Мифы о египетских богах. Легенда древнего египта о богах
Персональный сайт - Мифы Древнего Египта
ЛЕГЕНДА О СОТВОРЕНИИ МИРА
Откуда на земле появились люди и животные, деревья и кустарники, травы и злаки? Когда стало светить солнце — яркое солнце, рассеивающее мрак, прогоняющее ночные страхи? Кто зажег в небе звезды и поместил месяц, чтобы он ночью заменял солнце? Как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти?
Эти вопросы волновали людей в самые далекие времена, много тысяч лет тому назад. Задумывались над этим и древние египтяне, обитатели Нильской долины, края Та-Кемет — «Черной Земли», как они ее называли в противоположность «Красной Земле» — мертвой пустыне.
Жители Та-Кемет построили города, воздвигли роскошные дворцы и храмы. Один за другим плыли караваны груженых товарами кораблей. В городах трудились искусные ремесленники, создающие прекрасные творения. Тысячи рабочих строили изо дня в день громадные пирамиды, которым суждено было простоять века.
Египтянам казалось, что вся окружающая их природа и небесные светила, растения, горы — одушевлены. Все это живые существа, могущественные боги, обладающие безмерной властью, и от них зависят благополучие и жизнь людей.
Богов древние египтяне представляли себе в образе сказочных героев и грозных чудовищ, они наделяли их мощью и способностью помогать или вредить людям. Всех богов было великое множество, ведь за каждым явлением природы стоял бог или демон.
Важную роль в Древнем Египте играл религиозный центр — священный город Иуну — Город Столбов (в этом городе в честь богов и фараонов египтяне воздвигли множество высоких четырехгранных столбов-обелисков). Греки дали этому городу свое название — Город Солнца — Гелиополь.
В городе Гелиополе рассказывали такую легенду о сотворении мира.
Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.
Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.
Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.
— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!
А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.[1]
Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).
Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.
Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.
В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.
Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.
Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов — Эннеада, как ее называли греки.
Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов.
По другой легенде, первых людей вылепил из глины на гончарном круге бараноголовый бог Хнум. Его часто изображали на барельефах держащим перед собой станок с маленькой фигуркой человечка на гончарном круге.
Здесь же, в Гелиополе, существовало красивое предание о том, что бог Ра родился в облике прекрасного младенца из белого лотоса. Этот лотос вырос прямо из вод первозданного океана, бутон раскрылся, и Ра вылетел оттуда, неся миру долгожданный свет солнца. Первичный океан, Мрак и Хаос изображали в образе древнего старика Атума, в отличие от младенца-Солнца.
Так рассказывали о сотворении мира жрецы города Иуну. Город Иуну Гелиополь — был главным культовым центром солнечного бога Ра.
Однако в разных крупных городах были свои боги-покровители, и почитались они гораздо больше, чем в других городах Египта. Жрецы-служители таких богов стремились придать их культу как можно большее значение. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей.
В древнейшей столице Египта городе Хи-Ка-Пта[2] творцом мира считался бог Пта (или Птах), покровитель ремесел и искусств. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — а уже Атум сотворил мир, действуя «по воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи и многому другому.
Мемфис по влиянию соперничал с Гелиополем и местные жрецы-богословы включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего.
«Боги, возникшие из Пта:…
Пта-Нун, Отец, создавший Атума,
Пта-Наунет, Мать, родившая Атума,
Великий Пта — сердце и язык Девятки богов…
Она возникла из сердца, возникла из мысли в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык.
И стали существовать Гор и Тот в образе Пта. И стало так, что сердце и язык завладел каждым членом, познав, что Пта — в телах и устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное исполняется по желанию его…»[3]
В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю.
Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Богов было восемь, отсюда и название города Шмуну — город Восьми. Поэтому, считали местные жрецы, только Гермополю должна принадлежать ведущая роль во всей стране.
Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов.
НЕБО И ЗВЕЗДЫ
Родили боги Шу и Тефнут Геба — бога Земли и Нут. Нут была богиней неба. И взял в жены Геб богиню неба Нут, дочь бога воздуха Шу. Вначале они очень сильно друг друга любили и всегда были вместе, крепко обнявшись. Небо и земля пребывали слитыми воедино.
И родилось у Геба и Нут множество детей-звезд.
Плывут ночью звезды по телу Нут до самого края неба. Они поднимаются вверх, и все их видят. И когда они плывут по небу, засыпают все люди в селениях, отдыхает и Ра (солнце зашло на западе за горизонт).
А днем звезды плывут внутри их матери богини Нут. Тогда не поднимаются они наверх, и никто не видит их. Каждое утро подходят звезды к голове Нут на западе, открывает богиня рот и проглатывает своих детей.
И вот разгневался Геб на супругу за то, что она пожирает своих детей, и хотел покарать ее.
Узнал об этом отец Нут, бог воздуха Шу, поднял дочь выше своей головы и стал поддерживать ее своими руками.
И сказал Шу Гебу: «Не ссорься с Нут за то, что она поедает детей. Она проглатывает их каждое утро на западе и рождает их каждую ночь на востоке. И никто из них не упал, никто не был сброшен на землю… Я все же пришел разлучить вас, так как не ужиться вам в мире».
Бог ветра взмахнул руками и произнес заклинание. Пронесся страшной силы ураган, и небо отделилось от земли. По всему океану зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горы, потекли реки, и люди с холма Бен-Бен стали расселяться по всей необъятной земле.
Прошло время, и они построили города, воздвигли величественные храмы для богов и дворцы для вельмож, стали обрабатывать пашни и собирать богатые урожаи. Вокруг холма Бен-Бен вырос город Иуну, а на самом холме соорудили святилище солнечного бога Ра.
Наступил золотой век — время, когда люди и боги жили на земле вместе.
Египтяне изображали небо и землю так: бог Геб лежит, а богиня Нут стоит над ним. Бог Шу, подняв руки, поддерживает Нут, а на груди и на животе ее — звезды.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БОГИНИ ТЕФНУТ В ЕГИПЕТ
У солнечного бога Ра была любимая дочь — богиня Тефнут. В разных обличьях представала Тефнут в природе и перед людьми. Ее почитали как Сохмет — грозную богиню войны, а в другом случае ее звали Хатор или Хатхор, и она представала богиней пляски и веселья. Много разных легенд рассказывали об этой богине, и часто говорилось о том, как она побеждает чудовищ — врагов отца-Солнца, либо наказывает людей за неповиновение божественному царю. В облике божественного Ока — Уджат — она следит за проявлением в мире добра и зла, за тем, чтобы все шло, подчиняясь божественному предначертанию и закону.
Счастливо жили люди во время золотого века. Бог воздуха Шу собирал дождевые тучи, богиня влаги Тефнут поливала пашни, щедрый Хапи — бог Нила удобрял поля, а великий Ра согревал землю своими лучами. Всем казалось, что жизнь всегда будет такой радостной и сытой. Откуда было людям знать, что уже в недалеком будущем на них обрушатся величайшие бедствия — засуха и мор.
А причиной этому послужила ссора, неожиданно вспыхнувшая между Тефнут и Ра.
В то время солнечный бог Ра еще жил на земле и был царем Египта. Тефнут жила вместе с отцом. Была Тефнут своенравной и гордой богиней.
Любила гордая богиня дождя принимать от людей жертвенные дары и слушать хвалебные песнопения. Но вдруг однажды на холме Бен-Бен, в храме солнца, зазвучала громкая музыка. Это земледельцы благодарили лучезарного бога Ра за свет и тепло, которое он дарит Черной Земле.
Помрачнело лицо Тефнут. Ей показалось, что египтяне гораздо больше почестей воздают солнечному богу.
— Как же так! — солнце иссушает почву, и, если б не мои дожди, ни одно зерно, брошенное под соху, не проросло бы.
— Ты не права, — возразил ей бог солнца Ра, услышав ее слова. Посмотри на землю: по всей реке люди построили плотины и оросительные каналы. Они сами питают поля водой, даже если нет дождя. Но что бы они делали без моих лучей?
Так сказал Ра, и обиделась богиня:
— Если мои дожди никому не нужны, я навсегда покину землю Та-Кемет!
И вот обратилась Тефнут в львицу и ушла от Ра в Нубию, в далекую страну Бугем.
В образе львицы бродила она по пустыне, в ярости убивала людей, и кровь ее жертв наполнила все ущелья. Из глаз ее извергалось пламя, дыхание ее пасти было как огонь, и сердце ее пылало от гнева. Никогда не покидала она пустыни и уже совсем забыла Египет, родину своего отца Ра.
Солнце между тем палило все сильней, и вскоре сухая жара сделалась совсем невыносимой. Густой слой пыли покрыл сады, огороды, крыши домов. Плодовые деревья ссохлись и стали теперь словно мумии со скрюченными руками-сучьями.
Пожелал Ра вернуть Тефнут из Нубии, чтобы снова иметь ее близ себя. Тосковал Ра без дивного Ока своего. Тефнут была любимой дочерью Ра, и при виде ее сердце его охватывала радость.
Долго думал Pa, кого послать за дочерью в Нубию и наконец выбор его пал на бога мудрости и письма Тота.
Тот славился своей хитростью и ловкостью, и мог он волшебными словами помочь привести Тефнут в Египет. А без колдовства и без помощи волшебных сил нельзя было укротить грозную богиню.
Принялся бог за дело. Обратился Тот в павиана и отправился в Нубию на поиски богини. Он пересек воды Кенем и нашел Тефнут, которая охотилась в пустыне на юге в дальней стране Бугем.
Недружелюбно встретила львица бога. Она подняла хвост и свирепо зарычала на павиана. Прекрасна и грозна была в своем гневе богиня. Шерсть ее блестела и переливалась на солнце.
— Здравствуй, могучая львица! Ра и все боги пребывают в великой печали, ибо ты покинула Та-Кемет. Выслушай же мой совет: не держи в сердце гнева, забудь свою обиду и вернись домой…
— Убирайся прочь, ничтожный павиан! — зарычала Тефнут. — Я не желаю тебя слушать. Уходи, или я растерзаю тебя в клочья!
Понял Тот, что против ярости богини все разумные доводы бесполезны. «Кто очень силен, часто бывает очень глуп, — подумал он про себя. — А глупый охотно принимает любую льстивую ложь!.. Есть у меня хитрость и ум против твоих острых клыков и когтей…»
— Не трогай меня, о львица! — произнес он вкрадчиво. — Я знаю, что ты самая могущественная из богинь!.. Но объясни мне: почему ты, такая сильная, боишься меня — маленькую слабую обезьянку? Почему ты испугалась? Я не понимаю этого.
— Я?!. Тебя?!. Боюсь?.. — удивилась львица.
— Но, богиня, рассуди сама! Если попадает в дом человека скорпион, человек сразу спешит убить его. Потому что, хотя человек и сильней скорпиона, он все-таки боится его: боится, что скорпион его ужалит… Или змея: она боится, что ей причинят зло, и нападает на всех, кто подойдет близко, даже на безобидных коров и лошадей. И большая корова боится маленького слепня и убивает его хвостом, едва тот сядет ей на спину… И только владыка зверей лев, — вот кто воистину могуч! — если к его логову случайно приблизится шакал или обезьяна, он даже не взглянет на них; если он дремлет, то даже не подумает проснуться, услышав шум. Потому что он не знает страха. Ему не нужно убивать, чтобы доказать свое могущество. Убивает только тот, кто не уверен в своей силе и потому боится.
И стыдно стало Тефнут, когда услышала она слова павиана.
— Знай же: я не боюсь тебя, слабая обезьяна! Клянусь, я не трону тебя, потому что я — самая могущественная из богинь, и ты нисколько мне не страшен!
Поднял Тот кверху лапы и начал уговаривать ее отправиться с ним в Египет. Он говорил о красоте страны ее отцов, о прекрасном Ниле, дающем радость, обо всех чудесах «та мери» — «возлюбленной земли» (так называли египтяне свою страну).
— Вместо бесплодной пустыни, где ты обитаешь, — говорил Тот, — ты попадешь в страну, которая благодаря тебе будет цветущей: с великой многоводной рекой, с зелеными лугами, с многолюдными городами и селениями. Для тебя построят храм, — продолжал он, — и люди будут чтить тебя. Тебе не нужно будет совершать разбойничьи набеги на зверей и людей, чтобы добыть себе еду. Ежедневно будут приносить тебе в жертву газелей и антилоп, горных козлов и дичь пустыни. Каждый день тебе будут доставлять вино, и от глотка его печаль будет уходить из твоего сердца. Никогда не прекратятся музыка, пение и пляска в твою честь.
Тефнут, поначалу не желавшая слушать Тота, была растрогана его красноречием. И вот тогда хитрый Тот предложил богине-львице чашу вина и великолепное благоухающее кушанье — убитую газель, приготовленную особым образом, так, как умели готовить только в землях Египта. Нараспев воздавал он ей похвалу.
— Ради твоего прекрасного лика, ради красоты твоего тела, ради взгляда, который светится радостью, возьми кушанье, о котором я говорил… Во всем мире нет пищи лучше…
Тот, хоть и выступал в скромном облике павиана, был настоящим льстецом и знал, как обуздать своенравную богиню.
Тефнут подошла к еде и испытала то, что испытывают, вкушая прекрасную пищу. Лицо ее посветлело, взгляд стал радостным. Она обернулась к Тоту, сияя.
И стал утихать гнев богини.
«Ты победила собственное сердце.
Поистине, из всего, что существует на свете,
Ничего не любят больше родной стороны,
То есть места, где ты родился.
Когда стареет крокодил,
Где б ни случилось это,
Приходит умирать он в водоем свой,
Ведь город то его родной».
Такие стихи читал Тот богине. Он рассказал о печали Египта, оставленного своей покровительницей:
— Какой мрак кругом. Твои музыканты касаются струн, но не звучат они под их пальцами, твои певцы печальны, твои возлюбленные в трауре. Стар и млад ждут твоего совета, владыки и вельможи всего мира надели траур по тебе. Хаос царит с тех пор, как ты бежала из Египта; твои праздники не отмечаются более. В твоих храмах не устраивают торжеств, мужчины печалятся, красивые женщины уже не смеются…
Возвращайся, богиня, в землю, где ждет тебя отец, а я обещаю служить тебе и защищать от всех врагов!
— Как ты — маленький, беспомощный павиан, сможешь защитить меня сильную богиню? — вскричала удивленная Тефнут.
— Выслушай меня, могущественная богиня. Тебе странными кажутся мои слова, но послушай, я расскажу тебе притчу о льве и мыши.
Случилось так, что однажды попалась под лапу льва мышь, с виду хилая и совсем маленькая. Лев хотел уже ее раздавить, но мышь взмолилась:
— Не дави меня, господин мой! Если ты меня съешь, мною ты все равно не насытишься. Если же отпустишь, голод твой не станет сильнее. Но зато, если ты подаришь мне спасение, я тоже когда-нибудь подарю тебе жизнь. Не причиняй мне зла, я когда-нибудь спасу тебя от беды.
Лев посмеялся над мышью и сказал:
— Что ты можешь сделать? Ведь нет никого на земле сильней меня, никто не может причинить мне зла!
Но мышь поклялась ему:
— Клянусь, что избавлю тебя от гибели, когда придет для тебя черный день!
Лев принял это за шутку, однако подумал: «Если я съем эту мышь, сытым я и вправду не стану…» И он отпустил ее.
Прошло время, и случилось так, что один охотник, который ловил зверей в западни, выкопал яму как раз на пути льва. Лев провалился в яму и попал в руки охотника. Опутал его охотник сетью и крепко связал сухими ремнями, а сверху опутал ремнями сыромятными.
И вот связанный лев лежал и горевал. Но судьба пожелала, чтобы шутка мыши стала правдой. Захотела судьба посмеяться над надменными словами льва, сказанными когда-то, и ночью привела к нему маленькую мышку.
Сказала тут мышь льву:
— Разве ты не узнаешь меня? Я та самая маленькая мышка, которой ты подарил жизнь. Я пришла, чтобы сегодня отплатить тебе тем же. Попал ты в руки человека, но я избавлю тебя от гибели. Нужно быть благодарным к тем, кто оказал тебе благодеяние.
И вот принялась мышь грызть путы льва. Она перегрызла все сухие ремни и все ремни сыромятные, которыми он был связан, и освободила его от пут. Потом мышь спряталась в гриве льва, и он в тот же час отправился с ней в горы, подальше от опасных охотников.
Подумай о маленькой мышке, самой слабой из всех жителей гор, и о льве, самом сильном из всех зверей, живущих в горах!
Даже самый сильный может быть повержен, а самый слабый придет к нему на помощь и спасет…
Такими словами окончил свой рассказ маленький павиан.
Засмеялась нубийская львица, возрадовалось сердце ее словам Тота. Лесть маленького павиана и его разумные речи подействовали на своенравную Тефнут, и обратила она лик свой к Египту.
Она уже собиралась торжественно объявить свое решение Тоту, уже открыла рот, как вдруг замерла, пораженная внезапной мыслью.
— Как! — закричала она, бледнея от злости. — Я ведь поклялась не возвращаться! Я не послушалась бы даже самого Ра, если б он пришел за мной, — и вдруг какой-то маленький ничтожный павиан сломил мою непреклонную волю! Да я сейчас растерзаю эту наглую обезьяну!
Вздыбила она гриву, издала рычание, от которого содрогнулась пустыня и приготовилась к прыжку.
Маленького павиана охватил страх, ужасный страх, при виде ее силы… Съежился он и стал похожим на лягушку.
— Богиня! — закричал он. — Вспомни о своей клятве! Ведь ты поклялась не причинять мне зла!
Тефнут в нерешительности застыла.
— Хорошо, павиан, — прорычала она после некоторого раздумья. — Очень жаль, но мне придется сдержать свое обещание. Однако не смей думать, что ты взял надо мною верх! Это не ты заставил вернуться меня в долину Нила. Я сама решила так!
— О да, великая богиня! — подтвердил Тот. — Разве может быть иначе? Разве кто имеет власть над такой могучей богиней как ты? Ты решила вернуться на родину, и я восхищаюсь твоей мудростью! Я пойду впереди и буду развлекать тебя песнями и плясками.
Он взял в руки лютню и шел перед ней, танцуя, чтобы она с весельем явилась перед Ра.
Так достигли они границы Египта.
Не как дикая львица, а как кроткая газель пришла из пустыни богиня Тефнут и увидела красоту страны, о которой ей рассказывал Тот.
Быстро распространилась по всему Египту весть о приходе Тефнут.
Красивые девушки с цветами в распущенных волосах, с тамбуринами и систрами[4] в руках вышли встречать радостное шествие. Жрецы играли на арфах и флейтах, они несли на плечах богатые жертвы; вино и гирлянды цветов подносили они богине; ее умастили благоухающим маслом и надели ей венок на голову.
Она омыла свое тело в озере Священного острова. И тогда превратилась львица в прекрасную юную деву Хатхор-Тефнут с сияющими глазами, с веселым лицом, с черными волосами, в деву с гордой осанкой, блистающую красотой.
Ра, узнав о возвращении дочери, пустился в пляс, и сердце его возрадовалось необычайно. Он почувствовал себя словно заново родившимся.
Увидел ее отец Ра, радостно заключил дочь в объятия и воскликнул: «Наконец-то ты пришла, и я обнимаю тебя, царица женщин, дочь моя любимая!»
В городе Филе, в первом месте, где остановилась богиня, был построен храм около святилища Исиды.
Отсюда процессия на судах поплыла вниз по Нилу. Девять дней длилось путешествие. И в каждом городе повторялась торжественная и радостная встреча богини — дочери Ра. Женщины пели и плясали, и вся страна ликовала и праздновала.
С приходом Тефнут кончилась засуха в Та-Кемет. Пошли дожди, и Нил разлился, напоив и удобрив иссохшую землю полей.
A Pa повелел считать праздником день прихода Тефнут в Египет и ежегодно устраивать торжества в честь его любимой дочери, его пламенного Ока.
С тех времен египтяне связывали окончание сухого периода года и разливы Нила с возвращением Тефнут на родину и отмечали особо эти дни.[5] В храмах богини разыгрывали целые священные представления-мистерии, в которых каждый раз снова изображался уход и возвращение Тефнут.
Тефнут была богиней добра и зла. Она могла смеяться от души, и сердце ее было сладостным. В это время она выступала в облике Хатхор — юной и прекрасной девы, богини музыки и танцев. Но могла она стать и гневной, как разъяренная львица, глаза ее могли наливаться кровью от гнева, извергая пламя на виновных, тогда ее называли Сохмет, отождествляя с грозной богиней мести. Тефнут-Сохмет — царица женщин и владычица злых духов, она украшала себя гирляндами цветов и красилась кровью своих жертв. Когда Тефнут-Хатхор утомляли пляски и музыка, влекло ее вновь в пустыню, и грозно рычала она в горах, и все дрожало от страха перед нею.
Художники изображали Тефнут-Сохмет в образе стройной женщины с головой львицы. На голове у нее диадема — круг со змеей. Это символ божественного Ока — Уджат.
КАК БОГ PA НАКАЗАЛ ЛЮДЕЙ
Прошло много времени с тех пор, как солнечный бог Ра создал всех богов, мир и живущих в нем людей.
Ра жил на земле и правил Египтом — землями Та-Кемет. Править государством Ра помогали две богини. Южная часть Египта находилась под покровительством богини-коршуна Нехбет. Имя «Нехбет» означает «розовый лотос». Этот цветок считался эмблемой южной части страны. Эмблемой же северного Египта был папирус, и покровительница севера, богиня-кобра, звалась по цвету папируса — Уаджет, что означало «зеленая».
Много-много столетий жизнь текла своим чередом, по раз и навсегда заведенному порядку, установленному всемогущими богами. Но время сделало свое дело: стал Ра старым и дряхлым. Кости его превратились в серебро, золотом стали его руки и ноги, а волосы окрасились в цвет лазурита.
И вот перестали люди бояться старого, когда-то всемогущего бога. Не страшен был больше Ра, бог солнца, владыка вселенной. И восстали люди против бога, стремясь свергнуть его власть. Они вооружились и пошли к дворцу Ра, желая убить его и захватить трон.
Прознал Ра о злых замыслах людей и решил наказать их за неповиновение. Но как это сделать? Ушла его былая мощь, нет больше сил у Ра расправиться с непокорными.
И придумал Ра созвать всех богов и решить всем вместе, как следует поступать.
Выбрал Ра надежных гонцов и приказал им:
— Идите к богам и созовите всех сюда. Пусть явятся ко мне Шу и Тефнут, Геб и Нут! Пусть придет Нун, из которого я сам вышел, пусть придут боги, которые были со мной вместе в Нуне, когда еще ничего не было на земле; боги, древнее которых нет на свете. И пусть с Нуном придет вся его свита!
Стали собираться в путь гонцы; на прощанье Ра предупредил их:
— Смотрите только, приведите всех богов ко мне так, чтобы никто не видел, чтоб люди ничего не узнали. Пусть придут они ко мне в Великий зал, и каждый скажет, что он думает. Пусть же это будет в глубокой тайне.
Привели всех богов, собрались они в Великом зале и приветствовали все бога Ра, царя вселенной, упав ниц перед ним.
А люди тем временем уже окружали дворец Ра и готовились к приступу.
И вот обратился Ра к собравшимся старейшим богам:
— Вы все, боги-предки! Вот смотрите — люди, которых я сам создал, восстали против меня, задумали злые дела. Скажите мне, что бы вы сделали с ними за это? Я не хотел их наказывать прежде, чем узнаю ваш совет!
Могучий бог воздуха Шу, его сын, сказал:
— О владыка наш, великий Ра, зачем тебе нужны наши советы? Беспощадная расправа — вот наказание, которого они заслуживают. Если бы ты даже собрал всех мудрейших богов во главе с Тотом, и они бы три года думали, как усмирить мятежников, все равно они не придумали бы ничего другого. Убей людей!
Так сказал Шу, и боги согласились. Поднялся Ра, произнес заклинание и кобра Урей, дремавшая на его короне, заши
group-101.narod.ru
Мифы о богах Древнего Египта
Люди, знакомые с историей, прекрасно знают, что древние египтяне имели большой пантеон богов, каждый из которых по-своему влиял на мир людей. В данной статье мы перечислим наиболее значимых богов древнеегипетского пантеона и расскажем самые интересные мифы о них.
Анубис
Анубиса можно считать одним из самых известных ныне богов, так как тот не раз становиться персонажем множества фильмов. Анубис – это бог подземного мира и бог, который отвечает за погребальный обряд, который отыгрывал большую роль в жизни каждого египтянина. Считалось, что Анубис оберегает мумии умерших людей и не дает возможности ворам грабить гробницы. Анубиса изображали как человека с головой черного шакала.
Атон
Для египтян Атон был богом солнца, которое играло важную роль в жизни человека, так как дарило тепло и свет. Атона считали богом, который сотворил весь мир и дал каждому жизнь.
Осирис
Один из верховных богов Древнего Египта, которого считали богом плодородия. Именно Осирис научил людей обрабатывать землю, что в свою очередь дало возможность навсегда покончить с голодом. После того, как Осириса убил собственный брат – бог Сет, он возродился в загробном мире и стал судьей для всех умерших. Именно он определял, заслуживает ли человека рая или же его удел более мрачный мир.
Ра
Ра называют отцом всех богов, так как-то подарил им жизнь. Интересно, но каждого египетского фараона называли сыном бога Ра, подчеркивая его божественную волю над всем народом египетским. Ра изображался с головой сокола.
Сет
Долгое время Сет считался богом зла, который убил собственного брата Осириса. Но тогда Гор вернул справедливость и изгнал Сета. С тех пор он считался богом пустынь и богом бурь.
Исида
Исида была супругой Осириса и матерью бога Гора. Исиду всегда считали хорошей матерью и очень верной супругой. Египтянами считалась богиней любви и судьбы. Большую часть жизни посвятила войне с Сетом, воспитывая сына Гора, который должен был отомстить за смерть отца.
БэсБэса считают богом танцев и пиров, но почитали его только простолюдины – богатые сословия никогда не поклонялись Бэсу. Изображали его не так как других богов – он был человеком с головой животного, скорее уже уродцев с кривыми ногами и странным лицом, напоминающим скорее звериную морду. Несмотря на свой далеко не самый приятный облик, Бэс всегда помогал при родах и защищал египтян от змей.
Апис
Один из немногих богов, который не имел облика, схожего к человеческому. Его изображали как божественного быка, который отвечал за плодородие в Египте, а также считался богом силы.
Мин
Мин был одним из важнейших богов для мужского населения Египта, так как отвечал за мужскую плодовитость. Изображали Мин с мужским половым органом, который находился в возбужденном состоянии. В пустыне также Мин считали богом охотников и собирателей.
Монту
После того, как Сет стал богом пустыне и бурь, богом войны назвали Монту, который изображался почти также, как и один из верховных богов – Ра, с головой сокола. У Монту было священное животное, которое также считалось душой бога Ра.
Мут
Мут была одной из самых старых богов и женой Амона-Ра – верховного бога. Ее считали царицей небес и богиней-матерью.
Нейт
Нейт считалась не только богиней рукоделия египтян, но и считалась тем божеством, которая соткала весь мир, в котором живут люди.
Селкет
Богиню Селкет изображали как скорпиона с женской головой и считали покровительницей дух мертвых. Она была дочерь Ра и помогала отцу сражаться с врагами. Людей она всегда любила и достойных даже излечивала от ран.
Хатор
Сначала Хатор была богиней любви и плодородия и довольно часто изображалась как корова. Но также ее видели, как женщину с солнечным диском на голове. Однажды бог Ра приказал Хатор уничтожить все человечество, и та превратилась с богиню Сехмет.
www.istmira.com
Мифы о египетских богах — Язычество
Для себя Египет европейцы вновь открыли к XVIII, когда побывали практически во всех уголках, отдаленных регионах земли. Великие грандиозные открытия уступили место культурным, научным, историческим изысканиям. Сокровища древних цивилизаций Америки, Индии, Китая, Древнего Египта, их великое наследие, дошедшее до потомков в виде монументальных зданий, рукописей, произведений искусства, поразили современников.
Европейцев сразу покорила красота, изящество изобразительного искусства, египетские мифы о богах. Но было и много загадок, где одной из главных оказалась письменность древних египтян. Только после многочисленных попыток предпринятых рядом ученых в 1822 Франсуа Шампольону французскому филологу удалось прочитать египетские иероглифы, что явило всему миру таинственные древнеегипетские мифы, сказки. Поражало большое количество богов, их сложные взаимоотношения между собой, с людьми, особенно когда один бог представал в разных обличьях. Он мог изображаться человеком, в виде животного, или человеком, но с головой одного из животных, здесь многое зависело от времени суток. Так, воплощение утреннего солнца бога Хепри, катящего солнечный диск до зенита – облик жука-скарабея. Дневное солнце – бог Pa, а вечернее – бог Атум.
Также непривычными оказались мифы о египетском боге Ра, о других божествах, совершаемые ими поступки, когда олицетворявший добро, справедливость бог одновременно мог совершать коварные поступки. Во многом понимание осложняло наличие между богами перекрещивающихся родственных связей, их действия, зачастую противоречащие всякому здравому смыслу, запутанные сюжеты. Только после длительных изыскательных работ выстроилось схема способная объяснить наличие в сюжетах, характерах героев многочисленных противоречий.
Несмотря на следование строгим канонам, древнеегипетская литература развивалась под воздействием времени, кроме этого в различных регионах сказания могли существенно отличаться. В лучшем случае их записывали на папирус, но нередко передавали устно, что вносило изменения, искажения в первоначальный смысл текста. Сказания смешивались, переплетались, как в фольклоре многих народов мира. При этом египтянина не смущало, когда он одна и та же богиня представала в облике танцующей девушки или разъяренной львицы.
Очень многое о мифологических представлениях египтян рассказали разнообразные религиозные тексты – гимны, молитвы богам, описания погребальных обрядов. Наиболее значительные древнейшие «Тексты пирамид» вырезаны на стенах помещений внутри пирамид фараонов, а также «Тексты саркофагов» — на саркофагах, «Книга мертвых» написанная значительно позже на папирусе. Кроме этого сохранились труды античных авторов, например Геродота, посещавшего Египет в 5в. до н.э., или Плутарха 1в. н.э.