Древнего китая храмы. Храмы в честь природных сил и предков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.1 Искусство Древнего Китая. Древнего китая храмы


Китайская цивилизацияО китайских храмах -- Международное радио Китая

Внимание! Для прослушивания передач МРК вы можете использовать проигрыватель Media Player   скачать аудиофайл

Говорит МРК! В эфире программа «Китайская цивилизация». У микрофона ведущая Синьчан.

Дорогие слушатели. Китайская архитектура, обладающая рядом характерных особенностей, является важной составной частью китайской цивилизации. Она относится к одному из трех мировых архитектурных направлений. Два других – это архитектура Западной Европы и архитектура исламского мира.

В древнем Китае наиболее типичной конструкцией жилища была каркасно-столбовая, изготовленная из дерева. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них – устанавливалась крыша, покрытая черепицей. Другая особенность китайского древнего зодчества – это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий единый ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить здания, отдельно стоящие друг от друга. Главное здание в ансамбле окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны друг другу: будь то дворцовые или частные здания - они всегда "обрастают" дополнительными строениями.

Разнообразны и жилища национальных меньшинств Китая, которые обогатили конструкцию типичного китайского строения.

Виды китайских зданий очень многообразны: это дворцы и храмы, садово-парковые сооружения, склепы и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканны и динамичны. Сегодняшня программа посвящена китайским храмам.

Монастыри и храмы представляют собой направление буддийской архитектуры Китая. Храмовое зодчество, возникшее в Индии, начало процветать в Китае в эпоху династии Северная Вэй. Эти сооружения, упоминаются в летописи культурного развития феодального общества в период расцвета и упадка буддизма в Китае. Они обладают важной исторической и художественной ценностью.

В архитектуре китайцы придавали большое значение древнекитайской натурфилософии, основанной на синтезе «инь» и «ян». Характерными особенностями были стремление к симметрии, гармонии и стабильности. Поэтому буддийские храмовые постройки, предназначавшиеся для исполнения обрядов жертвоприношений, поклонения алтарям Неба и Земли, обычно имели форму прямоугольника, их фасад тянулся с севера на юг по оси симметрии. При проектировании таких зданий строго соблюдались все пропорции. Кроме того, китайские храмы и монастыри гармонично сливались с садово-парковым ансамблем, расположенным рядом с храмом.

Концепция постройки большинства древних храмов и монастырей была такова: напротив главного входа обычно располагался зал Небесного императора, по обе стороны которого возводились колокольня, барабанная башня, павильон Будды-Шакьямуни, павильон-хранилище буддийских сутр, зал для изучения буддизма и другие культовые здания и сооружения. Во времена до периодов династий Суй и Тан обычно перед храмом или во дворе храма возводились пагоды, позже вместо пагод стали строить павильоны и залы, в приделах храма обычно строили живописный дворик с садом.

Храм Баймасы в г. Лояне (провинция Хэнань) известен как первый буддистский храм в Китае. Общая площадь храма 40 тыс. кв. м. Создание храма Баймасы значительно содействовало развитию буддизма в Китае и в регионах Восточной и Юго-Восточной Азии. Поэтому до сих пор он является священным местом для буддийских паломников из многих стран мира.

Горы Утайшань (провинция Шаньси) тоже очень известное и священное место для буддистов всего мира. Горы Утайшань имеют свою древнюю историю, здесь построено множество храмов и до сих пор существует влиятельная монашеская община. В горах Утайшань сохранилось около 58 древних буддийских храмов. К наиболее известным храмовым сооружениям относятся монастыри Наньчань и Фогуан, построенные в период династии Тан. Храм Наньчань является самой ранней в Китае деревянной храмовой постройкой. В ходе строительства храма Фогуан были использованы архитектурные стили, присущие разным историческим периодам; архитектурные детали, статуи, фрески и образцы каллиграфии в храме были названы "четырьмя редкостями".

Следует упомянуть и храм Сюанькунсы ("Висячий храм") в одном из живописных ущелий гор Хэншань (провинция Шаньси). Его начали строить пятнадцать веков назад. Трехярусный храм деревянной конструкции в буквальном смысле подвешен на высоте, плотно примыкая к скале. Внизу он опирается лишь на длинные столбы, а купол храма отстоит от отвесной скалы на 50 с лишним метров. В настоящее время то единственное в Китае деревянное сооружение построено в узком ущелье. Храм был построен в период династии Северная Вэй, в периоды династий Тан, Цзинь, Мин и Цин он подвергся основательной реставрации. Ансамбль храмовых сооружений, фасад которого обращен к горам Хэншань, создает уникальный и впечатляющий образ гор Хэншань.

Тибетский дворец Потала расположен на высоте 3700 метров над уровнем моря, площадь дворца 360 тыс. кв. м., а площадь его главных построек 130 тыс. кв. м. Высота главного здания дворца – более 117 м., в нем 13 ярусов, на которых расположены павильоны, погребальные пагоды-ступы, буддийские залы, залы для богослужений, внутренние дворики. Дворец Потала является самым высоким сооружением Китая над уровнем моря и самым крупным дворцовым ансамблем, это своеобразная рукотворная «крыша мира».

Дворец Потала построен на склонах горы Хуншань (Красная гора). Гранитные стены, золотистые крыши, изящные карнизы с позолоченными украшениями делают его невероятно великолепным и величественным. Яркий контраст красного, белого и желтого цветов, своеобразие архитектурного ансамбля отражают унисальные особенности древней тибетской архитектуры. Дворец Потала -- это выдающийся памятник тибетской культуры и жемчужина древней китайской архитектуры.

Храмы Вайбамяо (г. Чэндэ) и Юнхэгун (г. Пекин) -- очень известные ламаистские храмы.

Китайское древнее зодчество оказало огромное влияние на архитектуру Японии, Кореи, Вьетнама и Монголии. Современной китайской архитектуре присуща большая доля эклектики. Это подчас синтез с западным архитектурным стилем, что в какой-то мере обогащает архитектурный облик китайских городов.

Дорогие радиослушатели. Мы рассказали о китайских храмах. Время передачи «Китайская цивилизация» подошло к концу. Если вы хотите слушать наши программы на русском языке, посетите, пожалуйста, наш веб-сайт. Его адрес: WWW.CRI.CN Ведущая Синьчан прощается с Вами. Спасибо за внимание. До новых встреч в эфире.

-о-

russian.cri.cn

2.1 Искусство Древнего Китая. История искусств древнего Китая

Похожие главы из других работ:

История искусств древнего Китая

2.1 Искусство Древнего Китая

В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

1.1 Культура и уклад жизни в различные периоды развития Древнего Китая

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. В середине 2-го тысячелетия до н. э...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

Глава II. Художественная культура Древнего Китая

...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.2 Скульптура Древнего Китая

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.3 Литература Древнего Китая

Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности...

Китайские культурно-исторические традиции

КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

...

Культура Древнего мира

4. Культура древнего Китая

Китайская культура -- одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III--II тыс. до н. э...

Культура Древнего мира

Культура Древнего Китая

Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важнейших особенностей истории Китая...

Культура древних обществ Востока

1.3 Культура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации - в том числе Месопотамии и Индии...

Культура косметики разных народов

2.1 Косметика Древнего Китая

В древнем Китае взрослая женщина должна была очень сильно краситься: на лице много белил, черные брови в форме дуги, зубы, покрытые золотистой смесью, что придавало им особый блеск. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти...

Особенности народной музыки Китая

Глава 1. Характерные особенности культуры Древнего Китая

Хотя культурная история Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением...

Особенности народной музыки Китая

Глава 2. Отличительные особенности народной музыки Древнего Китая

...

Свадебный обряд в Древнем Китае

4. Свадебные церемонии Древнего Китая

Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака...

Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая

Глава III. Архитектура Древнего Китая

...

cult.bobrodobro.ru

Храм Неба

Храм Неба
天坛
templeofheaven-hallofprayer square
Построен 1420 год
Перестроен 1530 год
Площадь 272 гектар

Храм Неба (天坛, Tiāntán , Тянь тань) - храмово-монастырский комплекс в Пекине, одна из главных достопримечательностей города и его символ. Комплекс расположен в шести километрах к югу от Запретного города. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин проводили церемонию молитвы и жертвоприношений для хорошего урожая. Для простого народа Храм Неба был недоступен. Площадь комплекса составляет 272 гектар.

История

Храмовый комплекс строился третьим императором династии Мин - Чжу Ди, с 1406 по 1420 год, одновременно с Запретным городом. Первоначально комплекс назывался Храм Неба и Земли. Когда в 1530 году при императоре Чжу Хоуцуне были построены отдельные храмы Земли, Луны и Солнца, Тянь тань в 1534 был переименован в Храм Неба. После свержения династии Мин в 1644 году, пришедшие им на смену императоры Цин продолжили традицию жертвоприношений. В 1749 году императором Цяньлунем комлекс был значительно перестроен и расширен.

После синьхайской революции 1911 года монархия была свергнута, а церемонии молитвы - запрещены правительством китайской республики. Несмотря на это Юань Шикай, провозгласивший себя императором, церемонию провёл. С 1918 года территория комплекса была объявлена национальным парком.

Планировка и строения

Основные строения комплекса выстроены в линию с юга на север. На юге находится Алтарь Неба - круглое трёхступенчатое сооружение из белого мрамора курганного типа. На север от него находится Императорский небесный свод - круглое здание, в котором хранились мемориальные доски предыдущих императоров. Свод окружён круглой стеной - "шепчущей галереей". На севере комплекса находится Зал молитвы о хорошем урожае - главное строение комплекса, огромное круглое трёхуровневое деревянное здание, стоящее на трёхуровневом мраморном фундаменте. На западе комлекса находится Дворец Воздержания, где император постился после молитвы.

Символизм

В планировке комплекса и конструкции строений отражены космогонические и нумерологические воззрения китайцев. Согласно представлениям древних китайцев, Земля имела форму квадрата, а небо - круглое. Поэтому комплекс Храма Неба, первоначально имевший название Храм Неба и Земли, имел смешанные очертания. Территория храма почти квадратная, два южных угла стены - прямые, символизирующие Землю, с севера стена скруглённая, почти круглая, что означало Небо.

В планировке комплекса постоянно встречаются числа три и девять.

Зал молитвы о хорошем урожае

templeheaven2Зал молитвы о хорошем урожае

Зал молитвы о хорошем урожае (祈年殿, Qínián diàn, Цинянь дянь) является главным строением всего комплекса. Первоначальное здание, построенное в 1420 году императором Юнлэ, имело прямоугольную форму и называлось Зал Больших Жертв. При императоре Цзяцзине в 1545 году зал был перестроен, обретя современную форму. Черепица на крыше была трёхцветная: голубая сверху, жёлтая в середине и зелёная внизу, символизируя Небо, Землю и императора между ними. При императоре Цяньлуне, в 1751 году, зал был снова перестроен: черепицу поменяли на голубую, означающую небо. В 1889 году зал сгорел от попавшей в него молнии, восстановление заняло несколько лет.

Зал стоит на круглом трёхуровневом фундаменте из белого мрамора. Высота фундамента - 5,6 метра, диаметры ступеней - 91, 80 и 61 метр. Число столбов на фудаменте - 360, сколько дней в китайском лунном календаре.

b3ba5d16485db15920a4e9b0Зал c прилегающими строениями

Сам зал представляет собой круглое трёхуровневое деревянное строение. Высота зала - 38 метров, диаметр - 32,7 метра. Внутри зала находятся 28 колонн, несущих три уровня крыши. Четыре колонны высотой 19,2 и диаметром 1,2 метра несут верхний ярус крыши. Число центральных колонн символизирует четыре сезона в году. Средний и нижний ярусы держатся на двух кольцах из 12 колонн, число колонн среднего ряда символизирует 12 месяцев, а внешнего - число китайских часов в сутках. Крыша покрыта черепицей лазурного цвета, означающей Небо.

По обе стороны двора стоят два прямоугольных здания. Сейчас в западном здании находится сувенирный магазин, а в восточном - выставочный зал.

temple of heaven beijing china - 009Зал молитвы о хорошем урожае

Императорский небесный свод

vm imperial vault of heaven 4592Императорский небесный свод

Императорский небесный свод (皇穹宇, Huáng qióng yǔ, Хуанцюн юй) был построен 1530 году и перестроен в 1752. Здание предназначалось для хранения таблички с именем Неба, которую использовали для поклонения на алтаре. Рядом с табличкой Неба, на четырёх каменных пъедесталах, хранились таблички с именами восьми предыдущих императоров. В двух небольших прямоугольных павильонах, стоящих рядом хранились таблички для поклонения пяти первоэлементам: металлу, дереву, воде, огню и земле (левое здание), а также природным явлениям: ветру, дождю, грому и молнии (правое здание).

Императорский небесный свод представляет собой уменьшенное подобие Зала молитвы о хорошем урожае. Круглое здание с конической крышей имеет высоту 19,5 метров и диаметр 15,6 метра. Стены выполнены из кирпича и дерева. Крышу поддерживают восемь колонн. Крыша покрыта голубой черепицей и увенчана позолоченым шаром.

948bcfc800f037047f3e6fafИмператорский небесный свод

Вокруг Императорского небесного свода построена круглая стена, называемая "шепчущей галереей", или Стеной Эхо. Стена имеет высоту 3,72 метра, толщину 90 сентиметров, диаметр 61,5 метров и длину 193,2 метра. Сверху стена покрыта голубой черепицей. Когда люди стоят близко к стене с внутренней стороны, они могут слышать тихий голос друг друга, даже если находятся далеко друг от друга, до ста и более метров. Распространению звука способствует гладкость стены, малость швов в кирпичной кладке, большой радиус изгиба стены, а также черепица наверху, которая препятствует отражению звуковых волн вверх. Наблюдению эффекта "шепчущей галереи" часто мешает многолюдность и шумность вокруг. Лучше всего стоять за боковыми зданиями, так как они прикрывают от шума толпы во дворе.

Круглый курганный алтарь

f6428f8f4b822797503d9279Алтарь Неба

Круглый алтарь (圜丘, yuán qiū, Юань цю) был построен в 1530 году при императоре Цзяцзине. В 1740 году алтарь был перестроен из мрамора. Алтарь окружён двумя стенами: внешняя квадратная, означает Землю, внутренняя круглая, означает Небо.

Алтарь состоит из трёх круглых террас из белого мрамора. Общая высота алтаря - 5,2 метра. Нижняя терраса, диаметром 21 чжан (70 метров) символизировала Землю, средняя, диаметром 15 чжан (50 метров) - мир людей, а верхняя, диаметром 9 чжан (30 метров) - Небо. Каждая терраса окружена резной баллюстрадой, общее число столбов всех баллюстрад составляет 360. На каждую террасу ведут четыре лестницы, по девять ступеней на каждой.

Дворец Воздержания

hall of abstinence east gate 1Дворец Воздержания

Дворец Воздержания (斋宫, Zhāi gōng, Чжай гун) расположен на западе комплекса. Дворец представляет собой большой павильон, окружённый двумя стенами и двумя рвами. Внутри стен, помимо самого дворца, находятся колокольня и два каменных павильона. На одном из них находятся часы, а на другом - бронзовая пластина с иероглифом "пост".

Три дня до церемонии императоры жили в Дворце Воздержания и постились, начиная с императора Юнчжэна императоры два дня постились в Запретном городе, и только третий проводили во Дворце Воздержания. Пост включал в себя запрет на употребление алкоголя, мяса, запрещено было развлекаться, общаться с женщинами и заниматься государственными делами. Из еды можно было употреблять только овощи, кроме лука и чеснока. Пост касался только императора.

Церемония

Поклонение Небу известно в Китае как минимум с 2000 лет до н. э., с правления династии Ся. Китайский император считался Сыном Неба, представляющим небесную власть на земле. Поэтому чрезвычайно важным для легитимизации императоров было проявление уважения к источнику своей власти. Храмовый комплекс был построен для этих церемоний, главной из которых была молитва о хорошем урожае.

Дважды в год император со всей свитой направлялись из Запретного города в Храм Неба. Главной считалась церемония в день зимнего солнцестояния. Чиновники, ответственные за проведение церемоний, составляли план церемонии, который подносили на подпись имератору в Зал Высшей Гармонии. Затем император репетировал церемонию в Зале Полной Гармонии. Император со свитой и охраной следовали к Храму Неба. Простым людям было запрещено смотреть на процессию. Император жил в Зале Воздержания, одевал церемониальную одежду и переходил на время церемонии на вегетарианскую диету. За день до церемонии император лично проверял благовония в Небесном императорском своде, таблички с именами на Круглом алтаре и жертвуемые предметы и животных.

official at yuan shikais 1913 visit to the temple of heavenЮань Шикай в церемониальной одежде

В день церемонии император покидал Зал Воздержания за два часа до восхода солнца, и ударял в колокол. Вся церемония сопровождалась музыкой и состояла из девяти этапов:

  1. Приветствие божеств: в честь Неба сжигалось нечто особенное.
  2. Вынос даров: изделий из нефрита и шёлка в коробках.
  3. Вывод жертвенных животных.
  4. Первое вручение даров.
  5. Второе вручение даров.
  6. Финальное вручение даров.
  7. Удаление даров.
  8. Сожжение даров каждого вида.
  9. Осмотр императором сожжений.

Считалось, что чем меньше ошибок было допущено императором в ходе совершения сложной церемонии, тем лучше был урожай в наступившем году. Последний раз церемония была проведена в 1914 году Юань Шикаем, который провозгласил себя императором.

Музей

В 1998 году Храм Неба был включён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 881. Критерии включения - I (представляет собой шедевр творческого гения человека), II (свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов) и III (является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла).

Билеты и время работы

Парк открыт для посещений ежедневно с 6:00 до 22:00, в 20:00 заканчивается продажа билетов в парк. Продажа билетов к достопримечательностям заканчивается за час до их закрытия.

Достопримечательности Храма Неба открыты:

С 1 марта по 30 июня: с 8:00 до 17:30

С 1 июля по 31 октября: с 8:00 до 18:00

С 1 ноября по 28 февраля: с 8:00 до 17:00

Билет для посещения парка стоит 10 юаней в низкий сезон (с 1 ноября по 31 марта) и 15 юаней в высокий (с 1 апреля по 31 сентября). Посещение Дворца Воздержания и Зала церемониальной музыки стоит 10 юаней, билет для посещения Зала молитвы за хороший урожай, Императорского небесного свода и Круглого алтаря стоит 20 юаней. Также можно взять комплексный билет для посещения парка и всех объектов внутри: он стоит 30 юаней в низкий сезон и 35 в высокий.

Как добраться

До Храма Неба можно доехать на пекинском метро: по пятой линии до станции Тяньтаньдунмэнь (天坛东门, Восточные ворота Храма Неба).

До остановки Тяньтаньдунмэнь (天坛东门, Восточные ворота Храма Неба) также можно доехать на автобусах 6, 34, 35, 36, 39, 41, 43, 60, 116, 610, 707, 723, 743, 957 или 958, до остановки Тяньтаньсимэнь (天坛西门, Западные ворота Храма Неба) - на автобусах 2, 7, 15, 17, 20, 69, 105, 707, 729, или 826, до остановки Тяньтаньнаньмэнь (天坛南门, Южные ворота Храма Неба) - на автобусах 36, 53, 120, 122, 525, 610, 800, 803 или 958, и до остановки Тяньтаньбэймэнь (天坛北门, Северные ворота Храма Неба) - на автобусах 6, 34, 35, 36, 106, 110, 687, 707, или 743.

infokitai.com

Храмы в честь природных сил и предков

С доисторических времен в Китае поклонялись духам предков и духам природы. Этот обычай со временем трансформировался под влиянием конфуцианства, буддизма и даосизма и приобрел новые формы, но, по сути, сохранялся вплоть до наших дней. 

В древнем Китае во время правления династии Западной Чжоу (1027 до н.э. – 700 до н.э.) уже сформировалось понятие «ли» (礼), то есть «порядок» - четко разработанная система норм поведения в быту и обществе. Среди прочих правил этикета «ли», соблюдению которого китайцы придавали исключительно важное значение, существовали и правила поклонения природным духам и предкам. 

 

В такой аграрной стране, как Китай, где жизни миллионов жителей зависели от урожая, культ Неба и Земли имел ключевое значение. Церемонии жертвоприношений в честь Неба, Земли, Солнца и Луны возглавлялись самими императорами и обычно проводились под открытым небом на специальных алтарях.

Жители устраивали церемонии жертвоприношений в честь предков, веря, что их духи способны оградить семью от невзгод. Как правило, такие обряды проводились в Храмах поминания предков – кумирнях Таймяо (taimiao, 太庙). В зажиточных домах имелись собственные домашние кумирни и молельни.

Регламент «ли» распространялся и на планировку городов. Так, центральное место в городе отводилось под дворцовый комплекс, перед дворцом располагалось место для приемов и административных мероприятий, позади дворца – рыночная площадь, слева – кумирня в честь предков, справа – алтарь в честь богов Земли и Злаков.

В целом, можно выделить три типа храмовых построек:

1) предназначенные для жертвоприношений силам природы и духам предков;

2) кумирни в честь выдающихся деятелей;

3) кумирни и храмы местного значения, в том числе домашние и частные.

Помимо культа Неба, Земли, Солнца и Луны, в Китае существовал культ рек и гор. Согласно даосизму, в Китае есть пять священных вершин, в честь которых тоже возведены храмы. Самый значительный из них – храм у подножия самой главной горы – горы Тайшань.

Храмы Неба, Солнца, Земли и Луны

В Китае с незапамятных времен и на протяжении всей его истории люди придавали особое значение природным силам, от каприза которых зависел урожай и следовательно их благополучие. Об этом свидетельствует даже традиционный китайский календарьнунли (nongli, 农历) , где 24 сезона разделены по принципу изменения атмосферных условий, а названия сезонов отражают быт китайских крестьян. 

Круглый алтарь, Храм Неба, Пекин

 

Народные китайские праздники также неразрывно связаны с временами года и с важнейшими земледельческими работами. Поэтому неудивительно, что китайцы с давних времен с трепетом и благоговением относились к природным явлениям: движению Солнца, Луны и других небесных тел, выпадению осадков и грозам. Каждый раз перед началом земледельческих работ крестьяне обязательно совершали жертвоприношения, воздев глаза к небу и моля его о хорошем урожае или благодаря за урожайный год. 

Со временем монопольное право проводить жертвоприношения в честь Неба перешло к императору, провозгласившего себя «сыном Неба» и укрепившего таким образом свое право на власть, данную ему свыше. Поэтому каждый обряд в честь Неба связывался с укреплением императорской власти. Если же жертвоприношения устраивались рядовыми людьми, это считалось неслыханной дерзостью.

Храм НебаХрам Неба в Пекине

 

Торжественные жертвоприношения в честь небесных сил превратились в важнейшие события на государственном уровне и по своему значению превзошли даже практикуемые с доисторических времен жертвоприношения в честь предков. Обряды проводили ежегодно в день зимнего солнцестояния.

При планировке городов для храмов Неба отводились важные места, расположенные в городских предместьях, так как обряды в честь природных сил должны были проводиться подальше от городской суеты.

Согласно основной концепции древнекитайской философии, юг считался направлением, воплощавшим начало «ян» (yang, 阳), а север – начало «инь» (yin, 阴). Небо - субстанция «ян», а Земля – «инь», поэтому храм Неба строили в южной части города, а храм Земли – в северной. Храм Солнца строили в восточной части, где оно всходило, а Луны – в западной.

 

Сейчас храмы Земли, Неба, Солнца и Луны можно увидеть в Пекине, где они хорошо сохранились. Храмы Солнца, Луны и Земли не такие величественные, как храм Неба, но и они были возведены с соблюдением традиционной символики. Например, в основе комплекса храма Земли лежат четные числа, олицетворяющие «инь». Квадратный алтарь, устланный четным числом каменных плит, состоит из двух ярусов, на каждый из которых ведут 8 ступенек.

Храм Таймяо

В древнем Китае, где одним из важнейших культов являлся культ поклонения предкам, были широко распространены кумирни Таймяо – Храмы поминовения предков. Китайцы верили, что если ублажить духов предков, то они оберегут семью от бед и невзгод.

Согласно регламенту «ли», сформировавшемуся в эпоху Западной Чжоу, в столицах такие кумирни строились по левую сторону от дворца. До нас сохранился в хорошем состоянии храм Таймяо, расположенный в Пекине, слева от Запретного города, где сейчас находится Парк культуры трудящихся.

Храм ТаймяоХрам Таймяо в Пекине

 

Пекинский храм Таймяо, построенный в 1420 году в эпоху династии Мин, представляет собой тщательно спланированный архитектурный ансамбль традиционной планировки: три павильона расположены на одной оси симметрии, окружены боковыми флигелями и двойной стеной. Передний павильон, где совершались жертвоприношения, имеет двухъярусную крышу и трехступенчатый фундамент, что свидетельствует о престиже и высоком ранге сооружения. В Среднем павильоне хранятся мемориальные дощечки с именами предков императорской семьи.

Пространство, образованное двумя окружающими комплекс стенами, засажено кипарисами, возраст которых более 500 лет.

Алтарь Земли и Злаков

В Китае, где развитое сельское хозяйство всегда было залогом процветания страны, а земля и злаки олицетворяли государство, жертвоприношения в честь природных сил, отвечающих за урожай, имели огромное значение.

Сначала такие алтари планировались по обеим сторонам от кумирни Таймяо (Храм поминания предков): справа устанавливался алтарь Земли, а слева – алтарь Злаков. Но со временем жертвоприношения стали устраивать на одном общем алтаре.

Уникальный алтарь Земли и Злаков, сохранившийся в хорошем состоянии, находится в Пекине на территории парка имени Сунь Ятсена. Алтарь представляет собой куб из утрамбованной земли высотой в 1 м и длиной ребра – 15 метров. Для постройки алтаря была привезена земля из разных уголков Китая, поэтому его стороны имеют разный цвет: на восточной стороне земля синяя, на западной – белая, на южной – красная, на северной – черная, а в центре – желто-бурая. Эта мозаика символизирует единство китайской территории. Алтарь был окружен невысокой стеной из разноцветных кирпичей, каждое ребро которых, как и алтарь, имело свою окраску в синий, белый, красный или черный цвет.

Алтарь ЗемлиМарка с изображением алтаря Земли в Пекине

 

Здесь когда-то устраивались торжественные церемонии жертвоприношений: колонна во главе с императором двигалась с северной стороны комплекса по направлению к югу, где находился алтарь Земли и Злаков. На территории парка сохранился также павильон, где император и его свита могли укрыться от дождя.

Семейные и местные храмы

Даже в современном Китае с его многомиллионными динамичными мегаполисами институт семьи играет ключевую роль в обществе, семейные традиции свято чтятся и бережно сохраняются. Но особенно сильны были родовые традиции в Китае во время феодальной системы, поддерживаемые конфуцианством и правилами благопристойного поведения «ли».

Родовой храмМестная кумирня, деревня Чиху, Фуцзянь

 

Часто все жители одного села были связаны родовыми узами и носили одну или несколько фамилий, образуя родовой клан. Постепенно в родовом клане формировались фамильные традиции, устои, собственная система поощрения и наказания, которым неуклонно следовали все члены семьи. В конфликтных ситуациях последнее слово всегда было за наиболее престижным представителем старшего поколения. Иерархия внутри семьи вообще строго соблюдалась, а любые нарушения считались неслыханной дерзостью, за которую провинившегося могли исключить из клана. В семье четко разделалась принадлежность к определенному поколению (отцы, дети, внуки), происхождение от главной или другой жены, взаимоотношения между старшими и младшими, господами и прислугой.

Сформировавшийся в феодальном Китае фамильно-родовой устой был важен не только для самой семьи, но и являлся незаменимым рычагом управления в глазах китайских правителей, которые через его посредство осуществляли такие правительственные и административные меры, как сбор налогов, разрешение внутриклановых конфликтов, проведение культовых мероприятий и др. Каждый крупный родовой клан имел свой родовой храм, а зажиточные семьи могли позволить себе иметь собственный фамильный  храм или кумирню, где совершали жертвоприношения в честь предков.

В том числе родовые и домашние храмы играли роль своеобразного клуба: здесь устраивали домашний суд над провинившимися, выносились «приговоры», в праздники устраивали представления и увеселительные мероприятия. Таким образом, фамильно-родовые храмы служили одновременно и низовыми учреждениями, где вершился «нравственный суд», и местом для светского общения.

Храмы подчас использовали как помещение для частных школ, где учились дети, принадлежащие к роду, или как склады для хранения продовольствия. Использование храмов как мест для социального общения отразилось и на архитектуре: в элементах родовых храмов встречаются черты гражданского зодчества.

Как правило, фамильные храмы представляли собой обширное помещение, обращенной фасадом во двор, вокруг которого строились дополнительные павильоны с небольшими двориками. Храмы старались искусно украсить, так как изящный и богатый внешний облик храма свидетельствовал о престижности рода.

Один из самых роскошных родовых храмов, сохранившихся до наших дней, находится в Гуанчжоу. Это храм рода Чэнь, построенный в конце XIX века.

 Родовой храмРодовой храм Чэнь, Гуанчжоу

 

Территория храмового ансамбля превышает 8 тысяч кв. м., что само по себе уже свидетельствует о состоятельности рода. В оформлении храма воплотились самые разные виды строительного искусства: резьба по камню, кирпичу и дереву, глиняная скульптура и др. Так же, как дворцовые постройки олицетворяли наивысшие достижения зодчества одной эпохи, фамильно-родовые кланы воплотили наивысший уровень строительного и декоративного мастерства данной местности.  

www.chinatrips.ru

Japanese Dolls - Конфуцианские храмы

Это интересно

Конфуцианские храмы Японии немногочисленны, все они связаны с культом великого китайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы), жившего в 551 - 479 годах до Р.Х. Вскоре после смерти Конфуция вблизи его могилы в Цюйфу в его память был сооружён первый храм, ставший местом паломничества, общекитайской святыней. В VI веке по указу императора храмы в честь Конфуция начали сооружать в каждом городе страны, в них совершались обряды и жертвоприношения. С распространением конфуцианства за пределы Китая храмы в честь Конфуция были построены и в других странах, в том числе и в Японии, где они называются коси-бе (kōshi-byō). Часто при них существовали конфуцианские школы. Наиболее известным является Юсима Сейдо (Yushima Seido), построенный в 1630 году в период Эдо, этот храм как частная школа связан с деятельностью нео-конфуцианского ученого Хаяси Радзан (Hayashi Razan,1583–1657). Другие известные конфуцианские храмы находятся в Нагасаки, Бидзэн (префектура Окаяма), Таку (префектура Сага) и Наха (префектуры Окинава). Архитектурный стиль конфуцианских храмов в Японии сложился под китайским влиянием, со временем архитектура была унифицирована, храмы стали более величественными. Специальных служителей культа в конфуцианстве нет, не сложился и институт монашества, хотя существовали конфуцианские отшельники-книжники. Весной отмечается праздник поминовения усопших, когда обязательно посещение могил предков. Конфуций в Японии в первую очередь почитается как очень умный человек, его считают покровителем обучения, поэтому перед экзаменами в конфуцианских храмах очень много народа. Молодые люди просят помощь и участие Конфуция в сдаче учебных экзаменах. Кроме культа самого Конфуция сложился целый ряд взаимосвязанных культов - культ классических конфуцианских сочинений, письменности, грамотности и образованности, культ учёных-чиновников, культ предков. Перед домашним алтарём и в храмах регулярно совершаются обряды жертвоприношений. Мавзолей Конфуция Коси-бё Мавзолей Конфуция Коси-бё (Koshi-byo) был построен в Нагасаки в честь древнего китайского философа Конфуция (551 - 479 годы до н.э.). Территория, на которой расположен Коси-бё, принадлежит Китаю и контролируется китайским посольством в Токио. Храм был возведен китайской общиной Нагасаки в 1893 году при поддержке правительства династии Цин. Это единственный построенный за границами Китая полностью китайцами и из китайских материалов конфуцианский храм. В Нагасаки всегда жило много китайцев, так как город является самым близким к Китаю портом Японии. Это были торговцы, люди не бедные, так что храмов понастроили много, но они, конечно, не конфуцианские, а буддистские. Часовня Конфуция представляет собой живописный храм в красно-желтой цветовой гамме, это синтез архитектурных стилей Южного и Северного Китая. Территория храма обнесена красной кирпичной стеной, напротив ворот – прудик с белым мраморным мостиком. В главном зале хранится статуя великого мудреца, а во внутреннем дворике расположились статуи 72 учеников Конфуция. Позади храма стоит белое здание, в нем находятся начальная школа Дзинтю (Jinchu) и Исторический Музей Китая, в котором собраны настоящие богатства, рассказывающие о богатейшей истории огромной страны. Эспонаты предоставлены Национальным Историческим Музеем в Пекине, Музеем Гугун (бывший Императорский Дворец). Конфуций в Японии в первую очередь почитается как очень умный человек, его считают покровителем обучения, поэтому перед экзаменами в храме очень много народа. Молодые люди просят помощь и участие Конфуция в сдаче учебных экзаменах. Во время атомной бомбежки Мавзолей Конфуция Коси-бё серьезно пострадал и долго восстанавливался, открылся он лишь в 1967 году, а в 1982 году храм реставрировали при поддержке китайского правительства, храма Конфуция и кладбища Кунлинь в Цюйфу (провинция Шаньдун), где похоронен сам великий учитель. Читать дальшеКонфуцианский храм Нагасаки Китайская община Нагасаки - одна из самых старых в Японии. Китайские монахи построили красивейший храм Софокудзи, знаменитый Нагасакский очковый мост, один из четырех в Японии китайских кварталов. Самый известный из четырех китайских храмов Нагасаки - Софукудзи, находится на юго-востоке города, был построен китайским монахом Тёнэном в 1629 году для большой китайской диаспоры в Нагасаки. Храм выстроен в традициях китайской архитектуры позднего периода династии Мин, почти утерянных в Южном Китае. Главный зал и Вторые ворота причислены к Национальным сокровищам. Китайцы и японцы китайского происхождения приезжают сюда со всей страны на праздник умерших О-Бон, проходящий с 26 по 28 июля по Лунному календарю. Храм Фукусайдзи - один из четырех храмов, построенных китайцами в 1620-х годах. Оригинал сгорел во время атомного взрыва, и хотя в Японии и Китае черепаха – символ долголетия, это вряд ли объясняет тот факт, что построенный храм имеет форму черепахи. Таким он стал в 1979 году. Через реку Накасимагава перекинут знаменитый мост Мэганэ-баси. Это самый старый каменный горбатый мостик в Японии, он был построен в 1634 году китайским монахом из храма Кофукудзи. Название мостика переводится как «Очковый мостик» - две его арки отражаются в воде как оправа очков. Читать дальше

 

Конфуцианский храм Юсима Сейдо Не все знают, что первое высшее учебное заведение в России - Славяно-Греко-Латинская Академия, учреждённая в 1687 году, а Московский университет появился позже. В Японии же первая Академия появилась на полвека раньше российского аналога, об этом я и хочу рассказать. На фотографии выше - Конфуцианский храм Юсима Сейдо (Yushima Seido), святыня основана сегуном Токугава Цунаёси, в эпоху Эдо здесь располагалась Академия Сёхэйко - первое в Японии высшее учебное заведение. Вокруг храма разбит парк с тихими уютными дорожками. На территории Юсима Сейдо находится статуя великого китайского философа Конфуция. Недалеко от конфуцианского храма расположен мост Хидзири-баси через реку Канда, на другой стороне моста - православный собор святого Николая или просто храм Николай-до. Ранее Академия располагалась в парке Уэно, а в 1691 году она была перемещена в район Юсима. История Академия Сёхэйко следующая. В начале XVII столетия в Стране восходящего солнца наступила эпоха Токугава или эпоха Эдо. Режим, установленный династией Токугава (1602-1867) имел своей целью создание и сохранение стабильного порядка, население страны в это время насчитывало 28 миллионов человек. Многие считают эпоху Токугава застойным периодом в экономической и политической сферах, но именно спокойное развитие Японии привело к росту населения, а также дало возможность проведения реформ. Бурный расцвет образования происходил в Японии именно в эти закрытые века, почти 300 лет страна оградила себя от войн и вторжения иностранцев. В это время возникло движение против закрытых традиционных семейных и буддистских школ. Быстрый рост городов и их влияние в сферах экономики и культуры оказали большое воздействие на развитие школьного образования и просвещения, духовенство больше не могло удержать прежней монополии на просвещение и на систему образования молодежи, обучавшейся в школах при буддийских монастырях и храмах. Читать дальшеКонфуцианский храм Taku Seibyo В Японии не так уж много конфуцианских храмов, о некоторых я уже рассказывал. Сегодня речь пойдет о храме в честь Конфуция в городе Таку (Taku). Это небольшой городок с населением 20 тысяч человек в префектуре Сага на юго-западе острова Кюсю. Сага - современное название, изначально префектура называлась провинцией Хидзэн, управлялась она кланом Набэсима. В ранний период Эдо в провинции Хидзэн было небольшое феодальное княжество Сага во главе с дайме (правителем) Набэсима Мицусигэ (Nabeshima Mitsushige). Его вассал по имени Taku Seibyo (1669 - 1711) правил в поселке Таку, который находился в долине, окруженный со всех сторон горами. Taku Seibyo был образованным самураем и добропорядочным семьянином, почитал Конфуция, в 1699 году он открыл конфуцианскую школу, а в 1700 году - отлил в Киото статую великого китайского учителя. В 1708 году Taku Seibyo при поддержке своего сюзерена Набэсима Мицусигэ построил конфуцианский храм, который сейчас является национальным достоянием Японии. Это один из старейших храмов Конфуция в Японии. Построен от в китайском стиле, этот архитектурный стиль типичен и для дзен-буддистских храмов. На прилегающей территории у подножия горы установлена статуя Конфуцию. Несколько поколений семьи Taku Seibyo управляли храмом. Специальных служителей культа в конфуцианстве нет, не сложился и институт монашества. Дважды в год, весной и осенью, здесь проводятся фестивали. При этом японцы, участвующие в действии, одеты в китайские костюмы эпохи династии Мин, играет музыка гагаку, исполняется танец льва и весь фестиваль очень зрелищный. Этот храм посещает много туристов, его называют самым великолепным храмом Конфуция в Стране восходящего солнца. Читать дальше
Новости каталога статей Файлотека - новости Последние комментарии Фототека - новости
Фотогалерея

Онлайн всего: 13

Гостей: 13

Пользователей: 0

Новости форума Новости сайта Опрос
Сегодня были на сайте -

japanesedolls.ru


Смотрите также