История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Банковский промысел древнего востока


Анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока

Содержание Характеристика экономического положения Древнего Востока Анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока Заключение Список используемой литературы

Характеристика экономического положения Древнего Востока При изучении истории древнего Востока необходимо постоянно учитывать, что экономический строй раннерабовладельческого общества имеет свою особую, соответствующую ему надстройку, т. е. «политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения». В связи с этим важнейшей задачей историка является определить характерные черты как экономического строя, так и соответствующей ему надстройки в период образования и развития древневосточных рабовладельческих государств. Несомненно, что общественный строй древневосточных народов был более развит, чем первобытно-общинный. «Рабовладельческий строй в условиях разлагающегося первобытно-общинного строя есть вполне понятное и закономерное явление, так как он означает шаг вперед в сравнении с первобытно-общинным строем». На древнем Востоке возникает первое деление общества на классы рабовладельцев и рабов и своеобразное деспотическое государство, чего ещё не знала первобытно-общинная эпоха. Однако прогрессивное развитие древневосточного общества происходило крайне медленно. Несмотря на возникновение товарного производства, которое «существовало при рабовладельческом строе и обслуживало его», и на появление примитивной, главным образом меновой, торговли, ведущую роль в древневосточных рабовладельческих государствах играет натуральное хозяйство. Наряду с первым появлением организованных форм использования труда рабов в больших рабовладельческих хозяйствах на древнем Востоке сохраняются формы домашнего рабства. Несмотря на наличие органов центральной власти в виде сложного и разветвлённого аппарата чиновничества, на Востоке всё ещё сохраняют своё значение древние формы общинного быта. Значительная часть земель фактически принадлежала общинами, как указывал Энгельс, «восточный деспотизм был основан на общинном землевладении». Концентрации всего земельного фонда в руках государства, во главе которого стоял обоготворявшийся деспот, которого Маркс называл «высшим» или «связующим единством», не противоречило то обстоятельство, что земля фактически находилась в руках общин и обрабатывалась в значительной степени руками свободных общинников. Этому, по мнению Маркса, «нисколько не противоречит, что, как в большинстве основных азиатских форм, связующее единство, возвышающееся над всеми этими мелкими коллективами, выступает как высший собственник или единственный собственник, в силу чего действительные общины выступают лишь как наследственные владельцы... Связующее единство, реализованное в деспоте как отце этого множества коллективов, наделяет отдельного человека через посредство той общины, к которой он принадлежит. Прибавочный продукт, который, впрочем, определяется законодательно как следствие действительного присвоения посредством труда, принадлежит поэтому, само собой разумеется, этому высшему единству. Поэтому в условиях восточного деспотизма и юридически кажущегося отсутствия при нем собственности, на деле в качестве его основы существует эта племенная или общинная собственность, порожденная по большей части сочетанием промышленности с сельским хозяйством в рамках мелкой общины». Всё это обусловливает крайнюю медленность и сравнительную застойность в развитии хозяйства, общественного строя и культуры древневосточных народов в целом. Это находит своё отражение в том, что религия господствует над сознанием людей древневосточного мира. Первые зачатки науки возникают чрезвычайно медленно. Китай. Общинники были обязаны служить в армии. Быстро укрепилась родовая собственность на землю, что привело к созданию семейной собственности на землю. Мелкие чиновники стали получать от крупных сановников землю в аренду, что заменяло для них государственную заработную плату. Земля также стала даваться в подарок военнослужащим за военную службу. Постоянно усложнялась система орошения в виде каналов, протоков, рвов. Рабы теперь использовались в земледелии и скотоводстве. К концу I в. до н.э. многие земледельцы настолько обеднели, что не могли купить дорогие железные изделия. Рост налогов ускорил массовое разорение земледельцев. Начались массовые восстания бедных людей. Численность населения достигла 20 млн человек. С 206 г. до н.э. установилась династия Хань. Была введена новая пониженная ставка земельного налога – 5% от урожая, а позже она была еще снижена до 3,5% от урожая. Впервые введены подворный и подушный налоги, которыми облагалось все население с 15 до 56 лет. К середине II в. до н.э. началось взимание подушного налога с детей с 7 до 14 лет. С 155 г. до н.э. рабочую и военную повинность регулярно отбывали все мужчины в возрасте с 20 до 56 лет. Военную и рабочую повинность можно было заменить денежным взносом, и позже военная повинность была заменена денежным налогом. Часто с населения собирали чрезвычайные сборы. Из-за этого стало сокращаться число свободных землевладельцев. Для улучшения сбора налогов было приказано выбрать из каждой общины трех надежных людей в возрасте свыше 50 лет, на которых возложили финансовые и полицейские функции. С 205 г. до н.э. С 205 г. до н.э. действовал закон, разрешавший продажу свободных людей в рабство. За долги крестьян разрешалось продавать в рабство детей и внуков. Купцы были обложены тяжелыми налогами, им сначала было запрещено занимать государственные должности. Но с 123 г. до н.э. эти ограничения для богатых людей были отменены. Можно было свободно покупать титулы, звания и государственные должности. Растущие расходы государства на армию и войны, строительство крепостей и военных дорог вызвали в конце II – начале I вв. до н.э. рост подушного налога на 50% и сбор его с 15 до 80 лет. Подушный налог с детей стал взиматься с 3 до 14 лет в увеличенном размере. Чиновники требовали с населения больших сумм налога, чем полагалось по закону. Было введено обложение налогом повозок, верховых лошадей, лодок, домашнего скота и птицы. Косвенные налоги росли из-за сохранения государственной монополи на железо, соль, вино и производство монет. Это также вызвало массовое разорение ремесленников и землевладельцев. В 48-33 гг. до н.э. были уменьшены основные налоги, подушный налог на детей стали платить не с 3, а с 7 лет. Но эти меры запоздали. В конце I в. до н.э. начались массовые восстания. Такая финансовая политика сократила доходы государства и ослабила государственную власть. Индия. Торговля велась в основном предметами роскоши – дорогими тканями, драгоценными камнями, украшениями, пряностями и благовониями. Массовым товаром была соль. Развивалась морская торговля с Междуречьем и Египтом, Цейлоном и Юго-Восточной Азией. По сухопутной дороге шли торговые перевозки в Иран и Среднюю Азию. Внутри империи Маурьев торговля была под строгим контролем. Чиновники следили за весами и мерами и за порядком на рынке. За обман и мошенничество торговцы подвергались денежным штрафам. Появились царские монополии на торговлю горнорудной продукцией, солью и спиртными напитками. Возникла торговля Южной Индии со странами Ближнего Востока. В V – IV вв. до н.э. в Индии впервые стали производить серебряные монеты под названием дхарана или каршапана. Тогда же появились медные монеты. В государстве Маурьев с IV в. до н.э. с землевладельцев стали собирать налоги в виде 16% от урожая. Налоги также взимались со скота и садов. Была введена трудовая повинность – несколько дней в году земледельцы должны были бесплатно работать в государственном строительстве. Налог с ремесленников брали в виде части их продукции. Один день в каждом месяце ремесленники были обязан работать на царя. Оружейники были обязаны всю свою продукцию сдавать государству. Торговые сделки стали облагаться пошлинами, для их сбора созданы должности налоговых чиновников. Египет. Внутри страны преобладал простой обмен, но также использовалась оплата серебром за купленные товары. В IV в. до н.э. финикийцы через Нил и канал вышли в Красное море и совершили плавание вокруг Африки. Позже канал был заброшен, но а начале III в. до н.э. канал к Красному морю был восстановлен. Активно развивалась караванная торговля с Аравией и морская торговля с Индией. Кредитом активно занимались храмы. Они давали в кредит серебро или товары под проценты. Обычным видом кредита была ссуда зерном под залог имущества должника. Усиливалось рабство за долги. Появились также частные кредиторы. С конца IV в. до н.э. была создана сеть государственно-частных банков-трапез, которые действовали в крупных, средних и малых городах и даже в деревнях. В 261 г. до н.э. указ царя Птолемея II запретил брать должников-земледельцев в залог и обращать их в рабов. Египетские монеты еще не были выпущены. Место монет использовалось серебро в разных видах. Источником серебра были храмы. С конца IV в. до н.э. династия Птолемеев стала чеканить золотые, серебряные и медные монеты. Первоначально монеты чеканились по греческому образцу, но вскоре стали производить монеты по финикийскому и родосскому образцам. Главной монетой стала серебряная тетрадрахма. В начале I тыс. до н.э. государство ослабело и распалось на небольшие царства. На Египет постоянно нападали ливийцы, нубийцы и ассирийцы. Государство делало значительные взносы серебром в храмы, давало храмам скот, птицу, топливо и зерно. Часть храмов была освобождена от налогов. Позже Египет был захвачен Персией. В 332 г. до н.э. Египет захвачен Македонией, им стала править династия Птолемеев. С конца IV в. до н.э. ежегодно проводилась перепись всех земель, где учитывалась их доходность. Земельный налог собирался в виде части урожая. Царский скот и пастбища сдавались в аренду земледельцам. Для сбора налогов применялась откупная система, часто создавались компании откупщиков. Налоги взимались в натуральной и денежной форме. С населения собирали множество прямых и косвенных налогов. От налогов были освобождены священники и «эллины». Существовали внешние и внутренние таможни и таможенные пошлины. Основные расходы государства шли на армию и государственный аппарат управления. Это не помогло росту экономики страны и вызывало слабость государства в сравнении с другими странами. Средний Восток. В Персидской империи, созданной в IV в. до н.э., началась чеканка царских золотых монет весом 8 г с изображением царя Дария, поэтому монеты назвали дарик. Сатрапы, управляющие отдельными областями, имели право чеканить серебряные монеты, города и некоторые области самостоятельно выпускали медные монеты. Золотые персидские монеты обращались также за пределами Персии. В кредите и торговле активно действовали многочисленные торгово-кредитные дома, как дом Эгиби в Вавилоне и дом Мурашу в Ниппуре. В налоговом отношении Персидская империя при царе Дарии была разделена на 20 областей (сатрапий). Каждая из них была обязана вносить в царскую казну серебряные слитки (таланты). Индия вносила налог золотыми слитками. Ежегодный доход царя от сатрапий составлял свыше 400 тонн серебра (14 560 талантов). Только Персия была освобождена от налогов. Налоги были тяжелыми для населения. Сбор налогов отдавался на откуп целым группам богатых людей. В Вавилонии налоги собирали откупщики из рода Мурашу. При сборе налогов откупщики действовали с крайней жесткостью. Это ослабляло государственную власть и облегчило завоевание Персии войсками Александра Македонского

Анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока Древний Восток – колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества. Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сферах экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлись аграрии – члены территориальных общин. Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока. Среди основных памятников, в какой-то степени раскрывающих экономические взгляды египтян, особое место занимают поучения, или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самым известным из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», составленное в конце III тыс. до н.э. В этом произведении фараон дает наследнику рекомендации по управлению государством, в основном политического характера. Фараон призывает сына опираться на богатых, а не на бедных, которые всегда готовы восстать. Вельмож и жрецов рекомендует награждать податными списками, участками земли, поскольку «велик царь своими вельможами, богат царь богатством своих вельмож». Особое внимание обращается на то, что приближать к себе фараон должен не только родовую знать, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле. Примерно к тому же времени, что и «Поучение гераклеопольского царя», относят еще два произведения, проливающих свет на экономические представления египтян. Оба они рассказывают о событиях так называемого Первого переходного периода, отделяющего в истории Египта Среднее царство от Древнего. Автором первого из них считается Ипусер (Ипувер) – человек, по всей вероятности, близкий к правящим кругам северной части страны. «Речение Ипусера» рисует картину бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс. По свидетельству Ипусера, в это время прекратились внешнеэкономические контакты Египта, внутренняя торговля, начался голод. Восставшие захватили власть в государстве, разрушили его хозяйственный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывает вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организаций хозяйства, административный аппарат. Второе произведение, посвященное тем же событиям, называется «Пророчество Неферти». Рассказ о событиях конца III тыс. до н.э. облечен в форму пророчества, якобы произнесенного жрецом Неферти перед фараоном Снофру, правившим в первой половине III тыс. до н.э. Неферти, как и Ипусер описывает бедственное положение Египта, особенно страшным ему кажется перераспределение собственности. Он также призывает восстановить единую власть в стране. В государствах Месопотамии, как и в Египте, еще не было специальной литературы, посвященной хозяйственным вопросам. Экономические идеи древних жителей Месопотамии можно представить себе лишь на основании документов, фиксирующих экономические реалии (разнообразная хозяйственная отчетность, переписи, кадастры и пр.). Особое место среди них занимают законы, юридически оформлявшие отношения в обществе, в том числе и экономические. Именно в Месопотамии были записаны древнейшие из известных нам законов. К ним относят законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шумеро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Вавилон). От законов царя Шульги, к сожалению, до нас дошли лишь фрагменты. Эти фрагменты дают представление о том, как регулировались отношения рабов и их хозяев, устанавливались различные наказания и штрафы в зависимости от нечаянности или преднамеренности преступления. Кроме того, в законах в отличие от ряда более поздних (в том числе и законов Хаммурапи) действует принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб вместо обычного для ранней древности талиона, т.е. воздаяния равным за равное («око за око, зуб за зуб»). В законах Эшнунна нашли отражение представления о необходимости централизованной организации хозяйства. В соответствии с ними государство устанавливало твердые цены на важнейшие продукты и на основании этих цен определяло уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов, норму процента и пр. Наиболее полными из дошедших до нас и поэтому самыми известными законами Месопотамии по праву считаются законы Хаммурапи. В них нашли отражение многие сферы жизни вавилонского общества. Почти две трети статей регулируют хозяйственные и имущественные отношения: обеспечивают охрану собственности различных категорий населения; регулируют земельные отношения, торговлю, ростовщичество, операции с движимым имуществом, в том числе аренду; кодифицируют нормы найма, положение рабов, сохранявших еще некоторые права. Опираясь на текст законов Хаммурапи, можно выделить приоритетные аспекты экономических представлений древних вавилонян, прежде всего власть имущих. Одной из главных задач государства считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях казалось смертной казнью. Кроме того, государство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелию: законодательно карать леность и небрежность, проявлять особую заботу о регулировании орошения, отношений между соседями, между хозяином и арендатором, поощрять распашку пустырей, развитие садоводства, виноделия и пр. Важной задачей, стоящей перед государством, было также сохранение общины. Чтобы предотвратить массовое обезземеливание крестьян, утрату ими личной свободы, устанавливались нормы ссудного процента: 20% - по денежным займам; 30% - по натуральным; кроме того, устанавливался максимальный срок долговой кабалы – три года. В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Для индуизма характерно представление о том, что человек может стать счастливым, если будет выполнять свой религиозный долг, будет заботиться о своей материальной выгоде и достигнет удовлетворения в любви. Всем этим вопросам была посвящена специальная литература. Самым известным произведением, посвященным экономическим вопросам, является «Артхашастра», или «Наука о политике» (более точный перевод – наука о пользе, выгоде). Автором этого трактата считается Каутилья (IV – возможно III вв. до н.э.), мудрый и искусный политик, советник Чандрагупы Маурья – основателя могущественного государства Маурьев в Индии. Однако авторство Каутильи не является бесспорным, существует предположение, что «Артхашастра» составлялась на протяжении нескольких столетий – с IV в. до н.э. по II – III вв. до н.э. «Артхашастра» по сути представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства. Экономические проблемы не являются главной темой трактата, однако в нем нашли отражение практические знания о хозяйственной деятельности; среди рекомендаций по управлению государством большое место занимают вопросы экономической политики. Важной задачей правителя считается контролирование экономики страны, деятельности различных хозяйственных ведомств. Отмечается, что средства из государственной казны следует расходовать на нужды как центральной власти, так и населения. Государство должно поддерживать в порядке ирригационные системы, заниматься колонизацией окраин, вовлекая в хозяйственный оборот новые земли, создавая новые деревни, прокладывая дороги и пр. Руководители соответствующих ведомств должны регулировать в царском хозяйстве развитие земледелия и ремесла, распределяя работу, определяя оплату труда, штрафы и т.д. Особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Надзиратель за торговлей должен располагать сведениями о товарах, ценах, спросе; правильно оценивать экономическую ситуацию и проводить адекватную торговую политику, поощрять развитие торговых путей, привлекать иностранных купцов, проверять инструменты меры и веса для устранения возможного обмана покупателя. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксации торговой прибыли (5% цены для местных товаров, 10% для иностранных). Следует обратить внимание на то, что в «Артхашастре» называется ряд важнейших факторов ценообразования, которые должен учитывать надзиратель: основные средства, убыток, пошлина, прибыль, расходы по найму, а также прочие издержки. Среди экономических вопросов, затронутых в трактате, можно отменить ростовщичество и рабство. Ростовщичество противопоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны. Рабство рассматривается как естественное явление, но допускается только в отношении иноземцев, при этом раб может иметь имущество, обладать правом на получение наследства. Собственность раба, как и свободного человека, неприкосновенна, а ее кража наказуема. Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются экономические вопросы, - Законы Ману. Ману – это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сборника предписаний и правил, составленного, по всей видимости, в первые века новой эры. Законы Ману представляют собой самый известный из множества правовых сборников – дхармашастр (книг о долге). Такие сборники в соответствии с религиозными догмами индуизма регулировали поведение людей в частной и общественной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В них также нашла отражение социальная структура индийского общества – его деление на Варны и касты. В законах Ману называются допустимые способы приобретения имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под процент, вознаграждение за выполненную работу. Определяются также способы существования: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процента за деньги». Отмечается, что экономика не является сферой деятельности двух высших варн (сословий) общества – брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, - удел вайшьев и шудр. При этом шудры (как низшая из четырех варн) должны заниматься ремеслом, которое рассматривается как обслуживающий труд; в сельском хозяйстве они могут быть лишь наемными работниками и арендаторами. На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции – Конфуций (ок. 551-479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязанностей как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быт правителем, а подданный – поданным, отец – отцом, а сын – сыном». Совершенный человек (благородный муж) уважает старших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придерживается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай другим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное самосовершенствование, но способность к нему дается Небом не каждому человеку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающиеся физическим трудом (низшие), лишены такой способности. Деление общества на высших и низших – основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Идеальному правителю (из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспитании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека. Личное богатство достигается честным путем в соответствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерархическому принципу знатности. Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и назших, развил Мэн-цзы (ок. 372-289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призвал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработке «общественных полей», доход с которых шел государству и чиновникам. Кроме того, Мэн-цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледельческой продукцией, против жесткого установления цен государством на внутреннем рынке. Еще одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 – ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему инстинктивно присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспитывать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы. Ритуал – высшее проявление различий между «управляющими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потомственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов. Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управляющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наследственное разделение труда является основным принципом государственного устройства. Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта страны. Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков. Представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархического устройства общества. Других взглядов придерживались представители даосизма – одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII-VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (ок. 369-286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципа недеяния. В частности, правитель, если он мудр, не будет делать ничего для управления государством, страна в этом случае будет действовать дао и процветать. Представители даосизма считали, что общество должно вернуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако в целом существование рабства считали естественным состоянием общества. Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479 – ок. 400 до н.э.). Его ученики и последователи в III-II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит. Моисты отражали настроение простых людей – земледельцев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Мо-цзы подчеркивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учета интересов других людей наносит обществу непоправимый вред. Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма (от лат. lex – закон), или школы законников (фацзя). Все легисты занимали высокие государственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками централизации, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны. Они проводили и обосновывали реформы, направленные на укрепление царской власти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной собственности на землю. Одним из основателей легизма считается Гуань-цзы, или Гуань Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Происходя из небогатой торговой семьи, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Именно Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управления государством на основании закона, считал, что закон должен распространяться на все категории населения. На основании высказываний Гуань-цзы в IV в. до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды представителей даосизма, конфуцианства и других школ. Гуань-цзы не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства сословий. По его мнению, обязанности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Каждая социальная группа играет важную роль в обществе, но основной являются земледельцы. В трактате намечаются меры для улучшению их положения, в частности посредством изменения системы налогообложения. Предлагается ввести количественные нормы повинностей, сделать их гибкими, зависящими от качества земли, от экономической конъюнктуры. Вместо взимания налогов с общины как единой фискальной единицы Гуань-цзы считал необходимым ввести систему обложения семей по имущественному принципу. Важным направлением государственной политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того что увеличение цен приводит к удешевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одинаково по всей стране. В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денежной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен и реализации этих запасов в период роста цен. Наряду с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное участие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.

Заключение Выразители экономической мысли Древнего Востока — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств, — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство, как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего "естественного порядка”. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет. Можно выделить общие черты экономической мысли Древнего Востока: 1. трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего, источниками сведений о хозяйственном быте, и только во вторую очередь их можно рассматривать как памятники экономической мысли 2. она выражались в терминах, заимствованных из обыденного языка 3. носила преимущественно нормативный характер, т.е. отвечала на вопросы: «Как должно быть? Как следует поступать?» Именно на эти вопросы и именно эти черты экономической мысли Древнего Востока и проявились во всех произведениях философов того времени. Памятниками экономической мысли Древнего Востока являются так же своды законов и сочинения по искусству государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер.

Список используемой литературы 1. «История экономических учений». Учебное пособие под редакцией В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. Москва, 2007. 2. «История экономических учений». Учебное пособие. З.Т. Новикова, В.Г. Смирнов, А.А. Чуб. Москва, 2007. 3. «История экономических учений». Учебник под редакцией доктора экономических наук, профессора В.С. Адвадзе, доктора экономических наук, профессора А.С. Квасова. Москва, 2002. 4. «История экономических учений». Учебник. С.А. Бартенев. Москва, 2004. 5. «История мировой экономики». Второе издание, переработанное и дополненное под редакцией академика Г.Б. Поляка, профессора А.Н. Марковой. Москва, 2006. 6. «История экономики». Учебник. Ю.П. Страгис. Москва, 2007.

Похожие материалы

alfa2omega.ru

§1. Экономическая мысль Древнего Востока

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

§1. Экономическая мысль Древнего Востока

  Особенностью Индии является раннее деление населения на касты. Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания, кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и кшатриев.  Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману - мифическому прародителю людей.  1. Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения человека в раба: плен; содержание или рождение в доме господина; покупка; дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось долговое рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты". Рабство выдается за социальную систему, установленную самим богом. В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из своих уст брахмана, рук - кшатрия, бедер - вайшью, а из ступней шудру, установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам (древнейшие молитвы, религиозные гимны, магические заклинания), раздачу милостыни; кшатриям - охрану подданных; вайшиям - пастьбу скота, торговлю и ростовщичество; а для шудры - только одно занятие - "обслуживание этих каст со смирением".  Царь призывался ревностно заставлять вайшью и шудру выполнять свой долг, потому что они "избегая своих обязанностей, потрясают этот мир".  Социальные функции царя определялись очень точно, подчеркивалось, что без царских кар "более сильные изжарили бы более слабых", "и не стало бы ни у кого собственности", а "низшие заняли бы место высших", таким образом "все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное восстание". Зато там, где действуют наказания "подданные не возмущаются". В поучении царю говорилось, что пусть он "подчиняет себе живое именно силой" и, подобно волку, вырывает добычу.  Экономическая мысль Индии ставила вопрос о государстве. Она допускала самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. На царя возлагалось дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства, садоводства. Характерно, что купцы описывались как мошенники, и государю рекомендовалось пресекать вред, который наносят стране "Воры, не носящие названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие мошенники". Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натурально - хозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.  Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Он оказался родиной многих экономических идей. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводили к целому ряду реформ и даже политических переворотов. Основные проблемы экономической мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), государственные монополии, взаимоотношений рабства и общины, вопросы финансовой политики, торговли.  VI-V вв. до н.э. появилась школа экономической мысли, основателем которой был Кун Фу-Цзы, или Конфуций (551-479 гг. до н.э.), сановник при дворе одного из князей. Он изложил свое учение в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"), защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати. По его мнению, каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои обязанности в отношении семьи, государства, человечества. Идеализируя старину, он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению общинно-патриархальных отношений. Но им не осуждалось и рабство.  Конфуций утверждал, что середина во всем и составляет добродетель. Его взгляды были достаточно противоречивы, но очень характерны для периода разложения общинного строя и формирования рабовладельческого государства. Конфуций спорит о первом и боится последнего, но он связан с аристократией, которая заинтересована в рабовладении и поэтому он призывает к покорности судьбе, смирению, выполнению долга, чинопочитанию.  В общине все равны имущественно. Конфуций допускал накопление богатства, но не в ущерб основной массе населения и в рамках устойчивого порядка. Им осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалась умеренность потребления, относительная равномерность распределения богатства, хотя он и не был сторонником равенства. Задача князя усматривалась в обогащении народа, так как это будет означать обогащение государя. Во главу всего ставилась добродетель и подчеркивался неустойчивый характер богатств, присвоенных нечестными методами. В одном из сочинений приписываемых Конфуцию ("Ли-цзи"- "Книга о ритуале") развивалась идея "великого пути", ведущего к водворению правды, мира, всеобщего благополучия, исчезновению эгоизма, воровства, разбоя. В таких условиях люди не будут запирать ворота, прятать имущество и будут работать только на себя. Огромное значение он придавал росту населения в увеличении материального богатства. Конфуцию приписывается изречение, что если будет население, то будет земля и появится богатство. Следовательно, в экономических воззрениях Конфуция имелись элементы социальных утопий. Он мечтал о наступлении эры всеобщего благоденствия, когда частная собственность не будет кумиром, порождающим бедствия всякого рода (общинные иллюзии крестьянства). Уже в IV в. до н.э. идет острая полемика о судьбах общины, ее экономических возможностях и недостатках.  «Гуань-цзы» - один из крупнейших древнекитайских философских трактатов, объединяющий произведения разных авторов, в основном IV—III вв. до н. э., и состоящий из 8 тематических разделов в 24 «свитках» - цзюань и 86 главах-пянь, из которых 10 глав ныне утрачены.  Развивая конфуцианство, Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.) сформулировал основные цели общества: ограничить произвол богачей, уравнять крестьян, урегулировать землепользование. Он предлагает возродить так называемую "колодезную систему», при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свои наделы, но и надел, урожай с которого шел в пользу государства. Мен-Цзы ставил на первое место народ, а государей на последнее, выступал против тяжелых налогов и квалифицировал государство, как убийцу народа, если такие налоги доводили население до нищеты, голода и смерти. Он защищал даже право народа на восстание. По его мнению, недопустимо слишком широкое вмешательство государства в экономическую жизнь; торговля должна быть свободной, сбор пошлины должен быть ликвидирован, государству достаточно десятины (общинные иллюзии).  Но вместе с тем он рекомендовал наделять сановников землей по более высоким нормам (а взять ее можно было только у крестьянской общины), и практически мирился с иерархией землевладения.  Теоретическими противниками были легисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь.  Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков.  Крестьянские семьи обязывались делиться под угрозой взимания двойного налога, если в них оказывалось двое и более мужчин. Отменялась отработочная форма налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие военных заслуг, исключались из списков знати. Люди, которые якобы "беднеют от лени", подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос - быть общине или рабству, и решили его в пользу последнего.  Основные идеи легистов:  1. Сильное государство, накопление богатства только в государственной казне (обогащение частных лиц угрожает узурпацией власти).  2. Ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и торговле, считая правомерными лишь земледелие и военное дело.  3. Народ противопоставлен государству, слабость народа - сила государства.  В 81 г. до н.э. император созвал в столицу ученых и сановников для обсуждения государственных дел. Этот съезд ученых мужей получил название "Спор об управлении соли и железа". Торговля солью и железом находилась под прямым контролем государства. Ученые конфуцианцы требовали отмены государственных монополий на соль и железо, аргументируя это требование тем, что основным принципом государства должно быть поощрение добродетели и подавление порока, но это невозможно, когда государство начинает заниматься хозяйственными делами.  Легисты: монополия государства - укрепление финансов, внутреннее спокойствие государства, преодоление власти торговцев.

textb.net

Развитие ремесленного производства, Торговля - История Древнего Востока Библиотека русских учебников

О ремесленного то оно, в отличие от сельскохозяйственного, испытывало в стране существенных качественных изменений

Уже на пороге цивилизации египтяне достигли весомых успехов в таких отраслях ремесла, как столярное, каменярства, кожевничество, строительство, судостроение, гончарство, ткачество, ювелирное дело и т.п.. В эпо оху. Древнего. Царства они, например, производили с помощью примитивных каменных и медных инструментов пятислойный диктатор, строили надежные парусные и гребные суда из папируса и древесины, изгот овлялы из кедровой смолы замечательную ароматические масла, научились литья. Тогдашние изделия египетских ювелиров из золота, серебра и электрума славились далеко за пределами страны. Настоящими виртуозами были египетские строители-каменщики, которые змережувалы стены гробниц и храмов филигранными рельефными изображениями, так тщательно шлифовали и подгоняли друг к другу многотонные каменные глыбы между н ими и сейчас стоит просунуть кончик папиросной бумаги. Поражает их умение строить над внутренними галереями и камерами пирамид сверхпрочные перекрытия, надежно выдерживали колоссальное давление на них. Би льше того, египетские строители пробивали новые туннели и камеры в уже построенных пирамидах. Поражает объем работ, выполненных ими в течение суток. Древнего. Царства, который лишь на сооружении пира мед превышал 12 млн куб. куб. м.

В эпоху. Среднего. Царства египтяне начали осваивать бронзовое производство, хотя все еще пользовались преимущественно каменными и медными орудиями труда"научились изготавливать стекло, совершенстве освоили техн технологию добычи и обработки золота. В тогдашнем. Египте, особенно на территории. Фаюмского оазиса, вырастали новые города, окруженные защитными стенами, осуществлялось (в основном в районе первого нильского порогов) интенсивное фортификационное строеко.

Эпоха. Нового. Царства стала периодом наивысшего хозяйственного расцвета страны. В то время египтяне уже вступили в век бронзы, причем бронзу они производили очень твердой. В середине II тыс. до н е в егип пти появились первые изделия из железа, однако хозяйственное использование этого металла тормозилось отсутствием в стране железной руды. Египтяне усовершенствовали производство стекла, ливарництво, судостроения достигли настоящих вершин в искусстве бальзамирования. В I тыс до н э они научились производить из фарфороподибнои массы особый фаянс, который пользовался большим спросом на международном рынкеному ринку.

Расцвета египетских ремесел способствовала обеспеченность. Нильской долины самым необходимым промышленным сырьем. Египтяне завозили только дефицитную промышленную древесину (из. Нубии и. Восточного. Средиземноморья), с серебро и олово (для производства бронзы).

Торговля

Примитивная обменная торговля существовала в стране еще в эпоху. Древнего. Царства египтяне, которые на протяжении всей своей древней истории не пользовались деньгами, обменивали товар на товар. Мерилом стоит ости им служило зерно. Поэтому, идя на рынок, они брали не кошелек с деньгами, а мешок с зерном. В эпоху. Нового. Царства в стране появилась и единица стоимости - дебен (кусок меди весом около 90 г), о то дебен сам по себе не был в обращении, просто считалось, что тот или иной товар стоит столько-то дебен и на него можно было выменять другой товар такой же стоимостиості.

протяжении почти трехтысячелетней существования. Древнего. Египта его экономика оставалась натуральной. Товарное производство в стране отсутствовало, сбывался не товар, а излишки продукции, изготовлено й для собственных нужд. Номи, хозяйство которых было однотипным, между собой практически не торговали, развивался почти исключительно внешний рынок, особенно в древнейший период древнеегипетской истории. Однако даже внешняя торговля в эпоху. Позднего. Царства не особенно процветала в условиях значительной географической изолированности страны, обеспеченности ее собственной промышленным сырьем и возможности для египтян легко грабить сопредельных территорийрії.

В эпоху. Древнего. Царства египтяне выменивали на свои ювелирные изделия, ароматические масла, мед, ткани, алебастровый сосуд и т.п. в нубийцев - бивни слона, меха, благовония, эбеновое дерево; у жителей экз зотичнои страны. Пунт (находилась, скорее всего, на территории. Сомали или на юге. Аравии) - миррову смолу, доски,. Электрум, карликов (для забав малолетнем фараону) в сирийских племен промышленную древесину; у жителей финикийского города. Библ, которое постепенно стало важнейшим центром египетской торговли в. Азии, - древесину, оливковое масло и т.д.. Вели обменную торговлю египтяне тогда также с островами м. Крит.

Впрочем, для характеристики тогдашних международных экономических связей. Египта слово"торговля"не всегда подходит, потому что они нередко сводились к банальному военного ограбления соседей. Вот как"торговал в", например, но фантинський номарх. Хуфхор с нубийцами. Он появлялся в них во главе сильного военного отряда - и перепуганные нубийские вожди даром отдавали ему своих быков и коз, чтобы он только долго не задерживался у гостяях.

В эпоху. Среднего. Царства фараоны снаряжали напивторговельни, полувоенные экспедиции, как и ранее, в. Нубию, страну. Пунт, на острова. Эгейского моря (прежде всего остров. Крит). Тесные контакты уст новилы тогда египтяне с. Месопотамией и. Восточным. Средиземноморьем, которое надолго стало их вотчиной. За приобретенный товар они платили зерном, одеждой, время медью, а в конце. Среднего. Царства - и золо тоом.

В эпоху. Нового. Царства, несмотря на значительное расширение египетских границ, товарообмен в стране оставался незначительным. Лишь в конце этой эпохи начал складываться обще египетский рынок. Положение существенно изменилось уже в I тыс. до н.э., когда в хозяйственную жизнь египтян властно вторглись товарно-денежные отношения тогдашних египтян вернули торговой деятельности в значительной мере греки, от значалися коммерческой жилкой. Однако для активизации в эпоху. Позднего. Царства рыночных отношений существовали и более веские побуждения. Раньше, когда. Египет был могущественной переднеазиатских государством, он одержув ав железо, медь, олово, промышленную древесину и т.п. в виде военной добычи и дани вассальных народов, теперь же все это он должен покупать. Египет наладил стабильные торговые связи со многими своей ими соседями. Фараон. Нехо II в чтобы удобнее было заплывать в страну. Пунт, даже начал строительство канала от восточного, пелузийського, рукава. Нила до. Красного мороного моря.

Он около 600 г до н э велел храбрым финикийским мореплавателям обогнуть. Африканский континент, на что они потратили два года оживился и внутренний рынок в. Египте, причем наибольший интерес к в торговой деятельности проявляли храмы, земельные латифундисты, малоазийские и греческие купцы, поселившиеся в этой стране. В. Египте суток. Позднего. Царства расцвело ростовщичество со всеми его социальными последствийдками.

uchebnikirus.com