Особенности экономического развития древнего востока. Понятие «Древний Восток». Особенности социально-экономического развития государств Древнего Востока.
Тема Особенности и характерные черты экономики и общества Древнего Востока.
Студент : Власова Анастасия Олеговна
Курс : 1 № группы : 1БЭ
Преподаватель: Кандидат исторических наук,
доцент кафедры "Информатика, математика иобщегуманитарные науки", Воейков Евгений Владимирович
Пенза – 2015
Содержание
1. Понятие «Древний Восток». Особенности социально-экономического развития государств Древнего Востока
2. Экономическое развитие Древнего Египта
3. Экономическое развитие Междуречья
4. Экономика Древнего Китая
5. Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии
Введение
История древнего Востока - это история древнейших цивилизаций, достижения и бедствия которой так или иначе определяют все дальнейшее развитие человечества . История древневосточных государств позволяет нам изучить важнейший этап в истории - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились в основном пленные, которых обращали в рабство. Рост производства вызвал потребность в обмене продуктами. Возникает торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля способствавали имущественному расслоению. Появляется первое деление общества на классы — рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.
Возникают первые государства, в которых вся власть принадлежит царю, то есть эти государства принимают форму деспотии.
Формально вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей — общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права. Эта вечная борьба была главной темой многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономических отношений.
Понятие «Древний Восток». Особенности социально-экономического развития государств Древнего Востока.
Зарождение основных очагов древневосточной цивилизации происходило на огромных территориях от Средиземного моря на западе до Тихого океана на востоке около 10–12 тысяч лет назад. В разные времена на разных территориях возникали разные древние государства. В основном, они располагались по берегам полноводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, которые использовались в качестве постоянных транспортных путей, а также создавали условия для развития земледелия. Эти территории расположены в субтропическом климатическом поясе с очень жарким сухим летом и мягкой зимой, на хороших плодородных почвах, что также способствовало хозяйственному развитию древних народов. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями с помощью дамб, плотин и других сооружений, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга.
Поселившимся в этих местах людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и ирригации почвы для земледелия побуждала людей работать сообща. Это способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Благодаря существованию богатого животного мира люди приручили ряд животных и перешли к культурному скотоводству.
Благоприятные возможности для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к быстрому развитию производительных сил, возникновению довольно крупных поселений. В отдельных поселках сосредоточивается большое число людей, здесь уже в III тысячелетии до н.э. появляются внушительные по размеру общественные сооружения, оборонительные стены для защиты от нападений врагов, возникают города.Они становятся центрами управления и религиозного культа, в них концентрируется ремесленное производство, которое обслуживает нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, и, также, работает на соседнюю сельскохозяйственную округу.
Создание производящей экономики, ирригационного земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии человеческого общества на Древнем Востоке. Результатом этой революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры, разделение однородного родового общества на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сородичей. Появляется новый социальный институт — рабство, слабо известное в родовом обществе. Рабство стало возможным и даже необходимым на той стадии развития общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Поэтому захваченных во время военных действий пленников не убивали, а лишали всех прав и принуждали к труду, т. е. превращали в рабов. Основной функцией раба становится работа на своего господина - рабовладельца. Рабство усложнило имущественную и иную дифференциацию родового общества: появляются богатые и бедные, знатные и простолюдины; часть общинников разоряется из-за неурожаев, стихийных бедствий, маломощности хозяйства и деградирует до положения рабов.
Количество рабов, пополняемое из самых различных источников, постоянно растет. Появляется также прослойка людей, которые не имеют средств производства, работают в принудительном порядке в государственном или храмовом хозяйстве и получают за это продовольствие. И хотя они формально сохраняют свободу, имеют семью, фактически эти люди — подневольные работники, близкие рабам. Их называют «царские люди».
Так по мере усложнения хозяйства, развития производительных сил постепенно формируются общественные классы, большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
В странах Древнего Востока сформировались три основные класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс не был монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев, различавшихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Например, в классе рабов имелись рабы-чужеземцы, приравненные к вещи, и рабы-должники, сохранявшие элементы правоспособности; существовало также рабское положение младших членов семьи по отношению к отцу, домохозяину. Класс мелких производителей состоял из свободных и зависимых земледельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом.
Наличие трех основных классов определило сложный характер классовых и социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о классовой и социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие рабы, зависимые работники и наиболее обездоленные слои класса свободных мелких производителей, главным образом рядовые члены земледельческих общин. Между различными слоями господствующего класса имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между военной и жреческой аристократией, жречеством и служилой знатью во главе с царем.
Довольно сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным. Вместе с тем нужно отметить относительно замедленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, в неглубоком разделении труда. Сами рабовладельческие отношения не достигли глубины и масштаба. Рабы были в основном государственные, а у частных лиц находились в малых количествах. В отличие от Античного мира в странах Древнего Востока преобладало патриархальное рабство — рабы были практически членами семьи. Также уровень их эксплуатации был намного ниже, чем в Риме и Греции.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.
Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.
Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы рабовладельческого государства,— в подавлении сопротивления эксплуатируемых (рабов и свободных мелких производителей) в интересах господствующего класса. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.
Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства обычно платили поземельный налог в пользу государства за право пользования землей, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.
Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.
Древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, наместником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.
На Древнем Востоке проживало население, принадлежавшее к различным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы: племена и народности евразийской, или европеоидной, экваториальной, или негро-австралоидной, расы (часть населения древних царств Напата и Мероэ — современный Судан; Южной Индии), азиатско-американской, или монголоидной, расы (на Дальнем Востоке). Европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежавшие к различным языковым общностям.
В некоторых регионах сложились устойчивые крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. В Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской, или афро-азийской, языковой семьи, которая включала обширную семитскую ветвь, египетскую, или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и др. К племенам и народностям, говорящим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы и некоторые другие более мелкие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.
Египетская, или хамитская, ветвь была представлена населением Древнего Египта, на языках берберо-ливийских говорили многочисленные племена, жившие к западу от долины Нила, на языках кушитских — племена верхнего течения Нила.
Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую, или хетто-лувийскую, и индоиранскую ветви. На языках первой ветви говорили хеттские племена, лидийцы, карийцы и другие мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у индийцев и персов, парфян и бактрийцев, скифов и саков, ариев Древней Индии. К этой же семье относилась часть населения государства Митанни. Некоторые народы Малой Азии говорили на языках фрако-фри-гийсксй группы индоевропейской языковой семьи.
Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена хурритов и урартов, а также предшественники хеттов, называемые про-тохеттами из Малой Азии. Население древнейшей Индии относят к дравидийской языковой семье, Древнекитайские племена говорили на языках сино-тибетской, или ти-бето-китайской, языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса, и другие, которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.
Для многочисленных племен, народностей и этнических групп Древнего Востока характерны интенсивные военно-политические торговые и культурные связи, этнические контакты и скрещивания, приводившие к смешению населения и появлению новых, более сложных этнических образований. В создании древневосточной цивилизации принимали активное участие все племена, народности и этнические единицы. Нет никаких оснований выделять, подчеркивать расовое или этническое превосходство, решающую роль каких-либо групп племен, будь то племена Месопотамии, древнеегипетская народность или племена ариев.[1]
В длительной эволюции древневосточного общества нашел свое проявление закон неравномерности исторического развития. Некоторые из древневосточных стран достигли высокого социально-экономического, политического и культурного уровня. Можно отметить высокий уровень цивилизации в Древнем Египте, Месопотамии, Финикии, у хеттов, в Древней Индии, Древнем Китае. Здесь были созданы мощные центры высокоразвитой культуры и социально-экономических отношений, которые оказали влияние на соседние, более отсталые области, стимулировали развитие в них производительных сил, классовых отношений, государственного управления, своей самобытной культуры. В IV—III тысячелетиях до н. э. многие регионы Древнего Востока, такие как Египет, Месопотамия, Индия, развивались сравнительно изолированно, но к середине II тысячелетия до н. э. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии до н. э.— система тесно связанных разнообразными отношениями стран, общение между которыми обогащало каждую местную культуру. Сложилось, таким образом, известное единство древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в поступательном развитии региона и всего человечества.
studopedya.ru
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Учебники
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Первые государства, первые очаги цивилизации сложились в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила за 3000 с лишним лет до н. э.,
Тигра и Евфрата, Ганга, в лесах долинах китайских рек. Эти государства принято называть государствами Древнего Востока. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные части, то окажется что вся первая половина — это история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла на рубеже этих двух отрезков. В благоприятных климатических условиях и на плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия, например, семья египетского крестьянина получала в 3 раза больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей,
Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.
1. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т. е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.
2. Земля на Востоке находилась в государственной или город государственно-общинной собственности.
3. Государство на Востоке имело форму "восточной деспотии", т. е. полного бесправия жителей перед лицом государства.
Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.
На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий, поэтому община сохранялась.
Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и последние практически перестала быть свободными. В отличие от обычных рабов это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.
К. Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.
Дискуссия о сущности этого способа производства время от времени вспыхивала в советской исторической науке, не выходя, впрочем, за пределы строго академических рамок. Одни считали, что это особая формация, другие — что это вариант рабовладельческого способа производства, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытно-общинного строя к классовому обществу, но официальная наука большей частью игнорировала особенности развития стран Азии.
Основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке на протяжение всего европейского феодализма. И если считать, что там, в Азии, феодализм все же был, то он был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме.
В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений, а крестьяне зависели от государства и государственных чиновников. "На всем Востоке, где земельным собственником является община или государство, в языке отсутствует даже слово "помещик", — писал Ф. Энгельс. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян — особой формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка: Строго говоря, там не было классов, потому что классами называются группы людей по их отношению к собственности. Вместо этого были касты, сословия — группы людей, которые различались по их положению в обществе и государстве. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, — писал Ф. Энгельс, — составляли в течение десятилетнюю основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма. Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".
Но экономическое развитие этих стран почти останови— это принято называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономном развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным — интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного "распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.
Оказывается, совсем не слияние в единую общую массу ("общие даже слезы из глаз") обеспечивает свободу и прогресс, а независимость личности, возможность распоряжаться собой и своим имуществом, возможность выбирать собственный путь, ложность иметь свое мнение и защищать свои взгляды. Ничего этого не было в общине при деспотическом государстве
Вперед >Содержание
geum.ru
Реферат на тему "Особенности экономического развития стран Древнего Востока"
Содержание
Введение1. Особенности экономического развития стран Древнего Востока2. Особенности экономического развития рабовладельческих государств античного мира (Древняя Греция, Римское государство)ЗаключениеСписок использованных источников
Введение.
Целью моей контрольной работы является сравнение особенностей экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока (Египет, Индия, Месопотамия) и античного мира (Древняя Греция, Римское государство).
Нужна помощь в написании?
Задачи: 1) выявить особенности экономического развития Древнего Востока и античного мира по отдельности;
2) провести сравнительную характеристику;
3) найти общие черты и отличия в экономике
4) сделать вывод.
Приступая к раскрытию моей темы, я хорошо осознаю, что она не так проста, как могло показаться на первый взгляд в силу множества причин. До сих пор антропологи и археологи откапывают для учёных-теоретиков всё новые и новые факты, порой ставящих исследователей в тупик. Поэтому не удивительно, что среди них нет твёрдого знания о том, как экономически развивались рабовладельческие государства Древнего Востока и античного мира. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока и античной мира.
Что касается Востока в древности, то в первую очередь бросается в глаза при самом общем, ретроспективном взгляде на его долгую историю, столь богатую различного рода событиями, его экономические принципы существования, от форм ведения хозяйства до форм извлечения избыточного продукта, особенности его едва вышедшей из первобытности социальной структуры с ее общинными традициями и явственной тягой к корпоративности, религиозные идеи и связанные с ними социальные ценности, нормы бытия и поведения, установочные стереотипы мышления и восприятия мира.
Соответственно в социальной структуре сложились взаимоотношения между государством и обществом в целом. Если в античном мире государство способствовало процветанию господствующего класса, собственников, если там общество в лице частных собственников всегда отчетливо доминировало над государством, а государство было слугой общества и соответственно были построены все его институты, то на Востоке, дело обстояло иначе. Государство здесь никогда не было, если использовать привычную марксистскую терминологию, надстройкой над социально-экономическими отношениями, сложившимися вне его и помимо него. Государство в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса (“государство-класс”), но и было ведущим элементом базисной структуры общества. Если сказать жестче, оно абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе.
Подчиненное государству общество в различных восточных структурах выглядело по-разному. В Египте, например, общества почти не было вообще: оно было практически растворено в институтах всемогущего государства. В Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план[2].
Итак, в основе исторического процесса на Востоке с древности лежало отчетливо выраженное стремление к консервативной стабильности. Естественно, это оказало огромное воздействие на динамику процесса. Если в античном мире это было движение от низшего к высшему, от отсталого к передовому, т.е. линейная динамика прогресса, то на Древнем Востоке альтернативой ей оказалось цикличное развитие.
1. Особенности экономического развития стран Древнего Востока.
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то ясно, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками.
Почему древневосточная цивилизация появилась так рано? Потому что жаркий климат в сочетании с плодородными наносными почвами позволял получать от земли значительный прибавочный продукт даже при тогдашнем низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу.
Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община в одиночку не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.
Нужна помощь в написании?
Особенности этих государств были следующие:
Рабы не составляли главной производительной силы общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.
Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.
Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.
Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».
Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.
В чем же причины такого положения? Прежде всего, в судьбах общины. В античных странах, а потом и у других европейских народов, общи
nauchniestati.ru
Особенности экономического развития Древнего востока — реферат
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Владимирский филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Экономическая история
на тему: Особенности экономического развития Древнего востока
Владимир 2012
Содержание:
Введение
История древневосточных государств, возникших в 4 тыс. до н.э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет нам изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики как организованной сферы деятельности человека.
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремёсел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создаётся государство.
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная её часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права.
Эта вечная борьба была лейтмотивом многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономик.
Экономическое развитие древнего востока
Появившиеся в IV--III тысячелетиях до н.э. первые государства формировались на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, в лессовых долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более III тысячелетий - с IV до VI тысячелетия до н.э. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровнях земледелия. Складывание нового общества началось здесь до начала «железной революции» на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. Прибавочный продукт - это главное условие рождения новой цивилизации.
Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.
На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.
Земля на Востоке находилась в государственной или государственно - общинной собственности.
Государство на Востоке имело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.
Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.
В античных рабовладельческих государствах члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие — что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытно - общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.
Строго говоря, там не было классов, т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты — группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.
Экономическое развитие этих стран почти остановилось — это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами — интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.
Экономика Древнего Египта
Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI - V тысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел вытеснялся скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но главное - начала развиваться бассейновая система орошения, создать которую было по силам лишь крупным земельным общинам. Из среды общинников выделяется племенная знать. Выполняя роль организатора и распорядителя земледелия, она со временем захватила власть.
Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне и Нижне египетского царств было создано единое государство - Древний Египет.
Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.
Основным занятием древних египтян было земледелие. Год делился на три периода по разделам сельскохозяйственного цикла: время разлива Нила (июль-октябрь), время посева (ноябрь-февраль) и время уборки (март-июнь). Основными сельскохозяйственными культурами были ячмень, полба, пшеница, лен. Уже в период Древнего царства (около 3600-2700 гг. до н. э.) наряду с мотыгой применялся примитивный плуг, запряженный быками или ослами. Кроме выращивания злаковых египтяне занимались огородничеством, плодоводством, льноводством. Особого мастерства египтяне достигли в культивировании винограда.
Одним из основных видов богатства в Египте считался скот, поэтому к разведению племенных пород скота относились особенно внимательно. Кроме разведения крупного и мелкого рогатого скота и рабочих пород скота в Египте занимались птицеводством, пчеловодством.
Главное естественное богатство египтян - камень, поэтому в его обработке они были непревзойденными мастерами. Развивались также гончарное, ткацкое, ювелирное ремесло, строительное дело. Египетские ювелиры изготовляли изделия из золота (ввозилось из Нубии), слоновой кости, дерева. Обработка металлов (свинца, меди, золота, железа) постоянно совершенствовалась. Военные и торговые судна строились из местных пород дерева.
Торговля носила меновой характер в силу натурального характера египетского хозяйства. Внутренняя торговля осуществлялась между отдельными номами (провинциями), между северным и южным Египтом. В роли денег сначала выступало зерно, затем слитки меди. Со временем появились торговые дома, а основным средством обмена стало серебро. Внешняя торговля (преимущественно сырьем) была монополией царей и номовой знати. Торговали египтяне с Сирией, Палестиной. Денежной единицей выступал дебен - слиток серебра весом 91 грамм (делился на 10 мелких единиц).
Культура древних египтян характеризуется накоплением первых естественнонаучных знаний (астрономия, математика, география, медицина, химия), сооружением величественных пирамид, скульптурных сооружений.
Хозяйство Египта
Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний - скотоводства, садоводства и виноградарства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригационная система, делившая поля на верхние и нижние. Нижними назывались поля, затопляемые во время разлива Нила, в сухое время года вода самотеком оттуда поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей - шадуфов и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, -- все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло вследствие необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.
Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».
Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялись тягловый скот, семена для посева.
Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль, имел «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта - в XVI -- XII вв. до н.э. рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому не случайно почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений - пирамид в Египте, башен - зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным. Земледельцы-общинники - это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Для организации этих работ древнеегипетское государство имело особую отрасль - управление общественными работами. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах - на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось чиновниками - «счетчиками людей». Кроме того, существовало разветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал: «Несомненно, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы... достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила».
turboreferat.ru
Особенности экономического развития Древнего Востока
Производство Особенности экономического развития Древнего Востока
просмотров - 24
Оседлая хозяйственная жизнь в древности зарождалась локально. Вместе с тем, территории, ставшие ареной этого сложного и длительного процесса, протянулись от Средиземноморья и Северной Африки до берегов Бенгальского залива и тихоокеанского побережья. Первые хозяйственные системы древности возникли и существовали в бассейнах больших полноводных рек, и это было не случайно. Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг или Янцзы являлись удобным средством сообщения, но самое главное, их неиссякаемые воды создавали условия для революционно нового типа хозяйственной деятельности – поливного земледелия. Долины великих рек, в ходе многочисленных разливов покрывшиеся плодородным илом, могли давать невиданные урожаи зерновых культур, если бы не жаркое субтропическое солнце. Летом, сразу после весеннего половодья, начиналась засуха, дожди в летний период были редким исключением. Земля сохла, трескалась и, покрываясь коркой за считанные дни, теряя свою производительную ценность. Низины же напротив заболачивались и также становились непригодными для земледелия.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, природа давала древнему человеку величайшие блага (или ресурсы) – изобилие солнца, воды и плодородной почвы. Каждое из этих благ в свою очередь являлось фактором хозяйственного механизма, именуемого ирригацией или поливным земледелием. Людям оставалось соединить эти факторы воедино с тем, чтобы механизм заработал. Этим, собственно, и занимались древние цивилизации на всем протяжении своего существования. Это было главным содержанием и основой экономической жизни сельскохозяйственных народов, населявших речные долины.
В результате, уже в IV тысячелетии до н.э. в долинах крупных азиатских рек возникают первые «восточные деспотии». Социальной и экономической основой формировавшихся государств являлись сельские (соседские или территориальные) общины. Ирригация и мелиорация требовали постоянного слаженного труда большого количества сознательно действующих людей. В противном случае поливное земледелие быстро пришло бы в упадок. Трудовая дисциплина становилась в этих условиях важнейшим фактором, обеспечивавшим экономический успех. Но каким образом можно было заставить людей трудиться не за страх, а за совесть? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно знать особенности религиозного мировоззрения древнего человека. Он воспринимал мир исключительно как творение могущественных богов и верил в загробную жизнь. Жрецы в его сознании являлись посредниками между миром людей и богами, а царь или фараон представлялись ему даже не наместниками бога на земле, а самими богами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, повиновение царям – ᴛ.ᴇ. богам или почти богам – в древности воспринималось как норма и обязанность. От этого зависела, в том числе, и счастливая жизнь после смерти.
Итак, для того, чтобы шумеры или египтяне могли наладить регулярный полив или осушение огромных площадей в масштабах городов-государств или номов, требовался единый хозяйственный центр и беспрекословное выполнение обязанностей всеми участниками хозяйственного процесса. Община играла в этом процессе важную роль, но серьезным ограничением являлись её небольшие размеры. Ни одна отдельно взятая крестьянская община не могла обуздать стихию огромного Нила. Тут требовалась организация в масштабах целого государства.
Для того чтобы ирригационная система работала без существенных сбоев, нужен был, как уже упоминалось, очень сильный мотив к труду. Короче говоря, должно было произойти отчуждение источника мотивации от мотивированного субъекта. Речь в данном случае идет о вере в богов, от которых, как полагали древние, зависела их хозяйственная жизнь. При этом боги невидимы и не любят давать руководящих указаний. В целях хозяйственного управления их требовалось кем-то заменить. Понятно, что в первую очередь на роль наместника бога на земле (или «живого бога»), а, значит, и верховного организатора, могли претендовать местные цари. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, царская власть в речных цивилизациях приобретала функции контроля и оперативного распоряжения. С точки зрения хозяйственного управления цари (фараоны) речных народов и их бюрократический аппарат были своеобразными «центрами ответственности», где принимались не только важные хозяйственные решения – своей трудовой самоотверженностью рядовые общинники-земледельцы, говоря современным языком, «демонстрировали лояльность» верховной власти, ожидая от нее взамен высшего поощрения, ᴛ.ᴇ. права на счастливую загробную жизнь.
Не удивительно в связи с этим, что древние земледелец или ремесленник, выбирая из двух типов поощрений – материального и нематериального – в конечном итоге, отдавал предпочтение последнему. В земной жизни они довольствовались малым. Важным изобретением древневосточных стран была успешно действовавшая в них распределительная система, когда чиновники храмового или дворцового хозяйства выдавали общинникам необходимый стандарт продуктов и орудия труда. Поучение египетского писца Хети своему сыну (см.: Хрестоматия "История экономики". Тема 1. Документ 2) показывает, что данный стандарт не всегда был достаточно высок.
Справедливости ради, следует указать и на другую, чисто экономическую, причину низкого уровня жизни древних земледельческих народов. Она заключалась в экстенсивном способе ведения хозяйства. Все элементы зернового производства: от количества удобрений (принесенного водой ила) до агрономии и севооборота͵ напрямую зависели от сезонных разливов реки. Известны случаи, когда цветущие города-государства Месопотамии погибали только из-за того, что реки, на которых они располагались, меняли русла. Техника земледелия на Востоке также практически оставалась неизменной. Достаточно сказать, что кое-где древнейшая мотыга используется египетскими крестьянами и по сей день.
Экстенсивный способ производства в речных экономиках имел один существенный недостаток – количество земли, орошаемой и удобряемой разливами рек, было строго ограничено. Следовательно, нельзя было собрать урожай больше определенного количества. Значит, и прокормиться с него могло строго определенное количество людей. И это даже с учетом того, что иногда урожаи были выше обычного и делались государственные запасы.
Как видим, сочетание природных и экономических причин обуславливали локальность речных государств, ограничивало для них рост людских и материальных ресурсов. Отсутствие наряду с этим подходящих условий для широкого развития ремесел, – речные долины чаще всего не имели ни густых лесов, ни полезных ископаемых, ни строительного камня, – делало речные цивилизации относительно слабыми, если рассматривать их экономику в исторической ретроспективе.
Подводя краткий итог, можно сказать, что успехам земледелия в странах Древнего Востока, а вслед за этим и общему развитию экономики региона способствовало:
• наличие плодородных земель в долинах рек;
• благоприятный климат;
• легкость обработки почв;
• возможность их орошения;
• эффективное стимулирование и организация труда и т.д.
Читайте также
- Особенности экономического развития Древнего Востока
Оседлая хозяйственная жизнь в древности зарождалась локально. Вместе с тем, территории, ставшие ареной этого сложного и длительного процесса, протянулись от Средиземноморья и Северной Африки до берегов Бенгальского залива и тихоокеанского побережья. Первые... [читать подробенее]
- Особенности экономического развития Древнего Востока
Оседлая хозяйственная жизнь в древности зарождалась локально. Вместе с тем, территории, ставшие ареной этого сложного и длительного процесса, протянулись от Средиземноморья и Северной Африки до берегов Бенгальского залива и тихоокеанского побережья. Первые... [читать подробенее]
oplib.ru
Особенности экономического развития стран Древнего Востока. История экономики
Возникновение государств Древнего Востока
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.
Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было крайне важно для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Стоит сказать - получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Отметим, что каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.
Особенности государств Древнего Востока:
рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, кᴏᴛᴏᴩые считались ϲʙᴏбодными;
земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;
государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.
Члены общины, кᴏᴛᴏᴩые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести ϲʙᴏе хозяйство. Общей осталась исключительно обязанность защищать эту землю и ϲʙᴏй народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. По϶ᴛᴏму коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что данные системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. По϶ᴛᴏму и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе ϲʙᴏбодных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть ϲʙᴏбодными. В данных условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, ϶ᴛᴏ была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. По϶ᴛᴏму труд данных людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, кᴏᴛᴏᴩые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. По϶ᴛᴏму в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс повествовал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — отрасль управления общественными работами. Стоит сказать, для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли данные государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности ϶ᴛᴏго способа производства, о сущности социально-экономического строя данных государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Важно заметить, что одни считают, что ϶ᴛᴏ особая формация, другие — что ϶ᴛᴏ особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что ϶ᴛᴏ затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим принятому у нас представлению о феодализме. Интересно отметить, что там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Отметим, что территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет данных налогов и существовала правящая верхушка.
Строго говоря, там не было классов, т.е. групп людей, кᴏᴛᴏᴩые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты — группы людей, кᴏᴛᴏᴩые различались по положению в государстве и обществе.
Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, — повествовал Ф.Энгельс,– составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".
Экономическое развитие данных стран почти остановилось — ϶ᴛᴏ принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами — интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без ϲʙᴏбодного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — ϶ᴛᴏ законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
I. Особенности экономического развития стран Древнего Востока
Производство I. Особенности экономического развития стран Древнего Востока
просмотров - 27
План темы
Тема 1. Азиатский способ производства и античное рабство
ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Азиатский способ производства и античное рабство. Генезис древневосточных цивилизаций. Основные особенности экономики стран Древнего Востока. Азиатский и европейский пути экономического развития. Роль собственности на землю и общины. Причины восточной стагнации. Условия античного рабства. Строй военной демократии. Полисы. Расцвет античного хозяйства. Кризис рабовладельческой системы.
Техника первобытного общества была настолько низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью. Потом произошла "железная революция", появились железные орудия труда. Производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, ᴛ.ᴇ. появился прибавочный продукт. К примеру, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна. За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготавливать ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством. С появлением этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. При этом крайне важно было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства.
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата͵ в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. В случае если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то окажется, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками. Почему древневосточная цивилизация появилась так рано? Потому что жаркий климат в сочетании с плодородными наносными почвами позволял получать от земли значительный прибавочный продукт даже при тогдашнем низком уровне техники земледелия до "железной революции", о которой было сказано выше. К примеру, семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было крайне важно для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт – главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого нужно было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока. Особенности этих государств были следующие:
1) рабы не составляли главную производительную силу общества, ᴛ.ᴇ. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;
2) земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;
3) государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", ᴛ.ᴇ. полного бесправия жителей перед лицом государства.
В чем же причины такого положения? Прежде всего, в судьбах общины. В античных странах, а потом и у других европейских народов, общины распались при рождении государства. Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. По этой причине коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из крайне важности объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. По этой причине и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не нужно было покупать, кормить, одевать. По этой причине труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. По этой причине в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления - отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие – что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи – что это затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, ᴛ.ᴇ. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.
Строго говоря, там не было классов, ᴛ.ᴇ. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты - группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.
Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, – писал Ф.Энгельс,– составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".
Экономическое развитие этих стран почти остановилось - это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами - интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община - это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.
Читайте также
- Экономика РФ начала ХХI в
План
Время 2 часа
Лекция 16. Россия в начале ХХI века.1. Экономика РФ начала ХХI в.
2. Политическая модернизация в 1999-2009 гг.
3. Парламентские и президентские выборы.
Основой социально-экономической политики правительства России с 2000 г. стала десятилетняя программа... [читать подробенее]
- Реконструкция Парижа XIX в.
Новые материалы. Железобетон.
Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]
- Архитектура XIX в.
Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]
- Элемента i элемента i
Конструктивного x Процент износа
Удельный вес
Определение величины износа объектов недвижимости
1. Износ - это уменьшение стоимости объекта недвижимости, обусловленное различными причинами. Понятие “износ”, используемое в оценочной деятельности,... [читать подробенее]
- СВІТОВИЙ ПОЛІТИЧНИЙ ПРОЦЕС I МIЖНАРОДНА ПОЛIТИКА
План
1. Сутність політичного процесу.
2. Україна у сучасному свiтi.
3. Глобальні проблеми сучасності.
Функціональний аспект міжнародних політичних відносин розкриває поняття світового політичного процесу. У політологічній літературі це поняття використовується... [читать подробенее]
- Парові i водогрійні котли
Щодо сучасних вимог безпеки парові та водогрійні котли поділяються на 2 групи:
&... [читать подробенее]
- VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.
Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]
- Population Allocation
Population density is the number of inhabitants per a unit of area.
Population density depends on a number of factors:
1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level;
2) historical factor;
3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory.
4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]
- IV. Стеноз a. pulmonalis
III. Атрезия трехстворчатого клапана
А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца.
Б. Анатомия.
1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП.
2. У 30% больных... [читать подробенее]
- IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)
III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал
А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков.
Б. Патология.
1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку.
2. Патология... [читать подробенее]