Статья описывает информацию, относящуюся к Don't Starve Together.Она не имеет отношения к одиночной игре и DLC.
Древний ключ
Складывается
нет
Получение
Особенность
Фиксирует Кошмарный цикл в атриуме.
Команда призыва
"atrium_key"
Древний ключ (Ancient Key) — предмет, добавленный в дополнении A New Reign для Don't Starve Together. Появляется в большом украшенном сундуке сразу после убийства древнего стража. Его можно использовать для активации Кошмарного цикла в зоне атриума, вставив в древние врата, для убийства оживлённого скелета.
ru.dont-starve.wikia.com
Старый ключ - Объект - World of Warcraft
Комментарий от OreoLover
Use "Wholly" and "Grail" addons to mark the map with "!" at these locations. Completed ones disappear.
Use "TomTom" and either "Paste" or "SuperDuperMacro(SDM)" to input way-points.
Treasures
/way 53.1 84.5 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 55.5 90.8 Campaign Contributions (Gold)/way 59.1 90.6 Sailor Zazzuk's 180-Proof Rum (Sailor Zazzuk's 180-Proof Rum)/way 68.4 89 Coinbender's Payment (Garrison Resources)/way 60.9 84.6 Shredder Parts (Garrison Resources)/way 59.7 81.3 Spray-O-Matic 5000 XT (Garrison Resources)/way 58.7 60.4 Ogron Plunder (Burglar's Vest, Dwarf Beard Rings)/way 61 63.9 Offering to the Raven Mother (Ravenmother Offering)/way 63.6 67.4 Mysterious Mushrooms (Chameleon Lotus)/way 66.5 56.5 Waterlogged Satchel (Gold, uncommon item)/way 71.6 48.5 Sethekk Ritual Brew (Healing Tonic, Skyreach Sunrise)/way 69.2 43.3 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 51.9 64.6 Offering to the Raven Mother (Ravenmother Offering)/way 48.9 62.5 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 53.3 55.6 Offering to the Raven Mother (Ravenmother Offering)/way 48.9 54.7 Offering to the Raven Mother (Ravenmother Offering)/way 48.3 52.6 Offering to the Raven Mother (Ravenmother Offering)/way 37.7 56.4 An Old Key (An Old Key for Admiral Taylor's Garrison Log)/way 40.6 55 Abandoned Mining Pick (Peon's Mining Pick)/way 41.9 50.4 Garrison Workman's Hammer (Garrison Workman's Hammer)/way 37.3 50.7 Rooby's Roo (Rooby Roo's Ruby Rollar)/way 37.2 47.5 Garrison Supplies (Garrison Resources)/way 36.3 39.4 Orcish Signaling Horn (Novice Rylak Hunter's Horn)/way 34.1 27.5 Sun-Touched Cache (Garrison Resources)/way 36.8 17.2 Outcast's Belongings (Gold, uncommon item)/way 42.9 15 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 42.1 21.7 Outcast's Belongings (Gold, uncommon item)/way 43.8 24.7 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 54.3 32.5 Toxicfang Venom (Toxicfang Venom)/way 56.2 28.8 Shattered Hand Cache (Garrison Resources)/way 55.6 22.1 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 49.2 37.3 Assassin's Spear (Assassin's Spear)/way 47.8 36.1 Lost Ring (Outcast Decoder Ring)/way 46.9 34 Outcast's Pouch (Gold, uncommon)/way 47.9 30.7 Shattered Hand Lockbox (True Steel Lockbox)/way 50.7 28.7 Lost Herb Satchel (Draenor Herb)/way 50.4 25.8 Iron Horde Explosives (Iron Horde Explosives)/way 50.5 22.1 Fractured Sunstone (Fractured Sunstone)
/way 53.1 84.5 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 69.2 43.3 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 48.9 62.5 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 42.9 15 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 43.8 24.7 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)/way 55.6 22.1 Elixir of Shadow Sight (Elixir of Shadow Sight)
Комментарий от bumr
Outside mine , on rock behind skeleton .
Комментарий от Crusader411
It is behind Admiral Taylor's garrison...located on your left as you face the mine entrance...resting on top of a rock adjacent to a skeleton.
Комментарий от flatluigi
This key unlocks the chest in the town hall at 36.19, 54.44.
Комментарий от Carboncopy666
This key unlocks a chest. If you are standing outside the building where Lady Claudia and Sir Harris are, the chest is located on the building to the left, slightly up the hill.
In a previous quest, you had to get a cannon from this building's stairs. Decorated with <ew> Alliance flags.
Chest is right inside the building.
Комментарий от derby31
The key is located at (37,71,56.32).Go through the southern entrance to Admiral Taylor's Garrison and turn left - you will see some mine carts.
Opens the chest at (36.18,54.46) inside the town hall.
ru.wowhead.com
Слаймовый ключ | Slime Rancher вики
"Древний ключ от древнего замка."
Слаймовый ключ (Slime Key) - ресурс, позволяющий отпирать любые слаймовые врата. При наличии отображается в левом нижнем углу интерфейса. Приобретается у некоторых гордо.
Слаймовые ключи - большие каменные ключи, которые используются для того, чтобы открывать древние врата по всему Далёкому-Далёкому Угодью. Эти врата часто ведут к новым необъятным просторам или же представляют собой короткий путь к уже известным территориям.
Slime Keys are large, stone keys that are used to open the ancient slime gates across the range. These gates often lead to new areas to explore or create shortcuts to familiar ones.
Количество ключей на разных этапах разработки игры постоянно менялось от патча к патчу и зачастую оставались лишние. У тех игроков, что начали играть до выхода версии игры 1.0.0 до сих пор остались неиспользованные ключи.
Можно купить ключ в автомате по продаже улучшений для вакпака за 25000.
Слаймовый ключ, оставленный медовым гордо.
Иконка слаймового ключа до обновления 0.3.1.
Предыдущие измененияПравить
Версия 1.1.0b
Исправлена некорректная иконка запасного ключа.
Версия 0.3.6
Полосатый гордо на пляже за Зарослями больше не оставляет после себя слаймового ключа. Вместо этого на этом месте будет телепорт на кольцевой остров. Ключи, которые уже были получены из этого гордо, следует считать бесполезными безделушками или бесценными коллекционными предметами, владение которыми делает вас лучше, смотря с какой стороны на это взглянуть.
Версия 0.3.1
Древние слаймовые врата и ключи к ним, разбросанные по всему Далёкому-Далёкому Угодью, были перерисованы.
Версия 0.2.4
Иконка ключа на слаймовых вратах теперь более чёткая.
ru.slimerancher.wikia.com
Древний хранитель ключей - Задание
Комментарии
Комментарий от RazeRNaGa
Начинающую квест Голова хранителя ключей обнаружил тут (аддон для показа путей - TomTom) - карта
Важное замечание - когда кто-то лутает итем - он исчезает (хотя это бывает не всегда, закономерности в этом как-то не заметил)! Сейчас, говорят, не исчезает.
И да, если вы рядом, то на миникарте будет значок в виде шестеренки желтого кружочка.
P.S. Только не надо долго и упорно искать, где же сдать квест внутри или сверху здания, потому как надо спрыгнуть вниз и по координатам
/way 33 63
будет пролом в стене.
Связанный ачив - Древняя связка.Сильно помогающие итемы с Вневременного острова - Крабий панцирь (меньше агрим) и Ветроперый плюмаж (быстрее едем). Находим голову, едем-ищем местоположение всех четырех итемов, отменяем, берем заново и без каких-либо проблем завершаем ачивку с 4-мя минутами в запасе.
Баффы от каски и пера - 1 час. Имейте в виду.
Комментарий от sklif
Начало и конец квеста (соберёте за 10 минут - получите Древняя связка)
/way 38 56 голова (начало)/way 35 50 голова (начало)/way 32 70 голова (начало)/way 52 85 голова (начало)/way 34.6 64.7 ПЛЯЖ (конец)
/way 51.1 31.2 Волосы/way 52.4 37.1 Волосы (в палатке)/way 50.1 40.8 Волосы/way 53.3 43.1 Волосы (на перегородке)/way 53 45.6 Волосы/way 54.2 48.6 Волосы/way 56.4 45.9 Волосы (на палатке)/way 59.4 56.7 Волосы (в палатке)
АХТУНГ!!! Когда соберете статую, НЕ ТЫКАЙТЕ Ритуальный камень душ - он вызовет Дух полководца Тэна за ваши 3 камня!P.S. Хотфиксом от 22.03.2013 - "куски статуи больше не исчезают после лута, позволяя другим игрокам также их полутать"
Комментарий от Luzenok
если собирать не для достижения то можно на данных координатах просто подождать появятся обязательно!
Комментарий от homerchik
это виклик или как?
Комментарий от Lika13
Вот где я нашла:
36.4 65.41 Туловище. На противоположной стороне крыши, где Мумта. На козырьке
34.8 66.3 Посох. Либо на парапете, либо на крыше тролей на которую можно с этого парапета с прыгнуть. А на него можно попасть с крыши мумты.
51.10 31.21 Волосы
50.9 85.3 Плечо. На самой верхушке камней
Удачи в поисках ^_^
Комментарий от llcepera
/way 34.82 74.81 что интересно сначало взял ДКашкой. не справился с 10 минутами. зашёл шаманом. дай думаю сбегаю на то место? и он был там ещё раз. похоже точка спавна для всех одна, но она иногда меняется. предлогаю писать суда координаты где вы взяли квест. чтоб вычислить все точки спавна.
Комментарий от arexu
Посох нашла на скалах.Координаты: 37.72 79.16.
Комментарий от GeraMinsk
Посох нашел на крыше домика 39.1, 73.5Туловище нашел на крутом берегу 34, 50
Комментарий от lordgus
По опыту сбора частей квеста разными персами заметил следующее: итемы ресаются в РАЗНЫХ местах области где они могут быть, но есть некие закономерности:
1. В За"Туале -- на крышах или вторых этажах построек зандаларов, т.е. запрыгивать нужно с соседних скал. Еще есть одно место -- на скале в зап.части локации, причем визуально итем виден со стороны пляжа, но запрыгивать нужно из За"Туала.2. Во Дворе костей -- на парапете у задней стенки "мавзолеев", на крыше большого "мавзолея" или просто на "полу" во дворе. Еще одно место -- уступ рядом со спуском к морю (сев.-зап. угол).3. В Утесах Ихгалук -- на вершинах скал (найти как запрыгнуть сложно, но точно возможно).4. В городке перед Кузней Грома (не знаю как назвать точнее) -- внутри палаток, на крыше палаток, на разрушенной стене и "на полу".
Каждый раз место реса может быть другим, поэтому просто нужно внимательно посматривать на мини-карту в поисках "шестеренок" во время выполнения других квестов.
И еще: если вы ходите в группе, то итемы возьмутся всем членам группы.
Комментарий от AlexSensei
Голову нашел по координатам /way 46.9 59.7 . Если у вас она тоже там появится, то остальные части я нашел по этим координатам: /way 59.49 56.8 Волосы/way 50.89 85.38 Плечо(саурок)/way 36.77 60 Туловище/way 34 67.1 Посохв таком порядке как я написал было удобно получить ачив Древняя связка. нужно собрать части и успеть сдать в течении 10 минут
Комментарий от nOCTO9HHbIu
Довольно забавно, когда взят квест, если убить кого - нибудь, вам в пм придет следующее:1) Как убивать несчастных островитян, так тут у тебя время есть. А как собирать мое великолепное тело, так нету?2) О! Вот это я понимаю, это удар! Ты не безнадежна!3) Достаточно пустых просьб! Я приказываю тебе собрать мое тело.4) Я пережил сотни лет правления Властелина Грома. Хочешь узнать, как? Я никогда не заставлял своих хозяев ждать.5) Твои умения впечатляют. Когда - нибудь из тебя выйдет отличная рабыня.6) И это ты называешь убийством? Я думал, огня будет больше. Или молний хоть немножко.7) Да сауроки, которых я видел, и то дерутся эффектнее.8) Что за жалкое создание. И твой противник тоже.
Комментарий от pashar
Потратил кучу времени в поисках плеча, при этом даже значка шестеренки в указанной области (утесы Ихгалук) не было. Плюнул, зашел на следующий день - значок появился, после этого взял плечо.
Комментарий от Naminga
а как запрыгнуть на утесы ихгалук? уже полчаса бегаю вокруг.
Комментарий от BOTAH
Если кто ищет место, где сдавать этот квест, то вот координаты:/way 33.6 63.2
У кого проблемы с координатами (не установлен ни один из аддонов типа TomTom, SexyMap или Mapster), то вот вам подсказка - на Острове Грома ищите здание чуть южнее Двора Костей. Заходите со стороны моря, где (видно на карте) есть небольшая выемка на материке. Вам нужен пролом в стене. Заходите внутрь, там что-то вроде небольшой пещеры.Для совсем непонятливых вот картинка.
Комментарий от Betelein
Запрыгнуть на скалу на Утесах Ихгалук удобно с соседней скалы - ровно три прыжка, и плечо ваше. :)
Комментарий от Solivagant
До некоторого времени части тела разбрасывались и респаунились в случайных местах, теперь части тела лежат для всех в одном месте и не имеют времени респа, можно подбирать как только взял кто то другой. Одно неудобство, на каждой неделе разные места.
Комментарий от Reizzor
За плечом можно запрыгнуть без саурока. Я записал небольшое видео как это сделать. http://youtu.be/4kfMO-1xe9A
Комментарий от Constantus
Собрал все и сдал квест примерно за 7 мин с момента нахождения стартового куска - был бафф от настоя по нему засекал - ачив не дали (
Комментарий от NASTIGAYKO
нашел голову (стартовый кв итем) на 57 46
Комментарий от Ladywind
лучше напишите, как добраться до посоха.лежит на крыше, а допрыгнуть не откуда. =( изнервничалась вся
Комментарий от Phylacteryhigh
Самый херовый, самый уе**ский квест. Ну что поделать, Близзард умер БОБИ КОТИК заправляет сука всем, и поэтому всякие бички теперь лепят такие вот недоквесты и прячут части в самых уёбских местах
Комментарий от Phylacteryhigh
Сделал за ~8 мин. прочитав перед этим где "дырка в стене" и 3 раза сфейлившись. Ужас...такие тупые квесты, ну хотя под началом Боби Котика другого ждать не остается
Комментарий от Mikkolla
Так вышло, что я делал этот квест, без облика саурока. Желаю тем, кто допустил такое в данном квесте, всю оставшуюся жизнь прыгать по скалам. Впрочем и в аду тоже... :-)
Комментарий от Naazgur
Буквально только что сделал достижение таким способом:Взял задание и побежал искать по указанным точкам. Потупил возле посоха. Когда добрался до плеч - понял, что не успеваю.Решил не собирать дальше, но просто найти остальные части. Запомнил места и положился на удачу :) Отменил квест... и вуаля! Начало на том же месте, все части на найденных заранее местах. Не спеша справился за 5 с половиной минут. Удачи!
Комментарий от Grozovoi
Взял плечо Плечо хранителя ключей без Шкуры саурока! Взобрался на соседнюю скалу прыгнул на маунте, нажал планёр и вуаля =) Хотя я так понял, что данный итем появляется в разных местах. Но думаю провернуть аналогичную схему тоже можно =)
Комментарий от Grozovoi
Взял плечо Плечо хранителя ключей без Шкура саурока! Взобрался на соседнюю скалу (там где рарник) прыгнул на маунте, нажал планёр и вуаля =) Хотя я так понял, что данный итем появляется в разных местах. Но думаю провернуть аналогичную схему тоже можно =)
Комментарий от oOScorponokOo
Я собрал все части без выполнения квеста на превращение ! Если вам нужна не эта гора http://youtu.be/4kfMO-1xe9A (спасибо за видео неизвестному) , а соседняя , то вы можете втупить в бой с бегающим неподалеку мобом , он кинет в вас сеть и стрелу которая подбрасывает вверх(спелл Фонтан) , если аккуратно отойти от неё на небольшое расстояние (так что бы урон нанесся) , то она подкинет вас в нужное вам направление , ведите моба к горе и дерзайте ... Я забрался минут за 10-15 !)
Комментарий от Pazzle
Для ачива лучше взять квест... пройтись посмотреть где они лежат, отметить том-томом, сбросить ку и быстренько пробежать по маршруту .. собрать... я делал часа полтора полуафк..места респа частей не поменялись... уложился за 8 минут..
Комментарий от PieLieDie
Делал сегодня 27.01.14Голову думаю найдете самиТуловище я нашел на 36.49 (под надписью Дворец костей)Волосы 52.48 (на стене под птицей)Плечо 57.81 (на горе около крошика)Посох 36.74 (так же на горе за палаткой)Долго искал где сдавать, если кого-то это тоже затруднит, то НПС находится в подвале, вход в который лежит с берега 33.63Удачи вам.
Комментарий от Spacess
Все вещи мне удалось собрать без Шкура саурока. К сожалению, этот баф Шкура саурока появляется после выполнения рандомно попадающегося на дейликах квеста В шкуре саурока, поэтому ждать пока он мне попадется, я не стала. Самый лучший ориентир - шестеренка на миникарте. Не заморачиваясь на координаты, действовала следующим образом: на основной карте (М) выделяла область поиска одного из предметов кликом по цифре этого квеста, таким образом область подсвечивалась и на миникарте тоже. Далее оббегала по контуру области стараясь захватить как можно больше в обзор на миникарте, и высматривая на ней шестеренку, примерно вот так. Квестовые предметы преимущественно расположены на какой либо возвышенности, на склоне горы, на крыше.Картинки всех предметов с координатами тут
Комментарий от arch99
Значит так!Я так "устал" собирать всё это гов...., что раз десять хотел удалить задание. Как дебил, бегал, искал, смотрел, выискивал, надеялся (около месяца) найти все эти компоненты. Но, не обратил внимание на очевидную подсказку...
Всё оказалось просто!
Не надо искать ни по каким координатам, забейте на них. Вы только потратите своё время!
1. Смотрите на миникарту. 2. Зона поиска подсвечена голубым цветом.3. Искомый предмет на миникарте будет подсвечен большой золотой точкой!4. Всё, что вам надо, это бегать по подсвеченной территории и искать "золотую точку" на миникарте.
P.S. Так и есть! Нашёл в Мрачных Топях повторно это задание, валялось под деревом. Побегал по обозначенным территориям около 10 минут, на миникарте ждал появления золотистой точки, всё собрал. Ни каких координат не надо!Все предметы были в других местах, где собирал в первый раз.
Для сдачи задания:а) направляйтесь в сторону моря (сбоку здания) б) прыгайте вниз, заходите в пещерув) сдаёте заданиег) напротив статуи есть камень, дающий новое задание (требование наличие трёх "синих" камней (которые хрен достанешь)), вы вызовете какого-то монстра. Вроде бы даже, если завалите этого монстра, получите ачивку (не помню как называется, но по условию нужно завалить одного монстра из целого списка).
Комментарий от LilithHelka
Сделал за 8.30 минут.Начал с пляща сауроков.Части статуи собрал без проблем, но затупил с пещерой, где надо кв. сдавать.Не сразу понял, что она у воды.
Комментарий от rr220690
Воины могут взять плечо без превращения. Прыжками с соседних уступов.
ru.wowhead.com
Сонник Древний ключ. К чему снится Древний ключ видеть во сне
Ключи снятся к непредвиденным переменам.
Потеряли во сне ключи – наяву будете опечалены неприятными событиями, нашли – вас ждут мир в семье и оживление в делах.
Испорченные ключи предвещают разлуку.
Если молодая женщина во сне увидела не запертую на ключ дверь – у нее появится новый поклонник, отличающийся покорным и добрым нравом.
Если женщине приснилось, что она закрывает дверь на ключ, – она выйдет замуж. Потеряла ключ – ее репутация под угрозой.
Ностродамус утверждал, что ключ символизирует желание решить проблемы более легким путем. Он трактовал сны о ключе следующим образом.
Открывали во сне ключом дверь – такой сон пророчит затруднительное положение, из которого вы будете пытаться найти выход.
Нашли во сне ключ – вас ждут великие дела. Скорее всего, вы сильно продвинетесь по служебной лестнице, благодаря чему обеспечите безбедное существование своей семьи. Возможно, вам предстоит знакомство с человеком, благодаря которому ваша жизнь изменится в лучшую сторону.
Если вам приснилась связка ключей, то вскоре вы отправитесь в удивительное путешествие и посетите множество стран. В этом путешествии вы не только хорошо проведете время, но и узнаете много нового и интересного.
Увидели во сне два ключа – возможен неожиданный поворот событий.
Потеряли ключ – окажетесь в неловком положении.
Видели во сне, как кто-то отдает вам свои ключи, – получите неожиданную помощь в затруднительной ситуации.
Сон, в котором вы увидите старца с ключами на поясе, означает, что человечество стоит перед лицом тяжелых испытаний.
Увидели во сне золотой ключ – ваши усилия, которые вы потратили на поиски истины, будут вознаграждены по заслугам.
Искали во сне ключи от своего дома – наяву будете пытаться найти решение своих личных проблем.
Д. Лофф писал: «Ключи – это символ власти и могущества. Потерять ключи – значит, утратить контроль над ситуацией, лишиться средств доступа к чему-то. Потеря ключей означает неспособность получить что-то важное для выполнения задачи, найти подход к людям или доступ к информации. Найти утерянный ключ – утвердиться в данной ситуации, почувствовать себя «кузнецом» собственного счастья.
Интересно рассмотреть случай, когда вы находите ключ, который ранее не имел к вам никакого отношения, особенно если вы не можете найти ему прямое применение, хотя чувствуете, что это очень важный ключ. Возможно, вы пытаетесь раскрыть в себе или в отношениях с другими свой потенциал».
www.sunhome.ru
Замки и ключи | SmolBattle
Замок — механическое запорное устройство.Применяется для запирания дверей, крышек, ёмкостей и пр., а также для обеспечения блокировки предметов с целью предотвращения их похищения. В зависимости от принципа действия привода различают замки механические и электрические.В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные(встроенные) и другие (напр. для ювелирных изделий).Слово замок заимствовано из польского zamek, которое через чеш. zámek восходит к старонемецкому slōʒ «замок, запор», а оно, в свою очередь, к латинскому clūsa «запор, форт, укрепление»Во всем мире так – не успела появиться частная собственность, как появляются ключи и замки. Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого (XIII в. до н. э.). Был он деревянный и очень простой: с зубцами, от штифтового замка.
Фараон, конечно, монарх, и ему, как всякому самодержцу, очень даже было что запирать. Но точно такие же ключи и замки находят в слоях множества городов и самых малых поселений, которым по 2–3 тысячи лет. От желтых прибрежных вод Китая до Атлантики. Защищая свою собственность, люди изготавливали запорные устройства множества разновидностей, делали их из камыша, волокна, дерева, металла. Замки и ключи упоминаются даже в мифах Вавилона и Египта, в Ветхом Завете и книгах пророков.
Открыть все замки и отпустить душу
В Библии, в Книге пророка Исайи (Ис. 22:22) сказано: «И ключ дома Давидова возложу на рамена [т.е. плечи] его» (8 в. до н.э.). О запирании и отпирании дверей ключом говорится в Книге Судей Израилевых (Суд. 3:23–25), написанной на 600 лет раньше. Ключи и замки, а также их изображения использовались во множестве религиозных обрядов, верований и суеверий по всему миру. Так, например, в некоторых культах считалось, что душа умершего, покидая дом, протаскивается Владыкой через створки всех закрытых дверей. Чтобы облегчить душе умершего путь в Царствие Небесное, до похорон хозяева старались держать открытыми все двери в доме. В некоторых странах похожее суеверие требовало открывать все замки вплоть до замочков на мебели. А в Китае в день смерти человека родственники, не очень полагаясь на открытые замки, для верности пробивали дыру в кровле дома.
Церковь не только никогда не возражала против замков, но и активно применяла их в своем обиходе. Двери монастырей, выступающих порой в качестве крепости, запирались на мощные запоры. Церковное добро надежно хранилось в сундуках и подполах «за семью замками».
Иерусалим.В книге Нехемии, глава 3, указывается, что при ремонте старых врат Иерусалима – приблизительно в 445 до н. э. – «поставили их двери, и их замки, и их засовы».
В Индии, в эпоху императора Аннама, сокровища запечатывали в большие деревянные чурбаны, которые помещали на небольшие островки или погружали в пруды, находившиеся на территории внутренних дворов дворца. Здесь они были защищены королевскими «ангелами-хранителями» – крокодилами, которых кормили впроголодь. Зайти в воду означало верную гибель. Сокровища можно было получить только единственным путем – усыпить или убить крокодилов.
Многим знакома легенда о Гордиевом узле, который был разрублен Александром Македонским одним ударом меча. Этот пресловутый узел выполняла роль замка на колеснице фригийского царя Гордия. По предсказанию оракулов, тот, кто сможет развязать узел, покорит всю Азию. Великий полководец не справился с хитрым плетением узла и решил проблему в свойственной ему манере, не забыв впоследствии покорить и Азию. Так, в 333 году до н.э. появился первый «медвежатник», открывший способ отпирания первых в истории замков. А речь сегодня пойдет о них – о замках.
Замки: от простого к сложному
Замки и ключи – ровесники ранних цивилизаций. Древние запорные устройства имели множество разновидностей.Вообще говоря, замки прежних времен принципиально не отличались от нынешних, конечно, с учетом материалов, имеющихся в наличии у тогдашних мастеров.Древнеегипетские замки изготавливались из твердой древесины и закреплялись на двери с внутренней стороны, блокируя засов. Так запирали гробницы фараонов от посторонних глаз. Интересно, что у египетского замка не было замочной скважины, а открывался он через отверстие в двери. Причем, через него нужно было просунуть руку с деревянным ключом.
Вероятно, деревянные конструкции работали «до первого дождя», спасало только то, что в Египте ливень – нечастный гость. Узкая замочная скважина была придумана древними греками, которые, кстати говоря, первыми стали применять металл. Хитрости греческих замков были основаны на веревочных узлах, которыми фиксировались в закрытом положении. Развязать этот узел мог только тот, кто его завязал. Но история показывает, что, имея острый нож, можно было не мучиться с замками.
Древние римляне отнеслись к замкам со всей серьезностью – патрициям было что прятать не только от рабов, но и друг от друга. Они внесли много усовершенствований в конструкцию замка. Но главным образом – в механизм секретности, добавили пружины, удерживающие штифты в гнездах засова. Ключи от замков римляне старались носить с собой, а поскольку их одеяния карманов не предусматривали, ключи закреплялись на специальном браслете. Наверное, это было эффектное зрелище – гордый собой патриций в белоснежной тунике неторопливо ехал на колеснице на очередное пиршество, позвякивая внушительным набором ключей.
А прохожие оглядывались – какой богатый человек, какая у него роскошная одежда и великолепная колесница и как много у него добра, запертого на замки!
Когда Рим пал, замки в числе других трофеев достались завоевателям. В дальнейшем европейцы старались использовать принцип римских замков, но таких сложных конструкций уже не делали. Развитие замочного дела приостановилось почти на 1000 лет. Внимание будущих французов, а пока подданных династий Меровингов и Каролингов, уделялось, конечно же, эстетике. Изящные железные замки открывались плоскими ажурными бронзовыми ключами, отполированными до блеска, и эта мода просуществовала довольно долго – до конца XIV века.
В замках эпохи Возрождения под сложными геральдическими орнаментами и пышными, отвлекающими внимание деталями рисунка скрывались замочная скважина и защелка замка. Примерно тогда же появляются вертикальные замочные скважины. Некоторые замки, изготовленные по особому заказу, открывались сразу тремя или пятью ключами. Чтобы пресечь доступ к замку посторонним, в замках часто устанавливались специальные травмирующие устройства, например, стальные дротики, неожиданно впивающиеся в руку незваного гостя, или прижимный механизм, способный изувечить пальцы. Можно себе представить, с каким хитрым лицом средневековый слесарь устанавливал такие «сюрпризы», и с каким злорадным удовольствием хозяин убеждался, что «подарочек» получен. Обеспеченные горожане не скупились на молчаливых железных охранников, и, кстати говоря, роскошно отделанные замки иногда сами по себе являлись ценностью, которую следует охранять.
Чтобы подтвердить значимость замкового дела, Император Карл IV ввел звание мастера по замкам. Тем самым в средневековой Европе законодательно закреплялись традиции данной профессии, утверждались стандарты мастерства и профессиональной этики. Интересно, что именно в Праге, на родине Императора, сегодня существует один из крупнейших Музей замков. Гильдии мастеров по замкам существовали в каждом большом городе. А в 1650 году в своде законов Людовика XIV замочное дело было названо четвертым искусством.
Первые механические замки из дерева были, вероятно, созданы несколькими цивилизациями одновременно. Письменные источники свидетельствуют, что их применяли около 4000 лет назад в Египте. В этих деревянных замках, которые крепили вертикально к двернуму косяку, находились подвижные штыри, или «пальцы», которые благодаря собственному весу опускались в отверстия в крестовине, или «засове», и запирали дверь. Замок открывался деревянным ключом с выступами или зубцами, которые поднимали ряд пальцев, освобождающих засов, так что его можно было отодвинуть. Этот метод запирания был предтечей современных штифтовых замков.
Первые металлические замки
Первые цельнометаллические замки изготовили английские ремесленники где-то в 870-900 гг. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочной скважины, для того, чтобы предотвратить взлом. Использовать неподвижные выступы в замке первыми стали римляне. А делали их для того, чтобы чужой ключ не мог повернуться в замке. Система выступов более тысячи лет применялась как основной замочный механизм. На выступах изображались узоры и насечки
Самый первый замок
Первый деревянный замок, Хорсабад, был обнаружен в Персии на охранных вратах дворца Саргона II, который царствовал с 722 по 705 гг. до н. э. По внешнему виду и по принципу работы он был очень похож на тот деревянный пальцевый замок, который вы видите на рисунке. Выступы на бородочной части ключа соответсвуют брускам, или пальцам, на засове. При вставлении ключа выступы поднимали пальцы, засов возвращался в исходное положение, и дверь или ворота открывались.
О происхождении и развитии искусства изготовления навесных замков известно очень мало. Китайские ученые Хсинг-Хуэй и Хуан Хун Сен-Янь защитившие в 2004 году докторские диссертации на эту тему, провели анализ различных навесных замков по типам и форме дуги и охранной пружины. Несмотря на отсутствие исторических записей, по их мнению, навесные замки изготовлялись еще в Древнем Китае, то есть как минимум пару тысячелетий назад.Правда, некоторые западные ученые считают, что замки в Китае появились немного позже, чем в Западной Европе. Считают, что конструкция навесных замков появилась примерно во II-III вв. в Римской Империи. Присутствует существенное сходство между замками изготовленными в Древнем Китае и в Скандинавии датируемыми концом эпохи викингов, несмотря на то, что влияние Римской Империи на их культуру исключено.
Но навесные замки с охранной пружиной на дуге впервые использовались императорами и богатыми чиновниками эпохи Цзинь (265-420 н.э.)[1]. Вполне возможно, что появление замков в Китае в это время связано с налаживанием торговых отношений с Индией и Ираном, в которых получали распространение некоторые римские технологии.
Так в Китай попали навесные замки, где уже были адаптированы к китайской культуре. Навесные замки, помимо средства защиты от воров, были привлекательными и интересными символами и подчеркивали социальный статус владельца.
В культурах разных стран навесным замкам часто придавали формы различных амулетов, животных и оберегов. Считалось, что они способны привлекать счастье, удачу и богатство в дом
Удивительно, но идея создания замка появилась одновременно в двух бесконечно удалённых по тем временам точках планеты – в Китае и в Египте. Наряду с возникновением колеса изготовление замка стало знаковым историческим фактом, оказавшим значительное влияние на ход истории в целом и жизнь человека в частности.
Замок и колесо вместе взятые фактически стали символами свободы человечества, передвижения, поиска и исследований. В самом деле, кому будет необходимо колесо, если на нём нельзя уехать, надолго покинув жильё без присмотра?
Возникновение замка зародило истоки новой отрасли – точной механики, хотя сначала замок был не металлическим, а деревянным. В древние времена, когда уже появились первые замки из железа, они подразделялись в основном на два типа: навесные (т. н. дорожные, которые брали с собой в дорогу, чтобы запереть кладь в сундуке или ящике) и накладные (которые накладывались на полотно двери и являлись стационарными)
Постепенно замки и ключи превратились в неповторимые произведения искусства. К тому же во все века они были ещё и олицетворением богатства (замок и ключ имелись только у того, у кого было что и от кого запирать). К примеру, в Египте значимость главы семейства определялась по количеству ключей, находившихся в его пользовании. На то время ключи (как и замки) были большими, и их носили на плечах рабы. В мифологии держателями ключей от замков рая, ада, врат морей и земной тверди являлись боги и богини. До сих пор, как и в древности, подношение ключа знатному гостю считается почётной церемонией.
Мастера Рима научились делать миниатюрные замочки для шкатулок. Ключи от них носили на пальцах, как кольца. Причем, и замки, и ключи уменьшились настолько, что изготавливать их стали ювелиры. А замок, предназначенный для защиты драгоценностей, сам нередко был объектом покушения воров. Римские ремесленники ответили на это изобретением замка с поворачивающимся ключом. Надежность замков повышали также тайные предохранители.
В Средние века конструкция замков еще более усложняется, их делают из металла. Замковая пластинка, которая закрывала укрепленный на двери механизм, покрывалась всевозможными орнаментами. Часто под орнамент для красоты подкладывали кожу, ткань или пергамент. Украшения в виде веток, цветов, диковинных животных образовывали канал для ключа, помогавший попадать ключом в скважину даже в темноте.
Конструкции замков и ключей испытывали значительное влияние готической архитектуры: их орнаментация, даже во времена Возрождения, становилась все более изысканной. Признанных мастеров приглашали изготавливать замки для знати по всей Европе. Именно поэтому трудно установить, был ли какой-нибудь древний замок изготовлен в той же стране, где и применялся.
Медные и железные висячие замки широко применялись уже в Древнем Китае. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающими пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов отходил в сторону. Висячие замки этого типа популярны на востоке и в настоящее время.
В Древнем Риме тоже использовали навесные замки с пружинным механизмом, которые защелкивались и открывались поворотом ключа. Именно римляне придумали неподвижные выступы в замке для того, чтобы чужой ключ не мог в нем повернуться. На выступах делали насечки и нарезали узоры. Система выступов существовала как основной замочный механизм более тысячи лет.
Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы в качестве «дорожных» замков для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли собой различные
геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца
Первые цельнометаллические замки создали между 870 и 900 гг. английские ремесленники. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочных скважин для предотвращения взлома.
Медные и железные висячие замки, которые обнаруживают в Европе и на Дальнем Востоке, широко применялись римлянами и китайцами. Им оказывали особое предпочтение потому, что они были портативными. Они открывались ключами, которые можно было поворачивать, ввинчивать и нажимать. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающей пружиной или пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов освобождался и отходил в сторону. Висячие замки этого типа наиболее часто используются на востоке в настоящее время..
На Руси висячие пружинные замки использовали с X века. В XVIII веке эти замки вывозили за границу. В Западной Европе их называли русскими. Пружинные висячие замки применяют и по сей день.
В России были популярны навесные замки. Их появление на свет тоже было связано с необходимостью защитить имущество. Такие замки брали с собой в дорогу торговые караваны, чтобы шальной приблудный цыган не вытащил чего-нибудь ненароком из обоза.
В целях большей эффективности появились замки на буквах, или кодовые замки, для открытия которых не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках. На рисунке вы видите висячий замок, относящийся к концу XIX века.
В России традиционно изготавливали только навесные замки. Тяжелые и грубоватые, с простыми механизмами, они были легкой добычей злоумышленников.
Исключением из общего правила и одним из лучших образцов замочного ремесла был «Русский висячий замок.Он был тщательно выкован вручную умельцами в конце XIX века ( в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918г)), и отличающийся уникальным механизмом секретности. Ключ не вставлялся, а ввинчивался в замок благодаря особой резьбе. В запертый замок вставлялась затычка, прикрывающая замочную скважину, а ключ ввинчивался в специальный футляр
Стремление иметь собственный замок, и не один, имеет глубокие корни. Сохранение ценного, припрятывание интимного, пресечение незаконного – именно эти главные функции выполнял замок.
Кстати говоря, со времен Александра Македонского криминальная профессия «медвежатника» – специалиста по вскрытию замков – набрала неплохие обороты. «Медвежатники» вооружены полным набором подручных средств, начиная от простых отмычек и заканчивая компьютерными программами, способными влезть в систему безопасности любой организации.
Бывает, что на руку криминалу работает и конкуренция между производителями замков. Такой случай произошел в 1853 году, когда американский слесарь Альфред Хоббс не только отпер знаменитые тогда замки Брама и братьев Чабб, но и похвастался этим, опубликовав свой метод вскрытия. Преступные сообщества были в полном восторге. После колоссального всплеска краж и мощного общественного резонанса Хоббс был вынужден усовершенствовать конструкцию замков и больше не бравировать своими возможностями.
Екатерина Великая, царица России с 1762 по 1796 гг., имела одну из самых замечательных коллекций замков своего времени. Она восхищалась тонким мастерством ремесленников, которые придумывали изящные узоры на замках и создавали висячие замки причудливых форм, чтобы удовлетворить прихоть дамы или любимого дитяти. Говорят, что одного знаменитого русского кузнеца спасло от ссылки в Сибирь то, что он сделал цепочку для Екатерины. Она была так поражена его мастерством, что помиловала его. С этим случаем, говорят, связано высказывание: «чтобы отпереть тюрьму. надо 89 ключей».
А вот самый простой за всю историю человеческой цивилизации замок для запирания дверей дома сохранился в русских деревнях до сих пор. Это простая палка, которой подпирают дверь. Проходящий честный человек видит — хозяина нет дома, и идет своей дорогой.
http://collection-sv.com.ua/?p=57
Криминальный промысел
Прилипал хватало
Павел Иванович Мельников-Печерский писал:
«Кому неизвестны павловские изделия? Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком, с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами.Сподручно сбывать свои произведения досужим павловцам: Нижегородская ярмарка под боком, к тому же соседи их, вязниковские и гороховецкие офени, снуя век свой вдоль и поперек по русской земле, доходят до Иркутска и Кяхты, разнося в коробках своих павловские изделия и известность села Павлова».Казалось бы, и хорошо: товар отменного качества, не хуже заграничного, привозного, клейма мастеров узнаваемы. Живи, Павлово, работай и продавай свои поделки.Но нет. Как в каждом деле, вокруг мастеров, «вошедших в славу», образуется целый слой прилипал-скупщиков. Не возражал бы мастер, если бы скупщик по-честному с ним рассчитывался и помогал сбывать наработанные изделия, но скупщики нередко пытались нажиться на мастерах.В одной из докладных записок о нуждах павловских кустарей их уполномоченный Александр Генрихович Штанге подробно раскрывал козни скупщиков. Записка оказалась настолько интересной, что была опубликована в ноябрьской книжке петербургского журнала «Северный вестник».
«…Скупщики прибегали к всевозможным уловкам. Едва только товар кустаря начинает «входить в славу», а требования на него иногородних покупателей усиливаются, как скупщик-комиссионер вместо товара посылает покупателям известие, что кустарь этот прекратил производство, а то и просто умер, и предлагает взамен требуемых «такие же» изделия других мастеров.
Затем он начинает подыскивать мастеров-однофамильцев: заказывает им изделия «под манер» требуемых, похуже и подешевле, а если не найдет однофамильца-кустаря, то клеймит товар именем какого-нибудь родственника-прикащика и т. п., лишь бы только фамилия была та же.
Мне пришлось несколько раз слышать следующий рассказ:
«Существует недалеко от Павлова кустарь Николай Малов. Изделия его стали требоваться. И что же? Один из скупщиков разыскал кустаря, малый сын которого называется Николаем, и стал клеймить изделия «под манер» маловских именем его сына, и получилось то же клеймо - «Николай Малов».
Додумывались ведь до чего: если фамилия «поддельщика» совпадала с фамилией мастера, то подделывать клейма было просто. А если мастер еще и имя свое на замки начинал ставить, возникали затруднения. Как только в семье «поддельщика» рождался сын, давали ему имя, совпадавшее с именем мастера, и подделка клейм продолжалась.Сбить качество, извлечь большую выгоду, превратить мастера в простого ремесленника – как нам все это сейчас знакомо…
Мнимые мастера
Истории с подделками отдавали криминалом и порой заканчивались странно.Так, заводчики братья Завьяловы обнаружили партию ножей, которые были помечены их клеймом. Но братья божились, что таких ножей в их артели не делали. Откуда же они взялись? След вывел на одну купчиху, которая ранее жила в Павлове. Она «баловала» такими подделками. Мастеровые это хорошо знали и не раз предупреждали, что дело может для нее кончиться плохо.Купчиха переехала в Нижний, и на время о ней забыли. И вот появились новые подделки. Братья Завьяловы решили действовать по закону и донесли на купчиху куда следует. И кто следует произвел обыск в квартире купчихи. Действительно, у нее были найдены клейма, «совершенно тождественныя с настоящими».
А вот дальше странность и начинается.
Слышавший об этом деле Николай Филиппович Лабзин написал:
«Дальнейший разбор привел это дело к такому окончанию, которое не только не удовлетворило справедливых претензий бр. Завьяловых, но даже заставило их сожалеть о том, что начали дело».
Что это были за таинственные обстоятельства? Не иначе за купчихой стояли высокие покровители, вмиг «усмирившие» недовольных братьев. Или по заказу той же купчихи «наехали» на мастеровых тогдашние «братки». А иначе что же так испугало братьев, на стороне которых был закон?
И все-таки большинство фальсификаторов и «поддель-щиков» предпочитали не переступать черту закона, понимая временность своего «противузаконного» занятия.
Пришлось мне видеть поддельный нож. На первый взгляд, все на месте: клеймо известного мастера, два кружочка – медали, полученные им на выставках. Их изображения четко не проглядываются, да и понятно, нож-то был в употреблении, металл стерся. И тут знакомый коллекционер протянул лупу. Ба, да в кружочках ничего и нет, кроме какой-то буквенной абракадабры, которая без увеличительного стекла может сойти за изображение медали. И сходила.
К суровой ответственности такого мошенника привлечь было трудно, но штрафануть могли. А что ему штраф, если он имел хорошую еженедельную прибыль, - так только, острастка. Затихнет такой мошенник на время да и вернется к старому. Придумает что-нибудь еще.
Как, например, такой случай. Жили в Павлове три брата. Во время переписи села обнаружилось, что их предки носили фамилию Завьяловы. Торговцы и надоумили братьев «вступить с ними в соглашение относительно продажи им права употреблять их клеймо «братья Завьяловы», или просто «Завьяловы», или «Завьялов» для штемпелевания тех же изделий, которые вырабатывают настоящие братья Завьяловы в Ворсме».
Мнимые Завьяловы никогда не занимались выделкой ножей: один из них работал молотобойцем, другой по ремеслу был замочником, а третий ничем определенным не занимался. Они продали право на свои клейма торговцам, получая ежегодно за это денежки.
Так что настоящему трудовому человеку никогда не жилось спокойно. Прилипал хватало. А тот криминальный след, о котором мы вам рассказали, виден до сих пор.
Следы остаются
Коллекцию подделок можно собрать и сегодня, правда, для этого нужно разыскать десятки сохранившихся замков. Но коллекционеры помогут нам это сделать.
Вот замок с клеймом мастера по фамилии Варыпава. Что-то кажется знакомым? В прошлом выпуске «Краеведа» мы рассказывали о Федоре Михайловиче Варыпаеве. Это его искаженная фамилия на замке-подделке. А вот еще, но искусно замаскированная. Первые буквы «СП» – это, видимо, село Павлово, сокращение «МИ» – отчество мастера. Федор Михайлович был грамотным человеком и в своих клеймах ошибок не допускал.
Мастера Никанора Рыжинкава в Павлове тоже не существовало. Был Никанор Рыженьков.
А вот подделка под другого Рыженькова – Александра. В фамилии нет начальной буквы Р. Причем место для нее явно есть.
Можно было бы сказать – не пробилась, бывает. Но замков с фамилией «Ыженьков» много. И это не случайно.
Когда на замках Ф. М. Варыпаева появилось изображение государственного герба, это не остановило тех, кто продолжал подделки. Точно воспроизводить герб, конечно, боялись. На замках стали появляться какие-то чертики, летающие кувшины, даже чудища. Клейма были мелкие и на беглый взгляд походили на гербы.
Клеймо солидное, с гербом. Но чье? Попробуйте определить.
Привычка подделки клейм оказалась живучей. Мы хорошо помним то время, когда на базарные лотки хлынула продукция всемирно известных фирм. Ее было много. Удивляла, правда, дешевизна. Только когда мы сравнивали написание фирмы с этикеткой, то понимали, что надо быть бдительными: нас начали дурачить.
СТАРИННЫЕ ЗАМКИ И КЛЮЧИ
http://www.polyanka-key.ru/history/11/91/
Замки и ключи XIX века
Замки и ключи XX века
Замки,как произведение искусства Невероятный дизайн принадлежит знаменитому мастеру Frank Koralewsky. Bremen City Hall, Германия. Потрясающий замок в городе Левоч, Словакия. 16- век. Румыния.
Еще один красивый замок. Хорватия. Замок и ключ от города Ротенбург, Германия.
Красивый замок из г. Ченна, Индия. Церковь Святого Петра в Зальцбурге, Австрия. Замысловатый замок из железа, который находится в музее Виктории и Альберта, Лондон. Экстравагантный замок-табличка, прикрепленный к воротам в Ванкувере.http://www.liveinternet.ru/users/paradise_-ls/post288654836/
smolbattle.ru
Древний ключ могу — Где обнаружен самый древний ключ? — 22 ответа
В разделе Прочие дела домашние на вопрос Где обнаружен самый древний ключ? заданный автором Лариса Серова лучший ответ это Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого (XIV-XIII век до н. э.) . Был он деревянный и очень простой: с зубцами, от штифтового замка.
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где обнаружен самый древний ключ?
Ответ от Александр Воронцов[эксперт]Какой еще ключ. С Праздником Вас.
Ответ от Елена Кузнецова[гуру]В древней Греции ключ являлся атрибутом Гекаты – тёмной богини луны. Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкаются наш и потусторонний миры. Возможно, поэтому, позже ключ иногда считался одним из ведьминских символов. Ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи, хранила греческая богиня правды Дике (Дика) , олицетворение справедливости, дочь Зевса и Фемиды, одна из трех богинь времен года. Эмблема ключа (двух ключей) , принадлежала богу входа и выхода, вообще дверей и начала любого деяния - двуликому римскому Янусу. Янус был до Юпитера божеством неба и солнечного света. Утром он открывал небесные врата и выпускал солнце на небосвод, а на ночь запирал эти врата. Кроме этого, Янус закрывает старый и открывает новый год. Как страж входа в дом, Янус изображался с жезлом привратника и ключом. Последний значимый дохристианский культ – культ индоиранского бога Митры, широко распространённый в Персии, Вавилоне, Малой Азии и затем в Риме. На древних изображениях в руках этого божества мы всегда можем увидеть ключи. В дальнейшем самый распространенный ключ на фресках и иконах, картинах и гербах - символ апостола Петра, преемника Христа и основателя римской общины. Часто изображают сам сюжет передачи ключей. Чаще всего считалось, что это ключи от рая. В большом количестве средневековых произведений искусства можно увидеть принадлежность ключей и другим святым. Это и покровительница женского благоразумия и женских обязанностей по дому Марфа, и почитаемая в Германии святая Нонбурга, и причисленный к святым испанский король Фернандо III и некоторые другие. Немало обрядов и традиций связано с ключами и замками в православной культуре. Так, ключи от весны принадлежали хорошо известной нам и сейчас святой Евдокии. Именно её вспоминаем мы 14-го (1-го по старому стилю) марта, когда хотим узнать, какая весна нас ждёт. Другие относят ключи к атрибутам св. Марка (8 мая) . Этого святого в народе также называли "ключником", веря, что именно он владеет чудо-ключами, отпиравшими засовы небесной кладовой, где до поры хранятся дожди, грозы и ливни. Повсюду у славян существует большое количество различных девичьих гаданий с использованием замков и ключей. Особенно много гаданий на любовь, суженого и брак. Простейшие из них «Запирать воду» : девушка запирает замок под водою, говоря: «Приди, мой суженый, пить попроси» и ложиться спать. Суженого она видит во сне. Аналогично запирали косы или пояса: девушка запирала свой пояс на замок и говорила «Приди суженый, пояс отомкни» , клала ключ под подушку и ложилась спать. Из щепок делают колодец, закрывают его на замок, ключ - под подушку. Ложась, нужно сказать: «Твой колодец, мой замок, приди ко мне на порог, ключ возьми, замок отопри» . Ключи и замки использовали также в свадебных обрядах. На свадебном сговоре клали замок под порог и запирали сразу после прихода в дом жениха, а потом кидали в реку, чтобы брак был крепким. В других местах этот обряд производили при первом приезде жениха в дом невесты, чтобы свадьба состоялась, и выгодный жених не отказался или (и) при входе молодых в дом после венчания. Был найден замок серебристого цвета, изготовленный в XVII веке в селе Лысково Нижегородской губернии. На нем инициалы мастера, а на обратной стороне инициалы жениха и невесты. Этот замок даже специально заказывался для свадьбы. Кстати, теперь в городе Лысково по-прежнему производят замки. К свадебным обрядам относится также обычай передавать молодой жене при входе в дом жениха связку ключей, как символ управления хозяйством. При разводе, ключи отбирали. В древнем Риме, для формального развода мужу достаточно было сказать жене традиционную фразу: «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ.