Древняя печь. Древняя плавильная печь на берегах Волги
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя плавильная печь на берегах Волги. Древняя печь


Древняя плавильная печь на берегах Волги: mumis34

Очень интересный, я бы даже сказал сенсационный материал, подтверждающий наличие высоких (по тем временам) технологий у жителей территории волжских степей. А учитывая размеры находок – говорящий о масштабности производств тех времен. Сейчас трудно с уверенностью назвать к каким временам и к каким народам принадлежала эта находка. Привязка к датировке осадочных слоев берегов Волги – это не совсем, на мой взгляд, правильно (об этом ниже). Смотрим, делаем выводы…

Копирую материал без изменений. Свои комментарии выделю курсивом.

Отчёт о разведывательной поездке в село Нижняя Банновка с целью изучения древнего кувшина в меловых отложениях.

Местонахождение: Объект располагается по течению на правом берегу реки Волги, в километре от села Нижняя Банновка. Место залегания объекта предположительно в слоях верхнего мела в сеноманском ярусе, самом нижнем ярусе верхнемелового периода. Выше идут слои туронского и коньякского ярусов, сложенных белым писчим мелом.

Возраст объекта: Предположительно, если объект находится в сеноманских песках, то возраст этих отложений от 100 до 93 млн. лет.

Описание объекта: Гигантский кувшин казанного типа имеет форму казана, либо котла. Ширина около 5,30 м., высота около 4,5-5 м. На вид искусственное происхождение. Материал – условное обозначение «глина». Очень хрупкий. Буквально рассыпается в порошок. Внутренние стенки кувшина покрыты каким-то налётом, либо защитным от влаги слоем. Ближе к дну этот налёт имеет бирюзовый цвет. Внешне похож на лак, гладкий, глянцевый, с мелкими пузырьками внутри и мелкими трещинами. По характерным признакам видно, что бирюзовый налёт был жидким, по внешним признакам похоже на оплавление, затем затвердевание. Ближе к венчику (горлу) налёт имеет белый цвет и на первый взгляд не похож на глянец. По внешним признакам, предположительно, налёт может быть искусственным, но и возможно солевое покрытие или другой вид конкреции. Дно кувшина разрушено, но его очертания видны. Разрушенное дно характерный признак того, что это был гигантский кувшин, который стоял на земле. Сравнивая с большими неолитическими хумами, с которыми я имел дело, у всех один и тот же характерный признак – разрушенное дно. Все они стояли на земле и не предназначались для перемещений. Следовательно, дно кувшина, длительное время находящееся в земле, постоянно подвергалось разрушению, воздействием солей, влаги. Дно кувшина сливается с белым камнем, возможно и переходит в него. Очертание кувшина чётко видно, благодаря красному оттенку материала. Красный материал наблюдается только по контуру кувшина образуя его стенки. Толщина стенок кувшина составляет 30-35 см. Нигде за пределами кувшина красного материала нет, чтобы можно было списать это на природное образование. Вокруг кувшина сплошные слои сеноманского песка и песчанника. Очень чётко заметно, что по составу материал кувшина отличается от слоя песка. Пески окружающие кувшин мягче, чем красный материал кувшина. Пески буквально сыпятся. Материал кувшина тоже скалывается, неудивительно, столько миллионов лет пролежал в земле. Судя по степени разрушения, сравнивая с неолитическими хумами, даже плохого обжига, этот кувшин очень и очень древний. Насколько древний, сказать трудно. Но по слою залегания, ему от 100 млн. лет. Нужны анализы образцов, для выявления состава материала и определения возраста. По внешним признакам, по своему химическому составу, материал кувшина отличается от окружающего слоя песка, что заставляет предполагать, что это искусственное происхождение. Нигде по периметру сеноманского яруса не встречается чёткого красного материала, который имеет кувшин. Сам кувшин имеет чёткие формы сосуда.

Внутренний бирюзовый налёт (покрытие) левой стенки кувшина. Напоминает застывший лак. Глянцевый как стекло, с микротрещинами.

Зарисовки:

Источник

Автор сделал запрет на копирование материала с сайта, по-этому материал не получил распространения и огласки в сети. С его позволения, исправлю это.***

Для наглядности и полноты картинки, приведу примеры, что из себя представляет эта территория сейчас:

Источник фотографий

В статье автор постоянно привязывает возраст находки к возрасту отложений – официально до 100 млн.лет. Здесь автор дает геологическую информацию этой территории. Его вывод: доисторический кувшин точно не относится к Кайнозойской эре, и ему не 15 млн. лет. Ему так же и не 66 млн. лет, так как он не залегает в слоях Маастрихтского яруса конца Мелового периода. Кувшин залегает в песках Сеноманского яруса, возраст которого от 100 до 93 млн. лет

Но по мнению некоторых исследователей прошлого (меня в том числе) – эти отложения могут быть послепотопными, с возрастом в сотни лет. Пойма Волги, по которой уходил поток воды, ила, и, возможно, нес такие вот артефакты древней культуры и цивилизации. Кувшин остался в этих отложениях после ухода большой воды.***

Есть продолжение этого материала:

Результаты оценочной экспертизы образцов древнего кувшина - плавильная печь

Образцы были показаны геологам в Государственном Геологическом Музее им. М. И. Вернадского. По результатам оценочно-консультационной экспертизы определено искусственное происхождение образца, техногенного характера с результатом оплавления. Материал глинистый, обожжён. Ближе к внутреннему краю, обжиг переходит в тёмно-бардовый цвет, где заканчивается бирюзовым налётом техногенным следом плавления. Образец был определён как черепок от плавильной печи. В таком случае, гигантский кувшин определяется как гигантская плавильная печь. Примерную схему устройства можно видеть на рисунке

Вполне возможно, наш гигантский кувшин, ничто иное как гигантский тигель, в котором предположительно плавили металл, или ещё что-то. Как мне стало известно, подобный бирюзовый след плавления, который остался на стенке нашего кувшина, характерный признак плавления металла. Этот налёт, возможно, след хлорида или карбоната меди, с характерным малахитовым оттенком. Скорей всего плавили медную руду оксидные или карбонатные руды, оставившие после плавления характерный шлак, который остался на стенках кувшина в виде бирюзового налёта.

Теперь, что касается датировок. Впервые массово медь стали плавить в 4 тыс. до н. э. в эпоху энеолита. На некоторых территориях это происходило раньше, на некоторых позже. Например, на территории современного Ирана, медь начали использовать в самородной форме в 8500 г. до н. э. Затем в Чатал-Хююке где-то между 7 и 6 тыс. до н. э. медь научились плавить из руды. Затем в Месопотамии в 6 тыс. до н. э. Потом в долине Инда, в Египте, и т. д., пока массово медь не вытеснила камень к 4 тыс. до н. э., с чего и начался медный век.

Отталкиваясь от этого, представляется сомнительным, что наш кувшин теперь может относиться к меловому периоду, в котором, согласно академической науке, человека ещё не было. Однако, нам надо определить, действительно ли кувшин принадлежит сеноманскому ярусу. Судя по местности, кувшин находится под небольшой насыпью на уровне высокого слоя песков сеномаснкого яруса. Т. е. на склоне оврага. Вполне возможно, что его просто могло засыпать обвалом или осыпью, какие там часто встречаются. Кувшин не скрыт под толстым слоем 60-метрового песка сеноманского яруса. Однако его стенки облегает однородная масса сеноманского песка. Внутри кувшина структура песка другая. Там всё перемешано, будто действительно было осыпано. Тогда создаётся впечатление, что кувшин был создан в виде ямы и облеплен глиной, а высокая температура плавления, постепенно обжигала его стенки. Так глина, или окружающая земля приобрела красный цвет. По фактуре красный материал заметно твёрже, чем окружающие пески, но всё равно скалывается и крошится.

Источник***

Обнаружены останки второй печи

Недалеко от первой печи близ села Нижней Банновки, метров в 30 ниже по течению, была замечена вторая печь, но на высоте примерно 10 метров, прямо у самой поверхности сеноманского слоя. Однако, если первая печь имеет чёткие формы сосуда с сохранившимся венчиком, то вторая печь такой формы не имеет. Более того, нет стенок, очерчивающих сосуд. Наоборот, хорошо видно, что земля по краям обожжена. Вполне вероятно, это была просто яма, в которой плавили что-то. Так как на её дне имеется такой же термослед от плавления, что и на левой стенке первой печи. Часть печи обвалилась, и в обвалах у подножия сеноманского слоя валяются точно такие же оплавленные черепки. Обе печи находятся на разных уровнях. Первая печь у подножия сеноманского яруса, вторая печь на его вершине. Но в округе не найдено ни одного следа того, что там плавили.

(Из поездки Юляны Гончар. 4.10.2015)

Источник***

Еще одна версия: Гигантский кувшин - это печь для обжига извести.

Вполне вероятно, что наш, так называемый кувшин из Нижней Банновки печь для обжига известняка. Это объясняет на его дне остатки известняка, и собственно положение самой печи в непосредственной близости от туронского мела. Правый берег Волги очень богат слоями туронского мела, который по всей видимости, служил строительным материалом и обжигался в специально созданных печах. Судя по району расположения печи, где вокруг полно туронского мела и известняка, наш, так называемый кувшин, в таком случае имеет вполне конкретное значение.

Ранее, по бирюзовому термоследу плавления была попытка определить материал плавления. Возможно это оксидные руды, однако, в этом районе никаких залежей металлов обнаружено не было. Зато полно известняка туронского яруса, части которого мы и обнаруживаем на дне найденной гигантской печи. Вполне вероятно, это была печь для обжига извести.

Аналогичные печи были найдены в Киеве в 1960-70 годах (Толочко П.П., Гупало К.М. Розкопки Киева у 1969-1970 pp.// Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975). Правда печь из Киева поменьше, диаметром всего в 2,6 - 2,7 м. Стенки сложены из кирпичей на глине. Изнутри стенки ошлакованы от действия огня. Дно печи глиняное, прожженное на глубину 5 см. Ниже лежал толстый слой извести и кусков известняка.

Почти тоже самое мы видим и в печи с Нижней Банновки. Мы имеем два налёта в виде шлака, один бирюзовый у основания дна, другой белый наверху у венчика печи. Дно печи разрушено, возможно прожжено. На дне находятся куски известняка. Бирюзовый налёт, возможно, след горения топлива, которое обжигалось на дне кувшина, тогда как сверху располагался обжигаемый известняк, что характерно белым шлаковым налётом у венчика.

Возможно, на этой территории занимались производством строительной извести. Основным процессом при производстве извести является обжиг, в процессе которого известняк разлагается при температуре от 900°С до 1200°С. В таком случае, характерный белый налёт на венчике нашей печи это известковый шлак. Тогда как бирюзовый налёт у основания дна печи это след оплавляемого топлива, используемого для обжига извести. Скорей всего известь вместе с топливом загружались в печь в перемешку. Либо печь разделялась известковой сеткой, под которой снизу горело топливо, а сверху нагружали куски известняка.

По характерным признакам бирюзового налёта, топливо видимо было жидким, поэтому оплавленная часть плотно впиталась в стенки печи. Либо в качестве топлива использовался антрацит каменный уголь. Тогда как бирюзовый стекловидный налёт это метод глазуирования внутренних стенок печи для защиты от всевозможной влаги. Вероятно, бирюзовый цвет стекловидного слоя получился в результате примесей оксидов металлов, скорей всего окиси меди, которая даёт зеленоватый оттенок, либо хрома, который также даёт зеленоватый цвет.

Теперь, зачем жгут известняк? Известняк и мел - это карбонат кальция, химическая формула которого СаСО3. Карбонатное сырьё, которого достаточно по правому берегу Волги в Нижней Банновке, жгут для удаления из него углекислого газа СО2, чтобы получить жжёную известь СаО вяжущий строительный материал. После обжига, жжёная известь, перед употреблением гасится водой. Поэтому наша печь расположена в непосредственной близости от воды, прямо на берегу Волги.

Вот собственно и весь кувшин в меловых отложениях. Определение его как печи для обжига известняка, уже не позволяет относить этот ямный сосуд к меловому периоду. Одно дело, если бы он находился правее и залегал бы непосредственно в самой толще сеноманского яруса, над которым бы нависал мощный слой туронского мела, тогда да, была бы вероятность относить его к меловому периоду. Но он находится левее под небольшой насыпью или осыпью, когда-то засыпавшей его. Так что, кувшин более позднего происхождения, тем более, когда выяснилось, что, вероятно, это печь для получения извести связующего строительного материала в древнерусском строительстве.

Колесниченко Р. В.Источник

mumis34.livejournal.com

Термические технологии древности: печи и температуры. Часть 3. Печи для дома. - Сергей Алданов

Первая часть – тутВторая часть – тут.

В те же времена, когда костер для обжига керамики превращался постепенно в гончарный горн, костер, на котором готовили пищу и пекли лепешки в той же керамике,  превращался в домашнюю печь. Тут, между прочим, было неплохое взаимодействие: кирпичи для печи, а то и керамическая жаровня целиком имели непосредственное отношение к развитию   обжига керамики.

Эти термические технологии хоть и не требовали высоких температур,  тоже имели свои тонкости и задачи: экономию топлива, удобство, безопасность в эксплуатации, иногда даже мобильность. В первую очередь отметим печи большие, стационарные (рис. 9).  Материал – кирпич, иногда камень. Способ отвода дыма – труба или вытяжка.

Рис.9. Большие печи в Римской империи: в синагоге античной Остии, 1-4 вв. н.э., в Помпее в пекарне.   

Что касается отопления, то долгое время его роль играл именно такой большой кухонный очаг внутри дома. Но для храма  Артемиды Эфесской в 350 г. до н.э. греки придумали систему центрального отопления: теплый воздух циркулировал по трубам, проложенным под полом. Именно это изобретение было перенято римлянами и широко распространено: их дома отапливались по этой системе, получившей название гипокауста (рис. 10).

 

Рис. 10. Гипокауст. Полы римских вилл и отчасти их стены имели систему каналов, в которые подавался горячий воздух из внешней печи. Такая же система использовалась в публичных банях.

 

Очень интересны мобильные керамические печи, которые появились у минойцев и потом были переняты греками. А также элементы жаровен, на которых жарилось мясо или рыба. Сохранилось несколько образцов, которые позволяют оценить оригинальность и красоту идей (рис. 11).

Рис. 11. Портативная терракотовая печь, раскопана в городе Акротири на Санторине  и оцениваемая широким диапазоном - 2200-1700 гг. до н.э.  (Акротири  был уничтожен взрывом   вулкана в 1673 г. до н.э. и нижняя дата - плзжнейшая из возможных). Терракотоые подставки для жарки на шампурах над углями. Минойский дом – керамическая модель того же времени – позволяет оценить, в какую систему входила такая изящная бытовая техника.

 

Керамическая портативная печь выглядит прямо-таки совершенством: удобная, легкая, с ровной поверхностью для горшков, с проймами для дверцы. Такие достижения не бывают случайны.  Акротири был город технически необычно развитый: дома в в 2-4 этажа, на первых уровнях располагались торговые и хозяйственные помещения, а на других были жилые. Все жилые постройки были снабжены туалетами на каждом этаже, а канализационная сеть выводила отходы за городскую черту. Понятно, что печь в таком доме не была нужна постоянно, и ее сделали переносной.

На счастье, город хоть и погиб, но жители его уцелели, бежав из него на кораблях: так судят потому, что не останков людей, ни кораблей найдено не было.

 

Факт тот, что портативная керамическая печь была перенята и греками (рис. 12), которые не удержались, и усовершенствовали даже и это чудо.

 

 

 

Рис. 12. Портативная греческая печка: компактная, имеет две ручки для переноски и – важно-  каналы в основании,   (источник) И керамическое изображение женщины из Танагры, Беотия , пекущей хлеб в похожей  печи. Terracotta figurine, early 5th century BC. From Tanagra Louvre Museum Department of Greek, Etruscan and Roman Antiquities, Sully, 1st floor, room 35, case 7

Обратим внимание на жаровню, используемую на симпозиумах (вечеринках)  греков (рис 13).

Рис. 13. Жаровня, изображенная внизу, могла годиться для подогрева  пищи.

 Еще один вариант портативной  печи был найден в Помпее (рис. 13). Вероятно, оболочка наверху предназначена для лучшего использования тепла.

 

Рис. 13 Вероятно, классическая  керамическая портативная печь времен гибели Помпеи - неожиданно напоминающая внешне унитаз.

Ну, и стоит упомянуть о современных вариантах реконструкций греческих печей – автор утверждает, что он пользовался археологическими источниками по Древней Греции:

 

Рис. 14. Попытка реконструкции миленькой греческой печи-жаровни

Перебирая эти интересные изобретения, можно обратить внимание на поступательный ход инноваций: от первых находок к усовершенствованиям, которые позволяют имеющиеся возможности (на примере минойцев – замечательно развитое гончарное производство). Усовершенствования касаются разных сторон: эргономики, экономичности, специализации, требований чистоты.

Теперь обратимся к металлургическим печам, которые тоже развивались в связи с гончарными печами.

aldanov.livejournal.com

Древняя плавильная печь на берегах Волги: ru_hidden

Очень интересный, я бы даже сказал сенсационный материал, подтверждающий наличие высоких (по тем временам) технологий у жителей территории волжских степей. А учитывая размеры находок – говорящий о масштабности производств тех времен. Сейчас трудно с уверенностью назвать к каким временам и к каким народам принадлежала эта находка. Привязка к датировке осадочных слоев берегов Волги – это не совсем, на мой взгляд, правильно (об этом ниже). Смотрим, делаем выводы…

Копирую материал без изменений. Свои комментарии выделю курсивом.

Отчёт о разведывательной поездке в село Нижняя Банновка с целью изучения древнего кувшина в меловых отложениях.

Местонахождение: Объект располагается по течению на правом берегу реки Волги, в километре от села Нижняя Банновка. Место залегания объекта предположительно в слоях верхнего мела в сеноманском ярусе, самом нижнем ярусе верхнемелового периода. Выше идут слои туронского и коньякского ярусов, сложенных белым писчим мелом.

Возраст объекта: Предположительно, если объект находится в сеноманских песках, то возраст этих отложений от 100 до 93 млн. лет.

Описание объекта: Гигантский кувшин казанного типа имеет форму казана, либо котла. Ширина около 5,30 м., высота около 4,5-5 м. На вид искусственное происхождение. Материал – условное обозначение «глина». Очень хрупкий. Буквально рассыпается в порошок. Внутренние стенки кувшина покрыты каким-то налётом, либо защитным от влаги слоем. Ближе к дну этот налёт имеет бирюзовый цвет. Внешне похож на лак, гладкий, глянцевый, с мелкими пузырьками внутри и мелкими трещинами. По характерным признакам видно, что бирюзовый налёт был жидким, по внешним признакам похоже на оплавление, затем затвердевание. Ближе к венчику (горлу) налёт имеет белый цвет и на первый взгляд не похож на глянец. По внешним признакам, предположительно, налёт может быть искусственным, но и возможно солевое покрытие или другой вид конкреции. Дно кувшина разрушено, но его очертания видны. Разрушенное дно характерный признак того, что это был гигантский кувшин, который стоял на земле. Сравнивая с большими неолитическими хумами, с которыми я имел дело, у всех один и тот же характерный признак – разрушенное дно. Все они стояли на земле и не предназначались для перемещений. Следовательно, дно кувшина, длительное время находящееся в земле, постоянно подвергалось разрушению, воздействием солей, влаги. Дно кувшина сливается с белым камнем, возможно и переходит в него. Очертание кувшина чётко видно, благодаря красному оттенку материала. Красный материал наблюдается только по контуру кувшина образуя его стенки. Толщина стенок кувшина составляет 30-35 см. Нигде за пределами кувшина красного материала нет, чтобы можно было списать это на природное образование. Вокруг кувшина сплошные слои сеноманского песка и песчанника. Очень чётко заметно, что по составу материал кувшина отличается от слоя песка. Пески окружающие кувшин мягче, чем красный материал кувшина. Пески буквально сыпятся. Материал кувшина тоже скалывается, неудивительно, столько миллионов лет пролежал в земле. Судя по степени разрушения, сравнивая с неолитическими хумами, даже плохого обжига, этот кувшин очень и очень древний. Насколько древний, сказать трудно. Но по слою залегания, ему от 100 млн. лет. Нужны анализы образцов, для выявления состава материала и определения возраста. По внешним признакам, по своему химическому составу, материал кувшина отличается от окружающего слоя песка, что заставляет предполагать, что это искусственное происхождение. Нигде по периметру сеноманского яруса не встречается чёткого красного материала, который имеет кувшин. Сам кувшин имеет чёткие формы сосуда.

Внутренний бирюзовый налёт (покрытие) левой стенки кувшина. Напоминает застывший лак. Глянцевый как стекло, с микротрещинами.

Зарисовки:

Источник

Автор сделал запрет на копирование материала с сайта, по-этому материал не получил распространения и огласки в сети. С его позволения, исправлю это.***

Для наглядности и полноты картинки, приведу примеры, что из себя представляет эта территория сейчас:

Источник фотографий

В статье автор постоянно привязывает возраст находки к возрасту отложений – официально до 100 млн.лет. Здесь автор дает геологическую информацию этой территории. Его вывод: доисторический кувшин точно не относится к Кайнозойской эре, и ему не 15 млн. лет. Ему так же и не 66 млн. лет, так как он не залегает в слоях Маастрихтского яруса конца Мелового периода. Кувшин залегает в песках Сеноманского яруса, возраст которого от 100 до 93 млн. лет

Но по мнению некоторых исследователей прошлого (меня в том числе) – эти отложения могут быть послепотопными, с возрастом в сотни лет. Пойма Волги, по которой уходил поток воды, ила, и, возможно, нес такие вот артефакты древней культуры и цивилизации. Кувшин остался в этих отложениях после ухода большой воды.***

Есть продолжение этого материала:

Результаты оценочной экспертизы образцов древнего кувшина - плавильная печь

Образцы были показаны геологам в Государственном Геологическом Музее им. М. И. Вернадского. По результатам оценочно-консультационной экспертизы определено искусственное происхождение образца, техногенного характера с результатом оплавления. Материал глинистый, обожжён. Ближе к внутреннему краю, обжиг переходит в тёмно-бардовый цвет, где заканчивается бирюзовым налётом техногенным следом плавления. Образец был определён как черепок от плавильной печи. В таком случае, гигантский кувшин определяется как гигантская плавильная печь. Примерную схему устройства можно видеть на рисунке

Вполне возможно, наш гигантский кувшин, ничто иное как гигантский тигель, в котором предположительно плавили металл, или ещё что-то. Как мне стало известно, подобный бирюзовый след плавления, который остался на стенке нашего кувшина, характерный признак плавления металла. Этот налёт, возможно, след хлорида или карбоната меди, с характерным малахитовым оттенком. Скорей всего плавили медную руду оксидные или карбонатные руды, оставившие после плавления характерный шлак, который остался на стенках кувшина в виде бирюзового налёта.

Теперь, что касается датировок. Впервые массово медь стали плавить в 4 тыс. до н. э. в эпоху энеолита. На некоторых территориях это происходило раньше, на некоторых позже. Например, на территории современного Ирана, медь начали использовать в самородной форме в 8500 г. до н. э. Затем в Чатал-Хююке где-то между 7 и 6 тыс. до н. э. медь научились плавить из руды. Затем в Месопотамии в 6 тыс. до н. э. Потом в долине Инда, в Египте, и т. д., пока массово медь не вытеснила камень к 4 тыс. до н. э., с чего и начался медный век.

Отталкиваясь от этого, представляется сомнительным, что наш кувшин теперь может относиться к меловому периоду, в котором, согласно академической науке, человека ещё не было. Однако, нам надо определить, действительно ли кувшин принадлежит сеноманскому ярусу. Судя по местности, кувшин находится под небольшой насыпью на уровне высокого слоя песков сеномаснкого яруса. Т. е. на склоне оврага. Вполне возможно, что его просто могло засыпать обвалом или осыпью, какие там часто встречаются. Кувшин не скрыт под толстым слоем 60-метрового песка сеноманского яруса. Однако его стенки облегает однородная масса сеноманского песка. Внутри кувшина структура песка другая. Там всё перемешано, будто действительно было осыпано. Тогда создаётся впечатление, что кувшин был создан в виде ямы и облеплен глиной, а высокая температура плавления, постепенно обжигала его стенки. Так глина, или окружающая земля приобрела красный цвет. По фактуре красный материал заметно твёрже, чем окружающие пески, но всё равно скалывается и крошится.

Источник***

Обнаружены останки второй печи

Недалеко от первой печи близ села Нижней Банновки, метров в 30 ниже по течению, была замечена вторая печь, но на высоте примерно 10 метров, прямо у самой поверхности сеноманского слоя. Однако, если первая печь имеет чёткие формы сосуда с сохранившимся венчиком, то вторая печь такой формы не имеет. Более того, нет стенок, очерчивающих сосуд. Наоборот, хорошо видно, что земля по краям обожжена. Вполне вероятно, это была просто яма, в которой плавили что-то. Так как на её дне имеется такой же термослед от плавления, что и на левой стенке первой печи. Часть печи обвалилась, и в обвалах у подножия сеноманского слоя валяются точно такие же оплавленные черепки. Обе печи находятся на разных уровнях. Первая печь у подножия сеноманского яруса, вторая печь на его вершине. Но в округе не найдено ни одного следа того, что там плавили.

(Из поездки Юляны Гончар. 4.10.2015)

Источник***

Еще одна версия: Гигантский кувшин - это печь для обжига извести.

Вполне вероятно, что наш, так называемый кувшин из Нижней Банновки печь для обжига известняка. Это объясняет на его дне остатки известняка, и собственно положение самой печи в непосредственной близости от туронского мела. Правый берег Волги очень богат слоями туронского мела, который по всей видимости, служил строительным материалом и обжигался в специально созданных печах. Судя по району расположения печи, где вокруг полно туронского мела и известняка, наш, так называемый кувшин, в таком случае имеет вполне конкретное значение.

Ранее, по бирюзовому термоследу плавления была попытка определить материал плавления. Возможно это оксидные руды, однако, в этом районе никаких залежей металлов обнаружено не было. Зато полно известняка туронского яруса, части которого мы и обнаруживаем на дне найденной гигантской печи. Вполне вероятно, это была печь для обжига извести.

Аналогичные печи были найдены в Киеве в 1960-70 годах (Толочко П.П., Гупало К.М. Розкопки Киева у 1969-1970 pp.// Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975). Правда печь из Киева поменьше, диаметром всего в 2,6 - 2,7 м. Стенки сложены из кирпичей на глине. Изнутри стенки ошлакованы от действия огня. Дно печи глиняное, прожженное на глубину 5 см. Ниже лежал толстый слой извести и кусков известняка.

Почти тоже самое мы видим и в печи с Нижней Банновки. Мы имеем два налёта в виде шлака, один бирюзовый у основания дна, другой белый наверху у венчика печи. Дно печи разрушено, возможно прожжено. На дне находятся куски известняка. Бирюзовый налёт, возможно, след горения топлива, которое обжигалось на дне кувшина, тогда как сверху располагался обжигаемый известняк, что характерно белым шлаковым налётом у венчика.

Возможно, на этой территории занимались производством строительной извести. Основным процессом при производстве извести является обжиг, в процессе которого известняк разлагается при температуре от 900°С до 1200°С. В таком случае, характерный белый налёт на венчике нашей печи это известковый шлак. Тогда как бирюзовый налёт у основания дна печи это след оплавляемого топлива, используемого для обжига извести. Скорей всего известь вместе с топливом загружались в печь в перемешку. Либо печь разделялась известковой сеткой, под которой снизу горело топливо, а сверху нагружали куски известняка.

По характерным признакам бирюзового налёта, топливо видимо было жидким, поэтому оплавленная часть плотно впиталась в стенки печи. Либо в качестве топлива использовался антрацит каменный уголь. Тогда как бирюзовый стекловидный налёт это метод глазуирования внутренних стенок печи для защиты от всевозможной влаги. Вероятно, бирюзовый цвет стекловидного слоя получился в результате примесей оксидов металлов, скорей всего окиси меди, которая даёт зеленоватый оттенок, либо хрома, который также даёт зеленоватый цвет.

Теперь, зачем жгут известняк? Известняк и мел - это карбонат кальция, химическая формула которого СаСО3. Карбонатное сырьё, которого достаточно по правому берегу Волги в Нижней Банновке, жгут для удаления из него углекислого газа СО2, чтобы получить жжёную известь СаО вяжущий строительный материал. После обжига, жжёная известь, перед употреблением гасится водой. Поэтому наша печь расположена в непосредственной близости от воды, прямо на берегу Волги.

Вот собственно и весь кувшин в меловых отложениях. Определение его как печи для обжига известняка, уже не позволяет относить этот ямный сосуд к меловому периоду. Одно дело, если бы он находился правее и залегал бы непосредственно в самой толще сеноманского яруса, над которым бы нависал мощный слой туронского мела, тогда да, была бы вероятность относить его к меловому периоду. Но он находится левее под небольшой насыпью или осыпью, когда-то засыпавшей его. Так что, кувшин более позднего происхождения, тем более, когда выяснилось, что, вероятно, это печь для получения извести связующего строительного материала в древнерусском строительстве.

Колесниченко Р. В.Источник

ru-hidden.livejournal.com

Печь в древнерусской мифологии

Печь в древнерусской мифологииВ старых русских избах печи всегда находились во главе дома. Благодаря такой печи люди получали тепло и готовили еду, на ней спали, в ней всегда поддерживали огонь. Даже в русских народных сказках не обходилось без упоминания о такой чудо-печи.

Огонь в печи воспринимался старорусским народом как живое создание. Его олицетворяли с царем. Женщины всегда старались держать печку в чистоте и соблюдали магические обряды, связанные с ней. К примеру, новую корову, приведенную в дом, впервые кормили на печной заслонке. Печь в древнерусской мифологииСчиталось, что таким образом она начнет хорошо относиться к новому дому. Новорожденных телят подвергали такой же процедуре. Еще один пример, когда из печи доставали приготовленный хлеб, в печь бросали полено. Это делалось для того, чтобы в печи всегда был хлеб. На ночное время в печь закладывали полено и ставили на нее горшок с водой. Считалось, что так у печи и огня была необходимая пища и питье.

В те времена бытовало мнение, что огонь из печи заживляет раны и порезы. Достаточно было кусочек окровавленной тряпочки или бинтика повесить на небольшом расстоянии от огня. Считалось, что вместе с высыханием тряпочки и кровь останавливалась.

Много мнений и поверий было связано и с прогоревшими головешками. В частности, если поленья выстреливали из печки, это было добрым знаком. Если же они просто падали из печки, то это было к скорым гостям.

С использованием печи существовали и правила, которые надо было строго соблюдать. Так, если в печи печется хлеб, то садиться на печь было запрещено. Иначе тесто могло испортиться. Когда налетала гроза, жители закрывали дымоход, чтобы нечистая сила не могла пробраться в дом и спрятаться в нем.

Дымоходная труба считалась именно тем местом, через которое печь была связана с нечистой силой. Помните сказки, в которых ведьмы вылетают из трубы или в трубу влезает черт? Достаточно вспомнить повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». А как описал Александр Сергеевич Пушкин момент, когда кума превратилась в ведьму:

И слышу, кумушка моя

С печи тихохонько прыгнула,

Слегка обшарила меня,

Присела к печке, уголь вздула

И свечку тонкую зажгла,

Да в уголок пошла со свечкой.

Там с полки скляночку взяла

И, сев на веник перед печкой,

Разделась донага, потом

Из склянки три раза хлебнула,

И вдруг на венике верхом

Взвилась в трубу — и улизнула.

Для чего только не служила труба. К примеру, считалось, что если позвать через такую трубу заблудившуюся скотину, то она обязательно придет домой. Так же считалось и с человеком. Якобы, если его позвать через печную трубу, он вернется домой с чужих краев.

Учитывая все это, к людям, которые сооружали печи, относились с некой осторожностью. Строители печей частенько шутили над хозяевами. Вот пример: когда возводилась печь, в нее ставили бутылку с ртутью и иголками. При растопке печи ртуть начинала бродить, иголки царапали стекло. Получались довольно-таки ужасные звуки. В народе такая проделка получила название «Посадить чертей в печку».

Или печники делали так: при установке печи один из кирпичей устанавливался так, чтобы печь при растопке постоянно выпускала дым.Печь в древнерусской мифологии

В древние времена даже сватовство не обходилось без использования печи. Перед тем, как договориться, сваха согревала руки у печи. Так оказывалось уважительное отношение к умершим духам, пытаясь заручиться их поддержкой.

Во время свадьбы вокруг печи водили хороводы, прикладывали к печи свои руки и после этого сваты становились близкими людьми.

Даже при похоронах не обходилось без русской печи. После погребения человека его родственники заглядывали в печь, чтобы попросить у него прощение.

Не менее интересен и тот факт, что по старорусским поверьям за печкой живет домовой, который заботится о благополучии в семье. И хозяева дома не забывали заботиться о домовом. Для этого они после ужина солили три раза горбушку хлеба, вставляли в нее монету и клали на печку. Рядом ставили полную чашку с водой. При этом произносились магические слова и хозяин дома кланялся печи три раза с трех разных сторон. После чего он сажал кошку на печь, якобы в дар домовому. Считалось, что после такой церемонии домовой был милостив к дому, в котором он живет.

Печь в древнерусской мифологии Многие, наверное, слышали и о том, что в русских банях тоже водилась «живность». Его называли Банником, который часто выступал в обличии кошки или собаки с огненно горящими глазами. Ему тоже отдавали почет. При растопке бани на печь бросали немного соли, а мертвую черную курицу приносили ему в жертву. Затем кости курицы зарывались в землю под порогом дома. Перед тем, как войти в баню, надо было приветствовать Банника и говорить ему спасибо за хороший пар. Также народ не забывал оставить воду в бане, чтобы Банник тоже мог искупаться.

Наряду с Банником в бане проживала и Банная старушка, которая оказывала помощь и поддержку роженицам, больным и немощным людям.

В крестьянском хозяйстве популярностью пользовался овин, в котором сушили снопы с хлебными колосьями. В центре овина располагалась большая печь. В овине также имелся свой хозяин – Овинник, который тоже живет в печи. Его представляли лохматым стариком, у которого глаза горели как угли. Бытовало и мнение, что Овинник похож на большого кота, иногда может перевоплощаться в медведя или барана. Он также охраняет домашнее благополучие и уберегает от бед. Считалось, если ему не угождать, то он может поджечь овин.

Закажите у нас:

pechi-kaminy-barbeku.ru

Древняя плавильная печь на берегах Волги: koparev

Очень интересный, я бы даже сказал сенсационный материал, подтверждающий наличие высоких (по тем временам) технологий у жителей территории волжских степей. А учитывая размеры находок – говорящий о масштабности производств тех времен. Сейчас трудно с уверенностью назвать к каким временам и к каким народам принадлежала эта находка. Привязка к датировке осадочных слоев берегов Волги – это не совсем, на мой взгляд, правильно (об этом ниже). Смотрим, делаем выводы…

Копирую материал без изменений. Свои комментарии выделю курсивом.

Отчёт о разведывательной поездке в село Нижняя Банновка с целью изучения древнего кувшина в меловых отложениях.

Местонахождение: Объект располагается по течению на правом берегу реки Волги, в километре от села Нижняя Банновка. Место залегания объекта предположительно в слоях верхнего мела в сеноманском ярусе, самом нижнем ярусе верхнемелового периода. Выше идут слои туронского и коньякского ярусов, сложенных белым писчим мелом.

Возраст объекта: Предположительно, если объект находится в сеноманских песках, то возраст этих отложений от 100 до 93 млн. лет.

Описание объекта: Гигантский кувшин казанного типа имеет форму казана, либо котла. Ширина около 5,30 м., высота около 4,5-5 м. На вид искусственное происхождение. Материал – условное обозначение «глина». Очень хрупкий. Буквально рассыпается в порошок. Внутренние стенки кувшина покрыты каким-то налётом, либо защитным от влаги слоем. Ближе к дну этот налёт имеет бирюзовый цвет. Внешне похож на лак, гладкий, глянцевый, с мелкими пузырьками внутри и мелкими трещинами. По характерным признакам видно, что бирюзовый налёт был жидким, по внешним признакам похоже на оплавление, затем затвердевание. Ближе к венчику (горлу) налёт имеет белый цвет и на первый взгляд не похож на глянец. По внешним признакам, предположительно, налёт может быть искусственным, но и возможно солевое покрытие или другой вид конкреции. Дно кувшина разрушено, но его очертания видны. Разрушенное дно характерный признак того, что это был гигантский кувшин, который стоял на земле. Сравнивая с большими неолитическими хумами, с которыми я имел дело, у всех один и тот же характерный признак – разрушенное дно. Все они стояли на земле и не предназначались для перемещений. Следовательно, дно кувшина, длительное время находящееся в земле, постоянно подвергалось разрушению, воздействием солей, влаги. Дно кувшина сливается с белым камнем, возможно и переходит в него. Очертание кувшина чётко видно, благодаря красному оттенку материала. Красный материал наблюдается только по контуру кувшина образуя его стенки. Толщина стенок кувшина составляет 30-35 см. Нигде за пределами кувшина красного материала нет, чтобы можно было списать это на природное образование. Вокруг кувшина сплошные слои сеноманского песка и песчанника. Очень чётко заметно, что по составу материал кувшина отличается от слоя песка. Пески окружающие кувшин мягче, чем красный материал кувшина. Пески буквально сыпятся. Материал кувшина тоже скалывается, неудивительно, столько миллионов лет пролежал в земле. Судя по степени разрушения, сравнивая с неолитическими хумами, даже плохого обжига, этот кувшин очень и очень древний. Насколько древний, сказать трудно. Но по слою залегания, ему от 100 млн. лет. Нужны анализы образцов, для выявления состава материала и определения возраста. По внешним признакам, по своему химическому составу, материал кувшина отличается от окружающего слоя песка, что заставляет предполагать, что это искусственное происхождение. Нигде по периметру сеноманского яруса не встречается чёткого красного материала, который имеет кувшин. Сам кувшин имеет чёткие формы сосуда.

Внутренний бирюзовый налёт (покрытие) левой стенки кувшина. Напоминает застывший лак. Глянцевый как стекло, с микротрещинами.

Зарисовки:

Источник

Автор сделал запрет на копирование материала с сайта, по-этому материал не получил распространения и огласки в сети. С его позволения, исправлю это.***

Для наглядности и полноты картинки, приведу примеры, что из себя представляет эта территория сейчас:

Источник фотографий

В статье автор постоянно привязывает возраст находки к возрасту отложений – официально до 100 млн.лет. Здесь автор дает геологическую информацию этой территории. Его вывод: доисторический кувшин точно не относится к Кайнозойской эре, и ему не 15 млн. лет. Ему так же и не 66 млн. лет, так как он не залегает в слоях Маастрихтского яруса конца Мелового периода. Кувшин залегает в песках Сеноманского яруса, возраст которого от 100 до 93 млн. лет

Но по мнению некоторых исследователей прошлого (меня в том числе) – эти отложения могут быть послепотопными, с возрастом в сотни лет. Пойма Волги, по которой уходил поток воды, ила, и, возможно, нес такие вот артефакты древней культуры и цивилизации. Кувшин остался в этих отложениях после ухода большой воды.***

Есть продолжение этого материала:

Результаты оценочной экспертизы образцов древнего кувшина - плавильная печь

Образцы были показаны геологам в Государственном Геологическом Музее им. М. И. Вернадского. По результатам оценочно-консультационной экспертизы определено искусственное происхождение образца, техногенного характера с результатом оплавления. Материал глинистый, обожжён. Ближе к внутреннему краю, обжиг переходит в тёмно-бардовый цвет, где заканчивается бирюзовым налётом техногенным следом плавления. Образец был определён как черепок от плавильной печи. В таком случае, гигантский кувшин определяется как гигантская плавильная печь. Примерную схему устройства можно видеть на рисунке

Вполне возможно, наш гигантский кувшин, ничто иное как гигантский тигель, в котором предположительно плавили металл, или ещё что-то. Как мне стало известно, подобный бирюзовый след плавления, который остался на стенке нашего кувшина, характерный признак плавления металла. Этот налёт, возможно, след хлорида или карбоната меди, с характерным малахитовым оттенком. Скорей всего плавили медную руду оксидные или карбонатные руды, оставившие после плавления характерный шлак, который остался на стенках кувшина в виде бирюзового налёта.

Теперь, что касается датировок. Впервые массово медь стали плавить в 4 тыс. до н. э. в эпоху энеолита. На некоторых территориях это происходило раньше, на некоторых позже. Например, на территории современного Ирана, медь начали использовать в самородной форме в 8500 г. до н. э. Затем в Чатал-Хююке где-то между 7 и 6 тыс. до н. э. медь научились плавить из руды. Затем в Месопотамии в 6 тыс. до н. э. Потом в долине Инда, в Египте, и т. д., пока массово медь не вытеснила камень к 4 тыс. до н. э., с чего и начался медный век.

Отталкиваясь от этого, представляется сомнительным, что наш кувшин теперь может относиться к меловому периоду, в котором, согласно академической науке, человека ещё не было. Однако, нам надо определить, действительно ли кувшин принадлежит сеноманскому ярусу. Судя по местности, кувшин находится под небольшой насыпью на уровне высокого слоя песков сеномаснкого яруса. Т. е. на склоне оврага. Вполне возможно, что его просто могло засыпать обвалом или осыпью, какие там часто встречаются. Кувшин не скрыт под толстым слоем 60-метрового песка сеноманского яруса. Однако его стенки облегает однородная масса сеноманского песка. Внутри кувшина структура песка другая. Там всё перемешано, будто действительно было осыпано. Тогда создаётся впечатление, что кувшин был создан в виде ямы и облеплен глиной, а высокая температура плавления, постепенно обжигала его стенки. Так глина, или окружающая земля приобрела красный цвет. По фактуре красный материал заметно твёрже, чем окружающие пески, но всё равно скалывается и крошится.

Источник***

Обнаружены останки второй печи

Недалеко от первой печи близ села Нижней Банновки, метров в 30 ниже по течению, была замечена вторая печь, но на высоте примерно 10 метров, прямо у самой поверхности сеноманского слоя. Однако, если первая печь имеет чёткие формы сосуда с сохранившимся венчиком, то вторая печь такой формы не имеет. Более того, нет стенок, очерчивающих сосуд. Наоборот, хорошо видно, что земля по краям обожжена. Вполне вероятно, это была просто яма, в которой плавили что-то. Так как на её дне имеется такой же термослед от плавления, что и на левой стенке первой печи. Часть печи обвалилась, и в обвалах у подножия сеноманского слоя валяются точно такие же оплавленные черепки. Обе печи находятся на разных уровнях. Первая печь у подножия сеноманского яруса, вторая печь на его вершине. Но в округе не найдено ни одного следа того, что там плавили.

(Из поездки Юляны Гончар. 4.10.2015)

Источник***

Еще одна версия: Гигантский кувшин - это печь для обжига извести.

Вполне вероятно, что наш, так называемый кувшин из Нижней Банновки печь для обжига известняка. Это объясняет на его дне остатки известняка, и собственно положение самой печи в непосредственной близости от туронского мела. Правый берег Волги очень богат слоями туронского мела, который по всей видимости, служил строительным материалом и обжигался в специально созданных печах. Судя по району расположения печи, где вокруг полно туронского мела и известняка, наш, так называемый кувшин, в таком случае имеет вполне конкретное значение.

Ранее, по бирюзовому термоследу плавления была попытка определить материал плавления. Возможно это оксидные руды, однако, в этом районе никаких залежей металлов обнаружено не было. Зато полно известняка туронского яруса, части которого мы и обнаруживаем на дне найденной гигантской печи. Вполне вероятно, это была печь для обжига извести.

Аналогичные печи были найдены в Киеве в 1960-70 годах (Толочко П.П., Гупало К.М. Розкопки Киева у 1969-1970 pp.// Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975). Правда печь из Киева поменьше, диаметром всего в 2,6 - 2,7 м. Стенки сложены из кирпичей на глине. Изнутри стенки ошлакованы от действия огня. Дно печи глиняное, прожженное на глубину 5 см. Ниже лежал толстый слой извести и кусков известняка.

Почти тоже самое мы видим и в печи с Нижней Банновки. Мы имеем два налёта в виде шлака, один бирюзовый у основания дна, другой белый наверху у венчика печи. Дно печи разрушено, возможно прожжено. На дне находятся куски известняка. Бирюзовый налёт, возможно, след горения топлива, которое обжигалось на дне кувшина, тогда как сверху располагался обжигаемый известняк, что характерно белым шлаковым налётом у венчика.

Возможно, на этой территории занимались производством строительной извести. Основным процессом при производстве извести является обжиг, в процессе которого известняк разлагается при температуре от 900°С до 1200°С. В таком случае, характерный белый налёт на венчике нашей печи это известковый шлак. Тогда как бирюзовый налёт у основания дна печи это след оплавляемого топлива, используемого для обжига извести. Скорей всего известь вместе с топливом загружались в печь в перемешку. Либо печь разделялась известковой сеткой, под которой снизу горело топливо, а сверху нагружали куски известняка.

По характерным признакам бирюзового налёта, топливо видимо было жидким, поэтому оплавленная часть плотно впиталась в стенки печи. Либо в качестве топлива использовался антрацит каменный уголь. Тогда как бирюзовый стекловидный налёт это метод глазуирования внутренних стенок печи для защиты от всевозможной влаги. Вероятно, бирюзовый цвет стекловидного слоя получился в результате примесей оксидов металлов, скорей всего окиси меди, которая даёт зеленоватый оттенок, либо хрома, который также даёт зеленоватый цвет.

Теперь, зачем жгут известняк? Известняк и мел - это карбонат кальция, химическая формула которого СаСО3. Карбонатное сырьё, которого достаточно по правому берегу Волги в Нижней Банновке, жгут для удаления из него углекислого газа СО2, чтобы получить жжёную известь СаО вяжущий строительный материал. После обжига, жжёная известь, перед употреблением гасится водой. Поэтому наша печь расположена в непосредственной близости от воды, прямо на берегу Волги.

Вот собственно и весь кувшин в меловых отложениях. Определение его как печи для обжига известняка, уже не позволяет относить этот ямный сосуд к меловому периоду. Одно дело, если бы он находился правее и залегал бы непосредственно в самой толще сеноманского яруса, над которым бы нависал мощный слой туронского мела, тогда да, была бы вероятность относить его к меловому периоду. Но он находится левее под небольшой насыпью или осыпью, когда-то засыпавшей его. Так что, кувшин более позднего происхождения, тем более, когда выяснилось, что, вероятно, это печь для получения извести связующего строительного материала в древнерусском строительстве.

Колесниченко Р. В.Источник

koparev.livejournal.com


Смотрите также