История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок географии в 5 классе «Великие географические открытия древности и Средневековья». Древние цивилизации география 5 класс


Технологическая карата 5 класс "География в древности"

Технологическая карта урока по географии 5 класс

Тема урока: География в древности

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

  • познакомиться с древними цивилизациями;

  • выявить достижения древних цивилизаций в изучении мира, в распространении знаний;

Развивающие:

  • развитие умений работать с текстом;

  • развитие умений находить нужную информацию в картах атласа, учебнике и на основе этого делать соответствующие выводы;

Воспитательная

  • формирование толерантного отношения друг к другу

  • воспитание любознательности;

  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.

Планируемые результаты:

-Предметные:

Смогут: Показывать по картам территории древних государств

Метапредметные:

Регулятивные: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Познавательные: Создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

Личностные:

Будут сформированы: ответственное отношение к учебе, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Ресурсы урока

Характеристика этапов урока

Верите ли вы…» (Приложение 2)

проблемный

Индивидуальная

Провоцирует учащихся, на осознание цели урока, после того как учащиеся их проговорят, подводит итог

Прочитать все утверждения и определить тему урока, его цель и задачи урока

Осмысление

Изучение нового материала с первичным закреплением знаний

15-20 минут

Работая с текстом учебника выяснить ,какие географические знания были приобретены людьми в древности

Работая с учебником проверить утверждения (см. приложение)

Поисковый

Приём «Чтение с остановками»

Работа в парах

Организует и направляет работу учащихся,

Поиск истины, найти на карте древние государства

Закрепление знаний

10минут

Закрепить полученные знания

Проверка

Взаимоконтроль

Фронтальная

проверяет правильность выполнения заданий

Полилог. Умение слушать, сравнивать, аргументировать

Рефлексия

5 минут

Самооценка, самоанализ деятельности

Сегодня на уроке я был удивлен…Сегодня на уроке я открыл для себя…Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Приём «Продолжи предложение»

Индивидуальная

Анализирует деятельность учащихся на уроке, подводит итоги

Анализируют свою деятельность на уроке

Домашнее задание

1-2 минуты

д/з § 3, вопросы на стр.15, номенклатура

Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания

Фиксируют домашнее задание

 

Приложение 1

Проверочный тест  по теме «Методы географических исследований».

Вариант 1.

  1. Основным методом определения размеров земной поверхности является:

А) картографический     б) описательный     в) космический

2. Примером картографического источника географических знаний является

А) альбом фотографий    б) научная статья    в) атлас

3. Впервые география как наука появилась в

А) Древнем Египте    б) Древней Греции   в) Древнем Риме

4. Выберите картографические источники информации. Ответ запишите в последовательности букв в алфавитном порядке.

А) план местности   б) географическая карта   в) рассказ друга  г) путешествие

5. Современный метод определения размеров и формы земной поверхности

А) картографический  б) описательный   в) космический

Вариант 2.

  1. Примером картографического источника географических знаний является

А) картина    б) чертёж участка   в) научная статья

2. При рассказе друзьям о своём путешествии вы используете

А) описательный метод  б) картографический метод   в) космический метод

3.Наука о природе Земли называется

А) география   б) картография   в) топография

4. 18 век считается веком

А) первой кругосветной экспедиции   б) первых научных экспедиций  в) создания первого космического снимка

5. Расставьте методы географических исследований в хронологическом порядке ( от самого древнего до самого современного)

А) описательный    б) космический   В) картографический

Приложение 2

Верите ли вы, что

  1. В древности в Евразии зародились первые цивилизации.

  2. Древний человек поднял парус раньше, чем стал ездить на колеснице.

  3. Ещё до нашей эры люди использовали астрономические наблюдения для определения сроков сельскохозяйственных работ.

  4. Египтяне определяли продолжительность года и составили солнечный календарь.

  5. Жители царства Междуречья поделили год на 12 месяцев.

  6. Китайцы изобрели первый компас.

  7. Первые города возникли в 4 веке до нашей эры, уже тогда люди обрабатывали камень, металлы.

  8. Древние Египтяне плавали на ладьях не только по Нилу, но и по Средиземному морю и по Атлантическому океану.

  9. Древние индийские мореходы плавали в Персидский залив, Красное море и путешествовали по просторам Индийского и Тихого океанов.

  10. В древней Индии развивалась письменность, культура науки: математика, астрономия, медицина.

infourok.ru

Конспект урока географии в 5 классе на тему «Познание Земли в древности» (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)

Предмет: география

 Класс: 5

Тема урока:№2. Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География.  Землеведение.

Цель: ознакомить учащихся с историей познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

Задачи урока: Образовательные: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, как развивались знания человека о природе планеты, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья.

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание географических следствий истории исследования поверхности Земли

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

 

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

 Актуализация темы

 

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Объясните: Что общего у этих слов?

(слайд1- астрономия, биология, геология, география, «антропос» страноведение, землеведение, математическая география)

Предположите: Откуда взялись эти слова?

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Формулируют название темы урока (Р)

4 мин

3

                                Изучение нового материала

 

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57ebaf0d-9ddb-4c44-b5e5-8fdde4cd3a0f/sphere_mif.swf

1. Объясните (учебник стр.8):

-Что вы сегодня узнаете?

- Какие эпохи мы рассмотрим?

- Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю?

(Ответы пишутся на интерактивной доске)

 

Подводит к выводу : что сначала, чтобы выжить –лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете.

 

2.Демонстрирует ЭОР (Представление об облике Земли).

Акцентирует внимание на разрозненность представлений и необходимость получить единые представления.

 

 

 

 

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность  (П)

 

 

 

 

Предлагают свои варианты  (любопытство, голод, …)(К,Р)

 

 

 

Просматривают(П) , сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р).

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

1мин

4

Практикум

 

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

 

Организует работу в группах:

-Выберите период, в каком вам бы интересно было жить.

 

 

Организует работу с текстом и отбор основных идей.

 

 

 

Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию.

 

 

 

 

 

Учащиеся разбиваются на две группы (средние и древние века) (К).

 

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения (П)

 

Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной  информацией (К)

 

9 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

Физминутка  (здоровьесберегающий компонент)

 

«Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах  современной карты  покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький,  и т.д.)

Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К)

2 мин

5

     Закрепление  

 

 

 

 

 

 

 

слайд

 

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -Что заставило людей приобретать географические знания?

-Для чего необходимо изучать свою планету сегодня?

 

2.Подводит итог:

вставьте пропущенные слова: Географическая наука зародилась в  Древней Греции. Её основоположником считают Гомера.

 

Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей(Р).

 

 

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

6 мин

6

             Итог урока   (рефлексия)

 

 

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).

 

2 мин

 

Приложение к плану-конспекту урока

Древние цивилизации

Дата

Имя     

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средневековье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха  ВГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

  1. http://www.openclass.ru/node/121256 презентации
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061c-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Афанасий Никитин
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Марко  Поло
  4. http://spieler2000.livejournal.com/39500.html древние карты

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Технологическая карта урока географии 5 класс "Познание Земли в Древности"

Технологическая карта урока

Тема урока: "Познание Земли в древности"

Класс: 5

Предмет: география

Цель: Сформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

Задачи урока:

- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;

- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Путешественник Древнего мира (Средневековья)". Сравнивать карту мира, составленную Эратосфеном с современной картой мира. Изучать по картам маршруты путешествий арабских мореплавателей, М.Поло, А.Никитина. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала

Вспомните:

Какие науки изучают Землю?

Какие древние цивилизации вы знаете?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Дают ответ на вопрос (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Создает для учеников проблемную ситуацию.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Определить: Почему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)

Этап 3. Целеполагания:

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

infourok.ru

Тренировка по теме «География в древности» — тест. География, 5 класс.

1. Древние цивилизации Востока 1 Б.
2. «Речные» цивилизации 1 Б.
3. Географические знания древних 1 Б.
4. Морские путешествия древних людей 1 Б.
5. Исторические личности 1 Б.

www.yaklass.ru

Урок географии в 5 классе «Великие географические открытия древности и Средневековья»

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5 класс

Учитель

Логинова Ольга Ивановна, учитель биологии, химии и географии

УМК

И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

Географические открытия древности и Средневековья

Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии

Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли древних путешественников в исследовании Земли. Научится чтению и анализу карт. Закрепить навыки работы на контурных картах.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Преобразовывать текст в табличную форму.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, уважение к истории, образу жизни других народов, толерантность.

Методы обучения

Частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная

Средства обучения

ПК, проектор, презентация к уроку, учебник, атлас, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Организационный момент.

    1 мин.

    Приветствует учащихся. Предлагает проверить наличие необходимых для урока принадлежностей. Желает плодотворной работы. (1 мин.)

    Проверяют наличие необходимых для урока принадлежностей.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

    2. Постановка цели и задач урока

    5 мин.

    В 5 классе мы начали изучать географию.

    - О чём эта наука? (о природе, населении и хозяйстве Земле)

    - Каким образом люди в прошлом узнавали о новых землях? ( путешествовали)

    -Тема урока «Географические открытия древности и Средневековья».

    Уточнение понятий «географические открытия», «древние времена», «Средневековье».

    - Географические открытия - это нахождение новых географических объектов. Во время путешествий, экспедиций иногда обнаруживают новые, неизвестные ранее географические объекты - горные хребты, вершины, реки, озера, острова и т.д.

    -Древние времена еще называют античные период древности в Древней Греции и Древнем Риме. Конец 2- го тысячелетия и до 476 года до н.э. Примерно 1500 лет.

    Средние века (Средневековье)-исторический период всемирной истории, следующий после античности и предшествующий Новому времени. Начался около 500 года и продлился приблизительно до 1500 года, после чего средневековье сменила эпоха нового времени.

    - Как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? Какую цель поставите сегодня на уроке?

    - Изучить, какие географические открытия совершали люди в древности и в средние века. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Умение работать с картографическими источниками географической информации).

    - Что нам поможет в достижении наших целей? Где возьмем информацию?

    Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Взаимодействие с учителем

    Прогнозируют свою деятельность

    3.Создание проблемной ситуации

    5 мин

    - Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? ( Древние люди совершали длительные путешествия. Об этом говорит то, что даже очень удаленные от материков острова давно заселены человеком.)

    - Норвежский ученый Тур Хейердал доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Для этого он вместе со своими друзьями на плоту попытался пересечь Тихий океан.

    -высказывают свои предположения.

    -записывают тему в тетрадь.

       

    4. Первичное усвоение новых знаний

    25 мин

    1. Знакомство с таблицей, которую дети начинают составлять на уроке на основе рассказа учителя и чтения текста П.5. -Учащимся предлагается по тексту учебника п. 5 найти информацию о плаваниях Финикийцев.

    - Самостоятельно определить по атласам и показывать по карте маршруты путешествий и путешественниках разного времени и периодов.

    - Плавания Финикийцев. Кто такие финикийцы, расскажет …(сообщение учащегося о финикийцах)

    Дополнения учителя.

    Великие географы древности

    - Следующие открытия связаны с географами древности (чтения текста П.5 Великие географы древности)

    - В чем заслуга древнегреческих ученых Геродота? Пифея? Эратосфена?

    Географические открытия Средневековья

    А)Арабские мореплаватели

    Б)Китайские мореплаватели

    В)Путешествия Марко Поло.

    Узнавать, называть географические объекты; поиск выделение существенной информации.

    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, преобразовывать текст в табличную форму.

    Составляют таблицу.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины

    .

    Умение слушать, осуществлять самоконтроль понимания вопросов

     

    Принятие и сохранение цели и задачи урока.

    5. Первичное закрепление знаний

    6 мин.

    1.Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками (приложение)(5 мин)

    2.Организует работу учащихся по выполнению заданий практической работы №1

    - Подписать на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркивают зеленым цветом.

    -Нанести на контурную карту маршруты путешественников.

    Умение работать с картами атласа и контурными картами

    Умение взаимодействовать с одноклассниками

    Умение осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

    6. Итог урока

    1 мин

    Предлагает учащимся

    подвести итог по новой теме.

    - Что я узнал о географических открытиях древности и Средневековья.

    Выполняют задания.

     

    Проводят контроль и самоконтроль

    7. Рефлексия

    1 мин.

    Предлагает ученикам представить, что они заканчивают своё плавание обедом в ресторане и директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

    - я съел бы ещё этого...

    - больше всего мне понравилось...

    - я почти переварил...

    - я переел...

    Рефлексируют.

    Уметь формулировать собственное мнение и позицию

    Саморегуляция.

    8. Домашнее задание

    1 мин

    Объясняет домашнее задание:

    1.прочитать п. 5, ответить устно на вопросы. 2. Закончить практическую работу в контурных картах.

    3. На выбор:

    Подготовить презентацию об одном из путешественников древности и Средневековья.

    Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

    На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.

     

    Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник

    Выделение существенной информации из слов учителя

    Составляют план и последовательность действий

    Приложение

    Тема урока:«Географические открытия Древности и Средневековья»

    Проблема: Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия?

    1.Путешествие финикийцев.

    Задание. Прочитайте с.40-41 учебника география и ответьте на вопросы:

    Кто такие финикийцы?

    Чем занимались финикийцы?

    Кто поручил финикийцам узнать, велика ли страна Ливия (Африка)?

    Какова цель путешествия финикийцев?

    Как финикийцы переносили неблагоприятные условия, голод?

    Какова длительность путешествия финикийцев?

    Каков результат путешествия?

      Покажите путь финикийцев по карте

      2.Великие географы Древности.

      Задание. Прочитайте с. 42-44 учебника(Е.М. Домогацких)и ответьте на вопросы:

      Кто первым рассказал о путешествии финикийцев?

      Когда жил Геродот? Кем он был?

      Какую территорию он изучал?

      Какова цель его путешествий?

      Почему Геродота называют «отцом географии»?

      Кем был Пифей?

      Какое путешествие он совершил?

      Какова цель путешествия?

      Каков результат путешествия?

      Покажите по карте маршрут Пифея?

      В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

        Географические открытия Средневековья.

        Задание. Прочитайте с. 28 учебника (И.И. Баринова) и ответьте на вопросы

        1.Кто такой Марко Поло?

        2.О чем говорится в книге Марко Поло?

        3.Кому из европейцев первым удалось обогнуть Африку и найти путь в Индийский океан?

        4.Кто из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии, обогнув Африку?

        Найдите на карте путешествия Марко Поло, Бартоломео Диаша, Васко да Гама

        Используя текст учебника §5, заполните таблицу.

        Географические открытия Древности и Средневековья

        Ученый, путешественники

        Географическое открытие

        Финикийцы

         

        Геродот

         

        Пифей

         

        Эратосфен

         

        Марко Поло

         

        Бартоломео Диаш

         

        Васко да Гама

         

        2.Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками:

        Открытия путешественники

        А) Первыми обогнули Африку 1) Васко Да Гама

        Б) Измерил длину экватора, 2)Финикийцы

        Вычислил длину земного шара. 3)Пифей

        Впервые употребил термин 4)Бартоломео Диаша

        «география». 5) Марко Поло

        В) Посетил Скифию. 6)Геродот

        Г) Обогнул берега Испании и Франции, 7)Эратосфен

        Достиг Ирландии и Великобритании.

        Д) Доплыл до Индии, обогнув Африку.

        Е)Обогнул Африку с юга, открыл мыс

        Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.

        Ж)Развил знания об Индии и Китае.

        Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

        Ответ:

        А

        Б

        В

        Г

        Д

        Е

        Ж

                     

        3. Практическая работа № 1.

        Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки и океаны, известные в древности и Средние века обозначьте зеленым цветом.

        Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников древности и Средневековья.

        4.Д/З: 1.прочитать п. 5, ответить устно на вопросы. 2. Закончить практическую работу в контурных картах.

        3. На выбор:

        Подготовить презентацию об одном из путешественников древности и Средневековья.

        Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

        На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Презентация по географии Открытия древности и Средневековья (5 класс)

        Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Географические открытия древности и СредневековьяМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 4»Пожарского муниципального районаПриморского краяВыполнила учитель географии МОБУ СОШ № 4М.Н.Ткачева Плавания финикийцевФиникия (от греч. «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря. Жители страны, финикийцы, создали цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей, богатой культурой и письменностью Финикийцы строили лучшие корабли своего времени. Изготавливали их из сосны Финикийцы смело плавали по Средиземному морю и основали много поселений Карта, созданная финикийцами Около 600 лет до н. э. по указу фараона Нехо обогнули Африканский континент. Плавание продолжалось около 3-х лет. Путешественники узнали, что Африка велика и со всех сторон окружена водой. Во время этого путешествия они начали использовать весла, и большой четырёхугольный парус. Великие географы древностиГеродот – (5 век до н.э) историк и путешественик. Он описал многие страны, быт народов. Многие его работы поражают точность современных ученых. Карта, составленая Геродотом Пифей – древнегреческий купец, путешественник, географ.учебник, стр. 28 Эратосфендревнегреческий математик, астроном, основатель физической географии. Первый из ученых вычислил размеры Земли. До настоящего времени дошло сочинение Эратосфена о географии. Карта Земли, составленная Эратосфеном, 2 век до н.э. Источники информацииhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/119314http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/70585http://www.calend.ru/event/4148/http://znanija.com/task/8370838http://fb.ru/article/21572http://discover-history.com/chapter_003.htmhttp://www.igras.ru/index.php?id=195&r=21

        Приложенные файлы

        weburok.com

        Конспект урока по истории "Древнейшие цивилизации Индии и Китая" 5 класс

        МБОУ «Чувашско – Бродская СОШ» Алькеевского МР РТ

        РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

        В 5 КЛАССЕ ПО ИСТОРИИ

        ТЕМА:

        «Древнейшие цивилизации Индии и Китая»

        Учитель истории и обществознания

        Низамова М.Х.

        2014-2015 уч.год

        Курс: История Древнего мира

        Класс: 5

        Урок № 18

        Дата: 29.10.2014

        Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.

        Цель урока:

        Создавать условия для:

        - открытия учащимися новых знаний по теме «Древнейшие цивилизации Индия и Китая» с выявлением причинно-следственных связей между особенностями природных условий и уровнем развития занятий, культуры, верований жителей этих стран

        - развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

        Задачи урока:

        1.Познакомить учащихся с древнейшими цивилизациями Индии и Китая: географическим положением этих стран, основными занятиями жителей, свидетельствами о развитии культуры и формировании государств.

        2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания.

        3.Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

        4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: способности к анализу, наблюдательности, внимания, памяти речи, творческого мышления.

        Оборудование: политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай», учебник, тетрадь, исторический документ.

        Ход урока.

        1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Хорошо! Тогда начинаем наш урок.

        1 мин

        1. Проверка домашнего задания 5 -6 мин

        Фронтальный опрос:

        - О каком государстве мы говорили на прошлом уроке? (Междуречье)

        ( Работа с картой).

        - Какие города Междуречье были самыми крупными ? (Ур, Урук.)

        - На какие группы делилось население ? (Рабы, ремесленники и земледельцы.)

        - Какие металлы обрабатывали жители Междуречье? (Золото, серебро.)

        - Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

        - Кем был Хаммурапи? (Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.)

        - Чем прославился Хаммурапи? (он издавал первые законы)

        - А кто скажет, что такое законы?

        - Какие вы законы знаете?

        - Существует ли сейчас Междуречье?

        - А какие государства существует сегодня на этой территории?

        - Давайте найдем эту страну на политической карте мира.

        - Какие реки протекали на территории Междуречья?

        - Находим реки Тигр и Евфрат, какая страна находится на этой территории?

        - Правильно это страна – Ирак. Вы слышали об этом государстве?

        3. Переход к изучению нового материала.

        -Какой раздел мы с вами изучаем? (Древний Восток)

        - Какие страны Древнего Востока мы уже изучили?

        Учитель: Правильно, ребята! Мы изучили цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

        Посмотрите на карту. Какие государства мы будем сегодня изучать?

        Это древнейшие государства, возникшие на территории Индии и Китая.

        4.Изучение нового материала. 20 мин

        Учитель сообщает тему урока. Запись в тетрадях.

        Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.

        - А вы знакомы этими государствами?

        - А что вы знаете об Индии?

        - Что знаете о Китае?

        - А кто покажет на карте эти государства?

        - А сегодня существует эти государства?

        - Правильно, ребята эти государства сохранились до сегодняшнего дня.

        -Древнейшие цивилизации появились в Египте, Междуречье, Индии и Китае, там, где протекают крупные реки.

        - На этом уроке мы должны найти ответ на вопрос:

        - Почему древние государства Индии и Китая считаются цивилизованными?

        На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

        Чтобы ответить на этот вопрос мы должны знать особенности местоположения и природы, занятия жителей этих государств.

        1. Работа в группах. (2 группы)

        1. Группы получают задание.

        2. Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы

        3. Выяснить местоположение и природу Древней Индии.

        Ответить на вопросы:

        - На каком полуострове находится Индия?

        - Как Индия отделена от других государств северной части ?

        - Покажите на карте горы Гималаи

        - Назовите две реки, протекающие по ее территории.

        - Какой металл индейцы добывали и что из него изготавливали?

        -Что выращивали индейцы?

        - Какой город был самым крупнейшим городом в Индии? (Мохенджо-Даро)

        3. Сообщение учащегося. Хараппская цивилизация - древнейшая в Индии.

        Вопрос к классу.

        - Почему цивилизация получила название Хараппской? (первым был изучен город возле селения Хараппы.)

        - Какие дома строили индейцы?

        - Встречали ли мы такие города в Древнем Египте и Междуречье?

        (Запись в тетрадях.) Вот эти раскопки позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в 25 - 18 веках до.н.э.

        Делаем итог.

        Физкультминутка. (если ответ правильный - встаем) (1-2 мин)

        1. Фараон - правитель Египта. +

        2. Хаммурапи правил 1792-1750 годах +

        3. Письменность в Египте- это клинопись –

        4. Зиккурат – храм – башня в виде ступенчатый пирамиды+

        5. Тигр и Евфрат это реки Египта-

        6. Гималаи находится на севере Индии+

        7. Мемфис это столица Древнего Египта+

        8. Рельеф – выпуклое изображение, высеченное на камне+

        9. Шамаш – бог солнце и правосудие в Междуречье +

        10. Мохенджо-Даро самый красивый город Междуречье -

        1. Работа в группах. Выяснить местоположение и природу Древнего Китая.

        Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы

        - На какой равнине находится Китай?

        - Какие реки протекают в Китае?

        - Какую реку и почему китайцы называют «блуждающая», «горе Китая»

        - Чем занимались древние китайцы? Что было хорошо развито в Китае?

        - Когда появилась первое государство в Китае?

        Делаем итог. Первые поселения в Индии и Китае появились в долинах рек.

        Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, ремесло.

        Запись в тетрадях. Первое государство на территории Китая возникло в 18 веке. до.н.э

        5. Работа с учебником. Стр. 65. Миф о великом Юе. (5 мин)

        Анализ документа.

        - Что в китайском мифе о потопе совпадает с мифом шумеров? Сравните главных героев этих мифов во время наводнения.

        Теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:

        - Почему Древнюю Индию и Китай считают цивилизованными государствами?

        (Появление земледелия, появление государств, появления городов, появление письменности приводит к цивилизацию.)

        Слайд. Соврем. Индия. и Китай (2 мин)

        1. Закрепление изученного.

        Тест на слайде. 5 мин

        Взаимопроверка.

        Рефлексия. 2 мин.

        - Что вы нового узнали сегодня на уроке? Было ли вам интересно узнать об этом?

        7. Домашнее задание. Инструктаж д/.з. Стр. 66. Вопросы и задания к главе 3. воп.2 –письменно. Сообщение на тему «Пирамиды Египта»*. Выставление оценок.

        Итог урока (2 мин)

        doc4web.ru