Асклепиад врач древнего рима. Медицина в Древнем Риме. Асклепиад. Цельс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекарственная медицина Древнего Рима. Асклепиад врач древнего рима


АСКЛЕПИАД — Большая Медицинская Энциклопедия

АСКЛЕПИАД (Asclepiades, около 128—56 годы до нашей эры) — древнегреческий врач. Образование получил в Александрии и Афинах. Учителем Асклепиада был лекарствовед Клеофант. В возрасте 33 лет Асклепиад поселился в Риме, где приобрел широкую популярность. В соответствии с материалистическим философским учением Демокрита и Эпикура Асклепиад исходил из представлений о том, что организм, как и материя вообще, состоит из частиц, движущихся в пустотах (порах, каналах). Болезни возникают при засорении и закупорке пор и каналов, что нарушает движение частиц. Особое значение Асклепиад придавал «кожному, невидимому дыханию» (испарению) —«perspiratio insensibilis». Это дыхание, как и общее движение частиц в теле, следует поддерживать чистотой, теплыми омовениями, растираниями, физическими упражнениями, потением. Большое значение в его системе занимало климатическое лечение и массаж.

Отвергая сложные и мучительные приемы лечения, Асклепиад рекомендовал простое и согласное с природой лечение, выдвинув принцип: «лечить надежно, скоро и приятно» («tuto, celeriter, et jucunde curare»).

Асклепиад рекомендовал движение во всевозможных видах: ходьбу, бег, езду верхом, катание на лодке и др. «Приятное» лечение по системе Асклепиада противостояло грубым приемам некоторых хирургов.

К лекарствам он относился весьма осторожно и в ряде случаев давал под видом лекарств чистую воду. Асклепиаду приписывают изобретение трахеотомии как средства спасения жизни ребенка при крупе.

Из многочисленных учеников Асклепиада наибольшую известность приобрел Темисон из Лаодикеи.

Произведения Асклепиада, в подлинниках утраченные, сохранились в значительной мере в передаче Целия Аврелиана — древнеримского врача-писателя 5 век нашей эры.

Библиография: Бородулин Ф. Р. Лекции по истории медицины, с. 43, М., 1955; Ковнер С. История древней медицины, в. 3, с. 715, Киев, 1888.

П. Б. Заблудовский.

xn--90aw5c.xn--c1avg

Асклепиад, врач - это... Что такое Асклепиад, врач?

 Асклепиад, врач

(греч. Άσκλεπιάδης) — знаменитейший из древних врачей этого имени. Родился в Прузе, в Вифинии. Он начал с ораторского искусства, но затем посвятил себя изучению медицины и практиковал с большим успехом в нескольких греческих городах, а позднее в Риме. Митридат напрасно старался привлечь его к своему двору блестящими обещаниями. В истории древней медицины А. был собственно основателем методической школы. Необходимыми условиями успешного лечения он считал быстроту, точность и применимость. Он отвергал употребление лекарств, предпочитая диету, перемену образа жизни и т. п. Патология его была основана на атомистической системе. Из сочинений его сохранились лишь отрывки, которые и были собраны Гумпертом (Веймар, 1794). Ср. Рено, "De Asclepiade medico ас philosophe" Пар., 1862). Небольшое ему приписываемое стихотворение, в котором говорится о гигиенических правилах ("Ύγιεινά παραγγέλματα", изд. Вельцем (Вюрцбург, 1841), относится к VII в. по Р. Х.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Аскания, озеро
  • Асклепиад, поэт

Смотреть что такое "Асклепиад, врач" в других словарях:

  • Асклепиад — (др. греч. Ἀσκληπιάδης): Асклепиад Вифинский  римский врач, основатель методической школы (II I вв. до н. э.). Асклепиад Мендесский  грамматик и теолог (I в.) Асклепиад Мирлейский  римский грамматик (I в.)… …   Википедия

  • АСКЛЕПИАД — (греч.). Мифологический бог врачевания, сын Аполлона, ему соответствует Эскулап у древних римлян: в переносном значении вообще врач. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЛЕПИАД греч. Мифологический… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ —     АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ (Ἀσκληπιάδης ὁ Βιθυνός) (120 56 до н. э.), греческий ученый, врач, сторонник атомизма, работал в Риме. Был современником Антиоха Аскалонского, который отзывается о нем в своей книге «Правил» (Κανονικά) как о знаменитом… …   Античная философия

  • АСКЛЕПИАД — (128 56 до н. э.) древнеримский врач, по происхождению грек, основатель методической школы, медицинской системы, основанных на атомистике Эпикура. Рекомендовал простое, сообразное с природой лечение ( лечить надежно, скоро и приятно ). Считается …   Большой Энциклопедический словарь

  • АСКЛЕПИАД — (128 56 до н. э.) древнеримский врач, по происхождению грек, основатель методической школы, медицинской системы, основанных на атомистике Эпикура. Рекомендовал простое, сообразное с природой лечение ( лечить надежно, скоро и приятно ). Считается …   Большой Энциклопедический словарь

  • АСКЛЕПИАД из Вифинии —     АСКЛЕПИАД (Άσκληπιαδης) из Вифинии (120 56 до н. э.) греческий врач и натурфилософ, работал в Риме. Воспринял атомистическое учение Гераклида Понтийского о “несопряженных молекулах” (αναρμοι ογκοι), которое соединил с гипотезой о мельчайших… …   Философская энциклопедия

  • врач — Врачеватель, доктор, лекарь, медик, целитель, эскулап; дантист; знахарь, костоправ, фельдшер. Доктор медицины. Лейб медик, хирург... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. врач… …   Словарь синонимов

  • Асклепиад — (Asclepiades, Ασχληπιάδης). Римский врач, живший в I веке до Р.Х. и славившийся своими исцелениями. Имя его произведено от бога Асклепия. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • асклепиад — сущ., кол во синонимов: 2 • бог (375) • врач (352) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АСКЛЕПИАД — (Ἀσκληπιάδης) из Вифинии (120–56 до н.э.) – греческий врач и натурфилософ, работал в Риме. Воспринял атомистическое учение Гераклида Понтийского о «несопряженных молекулах» (ἄναρμοι ὄγκοι), которое соединил с гипотезой о мельчайших «порах» в… …   Философская энциклопедия

dic.academic.ru

Асклепиад Вифинский — Новости и публикации — Pharmedu.ru

Асклепиад Вифинский. ок. 124 или 129 г. до н. э. - ок. 40 г. до н. э. i_048 Развитие любой науки - это последовательное постижение обществом как за­конов мироздания, так и законов природы. И медицина не является исключением . Более того, история ее развития являет собой пример гармоничного движения в этом направлении , ведь только комплексный  подход и творческое начало  позволяют врачу широко взглянуть на проблему, уделить внимание деталям и, таким образом, помочь больному выздороветь. Без грубого вмешательства в  природу человека подвигать  больного к исцелению – такого принципа придерживался в своей профессиональной деятельности легендарный римский врачь Асклепиад Вифинский, завещавший потомкам сохранять гармонию духа и тела.   Вклад в медицинскую науку:
  • Пионер физиотерапии
  • Пионер лечебной физкультуры
  • Пионер психотерапии
Вклад в развитие медицины:
  • Физиотерапия и лечебная физкультура
  • Психотерапия
  • Гигиена
  • Диетология
  • Курортология и бальнеотерапи
  Греки — врачи римлян Вплоть до II века до н. э. Древний Рим не знал профессиональ­ной медицины. Болезни, как правило, лечили дома народными средствами и заговорами или в общественных банях — термах. На фоне передового на тот момент санитарного законодательства и развитой системы санитарно-технических и гигиенических сооружений (акведуки, термы, площадки и помещения для физических упражнений), врачебное дело как профессия практически отсутствовало. Здравоохранением управляли эдилы — санитарные чиновники, далекие от каких-либо воззрений на природу человека и его недуги. Первыми врачами римлян стали пленные греки в статусе рабов. Иметь у себя такого раба было престижно, но иной раз хозяева отпускали их на волю, чтобы затем собирать проценты с их профес­сионального заработка (при этом бывший хозяин и его домочадцы продолжали поль­зоваться услугами врачевателя абсолютно бесплатно). Римское общество же к бывшим рабам относилось с высокомерным презре­нием, и профессия врача была далеко не самой уважаемой. Вообще к греческой медицине римляне до опреде­ленной поры относились как к некоей экзотике. Несмотря на то что ей год от года пользовались все более активно, обращение к врачу- греку было скорее проявлением блажи пациента, нежели осознанной необходимостью. post-1447-0-33357100-1376674078_thumb
Известно, что в 219 году до н. э. из Пелопоннеса в Рим прибыл врач по имени Архагат. Незнакомые с профессиональной медициной римляне по достоинству оценили познания грека в целебных снадобьях предоставив ему римское гражданство, дом и государственное обеспечение. Но едва дело дошло до нехитрых хирургических операций и прижиганий , за Архагатом тут же закрепилась слава живодера, и со стороны еще недавно обширной клиентуры последовало полное разочарование. Коллеги и соплеменники Архагата, окрыленные его былым успехом, напротив, верно оценили возросший у римлян интерес к лечению и принялись бойко предлагать жителям Вечного города свои услуги. Несмотря на имевшиеся предубеждения к чужестранцам, римляне все охотнее оставляли в лечебницах греков свои сбережения. При императорском дворце огромное число врачей (как вольноотпущенников, так и специально купленных рабов) было по­делено на десятки (декурии), и каждая декурия отвечала за здоровье той или иной категории придворных чиновников. Немало врачевателей становились обладателями большого состояния, что вызывало у менее удачливых коллег равно как и зависть, так и желание добиться тех же материальных высот.   На волне популярности греческой медицины, около 90 г. до н. э., в Риме впервые появляется уроженец города Пруза в Вифинии marcus_antonius
(Малая Азия) врач Асклепиад. До того он обучался медицине, ри­торике и философии в Афинах, имел врачебную практику и про­слыл сторонником атомистической теории Демокрита. Позиция Эпикура, провозгласившего, что следует жить «разумно и приятно», Асклепиадом была преобразована в принцип «лечить безопасно, быстро и приятно» (tuto, celeriter et incunde curare). Такой подход вызвал доверие у горожан, опасающихся врачей-живодеров вроде Архагата. К тому же в Риме всегда высоко ценили искусство изысканной речи, и Акслепиад, «превосходящий красноречием прочих медиков» по свидетельству историка Плиния, приобрел немало поклонников и высоких покровителей, среди которых были учитель Цицерона оратор Марк Антоний и выдающийся политик и юрист Квинт Муций Сцевола.  

pharmedu.ru

Асклепиад из Прусы | ГЛАВА II МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ  |  Читать онлайн, без регистрации

Асклепиад из Прусы

Самым известным выходцем из Греции среди римских врачей стал Асклепиад из Прусы. Как видно по его имени, он принадлежал к числу легендарных потомков греческого бога врачевания, т. е. наследственной корпорации врачей Эллады. Он родился около 120 г. до н. э. и образование сначала получил в области риторики и философии, но в конце концов занялся медициной, в которой и преуспел. Примерно в 90 г. до н. э. переселился в Рим, где его покровителями стали такие влиятельные личности, как Марк Антоний и Квинт Муций. Пациентов у него в столице империи стало хоть отбавляй. Первая причина популярности Асклепиада на его новой родине состояла в том, что он значительно упростил методику лечения и аптеку, исключив разного рода экзотические и мучительные для пациентов средства. Во-вторых, этот врач исповедовал эпикурейскую философию, а это было вполне в римском духе.

Адаптация философского атомизма к медицине у Асклепиада означала примерно следующее. Как и все прочие материальные тела, организм состоит из мельчайших частиц (атомов). Сочетание и движение этих частиц определяет качество тела, в данном случае здоровье или болезнь. Основой всех жизненных функций служит «пневма» – «вещество, состоящее из чрезвычайно мелких частиц». Причина болезней – застой этих самых частиц, либо, напротив, слишком быстрое движение, а порой – перегиб атомов относительно пор (пустот) тела. Названные причины вызывают расстройство пневмы и составляющих ее «жизненных соков». Эти расстройства могут распространяться как на весь организм, так и на отдельные его части. Попытки Асклепиада локализовать отдельные болезни оказались ограничены слабыми возможностями античной анатомии. Так, эпилептические судороги он связывает с изменениями мозговых оболочек; плеврит – потрясениями плевры, а не самих легких; пневмонию – страдание частей легкого, обнимающих дыхательную трубку; и т. п.

Принципом асклепиадовой терапии служило изречение «Tuto, celerites, inclunde» – «Безопасно, быстро, приятно». Предпочтение отдавалось не сложным лекарствам и мучительным операциям, а простым и естественным рекомендациям – диете, физическим упражнениям, прогулкам, банным процедурам – омовениям и потению и т. п. Едва ли не единственным среди античных медиков Асклепиад провозглашал, что природа сама по себе не столько разумна, сколько вредна для здоровья, если не корректировать ее изобретениями культуры (спорт, те же диета, бани, и другие подобные мероприятия, которые идут наперекор человеческой лени и распущенности). Такого рода лозунги создали Асклепиаду репутацию новатора от медицины и повышали его популярность среди пациентов-римлян, в своем большинстве, как известно, волевых и прямых людей. Излюбленными средствами этого врача стали массажные растирания с помощью благовоний, контрастное водолечение (ванны, бани), дозированное вино, вообще диета, вплоть до строгого поста, физические движения, согласованные с характером недуга, в том числе и так называемые «пассивные движения» – в носилках, повозке, на корабле, в гамаке. Медикаменты назначались им в виде исключения. Нетрудно видеть, что подобная стратегия лечения была рассчитана на так называемых «в основном здоровых больных», которых всегда полно среди праздных представителей высших классов. Ожирение, гиподинамия, меланхолия – вот что поставляло Асклепиаду большинство пациентов. Более серьезные заболевания ведь не излечить качанием в гамаке или мытьем в бане. Тем не менее у него был ряд последователей, наиболее популярным из которых стал некий Темизон из Лаодикеи.

velib.com

Медицина в Древнем Риме. Асклепиад. Цельс

АО «ММЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

Кафедра общественного  здравоохранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС

На тему: «Медицина  в Древнем Риме. Асклепиад. Цельс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                 Выполнила: Миргалиева К.М, гр.137-ОМ

                                                        Проверила: Рахимжанова М.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2012 г.

План:

  1. Врачевание в царский период
  2. Медицина периода республики
  3. Начало организации медицинского дела
  4. Философские основы медицины древнего рима
  5. Медицина периода империи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ  ПЕРИОД (VIII-VI вв. до нашей эры. )

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан Рима к мероприятиям санитарного характера  были “Законы XII таблиц”(“Lages XII Tabularium,451-450 гг. до н. э.), краткость и простота которых и по сей день восхищают юристов. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они являлись характерным образцом свода законов раннеклассового общества (защита патриариархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т. д.).Так, например:

2.Если причинит  членовредительство и не помирится(с  потерпевшим), то пусть и ему  самому будет причинено то  же самое.

3.Если рукой  или палкой переломит кость, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу-150 ассов (аss- первоначально 1 фунт бронзы). Согласно “Законам XII Таблиц”, “младенец, отличившийся исключительным уродством”, должен быть лишен жизни (таблица IV.!). Подобная жестокость в тот период истории Рима, по всей видимости, определялась суровыми условиями перехода от первобытного к раннеклассовому обществу в конкретной социально-экономической обстановке.

Ряд параграфов “Законов XII Таблиц” непосредственно касается охраны санитарного состояния города(Рима): Таблица X. 1.Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

5.  ...Пусть костей мертвеца не сбирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.

6.  ...отменяется бальзамирование...и питье из круговой чаши.

7.  ...Закон  запрещает без согласия собственника  устраивать погребальный костер  или могилу на расстоянии ближе,  чем 60 футов от принадлежащего  ему здания.

Значительное влияние  на культуру и медицину римлян оказали этруски: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. То§а - покрывало), навыки градостроительства и религиозные верования. В царский период истории  (и вплоть до конца Шв. До н. Э.) врачей-профессионалов в Риме не было - лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. По свидетельству видного писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, в течение многих столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: “...Капуста изо всех овощей - первая, - писал он в своем труде “Земледелие”. - Ешь ее вареной и сырой. О очисти все язвы, безболезненно излечит их.”

Тем не менее в отдельных  областях врачевание этруски достигли удивительных успехов. Так до нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста. Однако греческая медицина в царский период истории Италии еще не нашла своего места на римской почве.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.- 31г. до нашей эры.)

Условным рубежом между  царским и республиканским периодами  истории древнего Рима считается 510 г. до нашей эры - год восстания  римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики (res publica -народное дело).

10. В области медицины этот период характеризуют развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического давности место захоронения, а таксисе и место сожжения трупа.”

Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось  на городских магистратов-эдилов(aedies; от aedes-храм), которые не были врачами. Эдилы надзирали над строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законов. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые)   закон Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.) о муниципиях (municipium -город с правом на самоуправление), посвящает этому ряд параграфов.

В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков (aquaeductus; aqua-вода, duco-веду), так как подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом.   Первый акведук в столице      республики г. Риме протяженностью 16.5 км был построен в 312 г. до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии. Его так и называли- Аппиевым (Аqua Арр1а). Он доставлял воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио. Акведуки не являются изобретением римлян - они заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походах. Во времена римского господства акведуки древнего Рима охранялись законом. Они стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков, хотя в дома вода не подавалась (ее или покупали, или брали у фонтанов).

Первые термы (1егтае- горячие бани) в Риме были построены в III в. до н.э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование горожанам. Для их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).

Согласно традициям тогдашней  медицины, баня принадлежала к числу

действенных врачебных средств, и  при лечении некоторых болезней без нее не обходились.

Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными  и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они являлись прекрасным императоров даром населению.

 

НАЧАЛО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА.

 

В древней Италии вплоть до II в. до нашей эры обходились без врачевателей- профессионалов. Греческая медицина считалась выражением роскоши и изнеженности. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины в древней Италии. Вот почему первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта).

Слой рабской интеллигенции  в Риме, особенно в последние годы существования республики, был особенно многочисленным. Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры весьма ощутим, - целый ряд “интеллигентных” профессий был как бы монополизирован греками. Почти каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество еще долгое время относилось к ним с некоторым презрением.

В конце III- начале II в. до нашей эры в столице Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первыми свободным врачом в Риме считается пелопоннесец Архагат (Аrhagathos). Он приехал в столицу в 219 г. до нашей эры и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность, но вскоре прижигания и хирургические операции, которые он проводил, резко изменили отношение римлян к нему: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.

Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой  в этом отношении явился эдикт (указ ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до нашей эры предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам - выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций, так и местным жителям, обучившимся медицине. Позднее, в период империи рескриптом императора Константина(337 г.), устанавливалось:” Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы...(и еще 33 профессии).” Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи.

 

Философские основы медицины древнего Рима

Атомистическое учение, созданное  выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло  свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма - философа и поэта Тита Лукреция Кара. В поэме “ О природе вещей” Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы.

Говоря о “ гибельном  смешанном воздухе”, который при  вдыхании, несет в организм человека семена “ болезни и смерти”, Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает  эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала ( не отдавая себе в этом ясного отчета, как заметил П.Е. Заблудовский). Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающего итальянского ученого эпохи Возрождения - Джироламо Фракасторо (1478- 1553) “ О контагии, контагиозных болезных и лечении”.

Учение Эпикура и  передовые взгляды Лукреция оказали  большое влияние на Асклепиада из Прусы в Вифинии - видного греческого врача в Риме. Развитие естественнонаучного направления в медицине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система - лечить безопасно, быстро и приятно выгодно отличалась от методов врачевания “ живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия.

Асклепиад был учеником эразистраторов (т.е. последователей Эразистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал  предпочтение твердым частицам тела).

Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во- первых, как результат стагнации - застоя (stagnum - стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во- вторых - как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus - твердый, плотный). Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующие развитие медицины в период империи и естественно- научного направления в медицине в целом.

 

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ ( 31 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

 

Развитие медицинского дела в период империи явилось  одним из проявлений римского практицизма  и наиболее ярко проявилось в становлении  военной медицины.

Становление военной медицины

 

Начиная с первого  диктатора Суллы, власть римских  императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась  на армию. Окончательное становление  римской армии и широкие завоевательные походы потребовали организации  в армии медицинской службы, которая сложилась уже ко времени правления Траяна. Оказание медицинской помощи во время военных действии изображено на колонне Траяна в Риме: младшие медики - капсарии (от лат. саrsa -круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал ) в военной одежде перевязывают раненных товарищей прямо на поле боя. В конце I - начале II в. во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах римских войск появились врачи-профессионалы - medici ( в наиболее ранние периоды истории Рима об армейских врачах не упоминается; первые сведения - о Диоскориде, военном хирурге армии Нерона - относятся к I в.). В каждом легионе был легионнный врач - mtdicus legionis, каждая когорта имела четырех врачей – medici cohortis. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

После битвы раненых  отвозили в ближайшие города или  военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных - валетудинарии по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, гл. обр. Из числа рабов, использовался для ухода за больными.

stud24.ru

Лекарственная медицина Древнего Рима

Министерство  Здравоохранения Украины

ГУ «Луганский государственный медицинский университет»      

Реферат

на тему: «Лекарственная медицина Древнего Рима»     

Луганск 2011 Содержание 

Введение 3
1. Развитие  медицины и фармации в Древнем  Риме до I в. до н.э. 3
    2 Материалистическое  направление в медицине Древнего  Рима. Асклепиад
                6
3. Идеалистическое направление в медицине античного Рима 8
8
11
Заключение 15
Список  использованной литературы 16
 

 

      Введение

     Под своей властью Рим объединил  большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении  и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В условиях обширного государства в Риме медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба.

     Мировоззрение римлян в значительной степени испытало влияние культуры и философии народов, входивших на определенных этапах истории в состав Римской империи. Вследствие этого медицина Древнего Рима была тесно связана с медициной Греции. Однако она имела и свои особенные черты. 

  1. Развитие медицины и фармации в Древнем Риме до І века до н.э.

     В Риме необходимые для развития медицины условия начали обнаруживаться с  середины III века до н.э., а полностью, включая появление натурфилософии и революционного класса, проявились лишь к середине І века до н.э., когда и началось заметное развитие римской медицины.

     Вплоть  до II века до н.э. в Древней Италии не было врачей профессионалов. Считалось, что для поддержания здоровья достаточно посещения горячих бань – терм. Лечение проводилось дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая все это с магией и заговорами. Первыми врачами стали выходцы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачем. Раб лечил семью своего хозяина и его родственников.

     Высокий культурный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная  практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому  рабов-врачей стали отпускать на свободные заработки.

     Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов  и друзей и отдавать ему часть  своих доходов. Юридически врачи-отпущенники  оставались зависимыми от рабовладельца, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением. В конце III – начале II в. до н.э. в столице Римской империи стали появляться и свободные врачи греческого происхождения.

     Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие лекарственные растения произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Римляне занимались садоводством с особой любовью, у них впервые появились парники, где молодые растения оберегались от холода и освещались солнечными тучами через слюдяные окна.

     Множество сведений о лекарственных травах римляне могли почерпнуть из «Естественной  истории» Плиния Старшего, являющей собой  замечательный образец римской популярной (от лат. «popidaris» — народный; общедоступный; широко известный) энциклопедической литературы.

     Многие  рецепты Плиний взял из трудов Гиппократа и других великих врачей древности. Приведены здесь и способы  изготовления обычных для медицины того времени лекарственных средств: уксусомеда (смеси меда и уксуса), пепла птиц и животных, собачьей крови, желудка аиста, растирания из костей змеи, мази из каракатицы, крови летучей мыши, желчи ежа и т.д. Наряду с такими экзотическими для современного читателя средствами Плиний рекомендует фрукты и овощи (дыню, персики, айву, свеклу и др.), лекарственные растения (мяту, руту, лук, чеснок, укроп, чабрец, корень чечевицы и др.). Кроме того, в книге приведены народные средства лечения болезней.

     Рецепты Плиния содержали множество рецептов греческой медицины, широко использующей морских животных для лечения  разнообразных внешних и внутренних болезней. Эти животные были обычными для греков, вся жизнь которых  была связана с морем. Плиний пишет  о лекарственных свойствах икры морских ежей, о благодетельном действии устриц на организм человека: Плиний писал, что «неочищенные и сваренные в собственной скорлупе устрицы превосходно излечивают ревматизм. Скорлупа устриц, прожаренная на огне и смешанная с медом, успокаивает боли при воспалении языка. Эта же смесь успешно применяется при воспалении околоушных желез, появлении нарывов и опухолей..., разведенная с водой, она выводит морщины с лица, делает кожу у женщин значительно мягче и нежнее, помогает излечивать кожу после ожогов и является чудесным средством для чистки зубов. В соединении с уксусом эта смесь прекращает зуд и предотвращает появление сыпи. Сырые устрицы очень полезны при лечении золотухи...»

     Плиний  упоминает об использовании пепла  сожженной губки для лечения внутренних болезней. Этим пеплом посыпали раны, чтобы они не гноились. Смешивая пепел с молоком, готовили лечебное питье, которое давали больному 3 раза в день. Лекарственные свойства губки получили объяснение много позже: оказалось, что в ней высок процент йода.

     При головной боли, писал Плиний «самое полезное — намазать ее соком цикория с розовым маслом и уксусом, приложить ко лбу базилик с розовым или миртовым маслом или с уксусом... Пшеничную муку самого тонкого помола, смешанную с яичным белком и посыпанную небольшим количеством белой соли, нужно намазать на лоб и привязать сверху завязкой от обуви... на виски кладут вареный чеснок...»

     Сведения, приведенные в «Естественной  истории», большей частью были основаны не на собственных наблюдениях, а заимствованы из множества трудов античных писателей.

     А самым популярным лечебным средством было использование местных сельскохозяйственных растений – в первую очередь сырой капусты. “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего… Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…” Эти средства применялись внутрь, ими же лечили раны и язвы. В сыром виде капусте приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать фистулу и глухоту.

      Диоскорид, (I век н. э ), знаменитый римский врач греческого происхождения, состоявший врачом при римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона, утверждал, что легко сваренная капуста вызывает послабление, а долго варенная – запор.

     Диоскорида  считают отцом европейской фармакогнозии. В своем классическом труде “Materia medica” (“Лекарственные вещества”) он обобщил  все, что было известно в его время  о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения Наибольшее внимание он уделял растительным лекарственным средствам, и в этом сочинении описал свыше 600 видов лекарственных растений, снабдив описания рисунками растений и указав их применение. Диоскорид использовал опыт египетской, а, следовательно, ассирийской, вавилонской и шумерийской медицины. Книга была переведена на латинский язык и являлась авторитетным руководством в Европе до XVI века. Также применялись уксус, мед, растительное масло. Широко применялись в качестве лекарственных средств сначала дикорастущие, а затем специально культивируемые лекарственные растения. Кроме того в римской фармации были известны минеральные препараты, а также вещества, полученные искусственным путем: сера, ртуть, меди сульфат, квасцы, мыло, красящие и дубильные вещества.  

  1. Материалистическое  направление в  медицине Древнего Рима. Асклепиад

     Медицина Древнего Рима развивалась по двум направлениям: материалистическое и идеалистическое. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с методической школой, которую основал великий римский врач Асклепиад. Асклепиад (128–56 гг. до н. э.) – грек, родом из города Прузы, находившегося в маленьком Вифинском государстве в Малой Азии; учился в Александрии и в Афинах; около 90 г. до н. э. появился в Риме, где сначала преподавал риторику, затем занялся врачеванием, главным образом среди беднейших слоев общества. Он написал много сочинений, но они дошли до нас лишь в отрывках, вследствие чего трудно составить представление о его концепции во всей полноте. В основном, по имеющимся материалам, она сводится к следующему.

     Материальной  основой организма, включая и  его психическую деятельность, являются атомы. Они образуются из воздуха  при разложении его в легких и  из пищи при размельчении ее в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по всем тканям, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях же атомы движутся по каким–то невидимым простым глазом канальцам, которые Асклепиад назвал порами и считал обладающими чувствительностью.

     Мысли Асклепиада о физиологии, патологии  и этиологии не отличались сложностью. Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно  – организм здоров. Если же движение атомов чем-нибудь нарушается или если в тканях они почему-нибудь откладывается неправильно – организм заболевает.

     Первопричиной же этих явлений Асклепиад считал вредности климата, местности и образа жизни – в первую очередь вредности питания и недостаток или чрезмерность движения. Поэтому целью терапии Асклепиад считал восстановление правильного движения и расположения атомов. Три средства для достижения этой цели рекомендовал Асклепиад: разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку именно из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие наше тело, и, в-третьих, физические упражнения, чтобы способствовать движению атомов по тканевым порам. Назначение диеты для Асклепиада не составляло трудностей: диета на все случаи жизни превосходно была разработана врачами с давних пор. Асклепиад ввел в диететику лишь один новый принцип: пища должна быть вкусной. Указывая же лечение воздухом и физическими упражнениями, Асклепиад выступил как новатор. Он предложил больше пользоваться чистым воздухом, особенно горным, гимнастические упражнения, массаж, ходьбу. езду всякого рода; для слабых больных – прогулки па носилках и качание на подвесных ложах; для всех больных – тщательный уход за кожей с целью содействовать кожному дыханию; в отдельных случаях – купание в целебных источниках. Следуя своему методу, Асклепиад отверг древний «опорожняющий» метод лечения с его мучительным очищением вверх и вниз и с его неприятным для больного кровопусканием. Из лекарственных средств Асклепиад отдавал предпочтение болеутоляющим. В терапии Асклепиад провозгласил девиз «лечить безопасно, скоро и приятно» («tuto, celeriter et jucunde curare»).  

  1. Идеалистическое направление в  медицине античного  Рима

     Асклепиад и его школа представляли передовое, материалистическое направление в медицине античного Рима. Этому направлению противостояло реакционное, идеалистическое, которое особенно выявилось в период империи. Виднейшими его представителями были Корнелий Цельс и Клавдий Гален. 

stud24.ru