Печь древняя. Древняя Аркаимская печь - забытая технология, актуальна и сегодня (+Фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История, классификация и устройство печей. Печь древняя


Древняя Аркаимская печь - забытая технология, актуальна и сегодня (+Фото)

Древняя Аркаимская печь - забытая технология, актуальна и сегодня (+Фото)

В древности жили ученные и проектировщики посильнее сегодняшних. Ведь сами посудите, простыми методами они достигали высоких результатов и показателей. В печах подобной аркаимской КПД превышает все сегодняшние нормы...

В статье описана интересная конструкция аркаимской печи. В ней при совмещении очага и колодца создавалась естественная и сильная воздушная тяга. Воздух, поступающий в столб колодца (на иллюстрации ниже), охлаждался расположенной в столбе колодца водой и поступал в топку.

Уничтожение исторических артефактов (Видео)

Уничтожение исторических артефактов (Видео)

Известно, что для плавления бронзы необходима достаточно высокая температура, которую невозможно получить без подачи большого объема воздуха к месту горения.

"Древние арии были обеспечены канализацией. Мало того, в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Зачем? Всё гениальное просто. Все мы знаем, что из колодца, если в него заглянуть, всегда тянет прохладным воздухом. Так вот, в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось только оттачивать своё мастерство, соревнуясь в этом искусстве! Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нём пониженную температуру". (Обряды Любви, гл. Аркаим - Академия волхвов, стр. 46).

Рядом с печью находился колодец, при этом поддувало печи было связано с колодцем через устроенный в грунте воздуходувный канал. Проведенные учеными-археологами эксперименты показали, что аркаимская «чудо-печь» может поддерживать температуру, достаточную не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды (1200-1500 градусов!). Благодаря воздуховоду, соединяющую печь со смежным с ней колодцем пятиметровой глубины, в печи возникает тяга, обеспечивающая требуемую температуру. Таким образом, древние жители Аркаима воплощали в реальность мифологические представления о воде, рождающей огонь.

Аркаим. Стоящий у Солнца . (видео)Аркаим. Стоящий у Солнца . (видео)

Никакого абсурда здесь нет, ибо подача холодного воздуха использовалась и в старинных плавильных печах Европы:

Быстрый способ превращения чугуна в сталь разработал в 1856 г. англичанин Г. Бессемер. Он предложил продувать расплавленный жидкий чугун воздухом в расчете на то, что кислород воздуха соединится с углеродом и унесет его в виде газа. Бессемер опасался только, как бы воздух не остудил чугун. На деле же получалось обратное - чугун не только не остывал, но еще сильнее нагревался. Неожиданно, не правда ли? А объясняется это просто: при соединении кислорода воздуха с разными элементами, содержащимися в чугуне, например с кремнием или марганцем, выделяется немалое количество тепла.

Кстати говоря, наиболее близко к тайне чудо-печей подошёл наш русский учёный 18 века Михайло Ломоносов. Посещая уральские рудники, он обратил внимание на прохладный воздух, идущий из шахт и заинтересовался этим явлением. Вот что пишет о нём тот самый Владимир Ефимович Грум-Гржимайло, работу которого и нашёл на чердаке Александр Спирин: называя Ломоносова своим предшественником, он писал в предисловии к своей книге:

Ученые возобновляют раскопки в заповеднике Ученые возобновляют раскопки в заповеднике "Аркаим"

"В своей диссертации "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном" (1742) он дал кристально ясную мысль о движении воздуха в рудниках и дымовых трубах. Его теория выдавливания тяжелым, холодным, наружным воздухом теплого дыма была прекрасно усвоена всем миром. Но на этом дело и остановилось. В дальнейших попытках дать объяснение движению газа в печах запуталось слово "тяга", грамматически абсурдное, ибо глагол тянуть предполагает непосредственную связь между силой и предметом, который тянется. Тяги в печах и дымовых трубах нет: есть выдавливание теплого воздуха дыма тяжелым воздухом, как верно указал М.В. Ломоносов; ни разу не употреблявший слово "тяга".

Возникает вопрос: какая сила является причиной движения холодного воздуха вверх? Для примера возьмем случай с двумя сообщающимися сосудами, в которых содержится вода. Можно взять гибкий строительный уровень. Как бы мы не меняли высоту какого-либо конца шланга, вода в обоих сосудах всегда находится на одном уровне. Может ли быть то же самое, если в сообщающихся сосудах находится не жидкость, а газ? Да, если диаметр сосудов одинаков. Но если один сосуд имеет диаметр дециметр, а другой сосуд имеет диаметр метр, займут ли газы одинаковый уровень относительно поверхности земли? Ведь в этом случае необходимо учитывать давление атмосферы на верхнюю площадь газа. Возьмём ведрусский колодец, соединённый каналом с печью. Диаметр выходного канала равен 8-12 см, поперечное сечение канала колодца равно квадратному метру. Очевидно, что давление атмосферного столба в колодец будет больше давления атмосферного столба в выводящий канал, плюс вес холодного воздуха находящегося в самом колодце, значит, холодный воздух будет тихонько выдавливаться в топочное пространство печи, выполняя назначение поддувала.

Получается, что тяга, наличие которой в современных печах так ценили печники, в печах со свободным движением газов является вредным явлением, поскольку происходит бесконтрольный выброс ценного тепла в окружающее пространство и безвозвратная потеря его до 80%, что означает также, что до 80% леса вырублено и сожжено напрасно. Нарушается экология почвы и атмосферы, так как остаются вредные для здоровья вещества, вследствие неполного сгорания топлива, увеличивается содержание углекислого газа в воздухе, усиливается парниковый эффект. Для устранения вредного явления тяги в ведрусской печи, выводной канал из топки надо устраивать в нижней части, в зоне холодного воздуха. Таким образом, раскалённые газы и горячий воздух, циркулирующие в верхнем отделении печи не выводятся наружу, а накапливают в себе всё увеличивающееся тепло. Вот откуда берётся температура, плавящая металлы. Отводится же из камеры сгорания смесь из прохладного воздуха и нижних горячих газов, захватываемых потоком. Дойдя до верха трубы, газы окончательно охлаждаются и выбрасываются наружу едва теплыми, собственно, как это и зафиксировали трое ученых из Ярославского НИИ, изучая печь Александра Спирина.

Из современных конструкторов печей, использующих научные разработки профессора Грум-Гржимайло, я знаю только Игоря Кузнецова, но он, конечно, не использует в своих разработках колодезный принцип, хотя и добился высокой эффективности своих конструкций печей.

Древняя Аркаимская печь - забытая технология, актуальна и сегодня (+Фото)

Древняя Аркаимская печь - забытая технология, актуальна и сегодня (+Фото)

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.

ecology.md

Современная и древняя русская печь

Современная и древняя русская печь

18.09.2017 16:45

Русская печь совсем не гасла никогда. Она потихоньку теплилась в своем уголке при индустриализации, электрификации, газификации, и всегда была объектом пристального внимания специалистов ввиду своих замечательных качеств. Ныне русская печь переживает второе рождение; немалую роль в этом сыграли ее экономичность и многофункциональность...

Между прочим, в столовой у Билла Гейтса стоит настоящая русская печь, в которой ему пекут пироги и кулебяки с мясом и другие блюда русской кухни. Очень многие иностранцы открыто заинтересовались этим чудом «русских инженеров».На лондонском аукционе братьев Батье, крупному английскому бизнесмену была продана печь работы российского мастера — Василия Федорова, за двадцать тысяч долларов.

При расчете по готовым формулам и упрощенным методикам КПД русской печи выходит где-то 25-30% Это значение издавна внушало сомнение, и в 1927 г. Наркомзем СССР провел натурные испытания. Результат ошеломил специалистов: точно измеренное значение оказалось 68%! Это выше КПД большой ТЭЦ! Тогда же был объявлен конкурс на усовершенствование печи. Образцы, разработанные в ВТИ (Всесоюзный теплотехнический институт), Грумм-Гржимайло и Подгородниковым, показали КПД около 80%. Исследования русских печей ведутся по сей день: еще вполне не понятно, как достигается такой КПД.

Современная и древняя русская печь

Русская печь уникальна по своей сути. Являясь очень важным элементом быта, русская печь по праву заняла свое заслуженное место в истории. В старину на Руси существовал обычай, что при сватовстве пришедшие сваты, зайдя в избу сначала крестились перед образами, а после этого клали руки на печь, чем показывали чистоту и порядочность своих намерений и «приобщались» таким образом, к семье хозяев, считались близкими людьми…

А уж если кому доводилось получить приглашение поспать на печи, то после этого он в данной семье навсегда почитался родственником.

В разных уголках России русские печки имели разную форму, иногда встречались очень необычные экземпляры, но основные размеры все же соблюдались довольно строго. Русская печь, это массивная конструкция, среднестатистическая русская печка имела следующие размеры: ширина русской печи составляла – 2 аршина (около 142 см), длина – 3 аршина (около 213 см), а высота от пола до лежанки – 2,5 аршина (около 180 см)

Курная русская печь (печь без дымовой трубы), использовавшаяся в Древней Руси на протяжении долгого времени была прообразом известной «русской печки». Когда же избы стали топить «по-белому», то пришлось озаботиться материалом для труб. Поскольку по трубе прямо из топки шли горячие газы, ее вынуждены были делать из огнеупорного материала – из битой глины или кирпича. Чтобы как можно лучше улавливать выходящий из печи дым, непосредственно перед устьем печи труба расширялась, образуя так называемый кожух. За сходство с предметом женской одежды, его еще прозвали епанчой. Впоследствии для устойчивости епанчу стали подпирать снизу двумя стойками, которые опирались на припечек. Возможно, что именно эти шестики и дали новое название припечку, который стали называть шестком.

Шесток – полочка перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонке сгребались раскаленные угли, предназначенные для следующей топки.

У простой русской печи шесток в основном предназначается для горшков и чугунов,которые отсюда вносятся с помощью ухватов в печь. Во время варки чугунки время от времени выставляют на шесток, чтобы проверить степень готовности варева и добавить что-либо. Сюда же хозяйка выдвигает их в конце варки перед тем, как отправить на стол.

Хотя в основном шесток служил подставкой для печной посуды, в некоторых случаях его использовали в качестве открытого камина. Например, нужно подогреть варево, а печь давно остыла – не затапливать же ее снова. На выручку и приходил шесток. На нем размещали небольшую кованую треногу, называемую таганком. Сверху на обод таганка ставили чугунок, кастрюлю или чайник. Устье печи закрывали заслонкой таким образом, чтобы ее ручка была повернута в сторону топки. Открыв вьюшку, под треногой разжигали небольшой костерок из коротких чурочек. Если таганком обзавестись не пришлось, из подпечка доставали два кирпича и ставили их на ребро на некотором расстоянии друг от друга. Между кирпичами также разводили костерок, а сверху ставили посудину с пищей или чайник с водой.

В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В теплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу. В русской печи всегда имелись многочисленные полочки и ниши, которые служили как для увеличения площади поверхности печи, а, следовательно, повышенной теплоотдачи, что позволяло быстрее прогреть помещение, так и для хранения всевозможной посуды и домашней утвари.

В русской печи обжигали глиняную посуду. В русской печки обжигали не только посуду, но и игрушки. Причем игрушки обжигались, как правило во время обычной топки. Пивовары – варили в печи пиво, петельщики (так в старину называли людей, которые плели корзины) – распаривали в печи ивовые прутья для придания им мягкости и гибкости…

Сон на полатях – крепкий и глубокий. 6 часов его достаточно, чтобы всласть выспаться; просыпаешься всегда бодрым, с ясной головой.Указанные свойства сна на полатях относятся к медленно выстывающей за ночь печи. Сходный, но значительно более слабый эффект дает пользование хорошим фирменным электроодеялом с автоподстройкой по физиопараметрам.

Места же на печи отводились каждому члену семьи согласно строгой системе иерархии, старики обычно – внизу, справа от устья, а детвора – на полатях (верхняя часть печи, так называемая «лежанка»).

Местные непослушных, вредных, безалаберных детей нередко укоряли: «Видно, что не на полатях тебя делали!»

Современная и древняя русская печь

УКЛАДКА ДРОВ

Мало кто знает что в Русскую печь необходимо по особому укладывать дрова"клеткой"(хотя можно топить чем «чем Бог послал»: ,хворост, валежник, солома, курай (сухие сорняки), кизяк, антрацит, уголь-семечку, торфобрикеты, торфокрошку, опилки а в безлесных частях страны в ход шли солома, тростник, бурьян и даже кизяк. Но печь хлеб нужно только на дровах или древесном угле. Иначе вкус получится магазинный.)

Дрова для того, чтобы они прогорали одновременно и давали хорошие угли, стараются наколоть и подобрать одинакового размера, без больших сучков. При этом, чтобы угли получились равномерными, дрова больше не подкладывают, а стараются протопить печь одной партией дров, держа жар от углей, как можно дольше. Чтобы растопить русскую печь дрова укладывают колодцем.

Укладывается от 7 до 13 поленьев, длинной деревянной лопатой. желательно как можно дальше от устья.Первое полено укладывается поперёк печи.Три следующих вдоль печи дальними концом на первое полено.,5,6,7 поперёк второго,третьего , четвёртого и так далее.

Делается такой колодец для того чтобы дрова загорались и прогорали разом.Для этого ,на самый низ, между поленьями укладываются и поджигаются пучки длинных лучин.

Русская печь работает только на медленно горящем твердом топливе. Быстро сгорающие жидкое и газ требуют много воздуха, подток которого русская печь обеспечить не может. Ставить в горнило форсунку для мазута или газовую горелку не только бесполезно, но и опасно для жизни.

ПИЩА

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Она обогревала избу, в ней готовилась еда для семьи. Более того, благодаря своей большой массе прогретая печь очень долго сохраняет отданный ей пламенем жар, т.е. очень долго остывает. Таким образом, еда — приготовленная с утра оставалась горячей до глубокой ночи, сваренные каши – распаривались и становились рассыпчатыми, молоко, поставленное в печь – томилось практически без вмешательства хозяев, целый день трудившихся в поле или по хозяйству, а вечером лакомившихся таким любимым на Руси напитками как топленое молоко, простокваша и ряженка.В ней же готовили корм для скотины. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухведерный чугун. По высоте проходила глиняная корчага с солодом для пива.

Конструкция русский печи позволяла готовить на ней не только каши, но и печь хлеб(а его за один раз можно испечь порядка шестидесяти килограмм, что являлось недельным хлебным запасом для целой семьи), пироги. Кроме того, как в печи так и на печи сушили грибы, ягоды, рыбу ,зерно и т.д.

На чердаке,в дымоходе устраивали специальные коптильни.

Конструкция печи позволяла использовать одно и те же ее части для различных видов тепловой обработки пищи. Пищу можно было варить или парить, жарить, печь или томить.

Обычно:

• жарили у входа в топку;

• варили в топке;

• на шестаке подогревали ранее приготовленную пищу;

• томили продукты внутри печи, после топки;

• на поду - выпекали.

Кулинарная русская печь, приготовление пищи в которой проработано веками, по-прежнему неповторима. Современные кухонные печи, духовки, микроволновки и пароварки уже дают совсем другой эффект.

Секрет вкуса пищи, приготовленной в русской печи, заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнем, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.

В русской печи безо всяких перегородок и закоулков, усложняющих, а то и делающих невозможным ремонт или чистку, образуется виртуальный сложный дымовой канал, по эффективности превосходящий любой лабиринтный. Остается жалеть лишь об одном: имя или имена создавших ее гениев так и остаются в безвестности.

ПЕЧЬ –БАНЯ

Лечить разную простудную хворь и то могла печь. Больного на специальном лежаке заталкивали в печь, чтобы он хорошенько пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. Также в печах лечили грудных детей от рахита. Малышей обмазывали глиной и клали в теплую печку. Такой общий прогрев организма приводил к исправлению костей.

В печи еще и парились. Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.

Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности – рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим – и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).

После растопки под очищали выметая тщательно золу и выстилали соломой, чтобы не прожигало, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. На шесток клали чистый половичок. Дальше человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками. Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на деревянной лопате.

Мылись щелоком, для мытья волос использовали золу или яйцо. Поддавали пару, обливая водой горячие стены печи. Русским людям нравилось мыться в печке, баню топили, только для большой компании.

Именно поэтому предложение "в печи попариться", которое для современного человека звучит подозрительно и даже дико, в контексте старорусских времён звучало совершенно нормально.

Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях – например, во Владимирской губернии – девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. А может быть, они сами не хотели мыться там, напуганные рассказами о баннике – нечистой силе, хозяине бани, который мог и раскаленный камень из банной печи бросить в немилого гостя, и дверь наглухо закрыть. Русская печка же стояла в доме, где висели иконы и каждый угол кропили святой водой. Поэтому мыться в ней было спокойнее.

ИСТОЧНИК СВЕТА

Разожженная печь в зимнее время была одним из основных источников света, а важнейшим женским рукоделием в те времена было прядение. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить и, конечно, то и дело поглядывала в ту сторону. Если печь стояла слева от входа, свет падал не удобно для работы. Еще в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, работали у печи домашние мастерицы. Не случайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа «избой-неряхой» за то, что в подобном жилище женщине не с руки прясть.

МЕСТО В ИЗБЕ

Существует три традиционных варианта ориентации устья печи.

Наиболее древний – южнорусский. Печь располагается в одном из дальних от входа углов. Печной угол (не путать с углом, в котором стоит сама печь) занимает пространство от устья до противоположной ему стены. Если он отделен занавеской или перегородкой, то это будет «кухня». Угол, лежащий от устья по диагонали, называется большим, или красным. Здесь стоят стол, сундук, длинные лавки и висят иконы. В четвертом углу под потолком устраиваются полати (настил из досок для спанья). Выгороженный занавеской, он делается «спальней». Рукомойник, ведра с водой и весь кухонный инвентарь находятся в печном углу. Красный угол одновременно является прихожей, столовой, гостиной и местом для работ. Такая планировка крестьянских домов распространена от южного Подмосковья до среднего течения Дона.

Второй вариант – севернорусский. Устье («чело», «цело») основной, хлебной печи обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20-30 см, где хранили кухонную утварь. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, – «под порог». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки – сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье. К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка.

В третьем варианте ось печи перпендикулярна продольной оси дома. На севере этот вариант называют «финским», так как он встречается в жилищах обрусевших финнов, на юге – украинским. Печь стоит рядом с дверью, но устье смотрит не на противоположную от входа, а на боковую стену. Соответственно красный угол расположен так же, как и в севернорусской избе, а вот печной – у входа, весь на виду, поэтому он является одновременно и кухней, и прихожей.

Срединное расположение печи в доме совершенно не свойственно жилищам восточнославянских народов.

ПЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ СТИЛЕ

Нет предела совершенству. Появляются новые технологии, новые материалы, новые строительные возможности. Меняются вкусы, взгляды.

Некоторые современные русские печи дополнительно содержат котёл с разводкой труб по дому.

Печь помимо своих прямых функций начала становится предметом декора интерьера. В любом помещении печь всегда будет в центре внимания, всегда будет «гвоздем». Неизменным свойством печи является то, что она является центром тепла и уюта. опубликовано econet.ru 

 

www.navolne.life

Древняя плавильная печь на берегах Волги

Очень интересный, я бы даже сказал сенсационный материал, подтверждающий наличие высоких (по тем временам) технологий у жителей территории волжских степей. А учитывая размеры находок – говорящий о масштабности производств тех времен. Сейчас трудно с уверенностью назвать к каким временам и к каким народам принадлежала эта находка. Привязка к датировке осадочных слоев берегов Волги – это не совсем, на мой взгляд, правильно (об этом ниже). Смотрим, делаем выводы…

Публикую материал без изменений. Свои комментарии выделю курсивом.

Отчёт о разведывательной поездке в село Нижняя Банновка с целью изучения древнего кувшина в меловых отложениях.

Местонахождение: Объект располагается по течению на правом берегу реки Волги, в километре от села Нижняя Банновка. Место залегания объекта предположительно в слоях верхнего мела в сеноманском ярусе, самом нижнем ярусе верхнемелового периода. Выше идут слои туронского и коньякского ярусов, сложенных белым писчим мелом.

Возраст объекта: Предположительно, если объект находится в сеноманских песках, то возраст этих отложений от 100 до 93 млн. лет.

Описание объекта: Гигантский кувшин казанного типа имеет форму казана, либо котла. Ширина около 5,30 м., высота около 4,5-5 м. На вид искусственное происхождение. Материал – условное обозначение «глина». Очень хрупкий. Буквально рассыпается в порошок. Внутренние стенки кувшина покрыты каким-то налётом, либо защитным от влаги слоем. Ближе к дну этот налёт имеет бирюзовый цвет. Внешне похож на лак, гладкий, глянцевый, с мелкими пузырьками внутри и мелкими трещинами. По характерным признакам видно, что бирюзовый налёт был жидким, по внешним признакам похоже на оплавление, затем затвердевание. Ближе к венчику (горлу) налёт имеет белый цвет и на первый взгляд не похож на глянец. По внешним признакам, предположительно, налёт может быть искусственным, но и возможно солевое покрытие или другой вид конкреции. Дно кувшина разрушено, но его очертания видны. Разрушенное дно характерный признак того, что это был гигантский кувшин, который стоял на земле. Сравнивая с большими неолитическими хумами, с которыми я имел дело, у всех один и тот же характерный признак – разрушенное дно. Все они стояли на земле и не предназначались для перемещений. Следовательно, дно кувшина, длительное время находящееся в земле, постоянно подвергалось разрушению, воздействием солей, влаги. Дно кувшина сливается с белым камнем, возможно и переходит в него. Очертание кувшина чётко видно, благодаря красному оттенку материала. Красный материал наблюдается только по контуру кувшина образуя его стенки. Толщина стенок кувшина составляет 30-35 см. Нигде за пределами кувшина красного материала нет, чтобы можно было списать это на природное образование. Вокруг кувшина сплошные слои сеноманского песка и песчанника. Очень чётко заметно, что по составу материал кувшина отличается от слоя песка. Пески окружающие кувшин мягче, чем красный материал кувшина. Пески буквально сыпятся. Материал кувшина тоже скалывается, неудивительно, столько миллионов лет пролежал в земле. Судя по степени разрушения, сравнивая с неолитическими хумами, даже плохого обжига, этот кувшин очень и очень древний. Насколько древний, сказать трудно. Но по слою залегания, ему от 100 млн. лет. Нужны анализы образцов, для выявления состава материала и определения возраста. По внешним признакам, по своему химическому составу, материал кувшина отличается от окружающего слоя песка, что заставляет предполагать, что это искусственное происхождение. Нигде по периметру сеноманского яруса не встречается чёткого красного материала, который имеет кувшин. Сам кувшин имеет чёткие формы сосуда.

Внутренний бирюзовый налёт (покрытие) левой стенки кувшина. Напоминает застывший лак. Глянцевый как стекло, с микротрещинами.

Зарисовки:

Источник

Автор сделал запрет на копирование материала с сайта, по-этому материал не получил распространения и огласки в сети. С его позволения, исправлю это.***

Для наглядности и полноты картинки, приведу примеры, что из себя представляет эта территория сейчас:

Источник фотографий

В статье автор постоянно привязывает возраст находки к возрасту отложений – официально до 100 млн.лет. Здесь автор дает геологическую информацию этой территории. Его вывод: доисторический кувшин точно не относится к Кайнозойской эре, и ему не 15 млн. лет. Ему так же и не 66 млн. лет, так как он не залегает в слоях Маастрихтского яруса конца Мелового периода. Кувшин залегает в песках Сеноманского яруса, возраст которого от 100 до 93 млн. лет

Но по мнению некоторых исследователей прошлого (меня в том числе) – эти отложения могут быть послепотопными, с возрастом всего в сотни лет. Пойма Волги, по которой уходил поток воды, ила, и, возможно, нес такие вот артефакты древней культуры и цивилизации. Кувшин остался в этих отложениях после ухода большой воды.***

Есть продолжение этого материала:

Результаты оценочной экспертизы образцов древнего кувшина — плавильная печь

Образцы были показаны геологам в Государственном Геологическом Музее им. М. И. Вернадского. По результатам оценочно-консультационной экспертизы определено искусственное происхождение образца, техногенного характера с результатом оплавления. Материал глинистый, обожжён. Ближе к внутреннему краю, обжиг переходит в тёмно-бардовый цвет, где заканчивается бирюзовым налётом техногенным следом плавления. Образец был определён как черепок от плавильной печи. В таком случае, гигантский кувшин определяется как гигантская плавильная печь. Примерную схему устройства можно видеть на рисунке

Вполне возможно, наш гигантский кувшин, ничто иное как гигантский тигель, в котором предположительно плавили металл, или ещё что-то. Как мне стало известно, подобный бирюзовый след плавления, который остался на стенке нашего кувшина, характерный признак плавления металла. Этот налёт, возможно, след хлорида или карбоната меди, с характерным малахитовым оттенком. Скорей всего плавили медную руду оксидные или карбонатные руды, оставившие после плавления характерный шлак, который остался на стенках кувшина в виде бирюзового налёта.

Теперь, что касается датировок. Впервые массово медь стали плавить в 4 тыс. до н. э. в эпоху энеолита. На некоторых территориях это происходило раньше, на некоторых позже. Например, на территории современного Ирана, медь начали использовать в самородной форме в 8500 г. до н. э. Затем в Чатал-Хююке где-то между 7 и 6 тыс. до н. э. медь научились плавить из руды. Затем в Месопотамии в 6 тыс. до н. э. Потом в долине Инда, в Египте, и т. д., пока массово медь не вытеснила камень к 4 тыс. до н. э., с чего и начался медный век.

Отталкиваясь от этого, представляется сомнительным, что наш кувшин теперь может относиться к меловому периоду, в котором, согласно академической науке, человека ещё не было. Однако, нам надо определить, действительно ли кувшин принадлежит сеноманскому ярусу. Судя по местности, кувшин находится под небольшой насыпью на уровне высокого слоя песков сеномаснкого яруса. Т. е. на склоне оврага. Вполне возможно, что его просто могло засыпать обвалом или осыпью, какие там часто встречаются. Кувшин не скрыт под толстым слоем 60-метрового песка сеноманского яруса. Однако его стенки облегает однородная масса сеноманского песка. Внутри кувшина структура песка другая. Там всё перемешано, будто действительно было осыпано. Тогда создаётся впечатление, что кувшин был создан в виде ямы и облеплен глиной, а высокая температура плавления, постепенно обжигала его стенки. Так глина, или окружающая земля приобрела красный цвет. По фактуре красный материал заметно твёрже, чем окружающие пески, но всё равно скалывается и крошится.

Источник***

Обнаружены останки второй печи

Недалеко от первой печи близ села Нижней Банновки, метров в 30 ниже по течению, была замечена вторая печь, но на высоте примерно 10 метров, прямо у самой поверхности сеноманского слоя. Однако, если первая печь имеет чёткие формы сосуда с сохранившимся венчиком, то вторая печь такой формы не имеет. Более того, нет стенок, очерчивающих сосуд. Наоборот, хорошо видно, что земля по краям обожжена. Вполне вероятно, это была просто яма, в которой плавили что-то. Так как на её дне имеется такой же термослед от плавления, что и на левой стенке первой печи. Часть печи обвалилась, и в обвалах у подножия сеноманского слоя валяются точно такие же оплавленные черепки. Обе печи находятся на разных уровнях. Первая печь у подножия сеноманского яруса, вторая печь на его вершине. Но в округе не найдено ни одного следа того, что там плавили.

(Из поездки Юляны Гончар. 4.10.2015)

Источник***

Еще одна версия: Гигантский кувшин — это печь для обжига извести.

Вполне вероятно, что наш, так называемый кувшин из Нижней Банновки печь для обжига известняка. Это объясняет на его дне остатки известняка, и собственно положение самой печи в непосредственной близости от туронского мела. Правый берег Волги очень богат слоями туронского мела, который по всей видимости, служил строительным материалом и обжигался в специально созданных печах. Судя по району расположения печи, где вокруг полно туронского мела и известняка, наш, так называемый кувшин, в таком случае имеет вполне конкретное значение.

Ранее, по бирюзовому термоследу плавления была попытка определить материал плавления. Возможно это оксидные руды, однако, в этом районе никаких залежей металлов обнаружено не было. Зато полно известняка туронского яруса, части которого мы и обнаруживаем на дне найденной гигантской печи. Вполне вероятно, это была печь для обжига извести.

Аналогичные печи были найдены в Киеве в 1960-70 годах (Толочко П.П., Гупало К.М. Розкопки Киева у 1969-1970 pp.// Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975). Правда печь из Киева поменьше, диаметром всего в 2,6 — 2,7 м. Стенки сложены из кирпичей на глине. Изнутри стенки ошлакованы от действия огня. Дно печи глиняное, прожженное на глубину 5 см. Ниже лежал толстый слой извести и кусков известняка.

Почти тоже самое мы видим и в печи с Нижней Банновки. Мы имеем два налёта в виде шлака, один бирюзовый у основания дна, другой белый наверху у венчика печи. Дно печи разрушено, возможно прожжено. На дне находятся куски известняка. Бирюзовый налёт, возможно, след горения топлива, которое обжигалось на дне кувшина, тогда как сверху располагался обжигаемый известняк, что характерно белым шлаковым налётом у венчика.

Возможно, на этой территории занимались производством строительной извести. Основным процессом при производстве извести является обжиг, в процессе которого известняк разлагается при температуре от 900°С до 1200°С. В таком случае, характерный белый налёт на венчике нашей печи это известковый шлак. Тогда как бирюзовый налёт у основания дна печи это след оплавляемого топлива, используемого для обжига извести. Скорей всего известь вместе с топливом загружались в печь в перемешку. Либо печь разделялась известковой сеткой, под которой снизу горело топливо, а сверху нагружали куски известняка.

По характерным признакам бирюзового налёта, топливо видимо было жидким, поэтому оплавленная часть плотно впиталась в стенки печи. Либо в качестве топлива использовался антрацит каменный уголь. Тогда как бирюзовый стекловидный налёт это метод глазуирования внутренних стенок печи для защиты от всевозможной влаги. Вероятно, бирюзовый цвет стекловидного слоя получился в результате примесей оксидов металлов, скорей всего окиси меди, которая даёт зеленоватый оттенок, либо хрома, который также даёт зеленоватый цвет.

Теперь, зачем жгут известняк? Известняк и мел — это карбонат кальция, химическая формула которого СаСО3. Карбонатное сырьё, которого достаточно по правому берегу Волги в Нижней Банновке, жгут для удаления из него углекислого газа СО2, чтобы получить жжёную известь СаО вяжущий строительный материал. После обжига, жжёная известь, перед употреблением гасится водой. Поэтому наша печь расположена в непосредственной близости от воды, прямо на берегу Волги.

Вот собственно и весь кувшин в меловых отложениях. Определение его как печи для обжига известняка, уже не позволяет относить этот ямный сосуд к меловому периоду. Одно дело, если бы он находился правее и залегал бы непосредственно в самой толще сеноманского яруса, над которым бы нависал мощный слой туронского мела, тогда да, была бы вероятность относить его к меловому периоду. Но он находится левее под небольшой насыпью или осыпью, когда-то засыпавшей его. Так что, кувшин более позднего происхождения, тем более, когда выяснилось, что, вероятно, это печь для получения извести связующего строительного материала в древнерусском строительстве.

Колесниченко Р. В.Источник

tart-aria.info - у нас только авторские материалы. Автор этой статьи: sibved. При использовании статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Современная и древняя русская печь

Русская печь совсем не гасла никогда. Она потихоньку теплилась в своем уголке при индустриализации, электрификации, газификации, и всегда была объектом пристального внимания специалистов ввиду своих замечательных качеств. Ныне русская печь переживает второе рождение; немалую роль в этом сыграли ее экономичность и многофункциональность...

Между прочим, в столовой у Билла Гейтса стоит настоящая русская печь, в которой ему пекут пироги и кулебяки с мясом и другие блюда русской кухни. Очень многие иностранцы открыто заинтересовались этим чудом «русских инженеров».На лондонском аукционе братьев Батье, крупному английскому бизнесмену была продана печь работы российского мастера — Василия Федорова, за двадцать тысяч долларов.

При расчете по готовым формулам и упрощенным методикам КПД русской печи выходит где-то 25-30% Это значение издавна внушало сомнение, и в 1927 г. Наркомзем СССР провел натурные испытания. Результат ошеломил специалистов: точно измеренное значение оказалось 68%! Это выше КПД большой ТЭЦ! Тогда же был объявлен конкурс на усовершенствование печи. Образцы, разработанные в ВТИ (Всесоюзный теплотехнический институт), Грумм-Гржимайло и Подгородниковым, показали КПД около 80%. Исследования русских печей ведутся по сей день: еще вполне не понятно, как достигается такой КПД.

Русская печь уникальна по своей сути. Являясь очень важным элементом быта, русская печь по праву заняла свое заслуженное место в истории. В старину на Руси существовал обычай, что при сватовстве пришедшие сваты, зайдя в избу сначала крестились перед образами, а после этого клали руки на печь, чем показывали чистоту и порядочность своих намерений и «приобщались» таким образом, к семье хозяев, считались близкими людьми…

А уж если кому доводилось получить приглашение поспать на печи, то после этого он в данной семье навсегда почитался родственником.

В разных уголках России русские печки имели разную форму, иногда встречались очень необычные экземпляры, но основные размеры все же соблюдались довольно строго. Русская печь, это массивная конструкция, среднестатистическая русская печка имела следующие размеры: ширина русской печи составляла – 2 аршина (около 142 см), длина – 3 аршина (около 213 см), а высота от пола до лежанки – 2,5 аршина (около 180 см)

Курная русская печь (печь без дымовой трубы), использовавшаяся в Древней Руси на протяжении долгого времени была прообразом известной «русской печки». Когда же избы стали топить «по-белому», то пришлось озаботиться материалом для труб. Поскольку по трубе прямо из топки шли горячие газы, ее вынуждены были делать из огнеупорного материала – из битой глины или кирпича. Чтобы как можно лучше улавливать выходящий из печи дым, непосредственно перед устьем печи труба расширялась, образуя так называемый кожух. За сходство с предметом женской одежды, его еще прозвали епанчой. Впоследствии для устойчивости епанчу стали подпирать снизу двумя стойками, которые опирались на припечек. Возможно, что именно эти шестики и дали новое название припечку, который стали называть шестком.

Шесток – полочка перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонке сгребались раскаленные угли, предназначенные для следующей топки.

У простой русской печи шесток в основном предназначается для горшков и чугунов,которые отсюда вносятся с помощью ухватов в печь. Во время варки чугунки время от времени выставляют на шесток, чтобы проверить степень готовности варева и добавить что-либо. Сюда же хозяйка выдвигает их в конце варки перед тем, как отправить на стол.

Хотя в основном шесток служил подставкой для печной посуды, в некоторых случаях его использовали в качестве открытого камина. Например, нужно подогреть варево, а печь давно остыла – не затапливать же ее снова. На выручку и приходил шесток. На нем размещали небольшую кованую треногу, называемую таганком. Сверху на обод таганка ставили чугунок, кастрюлю или чайник. Устье печи закрывали заслонкой таким образом, чтобы ее ручка была повернута в сторону топки. Открыв вьюшку, под треногой разжигали небольшой костерок из коротких чурочек. Если таганком обзавестись не пришлось, из подпечка доставали два кирпича и ставили их на ребро на некотором расстоянии друг от друга. Между кирпичами также разводили костерок, а сверху ставили посудину с пищей или чайник с водой.

В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В теплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу. В русской печи всегда имелись многочисленные полочки и ниши, которые служили как для увеличения площади поверхности печи, а, следовательно, повышенной теплоотдачи, что позволяло быстрее прогреть помещение, так и для хранения всевозможной посуды и домашней утвари.

В русской печи обжигали глиняную посуду. В русской печки обжигали не только посуду, но и игрушки. Причем игрушки обжигались, как правило во время обычной топки. Пивовары – варили в печи пиво, петельщики (так в старину называли людей, которые плели корзины) – распаривали в печи ивовые прутья для придания им мягкости и гибкости…

Сон на полатях – крепкий и глубокий. 6 часов его достаточно, чтобы всласть выспаться; просыпаешься всегда бодрым, с ясной головой.Указанные свойства сна на полатях относятся к медленно выстывающей за ночь печи. Сходный, но значительно более слабый эффект дает пользование хорошим фирменным электроодеялом с автоподстройкой по физиопараметрам.

Места же на печи отводились каждому члену семьи согласно строгой системе иерархии, старики обычно – внизу, справа от устья, а детвора – на полатях (верхняя часть печи, так называемая «лежанка»).

Местные непослушных, вредных, безалаберных детей нередко укоряли: «Видно, что не на полатях тебя делали!»

УКЛАДКА ДРОВ

Мало кто знает что в Русскую печь необходимо по особому укладывать дрова"клеткой"(хотя можно топить чем «чем Бог послал»: ,хворост, валежник, солома, курай (сухие сорняки), кизяк, антрацит, уголь-семечку, торфобрикеты, торфокрошку, опилки а в безлесных частях страны в ход шли солома, тростник, бурьян и даже кизяк. Но печь хлеб нужно только на дровах или древесном угле. Иначе вкус получится магазинный.)

Дрова для того, чтобы они прогорали одновременно и давали хорошие угли, стараются наколоть и подобрать одинакового размера, без больших сучков. При этом, чтобы угли получились равномерными, дрова больше не подкладывают, а стараются протопить печь одной партией дров, держа жар от углей, как можно дольше. Чтобы растопить русскую печь дрова укладывают колодцем.

Укладывается от 7 до 13 поленьев, длинной деревянной лопатой. желательно как можно дальше от устья.Первое полено укладывается поперёк печи.Три следующих вдоль печи дальними концом на первое полено.,5,6,7 поперёк второго,третьего , четвёртого и так далее.

Делается такой колодец для того чтобы дрова загорались и прогорали разом.Для этого ,на самый низ, между поленьями укладываются и поджигаются пучки длинных лучин.

Русская печь работает только на медленно горящем твердом топливе. Быстро сгорающие жидкое и газ требуют много воздуха, подток которого русская печь обеспечить не может. Ставить в горнило форсунку для мазута или газовую горелку не только бесполезно, но и опасно для жизни.

ПИЩА

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Она обогревала избу, в ней готовилась еда для семьи. Более того, благодаря своей большой массе прогретая печь очень долго сохраняет отданный ей пламенем жар, т.е. очень долго остывает. Таким образом, еда — приготовленная с утра оставалась горячей до глубокой ночи, сваренные каши – распаривались и становились рассыпчатыми, молоко, поставленное в печь – томилось практически без вмешательства хозяев, целый день трудившихся в поле или по хозяйству, а вечером лакомившихся таким любимым на Руси напитками как топленое молоко, простокваша и ряженка.В ней же готовили корм для скотины. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухведерный чугун. По высоте проходила глиняная корчага с солодом для пива.

Конструкция русский печи позволяла готовить на ней не только каши, но и печь хлеб(а его за один раз можно испечь порядка шестидесяти килограмм, что являлось недельным хлебным запасом для целой семьи), пироги. Кроме того, как в печи так и на печи сушили грибы, ягоды, рыбу ,зерно и т.д.

На чердаке,в дымоходе устраивали специальные коптильни.

Конструкция печи позволяла использовать одно и те же ее части для различных видов тепловой обработки пищи. Пищу можно было варить или парить, жарить, печь или томить.

Обычно:

• жарили у входа в топку;

• варили в топке;

• на шестаке подогревали ранее приготовленную пищу;

• томили продукты внутри печи, после топки;

• на поду — выпекали.

Кулинарная русская печь, приготовление пищи в которой проработано веками, по-прежнему неповторима. Современные кухонные печи, духовки, микроволновки и пароварки уже дают совсем другой эффект.

Секрет вкуса пищи, приготовленной в русской печи, заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнем, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.

В русской печи безо всяких перегородок и закоулков, усложняющих, а то и делающих невозможным ремонт или чистку, образуется виртуальный сложный дымовой канал, по эффективности превосходящий любой лабиринтный. Остается жалеть лишь об одном: имя или имена создавших ее гениев так и остаются в безвестности.

ПЕЧЬ –БАНЯ

Лечить разную простудную хворь и то могла печь. Больного на специальном лежаке заталкивали в печь, чтобы он хорошенько пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. Также в печах лечили грудных детей от рахита. Малышей обмазывали глиной и клали в теплую печку. Такой общий прогрев организма приводил к исправлению костей.

В печи еще и парились. Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.

Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности – рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим – и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).

После растопки под очищали выметая тщательно золу и выстилали соломой, чтобы не прожигало, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. На шесток клали чистый половичок. Дальше человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками. Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на деревянной лопате.

Мылись щелоком, для мытья волос использовали золу или яйцо. Поддавали пару, обливая водой горячие стены печи. Русским людям нравилось мыться в печке, баню топили, только для большой компании.

Именно поэтому предложение «в печи попариться», которое для современного человека звучит подозрительно и даже дико, в контексте старорусских времён звучало совершенно нормально.

Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях – например, во Владимирской губернии – девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. А может быть, они сами не хотели мыться там, напуганные рассказами о баннике – нечистой силе, хозяине бани, который мог и раскаленный камень из банной печи бросить в немилого гостя, и дверь наглухо закрыть. Русская печка же стояла в доме, где висели иконы и каждый угол кропили святой водой. Поэтому мыться в ней было спокойнее.

ИСТОЧНИК СВЕТА

Разожженная печь в зимнее время была одним из основных источников света, а важнейшим женским рукоделием в те времена было прядение. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить и, конечно, то и дело поглядывала в ту сторону. Если печь стояла слева от входа, свет падал не удобно для работы. Еще в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, работали у печи домашние мастерицы. Не случайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа «избой-неряхой» за то, что в подобном жилище женщине не с руки прясть.

МЕСТО В ИЗБЕ

Существует три традиционных варианта ориентации устья печи.

Наиболее древний – южнорусский. Печь располагается в одном из дальних от входа углов. Печной угол (не путать с углом, в котором стоит сама печь) занимает пространство от устья до противоположной ему стены. Если он отделен занавеской или перегородкой, то это будет «кухня». Угол, лежащий от устья по диагонали, называется большим, или красным. Здесь стоят стол, сундук, длинные лавки и висят иконы. В четвертом углу под потолком устраиваются полати (настил из досок для спанья). Выгороженный занавеской, он делается «спальней». Рукомойник, ведра с водой и весь кухонный инвентарь находятся в печном углу. Красный угол одновременно является прихожей, столовой, гостиной и местом для работ. Такая планировка крестьянских домов распространена от южного Подмосковья до среднего течения Дона.

Второй вариант – севернорусский. Устье («чело», «цело») основной, хлебной печи обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20-30 см, где хранили кухонную утварь. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, – «под порог». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки – сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье. К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка.

В третьем варианте ось печи перпендикулярна продольной оси дома. На севере этот вариант называют «финским», так как он встречается в жилищах обрусевших финнов, на юге – украинским. Печь стоит рядом с дверью, но устье смотрит не на противоположную от входа, а на боковую стену. Соответственно красный угол расположен так же, как и в севернорусской избе, а вот печной – у входа, весь на виду, поэтому он является одновременно и кухней, и прихожей.

Срединное расположение печи в доме совершенно не свойственно жилищам восточнославянских народов.

ПЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ СТИЛЕ

Нет предела совершенству. Появляются новые технологии, новые материалы, новые строительные возможности. Меняются вкусы, взгляды.

Некоторые современные русские печи дополнительно содержат котёл с разводкой труб по дому.

Печь помимо своих прямых функций начала становится предметом декора интерьера. В любом помещении печь всегда будет в центре внимания, всегда будет «гвоздем». Неизменным свойством печи является то, что она является центром тепла и уюта.  

depils.com

Забытая реальность — Древняя плавильная печь на берегах Волги

Очень интересный, я бы даже сказал сенсационный материал, подтверждающий наличие высоких (по тем временам) технологий у жителей территории волжских степей. А учитывая размеры находок – говорящий о масштабности производств тех времен. Сейчас трудно с уверенностью назвать к каким временам и к каким народам принадлежала эта находка. Привязка к датировке осадочных слоев берегов Волги – это не совсем, на мой взгляд, правильно (об этом ниже). Смотрим, делаем выводы…

Копирую материал без изменений. Свои комментарии выделю курсивом.

Отчёт о разведывательной поездке в село Нижняя Банновка с целью изучения древнего кувшина в меловых отложениях.

Местонахождение: Объект располагается по течению на правом берегу реки Волги, в километре от села Нижняя Банновка. Место залегания объекта предположительно в слоях верхнего мела в сеноманском ярусе, самом нижнем ярусе верхнемелового периода. Выше идут слои туронского и коньякского ярусов, сложенных белым писчим мелом.

Возраст объекта: Предположительно, если объект находится в сеноманских песках, то возраст этих отложений от 100 до 93 млн. лет.

Описание объекта: Гигантский кувшин казанного типа имеет форму казана, либо котла. Ширина около 5,30 м., высота около 4,5-5 м. На вид искусственное происхождение. Материал – условное обозначение «глина». Очень хрупкий. Буквально рассыпается в порошок. Внутренние стенки кувшина покрыты каким-то налётом, либо защитным от влаги слоем. Ближе к дну этот налёт имеет бирюзовый цвет. Внешне похож на лак, гладкий, глянцевый, с мелкими пузырьками внутри и мелкими трещинами. По характерным признакам видно, что бирюзовый налёт был жидким, по внешним признакам похоже на оплавление, затем затвердевание. Ближе к венчику (горлу) налёт имеет белый цвет и на первый взгляд не похож на глянец. По внешним признакам, предположительно, налёт может быть искусственным, но и возможно солевое покрытие или другой вид конкреции. Дно кувшина разрушено, но его очертания видны. Разрушенное дно характерный признак того, что это был гигантский кувшин, который стоял на земле. Сравнивая с большими неолитическими хумами, с которыми я имел дело, у всех один и тот же характерный признак – разрушенное дно. Все они стояли на земле и не предназначались для перемещений. Следовательно, дно кувшина, длительное время находящееся в земле, постоянно подвергалось разрушению, воздействием солей, влаги. Дно кувшина сливается с белым камнем, возможно и переходит в него. Очертание кувшина чётко видно, благодаря красному оттенку материала. Красный материал наблюдается только по контуру кувшина образуя его стенки. Толщина стенок кувшина составляет 30-35 см. Нигде за пределами кувшина красного материала нет, чтобы можно было списать это на природное образование. Вокруг кувшина сплошные слои сеноманского песка и песчанника. Очень чётко заметно, что по составу материал кувшина отличается от слоя песка. Пески окружающие кувшин мягче, чем красный материал кувшина. Пески буквально сыпятся. Материал кувшина тоже скалывается, неудивительно, столько миллионов лет пролежал в земле. Судя по степени разрушения, сравнивая с неолитическими хумами, даже плохого обжига, этот кувшин очень и очень древний. Насколько древний, сказать трудно. Но по слою залегания, ему от 100 млн. лет. Нужны анализы образцов, для выявления состава материала и определения возраста. По внешним признакам, по своему химическому составу, материал кувшина отличается от окружающего слоя песка, что заставляет предполагать, что это искусственное происхождение. Нигде по периметру сеноманского яруса не встречается чёткого красного материала, который имеет кувшин. Сам кувшин имеет чёткие формы сосуда.

Внутренний бирюзовый налёт (покрытие) левой стенки кувшина. Напоминает застывший лак. Глянцевый как стекло, с микротрещинами.

Зарисовки:

Источник

Автор сделал запрет на копирование материала с сайта, по-этому материал не получил распространения и огласки в сети. С его позволения, исправлю это.***

Для наглядности и полноты картинки, приведу примеры, что из себя представляет эта территория сейчас:

Источник фотографий

В статье автор постоянно привязывает возраст находки к возрасту отложений – официально до 100 млн.лет. Здесь автор дает геологическую информацию этой территории. Его вывод: доисторический кувшин точно не относится к Кайнозойской эре, и ему не 15 млн. лет. Ему так же и не 66 млн. лет, так как он не залегает в слоях Маастрихтского яруса конца Мелового периода. Кувшин залегает в песках Сеноманского яруса, возраст которого от 100 до 93 млн. лет

Но по мнению некоторых исследователей прошлого (меня в том числе) – эти отложения могут быть послепотопными, с возрастом в сотни лет. Пойма Волги, по которой уходил поток воды, ила, и, возможно, нес такие вот артефакты древней культуры и цивилизации. Кувшин остался в этих отложениях после ухода большой воды.***

Есть продолжение этого материала:

Результаты оценочной экспертизы образцов древнего кувшина — плавильная печь

Образцы были показаны геологам в Государственном Геологическом Музее им. М. И. Вернадского. По результатам оценочно-консультационной экспертизы определено искусственное происхождение образца, техногенного характера с результатом оплавления. Материал глинистый, обожжён. Ближе к внутреннему краю, обжиг переходит в тёмно-бардовый цвет, где заканчивается бирюзовым налётом техногенным следом плавления. Образец был определён как черепок от плавильной печи. В таком случае, гигантский кувшин определяется как гигантская плавильная печь. Примерную схему устройства можно видеть на рисунке

Вполне возможно, наш гигантский кувшин, ничто иное как гигантский тигель, в котором предположительно плавили металл, или ещё что-то. Как мне стало известно, подобный бирюзовый след плавления, который остался на стенке нашего кувшина, характерный признак плавления металла. Этот налёт, возможно, след хлорида или карбоната меди, с характерным малахитовым оттенком. Скорей всего плавили медную руду оксидные или карбонатные руды, оставившие после плавления характерный шлак, который остался на стенках кувшина в виде бирюзового налёта.

Теперь, что касается датировок. Впервые массово медь стали плавить в 4 тыс. до н. э. в эпоху энеолита. На некоторых территориях это происходило раньше, на некоторых позже. Например, на территории современного Ирана, медь начали использовать в самородной форме в 8500 г. до н. э. Затем в Чатал-Хююке где-то между 7 и 6 тыс. до н. э. медь научились плавить из руды. Затем в Месопотамии в 6 тыс. до н. э. Потом в долине Инда, в Египте, и т. д., пока массово медь не вытеснила камень к 4 тыс. до н. э., с чего и начался медный век.

Отталкиваясь от этого, представляется сомнительным, что наш кувшин теперь может относиться к меловому периоду, в котором, согласно академической науке, человека ещё не было. Однако, нам надо определить, действительно ли кувшин принадлежит сеноманскому ярусу. Судя по местности, кувшин находится под небольшой насыпью на уровне высокого слоя песков сеномаснкого яруса. Т. е. на склоне оврага. Вполне возможно, что его просто могло засыпать обвалом или осыпью, какие там часто встречаются. Кувшин не скрыт под толстым слоем 60-метрового песка сеноманского яруса. Однако его стенки облегает однородная масса сеноманского песка. Внутри кувшина структура песка другая. Там всё перемешано, будто действительно было осыпано. Тогда создаётся впечатление, что кувшин был создан в виде ямы и облеплен глиной, а высокая температура плавления, постепенно обжигала его стенки. Так глина, или окружающая земля приобрела красный цвет. По фактуре красный материал заметно твёрже, чем окружающие пески, но всё равно скалывается и крошится.

Источник***

Обнаружены останки второй печи

Недалеко от первой печи близ села Нижней Банновки, метров в 30 ниже по течению, была замечена вторая печь, но на высоте примерно 10 метров, прямо у самой поверхности сеноманского слоя. Однако, если первая печь имеет чёткие формы сосуда с сохранившимся венчиком, то вторая печь такой формы не имеет. Более того, нет стенок, очерчивающих сосуд. Наоборот, хорошо видно, что земля по краям обожжена. Вполне вероятно, это была просто яма, в которой плавили что-то. Так как на её дне имеется такой же термослед от плавления, что и на левой стенке первой печи. Часть печи обвалилась, и в обвалах у подножия сеноманского слоя валяются точно такие же оплавленные черепки. Обе печи находятся на разных уровнях. Первая печь у подножия сеноманского яруса, вторая печь на его вершине. Но в округе не найдено ни одного следа того, что там плавили.

(Из поездки Юляны Гончар. 4.10.2015)

Источник***

Еще одна версия: Гигантский кувшин — это печь для обжига извести.

Вполне вероятно, что наш, так называемый кувшин из Нижней Банновки печь для обжига известняка. Это объясняет на его дне остатки известняка, и собственно положение самой печи в непосредственной близости от туронского мела. Правый берег Волги очень богат слоями туронского мела, который по всей видимости, служил строительным материалом и обжигался в специально созданных печах. Судя по району расположения печи, где вокруг полно туронского мела и известняка, наш, так называемый кувшин, в таком случае имеет вполне конкретное значение.

Ранее, по бирюзовому термоследу плавления была попытка определить материал плавления. Возможно это оксидные руды, однако, в этом районе никаких залежей металлов обнаружено не было. Зато полно известняка туронского яруса, части которого мы и обнаруживаем на дне найденной гигантской печи. Вполне вероятно, это была печь для обжига извести.

Аналогичные печи были найдены в Киеве в 1960-70 годах (Толочко П.П., Гупало К.М. Розкопки Киева у 1969-1970 pp.// Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975). Правда печь из Киева поменьше, диаметром всего в 2,6 — 2,7 м. Стенки сложены из кирпичей на глине. Изнутри стенки ошлакованы от действия огня. Дно печи глиняное, прожженное на глубину 5 см. Ниже лежал толстый слой извести и кусков известняка.

Почти тоже самое мы видим и в печи с Нижней Банновки. Мы имеем два налёта в виде шлака, один бирюзовый у основания дна, другой белый наверху у венчика печи. Дно печи разрушено, возможно прожжено. На дне находятся куски известняка. Бирюзовый налёт, возможно, след горения топлива, которое обжигалось на дне кувшина, тогда как сверху располагался обжигаемый известняк, что характерно белым шлаковым налётом у венчика.

Возможно, на этой территории занимались производством строительной извести. Основным процессом при производстве извести является обжиг, в процессе которого известняк разлагается при температуре от 900°С до 1200°С. В таком случае, характерный белый налёт на венчике нашей печи это известковый шлак. Тогда как бирюзовый налёт у основания дна печи это след оплавляемого топлива, используемого для обжига извести. Скорей всего известь вместе с топливом загружались в печь в перемешку. Либо печь разделялась известковой сеткой, под которой снизу горело топливо, а сверху нагружали куски известняка.

По характерным признакам бирюзового налёта, топливо видимо было жидким, поэтому оплавленная часть плотно впиталась в стенки печи. Либо в качестве топлива использовался антрацит каменный уголь. Тогда как бирюзовый стекловидный налёт это метод глазуирования внутренних стенок печи для защиты от всевозможной влаги. Вероятно, бирюзовый цвет стекловидного слоя получился в результате примесей оксидов металлов, скорей всего окиси меди, которая даёт зеленоватый оттенок, либо хрома, который также даёт зеленоватый цвет.

Теперь, зачем жгут известняк? Известняк и мел — это карбонат кальция, химическая формула которого СаСО3. Карбонатное сырьё, которого достаточно по правому берегу Волги в Нижней Банновке, жгут для удаления из него углекислого газа СО2, чтобы получить жжёную известь СаО вяжущий строительный материал. После обжига, жжёная известь, перед употреблением гасится водой. Поэтому наша печь расположена в непосредственной близости от воды, прямо на берегу Волги.

Вот собственно и весь кувшин в меловых отложениях. Определение его как печи для обжига известняка, уже не позволяет относить этот ямный сосуд к меловому периоду. Одно дело, если бы он находился правее и залегал бы непосредственно в самой толще сеноманского яруса, над которым бы нависал мощный слой туронского мела, тогда да, была бы вероятность относить его к меловому периоду. Но он находится левее под небольшой насыпью или осыпью, когда-то засыпавшей его. Так что, кувшин более позднего происхождения, тем более, когда выяснилось, что, вероятно, это печь для получения извести связующего строительного материала в древнерусском строительстве.

Колесниченко Р. В.Источник

Источник: sibved.livejournal.com

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

древняя печь Видео

Уличный комплекс с печью древних ариев // FORUMHOUSE

5 г. назад

Печник Валентин Стрибук в каждую свою работу старается вложить хоть капельку индивидуальности. Здесь он...

Тандыр. Древняя печь и очень вкусная еда

5 г. назад

Что такое тандыр? Наверное Вы и так это знаете, раз смотрите это видео. Мы же покажем Вам, насколько многогра...

В Чебоксарах обнаружена древняя печь

2 г. назад

В Чебоксарах во время археологических раскопок нашли древнюю печь. Раскопки проводились в районе дома...

Древняя печь для керамики в Якутске

1 г. назад

Подробнее читайте на сайте ЯСИА: На усадьбе Атласовых состоится открытие республиканского научно-творчес...

Печь древних ариев

7 г. назад

Новое в ПДА. Отчет о семилетке: https://youtu.be/ongmhMM6gWM Печь Древних Ариев - двуступенчатое сжигание дров. Следите...

Печь Древних ариев. Промежуточные итоги. Автореферат.

5 мес. назад

Краткий отчет о пройденной семилетке. Подробности: http://forum.snsvet.ru/viewtopic.php?f=2&t=35&start=30 При определение мощности...

ЗАКОПАЮТ ОБРАТНО НАЙДЕННЫЕ НА ГЛУБИНЕ 2 МЕТРА ДРЕВНИЕ ПОДВАЛЫ

6 мес. назад

ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://youtu.be/fmI5mLc__LE В центре Тулы при реконструкции дороги под землей на глубине 2 метра археологи...

Выплавление железа ремесла

5 г. назад

Кузнец Тигран Гавва строит доменную печь и выплавляет железо из железной руды на фестивале исторической...

Три стародавні печі знайшли археологи в Чернігові

12 мес. назад

Історична знахідка. Три стародавні печі виявили археологи у Чернігові. Знахідки датують від кінця 11-го...

Древняя грузинская печь с духовкой

4 г. назад

Древняя грузинская печь с духовкой.

Мешок горящих газов и СДГ в истинно колпаковой "Печи Древних Ариев" сделанной Кириллом Рудь БПДА

4 г. назад

Великолепная демонстрация/визуализация, т.н., "мешка горящих газов" в истинно колпаковой печи сделанной...

курная печь баня и подпольная печь древних ариев (ППДА)

3 г. назад

Экспериментальная подпольная ПДА под баней с глиняной футеровкой стен. На стенах внутри сруба и на потолке...

Продолжение строительства печи с топкой древних ариев.

1 г. назад

Обзор камеры дожига или мультиварки и горелки пасть дракона.

MVI 8487 печищи берег древняя печь по горой

5 г. назад

7 октября 2013 г., 13:10:32.

Печь древних ариев в бане

4 г. назад

Работа горелки в БПДА (банная печь древних ариев)

Исинская керамика. Yixing Ceramics. Часть 5. Древняя драконова печь (Гулуняо) исинская глина

4 г. назад

наш сайт - https://moychay.ru Фильм Сергея Шевелева. Исинская Керамика, часть пятая. directed by Denis Prokopenko. вк: http://vk.com/moychayru...

Колпаковые печи.

1 г. назад

Мой печной сайт https://www.kulagin-fireplaces.com/

Печь древних ариев 2

7 г. назад

Новое в ПДА. Отчет о семилетке: https://youtu.be/ongmhMM6gWM.

Массовое захоронение людей в Туле. ч 3. Печи под землёй?

2 мес. назад

Мы продолжаем следить за развитием событий на раскопках массового захоронения в Туле. Результат анализа...

turprikol.com

Древняя печь - История, классификация и устройство печей - Печи для дома, бани, сауны - Публикации

На Руси печи не имели труб и топились они исключительно по-чёрному, потому они были довольно высокими. Угар постоянно сопровождал растопку печи, и даже деревянные заслонки не спасали от едкого газа, который пропадал только после того, как печь переставала работать.

Как ни странно, но именно лень и желание хорошо и удобно отдохнуть стали толчком к изобретению печки. В книге XVI в. «Домострой» дается такая инструкция по эксплуатации печей: «В избах всегда печи просматривать, и по сторонам и щели замазывать глиною. А на печи бы всегда было чисто сметено...». Далее рекомендовалось рядом с печами постоянно держать емкость с водой, так как пожары в избах с курными печами происходили регулярно.

Очень интересна и спорна история появления первой печи. Скорее всего, огонь поместили под глиняный свод случайно, тем самым усилив отопительные силы огня. Глина хорошо держала тепло, и поэтому на Руси в X—XI вв. были очень популярны.глинобитные сводчатые печи. Печь устанавливалась на небольшой фундамент — опечье, чаще всего в углу дома. Опечье представляло собой деревянную раму, на которой укладывался настил из брусьев. Свободное место между настилом и полом называлось, как и сейчас, подпечьем. Также из досок сооружался свод горнила. Вся эта конструкция очень напоминала некую произвольную опалубку, которая в дальнейшем наполнялась густой красной глиной. Для святого очищения в подпечье часто подкладывали ладан или иконку, а чтобы в доме было богатство, при постройке печи в основание фундамента бросали монетку.

В начале XV в. очаг всё ещё является главным источником тепла в доме, но печь уже хорошо зарекомендовала себя, оказавшись гораздо эффективнее при отоплении. Она обычно помещалась в центральном месте комнаты и занимала довольно много места.

Первоначально печи сооружались из кирпича и глины с дверками из кованого железа или бронзы. А когда кованое железо начало значительно дешеветь, печи стали сооружать из него полностью.

Гораздо позже печи на Руси стали приобретать свою окончательную форму, появились два необходимых функциональных элемента — горнило (топливник), закрывающееся специальными заслонками, в котором готовилась пища и прогорались дрова, и горнушка — прародитель сегодняшнего зольника. В горнушке угли после применения сохранялись в течение суток, обычно огонь в печах поддерживался постоянно, так как в деревнях были проблемы со спичками. Тлеющие печные огоньки даже использовали в качестве валюты, и их давали в долг при условии отдачи углей в указанные сроки.

При подробном изучении помещений московского Кремля была обнаружена очень функциональная и достаточно сложная для того времени система отопления, в которой тепло получалось от нескольких  кирпичных печей, устроенных на первом этаже здания. Трубы этих печей проходили по второму этажу и поступали в каждую комнату при помощи душников — металлических коробок, открывающихся после окончания топки. Для того чтобы горячий воздух не расходовался вхолостую, трубу в чердачном помещении оснащали специальными чугунными клапанами — вьюшками.

Топочная дверка служила и поддувалом. Через неё воздух проникал в печь, а потом нагревался и поднимался вверх к душникам, поступая равномерно во все помещения второго и третьего этажей.

Применение металла при постройке печи стало значительным усовершенствованием и шагом вперед в печном деле, ведь известно, чтс металл гораздо лучше проводит и сохраняет тепло, в отличие от глины и кирпича (рис. 3).

Современная печь из металла

Рис. 3. Современная печь из металла

Первые металлические печи были изобретены в Скандинавии и Голландии — странах, так же как и Россия, славящихся своим суровым климатом. Сначала печи были пятипластинчатыми, представляли собой пятистороннее металлическое сооружение из листов металла. Позднее корпус печи становится шестипластинчатыми. Это уже была железная коробка с одной открытой стороной, которая вставлялась впоследствии в камин, оставлялось ещё одно отверстие для вывода дыма из трубы.

Первые русские печи были очень массивными и занимали примерно треть комнаты. Это был в своем роде целый бытовой комплекс. Тут готовилась пища, стиралось и сушилось белье, печь также служила спальней, а иногда и баней для всей семьи. У печи долгими зимними вечерами собиралась вся семья, все грелись и рассказывали сказки.

Большое событие в печном деле произошло в Америке в 1820 г., когда была изобретена цокольная печка. Принцип её работы заключался в том, что угольки горели на специальной решётке. Такая печь была очень экономичной (уголь стоил относительно недорого), и топилась она все 24 ч в сутки.

Около четырёхсот лет назад, приблизительно в XV в. появился прообраз современной печи — курной очаг без дымовой трубы. Глинобитные курные очаги держались на деревянных венцах, которые приподнимали всю конструкцию, как на пьедестал. Особенностью курной печки является горнило, исполненное в виде тоннеля, преобразованного в своеобразную варочно-печную камеру. Эту камеру использовали для варки супов, пельменей и каши, жарки пирогов, блинов, а также для сушки белья, верхней одежды и обуви. Тут же сушились ягоды, лечебные травы и грибы на зиму.

Использовали в старину печи и в качестве бани (купание происходило прямо внутри печного устройства). Под хорошенько вычищали и устилали, предварительно вынимали угли. Тело парящегося укладывалось на солому в под, а голова высовывалась из устья. Для образования пара свод взбрызгивали настоем кваса или душистых трав. В старину очень хорошо знали, что именно сухое тепло лучше всего лечит от разных болезней.

Печи создавались только профессиональными мастерами — печниками, которые специально обучались этому сложному мастерству, это был целый ритуал лепки и разогрева.

Мастер, изготавливающий печь, угощался на каждом этапе строительства, а всего их было много. Вся семья крестьян принимала участи в сооружении глиняной конструкции, а потом проверяла её на жаропрочность и работоспособность. Печи, полностью слепленные из глины существовали до XX в., хотя вся Европа уже давно перешла на кирпичные конструкции (рис. 4).

Стандартная русская печь для бани

Рис. 4. Стандартная русская печь для бани

В XVII в. курные печи стали сооружать с дымоходом. Сначала ос оснащались деревянными дымницами (дымовыми трубами), что было причиной частых пожаров. Далее печные приборы стали выпуска на кирпичных заводах и чугунолитейных фабриках. Печи стали украшаться изразцами и художественной росписью.

В Петровские времена в истории русской печи произошёл настоящий переворот: в целях предупреждения пожаров Петр I в 1722 г. издал указ о запрещении использования курных печей с деревянными трубами, которые уже давно вывели из эксплуатации во всей Европе.

Постепенно стали уходить в прошлое чёрные от сажи, прокопчёные избы.

На Руси «белой» называлась печка с кирпичной трубой, установленной непосредственно на её корпусе. Дорогая кирпичная труба в то время была по карману только «сильным мира сего» — дворянам и вельможам.

Основоположник русской печной промышленности И.И. Свиязев дополнил печь таким значительным элементом, как колосниковая решётка, что позволило применять при топке торф и уголь. Именно архитектор Свиязев первый описал печное ремесло и приравнял его к искусству. А в 1793 г. Н. А. Львовым было выпущено в печать первое руководство по эксплуатации и сооружению печей «Русская пиротехника, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов». Печи стали гораздо современнее, и Россия уже ближе подошла к европейскому качеству и стилю.

Конструкция русской печи очень популярна и на сегодняшний день, а современные мастера не устают её модернизировать и усовершенствовать.

www.osvoemdome.ru


Смотрите также