Раскопки древних курганов и городищ прежде всего свидетельствуют, что они возникли в разное время, и эпохи возникновения их отстоят в отдельных случаях на целые столетия одна от другой. Рассеянные по всему огромному пространству России курганы и городища являются делом рук различных племен, и в науке далеко еще не выяснено с достаточной обстоятельностью и точностьюни время возникновения, ни принадлежность тем или иным племенам этих земляных свидетелей далекого прошлого. Далеко не всегдана бесспорных основаниях приписываются отдельный могилы и городища, или группы их, славянским племенам, финским или иным.
Могилы славянской эпохи представляют собой группу, до сих пор во многих отношениях еще загадочную. Здесь встречаются тот и другой похоронные обряды—и погребетеи трупосожжение;но как они относятся друг к другу хронологически и географически,до сих пор еще с точностью не выяснено. Данные археологии и свидетельства истории противоречат здесь друг другу. Начальная летопись, например, рассказывает, что славянские племена кривичей, вятичей, радимичей и северян сжигали своих мертвых. А на территории, где жили эти племена, мы находим большое количество могил с костями и очень часто на- ходим оба обряда в могилах одной и той же группы. Одни ученые думают, что могилы с костяками принадлежать одному славянскому племени, а могилы с остатками трупосожжения— иному. Другие исследователи полагают, что могилы со следами трупосожжения следует относить к более древнему периоду, а могилы с костяками, судя по находимым в них византийским и арабским монетам, не древнееX века, стало быть, можно думать, что погребете сделалось всеобщим обычаем только под влиянием христианства. Состав деталей вещей, найденных в курганах, немногочисленен.Русский историк В. Б. Антоновичв свое время разделял древние славянские курганы на три группы:
1) курганы древлянские, где костяк находится почти на уровне почвы и по контуру окружен воткнутыми в землю гвоздями; оружие и целые сосуды редки, больше мелких бытовых предметов —железные ножики, оселки, украшения— бусы и кольца, клочки одежды и обуви;
2) курганы полянские, где покойник погребен большею частью верхом на лошади,. в яме, при нем много оружия и украшении;
3) курганы северянские, где встречаются почти исключительно только сожженные костяки и пострадавшее от огня вооружение и украшения.
Но это подразделение особой точностью не отличается, так как в стране полян, например, встречаются погребения, характерный и для северян и для древлян, а в северянской области встречаются и полянские и древлянские.Насыпи ильменского или новгородского края достигают иногда до 15 и более метров высоты; обыкновенно это крепкие и крутобокие холмы, окруженные по подошве крупными валунами. Распространение христианства не нарушило обычая насыпать курганы над могилами покойников, но несомненно прекратило обычай сжигания трупов. Тогда в силу старого обычая, от которого трудно было отстать, стали жечь только костры на могилах, сжигая при этом иногда остатки „тризны", т.-е. поминального пира. Понемногу вывелось и это, но до сих пор во многих местах России, как бы в воспоминание старого обычая, посыпают вырытую могилу золой; существует также обычай посыпать пеплом тело почившего после и дажево время церковного обряда погребения.Гробницы с остатками трупосожжения считаются более древними. Но и они бывают двоякого рода. В одних, по размерам всегда больших, труп умершего, как видно по обстановке, был сожжен тут же, на месте,и над его прахом и пеплом и был насыпан курган. По устройству других, всегда меньших по размеру, можно думать, что труп был сожжен где-нибудь в другом месте, может -быть, особо длятого предназначенном, а затем пепел был собран в небольшую урну, глиняный сосуд, и перенесен на место погребения. Обряд похорон в курганах того и другого вида может быть восстановлен на основании сделанных раскопок довольно отчетливо.При похоронах, когда курган насыпался на том самом месте, где предавали огню труп умершего, приготовляли сначала насыпь от одного до шести аршин отвесной высоты и от 50 до200 аршин в окружности. На этой насыпи устраивали кострище из различного дерева — дуба, березы, ольхи, сосны, как можно судить по угольям. Кострище сколачивали железными гвоздями. Что костер складывался очень большой, видно по множеству остатков различных предметов, которые находят в золе и пепле, и по толщине слоя этого пепла, который достигает в некоторых курганах до метраи более. Положив труп в сани или в ладью, о чем свидетельствуют записи очень древнего происхождения, ставили все это на костер.Труп одевали возможно пышнее. На костер складывали вооружение покойного, сбрую, разные домашние орудия, игральные кости, монеты, хлеб в зерне, домашних животных —особенно лошадей, собак. По некоторым раскопанным курганам можно заключить, что жену умершего постигала горькая участь быть сожженной с мужем.
„В Черной могиле (в Черниговской области) —писал русский историк, профессор Д. Я. Самоквасов,—явственно можно различить два сожженных трупа; характерный человеческие кости: зубы, кости пальцев, позвонки, попадались в . двух частях кострища, отстоящих на расстоянии около трех аршин одна от другой, причем при одном костяке были найдены преимущественно вещи, свойственные мужчине: пряжки и бляхи пояса, грудные застежки, массивные пуговицы, стрелы, копья, мечи, щиты, тогда как при другом костяке изобиловали предметы, более свойственные женщине: серьги, бусы, кольца, дутые серебряные пуговицы, ножницы, гребенки. Судя по расстоянии, отделяющему кости, при которых были найдены вещи более свойственные мужчине, от костяка с предметами женского обихода, надо думать, что трупы возлагались на костер не рядом, а на расстоянии около двух аршин один от другого.
После сожжения пепелище засыпали слоем земли, от полуметра до пятии более метров, смотря по предположенной величине кургана. На этом слое в центре его ставили глиняный сосуд с костями животных, быть может, принесенных в жертву при погребении или просто сожженных в честь умершего, с глубокой верой, что эти животные понадобятся в его новой жизни. Тут же клали иногда оружие и кое-что из домашней утвари. Жертву сжигали не возле трупа умершего, а где-то в другом месте и в курган ставили только перегоревшие кости и пепел “. Ни в одном кургане не было замечено следов сожжения жертвенных вещей и животных на том месте, где их находили. В Черной могиле, в жертвенной части, между вещами, несомненно сожженными (обугленные кости и шерсть барана, две кольчуги, два длинных ножа), найдены два окованных серебром рога и две золотых монеты, на которых не видно следов огня—значит, эти вещи были положены после того, как жертвенные дары сгорали. Поверх жертвы насыпали землю, иногда перемешанную с камнем и щебнем, слоем от двух до шестии более аршин, смотря по тому, какой величины курган предполагался.
Княжеская тризна на кургане
Вершину кургана тщательно обделывали, придавая ей сферическую форму". На вершине Черной могилы профессор Д. Я. Самоквасов обнаружил „явные следы памятника, разрушенного временем «. По мнении этого ученого исследователя, „может быть, и на других курганах этой формы ставились какие-либо знаки или памятники», потом исчезнувшие. Но вообщена вершинах курганов каких -либо сооружены, знаков и памятников не находят.Только на курганах дальнего юга южно-русской степи до сих пор еще красуются грубо сделанный из песчаника или гранита изваяния, изображающая сидячую или стоячую человеческую фигуру с руками, прижатыми к передней части тела и держащими чашу или рог. Одни такие изваяния изображают людей в одежде, другие— обнаженных. На лицах фигур, изображающих мужчин, можно различить усы, на голове шапку, за поясом нож или меч — с одной стороны и кол- чан —с другой, на ногах сапоги. Женские фигуры изображены в высоких головных уборах. Географическое распространение этих памятников достаточно говорит за то, что они не могут принадлежать славянам: такие же изображения находят в Монголии, на Алтае, в Кульдже, в Киргизской степи, на Иссык -Куле, что и дает возможность считать курганы, украшенные этими изваяниями, прозванными в народе „каменными бабами",—принадлежащими какому-нибудь из монголо-тюркских племен, которых так много и такой непрерывной волной выбрасывала на простор южно-русских степей монгольская Азия.На вершинах несомненно славянских курганов никаких памятников или остатков их не находится.Зато подошва курганов, особенно на севере, почти всегда бывает обложена большими и малыми валунами, что делалось в целях воспрепятствовать кургану осыпаться. Возле многих курганов сохранились или легко чувствуются при исследовании местности так называемые охранные рвы—шириной от двух до десяти аршин, а глубинойдо пяти.Эти рвы должны были охранять вершину могильного холма от всякой дерзновенной попытки ступить на нее ногойОбряд погребения в тех курганах, где находясь со- жженные кости умершего в особых урнах, несколько разнился от того, когда покойника сжигали на месте кургана. В таких курганах, всегда сравнительно небольших, нет следов самого кострища: покойника сжигали где-нибудь поодаль вместе с жертвами, потому что в урнах среди обугленных останков можно различить кости человека и животных. Так как среди костей находясь сплавившиеся и сильно пострадавшая от огня металлические украшения—пряжки, кольца, гривны-ожерелья, то можно заключить, что покойника сжигали в полном наряде.
Рассеянные около городищ курганы, в недрах которых покоились отцы и деды обитателей городищ, представляли собою видимую памятку об умерших. А для нас эти городища и курганы, памятники далекого прошлого, живые свидетели жизни, быта и нравов наших далеких предков.
С середины III тысячелетия до н. э., с началом эпохи бронзы, на Средний Дон проникают племена из степей Заволжья и Нижнего Дона, в скотоводческом хозяйстве которых сложилась овцеводческая специализация. Они принесли с собой и первые изделия из искусственного сплава — бронзы. Если чистая медь — относительно мягкий металл (хотя медный топор и производительнее каменного в три раза), то бронза значительно тверже меди и в то же время менее тугоплавкая. Бронза — сплав меди и олова (содержание олова в древней бронзе от 6 до 10%) — почти всегда создавалась искусственно. В одном из гимнов древнего Шумера, относящемуся к тому времени, говорится: «Меди и олова смешиватель ты». Применение бронзы для изготовления орудий давало резкое увеличение производительности труда, что, как известно, постепенно приводит к появлению эксплуатации человека человеком, а затем — и к смене первобытнообщинного строя первым классовым обществом — рабовладельческим.
С приходом новых племен, культура которых па-лучила название «древнеямной» (умерших хоронили на спине с подогнутыми ногами в глубоких прямоугольных ямах) (рис. ), на нашей территории начинается эпоха бронзы. Характерной принадлежностью погребального обряда пришельцев являлись надмогильные насыпи — курганы. С того времени курганы становятся неотъемлемой деталью степного и лесостепного ландшафта нашей страны. Много о них сложилось легенд, в которых возраст курганов, как правило, омолаживается и связывается со временем татарских набегов, а нередко —с турками или предводителями разбойничьих ватаг. В курганах, по преданиям, спрятаны либо бочка с золотом, либо золотая лодка, либо карета из того же металла. Некоторые из местных жителей настолько уверовали в реальное существование «кладов», что археологам, бывает, предъявляют претензии на свою долю сокровищ. К счастью, такие случаи очень редки. Но действительно, в древнейшие курганы делались подхоронения и в последующие эпохи, вплоть до средневековья. Создавались и новые курганы, что предусматривалось обрядовыми установками языческих религий. И только с утверждением на русских землях христианства курганы теряют свсе значение. Однако вспомним, что спустя много лет появились казачьи курганы. Возводятся они и в наши дни, но уже как символ славы и памяти о героических защитниках Родины в годы суровых военных испытаний.
Первоначальная же функция курганов — место обитания умерших, откуда их души, как полагали древние, вознесутся к богам. Чем выше будет курган, тем быстрее произойдет встреча с богами. Но это действо — привилегия выдающихся лиц, которые остаются таковыми и в потустороннем мире. Разве не те же цели преследовали древние фараоны Египта, когда создавали для себя грандиозные пирамиды? И совсем нельзя исключать того, что курганы — отражение тех же пирамид, проявление общей идеологической основы, но в условиях местной специфики социально-экономического развития.
Последовательность размещения захоронений в кургане: I — погребение древнеямной культуры под первичной на сыпью, 2 — погребение катакомбной культуры под вторич ной насыпью, 3 — погребение срубной культуры под позд ней насыпью (а - погребенная почва, б — материковые вы-киды, в — ранняя насыпь, г — средняя насыпь, д — поздняя насыпь, е — дерево).
Курганы Донского бассейна уступают, конечно, упомянутым пирамидам по всем параметрам. Но давайте представим себе, сколько труда вложено в каждый из них. Средние размеры кургана эпохи бронзы — 20 метров в диаметре при высоте 1,5—2 метра (с учетом того, что по разным причинам они изменили свой первоначальный облик: «оплыли» и стали ниже). Сотни кубических метров земли, которые без каких-либо технических средств, вручную насыпались на месте захоронения! В этом деле были заняты все трудоспособные члены рода или племени в течение многих дней. Южнее (например, в Прикубанье) есть курганы диаметром до сотни метров и высотой в 10—12 метров! Они требовали уже во много раз больше и труда, и времени. Появление курганов — бесспорное свидетельство усложнения социального устройства древних обществ, возникновения неравенства между людьми, когда прижизненная власть стала закрепляться религиозными ритуалами, а позднее — и институтом ее наследования. Действительно, раньше родовая община не могла позволить себе столь расточительно обходиться с затратами общественного труда и времени, которые использовались прежде всего рационально.
Иррационализм же порожден целью закрепить власть вождей и жрецов.
Правда, очень часто удается проследить, что многие курганы возводились не в один, а в несколько приемов, через какие-то промежутки времени, а в самих курганах встречается не по одному захоронению, а по нескольку и даже по нескольку десятков. Это отражает, надо полагать, попытку примирить сложившийся ритуал с рациональным использованием трудовых затрат коллектива. Но задумаемся, могли ли рядовые члены общины рассчитывать в случае смерти на отдельное место в кургане, где захоронен вождь или жрец? Вряд ли, поскольку устранялась бы социальная суть нового обряда. Вероятно другое: если богатому захоронению сопутствуют другие, то они принадлежат слугам или рабам. Это положение находит яркое подтверждение в курганах скифских царей.
Не мог рядовой общинник в условиях бурного процесса социального и имущественного расслоения претендовать и на отдельный курган. За полуторатысячелетнюю историю эпохи бронзы (от середины III до начала 1 тысячелетия до н. э.) их бы потребовалось возвести многие миллионы, чего нет в реальной действительности. Так что выводы напоатииваются следующие. Во-первых, если в кургане содержится несколько отдельных захоронений, сходных по обряду и относящихся примерно к одному времени, то они, вероятно, принадлежат ближайшим родственникам привилегированного лица, захороненного в основной (ранней) могиле. Во-вторых, наряду с курганами, видимо, существовал и другой погребальный обряд (бескурганный) для обедневших рядовых общинников и зависимых людей. Подтверждением служит тот факт, что нередко в одном кургане погребены представители разных этнических групп, сменявших друг друга и не очень считавшихся с погребальными установками своих предшественников. Только кургану отводилась та же роль. «Впускные» захоронения могли принадлежать и рядовым членам коллектива, особенно скотоводам. Когда кто-то из них умирал во время перекочевок, то находил последний приют здесь, поскольку особых усилий погребения в готовую насыпь не требовалось, и такая процедура вряд ли у кого вызывала нарекания относительно нарушения погребальной регламентации.
Яркий пример сосуществования разных обрядов захоронений представило недавнее исследование на Дону Мастищенского (раскопки А. Т. Синюка) и Семилукского (раскопки А. Д. Пряхина) городищ, на площади которых без каких-либо наземных признаков были созданы могильники скифского времени. Встречаются и отдельные грунтовые захоронения эпохи бронзы, в частности, при раскопках поселений Борщево IV, Мосоловского (раскопки А. Д. Пряхина) и ряда других памятников. Но, вероятно, существовали и другие места для массовых захоронений. Их еще предстоит открыть археологам. Как обнадеживающий симптом можно рассматривать небольшой грунтовый могильник эпохи бронзы у хутора Чехурский в Петропавловском районе (раскопки В. И. Погорелова). Перспективно, на наш взгляд, исследование межкурганных пространств на площади, занятой группой курганов. Курганы бывают одиночные, но чаще группируются по два, три, а то и по нескольку десятков и даже сотен. Такие группы или компактно занимают небольшой участок ровного поля, где насыпи чуть ли не соприкасаются своими краями, или же рассредоточены на площади в несколько гектаров. Курганы встречаются и на невысоких участках (от уровня речной поймы), но характерное их местоположение — господствующие высоты на водоразделах, откуда открывается широкий обзор местности. В могильнике, как правило, имеется курган, выделяющийся из собратьев величиной, достигая высоты трех, пяти и даже более метров. Такой признак еще предстоит оценить археологам.
Устройству могильников и форме курганов археологи в настоящее время уделяют большое внимание: удалось установить, что размещение насыпей иногда преднамеренно планировалось. Курганы являлись как бы узловыми точками поверхности могильника. Направленные через них условные линии создают комбинации отрезков и геометрических фигур, напоминающие расположение небесных светил в определенные времена года. Известно, что среди древних земледельцев и скотоводов широко распространился наряду с культом природы (огонь, вода, ветер) культ небесных светил (главным образом солнца и луны). Изменения в размещении светил на небосводе относительно друг друга и относительно постоянной точки наблюдения имеют циклический характер, а каждый из циклов был связан с тем или иным хозяйственным сезоном. Для их фиксирования требовались систематические наблюдения, и некоторые места захоронений с наземными надмогильными устройствами являлись одновременно и святилищами, и древнейшими астрономическими обсерваториями, где производились календарные расчеты. Так через искаженные, фантастические представления о характере мироздания пробивались рациональные устремления людей к познанию законов природы, и базировались такие устремления на производственных потребностях человеческого общества. Коллективы людей эпохи бронзы накопили солидную сумму знаний, включая основы астрономии, геометрии, математики и многое другое.
Формы и системы надмогильных сооружений нередко бывают очень сложными по своей конструкции и предполагают математические расчеты.
Древние донские курганы в большинстве своем имеют овально-сферическую форму и лишь изредка — эллипсоидную. Насыпи возводились из земли, но внутренняя их архитектоника еще с трудом поддается изучению, для чего необходимо подключать методы многих научных дисциплин, в том числе и точных. Уже сейчас можно сказать, что донские курганы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Некоторые из них имеют неоднократные досыпки, системные слои глиняных обмазок, включают кольцевые ровики, круговые и прямоугольные каменные обкладки и т. д. Во всем этом есть свой смысл.
Древние курганы, располагаясь на возвышенных водоразделах, служили ориентирами во время движения многочисленным группам скотоводов, особенно при освоении новых пространств. Еще в недалеком прошлом наиболее высокие курганы использевались в качестве сторожевых постов, откуда казаки и стрельцы сигнальными кострами оповещали о приближении к границам Русского государства конных отрядов крымских татар. На «сторожевых» курганах устраивали вышки и укрытия. От Великой Отечественной войны на их вершинах остались следы огневых точек.
Ну а что касается ценных кладов последних столетий, зарывавшихся якобы в курганы, то среди сотен курганов, исследованных археологами на Дону, лишь в одном найдена... медная двухкопеечная монета 1876 года выпуска!
vantit.ru
Как я раскапывала древние курганы Ставрополья
Курган издалека похож на аккуратно нарезанный пирог: ровные куски черной почвы сверху украшает зелень травы. Между ними бульдозер слой за слоем снимает грунт. Следом идет человек с лопатой - нельзя ничего проглядеть. Если из земли что-то покажется, техника отойдет в сторону, а люди начнут работать вручную.
Через год на этом месте будут строить плотину и водохранилище, которое позволит очищать Новотроицкое от водорослей. А пока здесь царствуют археологи - спасают памятники истории.
Чуть в стороне от бульдозера размечен квадрат, в центре него - груда камней.
- А эту еще не вскрывали, да? - обращается к одному из рабочих сотрудник краевого министерства природы.
- Нет пока.
Ученые удивительно терпеливые люди. Кажется, если уж нашли захоронение, надо сразу же посмотреть, что внутри.
Но здесь так не работают - во всем нужна внимательность и аккуратность. Открывать его будут, когда дойдет очередь. Разбирать станут в буквальном смысле по камешкам.
Пока с любопытством разглядываем могильник, к нам подходит Евгений, он здесь прораб. Его светло-голубые глаза кажутся бледными на фоне загорелой кожи, а русые волосы выгорели почти добела - следы ежедневной работы под палящим солнцем.
- Сейчас посмотрим тут, а потом на другое погребение поедем.
Женя привез нам первые находки. Из машины он достает чемодан с обретенными историческими ценностями и на раскладном столике появляется экспозиция: остатки кувшинов, кольца и другие предметы.
Объемы большие, а времени мало, поэтому сразу идут работы на трех-четырех курганах. Всего их здесь 32. Раскопать нужно каждый, а в октябре уже задождит, тогда археологам придется уйти. Как много на все понадобится времени, сказать сложно - никто не знает, сколько в каждой насыпи захоронений. Бывают маленькие курганы, где всего один могильник, с такими можно справиться за день. Но среди тех, что уже открыли, одиночных нет.
Сергей Мячин с виду - типичный археолог: шорты, кепка, рубаха почти нараспашку и шлепанцы. Образ дополняют седые усы с бородой и мудрый взгляд. Раскопками он занимается уже 40 лет.
- Это древние кладбища. Они начали насыпаться где-то с конца 5 - начала 4 тысячелетия до н.э. и до XIV века, до принятия Ордой ислама, - он перебирает находки. - Вот эти вещи с курганов, - склеенные остатки кувшинов стоят просто, а мелочь упакована в полиэтиленовые пакеты.
- Вот это височные кольца, - через пластиковый футляр видно кольцо диаметром около сантиметра, - они сделаны из птичьих костей.
- А куда их надевали?
- Они вешались на головные уборы, это замкнутые кольца. Еще бронзовые есть, они бывают незамкнутые. Если расплющенные концы, значит, их надевали на головной убор, а если острые, тогда прокалывали уши. Но это все женские дела, - смеется он.
- Женщины были женщинами и тысячи лет назад. А это охра, минеральная краска, - по пакету рассыпаются песчинки, крошащегося коричневого кусочка, - из нее они татуировки делали.
Эти курганы насыпали в разные времена. Ученые определяют, кто это делал, по конфигурации могильной ямы и способу погребения.
- Ямное погребение относится к III тысячелетие до н.э - это просто яма, в которую они клали человека. Потом ее перестилали чем-нибудь, чаще деревом, иногда камнями, и насыпали холмик. А вот здесь центральное погребение майкопской культуры - это по месту нахождения первого памятника, в Майкопе нашли его, - в одном из «кусков» кургана видно захоронение. - Но мы до него пока не добрались. По аналогиям с этим памятником мы судим, какие были погребения. Уже в то время они знали и гончарство, и обработку металлов. У них бронзовые топоры такие, что достаешь и можно рубить сразу. Считается, что ребята пришли из Малой Азии, района рек Тигр и Евфрат, теперешний Ирак. Почему они сюда пришли - не понятно, и почему они отсюда ушли - тоже. То ли культура деградировала, то ли они просто ассимилировались с местным населением.
- Получается, она вели здесь оседлый образ жизни?
- Да. Где-то в округе было их поселение, потому что далеко от него своих не хоронили.
Идем рассматривать курган в разрезе. Их «нарезают», чтобы понять, как делались насыпи: какое было первичное погребение, какое вторичное. Археологи называют это стратеграфией.
По одной из стенок срезов безостановочно снуют ласточки - они уже успели наделать здесь норок и поселиться. Люди и шум техники их не пугают.
- Если вы видите, грунт немножко отличается: нижняя часть - это уже материковая, а верхний пласт грунта чуть-чуть ржавый.
Если немного поднять глаза, в стенке отчетливо виден ровный ряд камней.
- Две насыпи в кургане: то есть сначала они сделали одну насыпь над своим погребением, скорее всего, над «майкопом», а вторую сделали уже другие, которые пришли после них, увидели, что рукотворное произведение, туда положили своего и засыпали курганчик, - Сергей Владимирович задумчиво прищуривается. - А по курганам можно даже проверить древние дороги - они как гоняли свой скот, так курганы и насыпали.
Заходим с другой стороны. Здесь ряд камней в центре опускается острым углом вниз и возвращается, будто кто-то специально так выложил.
- Он был сплошняком, а когда перекрытие сгнило, погребение рухнуло и образовало вот такую птичку.
На соседнем кургане один из могильников уже открыт, другой не тронут, над третьим трудятся археологи. Отработанное погребение можно увидеть в разрезе. Оно напоминает рукотворный грот.
- А что здесь нашли?
- Часть скелета. Здесь лежал тлен от костяка. Рядом были угольки, а там череп и кости барана. Что интересно, под ним еще есть одно погребение, с мощной подстилкой, - с заговорщическим видом сообщает ученый. - Из земли проступает что-то похожее на древесину и слой почвы другого света, - она, наверное, сантиметров пятнадцать. То есть это склеп.
- А куда вы потом кости деваете?
- На определение забираем.
- Дальше антропологи этим занимаются, - подключается к обсуждению Евгений.
- Человеческие скелеты определяют немецкие товарищи: пол, возраст, чем болел, даже ДНК берут. У нас с ними договор.
В соседнем могильнике идут работы: мужчина мягкой кисточкой аккуратно сметает кусочки земли с рассыпающихся костей.
- Это, собственно, остатки костяка человеческого.
- А это кувшин какой-то?
Рядом с костями серые кусочки образуют маленький холмик, как будто кто-то набрал в сосуд земли, перевернул вверх дном и изо всей силы ударил чем-то тяжелым. Он раскололся, но угадать очертания не составляет труда.
- Да, это фрагменты кувшина. Это вот ножичек железный с деревянной рукояткой, - рядом лежит кусочек ржавчины,- точнее то, что от него осталось.
- К сожалению, тут кости плоховато сохранились, особенно наверху, потому что засоленность почв большая, - замечает Женя.
- А стрелы вот здесь лежали, и остриями на восток, - Владимир Мячин рассматривает находку.
- Это что-то значит?
- У них специальная ориентировка: восток, запад.
- Это фрагменты ног, и в ногах у него лежали все эти вещи. Колчан был для стрел, но он, конечно, сгнил.
- А где-то там будет голова? - смотрю в противоположную сторону.
- Она вон там и есть...
- Вот этот беленький песочек? - там, где должен быть череп, только небольшое пятно, как будто кто-то рассыпал пригоршню муки.
- Да, ее расчистят потом, еще не дочистили.
- Вы его сарматом назвали...
- Да, это сармат. Определяется это по керамике, стрелам. Конечно, по костяку мы не скажем, кто это такой, но вот эта стрела, - из черного ящика ученый вынимает пакетик с ярко-зеленым бронзовым наконечником, - четко дает время - это втульчатая внутренняя стрелка.
Чтобы знать, в каком месте кургана какое погребение находилось, ученые все зарисуют, сфотографируют и сделают общий план. По нему можно будет определить, к какой насыпи относился человек и в каком месте кургана был захоронен.
- Егорлык - это проходной двор для кочевников, - снова прищуривается Сергей Владимирович, - главная артерия, связывающая ставропольскую возвышенность с Доном. А на Дону была греческая колония Танаис. Тут, скорее всего, будут все культуры представлены, начиная от степного неолита, первых людей, которых мы тут знаем, заканчивая Средневековьем.
www.kp.ru
СМЕРТЕЛЬНЫЕ «ОБЪЯТИЯ» КУРГАНОВ. По следам древних кладов. Мистика и реальность
СМЕРТЕЛЬНЫЕ «ОБЪЯТИЯ» КУРГАНОВ
— Вот лежу и про клад все думаю.
— И не думай лучше: ничего не придумаешь.
Отец в землю от этого клада ушел…
Д. М. Мамин-Сибиряк
Во все времена были циничные «рыцари наживы», у которых жажда быстрого обогащения сметала все религиозные и моральные преграды. Их не пугали ни гнев своих или чужих богов, ни суровая кара соплеменников, казнивших осквернителей могил, ни тяжелый и часто неблагодарный труд под покровом ночи. Но грабеж кургана или древнего могильника не туристическая прогулка, а довольно опасное предприятие. Поиски золота всегда были связаны с большим риском для жизни. В подземных ходах и древних склепах нарушителей вечного покоя ждали реальные опасности, поэтому не все грабители возвращались домой. Известны случаи, когда они попадали в смертельные «объятия» кургана и навсегда оставались на месте преступления.
Случаи гибели искателей сокровищ хорошо известны в археологии. Первый и самый знаменитый из них был установлен в 1863 году при раскопках огромного скифского кургана Чертомлык. Курган был ограблен еще в древности, о чем свидетельствовали совершенно пустая могила и грабительский туннель. Но оказалось, что во время ограбления туннель рухнул и навсегда похоронил одного из расхитителей вместе с похищенным золотом. Как установили несколько позже, грабителем оказался… скиф!
В моей практике также было два случая, когда из курганов приходилось доставать останки древних расхитителей. Оба раза удалось в мельчайших подробностях установить причину их гибели. Стоя на краю захоронения над их зачищенными костяками, можно было без труда перенестись на два тысячелетия назад и, словно в машине времени, увидеть те драматические события, которые привели к гибели этих еще молодых мужчин…
В одном из курганов у села Олонешты на Нижнем Днестре были расчищены два центральных захоронения. Они принадлежали сарматам — воинственному народу, который сменил в Северном Причерноморье скифов. Надежды на интересные находки не оправдались — оба погребения были настолько виртуозно ограблены, что нам достались лишь девственно чистые погребальные камеры и остатки узких грабительских ходов. В них не было найдено даже косточки, не говоря уже о каких-либо изделиях! Ничего…
Когда же раскопки завершались, в углу второй ямы, прямо под деревянным перекрытием был найден целый скелет мужчины 25–30 лет. Его поза сразу же вызвала недоумение: мужчина, скорчившись, лежал на груди у стенки, упираясь головой в угол погребальной камеры. Обе его руки были резко согнуты и кистями прижаты к горлу, а ноги неестественно вывернуты коленями влево. Складывалось впечатление, что он неудобно лежал, привалившись к стене. Собственно, так оно и было!
Характерная яйцевидная форма черепа однозначно указывала на его принадлежность к сарматам. Дело в том, что только эти племена перевязывали плотным кольцевым жгутом затылки своих младенцев, после чего их черепа принимали вытянутую овальную форму. Та далекая эпоха диктовала свои каноны красоты!
Но сразу же возник вопрос: если этот человек сармат, то почему он лежит в столь неестественной позе? Ведь сарматы хоронили умерших только в вытянутом положении на спине. Раскопки погребения продолжились, и через несколько часов все встало на свои места: были найдены разбросанные кости еще одного мужчины! Именно для него и возводился курган. Представшая картина была настолько выразительной, что можно было без труда установить причину появления двух костяков в одном захоронении.
…Грабители работали ночью. Они отлично знали расположение этого богатого погребения и копали наверняка: ход безошибочно вел в центр кургана. Охотники за сокровищами вскоре достигли своей цели и, пробив ломами уже тронутые гниением плахи, протиснулись в узкую погребальную камеру. Не теряя времени, они стали выносить ценности, разбрасывая кости погребенного и круша все на своем пути. Времени оставалось мало: необходимо было успеть до рассвета, иначе их могли застать на месте преступления. Работать под землей в низкой и узкой погребальной камере было неудобно, дым факелов ел глаза, не хватало воздуха, но грабители были профессионалами и быстро «очищали» захоронение. Работа уже близилась к концу, когда случилось непредвиденное: прогнившее деревянное перекрытие неожиданно затрещало и стало медленно проседать в могилу. Грабители бросились в ведущий на поверхность ход, но один из них, находившийся в дальнем углу ямы, не успел опомниться, как был придавлен плахами и осыпавшейся землей. Испугавшись обвала, он еще больше забился в угол, но двигаться уже не мог.
Показательно, что его не стали спасать: вероятно, доля погибшего значительно увеличивала добычу остальных. Такая вот мораль!.. Несколько столетий пролежал сарматский грабитель в неудобной позе, в которой застала его смерть. В данном погребении как бы застыло время, и мы впервые столь реально увидели финал случившейся трагедии. Полностью исследовав курган, мы перезахоронили погибшего, но, признаюсь, что сострадания он у нас так и не вызвал.
Внезапно рухнувшее перекрытие помешало грабителям вынести все из захоронения. К сожалению, самые ценные вещи они успели вытащить до обвала. Но нам все же досталось около трехсот различных находок I–II веков нашей эры. Приблизительно в это же время и было ограблено большинство сарматских курганов Поднестровья. Причем многие из них разорялись самими сарматами.
Возможно, они принимали участие в погребальном обряде и следовавшей за ним поминальной тризне: ели баранов и овец, пили привезенное римское вино, тут же, возле могилы, разбивая пустые амфоры. При этом внимательно запоминали конструкцию погребального сооружения и расположение наиболее ценных вещей. Запоминали, чтобы под покровом ночи сюда вернуться…
Но грабили сарматы не только собственные могилы. Не пропускали они и богатые захоронения своих когда-то грозных предшественников. Вторая моя «встреча» с искателями наживы произошла во время исследования могильника позднескифского времени у села Глиное в Приднестровье. Это случилось, когда мы только приступили к раскопкам первого кургана некрополя.
Его насыпь была почти полностью распахана, но все еще выделялась на колхозном поле. Скорее всего, курган в древности был небольшим, поэтому добраться до центрального захоронения не составляло труда. Хотя погребальное сооружение и оказалось огромным, оно было полностью ограбленным. Фрагменты железа и разбитой в древности посуды — вот, пожалуй, и все основные находки, дошедшие до нашего времени. Грабительский шурф находился в центре насыпи и безошибочно вел в катакомбу.
Почти сразу же в ней мы обнаружили человеческий костяк. Однако это было не погребение. Скелет лежал в рыхлом заполнении под углом в 45 градусов, головой вверх. Руки были вытянуты вперед, а ноги расставлены в стороны. Он находился неглубоко от поверхности, почти у верхнего края грабительского хода, прокопанного во входном колодце древней катакомбы. Когда мы увидели его яйцевидный череп, все стало ясно: еще одному сарматскому грабителю не повезло!
Скорее всего, рыхлый грунт заполнения сделал стенки хода крайне ненадежными, и они в итоге не выдержали давления. Случилось это как раз в тот момент, когда из погребения выбирался последний грабитель. Показательно, что рядом с ним не было найдено никаких вещей. Вероятно, он окончательно проверял уже ограбленное захоронение, но ничего достойного внимания не нашел. Упираясь ногами в стенки хода, он сам мог спровоцировать их обрушение. Еще чуть-чуть, и он бы остался жив: ведь до поверхности оставалось всего полтора метра!..
Гораздо позже антропологи установили, что погибшему едва исполнилось 18 лет, он был небольшого роста И хрупкого сложения. Наверное, поэтому практически все грабительские ходы имеют такой маленький диаметр. Думаю, что достать его живым не составляло труда, но и в данном случае алчные подельники не стали спасать товарища.
Наиболее опытные археологи считают, что 90 процентов скифских, сарматских и более поздних курганов степной знати было ограблено еще в древности своими же соплеменниками. С открытием скифского золота в XVIII–XIX веках «золотая лихорадка» прокатилась опустошительной волной по пустынным пространствам Сибири и Северного Причерноморья. Многие курганные насыпи оказались ограбленными дважды. Это нанесло огромный ущерб науке и национальной культуре. Безвозвратно погибли уникальные произведения древнего ремесла и искусства, были изуродованы тысячи ценнейших курганных комплексов, навсегда исчезли останки погребенных в них людей. Трудно сказать, осчастливило ли древнее золото неграмотных крестьян-грабителей. Лично у меня большие сомнения по этому поводу. Не думаю, что подобная деятельность проходила для них бесследно. Ине всегда грабители уходили с добычей. Иногда и в XIX веке расплата следовала незамедлительно.
Вытянутая форма черепа кладоискателя указывает на его сарматское происхождение
Так, в селе Вершино-Каменке Александрийского уезда Херсонской губернии один крестьянин раскапывал курган, надеясь найти в нем древний клад. Однако свод сделанного им подкопа не выдержал, и он был задавлен обвалившейся землей. Точно так же погиб под обвалом и крестьянин по фамилии Картавый из села Малеевка той же губернии. Он начал раскапывать курган высотой около 8 сажен близ деревни Ново-Владимировка, но вместо золота нашел в нем свою смерть.
Внезапной гибелью местного жителя закончились и поиски сокровищ легендарного разбойника Саввы Самодриги в курганах близ деревни Шамовка на Херсонщине. Прорыв подземный ход в курган, кладоискатели в одну из ночей проникли в склеп, где обнаружили обугленный скелет. Ночь, душное подземелье, мысли о потусторонней нечисти, охраняющей погребения, и внезапное зрелище человеческих останков так повлияли на бесхитростных грабителей, что один из них умер от страха, а другой надолго заболел и навсегда зарекся лазить по ночам в «могылы».
Показательная история произошла и с крестьянами села Сырово на юго-западе Украины. Здесь на расстоянии около 600 метров от реки Кодыма находилась группа из десяти курганов, которая давно привлекала внимание кладоискателей. Ходили легенды, что в них имеются сокровища какого-то древнего царя. В 1889 году группа «энтузиастов» во главе с тираспольским мещанином Гавриилом Домнизареску решилась на раскопки одного из курганов. В его центре доморощенные археологи обнаружили погребальную камеру с деревянной, окрашенной в красный цвет гробницей. В ней лежал человеческий скелет с длинным проржавевшим мечом у пояса. Рукоять меча была из золота, а один из пальцев погребенного украшал массивный золотой перстень. Остатки истлевшей одежды, расшитой золотыми нитями, говорили о знатности ее владельца. Кроме гробницы, крестьяне нашли в камере еще три человеческих черепа, лошадиный скелет и кувшин с пеплом. Но эти находки не произвели на них впечатление.
Разграбив погребальную камеру, они установили, что из нее выходят три подземные галереи. Одна небольшая, с выкрашенной в красный цвет лестницей, вела к замаскированному выходу, а другая, длиной в несколько сот метров, выводила в глухой овраг на берегу реки. Третий ход уходил вглубь кургана. Туда и устремились кладоискатели, освещая себе путь факелами и фонарями. Но почти сразу же от нехватки кислорода огонь начал гаснуть. Люди стали задыхаться. Мрачное подземелье, казалось, готово было поглотить потревоживших вечный покой людей, и те бросились бежать. Натерпевшись страхов, они потом рассказывали, что столкнулись в подземелье с нечистой силой. Слухи об этих похождениях дошли до властей, и по распоряжению сельского старосты вход в подземелье был засыпан.
Но вскоре эта история получила продолжение. Слухи о подземных ходах к несметным сокровищам многим не давали покоя. Спустя шесть лет, в 1895 году, четверо местных жителей, среди которых был и сын предводителя первых кладоискателей, Иван Домнизареску, тайно расчистили засыпанный лаз и проникли далеко вглубь кургана. Они стояли на пороге тайны — впереди явственно была видна полусгнившая деревянная дверь, очевидно, закрывавшая вход в еще одну камеру или подобное подземное сооружение. Но внезапно обрушившаяся земля погребла под собой одного из кладоискателей, а остальные чудом спаслись бегством…
Данная история требует пояснения. Поскольку она записана со слов непосредственных участников и содержит массу несуразностей, ее нельзя принимать на веру. Крайне сомнительны сообщения о трех подземных ходах или галереях в кургане. Не совсем ясно, зачем в погребении был сделан запасной выход, да еще с окрашенной лестницей. Совершенно невероятным выглядит сообщение о другом ходе длиной в сотни метров. Если он выходил в овраг, то представлял собой второй запасной выход. Но откуда крестьяне узнали его длину и направление, если сразу же попытались проникнуть в центр насыпи? В этом рассказе все фантастика, за исключением ограбленного погребения и погибшего грабителя. Судя по описанию находок, основное погребение принадлежало сарматскому вождю, который проживал здесь в первые века нашей эры. Значит, в очередной раз курган взял жизнь случайного искателя сокровищ, наказав его за алчность и свое осквернение.
Гибнут грабители и в наши дни. Один из недавних случаев, получивших широкую огласку, произошел в Бахчисарайском районе Крыма. Здесь на древнем могильнике обрушившийся склеп завалил одного из мародеров. А его подельники до такой степени испугались, что не постеснялись обратиться за помощью к официальным спасателям. Но спасать уже было поздно…
Аналогичная история случилась и в городке Белгород- Днестровский Одесской области, где в неглубоком подкопе на территории средневековой крепости засыпало одинокого грабителя. В поисках монет молодой парень неосторожно зацепил свод и самостоятельно выбраться из ловушки уже не сумел. Ранним утром торчащие из земли ноги в модных кроссовках увидели случайные прохожие.
В последние десятилетия подобные происшествия периодически пополняют милицейскую хронику, но редко когда становятся достоянием широкой общественности. Поэтому сотни «искателей приключений» продолжают свой грязный промысел, не подозревая о грозящей опасности. И не всегда безрезультатно.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древняя традиция строить курганы: Бинтепе
Это самые большие курганы на земном шаре. Они находятся в 12-15 км к северу от древнего города Сарды на обширном плато, которое носит турецкое название - Бинтепе или Тысяча холмов. Здесь, под гигантскими земляными насыпями, спят вечным сном правители и аристократия Лидийского царства, могущественного государства в 7-6 вв. до н.э. контролировавшего почти всю Малую Азию. Эти люди держали в страхе приморские города греков, бросали вызов великой Персидской империи.Эти курганы больше любых других земляных сооружений на земле, например, курган царя Алиатта, что на фото ниже, существенно выше любой из знаменитых китайских пирамид, его высота почти 70 метров, что превышает пирамиду первого китайского императора Цинь Шихуана на 20-30 метров. Лидийские курганы больше фригийских из Гордиона и больше любых скифских курганов от Карпат до Алтая.
Добраться до плато Бинтепе, не имея собственного автомобиля, нелегко, хоть ехать от ближайшего города Салихлы и не так далеко, около 15 км. Я доехал туда, сменив 4 транспортных средства.
Дорога ведущая из городка Салихли на плато Бинтепе - второстепенная, здесь мало транспорта, а тот, что ездит, почему-то не спешит брать попутчиков. Поэтому мне пришлось стоять на трассе, вернее идти по ней минут 40, таким образом, я прошел треть пути пешком. Но мир не без добрых людей, на несколько км меня подбросила легковушка, мотоциклист, грузовая фура и даже трактор.Эти улыбающиеся турки меня тоже взяли бы, но у них не было места в машине.
Тракторист подбросил на заключительные пару километров - уже счастье)
Курганный некрополь Бинтепе, это не какая-то точка на карте, это обширное плато, которое тянется на 20 км с востока на запад и на 10 км с юга на север. Поэтому, даже до сих пор, неизвестно общее число курганов в некрополе, их количество постоянно "колеблется" около сотни, одни исследователи пишут о 90 курганах, другие считают, что их 120.
Трасса пересекает Бинтепе насквозь, имея машину, по ней легко передвигаться, но вот съезжать на боковые грунтовые дороги и даже просто искать их не так просто. Но дороги здесь, вещь необходимая, так как далеко не все курганы располагаются близко к трассе, до большинства нужно добираться многие километры по пересеченной местности.
У меня машины не было, поэтому я просто пошел по полю. Вся территория Бинтепе распахана под различные сельхозкультуры, поэтому передвигаться пешком здесь также тяжело, особую проблему создают ограждения из колючей проволоки, которые могут тянуться между полями на многие сотни метров. У меня создалось впечатление, что таким способом турки стараются осложнить жизнь охотникам за сокровищами, коих в здешних местах бывает много, курганы до сих пор постоянно грабятся и уничтожаются.
Моей целью был самый большой курган на плато - могила царя Алиатта, отца знаменитого Креза, самого богатого человека античности. Я решил особо не разбрасываться и ограничиться осмотром одного крупного кургана и несколькими близлежащими захоронениями, обойти их все невозможно физически.
Теперь углубимся в суть вопроса, чтобы иметь представление о данном месте и об истории Лидийского царства.Небольшая вводная часть у меня была в первом посте, посвященном столице Лидии городу Сарды. Бинтепе являлся аристократическим некрополем Лидийского царства, поэтому возводили его рядом со столицей. Но тут нужно сделать дополнение о том, что лидийские курганы присутствуют не только рядом с Сардами, они лежат и дальше к востоку и к западу, просто здесь их наибольшее количество.
Когда-то я писал о истории происхождения фригийских курганов в Гордионе, с ней перекликается и история лидийских "земляных пирамид". Есть все основания предполагать, что именно фригийцы повлияли на погребальные традиции Лидии, так как она входила в состав Фригии в 8 в. до н.э. Фригийцы строили гигантские курганы и лидийцы переняли у них эту эстафету, только несколько видоизменив конструкцию погребений. Дело в том, что фригийские тумулусы, при всем их влиянии на лидийские, серьезно отличаются подкурганной частью. Их погребальные камеры были сплошь деревянными, а главное, они не имели дромосов, специальных коридоров, ведущих к гробницам, т.е. фригийские курганы, в большинстве случаев, возводились для одного человека, их конструкция не предполагала последующего использования погребальных камер. У лидийцев все внутренние конструкции возводились из камня, и покойников, скорее всего, размещали внутри не одномоментно, курганы, видимо, использовались для захоронения целой семьи, по мере умирания ее членов, т.е. погребальные камеры периодически вскрывались и туда клали еще одного родственника. Правда, известны и исключительно индивидуальные лидийские захоронения в курганах.
К сожалению, нормально отснять лидийскую погребальную камеру у меня не получилось, ибо выбранный для этой цели курган оказался с плохо сохранившимися внутренними помещениями, но все равно, общее представление сделать можно.Этот курган на фото весь в красных маках, а за ним, вдалеке, виднеется главная цель моего похода - курган Алиатта, кажется, что до него рукой подать, но на самом деле, туда идти и идти по целине, просто он из-за своих размеров сильно нарушает перспективу.
Курган, что " в маках" относительно небольшой - диаметр 74 метра, высота порядка 10 метров.
А вот и парадный вход.
Дромос кургана сделан из огромных, но плохо обработанных камней, особенно внушают каменные плиты потолка. К сожалению, в самой погребальной камере они не выдержали нагрузки и рухнули (или им помогли рухнуть).
Ниже, первое помещение после коридора, возможно, это и есть погребальная камера. Как правило, стандартная лидийская гробница имела один коридор и одну комнату для погребения, в большинстве случаев, небольшую - примерно 3 на 2,5 метра. Но могла быть еще и "прихожая", т.е. две камеры на одной линии, или целый лабиринт из коридоров и камер, как в крупных царских курганах, типа Алиатта.
Но, здесь мы наблюдаем непонятно что - помещение внутри бесформенно из-за земли, заполнившей камеру, и продолбленных в стенах нор. Можно не сомневаться, что лазы пробили грабители могил, скорее всего, именно из-за их деятельности и рухнули перекрытия. Такие норы пробиты во все стороны, внутри камеры абсолютный ад - ползает тьма насекомых и все висит на соплях, земляной потолок может в любой момент обвалиться, поэтому я не стал искушать судьбу и выбрался наружу.
Степные маки и пара крупных курганов к востоку, они оказались хорошо огорожены колючей проволокой вместе с посадками оливковых деревьев.
Издалека видно нагромождение крупных каменных блоков у подошвы кургана, возможно это начало дромоса, уходящего вглубь. Большой курган в этой паре имеет приличный размеры - диаметр 90 метров, высота минимум 15 метров, такой размер имело большинство царских курганов скифов на юге Украины и в Крыму.
Но тратить время на эти два холма я не стал, так как было заметно, что они хорошо огорожены колючей проволокой.
Несмотря на то, что большинство курганов в Бинтепе было исследовано, неизвестно кому конкретно они принадлежали. Почти все гробницы были ограблены еще в древности, поэтому различных артефактов здесь нашли немного, также мало было надписей. Более менее идентифицированы только два крупнейших кургана - царя Алиатта (потому что он самый большой, и о его размерах писал Геродот) и царя Гига, основателя династии Мермнадов (была найдена надпись с его именем).
Хотя если углубляться в историю Лидийского царства, вопрос - "кому принадлежат курганы?", становится еще более интересным.Как я писал выше традиция курганостроения пришла в Лидию скорее всего из Фригии, но вот непонятно откуда она появилась у фригийцев. Дело в том, что раскопки фригийского Гордиона показали, что древнейший курган в тамошнем некрополе - тумулус W, датируется примерно 800 г. до н.э., и ничего неизвестно о более ранних фригийских курганах. Зато известно, что именно в это время столица Фригии Гордион подверглась серьезному опустошению и пожару. Т.е. возможно возникновение огромных курганов в Гордионе связано с приходом неких неизвестных племен, которые, уничтожив старых правителей Фригии, начали новую династию - для них и стали возводить гигантские могильные холмы.
Курганный некрополь в лидийских Сардах, как не странно, появился при схожих с фригийскими обстоятельствах. Г. Ханфман, археолог длительное время изучавший некрополь Бинтепе, настаивает на том, что первые курганы возвели здесь не ранее времен царя Гига (Гигеса) 680-640 гг. до н.э. Царь Гиг - основатель династии Мермнадов, имел, как известно, весьма мутное происхождение, по свидетельству античных историков, он был то ли пастухом, то ли дружинником прежнего царя Кандавла, убив которого он и пришел к власти. Гиг прославился своими войнами с киммерийцами, правда прославился он скорее в негативном смысле, потому что именно при его правлении киммерийцы захватили Сарды и заодно убили самого Гига. Это то, что мы знаем от греческих историков, а от археологов мы теперь знаем, что именно при Гиге начали строить погребальные курганы рядом со столицей Лидии.
Так какая же здесь связь с фригийской традицией курганостроения? А связь прямая, в обоих случаях эта традиция появлялась в центральных областях Малой Азии с приходом неких завоевателей, и есть все основания полагать, что этими завоевателями были кочевые племена киммерийцев (следы которых я и ездил искать во время этого посещения Турции)
Киммерийцы в 8-7 вв. до н.э. господствовали в центре Малой Азии, они захватили фригийский Гордион, убив его легендарного царя Мидаса, они же захватили лидийские Сарды, убив царя Гига (Гигеса), они держали в ужасе греческие города на побережье. Мы не знаем точно когда и откуда пришли киммерийцы, первое упоминание о них сохранилось у урартов - в конце 8 в. до н.э. урартский царь Руса I потерпел поражение от народа гимирру, в коих исследователи и усматривают легендарных киммерийцев. Их страна, по мнению клинописных табличек, находилась в районе Западной Каппадокии и носила название Гамирр, созвучное самоназванию киммерийцев. Армяне даже в средние века называли Каппадокию страной Гамирк. У грузин самоназвание киммерийцев - гимиру, сохранилось в грузинском слове гмири, что означает - великан, богатырь.
На данный момент является доказанным, что киммирийцы и скифы имели схожую культуру, поэтому когда древние историки пишут о великих скифских завоевательных походах на Ближнем Востоке, подразумеваются и киммерицы в том числе.
Эти походы отразились даже на страницах Ветхого Завета. Библейские пророки многократно упоминают кочевую угрозу с Севера.Вот я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, народ сильный, древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечем укрепленные города твои, на которые ты надеешься (Иеремия, 5, 15-17).
Курган Алиатта, отца царя Креза.
Есть все основания полагать, что и ужасные ветхозаветные Гог и Магог - это образное упоминание именно киммерийцев в Малой Азии. Особенно интересно здесь имя Гог, в котором небеспочвенно видят царя Лидии Гига. Примечательно, что имя лидийского царя, вроде бы сражавшегося против кочевников, у библейских пророков соединено с именем Магог, в котором все античные историки (например, Иосиф Флавий) видели кочевников скифов, более того, он их странным образом возглавляет. Вспомним, тот же Геродот писал о том, что Гигес-Гиг имел дело только с киммерийцами (тем более они были близки к скифам по культуре), поэтому "земля Магог" в данном контексте, будет отображать именно территорию подвластную народу гимирру.
сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество.и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.(Книга пророка Иезекииля. Глава 38.)
В отрывке весьма точно отображены титулы правителей Лидии - Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала, считается, что слово Рош переводится как великий (хотя разные славянофилы пытаются видеть в нем упоминание о росах-руси), но вот Мешех и Фувал - это реальные земли, входившие в Лидийское царство - Мешех, это видимо земля мушков, т.е. Фригия, а Фувал, это позднехеттское гос-во Табал, находившееся на границе Малой Азии и Сирии. Ну, а земля Магог - это владения скифов-киммерийцев - наверно, это и Каппадокия, и вообще Центральная Анатолия, которые входили в Лидийское царство. Интересен и контингент, который вел с собой лидийский царь, по мнению библейского пророка - многие народы с тобою, все сидящие на конях, т.е. речь, скорее всего, идет о войске кочевников-коневодов.
Взаимоотношения оседлых и кочевых сообществ в Малой Азии, очень напоминали взаимоотношения Древней Руси с хазарами, печенегами и прочими. Казалось бы, стороны постоянно воевали друг с другом, но эти войны нисколько не мешали древним анатолийским государствам увеличиваться в размерах. Как известно, с самого начала расцвета Лидии при Мермнадах в 7 в. до н.э., нижний город в Сардах был взят штурмом киммерийцами, а сам основатель династии царь Гиг был убит. При этом, этот факт нисколько не замедлил захват самими лидийцами территории Фригии и Каппадокии, которые к тому времени давно были подвластны кочевым племенам киммерийцев.
Создается впечатление, что цари Фригии и Лидии не столько страдали от кочевников, сколько контролировали их, используя отряды всадников для захвата территорий. Даже греки признавали, что сильной частью лидийского войска была конница, а не пехота. В связи с этим, царь Гиг мог быть действительно властителем всех малоазийских кочевников, а его убийство и последующие войны правителей Лидии с киммерийцами можно рассматривать как эпизоды гражданской войны внутри их обширного государства. Также весьма вероятна этническая близость между киммерийцами и аристократической верхушкой Лидии. Об этом может косвенно свидетельствовать, наличие двух погребальных традиций в Лидии - традиция возведения земляных курганов над захоронениями и традиция вырубания гробниц в скалах, которую многие исследователи (например, тот же Г. Ханфман) считают истинно лидийской и вообще анатолийской, здесь также можно вспомнить скальные гробницы Ликии. Ведь именно погребальные обряды являются важнейшими этническими маркерами в ранних сообществах. Кстати, аналогичные две традиции существовали и в Фригии, это курганы вокруг Гордиона и Анкары и скальные гробницы, типа Асланташ и Йыланташ.
Я не нашел никакой тропинки к кургану, поэтому вынужден был идти прямо через зеленое море, колосья отросли уже по грудь.
Курган Алиатта имеет сейчас несколько оплывшее состояние, все же сказываются извечные дожди. Малая Азия, это не солнечный Египет, зимой все плато Бинтепе покрывается снегом, а весной он соответственно сходит, со всеми вытекающими от этого последствиями.Но, даже сейчас, это творение рук человеческих поражает воображение. В древности этот холм был еще выше, поэтому он производил сильное впечатление на всех видящих его путешественников, вот что о нем писал Геродот:
Есть, правда, в Лидии одно сооружение, далеко превосходящее величиной все другие (помимо построек египтян и вавилонян). Это — могильный памятник Алиатта, отца Креза. Его основание состоит из огромных каменных плит, остальная же часть памятника — земляной курган. Рыночные торговцы, ремесленники и девушки, «занимающиеся своим ремеслом на дому», соорудили этот памятник. На верху памятника помещены каменные плиты числом пять, существующие и поныне, с высеченными на них надписями, [гласящими], какая часть работы выполнена каждым из этих разрядов людей. При измерении оказалось, что бoльшая часть работы произведена девушками. Молодые девушки у лидийцев все занимаются развратом, зарабатывая себе приданое. Делают же они это, пока не выйдут замуж, причем сами же выбирают себе мужа. Объем кургана составляет 6 стадий и 2 плефра, диаметр же 13 плефров. К кургану примыкает большое озеро, которое, по словам лидийцев, никогда не высыхает. Называется оно Гигесовым. Таково это замечательное сооружение.
Сведения невротика Геродота о разврате лидийских девушек здесь можно опустить, я писал о храмовой проституции раньше, а вот архитектурные подробности у него интересны. Основание кургана Алиатта действительно состоит и каменных блоков, только увидеть их нельзя, так как находится этот фундамент глубоко под землей. Исследования показали, что курган возможно имел еще и каменную крепиду по окружности, также его склоны были выложены кирпичом, но от всего этого тоже мало что осталось - ведь сооружению 2,5 тыс. лет, земля сходила с его склонов в течении тысячелетий, поэтому то, что раньше было наверху, сейчас расползлось по всему его подножию.На боках кургана видны гигантские промоины.
Я изначально не ставил себе задачу попасть вглубь могильного холма Алиатта. Дело это совсем непростое, даже найти вход в курган представляет определенную сложность. Хотя известно, что германский консул в середине 19 века проник внутрь через тоннель, прорытый в промоине, что на фото выше. С земли его не видно, он находится на высоте 15-20 м.,и возможно турки уже заложили вход в гробницу.
Здесь нужно осознать, что из себя представляет гробница Алиатта - это огромная гора под 70 м. высотой и диаметром 355 м. Внутренние коридоры гробницы - это жуткий лабиринт, где общая длина тоннелей составляет более километра. Причем неизвестно в каком они там состоянии, вполне возможно, что далеко не в идеальном, если судить по осмотру внутренних помещений предыдущего небольшого кургана. Лично у меня нет информации, что кто-либо посещал гробницу царя Алиатта за последние 100 лет. Поэтому я решил не рисковать и ограничиться лишь подъемом на вершину сооружения, тем более даже лазить по склонам кургана - очень непростая задача.
Ниже план внутренних помещений гробницы Алиатта из книги 1894 года. Небольшая погребальная камера сдвинута от центра кургана, кстати, это одна из особенностей фригийских погребений, иногда считается, что это даже специфичный чисто "фригийский" маркер, который прослеживается в захоронении царя Лидии. Камера была сделана из крупных мраморных блоков, немецкий консул, открывший ее для европейцев, мало что там обнаружил - саркофага не было, скорее всего он был деревянным и сгнил, а главное, было ясно, что гробницу ограбили еще в древности.
На склоне рукотворной горы меня привлек небольшой раскоп, начинать восхождение я начал с этого места.
Когда-то на вершине курганы стояли каменные монументы, скорее всего они имели фаллическую форму, сейчас их остатки можно найти валяющимися на склонах холма. Видимо в раскопе это именно они - бесформенные куски мрамора, они скатились вниз, и здесь их прикопали.
Несмотря на то, что склоны кургана кажутся пологими на фото, в реальности они более чем круты. Причем склоны у основания намного ближе к вертикали, чем те, что на вершине. Общая высота кургана - от 61 до 69 метров (перепад зависит от рельефа местности), для того, чтоб было нагляднее - высота типового 9-этажного дома около 30 м., т.е. общая высота более двух 9-этажек, поставленных друг на друга. Если смотреть издалека на курган, то заметно, что пологие склоны у него начинаются не раньше 40 м. над землей, а до этого стенки очень крутые, никаких тропинок там нет, склоны земляные, ухватиться там не за что, все скользит и сыпется, если что, катиться вниз придется с высоты девятиэтажного дома минимум. В общем, вперед - лучше гор могут, быть только горы)
Турецкий пастух желает мне удачи)
Восходить фронтально на курган невозможно, слишком крутые склоны, тем более я день назад подвернул ногу, карабкаясь на акрополь в Сардах. Поэтому я избрал хитрый способ восхождения - по диагонали, т.е. двигался по склону больше горизонтально, постепенно ставя ногу чуть выше, таким образом я прошел почти половину его окружности - несколько сотен метров.
Кое-где на склоне мне попадались вот такие дырки в земле, видимо это чьи-то норы, но иногда в голову приходила мысль и о вентиляционных шахтах.
Некоторые выемки в земле здесь очень приличные по размеру и однозначно являются деятельностью человека.
А вот и еще один кусок мраморного монумента с вершины кургана, он так и не докатился вниз.
Еще немного, еще чуть-чуть.
И вот вершина взята, самый высокий курган в мире покорен. Кстати, я совсем не удивлюсь, если окажусь первым русским, поднявшимся на этот холм, так как соотечественники не очень жалуют подобные места. Справа от меня основание одного из лидийских монументов, он имел диаметр около 3 метров. Какая у этих колон была высота неизвестно, но думаю могло быть и метров 15, если судить по их диаметру и величине воронок в земле.
Здесь осталась гигантская воронка еще от одного монумента. Позади меня курганы Бинтепе, и где-то там, вдали, город Сарды.
Вдали озеро Гигея или Гигесово, по имени первого основателя Лидийской империи, сейчас это озеро Мармара (Мраморное). Некоторые античные авторы считали, что это озеро могло иметь искусственное происхождение.
На горизонте, чуть правее, видна верхушка еще одного местного гиганта - это курган самого Гига, основателя Лидийской империи.
Курган Гигеса несколько меньше Алиатта - 215 м. диаметр и высота около 50 м. Он уже полстолетия раскапывается американской экспедицией, они его наверно уже в термитник превратили, столько там прорыто ходов и тоннелей. Курган интересный, он как матрешка - большой насыпан поверх малого и более древнего, видимо могилу основателя династии заботливые потомки решили со временем увеличить в размерах.
Во время раскопок в гробнице была найдена надпись с именем Гугу (Гиг, Гигес) поэтому это могила человека, которому Господь Бог сказал: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
Другой пассаж из книги пророка Иезекииля как нельзя кстати подходит для Бинтепе, только слово Израиль лишнее - даже пророки могут ошибаться:дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.
Похоронят там Гога и все полчище его...Здесь "на восток от моря", в Бинтепе, и лежит все полчище Гигово...
Почему жители Лидии стали насыпать огромные курганы конечно загадка. Возможно эта традиция пришла в Анатолию из Великой степи, где курганы хорошо известны со времен бронзового века. Но может быть она сформировалась и на месте, в Лидии и Фригии.Когда я проезжал город Кула, который находится в 50 км от Сард, то увидел в окне автобуса величественную картину - множество потемневших вулканов стояли по обе стороны дороги, некоторые буквально нависали над небольшими деревушками. Они сильно отличались от окружающих гор, вулкан нельзя ни с чем спутать. Еще во времена Лидийского царства многие из них продолжали действовать - извергать лаву на поверхность. Это зрелище безусловно отразилось в сознании людей, поэтому погребения правителей могли создаваться, чтобы подстать этим вулканам - символам природной мощи.Вулкан около города Кула.
И еще один, всего их здесь около 70.
Верхняя площадка кургана Алиатта, столб, что слева, уже современный.
Гигантские промоины с южной стороны кургана. Видимо юг холма подвергался более активному солнечному воздействию, поэтому снег здесь таял быстрее, на северной стороне кургана таких оврагов нет. Или же это следы мучительных поисков входа в погребение. Как правило, дромосы во всех, увиденных мной, курганах шли с южной стороны, поэтому грабители могли копать траншеи с юга холма, пытаясь найти вход. А впоследствии эти рытвины были дополнительно размыты дождями.
Спустившись вниз я обнаружил остатки еще одной гробницы. Фактически, это разрушенный курган, где каменные конструкции внутренних помещений по необъяснимой причине вышли наружу. Внешне, они напоминают собой дот времен Второй мировой.
Как это могло произойти непонятно. Возможно, землю сняли археологи или грабители могил.Это или разрушенная погребальная камера, или остатки дромоса. Внутрь пролезть проблематично, я посветил туда фонарем - камера тоже сильно разрушена, каменные блоки все обвалились.
Обратно я решил возвращаться более цивилизованным путем, по грунтовой дороге, которую местные жители используют, чтобы добираться к своим садам с оливковыми деревьями.
А вот и транспорт, идти обратно пешком уже не придется)
Другие мои посты о городе Сарды:Сарды - великий мегаполис древнего мира. Часть вторая.Сарды - великий мегаполис древнего мира
И посты о Турции:Двуглавый орел и его происхождениеКаменная резьба Сельджукского султанатаСтамбул с высоты акведука ВалентаГордион - столица древней ФригииКурганы ГордионаДревняя Анкара - столица современной Турции.Прибытие в Анкару.Подвиги Геракла или поиски древнего города Лирбе.Анемуриум - самый южный город Малой Азии.Крепость Мамуре в Турции.Джалаладдин Руми и его поледнее пристанище.Конья - столица Сельджукского султаната.Конья - первая турецкая столица.Аланья - морские ворота Сельджукского султаната.Сельджукские "дворцы" торговых караванов.Аланья. Замок на реке Алара.
Интересное упоминание, что расположенное рядом озеро:
имеет искусственное происхождение. Здесь как раз кстати приходится версия Сергея Изофатова о том, что подобные терриконы, насыпи - это продукт переработки породы древними при добычи даг. металлов. И в данном случае - отвалы сделаны в виде курганов, мест захоронений древних правителей (официальная версия). Как к этому относиться - пока не знаю. Думаю, нужно накапливать больше информации, что и делает Сергей.
Культура возведения курганов имеет огромную территориальную распространенность:
И территория Тувы и Хакассии. Карту распространения не нашел. Но плотность расположения их тоже приличная. По информации, при строительстве ЖД-дороги Кызыл-Курагино, будет потревожено или уничтожено до ста курганов.
sibved.livejournal.com
Что такое курган в географии, истории и археологии?
Курганом называют высокую насыпь на равнинной поверхности, в глубине которой чаще всего скрыто древнее захоронение. Некоторые курганы представляют собой смотровые холмы, насыпанные посреди степи, с которых в старину дозорные могли обозревать окрестности.Высота кургана может быть довольно внушительной – до двадцати метров, но сегодня большая часть таких холмов просела и сгладилась под влиянием времени и погоды. Курганы можно увидеть практически на любом континенте, нет их лишь в Антарктиде и Австралии.
Между собой курганы различаются по особенностям конструкции насыпи и погребальной камеры, по времени возникновения и по изначальному предназначению.
Курганы в истории
С точки зрения историков, курганы представляют собой интереснейший объект для исследований. Например, до наших дней скифские поселения практически не сохранились, зато скифских курганов найдено великое множество. Изучение курганов помогает понять особенности того или иного периода в истории развития народа и местности, узнать, чем жили люди в отдаленные времена.
Сделанные при изучении курганов находки помогают понять, какие металлы умел обрабатывать человек (и умел ли) на определенном отрезке времени, какой посудой пользовался, каким оружием владел.В период существования скифских племен курганный обряд захоронения применялся у всех народов; при этом существовали определенные различия в погребении знатных вождей и обычных воинов. Невысокие курганы становились могилами простых скифов, которых хоронили с личным оружием и парой горшков для еды и питья.
Курганы для знати насыпались не просто над погребальной ямой, а над деревянным срубом, обложенным камнями. Такие курганы с квадратной могильной ямой в основании были очень высокими. Вместе с вождями хоронили не только оружие, украшения и дорогую посуду, но и личных слуг, и лошадей. И одежда, и посуда, и конская утварь, и оружие изготавливались специально для погребения.
Что удалось установить археологам?
Первые курганы относят к периоду неолита. Форма земляных насыпей обычно шаровидная, основание может быть как квадратным, так и круглым, и овальным. Самые крупные из найденных курганов достигают ста метров в диаметре основания; визуально они похожи на вытянутые земляные насыпи. Внутренние помещения оборудовались по-разному: это могли быть каменные склепы, земляные камеры, пещеры, деревянные срубы. Встречаются курганы, образованные из тысяч одиночных насыпей.Курганы были предназначены не только для захоронений. Помимо функции «смотровых холмов», в древности курганы служили в качестве кладовых, церквей, различных общественных помещений. Археологам удалось найти курганы без признаков погребений и без присутствия алтарей, что говорит об их бытовом предназначении.
Сложенная из камня без использования скрепляющего раствора и присыпанная сверху землей конструкция была проста в возведении; внутри можно было жить, либо хранить запас овощей, зерна, солений.
Что означает слово «курган»?
В переводе с турецкого, откуда, вероятнее всего, и произошло заимствование, «курган» означает «крепость». Это подтверждает смысл возведения кургана как последнего пристанища усопшего – новообретенного дома-крепости в загробном мире.
В татарском языке словом «курган» могут быть обозначены самые разные понятия. Это и насыпной бугор, и ледяная глыба на воде, и металлический кувшин с ручкой и крышкой. На древнем тюркском слово «курган» означает «холм». В древнем шумерском языке были похожие слова – «кур-ан», или «небесная гора», и «кур-галь», что значит «великая гора».
В русском языке словом «курган» часто обозначали границу, потому что обычно за насыпными курганами (сторожевыми холмами) начинались чужие земли.
География: город Курган
Российский город Курган, стоящий на реке Тобол, был основан в 1679-м году, однако древнее поселение существовало здесь как минимум на сто лет раньше. Первые упоминания о нем датированы 1553-м годом.Курган – крупный промышленный и научный центр Российской Федерации, где действует множество исследовательских лабораторий, производственных предприятий и всероссийских ВУЗов.
www.vseznaika.org
Что такое курган: определение, фото
В статье рассказывается о том, что такое курган, для чего люди возводили подобные сооружения, какие их виды бывают и где они распространены.
Древние времена
Такая черта, как религиозность, естественна для человека. А нахождение мистики там, где все можно объяснить рационально, абсолютно нормально. Конечно, с каждым годом (по данным опросов в развитых странах) число атеистов растет, но, как бы там ни было, вера в высшие силы и нечто подобное - это нормальный и естественный процесс, который уходит корнями в древние времена и заложен в природе человека практически на генетическом уровне.
Если говорить о том, когда у наших предков появились религиозность и вера в загробную жизнь, то определить это сложно. Однако первой датой считается время около 100 тысяч лет назад. Возможно, они были и раньше, но именно таким возрастом датируется находка могилы одного из неандертальцев. Мало того что нашего предка похоронили именно умышленно, но также при помощи анализа было установлено, что к нему на могилу регулярно приносили цветы. Несмотря на, казалось бы, фантастичность, это правда, - на могиле была обнаружены следы пыльцы цветов, и ее количество говорит о том, что их возлагали специально. А значит, древние люди уже тогда обладали развитой психикой и верили в нечто мистическое и символическое.
Сам способ погребения во все времена считался очень важным. Таким образом, люди воздавали павшему собрату последнюю услугу. В зависимости от его социального статуса, положения в обществе и иных заслуг способ захоронения сильно отличался. Проще говоря, храброго воина хоронили совсем иначе, чем разбойника или иного асоциального элемента. Если отбросить совсем уж экзотические, то одним из наиболее распространенных является погребение в специальном кургане. К тому же именно благодаря такому способу до наших дней и сохранилось множество захоронений. Так что такое курган? И какими они бывают? Об этом мы и поговорим.
Определение
Если для точного определения обратиться к энциклопедии, то, согласно ей, курган – это одна из разновидностей погребальных памятников, в зависимости от региона и местности их форма может разниться, но общий принцип остается единым – большая земляная насыпь над ямой, где и захоронили человека одного или нескольких. Учеными были обнаружены курганы, которые стали последним приютом для целых семей знатных людей древности. Так что теперь мы знаем, что такое курган. Но для чего такие сложности?
Почести
Как уже кратко говорилось, все дело в значимости человека при жизни и его социальном статусе. Даже в наш просвещенный век, достаточно взглянуть на почти любое кладбище, и станет ясно – люди до сих пор придают огромное значение внешнему виду могил, надгробий и прочему. Конечно, важно это далеко не всем. И что уж говорить про наших предков, для которых вера в высшие силы, колдовство и прочий мистицизм, были частью их жизни с самого детства. Хотя это не мешало им преследовать "колдунов" и "ведьм". Так что теперь мы знаем, что такое курган.
И естественно, после смерти знатного человека, великого воина или правителя его близкие, родные или просто подданные, хотели увековечить память о нем. Правда, так было не всегда, и история знает примеры, когда ненавистных царей и прочих правителей умышленно хоронили так, чтобы никто не знал об их месте. Если вообще хоронили. Из новейшей истории можно привести пример Гитлера.
Так что такое курган? Фото их показывает обычно высокий земляной холм, в глубине которого и покоятся человеческие останки. К слову, в ряде различных религий люди верили, что в загробный мир человек заберет то, что лежит рядом с ним, потому в курганах часто находят оружие, кухонную утварь, драгоценности, одежду и прочее. И подобные находки считаются очень удачными, поскольку предметы не так сильно разрушаются временем, и по ним можно установить множество интересных фактов о быте древних времен. Но, к сожалению, такие могилы встречаются не часто.
Где они есть?
Подобный способ захоронения встречается по всему земному шару, даже в тех уголках земли, где народы культурных контактов с жителями иных материков не поддерживали (к примеру, индейцы Северной и Южной Америки до времен открытия континента Колумбом).
В зависимости от региона их форма и размеры могут немного отличаться, но общая конструкция едина. В России курганов довольно много, и археологи находят их в разных областях, но наиболее часто их можно обнаружить в степных регионах. Так что теперь мы знаем, что такое курган, определение этого слова, зачем их сооружали. В России широкие их раскопки начались по указу Петра Первого.
Но есть два континента, где подобные искусственные сооружения не встречаются, это Антарктида и Австралия. С первой все понятно, там попросту никогда не существовали люди, а вот коренные обитатели Австралии хоронили своих соплеменников иначе.
Что такое курган славы?
Это сооружение было возведено искусственно, но служит оно не могилой, а памятником былых кровавых сражений середины XX века.
В 1944 году в Белоруссии советскими войсками была окружена и полностью разгромлена немецкая группировка численностью 105 тысяч человек. А в 1966 году был издан указ о сооружении памятника этому событию. Архитекторы возвели земляной курган высотой 35 метров и установили на нем четыре стерилизованных штыка от винтовок, они символизируют 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский фронта, которые и участвовали в освобождении Беларуси от фашистских захватчиков.
Что такое курган в природе?
По сути, любой курган – это земляной холм, высота и диаметр его могут сильно разниться.
Как и усыпальницы древних египетских фараонов, так и курганы раньше подвергались разграблениям мародеров. Есть версии, что до наших дней сохранились далеко не все. Правда, далеко не все курганы таят в своих недрах драгоценности, некоторые являются земляными холмами естественного образования, да и погребальные сооружения царей и прочих правителей, вместе с которыми хоронили драгоценности, были редким явлением. Или же находились на священной для людей земле и охранялись.