История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4.Государственное управление в Древнем Египте. Гос управление древнего египта


4.Государственное управление в Древнем Египте.

Форма древнеегипетского государства– восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона. Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения, руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. Позже появляется регулярное войско на колесницах.

Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов.

Судопроизводство осуществлялось коллегиально. Был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины.

5.Государственное управление в Афинах. Ограниченность афинской демократии.

Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю(суд присяжных), стратегов, архонтов, ареопаг. Полномочия некоторых афинских государственных органов пересекались. В Афинах не было как такового объединенного правительства. В Афинах не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Все государственные должности (кроме стратегов и финансовых магистратов) занимались на год, путем жеребьевки (ее ввел Перикл). Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки).

В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание собиралось четыре раза в месяц и ежемесячно — проверочное народное собрание. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; рассматривало частные просьбы граждан;

Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением, финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительною органа.

Гелиастами (членами гелиэи — суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста.. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также утверждала законы, принятые народным собранием.

Стратеги (2 человека) выбирались народным собранием. Помимо этого стратеги были единственными афинскими магистратами, которые могли переизбираться на свой пост. Стратеги командовали армией и флотом, решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл.

Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах, принимали от граждан заявления о злоупотреблениях должностных лиц и рассматривали их.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, отсутствия иерархии. Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов и для которых забота о собственном урожае была важнее заседаний в Народном собрании. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями — демагогами. К V в. до н. э. вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.

studfiles.net

Древний Египет. Государственное управление. Армия. Суд

 

Тема: Древний Египет. Государственное  управление. Армия. Суд.

План:

4.Древний Египет. Государственное   управление. Армия. Суд.

 

14.Традиционное право  древнего Китая. Источники. Регулирование  уголовных и брачно-семейных  отношений. Судебный процесс.

 

24.Основные черты права  Древней Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос№4

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной  части Африки, в долине, расположенной  по нижнему течению реки Нил. Все  сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами  Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически  однородного населения - древних  египтян.

Историю древнеегипетского  государства условно можно разделить  на 5 периодов. В соответствии с традицией, заложенной первым историком Египта Манефоном, их принято называть «царствами». Царства, в свою очередь, подразделяются на династии правителей Египта:

  1. Раннее царство (XXXI-XXVII вв. до н.э. 1-2 династии).
  2. Древнее царство (XXVII-XXII вв. до н.э. 3-4 династии).
  3. Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э. 11-12 династии).
  4. Новое царство (XVI-XI вв. до н.э. 18-19 династии).
  5. Позднее царство (XI-IV вв. до н.э. 20-30 династии).

Из этой периодизации можно  сделать вывод: в Египте  очень  рано сформировалось единое, централизованное государство, сохранившееся в течение  почти всего периода существования  этой цивилизации. Причина этого  – в своеобразных природных условиях Египта.

Вследствие раннего развития продуктивного поливного земледелия уже в начале четвёртого тысячелетия  до н.э. в Египте наблюдалось далеко зашедшее социальное расслоение. В  связи с усложнением хозяйственно-социальной деятельности, а главное, с необходимостью постоянно регулировать водный режим  периодически разливающейся реки Нил (путём строительства и ремонта  каналов, плотин, дамб) выделяется профессиональная управленческо-административная верхушка общин и племён во главе с первосвященником-жрецом.

Поэтому во второй половине четвёртого тысячелетия до н.э. в  Древнем Египте складываются первые протогосударственные образования в форме мелких «номовых» государств. Возникли они в силу необходимости объединения нескольких сельских общин вокруг храма для организации общих ирригационных работ ( глава нома носил титул начальник канала). К концу четвёртого тысячелетия до н.э в Египте образовалось около 40 номов.

Однако, для того чтобы  регулировать ежегодные разливы  Нила, необходимо было согласовать  ирригационные работы всех вытянувшихся в цепочку вдоль Нила номов. Координацию, управление этими жизненно важными  работами могла осуществить только сильная, централизованная государственная власть с единым правителем и мощным бюрократическим аппаратом. Она и возникла на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. Сначала объединение номов произошло в виде образования 2 государств (Верхнего и Нижнего Египта). Затем владыка Верхнего Египта (Нармер, или Менес) объединил путём завоевания Египет в единое государство.

 

2.Социальная структура. Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры.

Основной хозяйственной  и общественной ячейкой в Древнем  Египте на ранних этапах его развития была сельская община.Однако в Египте, в отличие от других древневосточных стран, именно государство, а не община, было не только формальным, но и фактическим собственником всей земли. Это вызвало практически полное поглощение общины государственным (царско-храмовым) хозяйством.

С тем, что государство  жёстко контролировало всю хозяйственную  жизнь Египта, связана и слабая социальная дифференциация древнеегипетского  общества. Как и в других древневосточных  обществах, в нём, конечно, имелась  своя социальная иерархия (разделение на правителя, жрецов и вельмож, чиновников, воинов, ремесленников). Однако подавляющее  большинство населения составляло зависимое от государства полусвободное  крестьянство. Сюда входили различные категории зависимых подневольных лиц: бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов от "слуг царя", были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

3 Типологические  черты древневосточной деспотии

 

 Форма древнеегипетского государства - деспотически-теократическая монархия. Она была характерна для всех древневосточных государств, но в древнем Египте проявилась в своём классическом варианте.

1. Монарх (фараон) обладал  всей полнотой государственной  власти. Она не была ограничена  никакими государственными учреждениями  или законами, но была ограничена  традицией. Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

2. Власть монарха носила  религиозно-священный, теократический  характер. В древнем Египте фараон считался живым богом (чаще - воплощением бога солнца Ра). Считалось, что он являлся божественным гарантом урожая, безопасности от вторжений, благополучной загробной жизни для всех египтян. Поэтому были введены пышные ритуалы служения «живому богу». В честь него строились колоссальные заупокойные храмы, пирамиды, гробницы, сфинксы. Всякий социальный протест против фараона считался преступлением против религии.

3. Непосредственно правителю  подчинялся мощный, разветвлённый,  построенный по иерархическому  принципу бюрократический аппарат.  Он обслуживал 3 главных отрасли:

ведомства управления:

 №1 – ведомство  общественных работ (главным образом ирригационных) ,

2 других (налоговое и  военное), которые фактически лишь  поставляли средства для ведомства  №1.

Господствовало полное бесправие  перед властью деспота подавляющего большинства населения. Оно находилось под жёстким контролем со стороны  бюрократического аппарата.

Возникновение древневосточной  деспотии было обусловлено следующими причинами:

  1. Необходимостью с помощью мощного государственного аппарата осуществлять контрольно-регулирующие функции государства по отношению к экономике.
  2. Необходимостью осуществлять религиозное, культурное, ценностное единение населения страны вокруг единого религиозного символа – личности правителя.
  3. Отношением населения, воспринимавшего правителя как носителя высшей справедливости.

 Это было связано  с сохранившимся традиционным, патриархальным  общинным укладом. Глава семьи,  общины, а впоследствии и государства  воспринимался как отец в отношении  всех зависимых от него людей.

 

 

4 Государственный  механизм древнего Египта

 

Государственное управление Египтом осуществляло профессиональное чиновничество, тесно спаянное со знатью, которая носила в Египте государственный  характер («нет знатного человека без  государственного поста»). Бюрократический  аппарат Египта был в сравнении  с другими древневосточными странами более многочислен, иерархизирован, строг (существовали форма, знаки отличия, субординация, правила делопроизводства).

Статус чиновника был  очень высок. Основная их масса –  писцы одновременно занимались и  хозяйственными, и судебными, и религиозными, и военными делами, часто занимая по нескольку должностей сразу.

В системе должностных  лиц выделялся «джати» - первый помощник, заместитель фараона по всем вопросам его неограниченной компетенции. На этот пост чаще всего назначался ближайший родственник фараона, что увеличивало престиж должности. Все чиновники группировались в основном вокруг 3 ведомств, возглавляемых «начальником работ», «начальником дома оружия» и «заведующим тем, что даёт небо, производит земля и приносит Нил».

 

5 Местное управление древнего Египта

 

Местное управление древнего Египта было представлено 3 уровнями:

  1. Община. Её возглавлял общинный Совет старейшин («джаджат») и староста. Их полномочия были минимальны: следить за орошением, обеспечивать поступление налогов и выполнение повинностей.
  2. Ном – особая административно-территориальная единица. Его возглавлял особый чиновник – номарх. В компетенцию номарха входило: сбор ополчения, руководство общественными работами, суд, собирание налогов, жреческая деятельность. При нем состояла особая канцелярия. В его распоряжении был мощный аппарат писцов.
  3. 2 округа – Верхний и Нижний Египет. Они возглавлялись наместниками, которые осуществляли контрольные функции по отношению к номархам.

 

6.Армия. В Древнем царстве не существовало регулярной армии. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи, большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицерства не было.

В период раздробленности  военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве организация  военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования "спутников царя", выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя.

В XVIII в. до н.э. в египетской армии наряду с пехотой появляется конница и боевые колесницы.

В Новом царстве в связи  с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона.

Расширение границ государства  за счет соседних территорий потребовало  строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а  вместе с тем увеличения регулярной армии, создаваемой в ходе периодически проводимой переписи населения и  переписи военных наборов из юношей-новобранцев (неферу). Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды наемников, завербованных среди нубийцев.

Растет число офицеров, повышается их роль в государстве  и социальный престиж. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами. Командный состав армии в связи с общей военизацией государственного аппарата наделяется функциями гражданских чиновников, руководит сооружением оросительных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов еще в Древнем Египте передавались функции управления захваченными территориями. Непрекращающийся рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабляет египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Армия сначала выполняла  полицейские функции, а в эпоху  Нового царства эти функции стали  выполнять специальные полицейские  отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

7.Право древнего  Египта.

 
  • 7.1 Источники права
  • 7.2 Собственность
  • 7.3 Виды обязательств
  • 7.4 Брачно-семейные отношения
  • 7.5 Уголовное право и процесс
 

7.1 Источники права в Древнем Египте:

  • первоначально - обычай;
  • с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

7.2 В Египте существовали следующие виды земельных владений.

  • государственные;
  • храмовые;
  • частные;
  • общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские  вельможи. Они могли совершать  различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

7.3 Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

  • договор займа;
  • договор найма;
  • договор купли-продажи;
  • договор аренды земли;
  • договор поклажи;
  • договор товарищества.

Из-за особой ценности земли  в Египте был создан особый порядок  перехода ее из рук в руки, предусматривающий  совершение трех действий:

  1. первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;
  2. второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;
  3. третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

7.4Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал  матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

7.5Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

  • посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;
  • преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;
  • преступления против личности - убийство, членовредительство;
  • имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;
  • преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств Доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

stud24.ru

Древний Египет — курсовая работа

    1. Государственное управление в Древнем Египте

Древнеегипетское  государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных  периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной  властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона. Логическим следствием изменений в египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек)11.

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя - преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Власть фараона уже в Древнем  царстве передавалась по наследству (по крайней мере, во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много.

Царственное богосыновство как  уникальное качество правящего монарха  не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, «войти» в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили  признанию нового ненаследственного  фараона, легитимации власти новой  правящей династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона  его власть нельзя рассматривать  как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда «соблюдал закон», т.е. установленный в Египте правопорядок12.

В главе 125 «Книги мертвых», обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: «Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного»13. «Речение Ипувера», как и другое литературное произведение древности «Пророчество Неферти», содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки, в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, «когда Нил иссыхает, а женщины не рожают»14.

Все эти тексты свидетельствуют  о двойственном представлении египтян  о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает  как все, впадает в грехи, приходит к «Суду вечности», обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден.

Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная страданиям, всяческим  напастям, только соединившись с природой божественной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не только на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само понятие «восточная деспотия», и на массовое участие египтян в строительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом.

Двойственность представлений  египтян о власти отражалась и  в особенностях управленческого  аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций  государственного аппарата могут свидетельствовать  изменения полномочий первого помощника  фараона - джати. Джати сначала жрец города - резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона: Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках - высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI, - какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем джати  находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., «заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил» - хранитель государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за крупное строительство и пр.15

Слабая дифференциация отдельных  звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью - только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

«Послушные призыву» - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» своего господина, начальника высшего ранга.

В системе органов  управления особую роль играла группа «больших послушных призыву царя» - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву».

Так, например, особо многочисленную группу составляли работники «белых домов», центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома «царских сокровищ» - своеобразного налогового ведомства. Древние надписи говорят о «начальнике послушных призыву дома его величества», ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о «начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество», о «начальнике послушных призыву местопребывания царя», т.е. собственно дворцовых слуг и пр.

Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений, так или иначе, был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

Древнее царство - это  объединение небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы - джаджаты. Общинные советы в Древнем царстве, состоящие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата.

Номархи - представители  небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

Центральной фигурой  разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и пр.

Страна делилась не только на области, но и на два больших  округа - Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские  наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны, - «владыка двух стран», «царь Нижнего и Верхнего Египта»16.

В Древнем царстве  не существовало регулярной армии. Армия  создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных  операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи, большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицерства не было.

В период раздробленности  военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования «спутников царя», выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя.

В XVIII в. до н.э. гиксосы  в ходе завоевания Египта приводят с собой лошадей. С этого времени  в египетской армии наряду с пехотой появляется конница и боевые колесницы.

В Новом царстве после  разгрома гиксосов в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые  были на полном содержании фараона.

Расширение границ государства  за счет соседних территорий потребовало  строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а  вместе с тем увеличения регулярной армии, создаваемой в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев (неферу). Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды наемников, завербованных среди нубийцев и др.

Растет число офицеров, повышается их роль в государстве  и социальный престиж. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и пр. Командный состав армии в связи с общей военизацией государственного аппарата наделяется функциями гражданских чиновников, руководит сооружением оросительных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов еще в Древнем Египте передавались функции управления захваченными территориями. Непрекращающийся рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабляет египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Армия сначала выполняла полицейские функции, а в эпоху Нового царства эти функции стали выполнять специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

student.zoomru.ru

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

 

Основные черты государственного строя в период Древнего царства Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Армия Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Судебная система Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

 

 



infopedia.su