Памятники рима и древней греции. Архитектура и скульптура Древней Греции и Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация Скульптуры Древнего Рима и Греции. Памятники рима и древней греции


Архитектура и скульптура Древней Греции и Рима

Архитектура и скульптура Древней Греции и Рима 21.01.2017 06:20

Особенностью второго цикла «История искусств» является более глубокое, по сравнению с первым циклом, который носил больше обзорный характер, погружение в тему. На пятой лекции (14 января) был совершен экскурс в историю греческой и римской скульптуры, а также проанализированы особенности и отличия ордерной системы греческих храмов от арочного принципа строительства у римлян. 

Ведущий цикла – искусствовед, преподаватель Художественного училища – Юрий Иннокентьевич Ермилов. 

diskurs_14_01_500

На примере истории Древней Греции можно наблюдать интересную взаимосвязь богатства с расцветом искусств. Когда греки победили персов и образовали военно-морской союз, Афины стали не только местом хранения общей казны, но и культурным центром всех городов-полисов. На пятый век до нашей эры приходится не только создание греческого театра, но и классический период развития скульптуры. Фактически, за сто лет (начиная с 490 г. до н.э.), греческие мастера совершили эволюцию от архаичных четырехфасадных изображений до великолепных статуй, до сих пор восхищающих нас своим совершенством.

Дама из Оксера

В гомеровский период (12 – 8 век до н.э.) греческие скульптуры были похожи на колоны, а стилизованные лица лишь отдаленно напоминали человеческие. Позже (7 – 5 век до н.э.) появилась четырехфасадная техника. На блок наносился контур будущей фигуры и по нему прорезался на всю свою ширину. Затем скульптор переходил к обработке другой стороны блока и так по порядку. При такой технике часто возникали проблемы с расположением определенных частей тела, например, ушей.

В этот же период стали появляться куросы – торсы юношей, которые можно считать переходной стадией к классическому периоду 5 века до н.э. В этих изображениях уже появляется анатомическая достоверность, но фигуры почти все были статичны.

И только в период ранней классики (490 – 450 года до н.э.) появляется многофасадность, когда статуя обрабатывалась по кругу и рассмотреть ее полностью можно было только с нескольких позиций, а статика уступила место динамике. В скульптурах Мирона уже нет ничего от архаики, что наглядно демонстрирует его «Дискобол» - подобно пружине закрученная фигура, готовая в любой момент распрямиться и послать диск. В дошедших до нас фризах Парфенона работы Фидия можно уже видеть свободные позы, складки одежды или несущуюся в атаку конницу.

Дискобол

Даже Поликлет, предпочитавший спокойно стоящие фигуры, использовал «хиазм» - перенос опоры на одну ногу, что придавало фигуре внутреннюю динамику. Именно он стал автором «Канона», определившим гармонические соотношения частей человеческого тела (например, голова должна составлять 1/7 от общего роста).

Идеи, заложенные в ранней классике были развиты в высокий период (450 - 410 до н.э.) в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа и др. А в эпоху эллинизма, когда Греция становится частью империи Александра Македонского, греческая культура становится эталоном и образцом для многих завоеванных народов.

Следует отметить еще несколько особенностей греческой скульптуры. Во-первых, греки изображали не кого-то конкретно, даже если это был известный оратор, драматург или победитель олимпийских игр, а обобщенный образ. Можно даже сказать, что грекам был неинтересен внутренний мир человека.

И, во-вторых, их скульптуры были в чем-то похожи на современные восковые фигуры. Они покрывались левкасом, шлифовались, а затем тщательно раскрашивались. Создавалась полная иллюзия живого человека.

***

Римская скульптура выросла из культа почитания предков. В любом доме обязательно существовал зал, в котором были выставлены скульптурные портреты умерших предков, сделанные по посмертным маскам.

Естественно, главным в таких бюстах и скульптурах было сходство с моделью, а не изображение, как в Греции, идеального гражданина. Было и еще одно существенное отличие. Если в Греции процветал культ обнаженного тела, то римские изображения уже закрывались одеждой.

Все выше сказанное относится к периоду Республики (6 - 1 вв. до н.э.). В последовавшей затем эпоху Империи, римляне завоевали Грецию и стали активно перенимать их художественные принципы, массово копируя греческие оригиналы. Наше представление о греческой скульптуре во многом сформировано именно благодаря этим мраморным копиями, ибо бронзовые оригиналы в большинстве своем были переплавлены во времена средневековья.

Коммод

Но греческие статуи не только копировались. В римское искусство стали проникать принципы идеализации, что наглядно можно видеть, например, в статуе Августа Октавиана или императора Коммода, изображенного в образе Геркулеса. Хорошо заметно, как в этот период скульптурные изображения утрачивают мужественность и энергию, а преобладающими выражениями лица становятся задумчивость и грусть

Очень интересно изменение отношения к скульпторам. Если в Греции все знали их имена, и к ним относились, как к признанным авторитетам, то в Риме, ввиду массового спроса патрициев, это стало ремесленной профессией и нам, практически неизвестны имена римских скульпторов.

Византия частично продолжила римские традиции, соединив их с восточными мотивами, тем самым, закладывая принципы раннехристианского искусства.

***

Греческая архитектура – это, прежде всего, архитектура храмов, которых существовало несколько типов. Различие заключалось в количестве и расположении колон, а также форме, которая в большинстве случаев была прямоугольной. Но встречались и круглые храмы – толосы.

С технологической точки зрения, греческие храмы не далеко ушли от доисторических сооружений. По сути, это столбы, на которых лежат каменные блоки. Никаких связующих растворов не использовалось. И ценность их заключается не в инженерных решениях, а в художественных.

Древняя Греция не была единым государством и населялась разными народами, имеющими свои культурные особенности. Проявилось это и в архитектуре – в виде ордерной системы. Ордер – это, можно сказать, принцип строительства храма. Он определял вид колон, высоту лежащих на них балок, виды сочленений и т.д.

Ордера

Традиционно различают дорический, ионический и коринфский ордера. Хотя последний, скорее, является производным от ионического и отличается только навершием колон.

Со временем стили стали взаимно влиять друг на друга. Например, по сравнению с архаическим периодом, дорические колонны времен классики становятся более вытянутыми (как ионические), а высота лежащих на них балок уменьшается.

Более того, во времена создания военно-морского союза на Акрополе в Афинах появились храмы, где все три ордера присутствовали одновременно, что до этого ни разу не наблюдалось.

***

Рим был империей и ему, в первую очередь, требовались инфраструктурные сооружения – дороги, акведуки, склады. Не менее важными были и здания, обеспечивающие досуг граждан - театры, амфитеатры и цирки (ипподромы), общественный бани (термы), публичные библиотеки. Следует также отметить базилики – здания с крытыми галереями, которые служили местом для рынков, переговоров и суда, а также инсулы – многоквартирные дома.

Римляне строили много и быстро. И возможность этого им обеспечила «бетонная революция». Это был мощный технологический прорыв, когда в опалубку из легких кирпичей заливался раствор гашеной извести с наполнителем в виде камней и вулканического пепла. По прочности, возводимые стены ничем не уступали твердокаменным, но на их сооружении можно было использовать неквалифицированный труд рабов и воинов.

Другое отличие римской архитектуры – она была, в основном, сводчатая. Арки опирались либо на столбы, либо на контрфорсы, что давало свободу в планировании пространства под арками. Стены перестали нести опорную функцию, что позволяло делать в них большие проемы и окна. Этот прием впоследствии широко распространится по всему миру и будет использоваться, например, в восточной архитектуре.

Пантеон

Если греки не отделяли форму здания от его содержания, то римляне стали разделять каркас сооружения и внешний вид – декор. Но при этом они остро чувствовали, что «промышленное» возведение зданий убивает их «человечность». И в качестве компромисса стали использовать «ордерную декорацию», которую можно видеть и на Колизее, и на триумфальных арках.

 

Следующее заседание «Лектрориума» (11 февраля) будет посвящено фресковой живописи и архитектуре Византии.

 

Александр Богаделин

 

Фотоотчет о заседании «Лекториума» клуба «Дискурс 14 января 2017 года.  

Лекториум_14.01.2017_1

Лекториум_14.01.2017_2

d-iv.ru

3. Греческая скульптура. Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции

3.2 Греческая религия и общественные праздники

Греческая религия была органичной частью культурной и общественной жизни полисов Древней Греции. Она определяла мировоззрение и мироощущение греческих граждан, их нравственные и этические нормы...

Греческая культура в Украине

3. ГРЕЧЕСКАЯ ОДЕССА

Отдельным пунктом своего научно-исследовательского задания я выделю то, что сделали греки для Одессы. Этот город знают во всем мире благодаря ее неординарным людям, историческим событиям, коснувшимся ее в Великую Отечественную войну...

Греческая культура в Украине

3.1 ГРЕЧЕСКАЯ УЛИЦА В ОДЕССЕ

На одной из круч, нависших над морем, на рубеже XVIII-XIX веков был построен комплекс зданий под названием «Карантин», по-французски «сорок один»,так как именно столько требовалось времени, чтобы распознать, больны ли люди...

Греческая культура в Украине

3.2 ГРЕЧЕСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Поэт Эдуард Багрицкий (1895-1934) писал: Над Греческой площадью рынок шумел, Горели над городом зори. Дымились кофейни, и Пушкин смотрел На свежее сизое море… Греческая улица через Строгановский мост поднималась к Греческой площади...

Декоративно-прикладное искусство этрусков

1.3 Скульптура

«Матер-Матута». Известняк. 5 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция Стремление к реалистическому изображению действительности нашло выражение не только в этрусской живописи, но и в скульптурных произведениях...

Значение Древней Греции в развитии мировой культуры

2. ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину...

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 6. Скульптура

Древние греки, великие ваятели, считали человеческое тело мерилом прекрасного. Классическим образцам греческой скульптуры подражают на протяжении многих веков. Ценители искусства разных стран по-прежнему неустанно восхищаются ими...

Культура античных городов, государств Северного Причерноморья

2.1 Скульптура

Скульптура была широко распространена в греческих колониях Северного Причерноморья. Но большинство дошедших до нас памятников скульптуры колоний Северного Причерноморья известны лишь по определённым фрагментам. Целые статуи...

Культура Древнего Египта

Скульптура

Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах...

Культура Древнего Египта

Скульптура

В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер...

Культура Древнего Египта

Скульптура

Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: колоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью...

Особенности античной скульптуры

1.1 Греческая скульптура

Практически ни одного из произведений греческих скульпторов до нас не дошло. Мы знаем лишь их описания и римские копии с них. Но копия, даже и талантливо выполненная, искажает оригинал...

Особенности художественной культуры Средневековья

1.2. Скульптура

Большинство романских скульптур было интег-рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно гово-рить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры...

Раннехристианское искусство Древнего Рима

2.2 Скульптура

Спор по поводу того, существует ли такое понятие как "римский стиль", по вполне понятной причине в основном касается именно скульптуры. Даже, если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих оригиналов...

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

Скульптура

святая инквизиция искусство средневековье Важнейшие памятники, дошедшие до нас от этого времени - саркофаги с рельефами, показывающее новое мировоззрение или воспроизводящими библейские сцены. Впрочем...

cult.bobrodobro.ru

Искусство Древнего Рима и Древней Греции

Составитель: Мосолова Наталья Николаевна

Теоретический материал для подготовки к уроку по предмету «Искусство» на тему:

«Древняя Греция и Древний Рим».

1.История строительства Колизея. Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя римского императора Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 000 зрителей. Для постройки Колизея была выбрана территория искусственного озера, вырытого когда-то в садах Золотого дома – роскошного дворца Нерона. После самоубийства императора его приемники уничтожили Золотой дом практически полностью. Озеро осушили и заполнили смесью наподобие бетона. Под усыпанной песком ареной располагались помещения для зверей и механизмы, доставляющие животных на арену. Гладиаторы выходили на арену по подземному ходу.

В 72 г. Колизей начали строить при императоре Веспасиане, решившим укрепить свое положение появлением амфитеатра. В 80 г. было завершено строительство. Император Тит тожественно открыл амфитеатр. Праздник длился 100 дней. За это время погибло множество гладиаторов и зверей. Полностью строительство Колизея завершилось при Домициане(81-96гг) – втором сыне Веспасиана. В Средние века Колизей использовался для христианских обрядов. В XII в. Амфитеатр превратился в каменоломню. Он перестал служить ареной для развлечения кровожадных римских граждан, и начал страдать от землетрясений и варварского отношения людей, сдиравших богатую мраморную облицовку и кирпичи для строительства дворцов и церквей. В итоге две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. В 1750 г. папа Бенедикт IV провозгласил Колизей святым местом и тем спас Колизей от полного уничтожения. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

2. Гладиаторы. Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевшие по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима.

Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот.

В 73 до н.э., около 70 гладиаторов под предводительством Спартака бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек и в течении трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов. После подавления бунта возле каждой школы стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. В случае малейших беспорядков солдаты вмешивались немедленно. Школы считались вполне безопасными, поэтому находились внутри городов. Содержащиеся под стражей не могли бежать, и им оставалось только надеяться на спасение своей жизни, отважно сражаясь на арене Колизея, чтобы привлечь внимание влиятельных аристократов, вызвать их сочувствие и получить от них свободу.

3.Пантеон. Это – громадное сооружение, архитектурный шедевр, построенный в античности. Название греческое и происходит от слов “пантес” – все и “теос” – бог. То есть это храм, который был посвящен сразу всем богам. Римляне не стали создавать своих богов, а просто переняли греческих и изменили имена. Юпитер (Зевс).Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли.

Плутон-Аид. Плуто́н — в древнегреческой мифологии одно из имён бога подземного царства и смерти. 

Нептун - Посейдон. В древнеримской мифологии бог морей и потоков. 

Вулкан-Гефест. Вулкан — бог огня и покровитель кузнечного ремесла в древнеримской мифологии.

Минерва-Афина. Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь — Квинкватрии

Венера – Афродита. Первоначально Венера была богиней садов и весны, но после стала отождествляться с греческой богине любви Афродитой и стала покровительницей римского народа.

Марк Агриппа, зять императора Августа, построил его в 27 году до н.э. в честь всех богов; поэтому он и носит его имя. После пожара в 80 году до н.э. Пантеон был восстановлен в нынешнем виде при императоре Адриане в период между 110 и 125 гг. н.э. В 609 году папа Бонифаций IV обратил его в христианскую церковь Святой Девы Марии и Святых Мучеников, в которой захоронены такие знаменитости как художник Рафаэль, архитекторы Бальдасар Перуцци и Виньола. Пантеон мог одновременно вмещать более 2000 человек и представляет собой огромную круглую постройку с величественным куполом. В этом храме есть только один источник света — круглое девятиметровое окно, прорезанное в центре купола, «глаз Пантеона», как его иногда называют. Отсюда вниз падает сияющий световой столб. Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом, — вот, пожалуй, главная идея, воплощенная в архитектуре этого храма, к счастью, сравнительно хорошо сохранившегося.

4.Дискобол. («Метатель диска») – прославленная скульптура (ок. 450 до н.э.) древнегреческого скульптора Мирона, дошедшая до нас в нескольких копиях.

Статуя «Дискобола» уникальна уже тем, что она нарушила привычные каноны камня, заставив его «двигаться», что до этого момент казалось невозможным. Спорт был очень важен для древних греков, поэтому понятно, что именно он и вдохновил скульптора на создание «живой» статуи, в которой воплотилась красота и движение. Необходимо сказать, что талант Мирона был признанным ещё при его жизни, соплеменники отмечали небывалую живость скульптур, их «дыхание» и движение.Первой скульптурой, в которой Мирон смог показать свое понятие о движении, был «Дискобол». Создавая свои произведения из бронзы, Мирон приобрел наибольшую статуями атлетов-победителей. Имя атлета, изображенного в Дискоболе не сохранилось, как не сохранилось и подлинное творение Мирона, вероятно, погибшее во времена средневековья. До нашего времени дошло несколько мраморных римских копий, но сохранность этих повторений – различна. 

Скульптура представляет собой прекрасного юношу. Его фигуру пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска – это кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в статуе доминирует ощущение устойчивости.

5.Венера Милосская (Афродита с острова Ми́лос) — знаменитая древнегреческая скульптура из мрамора, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Высота статуи Венеры Милосской — 2,02 м, пропорции тела при перерасчёте на рост 164 см — 86х69х93. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись на постаменте неразборчива).

Во время пахоты в 1820 г. у местного греческого крестьянина Йоргаса Кастро Буттониса, чьи угодья находились поблизости от развалин древнего театра, плуг застрял в трещине. А трещина оказалась входом в подземную нишу. На дне ее пахарь обнаружил прекрасно сохранившуюся женскую статую из белого мрамора, несомненно, изображавшую Афродиту - покровительницу Милоса. Крестьянин продал статую.

Пропорции Венеры долгие годы считались идеалом: рост – 164 см, бедра – 93 см, талия – 69 см, плечи – 86 см. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), стремившимися не допустить вывоза статуи за пределы империи.

В этой скульптуре восхищает все: и тонкие черты лица, и прическа, и грациозная осанка, и аккуратные складки одежды. Несохранившиеся почти до плеч руки скульптуры, не позволяют реконструировать скульптуру, однако дают место существованию разных версий о первоначальном облике Венеры. Согласно одной из легенд, в руках Венера держала щит, согласно другой – яблоко, а согласно третьей – она придерживала спадающие одежды. Все, кто видел ее в момент находки, утверждают, что нос был поврежден. И то, что мы видим сейчас, является протезом. В 1822 году скульптор Ланж (опять он) мечтает снабдить свою красавицу идеальным носом. Обработав мраморное основание, он укрепляет на нем гипсовый слепок. Сейчас статуя хранится в Лувре (Париж).

6. Афинский акрополь. (от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Афинский Акрополь является исключительно ценным памятником архитектуры. Считается, что застройка холма, на котором он расположен, началась очень давно: уже в архаический период (650 – 480 гг. до н.э.) в Истории Греции на холме были расположены древние храмы и постройки, а в III в до н.э. Акрополь в основном служил убежищем для местных жителей от набегов чужеземцев. 

Когда-то Акрополь украшали множество красивых скульптур, но и само строение, и скульптуры не пожалели ни люди, ни время, ни природные катаклизмы. Сильно пострадал этот необыкновенный архитектурный памятник от человеческой руки: например, в 1827 были нанесены повреждения турецким снарядом, также разрушения были увеличены землетрясением в 1894 году. К тому же, со временем и мрамор, и другие использовавшие в строительстве материалы тускнеют, теряют свои качества, разрушаются. 

Греческое правительство несколько раз подвергало строения реставрации, что сейчас позволяет увидеть многое таким, какое оно было столетия и тысячелетия назад. Также были сделаны копии скульптур, которые наполняли и воссоздают ту красоту и величественность, которая была в Акрополе в древние времена. Оригинальные же статуи, скульптур, а также и рельефы Акрополя, хранятся в музеях - в том числе Британском Музее, Лувре и Музее Акрополя.

Панорамный вид архитектурных сооружений:

Рим. Колизей

http://www.airpano.ru/files/Italy-Rome-Colosseum/1-2

Афины. Акрополь

http://www.airpano.ru/files/Acropolis-Athens-Greece/1-2

multiurok.ru

Презентация Скульптуры Древнего Рима и Греции.

Просмотр содержимого документа «Презентация Скульптуры Древнего Рима и Греции.»

Скульптура Древнего Рима. Скульптура Древней Греции.

Скульптура Древнего Рима. Скульптура Древней Греции.

Скульптура Древнего Рима Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.    Само понятие

Скульптура Древнего Рима Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.    Само понятие "древнеримское искусство" имеет весьма условный смысл. Все римские скульпторы были по происхождению греками. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура - реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.    История древнеримской скульптуры подразделяется на три части - искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.

Искусство этрусков   Скульптура этрусков была призвана украшать погребальные урны. Сами эти урны создавались в форме человеческого тела. Реалистичность изображения считалась необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы древних этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергетикой.

Искусство этрусков   Скульптура этрусков была призвана украшать погребальные урны. Сами эти урны создавались в форме человеческого тела. Реалистичность изображения считалась необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы древних этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергетикой.

Скульптура Римской Республики    Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Ситуацию несколько выправляла греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела. Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, которые относятся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии - вот значение этой статуи в культуре. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом.    Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи - реалистический скульптурный портрет. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.

Скульптура Римской Империи

  •   Задача искусства любой империи - возвеличивать императора и державу.  Рим  - не исключение. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Поэтому до наших дней дошли множество образцов имперского пластического искусства.  В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Подобные рельефы - это не только произведения искусства, поражающие точностью изображений, многофигурностью композиции, гармоничностью линий и тонкостью работы, это еще и бесценный исторический источник, позволяющий восстановить бытовые и военные детали эпохи империи.    Статуи императоров на форумах Рима выполнены в суровой, грубой манере. Здесь уже нет и следа от той греческой гармонии и красоты, которая была характерна для раннего римского искусства. Мастера, в первую очередь, должны были изображать сильных и жестких правителей. Произошел и отход от реализма. Римские императоры изображались атлетически сложенными, высокими, несмотря на то, что редко кто из них отличался гармоничным телосложением.    Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства.    Несмотря на то, что римское искусство, без всякого сомнения, вошло в мировую сокровищницу множества шедевров, по своей сути оно является лишь продолжением древнегреческого. Римляне развили античное искусство, сделали его пышнее, величественнее, ярче. С другой стороны, именно римляне утратили чувство меры, глубину и идейную наполненность раннего античного искусства.
Скульптура Древней Греции . Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

Скульптура Древней Греции . Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

 Архаика   К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

Архаика   К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

 

  "Богиня с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной. "Курос из Пирея", украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.    В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.    Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой .   Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.

Классика

  • Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.    В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.    Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой .
  •   Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.
Эллинизм   Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.    В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент. Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства. Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из  музеев Ватикана ). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

Эллинизм

  •   Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.    В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент. Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.
  • Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из  музеев Ватикана ). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

multiurok.ru