Печати древние. Новости археологии: в Израиле найдены древние печати.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Печать Прометея или штампы античного мира. Печати древние


Древние израильские печати | Блог компании "Гравировщик"

вифлеемская пломба

Речь идет о миниатюрных предметах размером с копейку, но огромной исторической ценности. Первая пломба печать с 2700 – летней историей была найдена израильскими археологами вблизи Иерусалима. Эта пломба может доказать, что город Вифлеем, описанный в Ветхом Завете, действительно существовал.

Крошечный артефакт является частью древней печати – самой старой из ранее найденных и связанных с местом рождения Иисуса. По мнению экспертов, само существование пломбы печати ясно свидетельствует о том, что Вифлеем был не просто легендарным библейским городом, но и местом оживленной шумной торговли с близлежащим Иерусалимом.

вифлеемская пломба

Эли Шукрон, возглавляющий эту археологическую экспедицию, сказал, что значимость находки определяется тем обстоятельством, что имя Вифлеем впервые появляется за пределами библейского текста этого периода.

Пломба печать имеет полтора сантиметра в диаметре, и датируется периодом восьмого - седьмого века до нашей эры, в то время, когда еврейские цари царствовали в Древней Иудее, за 700 лет до рождения Иисуса. Подписи были сделаны на древнем иврите того же времени. Керамика, найденная поблизости, также датируется тем же периодом, сказал он.

пломба

Пломба печать, известная как "финансовая булла", использовалась для опечатывания административного налогового документа, посланный из Вифлеема в Иерусалим – столицу еврейского государства того времени. Чтобы найти артефакт, археологи были вынуждены перекопать тонны грязи и песка около старых городских стен Иерусалима.

На печати – несколько строк:

  • первая из которых гласит «в седьмом», что, скорее всего, обозначает год царствования
  • вторая строка, собственно, само слово «Вифлеем».
  • на третьей выбито слово «мелех» - царь.

Некоторые буквы с течением времени стерлись, но слово Вифлеем, по словам нескольких независимых экспертов, читается ясно.

В настоящее время науке известны около 40 подобных пломб печатей, датируемых этим историческим периодом. Но, ни на одной из них не был упомянут Вифлеем. Археологические раскопки в настоящее время проводится в национальном парке в районе Сильван, известный евреям как "Город Давида". Еще одна печать была найдена археологами возле Иерусалима, в Иудейской пустыне – недалеко от старинного монастыря Святого Саввы Освященого.

Изготовлена она была ориентировочно 800 лет назад и использовалась для опечатывания писем. Пломба была прикреплена к древнему документу.

«Это чрезвычайно редкая находка, так как на сегодняшний день подобные печати нигде и никогда не были обнаружены", - говорят Беньямин Сторхам и Беньямин Долинка – специалисты по израильским древностям.

Этот тип печати относится к так называемым буллам, состоящим из двух дисков, между которыми вставлялось письмо. Открыть письмо можно было, только сломав буллу, поэтому такая пломба использовалась для защиты от нежелательного вскрытия.

пломба

На одной стороне печати был изображен образ бородатого человека византийской эпохи в гиматии (тоге), крестом в правой руке и Евангелием в левой. На другой стороне была выбита надпись: "Это печать Лавры Святого Саввы Освященного." (Монастырь также имеет название Великая Лавра Мар Саба и относится в православным монастырям с кластером пещер для монахов отшельников).

«Мар Саба был монастырем, играющим важную роль в делах Иерусалимского королевства в период господства крестоносцев (11-12 вв н.э.) и поддерживающим тесные отношения с правящей королевской семьей. Очень возможно, что найденная пломба была частью активов монастыря в этот период" – говорит археолог Роберт Кул.  

Еще одна редкая находка была обнаружена археологами при раскопках могилы богатого хананеянина близ города Тель Шадуд.

Это была золотая печать с выбитым символом скарабея и именем Сети, прикрепленная к кольцу и используемая для опломбирования документов.

Обращение к египетскому символу - скарабею, появившемуся в Древнем Египте при правлении фараона Сети I, правившего Египтом в тринадцатом веке до нашей эры, не является чем-0то необычным, так как эти районы в древности были египетскими административными центрами.

пломба

Уже в первый год своего правления (1294 до н.э.) здесь вспыхнуло восстание против Сети I. Но Сети завоевал этот регион и установил египетское правление в Ханаане. Имя SETI на ​​печати символизирует силу, защиту, прочность бога солнца Ра - одного из самых важных божеств в египетском пантеоне. Крылатый Урей (кобра) - защитник фараона и имя государя хорошо видны на печати.

Таким образом, археологические исследования помогли установить примерную дату погребения.

В НАШЕМ КАТАЛОГЕ НЕТ ДРЕВНИХ ИУДЕЙСКИХ ПЕЧАТЕЙ, НО ЕСТЬ СОВРЕМЕННЫЕ  РОССИЙСКИЕ ПЛОМБЫ: ЗПУ БОЛТОВОГО ТИПА И ИНДИКАТОРНЫЕ ПЛОМБЫ.

www.gravirovshik.ru

История печатей

История возникновения печатей

Печати возникли в древние времена на Востоке, и их появление было связано с бурным развитием торговли. Печатями скреплялось оформление первых торговых договоров. Предположительно первые печати появились в древнем Египте и Вавилоне.  Также печатями издревле пользовались в Китае, а на Руси они, по мнению историков, появились где-то в Х веке.

Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю возникновения печатей в древнем Китае и прочитать про то, как возникло и развивалось изготовление печатей в нашей стране, со времен древней Руси и до наших дней.

Печати древнего Китая

Первые печати, которые использовали в древнем Китае, выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах. Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников. Причем потеря печати чиновником строго наказывалась. За утерю печати чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить. Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати полежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей строго каралась ссылкой, а иногда и смертной казнью.

Интересным моментом в истории печатей древнего Китая стало то, что печати здесь постепенно превратились в настоящее произведение искусства. Производство печатей ставили наравне с искусством каллиграфии, живописи или поэзии. Мастер, изготавливающий печати, должен был обладать многими незаурядными умениями. Он должен был знать и следовать законам композиции, быть прекрасным каллиграфом, а также мастером гравировки. Не допускалось никакое отклонение от общепринятых канонов.  Мастер должен был на ограниченном пространстве печати изобразить несколько иероглифов, разместив их по законам композиции, чтобы достичь максимального эстетического эффекта. Именно поэтому древние китайские печати были отнесены к культурному наследию Китая, а имена мастеров вошли в историю.  

Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни. Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.

На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди.  Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал  «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

Печати древней Руси

Первое упоминание о печати на Руси относится к Х веку. Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы. Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты. Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности послов и купцов древней Руси. Нет однозначного мнения о том, что же это были за печати. Некоторые исследователи полагают, что это были пластины или бляхи, которые вешались на шею, но большинство все же считает, что печатями, также как и в Европе, служили перстни.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений. В Новгороде археологи обнаружили деревянные цилиндры, датированные 70-м годом Х века, на которых были изображены княжеские знаки или надписи «княже». Эти цилиндры могли подобно замкам закрывать мешки с пушниной и различные сосуды, как правило с серебром, для того, чтобы дань, принадлежащую князю, никто не мог вскрыть по пути.

В Древней Руси печать служила скорее удостоверением личности, а в торговле могла выполнять роль пломбы или клейма.

Постепенно вид и назначение печатей менялись и во времена русского средневековья печатями служат круглые металлические предметы с изображениями на обеих сторонах. Такие печати назывались «буллы», а древнейшей считается печать князя Святослава Игоревича, на которой изображен знак Рюриковечей  — трезубец (около 945-972 гг).

Постепенно печати стали применяться для скрепления или запечатывания документов. Печати заменяли подписи князей, которые выдавали жалованные грамоты или заключали договора с другими князьями или государствами.  Именно такие печати изучает историческая наука сфрагистика («сфрагус» в переводе с греческого означает печать) или сигиллография («силллум» — это печать в переводе с латинского).

 Ученые разделяют печати на две группы по способу скрепления ими документа. Первая группа — это так называемы вислые печати. Они были оттиснуты специальными щипцами и привешивались на шнурках к документу. Вторая группа — это прикладные печати, которые были оттиснуты различными штампами, в том числе перстными.

На Руси на протяжении почти пяти столетий пользовались вислыми металлическими печатями по образцу византийских. Они изготавливались из свинца, серебра, серебра с позолотой или даже золота. В середине же XI века начинают возникать печати «греко-русского» типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой имелась греческая благожелательная надпись.

Большинство князей пользовались печатями, на обеих сторонах которых изображались святые. Это объясняется тем, что у князей, как правило, было два имени — мирское (светское) и дано при крещении (христианское). Изображения двух святых на лицевой и оборотной стороне печати указывало на христианское имя и отчество князя. Мирское же имя, как правило, употребляли в летописях. Подобными печатями пользовались новгородские, киевские, черниговские, смоленские и другие русские князья. Кроме князей печати или «буллы» имелись у церковных иерархов — митрополитов и епископов. Также они были у представителей администрации князя. Со времен древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых «булл», которые были найдены археологами.

С 14 века печати начинают постепенно изменяться. Например, на оборотной стороне княжеской печати начинают писать имя и титул владельца, а на лицевой сохраняется изображение святого покровителя. В течение 14-15 веков металлические «буллы» начинают постепенно вытесняться восковыми вислыми и прикладными печатями. На них появляются светские изображения (исключения составляли печати церковных иерархов), а также надпись вокруг изображения (круговая легенда), в которой указывалось не только имя, но и должность владельца. Подобные печати стали активно применяться в различных учреждениях и государственных службах и к концу 15 века практически вытеснили печати из металла. Это связано как с дешевизной воска, так и с заменой пергамента на бумагу. Что касается князей, то вместо металлических «булл» они постепенно начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, которые обычно вставляли в металлический ободок.  

Печати Московского Государства

В последние годы своей жизни князь Василий II пользовался восьмигранной геммой с изображением льва, терзающего змею. Затем эта печать перешла к его сыну, Ивану III, который и пользовался ей почти четверть века, изменив естественно только имя владельца. Но когда объединитель русских земель создавал общегосударственную печать, он выбрал для нее другое изображение: на лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел. Этой печатью пользовались на протяжении 16-18 столетий. Княжескую или царскую печать обычно хранил один человек, должность которого называлась печатник, а в начале 17 века возник специальный печатный Приказ.

Постепенно Московское государство разрасталось, укрепились органы власти, сформировался административный аппарат, увеличилось количество документации. С 17 века печати стали широко использоваться различными учреждениями.  Например,  приказ Большой, который распоряжался государственными финансами имел печать с изображением весов и надписью «Печать казенная Приказу Большие казны». На печатях иных государственных структур изображение часто отсутствовало, имелась только надпись. На печатях городов и различных земель имелись изображения, которые позже вошли в городские гербы.  До наших дней дошла печать Смоленского княжества: пушка на лафете, а на стволе пушки изображена райская птица. Во второй половине 17 века у русского правителя было уже более десятка различных печатей, которые усложнялись по мере присоединения все новых и новых земель. Новые цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая изготавливалась отдельно от основного изображения и матрица, которая была съемной.

Печати Российской Империи и СССР

В самом начале своего правления Петр I использовал старые печати, а затем приказал вырезать несколько новых. Новые печати отличались расположением гербов на крыльях орла и наличием цепи ордена Святого Андрея Первозванного, которая окружала щиток с орлом и императорскую корону над щитком. Для новых печатей была характерна краткость титула.

В 30-е годы 18 века императрица Анна Иоановна пригласила в Санкт-Петербрг знаменитого европейского гравера Иоганна Гендлидера, который вырезал новую государственную печать с могучим двуглавым орлом. Эта большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу и выполненная в высокохудожественной манере служила русским царям более ста лет — до конца царствования Николая I.

Также государственный герб появился и на печатях государственных учреждений и ведомств. По велению Екатерины II в каждом городе была учреждена своя печать, на которую помещалось изображения герба города.

Созданное в 1917 году временное правительство поместило на свою печать двуглавого орла, но без короны, скипетра и державы и без всадника.

Советское государство, естественно, отказалось от старых символов. Работа по созданию новой печати была начата в 1918 году и в качестве изображения была выбрана эмблема «Серп и молот». Надписи на печати были следующие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Все органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема «Серп и молот».

 

rum-pechati.ru

История печатей (штампов, оттисков) | Полезные советы и рекомендации

История печатей (штампов, оттисков)

Первые штампы возникли в давние времена, еще до возникновения письменности. В ранних обществах, таких, как Древний Египет, печати использовались, прежде всего, как гарантия выполнения торговых и политических соглашений. До наших дней дошли древнеегипетские печати с изображением жука-скарабея на одной из сторон. Первые штампы создавались в форме цилиндра, на который наносился требуемый текст. Цилиндр катали по куску глины, и когда глина высыхала, на ней сохранялась необходимая информация. Кроме того, штампами пользовались для защиты важных документов от подделок. Кстати, владеть личной печатью было столь же актуальным, как и продвижение сайтов сегодня.

Печати древности

Древние римляне также преуспели в искусстве создания печатей. Они сворачивали в трубочку или в квадрат необходимый документ, далее шла нитяная шнуровка, скрепляющаяся воском, в который и вдавливалась печать. Чтобы прочитать документ, надо было сорвать печать. Таким способом и обеспечивалась сохранность всех секретов.

В Византии активно использовали штампы для фиксации политических, юридических договоров  и идентификации. Активно применялись оттиски и в Киевской Руси. Киевские князья имели печати-перстни и печати из драгоценных металлов (золото, серебро), на которых изображались святые мученики, библейские сюжеты, Иисус Христос. На Руси штампы были необходимы, прежде всего, в торговле для обозначения принадлежности товара конкретному купцу и для подтверждения личности.

 

В Древнем Китае оттиски употреблялись как своеобразные клейма, свидетельствующие о принадлежности тех или иных вещей и документов своим владельцам. Считается, что идея копирования документов пришла к нам из Древнего Китая. На камнях высекались изречения известного китайского философа Кун Цзы (Конфуция). Затем брались мокрые бумажные листы и вдавливались в камень,  по листу прокатывался валик с краской, и текст становился читаемым.

  

В Древней Японии наличие собственного штампа было свидетельством принадлежности к высшему классу, императорскому роду. При этом печати могли вырезаться из простого дерева и костей животных. Сегодня личные штампы активно используются и очень популярны в Японии и Китае.

От Средневековья до наших дней

В средневековой Европе печати существовали в виде перстней, на которых был изображен гербовой знак рыцаря. Интересно то, что высшие слои населения использовали красный сургуч для печати. Документ скатывался в трубочку, перевязывался нитью и скреплялся непосредственно печатью. Зажиточные граждане использовали перстни, на  которых была изображена монограмма или родовой герб. Поскольку тогда практически никто не умел писать, оттиск перстня использовался в качестве подписи и удостоверения личности владельца.

Даже Римский Папа имел перстень-печатку, который подтверждал подлинность документов Ватикана. Когда Папа умирал, перстень уничтожался, и для нового Папы создавался новый штамп. Материалы для производства папских оттисков использовались самые разные – свинец, стекло, хрусталь, позолота с вкраплениями полудрагоценных камней.

На протяжении веков производство печатей совершенствовалось, и сейчас мы имеем самые простые и удобные в использовании штампы. До настоящего времени не известно, когда и кем была выдвинута идея изображения в виде оттиска. Тем не менее, она оказалась гениальной. Современное общество не мыслит себя без использования печатей в повседневной жизни вне зависимости от исторического развития, вероисповедания и географического положения страны.

www.polezno.com

Какие печати применялись на Руси?. Кто есть кто в истории России

Какие печати применялись на Руси?

В древней Руси печать выполняла разные функции. Она не только удостоверяла подлинность документа, но и представляла собой аналог верительной грамоты, отражая полномочия того, кто предъявляет документ. В договоре князя Игоря с греками, подписанном в 944 году, специально оговаривалось, что направляемые в Грецию послы должны предъявлять документы с позолоченными печатями, а гости (купцы) – с серебряными.

На древнерусских документах в основном применяются вислые печати. Они привешивались к грамоте на специальных шелковых или льняных шнурах. Печати также отличались по материалу: главные печати изготовлялись из свинца и покрывались слоем золота или серебра.

Для изготовления вислых печатей применяли специальные двусторонние матрицы. Они имели форму щипцов и изготовлялись из металла. В Печатном приказе даже была предусмотрена должность мастера по изготовлению печатей и тисков.

Наиболее важные документы снабжались печатями, привешенными на кожаных ремешках. В частности, найденная археологами печать старшего сына князя Владимира Изяслава Владимировича привешивалась на тонком кожаном ремешке со специальным тиснением.

Золотые печати, как правило, привешивались к трактатам – договорам, заключаемым с другими странами. В период татаро-монгольского ига золотые печати стали привилегией татарских царей и царевичей.

Лишь в процессе усиления Русского государства золотые печати стали использовать и русские правители. Первыми такие печати появились на шертных (от древнерусского шерть – присяга) грамотах – документах, обещавших защиту и покровительство татарским князьям, принявшим русское подданство.

Серебряными печатями пользовались мелкие княжества, входившие в состав Русского государства. В большинстве же случаев использовались свинцовые печати.

Только с конца XIV века на документах появляются прикладные печати. Обычно они изготавливались из воска. Для упрочнения печати в нее пропускали тонкую бумажную ленту.

На государственные бумаги прикреплялись воскомастичные печати. Их изготовляли из воска, к которому была добавлена цветная мастика. Как правило они были красными или черными. Обычно печатью красного цвета отмечали подлинник документа, а на всех копиях ставили печать черного цвета. Иногда в документе специально оговаривали, что под подлинной грамотой стоит печать красного воска.

Иногда встречаются и противоположные подтверждения. Так, на многих монастырских документах, где стоит печать из черного воска, подписью дьяка подтверждена ее подлинность.

Восковые и мастичные печати также изготовлялись с помощью специальных матриц. Чтобы печать лучше прикреплялась к бумаге, в документе прорезали 2 небольших отверстия на расстоянии около двух сантиметров друг от друга.

Через них пропускали узкую полоску бумаги, сложенную вдвое или вчетверо. На эту полоску прикладывалась печать. Такие печати назывались отворчатыми. Для предохранения печати ее прикрывали сверху бумажным кружком – кустодией (от латинского custodia – стража, охрана).

Чтобы увидеть печать, нужно было отогнуть кружок. Печати «под кустодиею» прикладывались к жалованным документам и другим бумагам, исходившим от самого царя.

С начала XVII века входят в употребление сургучные печати. В них также сохраняются цветовые различия. В частности, красным сургучом запечатывались приказные документы, а почтовые и прочие бумаги запечатывались сургучом черного или коричневого цвета.

В конце XVII века входят в употребление «копченые печати». Для них изготовлялась металлическая или каменная матрица. Перед приложением печати ее коптили на свечке. Приложив к бумаге, печать прижимали с большой силой. Поля матрицы давали ровный черный отпечаток, а вырезанный на ней рисунок оставался белым. Подобным образом удостоверена подлинность большинства таможенных документов того времени.

Матрицы для сургучных печатей изготовлялись из серебра и золота. Так, сохранились документы, в которых описано изготовление золотой печати для города Ярославля. Там говорится, что одновременно с самой печатью был изготовлен ящик, оклеенный атласом, и специальный мешочек из бархата для хранения печати.

«Копченые печати» продолжали употреблять вплоть до середины XIX века, когда им на смену пришли штампы из каучука.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Вопрос 18. Княжеские печати Древней Руси.

Княжеские печати по своему типу делятся на печати XII – нач. XIV вв. и печати XIV - XV вв. Первый тип печатей характерен главным образом для печатей князей, приглашенных в На древних новгородских грамотах и на договорах Новгорода с разными князьями встречаются следующие свинцовые печати архиепископа Новгородского, а именно на грамотах 1305 и 1308 гг. архиепископа Феоктиста: лик Богоматери с Предвечным Младенцем на персях, с боков надпись: Μρ.Θγ (Матерь Божья) [с тилами над каждой парой литер; - Прим. ред. сайта], а на обороте: Фектист Архиепископ Новгородский (табл. VIII, рис. 1)(1). Такое же изображение, отличающееся, впрочем, красотою отделки, было у архиепископа Новгородского Давида(2)(имя это означено на обороте печати), но нет титл: Μρ.Θγ, - которые опять являются на печати архиепископа Алексея(3). Позднее, а именно в XVI в., у новгородского архиепископа в печати видим благословляющую руку, слева, справа и сверху ее по ветке(4), а вокруг надпись; но что прежнее обычное изображение не было вовсе оставлено, тому служит доказательством печать архиепископа Новгородского Александра, приложенная к приговоркой грамоте всего духовенства о монастырских вотчинах 1580 г.: на печати этой видим с одной стороны Матерь Божию, а с другой три деревца, в виде виноградных лоз и вокруг надпись: Александр Великого Нового[рода] архиепископ(5). Считаем также нелишним отметить при этом печать одного из архиепископов Новгородских Евфимия (их было три от 1423 по 1451)(6), сохранившуюся на жалованной грамоте, данной, по его благословению, посадниками новгородскими Сергиевскому монастырю в Маковце на разные преимущества: первая по порядку с левого края печать, без сомнения, владыки Новгородского, хотя, против обыкновения, на ней нет надписи с его именем. На печати этой изображен с одной стороны восьмиконечный крест, у подножия его эмблема победы, одержанной над смертью, - мертвая голова, с правой стороны креста копье, с левой дерево, а по бокам надпись: Ис. Хр. Hi-ка. На обороте образ Божией Матери в фелони, стоящей с подъятыми руками, и Младенец у ее сердца. Надписи: Μρ.Θγ. Ic. Хc. [с тилами над двумя последними парами литер. - Прим. ред. сайта] 6Новгород. В XII в Новгород стал феодальной республикой, в которой власть князя (впоследствии наместника князя) была ограничена. В этих условиях княжеская печать перестала быть регалией княжеской власти. Она превратилась в средство контроля за княжеской деятельностью со стороны республиканских органов.

На княжеских печатях XII – нач. XIV вв. нет указания на имя и титул князя. Печати этого типа называются анонимными. На них изображался патрональный святой – князя владельца печати и его отца. В случае помещения одного патронального святого, на другой стороне печати помещалось изображение Иисуса Христа, креста, Богоматери, сокольника или княжеский знак Рюриковичей.

Наибольшее распространение в период феодальной раздробленности в XII – нач. XIV вв. приобретают печати с патрональными изображениями двух святых. Такие печати известны при документах. Были они найдены и во время раскопок в отрыве от документов. Примером печати такого типа является печать князя Александра Ярославовича Невского. На печатях на одной стороне изображен св. Александр в полный рост со щитом и мечом, на другой - св. Федор – также в полный рост с мечом или копьем. Таким образом, здесь изображен святой, имя которого носил отец Александра – Великий князь Ярослав Всеволодович.

Печати с двумя патрональными изображениями принадлежали не только князьям, связанным с Новгородом. Такие же печати в XIII в имели смоленские князья.

На печати мог быть изображен один патрональный святой. На другой стороне таких печатей помещались разные эмблематические изображения, часто изображался Иисус Христос или крест. Такие печати встречаются в XIII в. при документах.

На печати с патрональным изображением святого на другой стороне иногда помещался сокольник, т.е. всадник на коне с птицей в поднятой руке

С XIV в. Тип княжеских печатей меняется. Изображение пока оставалось прежним. На печатях продолжают помещать патрональных святых. Но характерной особенностью этого типа печати является наличие надписи, которая указывает на принадлежность печати тому или иному князю. Надпись иногда занимает всю оборотную сторону печати. Она содержит титул и имя князя. Печать такого типа принадлежала Великому князю Московскому Ивану Даниловичу Калите. На печати, которой скреплена его духовная грамота, изображен Иисус Христос в рост с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По сторонам изображения расположены слова «Печать» и «Великого». На другой стороне печати помещено изображение святого Иоанна Предтечи с поднятой благословляющей рукой и свитком в левой и продолжение надписи «князя Ивана».

studfiles.net

Печать Прометея или штампы античного мира

Главная> Блог > Печать Прометея или штампы античного мира

Время создания и внешний вид самых первые печатей сейчас неизвестно никому. Мы знаем, что печати стали символом власти во времена первых империй античных времен. Печать использовалась как персональный знак властителя Египта, Вавилона, Персии и Ассирии и представляла собой обработанный камень с выбитыми на нем символами и рисунками. Упоминания о каменных печатях можно встретить даже в Ветхом Завете.

Когда древние античные империи оказались под властью греков, а потом римлян к ним перешла и древняя традиция применения печатей. Греки называли печати сфрагис (отсюда и название науки сфрагистики, которая изучает печати и штампы). В Древнем Риме сенаторы и сановники имели перстни – печатки тончайшей работы для утверждения личным оттиском важных указов и документов. Такие перстни часто передавали потомкам по наследству, что дало начало такому понятию как фамильные печати.

После падения империи римлян европейские государственные властители переняли традицию личных печатей, как символа власти и могущества. Государственные печати начали изготавливать из таких материалов, как золото, серебро, бронза, свинец, сургуч и воск. Печати стали сложнее, их начали делать двухсторонними. У печатей появилась новая функция. Кроме замены личной подписи, они гарантировали сохранность ценных писем. Размер печати становился небольшим, чтобы ее удобно было всегда носить при себе, например, в виде перстня. Бумагу сворачивали трубочкой или складывали конвертом, оборачивали в холст и прошнуровывали ниткой, концы которой скрепляли восковой печатью.

Наш блог о печатях и штампах расскажет Вам самые интересные легенды, доказанные и недоказанные современными историками! Чтобы определить даты появления первых печатей ученые обращаются даже к мифам и легендам. И что самое интересное, мифическая информация находит свое подтверждение в исторических источниках. Историк Плиний Старший записал легенду о первой печати в античном мире.

Легенда гласит, что круглая печать была сделана из куска той самой скалы Кавказских гор, к которой был прикован Прометей. Оправа печати была изготовлена из звена цепей, которыми слуги Зевса приковали титана к скале. Печать имела форму перстня и была подарена восставшему Прометею Зевсом при его освобождении. Перстень был как будто символом цепей и скалы. Прометей не снимал перстень, значит, символично был всегда под властью оков. Печать Прометея считается прообразом всех печатей в истории человечества.

В конце статьи Вы найдете ссылку на онлайн конструктор печатей и штампов, где сможете создать легендарную печать самому. Там можно найти и шаблоны печатей. Прометей – это герой, который по легенде принес добро всему роду людскому. Поэтому сделать печать в виде перстня с изображением Прометея считается вестником удачи.

Интересно знать, что у легенды о печати Прометея, кроме письменных доказательств есть еще и вещественные. В польском городе Краков хранится древнейшее бронзовое зеркало, которое было сделано этрусками. На нем изображено освобождение титана Кастором и Гераклом. Одна из сцен изображает передачу Кастором Прометею круглого предмета. По мнению современных историков это и есть доказательством существования печати Прометея.

И помните, что с помощью нашего конструктора штампов и печатей https://mystampready.com/ru/ можно удобно скачать печать или заказать печать онлайн, быстро создать любой эскиз печати или штампа, даже похожую на античные рисунки, а также купить печать в любом удобном для Вас месте, оплатив заказ по безналичному расчету.

 

Дата публикации 2017-10-24

Предыдущая Следующая

mystampready.com

Сфрагистика — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Печати — это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.).

С древнейших времен печати служили для удостоверения документов. Самые старые из известных нам печатей находят при раскопках Древнего Египта и Месопотамии. Они вырезаны из цветных камней и имеют цилиндрическую форму с искусно вырезанными знаками. Попадаются печати и в форме жуков, зверей и т. п. Их прокатывали по глиняным таблеткам с документами, пока глина была еще сырой. Особенно распространены храмовые печати. Об употреблении печатей свидетельствует Библия; печать, посох и перевязь, как можно понять из книги Руфь, были основными средствами идентификации личности.

У греков и римлян в античное время печати принимают вид перстней (щитков), оттиски которых на воске и различных мастиках прикладывались к важным документам. О наличии печати в документах упоминается особо.

В средние века, когда грамотность была редким явлением, печать заменяла подпись. До 8 века употреблялись односторонние печати, но с 10 века они были вытеснены двойными вислыми (подвешивались на шнурках сразу после подписи в конце грамот) или приклеивавшимися к документу печатями.

Основной тип оттисков печатей — буллы (шарики), но встречались и другие формы. Через них продевался шнурок, и изображение выбивалось после продевания. Печати были свинцовые (моливдовул), золотые (хрисовул, очень редки), серебряные (аргировул), бронзовые или латунные, оловянные, по типу ношения — вислые. В западной литературе такие печати называют sigilla pendentia. С 14-15 вв. вислые печати повсеместно вытесняются односторонней прикладной, оттиснутой на воске или мастиках. Восковые и сургучные печати могли быть как вислые, так и наложенные непосредственно на документ. Еще позднее ставятся оттиски с помощью красящих веществ.

Древнейшие европейские печати были круглыми, но в дальнейшем формы стали более разнообразными: овальные, прямоугольные, квадратные, шестиугольные и др., вплоть до сложных фигур.

Восковые печати различались по цвету. Красным воском ставили печати государи и те, кому они даровали такое право специальными указами. Голубой (лазоревый) воск считался также привилегированным. В Византии черный воск использовался для печатей константинопольского патриарха.

Если грамота подписывалась несколькими лицами, то печати размещали строго в соответствии с положением владельцев.

Изображения на печатях представляли собой эмблемы владельцев, надписи в форме наставлений, правил, портретные изображения владельцев.

Государственные печати поначалу не отделялись от личных печатей королей и других правителей. Но к 14 веку повсеместно в Европе и несколько раньше в отдельных странах появляется такое понятие, как государственная печать, причем в зависимости от важности документа печать вырезается большая, средняя и малая. Вводятся придворные должности хранителей печати.

С развитием бюрократии каждое учреждение обзаводится своей печатью. Печать к 17 веку становится необходимой в деятельности не только дворянина, но и купца, нередко ремесленника. Печатью запечатывается и личная переписка.

В Древней Руси первые упоминания о печатях встречаются в договорах Игоря и Святослава с греками, причем послы князей должны были иметь золотые печати, а греческие купцы серебряные. Владимир дарует русским и болгарским купцам свободу торговли (1006), а для подтверждения их права называться купцами раздает и тем и другим особые печати. Право иметь печать и даровать ее, видимо, принадлежит только великому князю, но во время распада на уделы свою печать получает каждый князь. Печатями скрепляют связки шкурок зверей, которые на Руси играли роль денег.

К 15 веку, кроме личных печатей князей, появляются официальные и государственные печати. Их получают города, приказы и другие административные учреждения. Имеют свои печати и бояре, церковные иерархи.

По типу это буллы, изготовленные из золота, серебра, позолоченного серебра, позолоченного свинца. Восковые вислые и прикладные печати имеют черный, темно-коричневый, желтый и красный цвета. Печати из восковой мастики заменяют воск из-за своей особой прочности. Встречаются редкие печати на дегте или смоле. Сургуч употребляется с конца 17 века. Шнурки делаются из шелка, гаруса и пеньки разных цветов.

Древнейшая печать принадлежит киевскому великому князю Мстиславу Владимировичу и его сыну Всеволоду (1125-32). С одной стороны на ней лик Иисуса Христа, с другой — Архангела Михаила, поражающего змия (дракона). Изображение Архангела Михаила прочно связывают с Киевом, со временем оно стало его гербом. До 14 века преобладают изображения святых на княжеских печатях. Нередко используются в качестве печатей резные перстни-геммы, античные и византийские, со светскими и мифологическими сюжетами.

К 15 веку относится древнейшая городская печать — это печать Новгорода, скрепляющая договор города с великим князем тверским Борисом Александровичем. Печати Новгорода поражают разнообразием символических изображений.

На печатях церковных иерархов обычно изображалась Богоматерь.

В эпоху Московского государства с 15 века города получают печати, утвержденные верховной властью.

В течение всего московского периода государственная печать прилагается ко всем актам вместо подписи государя.

Уже с 15 века появляются печати частных лиц. Их изготовление все более совершенствовалось, и в 18-19 веках печати стали настоящими шедеврами ювелирного искусства.

Проблема подлинности печатей исследовалась юристами, вероятно, на всем протяжении европейской истории. С 18 века сфрагистика развивается как отдел дипломатики, и ее главной целью является установление подлинности документа и времени его появления. После бурного развития археологии в конце 19 века в научный обиход входит множество древних печатей, утративших непосредственную связь с документом. Огромный вклад в становление сфрагистики внес французский ученый Г. Шлюмберже. В России сфрагистика развивается трудами Н. П. Лихачева, В. Л. Янина. Огромный материал был обнаружен при раскопках Новгорода и Пскова.
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928. Вып. 1.
  • Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963.
  • Янин В. Л. Актовые печати древней Руси X—XV вв. М., 1970. Т. 1-2.
  • Schlumberger G. Sigillographie de l'Empire Byzantin. P., 1884.
  • Roman J. H. Manuel de sigillographie francaise. P., 1912.
  • Rostovtseff M. I. Seleucid Babylonia: Bullae and Seals of Clay with Greek Inscriptions // Yale Classical Studies 3:1-114. New Haven, 1932.
  • Сфрагистика и история культуры. - СПб.: Гос. Эрмитаж, 2004.
  • Климанов Л. Г. «Византийские отражения» в сфрагистике. - СПб.: Алетейя, 1999.

megabook.ru


Смотрите также