Леший (лесовик) в славянской мифологии. Леший мифы древних славян
Славянские мифы о лешем и его семье
В культуре древних славян существовало много священных духов, которые жили на определенной территории, являясь полноправным её хозяином. Так, например, в избах хозяйничал домовой, в реках и болотах – водяной, а вот в лесу хозяйничал леший.
Прежде всего, леший – мифический образ. Он являлся неким смотрящим леса. Образ лешего можно встретить в русских народных сказках. В них он предстаёт перед нами старичком, который помогал положительным героям, заблудившимся в лесу. Помощь его заключалась в волшебном клубочке, который котился по лесной тропинке, указывая путь.
В различных славянских племенах, лешего описывали как медведя, бродящего по лесным чащам, или он представал в образе человека. Вместо носа у него был сучёк, блестящие маленькими, как пуговицы черные глаза, на его лице не было ни ресниц, ни бровей, а на подбородке красовалась козлиная бородка. Волосы у него были длинные, обычно грязно-зелёного цвета.
Многие верили так же в то, что он может менять свой рост, ходить по воздуху. Обычно на нем был одет в рубаху, подвязанную на поясе или полушубок, застёгнутый слева направо. На ногах у него обычно были неправильно надетые лапти. Он обладал сверхъестественной силой и был способен перемещать очень тяжелые деревья, которые падали во время природных ураганов. Но ему конечно не под силу такелажные работы, которые выполняют профессиональные грузчики в больших современных городах. Сейчас лучше всего делать монтаж и демонтаж промышленного оборудования у "Такелаж плюс".
У лешего было несколько имен. Его называли дядька, живущий в лесу, шатун, лесной житель, ангел – хранитель леса. Места, где он жил, люди не беспокоили, старались обходить другой стороной. Если же была крайняя необходимость войти во владения лешего, у него спрашивали дозволения. Тех, кто без ведома лешего входили в лесную чащу, он пугал своим душераздирающим смехом, делал так, чтобы непрошенный гость заблудился и не нашел выхода. Чтобы с человеком, попавшим в лес, не произошло ничего дурного, и он не заплутал, при себе он должен был иметь кусочек липы, а одежда на нем должна быть одета наизнанку.
Леший не прощал человеку сквернословия. Но, для того чтобы добиться расположения лешего, необходимо было оставить на пне съестной дар в виде пряника, пирожка или блинчика и при этом сказать : «Шел, нашел, потерял». Такой же была благодарность за хорошую охоту. Некоторые племена в качестве благодарности оставляли в лесу то, чем лакомится медведь.
Пастухи верили в то, что леший может охранять домашний скот от хищников, если с ним договориться. Они брали с собой в чащу замок и ключ. Леший открывал замок, а когда закрывал, стадо возвращалось к пастуху в целости и сохранности. За работу лешему оставляли кувшин с молоком и буханку хлеба, а иногда даже телёнка.
На Руси лешего почитали. 22 августа проводились специальные обряды и жертвоприношения, которые были направлены на то, чтобы задобрить лесного духа. Но существовало также поверье, что в конце осени вся нечистая сила, обитающая в лесу, неистовствует, выкорчевывая деревья из земли и разгоняя зверей, после чего до прихода весны пропадает под землю.
У лешего есть семья жена, которую звали кикимора или лешачиха, и дети лешенята. Женой лешего могла стать украденная им девушка, на которую было наложено проклятье. Лешенята тоже любили забавляться, сбивая с тропы путников, сыпля им на головы всякий мелкий мусор. Жили они в листве, водили хороводы, создавая тем самым шорох. С приходом зимы лешенята впадали в спячку, просыпаясь лишь только весной. Леший часто крал у жителей деревень их скот, домашнюю утварь, припасы, наказывая их, таким образом, за несоблюдение всех суеверных правил и традиций. В приданиях говорится, что леший предостерегался домашних котов и собак, черных петухов. Лесной дух никогда не ссорился с домовыми и банниками.
Известно, что леший очень пристрастен к карточным играм. Играют она друг с другом, ставя на кон зайцев и белок. По рассказам лесников, в 1859 году состоялась карточная битва между российскими лешими и сибирскими. В пылу битвы победу одержал русский леший. Его оппоненту пришлось переправлять через Уральские горы всех зайцев и белок тайги.
Похожие новости:Планета Земля. Как много нам хочется знать и как мало мы знаемВсе тайны дежавюКак стать счастливым при помощи слов?
nibiruplanetx.ru
Леший (лесовик) в славянской мифологии
Кто такой Леший и чем он славен?
Леший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Сложно сказать, кто такой Леший: отдельное ли существо, бывший ли человек (из проклятых, умерших детей, подменышей). Он не добрый и не злой — зависит от его настроения. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу:
Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.
Рассказывали, что Лешак стремится иметь семью и детей, поэтому, бывало, похищает девиц и женщин, заманивает их в лес, а иногда приходит чин-чином свататься в обличии человека. Детьми его становятся похищенные в колыбели младенцы, которые, вырастая, сами могут стать Лешими.
Леший руководит жизнью всех лесных обитателей, особенно волков, которых он пасет, как скот.
Как распознать Лешего?
Образ Лешего, которого также называют Лесовиком, Лешаком, очень многосторонен. Он способен менять облик. Иногда предстанет человеком, причем то высоким, размером с дом, то, наоборот, карликом:
У нас отец зимой впотемни поехал за дровами, вдруг видит, человек идет, большой, выше сараев, длинной. То леший был, наверно.
Иногда лесовик похож на зверя или птицу, а может предстать могучим природным явлением, например, ветром:
А как ветер, вихорь, дак это уж самый леший. Вот здесь позапрошлый год, такой был ураган, крыши сняло, а град с маленькое яичко был. А где он шел, этот вихорь-то, дак столько лесу навалило, вы и не поверите. Все сосны вповалочку леший-то выворотил.
Подобно другим персонажам славянской мифологии, Лесовик неоднозначен: может погубить кого-либо, а может помочь. В поверьях про Лешего речь часто идет о лесе, как о стихии, к человеку враждебной, месте, где необходимо быть начеку.
Часто обликом Лешак напоминает обычного мужчину, только с особенностями облика и костюма. Он часто синюшен (так как в его жилах льется синяя кровь), застегивает одежду на левую сторону, нет правого уха, бровей и ресниц, от него не падает на землю тень, он ходит неподпоясанным. Показывается в виде старушек. Были поверья: если есть сомнения, что встреченный человек может быть лесовиком, надо посмотреть на него через правое ухо коня, тогда он покажется в своем настоящим обличии.
Какой вред может причинить Лесовик?
Чаще всего Леший представляет опасность для человека. Может увести в чащу леса, водить кругами, заморочить. Иногда проказничает, подстраивая разные кляузы. Но неприятности от Лесовика ждут в лесу тех, кто идет туда без благословения, охранных амулетов, не спрашивает разрешения у Лешего на сбор ягод или грибов, охоту. Строго-настрого запрещалось ругать кого-либо, особенно ребенка, с упоминанием Лешего, говорить о нем в лесу, иначе дух не заставит взять к себе того, кто его призвал. Особенно оберегали от нападений Лешего детей, идущих в лес. Идя в лес, советовали всегда запоминать, какое первое слово произнес случайно встреченный по дороге человек. Такой случайный прохожий может оказаться Лесовиком, и если придется обращаться к нему за помощью, потеряв в лесу дорогу, он спросит это слово. Не удастся его припомнить — с собой заберет. Нельзя было кричать в лесу, откликаясь на эхо, свистеть и всячески шуметь. Если все же Леший завел в глухую чащу, чтобы найти дорогу, надо было снять с себя одежду, вывернуть наизнанку или задом наперед, так и надеть, обуть левый сапог на правую ногу.
Лешие и пастухи
Пастухи умели договариваться с Лешаками. Для этого они специально вызывали Лесовиков особым заговором или обрядами. В обмен на то, что Леший будет охранять стадо, приносили дань — обычно одну корову из стада. Но об этом уговоре надо было молчать, иначе пастух мог стать жертвой лесного духа. После заключения договора Леший не только не трогал скотину, наказывал своим подопечным-волкам ее не трогать, но и помогал пастуху в работе. За это пастух выполнял множество условий, которые ставил Лесовик, — их называли «отпуском». В заключении подобных договоров пастухам помогали Ведуны.
Лесовик — воплощение леса: непознанного, темного, грозящего многочисленными опасностями. Наши предки одухотворяли силы стихий в образах подобных существ. Такие поверья открывают нам волшебный мир природы!
Подробнее о славянской мифологии:
Славянские Боги
Мифические существа славян
Славянские мифы
xn--80aejvmu5h.xn--80aswg
Славянская мифология. Леший — Мистические истории. Древние славяне — Сайт о мистике
Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево. ЛешийАлександр Чеботарев Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и б пенниками, - особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.
Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, - то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника.
Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает.Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки.Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.
Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.
Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял» или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», - и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!»
Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4/17 октября), на Ерофея-мученика. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.
Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу.
14/27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде.
Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.).
Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека. Например, леший на виду у всех унес мужика за то, что тот, поднимаясь на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего - сразу, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» - больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека).В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми.
Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха), и детенышей (лешеня).
В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется.
Рубрика: Древние славяне
allmystic.ru
Леший Славянская мифология История Руси
Леший или же лесовик, лешак, лесовой, лесун - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно
любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно
запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый
лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается
это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает
синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он
корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.
Леший или лешакХудожник Виктор Корольков
Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в
зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно,
даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс,
сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою.
Леший отличается от прочих духов особыми
свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с
самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток
на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь
под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго
соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым.
Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и баенниками, - особенно в те деревни,
где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над
глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки. Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы
находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему
зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет
власть проигрывать их в карты соседнему лешему.
Не освобождены от такой же
зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и
забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут
по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, - то дело ясное:
значит, лешие целой артелью вели азартную игру и побежденная сторона гнала
проигрыш во владения счастливого соперника.
Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в
ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю)
почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает.
Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки.
Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они
делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне
уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и прилично
неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат
крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том,
что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы
или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо
напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся
человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.
Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую
погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко
отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при
помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и
прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять
с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на
себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.
Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой,
предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать
обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно так же
вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые
люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял» или закричать:
«Овечья морда, овечья шерсть», - и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!»
Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются
бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся
(4/17 октября), на Ерофея-мученика. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.
Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и
даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы
звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20
июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе.
На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по
деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут
свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу.
14/27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят
туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем
зверьем до будущей весны. Ну а после Воздвиженья указано лешим на
Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют
неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец
проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет,
оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде.
Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над
ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная
Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.).
Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям,
леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные
грехи человека. Например, леший на виду у всех унес мужика за то, что тот,
поднимаясь на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший
за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в
муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается
собственностью лешего - сразу, как только замер последний звук произнесенного
проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении,
подкладывая вместо него «лесное детище» - больное и беспокойное. Если же
каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его
сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес
(лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека).
В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что
кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом
жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее
равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми.
Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и
нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними
породы (лешачиха, лешуха), и детенышей (лешеня).
В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из
коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т.д. Если договор
нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому
дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется.
godsbay.ru
Мифы древних славян
Леший
Власть в лесу принадлежит лешему. У лешего есть свой скот: зайцы, олени, кабаны, медведи. Вообще у него в подчинении все лесные звери. Пощелкивая кнутом, он гонит стада или стаи волков, верных своих псов. Кормит их леший хлебом. Зайцев может проиграть в карты лешему-соседу. Бывает, в один год нагонит зайцев, а в другой - мышей и белок. Родной брат лешего - медведь. Его иногда так и называют - лешим или лесным чертом. Леший может принимать облик бесхвостого медведя, ягненка, козла, коня, оленя, кота, совы или охотника, преследующего зайца. Может даже грибом обернуться. Часто леший выглядит как обычный человек — родственник или знакомый, старик с длинной бородой - или как человек в шерсти, с рогами или хвостом, иногда голый, Влаптях, надетых не на ту ногу. При свете месяца он любит сидеть на дереве и плести лапоть. У него синяя кровь, нет бровей и ресниц, и он не отбрасывает тени. Леший легко меняет свой рост: в поле он ниже травы, а в лесу выше деревьев. Людей в лесу он пугает хохотом, свистом, хлопаньем в ладоши. Ему нравится подшучивать над ними. Возьмет, например, и отнимет у человека память, чтобы тот сбился с дороги. Иногда похищает женщин и крадет детей. Чтобы спастись от лешего, нужно его рассмешить, надеть одежду наизнанку, ругаться матом или запустить в него медной пуговицей. С лешим знаются охотники и пастухи. Многим охотникам он сам загоняет в ловушки зверей. А пастухи заключают с ним договор, по которому леший обязуется охранять скот: пастух читает заговор, запирает замок на ключ и бросает его в лес.
Источник
Самые популярные на нашем сайте
Египтологи опознали древнеегипетскую царицу
Египтологи опознали древнеегипетскую царицу Дата: 04/07/2007 Тема: Статьи 26 июня 2007 года телеканал Discovery распространил сообщение об идентификации мумии одной из самых известных древнеегипетских правительниц - царицы Хатшепсут.
Цыганский табор избил ГАИшников
Во Львове на гаишников во время исполнения ими служебных обязанностей напали Ромы. Инспекторы ГАИ остановил легковой автомобиль ВАЗ.
Мифы древних славян
Леший Власть в лесу принадлежит лешему. У лешего есть свой скот: зайцы, олени, кабаны, медведи. Вообще у него в подчинении все лесные звери.
Советуем
irrox.com.ru
Леший • Мифы русского народа
Леший
Мифологический образ духа леса, хозяина лесной чащи, и обитающих в ней зверей. Он изменяет свой рост – способен стать высоким, как деревья, или низким, как трава, и укрываться под опавшими листьями. Может пугать людей своим смехом и сбивать путников с пути.
* * *
Одна девочка дома играла в куклы. Потом бросила их, выглянула в окно. Видит, на улице ходит кошечка – золотые серёжечки. Понравилась она девочке. Надумала её поймать, домой взять. Побежала на улицу. Только хочет её в руки взять, а кошечка – золотые серёжечки стала убегать. Не может её девочка поймать. В лес за ней прибежала, на руки хватала. Поглядела, а это она тень от болотной крысы поймала.
Вдруг выходит из кустов Леший со страшной рожей, на чёрта похожий, одет в толстую рогожу. Посадил девочку в мешок и к себе домой поволок. Девочка стала у Лешего жить. Он велел ей за маленьким лешачонком следить. В люльке он лежит. Если его не качать, он всё время кричит.
Вот девочка рядом сидит, качает, люлька скрипит, лешачонок спит.
Прожила девочка у Лешего целое лето. И ей надоело.
Надумала она Лешего обмануть, домой улизнуть. Говорит:
– Слушай, Леший! Отнеси в селение подарки для родителей, а то они будут меня искать, охотников с собаками в лес посылать.
Леший идти не хочет, да девочка просит. Согласился в селение идти. И говорит:
– Смотри, девочка, не убегай из моего дома! А то когтищем заколю и ногами затопчу!
Девочка приготовила мешок для подарков. Вырезала из тростниковой трубочки дудочку. Вставила в неё свою песенку. Принялась лешачонка укачивать:
– Усни, усни, глазок,Усни, усни, другой.Не услышь, не услышь, ушко,Не услышь, не услышь, другое.
Усыпила девочка лешачонка. Вставила ему в рот дудочку.
Лешачонок лежит, сопит, а дудочка поёт: «Ту-ут! Ту-ут!..»
Забралась девочка в мешок. Сверху поставила орехов и грибов коробок.
Леший взвалил мешок с подарками для родителей на спину. Потащил в селение. Прошёл немного и думает: «Не убежала ли из дома девочка?» Вернулся к дому и кричит с порога:
– Девочка в доме сидит, люлечка скрипит, лешачонок спит.
Успокоился Леший, пошёл дальше. По кусточкам идёт, по бугорочкам бредёт. Снова ему тревожная мысль покою не даёт: «Не убежала ли девочка?» Увидел волка и говорит:
– Эй, волк, облезлый хвост! Сбегай под горушку в мою избушку. Узнай, дома ли девочка сидит.
Прибежал волк под горушку в избушку. Скребётся в дверь. Спрашивает:
– Девочка в доме сидит, люлечка скрипит, лешачонок спит.
Леший пошёл дальше. Выбрался из глухой чащи. Из леса к селению пришёл. Сел на бугорок. Думает: «Дай-ка посмотрю, что за подарки несу?» Полез в мешок. А девочка говорит:
– Высоко сижу,Далеко гляжу.Охотники идут,Ружья несут,С ними собаки,Хотят драки.
Услышал Леший про охотников и собак, испугался, растерялся, бросил мешок. Побежал в лесную чащу без оглядки, во все лопатки. Вылезла девочка из мешка, коробок с орехами и грибами взяла и домой пошла.
* * *
Пришёл охотник в лес. Да лес словно вымер весь. Ни зверя, ни птицы охотник не встретил. Весь день ходил, ничего не добыл. Солнце за лес спряталось. Стало темно. До дома идти далеко. Решил охотник в лесу ночевать. Увидел на дереве большое дупло. Забрался в него.
Охотник сидит, из дупла глядит. Вдруг видит, на пеньке сидит дед, как лунь сед. Охотник думает: «Сколько же ему лет?» А тот, словно его мысль угадал, говорит:
– Мне тысяча лет!
Понял охотник: сидит на пеньке не дед, а Леший из леса.
Стал месяц за тучу прятаться. Леший из лыка плеть плетёт. А то остановится, поглядит на небо и приговаривает:
– Месяц – золотые рожки,Выйди на дорожку,Посвети немножко.Я лыко беруИ плеть плету.
Выглянул месяц из-за тучи. Осветил землю. Идёт мимо Кикимора, спрашивает:
– Что, братец, делаешь?
Леший отвечает:
– Плету плеть, чтоб охотника сечь. Плётка охотника коснётся, и он волком обернётся.
Леший сплёл плеть. Встал на копыта. Идёт мимо Шишига, спрашивает:
– Что, братец, делаешь?
Леший отвечает:
– Чую человеческий дух. Буду искать вокруг.
Леший взялся обнюхивать вокруг землю. Испугался охотник, выбрался из дупла, побежал со всех ног из леса. За ним Леший бежит, копытами стучит, плетью о землю хлещет.
Охотник добежал до опушки. Устал. Сел на пенёк отдохнуть. Пенёк зашевелился, охотник с него свалился. Ухватился за него сучок и держит за ремешок. А Леший близко, вот-вот копытами забьёт, плетью засечёт. Вырвался охотник. Встал. Еловая ветка курок зацепила. Ружьё выстрелило. Пуля в ель попала. Полетели с веток шишки да иголки. Лешему еловые шишки тумаков наколотили, иголки глаза засорили, ветки посекли и побили. Испугался Леший, убрался в свой чёрный лес побитый весь. А охотник выбрался на дорогу и домой пошёл.
* * *
Приехал мужик в лес за дровами. Вытащил из-за пояса топор и стал дерево рубить. Услышали стук Леший, Кикимора и Шишига. Леший говорит:
– Ну, мужик, берегись! В болото заведу, в трясине утоплю! Будешь знать, как в моём лесу хозяйничать!
Кикимора говорит:
– Ну, мужик, берегись! Лозиной обовью, хворостиной угощу! Будешь знать, как в моих владениях шуметь-греметь, топором звенеть!
А Шишига говорит:
– Ну, мужик, берегись! Под пенёк затопчу, колодой придавлю! Будешь знать, как моё добро разорять!
Леший к мужику крадётся. Прячется то за осиной, то за елиной. Мужик ударил топором по дереву. Щепка отлетела и Лешему в глаз попала. Выбила ему глаз. Завыл, закричал Леший, по кустам поскакал и в чащобу убежал.
Кикимора крадётся. Прячется – то в ямище, то в овражище. За спиной мужика встала. Вот-вот лозиной ухватит, хворостиной удавит. Мужик топором взмахнул и обухом Кикиморе в лоб попал. Страшным голосом Кикимора завыла, закричала и в болото убежала.
Шишига крадётся, прячется то за пеньком, то за кустом. Мужик ударил топором по стволу, ударил ещё, дерево закачалось и упало. Шишигу придавило.
Так Леший, Кикимора и Шишига не одолели мужика. Положил мужик дрова на воз и домой повёз.
www.xn--80aobchcjq2a.xn--p1ai
ЛЕШИЙ. Славянская мифология
Лесовик, лешак, боровик, леший — в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Живет леший в лесных чащобах, среди деревьев, в еловых или сосновых борах, он — хозяин леса и зверей. Его изображали одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами и копытами. В Ярославской и Вологодской губерниях его представляли непременно с красным кушаком, левая пола кафтана запахнута на правую сторону, а не наоборот, как все люди тогда носили. Обувь перепутана: правый лапоть на левой ноге, левый — на правой. Глаза у лешего зеленые и горят как угли. Лешему приписывались также особые свойства, присущие только ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями, а если выходит для забав, прогулок и шуток на лесные опушки, то становится малой былинкой ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листиком. В лесу леший — полноправный хозяин: все птицы и звери, особенно зайцы, белки, мелкие зверюшки, находятся у него в подчинении и повинуются ему безответно.
Согласно поверьям, лешие не столько вредят людям, сколько проказят, шутят, и в этом очень похожи на своих родичей — домовых. Но проказят они грубо, как это принято у неуклюжих лесных жителей, а шутят зло. Самые обычные проказы и шутки леших заключаются в том, что они «обходят» человека, углубившегося в чащу собирать грибы или ягоды, и либо заводят в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза его такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся долго будет кружить по лесу, возвращаясь каждый раз на одно и то же место.