Буддизм древнего китая. Особенности буддизма в Китае — три основных направления
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Буддизм в Китае и его влияние на культуру страны. Буддизм древнего китая


Буддизм в Китае и его влияние на культуру страны

Влияние буддизма на культуру Китая велико, к тому же это учение имеет глубокие корни в самых разных странах. Но в чем заключается это влияние и что оно несёт людям? Понимают ли жители страны настоящие ценности названного верования и живут ли согласно советам великого Будды? Далее в статье мы рассмотрим, как выглядит буддизм в Китае. И так как эта тема очень обширна и многогранна, нам придётся лишь кратко излагать основные положения.

Немного о буддизме

Прежде чем перейти к основной теме статьи, следует разобраться с тем, что же такое буддизм. Бесспорно, каждый из нас слышал это слово много раз и имеет примерное понятие о том, что это такое. Но эти знания могут быть разрозненными или даже ошибочными, если их черпали из непроверенных источников. Именно для этого следует хотя бы кратко узнать историю и суть буддизма.

буддизм в китае

Где же возник буддизм как учение? Появился он на севере Индии, именно там, где располагались такие древние государства, как Магадха и Кошала. Зарождение данной религии произошло в I тысячелетии до н. э.

К сожалению, информация ученых очень скудна об этом периоде, но даже из имеющихся данных можно сделать определенные выводы. Так, на указанное время приходится кризис ведийской религии, а как мы знаем, подобные ситуации всегда способствуют возникновению чего-то нового, появлению альтернативных учений. Создателями нового направления стали обычные путешественники, странствующие старцы, шаманы и монахи. Среди них нашелся лидер буддизма Сиддхартха Гаутама, который признан его основателем.

Кроме того, в это время происходил политический кризис. Властителям нужна была сила, помимо армии, которая помогала бы держать народ в повиновении. Такой силой и стал буддизм. Он по праву считается царской религией. Замечено, что он развивался только в тех государствах, правители которых разделяли буддистские взгляды.

Философия Древнего Китая: буддизм, даосизм, конфуцианство

Три названные течения являются фундаментальными в философии Китая. Религиозная система страны полностью построена на этих трех учениях, которые очень схожи между собой. Почему три? Дело в том, что территория Китая очень большая, и найти общий язык разным религиозным общинам было довольно трудно. Именно поэтому в разных окрестностях формировались отдельные течения, но через время все они трансформировались в какую-то из трех названных религий.

Что же общего у этих течений? Важной особенностью является отсутствие божества, которому необходимо поклоняться. Это очень важный момент, который отличает буддизм от других религий мира, в которых всегда есть верховный Бог. Также этим учениям свойственна философская оценка мира. Другими словами, здесь вы не найдёте четких указаний, заповедей или приказов, потому что у каждого человека есть свобода выбора. И третьей важной особенностью является то, что эти три направления в одинаковой степени направлены на развитие человеческого потенциала и самосовершенствование.

Конфуцианство, даосизм, буддизм в Китае зарождались не одновременно. Первой массовой религией стал буддизм, который насчитывал с каждым годом всё большее число последователей. При этом следует отметить, что китайский буддизм (чань-буддизм) несколько отличался от того учения, которое было популярно в Индии. На смену ему постепенно пришел даосизм, который популярен и по сегодняшний день. Это учение рассказывает о духовном пути и помогает правильно его отыскать.

И завершающим было конфуцианство, которое основывалось на утверждении, что цель жизни любого человека заключается в творении блага для окружающих, гуманизме и справедливости. Конфуцианство, буддизм в Китае распространены больше всего. Даже на сегодняшний день эти две религии имеют самое большое число верных последователей на территории Китая.

Проникновение буддизма в Китай

Буддизм в Китае зарождался постепенно. Время его становления пришлось на рубеж нашей эры. Правда, существуют данные, в которых говорится, что буддистские проповедники появились на территории Китая раньше, но доказательств этому нет.

Следует отметить, что информация учёных настолько разнится, что некоторые источники утверждают, что буддизм зародился в Китае в то время, когда там уже существовали даосизм и конфуцианство. Эта версия так же не имеет абсолютных доказательств, но к ней склоняется большинство учёных.

Дело в том, что конфуцианство, буддизм в Китае переплетались очень тесно. Если бы последователи двух течений не разграничивали постулаты религий, то возможно они бы слились в единое направление. Четкое разграничение происходило из-за того, что буддизм в Древнем Китае в некоторой мере противоречил нормам поведения в конфуцианстве.

конфуцианство буддизм в китае

Принесли религию в Китай купцы, которые следовали по Великому шёлковому пути из других государств. Примерно во втором веке нашей эры буддизмом начинает интересоваться и двор императора.

Но неужели китайский народ мог так просто отказаться от старых, пусть и похожих, верований и принять новое учение? Дело в том, что буддизм воспринимался китайцами как некая модификация даосизма, а не абсолютно новое течение. С течением времени даосизм и буддизм так же очень тесно сплелись, и на сегодняшний день эти два течения имеют очень много точек соприкосновения. История проникновения учения Будды в Китай заканчивается в начале второго века, когда была создана «Сутра 42 статей» - письменное изложение основ учения.

Монах Ань Шигао

Основоположника буддизма мы знаем, но кто же считается родоначальником этой религии в Китае? Такой человек действительно был и звали его Ань Шигао. Он был простым парфянским монахом, который приехал в город Лоян. Это был образованный человек, и благодаря этому он проделал огромную работу. Конечно, он работал не сам, а с группой помощников. Вместе они перевели около 30 буддийских сочинений.

Почему же это огромная работа? Дело в том, что перевести религиозный текст не сложно, но сделать это правильно, понять замысел автора и передать именно его точку зрения – это не каждый переводчик сможет. Ань Шигао это удалось, и он создал прекрасные переводы, которые полностью отображали суть буддийского учения. Кроме него этим также занимались и другие монахи, которые переводили сутры. После появления первых достоверных переводов всё большее число людей стали интересоваться новым течением.

С этого момента в хрониках того времени всё чаще упоминалось о великих празднествах, которые проводили буддийские монастыри. Религиозное течение становилось более популярным с каждым годом, а в государстве появлялось все больше иностранных миссионеров. Но даже несмотря на активизацию всех этих процессов, ещё целое столетие течение не было признано в Китае на официальном уровне.

Время смуты

Буддизм в Древнем Китае был воспринят отлично, но время шло вперед, менялись люди и власть. Заметное изменение произошло в IV веке, когда это течение стало завоевывать верховных властителей. Почему новая религия резко стала так популярна?

Особенности буддизма в Китае заключаются в том, что он приходит во времена кризисов, когда народ недоволен и растерян. Так случилось и на этот раз. В государстве началось время смуты. Буддийские проповеди посещало много людей, ведь эти речи успокаивали людей и приносили умиротворение, а не злость и агрессию. Кроме того, такие отрешенные настроения были весьма популярны среди аристократического общества.

Аристократы Южного Китая любили отгораживаться от происходящих событий, и обычный народ перенял эту способность, только в несколько ином виде. Именно в период кризиса люди захотели окунуться в свой внутренний мир, найти себя настоящего и понять окружающих. В этом и состоят особенности буддизма в Китае – он давал своим последователям ответы на все волнующие вопросы. Ответы были ненавязчивые, каждый свободно выбирал свой путь.

буддизм в древнем китае

Судя по достоверным источникам, можно сказать, что в это время в стране процветал буддизм переходного типа, в котором значительное внимание уделялось медитации. Именно из-за этого некоторое время народ воспринимал новое течение как модификацию уже известного даосизма.

Такое положение вещей привело к созданию некоего мифа в народе, который гласил о том, что Лао-Цзы покинул родные края и отправился в Индию, где стал учителем Будды. Доказательств эта легенда не имеет, но даосы часто использовали её в своих полемичных речах с буддистами. По этой причине в первых переводах очень много слов заимствовано из даосской религии. На этом этапе буддизм в Китае характеризуется тем, что складывается определённый Китайский буддийский канон, в который входят китайские переводы, тексты с санскрита и сочинения из Индии.

Следует отметить монаха Даоань, который внес наибольший вклад в развитие буддизма в Китае. Он занимался миссионерской и комментаторской деятельностью, создал монастырский устав, а также ввел культ будды Майтреи. Именно Даоань начал добавлять к фамилиям всех буддийских монахов приставку «Ши» (из-за того, что Гаутама Будда происходил из племени Шакья). Ученик этого монаха активно доказывал и защищал тезис о не подвластности религии правителю, а также именно он создал культ Амитабхи, который стал самым известным и популярным божеством на Дальнем Востоке.

Кумараджива

В определенное время считалось, что Китай – центр буддизма. Такое мнение бытовало в те времена, когда государство стало предметом нападения для ряда кочевых племен. Религия только выиграла от того, что в Китае смешалось столько этносов. Пришедшие племена благоприятно воспринимали новое верование, так как оно напоминало им магию и шаманство.

Кумараджива – это известный монах-проповедник на севере Китая. Стоит отметить, что именно в этой части государства, религия развивалась под очень строгим контролем со стороны императора. Именно Кумараджива заложил фундаментальные основы буддийской школы в Китае. Он также занимался переводом оригинальных текстов и проповедничеством. В V-VI веках началось четкое разграничение религии по ветвям (этот процесс начал Кумараджива). Активно происходил процесс «индианизации» и принятия подлинных буддийских концепций. Последователи разделились, что послужило возникновению 6 разных школ. Таким образом, окончательно сформировался чань-буддизм в Китае.

буддизм в китае кратко

Каждая школа группировалась вокруг своего последователя, а также вокруг определённых текстов (китайских или оригинальных буддийских). Именно ученик монаха Кумарадживи создал учение о том, что дух Будды присутствует во всём живом, а также о том, что можно спастись при помощи «внезапного просветления».

Династия Лян

Влияние даосизма и буддизма на культуру Китая сделало своё дело. Уже в VI веке буддизм становится официальной религий и господствующим течением. Однако, как мы уже знаем, случиться такое без поддержки верховной власти не могло. Кто же этому поспособствовал? Поднял буддизм на новый уровень император У-ди из династии Лян. Он провел довольно заметные реформы. Буддийские монастыри стали крупными собственниками земель, они начали приносить доход императорскому двору.

Если вы спросите, какой буддизм в Китае, то однозначного ответа вам никто не даст. Именно во времена императора династии Лян сформировался так называемый комплекс трех религий, или сан цзяо. Каждое учение из этой тройки гармонично дополняло другое. Считалось, что буддийское учение отражает внутреннюю и сокровенную мудрость китайских мудрецов. Также в это время буддизм получил свою нишу, которая заняла достойное место в обрядности китайского народа, – речь идет о заупокойных обрядах.

Этот этап характеризовался тем, что китайцы начали праздновать молебнами день поминовения усопших и отмечать день рождения Будды. Все большее распространение набирал культ, который сводился к освобождению живности. Этот культ возник из учения о том, что всё живое имеет в себе частичку Будды.

Школы буддизма

Распространение буддизма в Китае произошло довольно быстро. За короткое время успели сформироваться определённые школы чань-буддизма, которые оказали значительное влияние на традиции Дальнего Востока. Все школы можно условно разделить на три группы: школы трактатов, сутр и дхьяны.

Школа трактатов основывалась на индийский учениях. Последователи этого направления больше занимались философскими вопросами, чем распространением своего учения. Обычные люди и монахи, которые принадлежали этой школе, писали философские трактаты, а также изучали материалы, которые были написаны в глубокой древности. Ещё одним направлением их деятельности были переводы писаний с индийского на китайский.

особенности буддизма в Китае

Школа сутр базировалась вокруг одного главного текста, который выбирал лидер. Именно этому писанию следовали все ученики, и именно в нем они находили высшее выражение мудрости Будды. Как мы уже поняли, школы сутр основывались на конкретном доктринально-религиозном тексте. Несмотря на это, последователи занимались и рассмотрением многим теоретических и философских вопросов. Ещё они разрабатывали сложные системы, которые трудно отнести к определенному индийскому тексту.

Школа дхьяны – это школа практиков. Здесь последователи занимались йогой, медитацией, молитвами и тренировали психотехнику. Они несли своё знание в народ, обучали его простым способам контролировать свою энергию и направлять её в правильное русло. Также сюда относят школу монашеских заклинаний и школу монашеской дисциплины.

Буддизм и культура

Бесспорно, что буддизм в культуре Китая играет значительную роль. Влияние этой религии наиболее ярко видно в литературе, архитектуре и искусстве страны. Во времена буддийских монахов было построено огромное количество монастырей, храмов, пещерных и скальных комплексов. Они отличались архитектурным великолепием.

Строение этих времен характеризуются изящностью и ажурностью, что показывает неконсервативный характер буддистов. Новые религиозные сооружения буквально обновили старые и некрасивые постройки Китая. Они выделяются многоярусными крышами, которые символизируют небеса. Все построенные здания и подземные комплексы являются ценнейшей исторической памяткой. Очень органично в архитектурный ансамбль вписываются фрески, барельефы и характерная округлая скульптура.

Округлые здания были популярны в Китае давно, но во времена буддийских монахов они распространились в огромном количестве. На сегодняшний день, буквально в каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, восходящие к индокитайской культуре. Вместе с религией в страну также пришло и новое животное, которое очень часто можно встретить на различных скульптурных произведениях, – лев. До момента проникновения верования Гаутамы, это животное было практически неизвестно китайскому народу.

китай центр буддизма

Именно буддизм привил китайской культуре некую любовь к художественной прозе, которая до этого была совершенно не распространена там. Новеллы со временем стали самым дорогим для китайского человека видом художественной прозы. В то же время, возникновение художественной прозы в Китае повлекло за собой создание более крупных жанров, таких как классический роман.

Именно чань-буддизм занимает важное место в формировании китайской живописи. Для художников сунской школы присутствие Будды во всем сущем отыграло особенную роль, благодаря чему их картины не имели линейных перспектив. Монастыри стали богатым источником информации, так как именно здесь собирались, размышляли и писали свои труды великие монахи, художники, поэты и философы. Эти люди приходили именно в монастырь для того, чтобы отрешиться от внешнего мира и следовать своему внутреннему творческому пути. Стоит отметить, что китайские монахи первыми изобрели ксилографию, то есть книгопечатание при помощи размножения текста посредством матриц (досок с зеркальными иероглифами).

Китайская устная культура очень пополнилась благодаря буддийским легендам и мифам. Философия и мифология тесно сплелись в сознании людей, что породило даже некоторую привязку к реальным историческим событиям. Большое влияние на философскую мысль Китая имели буддийские идеи о внезапном просветлении и интуиции.

Удивительно, но даже известная чайная традиция Китая также берет свое начало в буддийском монастыре. Считается, что искусство чаепития зародилось именно тогда, когда монахи искали способ медитировать и не засыпать. Для этого и был изобретен полезный и бодрящий напиток – чай. По легенде, один монах заснул во время медитации, и чтобы больше такого не происходило, он обрезал свои ресницы. Упавшие ресницы дали ростки чайного куста.

Настоящее время

какой буддизм в китае

Есть ли сегодня буддизм в Китае? Кратко ответить на этот вопрос сложно. Все дело в том, что исторические обстоятельства сложились таким образом, что начиная с 2011 года деятельность буддистов в КНР находится под строгим контролем. Это связано с тем, что современная китайская власть, начиная с 1991 года, ведет жесткую политику. Правительство само диктует правила того, как должен развиваться буддизм в Китае.

В частности, монахи должны были отречься от Далай-ламы XIV, чтобы заняться изучением коммунистических текстов. Естественная реакция буддистов на это понятна. Буддизм в Китае не имеет возможности развиваться и находить новых последователей. Такая политика государства приводила к неоднократным случаям ареста и произвола. К сожалению, на сегодняшний день КНР не принимает буддизм в его естественном виде. Возможно, в будущем ситуация пойдет на улучшение, ведь исторически китайскому народу очень близок буддийский взгляд на жизнь.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что философия Древнего Китая буддизм воспринимает, как нечто подобное и родное. Представить религиозно-философские идеи этой страны без буддийских мыслей просто немыслимо. Такие слова, как «Китай», «религия», «буддизм» исторически связаны и неразделимы.

fb.ru

от индийских традиций к чань

Главная страница » Китай » Философия и культура Китая » Буддизм в Китае: от индийских традиций к чань

Буддизм оказал огромное воздействие на философию и культуру Китая. Здесь сформировался особый тип буддизма, который впитал в себя многие элементы даосизма и традиционной китайской культуры. Он входит в число «трех учений» сань цзяо 三教.

Становление буддизма в Китае

В I в. н.э. из Центральной Азии по Великому шелковому пути в Поднебесную прибыли первые буддийские миссионеры. В 64 году недалеко от Лояна был основан монастырь Баймасы 白马寺 (Монастырь Белой лошади): согласно преданию, первые буддийские сутры были привезены в Китай на лошади белой масти. Первыми легендарными буддийскими миссионерами в Китае считаются Кашьяпа Матанга и Дхармаракша.

Условно период становления буддизма в Китае можно разделить на три этапа:

  1. Проникновение буддизма в Китай (I в. — первая половина II в. н.э.).
  2. Ознакомление китайцев с буддизмом через переводную буддийскую литературу (II — начало V вв.).
  3. Формирование в Китае собственных буддийских школ (V-VI вв.).

На первых порах своего существования в Китае буддизм столкнулся со многими трудностями. Прежде всего, сказывалось традиционное недоверие китайцев ко всему иноземному. В трактате «Мэн-цзы» говорится:

Я слышал, что варвары изменялись [под влиянием] Китая, но я еще не слышал, чтобы варвары изменяли [что-либо] в Китае.

Вплоть до падения династии Хань в 220 году конфуцианство оставалось официальной идеологией, а буддизм воспринимался как одна из даосских сект. Иероглифическая письменность, тональность языка, наличие омофонов значительно затрудняли перевод буддийских категорий на китайский язык.

После падения династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.) и начала периода Шести династий (220-589), когда Китай оказался разделенным на несколько независимых царств, началось широкое распространение буддизма в Поднебесной.

Великие переводчики и трудности перевода

Первым переводчиком и активным проповедником буддизма в Китае был парфянский принц Ань Шигао (II – начало III в. н.э.). После смерти отца он отказался от престола и стал монахом. В 148 году Ань Шигао прибыл в Лоян, где занялся переводами буддийских текстов на китайский язык. Впоследствии жил на территории современных провинций Цзянси и Чжэцзян. Он перевел, по разным данным, от 40 до 90 цзюаней (свитков) текстов, главным образом, принадлежащих буддизму хинаяны (тхеравады).

Для перевода буддийских категорий Ань Шигао использовал даосские понятия, а сам перевод представлял собой довольно свободное изложение смысла. Во многом благодаря этому буддизм стал восприниматься китайцами как «свое», узнаваемое учение. Жизнь Ань Шигао оборвалась трагически: по преданию, он был по ошибке убит в драке на городском рынке.

Значительный вклад в развитие китайского буддизма внес Даоань (312-385), который обосновал новый метод перевода. Теперь буддийские термины стали переводить на китайский язык путем их транскрибирования. Так, например, нирвана на китайский язык теперь стала переводиться как 涅槃 непань.  Также в китайском языке старались найти термины со сходными значениями с буддийскими категориями: санскритское слово дхарма в китайских текстах переводится как 法 фа — и то, и другое слово имеют среди прочих общее значение «закон», хотя было привнесено и новое значение — «частица бытия».

Даоань также разработал образцовый монастырский устав, утвердил культ будды Майтрейи (弥勒 Милэ). Кроме того, он ввел обязательный для всех монахов фамильный знак Ши 释 (первый иероглиф китайской транскрипции имени Шакьямуни — Шицзямоуни 释迦牟尼).

Кумараджива (344 или 350 – 413 или 409) наряду с Ань Шигао, Чжэньди (Парамартха, 499-569) и Сюаньцзаном (600 или 602 — 664) входит в число четырех знаменитых китайских переводчиков. Предположительно, был сыном дочери царя Кучи (город-государство в Центральной Азии) и индийского миссионера Кумараяны. С раннего детства посвятил себя буддизму, изучал тексты махаяны и хинаяны. В 401 году по приглашению правителя он прибыл в Чанъань, где вместе со своими помощниками начал переводить на китайский язык основополагающие буддийские тексты. Всего он перевел более 35 текстов. Многие сутры в переводе Кумарадживы до сих пор более популярны, чем в других переводах.

Ученик Кумарадживы Даошэн (ум. в 433 г.) обосновал наличие природы Будды во всех живых существах. Эта идея очень скоро стала чрезвычайно популярной в Китае и предопределила специфику китайского и всего дальневосточного буддизма в целом.

Деятельность переводчиков, которые в довольно короткий срок перевели на китайский язык все значимые буддийские тексты, способствовала не только укреплению буддизма в Китае, но и тому, что благодаря им многие произведения санскритского канона, впоследствии утраченные, сохранились на китайском языке.

В основном переводились тексты махаяны, что можно объяснить все более возрастающим влиянием самой «Великой колесницы» в Индии и Центральной Азии. В Китае буддизм махаяны был значительно популярнее буддизма хинаяны.

«Золотой век» китайского буддизма

VI – VIII века называют «золотым веком» китайского буддизма. В это время Китай становится мировым буддийским центром. В 504 году император династии Лян У-ди (464-549, правил с 502 года) принял пять обетов упасака — буддиста-мирянина. При нем буддизм фактически получил статус государственной религии.

На территории страны функционировало несколько десятков тысяч монастырей, в которых проживали миллионы монахов и послушников. Монастыри занимались активной экономической деятельностью, являлись крупными землевладельцами, что вызывало гнев со стороны ряда императоров.

Особенно этим отличались южнокитайские монастыри, которые следуя индийской традиции, отстаивали свою независимость от государства и государственных институтов. Северокитайский буддизм, наоборот, подвергся значительному влиянию «варваров» и быстро превратился в одну из опор государства. Появились специальные ведомства, которые осуществляли управление монастырями. А правители нередко объявляли себя воплощениями Будды.

Пагода-реликварий Зуба Будды

Пагода-реликварий Зуба Будды, монастырский комплекс Бадачу, Пекин

По дорогам Великого шелкового пути индийские, центральноазиатские и китайские монахи совершали опасные путешествия. Их сочинения являются важным источником для изучения географии, истории и культуры Азии. Так, монах Сюаньцзан (600 или 602—664) осуществил свое знаменитое путешествие в страны Центральной Азии и Индию. Его приключения легли в основу популярного романа У Чэнъэня «Путешествие на Запад».

Сюаньцзан

Сюаньцзан

Широкое распространение получили культы будды Амитабхи (кит. Амитофо 阿弥陀佛) и бодхисаттвы Гуаньинь 观音. К ним обращаются с просьбами монахи и миряне, искренне верующие и атеисты. Кроме того, они стали героями китайского фольклора.

В эпохи Суй (581-618) и Тан (618-907) в Китае появляются собственные буддийские философские школы. Среди них наибольшей популярностью пользовались школы саньлунь 三论 (китайский вариант махаянской школы мадхьямака), фасян 法相 (китайский вариант махаянской школы йогачара), тяньтай 天台, хуаянь 华严, цзинту 金土 и чань 禅. Если школы первых двух групп были в основном сосредоточены на вопросах догматики и не имели значительного числа последователей, то последние две школы – цзинту и чань, широко распространились в Китае.

Школа цзинту

Школа цзинту 金土 вышла из «Общества белого лотоса», родоначальником которого является Хуэйюань (IV-V вв.). Последователи школы почитали будду Амитабху и верили, что, опираясь на силу его обета спасти все живые существа, после смерти они попадут в «чистую землю» (цзинту, Западный рай), где уже смогут достичь нирваны. В школе большое внимание уделялось молитвенным (произнесение имени будды Амиды, различных мантр) и медитативным практикам, а также дисциплине.

Дхармакара [1] сказал:

«Я желаю, чтобы Почитаемый Миром [2], являя великое сострадание, внимательно выслушал меня! Если я воистину обрету наивысшее бодхи и свершу Просветление, то в моей стране Будды, обладающей невообразимыми заслугами, добродетелями и великолепием, не будет адов, злых демонов, птиц, зверей и насекомых, так как все живые существа, вплоть до обитателей мира Ямы и трех дурных миров, которые родятся в моей стране, будут преобразованы силой моей Дхармы, мгновенно достигнут ануттара самьяк самбодхи [3] – совершенного и всецелого Пробуждения, и не родятся вновь в дурных областях существования.

Если я исполню этот обет, то стану Буддой. Если же не исполню, то да не обрету я непревзойденное истинное просветление.

Когда я стану Буддой, то все живые существа десяти сторон света, которые родятся в моей стране, обретут тела цвета пурпурного блестящего истинного золота и тридцать два признака великого мужа. Их конечности будут прямы и чисты. Если их телесный облик будет чем-либо отличаться, если они будут обладать каким-либо уродством, тогда не обрету я истинное просветление.

Когда я стану Буддой, то все живые существа, которые родятся в моей стране, будут знать свою судьбу на протяжении бесчисленных прошлых кальп [4], а также содеянное ими добро и зло. Они будут способны прозревать и воспринимать на слух явления прошлого, будущего и настоящего в десяти сторонах света. Если я не исполню этот обет, то да не обрету я истинное просветление.

Когда я стану Буддой, то все живые существа, которые родятся в моей стране, обретут способность проникновения в чужое сознание. Если они не будут способны узнавать о мыслях и содержании сознания обитателей миллиардов сотен тысяч земель иных Будд, то да не обрету я истинное просветление». («Большая Сукхавативьюха сутра»)

[1] По преданию, будда Амитабха когда-то был царем. Познакомившись с буддийским учением, он отрекся от престола и стал монахом, взяв себе имя Дхармакара.

[2] Почитаемый Миром – один из эпитетов Будды.

[3] Ануттара самьяк самбодхи – всецелое и подлинное просветление.

[4] Кальпа – единица измерения времени в индуизме и буддизме.

Школа чань

Чань (яп. Дзэн) 禅 считается самой «китайской» из всех школ. По мнению ряда исследователей, большую в формировании чаньской доктрины сыграл даосизм. Легендарным основателем чань-буддизма считается Бодхидхарма (ок. 440 – 528 или 536 г.).

Особая передача вне ученияНе основывается на словах и письменных знаках.Указывает непосредственно на сознание,Оно позволяет увидеть свою истинную природу и достичь состояния Будды.(Стихотворение, приписываемое Бодхидхарме и выражающее суть чань)

Окончательное оформление учения школы связывается с именами шестого патриарха Хуэйнэна (638—713) и патриарха Линьцзи Исюаня (810/815 — 866/867).

Монастырь Линъиньсы

Монастырь Линъиньсы (Храм Прибежища Души), один из крупнейших чаньских монастырей. Ханчжоу

В чань-буддизме идея махаяны о том, нирвана и сансара суть одно и то же, и что каждое живое существо потенциально является Буддой, получила дополнительное развитие. Согласно учению этой школы, каждый может стать Буддой здесь и сейчас, поскольку несет в себе природу пробуждения, все зависит от уровня сознания адепта. Таким образом, достижение нирваны становилось возможным путем просветления сознания.

Чань-буддисты скептически относились к изучению священных текстов, полагая, что для обнаружения собственной чистой природы Будды не обязательно изучать сложнейшие произведения и участвовать в церемониях. Многие чаньские монахи прославились своим антисоциальным поведением: они сжигали священные книги, мочились на статуи будд и святых, нарушали правила монашеской жизни. В чань-буддийских монастырях действовал принцип «день без работы – день без еды».

Из жизнеописаний и диалогов чаньских учителей выросли технические методы, способствующие достижению просветления – вэньда 问答 (яп. мондо, букв. «вопрос-ответ») и гунъань 公案 (яп. коан – «публичный отчет» — парадоксальная история, часто на основе вэньда).

Однажды великий наставник Ма и Байчжан прогуливались вместе и увидели пролетающих в небе диких уток. Великий наставник спросил: «Что это?» Байчжан ответил: «Дикие утки». Великий наставник спросил: «Куда они делись?» Байчжан ответил: «Они улетели». Великий наставник схватил Байчжана за нос, и тот закричал от боли. Великий наставник сказал: «Да когда же они улетели?»[1] (Сборник гунъань «Скрижали Лазурной Скалы»)

[1] Одна из трактовок этого гунъаня может быть следующей. Об утках нельзя сказать, что «они улетели», т.к. они все равно пребывали в сознании Байчжана. Именно поэтому наставник Ма и схватил того за нос, чтобы показать реальность того, что содержится в сознании. Если бы Байчжан выразился иначе относительно того, куда делись утки (например, ответил, что их нет), ответ наставника был бы иным.

* * *

Юньмэнь показал свой посох [1] и дал собравшимся такое наставление: «Этот посох превратился в дракона [2] и проглотил вселенную. Горы, реки, вся огромная земля – где они теперь?»(«Скрижали Лазурной Скалы»)

[1] Считалось, что посохом наставника может владеть только просветленный.[2] Дракон традиционно считается первопредком китайцев. Ему подвластны все стихии: небо, земля, вода, подземный мир. Драконы обладают мудростью, считаются символом императора. В отличие от западных представлений, китайские драконы в целом доброжелательные и приносят удачу.

* * *

Один монах спросил Чжаочжоу: «Обладает ли собака природой Будды?» Чжаочжоу ответил: «Нет!» [1] (Умэнь Хуэйкай. «Застава без ворот»)

[1] В китайском буддизме считалось, что все живые существа обладают природой Будды. Значит и собака в том числе. Однако наставник Чжаочжоу ответил, что собака не обладает природой Будды.

Существует продолжение этого гунъаня. Ученик снова спросил Чжаочжоу: «Обладает ли собака природой Будды?» Чжаочжоу ответил: «Да». Тогда ученик в третий раз спросил: «Обладает ли собака природой Будды». Однако на этот раз Чжаочжоу ответил, что пока ученик будет привязываться к «да» и «нет», он не сможет достичь просветления. Говоря «нет», Чжаочжоу в частности пытался донести, что то, что мы называем «природой Будды», в действительности таковой не является. Это только слова. Здесь мы снова видим сближение позиций даосизма и чань-буддизма.

* * *

Всякий раз, когда наставника Цзюйди спрашивали, что такое чань, он в ответ поднимал палец. Один юный послушник в подражание ему тоже стал поднимать палец, когда его спрашивали, чему учит его учитель. Услыхав об этом, Цзюйди взял нож и отрубил послушнику палец. Тот закричал от боли и побежал прочь. Цзюйди окликнул его и, когда он обернулся, снова поднял палец. В этот миг послушник внезапно достиг просветления [1].Когда Цзюйди покидал этот мир, он позвал учеников и сказал: «Я получил «чань одного пальца» от моего учителя Тяньлуна и за всю свою жизнь не смог исчерпать его смысл» [2]. С этими словами он ушел из жизни. (Умэнь Хуэйкай. «Застава без ворот»)

[1] Чань исходит из представления о недифференцированности, целостности субъекта и объекта. Поднятый палец был выражением истины у Цзюйди. Послушник бессмысленно стал копировать учителя, не понимая его смысл. Именно поэтому Цзюйди и отрубил тому палец. Выражение чаньской истины у каждого человека индивидуально. Ученик это понял и потому обрел просветление.[2] Цзюйди здесь подчеркивает, что чань неисчерпаем. Одно и то же действие каждый раз будет означать совершенно разные вещи.

* * *

Наставник Сянъянь говорил: «Вообразите человека, который висит на дереве, уцепившись за ветку зубами. Он не может ухватиться за ветки руками, а под ногами его нет опоры. В это время внизу кто-нибудь спрашивает его: «Почему Бодхидхарма пришел с Запада?»[1] Если висящий на дереве человек промолчит, он обнаружит свою неспособность ответить на вопрос. Если он откроет рот, он упадет и разобьется насмерть. Что же ему делать?»[2] (Умэнь Хуэйкай. «Застава без ворот»)

[1] Вопрос «Почему Бодхидхарма пришел с Запада» буквально означает «В чем смысл Чань».[2] Бесполезно пытаться представить, как должен поступить человек, висящий на дереве. Суть этого гунъаня заключается в том, что смысл чань невозможно выразить ни словами, ни жестами, ни молчанием. И в то же время наставники его выражали. Но у каждого из них был свой собственный индивидуальный метод выражения. Поэтому данный гунъань – прекрасная иллюстрация к тому, что есть чань.

Из Китая чань-буддизм, как и остальные буддийские школы, широко распространились по дальневосточному региону, включая Японию, Корею, Вьетнам, где со временем появились собственные мощные буддийские центры и традиции.

В 845 году при императоре У-цзуне (840-846) началось самое широкомасштабное гонение на буддизм в Китае, которое закончилось закрытием нескольких тысяч монастырей и принуждением монахов вернуться к гражданской жизни. Это был серьезный удар по китайской сангхе, после которого она уже не смогла полностью оправиться. Остались только две школы — чань и цзинту, все прочие исчезли. В эпоху правления династии Сун (960-1279) буддизм окончательно утратил ведущее значение, заняв свое место среди «трех учений».

В монастыре

В монастыре Вофо-сы, Пекин

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Статьи по этой теме

anashina.com

Особенности буддизма в Китае - какими школами он представлен

Добрый день, читатели нашего блога!

Наш сегодняшний разговор будет посвящен тому, как появилось учение Будды в Поднебесной и в чем заключаются особенности буддизма в Китае.

Родиной буддизма, как мы с вами знаем, была Индия, а его основателем — Гаутама Будда. Это случилось в первом тысячелетии до н.э. Общедоступность и понятность этого воззрения повлияла на его экспансию в другие страны, где это философско-религиозное течение нашло множество последователей.

Содержание: История возникновения Школы Чань-буддизм Положение в настоящее время Заключение

История возникновения

В Китай эта религия проникла в начале нашей эры вместе с купцами, которые ходили по Великому Шелковому Пути из разных государств. Во 2-3 вв. н.э. этим философским течением заинтересовался китайский императорский двор.

Считается, что в то время в Китае уже существовали даосизм и конфуцианство. Буддизм имел много схожего с даосизмом, а потому не воспринимался как что-то кардинально новое, что и повлияло на его довольно быстрое распространение в стране.

каменные статуи

Основоположником этой веры в Китае стал монах Ань Шигао. Это был высокообразованный человек, который вместе со своими сподвижниками перевел на китайский язык несколько десятков буддийских работ. В то время возникают и первые упоминания о празднествах, устраиваемых в монастырях, что тоже говорит о росте популярности этого учения.

В 4 в. н.э. философия Будды Гаутамы стала заслуживать внимания правящих властей. В это время в Китае было смутное время, и буддийские идеи способствовали успокоению народных масс. Простые люди могли найти что-то свое, тот путь, который подходил именно им.

На севере распространением философии данного течения занимался индийский монах Кумараджива. Он учредил и заложил фундамент буддийской китайской школы. Именно в это время в Китае стали образовываться различные школы и направления пришедшей религии.

буддийский монах

Так сложилась ситуация, что на севере изначально буддизм развивался под строгим влиянием императорской власти. В 6-м веке он стал практически официальной религией. Этому особо способстовала императорская династия Лин в лице императора У-ди.

Таким образом, в средние века в Китае существовало три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм. Все они взаимно дополняли друг друга, и даже перенимали какие-то детали друг у друга.

Школы

Поскольку учение Будды быстро расширялось по стране, то внутри него образовалось основные школы:

  • трактатов — ее основу составляли древние индийские учения. Сторонники этого направления предпочитали осваивать философскую сторону трудов, нежели проповедовать идеологию среди народа.
  • сутр — последователи этой школы строго придерживались сути одного какого-то текста, который, обычно, выбирал глава.
  • дхьяны (чань) — ее приверженцы предпочитали практику: занимались цигун, медитациями и проповедовали свое учение среди народа.

медитирует

Буддизм оказал влияние на культуру, живопись, литературу, архитектуру и культуру Древнего Китая. Например, чайная церемония появилась в Китае с приходом в страну буддийского движения.

Монахи использовали чайный напиток в качестве тонизирующего средства во время многочасовых медитативных практик. Этот обычай впоследствии стал использоваться обычными людьми, что и привело к зарождению красивой культурной традиции.

Чань-буддизм

Именно течение дхьяны получило самое большое распространение в Китае. Основателем чаня был индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо, который обосновался в монастыре Шаолинь, и именно там появилась первая община чань-буддизма. Это движение также проникло и в Японию, став источником для возникновения религии дзен.

Изначально основу чаня составляли медитации и созерцание природы вокруг, впоследствии к этому добавился комплекс боевых искусств. Эту традицию Шаолинь сохранил и по сей день: его монахи и послушники знамениты своими практиками восточных единоборств.

упражнения

Надо отметить, что именно занятие боевыми искусствами отличало китайский буддизм от учения в Индии, Японии или Тибете. Изначально традиции единоборств не существовали в учении Будды, которое фокусировалось на философии и осознанности.

Китайская же школа, основываясь на даосизме, включила специальные комплексы упражнений, которые также способствовали возникновению самодисциплины, успокоению и некой отвлеченности от суеты. Спустя некоторое время эта особенность стала распространяться за пределы страны и обрела популярность во всем мире.

Положение в настоящее время

Мировоззрение древнего и современного Китая близко буддизму, чего нельзя сказать о правящей в данный момент коммунистической партии в стране.

С 1991 года произошло усиления контроля над монахами и их деятельностью на территории страны. А в 2011 году буддийское движение стало строго отслеживаться властями Китая. Такая ситуация не могла понравиться сторонникам философии Будды, что неоднократно стало приводить к вооруженным конфликтам.

в медитации

Заключение

Уважаемые друзья, сегодня мы с вами поговорили о том, как зародился буддизм в Китае и обсудили некоторые особенности развития этого учения.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой в социальных сетях.

o-buddizme.ru

Китайский буддизм

стороны верований, представлений, желаний и стремлений китайского народа.

Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологическихценностей. Лидерство конфуцианства никогда им всерьез не оспаривалось. Однако в периоды кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная администрация приходила в упадок и конфуцианство переставало быть эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходили на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаяхдаосско-буддийскиеидеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значениебунтарско-эгалитаристскихтрадиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если принять во внимание, что в рамках даосских илидаосско-буддий-скихсект и тайных обществ эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определенную роль и в революционных взрывах XX в.

Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индуистско-буддийскихпонятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницыиндуистско-будций-скоймудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III–VIвв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия. В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. ВIII–IVвв. вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, или беглых горожан, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и особенно северных некитайских, «варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Распространение и китаизация буддизма

Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившаяся к

привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма.

Уже в IV в. китайские буддисты, например Сунь Чо, пытались доказать, что Будда – это воплощение Дао. Подчеркивая, что главное в их учении – высокие моральные стандарты (доброта, терпение, добродетель), они весьма уважительно относились к конфуцианскому принципу сяо. Соответственно изменялись, причем нередко неосознанно, автоматически, отдельные строки из сутр: например, вместо фразы «жена заботится об удобствах для мужа» писали, как на то обратил внимание японский ученый X. Накамура, более естественную для китайца – «жена почитает мужа». Показательно, что китайские буддисты, воздвигавшие на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи в честь будд и боди-сатв,как правило, сопровождали эти свои дары надписями в типичнокитайско-конфуцианскомдухе (например, «молим о спасении душ наших драгоценных предковтаких-то»).

Изменения коснулись и других сторон. Так, на авансцену в китайском буддизме вышли те идеи, принципы и будды, которые более всего соответствовали традиционным китайским нормам, идеалам и представлениям. Начало таким изменениям положил знаменитый Дао-ань(312–385)– первый известный китайский патриарх буддизма, основатель монастыря в Сяньяне. Образованный конфуцианец, он увлекся буддизмом и вскоре стал его блестящим знатоком и активным проповедником. На основе заповедей Винаяпитаки, многие тексты которойДао-аньсам перевел на китайский, он собственноручно составил образцовый монастырский устав. С его именем связаны многие переводы и комментарии к китайским буддийским текстам, составление первого каталога переведенных сутр. Он ввел для китайских буддийских монахов фамильный знак Ши – из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья). Однако вершина деятельностиДао-аняв ином. Он основал культ будды грядущего Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие поколения китайских буддистов связывали свои надежды на лучшее будущее и на всеобщее благоденствие, так же как христиане со вторым пришествием Христа, а мусульмане с Махди. Не раз вожди китайских крестьянских движений объявляли себя или своих сыновей возродившимися Майтрейями, а культ Милэфо в Китае занимал центральное место в идеологии многих тайных обществ.

Вторым после Дао-аняавторитетом китайских буддистов былХуэй-юань(334–417),тоже конфуцианец, прошедший через увлечение даосизмом и примкнувший затем к буддизму. Основанный им монастырьДунлинь-сыв провинции Цзянси пользовался большой известностью и влиянием, собирал в своих стенах лучшие умы страны. Однако в отличие отДао-аняХуэй-юаньбыл скорее блестящим популяризатором буддизма, нежели ученым его знатоком. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа будды Запада – Амитабы, покровителя «Западного рая», «Чистой земли», чем было положено начало китайскому, а затем и японскому амидизму. Культ Амитабы, как и культ Майтрейи, в Китае всегда тесно связывался с мечтами о светлой жизни и райском будущем. Во взаимодействии с последователями Майтрейи китайские амидисты, прежде всего сторонники секты Цзинту («Чистая земля»), участвовали в деятельности тайных обществ и в революционных крестьянских восстаниях.

Трансформация буддизма на китайской почве заставила эту религию приспособиться к социальной структуре Китая, к нормам и запросам традиционного китайского общества. В частности, это проявилось в том, что это учение, как и другие религиозные доктрины Китая, выступало в различных своих ипостасях по отношению к образованным верхам и к крестьянским низам.

Буддизм для низов (народный) быстро стал своего рода разновидностью китайского даосизма. Буддийский монах бок о бок с даосским отправлял несложные обряды, принимал участие в ритуалах и празднеств, охранял буддийские храмы и кумирни, служил культу многочисленных будд и бодисатв, все больше превращавшихся в обычных богов и святых. Кроме будд Майтрейи и Амитабы, ставших центральными фигурами в китайском буддизме,

особой популярностью в Китае пользовалась бодисатва Авалокитешвара, знаменитая китайская Гу-ань-инь,богиня милосердия и добродетели, покровительница страждущих и несчастных. Эту богиню по ее популярности и функциям можно сравнить с девой Марией в христианских странах. Примерно с VIII в., приобретя женское обличье (ранее в Китае как и в Индии, бодисатва Авалокитешвара считался мужчиной),Гуань-иньпревратилась в богинюпокровительницу женщин и детей, материнства, богиню – подательницу детей. Это сыграло существенную роль в ее известности. Храмы в ее честь стали создаваться по всей стране, причем они никогда не пустовали, а алтари в этих храмах всегда были полны даров и приношений.

Зачислив в свой пантеон многочисленных будд, бодисатв и буддийских святых, простой народ в Китае принял главное в буддизме – то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни и спасением, вечным блаженством в жизни будущей. Имевшие отношение к ним основные нормы и культы, буддийские праздники и чтения заупокойных сутр, а также многие элементы магии, даже эротики (тантризм) – все это вместе с армией малообразованных монахов и послушников, знакомых лишь с самыми элементарными принципами учения, легко укрепилось в жизни Китая, стало ее естественной интегральной частью и вполне удовлетворяло запросы простых китайцев.

Верхи же китайского общества, и прежде всего его интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. Делая упор на философию этого учения, на его метафизику, они нередко пренебрегали его обрядовой стороной и магической практикой. В уединенных кельях и больших библиотеках крупных буддийских монастырей они погружались в полуистлевшие тексты, изучали сутру за сутрой, стремясь найти что-тоновое, важное, сокровенное, тайное, применить это в новых условиях, приспособить к китайской действительности. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из самых интересных и глубоких, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли –чань-буддизм(ял. – дзэн).

Буддизм Чань (дзэн)

Возникло это течение в форме эзотерической секты. Название «чань» произошло от санскритского «дхиана» (сосредоточение, медитация). Древнее буддийское направление – школа дхиана – призывала своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либоодном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного. Целью дхианы было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин и найти прозрение, истину, как это случилось с самим ГаутамойШакь-ямунипод деревом Бо (Бодхи).

Сутры дхианы были переведены на китайский язык еще Дао-анем.Впоследствии они стали широко известны в китайских буддийских монастырях. Легенда повествует, что чаньбуддизм возник в Китае после того, как туда переселился из Индии в начале VI в. знаменитый патриарх индийского буддизмаБод-хидхарма.На вопрос принявшего его известного покровителя буддизма императораУ-дииз династии Лян, как будут оценены его заслуги (строительство монастырей и храмов, копирование сутр, предоставление буддистам льгот и пожертвований),Бод-хидхармабудто бы ответил, что все эти деяния ничего не стоят, все суть прах и суета. После этого патриарх покинул разочаровавшегося в немУ-ди,удалился с группой последователей и положил начало новой секте – чань.

Это легендарное предание обычно подвергают сомнению, считая, что ранний этап истории секты теряется в веках, тогда как подлинная и документированная ее история начиналась с VII в., когда после смерти пятого патриарха, имевшего свыше 500

последователей, секта распалась на северную и южную ветви. Звание шестого патриарха стали оспаривать двое – Шэнь-сю,бывший сторонником традиционной точки зрения, согласно которой просветление – это закономерный результат длительных усилий и напряженных раздумий в процессе медитации, иХуэй-нэн,противопоставивший этому каноническому тезису идею о внезапном озарении в результате интуитивного толчка. Вскоре более каноническая северная ветвь пришла в упадок и практически заглохла, а идеи Хуэйнэна, нашедшие отражение в известной «Сутре шестого патриарха», стали основой для последующего развития секты в ее китайском (чань) и японском (дзэн) вариантах.

Чань-буддизмбыл плотью от плоти Китая, так что многие авторитетные специалисты считают его китайской реакцией на индийский буддизм. Действительно, учению чань были присущи трезвость и рационализм китайцев, которые оказались напластованы на глубочайшую мистику брахманизма и буддизма. Начать с того, чточань-буддизмнизвергал все канонические буддийские ценности. Не следует стремиться к туманной нирване, учил он, едва ли там, да и вообще в будущемкого-нибудьожидаетчто-либозаманчивое. Стоит ли ограничивать себя всегда и во всем во имя неопределенной перспективы стать буддой или бодисатвой? Да и зачем все это, для чего?! Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть.

Казалось бы, это – рационалистический эгоизм, гедонизм, вообще не имеющий отношения к религиозной мысли и к этическим идеалам. Но нет! Здесь не идет речь о чувственных наслаждениях, которые, кстати, отвергаются и буддизмом, и конфуцианством. Чань-буддизмзвал к иному. Как бы воскресив в китайской мысли идеи раннего философского даосизма и многократно обогатив эти идеи за счет неисчерпаемых глубин индийской мистики, он призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они – вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем – в пении птиц, в нежном шелесте листвы, в дивной красоте горных хребтов, в умиротворенной тиши озера, в сказочной красоте природы, в разумной сдержанности церемониала, в очищающей и просветляющей силе медитации, наконец, в радости труда, в скромном величии простой физической работы. Кто не видит Будды и Истины во всем этом, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Словом, нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.

Чань-буддизмставил в центр своего внимания свободного от обязанностей и привязанностей человека, готового отрешиться от мирских забот и посвятить всего себя умению и искусству жить, но жить только для себя (в этом индийская традиция в чаньбуддизме решительно восторжествовала над китайской). Познать истинычань-буддизмаи принять его принципы было непросто, для этого требовалась специальная длительная подготовка. Подготовка и посвящение обычно начинались с парадоксов. Первым из них было решительное отрицание знаний, особенно книжных, канонических. Одна из основных доктрин чань гласила, что основанный на писаных догмах интеллектуальный анализ не проникает в сущность явления и не способствует успеху в постижении Истины. Зачем напрягать ум и тем более загружать его книжной мудростью, когда можно дать полный простор интуиции и самовыражению и полностью отринуть каноны и авторитеты?! Именно так следует понимать ставший хрестоматийным завет известного мастерачань-буддизмаИ- сюаня (IX в.): «Убивайте всех, кто стоит на вашем пути! Если вы встретите Будду – убивайте Будду, если встретите патриарха – убивайте патриарха!» Иными словами, ничто не свято перед лицом великого сосредоточения индивида и внезапного его озарения и просветления, постижения им Истины.

Как постичь Истину? Этот вечный вопрос мыслителей чань-буддизмрешал до удивления просто и парадоксально. Истина есть озарение. Оно нисходит на тебя внезапно, как интуитивный толчок, как внутреннее просветление, как нечто, что нельзя выразить

studfiles.net

Буддизм в Китае | Легендарный Китай

Буддизм в КитаеБуддизм был впервые привезен в Китай из Индии, миссионерами и торговцами проходившими по Шелковому пути, который соединял Китай с Европой в конце династии Хань (202 до н.э. — 220 г. н.э.).

К этому времени буддизм в Индии уже просуществовал 500 лет, в Китае же Буддийская философия стала процветать только после падения династии Хань и конца строгих конфуцианских убеждений, т.к. династия Хань была глубоко конфуцианской. Конфуцианский Китай изначально был не очень дружелюбен к буддизму.

Буддизм — это система верований и практик, основанных на принципах сострадания и непривязанности, религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

В Буддийской философии выросли два основных течения. Были последователи традиционного Буддизма Тхеравады, который основывается на строгой медитации и первоначальном учении Будды. Буддизм Тхеравады хорошо распространен в Шри-Ланке, и в большинстве стран Юго-Восточной Азии.

Буддизм в Китае — это Буддизм Махаяны, который включает в себя различные формы, такие как Дзен-Буддизм, Буддизм Чистой Земли и Тибетский Буддизм — также известный как Ламаизм. Махаяна буддисты верят в более широкое обращение к учению Будды по сравнению с абстрактные философскими вопросами, поставленными в Буддизме Тхеравады. Буддисты Махаяны также принимают современных Будд, таких как Амитабха, которых нет в Тхеравада Буддизме.

Махаяна Буддизм говорит, что все физические формы, должны быть лишены внутренней самости (учение, называемое шуньята , что означает «пустота») и индивидуальной автономии. Согласно Махаяне, индивидуальное просветление не представляется возможным. Идеал в Махаяна Буддизме — это возможность всем живым существам быть просветленными вместе, не только из чувства сострадания, а потому, что мы не можем отделить себя друг от друга.

Одним из ключевых моментов успеха буддизма — был даосизм. Чтобы помочьбуддизм китай понять китайцам буддийские понятия, буддисты заимствовали идеи из даосизма через китайский язык. И буддизм, и даосизм имел выгоду от этого обмена. Даосы расширили свои представления о космосе и способах структурирования их монашеских орденов.

Буддисты получили лексику, которая сделала его более понятным для изучения. Со временем буддизм стал популярным в жизни китайского народа, от простых людей до самого императора. Действительно, в шестом веке, буддизм соперничал с даосизмом в популярности и политическом влиянии. Именно в это время, и в течение последующих трех столетий,были сформированы основные школы китайского буддизма.

Две школы, которые сохраняют свое влияние сегодня: школа Буддизма Чистой Земли и Чань(Дзэн) буддизма. Даже в Китае, где религия часто подавлялась правительством, эти две школы китайского буддизма продолжают практиковать. Буддизм в Китае, как и в случае с религиозными учениями даосизма и конфуцианства, также претерпел множество изменений на протяжении всей истории Китая.

В так называемом классическом периоде буддизма в Китае (династия Тан, 618-907 н.э.), существует целый ряд школ буддизма, которые учили и распространяли собственные философии и медитации. Учения различных школ повлияли, и впоследствии прижились в Корее и Японии.

Одной из самых популярных фигур в китайском буддизме является Бодхисаттва Гуаньинь (тот, кто воспринимает слезы мира — Guanshiyin). Гуаньинь стал ключевой фигурой в религиозных практиках китайских буддистов и даосов.

Несмотря на то, что коммунисты взяли под контроль Китай в 1949 году, и в стране появился атеизм, буддизм продолжал развиваться, особенно после экономических реформ 1980-х годов.

Популярность Буддизма, привела к быстрому обращению в буддизм более поздних китайских правителей. Последующие Суй и Тан Династии —  все приняли буддизм в качестве своей религии.

Сегодня насчитывается около 100 миллионов последователей буддизма в Китае и более 20.000 буддийских храмов. Это самое крупная религия Китая.

azialand.ru

3. Буддизм в Китае. Философия чань-буддизма (дзен-буддизма) в средневековом Китае

Похожие главы из других работ:

Возникновение древневосточной философии

1.3 Буддизм

Философия буддизма относится к неортодоксальным школам Древней Индии (возникла в VII-VI вв. до н. э.). Основное содержание учения изложено в «четырех благородных истинах»: жизнь есть страдание, страдания следуют за желаниями...

Джайнизм, буддизм, брахманизм

Буддизм

Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н. э). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока (около 700 млн. верующих). Авторитет буддизма...

Марксизм в современном Китае

1. Возникновение практического материализма в Китае и его основные положения

До 1949 г. одним из главных источников изучения марксистской социологии в Китае оказывались переводы классиков марксизма и работ советских теоретиков, включая И.В. Сталина. Анализируя "Тетради Мао Цзэдуна по философии", можно заметить...

Марксизм в современном Китае

2. Марксизм в современном Китае

В 1980-е годы, вслед за развитием в стране реформ, все больше китайских философов стали рассматривать марксизм с точки зрения гуманизма. Человек, субъективность становятся самыми изучаемыми проблемами марксистской философии...

Основы философии буддизма

2.2 Дзэн-буддизм

Среди многочисленных буддийских сект - особенно тех, которые выросли в Китае и Японии, - мы находим один уникальный орден, претендующий на то, что он передает сущность духа буддизма непосредственно от его автора...

Проблема жизни, смерти и бессметия в истории философии

4.3 Буддизм

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он?...

Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании

2.3 Буддизм

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он?...

Структура философского сознания в Древней Индии

Традиционный буддизм

философский индия ведизм брахманизм Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама Шакьямуни, или Будда, что означает «просветлённый» или «пробуждённый» (ок. 583 - 483 гг. до н. э.). Имя Сиддхартха означает «достигший цели»...

Феномен судьбы в философских и культурных традициях античности и Древнего Востока

2. «Небо» и «дао» как законы судьбы в Древнем Китае

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы...

Философия воды

3. Представления о воде в древнем Китае. Их параллель с греческими

Вода - символ даосского учения: Лао-Цзы призывал быть подобным воде. Мягкое и слабое, учит Дао дэ цзин, побеждает твердое и сильное. Вода и мягка, и слаба, но в плане преодоления твердого и сильного она не знает равных. Ее принцип - уступая, побеждать...

Философия Древнего Востока

1. Эпоха “брожения умов” в Индии и “борющихся царств” в Китае

Общность генезиса не исключает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации. В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму...

Философия древнего Китая

1.1 Особенности развития философии в Китае

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся царств"...

Философия Древней Индии

3.3 Буддизм

Основатель буддизма - принц Сиддхартхи из рода Гаутамы (623 - 544 гг. до н.э.). Впоследствии он получил имя Будды («просветленный»). Буддизм - одна из мировых религий, но в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души...

Философия мировых религий

Буддизм

Одной из трех мировых религий является буддизм. Ее приверженцы в основном населяют Страны Юго-Восточной, Центральной и Южной Азии, хотя и на других континентах так же имеются последователи, однако уже в меньшей степени...

Философия чань-буддизма (дзен-буддизма) в средневековом Китае

4. Чань(дзэн)-буддизм в средневековом Китае

Дзэн - одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и прочих странах восточной Азии. Слово «дзэн» происходит от санскрито-палийского термина «дхьяна/джняна», означающего глубокое сосредоточение, созерцание...

fil.bobrodobro.ru

Религии Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм

Даосизм

Лао-ЦзыОдна из древнейших национальных религий в мире. Его основателем является полулегендарная личность — Лао-Цзы. Его имя переводится как «старый мудрец», по преданию он родился уже стариком. Центральным звеном даосизма выступает понятие Дао, имеющее разный смысл – «путь», «всеобщий закон», «бог». Лао-Цзы о Дао говорит: «Человек зависит от земли, земля от Неба, Небо от Дао, а Дао от самого себя. Люди лишь могут знать о существовании Дао, но они никак не могут воздействовать на него, потому что Дао – непостижимый всеобщий закон, которому подчиняется мир. Он корень всего и творец всех вещей. Дао – есть закон вечного изменения и непостоянства».

Даосизм учит смирению, стремлению к неизменности, вечной гармонии и устойчивости жизни, отрицает насилие. Лао-Цзы учил: «Кто действует — потерпит неудачу, кто чем-либо владеет — потеряет. Поэтому мудрец всегда бездеятелен, беден и созерцателен, так как он следует Дао». Первоначально даосизм был просто уникальной древней философией, но в средние века его последователи превратили даосизм в религию. Это произошло тогда, когда Лао-Цзы начали обожествлять, в его честь стали строить храмы и читать молитвы.

Конфуцианство

КонфуцийУ этой религии был реальный основатель — Кун-Цзы (в европейской традиции Конфуций), родившийся в 551 году до н.э. в одном из средне-китайских княжеств. Большую часть своей жизни он провел на государственной службе, а в старости отошел от дел и занялся литературной деятельностью. Учение Кун-Цзы – это учение о поведении человека в обществе. По сравнение с даосизмом оно более конкретно и понятно. О божественном и сверхъестественном в нем не говорится ни слова. Главная мысль в философии Конфуция — точно следовать в жизни всем установкам древности, до мелочей соблюдать установленные правила и законы, следовать традиции, подчиняться старшим и уважать их. Особый упор в конфуцианстве делается на верности долгу (и), преданности учителю, государю (чжун), сыновней почтительности (сяо), уважении к старшим (ли). Долгое время учение Кун-Цзы в Китае существовало как оригинальная философская система, но после обожествления его основателя превратилась в религию.

Буддизм

БуддаБуддизм проник в Китай из Индии в I-II веке н.э. и закрепился здесь в виде течения чань (то же самое, что дзен в Японии). Последователи этой школы буддизма в постижении божественной истины делают упор не на слово и логику, а на озарение, достигаемое особыми физическими упражнениями, силовыми единоборствами и т.д. Буддизм мировая религия, и включает в себя множество течений и сект. Так на Тибете, среди коренных жителей этого района Китая, получило распространение ламаистское течение буддизма.

 

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Китайский календарь: древние символыКитайский календарь: древние символы

Двенадцать животных, символизирующие циклы летоисчисления, согласно легенде, появились по Высочайшему указанию Нефритового императора. От имени Шелкового Кота мы хотели бы еще раз выразить протест, и напомнить, что наш сородич не попал в список счастливчиков только благодаря вероломству Крысы.

Горы Китая - лестница в НебоГоры Китая - лестница в Небо

Горы Китая - это не только точки на карте, это, прежде всего, материальное воплощение традиционной культуры китайской нации, история великого народа.

Культура Древнего Китая и ЯпонииКультура Древнего Китая и Японии

Китайская цивилизация насчитывает несколько тысячелетий. Ее главная черта — рациональный, практический взгляд на мир. Поэтому и китайская мифология не получила развития — божества китайцев как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых правителей.

Снежный барс: факты и мифыСнежный барс: факты и мифы

На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою «собаку» (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

silkcat.ru


Смотрите также