Тема древняя греция. Итоговый урок по теме "Древняя Греция"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 5. Древняя Греция. Тема древняя греция


Тема 5. Древняя Греция

Определение античности. Хронологические и территориальные рамки древнегреческой культуры. Археологические открытия Генриха Шлимана и переворот во взглядах на историю Греции.

Территория и первое население Греции. Эгейский мир и крито-микенская культура. Археологические раскопки Эванса на Крите. Современная наука о культуре Крита. Кносский дворец. Мифы о Миносе, Минотавре, лабиринте. Дворцовая цивилизация: основные занятия, общественные и политические отношения, развивающиеся формы культуры. Письменность Крита и Микен и расшифровка одного из видов письменности (линейного письма Б). Дворцовые хозяйства Крита и городов микенского типа.

Микены. Роль Г. Шлимана в открытии этой культуры. Микенская культура и ее отличие от культуры Крита. Сведения о гибели микенской культуры.

Культура Греции. Истоки и основные этапы ее развития. Гомеровский период. Греческая колонизация. Подъем культуры в архаический период. Классический период греческой культуры. Эллинистический период и его особенности.

Религия. Политеизм и пантеизм греков. Рождение космоса из хаоса, традиционные представления о нем и три поколения греческих богов. Кто такие олимпийские боги. Отношение к религии в эпоху архаики и классики. Рационализм вытесняет религию.

Искусство. Народные традиции в греческом искусстве. Рождение театра в Греции и его особенности. Литература Греции, представленная именами выдающихся трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида.

Школы и центры греческого искусства. Вазопись (чернофигурные и краснофигурные вазы). Канон древнегреческого искусства. Греческая скульптура и ее высочайшие образцы. Творчество Мирона, Фидия, Поликлета, Полигнота, Левкипа, Лисиппа и др. Развитие архитектуры в архаический, классический и эллинистический периоды. Ордерная система греческой архитектуры. Завершение искусства Греции и обращение его к иным, не свойственным ему чертам в эпоху эллинизма.

Рассматривая античную культуру, следует иметь в виду, что она отличается от ранних культур прежде всего своим мышлением. Если в Египте, в Месопотамии мы говорим о господстве мифологического сознания, то теперь, по определению К. Ясперса, наступает так называемое «осевое время» (между 800 и 200 гг. до н. э.). В Древней Греции, Китае, Индии, Персии, Палестине возникают духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и сегодня.

В Греции начинают отчетливо проявляться и обретают самостоятельность пока не все, но некоторые весьма важные формы культуры: литература, включающая мифологию, эпос, трагедию, религия, философия. Рождается греческий театр. Римская культура продолжает и развивает эти традиции, но вносит и свой вклад. Самостоятельную жизнь обретает право, в лоне греческой и римской философии рождаются идеи новой, не языческой, а монотеистической религии – христианства.

Тема 6. Древний Рим

Географические условия и древнее население Италии. Культура этрусков: хозяйство, общественный и государственный строй, религия, искусство.

Истоки и основные периоды развития римской культуры. Царский период. История республиканского Рима. Завоевательные войны римлян. Гражданские войны в Риме. Диктатура Юлия Цезаря.

Культура Рима. Религия: традиционные верования и заимствование пантеона греческих богов. Отношение римлян к чужим религиям в период империи: культ Исиды, митраизм, христианство.

Мифология. Древнейшие римские мифы. Отражение в мифологии истории Рима. «Римский миф» и его главная идея исключительной судьбы Рима. Окончательное оформление «Римского мифа» в «Энеиде» Вергилия и «Истории Рима» Тита Ливия.

Быт и нравы римского общества. Система ценностей римлянина. Влияние греческих начал на римские традиции и нравы. Изменения психологии римского гражданина в эпоху империи.

Философия Рима. Влияние греческой философии на римские образованные круги. Наиболее распространенные течения. Эпикурейство. Пифагорейство. Стоицизм и платонизм. Стоик Марк Аврелий. Плотин и его учение неоплатонизм.

Искусство Рима. Отношение римлян к людям, занимающимся ремеслом. Особенности римской архитектуры, римляне как практичные строители. Форум – многоликий памятник архитектурного искусства, включающий храмы, базилики, триумфальные арки, колонны и другие сооружения. Скульптурное искусство Рима. Скульптурный портрет и его своеобразие. Алтарь мира Августа. Искусство фресок.

studfiles.net

Тема 5. Древняя Греция

Определение античности. Хронологические и территориальные рамки древнегреческой культуры. Археологические открытия Генриха Шлимана и переворот во взглядах на историю Греции.

Территория и первое население Греции. Эгейский мир и крито-микенская культура. Археологические раскопки Эванса на Крите. Современная наука о культуре Крита. Кносский дворец. Мифы о Миносе, Минотавре, лабиринте. Дворцовая цивилизация: основные занятия, общественные и политические отношения, развивающиеся формы культуры. Письменность Крита и Микен и расшифровка одного из видов письменности (линейного письма Б). Дворцовые хозяйства Крита и городов микенского типа.

Микены. Роль Г. Шлимана в открытии этой культуры. Микенская культура и ее отличие от культуры Крита. Сведения о гибели микенской культуры.

Культура Греции. Истоки и основные этапы ее развития. Гомеровский период. Греческая колонизация. Подъем культуры в архаический период. Классический период греческой культуры. Эллинистический период и его особенности.

Религия. Политеизм и пантеизм греков. Рождение космоса из хаоса, традиционные представления о нем и три поколения греческих богов. Кто такие олимпийские боги. Отношение к религии в эпоху архаики и классики. Рационализм вытесняет религию.

Искусство. Народные традиции в греческом искусстве. Рождение театра в Греции и его особенности. Литература Греции, представленная именами выдающихся трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида.

Школы и центры греческого искусства. Вазопись (чернофигурные и краснофигурные вазы). Канон древнегреческого искусства. Греческая скульптура и ее высочайшие образцы. Творчество Мирона, Фидия, Поликлета, Полигнота, Левкипа, Лисиппа и др. Развитие архитектуры в архаический, классический и эллинистический периоды. Ордерная система греческой архитектуры. Завершение искусства Греции и обращение его к иным, не свойственным ему чертам в эпоху эллинизма.

Рассматривая античную культуру, следует иметь в виду, что она отличается от ранних культур прежде всего своим мышлением. Если в Египте, в Месопотамии мы говорим о господстве мифологического сознания, то теперь, по определению К. Ясперса, наступает так называемое «осевое время» (между 800 и 200 гг. до н. э.). В Древней Греции, Китае, Индии, Персии, Палестине возникают духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и сегодня.

В Греции начинают отчетливо проявляться и обретают самостоятельность пока не все, но некоторые весьма важные формы культуры: литература, включающая мифологию, эпос, трагедию, религия, философия. Рождается греческий театр. Римская культура продолжает и развивает эти традиции, но вносит и свой вклад. Самостоятельную жизнь обретает право, в лоне греческой и римской философии рождаются идеи новой, не языческой, а монотеистической религии – христианства.

Тема 6. Древний Рим

Географические условия и древнее население Италии. Культура этрусков: хозяйство, общественный и государственный строй, религия, искусство.

Истоки и основные периоды развития римской культуры. Царский период. История республиканского Рима. Завоевательные войны римлян. Гражданские войны в Риме. Диктатура Юлия Цезаря.

Культура Рима. Религия: традиционные верования и заимствование пантеона греческих богов. Отношение римлян к чужим религиям в период империи: культ Исиды, митраизм, христианство.

Мифология. Древнейшие римские мифы. Отражение в мифологии истории Рима. «Римский миф» и его главная идея исключительной судьбы Рима. Окончательное оформление «Римского мифа» в «Энеиде» Вергилия и «Истории Рима» Тита Ливия.

Быт и нравы римского общества. Система ценностей римлянина. Влияние греческих начал на римские традиции и нравы. Изменения психологии римского гражданина в эпоху империи.

Философия Рима. Влияние греческой философии на римские образованные круги. Наиболее распространенные течения. Эпикурейство. Пифагорейство. Стоицизм и платонизм. Стоик Марк Аврелий. Плотин и его учение неоплатонизм.

Искусство Рима. Отношение римлян к людям, занимающимся ремеслом. Особенности римской архитектуры, римляне как практичные строители. Форум – многоликий памятник архитектурного искусства, включающий храмы, базилики, триумфальные арки, колонны и другие сооружения. Скульптурное искусство Рима. Скульптурный портрет и его своеобразие. Алтарь мира Августа. Искусство фресок.

studfiles.net

Тема 5. Древняя Греция

Определение античности. Хронологические и территориальные рамки древнегреческой культуры. Археологические открытия Генриха Шлимана и переворот во взглядах на историю Греции.

Территория и первое население Греции. Эгейский мир и крито-микенская культура. Археологические раскопки Эванса на Крите. Современная наука о культуре Крита. Кносский дворец. Мифы о Миносе, Минотавре, лабиринте. Дворцовая цивилизация: основные занятия, общественные и политические отношения, развивающиеся формы культуры. Письменность Крита и Микен и расшифровка одного из видов письменности (линейного письма Б). Дворцовые хозяйства Крита и городов микенского типа.

Микены. Роль Г. Шлимана в открытии этой культуры. Микенская культура и ее отличие от культуры Крита. Сведения о гибели микенской культуры.

Культура Греции. Истоки и основные этапы ее развития. Гомеровский период. Греческая колонизация. Подъем культуры в архаический период. Классический период греческой культуры. Эллинистический период и его особенности.

Религия. Политеизм и пантеизм греков. Рождение космоса из хаоса, традиционные представления о нем и три поколения греческих богов. Кто такие олимпийские боги. Отношение к религии в эпоху архаики и классики. Рационализм вытесняет религию.

Искусство. Народные традиции в греческом искусстве. Рождение театра в Греции и его особенности. Литература Греции, представленная именами выдающихся трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида.

Школы и центры греческого искусства. Вазопись (чернофигурные и краснофигурные вазы). Канон древнегреческого искусства. Греческая скульптура и ее высочайшие образцы. Творчество Мирона, Фидия, Поликлета, Полигнота, Левкипа, Лисиппа и др. Развитие архитектуры в архаический, классический и эллинистический периоды. Ордерная система греческой архитектуры. Завершение искусства Греции и обращение его к иным, не свойственным ему чертам в эпоху эллинизма.

Рассматривая античную культуру, следует иметь в виду, что она отличается от ранних культур прежде всего своим мышлением. Если в Египте, в Месопотамии мы говорим о господстве мифологического сознания, то теперь, по определению К. Ясперса, наступает так называемое «осевое время» (между 800 и 200 гг. до н. э.). В Древней Греции, Китае, Индии, Персии, Палестине возникают духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и сегодня.

В Греции начинают отчетливо проявляться и обретают самостоятельность пока не все, но некоторые весьма важные формы культуры: литература, включающая мифологию, эпос, трагедию, религия, философия. Рождается греческий театр. Римская культура продолжает и развивает эти традиции, но вносит и свой вклад. Самостоятельную жизнь обретает право, в лоне греческой и римской философии рождаются идеи новой, не языческой, а монотеистической религии – христианства.

Тема 6. Древний Рим

Географические условия и древнее население Италии. Культура этрусков: хозяйство, общественный и государственный строй, религия, искусство.

Истоки и основные периоды развития римской культуры. Царский период. История республиканского Рима. Завоевательные войны римлян. Гражданские войны в Риме. Диктатура Юлия Цезаря.

Культура Рима. Религия: традиционные верования и заимствование пантеона греческих богов. Отношение римлян к чужим религиям в период империи: культ Исиды, митраизм, христианство.

Мифология. Древнейшие римские мифы. Отражение в мифологии истории Рима. «Римский миф» и его главная идея исключительной судьбы Рима. Окончательное оформление «Римского мифа» в «Энеиде» Вергилия и «Истории Рима» Тита Ливия.

Быт и нравы римского общества. Система ценностей римлянина. Влияние греческих начал на римские традиции и нравы. Изменения психологии римского гражданина в эпоху империи.

Философия Рима. Влияние греческой философии на римские образованные круги. Наиболее распространенные течения. Эпикурейство. Пифагорейство. Стоицизм и платонизм. Стоик Марк Аврелий. Плотин и его учение неоплатонизм.

Искусство Рима. Отношение римлян к людям, занимающимся ремеслом. Особенности римской архитектуры, римляне как практичные строители. Форум – многоликий памятник архитектурного искусства, включающий храмы, базилики, триумфальные арки, колонны и другие сооружения. Скульптурное искусство Рима. Скульптурный портрет и его своеобразие. Алтарь мира Августа. Искусство фресок.

studfiles.net

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание

Тема:

Итоговый урок по теме "Древняя Греция".

Цель:

учить детей обобщать и делать выводы, формулировать умения самостоятельно применять знания в различных ситуациях, требующих творческой деятельности; развивать мышление, речь, интеллект, воспитывать стремление к знаниям, уважение к историческому прошлому.

Тип:

обобщение знаний.

Оборудование:

карта “Древняя Греция”, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами подведем итоги изучения темы “Древняя Греция” в форме игры. Наш класс разделен на две команды, которые будут соревноваться за звание “Лучшие знатоки истории Древней Греции”. В каждой команде принимают участие 5 учащихся, а остальные дети – это зрители, которые разделяться на две команды болельщиков. Принимая участие в игре, они правильными ответами смогут принести своей команде дополнительные баллы.

За ходом нашей игры будет наблюдать жюри, это старшеклассники – победители олимпиад по истории.

За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.

И так, игра начинается!

II. Этап всесторонней проверки знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Жюри оценивают приветствие, название команды, эмблему, девиз. (Все перечисленное относится к истории Древней Греции).

2. “Знаешь ли ты даты?”

Команды: “Александрия” и “Акрополь” получают карточки с заданиями.

Карточками №1.

Какое событие произошло в Древней Греции в указанные годы?

Около 1200 год до н.э. – (начало войны Греции против Трои).

594 год до н.э. – (реформы древнегреческого архонта Солона).

480 год до н.э. – (Саламинская битва)

334-325 годы до н.э. – (Поход македонского войска на Восток).

Карточка №2.

VIII-VI века до н.э.

– (эпоха Великой греческой колонизации).

776 год до н.э.

– (начало Олимпийских игр).

490 год до н.э

. – (Марафонская битва).

3) Работа с классом.

(Команды выполняют задания, а болельщики отвечают на вопросы, получая дополнительные баллы своей команде).

Какое событие произошло в Древней Греции в указанные годы?

443 год до н.э. – (Начало правления Перикла в Афинах).

460-399 годы до н.э. – (Годы жизни знаменитого греческого врача Гиппократа).

4) Викторина.

1. В начале II тысячелетия до н.э. один из греческих народов, расселившийся в Балканской Греции, основав многочисленные города-крепости. (Ахейцы).

2. Легендарный великий и мудрый царь, который в далекой древности правил на острове Крит. (Минос).

3. В школе дети учились петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

О какой школе идет речь: афинской или спартанской? (Афинская).

3. Известный скульптор Греции создавший статую Афины. (Фидий).

4. Этот коварный титан – бог времени, обманом сверг своего отца Урана и воцарился в мире. (Крон).

5. Кому запрещалось присутствовать и принимать участие в Олимпийских играх? (Женщинам).

6. Назовите автора и две его поэмы о войне Греции и Трои. (“Илиада”, “Одиссея”, Гомер).

7. Металлическая палочка для письма и исправления ошибок. (Стиль).

8. Назовите особенности греческого алфавита. (Алфавит состоит из 24 букв, обозначавшие гласные, согласные звуки).

9. Кого называли “отцом истории”. (Геродота).

10. Что в Греции называли “школой для взрослых”? (Театр).

11. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. (Портик).

12. Какой факт доказывает, что греки с уважением относились к Олимпийским играм? (Во время Олимпийских игр запрещались войны).

5) “Исторические деятели”.

Кем были эти люди?

1 команда.

Перикл – (15 лет был стратегом).

Мильтиад – (стратег, нанес поражение Дарию).

Аристотель – (крупнейший ученый Греции).

2 команда.

Солон – (Архонт, провел реформы).

Фемистокл – (знаменитый полководец).

Аспасия – (жена Перикла, одна из самых образованных женщин Эллады).

6) Работа с классом.

Полис – (небольшое самостоятельное государство).

Агора – (главная площадь Афин).

Эллада – (так переселенцы называли Грецию).

7) Конкурс “Олимпийские боги”.

Нарисуй “эмблемы” для греческих богов:

1 команда.

Посейдон.

Дионис

.

 

2 команда.

Зевс.

 

Афродита.

 

8) Работа с классом.

Назвать главные части здания театра.

План древнегреческого театра.

9) “Конкурс капитанов”.

Нить Ариадны

. (Найти выход из сложного положения).

Лаконичная речь

. (Краткая и четкая речь. Происходит от названия области Лаконика в Спарте).

Кануть в Лету.

(Означает “пропасть навсегда”).

Яблоко раздора.

(Так называют причину спора или ссоры).

Троянский конь.

(Дар, который приносит несчастье).

“Песнь козлов”.

(Так дословно переводится трагедия).

10) Вспомните древнегреческий миф.

1 команда.

“Много добра сделал людям герой этого мифа…”. Как и кем он был наказан? За что наказан? Кто освободил его? Включите в рассказ описание рисунка.

2 команда.

Объясните действия изображенной на рисунке богини. Какое крылатое выражение связано с этими действиями? Как имя богини? Как зовут ее сына? Включите в ответ описание рисунка.

11) Работа с классом.

Покажите на карте:

Ионическое море; область Лаконика, остров Крит, Македонское государство, греческие колонии в Северном Причерноморье.

12) “Проба пера”.

Заполните пропуски.

1 команда.

______ Стояли во главе военного союза греческих приморских полисов, созданного для _____________________. Поэтому союз назывался _______________. Главным портом Аттики был ___________. Он соединялся с Афинами _______. Афинский ______ флот насчитывал ______ и был самым _______ в Греции.

Наибольшего могущества Афины достигли во время правления ______. В ___ году _______ он был избран _______. Участвовали в управлении государством только _____. Лишены были этого права ____. Должность ____ была выборной. Все прочие государственные должности, например _____, замещались по ____. При ________ за государственную службу стали __________. Во времена ____ Афины стали _________________________________________________________.

2 команда.

В результате македонских завоеваний образовалась огромная ____________. Она простиралась от ___________ на западе, до ________ на востоке. Столицей ее стал город __________. Но ____________ продолжал мечтать о __________. В 323 году до нашей эры он _________, и созданное им государство _______ на _____ части: ____________________ в Европе, _________________ в Азии и __________ в Африке. Царями их стали _____________________________. Народы Западной Азии, освободившись от гнета __________, попали под гнет ___________.

13) Работа с классом.

Реши анаграммы: переставь в словах буквы таким образом, чтобы получились имена людей, известных по теме “Древняя Греция”.

Носол, сигедо, рекз, дипомал, ридаи, исфемклот,сесодий.

14) Конкурс ораторов.

(От каждой команды выходит один участник. 1 команда доказывает свое согласие с высказыванием, 2 команда – противоположную точку зрения).

Пока живешь – поучайся. Не жди, чтоб старость принесла с собой мудрость (Солон, государственный деятель).

15) “Черный ящик”.

(Командам предлагается за правильный ответ в данном задании 3 балла (возможен другой вариант баллов), но при не правильном ответе, команда лишается такого же количества баллов).

Первое – название священной горы греков, второе соединительный союз, третье – самая хвастливая буква алфавита, целое город в Пелопоннесе, известный всей Греции. (Олимп-и-я).

16) Подведение итогов соревнования.

Экран соревнования.

Этапы

“Александрия”

“Акрополь”

Приветствие    
Название команды    
Эмблема    
Девиз    
Знаешь ли ты даты    
Викторина    
Исторические деятели    
“Олимпийские боги”    
Конкурс капитанов    
Древнегреческий миф    
“Проба пера”    
Конкурс ораторов    
“Черный ящик”    
Помощь болельщиков    
Итог    

III. Итог урока.

Знания, приобретенные на уроках истории, вам еще не раз помогут в дальнейшей жизни. Сегодня мы не только получили радость от правильных ответов, но и сделали вывод о том, что дружный, сплоченный коллектив сможет выполнить любое задание. Молодцы!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также