Как была устроена Новгородская республика. Форма правления в древнем новгороде
Новгородская земля - республика в 12-13 веках
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
Лев Толстой
Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.
Географическое положение
Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица - Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие.
Карта Новгородской земли в 12-13 веках.
Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.
Географические соседи Новгородской республики:
Владимиро-суздальское княжество
Смоленское княжество
Полоцкое княжество
Ливония
Швеция
Экономические особенности
Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля. Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.
Новгород был богатейшим торговым городом Руси. Достигалось это выгодностью географического положения, а также наличие торговых связей различными регионами, в том числе и с Византией, и с Кавказом. В основном новгородцы торговали пушниной, медом, воском, изделия из железа, гончарные изделия, оружие и так далее.
Политическое устройство
Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.
Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:
Князь - приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача - защита новгородской земли от внешней угрозы.
Посадник - глава городского управления. Его задачи - наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.
Тысяцкий - глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.
Архиепископ - глава новгородской церкви. Задачи - хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.
Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.
Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.
Новгород Великий
Новгород - столица Новгородской земли, был основан в 9 веке как результат объединения поселков трех племен: чудское, славянское и мерянского. Город располагался по реке Волхов и разделялся ею как бы на 2 части: восточную и западную. Восточная часть называлась Торговой, а западная - Софийской (в честь собора).
Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.
Культура
Новгород - один из крупнейших городов своего времени. Не случайно его часто называют Господин Великий Новгород. В центре города располагался Софийский собор. Мостовые в городе были мощеными бревнами и постоянно обновлялись. Сам город был окружен рвом и деревянными стенами. В городе практиковалось деревянное и каменное строительство. Каменными возводились, как правило, церкви и храмы, одна из функций которых была - хранение денег.
В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
Развивалось в княжестве и архитектура с фресковой живописью. Главное направление развития - реализм.
Основные события
Основные события в княжестве в 12-13 века:
1136 - изгнание князя Всеволода Мстиславича, после чего новгородцы самостоятельно избирали себе князя.
1207-1209 - социальные движения в Новгороде против бояр
1220-1230 княжение Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо
1236-1251 - княжение Александра Невского
istoriarusi.ru
Новгородская республика — WiKi
Вече
Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.
Вече — собрание части мужского населения города — обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): оно призывало князя[1], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
Увоз вечевого колокола. Миниатюра
После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[2]. В результате второго похода (1478) вече было уничтожено как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родоплеменных советов.
Княжеская власть
«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (картина Н. К. Рериха)
Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем[1] из близлежащих княжеств. Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).
Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но, возможно, и в городе — «Ярославово Дворище».
Посадник
Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года
Формально исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного веча, который избирался им на срок один-два года. Посадник руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда[3], командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вечу). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.
Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входили: сбор налогов, торговый суд.
Совет господ
Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:
архиепископ (владыка) — один из руководителей государства и хранитель государственной казны, контролировал эталоны мер и весов, избирался вечем[4][5].
посадник — исполнительный орган веча, постепенно его полномочия расширялись, но с XIII века избирался Советом Господ.
тысяцкий
кончанские старосты
сотские старосты
старые посадники и тысяцкие.
Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.
K XV веку решения веча обычно заранее готовились Советом господ, и управляемость демократии привела к снижению её поддержки народом. С XV века формальным главой Совета господ, не только республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины. Но реальная власть могла принадлежать даже Марфе Борецкой[6].
Административное деление
Исторический центр Великого Новгорода
Окружённый земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.
Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.
Сословное деление
Горожане
Были основной землевладельческой группой в Новгороде и Пскове. Только они могли покупать вотчины в городских землях.
Бояре
Высший класс составляли бояре, владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами купцов. Происходя из древней местной племенной знати, они, согласно своему социальному статусу, были самыми влиятельными людьми и занимали все высшие должности.
Известные боярские фамилии Великого Новгорода:
Житьи люди
Житьи люди — следующий класс. Это были меньшие землевладельцы и с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей. Иногда они пускались в торговлю.
Купечество
Ещё ниже стояло купечество, которое делилось на гильдии, высшей из которых была «Ивановское сто».
Чёрные люди
В «чёрных людях» числились ремесленники, мелкие торговцы, рабочие.
Селяне
Бояре, владевшие землями.
Своеземцы (земцы) — не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали (отсюда и название).
Смерды — крестьяне, жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли.
Паломники
Изорники, кочетники — крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.
Закупы (от «купа» — долг) — крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.
Одерноватые холопы — низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.
Сельское хозяйство, рыболовство, охота
Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой.
Земельные богатства в XIV—XV веках составляли основу могущества правящей верхушки — боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Известно, что Юрьев монастырь, Аркажский монастырь, Антониев монастырь и некоторые другие важные монастыри имели большие земельные владения. Однако по своему размеру сёла были очень небольшими (даже в конце XV века 90 % сёл имели всего 1—4 двора). Сельские поселения объединялись в административно-хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являвшиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10—15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также «непашенные люди». В XIV—XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.
До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающая эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивали также гречу, лён, ячмень, просо, овёс и пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики — производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков — пива.
В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба, причём как «чёрная» (карповые, щуковые, окунёвые и т. д.), так и «красная» (осетровые, лососёвые). Естественно, рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало. Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество — промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.
Ремёсла
Новгородская гривна из селища в районе Копорья
В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов, которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой книге упоминается выплавка железа. Занимались ей в Водской пятине и насчитывалось около 215 домниц, которые обслуживались 503 домниками. За год на каждой такой домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла. Обрабатывался металл кузнецами, которых в Водской пятине насчитывалось 131 человек (по данным на конец XV века). Другим промыслом, имевшим, наряду с выплавкой железа, немаловажное значение для экономики Новгорода, было солеварение. Им занимались многие крестьяне Деревской и Шелонской пятин, а также Поморья. Владельцы соляных варниц нанимали сезонных рабочих — копачей. Интересным промыслом был жемчужный. В летописях московских и всяческих других можно найти описания новгородского жемчуга, такие как (по словам Ивана Грозного) «жемчуги не малы, и хороши и чисты».
Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников — от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень узкие, как, например, щитник, гвоздочник, котельник и другие. Железоделательное производство выпускало ножи, топоры, серпы, другие орудия сельского хозяйства, а также оружие. В XV веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём оружие, изготовлявшееся для богатого заказчика, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.
Особо узкой и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки состояли порой из 30—40 мелких деталей. Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами-деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и т. д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла.
Торговля
Новгород являлся основным «окном в Европу» для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.
Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X—XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В одном из отрывков саги «Книга о взятии земли» рассказывается о купце Хольмгардсфари Бьёрне, прозванном Меховым, потому что он ездил в Новгород и привозил оттуда пушнину[7]. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц. В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре Балтийского моря и являющимся в XI—XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI—XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов — так называемый Готский двор с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжской божницей». Этот Готский двор назывался Gutagard (Гутэгар), а также Gotenhof (Готенхоф). Он был основан в 1080 году[8]. На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали своё подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. Во второй половине XII столетия на Готланде и в Новгороде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они начали развивать свою торговлю и вытеснять готландцев из Новгорода. В 1191—1192 годах (наиболее широкая датировка: 1189—1195 года или 1198—1199 года) был заключён договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами[9].
Основные торговые пути Ганзейского союза
В первой половине XIII века, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Он назывался в ганзейских источниках Петерхоф, или двор св. Петра[10]. Так же называлась заложенная здесь немцами церковь. Этот двор являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Так же как Готский, он располагался на Торговой стороне, недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав — скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с «неганзейцами» (особенно голландцами и фламандцами — главными конкурентами Ганзы).
Новгородские купцы приходили на Немецкий двор, чтобы договориться о сделках и забрать товар. Ганзейские же купцы приобретали новгородские товары непосредственно на русских усадьбах. Торговля была оптовой и меновой. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами, соль — мешками, мед, вино, сельдь, цветные металлы — бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки — дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск — кругами, мех — сотнями шкурок. Строго соблюдался и меновый характер торговли, то есть наличный товар за наличный товар. Торговля в кредит категорически запрещалась под угрозой конфискации товара.
Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине XV века 65 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.
Ввозили в Новгород ткани — в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у немецких купцов в Новгороде было около 80 тыс. метров, и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.
Отношения новгородцев и ганзейцев складывались непросто и далеко не всегда дружески. Ссоры, стычки и запреты на торговлю были довольно частыми явлениями. Обычно конфликты возникали из-за несоблюдения той или иной стороной правил торговли. К примеру, в случае нарушения одним из купцов правил торговли предъявлять иск следовало только виновному лицу. Но судя по источникам, подобные нарушения часто влекли за собой арест всех новгородских купцов в ганзейских городах и арест немецких купцов в Великом Новгороде. Ограбление новгородцев где-нибудь в Балтийском море или в Ливонии также нередко влекло за собой задержание всех немецких купцов в Великом Новгороде.
Особенно участились взаимные аресты купцов и товаров во второй половине XIV века. Конфликты переросли в торговую войну 1385—1391 годов, после которой был заключен Нибуров мир. Частой причиной прекращения торговых отношений были войны и политические распри между Новгородом и его противниками (чаще всего Ливонским орденом и Швецией). Хотя на время войн договоры и гарантировали купцам «свободный путь», всякий раз с началом войны объявлялась торговая блокада. Иногда конфликты возникали непосредственно между жителями Великого Новгорода и иноземными купцами. В периоды особенно острых противоречий ганзейские купцы закрывали дворы и, забрав имущество, покидали Новгород. Новгородцы же в свою очередь стремились задержать ганзейцев в городе до удовлетворения своих требований[11].
Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 году Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Разные историки называют разные причины этого: желание Ивана III после подчинения Новгорода Москве подорвать его могущество, заключение русско-датского договора в 1493 году, казнь (сожжение заживо) двух русских в Ревеле в 1494 году (один был казнен как фальшивомонетчик, второй — по обвинению в содомии) без уведомления властей русской стороны, как это надлежало сделать согласно новгородско-ливонскому договору 1493 года[12].
В начале XX века получила популярность концепция В. О. Ключевского, что торговля являлась основным фактором возникновения и существования Великого Новгорода[13]. В советской историографии эта позиция была весьма прочной вплоть до 1930-х годов[14]. Во второй половине XX века эта точка зрения вновь стала набирать как сторонников[15], так и противников[16]. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом[источник не указан 774 дня].
ru-wiki.org
Образование Новгородской республики
Понятие "Великий Новгород" и князья
связано, прежде всего, с той своеобразной формой, которую имело Новгородское
государство, — с республикой. Своеобразие политического устройства Новгорода,
имевшего серьезные отличия от государственного устройства других русских
земель, издавна привлекало к нему внимание и профессиональных историков, и
писателей, и общественных деятелей. Передовые русские люди прошлого столетия в
вечевых порядках новгородского средневековья видели политический идеал
народоправства, к которому следовало стремиться в условиях самодержавной России.
До недавнего времени историки были единодушны во мнении, что
образование Новгородской республики следует связывать с событиями 1136 года.
Видный советский историк, академик Борис Дмитриевич Греков еще в 1929 году в
статье с весьма характерным названием "Революция в Новгороде Великом в XII
веке" поставил вопрос: "Когда Новгород сделался республикой?"
Рассмотрев первые века новгородской истории, ученый пришел к выводу, что до XII
столетия по своему политическому устройству Новгород практически мало чем
отличался от других городов Киевской Руси. В XIII веке в нем были налицо
республиканские порядки.
Как же случилось, что в отличие от других русских
земель в Новгороде победили республиканские порядки? Какие причины привели к
образованию – Новгородской республики? Их несколько. Прежде всего, отметим
экономическое и политическое усиление русских княжеств в XI—XII веках, в том
числе и Новгородской земли. Особенно заметным было усиление в XII веке
Владимиро-Суздальского княжества на северо-востоке и Галицко-Волынского — на
западе Руси.
Власть киевских князей постепенно слабела.
Немаловажной причиной ослабления южных княжеств, и прежде всего Киева, была
непрекращающаяся борьба с кочевниками южных степей — половцами, требовавшая
много сил и средств. Владимиро-Суздальские земли, Новгород и русские княжества,
расположенные на западе Руси, половецкие набеги не затрагивали.
В 1097 году съезд русских князей в городе Любече
принял решение "каждому да держать отчину свою".
Последним сильным киевским князем, при котором еще сохранялось единство Русской земли, был сын Владимира Мономаха Мстислав, правивший в 1126—1132 годах. После него киевский великокняжеский престол стал своеобразным призом в междоусобной борьбе наиболее могущественных русских князей. Несмотря на решения княжеских съездов, на Руси начались междоусобицы, во время которых князья старались расширить свои владения, захватить для себя и своих близких родственников лучшие княжеские столы.
Случилось так, что в то время, когда в других
русских землях постепенно обосновывались определенные княжеские династии,
Новгород собственной династией не обзавелся, хотя новгородцы стремились именно
к этому. В 1102 году великий князь Святополк Изяславич задумал вывести из
Новгорода княжившего там Мстислава Владимировича и посадить своего сына.
Новгородцы направили в Киев послов, которые заявили
великому князю, десять лет княжившему в свое время в Новгороде:
"Не хочем Святополка, ни сына его! Если, княже,
две главы имеет сын твой, то пошли его; а сего нам дал Всеволод; а вскормили есмы
собе князь; а ты еси ушел от нас".
Из этого можно понять, во-первых, что Новгород
чувствовал себя достаточно сильным, чтобы дерзко разговаривать с великим
князем, прямо намекая на возможное убийство его сына, если тот осмелится
прибыть в Новгород, во-вторых, новгородцы стремились "вскормить" себе
князя, рассчитывая сделать Мстислава основателем династии новгородских князей.
Когда Мстислав по приказанию своего отца Владимира
Мономаха в 1117 году все-таки покинул Новгород, новгородцы предприняли еще одну
попытку иметь у себя постоянного князя. Они заставили сына Мстислава Всеволода
поклясться, что он "хочет у них умереть", то есть княжить в Новгороде
до смерти. Всеволод Мстиславич вопреки своему обязательству, как и многие
другие князья, стремился на юг, поближе к великокняжескому престолу,
рассчитывая в будущем его занять. В 1132 году он попытался захватить переяславский
престол, но безуспешно. Нарушение Всеволодом клятвы было одной из главных причин
его изгнания из Новгорода в 1136 году.
В результате окончательного распада древнерусского государства
Новгород, в прежние времена тесно связанный с Киевом и принимавший от него в
качестве посадников старших сыновей великого князя, получавших впоследствии
великокняжеский престол, оказался без собственных князей
В середине и второй половине XII века великие князья
по традиции еще иногда вмешивались в дела новгородцев, посылая туда князьями
угодных им лиц. Однако великокняжеская власть в те времена уже не была столь
могущественной. Киев не мог, как раньше, не спрашивая мнения новгородцев,
посылать им своих ставленников.
В XII—XIII веках на Руси одновременно правили
несколько сильных князей. Новгородцы поэтому заключали союз с одним из них,
принимая к себе родственника то смоленского, то черниговского, то
владимиро-суздальского князя. Недовольные тем или иным князем, горожане
изгоняли его, как нередко говорится в летописи, "указывали ему путь".
Такое положение было осуществлением на деле принципа "вольности в князьях".
Смена князей на новгородском престоле происходила
довольно часто. За два столетия, с 1095 по 1304 год, князья менялись 58 раз,
некоторые задерживались в Новгороде лишь несколько месяцев.
Неустойчивость отношений Новгорода с княжескими
союзами вела к постепенному усилению роли посадников. Уже с конца XI века в
связи с ослаблением великокняжеской власти новгородцы стали избирать из своей
среды посадников, которые вместе с князем участвовали в управлении городом. Со
временем функции посадников расширились. Наряду с контролем за действиями
князей они получили самостоятельные сферы управления. К концу XIII века
посадники становятся главными магистратами республики, сосредоточившими в своих
руках всю полноту исполнительной власти.
Исследователи уже давно обратили внимание на то, что
в XII—XIII веках смена князей на новгородском престоле сопровождалась сменой
новгородских выборных посадников. Найдено и объяснение этому явлению: в период
феодальной раздробленности и частой смены князей в Новгороде развернулась
острая политическая борьба. Историкам удалось выяснить, что в городе
существовали боярские политические группировки, связанные с определенными
княжескими династиями. Если во внутриполитической борьбе побеждала
прочерниговская группировка, то вече приглашало на княжеский престол
представителя черниговской ветви княжеского рода, а посадником становился лидер
победившей группировки. Положение менялось, если в городе брали верх сторонники
суздальских князей.
С позиции современного человека может показаться
странным, что новгородцы упорно приглашали князей из других княжеств, вместо
того чтобы вовсе обходиться без них. Однако средневековые люди смотрели на это
иначе. Известный исследователь истории Древней Руси Игорь Яковлевич Фроянов
доказал, что древнерусские князья играли важную роль в социально-политической
системе тогдашнего общества, осуществляя многообразные общественные функции.
Они являлись предводителями войска, охраняя свою землю от внешних врагов. Князю
принадлежали функции главы государства, отвечавшего за внутренний порядок и
осуществлявшего дипломатические связи с соседями. Он был верховным судьей для
всей земли, не только разбирая тяжбы на своем дворе, но и занимаясь
законодательной деятельностью. При этом очень важно иметь в виду, что
древнерусские князья были не абсолютными монархами, как их изображали русские
дворянские историки, а представителями возглавляемой ими земли. В решении
наиболее важных вопросов они должны были считаться с мнением народного
собрания, веча, которое собиралось не только в Новгороде, но и в Киеве,
Владимире, Полоцке и других городах. Все перечисленные функции первоначально
выполнялись князьями и в Новгороде, а значит, князья были нужны новгородцам.
Следует учитывать и еще одно немаловажное
обстоятельство — так называемый традиционализм средневековья. В средние века
одной из важнейших категорий общественной жизни было понятие старины" Это
значит, что средневековые люди стремились жить "по старине" — так,
как жили их отцы и деды. "Старина" и служила в глазах средневекового
человека наиболее существенным обоснованием судебных решений,
межгосударственных и торговых отношений. И хотя общественные отношения,
разумеется, развивались и в средневековье, порождая новые формы отношений между
людьми, новые государственные институты, новые моральные и этические категории,
понятие старины прочно коренилось в умах средневековых людей, во многом
определяя их образ мышления и поступки.
Одним из атрибутов старины был в Новгороде и князь.
Однако если в других русских землях в XII—XIII веках мы наблюдаем процесс
усиления княжеской власти, в конце концов, одолевшей вечевые порядки, то на
берегах Волхова происходило обратное. Князья постепенно (но не в результате
какого-то одного события вроде восстания 1136 года) утрачивают многие из своих
полномочий. При этом Новгород практически никогда не обходился без князя, и его
отсутствие новгородцы не считали нормальным явлением. Летописец всегда точно
отмечает отсутствие князя. Так, под 1141 годом читаем:
"Седеша новгородцы без князя 9 месяц",
аналогичная запись имеется и под 1196 годом. Иногда в летописном рассказе
особенно отчетливо отмечалась необходимость присутствия князя. Однажды "новгородцы
не стерпече безо князя седети", поскольку "жито к ним не идяше
ниоткуда", то есть был недород, своего хлеба не хватало, а враждебные
князья не пропускали обозы с продовольствием в Новгород. Чтобы поправить
положение, необходим был свой князь. Известны случаи, когда новгородцы насильно
удерживали уже отстраненного от власти князя, пока ему на смену не прибывал
другой. Иногда князья, не желавшие по каким-либо причинам далее княжить в
Новгороде, бежали под покровом темноты, но новгородцы силой возвращали их
назад.
В XII—XIII веках происходил постепенный процесс
ограничения княжеской власти. Сначала новгородцы боролись за создание
собственной княжеской династии, чтобы лучше контролировать деятельность князей.
Когда же они поняли, что этого им сделать не удастся, их лозунгом стала свобода
выбора князя.
В XIII веке Новгород начинает заключать с
приглашенными князьями особые договоры, в которых князья "целуют крест на
всей воле новгородской", то есть клянутся выполнять условия, записанные в
договорах. Условия, содержавшиеся в новгородско-княжеских грамотах, с XIII до
середины XV века претерпели сравнительно немного изменений. Князья обязывались "держать"
Новгород "по старине, без обиды", не судить без посадника, не
назначать без ведома посадника должностных лиц, не выдавать грамот на владение
землей и различные привилегии. Князьям запрещалось приобретать земли в
новгородских волостях, в пограничных районах Новгородской земли, чтобы
сохранить территориальную целостность государства. Князь не имел права вызывать
новгородца на суд за пределы Новгородской земли, своей властью прекращать
торговые отношения с немцами и закрывать Немецкий двор.
Имелись и многие другие ограничения. Одним из
наиболее существенных среди них было запрещение князьям произвольно, "без
вины", смещать выборных республиканских должностных лиц. Новгородцы строго
следили за соблюдением этого правила. Так, в 1218 году княживший в Новгороде
Святослав Мстиславич прислал на вече своего тысяцкого, который объявил, что
князь отнимает должность у одного из наиболее видных политических деятелей
Новгорода начала XIII столетия — посадника Твердислава Михалковича. Когда же
князя спросили, в чем состоит вина посадника, тот ответил, что отстраняет
посадника "без вины". Летописец приводит речь Твердислава, который
сказал, обращаясь к участникам веча: "Тому есмь рад, яко вины моея нету, а
вы братье в посадницьстве и во князех вольны есте". На вече присутствовало
немало политических противников посадника. Однако, увидев в действиях
Святослава нарушение договора и попрание важнейшего права самим выбирать
посадника, новгородцы единодушно поддержали Твердислава. Князь вынужден был
отступить, а вскоре и покинуть Новгород.
Княжеская власть в отдельные периоды усиливалась. Чаще
всего это происходило во времена военной опасности. Так было, например, в
середине XIII века, когда с запада Новгороду угрожали немецкие
рыцари-крестоносцы и шведы, а с юга — татары.
В годы княжения Александра Невского новгородцы были
вынуждены мириться со своеволием князя, сильной рукой и осмотрительной
политикой защищавшего от врагов Новгородскую землю. Когда Александр Невский
покинул Новгород, чтобы занять великокняжеский престол, новгородцы признавали
его власть. Таким образом, они вернулись к древней традиции признавать
господином Новгорода великого князя, как было во времена Киевской Руси. Вплоть
до падения новгородской самостоятельности в 1478 году новгородским князем
считался тот, кто получал от татарских ханов особый документ — ярлык на великое
княжение.
Однако условия уже были иными, чем в X—XI веках.
Новгородцы добились признания своих вольностей. Поэтому великие князья, как
правило, не вмешивались во внутренние дела республики. Они ограничивались
сбором причитавшихся им доходов и лишь изредка наезжали в Новгород, присылая
выполнять свои функции особых наместников, которые жили в княжеской резиденции
на Городище. Некоторые великие князья вообще никогда не бывали в своем
новгородском княжении.
biofile.ru
Новгородская республика — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Новгоро́дская респу́блика — государственное образование на севере Руси в 12-15 веках со столицей в Великом Новгороде. Тенденция к обособлению от Киевской Руси в Новгороде проявилась уже в начале 11 века. Движение к самостоятельности возглавило новгородское боярство, поддержанное городским населением, обязанным платить дань и поставлять войска для походов киевского князя. В начале 12 века Новгород уже приглашал князей без согласования с киевским великим князем. В 1136 году боярство и купеческая верхушка на волне широкого движения городских низов, добились политической самостоятельности. Значительные торгово-ремесленные посады существовали в старинных городах Новгородской земли — Старой Руссе, Ладоге, Торжке, Кореле, Орешке. Эти города имели самоуправление и считались пригородами (вассалами) Великого Новгорода. В 12-13 веках в состав Новгородской республики входил Псков, который стал обособляться с середины 13 века. Юридически его независимость от Новгорода была признана Болотовским договором 1348 года.
В 12-15 веках происходило расширение территории Новгородской республики в восточном и северо-восточном направлении. Осваивались Обонежье, Подвинье, берега Белого моря. Югорские племена, жившие на Северном Урале, уплачивали дань Великому Новгороду. Северные владения, богатые пушниной, морским зверем, рыбой, солью, имели большое экономическое значение для Новгорода.
Высшим органом власти Новгорода являлось вече, на которое могло собираться как городское, так и свободное сельское население. Оно избирало из среды боярства посадника, тысяцкого и даже архиепископа (с 1156). Во главе исполнительной власти стоял архиепископ, к которому перешла значительная часть земель и доходов киевского князя. В его ведении находились казна, внешние сношения, суд. В повседневных делах участвовало торгово-ремесленное население Новгорода, которое имело свои объединения — кончан (жителей «концов» города), уличан (жителей улиц), сотен, в том числе купеческих. С середины 12 века кончанские и уличанские старосты стали скреплять своими печатями грамоты Новгородской республики. Новгородский князь приглашался вечем, которое с ним заключало договор («ряд»), который защищал интересы новгородских бояр. Функции князя в Новгороде были ограничены, прежде всего, он был военачальником. Лимитировано было право князя судить, его резиденцию перевели из центра Новгорода (Детинца) за город (на Городище). С середины 13 века, с Александра Невского, новгородскими князьями становились обычно владимирские великие князья.Новгородская республика вела борьбу с агрессией шведских и немецких захватчиков. Шведы с середины 12 века начали захват финских земель, население которых платило дань Новгороду. Немецкие рыцари с конца 12 века вели завоевание Прибалтики. С середины 12 века до середины 15 века Новгород вынужден был 26 раз воевать со Швецией и 11 раз с Ливонским орденом. Воспользовавшись Батыевым нашествием немцы, шведы и датчане в начале 1240-х годов активизировали агрессивные действия, перенеся их на территории Новгородской земли. Но их походы окончились провалом (Невская битва, Ледовое побоище). Новгородское войско отразило и последующие походы шведов и немцев. Новгородскую республику миновали ужасы монголо-татарского нашествия, но она признала себя зависимой от Золотой Орды и платила ей дань.С 14 века начинаются попытки Твери, Москвы и Литвы подчинить Новгород своей власти. Тверской князь Михаил Ярославич, став владимирским великим князем, прислал в Новгород наместников без предварительных сношений с новгородцами. Стремились ограничить самостоятельность Новгорода и московские князья, занимавшие великокняжеский стол. Острый конфликт между Новгородом и Москвой возник в 1397 году, когда Москва захватила Двинскую землю. К середине 15 века Новгородская республика стала препятствием на пути процесса ликвидации раздробленности на Руси. Часть крупного боярства, не желая расставаться с привилегиями, добивалась перехода Новгорода под власть Литвы, сформировала литовскую партию. В 1470 году по ее инициативе новгородцы пригласили на княжение из Литвы князя Михаила Олельковича, новгородское правительство вело переговоры о союзе с литовским великим князем Казимиром IV. Вопрос о переходе в подданство к Литовскому государству вызвал в Новгороде волнения. Московская великокняжеская власть использовала в своих интересах обострившиеся противоречия в Новгороде и тяготение низов к прекращению усобиц. Победа московские войска в битве на реке Шелони в 1471 году предопределила ликвидацию политической самостоятельности Новгорода. В 1478 году московское войско осадило Новгород и Новгородская земля вошла в состав Русского централизованного государства.Основой хозяйства Новгородской республики в 12-15 веках были земледелие и скотоводство. Широкое распространение имели охота, бортничество, рыболовство. В большинстве районов промыслы сочетались с земледелием. Районами исключительно промыслового хозяйства являлись северо-западное побережье Белого моря и наиболее удаленные земли корелы и саамов. На побережье Финского залива добывали железо. В Старой Руссе и некоторых других местностях занимались солеварением. Важное хозяйственное значение имели льноводство и разведение хмеля. Продукты сельских промыслов — пушнина, воск, мед, рыба, ворвань, сало, лен, хмель — в шли на рынок, вывозились в русские города и за границу. Новгородские купцы вели торговлю со Швецией и с городами Германии и Дании.К 14-15 векам 30-40 именитых боярских фамилий сосредоточивали в своих руках более половины новгородских частновладельческих земель. Огромные земельные владения служили материальной базой, обеспечивавшей господство бояр. С боярами соперничал новгородский Дом святой Софии — главное церковное учреждение Великого Новгорода. Его вотчины располагались в экономически наиболее развитых районах Новгородской земли. Крупными земельными собственниками были привилегированные монастыри: Юрьев, Аркажский, Антониев. Более мелкими, чем бояре, землевладельцами были житьи люди. Непривилегированные мелкие вотчинники назывались своеземцами. Во всех категориях землевладения основной формой эксплуатации крестьян была оброчная система. Владельческое хозяйство было невелико и обслуживалось преимущественно холопами, количество которых постоянно сокращалось. Ко второй половине 15 века наряду с натуральным оброком существенное значение стали приобретать денежные платежи. Однако процесс развития товарно-денежных отношений затронул лишь отдельные стороны хозяйства (преимущественно промыслы). Землевладельцы стремились юридически прикрепить крестьян к земле. К началу 14 века из среды зависимого крестьянства выделились отдельные категории (давние люди, половники, поручники, должники), которые лишились права ухода от своих владельцев. Бояре и монастыри стремились ограничить право перехода крестьян.Источники отмечают около 80 крупных выступлений городских низов Новгорода, нередко выливавшихся в вооруженные восстания. Наиболее крупные городские восстания (1136, 1207, 1228-1229, 1270, 1418, 1446-1447) охватывали также крестьянские массы. Побеги, отказ от уплаты повинностей были частым явлением в 12-15 веках. В Новгородской земле возникли первые ереси.Высокая культура Новгородской республики развилась на основе древнерусской культуры. В 12-15 веках она обогатилась местными самобытными чертами. В Новгородской земле сложились былины о Василии Буслаеве и Садко (очевидно, в 14 в.), отразившие пору. В устных народных поэтических произведениях отражен быт древнерусского торгового города, богатство и величие самостоятельного Новгорода. Среди новгородского населения значительное распространение получила грамотность. При раскопках в Новгороде найдено множество берестяных грамот, в том числе десятки грамот, содержащих переписку простых людей. Новгород был крупнейшим центром русского летописания.
megabook.ru
Новгородская республика — Википедия РУ
Вече
Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.
Вече — собрание части мужского населения города — обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): оно призывало князя[1], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
Увоз вечевого колокола. Миниатюра
После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[2]. В результате второго похода (1478) вече было уничтожено как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родоплеменных советов.
Княжеская власть
«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (картина Н. К. Рериха)
Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем[1] из близлежащих княжеств. Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).
Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но, возможно, и в городе — «Ярославово Дворище».
Посадник
Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года
Формально исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного веча, который избирался им на срок один-два года. Посадник руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда[3], командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вечу). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.
Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входили: сбор налогов, торговый суд.
Совет господ
Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:
архиепископ (владыка) — один из руководителей государства и хранитель государственной казны, контролировал эталоны мер и весов, избирался вечем[4][5].
посадник — исполнительный орган веча, постепенно его полномочия расширялись, но с XIII века избирался Советом Господ.
тысяцкий
кончанские старосты
сотские старосты
старые посадники и тысяцкие.
Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.
K XV веку решения веча обычно заранее готовились Советом господ, и управляемость демократии привела к снижению её поддержки народом. С XV века формальным главой Совета господ, не только республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины. Но реальная власть могла принадлежать даже Марфе Борецкой[6].
Административное деление
Исторический центр Великого Новгорода
Окружённый земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.
Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.
Сословное деление
Горожане
Были основной землевладельческой группой в Новгороде и Пскове. Только они могли покупать вотчины в городских землях.
Бояре
Высший класс составляли бояре, владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами купцов. Происходя из древней местной племенной знати, они, согласно своему социальному статусу, были самыми влиятельными людьми и занимали все высшие должности.
Известные боярские фамилии Великого Новгорода:
Житьи люди
Житьи люди — следующий класс. Это были меньшие землевладельцы и с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей. Иногда они пускались в торговлю.
Купечество
Ещё ниже стояло купечество, которое делилось на гильдии, высшей из которых была «Ивановское сто».
Чёрные люди
В «чёрных людях» числились ремесленники, мелкие торговцы, рабочие.
Селяне
Бояре, владевшие землями.
Своеземцы (земцы) — не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали (отсюда и название).
Смерды — крестьяне, жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли.
Паломники
Изорники, кочетники — крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.
Закупы (от «купа» — долг) — крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.
Одерноватые холопы — низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.
Сельское хозяйство, рыболовство, охота
Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой.
Земельные богатства в XIV—XV веках составляли основу могущества правящей верхушки — боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Известно, что Юрьев монастырь, Аркажский монастырь, Антониев монастырь и некоторые другие важные монастыри имели большие земельные владения. Однако по своему размеру сёла были очень небольшими (даже в конце XV века 90 % сёл имели всего 1—4 двора). Сельские поселения объединялись в административно-хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являвшиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10—15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также «непашенные люди». В XIV—XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.
До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающая эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивали также гречу, лён, ячмень, просо, овёс и пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики — производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков — пива.
В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба, причём как «чёрная» (карповые, щуковые, окунёвые и т. д.), так и «красная» (осетровые, лососёвые). Естественно, рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало. Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество — промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.
Ремёсла
Новгородская гривна из селища в районе Копорья
В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов, которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой книге упоминается выплавка железа. Занимались ей в Водской пятине и насчитывалось около 215 домниц, которые обслуживались 503 домниками. За год на каждой такой домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла. Обрабатывался металл кузнецами, которых в Водской пятине насчитывалось 131 человек (по данным на конец XV века). Другим промыслом, имевшим, наряду с выплавкой железа, немаловажное значение для экономики Новгорода, было солеварение. Им занимались многие крестьяне Деревской и Шелонской пятин, а также Поморья. Владельцы соляных варниц нанимали сезонных рабочих — копачей. Интересным промыслом был жемчужный. В летописях московских и всяческих других можно найти описания новгородского жемчуга, такие как (по словам Ивана Грозного) «жемчуги не малы, и хороши и чисты».
Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников — от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень узкие, как, например, щитник, гвоздочник, котельник и другие. Железоделательное производство выпускало ножи, топоры, серпы, другие орудия сельского хозяйства, а также оружие. В XV веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём оружие, изготовлявшееся для богатого заказчика, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.
Особо узкой и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки состояли порой из 30—40 мелких деталей. Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами-деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и т. д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла.
Торговля
Новгород являлся основным «окном в Европу» для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.
Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X—XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В одном из отрывков саги «Книга о взятии земли» рассказывается о купце Хольмгардсфари Бьёрне, прозванном Меховым, потому что он ездил в Новгород и привозил оттуда пушнину[7]. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц. В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре Балтийского моря и являющимся в XI—XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI—XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов — так называемый Готский двор с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжской божницей». Этот Готский двор назывался Gutagard (Гутэгар), а также Gotenhof (Готенхоф). Он был основан в 1080 году[8]. На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали своё подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. Во второй половине XII столетия на Готланде и в Новгороде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они начали развивать свою торговлю и вытеснять готландцев из Новгорода. В 1191—1192 годах (наиболее широкая датировка: 1189—1195 года или 1198—1199 года) был заключён договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами[9].
Основные торговые пути Ганзейского союза
В первой половине XIII века, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Он назывался в ганзейских источниках Петерхоф, или двор св. Петра[10]. Так же называлась заложенная здесь немцами церковь. Этот двор являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Так же как Готский, он располагался на Торговой стороне, недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав — скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с «неганзейцами» (особенно голландцами и фламандцами — главными конкурентами Ганзы).
Новгородские купцы приходили на Немецкий двор, чтобы договориться о сделках и забрать товар. Ганзейские же купцы приобретали новгородские товары непосредственно на русских усадьбах. Торговля была оптовой и меновой. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами, соль — мешками, мед, вино, сельдь, цветные металлы — бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки — дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск — кругами, мех — сотнями шкурок. Строго соблюдался и меновый характер торговли, то есть наличный товар за наличный товар. Торговля в кредит категорически запрещалась под угрозой конфискации товара.
Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине XV века 65 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.
Ввозили в Новгород ткани — в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у немецких купцов в Новгороде было около 80 тыс. метров, и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.
Отношения новгородцев и ганзейцев складывались непросто и далеко не всегда дружески. Ссоры, стычки и запреты на торговлю были довольно частыми явлениями. Обычно конфликты возникали из-за несоблюдения той или иной стороной правил торговли. К примеру, в случае нарушения одним из купцов правил торговли предъявлять иск следовало только виновному лицу. Но судя по источникам, подобные нарушения часто влекли за собой арест всех новгородских купцов в ганзейских городах и арест немецких купцов в Великом Новгороде. Ограбление новгородцев где-нибудь в Балтийском море или в Ливонии также нередко влекло за собой задержание всех немецких купцов в Великом Новгороде.
Особенно участились взаимные аресты купцов и товаров во второй половине XIV века. Конфликты переросли в торговую войну 1385—1391 годов, после которой был заключен Нибуров мир. Частой причиной прекращения торговых отношений были войны и политические распри между Новгородом и его противниками (чаще всего Ливонским орденом и Швецией). Хотя на время войн договоры и гарантировали купцам «свободный путь», всякий раз с началом войны объявлялась торговая блокада. Иногда конфликты возникали непосредственно между жителями Великого Новгорода и иноземными купцами. В периоды особенно острых противоречий ганзейские купцы закрывали дворы и, забрав имущество, покидали Новгород. Новгородцы же в свою очередь стремились задержать ганзейцев в городе до удовлетворения своих требований[11].
Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 году Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Разные историки называют разные причины этого: желание Ивана III после подчинения Новгорода Москве подорвать его могущество, заключение русско-датского договора в 1493 году, казнь (сожжение заживо) двух русских в Ревеле в 1494 году (один был казнен как фальшивомонетчик, второй — по обвинению в содомии) без уведомления властей русской стороны, как это надлежало сделать согласно новгородско-ливонскому договору 1493 года[12].
В начале XX века получила популярность концепция В. О. Ключевского, что торговля являлась основным фактором возникновения и существования Великого Новгорода[13]. В советской историографии эта позиция была весьма прочной вплоть до 1930-х годов[14]. Во второй половине XX века эта точка зрения вновь стала набирать как сторонников[15], так и противников[16]. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом[источник не указан 774 дня].
http-wikipediya.ru
11)Форма правления Новгородского и Псковского государств. Государственный механизм средневековых республик.
В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного правления — феодальная республика. Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечем — собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом власти, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба.
Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др. Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение.
Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.
Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.
Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.
Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.
12)Гражданское право по Псковской судной грамоте
Гражданское право. Закрепляло институты вещного права, т.е. Права на вещи, центральным из которых являлось право собственности. В законе впервые появляется термин, обозначающий движимое имущество - живот, термин, определяющий недвижимость - отчина. Среди способов приобретения права собственности ПСГ упоминает давность владения. Этот древнейший способ был закреплен в отношении пахотной земли и рыболовного участка. Основным же способом приобретения права собственности являлись договоры и наследование. ПСГ известны также находка и приплод.
Право на чужие вещи представлено в ПСГ кормлей, т.е. пожизненным правом пользования недвижимостью. Имущество переходило в кормлю, как правило, после смерти собственника. Продажа кормли запрещалась.
Развитие товарно-денежных отношений обусловило достаточно высокий уровень обязательственного права (см. Схему 15) Усложнение хозяйственной жизни вело к совершенствованию способов заключения договоров. Вместо громоздких, сопряженных с обрядностью, привлечением свидетелей способов заключения договоров появляются удобные письменные способы оформления сделок.
Основным способом заключения договора становиться запись -письменный документ, копия которого, скрепленная печатями, сдавалась в архив. Записью оформлялись договоры купли-продажи земли, хранения, займа на большие суммы, изорничество и поручительство: при помощи записи оформлялось завещание. Составление записи было довольно сложным делом, но этот документ нельзя было оспорить. Оформление договоров на незначительные суммы осуществлялось при помощи доски, т.е. неформального письменного документа. Доска была доказательством, которое можно было оспорить. Сохранилась и устная форма заключения сделок. Вероятно, наиболее распространенной она была в сельской местности. В случае устного оформления договора требовалось 4-5 свидетелей.
Серьезное внимание уделялось способам обеспечения исполнения обязательств. В ПСГ много места отведено поручительству и залогу. Поручительство (порука) применялось тогда, когда сумма долга не превышала одного рубля. Возможен был залог движимого и недвижимого имущества. Залог недвижимого имущества не сопровождался передачей его кредитору; движимое имущество, наоборот, передавалось. Судя по обилию статей, посвященных закладу, споры на этой почве были частыми.
Законодательству Новгорода и Пскова было известно значительно большее число договоров, чем Русской Правде. Один из самых распространенных - купля-продажа. Купля-продажа движимости осуществлялась на торгу, без лишних формальностей. Договор заключался в устной форме, свидетели были необязательны. В случае обнаружения скрытых недостатков проданной вещи договор расторгался.
Купля-продажа земли оформлялась записью. Субъектами договора купли-продажи земли могли быть близкие родственники. Известны случаи, когда сторонами были супруги, однако женщины могли в этой сделке выступать лишь в качестве продавца. Оформлялась сделка при свидетелях обеих сторон и скреплялась печатью архиепископа или его наместника. В договоре могло быть оговорено, что земля продается "одерень" или "в веки", т.е. без права выкупа.
Существенные особенности имел договор купли-продажи, заключаемый с иностранными купцами. Признавалась законной только меновая торговля, обмен товара на товар, кредитные сделки не допускались. Закон устанавливал, что немецкий купец должен иметь свидетеля, он мог три дня осматривать товар. Передача товара происходила на немецком дворе. Сделка требовала взаимного согласия, присутствия свидетелей и сопровождалась рукобитьем. Лишь с середины XV в. на немецком дворе начали осуществляться письменное оформление сделок, их регистрация в памятных книгах. Договор мены регулировался аналогично договору купли-продажи.
Договор дарения оформлялся, особенно в отношении земли, в присутствии свидетелей и с обязательным приложением печати. Однако допускалась и упрощенная форма: на дому, в присутствии свидетелей, не являющихся родственниками.
Хорошо был известен в Новгороде и Пскове договор займа. Порядок оформления этого договора зависел от размера ссуды (при ее размере свыше одного рубля была обязательна запись). Предел при взимании процентов не устанавливался. Он определялся соглашением сторон. Допускалось досрочное прекращение обязательства по инициативе любой стороны. Однако в случае прекращения договора по инициативе кредитора он лишался права на проценты.
Договор хранения во времена Псковской судной грамоты уже перестал быть дружеской услугой, порядок его заключения стал строго формальным. За редким исключением оформлялся он записью. Если записи не требовалось, то применялись такие доказательства, как присяга и поединок. Имущественный найм, не упоминавшийся в Русской Правде, хорошо известен ПСГ как найм помещения. Наниматель (подсуседник) по закону мог в потребных случаях предъявлять иск хозяину.
Своеобразным был договор изорничества. Изорник (одна из категорий половников) заключал договор, по которому за пользование землей обязан был отдать хозяину половину или иную часть урожая. Изорник при этом брал покруту - нечто подобное купе Русской Правде.
Распространенным видом договора был личный найм. Договор заключался обычно устно, однако возможна была и запись. Закон ставил обе стороны в равное положение, предоставляя им равные права в отстаивании своих интересов.
studfiles.net
Как была устроена Новгородская республика: masterok
Сегодня пропаганда говорит, что русские органически неспособны к демократии и европейским ценностям. Между тем, на протяжении почти четырех веков Новгородская республика доказывала обратное. В Новгороде была сложная, но демократическая система «сдержек и противовесов», в которой учитывался даже голос простолюдинов.
Фактической датой основания Новгородской республики можно считать 1136 год, когда новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с семейством и затем изгнали его из города. Тогда же вече решило приглашать князей только как наёмных военачальников, оставив за ними высшую судебную власть (вместе с посадником) и сбор дани с покоренных земель.
Верховным органом власти Господина Великого Новгорода, то есть всей земли, простиравшейся от Балтики до Урала и от Белого моря до озера Селигер, было объявлено народное собрание, или вече. Оно собиралось на Торговой стороне Волхова, на площади, называемой новгородцами «Ярославово дворище». Летописи не оставили нам подробного описания порядка создания, структуры и правил деятельности высшего законодательного органа Новгородской республики, но, судя по размерам Ярославова дворища, вече состояло из 300-400 человек (Поскольку Новгород выставлял в XIII веке 3-5 тысяч воинов, его население равнялось 20-30 тысячам человек). При этом главную роль в политическом процессе играли новгородские бояре – наследственные аристократы, владевшие большой земельной собственностью – вотчинами, включавшие деревни с крестьянами и лесные промыслы и имевшие в городе усадьбы – защищённые забором участки с теремом и надворными постройками, то есть то, что в европейских городах называлось «замками».
Новгородские бояре, как и их европейские собратья, объединялись в родовые кланы, ведущую роль среди которых играли Онциферовичи, Мишиничи, Мирошкиничи и некоторые другие. Всего в Новгородской республике насчитывалось 40-50 боярских родов (кланов). Именно бояре чаще всего оказывались во главе соперничавших за власть группировок.
Важную роль в политическом процессе, учитывая торговый характер Новгорода, играли купцы. Новгородские купцы наряду с европейскими, в первую очередь ганзейскими торговцами, служили главным, организующим звеном в товарном потоке из лесной северо-восточной Руси в Европу, поставлявшем европейцам пушнину (в основном белку), воск, моржовую кость, и во встречном потоке из быстро развивающейся Европы на Русь, поставлявшем боярам предметы роскоши, оружие, металлы, вино, снабжавшее купечество и простых горожан сукном, изделиями европейских ремесленников.
Кроме того, Новгород, расположенный в северной и болотистой зоне, всегда нуждался в поставках зерна. Особенно эта нужда обострялась, учитывая высокую долю городского населения, в неурожайные годы. В таких случаях проблемой подвоза и обеспечения горожан хлебом (как правило, из южной Руси) занимались купцы, а регулированием его стоимости, недопущением «взлёта цен», – бояре и князь.
Другой значимой социальной и влиятельной политической группой новгородского общества были ремесленники. С другой стороны, в экономическом плане ремесленники зависели от купцов, диктовавших им цены и условия продажи продуктов труда. Часто ремесленники принимали приглашения бояр – для обеспечения безопасности и регулярного снабжения сырьём перенести свои мастерские в боярские усадьбы.
Важной социальной группой, снабжавшей новгородский экспорт пушниной, были ушкуйники. Ушкуйные дружины, как правило, формировались из избыточного населения, чаще из молодёжи, не нашедшей своего места в устоявшейся социальной и политической структуре республики. Каждый новгородский купец и ремесленник заранее определял сына-наследника своего дела. Остальные сыновья создавали вооружённые отряды, приобретали специальные, довольно вместительные суда – ушкуи, и направлялись по рекам и волокам на Север, в Пермскую землю, Северный Урал, а то и в Зауралье для сбора пушной дани с покорённых племён.
Исполнительную власть представляло правительство, которое возглавлял избираемый на один год посадник. Он занимался внутренними и международными делами и вместе с князем командовал войском и вершил суд. Второе по значению место в правительстве занимал также избираемый на вече тысяцкий. Он был ответственен за сбор налогов, разбирал тяжбы русских и иностранных купцов, участвовал в посольствах.
Важную роль в системе политических институтов Новгорода играл архиепископ. Он не присылался митрополитом, как это делалось в отношении других русских земель, а избирался самими новгородцами. Сначала вече отбирало трёх кандидатов, а затем жребием, который вытаскивал слепец или ребенок, избирался новый архиепископ. Он обладал большим духовно-нравственным авторитетом, распоряжался огромными богатствами, накопленными поступлениями церковной десятины, и мог оказать помощь республике и гражданам в трудное время. Архиепископ вёл контроль эталонов мер и весов, вместе с посадником и тысяцким готовил и подписывал международные договоры.
Важную роль в демократизации политического процесса Новгородской республики играли политические группировки, прообразы современных партий.
Каждый институт политической системы Новгорода опирался на свою собственную политическую силу, представлявшую собой в этом смысле политическую «партию», оказывавшую поддержку тому или иному должностному лицу, отправлявшему политические функции. Князь в своей деятельности более всего опирался на свою дружину, и когда собиралось ополчение, – на силу и авторитет всего войска, но для этого ему нужно было найти общий язык с тысяцким. В мирное время для князя очень важно было найти взаимопонимание с вечем. Одна лишь дружина была слишком слабой опорой в новгородской политике (учитывая, что до половины горожан – основа ополчения – имели оружие и были хотя бы на начальном уровне обучены военному делу).
Если князь не находил опоры у народного собрания, новгородцы изгоняли его. Первым изгнанным князем, не «вписавшимся» в новгородский политический процесс, не сумевшим создать свою стабильную группировку поддерживающих его новгородцев, был Глеб Святославович.
С «партией» князя соперничала «партия» посадника, который тоже искал поддержки у избиравшего его народного собрания, а также у ополчения, ведь его глава – тысяцкий – был подчинённым посадника. В этом смысле, то есть в поиске «силовой» опоры и народной поддержки, группировка князя с одной стороны и группировка посадника и тысяцкого с другой, выступали как политические соперники. Между группировками посадника и тысяцкого не было полного взаимопонимания. Посадник, как правило, избирался из представителей местной аристократии или местной купеческой знати. За избрание или переизбрание того или иного кандидата на должность посадника соперничали местные боярские и купеческие клики.
Тысяцкий чаще всего избирался из простолюдинов, из «людей». Если группировка посадника представляла в правительстве республики боярско-купеческую знать, то группировка тысяцкого – «чёрных людей», средние и нижние слои новгородского общества.
Группировка архиепископа опиралась на мощную церковную организацию, объединяющую все общины прихожан Новгорода и новгородской земли. Кроме того, поддержку группировке архиепископа всегда готов был оказать глава монашествующего, чёрного духовенства – новгородский архимандрит, который имел резиденцию близ города, в Юрьевом монастыре, и распространял свое влияние на все 17 монастырей новгородчины.
Систематическая работа веча, избрание основных государственных институтов, достаточно широкая система участия граждан создали иные, более легитимные и легальные возможности, чем в других землях Руси, для функционирования политических группировок. Несмотря на соперничество главных должностных лиц и «партий», их поддерживающих, центр политической жизни, как это и бывает в республиках, находился в народном собрании. Новгородское вече было организовано по территориальному признаку, поэтому вечевые группировки также получили территориальный характер.
Во-первых, этому способствовало разделение Новгорода на две стороны: Софийскую и Торговую, что естественным образом образовало в городской черте две «партии». «Партия» Софийской стороны выражала интересы аристократии, административной власти (чиновничества) и служилых людей. «Партия» Торговой стороны выступала от имени ремесленников, розничных торговцев, зажиточных купцов.
Кстати, сам термин «партия» не был известен в средневековой Руси, и то, что по латинской традиции в Европе понималось как часть (part) и имело смысл борющихся группировок (в собрании, суде или в уличной драке), в Новгородской республике называлось «сторона». Интересы Софийской и Торговой сторон часто сталкивались на вечевом собрании. Порой, если их не удавалось согласовать, группировки разделялись: жители Софийской стороны и их сторонники из пригородов собирались на площади перед Софийским собором, а жители Торговой стороны со своими сторонниками – на Ярославом дворище. Если не удавалось прийти к согласию, обе группировки сходились на границе между контролируемыми территориями, на своеобразной нейтральной полосе – на мосту через Волхов, для решения конфликта силовым путём. Здесь обычно вступала в действие третья сила: «партия» архимандрита, увещевавшая противостоящие группировки и предотвращавшая или не предотвращавшая кровопролитие.
Во-вторых, Новгородская земля делилась на пять пятин (административно-территориальных единиц), каждая из которых начиналась на одной из главных пяти улиц города – «концов». Политические группировки, состоявшие из жителей всех пяти концов, представлявших собой как бы уменьшенную копию всей территории государства, и представляли на вече интересы жителей всех пяти территориальных единиц республики.
Эти «пятинные партии» были постоянным фактором вечевой дифференциации. «Пятинные партии» состояли из «кончанских партий», представлявших интересы населения концов – новгородских улиц-тупиков, бравших начало от площадей и упиравшихся в городскую стену. Порой «партийная борьба» принимала даже вооружённый характер. Так, в 1207 году, после введения новых налогов правительством посадника Дмитра Мирошкинича, представлявшего бояр и купцов Неревского конца, население города восстало, разграбило усадьбы бояр «неревской кончанской партии» и избрало правительство из представителей Людина конца.
Примерно в таком состоянии политическая система Новгорода продержалась почти четыре века
источник
Давайте еще вспомним интересные моменты истории: вспомним например что такое Перейти Рубикон или как происходило Убийство Грозного царя. А вот еще такая фигура: Ричард III: Создание легенды , а вот всемирная История дуэли и История мятежного «Баунти» Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=51309