Лекарствоведение в древнем египте. Фармация древнего мира (древний восток, Древняя Греция, древний рим)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Врачевание и лекарствоведение в древнем Египте — реферат. Лекарствоведение в древнем египте


Фармация древнего мира (древний восток, Древняя Греция, древний рим)

Первые государства на Древнем Востоке возникли в 4-2 тысячелетиях до н.э. в тех регионах, где имелись благоприятные условия для занятий земледелием. Это были долины рек Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и др. Здесь процветали древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Ирана, Китая.

О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармации в странах Древнего Востока мы узнаем из многочисленных письменных источников: надписей на саркофагах, колоннах храмов, из клинописных надписей (Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина еще мягкая деревянной палочкой для письма или заостренным тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Месопотамия, Междуречье) на скалах и глиняных табличках. Кроме того, к настоящему времени известны свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта. Содержание этого огромного собрания необычно разнообразно: это многочисленные рецепты изготовления лекарств, моющих средств, стекла. Сохранились древние медицинские книги в Китае, Тибете, Индии. Сведения о Медицине можно обнаружить в эпических произведениях: «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия), в религиозных сочинениях.

Вместе с тем археологи обнаружили на территориях цивилизаций Древнего Востока сосуды с остатками растений и мазей, хирург. инструменты, санитарно-гигиенические сооружения (бани, бассейны).

Таким образом, из подобных разрозненных источников мы узнаем, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели значительный опыт распознавания болезней, а также ряд препаратов для их лечения.

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезни. Постепенно усиливалось влияние жрецов, так как болезнь воспринималась людьми как наказание свыше. Жрецы были наиболее образованными людьми и считались посредниками между богом и больным. Так возникла храмовая и жреческая медицина. Появилась классовая медицина. Появились боги здоровья и болезней, покровители врачей, медицины, а также боги жизни и смерти. В Месопотамии богом медицины считался Мардук, богиней плодородия и покровительницей материнства – Иштар (Астарта). В честь этих богов строились храмы, им приносились жертвы, у них люди просили исцеления. Жрецы активно использовали эмпирические знания о лечении болезней, накопленные и обобщенные народной медициной в предшествующие периоды. Для обучения медицине при храмах создавались школы.

Уже в древние времена деятельность врачей строго регламентировалась правилами. Если врач им следовал, то он ничем не рисковал даже при неблагоприятном исходе болезни. При нарушении предписываемых правил врач наказывался вплоть до смертной казни.

Лекарствоведение в Древнем Египте

Согласно историческим документам Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены накопленные в древнем мире знания в области медицины и фармации.

Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира: воздух, земля, вода, огонь – разработали учение о четырех основных жизненных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обусловливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме. (неведомые и невесомые ве-ва – из воздуха при вдохе – в легкие и сердце – в организм; нормальное соотношение пневмы и крови – здоровье; нарушение – болезнь. Характер воздействия – удаление из организма дурной крови гнилостных веществ, паразитов.: препараты, к-рые вызывают рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потоотделение). Арсенал применяемых ЛП свидетельствует о высоком уровне развития эмпирической фармации в ДР.Египте. В папирусе Эберса имеется раздел «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом «лечебнике» приведено ок. 800 рецептов, в к-рых описаны способы извлечения из растений различных соков и масел. В Египте были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки, а также фильтрации.

Непосредственно для лечения больных в Др.Египте применялись такие ЛФ, как мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы, компрессы, горчичники, пластыри, пилюли, настойки, отвары, способ окуривания.

Среди широко используемых растительных препаратов были: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, мирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных соединений применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль. Из числа препаратов животного происхождения получили распространение жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз.

Многие историки считают Египет родиной дерматологии, т.к. именно там приобрели широкую известность средства против кожных болезней.

Форма рецепта у древних египтян была почти современной: часто лекарство состояло из вещества основного, вспомогательного и исправляющего (корригирующего) вкус. Кроме того, давались обычно подробные пояснения относительно времени приема лекарств.

Египтяне считали, что лечебное дело находится под покровительством бога врачебного искусства Тота, которого называли Фармаки или Фармаци, что в переводе означает «защитник, избавитель, исцелитель». Вероятно, поэтому до наших дней дошли слова с корнем «фарма», обозначающим лекарство.

В Др.Египте широко практиковались профилактические мед. мероприятия. Гигиенические знания и мероприятия служили делу сохранения здоровья, предупреждения болезней, продления жизни (водопровод и канализация в кварталах для знати; законы, регламентирующие гигиенич.нормы общественной жизни: погребение умерших, осмотр убойного мяса, правила приема пищи).

Врачебное искусство и лекарствоведение в Др.Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей.

studfiles.net

Лекарствоведение Древнего Египта

История Лекарствоведение Древнего Египта

просмотров - 76

Медицина древнего мира

На период развития древнего мира приходится расцвет древних циви­лизаций Востока и Средиземноморья. Это было время изоб­ретения письменности, создания первых медицинских текстов.

Тра­диционные системы врачевания Древнего Востока и Средиземноморья имели большое значение для последующего развития медицины у раз­личных народов.

Описания медицинской истории начинается со времен вавилонских развалин и с летопи­сей лекарей Древнего Египта. Египетские амулеты, по мнению жрецов, - это защищающие средства от «дурного глаза» и укуса змеи, вырезанный из сердолика глаз Горуса, сердце исидской птицы, символизирующее кровь Исиды, позвоночник (из синœего фаянса), имеющий связь с Осирисом, резной святой скарабей (из белой кости), символизирующий Бытие; поврежденная скульптура Тоэриза (из синœего фаянса), проис­ходящая из эпохи Птоломея, охраняющая беременных женщин. Голова мумии, относящаяся к римским временам, дает основание предполагать, что в практике приготовления лекарств мумию растирали в порошок и из этого порошка при­готовляли лекарство «Пулвис-Мумня», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ считалось очень действенным. В новое время, когда мумии стали встречаться реже, порошок стали изготавливать из черепа, и даже еще в XVIII веке люди пользовались подобными средствами.

Сведения о различных болезнях и их лечении встречаются в ряде папирусов. Особого вни­мания заслуживает папирус Эберса (рис. 10), вывезенный из Египта и находящийся в Лейпцигском уни­верситете. Папирус состоит из 110 страниц по 22 строки каждая и име­ет надпись: «Книга приготовления лекарств для всœех частей тела». Со­ставлен папирус Эберса в XVII сто­летии до нашей эры (3600 лет назад). В этом лечебнике египтян приведено около 800 рецептов, большая часть которых—на средства, вызывающие рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделœение, потение, отрыжку и отход газов.

У древних египтян за 4—6 ты­сячелœетий до нашей эры право при­готовления лекарства имели только люди, принадлежавшие к высшей касте священнослужителœей, и всœе лечебное дело по их верованию на­ходилось под покровительством бо­га «Тота». Приготовление лекарств находилось у египтян на сравнительно высоком уровне. Особенно хорошо приготовляли египтяне противогнилостные, накожные и космети­ческие средства.

В связи с большим количеством средств, применяемых в Древнем Егип­те против кожных болезней, историки медицины считают Древний Египет родиной дерматологии. Египтяне умели изготовлять пилюли, настои, отва­ры, выжимать соки из растений, делать мази, пластыри, курительные сред­ства, примочки, припарки и многие другие лекарства, которые при­готовляются и в настоящее время.

До нас дошли также сведения о применении опия, касторового масла, подорожника, можжевеловых ягод, пивных дрожжей, мирта и т. д.

Читайте также

  • - Лекарствоведение Древнего Египта

    Медицина древнего мира На период развития древнего мира приходится расцвет древних циви­лизаций Востока и Средиземноморья. Это было время изоб­ретения письменности, создания первых медицинских текстов. Тра­диционные системы врачевания Древнего Востока и... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Лекарства древних цивилизаций

    Технология лекарств Месопотамии и Древнего Египта

    Об истории врачевания и лекарствоведения в Древней Месопотамии свидетельствуют тексты, выполненные клинописью на глиняных табличках, археологические находки и свидетельства историков (Геродот).

    Самый древний из медицинских текстов, начертанный на глиняной табличке на шумерском языке относится с III тысячелетию до н.э. Текст состоял из 15 прописей лекарственных средств, расшифровка которых показала, что древние врачеватели широко использовали растительные средства (горчицу, пихту, сосну, груши, фиги и др.). Кроме того, в состав лекарств включались продукты минерального (нефть, поваренная соль) и животного происхождения (молоко, панцирь черепахи, шерсть и т.п.).

    К середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту – искусство врачевания и ашипуту – искусство заклинания. Такое разделение произошло благодаря различным взглядам на причины болезней. Врачеватели асу полагали, что болезни были связаны с явлениями природы и образом жизни людей. Врачеватель ашипу считал причиной болезни происками демонов или «рукой бога».

    Изучая все местные лекарственные растения и травы, асу активно применял их в своей практике. Он использовал овощи (лук, чеснок, горох, огурцы), листья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, сера, соли) и нефть. В ход шли и продукты животного происхождения: мед, топленое масло, кровь мангусты, рыбий жир, кожа козла и ягненка, экскременты птиц. Врачеватели асу готовили эти средства на пиве, уксусе, меде, воде и жире. Одна готовая микстура имела зачастую более 20 составляющих. Лекарства назначались в форме микстур, настоев, отваров, мазей, паст, пилюль, втираний, компрессов, ванн, клизм.

    Изготавливая лекарственные формы, врачеватели использовали такие приемы как: измельчение, растворение, смешение, кипячение. Лекарства применялись натощак и во время еды. При их употреблении в отдельных случаях использовалась специальная посуда. Описан поильник с решетчатой перегородкой для задержания твердых взвесей.

    В противовес действиям врачевателя асу, врачеватель ашипу делал упор на заклинаниях и совершении обрядовых действий, хотя лекарственные средства не оставлялись без внимания.

    В Древнем Египте все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «Фармаци», в смысле «защитник», «исцелитель». Отсюда и произошли слова фармация, фармацевт, фармакопея и др. В основе древнеегипетской медицинской науки лежало глубокое знание строения человеческого тела, как результат обычая, чуждого другим народам античности, - бальзамирования трупов.

    Около 1550 г. до н.э. в Египте была составлена «Книга изготовления лекарств для всех частей тела», впоследствии получившая название «Папирусы Эберса». Книга содержит 900 рецептов настоев, отваров, линиментов, лечебных вин, кашек, пилюль, суппозиториев других лекарственных форм.

    В папирусах описаны лекарства из растений, животного происхождения (женского, козьего молока, мускуса, амбры, бобровой струи, змеиного яда, бычьей и рыбьей желчи, печени, меда, жиров, мозга, экскрементов животных и др.).

    Очень распространены были рвотные, мочегонные, потогонные средства и очистительные процедуры, так как древнеегипетские медики полагали, что в возникновении болезней виноваты злые духи и вредные вещества, содержащиеся в пище. В текстах медицинских папирусов – множество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнение которых должно было сопровождать изготовление и применение лекарства. Основные приемы изготовления лекарственных препаратов (микстур, отваров и др.) были сходны с приемами приготовления пищи.

    Мази изготовляли на жировой основе, чаще всего на ланолине, получаемом из шерсти овец, выполняя ряд последовательных операций: кипячение, промывание смеси морской водой, фильтрование продукта, отбеливание на солнце. Масла добывали из оливок, миндаля, орехов, плодов кунжута. Эфирные масла извлекали из цветов при обычной или повышенной температуре оливковым или ореховым маслом.

    Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежащие к высшей касте священнослужителей. Применялись простые и сложные вытяжки, отвары, кашицы, мази, пасты, растворы, пилюли, полоскания, втирания (растительное масло с цветками ромашки при болезнях сосудов и нервов), компрессы, клизмы (их изобретение приписывается египтянам), пластыри, примочки (из меда при опухолях желудка), горчичники, припарки, окуривания.

    Большую роль в египетской медицине играли лекарственные растения. В состав лекарств включались алоэ, анис, опий, шафран, мирра, лотос, гранат, различные смолы и камеди. Одной из самых распространенных растительных смесей была «кифи» или священный аромат, которым окуривали одежды и жилища. В эту смесь входили мирра, можжевельник, ладан, кипарис, алоэ и прочие растения.

    Некоторые из рецептов отличаются удивительной фантазией. Одна из прописей лекарства от мигрени включала голову рака, зуб свиньи, кровь ящерицы, мозг черепахи, помет антилопы и внутренности кошки. Наряду с такими сомнительными рекомендациями были и ценные сведения. К их числу относится указание о лечебном действии печени быка при глазных болезнях. Действительно, такие заболевания глаз, как ксерофтальмия и гемералопия, излечиваются препаратами витамина А, которыми так богата печень быка и других животных.

    При изготовлении лекарств древние египтяне использовали следующие технологические приемы: измельчение, просеивание, настаивание, процеживание, отжимание.

    

    biofile.ru

    Реферат – Врачевание и лекарствоведение в древнем Египте

    2. ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

    Самую обширную информацию о лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Так, лекарство для изгнания глистов («умерщвления червей») содержало среди прочих компонентов: косточек фиников — 8, растения дисарт—8, сладкого пива — 25 частей. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тотчас». В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных 'Средств до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями [1].Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пас.той, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости). Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, мы рассмотрели особенности врачевания и лекарствоведения в Древнем Египте. Врачевание в Древнем Египте достигло значительных вершин. Не случайно эллины (греки) считали египтян «изобретателями» медицины, и в особенности медицины предупредительной.Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору. По свидетельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558—529 гг. до н. э.) просил фараона Амасиса (570—526 гг. до н. э.) прислать ему «лучшего в целом Египте» врачевателя глаз. «Врачебное искусство,— писал Геродот,— разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».Египет оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1 История медицины / Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К. – М.: Просвещение, 2008. – 354 с.2 Лисицын Ю.П. История медицины / Ю. П. Лисицын. – М.: Высшая школа, 2011. – 400 с.3 Медицина и здоровье в древности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soloscriptura.ru/Urok_10__Medicina_i_zdorove_v_drevnosti4 Сорокина Т. С. История медицины / Т. С. Сорокина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/423/index.htm.

    refbox.org

    Реферат – Врачевание и лекарствоведение в древнем Египте

    Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описань 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики.Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать: "Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится" [4].В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой.При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов— «он, который заботится о зубах». Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне (как это уже отмечалось) объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т. е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов. Даже у фараонов, при которых служили «главные зубовраче-ватели Великого дома» (греч. пер ао — большой дом; отсюда произошло — фараон) не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище: «Египтяне... пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно... Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот) [3].Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — «домах жизни» (егип. пер анх) в крупных городах: Гелиополь, Саис и др. Поскольку знания носили главным образом прикладной характер, в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только третьи или четвертые списки этих древних свитков.Во времена Геродота в египетские школы принимали хорошо подготовленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира. Впоследствии выдающиеся философы и писатели античного мира отмечали историческое значение культуры древнего Египта для становления древнегреческой культуры.

    refbox.org

    Медицина и фармация Древнего Египта — реферат

    Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Бальзамирование охватывало только привилегированную верхушку - жрецов, царей, наиболее состоятельных людей.

    Анатомия и физиология древних египтян была весьма скудна. Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с «кипящей медью». Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: «Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...» Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

    Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение.

    Животные считались священными, и бальзамирование трупов большей частью ограничивалось такими приемами, которые не позволяли детально изучить человеческое тело: так, например, бальзамирование состояло в погружении тела в натриевую щелочь или раствор поваренной соли, во введении кедрового масла в анальное отверстие. Болезнь египтяне рассматривали как результат изменения различных частей тела и в особенности - крови.

    Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них - знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли.

    Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое - во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке.

    Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.

    В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

    В папирусе Эберса представлено около 800 рецептов и большинство из них оказывали опорожняющее действие. Другие лечебные средства ставят своей целью возбудить отрыжку и отход газов. Медицина находилась в руках касты жрецов, которые должны были строго выполнять все предписания ритуала: лишения, умеренность, обрезания, крайнюю опрятность, омовение днем и ночью. Такие же строгие предписания распространялись на весь народ.

    Египтянам были известны в большом количестве лекарственные вещества и разнообразные формы их приготовления. Право приготовления лекарства имели только люди, принадлежавшие в высшей касте священнослужителей. Применялись простые и сложные вытяжки, отвары, кашицы, мази, пасты, растворы, промывательные отвары, пилюли (без меда для мужчин и с медом для женщин), полоскания, втирания (растительное масло с цветками ромашки при болезнях сосудов и нервов), компрессы, клизмы (их изобретение приписывается египтянам), пластыри, примочки (из меда – при опухолях желудка), горчичники, припарки (при гнилостных болезнях), окуривания. Сигнатуры были такие: «утром» и «вечером». В ходу были курительные средства – «кифи», изготовлявшиеся в виде шариков из можжевеловых ягод, ладана, мирра, мастика, аира, стирикса, изюма, вина, и даже асфальта. При изготовлении и перед приемом лекарства обязательно произносилась молитва. Что же касается окуривания, то в Древнем Египте большим спросом пользовался ладан - ароматическая смола, добываемая из надрезов коры деревьев семейства бурзеровых, произрастающих на побережье Красного моря. Ладан ценился египетскими жрецами не только за его свойство распространять при сжигании благоухание, достойное богов, но и за способность пресекать распространению болезней. Вот почему это вещество входило также в состав смесей для окуривания жилищ и одежд больных.

    Во время операций египтяне использовали анестезирующие вещества – растирание соком мандрагоры. На кровоточащую рану накладывали кусок «сырого мяса» (прародитель гомеостатической губки), затем края сшивали с помощью иглы и нитки. Если рана не была обширной, то на нее крестообразно накладывали пластырь. Гноящиеся раны посыпали хлебной или древесной плесенью. При изготовлении лекарств древние египтяне использовали соответствующие технологические приемы: измельчение, просеивание, настаивание, процеживание, отжимание.

    В качестве лекарств употреблялись хлебные растения, продукты кедра, смоковницы, пальмовое вино, уксус, белена, мак снотворный, мята, папирус, подорожник, смола, бальзамы, касторовое масло и вино, пиво, пивные дрожжи, порошок гнилого дерева, ладан, мирра, финиковый мед, тесто, полынь, алоэ, морской лук, опий (одно из главных средств) и др. Были известны ядовитые свойства стрихнина. В число лекарственных средств животного происхождения входили молоко женщин, коров и ослиц, мед – при лечении глаз, бычья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных, волосы, зубы, кислое молоко, моча, помет и т.д. В рационе древнеегипетской медицины, встречаются препараты, названия которых не может не вызвать недоумения, например, мазь из толченного черепа осла, настой на зубе этого животного, настойки на экскрементах различных животных. Но если критически подойти к названиям этих лекарственных веществ, то можно предположить, что это лишь фольклорное наименование целебных трав и веществ.

    Гораздо беднее были представлены минеральные средства: в качестве лекарственных средств применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и др. 

    С целью сокрытия лекарственных средств от народа жрецы давали лекарствам самые замысловатые названия по имени различных богов. Одни и те же синонимы присваивались различным лекарственным средствам, поэтому сейчас трудно определить, что представляли собой те, или иные лекарственные средства, хотя такие попытки сделаны. Например, порошок «Пульвис – мумия»: мумию растирали в порошок и из этого порошка приготовляли лекарство. В новое время, когда мумии стали встречаться реже, порошок стали изготавливать из черепа, и даже в 18 веке люди пользовались подобными средствами.

    Достижения египтяне в области химии были столь прославлены в древнем мире, что некоторые авторы склонны к мнению о том, что слово «химия» восходит к старинному названию Египта – «Кемет». Древним египтянам были известны шесть металлов: железо, свинец, олово, медь, серебро и золото. Они знали процесс получения золота, металлургия которого, не претерпев существенных изменений, перешла от египтян к другим народам, включая римлян. В Египте умели восстанавливать железные руды в плавильных печах, по-видимому, знали и процесс закалки. Олово в чистом виде использовалось египтянами для украшения надгробий. Благодаря существованию естественных запасов соды, этот препарат стал применяться в Египте как в фармации, так и при получении стекла. Следует напомнить также о приготовлении хлеба и вина посредством сбраживания виноградного сока, пива, уксуса, растительных и животных жиров, о духах из эфирных масел, о получении керосина. Многие названия веществ, употребляемых в Древнем Египте, дошли до нашего времени, например, натрия, сурьма. 

    Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и.т.д. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита.

     Врачебная этика того  времени требовала открытого  сообщения пациенту предполагаемого  исхода лечения одной из трех  фраз: «Это болезнь, которую я  могу вылечить; это болезнь, которую  я, может быть, смогу вылечить; это  болезнь, которую я не смогу  вылечить».

    При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

    Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.

    Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

    Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

    Важную роль у египтян играла гигиена. Они полагали, что в пищевых продуктах содержатся элементы, вызывающие заболевания, и что можно предохранить себя от болезней, периодически освобождая свой организм от излишков: испорченных соков, воздуха, гнилостных веществ, дурной крови. Поэтому практиковалось каждые три дня очищение организма, заключающееся в приеме рвотного, слабительного, в промывании кишечника, в потении или полном воздержании от пищи. Гигиенические знания и мероприятия служили делу сохранения здоровья, предупреждения болезней и продления жизни. Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями «предупредительной» медицины.

    Медицина и фармация Древнего Египта оказали большое влияние на медицину Древней Греции, а также других государств. Но сама египетская медицина с самых древних времен была поставлена в строго религиозные рамки, исключающие всякую возможность свободного исследования. При таких условиях она не могла идти вперед, и так и застыла, просуществовав в этом виде многие тысячелетия.

     

    Заключение

    После близкого знакомства с историей медицины и фармакологии Древнего Египта возникает ощущение, что современная медицина не открыла ничего нового, а только развила уже известные знания и методы лечения. В то далёкое для нас время было открыто практически всё то, чем мы пользуемся сейчас, но в немного изменённом виде. Конечно же, никто из современных врачей не выпишет вам, при ране мягких тканей, прикладывать сырое мясо, а затем замазать рану жиром и мёдом, ведь на смену этим природным средствам пришли фармакологические аналоги. Но ведь методика сохраняется и по сей день. Если исключить аргоновые лазеры и высокоточные роботизированные хирургические установки, и рассмотреть только «холодные» инструменты современного хирурга, а потом сравнить их в Древнеегипетскими аналогами, разница в их форме и назначении будет минимальной.

    referat911.ru

    Лекарствоведение Древнего Египта

    Медицина древнего мира

    На период развития древнего мира приходится расцвет древних циви­лизаций Востока и Средиземноморья. Это было время изоб­ретения письменности, создания первых медицинских текстов.

    Тра­диционные системы врачевания Древнего Востока и Средиземноморья имели большое значение для последующего развития медицины у раз­личных народов.

    Описания медицинской истории начинается со времен вавилонских развалин и с летопи­сей лекарей Древнего Египта. Египетские амулеты, по мнению жрецов, - это защищающие средства от «дурного глаза» и укуса змеи, вырезанный из сердолика глаз Горуса, сердце исидской птицы, символизирующее кровь Исиды, позвоночник (из синего фаянса), имеющий связь с Осирисом, резной святой скарабей (из белой кости), символизирующий Бытие; поврежденная скульптура Тоэриза (из синего фаянса), проис­ходящая из эпохи Птоломея, охраняющая беременных женщин. Голова мумии, относящаяся к римским временам, дает основание предполагать, что в практике приготовления лекарств мумию растирали в порошок и из этого порошка при­готовляли лекарство «Пулвис-Мумня», которое считалось очень действенным. В новое время, когда мумии стали встречаться реже, порошок стали изготавливать из черепа, и даже еще в XVIII веке люди пользовались подобными средствами.

    Сведения о различных болезнях и их лечении встречаются в ряде папирусов. Особого вни­мания заслуживает папирус Эберса (рис. 10), вывезенный из Египта и находящийся в Лейпцигском уни­верситете. Папирус состоит из 110 страниц по 22 строки каждая и име­ет надпись: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Со­ставлен папирус Эберса в XVII сто­летии до нашей эры (3600 лет назад). В этом лечебнике египтян приведено около 800 рецептов, большая часть которых—на средства, вызывающие рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потение, отрыжку и отход газов.

    У древних египтян за 4—6 ты­сячелетий до нашей эры право при­готовления лекарства имели только люди, принадлежавшие к высшей касте священнослужителей, и все лечебное дело по их верованию на­ходилось под покровительством бо­га «Тота». Приготовление лекарств находилось у египтян на сравнительно высоком уровне. Особенно хорошо приготовляли египтяне противогнилостные, накожные и космети­ческие средства.

    В связи с большим количеством средств, применяемых в Древнем Егип­те против кожных болезней, историки медицины считают Древний Египет родиной дерматологии. Египтяне умели изготовлять пилюли, настои, отва­ры, выжимать соки из растений, делать мази, пластыри, курительные сред­ства, примочки, припарки и многие другие лекарства, которые при­готовляются и в настоящее время.

    До нас дошли также сведения о применении опия, касторового масла, подорожника, можжевеловых ягод, пивных дрожжей, мирта и т. д.

    studlib.info