Древние таблички. Древние таблички раскрыли подробности жизни евреев во время Вавилонского пленения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние таблички раскрыли местоположение затерянного месопотамского города царей. Древние таблички


Старые вывески-таблички - Предметы советской жизни

В этом посте я хочу представить самые интересные и самые старые вывески с названиями различных предприятий, организаций и учреждений города Комсомольска-на-Амуре, как давно канувших в лету, так и существующих по сей день. «Штаб добровольной народной дружины» и «пикет милиции», «Минсвязи СССР» и «Минстанкопром СССР», «Отдел культуры Горисполкома» и прочие «ширпотребы» из советского времени – всё это собрано здесь! Акцент делаю не на больших старых буквах или «запахе газа», а именно на небольших табличках, потому что тогда бы это был очень большой пост, а буквы я пока оставлю на будущее. Все фотографии, кроме одной, сделаны мной, в период с 2007 г. по настоящее время. Многие таблички уже сняты со зданий.

1. Начну, пожалуй, с самой красивой таблички. Она висела на бывшей столовой №50 по ул. Кирова, 78. Это был административно-бытовой корпус ПАТП-1, на первом этаже которого питались работники ПАТП. Сейчас в этом здании находится МРЭО. Думаю, красивость вывески связана с расположением в соседнем здании художественно-творческого комбината. В углу можно прочесть странное слово «Нуриллохуца».

..2. Последняя в городе молочная кухня №4 была на ул. Парижской коммуны, 30. Сейчас в её помещении магазин «Амба».

3. Глядя на эту вывеску, можно догадаться, что раньше она светилась в темноте. Сейчас её уже нет, а 98-й муниципальный гастроном после выкупа переименовался в «Смак», это на Амурстали, на ул. Металлургов, 26.

4. Хлебокондитерский магазин №84 на ул. Кирова, 30 работает до сих пор и принадлежит хлебозаводу №3, который теперь ОАО.

5. Вот такая древняя табличка с «РСФСРом» и «Горисполкомом» висела ещё пару лет назад на ул. Кирова, 49. Первая в городе музыкальная школа работала здесь с 1948 года. Сейчас она переведена в отдельное здание на ул. Севастопольской, 20.

6. Очень удивился, когда увидел эту вывеску на 1-м общежитии в пос. Дружба. Оказывается, здесь работал филиал музыкальной школы №3. Сейчас представить себе это просто невозможно.

7. Очень древняя табличка висит во дворе дома №9 по ул. Димитрова. Никогда не думал, что детские комнаты и подростковые клубы относились к домоуправлениям. 6-е ДУ стройтреста-6 находилось на пр. Ленина, 34а. Полагаю, что сейчас в помещении бывшей детской комнаты бюро медико-социальной экспертизы №1.

8. А эта, не менее древняя вывеска висит во дворе дома по пр. Интернациональному, 14/2. Вероятно, «ПСК» расшифровывается как «подростковый спортивный клуб». Вроде как, он дожил до 2000-х гг.

9. На входе в действующий клуб юных моряков «Алые паруса» на ул. Лазо, 79 висит вот такая совершенно монументальная табличка. Заводу «Амурлитмаш» сейчас клуб уже, понятное дело, не принадлежит.

10. Эта вывеска до сих пор укреплена на восточном – спортивном крыле ДК «Судостроитель» по Аллее Труда, 22. ЗЛК переименован в Амурский судостроительный ещё в 1993 г.

11. Эту табличку я нашёл в помещении редакции городской газеты «Дальневосточный Комсомольск» по ул. Кирова, 31. Вероятно, она висела до таблички на 12-м фото.

12. Эта табличка висела на входе в редакцию до 2007 г. Фото из интернета.

13. Табличка с распорядком работы краеведческого музея, располагавшегося на тот момент на пр. Мира, 8.

14. На вывеске детской библиотеки им. А. М. Горького по пр. Мира, 19, разумеется, профиль Горького.

15. А на табличке городской библиотеки им. Н. Островского профиля Островского нет, но зато есть целый памятник, стоящий у библиотеки.

16. Эту табличку я нашёл на бывшей базе УПТК стройтреста №6, что по ул. Вокзальной, 32.

17. Табличка сразу с 4-мя организациями висела на здании ОКСа КнААПО по ул. Уральской, 26.

18. Таких раритетных советских табличек действующих до сих пор предприятий нынче не найдёшь. А эта – и по прежнему висит на АБК КМУ «Дальтехмонтажа» по Северному ш., 18.

19. Не менее раритетная советская табличка до сих пор висит на управлении автобазы №8 строителей. Но, в отличие от предыдущего случая, автобазы этой уже не существует, а управление её законсервировано.

20. Что-то мне говорит о том, что надпись ОАО «РЖД» вверху новодельная. Уж больно старый стиль исполнения у этой таблички. Автобаза НОД-4 находится у нас по двум адресам на ул. Станционной, но табличка эта почему-то висит у СТО «Камаз-Сервис», что по Магистральному шоссе, 12, причём, с обратной стороны ворот.

21. Эта табличка прибита к дереву у заброшенного гаража на ул. Павловского, 21. Вроде бывшая территория ИТК-7.

22. Далее покажу несколько табличек с территории швейной фабрики на пр. Ленина, 39. Эта – висит на котельной.

23. А эта – со двора восточного крыла по ул. Васянина. Благодаря этой табличке, можно узнать, что было на месте торгового центра «Сингапур».

24. Эта висит у подъезда со двора между действующими цехами швейной фабрики и торговым центром «Сингапур».

25. А эта – аналогично, но между цехами и торговым центром «Платинум». Теперь этот подъезд, где висит эта табличка – основной вход в цеха.

26. А эта табличка висит во дворе у служебного входа торгового центра «Платинум» на западном крыле вдоль ул. Шиханова.

27. Ещё одна вывеска из советских времён сохранилась на заводоуправлении «Амурлитмаша» по ул. Культурной, 1. Завод ныне действует, просто вход в управление с другой стороны, иначе, думаю, этой таблички давно бы не было.

28. А вот завод «Трансмаш» по ремонту строительной техники для БАМа давно ликвидирован. Сейчас бывшее заводоуправление по ул. Машинной, 28 отремонтировано и превращено в офисное здание.

29. Вывеска на не действующей птицефабрике бывшего совхоза «Хорпинский» Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Гагарина. Это на ул. Жуковского, 2.

30. А эта табличка была, а возможно, и до сих пор есть на бывшей базе Военторга по ул. Путейской, 26а.

31. Это сейчас у нас в городе одно ЗАО «Союзпечать», но раньше таких агентств было два – городское, на ул. Комсомольской, 47 и районное – на пр. Мира, 41, где и висит эта табличка. И принадлежали они Минсвязи РСФСР.

32. После сноса деревянного дома по ул. Кирова, 35, инспекция Госстраха перешла в квартиру №100 дома №26 по пр. Мира. А ныне Комсомольский «Росгосстрах» располагается в помещении бывшего бюро по обмену жилой площади на Аллее Труда, 24. Тем не менее, по старому адресу до сих пор осталась вывеска на подъезде.

33. Никогда не знал, что во дворе управления железной дороги по ул. Вокзальной, 46, существует комендатура военных сообщений.

34. Вот такая самодельная вывеска была по прежнему адресу ГИМСа на ул. Пионерской, 7.

35. А эта вывеска – на общежитии №1 ТЭЦ-3. «Пос. Дружба ГОМ-3 пикет милиции №16» значится на ней.

36. Очередная сохранившаяся с советских времён табличка висела или висит во дворе дома №14 по ул. Хетагуровской.

37. Очевидно, опорный пункт милиции был в том же помещении, что и уголовно-исполнительная испекция №12 по Ленинскому округу. Эти таблички висят уже внутри, в подъезде, у входа в нежилую квартиру.

38. А эта – снаружи, на том же доме, только с улицы.

39. Очевидно, позже её сняли, а под ней обнаружилось вот что:

40. Далее ухожу в «жилищную» тему. На последнем двухэтажном деревянном доме по пр. Мира – №41а висела вот такая табличка. Именно эта организация располагается в этом здании.

41. А эти таблички висят со двора ТОФовского общежития по Аллее Труда, 25/2.

42. Ещё одна самодельная вывеска висит на другом военном домоуправлении – в ДОСе №6 в пос. Таёжном.

43. Раньше, когда ещё не было ни «Дельт», ни «Амурлифтов», ни «Служб заказчика», все домоуправления города подчинялись нескольким городским жилищным трестам. Второй полностью занимал здание на пр. Копылова, 50, где и сфотографирована эта табличка.

44. Третий жилтрест занимал здание на пр. Ленина, 42/5.

45. Эта огромная вывеска была на воротах 18-го профучилища на ул. Пионерской, 73 во время наводнения 2013 года. Очевидно, пункт находился в общежитии училища.

46. До 1990-х гг. все ателье и мастерские по ремонту обуви принадлежали фабрике по ремонту и пошиву обуви и имели номера. 5-я мастерская находилась на пр. Первостроителей, 15, недалеко от ресторана «Родник».

47. Другая, вывеска, указывающая на эту мастерскую – со двора.

48. Об адресе «ул. Пионер

soviet-life.livejournal.com

Древние таблички раскрыли подробности жизни евреев во время Вавилонского пленения

Клинописные таблички возрастом около 2500 лет рассказывают о жизни плененных евреев в Вавилоне.

Клинописные таблички возрастом около 2500 лет рассказывают о жизни плененных евреев в Вавилоне.

Более 100 маленьких табличек размером с ладонь и возрастом в 2500 лет, ранее найденные в Ираке, теперь экспонируются на выставке в Музее библейских стран в Иерусалиме. Таблички предоставляют беспрецедентные данные о жизни евреев во время Вавилонского пленения.

Таблички, на каждой из которых нацарапан небольшой отрывок аккадского письма — ныне мертвый восточно-семитский язык, рассказывают о делах, которые велись в древней Месопотамии — сделки и контракты иудеев, вынужденных покинуть Иерусалим под давлением царя Навуходоносора в 600 году до нашей эры.

Древности изначально были приобретены богатым лондонским евреем-коллекционером два года назад, который затем одолжил их в музей.

По словам куратора выставки Филипа Вукосавовича, специалиста по древней Вавилонии, Шумеру и Ассирии, «изучение табличек — это джекпот.»

«Мы начали читать таблички и через несколько минут мы были абсолютно ошеломлены,» сказал Вукосавович. «Они заполняют важный пробел в понимании того, что происходило в жизни иудеев в Вавилоне более 2500 лет назад.»

klinopis-2

Навуходоносор, могущественный правитель, прославившийся Висячими садами Вавилона (одно из семи чудес древнего мира), ходил на Иерусалим несколько раз — в один из этих походов был разрушен Первый Храм — для утверждения своего господства.

Навуходоносор переселил из своих мест многих иудеев, в том числе, в 587 г. до н.э., когда 1500 евреев были поселены в современном Ливане и Сирии, а также на юге Ирака, тогда — Вавилонии.

Фактически они не являлись рабами, Навуходоносор позволял иудеям в Вавилоне торговать, чтобы они множили могущество его царства.

«Они были свободны заниматься тем, чем хотят; они не были рабами», рассказывает Вукосавович. «Навуходоносор не был жестоким правителем в этом отношении. Он знал, что иудеи плодотворно будут влиять на вавилонскую экономику».

Таблички проливают свет на вклад иудеев в экономику, например, уплаченные налоги, ростовщичество, торговля фруктами и другими товарами.

Выставка представляет также историю одной семьи из Иудейского царства в течение четырех поколений, начиная с отца, Самак-Яма, его сына, внука и до пяти детей внука, все они имели библейские имена, которые используются евреями до сих пор.

«Мы даже знаем наследство, которое получили эти пять правнуков [Самак-Ямы],» говорит Вукосавович. «С одной стороны, это скучные подробности, но с другой — вы узнаете так много о том, кем эти ссыльные были и как они жили.»

Многие иудеи постепенно возвратились в Иерусалим после падения Вавилона под натиском персидского царя Кира Великого в 539 г. до н.э., как раз когда Второй Храм был отстроен.

Тем не менее, многие остались в Вавилонии и создали могущественную еврейскую общину, которая существовала на протяжении двух тысячелетий и вернулась в Израиль только в 1950-х годах, когда многие диаспоры переехали из Ирака, Персии, Йемена и Северной Африки, во вновь созданное еврейское государство.

Выставка будет демонстрироваться в музее в течение по крайней мере одного года.

Источник: Jerusalem Post

В этот день:
  • Дни смерти
  • 1998 Умер Думитру Берчу — румынский историк и археолог, специалист по доисторическому периоду Балкан.
  • 2015 Умер Николай Оттович Бадер — советский и российский археолог, специалист по позднему палеолиту и мезолиту Европы и Ближнего Востока. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела теории и методики ИА РАН. Сын археолога О. Н. Бадера.
Свежие записи

arheologija.ru

Древние таблички раскрыли местоположение затерянного месопотамского города царей

Рекомендуемэту новость

После перевода множества 3200-летних глиняных табличек, найденных в коллекции керамических кувшинов в современном Ираке, археологи поняли, что они сидят на древнем потерянном королевском городе Мардаман. Такому открытию позавидовал бы сам Индиана Джонс.

Археологи из Тюбингенского университета в Германии впервые обнаружили 92 глиняные таблички летом 2017 года на месте нынешнего Бассетки, автономного района Курдистана в Ираке. После перевода множества 3200-летних глиняных табличек, найденных в коллекции керамических кувшинов в современном Ираке, археологи поняли, что они сидят на древнем потерянном королевском городе Мардаман. Такому открытию позавидовал бы сам Индиана Джонс.

Археологи из Тюбингенского университета в Германии впервые обнаружили 92 глиняные таблички летом 2017 года на месте нынешнего Бассетки, автономного района Курдистана в Ираке. Многие из табличек были повреждены после хранения в керамических сосудах в течение тысяч лет в пустыне, поэтому первоочередной задачей учёных было собрать их в исходную форму.«Возможно, они были завалены таким образом вскоре после разрушения окружающего здания. Возможно, информация написанная на них должна была быть защищена и сохранена для потомков», – пояснил в своем заявлении ведущий исследователь профессор Питер Пфэлзнер.

Следующим заданием для археологов стал кропотливый перевод табличек из системы Cuneiform, одной из самых ранних систем написания. Таблички, как было установлено, относятся приблизительно к 1250 году до нашей эры, когда город был частью Средней ассирийской империи, сообщает vnauke.in.ua

К удивлению исследователей, расшифровка табличек показала, что нынешний город Бассетки, где были обнаружены таблички, на самом деле был местом древнего королевского города Мардаман. Многие источники объяснили, насколько важен этот северный город Месопотамии между 2200 и 1200 годами до нашей эры, однако никто до сих пор не смог найти его.

Древние вавилонские источники объясняют, что Мардаман, как известно, был центральным элементом великого королевства, которое в конце концов было завоевано в 1786 году до нашей эры и интегрировано в Верхнюю Месопотамскую империю под руководством Шамши-Адада I. Спустя годы город пережил краткий но процветающий период как независимое королевство, которое было быстро разрушено турокками из Загорских гор на севере.

«Мардаман, несомненно, стал влиятельным городом и региональным королевством, основанным на его местоположении на торговых путях между Месопотамией, Анатолией и Сирией», – добавил профессор Пфэлзнер. «Время от времени это был противник великих месопотамских держав. Таким образом, будущие раскопки Университета Тюбингена в Бассетках обязательно приведут к еще большим захватывающим открытиям».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

vnauke.in.ua

Глиняные таблички шумеров

Глиняные таблички шумеровДревние шумеры изобрели самый первый материал, на котором можно было писать, а также придумали способ его изготовления.

Материалом этим стала – обыкновенная глина. Шумерские мастера формировали из нее плитки прямоугольной формы, с помощью тростниковой палочки выдавливали на глине текст, после чего обжигали глиняные плитки на огне или просто сушили на солнце. После сушки глиняные таблички с текстом приобретали достаточную прочность.

Множество таких плиток, найденных при раскопках, хранятся в музеях по всему миру. Например, 27 тысяч шумерских глиняных табличек находятся в Британском музее в Лондоне. Можно их увидеть в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и в Эрмитаже.

Огромное количество таких керамических «страничек» археологи обнаружили в Месопотамии. Исходя из увиденного, ученые сделали вывод, что хранили их в определенном порядке в специальных ящиках. Разумеется, глина не является идеальным материалом для письма, но благодаря своей прочности она пережила тысячелетия. Правда, расшифровать шумерскую письменность (клинопись) ученым удалось не сразу. Как только удалось найти «ключ» к клинописи, глиняные таблички поведали потомкам о технических достижениях, жизни и быте древних людей живших в Месопотамии.

Шумеры, исходя из древних текстов, очень уважительно относились к орудиям труда, постоянно их совершенствуя для увеличения производительности труда.

До обнаружения первых шумерских табличек в средине ХIХ века ученые считали, что самая первая человеческая цивилизация появилась на берегах Нила в Египте. Эти глиняные «странички» рассказали о существовании более ранней цивилизации существовавшей в долине между реками Евфрат и Тигр. Жители этой плодородной долины и сделали первые важнейшие изобретения. Например, в производстве бронзы шумеры на целое тысячелетие опередили египтян. Бронзовые изделия у египтян появились лишь во II веке до нашей эры.

На сегодняшний день о Шумере ученые знают много меньше, чем о Древнем Египте. Это связано с тем археологические раскопки на берегах Нила начались значительно раньше и производились гораздо масштабней. Наверняка в землях Месопотамии скрыто еще множество загадок, которые ученым еще только предстоит разгадать.

www.vseznayka.kiev.ua

Древние таблички раскрыли подробности жизни евреев во время Вавилонского пленения

Древние таблички раскрыли подробности жизни евреев во время Вавилонского пленения

Клинописные таблички возрастом около 2500 лет рассказывают о жизни плененных евреев в Вавилоне.

 

Более 100 маленьких табличек размером с ладонь и возрастом в 2500 лет, ранее найденные в Ираке, теперь экспонируются на выставке в Музее библейских стран в Иерусалиме. Таблички предоставляют беспрецедентные данные о жизни евреев во время Вавилонского пленения.

 

Таблички, на каждой из которых нацарапан небольшой отрывок аккадского письма — ныне мертвый восточно-семитский язык, рассказывают о делах, которые велись в древней Месопотамии — сделки и контракты иудеев, вынужденных покинуть Иерусалим под давлением царя Навуходоносора в 600 году до нашей эры.

 

Древности изначально были приобретены богатым лондонским евреем-коллекционером два года назад, который затем одолжил их в музей.

 

По словам куратора выставки Филипа Вукосавовича, специалиста по древней Вавилонии, Шумеру и Ассирии, «изучение табличек — это джекпот.»

 

«Мы начали читать таблички и через несколько минут мы были абсолютно ошеломлены,» сказал Вукосавович. «Они заполняют важный пробел в понимании того, что происходило в жизни иудеев в Вавилоне более 2500 лет назад.»

 

klinopis-2

 

Навуходоносор, могущественный правитель, прославившийся Висячими садами Вавилона (одно из семи чудес древнего мира), ходил на Иерусалим несколько раз — в один из этих походов был разрушен Первый Храм — для утверждения своего господства.

 

Навуходоносор переселил из своих мест многих иудеев, в том числе, в 587 г. до н.э., когда 1500 евреев были поселены в современном Ливане и Сирии, а также на юге Ирака, тогда — Вавилонии.

 

Фактически они не являлись рабами, Навуходоносор позволял иудеям в Вавилоне торговать, чтобы они множили могущество его царства.

 

«Они были свободны заниматься тем, чем хотят; они не были рабами», рассказывает Вукосавович. «Навуходоносор не был жестоким правителем в этом отношении. Он знал, что иудеи плодотворно будут влиять на вавилонскую экономику».

 

Таблички проливают свет на вклад иудеев в экономику, например, уплаченные налоги, ростовщичество, торговля фруктами и другими товарами.

 

Выставка представляет также историю одной семьи из Иудейского царства в течение четырех поколений, начиная с отца, Самак-Яма, его сына, внука и до пяти детей внука, все они имели библейские имена, которые используются евреями до сих пор.

 

«Мы даже знаем наследство, которое получили эти пять правнуков [Самак-Ямы],» говорит Вукосавович. «С одной стороны, это скучные подробности, но с другой — вы узнаете так много о том, кем эти ссыльные были и как они жили.»

 

Многие иудеи постепенно возвратились в Иерусалим после падения Вавилона под натиском персидского царя Кира Великого в 539 г. до н.э., как раз когда Второй Храм был отстроен.

 

Тем не менее, многие остались в Вавилонии и создали могущественную еврейскую общину, которая существовала на протяжении двух тысячелетий и вернулась в Израиль только в 1950-х годах, когда многие диаспоры переехали из Ирака, Персии, Йемена и Северной Африки, во вновь созданное еврейское государство.

 

 

historicaldis.ru

Математическая тайна древней вавилонской глиняной таблички решена — RW Space

3700-летняя вавилонская табличка Plimpton 322 в Библиотеке редких книг и рукописей Колумбийского университета в Нью-Йорке. Кредит: UNSW / Andrew Kelly

 

Сиднейские ученые обнаружили назначение знаменитой глиняной таблицы из Вавилона, которой более 3700 лет, показав ее старейшей и наиболее точной тригонометрической таблицей в мире, которую, использовали древние математики, чтобы рассчитать, как строить дворцы, храмы и каналы.

Новое исследование показывает, что вавилоняне опередили греков в изобретении тригонометрии – исследовании треугольников — более чем на 1000 лет и раскрывает древнюю математическую изощренность, которая была скрыта до сих пор.

Известная как Plimpton 322, маленькая табличка с символами была обнаружена в начале 1900-х годов в месте, которое сейчас является южным Ираком, археологом, академиком, дипломатом и торговцем антиквариатом Эдгаром Бэнксом, человеком, на котором основывался вымышленный персонаж Индиана Джонса.

На ней изображена таблица из четырёх столбцов и пятнадцати строк чисел, записанных клинописью того периода.

«Plimpton 322 озадачивала математиков уже более 70 лет, как она был реализована, и в ней содержится особый образец чисел, называемый пифагорейскими тройками», — говорит д-р Даниэль Мэнсфилд из Школы математики и статистики на факультете науки университета UNSW.

«Огромная тайна, до сих пор, было ее назначение — почему древние математики выполняли сложную задачу создания и сортировки чисел в таблице. Наши исследования показывают, что «Плимптон 322» описывает формы прямоугольных треугольников, используя новый вид тригонометрии, основанный на соотношениях, а не на углах и кругах. Это увлекательная математическая работа, которая демонстрирует несомненного гения.

Планшет не только содержит самую старую тригонометрическую таблицу в мире, но также является единственной полностью точной тригонометрической таблицей из-за очень различного вавилонского подхода к арифметике и геометрии.

Это означает, что открытие имеет большое значение для нашего современного мира. Вавилонская математика, возможно, была не в моде более 3000 лет, но она имеет практические возможности в области съемки, компьютерной графики и образования.

Это редкий пример древнего мира, который учит нас чему-то новому», — говорит он.

Новое исследование доктора Мэнсфилда и младшего профессора UNSW Нормана Вильдбергера опубликовано в журнале Historia Mathematica, официальном журнале Международной комиссии по истории математики.

«Плимптон 322 предшествует Гиппарху более чем на 1000 лет», — говорит доктор Вильдбергер. «Это открывает новые возможности не только для современных исследований в области математики, но и для математического образования. С Plimpton 322 мы видим более простую, более точную тригонометрию, которая имеет явные преимущества перед нашей».

«Из сокровищницы вавилонских табличек, изучена только часть. Математический мир только проснулся, чтобы научить нас этой древней, но очень сложной математической культуре».

«Plimpton 322 был мощным инструментом, который можно было бы использовать для закладки полей или создания архитектурных расчетов для создания дворцов, храмов или ступенчатых пирамид», — говорит д-р Мэнсфилд.

Таблица, которая, как считается, пришла из древнего шумерского города Ларса, была датирована между 1822 и 1762 годами до нашей эры. Сейчас она находится в Библиотеке редких книг и рукописей Колумбийского университета в Нью-Йорке.

нравится(8)не нравится(0)

rwspace.ru

Таблички из Шумера — развитие медицины в древности

Табличка из Шумера

При раскопках одного из древнейших шумерских городов — Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов.Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н.э. и представляет из себя древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания.

Из текста этой таблички ясно, что врачи Шумера использовали в своей практике по большей части лекарственные средства растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, леканору («манну небесную») и т.д.В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль, а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п.

медицина древнего Шумера

Клинопись древнего Шумера

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из жизненного опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах, а также заклинаний или заговоров, которые можно встретить в медицинских текстах древнего Междуречья более поздних времен. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств и текст ее предельно лаконичен.

Например:

Рецепт 12. «Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу. Омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой, растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.»

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно. Записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т.п.Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят — одной из причин этого обычая было элементарное предупреждение вшивости.

Интересно, что дошедшие до нас тексты свидетельствуют, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н.э.) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта — этот исторический период был по преимуществу временем накопления знаний в области врачевания.По сути жители Древнего Шумера заложили основы врачевания (впрочем как и сельского хозяйства, астрономии и др.), которые затем применялись и развивались в более поздних государствах Междуречья.

Развитие медицины в Междуречье

С падением Шумера и пришествием на смену ему других могущественных империй — Ассирии и Вавилонии, передача медицинских знаний продолжала осуществляться в узком кругу посвященных:«Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний — посвященному, непосвященный да не увидит их. Что касается сына, которому ты покровительствуешь,— заставь его поклясться именами Асаллухи (Мардука) и Нинурты… затем покажи ему…»

Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н.э.Деятельность э-дуббы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Междуречье. Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. Скорее всего, они просто еще не существовали.

Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа асу.При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели, ашипу.

Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема. Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н.э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому царю.

Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз.

Ветеринария Древнего Шуммера

Особенно много рассказывается о, ветеринарах — му-наишу (аккад. muna-isu — целители скота, шум. a-zu ansu — врачеватель ослов).В ветеринарной практике му-наишу часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям — число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древнем Междуречье, было весьма велико. Впоследствии операцию кастрации стали роизводить специально обученные для этого люди, не являющиеся врачам.

К середине I тысячелетия до н.э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н.э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало.Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

ageiron.ru


Смотрите также