История обуви от древних времен до наших дней. Древняя обувь
История обуви от древних времен до наших дней
История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.
Обувь древнейших времен
По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.
Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.
История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.
Обувь в Древней Греции
Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.
Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).
Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.
Обувь в Древнем Риме
Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:
calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.
Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.
Скифская обувь
История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.
Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с аппликациями из кожи.
Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.
Обувь в Средневековой Европе
История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.
15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.
Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.
И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.
Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.
В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.
Деревянная обувь
В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.
В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.
Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.
Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.
Обувь для воинов
Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.
Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.
В Средневековье, когда одежда рыцарей состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».
В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.
В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.
Обувь на Руси
История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.
Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.
Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и сыромятную кожу. Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.
Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.
Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).
В 19 в. появилась исконно русская валяная обувь: валенки и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.
В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.
19-20 век и появление обувной промышленности
Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.
В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.
В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.
В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.
В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».
Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец С. Феррагамо.
Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.
21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.
Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.
fb.ru
История обуви (37 фото)
Интересно узнать, что носили наши предки, откуда появилось такое название и кто во что был обут. Познавательная информация со средних веков до XIX века. Поехали.
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.
Мужские портреты начала XVII века.Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Женские портреты начала XVII века
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год
Франсуа Буше «Туалет», 1742
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг
Женские туфли с защитными паттернами
Туфли первой половины XVIII векаВо время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792
Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг
Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868
Источник: www.izuminki.com
Ссылки по теме:
fishki.net
Древняя обувь. Часть 1 – Ярмарка Мастеров
История обуви: Древняя обувь
«Обувь – это архитектурная основа нашего образа, цокольный этаж с необъятным пространством для фантазий» – такое обозначение дала Рината Литвинова в одной из своих телепередач «Пьедестал красоты». Сложно поспорить с этим, ведь разве обувь может быть просто обувью? Не смотря на то, что сегодня для нас обувь стала предметом первой необходимости, этот объект гардероба прошел долгий исторический путь феноменальных трансформаций. Обувь – это близнецы, которые вместе рождаются, стареют и умирают. Одинокий башмак никому не нужен, как бы прискорбно это не звучало. Не зря про людей говорят: «Они – как два сапога пара», потому что обувь, как и схожие люди, имеют похожие изъяны и достоинства. Да и обувь для человека как индикатор личности.
Как человек придумал обувь?
Наверное, только человек стал человеком и начал уверено ходить на двух ногах, появилась острая необходимость в обуви. Ведь защитить стопу стало жизненно надобным: поранив ногу означало потерю двигательной активности (в лучшем случае), а значит – потеря всего. Разъяренный зверь не будет спрашивать больно ли тебе бежать. Еще более 15000 лет назад первобытные люди защищали ноги от раскаленной солнцем земли, грязи и снега шкурами животных и соломой. Это и были прообразы современных кроссовок и сапог. Самую древнюю обувь археологи нашли в Армении, которая была сделана около 3500 лет до н. э.! Она была выполнена из сплошного куска воловьей кожи точно по размеру ноги ее хозяина. Внутри набита сухой травой, археологи предполагают, что для улучшения амортизации. Понятно, что для современного человека такая обувь выглядит безобразно и некрасиво, но для первобытного человека это было искусством.
Следующей цепочкой эволюции человечества был Древний Египет. И обувь тоже приукрасилась. Знатные египтяне носили сшитые из папируса и пальмовых листьев сандалии. На ноге они держались благодаря кожаным ремешкам. Тогда обувь уже была не только необходимостью защиты от горячего песка, но и иметь эстетическое значение, поскольку украшалась драгоценными камнями и золотым орнаментом. Такую красоту могли позволить себе только фараоны и приближенные к ним. Простые крестьяне и тем более рабы всегда ходили босиком.
В Древней Греции тоже ходили в сандалиях. Например, одним с видов сандалий были котурны – это деревянные колодки с высокой платформой. Их использовали для увеличения роста актеры Древней Греции. Крылатое выражение «Не вставайте на котурны» появилось для намека собеседнику, чтобы тот снизил высокопарность речи.
Греки умели шить не только сандалии. Они научились подчеркивать стройность ног с помощью сапог со сложной шнуровкой, которые назывались эндромиды, и кожаных полуботинок с задником – персикаи. Но пальцы ног всегда оставались открытыми. Отличалась ли женская обувь от мужской? Не очень, разве что выглядела более нарядно благодаря ярким цветам: желтый, красный и тому подобные, в зависимости от предназначения обуви и социального статуса владелицы. Иногда ее даже покрывали золотом или серебром. Как утверждают ученые, женской обуви насчитывалось более 90 разновидностей.
Римляне не отставали от греков. Продолжая усовершенствовать грецкую, они придумали закрытую обувь. Поэтому уже стало неприлично появляться на людях с открытым носком. Начали носить туфли с носком и мягкие сапожки. Дома начали одевать тапочки, что раньше никто не делал (все ходили босиком, даже фараоны в Египте). Еще римляне разделили обувь на женскую и мужскую. Кроме фасона, рознь была еще в цветах – мужчины носили черную или коричневую, женщины же предпочитали белую или разноцветную. Для особо торжественных случаев у богатых и знатных римлян была пурпурная обувь, обычно обильно украшеная жемчугом и вышивкой.
Существует интересная история возникновения прозвища одного из римских императоров. Она связана с именно обувью. Гай Юлий Цезарь Август Германик – это его полное имя. Ничего не говорит? А если скажу, что его прозвище Калигула? Так сразу понятно, про какую историческую личность идет речь. Так вот, частью обмундирования солдат Римской Империи была специальная обувь без носка, которая подбивалась гвоздями и имела название «калиги». Но вот незадача – выходить в свет с открытыми носками было неприлично. Но вышеупомянутый император плевать хотел на подобные обувные правила этикета, за что и получил прозвище Калигула.
Еще один древний народ – скифы, тоже не ходили босиком. Да и в шлепанцах или сандалиях долго не походишь в таком суровом климате. Вот скифы и взял и на вооружение против холода сапожки до колен, сшитые из кусочков кожи и на ремнях. Такой сапожок еще утепляли изнутри, одевая такой самый сапожок, только из шерсти или войлока. Женщины же отдавали предпочтение полусапожкам ярко-красного цвета и расшиты бисером, вышивкой и лентами. Подтверждение этому мы можем найти в древних славянских былинах и сказках.
Такой вид имела обувь наших предков. Она менялась и усовершенствовалась, становилась все изящней и удобней, плавно переходя в следующий исторический период – средневековье.
С вами, как всегда, я... Любовь Фартушная, Бохо дизайнер, имидж эксперт, аналитик моды, кандидат педагогических наук и просто женщина...
www.livemaster.ru
Первая обувь славян – Ярмарка Мастеров
Поршни — самая древняя обувь на Руси. Их производили из куска мягкой кожи, закрепляли кожаным ремнем, которым обматывали всю ногу для прочности. Простые сапоги — чёботы, также были в спросе, но в основном для простых людей поршни были неазменимой обувью. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: "Два сапога пара, и оба на левую ногу". А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Появился особый вид ремесла — кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.
Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.
Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи — куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками. Валяная обувь — валенки, катанки — появилась только в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем носили название валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоёмким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится — "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для болшинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи — несбыточной мечтой.
Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.
Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!
Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника - запятника, где соединялись все лыки.
Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные - из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней. "В дорогу идти - пять пар плести", - говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.
www.livemaster.ru
Древность и наши дни: как менялась мода на туфли
Ничто не ново под луной. Даже самая оригинальная дизайнерская пара обуви может на поверку оказаться улучшенной и доработанной моделью из далекого прошлого.
Первую обувь человек смастерил себе много тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита – что-то наподобие тапок на шнуровке, а для того, чтобы шагать по камням было легче, наполнил их травой. Делали обувь из шкуры медведя, поэтому это история северных народов. А южные привязывали себе к стопам куски коры – прообраз современных сандалий. Сейчас самой древней археологической находкой являются чарохи – узконосые кожаные туфли, которым более 5,5 тысячи лет. Ученые нашли их в пещере на юге Армении.
Во времена Древнего Египта те, кто победнее, ходил босиком, а те, кто побогаче, носили на ногах сандалии. Твердая подошва изготавливалась из пальмовых листьев или папируса со вздернутым носиком и к ноге крепилась ремешками. Женщины пользовались открытостью сандалий – надевали украшения. Но в храмах и дворцах фараона даже знатные персоны обувь не носили, оставляли за порогом. Древнеегипетские сандалии мастерились по одному лекалу, на правую и левую не делились. У фараонов они были сделаны из чистого золота. Сандалии – изобретение хоть и нехитрое, но очень важное. Менялись материалы, детали, но суть осталась начальной, и до сих пор в теплый сезон мы носим сандалии и босоножки, как придумали их называть в Советском Союзе.
Античная обувь греков и римлян была похожа
Фото: Getty Images
Впервые обувь стала различаться на правую и левую в античной Греции. Идеалисты во всем, древние греки и к обуви подошли как произведению искусства. Помните из мифологии, какую обувь носил самый харизматичный бог Древней Греции Гермес? У него были крылатые сандалии с прикрепленными крылышками – таларии, благодаря которым он мог летать. Мужская обувь простых смертных в те времена была такая же, только без крылышек, но с высокой шнуровкой, которая складывалась в узорное плетение.
Женская обувь была более закрытой – полуботинки с задником, сапожки со шнуровкой. А открытые сандалии, которые высоко шнуровались по ноге, носили гетеры, демонстрируя тем самым не только красоту ног, но и свой свободный нрав. Кстати, на подошве сапожники из гвоздей выбивали надпись «Следуй за мной», и когда девушка шла по мягкой почве, за ней оставались такие следы. Щегольством считались андромиды – женские резные сапоги, которые сзади имели цельное голенище, а спереди были стянуты шнуровкой. Современные дизайнеры будут много раз эксплуатировать идеи эллинов, а у греков по-прежнему легкая открытая обувь называется таларии.
Сандалии Тутанхамона, Древний Египет
Фото: Getty Images
Сейчас больше всего обувных предприятий находится в Италии, а когда сами римляне позаимствовали у греков модели сандалий и сапожек с плетением и расширили ассортимент, добавив закрытые кожаные ботинки, завязывающиеся на ленточку, сапоги для воинов без носка – для вентиляции пальцев. В публичных местах нельзя было появляться в открытой обуви. Правда, это правило не касалось императоров. Подошва их сандалий отливалась из чистого золота, а на ленты щедро наносились драгоценные камни. А вот сенаторы всегда были обуты в ботинки, доходившие до щиколотки, с поднаколенником, на котором изображался месяц. Горожане также чаще всего носили закрытые туфли. На жаркое время года для повседневной жизни шились сандалии. Вся обувь крепилась с помощью лент или шнуровок. Кстати, если древние греки пропускали ремешок между первым и вторым пальцами (как, собственно, мы носим босоножки сейчас), то римляне – между вторым и третьим пальцами. Патриции шили обувь из мягкой кожи, чем выше статус римлянина, тем больше на его обуви лент. Башмаки же плебеев были деревянные, фиксировались одним ремешком. Мужчины носили обувь черного или реже красного цвета, а женщины – белого, красного или пурпурного.
Древняя обувь была не слишком удобной по современным меркам
Фото: Getty Images
Пока древние южные люди шнуровали себе сандалии, на Руси плели лапти. Это ремесло знали буквально в каждом доме, мальчиков с детства ему учили. Потому что сырье, как бы мы сейчас выразились, было хоть и натуральным – лыко (примитивно – это часть мягкой коры), но недолговечным. Одной пары хватало на неделю. Бояре и князья носили сапоги, а беднота топала в лаптях, отсюда пошло и нарицательное прозвище «лапотник».
Лапти носило и сельское и городское население, и славяне, и прибалты, и финно-угорские народы. В России крестьяне вплоть до 30-х годов ХХ века, кроме лаптей, не знали другой обуви: кожаные сапоги были не по карману, за одну пару нужно было продать четверть урожая.
40 роскошных пар туфель для корпоратива на любой бюджет
Другой традиционной русской обувью были валенки. Их прародители – пимы, обувь кочевых народов, пришедших на Русь вместе с татаро-монгольским игом. Валенки претерпели усовершенствование (их начали изготавливать цельными, без швов) и стали любимой обувью для суровых российских зим. Но валенки были дорогим приобретением, на семью в лучшем случае могли купить всего одну пару. Если валенки в деревнях еще носят, то лапти навсегда остались в прошлом.
А самые влиятельные люди на Руси щеголяли в сафьяновых сапожках. Они шились из кожи козы, вымоченной в известковом растворе, полировались до блеска, красились в яркие краски. Для придания глянца на кожу наносился специальный раствор из взбитых яичных белков, льняного масла и краски. В довершение сапоги разукрашивали узором.
Тем временем на другом континенте – в Америке индейцы использовали мягкую и бесшумную обувь из кожи, очень напоминающую современные мокасины. Подошва и основная часть вырезались из цельного куска, собиралась по ноге, а сверху приделывался еще один пласт кожи.
Про удобство обуви в жесткие годы Средневековья совершенно забыли. Бедняки летом ходили босиком или в грубых деревянных башмаках, а знать придумывала себе наряды один вычурнее другого. Например, в XIV веке при королевских дворах обували пулены – кожаные туфли с невероятно длинными носами, которые ужасно мешали при ходьбе. Чем длиннее носок, тем статуснее человек. И туфли аристократов доходили до 60 см в длину! Позже носы туфель стали привязывать кверху и даже украшать бубенцами. А мы помним начало 2000-х годов, когда пришла мода на остроносую обувь. Длина носка была, конечно, не такой, как во времена Филипп IV, но носить ее было все равно неудобно.
В Венеции дамы обували туфли на огромной платформе
Фото: Getty Images
Позже острые носы заменили широкими, разукрасили их вышивкой, а еще позже появился каблук. В XVI веке первая королева Англии Мария Тюдор встала на туфли с большой платформой, чтобы казаться выше подданных. Нужно уточнить, что вплоть до XIX века женскую обувь никто не мог рассмотреть – этикет и длина платьев этого не позволяли. Но для того, чтобы казаться выше и эффектнее в многоярусных пышных нарядах, венецианские модницы забирались на высокие платформы. Ходить на плоских платформах было так трудно, что дамы сильно опирались на кавалера. Поэтому сам Леонардо да Винчи взялся за создание макета каблука, его идея воплотилась только спустя пару веков. В 20-м столетии про платформу вспомнили снова. В 40-х, а потом и в 90-х на широкой платформе ходили женщины, а в 70-х мужчины (в эпоху хиппи).
Тем не менее к XVII веку в обувной моде случился прорыв: ее начали мастерить из кожи, бархата, шелка, расшивать золотыми нитями, украшать драгоценными камнями, страусиными перьями и прикреплять банты. И такое произведение искусства хотелось всем показать, тем более к этому времени длина юбки у женщин слегка укоротилась. Приближался галантный век с его игривостью и щегольством.
Модный гороскоп: в чем встречать год Желтой Собаки
Звезды, которые не умеют носить наряды с подиума: фото
www.wday.ru
Древо Рода: Обувь на Руси
26.11.2016
Есть поговорка, что посмотрев на обувь, можно многое узнать о человеке: о чертах его характера, об интересах, взглядах, склонностях, о том откуда он или куда идёт, о материальном достатке и об отношении к самому себе. В настоящее время на прилавках обувных магазинов при огромном разнообразии товара каждый способен выбрать себе пару по душе. А во что обувались наши Предки и из каких материалов делалась обувь?
На Руси носили и сапоги, и ботинки, и туфли, но были несколько видов особой обуви, которую не придумали ни в одной другой стране мира.
Шевели поршнями
Наверняка вы слышали фразу «шевели поршнями», но скорее всего не задумывались откуда она произошла. Смысл понятен: нужно ускорить темп ходьбы или бега. Но откуда пошло само выражение, и что собой представляют эти поршни?
На самом деле поршни — это один из видов обуви, которую носили наши Предки. Они пользовались популярностью у народа: для изготовления не требовалось никаких особых навыков, и сделать их можно было без привлечения мастеров. Достаточно было взять кусок кожи с самой простой обработкой или шкурку с маленького животного, пропустить по краям кожаную полоску и стянуть. Размер регулировался силой натяжения полоски. Скорее всего, поршни — первая обувь, которую надевал юный славянин, так как название могло образоваться от слова «порхлый» (мягкий, рыхлый). Некоторые крестьяне укрепляли поршни вставками из кожи на носке и подъёме, украшали вышивкой и бахромой. Крепилась такая обувь шнуровкой, что придавало сходства с лаптями. Считается, что самые старые поршни найдены в районе Новгорода: археологи датируют их возраст X-XI веком.
Лапотная Русь
Самой распространённой обувью руского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи - несбыточной мечтой.
Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все руские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.
Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год.
Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника - запятника, где соединялись все лыки.
Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные - из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.
Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляя на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки или в лапти из пеньковой верёвки - чуни. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конского волоса - волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни - лапти, сплетённые из ракиты.
В зависимости от времени года, лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах - кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна - моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Торопясь, и лаптя не сплетёшь.
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней. "В дорогу идти - пять пар плести", - говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.
Существовал даже оригинальный термин — «лапотная миля», расстояние, которое можно было пройти в одной паре лаптей.
Подробнее об лаптях можно прочитать в статье «Лапти на Руси».
Валяная обувь
Лапти сегодня воспринимаются как экзотика, а вот валенки, которые также были древнейшей, исконно руской обувью до сих пор не ушли с обувного рынка. Удивительно удобная и тёплая обувь, придуманная нашими Предками, до сих пор незаменима для людей тех профессий, чей труд связан с долгим пребыванием на улице в холодное время года и пользуется огромным спросом у строителей, сторожей, рыбаков, лесорубов, работников транспортной милиции. Валенки бывают твёрдые, грубошёрстные, мягкие, серые, белые, цветные. Для праздников в некоторых областях делали валенки розового цвета. Очень красивы валенки «писанные», т.е. расшитые узорами и затейливыми рисунками. Говорят, что на свете не существует двух одинаковых пар валенок, и среди них есть настоящие произведения искусства. Их историю хранят в музеях, один действует в городе Мышкине Ярославской области, второй открылся в Москве. В них собраны абсолютно уникальные экспонаты «валеночного» искусства. В московском музее можно, например, увидеть валенки в виде самовара, паровоза, чайника, самолёта.
Валяная обувь появилась у руских в конце XVII – начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни (войлочные тапки), к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву. Валенки были дорогими. Крестьянская семья, каждый член которой имел свою собственную пару этой обуви, считалась зажиточной. В большинстве же крестьянских домов имелась всего одна пара валенок, которую домочадцы носили по очереди.
Широкое распространение валенки получили лишь в первой половине XIX века, когда было налажено их изготовление промышленным способом. Производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, Кинешемском уезде Костромской губернии, Семёновском уезде Нижегородской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии. Сегодня основной производитель валенок – Ярославская фабрика валяной обуви, основанная в 1994 году.
Вследствие того, что валеные сапоги – это практичная, тёплая и удобная обувь, они до сих пор пользуются достаточно высоким спросом в нашей стране. А валенки, расшитые нитками, лентами, бисером, кружевами и стразами, похоже, прочно обосновались в гардеробах модниц.
Сапоги
Сапоги наших Предков имели мягкую подошву: жёсткая появилась примерно в XIV веке. Скошенное сзади невысокое голенище, тупой или, наоборот, заострённый носок и полное отсутствие каблука — вот примерное описание сапог того времени. Каблук на них начали делать ближе к XVII веку.
Делали и простые башмаки - чёботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: "Два сапога - пара, и оба на левую ногу". А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины, и дети. Появился особый вид ремесла - кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.
Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.
Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими. Кожа хорошо сохраняется в земле, и среди археологических находок немало древней руской обуви. Поэтому мы знаем, что для прочности в задники сапог вставлялась берестяная прокладка, а перед обшивался вторым слоем кожи. Голенище доходило до колена и косо срезалось так, чтобы спереди сапог был выше, чем сзади.
Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще её красили. Самым распространённым был чёрный цвет. Однако парадные сафьяновые сапоги могли быть и красными, и жёлтыми, и зелёными, и белыми, и голубыми. Красили кожу при выделке сами сапожники. Особая профессия красильщика появилась значительно позже.
Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи - куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками.
Мастерство не затерялось в веках, и сейчас есть умельцы, которые могут сделать красивые удобные поршни или валенки, пошить собственноручно сапоги или сплести праздничные лапотки.
Стоит отметить, что наши Предки носили обувь сделанную собственноручно или же заботливыми руками мастера и исключительно из натуральных материалов, современная же обувь производится механическим способом на фабриках и в большинстве своём из искусственных, синтетических материалов, а значит она создаёт значительные искажения по полю формы и длительное ношение такой обуви способно привести к развитию ряда заболеваний. К примеру, это одна из причин распространения грибковых заболеваний на ногах, особенно в сочетании с носками из синтетики. Побороть этот недуг можно с помощью настоящей каменной соли, если добавлять её в ванночки для ног.
Интересные факты про обувь
Кроссовки стали повседневной обувью лишь в 50-х годах прошлого века, до этого их носили лишь во время занятий спортом. Спортивная обувь стала частью молодёжного стиля благодаря Джеймсу Дину, герой которого в фильме «Бунтарь без идеала» ходил в кроссовках. Молодёжь в США, подражая любимому актёру, стала носить спортивную обувь в качестве повседневной.
Кроссовки и кеды, выброшенные в море, будут плавать там около 10 лет, прежде чем утонут.
У большинства людей правая ступня чуточку больше, чем левая, поэтому правый ботинок снашивается быстрее левого.
На сегодняшний момент самым крупным производителем обуви считается Италия, в которой насчитывается свыше 30 тысяч обувных фабрик и мастерских.
В XIV веке европейское дворянство в знак своего особого положения обувало туфли или башмаки с длинными носами. Простонародью носить такую обувь строго запрещалось. Аристократы, стараясь выделиться, доходили до абсурда: заказывали башмаки с такими длинными носами, что их приходилось привязывать к поясу специальными тесемками. Выражение «жить на широкую ногу» появилось как раз благодаря этой дурацкой дворянской моде. О богатых и знатных людях в средневековой Германии говорили, что они «живут на большую ногу». Из немецкого эта идиома попала в руский язык, где чуточку изменилась под влиянием местного выражения «широкая душа».
Высокие каблуки впервые появились на обуви монгольских всадников. Такие каблуки помогали удерживать стопы в стременах и для прогулок совсем не подходили.
Размеры обуви придумал в 1792 году англичанин и обувных дел мастер Джеймс Смит.
Индейцы в Южной Америке получают резиновую обувь абсолютно безплатно. Они обмакивают стопы в свежий сок каучукового растения – гевеи. На воздухе сок застывает, и получаются вполне практичные резиновые галоши.
Слово «сланцы» появилось благодаря городу Сланцы, в котором располагался завод, выпускавший эти резиновые тапочки. Многие советские люди думали, что слово «Сланцы», помещённое на подошву, является названием изделия, а не местом его производства. Так имя собственное превратилось в нарицательное, обозначающее любые шлёпанцы из резины.
Хорватские мастера придумали способ, как согреть ноги, используя собственную энергию. Конструктор разработал особую стельку, которая превращает давление ноги на неё в тепло. Внутренность ботинка таким образом можно нагреть до 30"С. Для тех же, у кого существуют проблемы противоположного характера, в Саудовской Аравии создали полимерный материал, аккумулирующий прохладу. В этой обуви можно несколько часов кряду ходить по раскалённому песку и чувствовать себя исключительно комфортно.
Остроумно изобретение конструктора Джиллиан Сван из британского университета Брунэля. Она придумала устройство, которое назвала «квадратные глаза». С его помощью можно решить проблему борьбы с лишним весом и малой подвижностью у детей. Врачи во многих странах мира бьют тревогу по поводу того, что широкое применение компьютеров сделало детей слабыми и больными, поскольку, вместо активного движения и пребывания на свежем воздухе, они много времени просиживают перед экранами мониторов и телевизоров. Джиллиан Сван решила проблему контроля за время препровождением детей, следующим образом: «квадратный глаз», состоящий из двух элементов — особой кнопки, встроенной в стельку для обуви, и базовой станции, связанной с телевизором, осуществляет подсчёт сделанных за сутки шагов и регулярно передаёт информацию о них на базовую станцию. Если ребёнок не выполнил норму движения и усаживается перед компьютером или телевизором, тот просто не включается. Но и в том случае, если он побегал достаточно, «порция» фильмов, которую он «заработал» активным движением, не будет бесконечной и прервётся, когда исчерпается отведённое юному теле любителю время.
Японцы придумали туфли — советчики. Утром, собираясь на работу, человек надевает обувь, а она «человеческим голосом» произносит: «Сегодня эта обувь непригодна». Никакой мистики нет — просто под стелькой находится микропроцессор, который следит за погодой.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
drevoroda.ru
Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.
Поршни — один из самых древних и простых видов обуви беднейших горожан и крестьян. Изготовляли их и из дубленой и из сыромятной кожи. По крою их разделяют на два типа: цельнокроеные и детальнокроеные. Существовало множество видов такой обуви. Поршни ХI-ХIII вв. делали путем простейшего стягивания куска кожи в области носка и пятки лыковым или кожаным шнурком, пропущенным затем через одиночные прорези на бортах. Шнурки стягивали поршень и завязывались вокруг ноги поверх штанов, чулок или обмоток. С XIV века носок и пятку поршня зашивают нитками, использовавшаяся кожа была более жесткой. Такие поршни просуществовали в быту крестьян до XX в.
Башмаки шили из дубленой коровьей или козьей мягкой кожи с отворотами выше щиколотки. Способ кроя двух типов: цельнокроеные или из двух кусков кожи. Часто башмаки украшали вышивкой или декоративной строчкой. В ХIII-ХIV вв. начали применять тиснение. Крепились к ноге с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки. Башмаки носили не только горожане, но и достаточно обеспеченные сельские жители.
Туфли — обувь с жесткой подошвой и низкими бортиками. По крою они делятся на два подтипа: туфли из цельного верха и подошвы и туфли из детально-кроенного верха и подошвы. Для первого типа применялись два варианта соединительных швов: сбоку и сзади. Туфли скреплялись шнурками на подъеме или с внутренней стороны щиколотки. Иногда они украшались резьбой на подъеме, аналоги таких туфель носили в Европе. Туфли детальнокроеные имеют глубокую головку с язычком на подъеме, составной задник с прокладками, трехслойную подошву с широким низким наборным каблуком, который был прикреплен деревянными шпильками и прошит дратвой. Детали верха сшивались тачным швом, а верх с подошвой - сандальным. Туфли на ноге закреплялись с помощью ремешка, который кроился вместе с внутренней половиной задника и был пропущен через прорези на язычке.
Сапоги домонгольской Руси можно разделить на два подтипа: сапоги, скроенные из крупных кусков кожи с цельнотянутыми голенищами и скроенные из нескольких мелких деталей. Далее традиция изготовления наследуется и частично повторяет крой башмаков: задники с треугольным вырезом и подошвы с удлиненными язычками, выполняющими конструктивное и декоративное назначение. Наборный каблук явился результатом усовершенствования многослойной прокладки у подошвы сапог, бытовавших в XII в. Сапоги носили богатые люди. Непременной принадлежностью княжеской одежды были цветные сапоги, нередко расшитые жемчугом и бляшками.
В XIV веке мягкие сапоги и башмаки вытесняются более жесткими формами.
Что почитать:С.А. Изюмова. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого.Каталог «Древнерусские кожаные изделия и обувь из коллекции археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника»«Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова Л.И. Якунина. Новгородская обувь XII-XIV вековД.О. Осипов. Обувь московской земли XII-XVIIIвв.
Фотографии туфель XII-XIIIвв. из каталога «Древнерусские кожаные изделия и обувь из коллекции археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника»
Фотографии голенищ сапог XII-XIIIвв. из каталога «Древнерусские кожаные изделия и обувь из коллекции археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника»
Фотографии подошв (с овальным носком и округлой пяткой; с овально-заостренным носком и заостренной пяткой ) XII-XIIIвв. из каталога «Древнерусские кожаные изделия и обувь из коллекции археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника»
Туфли с прорезным орнаментом. XIV в. (импорт из Европы).Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. 1985
Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. 1985
Иллюстрация из статьи С.А. Изюмовой «К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого»
Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв. (составлена М.А. Сабуровой) 1-3 - мягкие туфли из Старой Ладоги; 4-21 - мягкие туфли, сапоги и поршни Х1-ХШ вв. Новгород, Псков; 22-25 - детали туфель и сапог ХIV-ХVI вв. Новгород, Псков
Древнерусская орнаментированная обувь (составлена М.А. Сабуровой) 1-14 - туфли, сапоги с вышивкой, продержкой и тиснением XV в. Новгород, Псков, Москва; 15-20 - редкие формы обуви (привозные изделия)