Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 — 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава — свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних списках.
Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю Российскую ", он обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно " Повесть временных лет ", занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал ~ вширь ~, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца — сводчика, то Шлецер работал ~ вглубь ~, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлепцер представляли себе " Повесть временных лет ", как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком, не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать ворпос о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы относительно " Повести временных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях " Повести ". Результаты его исследований изложены в работах " Разыскания о древнейших русских летописных сводах " (1908 год.) и " Повесть временных лет " (1916 год.). В 1039 году в Киеве учредили метрополию самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050 г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой " Повести временных лет ", первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, вторая редакция — игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья — неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.
Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039 г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051 г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что " Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси " были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей — по ~ летам ~. В созданный около 1073 г. первый Киево-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. . «Повесть временных лет» — состав, история создания, значение как исторического источника.
Начальный этап древнерусской истории имеет очень скупой свод источников. Надпись гарауща – древнейший источник (первая половина 10 века). После принятия христианства происходит распространение письменности, культуры, с 11 в. кол-во письменных источников увеличивается. Появляются литературные источники, сначала переводные, а затем и оригинальные. Складывается светская литература. Но междоусобицы, набеги различные оставили довольно мало источников: «Мы имеем лишь остатки древней истории». На Руси, по подсчётам некоторых историков, в 11-13 вв. имело хождение около 30 тысяч книг, до нас лишь дошло лишь 300 книг (1%).
Из древнерусской литературы для нас большое значение представляют летописи – исторические повествования, расположенные по годам. Эти записи дискретны, отрывочны. Появляется термин летописец – это человек, ведущий летопись, а с др. стороны это небольшой свод. Все летописи писались от руки. Летописец мог выступать и как переписчик, мог выступать и как компилятор – обобщал несколько трудов, мог выступать как автор, а также в качестве редактора. Таким образом, его роль многогранна. До нас дошло 1,5 тысячи списков летописных сводов. Древнейший список – летописец патриарха Никифора, дошёл до нас в «Новгородской кормчей книге». «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ). Издаваться начался ещё с середины 19 века.
Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до нас, стала «Повесть временных лет» («Повесть прошедших лет»).
Списки – это тексты, с небольшими грамматическими разночтениями.
Извод – это тексты, отличающиеся др. от др. нецеленаправленной обработкой.
Редакция – это целенаправленно переработанные тексты.
«Повесть временных лет» охватывает события от сотворения мира и до 20-х гг. 12 в. Ею начинались многие летописные своды. Автором её считают монаха Киево-Печерского монастыря — Нестора. До нас сохранились две редакции «Повести» — Лаврентьевская и Ипатьевская.
Лаврентьевская редакция – представлена несколькими списками. Собственно лаврентьевским, кенигсбергским. Своим название обязана монах Лаврентию, переписавшем «Повесть» в 1377 году по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича. Автором редакции называют игумена Выду… монастыря Сильвестра в 1116 году.
Ипатьевская редакция дошла до нас в пергаментом списке первой половины 15 века. Название по Ипатьевскому монастырю. Автор редакции не известен. Считают, что этот автор создал её в 1118 году.
В основе этих двух редакций лежит оригинал-картограф, написанный непосредственно самим Нестором. Картограф написал в 1113 г. сам Нестор. Изучением «Повести» учёные занимаются более 200 лет. В середине 18 в. – Татищев, Шахматов, Шлёцер, затем Лихачёв, Тихомиров, Черепнин, из последних работ – Кузьмин.
«Повесть временных лет» не является самой древней летописью. Считали, что существовал начальный свод 1093 г., киево-печерский свод 1073 г., новгородский свод – 1050 года и ещё древнее. 1037 год – самая древняя летопись. 996 годов – другие историки, третьи – с 1040 года.
Т.е. на Руси летописание начинается на рубеже 10-11 веков. А «Повесть» обобщила все эти летописи. Она была создана по определённому плану, содержала в себе большое кол-во источников.
Источники «Повести временных лет».
Раннее летописание конца 10-начала 11вв., переводная литература (летописец патриарх Никифоров). 852 г. – опорная дата, поход Руси на Константинополь. В основе также лежат договоры Руси с Константинополем (7в).
«Повести» характерен провентационализм, всё совершается по воле Бога. Летописец стоял на позиции правящего слоя, опирался на ветвь Рюриковичей. В центре внимания летописца жизнь князя, церковных иерархов. О жизни простых людей пишется очень мало. Ипатьевская летопись продолжает летопись до 1253 г. За 300 добавочных лет лишь 7 раз упоминаются смерды. Помимо этого, в летописи видны остатки языческих воззрений.
Суть метода – восхождение от реальных сводов, недошедших до нас летописных сводах. Понимание эсхатологических подходов, создание летописи как книг жизни, предназначенных для времени страшного суда, прослеживается в работе Данилевского («Герменевтические основы изучения летописных сводов» -2004).
9.ЛЕТОПИСИ НОВГОРОДСКИЕ— (см. также Летописи)круглетописных памятников, объединяемых по месту их создания в Великом Новгороде. Древнейшим памятником новгородского летописания является так называемая Новгородская первая летопись (далее—Н I), известная в двух редакциях—старшей (Н I ст.) и младшей (Н I мл.). Старшая редакция представлена Синодальным списком XIII—XIV вв. (это древнейшая дошедшая до нас рукопись с летописным текстом), а младшая сохранилась в списках начиная с сер. XV в. Синодальный список, состоящий из двух разновременных частей — конца XIII в. и 2-й четв. XIV в.,—дефектен: в нем утрачено начало; повествование охватывает период с 1016 до 1333 г. (приписки, сделанные разными почерками, доводят изложение до 1352 г.).
Текст Н I мл. близок к Н I ст., но продолжает его до 30—40-х гг. XV в. В Н I мл. отразился так называемый Начальный свод конца XI в., предшествовавший созданию Повести временных лет. Очевидно, он же находился и в утраченной части Н I ст. Вопрос о времени его включения остается пока спорным. Характерными чертами Н I являются подчеркнуто местный, новгородский круг интересов летописцев, безыскусственность стиля, демократичность языка, отразившего ряд диалектизмов.
Следующий этап новгородского летописания отразился в так называемой Новгородской Карамзинской Летописи, обрывающейся на 1428 г. Эта летопись, состоящая из двух подборок известий, сохранилась в единственном списке конца XV в. и остается до сих пор неизданной. Значение этого памятника определяется тем, что здесь впервые новгородский летописец проявляет заметный интерес к событиям не только местным, но и общерусским. В завершенном виде эта тенденция реализуется в Новгородской IV летописи (далее — Н IV; называется условно четвертой согласно тому порядку, в котором публиковались новгородские летописи при первом издании 1841 г.). Составитель Н IV — очевидно, летописец архиепископа Евфимия II (1429—1458) — использовал Новгородскую Карамзинскую летопись, корректируя ее по Н I и дополняя другими статьями. Н IV известна в двух редакциях — старшей и младшей, текст которых сходен до 1428 г. Некоторые списки Н IV продолжают изложение событий до последних лет Новгородской республики (1478 г.). Особая редакция Н IV— Новгородская V летопись — была доведена до 1446 г. В ней заметно стремление вновь вернуться к традиционной линии новгородского летописания с преимущественным интересом к местным событиям.
Падение Новгородской республики прервало на время летописание, возобновленное лишь в XVI в. В 1539 г. в Новгороде был составлен, по-видимому, по повелению архиепископа (впоследствии митрополита всея Руси)Макария летописный свод, основанный на Н IV и продолжающий ее оригинальными известиями. Этот памятник называют Новгородской летописью Дубровского (или Н IV по списку Дубровского). Еще одна Н. л. XVI в.—Новгородская II (далее—Н II), доведенная до 1572 г. включительно,—является по сути незавершенной заготовкой, в которой собраны выписки из различных летописей без соблюдения хронологического порядка. Особенно интересны в этом памятнике известия 1568—1572 гг., содержащие ценные сведения по истории опричнины в Новгороде. В конце XVI— нач. XVII в. была составлена Новгородская Уваровская летопись, вторая часть которой (начиная с 1500 г.) основана на несохранившихся новгородских источниках. После создания этого памятника составление летописных сводов в Новгороде надолго прекратилось, очевидно, в связи с общим упадком культурной жизни города после польско-шведской интервенции. Возобновление новгородского летописания в 70—80-х гг. связано, вероятно, с деятельностью патриарха Иоакима, которому принадлежала инициатива создания Новгородской III летописи (далее—Н III). К первоначальному виду Н III восходит Новгородская Забелинская летопись, доведенная до 1679 г., к которой, в свою очередь, восходит Новгородская Погодинская летопись, созданная в 80—90-х гг. XVII в. Особенность Н. л. посл. четв. XVII в.— появление в них систематических ссылок на источники и даже элементов критики источников, знаменующих начало нового отношения создателей летописи к своим произведениям.
А. Г. Бобров
ЛЕТОПИСИ ПСКОВСКИЕ. Дошедшие до нас во многих списках XV—XVII вв. Л. П. содержат богатый материал по истории Псковской земли, Новгорода, Прибалтики, Москвы. Летописное дело в Пскове зарождается в XIII в., в XIV в. оно принимает регулярный характер, что связано с экономическим подъемом и ростом города, борьбой за политическую независимость от Новгорода. Центром летописного дела в XIV—XV вв. был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности посадники. Псковская летопись XIV в. носит по преимуществу деловой, местный характер. Центральное место в летописных записях этого периода занимают рассказы о войнах с Ливонским Орденом и Литвой, описание “розратий” с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях и т. д. Сообщения об общерусских событиях в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. В XV в. тематика летописных статей расширяется, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову,— борьба в Орде, удельные смуты, события в Литве и Новгороде. К концу XIV— 1-й пол. XV в. можно отнести составление одного из первых псковских летописных сводов, его следы обнаруживаются в общерусском летописании: псковский свод (его состав не изучен) был одним из источников общерусского свода 40-х гг. XV в., протографа Софийской I и Новгородской IV летописей (см. Летописи). Во 2-й пол. XV в. выделяются три ветви псковского летописания, различные по своим идейно-политическим тенденциям,—Псковские I, II и III летописи.
Псковская I летопись на протяжении XV—XVII вв. дает несколько редакций — своды 1469 г. (Тихановский список), 1481 г. (Архивский I список), 1547 г. (списки Погодинский и Оболенского). Псковская I летопись по Тихановскому списку открывается Повестью о Довмонте, затем следует краткое хронографическое введение, после чего начинается изложение общерусской и псковской истории; заканчивается свод рассказом о событиях 1464—1469 гг., связанных с борьбой Пскова за самостоятельную епископию. Составитель свода 1481 г. дополнил свод 1469 г. описанием событий 70—80-х гг., особое внимание уделяя борьбе с Новгородом в 1478 г. и отношениям Пскова с великим князем московским. В своде 1547 г. до 1446 г. текст идентичен Новгородской V летописи, а начиная с 1447 г. следует текст, близкий Архивскому I списку. Составление свода 1547 г. ученые (А. А. Шахматов, А. Н. Насонов, Н. Н. Масленникова) связывают с псковским Елеазаровым монастырем и именем старца Филофея. Как и в посланиях Филофея, в своде 1547 г. сочетаются почтительное уважение к великому князю московскому и безусловное приятие его власти с обличением московских наместников и тех порядков, которые они установили в Пскове. Особенно отчетливо эти настроения проявляются в описании событий 1510 г. (Повесть о псковском взятии).
10Летописание Москвы. В 16 и 17 вв. летописание находилось в ведении посольского приказа. Формируются система летописания, цензуирование. В середине 17 в. в Российском государстве существовал записной приказ, задачами которого было ведение летописями. В 16 в. создаются такие своды, как «Воскресенский летописец», «Никоновская летопись». Создаётся многотомный лицевой свод, состоящий из 10 томов. Там было 16 тыс. миниатюр. Летописание активно ведётся весь 16 в. Опричнина Ивана Грозного влияла на это.
www.ronl.ru
Русская слава » Летопись
Одна из сохранившихся копий «Повести временных лет»
Летопись – самый древний вид историко-мемуарной прозы. В летописях повествовалось про события как общественные, так и бытовые, описывались исторические события.Это могли быть и короткие записки, и в деталях раскрывающие события рассказы. События излагались в хронологической последовательности. Чаще всего о событиях времен далеких писали сами их участники или свидетели, но иногда сведения брались и из народных уст. Сам факт начала летописания на Руси стал возможен благодаря высокому уровню материальной и, главное, духовной культуре наших предков. Летописание началось в Киеве. Считается, что самое древнее собрание летописных материалов относится к концу Х века. Уже в ХІ веке был создан Летописный свод 1037 года, Киево-Печерский летописный свод 1072-1073 гг., Новгородский свод 1079 г., Первоначальный свод 1093-1095 гг.
Много исследований проведено по поводу истории создания летописи. В Хлебниковском списке автором указан уже упоминавшийся монах Нестор, известный также как агиограф XI—XII веков. Его считают первым русским летописцем. Но продолжительные исследования в этом вопросе, проведенные А. А. Шахматовым, показали, что до создания «Повести» уже существовали некоторые летописные своды, которые и легли в основу знаменитой летописи. Первая редакция летописи авторства монаха Нестора безвозвратно утеряна. Мы же имеем возможность изучать лишь позднее доработанные и заново переписанные своды. Летопись Нестора дошла до нас не в оригинале, а в двух его позднейших копиях – Лаврентьевской (ХІV в.) и Ипатьевской летописях (ХV в.). Знаменитое «Поучение детям» Владимира Мономаха тоже дошло до нас благодаря его включению в Лаврентьевскую летопись.
Как утверждали исследователи Шахматов А.А., Лихачев Д.С., Лурье Я.С., древнейший летописный свод был составлен в Киеве на митрополичьей кафедре. Этот свод был дополнен монахом Никоном в 1073 году, а в 1093 году игумен Киево-Печерского монастыря Иоанн создал уже Начальный свод. Нестор же обработал этот свод в 1113 г., добавил историографических фактов и преданий из народного творчества, дополнил летопись другими текстами. Начальный свод частично можно восстановить из начала Новгородской летописи.
Нестор-летописец
«Повесть временных лет» – одна из древнейших летописей. Она описывает события, происходящие с 852 по 1113 год. В начале изложен библейский рассказ о всемирном потопе, далее автор раскрывает тайны происхождения славян и расселения по Днепру и вокруг озера Ильмень многочисленных славянских племен. Рассаказывает летописец и о посещении Руси апостолом Андреем Первозванным. Указывая своим ученикам на холмы над Днепром, апостол произносит: «На этих холмах воссияет благодать Божья». Это и было то место, где был основан Киев. Далее описываются события, касающиеся основания Киева братьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбидью, прихода варягов и создания ими государственности. Имена первых князей тоже становятся известны благодаря трудам летописцев. Рюрик, Синеус, Трувор, Аскольд, Дир, Олег, Игорь… Образным эмоциональным языком летописец рассказывает о войнах и походах, о политических, культурных и экономических связях с другими народами, о религии. Особое место отведено рассказу о сложном выборе, перед которым стоял князь Владимир, и последующем Крещении Руси. Здесь же выписаны и основные черты политического строя Киевской Руси, излагается завещание Ярослава Мудрого.
Как писал академик Лихачев Д.С., для тех времен «Повесть временных лет» была своеобразной исторической энциклопедией, повествующей как об исторических событиях, так и о нравах и порядках населения Киевской Руси. Автор с особой любовью и патриотизмом описывает родную землю, переживает за ее судьбу и хочет донести грядущим поколениям информацию о своих современниках, их радостях и горестях. Для него русская земля живет и дышит, любит и страдает. Это образ матери, переживающей за судьбы своих детей.
Древнекиевская летописная традиция в ХІV – ХVІ веках была продолжена в летописании Галицко-Волынского, Новгородского, Владимиро-Суздальского княжеств, а потом – и в Московском, и в Литовско-Русском государствах. Самые древние сохранившиеся письменные источники – это рукописный пергаментный сборник Лаврентьевская летопись 1337 года, который хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, и Ипатьевская летопись начала XV, сберегающаяся в библиотеке Академии Наук Российской Федерации.
Иллюстрации в летописи
Радзивилловский список, 14-я страница
www.russlawa.info
Что такое летопись? Древние русские летописи
Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.
Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.
Что такое летопись?
Летопись - один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.
Какие события заслуживали упоминания в летописях?
Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.
Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.
В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.
наверняка - перевод наверняка значение в словаре
Определение слова наверняка в Online Dictionary. Значение наверняка произношение наверняка перевод наверняка синонимы наверняка антонимы ...http://ru.thefreedictionary.com/%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%B0
Общие черты известных летописей
1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.
2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.
3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.
4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.
Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами
Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.
Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, - элементы народных сказаний.
Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.
В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?
Самые известные летописи
Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:
Русские летописиНазвание летописиПериод описываемых событийВремя создания самого раннего известного спискаПовесть временных летОт сотворения мира до начала XII векаНачало XII векаИпатьевская летописьОт сотворения мира до конца XIII векаXV векЛаврентьевская летописьОт сотворения мира до начала XIV векаXIV векВоскресенская летописьОт родословной Рюриковичей до середины XVI векаXVI векСтрогановская летопись
XVI век
XVII век
Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» – это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор – первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.
Летопись в современном мире
К концу XVII века летописи утратили свое историческое значение. Появились более точные и объективные способы фиксации событий. История стала изучаться с позиций официальной науки. А у слова «летопись» появились дополнительные значения. Уже не вспоминаем мы о том, что такое летопись, когда читаем заголовки «Летописи жизни и творчества N», «Летопись музея» (театра или любого другого учреждения).
Есть журнал, киностудия, радиопередача с названием «Летопись», а любителям компьютерных игр наверняка знакома игра «Летопись Аркхема».
xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai
Летопись — ChronoWiki
Летопись — литературное произведение, имитирующее многовековую ежегодную запись исторических событий в хронологическом порядке или компиляцию многовековых записей. Иностранные произведения этого жанра называют «хрониками» или «анналами». Летописный жанр был популярен в XVI–XVIII веках и предшествовал историческому роману
Наиболее древними летописями считаются римские анналы, якобы составлявшиеся в античные времена. Первым анналистом считается Фабий Пиктор, чьи несохранившиеся произведения будто бы были написаны по–гречески в начале II века до н.э. Впрочем, историки предполагают существование летописей и до этого времени — у древних египтян, ассирийцев, евреев, индийцев и у китайцев. Они не сохранились, как и античные произведения такого рода, но будто бы вошли в более поздние компиляции, дошедшие в списках и публикациях Нового Времени.
Настоящая популярность хроник и анналов началась в XVI веке, когда было написано и издано большое их число. Традиционные историки считают, что российское летописание началось в XI веке и продолжалось до XVIII века. В России летописями заинтересовались только в середине XVIII века, с подачи Байера и Миллера — российских академиков немецкого происхождения. Но первым источниковедом (а также и последним российским летописцем) считают В.Н. Татищева (1686–1750), который первым обратил внимание на разночтения и противоречия в русских летописях и написал фундаментальный труд по «Истории Российской», отредактированной и опубликованной Г.Ф. Миллером после смерти автора. Тем не менее, и позднее российские историки составляли новые своды — таковым является «Нестор», написанный первым российским текстологом Августом Шлецером в 1802–1809 годах в результате «восстановления» Начальной летописи (списков «Повести временных лет»). В Западной Европе в это время процесс написания хроник в основном уже закончился, но активно продолжалась публикация прежде «потерянных» сочинений.
Для того, чтобы объяснить подозрительное отсутствие среди летописей по–настоящему древних сочинений, историки придумали версию о том, что они дошли до современного нам времени в виде позднейших «списков» (то есть, — копий утраченных книг), «сводов» (трудов, объединяющих разные летописи) и «изводов–редакций» (творческой переработки летописей). Различные рукописные варианты (списки) летописи искусственно групируются в «традиции», ранее называемые «фамилиями», в основном по географическому признаку. Так, в русском летописании историки выделяют три «традиции»: юго–западную, новгородскую и северо–восточную.
По самодельным книгам Нового Времени историки пытаются восстановить первоначальное содержание древнего текста, и именно этот гипотетический прототип они называют «летописью», как таковой, не обсуждая сам факт отсутствия подобных прототипов.
По–существу, древность исторического сочинения мотивируется только рукописным исполнением книги и эпизодическими голословными заявлениями её часто безъимянного автора, который поэтому считается составителем летописи или её переписчиком.
Сведения о некоторых хрониках заимствованы из книг Ж. Бодена и М. Орбини. Многие из них потеряны и забыты, другие — искажены в Новейшее время.
БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
Книги Царств Библии
Неизвестен
в религиозном ключе излагают историю Европы XV–XVI веков
Книги Паралипоменон Библии
Неизвестен
являются другой версией (списком) Книг Царств
Иудейские древности
Иосиф Флавий
светская версия Книг Царств Библии
ЗАПАДНЫЕ ХРОНИКИ
названиеавторкомментарии
Всеобщая история
Бероз Халдей
утрачена
Библиотека всеобщей истории в 40 книгах и 15 продолжениях
Диодор Сицилийский
Сохранилась частично, книги 1–5 и 11–20 дошли до нашего времени полностью, а книги 9 и 10 — частично. О содержании остальных книг известно по цитатам византийских авторов, приводивших в своих трудах фрагменты из книг Диодора.
В середине XVI в. сохранившиеся книги были напечатаны в Швейцарии по-гречески. В конце 18 в. все сохранившиеся сочинения Диодора Сицилийского были переведены на русский язык, и опубликованы в 1774—75 тиражом в 300 экземпляров, из которых 237 продать не удалось, и в 1808 году они были проданы на вес. С этих пор публиковались лишь отдельные книги и главы. В конце ХХ в. книги снова были переведены на русский язык, но пока не опубликованы.
История франков в 10 книгах
Григорий Турский
Повествует от Адама до, якобы, 591 г. Р.Х. Впервые опубликована в Париже в 1522. Переведена и издана на русском языке в 1987.
Хроника Фредегара в 4 книгах
неизвестен
Продолжает сочинение Григория Турского, повествуя о временах от Адама до, якобы, 642 г. Р.Х. Имеет одну книгу «Продолжения», повествующую до, якобы, 768 г. Р.Х. Но хронология текстов исключительно относительная, восстанавливается историками по скалигеровской хронологии описываемых событий. Впервые опубликована Матиасом Флацием в 1568. Использовалась Иосифом Скалигером во втором издании «Исправления времён» 1598. Переведена и издана на русском языке в 2015.
Хроника от Сотворения до года 300–го от РХ
Евсевий
«восстановлена» И. Скалигером
Хроника от Сотворения до года 320–го от РХ
Юлий Африканский
«восстановлена» И. Скалигером
Хроника от Сотворения до года 550–го от РХ
Беда Англ
Впервые опубликована в Париже в 1544.
О VI веках мира от Сотворения до 900 г. от РХ
Адо Вьенский
другой список хроники Беды Англа
Хроника от Сотворения до 1489 г. от РХ
Донато Боссо Миланский
Хроника от Сотворения до 1500 г. от РХ
Иоганн Науклер Тюбингенский
Последовательность мирового времени до его собственного времени
Мартин Лютер Саксонский
в наше время не упоминается
Хроника из 3–х книг
Филипп Меланхтон
в наше время не упоминается
Хроника в трёх книгах от Сотворения до 1530–го года от РХ, с добавлением до 1555 г.
Иоганн Карион Любекский
Анналы
Корнелий Тацит
из 16 книг сохранилось меньше половины, истинный автор — гуманист Поджо Браччолини
Фасты, консулы и римские цензоры
Карл Сигоний (1520–1584)
восстановленная история римских магистратур
Римские фасты и триумфы правителей Рима вплоть до Карла V
Онуфрий Панвинио (1529–1569)
опубликована в Венеции в 1557
Краткая история Рима от убийства Гордиана вплоть до Юстина III
Помпоний Лэто (1425–1497)
в настоящее время император Юстин III считается несуществующим, труды Помпония опубликованы в 1521 году
Римская история от 1204 до 1359 по РХ
Никифор Григора (якобы 1295–1360)
впервые опубликовано в 1702 году в Париже
Годовые дела церковные от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования
Цезарь Бароний (1538–1607)
обнимают 12 веков мира от РХ, опубликовано в 12 томах в 1588 году в Риме, было популярно на Руси в рукописях и напечатано в 1719 в Москве
ВИЗАНТИЙСКИЕ (ГРЕЧЕСКИЕ) ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
«Паросская хроника» или «Арондельские мраморы» (Arundel Marbles, Marmora Arundeliana)
Насечена на мраморе неизвестным частным лицом. По мнению историков, сведения почерпаны из сочинений ученика Аристотеля, Фания Эрезского или из сочинений Тимея, Главка Регийского, Аристоксена, Феофраста, Деметрия Фалерского
Хроника представляет собой прямоугольную мраморную плиту, с испорченным правым краем; сохранилось 93 неполных строки. Повествует о 1319 годах древнегреческой истории от царствования Кекропса (1582 г. до р.Х.) до архонтства Диогнета Афинского (264 г. до р.Х.), но сохранившаяся часть доходит только до 355 г. до р.Х. В ней не упомянуты важные исторические события и лица — возвращение Гераклидов, Ликург, Мессенские войны, Дракон, Солон, Клисфен, Перикл, Пелопоннесская война, 30 тиранов, а упомянуты мифические сведения о потопе Девкалиона, о прибытии Даная и данаид в Грецию, об изобретении хлеба Деметрой и Триптолемом с точным указанием их хронологии. Сообщает об агонах, праздниках, о поэтах (Пиндаре, Аристофане и др.). Время определяет не по олимпиадам, а по царям и архонтам. Плита найдена на о. Паросе в начале XVII в., куплена в Смирне в 1627 для коллекции антиквария лорда Томаса Говарда, 21–го графа Аронделя, и перевезена в Англию. Была повреждена во время Кромвелевских войн, но антиквар Джон Селден успел сделать копию. В 1667 внук того лорда, Генри Говард, 6–й герцог Норфолкский подарил плиту (или её копию) Оксфордскому университету. Впервые издана группой антиквариев в Оксфорде в 1667, научное издание предпринято немецким филологом Августом Бёком в «Corpus inscriptionum graecarum» (1824—59, в 3–х т. во II–м томе, № 2374, стр. 293)
«Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»
Феофан, византийский святой, якобы VIII–IX вв.
Повествует о 277–813 годах от Р.Х. Употребляет также эру «от Сотворения Мира», отстоящего, по его мнению, от Рождества Христова на 5500 лет. Указываемая им хронология почти всегда отличается от традиционной на десяток–другой лет, поэтому Феофан считается «плохим историком, не лишённым некоторого значения». Впервые опубликован немецким филологом–эллинистом И. Классеном в «Corpus scriptorum historiae Byzantinae» (Бонн, 1839–1841), затем — в «Patrologiae cursus completus. Series graeca» (1857–1866) французского аббата Ж.–П. Миня. Переведена на русский язык профессором В.И. Оболенским в 1846 году, издана в московской университетской типографии в 1884 году.
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ
названиеавторкомментарии
Симеоновская летопись
Дмитрий Лапшин, якобы XVI в.
Повествует о 1177–1493 годах. Содержит 645 листов. Происходит из коллекции Феофана Прокоповича (XVIII век)
Вологодско–Пермская летопись
неизвестен
Происхождение неизвестно, якобы XVI в.. О событиях 1425–1473 годов, но кончается взятием Казани в 1552 г. Содержит 408 листов, опубликована в ПСРЛ в 1959 г. (т. 26)
Иоасафовская летопись
митрополит Даниил, якобы начала XVI в.
Описывает 1437–1525 годы, содержит 197 листов. Происхождение неизвестно — авторство определено по стилю картинок
Воскресенская летопись
неизвестен
Повествование от ПВЛ до 1347 г., написана якобы между 19 марта 1542 г. и 8 октября 1544 г. Подарена в Воскресенский монастырь патриархом Никоном в 1658. Хранилась в Академии наук и была издана академиком Котельниковым Семёном Кирилловичем в 1793–1794. Имеет 10 списков неизвестного происхождения.
Никоновская летопись
якобы Адашев в XVI в.
Содержит сведения от 1004 г. по XVI в. Известны два списка: Оболенского и Патриарший. Список Оболенского в 1209 листов. На внутренней стороне переплёта экслибрис гофмейстера Двора и директора Архива Министерства иностранных дел тайного советника К.М. Оболенского. Книга — дар кн. Оболенского в Архив, где он был директором. Патриарший список датирован «третьей четвертью XVI в.» и состоит из 875 листов. Называется «Хронологиа», есть дата «7165» (1657 г. н.э.) На 874 л.об. запись скорописью XVIII в.: «Лета 7217, августа 12 день принесена сия книга глаголемая Временник в казну отца Патриарха» Название летописи пошло от имени Никона, владельца списка XVII в., со вкладной записью патриарха 1661 г. Список был положен им в Новоиерусалимский храм Воскресения Христова, под Москвой. До конца XIX в. датировалась XVII в., по почерку списка Оболенского и по его филиграням, передатировано Н.П. Лихачёвым третьей четвертью XVI в.
Лицевой Летописный Свод
будто бы под наблюдением Ивана Грозного
Состоит из 10 томов, на которых более 16500 миниатюр. Создан, якобы, в 70–80-х гг. XVI в. Содержит 9700 листов, неокончен. Тома обнаружены в частных коллекциях в XVIII–XIX вв.
Лаврентьевский список, он же Суздальский или Мусин–Пушкинский
подписана «Книга Рожественского монастыря Володимирского»
Имеет заголовок «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть» — пергаментная копия Радзивилловского списка ПВЛ, заканчивается на 6885 году (1377 г. н.э.). Книга преподнесена известным коллектором книг графом А.И. Мусин–Пушкиным (умер в 1817) императору Александру I, который передал его в Публичную библиотеку. По архивным документам, найденным в XX в. Г.Н. Моисеевой и опубликованным Г.М. Прохоровым, рукопись ранее хранилась в Рождественском монастыре Владимира, а после находилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде и поступила в собрание А.И. Мусина-Пушкина в 1791 году.
Краткая сибирская (кунгурская) летопись
Семён Ульянович Ремезов с сыновьями Леонтием, Семёном и Иваном
Летопись начинается данными о Ермаке с 1577 года и продолжается до 1649 года. Составлена в конце XVII–го века, открыта историографом Г.Ф. Миллером (1705–1783) в Тобольске, начиная с Н.М. Карамзина (1766–1826) историки отрицали её историческое значение, поскольку она будто бы «обезображена неверностями». В конце XIX–го века её стал поддерживать Д.И. Иловайский (1832–1920). Летопись факсимильно издана Археографической Комиссией в 1880 г.
(Черепановская) Сибирская летопись
будто бы, тобольский ямщик Илья Черепанов
Н.М. Карамзин называл её «новой сибирской летописью неизвестного автора», директор Ботанического сада Петербургской академии, участник Оренбургской академической экспедиции 1768–73 гг. Иоганн Петер Фальк (1727–1774) назвал летопись «Черепановской». Она описывает период 1578–1760 гг., ведёт летоисчисление от Сотворения Мира и от Р.Х. Имеются заимствования из «Описания Сибирского царства» Г.Ф. Миллера и «Краткой сибирской летописи» С.У. Ремезова
Новгородская Первая летопись, якобы XIII–XIV веков
по мнению Татищева и Шлёцера написана около 1230 попом Иваном
Имеет Синодальный список, единственно относимый к «старшему изводу», а также — Комиссионный, Академический, Толстовский, Воронцовский, Уваровский, Румянцевский, Троицкий и Берлинский списки, относимые к «младшему изводу». Повествование ведётся от 986 (6494) года до 1444 года. Синодальный список — пергаменный, впервые издан в 1781 г., происхождение его неизвестно. Остальные списки — бумажные. Комиссионный по водяным знакам датируется 1441–1451 гг., по записи принадлежал в XVIII в. арзамасскому священнику Василию Ильину. Академический был приобретён Татищевым у неизвестных раскольников в 1736 г., по водяному знаку датируется 1450 г., опубликован в 1786 г. академиком С.Я. Румовским. Толстовский считается копией Академического, сделанной по записи в 1755 г. Воронцовский, Уваровский и Румянцевский списки считается переработками отпечатаного Академического списка, изготовленными в начале XIX в. Троицкий по филиграни датируется 1563 г. и заканчивается на 1015 (6523) г., с которого начинается Синодальный список, в XIX в. обнаружен в библиотеке Троицкой семинарии, а происхождение его неизвестно. Берлинский список был обнаружен в XX веке, и будто был изготовлен для Татищева в 1738 г. в деревне Болдино Владимирского уезда, который в 1749 г. отправил его в Лондонское Королевское общество.
Софийская Новгородская летопись она же Софийский временник, якобы XVI века
якобы Матвей Михайлов около 1432
Имеет множество списков и копированных продолженных фрагментов. Старейший список хранилась в Академии наук и был издан академиком С.К. Котельниковым в 1795 под названием «Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда», будучи окончен на 1424. Продолжения опубликованы в середине XIX века. Летопись предвзято датирована по указанию Пасхи 1448 годом, но в своих продолжениях доходит до середины XVI века.
Ипатьевская (Волынская) летопись
Обнаружена Н.М. Карамзиным в 1809 году при написании «Истории государства Российского»
Троицкая летопись
Обнаружена Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского». Сгорела в пожаре Москвы 1812 года
ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ
названиеавторкомментарии
Большая хроника мира (Седер Олам Рабба)
Раввины Иосиф бен Халафта (якобы I–II в. н.э.) и Йоханан (якобы III–V в. н.э.)
Повествует о событиях от Сотворения мира до правления римских императоров. Цитируется в Мишне и Талмуде. Впервые издана в Мантуе в 1514 г. Комментировалась раввинами Яковом Эмденом (1757) и Виленским Гаоном (1801).
Малая хроника мира (Седер Олам Зута)
неизвестный автор, якобы начала VI в. н.э.
Продолжение предыдущей хроники. Известна из сочинения Авраама Закуто (1450–1515) «Сефер ха Юхасин» («Книга родословных»), написанного, якобы в 1498, но опубликованного Самуилом Шулламом в Константинополе в 1566. Состоит из двух частей. В первой дан перечень пятидесяти поколений, начиная от Адама, охватывает период общей длительностью в 3828 лет. Во второй части приведена история правления вождей еврейского народа в Вавилонии, после разрушения Иерусалимского храма. Указывая сроки жизни всех сыновей Якова, даёт имена всех первосвященников Храма, поименно перечисляет пророков, живших при еврейских царях. Сообщает, что в 3442 году от Сотворения Мира, после смерти пророков Аггея, Захарии и Малахии, окончился «пророческий» период еврейской истории и началась эпоха мудрецов, продолжающаяся в настоящее время.