Химия в древней индии. НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ВЕЩЕСТВА В ИНДИИ И КИТАЕ В ДРЕВНОСТИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ИНДИИ И КИТАЕ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ. Химия в древней индии


ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ИНДИИ И КИТАЕ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ

ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ИНДИИ И КИТАЕ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ

В странах Азии, почти не участвовавших в политических событиях, которые происходили на Западе, и экономически мало связанных с Западной Европой, развитие химических и химико-практических знаний в начале средних веков шло самостоятельным путем. Остановимся лишь на некоторых важнейших достижениях ремесленно-химической техники и на натурфилософских представлениях в Индии и Китае в первые века новой эры.

Северо-западная Индия еще со времен Александра Македонского, завоевавшего эту область, была связана с греческой культурой. Однако к началу нашей эры эти связи оказались утраченными. С I в. и вплоть до нашествия на Индию гуннов в VI в. Северо-западная Индия управлялась династией «кушанов» китайского происхождения.

В течение первых веков нашей эры в Индии продолжали развиваться ремесленные производства. Рано появилась литература химико-технического содержания. Однако произведения древнеиндийских ремесленников-техников до нас не дошли. Лишь по сочинениям общего характера можно судить об уровне развития химических ремесел, а также металлургии и других областей техники в Древней Индии. Так, еще в конце IV в. до н. э. была написана книга «Артхашастра» (71), автором которой считается Каутилья (или Чанакья) — первый министр у одного из императоров династии Маурьев (321–296 гг. до н. э). «Артхашастра» посвящена политической, общественной, гражданской и военной организации государства. Рассматривая соответствующие вопросы административного характера, автор уделяет определенное внимание вопросам экономики и в ряде мест рассказывает о добыче и использовании природных минеральных богатств, о металлургическом производстве и ремесленной химической технике. Даются общие сведения о рудах золота, серебра, меди, свинца, олова и железа, а также о способах добычи и переработки этих руд и выплавки металлов. Кроме того, в книге приводятся данные и о других химико-технических приемах ремесленной техники, в частности об изготовлении алкогольных напитков.

В Индии, как и в Древнем Египте, были распространены учения о превращении металлов. Широкой популярностью пользовалась теория получения всех металлов от «родительской пары» — ртути и серы.

Цеховая организация древнеиндийского ремесла способствовала усовершенствованию приемов производства и расширению сведений о различных веществах и их свойствах. В первые десятилетия нашей эры в Индии было известно много разных химикатов. В практике химических ремесел применялись медный и железный купоросы, в медицине — препараты серы, для различных целей использовались природные соединения мышьяка — реальгар (As4S4) и аурипигмент (As2S3), уксус, для технических целей изготовлялись щелочи. С IV в. стал известен белый мышьяк (As2О3)

В эту же эпоху при крашении применялись квасцы, были известны прочные красители. С 550 г. в технике стали применяться цементированные металлы. Приблизительно около 600 г. уже была хорошо известна селитра (72). Свидетельством высокого уровня металлургической техники и обработки металлов может служить большая железная колонна близ Дели (Делийская колонна) весом около 6,5 т. Колонна имеет в длину 7,3 м, диаметр ее у основания — 41,6 см, а у вершины — 29,5 см. Колонна была изготовлена в IV в. как памятник какой-то победы. По-видимому, она была сделана из небольших криц, путем их сварки и последующей проковки. В район Дели колонна была перенесена в 1050 г. (73)

Делийская колонна состоит из почти чистого железа (99,72 % Fe) и содержит лишь незначительные примеси углерода, серы и фосфора. Этим и объясняется ее долговечность и коррозионная устойчивость.

Начиная с первых веков нашей эры в Индии получила распространение алхимия и появились алхимические сочинения. Крупнейшим алхимиком Древней Индии был Нагарьюна (VIII в.), который в книге «Разаратнакара» описывает пути и возможности «фиксации ртути» и другие типичные алхимические операции. Крупные успехи в развитии ремесленной химической техники были сделаны в Китае в первые столетия нашей эры. Наряду с развитием техники обработки руд и выплавки металлов, с усовершенствованием процессов крашения и расширением ассортимента красок, в эту эпоху были сделаны и другие технические открытия.

В 12 г. до н. э. в китайских летописях упоминается о бумаге. Ее получали в виде тонких пластинок из шелковой ваты — отхода производства шелка. В 105 г. чиновник Цай Лунь, ведавший снабжением императорского двора промышленными изделиями, изобрел способ изготовления настоящей бумаги из древесной коры, конопли, тряпок, старых рыболовных сетей и т. д. Этот способ значительно позднее был освоен и в других странах: в Корее — около 600 г., в Японии — в 610 г., в 751 г. китайский способ производства бумаги был осуществлен в промышленном масштабе в Самарканде. В Китае же были изобретены и первые приемы книгопечатания (74).

Большие успехи китайских ремесленников нужно отметить и в области производства керамических изделий. Еще в эпоху Хань (206 г. до н. э.) были сделаны важные усовершенствования в рецептурах шихт для производства глиняной и фаянсовой посуды. По мнению ряда авторов, именно к этому времени следует отнести появление первых фарфоровых изделий, еще грубых вследствие несовершенства обжигательных печей. В VII в. были введены в практику специальные печи для обжига фарфоровых изделий, и с этого времени в Китае началось массовое промышленное изготовление фарфора, завоевавшего вскоре широкую известность как в азиатских государствах, так и в Европе. Секрет производства фарфора оставался неизвестным европейцам вплоть до начала XVIII в. (75)

Упомянем, наконец, еще об одном достижении китайских химиков-практиков этой эпохи — изобретении пороха. В первые века нашей эры в Китае были хорошо известны составные части пороха — селитра и сера, применявшиеся в медицине. Кроме того, еще в VI в., а вероятно и ранее, в Китае существовали мануфактуры для производства «огненных составов», применявшихся для увеселительных целей во время праздников при императорском дворе. В 682 г. китайский алхимик Сунь Сымяо описал один из первых образцов пороха — весьма интенсивно горящую смесь из серы, селитры и древесного порошка. В 808 г. другой китайский алхимик — Цинь Сюй-цзы — сообщает о порохе, состоящем из серы, селитры и древесного угля. По-видимому, еще ранее (VIII в.) этот состав был хорошо известен китайским химикам и применялся при изготовлении фейерверков (76). В период династии Тан (618–907 гг.) порох стал применяться в качестве взрывчатого вещества в военном деле. Позднее (XII в.) в Китае было введено первое огнестрельное оружие — бамбуковая трубка, заряжавшаяся порохом и пулей.

Секрет изготовления и применения китайского пороха довольно быстро проник к арабам, а через них — в Византию и, несомненно, послужил основой для изготовления «огненных составов» («греческий огонь»). В Европе порох появился лишь в XIII в.

Наряду с развитием ремесленной химической техники в Китае в первые века нашей эры получили значительное развитие и алхимические идеи. Китайская алхимия обладала всеми характерными чертами, присущими позднейшей западноевропейской алхимии. Она была тесно связана с магией и астрологией. Характер изложения в алхимических сочинениях Древнего Китая тот же, что и у александрийских, а в дальнейшем и у западноевропейских алхимиков. Описания операций полны мистики, символики и таинственных выражений и заклинаний. Авторы трактатов явно стремятся зашифровать то, что составляет самую суть рецептов, скрыть «тайну».

При дворах китайских императоров существовали штатные алхимики, которые были одновременно магами и астрологами. Одной из их обязанностей было изготовление «эликсира бессмертия». В состав таких эликсиров входили обычно ядовитые ртутные соли, и понятно, что легковерные императоры и сановники, отваживавшиеся принять эликсир, умирали. Поэтому нередко алхимиков принуждали попробовать на себе действие эликсира.

В Китае алхимия процветала уже во II в. до н. э. и позднее получила весьма широкое распространение. Одним из видных китайских алхимиков был даосист Вэй По-ян (около 140 г.). Вэй По-ян оставил несколько сочинений. В книге «Шу-и цзан-ту-ши» он приводит рецепт приготовления «пилюль бессмертия». Книга эта — мистическое произведение с характерными для алхимических текстов аллегориями и символикой. Вот отрывок из нее: «Форма печи похожа на луну, лежащую на спине. Белый тигр нагревается на горне. Туда же добавляют голубого дракона, а ртутное солнце представляется растопленной жемчужиной; восток и запад исчезают вместе, и так хунь и пио контролируют друг друга. Красная птица — дух огня, и она справедливо распределяет победу и поражение. И вот поднимается вода, и огонь низвергнут» (78).

Среди различных веществ, которые удалось расшифровать в такого рода описаниях, наиболее часто встречается, пожалуй, киноварь («ху-ша», или «тан-ша») — соединение, которое у алхимиков пользовалось особым вниманием и постоянно фигурирует в описаниях алхимических операций в ряде стран древнего мира. Вэй По-ян также изготовлял «пилюли бессмертия» на основе киновари. В легенде о Вэй По-яне говорится, что, изготовив такие пилюли, он сам попробовал их. То же сделали его ученики. Пилюлю дали и собачке. Все они умерли, но потом воскресли и сделались бессмертными (79).

К более позднему времени относится сочинение китайского алхимика Ко Хунта (281–361 гг.). Он также был даосистом. Его сочинение «Пао-Пу-Цзу» состоит из 70 книг (глав). В самом начале описывается изготовление «пилюль долгой жизни», а также различных лекарственных средств. В дальнейшем он переходит к описанию чисто алхимических операций приготовления искусственного золота.

Таким образом, в развитии китайской алхимии можно различать два периода соответственно основным целям, которые ставили перед собой последователи «тайного искусства». В первом периоде (раннем) речь шла главным образом об изготовлении «панацеи» — фантастического лекарственного средства, обеспечивающего бессмертие или долгую жизнь. В дальнейшем эта задача становится уже побочной. На первый план выдвигается проблема превращения неблагородных металлов в золото. Так, для Ко Хунга уже характерно наряду со стремлением описать способы изготовления «пилюль долгой жизни» желание отыскать пути для превращения ртути, меди, железа и других неблагородных металлов в золото. Он уверен в том, что путем трансмутации можно получить настоящее золото.

В сочинении Ко Хунга описывается способ получения ртути из киновари, путем нагревания последней[6] и конденсации образующихся паров ртути. Ко Хунг считает, что если киноварь подвергнуть очень сильному нагреванию, то из нее образуется золото (80).

Между идеями и даже методами и путями, описываемыми в алхимической литературе, а также аппаратурой (например, священные сосуды — «дин») китайских алхимиков и алхимиков Западной Европы более поздних эпох существует несомненная связь. Однако вопрос о путях проникновения алхимических идей и рецептур из Китая в Европу в древности и в средние века еще не изучен.

Таким образом, в течение многовекового периода древнего мира человечество не только накопило многочисленные и различные химико-практические знания и научилось использовать разнообразные вещества и некоторые химические превращения для разных целей, но и создало первоначальные теории о природе веществ, о началах, или стихиях, их составляющих, выдвинуло важнейшие положения об атомном строении материи и теории о происхождении металлов и минералов и т. п.

Все эти достижения натурфилософии и практической химии древнего периода истории человечества невозможно рассматривать иначе как основу дальнейшего развития химии в средние века и в новое время.

Следует, однако, иметь в виду, что в развитии теоретических и химико-практических знаний в древний период четко определились три, почти обособленные друг от друга, направления деятельности:

1. Натурфилософские представления о веществе и началах, его составляющих. Достижения античных греческих философов — материалистов и, прежде всего, атомистов — оказали особенно большое влияние на дальнейшее развитие философии, естествознания и теоретической химии.

Однако наряду с передовыми материалистическими натурфилософскими учениями в древности возникли и идеалистические, религиозно-мистические, философские системы. Они получили развитие как в Греции, так и, особенно, в эллинистическом Египте и в странах Востока. Это неоплатонизм и гностицизм в эллинистическом Египте, а также религиозные вероучения — буддизм, даосизм и, наконец, христианство. Все эти религиозно-философские учения прямо противоположны естественнонаучной материалистической философии. Борьба между этими двумя основными и противоположными мировоззрениями пронизывает всю дальнейшую историю развития естествознания и химии.

2. Химико-практические знания и ремесленные производства, в особенности металлургия и фармация. Развитию этого направления способствовали значительные успехи во всех крупных рабовладельческих государствах — Египте, государствах Междуречья, Индии, Китае и государствах Закавказья, а также в Древней Греции. Ремесленники и химики-практики древнего мира накопили в течение веков большой технический опыт. Практические знания и производственный опыт в области металлургии и фармации оказали особенно большое влияние на дальнейшее развитие химических знаний. Можно утверждать, что именно металлургия и фармация, зародившиеся на заре культурного развития человечества и получившие большое развитие в древности, и являются основой дальнейшего развития химии.

3. «Священное тайное искусство», т. е. поиски путей и возможностей изготовления искусственных благородных металлов, драгоценных камней, поиски чудодейственных универсальных лекарств, обеспечивающих долгую жизнь и даже бессмертие. Это направление, получившее широкое распространение в эпоху разложения рабовладельческого общества, фактически развивалось обособленно от ремесленно-химической практики. Вместе с тем «тайное искусство», по-видимому, с момента своего возникновения было органически связано с наиболее реакционными философскими учениями, религиозной догматикой и мистикой.

Поиски путей трансмутации металлов при помощи философского камня и чудодейственных лекарств сочетались в «тайном искусстве» с черной магией, астрологией, искусством заклинаний, колдовством и т. д. Поэтому это направление стало уже в древности совершенно бесплодной ветвью химии. В дальнейшем развитии химических знаний наиболее прогрессивную роль играла практическая ремесленная химия. Мастера-металлурги, красильщики, врачи и фармацевты и другие химики-практики шаг за шагом продолжали совершенствовать старые способы химических производств, вводили новые способы обработки веществ и новые вещества в производства и, наконец, основывали новые области химической техники и новые производства. Однако очень немногие из них пытались теоретически осмыслить и объяснить осуществляемые ими химические превращения и процессы.

В то же время античная материалистическая натурфилософия, получившая блестящее развитие в древности, в первые века нашей эры подверглась жестоким преследованиям со стороны христианского духовенства и была запрещена. Многие произведения греческих философов были уничтожены. На длительный период в некогда культурных странах Средиземноморского побережья наступил период застоя мысли, господства религиозно-догматической схоластики.

В средние века, вследствие одичания народов Южной Европы, многие достижения науки и культуры древнего мира были полностью забыты. Тем не менее дальнейшее развитие химии, как и науки вообще, происходило на основе химико-практических знаний, производственного опыта и передовых материалистических учений, возникших и получивших развитие в древности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Физика и химия. Древняя Индия. Быт, религия, культура

Физика и химия

Примерно во времена Будды (563–483 гг. до н. э.) в Индии считалось, что вселенная состоит из земли, воздуха, огня и воды. Пятый элемент в некоторых школах называли словом, которое можно перевести как «эфир», хотя такой точки зрения придерживались не все, поскольку идеи в области физики были тесно связаны с религией, они были различными у разных религиозных групп. Однако все считали, что вещества, за исключением эфира, состоят из атомов, то есть мельчайших частиц. Буддисты считали, что атом существует в течение наименьшего времени по сравнению с другими частицами, появляется и исчезает практически мгновенно, давая жизнь другому атому, который появляется из него. Были разные точки зрения относительно того, какие существуют комбинации соединения атомов. Конечно, все эти атомные и молекулярные теории были только теориями, не основанными на эксперименте. То, что они напоминают современные, говорит лишь о том, насколько богатой интуицией и воображением обладали древние ученые. Индийские физики практически полностью основывали свои суждения на логике и интуиции, и, хотя существовало несколько общих теорий гравитации и расширения твердых и жидких веществ при нагревании, не предпринималось никаких попыток подтвердить практическими экспериментами те или иные взгляды. В Древней Индии эксперименты проводились только в области акустики.

Химия Древней Индии в основном была направлена на производство лекарств. Технологический процесс, скажем в металлургии, полностью представлял собой метод проб и ошибок, который мастера осуществляли на свой страх и риск. Индийских химиков больше всего интересовало производство ядов, противоядий и возбуждающих любовных средств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Древняя Индия - Стр 22

МАЙКЛ ЭДВАРДС

санскрит, на котором говорили еще арии, но который с тех пор значительно изменился. Основные элементы грамматики санскрита были сформулированы Панини1 к концу IV в. до н. э., и с тех пор санскрит изменился незначительно, не считая появления некоторого количества новых слов. Язык, правила которого столь тщательно проанализировал Панини, стал называться «шамшкрта» (санскрит), или «очищенный»2. Диалекты, которыми пользовались обычные люди, не имели сформулированной грамматической системы; они назывались пракрта (пракриты), или «неочищенные». В санскрите существовал единственный диалект, он же официальный религиозный, государственный язык, которым пользовались представители высшего сословия. Зато существовало много пракритских диалектов. Одним из самых важных был пали, язык буддизма. Буддисты использовали его в противовес санскриту, официальному религиозному языку. Здесь можно провести параллель с известным реформатором церкви Мартином Лютером, который использовал обычный разговорный язык в противовес латыни — официальному языку католической церкви. В Южной Индии неарийские языки, которые называются дравидскими, испытали на себе лишь незначительное влияние санскрита. Самым известным из этих языков, на котором раньше других появились литературные произведения, является тамильский.

Литература Древней Индии также подразделялась по сословному признаку, в зависимости от того, к какому типу относилось то или иное литературное произведение. Великие священные тексты были написаны на санскрите, как и большая часть светской литературы, включая поэзию и драматургию. Пракрит был языком буддийских и джайнийских книг, иногда на нем писали светские поэтические произведения. Естественно, самые разные диалекты звучали в устном народном творчестве, включая поэтическое,

1

П а н и н и — ученый-брахман.

2

С а н с к р и т (от санскр. sanskrta) — очищенный, украшенный,

обработанный.

ИСКУССТВА И НАУКИ

которое создавали странствующие сказители. Сословные различия отразились и в санскритской драматургии, в которой большинство мужских персонажей из высшего сословия говорят на санскрите, в то время как мужичины из более низких сословий и большинство женщин говорят на различных диалектах пракрита.

Сохранилось довольно много пьес на санскрите, как коротких одноактных, так и весьма продолжительных, состоящих, например, из десяти актов. Пьесы обычно играли профессиональные актеры при минимальном количестве декораций. Задняя часть сцены отделялась от передней занавесом; между зрительным залом и сценой занавеса не было. Костюмы были такими же, какие носили в обычной жизни, поэтому о том, какого персонажа играет актер, зрители могли догадаться по его костюму. Язык телодвижений, свойственный танцу, использовали и в драматических спектаклях, чтобы передать настроение, ситуации или даже обозначить те или иные предметы.

Обычно пьеса начиналась с воззвания к богам и пролога, во время которого актер и актриса, игравшие главные роли, обсуждали то, что последует за прологом. Пьеса была написана в прозе, с отдельными стихотворными вставками. Другой важной чертой индийской драматургии было отсутствие трагедий. Все пьесы должны были иметь счастливый конец. Сюжеты придумывали самые разные, от рассказов о богах и героях, комедий на темы гаремной жизни до образов, символизирующих добро и зло. В большинстве пьес основными персонажами являются главный герой и главная героиня, злодей и комический персонаж — как правило, уродливый и глуповатый брахман.

Самые ранние из сохранившихся пьес были написаны буддийским поэтом Ашвагхошей, который, как предполагается, жил в конце I в. Однако они сохранились лишь фрагментарно. Самыми ранними из целиком сохранившихся пьес являются произведения Бхасы. Ни один из специалистов не может точно их датировать, но все сходятся во мнении, что они были написаны до Калидасы, талант которого расцвел приблизительно между 375-ми 455 гг.

МАЙКЛ ЭДВАРДС

Сохранилось тринадцать пьес Бхасы, в то время как из наследия Калидасы, считающегося самым выдающимся санскритским драматургом, до нас дошло лишь три. Самая знаменитая из пьес Калидасы — «Шакунтала» (или «Абхиджнанашакунтала» — «Узнанная по перстню Шакунтала»). Когда ее впервые перевели на английский язык в конце XVIII в., она произвела столь сильное впечатление на великого немецкого драматурга Гёте, что он позаимствовал идею пролога из этой пьесы для своей трагедии «Фауст».

На санскрите писало много драматургов, включая царя Шудраку, современника Калидасы. Шудрака написал самую реалистичную из санскритских пьес — «Глиняную повозку». Три сохранившиеся пьесы были написаны царем Харшей: две из них — комедии на темы гаремной жизни, одна на религиозную тему. Правда, некоторые ученые считают, что эти пьесы были написаны не Харшей, а другими авторами. В начале VIII в. жил еще один знаменитый драматург Бхавабхути, которого считают вторым после Калидасы. После него наблюдается упадок санскритской драматургии.

Самое раннее из сохранившихся поэтических произведений на санскрите приписывают Ашвагхоше, оно посвящено жизни Будды. Произведение написано довольно просто и незамысловато, чем сильно отличается от витиеватого стиля более поздней санскритской поэзии1. Поэтические произведения изначально были рассчитаны на меньшинство, однако вскоре они широко распространились и стали общедоступными. Чаще всего встречаются стихи о любви, природе, нравственности. Любовная поэзия была откровенно эротична. Природу изображали как среду обитания человека, религиозные темы в поэзии встречались редко.

Был написан ряд книг, посвященных правилам стихосложения, что еще раз подтверждает индийское обыкновение раскладывать все по полочкам. К сожалению,

1 Поэма «Буддхагарита» о жизни Будды; в России вышла в 1913 г. под названием «Жизнь Будды» в переводе К. Бальмонта.

ИСКУССТВА И НАУКИ

невозможно сделать литературный перевод санскритской поэзии на английский язык. Предпринятые попытки дали результат, очень далекий от оригинала.

Величайшим санскритским поэтом считается опять же Калидаса. Из сохранившихся произведений самым знаменитым всегда считалось «Облако-вестник»(«Мегхадута»). И стилю, и сюжету этой поэмы постоянно пытались подражать. В«Облаке-вестнике»сотня строф, однако поэты часто любили писать произведения, состоявшие из единственной строфы. Самые яркие стихи

вэтом жанре принадлежат поэту Бхартрхари, жившему, как полагают, в VII в.

Санскритская проза появилась довольно поздно. Только в период правления Гуптов мы видим более или менее сложившийся литературный стиль. Эта проза носит повествовательный, очень стилизованный характер. Все самые известные писатели — Дандин, Субханду и Бана — жили

вконце VI — начале VII в. Произведение Дандина «Похождения десяти царевичей» («Дашакумарачарита») представляет собой сборник историй, объединенных общим сюжетом повествования. Они обычно носят комический характер и довольно ярко и красочно описывают детали жизни воров, проституток и диких племен. Если рассказы Дандина написаны ясно и просто, то в работах Субханду очень много длинных фраз, малопонятных каламбуров и словосочетаний, а также мифических образов. В его работах главное не сюжет, а стиль. Бана писал очень похоже на Субханду, однако он находил такой сюжет, который делал его произведения не столь тяжеловесными и трудными для восприятия. Бана, являясь придворным одописцем, довольно подробно и точно описал жизнь своего покровителя — царя Харши, хотя, конечно, допустил при этом ряд преувеличений1.

1Бана — автор «Харшачариты» — «Жизнь царя Харши», а также романа «Кадамбари»; действие романа развивается в двух планах — на земле и на небе, причем идеальные герои становятся равными богам. Оба произведения не завершены; последнее — дописано его сыном Бхушаном.

МАЙКЛ ЭДВАРДС

Другим видом прозы были притчи-джатаки,истории о Будде, написанные на пали. Их главными персонажами часто являются говорящие животные. Сборник индийских притч «Панчатантра» («пятикнижие») был переведен на персидский в VI в., а двумя веками спустя — на арабский. С арабского они были переведены на многие европейские языки и оказали большое влияние на западную литературу. Литература наа тамильском создавалась еще в глубокой древности, однако сохранившиеся работы датируются не ранееII—IIIвв. Это три сборника стихов и две лирические поэмы. Произведения в основном на темы любви и войны, однако один из сборников посвящен теме морали. Самым известным сборником является «Тирукурал»1, где собраны афоризмы по таким вопросам, как добродетель, богатство, любовное влечение.

К VI в. влияние санскрита распространилось на юг Индии. Это сказалось на тамильской поэзии, стиль которой стал несколько отличаться от более раннего. Однако известное произведение «Повесть о браслете» («Шилаппадихарам») все равно весьма сильно отличается по мироощущению от санскритской поэзии.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Существует множество примеров высокого уровня техники в Древней Индии. Индийские ткацкие изделия отличались исключительным качеством и пользовались большим спросом за рубежом, особенно в Римской империи. Правда, в производстве керамики аналогичного уровня достигнуто не было. Обработка камня, безусловно, осуществлялась усовершенствованными методами. Так, камень для знаменитых колонн, на которых были высечены эдикты Ашоки, был добыт из одной каменоломни недалеко от Ватанаси; колонны состояли из каменных блоков, весивших до 50 тонн. Выделка, шлифов-

1 «Священное двустишие», автор — Тируваллула.

ИСКУССТВА И НАУКИ

ка и транспортировка глыб на длительные расстояния требовала выдающихся технических навыков.

Индия также пользовалась высокой репутацией в обработке металлов. Знаменитая железная колонна в Мехарули, сегодняшнем пригороде Дели, достигает в высоту 7 м. Этот целиковый железный столб, отлитый в конце IV — начале V в., никогда не покрывался ржавчиной благодаря высокой чистоте химического состава. К сожалению, так и неизвестно, каким образом этого добились, однако размер столба, вес и чистота говорят о высочайшем уровне обработки металла.

АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА

Хотя практически ничего не известно о развитии астрономии в Древней Индии на самых ранних этапах развития, можно предположить, что в целом она испытала на себе влияние греческой астрономии в первые века нашей эры, если не раньше. Новые идеи были восприняты сугубо для астрологических целей. Из западной астрономии в Индии переняли знаки зодиака, а также семь дней недели. Как во всех древних странах, развитие астрономии в Индии сдерживалось отсутствием телескопа, однако индийцы владели другими способами наблюдения и довольно точными системами вычисления и измерения. Единственными небесными телами Солнечной системы, которые можно было увидеть невооруженным глазом, были Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Индийские астрономы уделяли больше внимания изучению фаз Луны. В своих расчетах индийские астрономы исходили из того, что Земля является центром вселенной, хотя в V в. астроном Арьябхата высказывал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца.

Именно индийские математики изобрели ноль. В древних индийских рукописях отдельными знаками обозначались десятки и сотни, как, например, в римских цифрах. Однако нет никаких сомнений, что девять цифр и ноль использовались индийскими математиками за столетия до

МАЙКЛ ЭДВАРДС

того, как они впервые появились в работе, датированной 698 г. Эта система была уже известна в Сирии раньше, и сирийский монах-астрономСиверий Себокхт указал в 682 г., что эта система была создана в Индии. Имя ее изобретателя остается неизвестным, но он является автором одного из величайших и важнейших для мира открытий.

ФИЗИКА И ХИМИЯ

Примерно во времена Будды (563—483гг. до н. э.) в Индии считалось, что вселенная состоит из земли, воздуха, огня и воды. Пятый элемент в некоторых школах называли словом, которое можно перевести как «эфир», хотя такой точки зрения придерживались не все, поскольку идеи в области физики были тесно связаны с религией, они были различными у разных религиозных групп. Однако все считали, что вещества, за исключением эфира, состоят из атомов, то есть мельчайших частиц. Буддисты считали, что атом существует в течение наименьшего времени по сравнению с другими частицами, появляется и исчезает практически мгновенно, давая жизнь другому атому, который появляется из него. Были разные точки зрения относительно того, какие существуют комбинации соединения атомов. Конечно, все эти атомные и молекулярные теории были только теориями, не основанными на эксперименте. То, что они напоминают современные, говорит лишь о том, насколько богатой интуицией и воображением обладали древние ученые. Индийские физики практически полностью основывали свои суждения на логике и интуиции, и, хотя существовало несколько общих теорий гравитации и расширения твердых и жидких веществ при нагревании, не предпринималось никаких попыток подтвердить практическими экспериментами те или иные взгляды. В Древней Индии эксперименты проводились только в области акустики.

Химия Древней Индии в основном была направлена на производство лекарств. Технологический процесс, скажем

ИСКУССТВА И НАУКИ

вметаллургии, полностью представлял собой метод проб

иошибок, который мастера осуществляли на свой страх и риск. Индийских химиков больше всего интересовало производство ядов, противоядий и возбуждающих любовных средств.

МЕДИЦИНА

Практически ничего не известно о развитии медицины в период между ведическими временами, когда она находилась на весьма примитивном уровне, и I—IIвв., которым датируется самая ранняя из сохранившихся индийских работ (написанная Чаракой), показывающая, что индийская медицина в это время была уже достаточно развита. Представляется, что греческая и индийская медицина много позаимствовали друг у друга. Как и в средневековой Европе, индийская медицина исходила из первостепенной важности соков организма (доса). Здоровье обеспечивалось правильным сочетанием трех основных соков — дыхание, желчь и слизь. Некоторые школы медицины добавляли сюда и кровь.

Деятельность организма осуществлялась и поддерживалась пятью основными потоками: первый шел из горла, благодаря чему человек мог говорить; второй из сердца, благодаря чему человек мог дышать и глотать пищу; третий шел из желудка и зажигал огонь, под которым понимался процесс пищеварения; четвертый — из брюшной полости, содействуя выходу пищи из организма, а также деторождению; и, наконец, общий поток отвечал за кровообращение по всему телу. После процесса пищеварения пища попадала в сердце, затем в печень и превращалась в кровь. Кровь превращалась в тело, затем в жир, кости, костный мозг и сперму. Процесс превращения пищи внутри организма занимал тридцать дней. Хотя, как и во многих древних культурах, врачи Древней Индии слабо знали анатомию, им уже было известно о существовании нервной системы. Однако у них не было

МАЙКЛ ЭДВАРДС

точного представления, как работает мозг. Они считали, что центром ума и интеллекта является сердце. Подобное невежество в значительной степени объяснялось тем, что тела умерших нельзя было препарировать, что соответственно препятствовало развитию знаний в области патологической анатомии.

Несмотря на отсутствие анатомических знаний, индийская хирургия находилась на достаточно высоком уровне, в основном'за счет практики. Вправление костей и суставов осуществлялось на достаточно высоком уровне, значительно лучше, чем в других странах, была развита пластическая хирургия, причем это положение сохранялось вплоть до XVIII в.

Профессию врача уважали в Древней Индии. Обучение длилось долго, разрешение на медицинскую практику выдавало государство. Хотя врачи не приносили клятву перед началом своей работы, существовавшие профессиональные требования были весьма высоки и должны были соблюдаться всеми представителями данной профессии. Существовало весьма большое количество лекарств. Индийские медики применяли гипс, бальзамы, рвотные средства, увлажняющие средства и масла, жидкие и порошковые лекарства, из коры и корней деревьев, а также сделанные на животной и минеральной основе. В медицинских целях использовалась коровья и человеческая моча. Довольно хорошо была развита диетология. Хотя о существовании бактерий не было известно и соответственно не существовало понятия асептики, подчеркивалась необходимость поддерживать чистоту, и очень хорошо понималась важность света и свежего воздуха для здоровья. Параллельно с медициной, но ни в коем случае не в отрыве от нее, развивалась практика колдовства и чародейства. Были широко распространены амулеты и заклинания, а страдавших психическими расстройствами обычно отводили к колдунам. Уровень медицинского обслуживания в Древней Индии в значительной степени зависел от того, где человек жил и сколько у него было денег — этот критерий сохраняется в некоторых странах и сегодня.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие

 

7

Введение. Открывая Древнюю Индию

 

9

Глава /. Междоусобица, распри и война

 

14

Глава 2.

Жизненная среда

 

40

Глава 3.

Повседневная жизнь

 

90

Глава 4.

Война

 

192

Глава 5.

Искусства и науки

,

199

Эдвардc Майкл ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Быт, религия, культура

Ответственный редактор Ю.И. Шенгелая Художественный редакторИ.А. Озеров Технический редакторН.В. Травкина

Корректор О.А. Левина

Подписано в печать с готовых диапозитивов 29.08.2005.

Формат 84х108'/з2Бумага типографская. Гарнитура «Тайме» Печать офсетная. Усл. неч. л. 11,76.

Уч.-изд.л. 11,64 + I альбом = 12,53. Тираж 5 000 экз. Заказ № 3436

ЗАО «Центрполиграф»

125047, Москва, Оружейный пер., д. 15, стр. I, пом. ТАРП ЦAO

Для писем:

111024, Москва, 1-яул. Энтузиастов, 15

E-MAIL:C N P O L @ D O L . R U

W W W . C E N T R P O L I G R A F . R U

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «ИПП «Курск». 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

E-mail:[email protected]

studfiles.net

Бэшем А. "Физика и химия древних индийцев" (фрагменты из книги)

[вернуться к содержанию сайта]

Бэшем А.(фрагмент из книги "Чудо, которым была Индия", М., 2000, стр. 523)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5ФИЗИКА И ХИМИЯ

    В древней Индии представления в области физики были тесно связаны с религией и теологией, поэтому в различных сектах сложились различные физические теории. Уже во времена Будды, если не раньше, Вселенная представлялась индийцам разделённой на элементы, из которых все школы признавали по крайней мере четыре: землю, воздух, огонь и воду. К ним ортодоксальные индуистские школы и джайны добавляли пятый – акаша, что обычно переводят “эфир”. Было признано, что воздух не бесконечен в своём протяжении, но индийцы, мышлению которых свойственна боязнь пустоты, не могли примириться с представлением о незаполненном пространстве. Пять элементов мыслились как передатчики чувственных впечатлений: земля – запаха, воздух – осязания, огонь – видения, вода – вкуса, эфир – звука. Буддисты и адживики отвергали эфир, но последние добавляли жизнь, радость и печаль, мыслившиеся как некие материальные субстанции, и таким образом, общее число элементов достигало семи.

    Большинство школ полагало, что все элементы, кроме эфира, состоят из атомов. Индийский атомизм был, вне сомнения, независим от греческого влияния, поскольку атомистическую теорию выдвигал еще Пакудха Катьяяна, старший современник Будды, живший, следовательно, до Демокрита. Джайны считали, что все атомы (ану) одинаковы и различие в свойствах элементов объясняется особенностями комбинации атомов. Но большинство школ утверждало, что сколько элементов, столько же существует и видов атомов.

    Атом обычно рассматривался как вечная частица, но некоторые буддисты мыслили его не только как мельчайший из объектов, имеющих протяжённость в пространстве, но и как нечто существующее в течение кратчайшего возможного промежутка времени, возникающее и исчезающее в одно мгновение, за которым следует другой атом, произведённый первым. Этот атом буддистов до некоторой степени походит на квант Планка. Атом считался невидимым для человеческого глаза; школа вайшешика учила, что каждый атом есть лишь точка в пространстве, лишённая протяжённости.

    Изолированный атом не имел качеств; он имел лишь возможности, которые могли реализоваться, когда он соединялся с другими атомами. Школа вайшешика, специально разрабатывавшая атомистическую теорию, утверждала, что, до того как формировать материальные объекты, атомы первоначально соединяются в диады и триады. Буддисты и адживики учили, что в нормальных условиях атомы вообще не существуют в чистом виде, но только сочетаясь в различных пропорциях в молекуле (сангхата, калапа). Каждая молекула содержит по крайней мере один атом из всех четырёх видов, и от того, какой атом преобладает, зависит её характер. Эта гипотеза объясняет тот факт, что вещество может проявлять свойства более чем одного элемента: так, воск может и таять и гореть, поскольку его молекулы содержат пропорции воды и огня. Согласно буддистам молекулы сцепляются благодаря атомам воды во всём, что имеет свойство клейкости.

    Индийские атомистические теории основывались не на опыте, а на интуиции и логике. Они не получили всеобщего признания. Великий богослов Шанкара не верил в атомы и энергично отрицал их существование. Однако атомистические теории древней Индии были блестящим умозрительным объяснением физического строения мира. Хотя, вероятно, они только в силу случайного совпадения согласуются частично с современными физическими теориями, они внушают большое уважение к силе интеллекта и воображения ранних индийских мыслителей.

    Помимо этих теорий, физика не достигла в древней Индии значительного развития. Не зная всеобъемлющего закона притяжения, она, подобно всем физическим системам древнего мира, оставалась в зачаточном состоянии. Считалось, что элементы земли и воды склонны к падению, а огонь – к восходящему движению, и было признано, что твёрдые и жидкие тела обычно одинаково расширяются при нагревании, но не делалось никаких серьёзных попыток экспериментального изучения этих явлений. В области акустики, однако, Индия сделала истинные открытия, основанные на эксперименте, и слух, тренированный фонетическими исследованиями, необходимыми для правильного чтения вед, научился различать музыкальные тона, гораздо более близкие, чем в других древних музыкальных системах. До начала нашей эры октава была разделена на 22 шрути, или четвертьтона, и их пропорции были измерены с большой точностью. Было установлено, что разница в тембре создаётся обертонами (ануранана), которые варьируются различными инструментами.

    Как свидетельствуют известная железная колонна в Дели и другие памятники, индийские металлурги достигли большого искусства в выплавке металла из руды и в литейном деле. Их изделия были известны и высоко ценились в Римской империи и на Ближнем Востоке; но их знания были, по-видимому, в большой степени прагматическими и соответствующей им высокоразвитой науки о металлургии в древней Индии не было. Химия в Индии была служанкой не технологии, а медицины; индийские химики не разделяли увлечения средневековой Европы идеей превращения простых металлов в золото; очевидно, они посвящали свои изыскания главным образом изготовлению лекарств, средств для продления жизни или для повышения половой активности, ядов и противоядий. Эти химики-фармацевты достигли немалых успехов в производстве многих важных щелочей, кислот и солей металлов с помощью простых процессов кальцинирования и дистилляции, и даже высказывалось предположение, правда не подкреплённое достаточными доказательствами, что они изобрели своего рода порох.

    В средние века индийские химики, так же как их коллеги в Китае, на мусульманском Востоке и в Европе, были поглощены изучением свойств ртути, возможно под влиянием контактов с арабами. Возникла школа алхимиков, которые производили эксперименты с чудесным текучим металлом и усматривали в нём лекарство от всех болезней, источник вечной молодости и даже надёжнейшее средство для обретения вечного спасения. Это увлечение ртутью привело химию индийцев к гибели, но она успела передать многие свои идеи арабам, которые распространили их в средневековой Европе.

Дата установки: 31.05.2010[вернуться к содержанию сайта]

Rambler's Top100 KMindex Hosted by uCoz

ritz-btr.narod.ru

Учение о веществе в Древней Индии и в Древнем Китае

    Сведения из истории химии. Еще задолго до нашей эры в ряде стран Древнего мира (Египет, Китай, Индия) возникли такие отрасли произ-ва, как металлургия, стеклоделие и крашение. В связи с развитием этих производств появились и первые практич. сведения пз области X. Никаких научных представлений о составе вещества и его превращениях в Древнем мире не существовало. Отсутствовало само понятие химич. элемента его заменяло неопределенное натурфилософское учение о стихиях, или элементах — сочетаниях качеств (огне, воде, воздухе, земле), получившее наиболее законченный вид у Аристотеля эти отвлеченные представления не были связаны с практикой. [c.331]     Идея атомного строения вещества возникла в незапамятные времена. В древнейших натурфилософских учениях Индии, Китая и государств Междуречья уже фигурировали представления о дискретном строении вещества. С особой силой идея атомного строения вещества прозвучала в философских учениях древних греков Левкиппа, Демокрита, Эпикура и других. Однако в древности эта идея не по-лучила дальнейшего развития в трудах последователей греческих философов Александрийской академии и Рима, Эдесской, Джунди-Шарпурской академий н других научных центров. Эти идеи не развивались в достаточной мере и в течение всего периода средневековья. Как и другие материалистические идеи древности, атомистика находилась в полном противоречии с религиозными учениями, возникшими в первые века нашей эры. Темная ночь средневековья , по выражению Ф. Энгельса, как раз и заключалась в том, что наиболее прогрессивные идеи античных философов-материалистов, и прежде [c.3] Смотреть главы в:

От древней химии - до современной нефтепереработки -> Учение о веществе в Древней Индии и в Древнем Китае

Смотрите так же термины и статьи:

Древние

Индий

Индит

Китит

chem21.info

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ВЕЩЕСТВА В ИНДИИ И КИТАЕ В ДРЕВНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ВЕЩЕСТВА В ИНДИИ И КИТАЕ В ДРЕВНОСТИ

Высокий уровень некоторых отраслей ремесленной химической техники, довольно обширные сведения о веществах и их превращениях в странах древнего мира вызвали к жизни и первоначальные, чаще всего наивно-материалистические представления о веществе и началах, его составляющих, о причинах химического взаимодействия, об образовании в природе новых веществ и т. д.

Некоторые сведения о таких представлениях, возникших еще в глубокой древности, сохранились в литературных памятниках Индии и Китая, в частности в произведениях древнеиндийских философов — «Ведах»[2].

Древнейшие учения о веществах и о мироздании вообще возникли как следствие непосредственного созерцания человеком природы и происходящих в ней явлений. В первоначальной форме эти учения носили материалистический характер. Они были полностью лишены той религиозно-мистической окраски, которая была придана им позднейшими философами-идеалистами, стремившимися включить эти учения в соответствующие религиозные кодексы.

Учения о веществах и началах, их составляющих, получили в Индии и Китае широкое распространение уже в VII–V вв. до н. э. В этот период жили и основали свои философские системы Конфуций и Лао-Цзы — в Китае, Будда — в Индии, Зороастр — в Персии, Фалес и другие философы — в Греции. Знаменательно, что в основе учений философов стран древнего мира, в особенности о началах вещей, лежат общие идеи, свидетельствующие о единстве мировоззрения древних народов.

В индийских философских системах эпохи Будды фигурируют учения о четырех началах всего существующего — земле, воде, свете, огне), ветрах (воздухе). Из сочетаний этих начал «образуются» все тела мира. Различные философские школы представляли себе эти начала как две пары либо взаимно противоположных, либо взаимно переходящих друг в друга, либо не связанных друг с другом и независимых стихий. Некоторые индийские философские школы признавали также существование эфира как среды, в которой происходят все явления природы (37). В учении Будды и его последователей основой вещей признаются пять элементов: земля, вода, воздух, огонь и пространство. Кроме них существует еще «вечное пустое пространство» (38). По представлениям китайских философов, «земля, металл, дерево, вода и огонь в их сочетании порождают все сущее» (39). Концепция о пяти началах в дальнейшем была мистифицирована.

Может показаться непонятным, почему среди древнекитайских начал-стихий фигурирует дерево. Этот вопрос, возможно, разъясняет древнеиндийская «Ригведа»: «Мать Агни (огня. — Н.Ф.) — это два куска дерева. Они, становясь черными, делают одно дело и порождают ребенка — Агни. Пламеобразный язык этого ребенка обращен к востоку. Он разгоняет мрак. Он быстро возникает и понемногу соединяется с кусками дерева. С большой заботой нужно хранить его» (40). В этих словах нельзя не видеть отголоска далекой эпохи овладения огнем.

В древнеиндийской философии имеется и учение об атомах. Так, философ Капила считает, что исходным материалом для всякого тела являются вещественные атомы земли (41). Учение об атомах в менее определенной форме имеется и в системах древнекитайских философов. Следует упомянуть о древнекитайском учении «Дао», приписываемом философу Лао-Цзы (42), жившему в VI в. до н. э. Элементы этого учения имеют большую древность. «Дао» — всеобъемлющее понятие, оно означает «порядок», «путь развития». Основой учения «Дао», очищенного от религиозно-мистических наслоений позднейшего религиозно-философского «даосизма», является своеобразное понимание идеи развития природы: «Все вещи расцветают и возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к жизни. Возвращение к жизни называется постоянством» (43).

В основе учения «Дао» лежит представление о двух начальных и противоположных друг другу силах — Инь и Янь. Обе силы, олицетворяющие активное и пассивное начала, участвуют в образовании всего многообразия предметов и существ. «Все существа носят в себе Инь и Янь». Начальная сила Янь олицетворяет мужское, светлое, активное начало. Сила Инь, наоборот, олицетворяет женское, подчиненное, пассивное начало. Эти же две сущности производят и пять элементов-начал.

Таким образом, в учении «Дао» отразилась распространенная в древности идея о происхождении всего существующего из двух противоположных по свойствам начал (родительской пары). Вместе с тем учение «Дао» содержит элементы атомистического динамизма. Эти краткие сведения показывают, что в Древней Индии и в Древнем Китае за несколько столетий до н. э. возникли наивно-материалистические представления о веществах и началах-стихиях, их образующих. Как будет показано в дальнейшем, в этих учениях имеются общие черты с античными натурфилософскими представлениями древних греков, оказавшими длительное влияние на развитие теоретических идей и представлений в области химии от древности и вплоть до последнего времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Интересные факты о Древней Индии

Интересная информация о Древней Индии для детей и взрослых собраны в этой статье.

Древняя Индия интересные факты

Интересно знать, что за последние 10 000 лет Индия не вторгалась на территорию другой страны.

Название «Индия» происходит от реки Инд, которая приютила вокруг себя первые поселения. Арийцы называли реку Инд «Шиндо».

Персы вторглись на территорию Индии, после чего появилось название «Индостан», которое происходит от «Шиндо» и «Инда», и является одним из названий земель Индии.

Индия - родина шахмат. Алгебра, геометрия - также берут начало здесь.

Интересный факт: математический термин «вес разряда» и десятичная система счисления была разработана в Индии в 100 г. до н.э.

Первый в мире гранитный дворец - храм Брахидеешварар в г. Танджур, Индия. Прекрасный по красоте дворец был построен всего за 5 лет (с 1004 н.э. по 1009 н.э.)

Самый университет в мире был основан в Индии в 700 г. до н.э.

Аюр-веда - первая школа медицины в истории человечества. Аюр-веда появилась около 2500 лет назад в Индии.

Индия была одной из самых богатых стран мира до Британской колонизации в начале 17 века. Колумб, первооткрыватель Америки, надеялся найти морской путь в Индию именно из-за невероятного богатства Индии.

Искусство навигации и навигация, как наука, образовались в долине реки Синд около 6000 лет назад представителями древней индийской цивилизации. Слово «навигация» и английское «navy» корнями уходят в древнюю языки Индии.

Математик и астроном Бхаскара (1114 - 1185) смог удивительно точно подсчитать количество времени, которое Земля тратит на 1 полный оборот вокруг Солнца. Это время составляет +365,258756484 дней.

Баудхаяна - талантливый математик Индии, которому удалось точно подсчитать значение числа Пи. Кроме этого ему удалось сформулировать основную часть теоремы Пифагора. Данные открытия этим индийским ученым были сделаны в 6 веке, задолго до появления европейских математиков.

Сушурата - общепризнанный основоположник хирургии, жил в Индии более 2600 лет назад. Индийском ученому удавалось провести успешные операции по удалению катаракты, протезирование, кесарево сечение, удаление камней из мочевого пузыря, пластической хирургии, операции над головным мозгом.

Знание анестезии (обезболивания) было доступно врачам древней Индии. В древних писаниях были найдены подтверждения о знании древней цивилизации в анатомии, пищеварении, метаболизма, физиологии, этиологии, генетики и иммунной системы.

Более 5000 лет назад в Индии зародилось учение йоги.

fizika-ili-himija.ru