sibved задал вопрос: "А по-Вашему? Есть конкретное понятие этому символу?".Спустя неделю поисков хотел бы выдвинуть свои предположения, в продолжения этих тем:http://chispa1707.livejournal.com/874659.html - Вилочковый крест "Из свободной России"http://sil2ooo.livejournal.com/30647.html - По следам вилочкового крестаhttp://chispa1707.livejournal.com/860405.html - Вилочковый крест или Ирминсуль
Для начала, на мой взгляд это никакой не крест. Давайте посмотрим на плиты, еще раз
Сперва, прежде чем делать какие либо выводы, углубимся в оффициальную историографию, обратимся к измышлениям по поводу древнерусских надгробий, академика Б.А. Рыбакова и археолога Л.А.Беляева.
"Первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в XIII веке, когда здесь окончательно утвердилось христианство. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах. И в городе, и в селе умерших стали хоронить у церквей в вырытой в земле яме. Место захоронения отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием, на которое иногда наносились узоры, имитирующие узоры на дорогих тканях. Однако, как это ни покажется странным, надписей на древнейших надгробиях не было. Они появились гораздо позднее: самое древнее подписное надгробие, найденное в Троице-Сергиевой лавре, датировано 1480 годом. В массовое употребление они вошли с 1492 года. Но почему — возникает закономерный вопрос — наши предки до этого времени никак не отмечали на могилах имена близких им людей? Может быть, потому, что перекочевавшая из первобытной древности традиция почитания предков была столь сильна, что потомки не нуждались в этом? Или же грамотных людей, способных составить хотя бы краткую эпитафию, было слишком мало? Или же общинный коллективизм мешал признать в отдельном человеке личность и он был частью целого? Но дело, как кажется, в другом.
В 1492 году, том самом году, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет, на Руси ожидали конца света. В этом году истекала седьмая тысяча лет от Сотворения мира и многие ошибочно полагали, что в это время и произойдет светопреставление. Но именно в это время произошли, если так можно выразиться, "тектонические" сдвиги в поминальной культуре. И связано это не только со сменой богослужебного Устава в Русской Церкви. Изменения, происшедшие в нем на рубеже XIV–XV веков, привели к появлению особой книги для записи имен усопших для поминовения их во время богослужения — Синодика." "Белый камень, которым богата была Северо-Восточная Русь, был идеальным материалом для резьбы. Мягкий и податливый, он и раньше использовался для резных украшений храмов Владимиро-Суздальской Руси. В белом камне привлекала его простота: Церковь учила, что могиле православного христианина приличествует скромный надгробный памятник. Вот почему в Древней Руси для изготовления надгробий не использовались дорогостоящие материалы и надгробные памятники не имели той вызывающей парадности и пышности, как современные им европейские надгробия, над созданием которых трудились именитые скульпторы, или гранитные и мраморные надгробия российских кладбищ XVIII–XX веков. Впрочем, белокаменное надгробие в Московской Руси, несмотря на свою простоту, также не было очень дешевым и делалось на заказ профессиональными мастерами-камнерезцами. Даже в богатом известняком московском крае в XVI веке за его изготовление нужно было заплатить два с половиной рубля. В те времена три овцы оценивались в полтину, за рубль можно было купить четверть пуда ржи, за ту же цену отдавали полпуда воска или пуд меда, за корову платили от полутора до двух рублей, а за мерина — пять рублей. Средний годовой доход от деревни равнялся рублю. Но тем не менее на надгробиях можно видеть имена всех слоев тогдашней Руси: бояр, служилых людей, купцов, горожан, крестьян. Белокаменное надгробие не являлось ни признаком богатства, ни показателем социального престижа, но знаком личного благочестия. Люди побережливее довольствовались более простыми памятниками — валунами, на которых своими силами выцарапывали надгробные надписи (в науке их называют эпитафиями, от греч. ἐπί — на, над и τάφος — могила).
Надпись занимала центральную часть надгробия, а по бокам вырезались узоры, видимо, появившиеся не без влияния резьбы на деревянных изделиях. Они были довольно однообразны и в основном следовали сложившейся моде. На самых ранних вырезались линии из двух рядов мелких треугольников (специалисты называют их "волчий зуб"), обращенных вершинами друг к другу. Позднее один ряд треугольников приобрел более крупные очертания, а второй — стал похож на змейку или веревку. С 60-х годов XVI века основным узором постепенно стала "плетенка" — орнамент в виде перевитых жгутов."
Не эти ли самые, перевитые жгуты мы и водим на плитах???
и не та ли это самая резьба "волчий зуб"???
А теперь, после того как мы разобрались что на Руси крестов на "лежачих" надгробиях не изображали то попробуем найти более подходящий для этих плит элемент из народного творчества, для этого прорисуем контуры "креста"
И вот Вам для сравнения фотографии Каргопольской прялки...А это Мезенская прялка
Прослеживаете мотивы?
Ну теперь давайте закроем вопрос с "солярными" знаками на христианских надгробиях.В аналитической записки журнала "Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник" за 2007 год написано:Так академик Беляев Л.А. в своей книги 1996 года: "Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв." пишет: Однако с самого начала обязательным элементом украшения древнерусских надгробий был солярный знак или Сегнерово колесо — круг в виде солнца, который помещался в верхней части надгробия и в его середине. Этот знак не имел ничего общего с языческой символикой, но восходил к украшениям на крышке Гроба Господня в Иерусалиме и отражал христианскую идею воскресения из мертвых.
Может быть они имели ввиду вот это! Берем поправку на сложившуюся у восточных славян традицию в живописи и....
Или вот это!
Вполне естественным будет считать что "солярные символы" на надгробьях можно отождествлять с христианством.Теперь почитаем что о прялках и солярных знаках пишет официальная историография, например академикБ.А. Рыбаков: в своей книге "Язычество древних славян", 1980 г., с. 243) считает: «…yже трипольские хyдожницы гениально pешили задачy изобpажения вpемени посpедством непpеpывного движения солнца. Соляpные знаки на пpялках обычно не единичны, а следовательно, они изобpажают не солнце как единственное дневное светило, а какyю то инyю идею, где солнце является лишь вспомогательным сpедством, опpеделительным знаком. Hа пpялках с шиpокой лопаской для пpивязывания кyдели, дающей достаточный пpостоp для оpнаментальных композиций, мы неpедко наблюдаем чёткое pазделение на два яpyса. Иногда сама шиpокая лопаска делится yзким пеpехватом на веpхнюю и нижнюю половины; тогда два кpyпных соляpных знака помещаются в веpхней половине один над дpyгим, а один такой же знак обязательно изобpажается в нижней половине. Иногда два соляpных знака pазмещаются на лопаске навеpхy и внизy, а междy ними изобpажается дpевний (ещё тpипольский) символ засеянного поля…»
Пытливый читатель спросит: "А причем тут прялка и надгробные камни? Где связь"давайте снова посмотрим на картинку с прорисованными линиями, и на следующюю фотографию.
Здесь мы видим Ночное солнце Чернобога, у славян покровителя подземного царства. На прялке же в свою очередь согласно славянской мифологии, Девы судьбы - оресницы ткали нить судьбы человека. И вспомни так же богиню Мокошь - единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром Киевском капище наравне с идолами других богов. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами.
Вот так по мнению жителей Вологодской губерни 19 века, выглядила богиня мокош МокошСравним его в перевернутом виде с этим камнем.А это рисунок видиние Мокоши, жителями Калужской губерни. Тогда, если на надгробьях изображен языческий символ. Как он оказался на погосте православного кладбища???Здесь уместным будет вспомнить о старой традиции христианства, а точней заимствования символов и праздников. В христианстве языческая богиня Мокош плотно отождествлялась с одной из самых почитаемых святых на руси - Параскевы Пятницы. Почитаем что нам пишет Википедия "Отзвуком славянских дохристианских верований являются сохранявшиеся в некоторых местах ещё в XIX — начале XX веках «идольские» скульптурные изображения святых. Чаще других встречалась скульптура Параскевы Пятницы — и не только у русских, но и у соседних с ними народов. Раньше в часовнях в инородческих местностях «ставились изображения из дерева грубой работы св. Параскевы и Николая Угодника… Все резные изображения святых Параскевы и Николая носят общее название пятниц». У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в паневе и лаптях». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом»."
На этих надгробиях мы видим пример заимствования и иносказательности в похоронных обрядах 16-17 века. С одной стороны орнамент надгробных камней можно отождествить с языческим культом, но при этом соблюденны и нормы христианского обряда. Другими словами это был тот надгробный памятник который устраивал всех.
Теперь обратимся к теме датировки этих надгробий, а точней к тому, почему они появляються в конце 16 века и так же быстро исчезают к середине 17 века. Фоменко и Носовский в своей Новой Хронологии пишут что : "После реформы религиозных обычаев, на русских кладбищах стали устанавливать надгробия нового романовского образца, совсем не похожие на прежние. Потом сделали вид, будто "так было всегда".Обычаи захоронения - в том числе и тип надгробных плит - Романовы изменили лишь во второй половине XVII века. Поэтому несколько десятков лет в начале романовской эпохи на Руси использовался еще старый образец надгробий.
Мое же видение событий представляется следующим образом: в конце 16 века на месте Русской церкви появляется новая, еретическая организация Млсковский Патриархат, во главе с новоявленным Патриархом Иовой, вскоре в стране происходит смута и власть захватывают Романовы, во главе с Патриархом Филаретом, который рукоположит на царство Русское, своего сына, Михаила Федоровича Романова. как раз в это время, царь борис годунов отменяет Юрьев день и начинается постепенное закрепощение крестьян и каждый человек на Руси являлся прихожанином определенного храма, в той области где он и был "закреплен". Вся его жизнь от рождения до гробовой доски была связана с этой церковью. Приходский храм, где над младенцем совершали таинство крещения, был первой ступенью человека в жизнь, а после смерти — первой ступенью в жизнь вечную. На церковном погосте человек находил последнее пристанище. И надгробные надписи становились неотъемлемой частью заупокойного богослужения.
Теперь снова обратимся к Фоменко и Носовскому: "Отметим, что техника и качество исполнения каменного узора - вилообразного креста и окаймляющей полосы - на "романовских" и "до-романовских" плитах СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫ" Резчики XVII века по уровню своего мастерства не отличались от резчиков XVI века. Хорошо видно, что ни приемы, ни стиль их работы не претерпели в ту эпоху никаких качественных изменений.Но вот что удивительно. НА ПЛИТАХ, ГДЕ УКАЗАНЫ ДАТЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ, ВСЕ НАДПИСИ ВЫПОЛНЕНЫ ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННО, КАК И УЗОР. Буквы и узор вырезаны в камне глубоко и красиво, профессиональным резчиком, рис.14.43, рис.14.45, рис.14.46, рис.14.47. Мастер следил за игрой тени на буквах, добивался сочетания линий различной толщины, что делало их красивыми, как бы выписанными "с нажимом". Такие же приемы применялись и в деталях окаймляющего узора и вилообразного креста. Кроме того, НАДПИСИ РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ ВСЕГДА ЗАНИМАЮТ ВСЕ ОТВЕДЕННОЕ ИМ МЕСТО МЕЖДУ КАЙМОЙ И КРЕСТОМ."
Мне кажется что тут все несколько проще, чем в "Новой хронологии". Надгробные камни, могли вполне быть изделием массового производства, их изготовляли каменотесы, по единым параметрам, установленным "гильдией" а надписи уже наносились по месту. при Романовых качество надписей лучше т.к. при них был введен определенный "чин" который и закрепил стандарты нанесения надписей и каменотес исполнял их гораздо лучше чем это делали кладбищенские служители, если конечно считали вообще нужным это делать. т.к. до конца 16 века на руси вообще каменные надгробия были не в особом ходу и вместо них ставились деревянные кресты, либо в изголовье ложился обычный камень. Т.е. на закате допетровской Руси, в середине 16 века, когда усилились элементы светской культуры и, соответственно, возрос интерес к человеческой личности, надгробные надписи сделались более информативными. В человеке становится значимым всё: и сколько времени он прожил, и когда умер, какое общественное положение занимал, сколько времени состоял в браке и т.п.
dimarzhevskyi.livejournal.com
древний магический символ, существовавший задолго до христианства — Славянская культура
Крест - древний магический символ, существовавший задолго до христианства у самых различных народов.Крест - древний магический символ, существовавший задолго до христианства у самых различных народов. Первоначально форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а затем солнца как огня небесного. Крест как эмблема солнечного божества становится языческим относительным символом воскресения и бессмертия задолго до христианства.
У языческих славян крест был также символом огня. Огонь, по языческим поверьям, был очистительной, целебной стихией, способной отпугивать нечистую силу. Поэтому графический символ этой стихии - крест играет аналогичную роль. Его широкое распространение в народной среде говорит о древних корнях этого символа.
В пережиточных народных обычаях связь огня с фигурой креста выступает достаточно четко. Например, на Украине в Великий Четверг приносили из церкви страстную свечу огнем которой выжигали кресты на сволоках хат. Кресты ставили в избах, над окнами, воротами, дверями, около дорог, на высоких берегах, над могилами. В некоторые праздничные дни(например, в Коляды) был широко распространен обычай чертить мелом кресты не только на домах и хозяйственных постройках, но на всех земледельческих орудиях, на мебели, посуде и т.д. Этот обряд совершался для изгнания злых духов.
В.П. Даркевич, "Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси"
Похожие статьи:
Рассказы → Расскажу я Вам одну сказочку.
Религия → Христианство на Руси
Культура → В России будут отмечать День крещения Руси
Философия → Волхвы
Традиции → Дела славянских волхвов или смысл древней поговорки
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Крест древних язычников Египта
Поиск Лекций
Созвездие Южного Креста
Существует научная гипотеза, что за несколько тысячелетий до нашей эры в солнечной системе произошла катастрофа - разрушилась планета Фаэтон. Космическая катастрофа изменила наклон земной оси, а это вызвало резкое похолодание в районах Северного полюса, где до того периода были условия близкие к тропическим. Космическая катастрофа привела к гибли флоры, фауны и людей.
Из населявших те районы Гиперборейцев спаслись только те, которые, следуя пророчествам волхвов-звездочетов отправились в путь, следуя указаниям небесного знака Богов в форме группы из 4-х звезд, названных впоследствии "Созвездием Южного Креста". Некоторые из них обстроились на Европейских территориях, а другие пробивались дальше вплоть до теплых морей.
Но все они свято чтили символ Путеводного Спасительного Креста.
Неизвестно когда это созвездие было названо Южным Крестом, но уже в каталоге "Альмагеста" Птолемея оно было зарегистрировано, как 'Южный Крест'.
Для язычников древних государств Халдеи, Финикии, Ассирии, Египета, как и для древних верований предков славян - Крест был священным символом милости Богов и спасения от гибели.
Древние кресты скифов.
На некоторых территориях России, особенно в северных районах, находят древние каменные кресты, возраст которых превышает 5000 лет. Эти кресты в своей основе отражают символы свастики, с правосторонним и левосторонним вращением, наложенные друг на друга.
Аналогичные по форме древние кресты обнаружены на территории Франции и ряда стран Западной Европы. Древние источники утверждают, что эти кресты принадлежали Катарам, одной из разновидностей Христианской религии, считавшейся еретической сектой, поскольку они отрицали поклонению кресту,
как орудию убийства, как поклонение виселице Иисуса Христа.
Считается, что эти вольнолюбивые бунтари Катары прибыли на территории Западной Европы в период набегов скифско-казацкой вольницы с российских территорий. Но, молитвами Римского Папы против них были брошены все силы крестоносцев и скифы (катары) были уничтожены частично в боях, а частично на кострах Святой Инквизиции. Книги с догматами их верований были сожжены без остаитка.
Ныне об их печальной судьбе в странах Западной Европы, напоминают лишь их каменные свастикообразные кресты, хранящиеся в подвалах музея Paul-Dupuy города Тулузы.
Один из новоделов Катарских крестов, сохранился и на Новодевичьем кладбище в Москве; предположительно на могиле писателя Эртеля.
Крест древних язычников Египта
Время появления креста Анх определяется многими тысячелетиями до появления иудео-христианской религии.
Главный символ развития жизни на Планете Земля Крест 'Анх' египтяне изобразили в форме женских половых органов, которые возвышаются над мужскими. Считается, что такое расположение, вероятно, 'пережиток' матриархата. При полном доминировании патриархата, мужчины постарались забыть про былое женское верховенство.
Применительно к истории египетских Богов, этот символ отражал союз женского и мужского божеств Исиды и Осириса, которые символизировали объединение земного и небесного в развитии человечества.
Применительно к верованиям в Богиню Матерь Мира, как Высший Космический Разум, он является символом связи Солнца и Матери-Земли, а в более житейском понимании, как зависимость человека, (с раскинутыми в стороны рукам), от божественного Светила Ра, который обеспечивает существование человека.
Высшие жрецы Древнего Египта обладали даром использовать Анх, как невероятной силы сакральный знак: как ключ, который открывает врата в иной, высший мир - мир божественного знания. Анк - магический символ мудрости, причастный к тайнам высших сил.
Этот символ археологи находят во многих изображениях божеств времен египетских фараонов.
Как обязательный атрибут он всегда был при богине истины Маат.
В наше время ювелиры создают изумительные по художественному исполнению языческие кресты Анх из серебра, которые по утверждению пользователей этими крестами, вдохнули в них невероятную энергию по сопротивлению к неизлечимым болезням.
Скептики утверждают, что источником их исцеления, является не языческие кресты, а вера в целебные свойства крестов Анх и в сопутствующую им энергетику древних намоленных святынь.
Древний языческий Крест Анх вне границ религиозных конфессий воспринимается, как символ жизни и здоровья. как знак бесконечной гармонии и счастья.
Крест, как перекресток жизненных дорог.
Древние финикийцы склонные к странствиям считали своим святым символом Крест, как символ перекрестка дорог на жизненном пути. Основоположником этой идеологии был Бог Баал - создатель Вселенной из хаоса по их верованиям. У него было две ипостаси с собственными именами: Молох - "карающее" солнце и Мелькарт - "странствующее" солнце.
Символическим атрибутом странствующего Бога солнца Мелькарта был Крест- перекресток дорог, носивший глубочайший философский смысл.
Путь через перекрестки - это путь поиска наиболее оптимальной этической доктрины в соответствии с индивидуальными возможностями человека.
Решение проблем перекрестков это постоянное творчество, это развитие божественной интуиции и неизмеримое счастье быть сопричастным к удачам поиска верного пути.
Крест в форме перекрестия жизненных дорог это символ пересечения двух противоположностей, в месте их слияния, это поиск выхода из безвыходного положения, это поиск смысла жизни.
Прославленные финикийские мореплаватели, выполнявшие опаснейшие морские плавания на своих несовершенных судах, однозначно узнавались в различных прибрежных странах по языческим крестам на их груди.
Ношение креста на груди символизировало человека не в виде понуро бредущего мулла, управляемого религиозным наездником, а активного человека, стремящего самостоятельно найти путь к своему счастью.
Можно предположить, что именно идеология креста в форме "перекрестка дорог", воспитала в среде финикийского народа величайших противников затхлых догматов и проторенных путей, что и позволило им быть первопроходцами в создании астрономии, арифметики, алфавита, медицины, астрологии.
По примеру язычников, веровавших в Бога Баала, аналогичное почтение к символу креста, проявляли язычники в Египете Месопотамии, Финикии и Крите поклонники языческих Богов Митры, Зевса и Юпитера.
Что касается христиан, проповедовавших учения Христа, то первоначально их священным символом свыше 300 лет была иудейская пятиконечная звезда, на конце каждого из лучей располагались последовательно пять букв иудейского алфавита - "Иешуа". Принятие иудеями символа звезды для Иисуса Христа определялось верой в пророчество пророка Валаама, который за 1500 до Р. Хр. произнес:
' Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля,...' . (Числа 24:17)
Иисус сам подтверждал всем, что его символом является звезда, предсказанная иудейскими пророками:
' Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя' . ( Откровение 22:16).
Поскольку все апостолы и евангелисты учения Иисуса, были правоверными иудеями и, создавали Христианскую религию только для иудеев, то и символ для новой религии был принят иудейский в форме пятиконечной звезды - Пентаграммы, которая являлась символом божественной печати Соломона, а также соответствовала мнению Иисуса о себе, как утренней звезды. Пентаграмма напоминала христианам также о пяти ранах Христа, полученным им во время распятия…………
Крест иудеохристианских ортодоксов
Византийские правители, поняв, какой могучий инструмент создали иудеи для порабощения народов, переработали ряд иудейских догматов и, основной символ в форме иудейской звезды был заменен на символ в форме креста, символизирующего мнимое орудие убийства Иисуса Христа.
Замены византийцами святых символов иудеев вызвала категорические протесты у ортодоксальных последователей христианства. В своем протесте Муниций писал новоявленным богословам:
'Мы не почитаем крестов и не желаем их. Это вы, имея деревянных богов, почитаете и деревянные кресты как принадлежности ваших богов'.
Тем не менее, в IV веке Христианская церковь официально признала в качестве своей эмблемы крест. В свое оправдание Христианские догматики утверждают, что Крест, это священный символ - как отображение орудие казни Иисуса Христа сына Божьего.
Подобные утверждения вызывают сомнения, поскольку, древнейшие иудейские документы (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43а) утверждают, что Иисус был не распят на кресте, а повешен на дереве за богохульство.
Это же подтверждено и апостолами в Библии (Деяния 5:30, 10:39, 13:29).
Но, даже если Христианский миф о распятии Иисуса Христа римскими солдатами и соответствует истине, то традиционное римское орудие казни путем распятия, представляло собой сооружение в форме буквы "Т". Различные же Христианские кресты по форме никак не соответствуют римскому орудию казни, а более соответствуют священному языческому символу Созвездия Южного Креста.
Следует отметить, что некоторые христианские конфессии отвергают для поклонения символ Креста, считают исключительно происками дьявола. Они считают, что орудие убийства Иисуса Христа дьявол превратил в святыню, в амулет, талисман, в идола, которому стали поклоняться христиане. Это все едино, что поклонятся топору палача.
Некоторые историки религий считают, что одним из первых Богов праславян был Бог Ра, видимым отображением которого было Солнце, и одновременно Богом, видимым отображением которого было Созвездие Южного Креста, объединили два символа в единое целое и, получили священный символ древних арийцев Крест в форме Cвастики.
Борьба против использования древних языческих символов, не только свастики, но и простого креста, зачастую доходит до абсурда. Так под давлением евреев Израиля и ряда мусульманских стран,представители из 192 государств в ООН поставили свои подписи под документом, который аннулирует символ Красного Креста Скорой помощи, вводя в обращение новый символ Скорой помощи в форме ромба. С чем Вас и, Поздравляю! ... Дожили!...
Каждый представитель русской нации, независимо от вероисповедования, должен помнить и чтить Крест, как святой символ наших древний предков язычников. Крест является светлым отражением святого Космического иероглифа, который указал путь спасения нашим предкам, а для неутомимых в исканиях, как перекрестие жизненных дорог.
Все мы потомки язычников. И наша Святая обязанность почитать Крест язычников, как святыню.
Только не поклоняйтесь Кресту, как орудию палачей, которым он и являлся в действительности у инквизиторов, иудео-христианских святых отцов, когда они отправляли язычников на костер.
К сожалению, древнейшие священные символы язычников - Свастика и Крест стали атрибутами палачей.
________________
*Фрагменты из книги "Мифы о Языческой Богине Софии". Белые Альвы, 2009г.
poisk-ru.ru
Крест, анкх, свастика. Крест как символ солнца
Уильям У. Сеймур в книге "Крест в традициях, истории и культуре" сообщает:
"Ацтекская богиня дождя держит в руке крест, а тольтеки утверждают, что их божество Кецалькоатль учил их знакам и ритуалам креста, и поэтому его жезл, или скипетр власти, напоминает египетский посох (анх), а его мантия покрыта красными крестами".Крест являлся общим символом американских индейцев до появления у них европейцев на Севере и Юге. По данным И. Смирновой , североамериканские индейцы навахо носили на груди серебряные кресты, которые должны были защищать их от злых духов. Они верили, что с помощью креста, сложенного из веток так, чтобы его концы точно указывали на север, юг, восток и запад, можно исцелить любую болезнь, стоит только положить больного на этот крест. А индейцы вольпи во время своих священных танцев держали в руках эмблему, изображающую черную свастику на белом фоне, окруженную лучами.Довольно много крестов было найдено при археологических раскопках на территории Перу и Мексики. Сначала исследователи думали, что это "кресты ветров", символизирующие четыре направления ветра и прихода дождей. Но затем возникло предположение, что им присущ солярный (солнечный) или звездный характер.У многих последователей христианской религии почитание креста на первых порах вызывало протест лишь потому, что он считался "языческим символом". Но для основной массы новообращенных крест был привычным священным знаком. В IV в. церковь официально признала и узаконила его.
Крест - миллионолетний символ солнечных богов из Гипербореи
Таким образом, крест неразрывно связан с солнцем, светом, всеобъемлещей мудростью, вечной жизнью или бессмертием. Он являлся неотъемлимым атрибутом солнечных богов (и здесь) - адитьев, и, вероятно, других проживавших с ними народов. Истоки этого символа теряются в глубине веков, отделенных от нас многими миллионами лет (и здесь), и тесно связаны с древним континетом Гиперборея (Сварга, Джамбудвипа), где "в начале веков" жили белые боги. В дальнейшем отдельные представители божественного народа разнесли этот знак по всему миру. Крест стал соотноситься с мировой гармонией, жизнью в единстве Природой и по ее законам (при отождествлении Природы с живым Сверхорганизмом размером со Вселенную), миром, счастьем, благополучием, борьбой против темных демонических сил, к которым обычно относились все не похожие на людей разумные обитатели нашей планеты. Именно такое значение должны были придавать ему сами адитьи. Однако, в более поздние времена, из-за развития нашего общества по пути, отличному от начертанного богами (войн и разрушения мировой гармонии), функции креста изменились. Сейчас он представляется для многих, в первую очередь, как элемент защиты от всего темного и демонического, и только потом - как как символ бессмертия и единения души с богом.
Крест - схематическое изображение другого символа Солнца - птицы
Помимо креста, существуют другие знаки, обозначающие солнце, или связанные с солнечными (небесными) богами. Это, в первую очередь, широко распространенная в древних религиях многих народов птица (часто орел (и здесь) или сокол, у ацтеков колибри).
Смотрите изображение птицы - двуглавого орла в Храме Гроба Господня в Иерусалиме
В "Ригведе" солнце неоднократно сравнивается с птицей. Птицей оно представлялось и у славян, кельтов, скифов и народов Месоамерики, например ацтеков. В Месопотамии орел был символом полуденного солнца и т.д. Довольно широко распространено мнение, что крест произошел от схематического изображения птицы.
Раздел "Древние знаки и символы"/В. Гринчув. Орел - древнейший солнечный символ. Значение орла в древних культурах
www.dopotopa.com
Кресты во всем своем многообразии (продолжение) » Военное обозрение
Бульвары, башни, казаки,Аптеки, магазины моды,Балконы, львы на воротахИ стаи галок на крестах.«Евгений Онегин». А.С. Пушкин
Мы уже рассказывали здесь о крестах, поскольку этот символ использовался рыцарями-крестоносцами, рассказ о которых еще впереди! Однако тема эта настолько глубока и многообразна, что в одном материале рассказать все о крестах просто невозможно. Важно отметить, что воины с изображением креста на щитах и на одеждах появились задолго до собственно крестоносцев и крестоносцами совсем не назывались. Ведь крест – символ для людей очень древний, и пользоваться они им начали еще в незапамятные времена, когда и христианства еще не было. Те, самые древние кресты тоже были всякие – и прямые, и расширяющиеся на концах, и с искривленными поперечинами... Последние назывались суасти, – от этого слова как раз и произошло слово «свастика» – и пришли к нам из Северной Индии, где очень давно жили племена древних арийцев. Для них древняя свастика означала единение небесной силы огня и ветра с алтарем – местом слияния этих сил с силами земными. Поэтому-то алтари ариев и украшались свастиками и считались местом священным, защищенным этим символом от всякого зла. Потом арии покинули эти земли, и ушли в Европу, но свою культуру и даже орнаменты передали многим другим народам, и те тоже начали украшать свои доспехи и оружие изображением креста с изгибающимися или загнутыми концами.
Греческие воины. Реконструкция по коринфской вазе VII в. до н. э.
Это подтверждают археологические находки, например, изображение на коринфской вазе VII в. до н. э., найденной в Этрурии. На ней один из воинов имеет как раз такой крест на щите. Кстати, знак свастики находится на груди и самой большой статуи Будды Вайрочаны, завершенной в 2002 году в китайской провинции Чжаоцунь. Ее высота 128 м, а вместе с пьедесталом – 208 м. Чтобы наглядно представить себе размеры этой скульптуры достаточно сравнить её со статуей Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро (38 м), американской статуей Свободы (45 м) и нашей волгоградской статуей «Родина-мать зовет!» (85 м). Так что именно изображение свастики (хотя в странах Европы она в массовом сознании ассоциируется с германским фашизмом) является на сегодня самым большим культовым символом во всем мире! Более того, этот знак был хорошо известен и у нас в России. Свастика вместе с двуглавым орлом, лишенным атрибутов царской власти, изображалась на бумажных купюрах Временного правительства России в 1917 – 1918 гг. Банковский билет достоинством в 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет в 250 рублей - с 8 сентября 1917 г. Кроме того она использовалась на нарукавных нашивках и флажках красноармейцев Юго-Восточного фронта в годы Гражданской войны! Рекомендовал эту эмблему еще в 1918 году военспец В.И. Шорин, бывший полковник царской армии и большой знаток военных традиций древних славян. Впоследствии, а именно в 1938 году, его репрессировали и расстреляли как «врага народа» и кто знает, может быть именно этот факт его биографии и был поставлен ему в вину?
Купюра в 1000 рублей 1917 г.
Окончательно свастика исчезла из советской символики только лишь в 1923 году, и вскоре же после этого Гитлер предложил на съезде нацистской партии проект партийного красного знамени с черной свастикой внутри белого круга. Однако еще раньше, во время подавления революционных выступлений в Германии в 1918 году белую свастику с изогнутыми концами (т.е. словно вписанную в круг) носили на своих стальных шлемах солдаты фельдмаршала Людендорфа и… может быть именно тогда он ее впервые и увидел, а уж потом, заинтересовавшись этим знаком, нашел ему куда более «достойное» применение. Кстати, китайцы знак свастики (Лэй-Вэн, или «печать сердца Будды») связывали с бесконечностью: для них она означала число десять тысяч. «Su asti!», или «Будь благим!», – таков перевод «свастики» с древнего санскрита.
На Руси крест с изгибами имел даже свое собственное русское название – коловрат. Интересно, что изображение лево- и правозакрученных коловратов и прямых крестов украшают киевский собор Св.Софии, построенный еще при Ярославе Мудром, так что в древности этого знака на территории России сомневаться не приходится.
Не чурались свастики и наши соседи, например, латыши. В латышском орнаменте присутствует, например, косая свастика с лучами по часовой стрелке. Называлась она «перконкрустс» – «крест Перуна», т.е. символизировала молнию. Причем о популярности ее в этой стране говорит тот факт, что с 1919 года именно свастика стала бортовым тактическим знаком авиации Латвии. Использовали ее в этом качестве и финны, но только синего, а не черного цвета и была она у них не косой, а прямой.
Кстати, христианский крест напоминал и древнеегипетский знак анх, в котором объединялось сразу два символа: крест, как символ жизни и круг, как символ бесконечности. Для египтян это была эмблема благосостояния, счастья, вечной жизненной силы, вечной мудрости, и даже бессмертия.
В тоже время изображение креста, ставшее символом христианства и главным символом этой религии, сделалось таковым далеко не сразу. В начале знаком христиан было изображение рыбы. Почему рыбы? Да просто потому, что греческие буквы, которыми писалось это слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что в переводе означает «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ этот был завезен в Европу из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Вот почему символ ихтис стали первыми использовать моряки для обозначения столь близкого им бога. А вот у легионеров римского императора Константина (307 – 337 гг.) на щитах уже присутствовало изображение косого креста (греческая буква «кси» или «хи») совмещенного с буквой «ро» – две первые буквы имени Христа. Эту эмблему по его приказу нарисовали на щитах после того, как он увидел сон, что в предстоящей битве он одержит победу именно его именем! Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, случилось это в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э., после победы в которой Константин стал императором, ну а сам хи ро превратился в официальную эмблему римской империи. Археологи нашли доказательство того, что этот знак был изображен на шлеме и на щите Константина, равно как и на щитах его солдат. На монетах и медальонах, имевших хождение при Константине, также чеканили хи ро, а к 350 г. н.э. его изображения стали появляться и на христианских саркофагах и на фресках.
Мозаика с изображением императора Юстиниана, слева от которого стоит воин с изображением хи ро на щите. Базилика Сан-Витале в Равенне.
Викинги – пираты северных морей, в течение нескольких столетий наводившие на Европу страх своими разорительными набегами, вначале, будучи язычниками, украшали свои щиты самыми различными узорами и изображениями. Это могли быть и разноцветные полосы, и шахматная клетка, и устрашающие драконы из скандинавских мифов. Однако когда среди них стало распространяться христианство, символы на их оружии изменились. Теперь все чаще на щитах стали помещать изображение креста – нарисованное или наклепанное из полос металла. Появилось оно даже на парусах их драккаров, так что теперь, завидев такой корабль, можно было еще издали узнать, плывут ли на нем христиане или язычники, как и раньше поклоняющиеся Одину и Тору.
1. Греческий крест; 2. Двойной крест, называвшийся также патриархальным, архиепископским и венгерским; 3. Лотарингский крест – эмблема герцогства Лотарингия, середине XV в.; 4. Папский крест – не встречается на гербах римских пап, а получил свое название по аналогии с патриархальным крестом в XV в.; 5. Крест королевства Иерусалимского – красный Иерусалимский крест являлся символом ордена св. Духа, основанного в 1496 г.; 6. Крест из герба семьи Манфреди – редко встречавшаяся форма креста; 7. Крест с шаровыми окончаниями; 8. Лапчатый крест, перекладины которого заканчиваются стилизованными изображениями гусиных лап; 9. Якорный крест; 10. Одна из разновидностей якорного креста; 11. Мальтийский крест – восьмиконечный крест ордена тамплиеров; 12. Лилейный крест с окончаниями в форме цветка лилии. Принадлежал испанскому рыцарскому ордену Калатравы, основанному в 1158 г.; 13. Символ испанского рыцарского ордена Алькантары; 14. Крест св. Якова – символ испанского рыцарского ордена святого Якова, основанного королем Арагона Рамиро II; 15. Крест св. Антония. Голубой крест на черных плащах носили члены ордена св. Антония, основанного в 1095 г. Крест св. Антония был также одной из эмблем ордена тамплиеров; 16. Мученический крест св. Павла; 17. Клинчатый крест; 18. Плетеный крест; 19. Крест в нимбе – кельтское изображение креста, в средние века было популярно в Ирландии; 20. Простой черный крест святой Марии Тевтонской – наиболее известное изображение креста; 21. Граненый крест; 22. Редко встречающийся крест с перекрестиями в виде птичьих голов; 23. Узловой крест; 24. Косой крест в зависимости от цвета мог символизировать разных святых: золотой – первого британского великомученика св. Альбана, белый либо синий – св. Андрея, черный – св. Осмунда, красный – св. Патрика; 25. Вилообразный крест; 26. Лапчатый крест наиболее распространенной формы; 27. Опорный, или дугообразный крест; 28. Теневой (контурный) мальтийский крест; 29. Елочный крест. Такая форма креста была очень популярной в Финляндии; 30. Восьмиконечный православный, или русский крест.
Шло время, и крест, как символ христианской религии, в каком-то смысле стал очень даже обыденным. Например, на флагах и вымпелах английского нобилитета красный прямой крест св. Георга в обязательном порядке находился возле древка, и только уже после него помещалось то или иное изображение, выбранное им в качестве эмблемы. Красный крест с расширяющимися концами во время войны с Наполеоном красовался даже на знамени бугских казаков, уже точно никакого отношения к крестоносцам не имевших. Зато на знамени ратников Петербургского ополчения (а также и многих других народных ополчений Российской империи) в 1812 году изображался православный, восьмиконечный крест, даже отдаленно не похожий на западноевропейские кресты.
Флаг герцога Суффолка. Рис. А Шепса
Неправильно будет сказать, что в изображении креста в средневековье существовала какая-то особая традиция. Каждый в ту пору рисовал крест по-разному; одного, единого для всех изображения креста ну просто не существовало. Так, штандарт нормандского герцога Вильгельма (или, как его называли по-французски, – Гийома) украшал золотой крест с Т-образными концами, и практически такой же крест позднее оказался на знамени Иерусалимского королевства в XIII в., а сегодня он присутствует на государственном флаге Грузии. А вот на флаге Тевтонского ордена красовался не только золотой иерусалимский крест с черной обводкой, но еще и герб Священной Римской империи. Знамя Франции во времена Карла VII несло на себе изображение золотых лилий и простого белого креста, а вот личное знамя короля Карла VIII почему-то имело такой крест не в верхней, а в нижней своей части. А вот боевое знамя Франции – знаменитая орифламма – изображения креста вообще не имело, а представляло собой самое простое красное полотнище с пламенеющими концами. Не было креста и на знамени героини французского народа Жанны Д’Арк – вместо него на нем был вышит благословляющий Господь и голубь, несущий в своем клюве оливковую ветвь.
К 1066 году нехристиан в Европе (если не считать Пиренейского полуострова, захваченного маврами и языческой Прибалтики) практически совсем не осталось и изображение креста стало вполне привычным. Поэтому неудивительно, что когда герцог Гийом в этом же году отправился завоевывать Англию, на щитах его воинов точно также красовалось изображение креста.
Святой Иштван в доспехах и с изображением креста на щите.
Мы знаем об этом доподлинно и, прежде всего потому, что едва завоевание Англии совершилось, как было изготовлено огромное вышитое полотнище длиной 75 м и шириной 70 см, на котором шерстяными нитками восьми цветов были изображены все события, связанные со знаменитой битвой при Гастингсе. В нем рыцари из Нормандии победили войско короля Гарольда, после чего в Англии королем стал герцог Гийом. На этой вышивке, получившей впоследствии название «Байёсского ковра», кроме кораблей, зданий, людей и животных, изображено 67 щитов, которые мы видим спереди, и 66 – сзади. Кресты на них в большинстве своем почему-то показаны с изогнутыми, а то и извивающимися концами. А всего они есть на 22 щитах, как овальной формы – бретонских, так и у нормандских, заостренных внизу, словно перевернутая дождевая капля. Есть щиты без эмблем, тогда как на других нарисован дракон. У самого Гийома крест на щите имеет концы в форме трилистника, но это единственный такой крест на всей Байёсской вышивке!
Геральдические знамена с крестами XVI века.
Очевидно, что уже в то время крест на щите имел определенное значение (хотя и непонятно почему и у англичан, и у нормандцев кресты с извивающимися концами) и был популярен в военной среде. Впрочем, известно и другое, а именно то, что на многих щитах того времени по-прежнему изображались и мифические существа и просто узоры. Так что изображение креста на щите, скорее всего ничем таким уж особенным в то время не являлось и крестоносцами воинов имевших кресты на щитах, отнюдь никто не называл!
У воинов Руси, на протяжении многих лет имевшие щиты нормандского (или как их ещё называют – норманнского типа) точно также имели на них изображения креста, но, разумеется, православного. Весьма популярным было изображение так называемого «процветшего креста» и креста пронзающего лежавший в его основании полумесяц. Однако, известно, например, изображение «окрыленной» когтистой птичьей лапы, то есть лапы с пририсованным к ней орлиным крылом и без какого бы то ни было намека на крест! Лев, вставший на задние лапы, был столь же популярным мотивом на щитах русских воинов и почему так вряд ли нужно объяснять.
Русский воин с извилистым крестом на щите. Современная реконструкция. Музей Золотаревского городища. С. Золотаревка Пензенской области.
Здесь мы уже отмечали тот факт, что крест - символ не только европейский, поскольку, например, древний предок «настоящего» христианского креста анх имел не египетское происхождение, а знак свастики из Индии. Крест был также хорошо известен в Японии, где его изображение было связано не только с распространением христианства (христиан в Японии в ХVI – ХVII вв. стало так много, что его там даже запретили под страхом распятия!), но и с местными символами. Тот же знак свастики в Японии являлся эмблемой рода Цугару, доминировавшего на крайнем севере острова Хонсю. Причем красная свастика Цугару изображалась на шлемах и нагрудных латах воинов асигару (набиравшихся из крестьян), и на больших флагах нобори, а точно такая же, но золотая – на сасимоно – наспинных флажках, заменявших в Японии рисунки на европейских рыцарских щитах!
Зато изображение прямого креста в круге в Японии обозначало… конские удила, то есть предмет в высшей степени прозаический и утилитарный! Такая эмблема принадлежала роду Симадзу – правителям земель на юге острова Кюсю – Сацумы, Осуми и Хюги, и они точно также помещали его и на флажках сасимоно, развивавшихся у них за спиной, и на больших флагах нобори, и украшали им свои доспехи, одежду и оружие. Что же касается христианских символов, таких как кресты, изображения Св. Яго и чаши для причастия, то они были известны и в Японии, где украшали флаги мятежников-христиан в провинции Симабара в 1638 году. Однако после поражения восстания вся эта символика была строжайше запрещена! Удивительно, но на одном флаге, чудом сохранившемся до наших дней и расписанном вручную, изображена чаша для причастия, в которую помещен крест Св. Антония, причем нарисован он так, что очень похож на знак анх! Внизу нее молятся два ангела, а вверху девиз на латыни, в котором говорится что-то про таинство, хотя точнее не разобрать.
Впрочем, особенность японской культуры была такова, что даже там, где глаз европейца мог увидеть крест, японец видел (как, например, и в случае с удилами!) нечто совершенно другое. Например, если посмотреть на штандарт Нива Нагахидэ, участника многочисленных сражений конца XVI в., то на нем явно изображен красный косой крест с заостренными концами на белом поле. Однако японец видел в этом всего лишь изображение двух скрещенных красных досок!
Более того, кресты на щитах изображались также и в Японии, но только это были станковые щиты, сделанные из досок, с подпоркой позади, на манер европейских мантелетов, которые воины-асигару применяли, чтобы создать из них ряды полевых укреплений и уже из-за них стрелять по противнику из луков и мушкетов. На каждом таком щите обычно изображался мон – герб клана, к которому этот асигару принадлежал, и если это были «конские удила» Симадзу или мон Нагахидэ, то, да – на них можно было вполне увидеть «кресты» так же, как и на знаменах сасимоно и нобори!
А еще мон сюзерена изображался также и на маку – ограждении ставки полководца на поле сражения, походившее на ширму, но только изготовленное из ткани. Длинные полотнища маку окружали ее словно стенами, так что самого полководца снаружи видно не было и, кстати говоря, наличие этих самых маку отнюдь не гарантировало того, что он там был. Но вот после выигранной битвы победоносный военачальник, конечно же, устраивался там и устраивал смотр отрезанным головам, которые приносили ему его воины. Разумеется, головы эти должны были принадлежать далеко не рядовым воинам. Те просто складывались в кучи для общего учета и все. А вот за голову прославленного врага вполне можно было рассчитывать на награду!
Интересно, что знак креста был известен не только в Европе и в Азии, но и на территории Американского материка, причем ряд индейских племен Месоамерики, например, индейцы Юкатана почитали его ещё задолго до рождения Иисуса Христа. Соответственно, они нередко его и изображали и даже высекали из камня, о чем испанские хронисты сообщали с нескрываемым удивлением! Так, среди богов, которым поклонялись древние майя, присутствует бог Солнца (Ах Кин или Кинич Ахав – Господин-лицо или Солнечный Глаз), символом которого являлся четырехлепестковый цветок. В Паленке есть «Храм Креста» и даже «Храм Лиственного Креста». Значит, в V-VIII в. совсем на другом континенте – в Южной Америке – люди тоже поклонялись кресту как символу Солнца, когда в Европе уже давно существовало христианство!
У северных индейцев – индейцев Великих равнин, крест ассоциировался с четырьмя сторонами света, каждая из которых имела своих духов покровителей и также свой цвет, причем белым цветом и ясно почему, всегда обозначался север! Простой Х-образный крест в представлении индейцев олицетворял мужчину, его силу и мужественность, а если в этот знак наверху добавлялся маленький кружочек, то – женщину! Вертикально стоящий крест символизировал стойкость и являлся комбинацией знака земли (вертикальная линия) и неба (горизонтальная). Позднее, продолжая верить в своего Маниту, индейцы очень широко использовали кресты, изготовленные из серебра в качестве нагрудных украшений. При этом размеры у них были весьма велики, так что они были хорошо заметны издали. Четырехчастное деление, равно как и само изображение креста, индейцы прерий также наносили на свои щиты, считая, что таким образом они укрепляют их защитную силу и в этом суеверии они, как вы видите, от европейцев ничем не отличались!
Щит индейцев дакота с изображением остроконечного креста символа четырех сторон света (Музей Гленбоу, Калгари, провинция Альберта, Канада).
Изображение свастики было точно также известно индейцам Северной Америки, и в частности, индейцам племени хопи. С ней они ассоциировали странствия кланов, из которых состояло их племя по землям североамериканского и южноамериканского материков и считали, что свастика, которая вращается против часовой стрелки, то есть налево, символизирует Землю, а та, что направо – Солнце.
У индейцев племени навахо крест на картине из песка символизировал мир, четыре стороны света и четыре элемента мироздания. При этом, горизонтальная линия означала женскую энергию, а вертикальная – мужскую. Фигуры же, изображенные в соединении с крестом, олицетворяют мир людей.
То есть эмблема на щите, будь то крест у европейца или черный четырехугольник у индейца племени сиу имела своей главной целью показать, кто именно находится перед тобой, враг! Однако щиты у индейцев делали также и женщины, причем и в этом случае цель была все та же: отразить духовную сущность владелицы щита. Щиты, несущие лживую информацию, сжигались, а их владельцы наказывались, вплоть до изгнания из племени! Причем, у индейцев сиу существовал особый «символ познания» опять-таки в виде щита, с изображением четырех целительных стрел, содержащих учение о людях. По их мнению, каждую историю и ситуацию следует рассматривать с четырех сторон: со стороны мудрости, невинности, дальновидности и интуиции. Эти четыре стрелы соединялись у него в центре и, образуя, таким образом, крест, тем самым говорили, что любая вещь раскрывается с разных сторон, но, в конечном счете, объединяет в себе все направления познания. Так щит показывал людям, как им узнать больше о себе, своих братьях, о Земле, и обо всей Вселенной!
topwar.ru
Крест - это... Что такое Крест?
Некоторые виды крестов. Иллюстрация из книги Lexikon der gesamten Technik (1904) von Otto Lueger
Крест (праслав. *krьstъ < д.-в.-н. krist [1]) — фигура, состоящая из двух пересекающихся линий или прямоугольников. Угол между ними зачастую составляет 90°.
Один из самых древних символов человечества. Священный символ Солнца и Огня (от трения двух перекрещеных палок получали огонь), а его магическое использование много древнее христианства. Крест используется во множестве религий. В последнее время ошибочно его связывают с христианством. Согласно мнению учёных, обереги "кресты" на Руси не являются христианским привнесением - они существовали совместно с иными оберегами, а позднее их попросту заменили. Именно с языческих оберегов и было перенесено на "крестик" представление о его магической силе. Однако изначально сама христианская (книжная) традиция подобного представления не знала и не знает теперь. Стоит отметить, что этой самой магической силой отвращать зло, наделён лишь равносторонний крест, кресты же со смещёнными или лишними перекладинами таковыми способностями не обладают.
История креста
Крест в язычестве
Первым цивилизованным народом, широко использующим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.
То, что символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей.
Например, у тенгриан, уже до новой эры исповедовавших веру в Бога Небесного Тенгри [2] существовал знак «аджи» - символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки. [3][4]
Знакомство христиан с языческой символикой еще в первые века христианства вызвало различные комментарии об общих символах. Так, Сократ Схоластик описывает события во время царствования Феодосия:
При разрушении и очищении Сепаписова храма, найдены в нем вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников. Между тем как происходил этот спор, некоторые, обратившиеся к христианству из язычества и понимавшие иероглифические письмена, истолковали те крестовидные знаки и объявили, что ими обозначается будущая жизнь. По сему объяснению, христиане еще с большей уверенностью стали относить их к своей религии и превозноситься перед язычниками. Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда весьма многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. Это-то слышал я о тех крестовидных начертаниях. Не думаю, однако, чтобы египетские жрецы, начертывая изображение креста, могли знать что-либо о Христе, ибо, если тайна его пришествия в мир, по слову Апостола (Кол. 1, 26), была сокровенна от век и от родов и неизвестна самому начальнику злобы дьяволу, то тем менее могла она быть известна служителям его — египетским жрецам. Открытием и объяснением этих письмен промысл соделал то же, что прежде явил на апостоле Павле, ибо и сей, умудренный Духом Божиим Апостол таким же образом привел многих афинян к вере, когда прочитал начертанную на храме надпись и приспособил ее к своей проповеди. Разве только не скажет ли кто-нибудь, что слово Божие прорекалось в египетских жрецах точно так, как некогда в устах Валаама и Каиафы, которые пророчествовали доброе против воли.[5]
Крест в христианстве
Графические типы крестов
Илл. Название Примечание
Анх
Древнеегипетский крест. Символ жизни[6].
Кельтский крест
Равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни.
Солнечный крест
Графически представляет крест, располагающийся внутри круга. Встречается на предметах доисторической Европы, особенно в эпохи неолита и бронзового века.
Греческий крест
Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине.
Латинский крест
Латинским крестом (лат. Crux immissa, Crux capitata) называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом.
До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох Аполлона — бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на древнегреческих монетах[источник не указан 1305 дней].
С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).
Крест Святого Петра / Перевёрнутый крест
Крестом Апостола Петра называют перевёрнутый латинский крест. Апостол Пётр принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. В настоящее время перевёрнутый крест часто ошибочно ассоциируется с антихристианством и сатанизмом[источник не указан 127 дней].
Крест евангелистов
Символическое обозначение четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Архангельский крест
Архангельским крестом (крестом Голгофы, лат. Golgata cross) обозначали особый крест, который символизировал архангелов[источник не указан 127 дней] — высших существ, покровителей верующих людей в христианстве.
Лотарингский крест
Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) — крест с двумя поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви. Этот крест является также крестом Элладской православной церкви.
Папский Крест
Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами. Иногда такой крест называется западным тройным крестом.
Православный крест
Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями; содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями символизирует падшего Адама (включая его потомков).
Византийский крест
Армянский крест
Армянский крест — крест с декоративными элементами на лучах (иногда неравной длины). Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе армяно-католического сообщества мхитаристов, имеющего обители в Венеции и Вене. См. Хачкар
Андреевский крест
Крест, на котором распяли апостола Андрея Первозванного, по преданию был Х-образным.
Тамплиерский крест
Тамплиерский крест — знак духовно-рыцарского ордена тамплиеров, основанного в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
Мальтийский крест
Мальтийский крест (лат. Cross of Maltese) — знак могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.
Укороченный лапчатый крест
Прямой равноконечный крест, вариант так называемого креста лат. Cross pattee. У этого креста лучи сужаются к центру, но не имеют, в отличие от Мальтийского креста, вырезов на концах. Используется, в частности, в изображении Ордена Святого Георгия, Креста Виктории.
Болнисский крест
Тип крестов, наиболее широко известный и используемых в Грузии с V века. Используется повсеместно наравне с крестом Святой Нины.
Тевтонский крест
Крест Тевтонского ордена — знак духовно-рыцарского Тевтонского ордена, основанного в конце XII века. Столетиями позднее, на основе креста Тевтонского ордена, были созданы различные варианты широко известного военного ордена Железный крест. Также Железный крест и поныне изображается на военной технике, в качестве опознавательного знака, флагах и вымпелах ВС Германии.
Шварцкройц (черный крест)
Опознавательный знак Вооружённых сил Германии.
Балканский реже Balkenkreuz, тж. балочный крест
Второе название обусловлено использованием как опознавательного знака военной техники Германии с 1935 по 1945 гг.
Свастика, гамматический крест или катакомбный
Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Древний и широко распространенный символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении храмов и домов. Свастика как символ имеет много значений, у большинства народов они были положительны. У древних народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. В частности, направленная по часовой стрелке свастика — древний индийский символ, использующийся в индуизме, буддизме и джайнизме.
Руки Бога
Солярный Крест Славян, Ręce Boga.
Иерусалимский крест
Нанесён на флаг Грузии
Крест ордена Христа
Символ духовно-рыцарского ордена Христа.
Красный крест
Символ организации Красный Крест и службы Скорой медицинской помощи. Зелёный крест является символом аптек. Синий — ветеринарной службы.
Треф
Символ масти трефы (другое название «крести») в карточной колоде. Названа по кресту, изображаемому в виде трилистника. Слово заимствовано из французского, где trefle — клевер, в свою очередь от латинского trifolium — сложение tri «три» и folium «лист».
Крест святой Нины
Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.
Тау-крест или Антониевский крест
T-образный крест. Крест Антония — крест Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония. Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провел на горе Колзим неподалеку от Красного моря. Крест святого Антония также известен как лат. crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале XIII века.
Баскский крест
Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей знак солнцеворота. В Стране басков распространены два варианта креста, с направлением вращения по часовой и против часовой стрелки.
Кантабрийский крест
Представляет собой раздвоенный андреевский крест с навершиями на концах перекладин.
Сербский крест
Представляет собой греческий (равносторонний) крест, по углам которого изображены четыре стилизованных Ͻ и С-образных огнива. Является символом Сербии, сербского народа и Сербской православной церкви.
Коптский крест
Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Крест используется Коптской православной церковью и Коптской католической церковью в Египте.
Культурное влияние
Выражения русского языка
Взять под крест — старинное выражение с не вполне ясным смыслом (под крестное обещание оплатить, вернуть?) «Взять под крест» — означает взять в долг, без денег. Раньше практиковалась выдача товаров из лавки в долг, при этом делалась запись в долговую книгу. Наибеднейшая часть населения была, как правило, безграмотна и вместо подписи ставили крест.
На тебе креста нет — то есть (о ком-либо) бессовестный.
Нести свой крест — сам будешь нести свои трудности.
Поставить крест (также: Похерить) — (иносказательно) совершенно покончить с чем-либо; перечеркнуть косым крестом (в форме буквы русского алфавита «Херъ») — вычеркнуть из числа дел.
Крестный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой, или от одного места к другому.
Крёстный отец и крёстная мать — духовный родитель в христианстве, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы).
Крестики-нолики — игра, в старину называлась «херики» по форме буквы русского алфавита «Херъ» в виде косого креста.
Открещиваться — отказываться (первоначально: ограждать себя крестом).
Скрещивание (в биологии) — гибридизация, один из методов селекции растений и животных.
Примечания
↑ Макс Фасмер, Этимологический словарь руссого языка. Том 2. М. 1967, с. 374
↑ Абдуллаева Р. Азербайджан в пространстве диалога культур //Диалог цивилизаций в эпоху становления глобальной культуры. М. 2012
↑ Сократ Схоластик Церковная история 5:17
↑ Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы», Москва, 2004, стр. 260)
Литература
История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии / Автор-составитель: К.В.П.. — М.: Альманах «Жизнь вечная», 1997. — 40 с. — 800 экз.
Ставрографический сборник. Книга I. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2001. — 384 с. — 1 500 экз.
Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2003. — 372 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-93646-049-5
Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2005. — 700 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-93646-082-7
Успенский Б. А. Крест и полумесяц в русской церковной традиции // Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. — М., Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира. — М., 1992. — Т. 2. — С. 12-14.
Стивен Фрайер, Джон Фергюсон. Геральдика. — М.: «Астрель», 2009. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-271-24909-9
Голубцов А.П. Из истории изображений креста. — СПб., 1917. — С. 212-249.