо ястреб, любо сокол, то за обиду 3 гривны».

ножи Victorinox Hercules

istoiarusi.ru

Древняя охота | Клодвиль - охотничье хозяйство.

wpid 9cf16b8fa70aca017f48ad7e4412a3e9 Древняя охота

Среди способов удовлетворения жизненных потребностей есть элементарный и примитивный — это охота и рыболовство. Понятное дело, что они и составляли главный источник получения пищи и одежды в доисторические времена.

Племена, заселяли Украину до глубокой древности, оставили на своих поселках и на дне своих примитивных землянок немалое количество следов своего охотничьего существования. Обломки костей на палеолитических стоянках показывают нам, что древние  кормились  мясом мамонта и носорога, забивали мускусных быков, диких лошадей, первобытных быков, северных оленей, полярных зайцев и т.д.

Населения неолитической эпохи уже не застало большинства этих животных; На его долю пришлись уже зубры, лоси, благородные олени, лошади, бобры, дикие кабаны, медведи, рыси и т.д.. Но они привели с собой домашний скот: быка, овцу, козу, курицу, голубя и т.д., хотя вместе с тем не отвергали и черепах, и даже годовых раковин, останки которых целыми завалами тянутся по косогорах киевского берега Днепра на очень большом пространстве.

Палеолитические стоянки, кроме костей животных, дают еще и целый набор орудий.

Большая часть их приспособлена к разрезанию забитых зверей и для использования их шкуры и костей в различных целях; только некоторые из этих орудий могли служить  оружием охотнику, да и то лишь на охоте за малыми зверушками.

Поэтому можно считать наиболее правдоподобным то, что крупными животными люди пользовались, находя их уже мертвыми, или забивали их в ямах и ловушках камнями и дубинами. В землянках неолитической эпохи находились уже орудия, которые, без сомнения, служили как охотничье: наконечники копий, топоры и т.д., из обработанного кремня и еще больше из костей или рогов лося и оленя. По поводу истоков исторических времен и так называемого киевского периода. В те времена ловили зверя главным образом в таких местах, куда животные ходили на водопой, ловили с помощью сетей, ловушек и т.д. на бобров делались особые «гони»; птицу ловили сетями.

Бесспорно, что в этот период охота была еще главным источником жизни населения Украины: зверские шкуры — куниц, белей и были орудием обмена, ими выплачивали и налоги (последним пережитком такого «ясака» на Украине были запорожцы  еще в XVIII в., которые поставляли к царскому двору «дичь, зверя и птицы»), затем данный товар был символом торговли в Древней Руси.

tustan.com


Смотрите также