Карта торговых путей древней руси. Карта древнерусские торговые пути
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Торговые пути руси карта. Карта торговых путей древней руси


Карта древнерусские торговые пути

Карта - древнерусские торговые пути
Важнейший и старейший из них – «Великий путь из варяг в греки». Только в пределах Древней Руси он простирался на 2700 км.. Проходил по трассам 7 рек и 2-х больших озёр: Нева, Ладожское оз.(«Великое Нево»), Волхов. О.Ильмень, Ловать, Усвяча, Зап.Двина, Каспля, Днепр. Своё нынешнее наименование путь этот получил уже позже. Заимствовано оно из «Повести временных лет» известного русского летописного свода XI - XII веков. «И бе путь из варягъ в грекы и изъ грекъ по Днепру и верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти вниити въ Илмерь озеро великое; из него же озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево; и того озера внидеть оустье в море Варяское…»Продвигаясь вдоль его западного побережья Черного моря, корабли достигали Константинополя («Царьград», современный Стамбул). Русские письменные источники свидетельствуют, что Константинополь не был конечным южным пунктом на этой средневековой торговой трассе. Отсюда открывалась дорога на Балканы, а морем вокруг современной Греции – в Рим. Ну а далее через всё Средиземное море - в Атлантику, и вокруг всей Европы, до самого места условного его начала. Таким образом, это был мощный кольцевой трансевропейский торговый путь.

^ В 880 году, после смерти первого Новгородского князя Рюрика, его воевода Вещий Олег предпринял ряд походов на Полоцк, Смоленск, Изборск и поставил везде свои базы-городки, создав вокруг Новгорода систему опорных пунктов, в том числе и на стратегических узлах пути из варяг в греки. Вещий Олег с дружиной в 882 году предпринял поход из Новгорода по Ловати на Киев.

Убив князя Аскольда и его воеводу Дира, он овладел столицей южной Руси и объявил Киев «матерью городов русских».

Затем Вещий Олег предпринял поход далее по пути из варяг в греки и захватил столицу Византии – Царьград (Константинополь), прибив свой щит на его ворота.

В 941 году по этому же пути году ходил с военным походом на Царьград и князь Игорь.

В период с 964 по 972 годы князь Святослав многократно ходил с дружинами по водным системам этого пути в разных направлениях, в попытках завоеваниями новых земель создать мощное славянское русско-болгарское государство. После смерти князя Святослава его старший сын Ярополк прошёл этим путём вверх из Киева до Новгорода и выбил оттуда своего брата Владимира. Но тот уже 3 года спустя вернулся с наёмниками-варягами и не только вернул себе Новгород, но и спустился вниз по Ловати и Днепру к Киеву. Овладев им, он стал затем крестителем Руси и получил от народа почётный титул «Красно Солнышко». Приёмный сын Владимира Святополк решил нарушить волю отца и перебив всех своих братьев единолично править на Руси. И тогда в 1016 году новгородский князь Ярослав Мудрый с 50-тысячным войском на ладьях двинулся путём из варяг в греки из Новгорода на Киев и разбил Святополка. С 1078 года в Новгороде установилось республиканское народовластие, а с 1136 года город добился и полной независимости от Киева. Княжеские разборки с юга его перестали беспокоить и путь из варяг в греки стал мирным от Киева до Новгорода… Но с севера активизировались шведы. Князь Александр Невский дважды бил их рати: на Неве и на Чудском озере в 1242 году. И опять русские войска использовали для своих передвижений известные теперь нам водные пути.После смерти Александра Невского стала возвеличиваться Москва, как главный город северной Руси и основные торговые пути пошли уже через неё, активизировав, тем самым, «Волжский серебряный путь»

Задание. Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11.

В8. Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Ответ: _______________________

В9. Напишите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ:________________________В10. В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?

Ответ:_________________________В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку

2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.

3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.

4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком

5) одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат)

6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.

skachate.ru

А.Симонов / Древние пути восточного Подмосковья

Древние пути восточного Подмосковья

Алексей Симонов

Древние пути восточного Подмосковья

Древнейшие пути – водные. Мыты и волоки

 

Первым средством передвижения для наших предков были реки. Практически все древние городища, селища, погосты, курганные группы расположены на крупных и мелких реках. Река для славян – транспортная артерия, источник питания, промысла и мистический символ.

Основными древними речными путями восточного Подмосковья являлись реки: Москва, Ока, Клязьма и притоки Клязьмы: Воря, Шерна и Нерская.

Свидетелями древних речных путей являются известия о волоках. Волоки – пространства или участки суши между судоходными реками, через которые суда переволакивались или перекатывались на катках из деревянных брёвен. Такие места, которые нельзя было миновать в пути, как мосты, переправы через реки и волоки часто использовались властями для сбора налогов и пошлин. Прежде чем продать тот или иной товар, продавец вынужден был уплатить целый ряд пошлин. Надо было платить за взвешивание товара («весчее»), за перевозку по мосту («мыто») и т.д. Продавец, ехавший в город на возах, при переезде через реку должен был платить «мыто» и «костки». На таможенных заставах в середине XV века платили по деньге с воза и с человека «косток» (1). От слова «мыт» или «мыто» произошло название известного подмосковного города Мытищи, т.к. недалеко от него, в районе нынешнего города Королёва был известный волок из реки Яузы в реку Клязьму. Для охраны Яузского мыта был выстроен городок – небольшое укрепление. Яузский волок, был важен, так как суда сокращали путь из Оки в Волгу и обратно. Кроме того, вместо опасного плавания по Оке в районе Мещеры, плыли по населённому и более благоприятному для судоходства водному пути Московского княжества.

Яузский волок, возможно, являлся участком древнего водного пути XII-XIII веков из Великого Новгорода во Владимир на Клязьме. Как сообщают летописи, около 1200 года водным путём из Новгорода во Владимир ездили архиепископ Мартирий, посадник и прочие чиновники новгородские, по требованию великого князя Всеволода Большое Гнездо. «Сему пути от озера Ильменя способствовали реки: Пола, Явонь, с проездом по суше к озеру Селигеру; далее река Селижаровка, Волга до устья реки Держи, последняя до Волочанова, в Волоколамском уезде, Руза, Москва до Волочка, который был где-то между сею рекою и Клязьмою, ведущею до города Владимира» (2). По всей вероятности, речь в данном отрывке идёт именно о Яузском волоке.

В начале XIV века Коломна перешла от Рязани к Москве и стали пользоваться более коротким – около 1 километра, волоком из реки Нерской в реку Ушну. В связи с этим Яузский волок постепенно прекратил своё существование (3).

С XIII века известен на Клязьме волочёк Зуев – в районе нынешнего города Орехово-Зуево. В этом месте осуществлялся волок судов из реки Клязьмы в реку Нерскую и далее в Москву-реку и Оку.

Рис. 1. Карта-схема из работы В.Н.Алексеева (5).

Впервые о волочке на реке Нерской (Мерской) сообщается в Воскресенской летописи в связи с событиями 1209 года. Тогда два рязанских князя Изяслав Владимирович и Кюр Михаил Всеволодович, услышав, что владимирские полки ушли на Тверь, решили напасть на Москву. Но под Тверью владимирцы с новгордцами уладили дело миром и вернулись во Владимир. Великий князь Всеволод послал на Изяслава и Кюр Михаила сына своего Георгия. «Георгий же поиде через ночь противу на Мерску, той бе ему напереди, и быв на Волочке и оттоле уряди Сторожевой полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же, и в раннюю зарю сретошася сторожеве их, и погнаши Юрьевы сторожи Изяславлих и гнаша их лесом секуще я» (4).

Благодаря Волочку Зуеву из Клязьмы по речке Дрозне уходили на юг, затем переносили лодки посуху и попадали в притоки Нерской, а по ним в Москву-реку и Оку. Таким образом через Волочек Зуев осуществлялся кратчайший путь из Владимира в Рязань, центр Муромско-Рязанского княжества. Благодаря этому волоку дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдовое, по сравнению с дорогой через Яузский волок.

С XIII века торговый путь, связывавший Клязьму и верхнюю Волгу, проходил по реке Воре. Суда поднимались по левому притоку Клязьмы – реке Воре, затем по притоку Вори – реке Торгоше. В верховьях Торгоши, возле села Наугольного, проходил волок на реку Кунью, приток Дубны и далее в Волгу.

Торговое значение реки Клязьмы в XII-XIII веках и в XV-XVI веках доказывают клады, обнаруженные вдоль реки. Так, в 1924 г. на левом берегу реки Клязьмы в районе города Щёлково, был обнаружен клад серебряных слитков XII века (6). В 1901 г. в районе деревни Мизиново, находящейся на реке Воре, был найден горшок с мелкими серебряными монетами Ивана III. В 1948 г. в посёлке Успенский Ногинского района, находящегося на реке Клязьме, найдена кубышка с монетами Ивана IV (7).

Источники:

  1. М.Н. Тихомиров. Средневековая Москва. М., 1997. С. 172.
  2. М.П. Погдин. Русский исторический сборник. Т.1. М., 1837. С. 33.
  3. М.В. Горбаневский. Имена земли Московской. М., 1985. С. 44.
  4. ПСРЛ, Т. VII. С. 116.
  5. В.Н. Алексеев. Со времён Всеволода Большое Гнездо.
  6. А.Г. Векслер, А.С. Мельникова. Российская история в Московских кладах. М. 1999. С. 193.
  7. А.Г. Векслер, А.С. Мельникова. С. 204.

www.bogorodsk-noginsk.ru

Русь торговая.: yar46

Начало

В предыдущей статье мы с вами рассмотрели формирование двух ядер будущего государства Русь.

Картина художника В. Куша.

Русь создана славянской вольницей, которая переселилась с Балтики, не пожелав остаться под германским владычеством. Переселялись на Остров Русов в Карелию и Медвежий угол на Волге. В Карелии возникли понятия русские и Русь от слов местного карельского языка. Попав в Византию, слово Русь переиначено греками на свой манер – Россия, и позднее пришло к нам в придачу с христианством. Медвежий угол внес свою лепту и обеспечил будущей стране богатства волжского торгового пути.

Единство славян Карелии и Волги обеспечил промысел солеварения с помощью варниц на соляных озерах. От варщиков соли берет начало слово варяг.  Вот почему «и от тех варяг прозвалась Русская земля». Этими варщиками были наши предки славяне. А с Дуная и Карпат славянское единение стало пополняться позднее.

Самое начало процесса видим ещё у Пушкина, в сказке «О царе Салтане» с островом Буяном. Вокруг сказочного острова беспрерывно снуют купцы с разными товарами. Ошеломляет то, что Александр Сергеевич ничего не придумал.

Рюген

Карта торговых путей острова Рюген (Руян, Буян) VIII-IX вв.Источник карты - статья: Ободриты, Лютичи, Руяне из www.ru-news.ru.

Города южной Балтики были конечными пунктами сухопутных дорог, которые тянулись из глубинных районов западнославянского мира к морскому побережью.

Но как только под давлением германских племен наши предки переселились на восток, Европа тут же захлопнула за ними и двери и окна. Говоря их же языком - опустился железный занавес. Европу разделили на Запад и Восток.

Как видите, не мы первые те занавески вешали. Вот и сегодня трудности у руководства России со входом в европейское сообщество. «Нелюбить» нас Европа начала  ещё с первого тысячелетия н.э.

Постановка задачи.

А вот дальше у дипломированной истории идеологический тупик. 

Тупик

Источник фото.

Правда для альтернативной истории авторитетов не существует. Попробуем из тупика выбраться.

О чем речь? Все копии древних документов, в один голос называют основой Руси Киев и Новгород. То, что информация идеологизирована факт очевидный. Хронология переврана, интерпретация летописей нарочита. Во времена оные Киева и Новгорода, просто не существовало. Археология это доказала. Следовательно, и формироваться государство Русь вокруг несуществующих городов не могло.

Если начальный и древний Киев - город былинный, а не исторический, то начальный Новгород поискать стоит. Для этого информации через край.

Удивительное дело, стоит самим заглянуть в источники и «общепринятые» знания таковыми быть перестают. Нам подсовывают «правильные» ответы, обоснованно полагая, что до первоисточников мы не дотянемся.

Однако, обращаясь к здравому смыслу и общеизвестным фактам, даже любители истории могут сделать неожиданные выводы. Первый - «откуда есть пошла русская земля» мы уже сделали. Теперь поищем Новый город.

Из истории города на Волхове.

Положим руку на сердце и скажем честно: «Новгород на Волхове стал городом только с XI века, являлся столицей княжества маленького и относительно захолустного». Да простят меня новгородцы, но факты вещь упрямая.

Конечно Новгород на Волхове не призрак, просто он не такой древний, как учат в школе. Но если читать летописи, то чувствуешь, будто история одного города наслаивается на другой. Но мы так привыкли, если разговор про Новгород, то это может быть только тот, что на Волхове. Ну, ещё кто-то вспомнит о Новгороде Нижнем.

Обратите внимание на факт. Предки добавляли уточнения к повторяющимся названиям, и полагаю, это было не от нечего делать.

Великий Новгород, Нижний Новгород, Новгород Северский, Новгород Литовский (ныне Новогрудок), Новоград-Волынский, Новгородок (эстонская крепость Вастеселлина), Новогород ломжинский, Новогородок на Осетре (ныне Зарайск), Новогородок на Оке (ныне Елатьма)…

Перед нами панорама той самой Гардарики, что количеством городов удивляла иноземцев много веков назад. А коли так, то и нечего одним волховским городом заморачиваться. Посмотрим на вопрос шире.

В каком-то немецком источнике 1335 года  Янин обнаружил информацию, что общегородское вече Новгорода носило название «300 золотых поясов». И всего то? А что вы хотите, размер территории для вече у стен Никольского собора был небольшим, да ещё добавьте трибуну с социальными степенями-ступенями и  скамьи для членов собрания. В любом случае это не многотысячная толпа, с криком принимавшая законы, и не шоу в котором мужик мог спорить с боярином, и стащить того с трибуны.

Археологические достижения Янина не противоречат и мыслям раскритикованного доктора наук Фоменко: «…этот Новгород в действительности никогда не был КРУПНЫМ торговым центром».

Тем не менее, экскурсоводы и этнографы уверенно относят факты с меткой Новгород к своему волховскому городу. Посетителям музеев эффектно демонстрируют серебряный новгородский рубль XIV века.

Рубль

Источник фото. 

Однако, тут необходимо уточнение, полученное из круга нумизматов.

Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Каждая гривна разделялась на четыре части; название же рубль произошло от слова «рубить», потому что прут серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями. На фото приведена именно новгородская гривна весом 204 грамма.

Известна т.н. Киевская гривна — шестиугольной формы. Она ходила в южных районах Руси с XI века, имела вес около 163—165 граммов.

Киевская гривна

Источник

Как сторонник альтернативных идей делаю свой вывод.

Только к XIV веку и становится заметным Новгород среди всей нашей Гардарики. Новгородские монеты начинают чеканить с 1420 года. Характерна датировка ранней бытовой посуды из серебра. «А се ковш посадника новгородского Григорья Кюриловича», XV век.

С этого времени город реально начинают замечать и иностранцы, и налоговая служба Руси.

О торговых оборотах и налогах можно подробно познакомится в интересной работе Иосифа Кулишера. «История русского народного хозяйства».

А вот и свидетельства иностранцев.

Первым общепризнанным сообщением иноземцев о Новгороде признано описание путешественника и дипломата Жильбера де Ланнуа, датируемое 1413 г. XV век дал еще два коротких свидетельства иностранцев о Новгороде. Они принадлежат Иосафату Барбаро и Амброджо Контарини. Во всех трех случаях описывается город XV века, поражающий своим размахом, богатством и великолепием. Совершенно невозможно поверить, что путешественники описывают размах скромного волховского Новгорода.

Этнографы, почему-то пропускают информацию о препятствиях чинимых купцам Новгорода со стороны Ганзейского торгового союза состоявшего из 200 европейских городов. (Прямо как сегодня с объединенной Европой).

Ганза

Новгородцев на западные рынки торговать не пускали. Своего серьезного флота город не имел. У многих кто проникал на запад, ганзейцы конфисковывали товар. В тоже время сами члены торгового союза предпочитали отовариваться в Новгороде.

Новгород того времени имел свободу торговли лишь в восточном направлении. Потому ведь и Петр I принужден был войны вести, чтоб в ту Европу «окно рубить».

Такая вот международная торговля была у Новгорода. Конечно, торговлишка была, были и купцы, но какого то особого размаха и великих богатств это не приносило.

И Рюрик здесь не жил за отсутствием города в его время. Вот такая непонятка в нашей начальной истории.

Поиск свежей информации привел к работе Тюняева «Русский торговый путь». Работа опубликована на www.via-midgard.info и  выполнена на основе системного анализа и моделировании торговых путй.

Торговые перекрестки в Европе и на территории будущей Руси датируются 3 тысячелетием до н.э. На этих перекрестках впоследствии встали города той самой Гардарики.

Работу Тюняева здесь повторять не буду. Приведу лишь интересные выкладки о путях серебряных дирхемов.

«В раннем средневековье торговля на территории Руси приобрела огромный размах. В особенности это очень наглядно представлено находками кладов серебряных «арабских» дирхемов. На рис.5 видно, что расположение торговых путей этого периода имеет структуру с центром в Москве. Отдельные нити-пути связывали раннесредневековую Москву со многими городами и регионами Европы и Азии.

Пути дирхемов

Рис. 5. Древние торговые пути: серебряные дирхемы (8 – 10 вв.). 

Серебряные монеты чеканились в халифатах, но в них не оставались, а отправлялись почти полным тиражом на Русь, точнее в Московию. В самих же халифатах в ходу были медные монеты. Такие взаимоотношения халифатов и Руси говорят в пользу главенствующей роли последней. Это же подтверждает количество обнаруженных памятников, а также количество серебра в них – от единиц до десятков килограммов».

А вот и выводы работы Тюняева.

«1. На территории России издревле существовал разветвлённый Русский торговый путь. Наиболее ранний этап начал складываться в неолите: к 6-му тысячелетию до н.э. началась торговля медью и серебром между Центральной Русью и Балканами.

2. В 3-м тысячелетии до н. э. по Русскому торговому пути от Великобритании до Прибайкалья двигались нефрит и янтарь.

3. К началу железного века по Русскому торговому пути впервые в Древнюю Русь и в Европу стали перемещаться изделия из шёлка.

4. В средневековье по Русскому торговому пути в Центральную Россию стекалось серебро (дирхемы), изделия из шёлка, «китайские» зеркала и другие товары, представлявшие коммерческий интерес.

5. Суммарно: столь развитые торговые пути, существовавшие несколько тысячелетий подряд, в совокупности с общностью языка и этническим единообразием, говорят о том, что на русских территориях существовало древнее государство: «Есть один народ, который Геродот называет гипербореями. Нынешнее название этого народа – Московия», – Филипп Парацельс (16 век)».

А теперь вернёмся к нашей статье и сделаем свой вывод.

Предки переселялись с Балтики не просто на восток, а к сородичам – Восточным славянам. Их здешнее присутствие уверенно отмечает генетика и археология. И отмечает многие тысячелетия назад.

А чем те сородичи занимались в столь древние времена? Оказывается, некогда им было висеть на деревьях и «бысть аки звери». Наши таровитые предки 3 тысячи лет назад проживали на медных и нефритовых торговых путях между Азией и Западной Европой. От тех путей имели и доход и необходимую для торговли письменность. Между прибытиями караванов с товарами Восточные сеяли хлеб, занимались скотоводством, охотой и рыболовством, промышляли бортничеством.

Немного о лесной сладости.

Мед собирали для себя и на экспорт. Летописец Нестор - подробно описывает, как широко было развито пчеловодство на Руси, мед и воск служили не только для потребностей населения, но и являлись предметом экспорта.

Более тысячи лет тому назад (911) князь Олег и греческий император заключили торговый договор на поставку меда и воска. В 945 году такой же договор заключил князь Игорь. В 957 году во время визита княгини Ольги в Константинополь император Константин VII просит все те же  мед и воск.

От того промысла на Руси произошла фамилия Бортников. А ещё как ни странно  Белкин. Белками называли людей, промышлявших бортничеством.

А вот и борти, которые устанавливались в лесах, первоначально в борах. Отсюда и название промысла, его принадлежностей и самих сборщиков.

Бортя

Источник фото: http://s40.radikal.ru/i088/0909/35/41fb2b1d9f97.jpg

Профессия передавалась по наследству, передавались профессиональные секреты и... колдовские приёмы (заговоры, заклинания). Видимо поэтому бортников и называли белками, как в старь именовали оборотней. Недаром современного алкаша посещает именно «белочка».

Согласно генетике 6 тысяч лет назад часть восточных славян ушла дальше на восток. Ушла не в пустоту и в неведомую даль от любви к бродяжничеству. Они шли в Персию, в Индию, Китай, Манчжурию и вплоть до современных Японских островов. Шли по древним торговым путям.

А теперь сравните время начала торговых путей Русской равнины с датировкой богатого боярства Новгорода, крышевавшего городских ремесленников.

Всё о чем было сказано выше о находках археологов их анализ и систематизация было не ведомо немецким «историкам» Петербургской академии. Однако предвзятость и желание принизить чужую нацию налицо. Оттого их описание нашего прошлого в их редакции не вызывает доверия.

Ну как, вы по-прежнему считаете возникший всего в XI столетии Новгород на Волхове главным городом Руси IX века? Тогда продолжение следует.

В список по теме

yar46.livejournal.com

Волжский торговый путь - это... Что такое Волжский торговый путь?

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы.

Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь вновь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

Литература

См. также

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин — голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

dic.academic.ru

По каким рекам проходили торговые пути в Древней Руси? помогите плиз)))

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги. Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги. Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары» . (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева) . Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания) . Картина С. В. Иванова изображает продажу варягами рабов (сакалиба) хазарам согласно описанию ибн Фадлана. Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг. Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая» . С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово) . Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь вновь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

выписать реки, по которым шла торговля на Руси Устно найдите на карте, где находятся Ладога, Скандинавия, Волга, Византи Профи (843) Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги. Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги. Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары» . (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева) . Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания) . Картина С. В. Иванова изображает продажу варягами рабов (сакалиба) хазарам согласно описанию ибн Фадлана. Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг. Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая» . С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово) . Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь вновь получает доступ в Каспий в обход я, Волгоград путь из варях в греки

Торговля - двигатель укрепления государства. Киевская Русь имела два торговых пути до 9 века. С Византией по Дону и сухопутный на Краков-Прагу. Так называемый путь "из варяг в греки" с 12 века, когда понадобилось общение Киева с Новгородом более плотное.

touch.otvet.mail.ru

ТАРТАРИЯ. Русский Китай (1)

great-china-wall9Русский Китай: 12 тысяч километров Великой Стены

Заканчивая работу над монографией «Русский Китай (экспорт цивилизации)», мне удалось получить интересные и даже сенсационные результаты. Первая сенсация – это то, что по территории Руси, начиная уже с 5-го тысячелетия до н.э., пролегали мощные торговые пути – вплоть до Забайкалья. Вторая сенсация – это то, что древняя русская цивилизация построила Великую Стену, которая уже в 3-м тысячелетии до н.э. защищала Русь от дикого южного туземного населения и разнообразных метисов (семитов). Материалы по торговым путям неолита-бронзы Древнейшей Руси были мной многократно представлены на научных конференциях (их можно прочитать на сайте), а в данной статье я впервые представлю некоторые обобщающие результаты своего исследования, касающиеся Великой Стены.

Торговые пути:

  • Тюняев А.А., Древние торговые пути Урало-Поволжья по комплексным данным археологии, антропологии, генетики и мифологии // Этносы и культура Урало-Поволжья: история и современность: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010. С. 194 – 200.
  • Тюняев А.А., Древние торговые пути русских земель (по комплексным данным археологии, антропологии, генетики и мифологии) // Традиционное хозяйство в системе культуры этноса: Материалы IX Санкт-Петербургских чтений, СПб.: ИПЦ СПГУТД 2010. С. 267.
  • Тюняев А.А., Византино-древнерусские торговые связи // Российское византиноведение: традиции и перспективы. Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. – М.: Издательство Московского университета, 2011. С. 213 – 215.
  • Тюняев А.А., Археологические маркеры северных торговых путей Евразии времени неолита – бронзы // Материалы III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Старая Русса – Новгород. 24 – 29 октября 2011 г.

На рис. 1 представлена сводная карта всех стен и валов Евразии. Анализируя эту карту, можно заметить, что высока вероятность того, что мы видим перед собой оставшиеся разрозненные участки некогда единого сооружения, простиравшегося от Британских островов на западе (метка «56») до Корейского полуострова на востоке. Причём, плотность и «ветвистость» сен и валов тем выше, чем по более обжитым территориям они пролегали. Например, в Германии (метка «30») несколько систем валов, два из которых нанесены на нижеприведённую карту.

Через Северные Балканы проходит сразу несколько систем валов. Крайне разветвлённая сеть валов имеется на Украине. Здесь, на территории Южной Руси, уже с 8-го тысячелетия до н.э. сформировалась обширная цивилизация. Она находилась на переднем фронте соприкосновения с неандертальскими (семитскими) народами Средиземноморья. Вся система валов этой, Европейской части континента выглядит так, будто бы единственной её целью было сдерживание любого возможного контакта между Средиземноморьем и Центральной Русью.

Причём, если брать во внимание более древнюю из возможных дату постройки валов – то есть середину 3-го тыс. до н.э., – то, как известно, в этот период древние греки не знали столь удалённых районов, в которых возведены валы. А русичи, судя по данным ДНК-генеалогии, как раз к 3-му тыс. до н.э. эти районы давно уже заселили. Возможно, они и построили защитный вал от средиземноморских хищников. Как, собственно и следующие участки этого сооружения – Абхазскую, Грузинскую и Дербентскую стены. То, что эти участки, возможно, построены в более поздние сроки, означает только то, что вылазки кавказцев в русские земли стали происходить позже.

От Каспийского моря удаляющийся участок Горганской стены уходит в горы. Это массив настолько огромен, что в древние времена не представлял никакой ценности с точки зрения возможно проживания. Из археологических данных известно, что в этих местах русский народ и постнеандертальцы стали приходить в соприкосновение только, начиная с 1-го тыс. до н.э. Чуть позже этого времени и появилась необходимость возведения стены.

1

Рис. 1. Сводная карта всех стен и валов Евразии.

И, наконец, последний участок Великой Русской стены – это так называемая Великая китайская стена, защищавшая северных китайцев от южных дикарей – синов. Начало строительства этой стены приурочено к открытию функционирования Южного Великого шёлкового пути (со 2-го века до н.э.), когда на территории русов, обжитые к северу от стены стали проникать семиты из Афганистана, с одной стороны, и семиты из Сины – с другой.

Ещё один, наиболее интересный участок Великой Русской стены – это Заволжский вал. Он отходит от Великой Русской стены перпендикулярно на север, идёт по восточному берегу Волги и заканчивается в горах Среднего Урала. Этот участок стены, по нашему мнению, был возведён в период железного века (1-е тыс. до н.э.), когда по древним торговым путям метисы русичей, монголов и семитов – тюрки стали продвигаться в глубь территорий Центральной Руси, то есть к Москве.

2Рис. 2. Сводная карта стен и древних торговых путей (показаны стрелками).

На рис. 2 представлена сводная карта, на которой изображены все стены и валы (линиями), а также все древние торговые пути (стрелками). Нижняя часть – традиционное расположение Великого шёлкового пути. Верхняя часть торговых путей – результат наших исследований (см. выше) – Северный торговый путь. Этот путь начал функционировать с 3-го тыс. до н.э., а Южный шёлковый путь подключился к нему, только начиная со 2-го века до н.э.

Анализируя расположение торговых путей и стен, можно сделать заключение, что «Синайская» стена защищала древний торговый путь от набегов синов с юга. Заволжский вал являлся вторым рубежом, через который существовало два перехода – северный и южный. Северным путём торговцы попадали сразу в Москву и в Волго-Окское междуречье, а оттуда в Прибалтику, в Скандинавию и в Великобританию. Южным путём – к Чёрному морю и в Южную Европу.

Отметим некоторые особенности взаимного расположения торговых путей и некоторых участков Стены (или Валов). Во-первых, Синайская (Китайская) стена выстроена таким образом, чтобы она могла в полной мере осуществлять функции отграничения (пассивной и активной защиты) от нежелательного нашествия племён синов (синитов), находящихся в то время на крайне низкой ступени развития. Синайская система стен сильно разветвлена, и вся эта сеть, как видно из рис. 2, покрывает южную часть горного массива.

Самый дальний западный участок Синайской стены уходит в направлении Таримской котловины, которая, как известно, в древности была территорией, связывающей Китай с западными странами. По Таримской котловине торговые караваны двигались двумя маршрутами: северным и южным, которые, огибая котловину, в её западной точке смыкались и через проход в горах выходили в западный мир. В этом регионе изначально население было, скажем так, индоевропейским – гаплогруппы R1a1 и R1b, которые и сейчас остались в генофонде местных народов.

В силу такого национального состава этот регион в древности почти не соприкасался с иными народами, от которых требовалось бы воздвигать защитные сооружения. В силу этого в этой части нет (пока не обнаружено) никаких монументальных сооружений такого плана. Однако в этой части одна из ветвей шёлкового пути поворачивает на юг и в районе Горганской стены пересекает североиранские земли. К этому участку торгового пути и относится Горганская стена. Далее этот участок торгового пути выходил в Междуречье, следовал через Анатолию и достигал Древней Греции (начиная с 4 – 2-го веков до н.э.).

Нижний Северный торговый путь уходил от устья Таримской котловины на северо-запад через земли Приаралья, по Северному Каспию следовал до южной окраины Заволжского вала, миновал Белую Вежу (Саркел) и достигал Северного Причерноморья. Этот путь также снабжал товарами Северный Кавказ и земли, расположенные к западу от Чёрного моря.

Верхний Северный торговый путь восточным своим концом начинался в землях древнего Китая, то есть к северу от Корейского полуострова. Отсюда этот путь начинал двигаться на запад, вдоль южных территорий Байкала, далее приходил на Алтай и в Хакассию. Здесь часть торгового пути отделялась в юном направлении и вливалась два других рукава Великого торгового пути. Основная же часть уходила по границе Северного Казахстана и Южного Урала, а, возможно, и через Верхнюю Каму и Средний Урал, где располагается северный край Заволжского вала, попадала на территорию Русской равнины – центра зарождения цивилизации.

Выход на Русскую равнину именно в этом месте подтверждается археологическими находками и был обусловлен тем, что дальнейший путь можно было продолжать, спускаясь вниз по течению сначала Камы, потом – Волги и, в конце концов, торговцы попадали в Каспийское море или в Чёрное море. То есть преодолев посуху часть пути, вторую часть торговцы без серьёзных затрат сил, спускаясь с верховьев Камы по течению на протяжении почти трёх тысяч километров и свободно торгуя в любом понравившемся месте. На всём этом участке торговые миссии прикрывались от нападений с востока Заволжским валом.

Основная часть Северного торгового пути продолжала своё движение на запад, используя для этого тело Волги. Достигая Нижнего Новгорода, путь снова разделялся на несколько ветвей. Одна продолжалась на запад по Волге. Другая уходила вверх по Оке и Москве-реке. Интересно отметить, что большинство кладов серебряных монет дохристианского периода обнаружено именно на участках Руси, покрываемых этими двумя ветвями Северного торгового пути. Ниже Оки кладов почти нет, а выше неё – основная масса находок схронов древних монет.

В Волго-Окском междуречье сеть торговых путей была сплошной – об этом говорят места многочисленных обнаруженных кладов. От Москвы Северный торговый путь разделяется надвое. Одна часть его уходит на юг, лишь немного заходя в Киев, а в основном следуя в Восточную и Южную Европу. Другая, северная ветвь достигала Скандинавии, а на крайнем западе, через земли Северной Европы уже к середине 3-го тыс. до н.э. достигала Британских островов.

Киевское торговое направление прикрывалось от нападений грабителей сетью Змиевых валов, а британское направление – последовательно сменяющими друг друга валами, возведение которых безосновательно приписывают голозадым карликам римлянам. В Средиземноморском и Кавказском регионах, как, в некоторой степени, и в настоящее время, особенную опасность представляли набеги кавказских племён, включая дикарей римлян. Именно поэтому сеть заградительных сооружений здесь особенно густа и не содержит пропусков в стене или в вале.

Начинаясь с восточного берега Каспия, эта стена или вал (в зависимости от доступного материала) монотонно двигается на запад Евразийского континента, разделяя цивилизованные северные племена варваров – букв. «звездочётов», и южные племена семитов, вершиной цивилизованности которых стала религия. Этому мы находим дополнительные подтверждения, сравнивая древнее и современное расположения заградительных стен (см. рис. 3).

3Рис. 3. Слева – расположение стен и валов, а также древних торговых путей; справа – в том же масштабе расположение мест современных разграничительных стен и заграждений.

Если в древности, а мы говорим о 3-м – 1-м тыс. до н.э., система заградительных стен и валов отделяла от цивилизованной Руси южные территории семитов по северной границы линии «Корея – Сина – Индия – Иран – Ирак – Анатолия – Балканы – Франция», то в настоящее время, в общем-то, осталась та же линия, но она сместилась южнее – до северной оконечности линии «Корея – Индия – Ирак – Аравия – Ближний Восток – Марокко».

Следует заметить, что отодвигание линии контакта русской цивилизации с семитским (метисным) регионом произошло под воздействием двух факторов. Первый – активная торговля вдоль названных выше южных торговых путей. Второй – миграция древнерусского населения, поддерживающая эти торговые пути. За счёт работы этих факторов удалось сделать цивилизованными земли Ирана, в некоторой части современной Турции, а также отнести границу контакта с земель Германии на границу с дикой Африкой (в районе Гибралтарского пролива).

После колонизации Америки, аналогичная ситуация сложилась и на территории Северной Америки. Сегодня там приходится поддерживать разграничительную стену, отделяющую цивилизованный север от семитов (метисов) Мексики (mex – букв. «смешение, микс»). То есть ситуация во времени повторяется и развивается по тем же, выработанным тысячелетиями принципам.

В этой связи следует особенно остановиться на цели возведения Заволжского вала. Здесь, в первую очередь, следует отметить то, что, как известно, родиной монголоидов является Сина, то есть Юго-Восточная Азия. Второй фактор, лёгший в основу причин, побудивших строительство Заволжского вала, – это то, что, к сожалению, по древним торговым путям шло перемещение не только товаров, но и людей. В основном – это были торговцы, обслуживающий персонал, но также и преступники всех мастей. Вспомним для наглядности хотя бы британского Робина Гуда, который, по преданиям, располагался как раз на самом оживлённом торговом маршруте.

А в связи с этим, следует, что вслед за торговцами и Древнейшей Руси и сопредельных территорий, ходивших в земли семитов за экзотическими товарами, вместе с торговцами из этих земель приходили и народы этих земель. Сначала – небольшая часть, а потом – и целые армии. Именно так разведывали сины место пролегания древнего шёлкового пути. Именно так Зороастр направил финно-угорские выселки из Алтая к Балтийскому морю, в результате чело в Прибалтике появилась монголоидная компонента (гаплогруппа N в составе финнов, эстов, саамов и др.).

4Рис. 4. Заволжский вал и его стратегическое функционирование.

Точно таким же образом вначале 1-го тыс. н.э. на территорию исконно русского Поволжья с востока начали приходить метисы русов с монголоидами – татары, башкиры и т.п. Неслучайно местом первого оседания татар на русских землях стали Казанские земли, то есть то место, где самый северный торговый путь впервые входил в русские земли и разделялся на многие рукава.

На рис. 4 тёмными стрелками показаны участки Северного торгового пути, по которым на русскую землю пришли монголоидные племена башкир и татар. Первые сформировались из тех переселенцев, которые не преодолели Заволжский вал и в силу этого меньше смешались с русским населением. Ибн Русте (903 год) сообщал, что башкиры – «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика».

Антропологический состав башкир представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. Выделяют пять основных антропологических типов: понтийский, сублапоноидный, светлый европеоидный, южносибирский, памиро-ферганский. Наиболее древними расовыми типами башкир считаются светлый европеоидный, понтийский и субуральский, а наиболее поздним (с 9 – 12 вв.) – южносибирский. Как видим, все расовые типы связаны с пролегающим «через башкир» участком торгового пути. Распределение по Y-хромосоме у башкир – гаплогруппы R1b (метисная, или «древнетюркская» – до 86%), R1a (русская) и N (монголоидная) – также свидетельствует о формировании башкир в результате выше обозначенного процесса метисации.

Вторые – из тех, кто смог перейти на другую сторону Заволжского вала и осесть там (на Казанских землях). Напомним, впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в 6 – 9 веках к юго-востоку от Байкала. Это самый северо-западный участок Северного торгового пут (см. рис. 7.3.2). Только к 12 – 13 векам татары появились в русских землях Поволжья. Поэтому татары – результат смешения монголоидов с русским населением. У татар выявлено наличие четырёх основных антропологических типов – понтийского (33,5%), светлого европеоидного (27,5%), сублапоноидного (24,5%), монголоидного (14,5%).

Такое, как показано на рис. 4, размещение татар и башкир – по обе стороны Заволжского вала, говорит в пользу древних датировок этого грандиозного сооружения. Поскольку татары и башкиры, как этносы, в этих местах сложились в 1 – 2-м тыс. н.э., то, скорее всего, Заволжский вал был возведён до этого процесса этногенеза, то есть во 2 – 1-м тыс. до н.э., когда и происходила наиболее активная торговля по этим торговым путям.

5Рис. 5. Фрагмент карты Ортелиуса «Азия». Новое описание» 1580 года.

На рис. 5 представлен фрагмент карты Ортелиуса «Азия». Новое описание», созданной в 1580 году. Здесь мы видим, что Заволжский вал (нанесён нами жирной линией вдоль Волги) совпадает с границей двух регионов: к западу от Волги на карте размещена Московия, а к востоку – Тартария (Tartarja). Обратите внимание, что от Каспия граница между ними идёт по восточному берегу Волги (то есть там же, где и Заволжский вал), а потом граница начинает идти вдоль Камы – так же, вдоль юго-восточного берега (как и Заволжский вал). Казань расположена на Московской стороне раздела. Стрелками показаны торговые пути.

6

Рис. 6. Фрагмент карты «Азиатская часть» 1593 года.

На рис. 6 представлен фрагмент другой карты примерно того же времени – 1593 года. На нём видим, что граница между Московией и Тартарией проходит по территории калмыков (современная Башкирия), вдоль реки Урал (Яик), то есть к востоку от Волги. На севере, по Оби расположено легендарное Лукоморье, а в верховьях Оби – Китай. Слева вверху, в междуречье Волги и Камы помещена земля вятичей (Vachin). В южной части Тартарии размещён Туркестан. Из этой карты мы тоже видим, что Заволжский вал выполнял функцию разделительного сооружения. Он защищал русские земли от монголоидных семитов (метисов), или тюрков, что одно и то же.

* * *

Монументальное сооружение – Стена, или Вал – состояло из практически непрерывной череды локальных участков стен и валов. Метод возведения, а за ним и название – «стена» или «вал» – выбирались, исходя из местных возможностей по стройматериалам.

Стена начинается на крайнем западе цивилизованной части Евроазиатского континента – то есть на Британских островах – системой из трёх валов: Антонинов вал (длина – 117 километров), Адрианов вал (длина – 64 километра) и вал Оффы (длина – 240 километров). Всего на Британских островах протяжённость валов составляет 421 километр.

Далее Стена продолжается в средней части Европы, разделяя её с запада на восток и отделяя цивилизации варваров от дикарей средиземноморского региона, в том числе и от голозадых римлян. Этот этап Стены представлен Германскими валами (длина – около 120 километров), валами Храброго и другими.

Следующий этап Стены располагается в Западном Причерноморье – это Трояновы валы (длина – около 60 километров). Они защищали северную цивилизацию от дикарей Греции и Рима, а также всевозможных тюрок и семитов Средиземноморского региона. К этой же системе следует отнести и Киммерийские валы в Крыму, поскольку они являлись передовыми укреплениями, сдерживающими натиск семитов Греции.

Следующий участок Стены проходил по южным владениям Центральной Руси. Это была развитая система Змиевых валов (длина – более 1000 километров; до 5 тысяч). Это была эшелонированная линия разграничения, состоящая из многочисленных параллельных или косопересекающихся отдельных валов. Основным направлением действия Змиевых валов являлась защита территорий Руси от дикарей Греции и Рима. Змиевы валы своим восточным концом упирались в западный берег Чёрного моря, таким образом замыкая воедино стену-вал, начавшуюся на Британских островах.

Начиная с восточного берега Чёрного моря, Стена возобновлялась. Первый её этап в Кавказском регионе – Великая Абхазская стена (длина – 160 километров). Далее идёт Грузинская стена (длина неизвестна). И замыкает эту систему, упираясь в Западный берег Каспийского моря, Дербентская стена (длина около 43 километров). Эта система стен полностью перекрывала возможность диким племенам Средиземноморья и Ближнего Востока совершать свои набеги на цивилизованную Русь. Примером этому служит позорный отказ от похода на Русь «великого» Александра Македонского.

От восточного берега Каспийского моря начинался новый участок Стены – Великая Горганская стена (длина – 195 километров). Эта стена отделяла южных тюрок и семитов от северной цивилизации. Стена уходила в горы Эльбруса. Далее, на восток простиралась система природных разграничителей – пустыня Каракумы, горы Гиндукуш, где строительство разделительных стен не требовалось.

Далее, после входа на территорию Юго-Восточной Азии (в западной точке Синьцзян-Уйгурского округа современного Китая), простиралась пустыня Такла-Макан. На её восточной окраине начинался очередной участок Стены – Великая Китайская стена (длина – 6620 километров). Она защищала «китайский» участок Северного торгового пути от набегов синитов (современных китайцев). В древности дислокация народов и стран была иной: Китай и китайцы – это были сначала европеоиды, которые потом тюркоизировались монголоидным элементом – они располагались к северу от «Китайской» стены. Синиты, семиты – монголоиды – располагались к югу от «Китайской» стены. Против последних и была построена стена, которой было дано соответствующее название – Синайская стена (такая надпись содержится на картах). «Китайская стена» – позднее искажение, возникшее в результате неправильного перевода.

Вся система стен и валов построена вдоль узкого коридора широт – от 35-го до 45-го градуса северной широты. На крайнем западе сооружение переходит в область более высоких широт.

Однако есть один участок, протяжённость более 2400 километров, который построен перпендикулярно к основной Стене, – это Заволжский вал. Он полностью перекрывал потоки монголоидов, семитов и тюрок, стремящихся по древним Северным торговым путям проникнуть на территорию Центральной Руси – Московии. Последние из продвинувшихся здесь монголоидов (метисов) – башкиры и татары, – пришедши из Сибири, остались селиться по обе стороны от Заволжского вала.

Протяжённость всей Стены составляет более 12 тысяч километров. Это сооружение совместно с природными преградами формирует границу протяжённость 11 тысяч километров – от британского Глазго на западе до корейского Пхеньяна на востоке. Это, так сказать, «горизонтальная» часть Стены.

Эта Стена защищала северную цивилизацию гипербореев (R1a) и атлантов (R1b) от проживавших к югу от стены сначала монголоидных аборигенов, а потом от метисов (семитов и тюрок).

Кроме этого, «вертикальный» участок Стены длиною в 3 тысячи километров под названием Заволжский вал в древности разделял между собой два древнерусских рода – гипербореев (R1a1), проживающих к западу от Заволжского вала, и атлантов (R1b), проживающих к востоку от Заволжского вала. После тюркоизации атлантов исходная цивилизация осталась только в районе проживания гипербореев – Центральная Русь.

На то, что Стена несла, прежде всего, защитную и оборонительную нагрузку, указывают некоторые местные названия участков Стены. Напомним: Змиевы валы; Трояновы валы; Вал Оффы; русский поэт А. Бестужев-Марлинский, посетивший Дербент, назвал Дербентскую стену «огромным удавом»; Красная змея – народное название Горганской стены; народное сравнение Великой Китайской стены с огромным змием; Заволжский вал. Все названия имеют этимологии, связанные со змеем напрямую, или через другие названия, например, оффа – лат. опиус (змей), русские названия рек Уп, Упа, Уфа (уж), вал – волос (дракон), троян – трёхглавый змей.

Северная, русская цивилизация – это цивилизация Дракона. Она связывала змея (ужа, дракона, волоса) с защитным ремеслом, уже начиная с мезолита, то есть с 11-го тыс. до н.э. (на Руси найдены многочисленные скульптурные изображения). А это значение, в свою очередь, берёт своё начало с функции созвездия Дракон, которое охраняет, бережёт, сберегает центр эклиптики, отображением которого на Земле была Тверь.

Наши выводы подтверждают данные антрополога С.И. Брука и лингвиста В. В. Иванова: «…Индоевропейская семья языков, происходящая из группы близко родственных диалектов, носители которых в 3-м тыс. до н.э. начали распространяться в Передней Азии к югу от Северного Причерноморья и Прикаспийской области». То есть, в совокупности с изложенным выше получается, что сначала русская (индоевропейская) языковая общность была сконцентрирована к северу от Северного Причерноморья и Прикаспийской области, и эта общность состояла из близкородственных диалектов (как, например, сейчас, вологодский, московский, рязанский и т.п.), а распадаться начала по мере миграций русичей (индоевропейцев) – на юг, на запад и на восток от названной области.

Временем постройки Стены следует считать несколько периодов. Наиболее древний период – 3-е тыс. до н.э. или раньше – связан с Заволжским валом и Змиевыми валами. Эти два гигантских, длиной по несколько тысяч километров, сооружения с самого начала были построены для того, чтобы защищать от туземцев сердце цивилизации – Центральную Русь (центр Русской равнины). После того, как в неолите – бронзе состоялись миграции русов на восток, юг и запад, и образовалась первоначальная система торговых путей, была построена вторая очередь Стены – это вся оставшаяся часть Стены. Время её постройки – 1-е тыс. до н.э. В последнюю очередь были построены участки Великой Китайской стены – начиная с 3-го века до н.э.

Взято с – http://www.organizmica.org/archive/903/rk12t.shtml

tartaria.name

Торговые пути руси карта – Telegraph

Торговые пути руси карта

/ 10. Древняя Русь

=== Скачать файл ===

Исследования археологов показали, что первые племена не территории Руси появились в среднем Приднепровье еще в III-ем тысячелетии до н. По одной из версий историков самоназвание народа и страны произошло от названия реки Рось, на которой селились эти люди. Важнейшей природной особенностью России является обилие рек. Этим обусловлен и характер расселения, и возможность колонизации территорий: Огромные пространства лесов и болот в междуречьях оставались незаселенными, невозделанными, а часто и непроходимыми. Чрезвычайно густая сеть озер и равнинных рек на европейской территории России оказалась весьма удобна для судоходства. Причем многие реки одного бассейна близко подходят к рекам другого, что создает благоприятные возможности для перехода по суше по так называемым волокам из одного бассейна в другой, продолжая плавание в нужном направлении на большие расстояния. Эти удобные водные дороги, предоставленные самой природой, стали использоваться людьми с незапамятных времен. На водных путях, преимущественно в устьях рек, на границах волоков и на речных порогах возникали погосты административные центры , монастыри, рядки поселки и города. В период формирования и укрепления государственности на Руси начали образовываться крупные города и торговые центры: Киев, Псков, Переяславль, Полоцк, Чернигов, Новгород. Важное значение при этом имели устойчивые торговые связи как внутри страны, так и с другими государствами и народами. Такие связи осуществлялись, прежде всего, по водным путям с перемещением судов с людьми и грузами, через водоразделы перемещались волоком. В те времена водные пути на Руси были, по существу, единственными путями сообщения, так как гужевой транспорт из-за отсутствия дорог использовался для перевозок на дальние расстояния обычно только зимой, после установления санного пути, причем часто опять же — по рекам. Не случайно расстояния, например, между Новгородом и большинством других населенных пунктов, указанные в Росписи новгородских пятин областей , были определены не по кратчайшему сухому пути, а по рекам. На этом пути вырос город-крепость Старая Ладога — древняя столица Руси в году отмечали её летие. По данным арабских источников, уже в X веке Ладога была портовым городом, торговавшим с Испанией, Римом, Персией и другими странами. В иностранных документах того времени указывается, что немецкие гости купцы , пришедшие с товарами в Ладогу, нанимали здесь местных лоцманов, которые проводили их суда через Ладожские Волховские пороги до Гостинополья села, существующего до сих пор. В году Олег с дружиной по этому же пути прошел и далее — на военных судах до Константинополя Царьграда , воевал и заключил мирный договор между Византией и Русью. Такой путь на самом деле невозможен, потому что верховья Днепра и Ловати нигде не подходят близко друг к другу, к тому же между Днепром и Ловатью находится Западная Двина. По-видимому, в летописи допущен пропуск, возможный путь в современных названиях: Балтийское море, река Нева, Ладожское озеро, река Волхов, озеро Ильмень, река Ловать, река Кунья, река Сереж, далее — волок около 30 км до реки Торопы, река Западная Двина, река Каспля, Касплинское озеро, волок до реки Катынь, река Днепр и по ней в Черное море. Один из них шел по реке Великой, Чудскому озеру и Нарове. Здесь же в XII веке возник город Нарва — один из основных центров торговли Руси с Западной Европой. На противоположном, правом, берегу Нарвы существовал иссад пристань Пскова. Нарва и Новгород были соединены прямым водно-волоковым путем, основу которого составляла река Луга. Между Псковом и Новгородом существовало водно-сухопутное сообщение по рекам Великой, Черехе, Узе, Шелони и озеру Ильмень. Постоянная торговля по Волге сформировалась в х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вел поНевеиВолховучерезЛадогуиРюриково Городищев озероИльмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вниз поЛоватидоволоковВалдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги. Далее вниз по реке доВолжской Булгариисплавлялись такие северные товары, как меха, мед и рабы. ВБулгаркак перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога изКиева. Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечаютСарское городищеиТимеревские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский имерянскийкомпонент. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепостьСаркел. Достигнув Каспийского моря, русские и варяжские купцы высаживались на его южных берегах и наверблюдахотправлялись дальше вБагдад,БалхиМавераннахр. С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путемвЧерное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-западРусской равнины Киев,Чернигов,Смоленск-Гнёздово. Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование —Киевская Русь. После побед князяСвятослава Игоревичанад хазарами в е годы Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела. В византийские порты ежегодно прибывали суда из Киева, Новгорода, Чернигова, Смоленска и др. Важное значение для путешествий и для торговли еще с древних времен имела река Западная Двина. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на остров Готланд. Особенно развилась торговля со времени поселения в нижнем течении Западной Двины немцев. В году состоялся первый торговый договор Риги с Полоцком. Многочисленные водоразделы при путешествиях преодолевались волоками. Традиционных волоков на территории Руси сложилось достаточное количество. Уже в древние времена наряду с преодолением водоразделов с применением волоков предпринимались попытки устройства искусственных водных путей — судоходных каналов. В году сын Ладожского посадника Иванко Павловиц предпринял попытку соединить каналом верховье реки Волги с рекой Полой, притоком Ловати. В память об этом на сторожевом городке при впадении Волги в озеро Стерж он поставил крест из красного песчаника Стерженецкий крест ныне находится в Тверском краеведческом музее с надписью: В период расцвета Тверского княжества в XIV веке велись работы по устройству канала на трассе: Существовало несколько водных путей, на которых были волоки, используемых древними руссами для своих перемещений. Важнейший путь из Северо-западной Руси из Новгородчины на Волгу проходил по рекам Мста, Цна и Тверца. Уже в первой половине XII века на Тверце появилось торговое поселение, впоследствии — город Торжок. Существовал также путь на Волгу по реке Поле, впадающей в озеро Ильмень, реке Селижаровке и озеру Селигер. Из Ладожского озера на Волгу вел водно-волоковый путь по рекам Сясь, Тихвинка, Чагодоща и Молога. Свидетельством древности этого пути является упоминание в летописи Холопьего городка, существовавшего в устье реки Мологи еще в году, куда съезжались купцы из разных западных и восточных стран. В году на этом пути возник город Устюжна, а в году — город Тихвин. Одним из древнейших новгородских поселений на этом пути является село Сясьские Рядки. Из Балтийского моря в Каспийское: Впоследствии по этому пути пролегла трасса Мариинской водной системы. Из Балтийского моря в Черное: Балтийское море — река Висла — река Западный Буг — река Мухавец — волок — река Пина — река Припять — река Днепр — Черное море. Впоследствии по этой трассе частично проведен Днепро-Бугский канал. Люди, жившие на территории Руси в глубокой древности, строили самые простые лодки с каркасами из прочных согнутых ветвей, покрытых с внешней стороны корой, которую прошивали корнями растений. Позднее внешнюю обшивку лодок стали делать из бересты. Покрытые корой или берестой лодки обязательно смолили, шероховатую внешнюю поверхность обжигали. Обожженная кора была менее шероховатой, что уменьшало сопротивление при движении такой лодки. На территории России археологи нашли несколько таких лодок возрастом 3 — 4 тысячи лет. Их длина 5 — 8 м, высота бортов 0,5 — 0,7 м. Очертания, обводы лодок становились все более плавными, что уменьшало сопротивление при движении. Подводная часть таких лодок была сделана из стволов деревьев, благодаря чему достигалась хорошая водонепроницаемость, а надводная — из вытесанных топором досок теса. Суда этого типа, имевшие сравнительно высокие борта, могли плавать по озерам. Развитие мореплавания у восточных славян относится к V — VI векам. По Черному морю сначала скифы, затем и славяне доплывали до кавказских берегов, до побережья Малой Азии и далее — к Константинополю и берегам Греции. Известно, что южные славяне-анты из междуречья Днестра и Днепра в VI — VII веках совершали походы по Черному и Средиземному морю до острова Крит и южных берегов Италии. Понятно, что для таких походов использовались суда, имевшие хорошие мореходные качества. Морское искусство славян было так высоко и так ценилось, что в византийском флоте славяне были капитанами судов и даже командовали эскадрами. Арабские летописцы IX — X веков писали: В одном из документов X века написано: О судах, плававших по водным путям Руси в IX—XV веках, имеются весьма скудные сведения. Из летописей известны наименования этих судов. Наиболее раннее из них — ладья. Строились как речные, так и морские ладьи. Морские были более массивными и прочными. Нижним основанием ладей служили массивные выдолбленные колоды из деревьев большого диаметра. На нижнее основание нашивались борта из досок — набои. На ладьях были весла и мачта с прямым парусом, имелся руль на корме. Речные ладьи старались не в ущерб прочности сделать полегче, так как их часто приходилось перетаскивать через волоки. Именно на ладьях жители Киевской Руси совершали морские походы в Константинополь Царьград. Только в IX веке было семь таких походов. Когда в году в Константинополе обидели и захватили русских купцов, то из Киева на выручку отправился отряд из судов. После осады города купцы были освобождены. Киевская княгиня Ольга в году на многих судах со свитою совершила морской поход в Царьград, где и приняла крещение. Сын Ольги князь Святослав на судах поднялся по Оке, по малым рекам и волокам перешел в Дон. Затем опять через Оку вышел на Волгу, спустился вниз по Волге, разгромил волжских булгар, захватил хазарскую столицу на Волге и многие хазарские города на Дону. В X — XI веках появились насады. От набойной ладьи насад отличался более высокими бортами высота их доходила до 1,8 м. Днище насада было плоским, из досок, долбленная донная часть не применялась. Высокие борта, улучшенные обводы корпуса создавали больший запас плавучести и лучшую остойчивость таких судов. Насады имели поднятые нос и корму и использовались для военных и военно-транспортных целей не только на реках, но и на озерах и морях. Следующим этапом в развитии судостроения — его начало ориентировочно можно отнести к XIV веку — стало изготовление судов целиком из досок. С ним, по-видимому, связано появление струга. Струги были предназначены для плавания только по рекам. Дно струга было плоским. К плоскому килю с помощью ивовых прутьев пришивали пояса обшивки. Нос и корма были заостренными, на струге были парус и весла, кормовое весло служило рулем. Низкобортные и плоскодонные струги были преимущественно грузовыми судами. Их прообразом явился грузовой плот с нашитым по периметру невысоким бортом. Грузоподъемность наибольших стругов на реках в XV веке, по-видимому, достигала 15 — 25 тонн. Они также были речными и морскими. Ушкуи имели несущий корпус и обшивку из досок, скрепленных либо железными скобами, либо ивовыми прутьями. Палуб на ушкуях не было. Ушкуи смолили в два слоя — вначале жидкой смолой, а затем густой, чтобы помимо водонепроницаемости, придать внешним обводам гладкость. В сочетании с малой осадкой и большим отношением длины к ширине, это обеспечивало быстроходность ушкуя. На морских ушкуях устанавливали одну мачту с косым парусом. Речные ушкуи были длиной до 14 м, шириной около 2,5 м, высота борта 1 м. Осадка их не превышала 0,6 м. Известно, что во время военных походов в ушкуях помещалось до 30 человек. Наряду с судами для перевозки грузов вниз по течению, в особенности на порожистых реках, использовались плоты, снабженные рулевыми веслами. В те времена IX—XV века суда зачастую ходили большими группами — караванами. Этим обеспечивалась взаимопомощь экипажей судов на нелегком и опасном пути. Матросы-гребцы их называли ладейниками были одновременно воинами, охранявшими караван, и имели необходимое для этого оружие. Суда шли преимущественно на веслах. При попутном ветре использовался парус. На участках рек с быстрым течением применялась бечевая тяга людьми. Наиболее трудным было преодоление волоков между реками и в обход непроходимых порогов. При отсутствии на волоках поселений в IX—XI веках разгруженные суда в то время они были небольшими и грузы переносились или перетаскивались самими ладейниками. Для удобства транспортировки по сухому пути к днищу судов прикреплялись полозья. Отправляясь в дальний путь, судохозяева ладейщики брали с собой катки и даже колесные пары. С появлением на волоках поселений для перевозки небольших судов и грузов стали использовать лошадей. Следующим этапом в развитии судоходства был переход на использование судов в пределах одной реки и даже одного ее участка. Через волоки стали перевозить только грузы. Отсутствие необходимости транспортировки судов по суше позволило там, где это было возможным по условиям судоходства, увеличить их размеры. Причалы и пристани для судов представляли собой обычные вертикальные стенки из толстых бревен — набережные. Строились также свайные причалы, выступающие в воду на 15 — 20 метров. Они устраивались из двух рядов свай, забитых на расстоянии 1 — 2 м друг от друга. На сваи настилался дощатый настил. Помимо судоходства в Древней Руси развивались и другие аспекты гидротехники и водохозяйственного строительства. Для улучшения судоходства строились каналы для спрямления речных излучин, а при осаде городов применяли отвод воды из реки в другое русло с пересыпкой старого русла запрудой например, при осаде города Пронска на реке Проне в году. Так, в XI-XII веках на Ярославовом Дворище Новгород существовал водопровод из деревянных труб, а также водосточный канал, облицованный пластинами из бересты, а на случай осады сооружали оригинальные водяные тайники, позволявшие осажденным получать воду. На обильной водными и боевыми ресурсами северной Руси процветали древние княжества-государства: Ростовско-Суздальское, Переяславское и Новгородское, стольные города которых выросли на берегах озер Неро, Плещеево и Ильмень. Бороздить водные просторы на малых весельных суденышках было для населения привычным занятием. В ХI веке, когда древнее русское судостроение достигло расцвета, новгородцы проложили дорогу к Студёному морю по рекам Севера. В начале XII века в устье Северной Двины был открыт монастырь Михаила Архангела, к концу этого столетия Поморье вошло в состав Московского государства, и был открыт морской путь вокруг Скандинавии в западные страны. В XII веке на месте единого древнерусского государства образовались княжества: Киевское, Новгородское, Черниговское, Смоленское и другие. Но судоплавание в этот период на Руси не прекращалось. Новгородцы вместе с киевскими славянами активно плавали в южные страны. Они также много ходили по Балтийскому, Белому и Баренцеву морям. Северные славяне часто посещали немецкие, датские, норвежские и шведские земли. Имеются сведения о том, что в XIII веке новгородцы на своих ладьях и финских лайвах ходили в Ладожское озеро и в году в устье Вуоксы основали свое укрепление — будущую крепость Корела город Приозерск. Использовали они и Вуоксинскую систему рек и озер. Новгородцам был известен путь из Ладожского озера по Свири в Онежское озеро. Отсюда по системе рек и озер по направлению существующего ныне Беломорско-Балтийского канала они проникали в Карелию, Белое море и далее на Кольский полуостров. Из Новгородских земель на Шексну и далее на Волгу можно было попасть по рекам Вытегре и Ковже. Вначале он использовался для связи Новгорода с Белозерскими землями и Заволочьем — землями, расположенными за волоками в бассейнах рек Северная Двина, Онега и Печора. На этом пути в IX веке в истоке Шексны возникло поселение Белоозеро, ставшее центром княжества в XIV веке этот центр был перенесен на место современного города Белозерска. В системе транспортных сообщений IX—XV веков особое значение имели Белое озеро и Шексна, которые обеспечивали непосредственную связь с Заволочьем не только Новгорода, но и Владимиро-Суздальского, а затем и Московского княжеств. Волоков, ведущих в Заволочье, было несколько. В бассейн реки Онеги новгородцы переходили с помощью восточного притока Белого озера — Ухтомы. К рекам Северо-Двинского бассейна вели левые притоки Шексны: Пидьма, Славянка, Сизьма, Угла. С помощью первых двух из них, через волоки, можно было попасть в реку Порозовицу, впадающую в Кубенское озеро. С помощью последних — в реку Вологду, где уже в XII веке возникло торговое поселение, положившее начало городу Вологде. Из Кубенского озера и реки Вологды путь вел на Сухону и Северную Двину. Не следует удивляться, что в систему древних водных сообщений новгородских, псковских и белозерских земель наряду с большими и средними входили реки и участки рек, в настоящее время совершенно не пригодные для судоходства. В древности на этих землях, сплошь покрытых лесами, все реки были более полноводными, чем теперь. Важную роль в торговле с другими странами играл и путь из центральных районов России к устью Северной Двины в Архангельский порт. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Государственный университет морского и речного флота им. XVIII - XX век.

Sunny beach перевод на русский

Мужчины которые стали женщинами до и после

Расписание врачей детской поликлиники на ленина владимир

Торговые пути

Фото удаленного клеща

Delphi текущая директория

10 тыс гривен сколько в рублях

Мк гель лак в домашних условиях

Боннская конституция 1949 г текст

Волжский торговый путь

Сколько раз делают эко

I want some more перевод

Расписание электричек металлострой спб

Сравнительная таблица ип и ооо

Воспитание детей с овз

Села на вибратор

Маленький принц проблема любви

Торговые пути Древней Руси

Сонник иголка с белой ниткой

Сколько стоит диван бу

Тест субару трибека видео

Архимеда сила тяжести силы

Основные средства в запасе

telegra.ph