Приход храма Святого Сергия Радонежского. Крещение древней руси кратко
Краткая история крещения Руси, Причины, Последствия
Крещение Руси
Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)
После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу : « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского)
Причины крещения Руси
Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам
Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера
Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу
Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду
Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина
Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов
Владимир был варягом. Его мало заботили верования народа русского
До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца
Краткая история крещения Руси
882 — Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства Киевская Русь
912-945 — правление Игоря, сына Рюрика
945-969 — правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены
964-972 — Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь
980-1015 — Княжение Владимира Красное Солнышко
980 — Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)
987 — Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры
987 — Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II
988 — Поход Владимира в Крым, осада Корсуни (Херсонеса)
988 — Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне
988 — Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)
989 — Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)
Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года
Последствия крещения Руси
Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество
Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси
Киевская Русь стала полностью централизованным государством
Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом
Православная церковь стала опорой власти
Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига
Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой
chtooznachaet.ru
Крещение Руси князем Владимиром.
Дата крещения Руси.
Крещение Руси (согласно «Повести временных лет») произошло в 988 году (в 6496 году от сотворения мира), в том же году крещение принял и князь Владимир. Однако некоторые историки называют иную дату крещения князя Владимира – 987 год, но официально датой крещения Руси считается именно 988 год.
Крещение Руси кратко.
До середины X века на территории русских княжеств большинство населения считалось язычниками. Славяне верил в вечность и равновесии между двумя высшими началами, которые на нынешний лад больше напоминают «добро» и «зло».
Язычество не позволяло объединить все княжества за счёт единой идеи. Князь Владимир, победив своих братьев в междоусобной войне, принял решение – крестить Русь, что позволило бы идейно объединить все земли.
На самом деле к тому моменту многие славяне уже прониклись Христианством благодаря купцам и воинам, бывавшим на Руси. Оставалось лишь сделать официальный шаг – закрепить религию на государственном уровне.
«В каком году было крещение Руси?», - это очень важный вопрос, который задают в школе, вставляют в различные исторические тесты. Ответ Вы уже знаете – крещение Руси произошло в 988 году нашей эры. Незадолго до крещения Руси принял новую веру Владимир, сделал он это в 988 году в греческом городе Корсунь на полуострове Крым. После возвращения князь Владимир начал внедрять веру по всему государству: были крещены приближенные князя, воины дружины, торговцы и бояре.
Стоит отметить, что Владимир выбирал между православием и католицизмом, но второе направление подразумевало власть церкви над светской жизнью, и выбор был сделан в пользу первого.
Крещение не прошло без эксцессов, так как многие люди считали смену веры предательством богов. В результате чего некоторые обряды утратили смысл, но сохранились в культуре, например, сжигание чучела на Масленицу, некоторые божества стали святыми.
Крещение Руси – это событие, которое повлияло на развитие культуры всех восточных славян.
Похожие статьи
infoogle.ru
Краткая история Крещения Руси | Приход храма Святого Сергия Радонежского
Крещение Руси: как это было
…В 988 году, Великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.
В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.
Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…
Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь Великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.
В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?
Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
Итак, повторим:
1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.
2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?
3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.
4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.
5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».
6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.
8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.
9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.
10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.
11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.
12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице.Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.
13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.
14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.
15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.
16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.
До середины десятого века в Киевской Руси в качестве основной религии выступало язычество. Общая ментальность славян была основана на идее вечности и равнозначности добра и зла. Язычники воспринимали мир только на основе парных противоположных понятий. В качестве основного символа защиты они считали круг. Из этого геометрического знака и пошли такие обереги как кольца, цепи, венки и пр. При этом, славяне имели свой пантеон богов в который входили Мокошь, Даждьбог, Велес, Стрибог, Семаргл и Перун.
Однако, укрепление Киевской Руси требовало принятие единоверия для сплочённости народных (племенных) масс. Подробно о выборе князем Владимиром веры можно прочесть в самой знаменитой древнерусской летописи «Повесть временных лет». Современники утверждают, что великого киевского князя Владимира прежде всего покорило богатство и красота византийских храмов. Однако, необходимо отметить, что к 988 году многие на Руси уже исповедовали христианство, так как тому поспособствовала собственным примером великая княгиня Ольга.
Исторические причины крещения Руси:
Исторические причины принятия христианства на Руси
Христианство способствовало укрепления княжеской власти и объединение разрозненных племен под началом киевского князя
Международная обстановка и принятие большинством западноевропейских государств христианства требовало от киевского князя совершить исторический выбор
Христианство позволило Руси приобщится к развитой культурной среде
Исторические причины крещения Руси
Крещение Руси Владимиром 988г.
При этом, фактической датой крещения Руси историки привыкли считать именно 988 год. В этот год принял христианство великий Владимир Красно Солнышко, после чего, возвратившись в Киев, он запустил процесс христианизации славянского государства. Вначале крещение приняла княжеская дружина, купцы и бояре.
Исследователи отмечают, что массовое крещение Руси киевским князем проходило не всегда гладко. По этой причине процесс христианизации общества был растянут на долгие года. Есть краткие упоминания в некоторых летописях о насильственном крещении народа, а сами языческие обряды проводились ещё не одну сотню лет в тайном порядке.
Последствия Крещения Руси для российского государства
Историческую значимость христианизации Руси для дальнейшего развития государства Киевская Русь довольно сложно переоценить. Ведь после 988 года Русь в качестве христианского государства стала претендовать на высокий статус на европейской арене, что, безусловно, упрочнило связь между самыми влиятельными государствами и Русью. Однако, самым важным последствием, которое и преследовал князь Владимир обращая в христианскую веру Киевскую Русь, было смягчение общественных нравов и сплочение народных масс. Это событие для развития культуры стало эпохальным.
Таким образом, провозглашение Владимиром в качестве государственной религии христианской веры по византийскому образцу считается, пожалуй, самой важной вехой в истории нашей страны.
Причины и значение принятия христианства на Руси
Видео-лекция: краткая история крещения Руси
fox-calculator.ru
§ 23. Крещение Руси и его значение
Начало правления Владимира Святославича. Защита Руси от кочевников.
После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир, правивший до того в Новгороде.
Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси. Народные воспоминания об этих событиях легли в основу о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями — Польшей, литовскими племенами.
Крещение Руси.
Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси.
Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христианство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вреден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.
Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли :о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства. Он остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.
В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси.
Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением языческих обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало одной из основ жизни русского общества.
Русская православная церковь.
С Крещением па Русь пришла церковная организация. Правда, ее первоначальная история малоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богоматери в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром сразу после крещения. Он получил название Деся- тинной церкви, поскольку князь распорядился давать для его со-
- Держания десятую часть своих доходов.
Известно, что только в 1037 г. в Киеве появился митрополит Лги, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель (епархий), а тем — местные кие священники.
Большую роль стали играть монастыри. Самым известным из них был Киева-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.
монахами Антонием и Феодосией. Монастыри быстро стали центрами распространения грамотности, при них, как и при крупных храмах, создавались летописи, открывались больницы, богадельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель.
С Крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамотными священниками вела к развитию образования. Первые школы открылись в Киеве при князе Владимире. Все шире распространялась на Руси письменность, созданная для славян в IX в. просветителями Кириллом и Мефодием. Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Все более тесные связи устанавливались между Русью и Византией — самым культурным государством тогдашнего христианского мира.
studfiles.net
Крещение Руси (часть 3): Краткий экскурс в древнейшую историю славян
Крещение Руси летописно привязано к 988 году, хотя сам процесс носил продолжительный и сложный характер, поскольку христианство пришло не на пустое место, а в какую-то сложившуюся в течение многих веков систему отношений. Почему оно смогло укорениться на новой почве, а старая система отношений — ушла в прошлое? Ведь единобожие было известно славянам и до христианства: существовал культ единого Бога — Рода. Однако наряду с этим были и другие верования подобно тому, как сегодня есть множество различных сект от больших доминирующих в государстве до мелких малоизвестных.
Почему же именно христианство укоренилось на Руси? Гражданская война или так называемые «княжеские междоусобицы» начались по причине прихода христианства или противоречия назревали и до крещения? Что было их причиной? Мы считаем, что главная причина принятия христианства — это неспособность волхвов вовремя разработать концепцию глобальной значимости и сделать доступными для всех людей на Земле принципы справедливой этики, которая начала складываться на Руси. Как следствие волхвы были вписаны в западную концепцию управления и, не сумев предъявить обществу альтернативу, сошли с арены под воздействием более эффективной концепции, хотя и с порочной этикой. Князья и бояре оказавшись на вершине власти автоматически и не будучи концептуально властными, не понимая сути происходящего, тем не менее стали искать идеологические подпорки и нашли их в христианском вероучении. Отчасти мы эти процессы рассмотрели в предыдущих статьях о крещении Руси http://inance.ru/2015/06/kreschenie-01/ и http://inance.ru/2015/06/kreschenie-02/.
Прародину славян в расцвет бронзового века (в середине II тысячелетия до нашей эры) следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяжённостью с севера на юг около 400 километров, а с запада на восток около полутора тысяч километров располагалась так: её западная половина подпиралась с юга европейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на севере доходила почти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные границы менее ясны: тшинецкая культура здесь охватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма.
Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Орудия труда — топоры, ножи, серпы — делались ещё из камня. Бронза применялась главным образом для украшений, а из хозяйственного инвентаря только для долот, нужных в деревянном строительстве.
Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ: телам умерших придавали позу эмбриона, как бы подготавливая покойника ко второму рождению. Социальные различия не прослеживаются, то есть расслоения не было, как не было и рабства.
Наиболее богатым районом (его иногда выделяют в особую, комаровскую, культуру) были земли в Прикарпатье, где имелись залежи соли, высоко ценившейся в первобытную эпоху. Археологические памятники тшинецко-комаровской культуры образуют несколько отдельных скоплений, которые, возможно, являлись землями союзов соседствующих друг с другом славянских племён.
Ещё до появления скифов-иранцев в степях Восточной Европы здесь, на краю степи, в удобной для земледелия лесостепной зоне, защищенной от степняков островами лесных массивов, на старой территории тшинецкой праславянской культуры, местное славянское население прогрессивно развивается. На рубеже II—I тысячелетий до нашей эры они уже знали плужное земледелие, резко поднявшее всю систему хозяйства и позволившее к VI—V векам до нашей эры перейти к систематическому экспорту хлеба в Грецию через черноморский порт Ольвию, который греки называли торжищем борисфенитов (днепрян). Систематичность экспорта может говорить и о единстве экономической, а значит и политической жизни на этом пространстве.
Археологическим соответствием среднеднепровскому славянству в эпоху этого подъёма является так называемая чернолесская культура рубежа бронзового и железного веков. Её славянский характер непреложно следует из работ известного советского лингвиста О. Н. Трубачева: составленная Трубачевым карта архаичных славянских названий рек во всех деталях совпадает с областью чернолесской культуры.
Вторым и чрезвычайно важным элементом прогресса было открытие железа. Если в бронзовом веке племена, не располагавшие залежами меди и олова, вынуждены были привозить металл издалека, то с открытием железа они необычайно обогатились, так как тогда использовалась болотная и озёрная руда, имевшаяся в изобилии во всех славянских землях с их многочисленными болотами, речками и озёрами. По существу, славяне перешли в железный век из каменного.
Перелом был весьма значителен. Он отразился и в древнем славянском эпосе о богатырях-кузнецах, кующих гигантский плуг в 40 пудов и побеждающих зловредного Змея, нападающего на славян. Под эпическим образом Змея подразумевались кочевники-киммерийцы X—VIII веков до нашей эры, нападавшие на славянские области Среднего Поднепровья. Киммерийцы были воинственными племенами, наводившими страх на различные народы и государства от Ближнего Востока до низовий Дуная. Обороняясь от них, славяне приобщились к событиям мировой истории. Вплоть до наших дней по берегам рек, впадающих в Днепр, сохранились как остатки древних огромных крепостей предскифского времени, в которых славяне могли оборониться во время наездов киммерийского «Змея», так и остатки древних валов, носящих до сих пор примечательное название «Змиевы валы» (Б.А. Рыбаков. Рождение Руси http://www.lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt_with-big-pictures.html#).
Господствующие представления о всеобщей дикости, племенной раздробленности, якобы царивших на Руси в эти времена сформированы церковниками и «варягами» послепетровских времён — академиками-иностранцами, не всегда умевшими хотя бы читать по-русски (а тем более — по-древнерусски), чьи чувства были глухи к жизни народов России. Против «варяжских» воззрений на древнюю Русь возражал ещё М.В.Ломоносов. Но наиболее убедительно они опровергаются археологией: Змиевы валы́, тянущиеся по югу нынешней Украины, — их неоспоримое опровержение. 12 мая 2004 года по Первому каналу российского ТВ был показан документальный фильм о Змиевых валах «Славянские пирамиды». Фильм доступен в Интернете, в частности по ссылке: http://video.yandex.ru/users/arni-raj/view/701/.
Датируют валы как правило с 3 века до н.э. по 7 век н.э. Они могли достраиваться и возникать вновь во всё то долгое время, когда пахарям приходилось обороняться от степняков-кочевников и в глубокой древности, и в средние века, но даже официальная версия относит их строительство ко временам начала нашей эры, задолго до «призвания варягов» и крещения.
Создание и эксплуатация стратегической фортификационной системы протяжённостью в тысячу километров с глубиной эшелонированной обороны до 200 км в условиях дикости и племенной раздробленности невозможно.
Это требует высокой культуры, эффективной и быстродействующей организации, охватывающей население огромной территории, что просто невозможно без единой государственности.
К рубежу нашей эры сарматы свирепствовали на всем тысячевёрстном пространстве причерноморских степей. Возможно, что сарматские набеги и увод в плен земледельческого населения стимулировались Римской империей, которая в своем широчайшем завоевательном размахе (от Шотландии до Месопотамии) нуждалась в огромных контингентах рабов для самых разнообразных целей — от пахарей до гребцов во флоте.
«Женоуправляемые» сарматы, прозванные так из-за сильных пережитков матриархата у сарматской знати, тоже оставили свой след в славянском фольклоре, как и киммерийцы: в волшебных сказках сохранились повествования о Змеихе, о змеиных женах и сёстрах, о Бабе Яге, жившей не в лесной избушке на курьих ножках, а в подземелье близ моря, в знойной приморской стране враждебного «Девичьего царства», где отрубленные «русские головушки торчат на тычинушках».
О Змие и календаре
Есть мнения, что образ Змея более древний и берёт своё начало из противостояния народов Древнейшей Руси и Древнейшего Китая, где Дракон — древний символ страны. Когда-то давно в древности противостояние закончилось заключением мирного договора, от которого и стали считать лета новой, мирной эры.
Указом Петра I старый календарь был отменён. 20 (30) декабря 7208 года от сотворения мира (с момента заключения мира между Русью и тогдашним Китаем) был выпущен царский указ «О праздновании Новаго года», который объявлял о введении летоисчисления от Рождества Христова и предписывал всем впредь использовать новый календарь и считать этот год 1700, как то имело место в Европе (http://www.bibliotekar.ru/calendar/29.htm). Таким образом введение нового календаря «обрезало» нашу историю на добрых 5000 лет. Некоторые всё же помнят. Так в Поморье в 2006 году отмечали Новый 7515 год от сотворения мира (http://www.vesti.ru/doc.html?id=85674), да и 14 сентября наступит Новый 7524 год (https://ru.wikipedia.org/wiki/2015_%D0%B3%D0%BE%D0%B4).
Сарматский натиск, продолжавшийся несколько столетий, привёл к упадку славянских земель и к уходу населения из лесостепи на север, в лесную зону. Здесь, в густых лесах, защищенных от вторжений непроходимыми пространствами болот, начинают возникать новые славянские центры, оставившие многосотенные кладбища, где захоронения совершены по обряду сожжения, подробно описанному Нестором.
Сразу за широкой полосой припятских и нижне-деснинских болот, севернее их, в полной недоступности от сарматского юга в земле древних невров мы видим большие новопостроенные крепости (вроде Горошкова на Днепре, между устьями Сожа и Березины), которые могли быть центрами дреговичей — «болотников» («дрыгва» — болото).
К первым векам нашей эры относятся наиболее ранние сведения античных авторов о славянах-венедах. К сожалению, они очень мало дают нам сведений о восточных славянах, заслонённых от взгляда античных писателей сарматами, дошедшими уже до Среднего Дуная, и лесами, в которые попрятались славяне, расселившиеся из пределов древней прародины.
Новый и очень яркий период в истории славянства связан как с постепенным преодолением результатов сарматских наездов, так и с новыми событиями европейской истории в первые века нашей эры. Многое в истории Старого Света связано в это время с возрастающим могуществом Римской империи. Рим оказал сильное влияние на германское население и часть западных славян на Рейне, Эльбе и Одере. Римские легионы овладели греческими городами в Северном Причерноморье и использовали их как рынки закупки местного хлеба и рыбы.
Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы при императоре Марке Ульпии Траяне (98—117 годы нашей эры), когда римляне покорили всю Дакию и заставили её население говорить на «ромейском», латинском языке. Империя стала непосредственной соседкой славянских земель, где благодаря такому соседству вновь активно развилось экспортное земледелие, и притом в крупных масштабах.
О размахе славянского экспорта II—IV веков мы можем судить, во-первых, по огромному количеству кладов римских монет в земледельческой славянской лесостепи. Приток римского серебра резко возрос именно при Траяне, и высокий уровень держался на протяжении нескольких веков. Недаром автор «Слова о полку Игореве», упоминая далекие времена благоденствия, назвал «века Трояновы»…
В «трояновы века» славяне Среднего Поднепровья (северная лесостепная половина так называемой черняховской археологической культуры) пережили новый и весьма ощутимый подъём. Развилось ремесло, появился гончарный круг, домницы для варки железа, ротационные жернова. Славянская знать широко пользовалась импортными предметами роскоши: лакированной столовой посудой, украшениями, различными предметами быта. Возрождалась ситуация, близкая к той, которая существовала до сарматского нашествия, в эпоху расцвета соседней скифской державы.
Одним из торговых центров на Днепре было место будущего Киева.
В связи с экспортным земледелием наладились вновь пути на юг, к Чёрному морю. Римские дорожные карты упоминают венедов в низовьях Дуная, а в середине III века часто упоминаются и военные морские походы, в которых наряду с готами (южная приморская часть черняховской культуры) участвуют и какие-то «скифы», в которых, по всей вероятности, следует видеть юго-восточную часть славянства.
Следует отметить, что уже в II—IV веках, до нашествия гуннов (около 375 года), у южной части восточных славян, занимавшей те же самые плодородные лесостепные пространства, где были в свое время расположены «царства» сколотов-земледельцев, можно говорить о наличии государственности. В пользу этого говорит и богатство славянской знати, основывавшееся на экспортном земледелии, и появление «огнищ» — больших домов для челяди, и неукреплённость сёл при наличии общегосударственной оборонительной линии, и начало дружинных походов далеко за пределы своей земли (Б.А. Рыбаков. Рождение Руси http://www.lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt_with-big-pictures.html#).
Необходимо отметить несколько особенностей, из которых сформировалась русская самобытность.
Одна из особенностей, обеспечившая своеобразное цивилизационное развитие России, это то, что в древние времена и по сей день на территории России очень высокая продуктивность биоценозов в природе. И когда формировались основы русского характера (а это ещё докрещенские времена) — на территории Руси-России не было ни рабовладения, ни внутренних войн, по той причине, что всего было достаточно и незачем было ходить на друг друга войной. Зачем что-то брать у других, когда это всё и так есть у тебя: лес, птица, рыба, земля и т.д.? Тогда затраты на походы были бы больше, чем отдача от них.
Ещё одна особенность — это общинный характер проживания. В качестве примера можно сравнить Индию, где очень жёсткая кастовая система. На Руси же был общинный характер: каждый выполнял определённую функцию в общине и получал равную долю. Тем самым община позитивно развивалась и общинники были заинтересованы в том, чтобы каждый по своим способностям занимал своё место. Если у человека были способности руководству — ему предлагалось занять руководящее место, если способности были к воинскому ремеслу — воином, если тяга к аграрной сфере — землепашцем, и естественное явление, что самые мудрые, опытные и старшие приходили на руководящие места.
Крестьянская община была системообразующим фактором в жизни нашего государства и права. Этот уникальный, к сожалению, почти забытый институт дал истории России образцы сбалансированного, устойчивого мироустройства. Отвернувшись от своего исторического прошлого, Россия пытается реализовать заимствованные извне программы местного самоуправления, гражданского общества. Но если эти теории, будучи выработанными зарубежными интеллектуальными силами для зарубежных же условий, отказываются приносить положительные плоды на почве нашего государства, то управленческая элита только выражает недоумение по поводу неготовности общества жить «цивилизованно». Не заимствование чужих форм, а знание собственной истории и умение делать из неё правильные выводы – вот что необходимо современной России (И.Н. Васев — Русская крестьянская община как альтернатива концепции гражданского общества http://izvestia.asu.ru/2011/2-2/jurs/TheNewsOfASU-2011-2-2-jurs-03.pdf).
Наконец, ещё одним фактором, обеспечивающих единство цивилизации является русский язык. Русский язык — это то, что очень сильно влияет на мировоззрение русского человека. Многие термины, которые приходят в русский язык — в общем-то не ломают, но обогащают его. В качестве примера: в 90-х из английского языка пришло слово «cash», русский язык его быстро переварил и превратил в слово «каша» — «навар», и таких примеров много.
К началу новой эры можно точно говорить о единстве языкового пространства русов, а скорее всего оно сложилось много ранее. Ведь для того, чтобы сложился тот же достаточно простой иранский язык потребовалось почти 5000 лет, а значит более сложный русский язык должен был складываться от 7 до 10 тысяч лет. А ведь уже к границе III—II тысячелетия до нашей эры славяне понимали друг друга на огромной территории.
Особенность и отличие русского языка в том, что на огромной территории он единообразен, даже если где-то на Вологде «окают», а в Москве «акают», то всё равно люди будут друг друга понимать. Именно единообразный язык позволял эффективно сосуществовать людям на огромной территории.
Кадр из фильма «Russland. Россия — царство тигров, медведей и вулканов» /800/600/http/newyouthpolicy.org/images/ARTDLYASTATEJ/140818-rkg/140818-russland.png
Всё, что написано в настоящей статье противоречит механико-материалистическим представлениям о предыстории Руси и жизни славян в доисторический период, свойственным традиционной науке, привнесённой в культуру России из Европы, начиная с эпохи царствования Петра I.
Но и многое из написанного не согласуется с тем, что пропагандируют в последние годы те, кто убеждён в том, что предки современных индоеврпейцев, включая всех славян и так называемых «этнических русских», после завершения глобальной геофизической катастрофы и глобального изменения климата (происшедших примерно 13 000 лет тому назад) вышли со своей арктической, ныне погибшей Родины, и направились на юг, осуществляя цивилизаторскую миссию в отношении живших в полосе их миграции родоплеменных и древних этнических групп, которые стояли на более низкой ступени развития культуры.
Оспаривать эту версию предыстории человечества и индоевропейских народов было бы глупо именно в силу того, что многие памятники археологии и повествования дошедших из древности легенд и мифов не могут быть интерпретированы в согласии друг с другом и географией в предположении, что исхода древних ариев из Арктиды не было. В частности в индийских Ведах, некоторые места просто бессмысленны, если придерживаться версии истории, согласно которой Веды возникли на территории современной Индии, поскольку они повествуют о тех природных явлениях, которые имеют место только в приполярных областях (полгода день — полгода ночь, северные сияния и т.п.), в которых во времена создания Вед был иной климат, позволявший людям жить, а не выживать, и иная конфигурация массивов суши.
Действительно все славянские языки, включая русский, принадлежат к одной языковой группе и родственны санскриту. Реконструкция верований и обрядности древних славян и индийцев, анализ многих традиций, уходящих корнями в доисторическую древность, показывает их общность. Но есть одно важное и принципиальное различие:
Кастовая система в Индии существует издревле, и она прописана в Ведах, и есть писатели, которые утверждают, что она была принесена в Индию ариями, т.е. вынесена ими из погибшей Арктиды;
Культура же доисторической Руси, при всей общности верований и ритуалов с ведическими, на каком-то этапе своего развития в доисторическую эпоху перестала быть кастовой.
Главный показатель этого состоит в том, что древнерусское жречество жило в самом народе и воспроизводилось в преемственности поколений не на замкнуто-клановой основе, а на общенародной; оно не обособилось от народа ни в организационных формах профессионально орденской корпорации знахарей, посвящённых в таимые от прочих знания и навыки; ни в формах особого сословия «духовных», подобно тому, как обособились в корпорации (друиды и шаманы) и в наследственные сословия (брахманы, левиты, попы в России в допетровскую эпоху).
Калики перехожие, волхвы в древней Руси — социально-функционально — жречество, и, как свидетельствуют былины и летописи, описывая события эпохи становления в конце первого тысячелетия «элитарной» государственности на Руси, они не были обособленной от общества социальной группой в этот период начала кризиса Руси изначальной.
И это — главное качество Русской цивилизации, которое во многом аналогично кораническому утверждению:
Бог лучше знает, где помещать своё посольство (Коран, 6:124).
Это к ответу на вопрос: Почему мусульмане и русские в одном государстве жили мирно и слажено на протяжении веков? Также полезно обратить внимание на то обстоятельство, что ниспослание Корана (VII в. н.э.) имело место именного тогда, когда Русь изначальная подходила в своём культурном развитии к началу кризисной эпохи, либо кризисная эпоха только-только начиналась.
Волхвы были жрецами (от слова жизнеречение) Древней Руси, поскольку осуществляли заблаговременное выявление новых факторов среды, целеполагание и разработку работоспособной концепции воплощения этих целей в жизнь, задавая некую философскую общую несущую частоту в обществе на основе общего всем вероучения. Волхвы, жившие среди народа, осуществляли свою власть по принципам, наиболее точно изложенным Александром Сергеевичем Пушкиным в «Песне о Вещем Олеге»:
Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.
Их органической частью и периферией были распространители общего вероучения — разнообразные скоморохи, сказители, гусляры, создававшие и древнерусский эпос, былины, предания, сказания и сказки.
Доступ в жреческое сословие был открыт для всех представителей общества — не было клановой замкнутости, как это имело место в то же время, в Индии, Японии или ранее в Египте и любой человек при желании мог стать жрецом. Волхвы наблюдали за детьми, отбирая для обучения наиболее способных именно к этому виду деятельности — предсказыванию будущего и возможных последствий тех или иных управленческих решений.
Иными словами, способности людей к выявлению и решению общественных проблем даются независимо от клановой или классовой принадлежности к некой социальной «элите». В силу этого, общество развивается тем более гармонично и бескризисно, чем более открыты возможности разным людям к вхождению управление обществом.
Функция жречества — это в первую очередь выявление тенденций, течение которых может привести к некоторым проблемам, либо разрешить существующие проблемы. Это — предуказательная функция (предикция). И чтобы управлять жизнью как своей личной, так и обществом в целом, необходимо выявлять как проблемы, так и процессы, тенденции, которые с одной стороны — привели к этим проблемам, и с другой — могут привести к проблемам в будущем.
Иными словами, если субъект не распознаёт некий важный процесс, с которым он сталкивается, то он имеет шансы потерпеть крах в своей деятельности, потому как процесс, который он не учёл, тем не менее реализовался. Как в своё время верно заметил Паскаль:
Предвидеть — значит управлять.
В прошлом процесс глобализации был для многих не очевиден, и соответственно, те, кто не учитывали этот процесс, вписались в планы тех, кто понимал, что такое глобализация и как ею управлять. Впервые процесс глобализации был открыт в Древнем Египте. Там впервые один из жрецов заметил, что информационно-финансовые центры древнего мира укрупняются, вбирая в себя всё больше связей и проходящих через них путей следования товаров, исходя из чего сделал вывод о том, что в будущем человечество неизбежно объединиться.
Это было поразительным открытием для того времени, но более поразительным было другое открытие, сделанное может и тем же жрецом, может и коллективом жрецов Египта — они открыли, что можно управлять глобализацией, то есть можно выбрать субъективную концепцию, в соответствии с которой можно будет объединить человечество. Так, пройдя первые этапы полной функции жречество Древнего Египта впоследствии разработало первую концепцию глобализации человечества, которую мы знаем под названием Библия. Поскольку они были первыми, то они получили существенное преимущество перед теми, кто не осознавал ни глобализации, ни того, что ею можно управлять. Жреческие центры древнего мира выполняли полную функцию управления по отношению к локальным территориям своих региональных цивилизаций, а египетские жрецы осуществили управление по полной функции в отношении всего человечества, автоматически вписав таким образом все прочие региональные концепции управления в свою. Именно поэтому многие региональные цивилизации в прошлом и многие страны в настоящее время лишились своей управленческой верхушки — они не смогли выйти на уровень глобальной ответственности, не смогли преобразить свои местячковые концепции управления в глобальные концепции управления глобализацией в целом. Именно эта катастрофа постигла и жрецов Древней Руси по каким-то причинам не пожелавшим взять на себя глобальную ответственность за судьбу всего мира.
Если смотреть на крещение Руси из Византии, как представительницы библейской (западной) цивилизации, то она безуспешно на протяжении нескольких веков стремилась подчинить себе идеологически «северных варваров», поскольку устала с ними воевать. Но к крещению Русь привели не столько усилия Византии, сколько обострение кризиса её собственной жреческой власти.
Во времена посещения Руси в I веке апостолом Христа Андреем Первозванным жреческая власть была дееспособна, и потому он не стал крестителем Руси, хотя и запомнился русичам. Но неадекватно прореагировав на свидетельства Андрея Первозванного, принёсшего жрецам по сути весть о наличии в мире концепции глобального уровня, жреческая власть ступила на путь медленной деградации, в попытках как-то адаптироваться к первой концепции глобализации, в то время по большей части изложенной в книгах и законах для иудеев, вследствие чего к концу первого тысячелетия утратила дееспособность. Княжеско-боярская корпорация (в период до становления государственности она была профессиональной корпорацией управленцев и играла роль общецивилизационной законодательно-исполнительно-судебной власти, подчинённой слову жречества), осознав недееспособность жречества, стала искать идейного руководства за рубежом и нашла его в лице византийской церкви. В результате состоялось крещение Руси Владимиром, чем были удовлетворены интересы и Византии, и княжеско-боярской корпорации Руси.
Культур компактно-общинного проживания в доисторической и раннеисторической древности было много. Но русская культура — если не единственная, то одна из немногих, в которой жречество не обособилось от остального народа ни корпоративно, ни сословно. По отношению к этому факту, все прочие обстоятельства носят подчинённый или сопутствующий характер (т.е. имеют чисто формальное значение), если соотноситься с полной функцией управления по отношению к обществу. Именно это обстоятельство в конечном итоге, после сильнейшего мировоззренческого кризиса позволило и Пушкину описать принципы жреческой власти в «Песни о Вещем Олеге», и Русской цивилизации не только сохраниться, но и разработать альтернативу библейскому проекту глобализации, открыв явление концептуальной власти в обществе.
Власть — это реализуемая на практике способность управлять.
Общепринято, что власть делиться на три независимые ветви. Так и в Российской Федерации власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти считаются самостоятельными. (Статья 10. Конституция Российской Федерации), хотя в их деятельности соучаствуют не марсиане, венерианцы и меркурианцы, а вполне себе земные люди, из одного общества, которое даже на замкнутые касты не разделено, ну разве что денег у одних больше чем у других и знаний в некоторых случаях. Такого рода деление было и у древних славян: кто-то больше работал с законодательством — некими общими писанными и неписанными законами, по которым жило любое достаточно крупное общество, кто-то, чаще всего князья и их дружины, выполняли роль исполнительной и судебной власти и во многом эти функции пересекались и выполнялись одними и теми же людьми. То есть, даже опираясь на здравый смысл — принятое сегодня разделение властей не совсем отражает действительность как прошлую так и нынешнюю, поскольку они не могут быть полностью независимыми друг от друга, поэтому зададимся вопросом — а что их объединяет и что не учитывает сегодняшняя политология?Реальная власть — это не то, что написано на каких-то бумажках, а, это реализуемая на практике способность привести объект управления (процесс) к желаемому состоянию. А любое управление всегда осуществляется по полной функции управления.
Если соотноситься с полной функцией управления, то законодательная, исполнительная, судебная власти работают на этапах с 5 по 7, однако не осуществляют ни целеполагания в отношении общества, ни выработки концепции достижения поставленных целей, хотя многие законодательные документы носят названия «концепция развития», «стратегия» и т.п..
В Древней Руси законодательные функции исполняли во многом знатные рода, названные впоследствии боярами или сходы людей — вече, как это имело место в Новгороде (но стоит помнить, что вече прислушивается к мнениям, уважаемых в обществе людей), а князь и его дружина выполняли исполнительные и судебные функции по большей части. Но есть в обществе и то, что связывает воедино всю эту разнородную деятельность, поскольку существует пятый вид власти — концептуальная власть, которую осуществляли волхвы — жрецы Руси Изначальной.
Войти в концептуальную властность можно только научившись её осуществлять, а не попав в какие-то структуры или институты. Она автократична (самовластна) и является высшим уровнем иерархии власти в обществе, поскольку:
Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания — на того, кто понимает больше.
Концептуальная власть — это власть над обществом концепции как совокупности идей, выражающих цели жизни общества, пути и средства их достижения, носителями которых (как осознанно, так и бессознательно) является само общество, безотносительно к тому:
есть в обществе концептуально властные люди, какова их доля в его составе и какие концепции они развивают и поддерживают;
либо же общество составляют концептуально безвластные заложники тех или иных концепций.
Но также — это власть власть людей, способных:
к выявлению проблем и целеполаганию в отношении них;
к выработке концепции достижения намеченных целей;
к внедрению концепции в процесс управления жизнью общества.
В первом значении — это власть конкретных людей, чьи личностные качества позволяют увидеть возможности, избрать цели, найти и выработать пути и средства достижения избранных ими по их произволу целей. А потом — внедрить всё это в алгоритмику коллективной психики общества, а также и в устройство государственности. То есть это власть людей осуществляющих 1—4 этапы полной функции управления в обществе.
Если люди необходимыми для концептуального властвования личностными качествами не обладают, то они концептуально безвластны — они заложники концептуальной власти в обоих значениях этого термина. Именно по этой причине в обществе концептуально безвластных людей невозможны ни демократия, ни права человека.
Идеологическая власть представлена людьми, которые доносят концепцию управления до общества в понятных обществу образах. Идеологическая власть — концептуально безвластна, поскольку она только приспосабливает концепцию к конкретике общественной жизни и не способна к разработке самой концепции жизни общества.
Законодательная власть подводит под концепцию строгие юридические формы.Всякое законодательство создаётся под определённую концепцию, порождаемую и проводимую в жизнь носителями концептуальной власти. Соответственно в законодательство любого общества можно выделить следующие составляющие:
обеспечение нормального управления по господствующей над обществом концепции;
разрешение конфликтов частных управлений в пределах господствующей концепции;
защита управления по господствующей концепции от проявлений в этом обществе концепций, не совместимых с господствующей;
«юридические шумы» — управленчески бессмысленные законы, которые в зависимости от обстоятельств могут быть как полезными, так и вредными для общества, а большей частью служат для прокорма юристов на основе принципа «закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло».
Исполнительная власть проводит концепцию в жизнь структурно (например, в виде прямых указаний кому и что делать, вспомните «майские указы») и бесструктурно (например, безадресной раздачей грантов, которые даются тем, кто подходит под определённые критерии), опираясь на общественные традиции и законодательство.
Следственно-судебная власть — следит за соблюдением «законности» в жизни общества.
Самостоятельной из всех 5 видов власти является только концептуальная. Остальные виды власти самостоятельными не являются по причине того, что управление в них ведётся не по полной функции управления, то есть отсутствуют первые 2 (а возможно и 3) пункта ПФУ. То есть все виды власти объединены единой концепцией.
Концепция — это замысел устройства жизни общества в целом, и, соответственно, жизнь формируют те, кто формируют такую концепцию.
Путь деградации жреческой власти Руси хорошо прослеживается через видоизменение вероучения, господствовавшего в те времена. Источников, сохранивших представления о верованиях древних славян в докрещенскую эпоху найдено мало, поскольку в период гражданской войны русов, называемой в учебниках «княжескими междоусобицами» многие архивы и памятники культуры прошлого были уничтожены апологетами новой идеологии, однако что-то сохранилось в хрониках наших соседей, в былинах и сказаниях русов. И в следующей статье мы разберём то, как изменялись верования русов в период с начала нашей эры, до 988 года и какие следы они оставили после Крещения.
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Б.А. Рыбаков. Рождение Руси http://www.lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt_with-big-pictures.html#
inance.ru
Крещение Руси: как это было
Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.
В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.
В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.
Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…
Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.
В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?
Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.
2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?
3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.
4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.
5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».
6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.
8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.
9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.
10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.
11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.
12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.
13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.
14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.
15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.
16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.
Рисунки Екатерины Гавриловой
На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины