В Стамбуле найден самый древний курган в мире. Курганы древние
Как я раскапывала древние курганы Ставрополья
Курган издалека похож на аккуратно нарезанный пирог: ровные куски черной почвы сверху украшает зелень травы. Между ними бульдозер слой за слоем снимает грунт. Следом идет человек с лопатой - нельзя ничего проглядеть. Если из земли что-то покажется, техника отойдет в сторону, а люди начнут работать вручную.
Через год на этом месте будут строить плотину и водохранилище, которое позволит очищать Новотроицкое от водорослей. А пока здесь царствуют археологи - спасают памятники истории.
Чуть в стороне от бульдозера размечен квадрат, в центре него - груда камней.
- А эту еще не вскрывали, да? - обращается к одному из рабочих сотрудник краевого министерства природы.
- Нет пока.
Ученые удивительно терпеливые люди. Кажется, если уж нашли захоронение, надо сразу же посмотреть, что внутри.
Но здесь так не работают - во всем нужна внимательность и аккуратность. Открывать его будут, когда дойдет очередь. Разбирать станут в буквальном смысле по камешкам.
Пока с любопытством разглядываем могильник, к нам подходит Евгений, он здесь прораб. Его светло-голубые глаза кажутся бледными на фоне загорелой кожи, а русые волосы выгорели почти добела - следы ежедневной работы под палящим солнцем.
- Сейчас посмотрим тут, а потом на другое погребение поедем.
Женя привез нам первые находки. Из машины он достает чемодан с обретенными историческими ценностями и на раскладном столике появляется экспозиция: остатки кувшинов, кольца и другие предметы.
Объемы большие, а времени мало, поэтому сразу идут работы на трех-четырех курганах. Всего их здесь 32. Раскопать нужно каждый, а в октябре уже задождит, тогда археологам придется уйти. Как много на все понадобится времени, сказать сложно - никто не знает, сколько в каждой насыпи захоронений. Бывают маленькие курганы, где всего один могильник, с такими можно справиться за день. Но среди тех, что уже открыли, одиночных нет.
Сергей Мячин с виду - типичный археолог: шорты, кепка, рубаха почти нараспашку и шлепанцы. Образ дополняют седые усы с бородой и мудрый взгляд. Раскопками он занимается уже 40 лет.
- Это древние кладбища. Они начали насыпаться где-то с конца 5 - начала 4 тысячелетия до н.э. и до XIV века, до принятия Ордой ислама, - он перебирает находки. - Вот эти вещи с курганов, - склеенные остатки кувшинов стоят просто, а мелочь упакована в полиэтиленовые пакеты.
- Вот это височные кольца, - через пластиковый футляр видно кольцо диаметром около сантиметра, - они сделаны из птичьих костей.
- А куда их надевали?
- Они вешались на головные уборы, это замкнутые кольца. Еще бронзовые есть, они бывают незамкнутые. Если расплющенные концы, значит, их надевали на головной убор, а если острые, тогда прокалывали уши. Но это все женские дела, - смеется он.
- Женщины были женщинами и тысячи лет назад. А это охра, минеральная краска, - по пакету рассыпаются песчинки, крошащегося коричневого кусочка, - из нее они татуировки делали.
Эти курганы насыпали в разные времена. Ученые определяют, кто это делал, по конфигурации могильной ямы и способу погребения.
- Ямное погребение относится к III тысячелетие до н.э - это просто яма, в которую они клали человека. Потом ее перестилали чем-нибудь, чаще деревом, иногда камнями, и насыпали холмик. А вот здесь центральное погребение майкопской культуры - это по месту нахождения первого памятника, в Майкопе нашли его, - в одном из «кусков» кургана видно захоронение. - Но мы до него пока не добрались. По аналогиям с этим памятником мы судим, какие были погребения. Уже в то время они знали и гончарство, и обработку металлов. У них бронзовые топоры такие, что достаешь и можно рубить сразу. Считается, что ребята пришли из Малой Азии, района рек Тигр и Евфрат, теперешний Ирак. Почему они сюда пришли - не понятно, и почему они отсюда ушли - тоже. То ли культура деградировала, то ли они просто ассимилировались с местным населением.
- Получается, она вели здесь оседлый образ жизни?
- Да. Где-то в округе было их поселение, потому что далеко от него своих не хоронили.
Идем рассматривать курган в разрезе. Их «нарезают», чтобы понять, как делались насыпи: какое было первичное погребение, какое вторичное. Археологи называют это стратеграфией.
По одной из стенок срезов безостановочно снуют ласточки - они уже успели наделать здесь норок и поселиться. Люди и шум техники их не пугают.
- Если вы видите, грунт немножко отличается: нижняя часть - это уже материковая, а верхний пласт грунта чуть-чуть ржавый.
Если немного поднять глаза, в стенке отчетливо виден ровный ряд камней.
- Две насыпи в кургане: то есть сначала они сделали одну насыпь над своим погребением, скорее всего, над «майкопом», а вторую сделали уже другие, которые пришли после них, увидели, что рукотворное произведение, туда положили своего и засыпали курганчик, - Сергей Владимирович задумчиво прищуривается. - А по курганам можно даже проверить древние дороги - они как гоняли свой скот, так курганы и насыпали.
Заходим с другой стороны. Здесь ряд камней в центре опускается острым углом вниз и возвращается, будто кто-то специально так выложил.
- Он был сплошняком, а когда перекрытие сгнило, погребение рухнуло и образовало вот такую птичку.
На соседнем кургане один из могильников уже открыт, другой не тронут, над третьим трудятся археологи. Отработанное погребение можно увидеть в разрезе. Оно напоминает рукотворный грот.
- А что здесь нашли?
- Часть скелета. Здесь лежал тлен от костяка. Рядом были угольки, а там череп и кости барана. Что интересно, под ним еще есть одно погребение, с мощной подстилкой, - с заговорщическим видом сообщает ученый. - Из земли проступает что-то похожее на древесину и слой почвы другого света, - она, наверное, сантиметров пятнадцать. То есть это склеп.
- А куда вы потом кости деваете?
- На определение забираем.
- Дальше антропологи этим занимаются, - подключается к обсуждению Евгений.
- Человеческие скелеты определяют немецкие товарищи: пол, возраст, чем болел, даже ДНК берут. У нас с ними договор.
В соседнем могильнике идут работы: мужчина мягкой кисточкой аккуратно сметает кусочки земли с рассыпающихся костей.
- Это, собственно, остатки костяка человеческого.
- А это кувшин какой-то?
Рядом с костями серые кусочки образуют маленький холмик, как будто кто-то набрал в сосуд земли, перевернул вверх дном и изо всей силы ударил чем-то тяжелым. Он раскололся, но угадать очертания не составляет труда.
- Да, это фрагменты кувшина. Это вот ножичек железный с деревянной рукояткой, - рядом лежит кусочек ржавчины,- точнее то, что от него осталось.
- К сожалению, тут кости плоховато сохранились, особенно наверху, потому что засоленность почв большая, - замечает Женя.
- А стрелы вот здесь лежали, и остриями на восток, - Владимир Мячин рассматривает находку.
- Это что-то значит?
- У них специальная ориентировка: восток, запад.
- Это фрагменты ног, и в ногах у него лежали все эти вещи. Колчан был для стрел, но он, конечно, сгнил.
- А где-то там будет голова? - смотрю в противоположную сторону.
- Она вон там и есть...
- Вот этот беленький песочек? - там, где должен быть череп, только небольшое пятно, как будто кто-то рассыпал пригоршню муки.
- Да, ее расчистят потом, еще не дочистили.
- Вы его сарматом назвали...
- Да, это сармат. Определяется это по керамике, стрелам. Конечно, по костяку мы не скажем, кто это такой, но вот эта стрела, - из черного ящика ученый вынимает пакетик с ярко-зеленым бронзовым наконечником, - четко дает время - это втульчатая внутренняя стрелка.
Чтобы знать, в каком месте кургана какое погребение находилось, ученые все зарисуют, сфотографируют и сделают общий план. По нему можно будет определить, к какой насыпи относился человек и в каком месте кургана был захоронен.
- Егорлык - это проходной двор для кочевников, - снова прищуривается Сергей Владимирович, - главная артерия, связывающая ставропольскую возвышенность с Доном. А на Дону была греческая колония Танаис. Тут, скорее всего, будут все культуры представлены, начиная от степного неолита, первых людей, которых мы тут знаем, заканчивая Средневековьем.
www.stav.kp.ru
Скифские курганы Лукоморья. — Славянская культура
Коренные народы Западной и Восточной Сибири в исторической и археологической парадигме до сих пор так и не определены. Во всяком случае, официальная наука кому только не отдаёт пальму первенства на право преемственности огромной территории. В основном это так называемые малые народности Сибири и только. Так ли это?
Коренные народы Западной и Восточной Сибири в исторической и археологической парадигме до сих пор так и не определены. Во всяком случае, официальная наука кому только не отдаёт пальму первенства на право преемственности огромной территории. В основном это так называемые малые народности Сибири и только. Так ли это? Почему, как только разговор заходит о проживании в Сибири испокон веков русского народа, тема сразу переходит в разряд «табу»? Может потому, что в современном мире никому не нужно осознание того, что один из самых древних народов на Земле, это русский народ? Народ, который и создал цивилизацию, от которой берут начало все народы и все государства и страны? Да, такая трактовка этого исторического вопроса и, правда, мало кому, нужна в современном мире. Но, как бы там не было, а реальность и факт либо фальсификации, либо сокрытия истинной истории, существует. Современные археологи и историки старательно обходят стороной этот факт. Кто угодно является коренным народом Сибири, только не русы.
Историческая справка: «Скифы — древние племена, жившие в VII до н. э. — III в. н. э., населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Одни племена скифов занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были скотоводами-кочевниками, но все племена были объединены одной культурой и одним языком. Царские скифы — это племена кочевников, которые в иерархии племен скифов занимали высшее положение и им подчинялись все остальные племена. Наследственные вожди, греки называли их царями, стояли во главе племени царских скифов».
Как видим, официальная история довольно чётко определила ореол проживания древних скифов. Конечно, скифы согласно официальной трактовке делали дальние завоевательные и другие походы, но границы их царства вписаны в территории между Дунаем и Доном. Подтверждается это и наличием скифских курганов. Подтверждается это и генеалогией.
Но скифские курганы есть и в восточном Казахстане. Ореол территорий скифов просто огромен. Профессор Анатолий Клёсов, доктор химических наук, уверенно и доказательно говорит о том, что скифы доходили до Алтая.
Итак, идём далее, в Днепропетровской области чиновники местных администраций продали часть дороги Днепропетровск — Кривой Рог и четыре кургана.
Как бы не был печален факт уничтожения исторического наследия, но это всё же дела Украины и Днепропетровских чиновников. Для нас будет интересна фотография одного из курганов Украины, один в один напоминающая Томский Шеломок.
Курган в Днепропетровской области.
Такие совпадения не случайны, не правда ли? Откуда в Сибири царский скифский курган? Курганов простых масса, но вот царских…
Томский Шеломок.
Итак, что говорит официальная наука, история и археология?
«Древнее урочище Шеломок в 11 км Коларовского тракта. Археологический памятник Шеломок-II относится к эпохе раннего железа (V-Ш в. до н. э.). Общая площадь раскопок — 550 кв. м. Исследованы 4 жилищные западины. Площадь жилищ — до 40 кв. м. Очаг в жилищах полунадземного типа располагался на полу. Система жизнеообеспечения включала скотоводство, зачатки земледелия, охоту и рыболовство. Ее важной составляющей являлось бронзолитейное производство. В одном жилище-мастерской были обнаружены остатки примитивного горна, где в керамических тиглях плавили бронзу. Здесь же в специально приготовленных формах отливались всевозможные изделия. Наряду с керамикой во всех постройках обнаружены бронзовые предметы: фигурки козлов, лошадей, нож, заколка для волос. Памятник относится к Шеламокской культуре.
Благодаря раскопкам на поселении Шеломок II, мы можем представить как жили люди в 5-3 веках до н. э. Посёлок находился на крутом берегу реки Томи и состоял из нескольких жилищ, которые строились из бревен. Жилища были небольшими площадью 30-40 квадратных метров. Внутри находился очаг, а вокруг его располагались земляные или деревянные нары. В таком доме могли проживать 5-7 человек. В одном из жилищ, в очаге были найдены обломки литейных форм, и бронзовые предметы: булавка, нож, зеркало. В другом жилище был найден «клад», который состоял из 3 зеркал и 4 бляшек в виде двух лошадиных фигурок, свернувшейся пантеры, косули и козла в круге. Все эти предметы относятся к скифскому звериному стилю.
Погребальный обряд Шеломокской культуры изучался по Томскому, Аникинскому и Савинскому могильникам. Умерших соплеменников клали в могилу на бок, их снабжали кинжалами, кельтами. Среди раскопанных курганов выделялась могила военачальника. Она была намного глубже и богаче остальных. Могила была разграблена в глубокой древности, но не все взяли грабители. В руки ученых попался бронзовый кистень, золотые серьги, бусы из речного жемчуга».
По поселению Шеломок II исследователи также изучали религиозные представления людей того времени. Культовая постройка в Шеломке — это площадка круглой формы, выложенная галькой, грузилами и останками керамики. В центре находились бронзовые фигурки хищника, двух лошадей, оленя в кольце, и два зеркала. На ритуальной площадке в небольшой ямке стоял бронзовый котел, засыпанный углями, вокруг него стояли шесты, изображавшие символ Мирового дерева. В мировоззрении томского населения много общих черт с мировоззрением всего скифского мира. Шеломокцы поклонялись Мировому дереву[1], Мировой горе, солнцу, которое изображали в виде оленя или лошади». http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/index.php/%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BA
Кто знает, долго ли бы продержалась официальная трактовка этого вопроса, если бы Александр Бодягин прямо не заявил, что это Царский скифский курган. Просто никто либо не замечает этого, либо намеренно молчит. По нескольким конкретным признакам курган, форма, геометрические пропорции и размеры, стиль и характер постройки. Ниже приведены фотографии конкретных скифских курганов.
А ниже снова наш Шеломок. Найдите десять отличий, так сказать.
Правильные геометрические пропорции и формы говорят сами за себя. Это никак не природное образование. Это дело рук человеческих и рук скифских. Кто захоронен здесь? Какому царю насыпали курган 160 метров в поперечнике и более 15 метров высотой?
Ниже приведены лазерные обмеры и вид Шеломка сверху. На первой картинке хорошо видно, откуда вынимался грунт при насыпке кургана. Не весь, правда, объем. Недостающие кубометры взяты с ближайшего склона, до сих пор хранящего все признаки выработки грунта и все признаки карьера. На второй картинке хорошо читаемы размеры и выработка грунта уже самого кургана. Курган разрыт? Или это последствия каких-то других действий? Размыт водами Томи? Навряд ли, потому как высоковато над уровнем реки. Даже учитывая то, что в недалёком прошлом уровень разлива Томи был значительно выше. Не размыт. Тогда что? Раскопан намеренно? Искали саркофаг? Тоже не похоже, так как по всем признакам не докопали даже до середины кургана, то есть до места закладки саркофага. Что же тогда? По нашим предположениям, из кургана взят грунт для производства какого-то другого сооружения. Разрыта именно северо-западная сторона. Там можно легко пристать на баржах или больших лодках, что невозможно было сделать с южной стороны. Именно южная сторона и осталась нетронутой. Поэтому грунт брали с северной стороны. Куда возили и что строили? И знали ли, что разрывают курган или просто «радовались» удачной горке, где такой удобный грунт? Если бы знали, думается нам, то вскрыли бы захоронения, а захоронения по всем признакам ещё не тронуты. Вывозили же видимо на строительство крепости Руиндж в устье реки Басандайка, о которой пишет в своих книгах Новгородов Н.С.
Томский учёный Новгородов Николай Сергеевич http://novgorodov.tomsk.ru/ уже очень давно убеждает научное сообщество России в том, что Сибирь, и в данном случае полуостров Таймыр, это прародина русского народа. Та таинственная Гиперборея, которую так настойчиво и безрезультатно ищут многие учёные и исследователи. Ни в коем случае Сибирь не является местом не историческим. Эти территории всегда принадлежали русам на правах их прародины. Это же убедительно доказывает геолог и путешественник, первооткрыватель мегалитов Горной Шории, Беспалов Александр Григорьевич. Окрестности горы Куйлюм он доказательно вывел как одну из колыбелей нашей цивилизации. https://www.youtube.com/watch?v=ce-fum5DL2Y
И вот здесь уместно снова привести слова профессора Анатолия Клёсова о том, что древняя культура русов вышла из Алтая. Именно та культура гребёнчатой керамики, которой более 7 тысяч лет и, к которой относят самые древние корни русского народа. А это территории Карелии, Белого моря. Нам думается, что это также и весь Кольский полуостров. Как говорит профессор, на Север Европы русы проникли с Алтая через Северный и Приполярный Урал https://www.youtube.com/watch?v=xKwzflG1y5U
И вот здесь многое сходится. Беспалов А.Г., выводит Алтай как колыбель русской цивилизации. И, если учесть, что после некоей глобальной катастрофы древняя Гиперборея откатилась с севера континента на Алтай и были утеряны многие технологии, то и освоение «забытых и затерянных» территорий могло идти уже не с помощью летательных или каких-то иных средств и аппаратов, а на подручных плав-средствах и только по течению Сибирских рек. В данном случае это Томь и Кия, а дальше Обь. А с верховьев Оби, как известно любому географу, прямой путь на Север Европы через Урал. Профессор Клёсов в частности заявляет, что не было никакой Гипербореи 25000 лет назад. Всё это выдумки. Но мы позволим себе с ним не согласиться. Да простит нам выдающийся учёный. Многие наши учёные находятся под властью стереотипов и узких научных догм и теорий. 25000 лет огромный срок и отсутствие человеческих остатков на этот период ещё ни о чём не говорит. Как показала история, память и предания народные лучше и надёжнее сохраняют корни рода. Осталось только организовать исследовательскую экспедицию на полуостров Таймыр, найти костные остатки и представить на генеалогическую экспертизу. Выводы будем делать уже потом.
Пока же идёт изучение колыбели цивилизации в Горной Шории. Изучение идёт уже на протяжении шести лет. Локомотив этих исследований их первооткрыватель Беспалов А.Г. В этом году туда идёт и исследовательская экспедиция Томской исследовательской группы «Тигр». Ссылка на группу экспедиционного туризма «Из Томска на мегалиты Горной Шории» https://vk.com/club127936693
По результатам экспедиции будет опубликована статья и снято видео.
В продолжении же этой статьи будем касаться собственного Сибирского Лукоморья. Того сказочного Лукоморья, которое воспел в своих поэмах Пушкин А.С. Что за таинственное и сакральное место в Сибири? Об этом и поговорим.
Олег Толмачев, Александр Бодягин, Александр Мытницкий.
Продолжение следует…
Похожие статьи:
Альтернативная история → Константин Александрович Пензев - Арии древней Руси
Документальные фильмы → Крым древний (2009) DVDRip
История → Славянский лес истории
История → Проблема происхождения славян
Книги → Скифская Русь. Таинственный исток славянской расы
slavyanskaya-kultura.ru
В Стамбуле найден самый древний курган в мире
В Стамбуле (Турция) в результате проводимых спасательных работ в 2015 году был обнаружен не разграбленный могильный курган с останками воина. Возраст находки около 5000 лет.
После проведенных раскопок удалось установить, что курган самый древний на нашей планете и приблизительно относится в 3000 году до нашей эры. Это открытие может перевернуть представление о скорости распространения индоевропейцев, которых связывают с возведением курганов по Евразии.
Ученые утверждают, что, несмотря на небольшой размер захоронения, принадлежал он не обычному человеку, а профессиональному воину. Среди разных вещей был обнаружен наконечник копья, который был выполнен на высоком для этого времени уровне. Древко копья, к сожалению, не сохранилось. На данный момент археологи не могут точно установить культуру, к которой относится курган, так как на территории Турции такие находки редкостны и встречаются в основном в европейской части страны.
Возраст находки, по словам ученых, поможет определить культурную принадлежность, так как к этому времени относится мало народов, делающих подобные захоронения, ведь в 3000 году строители курганов только стали распространяться из района между Средним Поволжьем и Кавказом. Самые древние найденные захоронения относятся к 4000 году до н.э. и считалось, что народы, занимающиеся возведением курганов, в тот период только достигли Дуная.
Если следовать теории передвижения курганов, то вероятнее всего их можно отнести к представителям индоевропейцев, которые распространялись из южной части России на запад и восток, оставляя за собой погребальные сооружения подобного вида.
Согласно результатам генетических исследований переселение степняков, возводивших курганы, было связано с массовым переселением завоевателей.
Источник
Рекомендуем к ознакомлению:
КУРГАН ЭПОХИ НЕОЛИТА НАЙДЕН В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
КУРГАН ПРИНЦЕССЫ (АК-АЛАХ-3) НА ПЛАТО УКОК
dostoyanieplaneti.ru
Курганы Гордиона - Древние цивилизации
В 1957 году американские археологи под руководством Родни Янга вскрыли один из самых больших курганов в Турции. Проникнув в его погребальную камеру, они объявили, что найдена могила легендарного фригийского царя Мидаса. Могила оказалась неразграбленной, археологи извлекли из нее тысячи предметов, которые теперь можно увидеть в Музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.Этот курган находится рядом с Гордионом - столицей древней Фригии. Ныне это населенный пункт Яссыхеуюк. Добраться туда можно из Анкары, сначала до города Полатлы - это где-то час езды, а далее 18 км на север. В путеводителях пишут, что из Полатлы в Яссыхеуюк ходят какие-то маршрутки - это скорее неправда, в лучшем случае одна-две за день и в какое время неизвестно. Поэтому рассчитывать на них не стоит. Я добрался до Гордиона из Полатлы, как обычно, на попутном транспорте.
2. Места здесь, надо признать, не очень веселые. Анатолийское плоскогорье - это преимущественно пустынные степи, которые существовали здесь еще в древности. Поэтому они часто заселялись кочевыми племенами - киммерийцами, скифами, а впоследствии тюрками.
3. Подъезжая к Гордиону можно увидеть множество древних курганов. Их тут около 80 - больших и маленьких. Как правило, их всех относят к фригийской культуре, что не совсем оправданно. Курганы возводились в разное время - самые ранние относятся к концу 9 века до н.э., поздние ко 2-3 веку до н.э. За это время Гордион успел побывать под властью не только фригийцев, но и киммерийцев, лидийцев, персов, греков, кельтов, римлян.
4. Слева, древнейший из курганов в Гордионе - Тумулус W, он второй по величине после "Могилы Мидаса". Возведен этот тумулус в конце 9 века до н.э.
5. Курганы Гордиона.
Один из самых больших курганов в Малой Азии, да и в мире - Тумулус ММ или Могила Мидаса имеет сейчас высоту 50 метров, а диаметр 300. Раньше он был безусловно выше - порядка 60-70 метров. Несмотря на эрозию поверхности кургана, стоит признать, что у него весьма крутые склоны. Намного круче, чем у знаменитых китайских земляных пирамид, да и размерами он не уступает кургану Цинь Шихуанди. При этом интересен тот факт, что курганы в Малой Азии возводились без каких-то особых технологий, в отличии от китайских, которые строили из тщательно утрамбованной земли. И возраст курганов в Гордионе намного более почтенный. Тумулус ММ датируется 740 г. до н.э.6.
Существует теория о том, что курганы Гордиона могли повлиять на погребальную традицию кочевников Алтая. И тем самым, и на китайскую. Возможно, курганы Малой Азии были дальними прообразами знаменитых пирамид в Китае, так как Гордион на рубеже 8-7 вв. до н.э. вошел в зону влияния кочевых племен Евразии, прежде всего киммерийцев, а затем скифов.Кочевники же могли передвигаться на большие расстояния по евразийским степям, разнося культурное наследие ближневосточных цивилизаций далеко на Восток.7.
8.
9. Стометровый коридор, ведущий вглубь кургана. Коридор современный, в гробнице не было своего дромоса.
Фактически, это был скифский курган - деревянный сруб, засыпанный камнями и землей, над которым возвели огромную земляную насыпь. Таких было много в степной зоне от Румынии до Китая.
10. Вход в деревянную погребальную камеру был прорублен исследователями уже в 20 веке. Зайти внутрь нельзя, можно только наблюдать одну из сторон деревянного сруба.
11. Возможно, это самое старое деревянное сооружение в мире. Ему уже 2750 лет!12.
13. Внутри сруб обшит досками, многие погребальные предметы висела на вбитых в эти доски гвоздях.
14.
В склепе находилось много бытовых вещей, которые должны были служить умершему царю на том свете. Это были бронзовые котлы, посуда, деревянная мебель. Интересно, что среди этих погребальных даров отсутствовали предметы из золота и ценных металлов, также отсутствовало оружие, хотя это было мужское погребение. Наверно только это и отличало погребение фригийского царя от большинства захоронений кочевников. Так как у скифских вождей в могилах всегда было много оружия и золотых украшений.15. Фото из музея Гордиона.
16. В бронзовых котлах были найдены остатки погребальной пищи - это было рагу из баранины и неизвестный алкогольный напиток, который состоял из дикой смеси пива, вина и меда)
17. Один из стульев, найденных в кургане.
18. Макет погребальной камеры и реконструкция облика фригийского царя, выполненная на основании найденного черепа.
Кем был этот человек? На этот вопрос ответить очень сложно.Когда американцы раскопали курган, они объявили, что нашли легендарного царя Мидаса - того, у которого были ослиные уши, и от прикосновений которого, все превращалось в золото. Конечно все эти байки не имели под собой никаких оснований. Просто греки из маленьких прибрежных городков, испытывая комплексы неполноценности по отношению к крупным государствам в центре Малой Азии, любили высмеивать их правителей.На реконструкции по черепу, что справа, видно, что даже пытались изобразить нечто похожее на ослиные уши, желание найти останки царя Мидаса видимо перекрывало любой здравый смысл...19-20.
Интересно, что американские археологи из Пенсильванского университета, проводившие раскопки в 1957 г. объявили о том, что найдут Мидаса, даже еще не раскопав могилу:) В общем, хотели найти Мидаса - и нашли его. Логика у них была простая, раз этот курган находится рядом с Гордионом - значит он фригийский, раз он самый большой, значит принадлежит самому значительному и известному царю Фригии, а им и был Мидас, тогда значит - это его погребение. Занавес:)
Хотя это еще не все. Впоследствии, выяснилось, что первоначальная датировка кургана, а именно начало 7 в. до н.э. - неверна. Дендрохролоногический анализ показал, что погребение более древнее и не могло принадлежать царю Мидасу, который действительно умер примерно в это время. Тумулус ММ старше лет на 50 и датируется 740 г. до н.э. Но что интересно, даже в этой ситуации Пенсильванский университет не растерялся (кстати, он и по сей день курируют раскопки в Гордионе), объявив, что тогда могила принадлежит отцу Мидаса - царю Гордию. Это второй (и последний) известный персонаж из фригийской истории. Т.е. персонажей было много, но у всех их были имена или Мидас, или Гордий, так они и правили, сменяя друг друга. Поэтому если погребение принадлежит не Мидасу, то оно значит Гордия, что тоже хорошо) Так как один из Гордиев был также известен в истории. Он был человеком, создавшим знаменитый узел, названный в его честь. Решение, безусловно изящное. Почти также, некто А. Македонский когда-то решил проблему Гордиева узла - разрубив его.
21. На снимке реконструкция сруба погребальной камеры, эта мультипликация крутится на большом экране в музее Гордиона.
Надо признать, что сруб в Тумулусе ММ был сделан очень хорошо - намного качественней, чем во многих аналогичных скифских погребениях. Это высокое качество и заодно возраст предметов из погребений в Гордионе говорит о том, что они могли послужить прототипами для последующих погребений кочевников.
Но есть тут одна загвоздка. Дело в том, что сами фригийские курганы появились почти одновременно с появлением в степях Малой Азии кочевых племен. Киммерийцы упоминаются в ассирийских текстах уже в 714 г. до н.э., а самый древний курган Гордиона - Тумулус W датируется 800 г. до н.э. Учитывая приблизительность датировок в столь далекую эпоху, разрыв между датами в 86 лет не кажется таким уж большим. К тому же на данный момент доказана более ранняя дата крупного пожара в цитадели Гордиона, этот пожар связывали с нашествием киммерийцев в начале 7 века до н.э. Сейчас пожар датируется 800 г. до н.э., а это, как раз время появления первых курганов в столице Фригии. Стоит отметить, что древнейший Тумулус W - это второй по величине курган в некрополе Гордиона. Т.е. традиция возведения этих сооружений началась сразу с очень крупного объекта, что говорит о ее развитости, и скорее всего внешнем заимствовании.22.
Если бы были известны фригийские курганы до 9-10 вв. до н.э. на территории Малой Азии, можно было бы не пытаться устанавливать связь между появлением кочевых племен в Анатолии и строительством огромных курганов в Гордионе. Но проблема в том, что о таких курганах ничего неизвестно. Более того, существовала фригийская традиция погребений в скальных гробницах, например Асланташ и Йыланташ. Как правило, их датируют 6 в. до н.э., но иногда можно услышать об их более приличной древности. Получается, что у фригийцев существовало две традиции погребения, серьезно отличавшихся друг от друга - скальные гробницы и захоронения в деревянных камерах под насыпными курганами. Что явственно свидетельствует о соединении двух разных культур. Известно, что фригийцы умели хорошо обрабатывать камень, уже в 9 в. до н.э. в цитадели Гордиона присутствовали каменные стены из огромных каменных блоков. При этом, как не странно, в курганных погребениях рядом с городом камень совсем не применялся, все делалось из дерева. Хотя ничто не мешало фригийцам сделать те же склепы каменными.
Из всех вышеизложенных фактов можно сделать несложный вывод, что не только фригийская культура распространялась на Великую степь, но и кочевые традиции оказывали существенное влияние на Фригию.При этом очень сложно выявить, какие конкретно кочевые племена контактировали с Фригией в 8 веке до н.э. Самих фригийев иногда тоже считают полукочевым племенем, пришедшим из Европы и родственным тамошним фракийцам. Интересно, что Страбон считал кочевников-киммерийцев тоже фракийским племенем, т.е. по его мнению, фригийцы и киммерийцы могли иметь этническую или языковую общность.
23. Раскопки 1957 года. Фото из музея Гордиона. Стоит признать, что раскопки Тумулуса ММ велись американцами очень аккуратно, они прокопали лишь маленькую траншею. Если сюда нагрянули бы советские археологи, уничтожившие на территории СССР почти все большие скифские курганы, от холма Мидаса ничего бы не осталось, и от других курганов соответственно тоже...24.25.26.27.28.
29. Разрытый курган.30.
31. Практически все курганы Гордиона были исследованы, но заметить это можно, только забравшись на вершину, где видна разрытая воронка.
32. Тумулус K III, он датируется 720-700 гг. до н.э. Этот курган действительно мог принадлежать царю Мидасу, так как в нем было найдено богатое захоронение, и он соответствует примерным датам жизни царя.Здесь прокопали широкую траншею, но все равно основная масса кургана осталась на месте.33.34.
35. Разрытый Тумулус KY. Этот курган высотой 4 метра, а диаметром 60 метров, приписывается киммерийцам из-за найденного сопутствующего погребения лошадей. Т.е. это погребение самого настоящего Конана-Варвара, который, как известно, был киммерийцем. Самоназвание киммерийцев - гимиру, сохранилось в грузинском слове гмири, что означает великан, богатырь.
36.
37. Ветер катает по степи "перекати-поле".
38. Интересный пример турецкой бесхозяйственности - посреди степи высыпали пару тонн лука. Почему - непонятно.
39. Сухой ирригационный канал.
40. Я отправился пешком через степь к самому городу Гордиону. Вот этот плоский зеленый курган и есть древний город. Вернее это остатки Цитадели, в древности вокруг нее существовал обширный Нижний город, сейчас здесь ровная степь...
41. Над проезжающей машиной возвышается Тумулус W - самый древний курган Гордиона.
Продолжение следует...
Другие мои посты о Турции:Древняя Анкара - столица современной Турции.Прибытие в Анкару.Подвиги Геракла или поиски древнего города Лирбе.Анемуриум - самый южный город Малой Азии.Крепость Мамуре в Турции.Джалаладдин Руми и его поледнее пристанище.Конья - столица Сельджукского султаната.Конья - первая турецкая столица.Аланья - морские ворота Сельджукского султаната.Сельджукские "дворцы" торговых караванов.Аланья. Замок на реке Алара.
ancient-ru.livejournal.com
Эпоха курганов - Древние цивилизации
В первом тысячелетии до н.э., в степной зоне Евразии сформировался особый тип погребений племенной знати кочевых племен – огромные земляные курганы. Эти сооружения возводились повсеместно, от Причерноморья до Восточной Сибири. Нельзя сказать, что курганов не было до 1000 года до н.э., напротив, по существующей сегодня одной из гипотез, расселение первых индоевропейцев сопровождалось сооружением курганов-погребений, правда проследить все этапы формирования этой "курганной культуры" сейчас очень сложно.
Здесь я хочу продолжить тему Китайских пирамид, начатую ранее. К сожалению, объехать самому все курганы в Восточной Азии не представляется возможным. Поэтому, я насобирал в сети различные фотографии этих сооружений, наглядно демонстрирующие, как кочевая курганная культура просачивалась вглубь цивилизаций Дальнего Востока.Курган государства Силла в Корее.
Самые большие курганы были возведены в железном веке и, как правило, принадлежат скифской культуре. Скифские курганы в Причерноморье и Северном Кавказе широко известны, но огромные земляные постройки на Алтае и Южной Сибири малодоступны для массового сознания. А главное, из-за меньшей популярности у широкой публики, значение сибирских курганов для истории Евразии прослеживается хуже, им меньше уделяют внимания, в отличии от, например, скифских Царских курганов в Крыму.Знаменитый курган Чертомлык в Причерноморье ( гравюра 1882 г.)Реконструкция погребения в типичном скифском кургане.
Самая большая земляная пирамида в Южной Сибири - Большой Салбыкский курган, принадлежащий к тагарской культуре 6-2 века до н.э. Археологическая культура Тагара принадлежала к скифскому кругу.Большой Салбыкский курган до раскопок.
Это захоронение тагарского вождя было полностью раскопано в 1954-56 годах. То есть, сейчас, курган перестал существовать, осталась лишь мегалитическая ограда по периметру сооружения, сложенная из огромных каменных блоков, многие из которых весят десятки тонн.
Мегалитическая ограда Салбыкского кургана до раскопок.
Основание кургана - квадрат 70 на 70 метров, приблизительная первоначальная высота кургана 25-30 метров.Современное состояние кургана. Фото http://shtish.livejournal.com/5161.html Там по ссылке еще фото Салбыка и его история.
Скифская тагарская культура оставила после себя сотни курганов, несколько десятков вполне сопоставимы по размерам с Большим Салбыкским.Это мегалитическое основание кургана в Барсучьем логе, недавно раскопанного немецкой экспедицией.
Он также принадлежал к скифо-тагарской культуре. Его основание составляет квадрат, но с меньшими сторонами - 55 на 55 метров.
Реконструкция первоначального облика тагарских курганов (по Л.С. Марсадолову)
Курганы имеют четкую форму усеченной пирамиды. Единственные сооружения в Восточной Азии, имеющие точно такую же форму – это знаменитые китайские пирамиды, возведенные на несколько столетий позже скифских прототипов.Пирамида императора Юань-ди, правил с 49 до н. э. до 33 до н. э.
Пирамида Маолин императора У-ди.
Конечно, китайские пирамиды намного массивнее скифских курганов и лучше сохранили свою изначальную формую. Это имеет простое объяснение, естественно, кочевники не имели такого экономического потенциала, как Китай. Крупное земледельческое государство могло производить более масштабное строительство, чем Великая степь, и иметь более развитые строительные технологии.Пирамида Маолин, самая большая в эпоху Хань. О ней я писал ранее..
Конечно, здесь нельзя утверждать о прямой преемственности Китайских земляных пирамид от Тагарских погребальных курганов. Хакасско-Минусинская котловина, где находится большинство тагарских некрополей, слишком удалена от равнинного Китая. Но отрицать постепенное проникновение степной скифской культуры в районы внутреннего Китая невозможно.Правда, многие исследователи пытаются это делать, я неоднократно замечал, как "натягивают" датировки Тагарской культуры на время существования китайской империи Хань, т.е. «омолаживая» их до 2-1 века до н.э., так как это "решает" множество вопросов, связанных с Салбыкскими курганами. Ведь намного проще утверждать, что Китайские пирамиды повлияли на Тагарские погребения, а не наоборот.Мавзолей Маолин.
Но факты вещь упрямая – строительство курганов в степи от Европы до Алтая происходило задолго до возведения китайских мавзолеев. И дело тут не только в форме погребений, китайцы заимствовали и знаменитый скифский «звериный» стиль, и способы ведения войны, не говоря уже о том, что существенная часть древних китайских государств находилась под прямым управлением кочевников.
Первые погребальные курганы в Китае появились именно в северных царствах, граничащих с Великой степью. Это царства Чжао, Чжуньшань и Цинь, последнее царство смогло объединить под своей властью весь Китай в 3 веке до н.э. Поэтому захоронение правителя этого царства – Цинь Шихуана, представляет собой огромную земляную пирамиду, самую большую в Китае. Многие китайские авторы называли Цинь варварским княжеством, так как большую часть его населения составляли китаезированные кочевники. Они то и принесли моду на скифские курганы в Поднебесную империю.Квадратные погребальные курганы царства Чжао ( примерно 4-3 век до н.э.)
Возможно, курганы царства Чжао - первые пирамиды в Китае. Находятся они близ руин города Ханьдань столицы Чжао, именно здесь в Ханьдань родился будущий объеденитель Китая великий Цинь Шихуанди...
Пирамида Анлин императора Хуэй-ди (210 до н. э. – 188 до н. э.) близ Сианя.
Одна из малых пирамид в комплексе Маолин.
В дальнейшем эта мода распространилась дальше на Восток, в Корею и Японию. Форма курганов менялась, они переставали быть квадратными в плане. Также, как меняли форму и китайские земляные пирамиды, они становились круглыми в основании, скорее всего, под влиянием все новых и новых волн кочевников, накатывающихся на Китай.Большой курган в городе Кенджу в Корее. Некрополь правителей государства Силла. Фото belzasПоле курганов в Кенджу.
Из Кореи и Китая идея огромных курганов пришла в Японию. В 3-7 век истории Японии называют "периодом курганов" ( Кофун). Сначала, они представляли собой точные копии континентальных усеченных пирамид и курганов с круглым основанием. Затем в Япониии выработался собственный "стиль" погребальных курганов - квадратно-круглых, в виде замочной скважины. Но главное, японские курганы имели огромные размеры, вполне сопоставимые с китайскими пирамидами эпохи Хань.
Курган в Саитобару (4-7 век н.э.)
Курган Инарияма (5 век н.э.) Сооружение имеет характерную форму "замочной скважины". Общая длина кургана 120 метров.
Курган Нинтокурё, приписываемый императору Нинтоку (умер в 427 г.), — самый большой из всех японских курганов.
Его общая длина 475 м, диаметр задней круглой части 245 м, передней квадратной 300м, высота 35 м. Курган окружен тройным рвом и двойным валом.
Проезжая по южным районам Украины, вероятно, многие обращали внимание на древние курганы, которые то и дело возникают на горизонте, нарушая однообразие степного пейзажа. Как молчаливые стражи, возвышаются они над ровной степной гладью, храня под своими земляными шапками множество тайн давно минувших эпох. Какие древние народы оставили после себя эти гигантские земляные холмы? Когда? С какой целью?
Изучением этих вопросов занимаются уже многие поколения археологов. Было установлено, что курганы—древние погребальные памятники различных племен и народов. Наиболее интересная группа курганов принадлежит племенам скифов, которые занимали степи Северного Причерноморья и Приазовья в VIII—III веках до н. э.
История скифов известна нам довольно плохо. По преданию, они пришли в Северное Причерноморье откуда-то с востока и были близки по языку и по культуре кочевым иранским племенам. Скифы сумели вытеснить или подчинить себе местное население и почти на 500 лет утвердились к степях Северного Причерноморья. Могущественный союз племен, созданный скифами, объединял и кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Во главе его находилось самое сильное племя «скифов-царских», из рядов которого выбирался царь всей Скифии. Конные дружины скифских воинов совершали далекие, тысячекилометровые походы.
В VII веке до н. э. скифы перешли через Кавказские горы и неудержимым потоком хлынули па юг—в цветущие области древневосточных рабовладельческих цивилизаций. Разгромив войска Урарту, Мидии и Ассирии, скифы прошли с огнем и мечом вплоть до Египта. Египетский фараон Псамметих поспешил откупиться богатыми дарами от их нашествия. Двадцать восемь лет длилось, по преданию, безраздельное господство скифов в Малой Азии. Затем они вернулись в свои степи. Когда же на развалинах древних государств Востока возникла великая персидская империя и царь Дарий I Гистапс попытался силой подчинить себе непокорных скифов, его попытка потерпела полный провал. Из огромной персидской армии в несколько сот тысяч человек, вторгшейся в 513 году до н. э. в Скифию, уйти восвояси удалось лишь жалким остаткам во главе с самим Дарием.
Но прошли века. Отшумели великие битвы и походы скифов. Скифское царство стало клониться к упадку. На западе сильный удар ему нанес Филипп Македонский (отец будущего великого полководца). Он разгромил войска 90-летнего скифского царя Атея и захватил большую добычу.
Но главная угроза надвигалась с востока. Кочевые племена сарматов, близкие скифам по языку и культуре, в IV веке до н. э. перешли Дон и двинулись на запад, постепенно подчиняя себе скифские земли. Этот мощный поток кочевых орд, хлынувший из азиатских степей, смел впоследствии даже память о скифах, растворив их в своей среде. И сейчас лишь высокие курганы да заметно оплывшие валы укрепленных скифских городищ напоминают нам об этой отдаленной эпохе.
Скифские памятники — немые страницы забытой летописи древнего народа, которая оживает теперь под лопатой археолога.
Давайте же заглянем вместе с археологами в некоторые из этих страниц и углубимся и далекую, седую старину, в мир ожесточенных битв и походов, в мир безжалостного порабощения побежденных народов, в мир своеобразной культуры, расцветшей в степях Причерноморья 2 500 лет назад.
Сокровище скифского царя
«…Когда у них умирает царь, они выкапывают большую четырехугольную яму. Изготовив ее, кладут труп в могилу на подстилке; по обеим сторонам втыкают копья, на них кладут доски и покрывают их камышом. В остальном пространстве могилы хоронят одну пз наложниц царя, предварительно задушив ее, повара, конюха, слугу и вестника (смерти), лошадей, по отборной штуке всякого другого скота и золотые фиалы. После всего этого они все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше».
Так греческий историк Геродот, живший в V веке до н. э., описывает похороны скифского царя, очевидцем которых он был, вероятно, сам.
Богатства скифских курганов издавна привлекали к себе внимание искателей легкой наживы. Большинство курганов было разграблено сразу же после их сооружения. Древние грабители прекрасно разбирались в сложной погребальной «архитектуре» скифских гробниц. Они прорывали длинные ходы-шахты от основания кургана, минуя насыпь, непосредственно к погребению и в случае удачи уносили самые ценные вещи из золота и серебра. Но иногда эти рискованные предприятия заканчивались трагически. Следы одной такой трагедии, разыгравшейся много столетий назад под гигантским холмом кургана, были обнаружены археологами при раскопках богатого скифского кургана в Чертомлыке (Приднепровье).
Погребение царя оказалось там частично ограбленным. Но грабители не успели выбраться на поверхность земли со своей добычей. Когда они пробирались по узкому подземному коридору вырытой ими шахты, земляные своды внезапно рухнули и погребли под собой непрошеных гостей. Археолога нашли там два человеческих скелета, около одного из них валялось серебряное ведерко, наполненное золотом скифского царя.
В XIX веке начались научные раскопки курганов. Вслед за учеными на запах на живы вновь потянулись авантюристы и грабители.
До сих пор неизвестно, в чьи руки попала большая часть скифских сокровищ — в руки ученых или в руки грабителей, сбывавших свою добычу частным коллекционерам. Поэтому находка не ограбленного скифского погребения представляет собой необычайную редкость и становится настоящим праздником для ученых-скифологов. А за всю историю раскопок были найдены считанные единицы нетронутых или потревоженных частично царских курганов скифского времени. Об одной такой находке, сделанной совсем недавно близ станицы Елизаветинской, в устье реки Дона, мне и хочется рассказать.
В 1959 году экспедиция Института археологии АН СССР начала раскопки курганной группы «Пять братьев». Особенно выделялся своими грандиозными размерами курган, находившийся в южной части могильника. Высота его достигала 9 метров, а диаметр — 62. Ученые, приступая к исследованию этого кургана, не питали особых надежд на сенсационные находки. Из старых отчетов им было известно, что и 1871 году именно этот курган копал археолог Хицунов, который углубился в насыпь и обнаружил погребение боевого коня. Однако несовершенная техника раскопок в то время не позволяла ученым раскрыть все тайны древнего памятника, и советские археологи рассчитывали добиться большего успеха.
Начало работы не предвещало ничего хорошего. В верхней части насыпи кургана были найдены казачьи погребения XVII— XVIII веков — явное доказательство того, что курган ограблен. Но работы все-таки продолжались. Мощные землеройные машины (бульдозер и скрепер) быстро сносили высокую земляную насыпь. Под ней открылся просторный склеп, сложенный из огромных каменных плит и перекрытый сверху накатом из бревен. Одна половина склепа оказалась начисто ограбленной. Но зато в уцелевшей его части археолога совершенно неожиданно для себя обнаружили нетронутое погребение скифского царя, содержащее множество драгоценных вещей.
На полу просторной гробницы лежал на спине скелет взрослого мужчины, ориентированный головой на запад. На черепе погребенного и вокруг него лежали золотые нашивные бляшки от головного убора. На шее — золотая массивная гривна, концы которой были украшены фигурками барсов, ожерелье из золотых колечек и медальонов. Вся одежда царя и даже его сапоги из тонкой кожи были покрыты золотыми бляшками с вычурным орнаментом. Безутешные подданные умершего правителя не только одели его в лучшие одежды и украсили самыми дорогими украшениями, но и позаботились о его комфорте в загробном мире. В гробницу были положены боевые доспехи и вооружение царя, драгоценные сосуды и чаши, греческие амфоры с вином, боевой конь в полном уборе. Всего в гробнице было найдено свыше 4 000 предметов, из них 1715 золотых. Общий вес золотых изделий превышал два килограмма.
Однако материальная стоимость находок не идет ни в какое сравнение с их художественной и научной ценностью. Среди них особенно выделяются золотой горит (налучье) и золотые ножны меча — настоящие шедевры работы древнегреческих мастеров. На золотой пластине., украшавшей ножны меча, мастер изобразил битву греков со скифами. Как видно, битва складывается далеко не в пользу греков, потому что их стратег в высоком шлеме и панцире (первый слева) вызывает подкрепление. Он не замечает опасности, которая грозит ему со стороны стоящего рядом скифского вождя, уже занесшего меч для решающего удара.
На золотых пластинах горита вверху показаны сцены борьбы зверей, а ниже изображены картины из жизни легендарного греческого героя Ахиллеса.
Именно эти две вещи — меч и горит — позволили ученым прийти к выводу, что погребение в кургане у станицы Елизаветинской принадлежало какому-то скифскому царю. Дело в том, что и в других известных нам курганах скифских царей: Чертомлыке, Солохе, Мелитопольском и других — были найдены абсолютно такие же предметы. Форма и размеры мечей и горитов из всех этих курганов совпадают до мельчайших деталей. А поскольку все они изготовлены греческими мастерами, то вполне очевидно, что происходят они из одного греческого центра и даже из одной мастерской. Какой-то неизвестный нам греческий мастер, выполняя заказы могущественных скифских правителей, изготовил для них несколько одинаковых предметов, которые разошлись потом по всей огромной территории Скифии — от Днепра до устья Дона.
Тайны воронежских курганов
Темной летней ночью 1905 года несколько крестьян из села Мастюгино, бывшей Воронежской губернии, крадучись, вышли за околицу и направились к черным горбам курганов, видневшихся на горизонте. Несколько дней назад по селу прошел слух, что в этих курганах зарыты несметные сокровища. Причем возмутителем спокойствия был один бойкий мужичок, приехавший с Украины навестить родственников. Там он неоднократно наблюдал процесс раскопок кургано и знал, что в некоторых из них находят золото. И вот, приехав па родину, он решил сам добыть клад, спрятанный в кургане. Вместе с ним отправились несколько смелых парней.
При свете фонаря крестьяне вырыли в одном из курганов глубокий колодец и добрались до толстого бревенчатого наката— перекрытия могилы. Прорубившись сквозь него, они проникли в обширную четырехугольную яму, в центре которой лежал человеческий скелет. К несчастью для науки, погребение оказалось необычайно богатым. Забрав золотые и серебряные предметы, мужики так же скрытно вернулись домой. А на следующий день копать бросились почти все жители села.
О грабительских раскопках узнал местный полицейский пристав. Он примчался в село, отобрал у крестьян некоторые находки, осмотрел древние курганы и… разрешил копать дальше.
Наконец, слухи о сокровищах из мастюгинских курганов дошли до Петербурга, и Археологическая императорская комиссия направила в это село опытного археолога Л. А. Спицына. Он доследовал ряд разрушенных крестьянами курганов и собрал несколько уцелевших находок. Но методика раскопок, применяемая А. А. Спицыным, была далеко не совершенной и в сущности, мало чем отличалась от грабительской: такая же яма-колодец в центре кургана. Поэтому, когда в 1960 году начались систематические раскопки мастюгинских курганов, было решено проверить еще раз и те курганы, которые исследовал в свое время Спицын.
Особый интерес вызывал одинокий большой курган, стоявший у обочины дороги. Правда, внешний вид кургана не внушал доверия. Огромная коническая воронка прорезала всю его верхнюю часть, лишая исследователей всякой надежды на достойное вознаграждение за свой тяжелый труд. Однако современная техника значительно облегчила работу. Огромный земляной исполин был снесен за 2—3 дня. Открылась большая могильная яма площадью около 45 квадратных метров. Сверху ее перекрывал мощный накат из бревен, опиравшийся на 17 вертикальных столбов. Перекрытие, не выдержав тяжести земли, давившей на него сверху, рухнуло еще в древности. Поэтому-то, когда в могилу проникли грабители, а позднее Спицын, им удалось найти лишь сам скелет погребенного да предметы, лежавшие непосредственно вокруг него. Дальше их не пустил завал.
Начали расчищать рухнувшее перекрытие. В самом углу ямы из-под земли показался вдруг округлый бок какого-то металлического предмета, позеленевшего от времени. Когда это место осторожно расчистили, то увидели не одну, а целых две драгоценных находки — бронзовую греческую гидрию с остатками позолоты и серебряный ритон. Там же лежали серебряные фигурки медведей, остатки железных наконечников стрел и много других вещей.
Благодаря этим находкам ученые установили, что курган был сооружен около V века до н. э. В то время на территории Среднего Дона жили племена, которые сильно отличались от скифов по языку и по культуре. Геродот называет их будннами. Он пишет, что «будины — большое и многочисленное племя, все голубоглазые и рыжеволосые… Вся их страна покрыта разнообразными лесами». Кроме того, мы знаем, что будины вместе с другими племенами принимали участие на стороне скифов в борьбе с персидским царем Дарием.
Земли будинов, расположенные на правом берегу Дона, подвергались постоянным нападениям кочевых племен, обитавших в задонских и заволжских степях. Поэтому будины были всегда начеку, постоянно жили в боевой готовности. Раскопки курганов на Среднем Дону раскрыли перед нами яркую картину суровой и тревожной жизни того времени. Почти все курганы содержат мужские погребения с оружием. Это значит, что все мужское население, от мала до велика, было воинами. Племенная знать составляла костяк войска. Закованные в железные чешуйчатые панцири, вооруженные длинными копьями и мечами, эти конные рыцари представляли собой грозную силу. Простые воины, составлявшие основную массу войска, были вооружены лишь копьями, луками и стрелами.
Плодородные земли, богатые дичью леса дарили свои плоды обитателям этого благодатного края. Широкий и многоводный Дон служил удобным торговым путем, он связывал земли будинов с Приазовскими степями. Там, в устье Дона, в V—IV веках до н. э. возникает греческая колония Танаис, сосредоточившая в своих руках значительную часть торговых операций с варварами, жившими на Дону и к востоку от него. Тесные связи с Танаисом и с другими греческими колониями поддерживали и будины. Почти в каждом их кургане археологи находят греческие амфоры — сосуды для вина, предметы роскоши и вооружения. В обмен на эти товары будины отправляли на юг хлеб, скот, пушнину и рабов.
Греческие колонии, возникшие в Северном Причерноморье в конце VII века до н. э., прочно обосновались там и вскоре завязали тесные торговые контакты с местными племенами Мы хорошо знаем, что греческие товары проникали далеко в глубь варварских земель. Например, известны находки бронзовых греческих зеркал на Волге и близ города Орска на Урале. Но как далеко проникали па север сами греки? Это до сих пор остается загадкой. Попробуй узнай, как попала та или иная греческая вещь к скифам? Может быть, она получена в обмен на зерно или скот. А может, эта вещь — часть добычи, награбленной лихими скифскими всадниками у греческих колонистов. Не исключено, что ее привезли на север и сами греки, совершавшие далекие торговые экспедиции в глубь скифских земель. В этой связи мне хочется рассказать об одном интересном открытии, сделанном несколько лет назад.
Много лет в Ленинграде, в Государственном Эрмитаже, хранился простой глиняный сосуд, найденный еще в 1909 году при раскопках скифского Немировского городища в Винницкой области. Простой, грубый горшок — их десятками и сотнями можно видеть в наших музеях — долгое время не привлекал к себе особого внимания. В 1959 году крупнейший советский скифолог, профессор Б. Н. Граков, во время своего приезда в Ленинград случайно обнаружил на сосуде какие-то едва заметные знаки. После тщательного изучения он установил, что на сосуде процарапана короткая надпись на греческом языке, которая гласит: «Получи меня по жребию». По особенностям написания букв ученый определил, что надпись сделана милетским шрифтом до 556 года до н. э.
«Ценность этой находки заключается в том, что греческая надпись была сделана на местном скифском сосуде. Содержание ее вполне соответствует греческим застольным нравам. Либо это был разыгранный на счастье сосуд с пиршественным напитком, либо — приз за победу в каком-то застольном состязании».
Таким образом, еще в VI веке до н. э. греки из Ольвии или с острова Березани (милетские колонии) проникали на север вверх по Бугу более чем на 300 километров. Скорее всего это были купцы. Причем их было несколько, так как сосуд должен был достаться одному из игравших. Кроме того, они должны были находиться на скифском городище довольно длительное время, если у них была возможность развлекаться по своим обычаям.
Предание об амазонках: легенды и действительность
Много столетий передается из поколения в поколение чудесная легенда об амазонках—сказочных женщинах-воительницах, создавших в Малой Азии свое независимое государство. Амазонки храбро сражались с любым врагом и почти не знали поражений. Любопытные сведения о них имеются в трудах Геродота. Он пишет, что после одной из битв греков с амазонками пленных женщин-воиnельниц отправили на кораблях в Грецию. Но в пути амазонки внезапно напали на экипажи судов и, перебив их, освободились из плена. Но они не умели управлять кораблями, и сильные ветры и морские течения пригнали суда к берегам Скифии.
Высадившись па берег, амазонки завязали дружбу со скифскими юношами, а впоследствии вступили с ними в брак. От этих браков, по преданию, произошел новый могущественный народ — савроматы, близкий скифам по языку и культуре. Савроматские племена кочевали к востоку от Дона, в заволжских и приуральских степях. Описывая обычаи савроматов, греческие авторы постоянно подчеркивают необычайно высокое положение женщины у этого кочевого племени. По их мнению, это объясняется тем, что савроматские женщины ведут свое происхождение от гордых амазонок: «Женщины савроматов вследствие такого происхождения исстари ездят верхом на охоту, ходят на войну, носят мужскую одежду. Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые из них умирают в старости безбрачными, потому что не могли выполнить этого требования» (Геродот, кн. IV).
На первый взгляд это описание воинственных савроматских женщин выглядит довольно фантастическим. Да и легенда о происхождении савроматов долгое время не вызывала особого доверия среди ученых. Однако интенсивные раскопки савроматских курганов, начавшиеся уже в годы Советской власти, заставили совершенно по-иному взглянуть на сведения античных авторов. Древняя легенда неожиданно получила веское подтверждение в виде вполне материальных находок. Лопаты археологов взломали печать времени и проникли в немое царство земли и каменных обломков, обнаружив там женские погребения с полным набором боевого оружия и конской сбруи.
Это сразу же заставило вспомнить древнее предание о конных женщинах-воинах. Особые почести, воздаваемые умершим женщинам при погребении, и тот факт, что вокруг древнего кургана с женским захоронением часто возникал целый курганный могильник, говорят о глубоком почитании женщин у савроматов, о культе матери-прародительницы. Но савроматские женщины были не только храбрыми воинами. В их руках находилось отправление всех религиозных церемоний, связанных с чрезвычайно сложной религией -савроматов. Только в женских погребениях встречаются переносные каменные алтарики, на которых совершались жертвоприношения. Судя по могилам, похороны жриц отличались особенно сложным ритуалом. В них клали кусочки особой краски, символизировавшей жертвенную кровь, мел, обладавший, по поверьям, очистительной силой, магические бронзовые зеркала, туалетные костяные ложечки с изображением зверей и другие ритуальные предметы.
Чем же объяснить наличие таких обычаев среди савроматских племен? Может быть, и вправду тем, что их женщины считали себя потомками амазонок? Нет. Проблема решается менее поэтично.
У савроматов, как и у многих других народов земного шара, долгое время сохранялись пережитки матриархата, характерного для более ранней ступени развития человечества. А древнегреческие авторы облекли вполне реальные факты, которые они наблюдали у варваров, в поэтическую форму. Так на свет родилась легенда об амазонках.
Аспирант Института археологии АН СССР В. Гуляев, Наука и жизнь, 1964 г., №3
narkop.ru
Тайны донских курганов - Достояние планеты
О курганах, больших и малых, разбросанных в бесчисленном множестве по всей донской степи, сложено немало легенд. Не так просто разгадать эти легенды: степные курганы упорно хранят свои тайны и с трудом даются в руки ученым-археологам.
Все знают о Танаисе — городе, вставшем из небытия. Далеко не все еще загадки этого удивительного и, как свидетельствую летописцы, неповторимого по красоте города, известны людям. А ведь каждый курган — это тоже целая эпоха, нам неведомая. Кто-то назвал их донскими пирамидами. Случайно ли? Вовсе нет. Недаром же и в Эрмитаже, и в Государственном историческом музее в Москве, и в местных музеях бережно хранятся многие уникальные памятники седой старины, найденные археологами в степных курганах. Они по праву соперничают с тем, что найдено при раскопках пирамид в Древнем Египте.
Сто с лишним лет назад заступы археологов открыли миру сокровища Танаиса. По тому времени это было почти сенсацией. Но еще более изумились археологи, когда вслед за Танаисом на западной окраине Новочеркасска был случайно открыт богатейший клад в кургане Хохлач. То были сокровища сарматской царицы, правившей в I веке н. э. Еще и сейчас посетители Эрмитажа восхищаются этими искусными изделиями древних мастеров-ювелиров.
После того курганы радовали ученых-археологов все новыми и новыми находками. У станицы Мигулинской нашли золотой сосуд с резной ручкой в виде оскалившегося хищного зверя. По резьбе надпись: «Тарулис — сын Ксеванока делал».
Когда прокладывали железную дорогу из Таганрога в Ростов, выкопали у реки Мокрого Чулека богатый женский убор из семи крупных золотых блях, украшенных цветным стеклом и смальтой, перстни, усыпанные драгоценными камнями, и золотые браслеты.
Но, пожалуй, самыми удивительными оказались находки в кургане Пяти братьев, что неподалеку от хутора Колузаево. Если приходилось вам плыть теплоходом из Ростова в Азов, вы, наверное, видели с палубы эти громадные с плоскими шапками сторожевые холмы у крутоярья.
Археологи пришли сюда еще в прошлом веке, одна экспедиция сменяла другую, но каждую постигала неудача: почти все погребения оказывались ограбленными. На курганы Пяти братьев уже совсем махнули бы рукой, если бы не открытие Валерия Шилова, сделанное в 1959 году.
Впрочем, и Шилов едва не потерял надежду что-нибудь здесь найти, хотя в его распоряжении была отличная техника — скреперы и бульдозеры. Уже начиналась осень, зачастили дожди, низовка нагнала с Азовского моря много воды, оставались незатопленными лишь сами курганы да небольшой участок суши. Шилов не отступал, продолжая работы даже ночью при фонарях и факелах, он торопился узнать истину до наступления холодов.
А узнать было нелегко. Как-то на самой глубине пробитого рабочими шурфа нашли монету с изображением... Николая I. Значит, кто-то уже побывал здесь. Стоит ли копать дальше? Может быть, прекратить работы и вернуться в Ростов?
И вдруг на глубине почти девяти метров нашли то, что искали — каменную кладку склепа с длинным, тоже каменным, коридором. Одно из погребений оказалось ограбленным (как обычно — еще в незапамятные времена), а другое, к счастью, было нетронутым. Находка была редчайшей и могла сравниться лишь с той, что обнаружили в знаменитом Чертомлыцком кургане на Украине сотню лет назад. И дата та же — примерно IV век до н. э.
В склепе нашли не только замечательные ювелирные изделия, но и оружие погребенных, посуду, утварь. Поразила красотой, тончайшей филигранностью золотая обкладка футляра для стрел. Древний мастер изобразил на золотых ножнах сцены из жизни известного героя греческой мифологии Ахилла с юных лет до самой смерти. А в ларце у изголовья погребенного было золотое ожерелье, золотые бусы и около тысячи маленьких золотых пластинок с изображениями грифонов, сфинксов и даже богини Артемиды.
Почти четыре килограмма золота было в склепе. Так еще раз подтвердилась гипотеза о тесных экономических связях скифской родо-племенной аристократии со столицей Боспорского царства — городом Пантикапеем. Эти драгоценности чеканились в мастерских боспорской столицы, а оттуда ввозились на Дон и на Украину.
Но не только золото было в курганах. В одной из ям, выложенных камышом, наткнулись на скелет лошади, украшенной когда-то роскошной уздечкой. В соседних со склепом нишах взорам археологов открылись десятки амфор самой причудливой формы с остатками еды — покойника обряжали в дальнюю дорогу всем, что окружало его в земной жизни. Не забыли положить ему в склеп даже обломок домашнего очага — пусть он и в потустороннем мире приобщится к теплу и уюту.
На амфорах, найденных в курганах Пяти братьев, на золотой обкладке ножен археологи увидели сюжеты из древней мифологии.
Но человек древности отдавал дань не только мифологии. Когда три года назад у Новочеркасска раскопали курганы, соседствовавшие со знаменитым Хохлачом, нашли большой медальон с вполне реалистической картиной сбора винограда: обнаженный сборщик взобрался на дерево, обвитое лозой, а товарищ его, стоя на земле, подставляет корзину. По времени — это тот же IV век до н. э.
И уже совсем недавно, поблизости с Танаисом, археологи нашли в старом кургане клад, который, как показали исследования, на двадцать тысяч лет старше самого города. Не за два века, а за целых двести веков до рождения Танаиса человек, живший в этой степи, отправил письмо в грядущее! Знал ли, ведал он, что прочесть его будет суждено далеким потомкам, которые не только перестанут бояться темных сил природы, но и пошлют своих полпредов в космическое пространство.
Человеку древности доставляли много забот поиски кремня — сырья для изготовления оружия. Охотники-кроманьонцы, жившие в низовьях Дона, тоже искали этот кремень в долинах Миуса и Тузлова. Именно здесь археологи и обнаружили древние мастерские, в которых с желваков кремня скалывались пластины и отщепы. На охотничьих стойбищах эти своеобразные «заготовки» обрабатывались, превращаясь в ножи, резцы, пилки, наконечники копий.
Орудия эти были зарыты глубоко в землю. Вряд ли охотник, заполучивший такое ценное для него сырье, стал бы прятать его от друзей.
Вероятнее всего, он встретился с «чужеземцами» и, предвидя опасность, укрыл пластины в пещере, а потом не смог их найти, если не сложил голову в кровавой схватке.
Об этом поведало нам «письмо», попавшее в руки археологов.
Рассказ о сокровищах будет далеко не полным, если я не скажу об ископаемых южных слонах — предшественниках мамонтов. В одном только ростовском карьере собраны останки более двухсот пятидесяти этих животных-гигантов, обитавших задолго до появления человека на земле. Правда, как правило, находили лишь разрозненные кости — челюсти, зубы. Полных же скелетов на Дону не было найдено ни разу (да и всего-то на юге страны нашли лишь три).
Но четвертый скелет все-таки был обнаружен в низовьях Дона. Нашел его старожил Гаврила Петрович Игнатов — в высоком обрыве, подмытом паводком. Когда палеонтологи начали раскопки, обнаружили рядом со скелетом взрослого слона еще один — молодого.
Южные слоны не были редкостью в придонских и приазовских степях миллион лет назад. Жили они в густых пойменных лесах, порядком оскудевших за многие тысячелетия. Судя по найденным останкам, такой слон достигал четырех с половиной метров высоты. Это куда солиднее нынешних индийских и африканских слонов. Но хищниками южные слоны не были. Массивные резцы-бивни лишь помогали исполину прокладывать себе дорогу в придонских джунглях. Питались они зеленью и листвой.
Между прочим, в одном из залов краеведческого музея в Ростове вы можете увидеть череп этого ископаемого великана.