Древний философ платон. Древнегреческая философия Платона — её основные идеи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Классическая античная философия. Платон. Древний философ платон


Классическая античная философия. Платон.

Поиск Лекций

В основе философии Платона (427-347 до н.э.) – противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного миров, мира вещей и мира идей. Это, в частности, иллюстрируется на примере прекрасного: с одной стороны, существуют прекрасные вещи (прекрасный конь, прекрасная девушка и т.п.), а с другой, в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей существует идея прекрасного. Сами прекрасные вещи – некие копии, несовершенные воплощения идеи прекрасного. Вообще каждому классу вещей чувственного мира соответствует его сущность, т.е. идея. Идеи образуют целый мир, они никогда и никем не порождены, они неизменны, бестелесны, занимают «наднебесные места».

Кроме мира идей и мира вещей существует материя – лишенный качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела. Мир идеи – активное начало, материя – пассивное; мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Далее Платон вводит еще один фактор – мировую душу. Она связывает мир идей и мир вещей, правит ими. Наконец, есть Бог Демиург. Демиург с помощью мировой души создал космос как гармоничный соразмерный вещественный мир, все привел в порядок. Создание космоса описывается так: из бесфигурной, находящейся в хаотичном движении материи Демиург сформировал четыре первоосновы – огонь, воду, воздух, землю; из них создал небо и землю, затем «путем вращения округлил космос до состояния сферы».

В человеке есть тело и душа. Тело смертно, душа бессмертна. Тело создано из частиц первооснов, душа – из мировой Души. Человек на земле – странник, земная жизнь – некое испытание. Истинная жизнь начинается по ту сторону земного шара, когда душа будет жить или на островах Блаженных или ее ждет наказание в Тартаре. Душа, по Платону, состоит из трех частей: разумная, страстная и вожделительная.

В гносеологии Платон различает чувственность, «правильное мнение» и знание. Как и Сократ, он считает, что знание основывается на общих понятиях. Для характеристики места человека в мире у специфики познания Платон предлагает знаменитую аллегорию человека в пещере. Люди прикованы в ней так, что видят только стену, противоположную входу. Перед входом движутся разные вещи, но человек видит не их самих, а тени на стене и думает, что он видит сами вещи. (Вещи здесь – это идеи, а их тени на стене – явления вещественного мира).

Платон говорит, что источником истинного знания являются воспоминания (анамнезис) человеческой души того, что она знала раньше, до вселения в телесную оболочку, когда она находилась в мире идей и могла созерцать то, что происходит в мире вещей. Когда душа входит в телесную оболочку, она забывает то, что знала. Чтобы душа вспомнила находящиеся в ней знания, нужно побудить ее к диалектике, размышлениям.

В философии Платона важное место занимали его взгляды на общество и государство. Он говорил об исторических формах государства: тимократии, олигархии, демократии, и тирании, считая все их дурными формами политического устройства. Им он противопоставляет проект идеального государства. Подобно тому, как в душе есть три части, в государстве должны бытьтри класса граждан: правители, воины-стражи и трудящиеся (земледельцы, ремесленники и др.). Основной принцип идеального государства – справедливость: защита от врагов и забота о благосостоянии граждан. Класс воинов не должен иметь частной собственности, у них все должно быть общим, включая женщин и детей. Правители же должны пройти длительную подготовку: государством должны управлять философы.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший из учеников Платона. Однако он был не согласен с философской концепцией платонизма. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым из античных мыслителей стал различать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет «первую философию» (метафизику), предметом которой являются сверхчувствительные вечные сущности, постигаемые умозрением, и «вторую философию» (физика, учение о природе). В центре метафизики стояли проблемы бытия.

Аристотель разработал учение о четырех первопричинах существующего: 1) формальная причина – то, что придает форму (план дома и т.п.). Идея вещи не в занебесной области, а в самой вещи. Идея (эйдос) обуславливает суть бытия. 2) материальная причина – это, во-первых, первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью стать всем; во-вторых, то, из чего вещь уже состоит, оформленный материал. 3) движущая причина – если рассматривать как причину движения другую вещь, то мы придем к бесконечности. Аристотель признает самодвижность, самопроизвольность, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи.

4) целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.

Далее Аристотель формирует учение об абсолютном Уме – наивысшей ступени бытия. Это учение о Боге. В отличие от религии, Бог у Аристотеля – безличностный божественный ум, пребывающий в наилучшем вечном процессе – мышлении о собственном мышлении. Будучи высшим бытием, божественный Ум – это форма всех форм, перводвигатель и всеобщая цель. Аристотелевское мировоззрение телеологично. Все сущее является целесообразным. Божественный Ум – это цель всеобщего движения, которая направляет мировой процесс к всеобщей цели, т.е. к себе как к высшему благу.

В этике Аристотель понимает нравственность как стремление к благой цели. Цель и высшее благо человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство, достигаемое в умозрительной деятельности души



poisk-ru.ru

Философия Платона.

Платон является крупнейшим древнегреческим философом. Его учителем был сам Сократ. Платон – основатель Академии – собственной школы философии. Также отметим, что именно он является основоположником идеалистического направления философии.

Философия Платона, кратко о которой говорить нельзя, внесла большой вклад в развитие данной науки. Этот человек был не только прекрасным мыслителем, но и учителем, который способен зарождать в учениках тягу к знанию. В отличие от своего учителя он оставил после себя много письменных трудов. Самые важные из них:

- Апология Сократа;

- Законы;

- Государство;

- Горгий;

- Пармелид;

- Феодон.

Многие его произведения написаны в форме диалогов.

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

- окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

- реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

- все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

- монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

- тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

- аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

- олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

- демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

- тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

Платон и Аристотель

Философия Платона и Аристотеля имеют много общего. Это и неудивительно, так как второй является учителем первого. Аристотель критиковал Платона за его чистые идеи, так как считал, что мир постоянно меняется – рассматривать что-либо можно только с учетом произошедших вокруг изменений. По Аристотелю существуют только конкретно определенные и единичные вещи, а чистые идеи на самом деле невозможны и нелогичны.

fb.ru

Философ Платон | История

Философия Платона. Платон - ученик Сократа

Наиболее выдающимся из учеников Сократа был Платон (427—347 гг.) до н. э. Платон по своему происхождению принадлежал к высшей афинской аристократии. Он готовил себя к поэтической деятельности, в молодости написал несколько произведений, но затем увлекся модной в ту пору философией, стал учеником Сократа и создал философскую школу, которая называлась академической (по имени сада в Афинах, посвященного герою Академу).

Философию Платона мы знаем очень хорошо, так как до нас дошли все его произведения. Платон исходит из сократовских положений о существовании объективной истины и объективного добра. Каково же их содержание? В философии Платона надо различать две стороны: 1) его метафизику, учение о бытии и 2) его социально-политические взгляды.

Мировоззрение Платона называется объективным идеализмом. Это слово происходит от введенного Платоном философского понятия идеи. По Платону, сущностью мира являются идеи. Что такое идея? Это есть не что иное, как объективно существующее общее понятие.

Платон глубоко презирал материю. Он называл материю «несуществующей». Это было развитием пифагорейских взглядов: материя есть нечто косное, грубое, аморфное, нечто, не имеющее определенного образа. Только идеи могут формировать материю. Поэтому если реальный мир вещей существует, то только потому, что в нем отражены идеи. Необходимо подчеркнуть, что Платон учил об отдельном, абсолютно обособленном существовании идей: идеи живут не в вещах, но отдельно от них, в сверхчувственном, непространственном мире. В вещах находятся только слабые отпечатки, несовершенные отблески идей. Мировоззрение Платона проникнуто глубоким презрением к материальному миру.

Философия Платона отражает мировоззрение умирающих групп античной аристократии, которая была реакционна и раньше и стала тем более реакционной в период общего краха античного общества. Отход от мира, отрицание реальной жизни отражают тот глубокий кризис, в который вступило античное общество.

Остановимся еще на учении Платона о государстве. Как известно, Платон был одним из первых создателей идеальной картины человеческого общества и государства. В соответствии с тем, что вся человеческая жизнь должна быть посвящена служению идеям и стремлению к ним, Платон определял и задачи государства: оно должно ставить своей целью воспитывать людей в духе идей, т. е. подготовлять людей к восприятию идей, к соединению с царством идей.

Для того чтобы эту задачу выполнить наиболее совершенным образом, государство, по мнению Платона, должно делить людей на три класса: ремесленников, воинов и правителей. Ремесленники состоят из ремесленников в собственном смысле слова, земледельцев и купцов. Воины включают в себя и чиновников — это те, которые непосредственно администрируют и защищают государство. Что же касается правителей, то ими, по мнению Платона, должны быть философы, ибо только они способны управлять государством надлежащим образом. Ремесленники обязаны трудиться и доставлять материальные средства для всего государства. Их добродетель —умеренность и послушание двум высшим сословиям.

Портрет Платона. Главного ученика Сократа.

Стражи, т. е. философы и воины, не трудятся, они только управляют государством. Для того чтобы они могли наиболее совершенно управлять государством, Платон считает необходимым разгрузить их от всяких материальных забот, поэтому все нужное для жизни им доставляет низшее сословие. Мало того: чтобы освободить воинов и правителей от всего материального, Платон освобождает их и от частной собственности и от семьи. «Прежде всего, — пишет Платон в своем «Государстве», — никто из них не должен иметь никакой частной собственности кроме самого необходимого; затем ни у кого из них не должно быть никакого жилья или кладовой, в которую не мог бы войти всякий желающий.

Все необходимое, в чем нуждаются храбрые и умеренные воины, они должны получать от других граждан по порядку в виде вознаграждения за службу в таком количестве, чтобы не испытывать нужду, но чтобы также ничего не оставалось на будущее. Обедая товариществами, они должны жить вместе, как воины в походе. Относительно золота и серебра нужно говорить им, что у них всегда в душе божественное золото и что в человеческом они не нуждаются.

Не следует им приобретением этого человеческого золота осквернять приобретение небесного». Что же касается ремесленников, то в государстве Платона они живут на основе частной собственности, потому что перед ними не стоят те высокие задачи, от которых она могла бы их отвлечь. Потребительский коммунизм, который Платон устанавливал для двух высших сословий, будучи последовательно развит, заставляет его выдвинуть тезис об общности жен.

«Все жены, — говорит Платон, — должны быть общими у всех мужей, и ни одна не должна жить с кем-нибудь отдельно. Также дети у всех общие, и ни родители не знают детей, ни дети родителей». Государство регулирует браки, преследуя здесь евгенические цели. Больные или слабые дети уничтожаются, а здоровые передаются в воспитательные дома. «Там станут заботиться о питании младенцев, — говорит Платон, — для чего будут приводить в воспитательные дома матерей, изобилующих молоком, но при этом нужно стараться, чтобы ни одна из них не узнала своего ребенка.

Если же матерей окажется недостаточно, будут брать других женщин, имеющих молоко». В длительном процессе воспитания и обучения все подвергаются трем испытаниям: в 20, 30 и 50 лет. Только выдержавшие все три экзамена становятся правителями, остальные зачисляются на различные должности военного сословия.

Не без основания считают, что в утопии Платона мы находим не что иное, как идеализированный спартанский строй.Античная мысль билась над проблемой выхода из наступившего в IV в. до н. э. кризиса. Платон видит такой выход в возврате к прежнему, в восстановлении старого полиса в его наиболее чистой спартанской форме. Ремесленники Платона — это рабы, а стражи — рабовладельцы, у которых уравнительность, необходимая для подчинения рабов, доведена до логического конца.Нечего доказывать, что идеальный строй Платона — строй реакционный. Философ звал античное общество назад. Модернизаторы объявляют Платона коммунистом. Hо, во-первых, «коммунизм» Платона только потребительский, а во-вторых, — это «коммунизм» маленькой правящей группы, не распространяющийся на все общество.

Идеал Платона есть не что иное, как идеализированная рабовладельческая общинно-государственная собственность.

vladhistory.com

Философ Платон кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Философ Платон продолжает плеяду великих древнегреческих ученых, о которых помнят и сегодня. Как и его учитель Сократ, и последователь Аристотель, Платон жил в крайне неспокойный век, когда знаменитый греческий полис переживал кризис, внутри страны с новой силой вспыхнула межклассовая борьба, а, кроме того, закончилась эпоха эллинизма, сдавшись под натиском Александра Македонского.

Первые страницы биографии Платона

По свидетельству различных исторический источников Философ Платон появился на свет либо в 428 либо в 427 году нашей эры в прекрасном городе Афины. Причем он был рожден в очень родовитом семействе, так как его отец был потомком последнего афинского царь Кодра, а мать приходилась родственницей самому Солону. Именно именитое происхождение поспособствовало получению Платона прекрасного образования. Едва познакомившись с трудами Сократа, Платон стал его учеником и прямым последователем. На тот момент будущему философу было чуть больше двадцати.

Как известно, Сократ был казнен. Платон не смог смириться с той участью, которая постигла его ученика, непримиримый он покинул Афины и некоторое время блуждал по стране без цели, хотя вполне вероятно, в поисках лучшей доли для своего просвещенного ума. За все время своего путешествия Платон также побывал и в Египте, где научился многому у местных жрецов, познал еще больше, вобрав в себя частицу чужеродных знаний. После этого отправился в Италию, где достаточно тесно общался с представителями пифагорейской философской школы.

Несмотря на свои многочисленные скитания и постоянный поиск, Платон глубоко в душе был верен своей родине, городу Афины. Фактов о его странствиях на самом деле немного, по большому счету кроме его передвижений по некоторым древнегреческим городам, посещения Египта и Италии никаких других достоверных данных нет. Когда он достиг акмэ, высшего расцвета личности, которое, как полагали древние греки, приходит к человеку в возрасте 40 лет, философ Платон наконец вернулся в свой родной дом.

 

Открытие Академии

Едва он ступил на афинскую землю, как принял решение открыть собственную школу. Так как философ сам знал многое, понимал в полной мере многообразие всех жизненных законов, он, вероятно, чувствовал острую необходимость поделиться своим знанием с другими. Потому и было открыто в Афинах новое учебное заведение, именованное Академией. Ученики этой академии имели полное право проводить в заведении все свое свободное время, и даже жизнь в здании. Процесс обучения складывался из двух составляющих: философские беседы, и слушание речей Платона.

На протяжении дальнейшей жизни Платон уже не выезжал за пределы родного города, а праздной жизни в богатстве и роскоши предпочел уединение, которое философ разделил со своими учениками. Опасаясь, что его постигнет та же участь, что когда-то на себе испытал его учитель, Платон не выносил свои идеи на открытый показ всего города, а излагал их только в узком кругу тех людей, которым его философия действительно была близка и интересна. Он не забыл то, что когда-то рассказывал ему Сократ, а даже дополнил суждения своего учителя своими, внеся чуть больше истин.

 

Основа для философии Платона

Философия Платона складывалась в большей степени с момента его первого знакомства с Платоном, до того дня, когда долгое путешествие философа было окончено. Примерно 20 лет он накапливал знания и мысли, которые затем были им переосмыслены и выведены в форме совершенно новых суждениях. Все же как бы ни были новы мысли древнегреческого философа вполне понятно, что они базировались на том, что ранее высказывалось Сократом и Пифагором. От учителя он перенял особую чуткость и внимательность в отношении этики и тех проблем, которые поднимает этика, но и влияние пифагорейской школы на Платона также отрицать нельзя. В первую очередь оно проявилось в самом устройстве Академии, в том, как там велись занятия, а также в основном момента; философы в учебном заведении жили и работали вместе. Кроме организационных моментов большое внимание в школе уделялось и политике.

С учетом того, что в то время в решении политических вопросов принимали участия все полноценные граждане полиса, достигшие совершеннолетия, было особенно важным уделить внимание в том числе и политическому воспитанию. Основными аспектами, на которые обращалось особое внимание в процессе политического образования, были справедливость и острота ума. Чуть позже уже ученик Платона, Аристотель глубже изучит сущность человека-политика и выведет  определение такого типа поведения.

Политический аспект образования в Академии

Вообще политика является одним из ключевых аспектов учения Платона. Свои взгляды он изложил в нескольких трактатах, объединенных под общим названием «Государство». Все политическое было сведено Платоном к личностному, он провел четкие параллели между отдельно взятыми сторонами души и типажами поведения, социальными ролями. Согласно такой концепции создание идеального государства вполне достижимо, однако для этого необходимо, чтобы каждый человек четко знал свое место и выполнял специально отведенную для него роль.

И, конечно, он должен выполнять определенные функции, которые с его собственным уровнем умственного развития не поменяются, так как изначально соответствуют его максимальным способностям. Главными в любом государстве являются воины, призванные защищать от врага. Их воспитанию стоит уделять отдельное внимание, прививая  не только физические навыки и особую жизнестойкость, но и острый ум, разумность, которая позволила бы победить инстинкты, полностью подчинив их воле. Для  полнейшего воплощения идеи необходимым является наличие в любом государстве людей, которые бы создавали все необходимые материальные блага. Такова платоновская схема идеального государства.

 

Письменные работы Платона

Разумеется, помимо устных выступлений Платон излагал свои идеи и в письменном виде, прибегая в основном к такой форме, как диалог. Философом Платоном за всю его долгую жизнь написано множество трудов, и вполне закономерно, что идеи, представленные в его ранних работах, отличаются оттого, что можно заметить уже в материалах более поздних.

 

Ученые, изучающие Платона и его философию, условно разделяют все его письменные работы на три этапа:1.      Ученичество – здесь наиболее ярко проявляется влияние Сократа.2.      Странствия, когда в своих суждениях философ опирается в основном на слова Гераклита.3.      Преподавание. Вполне понятно, что для последнего периода характерно влияние Пифагора и его школы, однако не только. Идеи Сократа все так же легко уловимы в различных работах, а вот влияние Гераклита со временем существенно уменьшается, отходя на второй план.

 

Основные положения учения Платона. Эйдос

Платон изрекал разные идеи, и все же все его мысли условно можно отнести к идеализму, основоположникам которого философ собственно и является. Главным из множества учений Платона является эйдос. В нем весь мир был разделен на две составляющие: идеи и форма, то есть, по сути материальное воплощение всех идей. В основу всего Платон заложил идею Блага, от которой уже проистекают все прочие. Под Благом философ понимает не что иное, как абсолютный идеал, высшее прекрасное, а также творца вселенной. Эйдосом же философ называл сущность любой вещи, так, для человека таковым является душа.

ДушаО самой душе Платон говорил двояко. Он осознавал, что в любом человеке есть как положительное, так и отрицательной, не бывает добродетели без греха. Представляя собой одновременно и благородство и порок, человеческая душа при земной жизни не может в полной мере познать истины. Это право она получает лишь после смерти в высшем загробном мире.

Перерождаясь, все познанное душой забывается, оставаясь лишь в виде остаточных воспоминаний, которые человек не может интерпретировать и понять. Так что по Платону выходит, что познание мира процесс бесконечный, так как едва узнав правду, мы забываем о ней. В то же время познание для человека на земле это не процесс получения знаний, а лишь попытка разглядеть правду, опираясь при этом на любовь красоту и правильные справедливые поступки.

Красота и любовьПомимо эйдосов огромное внимание в своем учении уделяет и понятию красоты. Философ видит истинное предназначение человека в том, чтобы творить красоту посредством гармоничных законов искусства, а, кроме того, видеть прекрасное в человеке и во всем материальном, что окружает. Красота, как высшая сила дарует истину, так же, как и любовь. Последняя как раз и рождает красоту, в том числе и человеческих взаимоотношений. Получается, что именно любовь является ключевым моментом процесса познания.

Двойственность ПлатонаПри таком конкретном разделении мира на вещественное и невещественное, многие ошибочно воспринимают все буквально, обвиняя Платона в дуализме. Однако это вовсе не так. На самом деле речь скорее о том, что для философа принципиальным было показать, что эйдосы вечны, тогда как все вещественное имеет свой конец. То есть эйдосы могут существовать и отдельно, не будучи выражены в предмете или явлении, а предмет или явление представляет собой что-то заведомо осмысленное, обладающее идеей.

Несмотря на то  что Платон не стремился к общему признанию, даже наоборот, в большей степени скрывая свои труды от окружающих, этот философ получил достойное призвание еще при жизни. При чем его идеи были признаны как простым народом, так и руководителями полисов, которые не раз обращались к нему с просьбой помочь в составлении справедливых законов. Сам Платон был личностью весьма двойственной, в нем было много противоречий. К примеру, несмотря на высокоразвитый интеллект философ тем не менее искренне верил мифам, как определенным символам. Возможно, это и логично, по крайней мере, так казалось самому Платону. И все же при всей своей сложности этот мыслитель заслуженно стал известен общественности, не зря его идеи живы и поныне.

antiquehistory.ru

Платон (философ) - биография и семья

В 427 году до нашей эры, в свободном городе Афины родился мальчик, получивший имя Аристокл. Однако в историю он вошел под своим прозвищем Платон. Считается, что это прозвище он получил либо за непомерно широкий лоб, либо за необъятную грудь. Постепенно в исторических документах прозвище вытеснило имя, а потому Аристокла мы знаем именно как философа Платона. Нет общего мнения и по поводу года его рождения. Некоторые историки утверждают, что Платон родился в год смерти Перикла – 429 до н.э., другие говорят, что на время этого события Платону исполнилось два года. Идут споры и о месте его рождения, но, по сравнению с его деяниями, все это не так уж и важно.

Отец Платона, Аристон, был потомком царя Кодра – мифологического правителя, который пожертвовал жизнью, вняв словам оракула о том, что в войне победит та сторона, которая потеряет своего царя. По легенде, афиняне, пораженные подвигом Кодра, решили, что достойного преемника найти не смогут, и объявили его трон вакантным навсегда. Мать Платона (по одним источникам – Погона, по другим – Периктиона) вела род от самого мудреца Солона. Выходит, что Платон унаследовал лучшее как по отцовской, так и по материнской линии. Большое количество его родственников было занято в афинской политике, и все они пророчили Платону блестящую карьеру именно на политическом поприще. Но юный философ проявил ничем не прикрытое отвращение к такой деятельности «на благо общества». Из своего знатного происхождения он почерпнул лишь одно: самое блестящее воспитание и образование, какое было доступно в Афинах тех времен.

О годах детства и юности Платона известно слишком мало, для того чтобы уверенно говорить об этом. Достоверным выглядит лишь период, начавшийся встречей Платона с Сократом. Хотя нет сомнений, что известный философ и учитель Сократ вряд ли обратил бы внимание на нерадивого ученика. Но не только ум выделял Платона среди сверстников. Он отличался в силовых и гимнастических упражнениях благодаря своей ловкости и мощному физическому сложению. Легенда гласит, что Платон даже принимал участие в публичных национальных играх – Истмийских и Пифийских. Один из учителей Платона, Драконт, отметил его выдающиеся успехи в поэзии и музыке. Платон пробовал себя в разных видах поэзии – он писал и эротическую лирику, и эпиграммы, но ближе всего будущему философу оказались драма и героический эпос. Правда, свидетельства об этом дошли до нас от Диогена Лаэрция и не подтверждены письменными источниками. Тем более что, создав большую эпическую поэму, Платон после сравнения ее с сочинениями Гомера сжег опус без сожаления. На тот момент ему было девятнадцать, и именно в этот год он встретился с Сократом, который вселил в душу юноши честолюбие высокой пробы, несоизмеримое с желанием заниматься поэзией. Немного ранее Платон ознакомился с философией Гераклита, так что семена Сократа пали на подготовленную почву.

В жизни афинского общества это было время разгара Пелопонесской войны. Афины потеряли флот, а неугомонные спартанцы блокировали город с суши. Каждый афинский гражданин считал, что должен внести свою лепту в оборону. Естественно, что не избежал этого и Платон. Он принимал участие в битвах при Делии, Танагре и Коринфе, в которых проявил находчивость и стойкость духа. Тем не менее, его биографы утверждают, что в перерывах между битвами Платон находил время для занятий философскими проблемами. До самой кончины Сократа Платон считался одним из лучших и любимейших его учеников. Известно, что он подготовил речь в защиту своего учителя, но произнести ее на судилище не смог – ярость и дикие крики толпы согнали его с трибуны. Свою привязанность и беспредельное уважение к Сократу Платон высказал в «Федоне» и «Апологии», нарисовав яркий портрет любимого учителя.

После того как Сократ добровольно выпил яд цикуты и принял смерть, Платон покинул Афины, назвав город скопищем преступников и невежд. Однако вполне возможно, что уехал он, опасаясь продолжения гонений на школу Сократа.

Сначала Платон обосновался на острове Мегары, где уже поселились некоторые ученики Сократа, а потом перебрался в Кирены. Во многом выбор был связан с тем, что в Киренах жил знаменитый геометр и математик того времени Феодор. Платон брал у него уроки и придавал этим знаниям столь большое значение, что впоследствии на воротах собственной школы велел выбить надпись, сообщавшую, что доступ сюда открыт лишь для «знающих геометрию». Хотя по некоторым данным такая же надпись существовала и раньше, на входных воротах знаменитой школы Пифагора.

После обучения в Киренах Платон отправился в Египет. Сюда съезжались путешественники со всего мира, чтобы своими глазами увидеть чудеса этой древней страны. Жрецы Египта владели огромными знаниями как в астрономии и математике, так и в других областях наук, но делиться с чужеземцами не спешили, хотя приобщиться к египетской мудрости было одним из важнейших желания философов и ученых. В Египте побывали и Пифагор, и Солон, и Геродот, и Демокрит, так что Платон шел проторенной тропой. Прожил он в Египте чуть больше трех лет. Вряд ли за это время жрецы могли допустить его к своим сакральным знаниям, да к тому же Платон и не стремился снискать их доверие из-за своей склонности к скептицизму. Так что мистицизмом он не проникся, и в поздних его сочинениях философские учения Египта практически не оставили следа. Можно смело утверждать, что пребывание Платона в Египте обогатило философа лишь знаниями в области астрономии. Правда, в сочинении «Республика» Платон говорит об удачном экономическом устройстве Египта и сословном разделении, но определяет принадлежность людей к кастам не от рождения, но сообразуясь с их наклонностями и способностями.

Период жизни Платона после Египта и до возвращения в Грецию расплывчат, а сведения о нем состоят, в основном, из легенд. Одни считали, что он отправился в Персию и в Индию, другие весьма правдоподобно заявляют, что он тайно являлся в Грецию и лишь позже открыто посетил Афины. Как бы там ни было, а в родные Афины Платон прибыл, насколько известно, уже сорокалетним, умудренным опытом и знаниями мужем. У Платона в Греции практически не было друзей, да и враги уже подзабыли его, и в 386 году до н.э. он открывает свою школу.

Школа Платона, названная Академией, расположилась недалеко от Афин и за короткое время стала не только одной из самых значимых и влиятельных философских школ Греции, но и священной Меккой для ученых и образованных людей. Несколько сот лет сюда приезжали не только римляне и греки, но и варвары – для получения знаний от преемников Платона. Философ не был женат и, соответственно, наследников у него не было, а потому Академия являлась как бы собственностью самой школы, и в разное время возглавляли ее ученики философа, всегда подчеркивая примат Платона.

В отличие от Сократа, излагавшего мысли своего учения в устной форме, Платон написал множество сочинений, используя форму диалога, как наиболее доходчивую и понятную. Считается, что именно эти сочинения – «Диалоги» – поставили Платона в ряд самых лучших писателей мировой литературы. А вот метод преподавания в своей академии Платон скопировал у Сократа. Крайне редко он читал ученикам и жаждущим знаний более-менее связную логически лекцию и куда чаще применял методику вопросов и ответов, в результате вместе со своими учениками разрабатывая положения и делая выводы. Такой подход позволял постоянно удерживать внимание учеников и вынуждал не просто слушать лектора, но и участвовать в работе, отслеживая нить рассуждений учителя. Подобный способ обучения был назван диалектическим и, хотя является изобретением Сократа, приписан Платону.

По расхожей легенде, уже вернувшись в Грецию, Платон побывал в Сиракузах при дворе тирана Дионисия Страдгая. Положение учителя наследника, занятое им при дворе, подвигло Платона на достаточно несвоевременные замечания по поводу устройства и внутренней политики государя Сиракуз. Дионисий, нрав которого вполне можно сравнить с нравом Ивана Грозного, подобных вещей не терпел, и когда споры надоели ему окончательно, даже собрался казнить навязчивого философа. Спасло Платона лишь заступничество его поклонника Диона, родственника тирана. Дионисий поручил послу Спарты Поллиду, отправлявшемуся на родину, вывезти на своем корабле Платона «хотя бы куда-нибудь». Можно считать, что Платону в этой истории крупно повезло, так как Поллид попросту продал философа в рабство во время стоянки на острове Эгана. Платона выкупил за весьма существенную сумму некий Анникерид и отпустил его на волю.

Говорят также, что через двадцать лет после этой истории уже стареющему Платону пришлось вновь посетить Сиракузы. Дионисий к тому времени умер, и престол занимал его сын. Малодеятельный, неспособный к управлению из-за лени, Дионисий Младший не интересовался даже тем, что царство, созданное его отцом, начало распадаться. Платон отправился в Сиракузы с целью осуществить проект своего совершенного политического государства, думая, что найдет понимание в лице нового царя и бывшего ученика. Однако философ очень быстро обнаружил, что молодой царь не очень-то склонен следовать его советам. Платон осознал, что пытается добиться невозможного, а позже получил и явный отпор своим идеям. Начались насмешки и угрозы, и философ счел благоразумным убраться из Сиракуз.

Через шесть лет Платон вновь отправился в Сиракузы, на этот раз в надежде примирить Дионисия младшего с Дионом, однако его снова постигла неудача. К тому времени молодой правитель успел превратиться в куда большего деспота, чем его отец, и не терпел вмешательств как в дела управления, так и в свои личные. Дерзость Платона его попросту взбесила, и философ опять едва не поплатился головой за свои благие намерения. Но и на этот раз он был спасен – вмешался пифагореец-философ Архит. Платон срочно покинул Сиракузы.

Избежавший расправы философ вернулся в Афины в 360 году до нашей эры и полностью погрузился в дела Академии, беседы с учениками и углубление своих философских теорий. В результате появились на свет сочинения Платона «Законы» и труд по собственной его космологической мифологии «Тимей». Еще четырнадцать лет Платон фактически не покидал Академии, занимаясь своими сочинениями и своей школой. Он дожил до восьмидесяти лет и умер в 347 году до нашей эры, в окружении учеников.

Великий философ похоронен недалеко от Академии, в Керамике, и его гробницу демонстрировали еще долгое время спустя. Ныне место захоронения Платона утеряно.

people-archive.ru

Древнегреческая философия Платона — её основные идеи |

Крупнейший философ греческой античности Платон. Философия Платона одна из самых известных и самых читаемых в мире. Его настоящее имя – Аристокл. Он происходил из знатного рода, увлекался гимнастикой, борьбой, верховой ездой, был красив и статен. В молодые годы удостоился от своего учителя, Сократа, прозвища — «Платон», что означает «широкоплечий».

Древнегреческая философия Платона

В зрелые годы Платон приобрел вблизи Афин сад и основал там собственную школу, назвав её Академией.

Вместо того, чтобы делать карьеру политика, Платон считал более важным занятием обучать потенциальных государственных деятелей. По этой причине, он создал школу для будущих лидеров.

Она существовала 1000 лет и закрылась уже во времена Византии.

Познания мыслителя в области различных наук были поистине энциклопедическими. Свидетельством тому – сохранившиеся сочинения, которых чуть более сорока. Почти все они написаны в форме диалога.

Философия Платона — Основные идеи философии Платона

Платон стал основоположником философской системы идеализма. Концепция идей занимает центральное место в его философских трудах.

Он исходил из того, что реальные представления постоянно подвержены изменениям, а чувства и эмоции не способны давать адекватного представления о мире и его устройстве.

Философия Платона говорит: У нас есть несколько различных систем в нашей психике, каждый со своей собственной повесткой дня, каждая тянет нас в разные стороны. Мы легион.

Согласно Платону, в нашей психике есть три основных части или системы:

  1. интеллектуальная или рациональная система,
  2. энергичная или эмоциональная система,
  3. система физических аппетитов.

Платон считал, что большинство людей не имеют никакой иерархии или порядка в своих психических системах. Они как корабли без капитана, с каждым членом экипажа выкрикивают противоречивые указания. Мы не можем иметь цельный курс по жизни, пока не поймем, как управлять собой.

Мир, воспринимаемый только органами чувств, — это лишь бледная копия высшего, идеального мира. Идея может соотноситься как с материальными, так и с духовными явлениями.

Синонимическими по отношению к идее  выступают еще два понятия – эйдос и сущность.

Постижение идеи рациональным путем  невозможно. Только интуиция и прозрение способны открыть человеку глаза, заставить его прозреть. Не все идеи философии Платона равнозначны и равноценны. Вслед за учителем Сократом – Платон ставил превыше всего идею Божественного блага.

С именем Платона ошибочно связывают понятие платонической любви, как любви, лишенной чувственного влечения.

В действительности, такое понимание принадлежит философу-неоплатонику Плотину, жившему в первые века существования христианства. Основатель Академии был склонен к иному толкованию. Любовь у него – некий мост, соединяющий оба начала – духовное и телесное.

Искусство философ Платон рассматривал как «подражание подражанию», как нечто вторичное, производное по отношению к идеям и вещам.

Поскольку искусство является воспроизведением действительности, которая иллюзорна, оно уводит людей от истины. Поэзия действует на эмоции, страсти, возбуждает чувственность, поэтому вредна для общества. Исключение философ делал для гимнов богам и прославлению добродетели.

Парадокс заключается в том, что, отрицая познавательное и воспитательное значение художественной литературы, Платон сам был замечательным писателем-стилистом.

Наконец, учение Платона о государстве зиждется на идее справедливости. Государство, по его мысли, должно  управляться не всеми, а лучшими, избранными. Платон критически относился к демократии за ее непредсказуемость, неуважение к знаниям и авторитетам, некомпетентности во многих вопросах.

Он потерял веру в афинскую демократию — это была просто толпа, с низменным страстям и предрассудкам,  с  недобросовестными демагогами.  Философ Платон наблюдал, что есть взаимная вражда между интеллектуальными членами общества и массами.

Платон, по мнению многих, является самым важным философом, который когда-либо жил. Он известен как отец идеализма в философии. Его идеи были элитарными. Философия Платона — это философия, предназначенная для царя, идеального правителя. Вот один из девизов философии Платона: «Правильная цель души — справедливость» По материалам

Роза Мира Кратко

1. Самые страшные угрозы для человечества

2. Абсолютная ценность личности

3. Что есть Истина?

4. Потусторонняя реальность

5. Многослойность Мира

6. Происхождение зла

7 . Свобода Воли и Свобода Выбора

8. Структура человека

www.molodostivivat.ru

Платон-великий философ

Страшный соблазн наслаждение

Платон   427-347 гг. до н. э.

Платон-великий философ и мыслитель античности. По преданию настоящим именем его был Аристокл, как и имя его деда, и только значительно позднее его прозвали Платоном из-за ширины (платос) плеч. Платон был выходцем из очень знатной афинской семьи, родоначальником которой был царь Кодр. По всей вероятности, он был самым младшим из четырёх детей в семье. Имя его отца было Аристон, имя матери- Периктиона.Родившись в богатой и культурной семье, Платон получил соответствующее воспитание, изучая поэмы Гомера и Гесиода, музыку, гимнастику, а также всё, что было доступно афинянину в «Золотого Века«. Учителями его были в чтении и письме Дионисий, в гимнастике-Аристон, в музыке дракон.Все ожидали, что исключительно одарённый юноша, который рано начал писать лирические и драматические произведения, сделает блестящую карьеру поэта и политического деятеля, однако этого не случилось. И когда в последствии Платон пишет о том, как юноша исключительной одарённости, выросший в знатной семье среди роскоши, противится заманчивым настояниям родственников и обращается к философии, ясно, что здесь нашли отображения события из его собственной жизни.Так, для Платона решающее значение имело его знакомство с Сократом, произошедшее, когда Платону было 20 лет.В течении 9 лет Платон получал уроки диалектики у мудрого учителя, который оказал на него столь сильное влияние: равной преданности ученика своему учителю история не знает.с тех пор интерес Платона к философии стал исключительной страстью его жизни.В восторге Платон сжёг стихи и трагедии, которые написал в юношеском возрасте и которые собирался представить афинской публике. В 399 году до н. э. Сократ был приговорён к смерти и выпил цикуту. Разочарованный (а согласно одной из версий и напуганный ) Платон уехал вместе с другими последователями Сократа в Мегары к Евклиду- признанному философу и главе мегарской школы. Там он провёл около четырёх лет, а затем возвратился в Афины, однако чтобы снова отправится в другие путешествия.Первым путешествием Платона стала его поездка в Египет, где он обучался геометрии и астрономии, затем- в город Кирену, в Северной Африке, где он учился у математика Феодора.Оттуда Платон отправился в Великую Грецию, как называли в те времена Южную Италию, и Сицилию, по-видимому, чтобы познакомится с теориями тех пифагорейских общин, которые впервые осуществили на практике сочетание философии с политической властью.В связи с этим Платон полагал, что только тогда города и отдельные люди могут могут достичь процветания и счастья, когда божественной волей либо философы будут царствовать, либо цари будут заниматься философией.В Сиракузах, где правил тогда тиран Дионисий старший, Платон попытался принять активное участие в политической жизни, однако потерпел неудачу, и уехал оттуда.На обратном пути ему пришлось пережить ряд приключений. Корабль высадил его на острове Эгине, которая была союзницей Спарты, где афинского философа объявили военнопленным, потому что Эгина находилась в состоянии войны с Афинами. Освободил Платона его старый знакомый- богатый киренянин Анникерид, заплативший за философа выкуп.Создание АкадемииВозвратившись в Афины в 387 году до н. э., Платон основал постоянно действующую философскую школу. Место, где Платон основал свою школу, называлась Академией. В Академии изучали астрономию , математику, и главным образом философию. В живописной и тихой местности Платон прожил без перерыва целых двадцать лет. Здесь он беседовал, учил, писал, и публиковал свои произведения. Эти двадцать лет были самыми плодотворными и самыми творческими годами в жизни Платона.Дошедшие до нас произведения Платона- «Апология Сократа», 34 диалога и 13 писем. Почти все произведения Платона написаны в виде диалоговПлатон рассказывает о мире и его происхождении, о душе и знании, о математике, об обществе и разделении труда, о воспитании и искусстве и т.д. В своих трудах Платон часто обращается к мифам с целью более наглядно представить свои идеи и взгляды на философские проблемы.

gidvgreece.com


Смотрите также