Искусство древнего востока изобразительное. Тема 11 Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Текст книги "Искусство Древнего Востока: учебное пособие". Искусство древнего востока изобразительное


Тема 11 Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени. Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Тема 11 Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени

Особенности существования египетского государства в I тысячелетии до н. э. – взаимодействие со многими народами, взаимовлияние культур. Север и Юг – как два равноправных центра Египта; роль фиванских святилищ в жизни государства. Особенности египетской архитектуры в Позднее время (темпы и масштабы строительства снижаются), особенности организации погребальных комплексов (встречается использование старых вместо возведения новых). Искусство Египта в эпоху правления ливийской, эфиопской и саисской династий – характерные черты. Египет под персидским владычеством. Памятники искусства эллинистического и римского Египта – общая характеристика. Греческие и римские архитектурные формы в Древнем Египте (Александрия, Антиохия, Луксор), использование египетских архитектурных форм для греко-римских построек. Храм Гора в Эдфу, храм в Ком-Омбо, архитектурный комплекс на острове Филе. Памятники искусства римского Египта (I–IV вв. до н. э.) – скульптурные портреты императоров в виде фараонов, декоративная скульптура римского Египта, фаюмский портрет, коптские ткани. Искусство Египта позднего времени в Эрмитаже (мелкая пластика, саркофаги).

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 62–63

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 329–342

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 33–36

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 171–188

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 641–666

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

• Стрелков А. Фаюмский портрет. М-Л, 1936

• Павлов В.В. Египетский портрет I–IV веков. М, 1967

• Павлов В.В., Ходжаш С.М. Художественное ремесло Древнего Египта. М, 1959

Иллюстрации к теме:

• Бронзовая статуэтка Каромамы (Париж, Лувр, инв. N 500) – пример виртуозной работы по металлу в Египте позднего времени, по стилю и пропорциям – более изящно и утонченно, чем в предыдущую эпоху

• Бронзовая статуэтка фараона 25 династии Тахарки (Санкт-Петербург, Эрмитаж) – попытки подражания искусству периодов расцвета Египта.

• Статуя Монтуэмхета, визиря в эпоху правления 25 династии (Каир, Египетский музей). Тяжеловатые пропорции и отсутствие ярко выраженного движения – подражание искусству старинных эпох, жизненная трактовка лица – наследие искусства Нового царства

• Бронзовая скульптура, ранее считавшаяся изображением Арсинои II, ныне считающаяся изображением Клеопатры (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Сочетание египетских и и греческих традиций в искусстве, утонченная проработка деталей, несмотря на длинную одежду формы тела читаются ясно

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы хронологические рамки периода позднего времени?

• Что характерно для архитектуры Египта I тысячелетия до н. э.?

• Что характерно для искусства эфиопской династии?

• Что характерно для искусства ливийской династии?

• Что характерно для искусства саисской династии?

• Что характерно для искусства времени персидского владычества в Египте?

• Что характерно для искусства эллинистического Египта?

• Что характерно для искусства римского Египта?

Термины к теме:

• Техника литья с утратой восковой модели

• Бронза

Карты к теме: • Карта Древнего Египта – уметь показать основные центры Севера и Юга Египта в период позднего времени

Персоналии к теме:

• Тахарка

• Каромама

• Монтуэмхет Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Изобразительные искусства. История Древнего Востока

Изобразительные искусства

Народы древней Месопотамии не создали таких замечательных произведений искусства, а как древние египтяне. Эта сравнительная отсталость древнемесопотамского искусства объясняется в некоторой степени тем, что на территории Двуречья жили различные племена, которые вели между собой постоянную борьбу за преобладание и господство во всей стране. Одни государственные образования сменялись другими. Кочевые, культурно отсталые племена гутиев, аморитов и касситов неоднократно наводняли страны Двуречья, что всегда приводило к упадку культуры и искусства. Кроме того, на территории Месопотамии не было достаточного количества камня, дерева и металла, необходимых для развития архитектуры и других видов искусства.

Основными отличительными чертами архитектуры в древней Месопотамии была массивная монументальность, применение кирпича в качестве основного строительного материала, асимметричное и поперечное размещение внутренних помещений. Широкое применение получила орнаментация стен.

Древнейшие шумерийские храмы, построенные в начале III тысячелетия до н. э., были раскопаны в Уруке и в эль-Обеиде. Эти храмы были воздвигнуты на искусственных насыпях, которые защищали их от вод разливай в художественном отношении создавали своеобразный контраст плоской поверхности равнины. Стены храма в эль-Обеиде уже украшены вертикальными выступами и неглубокими нишами, а также художественными фризами, сделанными при помощи техники своеобразной мозаики. Древнейшие памятники шумерийской архитектуры указывают на применение деревянных, иногда обитых медью колонн, очень примитивных сводов и особого цементирующего вещества, сделанного из битума (асфальта).

Своего расцвета шумеро-аккадская архитектура достигает в эпоху III династии Ура. К этому времени относятся храмы, дверцы и другие здания, раскопанные в развалинах Ура, Эшнунны (Ашнуннака) и Описа (Хафадже). Здесь были обнаружены целые архитектурные комплексы, в состав которых наряду с дворцами, гробницами и храмами входили особые типичные для древней Месопотамии храмовые ступенчатые башни (зиккураты), несколько напоминающие древнеегипетские ступенчатые пирамиды. Очевидно, воспоминание об этих храмовых башнях сохранилось в библейской легенде о «вавилонской башне».

Шумеро-аккадская архитектура оказала влияние на развитие архитектурных форм в Вавилонии и в Ассирии. На это указывает композиция древнеассирийского храма богини Иштар в Ашшуре, орнаментация стен в большом дворце в Мари, а также длительное сохранение древней архитектурной формы ступенчатой храмовой башни (зиккурата).

Серебряная ваза Энтемены из Лагаша

Древнейшие образцы, шумерийской скульптуры отличаются грубоватостью и примитивностью. Скульптор еще не в состоянии придать каменной глыбе форму человеческого тела. Поэтому древнейшие шумерийские статуи обычно изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Только в лице человека чувствуется стремление художника несколько свободнее передать натуру, причём наибольшее внимание обращено на изображение глаз, всегда отличающихся большой выразительностью. Столь же примитивны и неподвижны изображения людей и животных на рельефах, как, например, на знаменитой «Стэле коршунов» Эаннатума. Часто эти изображения схематизированы, как, например, на вазе Энтемены. Скульптуры и рельефы аккадской эпохи, в частности статуи и иные предметы искусства, найденные в развалинах Эшнунны и Описа, обнаруживают довольно значительные следы шумерийского художественного влияния. Однако художники аккадской эпохи сделали большой шаг вперёд в развитии изобразительного искусства. В особенности в рельефе они уже умеют значительно свободнее и ближе к природе изображать человеческое тело. Одним из лучших произведений аккадского искусства эпохи Саргонидов является известная «Стэла Нарамсина», на которой изображён аккадский царь Нарамсин, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Художник с большой для того времени свободой и смелостью изобразил идущую фигуру мощного даря, перед которым падает наземь сражённый копьём неприятельский воин. Особенно интересно в этом рельефе расположение фигур, отличающееся не только строгой симметрией, но и большой внутренней гармонией. Художник чрезвычайно искусно соединил массовую сцену, изображающую войско, подымающееся в горы, с главным сюжетом — триумфом обожествлённого царя над врагами.

Победная стэла Нарамсииа.

Рельеф на песчанике

Не меньший интерес представляют скульптуры и рельефы времени Вавилонского царства, в частности относящиеся ко времени Хаммурапи. Среди них выделяются рельеф, изображающий Хаммурапи перед богом солнца Шамашем, помещённый на верхней части столба с кодексом законов, а также очень выразительное тонко сработанное рельефное изображение Хаммурапи, передающее черты портретного сходства. Характерны для этой эпохи также и художественные изображения, найденные при раскопках в Мари. Во всех этих памятниках, относящихся ко времени I вавилонской династии, ещё чувствуются ясные следы художественных влияний, сохранившихся от шумерийской эпохи. Так, например, рельеф на столбе законов Хаммурапи является лишь более поздним вариантом обычной шумерийской сцены представления царя божеству. Однако аккадское и вавилонское искусство, использовав культурное наследие древнего Шумера, сумело его творчески переработать, подняв его на более высокую ступень.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Читать книгу Искусство Древнего Востока: учебное пособие А. Е. Петраковой : онлайн чтение

Тема 8Архитектура и изобразительное искусство времени правления Эхнатона (так называемый «Амарнский период»)

Характеристика внутриполитической ситуации в Египте к концу правления Аменхотепа III: сосредоточение фактической власти в стране в руках фиванских жрецов Амона-Ра. Приход к власти Аменхотепа IV и проведение им религиозной реформы: провозглашение культа Атона (единый бог, фараон – единственный истинно познавший его, запрет других культов, понятие «истины») и влияние религиозной реформы на изобразительное искусство и архитектуру Амарнского периода. «Солнечные гимны» и их содержание. Искусство первых лет правления Аменхотепа IV (в Фивах) и его особенности: скульпторы «перестраиваются» на новый канон. Принятие фараоном Аменхотепом IV имени «Эхнатон», перенос столицы из Фив в Ахетатон (тель-эль-Амарна), разрыв со жрецами Амона-Ра. Архитектура Ахетатона: общая планировка, особенности строительства (быстро, из непрочных материалов). Особенности храмового строительства в Ахетатоне в связи с характером нового божества (много открытых помещений). Особенности жилого (дворцы, дома вельмож) строительства в Амарнском искусстве. Особенности погребальной архитектуры амарнского периода (восточный берег Нила). Круглая скульптура первых лет правления и скульптура из Ахетатона – общее и особенное. Скульптурные портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей из мастерских скульпторов в Ахетатоне. Использование масок, снятых с лиц, в скульптуре амарнского периода. Рельефы и росписи Ахетатона, рельефы на стелах: новые сюжеты (сцены семейных отношений, любви), новые способы передачи фигур (плечи в профиль, складки на животе), новый образ фараона в официальном искусстве (без идеализации, особые пропорции и анатомия). «Амарнский стиль» в скульптурах и рельефах вельмож эпохи правления Эхнатона.

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 55–58

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 298–307

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 24–28

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 122–143

• 410-521

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

Иллюстрации к теме:

• Храм Атона в Ахетатоне – реконструкция. Поклонение Атону – солнечному диску привело к доминированию в храмовой архитектуре открытых дворов

• Дворец Эхнатона в Ахетатоне – реконструкция. Дворец расположен по сторонам от центральной городской дороги, которая делит его на две части: для частной жизни и для официальных приемов. Части дворца соединены между собой крытым коридором с «окном явлений» в центре (в нем торжественно появлялся фараон с женой), под галереей – три прохода для пешеходов и колесниц.

• «Осирическая» статуя Эхнатона – пример раннего амарнского стиля (до переезда в Ахетатон) с несколько гипертрофированными пропорциями, т. к. скульпторы были вынуждены перестраиваться на новый канон «сообразно истине» после многих лет работы в соответствии со старыми канонами.

• Скульптурное изображение Нефертити (Берлин, Египетский музей, инв. 21300) из мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне. Левый глаз у скульптуры отсутствует, т. к. она не завершена. Пример зрелого амарнского стиля – удлиненные пропорции, четко очерченные контуры

• Рельефная стела – Эхнатон с семьей (Берлин, Египетский музей, инв. 14145), в центре на верху – Атон, Эхнатон целует дочь, две другие дочери – на коленях у Нефертити. Ранее фараона не изображали в официальном искусстве в кругу семьи и проявляющим нежные чувства.

• Скульптурное изображение принцессы Макетатон (Берлин, Египетский музей, инв. 2123). Пример зрелого амарнского стиля: характерен удлиненный череп, длинные линии глаз и брови, четко очерченные губы красивого рисунка, гармония форм, плавно перетекающих друг в друга с некоторой графической заостренностью контуров черт лица

• Фрагмент росписи из дворца Эхнатона в Ахетатоне – изображение принцесс в амарнском стиле, в рисунке тел присутствует светотеневая моделировка, в то время как фон – плоскостный.

• Фрагмент росписи из дворца Эхнатона в Ахетатоне – образы ликующей и радующейся солнцу природы характерны для амарнского искусства, почти нет контуров, краски смешиваются, движение кисти свободное.

Контрольные вопросы к теме:

• В чем суть кризиса отношений жрецов Амона-Ра и фараона к концу правления Аменхотепа III?

• Каковы политические мотивы реформы, проведенной Аменхотепом IV?

• Что собой представляет бог Атон?

• В чем отличие бога Атона от прочих богов Египта?

• В чем суть религиозной реформы Аменхотепа IV?

• О каких особенностях бога Атона рассказывают «солнечные гимны»?

• В чем разница между Амоном-Ра (главным богом при 18 династии) и Атоном?

• В чем суть понятия «истины» и как оно проявилось в амарнском искусстве?

• Почему возникла необходимость создания новой столицы в правление фараона Аменхотепа IV?

• Что характерно для искусства первых лет правления Аменхотепа IV?

• Какова планировка города Ахетатон?

• Из каких материалов велось стоительство в Ахетатоне?

• В чем храмы в амарнский период стали отличаться от храмов характерных для 18 династии?

• Почему при Эхнатоне погребения устраивались на восточном берегу Нила?

• Что характерно для дворцов и домов вельмож в амарнский период?

• Как выглядел главный дворец Эхнатона в Ахетатоне?

• Что такое «окно явлений»?

• Какие сюжеты исчезают из изобразительного искусства в правление Эхнатона?

• Какие новые сюжеты появляются и становятся популярными в амарнском искусстве?

• Как изображают Атона в рельефах и росписях?

• Как изображают фараона Эхнатона в рельефах и росписях?

• Что характерно «амарнского стиля»?

• Что произошло с Ахетатоном после смерти фараона Эхнатона?

Термины к теме:

• Пилон

• «окно явлений»

• «истина»

Карты к теме:

• Карта древнего Египта – уметь показать Фивы и Ахетатон

• План-схема Ахетатона – уметь рассказать про части города и основные постройки

Персоналии к теме:

• Аменхотеп IV (Эхнатон)

• Нефертити

Тема 9Гробница Тутанхамона и искусство конца правления 18 династии

Особенности развития искусства последних фараонов 18 династии после Амарнского периода (смешение до-амарнских и амарнских традиций): Сменхкара, Эйя, Тутанхамон. История открытия гробницы Тутанхамона, личности лорда Карнарвона и Говарда Картера и их роль в открытии и изучении гробницы. Особенности планировки и размещения погребального инвентаря в гробнице, обзор основных памятников и их особенностей.

Литература по теме:

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 307–314

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 143–146

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 522–563

• Г. Картер. Гробница Тутанхамона. М, 1959

Иллюстрации к теме:

• Погребальная маска Тутанхамона из золота, цветных камней и стеклянных паст (Каир, Египетский музей, инв. JE 60672) – сочетание амарнских и до-амарнских черт и традиций

• План гробницы Тутанхамона (4 комнаты) с погребальным инвентарем. На примере гробницы фараона, правившего несколько лет и не совершившего великих деяний можно представить, как богаты были разграбленные гробницы

• Сундук, инкрустированный разными породами дерева, на длинных сторонах – Тутанхамон на колеснице повергает врагов (в традициях 18 династии), на коротких – Тутанхамон с женой (семейные сцены в амарнской традиции)

• Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона (Каир, Египетский музей) – изображение фараона с женой в амарнских традициях, наверху – Атон-солнечный диск.

• Сандалии Тутанхамона – внутри украшены изображениями связанных врагов. При каждом шаге фараон попирает врагов в прямом и переносном смысле

Контрольные вопросы к теме:

• Что происходит после смерти Эхнатона с религией Атона?

• Что происходит с городом Ахетатоном после смерти Эхнатона?

• Кто открыл гробницу Тутанхамона и в каком году?

• Почему гробница Тутанхамона столь важна для ученых?

• Как была декорирована погребальная камера гробницы Тутанхамона?

• В каком музее экспонируется большинство находок из гробницы Тутанхамона?

• В скольких саркофагах лежала мумия Тутанхамона?

• Какой погребальный инвентарь находился в камерах и сокровищнице?

• Как украшен трон из гробницы Тутанхамона, что изображено на его спинке?

• Как украшен деревянный сундук из гробницы Тутанхамона?

• Какие две изобразительные традиции присутствуют в декоре предметов из погребального инвентаря Тутанхамона?

• Какие статуи стояли по сторонам от входа в погребальную камеру?

• Как украшены сандалии Тутанхамона?

Термины к теме:

• Ушебти

• Урна-канопа

Карты к теме:

• Карта Древнего Египта – уметь показать Долину царей

• Карта Долины царей – уметь показать гробницу Тутанхамона

• План-схема гробницы Тутанхамона – уметь показать помещения и рассказать про их назначение

Персоналии к теме:

• Эхнатон

• Тутанхамон

• Эйя

• Карнарвон

• Картер

Тема 10Архитектура и изобразительное искусство второй половины Нового царства, конец XIV– середина XI вв. до н. э. (19 и 20 династии)

Общая характеристика обстановки в стране в правлении последних представителей 18 династии. Приход к власти 19 династии и возобновление завоевательных походов Египта; роль наемной армии в государстве; роль Фив и жрецов Луксора и Карнака в государстве, возобновление почитания Амона-Ра и фиванской триады. Приход к власти 20 династии и переезд двора на Север, в Пер-Рамзес; почитание старых и иноземных культов. Архитектурные комплексы времени правления Рамсеса II и Рамсеса III – общее и особенное; влияние переднеазиатской (в частности – хеттской) архитектуры на египетскую. Строительство в Луксоре и Карнаке при фараонах 19–20 династий. Новый тип заупокойного храма и сопоставление его с храмами 18 династии: Рамессеум, храм Рамсеса III в Мединет-Абу, храм Сети I в Абидосе. Скальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле: особенности планировки, устройства, декора. Строительство Асуанской плотины и история спасения храмов Абу-Симбела. Гробницы 19–20 династий в Долине царей и Долине цариц: общее и особенное по сравнению с гробницами 18 династии. Гробница Нефертари: особенности планировки и декора. Особенности круглой скульптуры, рельефов и росписей в эпоху правления фараонов 19–20 династий: сочетание в изобразительном искусстве до-амарнских и амарнских черт.

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 58–61

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 314–328

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 28–33

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 147–170

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 564–640

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

• А. Силиотти. Египет. Долина царей. (Атлас чудес света). М., 2001.

Иллюстрации к теме:

• Гипостиль в Карнаке (реконструкция) – гигансткий многоколонный зал (10 рядов по 10 колонн) строился при нескольких правителях 19 династии

• Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле, как и храм его жены рядом вырублен в скале и украшен скульптурами по сторонам от входа, рельефами и росписями внутри залов

• Храм Рамзеса III в Мединет-Абу – возвращение к типу храма Нового царства с добавлением дополнительного двора перед перистилем, к одной из сторон которого пристраивается дворец правителя. Комплекс окружен несколькими рядами толстых стен с четырехугольными башнями – напоминает хеттскую крепостную архитектуру

• Фрагмент росписи гробницы Нефертари, одной из наиболее богато декорированных гробниц 19 династии. Много бытовых деталей и жизненных ракурсов – наследие амарнского искусства. На щеках Нефертари красными кружочками нарисован румянец.

• Остракон с изображением акробатки (Турин, Египетский музей) – пример проработки художником нового мотива на черепке, откуда он потом перейдет на стену архитектурного сооружения

• Пример рельефа второй половины Нового царства – интерес к разработке пространства в глубину, изображению по 4 фигуры на одном участке фона, динамики, действия, объединяющего фигуры

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы хронологические рамки периода правления 19 и 20 династий?

• В чем особенность правления 19 и 20 династий (внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения со жрецами)?

• Какие новшества появляются в храмовой архитектуре 19 и 20 династий?

• В чем состоит сходство хеттской и египетской архитектуры в эпоху второй половины Нового царства?

• Каково устройство Рамессеума и храма Рамзеса III в Мединет Абу, чем они отличаются от аналогичных храмов 18 династии?

• Как устроены и декорированы храмы Рамзеса II и Нефертари в Абу-Симбеле?

• Какие черты характерны для круглой скульптуры второй половины Нового царства?

• Какие черты характерны для рельефов и росписей второй половины Нового царства?

• Как утроен и декорирован храм Сети I в Абидосе?

• Что такое остраконы и для чего они были нужны?

• Как устроена и декорирована гробница Нефертари?

• Какое строительство ведется в Луксоре и Карнаке во второй половине Нового царства?

Термины к теме:

• остракон

Карты к теме:

• Карта Древнего Египта – уметь показать Фивы и Пер-Рамзес

• Карта Нила в районе Фив – уметь показать Луксор, Карнак, Долину царей

• Карта южного Египта – уметь показать Абу-Симбел

Персоналии к теме:

• Хоремхеб

• Рамзес I

• Рамзес II

• Нефертари

• Сети I

Тема 11Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени

Особенности существования египетского государства в I тысячелетии до н. э. – взаимодействие со многими народами, взаимовлияние культур. Север и Юг – как два равноправных центра Египта; роль фиванских святилищ в жизни государства. Особенности египетской архитектуры в Позднее время (темпы и масштабы строительства снижаются), особенности организации погребальных комплексов (встречается использование старых вместо возведения новых). Искусство Египта в эпоху правления ливийской, эфиопской и саисской династий – характерные черты. Египет под персидским владычеством. Памятники искусства эллинистического и римского Египта – общая характеристика. Греческие и римские архитектурные формы в Древнем Египте (Александрия, Антиохия, Луксор), использование египетских архитектурных форм для греко-римских построек. Храм Гора в Эдфу, храм в Ком-Омбо, архитектурный комплекс на острове Филе. Памятники искусства римского Египта (I–IV вв. до н. э.) – скульптурные портреты императоров в виде фараонов, декоративная скульптура римского Египта, фаюмский портрет, коптские ткани. Искусство Египта позднего времени в Эрмитаже (мелкая пластика, саркофаги).

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 62–63

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 329–342

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 33–36

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 171–188

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 641–666

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

• Стрелков А. Фаюмский портрет. М-Л, 1936

• Павлов В.В. Египетский портрет I–IV веков. М, 1967

• Павлов В.В., Ходжаш С.М. Художественное ремесло Древнего Египта. М, 1959

Иллюстрации к теме:

• Бронзовая статуэтка Каромамы (Париж, Лувр, инв. N 500) – пример виртуозной работы по металлу в Египте позднего времени, по стилю и пропорциям – более изящно и утонченно, чем в предыдущую эпоху

• Бронзовая статуэтка фараона 25 династии Тахарки (Санкт-Петербург, Эрмитаж) – попытки подражания искусству периодов расцвета Египта.

• Статуя Монтуэмхета, визиря в эпоху правления 25 династии (Каир, Египетский музей). Тяжеловатые пропорции и отсутствие ярко выраженного движения – подражание искусству старинных эпох, жизненная трактовка лица – наследие искусства Нового царства

• Бронзовая скульптура, ранее считавшаяся изображением Арсинои II, ныне считающаяся изображением Клеопатры (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Сочетание египетских и и греческих традиций в искусстве, утонченная проработка деталей, несмотря на длинную одежду формы тела читаются ясно

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы хронологические рамки периода позднего времени?

• Что характерно для архитектуры Египта I тысячелетия до н. э.?

• Что характерно для искусства эфиопской династии?

• Что характерно для искусства ливийской династии?

• Что характерно для искусства саисской династии?

• Что характерно для искусства времени персидского владычества в Египте?

• Что характерно для искусства эллинистического Египта?

• Что характерно для искусства римского Египта?

Термины к теме:

• Техника литья с утратой восковой модели

• Бронза

Карты к теме:

• Карта Древнего Египта – уметь показать основные центры Севера и Юга Египта в период позднего времени

Персоналии к теме:

• Тахарка

• Каромама

• Монтуэмхет

Тема 12История изучения искусства Ближнего Востока. География, периодизация, библиография

Представления о Ближнем Востоке до научных открытий Нового времени: сведения по Геродоту, Библии, литературе средневекового Востока. Путешествие Пьетро дела Валле (XVII век) и его письма «Из моего шатра в пустыне», открытие Персеполя, появление древнеперсидской письмености в Европе. Карстен Нибур в Персии (XVIII век) и копирование персидской клинописи. Г.-Ф. Гротефенд: расшифровка древнеперсидской письмености в начале XIX века. Г. Раулинсон (XIX век), его дипломатическая и археологическая деятельность на Ближнем Востоке; копирование Бехистунской надписи и расшифровка ассиро-вавилонской письмености (Раулинсон, Тальбот, Хинкс, Опперт). Археологические работы П.-Э. Ботта («Монументы Ниневии, открытые и описанные Ботта, измеренные и зарисованные Фланденом») и О.Г. Лейярда («Ниневия и ее развалины») на Ближнем Востоке, роль их раскопок в формировании собраний искусства Ближнего Востока в Лувре и Британском музее, открытие разных центров Древней Ассирии. Эрнест де Сарзек и открытие Лагаша (вторая половина XIX века). Раскопки Л. Вулли: открытия в Уре (1922 г.). Роль открытий Дж. Смита в изучении искусства и культуру Ближнего Востока: эпос о Гильгамеше (история открытия, краткое содержание). География и периодизация искусства Передней Азии, роль Тигра и Евфрата в формировании ближневосточной цивилизации, особенности сосуществования множества народов на территории Передней Азии, сложности хронологии и периодизации, проблема сохранности памятников изобразительного искусства и архитектуры. Основные мировые музейные собрания переднеазиатского искусства, история их сложения, специфика, терминологические сложности. Основная литература по теме на русском языке: общая характеристика.

Литература по теме:

• Э. Церен. Библейские холмы. СПб., 2002.

• З.Косидовский. Когда Солнце было богом. М., 1970. С. 5–94 (глава: «Среди садов и храмов Месопотамии»)

• К.В. Керам. Боги, гробницы, ученые. СПб, 2001. С. 242–362 (глава: «Книга башен»)

• Н.Д. Флиттнер. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л., 1958. Переиздание – Л., 2008. С. 7–55

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 37–39

Иллюстрации к теме:

• Остин Генри Лейярд (1817–1894), английский дипломат и археолог, производил раскопки Ниневии, Нимруда и Вавилона, нашел глиняные таблички из библиотеки Ашшурбанапала, обогатил ассирийскими рельефами и скульптурами коллекцию Британского музея, опубликовал несколько книг с результатами раскопок, документами, реконструкциями

• Джордж Смит (1840–1876), был гравером при лондонском монетном дворе, увлекся ассирийской письменностью, написав научный труд стал хранителем клинописных табличек в Британском музее, в своем хранении нашел таблички с эпосом о Гильгамеше, потом поехал в Ниневию, откуда происходили эти таблички и нашел недостающие.

• Одна из табличек с записью «Эпоса о Гильгамеше» – одного из наиболее важных литературных памятников Двуречья. В эпосе поверствуется о подвигах правителя Урука Гильгамеша, его названного брата Энкиду, о путешествии Гильгамеша на край света к своему предку, пережившему некогда Всемирный потоп

Контрольные вопросы к теме:

• Кто впервые привез в Европу образцы древнеперсидской клинописи?

• Кто расшифровал персидскую клинопись?

• Кто расшифровал ассиро-вавилонскую письменость?

• Кто работал над раскопками ассирийских городов в XIX веке?

• Кто собрал и прочел таблички с «Эпосом о Гильгамеше»?

• О чем повествует «Эпос о Гильгамеше»?

• Каковы были представления о Востоке до начала научных открытий?

• Что открыл Л. Вулли?

• Какова роль раскопок де Сарзека в изучении культур Древнего Двуречья?

• В чем особенность формирования и развития древних цивилизаций в Двуречье по сравнению с Древним Египтом?

• Какова роль Тигра и Евфрата в жизни народов Месопотамии?

• В чем состоят сложности периодизации искусства Древнего Ближнего Востока?

Термины к теме:

• Клинопись

• Телль, тепе

Карты к теме:

• Карта Ближнего Востока – уметь показать основные центры культуры и места обитания разных народов в V–I тысячелетий до н. э.

Персоналии к теме:

• Пьетро делла Валле

• А. Ботта

• Г. Лейярд

• Г. Раулинсон

iknigi.net

Тема - Искусство Древнего Востока-2 час.

Э.И.МЕДВЕДЬ

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Краткий курс лекций

Для студентов, обучающихся по направлению Социально-культурная деятельность 531200.62

 

 

Москва – 2010 г.

Содержание курса

Раздел I.Введение в историю изобразительного искусства…………………….2

Раздел II.Изобразительное искусство Древнего мира…………………………..5

Раздел IV. Изобразительное искусство Древней Греции

Раздел V. Изобразительное искусство Древнего Рима

Раздел VI. Изобразительное искусство эпохи Средневековья…………………53

Раздел VII. Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Раздел VIII.Западноевропейское искусство Нового времени (XVII – XIX вв.)…………………………………………………………………………………….122

РазделIX.Искусство Западной Европы ХХ века……………………………....134

Раздел XII.Изобразительное искусство России………………………………142

Раздел XIII.Русское изобразительное искусство XIII – XVIII веков…………………………………………………….……………………………147

Раздел XIV.Русское изобразительное искусство конца XIX века……………………………………………………………………………………166

Раздел XV.Русское изобразительное искусство конца XIX – начала ХХ века…………………172.

Раздел ХVI. Современное изобразительное искусство России…………….177

Рекомендуемая литература……………………… ………………………..185

 

 

Лекции 1

 

РАЗДЕЛ 1. Введение в теорию и историю изобразительных искусств

Тема 1. Введение. Цели и задачи курса – 2 час.

Искусство как форма общественного сознания. Философские категории искусства. Взаимодействие искусств в системе культуры. Основные виды пространственно-временных искусств. Изобразительные и неизобразительные виды пространственных искусств.

Структура курса. Краткая характеристика основных разделов курса. Требования к уровню освоения курса.

Виды, жанры, художественно-выразительные средства изобразительного искусства

Понятие об искусстве. Предмет и метод искусства. Материальная основа развития искусства. Искусство как форма общественного сознания. Взаимосвязь искусства с политикой и моралью. Классовость и партийность в искусстве. Содержание и форма. Понятие о художественном стиле. Основные принципы развития художественного стиля. Направление и метод в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве. Взаимосвязь национальных корней и внешних влияний; роль внешних влияний в развитии искусства. Место искусства в жизни народа.

Искусства пластические и пространственные. Взаимосвязь различных видов искусства.

Особенности архитектуры. Архитектурные конструкции и формы. Композиция в архитектуре. Конструктивность, функциональность, тактичность, декоративность в архитектуре. Архитектурные ансамбли. Садово-парковое искусство и его связь с архитектурой.

Скульптура. Виды скульптуры. Техника, композиция. Прояв­ление стилевых особенностей в скульптуре.

Живопись. Виды живописи. Жанры. Композиция в живописи. Колорит. Стиль и манера. Техника живописи. Живопись и рисунок, линия и мазок в искусстве живописи.

Графика. Виды графики. Техника графики.

Прикладное искусство. Виды прикладного искусства. Стиль в прикладном искусстве. Техника. Художественная промышленность

Лекция 2 – 2 час.

Раздел II. Изобразительное искусство Древнего мира

Тема - Первобытное искусство

Искусство эпохи палеолита. Эпоха Ориньяк – Солютре. Эпоха Мадлен. Скульптура палеолита. Наскальные росписи в пещерах Ласко, Фон-де-Гом (Франция), Альтамирской пещере (Испания). Искусство эпохи неолита и бронзы. Появление мегалитической архитектуры. Ее связь с религиозно-культовыми идеями. Стоунхендж (Англия).

Лекция 3 – 2 час.

Тема - Искусство Древнего Востока-2 час.

Древнейшие государственные объединения Ближнего и Среднего Востока: Ассирия, Вавилон, Финикия, их социально-экономический строй. Персидское государство. Архитектура и пластика государств Древнего Востока.

Социально-экономический облик и основные этапы истории Древнего Египта. Эволюция древнеегипетского искусства.

Закрепление образных и изобразительных норм. Официальная культовая кононизация изображений. Назначение рельефов и росписей в заупокойных храмах. Формирование египетского художественного канона (приемы передачи изображения в круглой скульптуре, рельефах и росписях). Древнее царство (XXVII – XXIII вв. до н.э.) Архитектура – ведущий вид искусства. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (XXVII в. до н.э.). Большой сфинкс. Эпоха Среднего царства. Новый тип заупокойного храма. Храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (ХХI в. до н.э.). Искусство нового царства (XVI – XV вв. до н.э.). Храмовое строительство в эпоху Нового царства. Храмы в Карнаке и Луксоре.

Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона) – первая половина XIV в. до н.э. Искусство Амарнского периода. Мастерская скульптура Тутмеса. Гробница Тутанхамона. Искусство второй половины Нового царства (вторая половина XIV – начало ХI вв. до н.э.). Храмовый ансамбль Рамсеса II в Абу-Симбеле.

 

Основные символы культуры Древнего Египта

 

Древнее царство

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра. Основной тип архитектурного сооружения – гробница, внешними средствами передающую идею его божественности.

Одно из величайших достижений Древнего царства - портретная скульптура – стремление к выражению абсолютного покоя. Все статуи так торжественны, величавы и застылы. Стереотипность скульптур, положивших начало колоссам, которыми позже стали украшать храмы.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов - впечатление подавляющей мощи. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре. Там же, сейчас в современной Гизе, три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскипции – Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамиды цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.

Сфинкс, воплощающий в себе сущность фараона. Сфинкс – фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком-клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон.

Внутренний декор гробниц. Цветныме рельефы, прославляющими фараона как сына и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магические тексты, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Иероглифы, украшенные в зеленый цвет, найденные в пирамидах фараонов V династии, составили знаменитые «Тексты пирамид».

Египтяне придавали изобразительному искусству огромное значение. Стены гробниц украшали рельефами, они представляли собою настоящие картинные галереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы – самого умершего. Считалось, что посредством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали привычную для умершего среду обитания.

Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в комбинациях того времени можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир.

Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов стали известны многие обычаи древних египтян.

Сложившийся определенный канон изображения фигуры на плоскости. При показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на взгляд древних египтян, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, а плечи – в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия.

В период Древнего царства развито было художественное ремесло: большое количество изящных сосудов из различных пород камня – алебастра, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл. Так, ножки ложа или кресла выполняли в форме мощных бычьих ног либо крылатых львов, которые охраняли сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; спинки кресел и подлокотники венчали цветы или пальмовые ветви. Статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами.

Во второй половине XXIII вв. до н.э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.

Среднее царство

В 2050 г. до н.э. эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжила тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.

Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установленной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в потустороннем мире.

Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид. Материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.

Замечательным сооружением эпохи Среднего царства являлся и заупокойный комплекс XII династии фараона Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис).

Особенную известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Его описывали многие античные авторы, как одну из чудесных достопримечательностей Египта. Храм занимал площадь 72 тыс. кв.м и делился двумя рядами колонн на три нефа (вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн), из которых центральный был выше боковых освещался через оконные проемы в верхней части стен.

Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов в период Среднего царства. Колоны его были стилизованы под растительные формы.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами с растительной капителью (венчающая часть колонны на стволе колонны), украшавшими заупокойный храм, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом (вертикальный желобок на стволе колонны) и трапециевидной капителью. Таким образом, уже в XXI в. до н.э. египетскими зодчими был создан тот тип колонн, который в более поздние века стали называть дорическим.

В росписях и в скульптуре изменилась иконография царей - во внешнем облике статуй Среднего царства конкретные индивидуальные черты стали превалирующими.

Новое царство

Эпоха Нового царства открылась в 1580 г. до н.э. вступлением на престол XVII династии, первым фараоном которой был Яхмес I, и установлением единого религиозного культа бога Амона. С именем Амона – Ра связано поистине грандиозное строительство, которое началось в этот период.

stydopedia.ru