История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Древняя индия гос строй


Общественный и государственный строй Древней Индии

Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств.

Понятие «Древний Восток» впервые появляется в трудах греков и римлян, под ним подразумевались все страны, расположенные восточнее Греции и Рима.

В начале 20 века в науке к древневосточным стали относитья государства на территории Азии и Африки, позже – закавказкие районы Европы, в конечном счете, государствами Древнего Востока принято считать Египет, Двуречье, страны малой Азии, Иран, Индию и Китай. Приблизительно становление государства здесь связывают с 4-3 тыс. до н.э.

Общие черты государств Древнего Востока:

- одинаковое географическое положение: все государства Древнего Востока находятся в одном поясе – тропики или субтропики

- все государства расположены вдоль берегов рек

- все страны Др Востока были сельскохозяйственными

- наличие разветвленной системы ирригационных сооружений (искусственного орошения полей)

- существование сельской общины и общинной собственности

- все гос-ва развивались как рабовладельческие

- древневосточная деспотия (в форме монархии, во главе единоличный правитель) возникает там, где экономические, культурные и политические достижения общества начинают использоваться в интересах жестко-централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом, такая система всегда носит тоталитарный характер (всеобъемлющий, всеохватывающий контроль государства над всеми проявлениями жизни общества)

- существовали три одинаковых ведомства: финансовое, военное, ведомство общественных работ

Особенности стран Древнего Востока:

- чем более экономически было развито государство, тем менее деспотичным было положение главы государства, и наоборот

- наличие кастовости:

в Древней Индии 4 касты:

· брахманы,

· кшатрии,

· вайшьи,

· шудры

отдельно шли неприкасаемые

в Древнем Вавилоне:

· авилум – «мужчина, человек», им принадлежали все гражданские и политические права;

· мушкенум - «бьющий челом» - им принадлежали все гражданские, но , высших должностей не занимают;

· тамкары - «торговые посредники» - обладают гражданскими правами, но должностей никаких не занимают; рабы – государственные, общинные, частновладельческие

- рабы дедились на гос-ых, общинных и частновладельческих

- положение женщины в обществе: наиболее высокое положение женщина занимала в Древнем Египте, наиболее низкое – в Китае и Индии).

 

Общественный и государственный строй Древней Индии

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло при династии Маурьев. Но Маурьям не удалось сохранить единство государства и позднее Индия распалась на множество государственных образований.

С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление замкнутых сословий — варн.

Было 4 варны:

· брахманы — члены жреческих родов,

· кшатрии — военная аристократия,

· вайшья — рядовые общинники,

· шудры — неравноправные члены общества.

Брахманы занимали наиболее почетное место в обществе. Возникновение шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании и т.д.

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено существующим порядком и освящено религией (богом считался Брахма, а остальные варны созданы как бы из частей его тела).Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны). Запрещался переход из одной варны в другую. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

Существовала сельская община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. В определенном отношении она была самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Но при этом у раба не было права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого.

Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

Сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

 

4. ЗАКОНЫ МАНУ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.

 



stydopedya.ru

1.2. Государственный строй Древней Индии.. Образование государства и права Древней Индии

Похожие главы из других работ:

Брачно-семейное право в период древности

ГЛАВА 2. ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

...

Брачно-семейное право в период древности

2.1 Источники права Древней Индии

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права...

Брачно-семейное право в период древности

2.2 Брачно-семейные отношения Древней Индии

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи -- муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку...

Брачно-семейное право по законам Ману

1. Исторические условия возникновения права цивилизации Древней Индии

С момента появления счета, письменности, государства идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом быте...

Брачно-семейное право по законам Ману

2. Особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии

древневосточный закон ману брачный Для Индии также было характерно приниженное, подчиненное положение женщины. Здесь сохранились большие патриархальные кланы, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью...

Брачно-семейное право по законам Ману

3.1 Судебный процесс в эпоху Древней Индии

Рассмотрим судебный процесс того времени: отделения суда как такового от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами...

Законы Ману

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств...

Законы Ману

1.ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. КАСТОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Известно, что Индия была заселена ещё в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. Затем на смену им пришли другие племена. Сохранились сведения о двух могущественных политических образованиях...

Законы Ману

2.НОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

При рассмотрении гражданско-правовых норм древних сводов законов в качестве основных рассматриваются: право собственности, обязательства, семейно-брачные отношения. Этот порядок принят и для данной работы...

Образование государства и права Древней Индии

Глава II. Правовая система Древней Индии.

2.1. Источники права. Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права...

Особенности исторических учений о праве

1.1 Правовые учения в Древней Индии

Первые государства на территории Индии возникли во II-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

2.1 Политическая и правовая мысль Древней Индии

Долгое время считалось, что история Индии начинается лишь во 2 тысячелетии до н.э., после вторжения ариев. Но в XIX веке, когда производились археологические раскопки в Западном Пакистане, выяснилось...

Содержание древнего правового памятника Законов Ману

1. Государственно-общественный строй Древней Индии по Законам Ману

Главной особенностью этого государства была принципиально иная политико-правовая модель осуществления власти, опыт применения которой представляется актуальным. Авторы учебника по истории государства и права Н.А. Крашенинникова и О.А...

Содержание древнего правового памятника Законов Ману

2. Уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману

Кастовое различие порождало различие форм правовой регуляции: уголовно-процессуальные нормы имели разное толкование для каст и были ориентированы преимущественно на низшие касты. Под правовое регулирование, в современном понимании...

Содержание древнего правового памятника Законов Ману

3. Неравенство полов в Древней Индии по законам Ману

В сборниках как священных, так и светских законов и предписаний можно увидеть двойственное отношение к женщине: она считалась одновременно богиней и рабыней. Женщина принижена и порабощена в качестве жены...

pravo.bobrodobro.ru

Государственный строй Древней Индии

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н. э. на основе отдельных племён или союза племён в форме так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господств осуществлялось непосредственно военной прослойкой кшатриев. Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землёй храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе – паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX-VIII в. до н. э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийский эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведёт своё начало традиция слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии вязана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определённым местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с её натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с её ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани». Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали её в определенном смысле внеисторичной[1].

Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой, привели в V в. до н.э. к возникновению относительно сильных древнеиндийских государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до н.э. к победе Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра Македонского привело к созданию обширной империи Маурьев.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н. э. в период правления Ашок, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Её границы простирались от Кмшмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на Востоке.

Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племён и народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания – распространение религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи держалась не только на венной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны. В пёстрый состав империи был включён ряд полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи. Эти вассальные княжества, обязанные Маурьям выплатой дани и военной помощью, республиканские государства-общины, ганы и сангхи, которые, по свидетельству Артхашастры, «в силу своей сплочённости неодолимы для других», родоплеменные объединения.

В империи Маурьев – сложном политическом образовании – не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя в конечном счёте во II в. до н.э. побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря на картину «идеального» всеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве общинного самоуправления. Все это дат основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова.

Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве наследственно знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключённых якобы в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права.

Индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи) предписывала ему выполнения особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей – охрана подданных (Законы Ману, VII. 2 – 3 ). «Защищая» народ, царь мог заставить его платить налог – бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в ползу центральной власти: торговые пошлины, «приношения плодов» и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).

Царю вверялось также осуществления правосудия с помощью опытных брахманов (VIII, 1, 10). ОН считался опекуном всех малолетних, больных вдов (VIII, 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Артхашастра, II, 1,2), строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а «милым богам». В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может быть «глупым, жадным, необразованным» (VII, 30), «приверженным к порокам» (VII, 46). Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовывать заключённые в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ. «Оn отсутствия смирения погибали многие цари вместе с состоянием, - предостерегали ЗМ (7,10), - благодаря смирению даже отшельники наследовали царство». Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (VII, 37), поступать по их совету.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (VII, 54-63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхашастре, делились на группы центрального и местного самоуправления. Особое место занимали советники царя – высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял совещательный коллегиальный орган- мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство мантрипаришаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения.

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников, составляющих разветвлённую сеть органов исполнительного и судебного аппарата.

Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией управления царскими хозяйством, с деятельность по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавшим морской торговлей, судостроением и пр. С регулирование экономической жизни страны была вязана деятельность специальных категорий чиновников (адьхъякша), среди которых важное место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной. Эти чиновники, согласно ЗМ, должны обладать «честностью, умом и твёрдостью» (VII, 60). Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности, они подчинялись их главному сборщику налогов, или главному казначею, или главнокомандующему армией (сенапати). Среди других высших чиновников особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец (пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи создали сеть контрольных, инспектирующих чиновников – шпионов, царских тайных агентов, которых царь «принимал днём и ночью» (Артхашастра, I, 19).

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 61 | Нарушение авторских прав

Государственный строй Древней Месопотамии | Правовое положение соц групп в Месопотамии | Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Ману и Артхашастре. | Брачно-семейное право. | Суд и процесс. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.058 сек.)

mybiblioteka.su

Гос строй Древней Индии.

Военное дело Гос строй Древней Индии.

просмотров - 27

Древняя Индия.

Из всœей Истории Древней Индии самым интересным явл. период 4 – 2 вв. до н.э., когда сформировалась самая крупная Империя на Востоке. Империя – «Маурьи».

«Тхармамастра» - мораль, норма поведения, добродетель, долг, высший закон, обязательств для каждого правоверного индуса.

Самая известная «Тхармамастра» - законы «Ману» - (2 в. до н.э. – 2в. н.э).

Процесс социального расслоения в Др. Индии не привел к социальному формированию классов, а привел к возникновению особых сословных групп или «варп».

Таких варп было 4 (базовых):

· жрецы (брахманы),

· кшатрии

· вайшии

· шудры (слуги)

Законы «ману» называют 7 разных групп рабов, исходя из источников рабства.

Все рабы были неправоспособны, заключенные ими сделки считались недействительными. При продаже раба выплачивалась пошлина в пользу гос-ва в размере 20 – 25% от его стоимости. Потомство раба считалось собственностью хозяина.

Все индийское населœение делилось на 2 категории:

1. дважды рожденные вайшии, кшатри, брахманы. Второе рождение было связано с особым ритуалом, который позволял человеку изучать священные книги.

2. единожды рожденные (шудры) не допускались к изучению священных книᴦ.

В Индии существовало 3 формы собственности на землю:

1. гос. земли – земли, захваченные у сосœедей.

2. общинные земли – владельческие права общин на землю были исключительные: община имела неограниченное право обладания над землей, ᴛ.ᴇ. продавать, дарить и т.д. Община располагала пастбищами, дорогами.

3. Частное крестьянское землевладение или землевладение большой семьи. Данная форма позволяла пользоваться широкими правами и обязывала землевладельца выполнять одно обязательство – выплачивать налог в пользу гос-ва.

В др. Индии существовали примитивные племенные гос-ва.(1 в. до н.э.), небольшие по территории по форме правления монархии, где ключевую роль играли брахманы или олигархические кшатрийские республики, в которых полит. власть осуществлялась военными. Правителями этих гос-в были раджи с широкой компетенцией:

1. обеспечение простейших функций управления.

2. внешняя безопасность.

3. отправление правосудия.

4. распоряжение земельным фондом.

5. сбор ренты (налога).

В некоторых гос-вах власть раджи была выборной, в некоторых – наследственной. При радже действовал совещательный орган «Паришард» входили кшатрии и брахманы. Постепенно эти гос-ва приходили в упадок и на их месте формировались новые слабые маленькие гос-ва. Характерной чертой древнеиндийской цивилизации была невостребованность единой сильной гос. власти. Главных причин 2:

1. жесткая варпа – кастовая система с фиксированным местом человека в ней с неукоснительным соблюдением религиозно – нравственных установок поведения в них.

2. крепость, автономность общинной организации. Индийская община с ее натуральным хоз-вом была замкнута и изолирована от внешних влияний. Самодостаточность общины не ставило потребности в единой гос. власти.

В 4 в. до н.э. начала формироваться империя «Мауриев» (просуществовала до з в. до н.э.) - ϶ᴛᴏ была относительно централизованная Восточная Монархия.

Империя сложилась в результате войн, покорения ряда племен. Важным фактором складывания империи было моральное завоевание, ᴛ.ᴇ. распространение религиозного, культурного влияния развитых Северо – Восточных областей Индии на другие страны. Империя «Мауриев» проводила не только силовую политику, но и гибкую политику объединœения страны. В частности, в состав империи были включены полуавтономные гос-ва, сохранившие свои обычаи, свои органы управления и т.д. Эти гос-ва находились в вассальной зависимости и выплачивали дань, оказывали военную помощь империи «Мауриев». В империи «Мауриев» никогда не прекращалась борьба двух тенденций:

1. К установлению единого державного правления.

2. К сепаратизму (раздробленности) – последнее победило.

Центральная власть возглавлялась раджой или девараджи – богоугодный царь (один человек). Он должен был выполнять особую тхарму – охрана подданных. За ее выполнение государь получал налог (Бали). Кроме этого он получал налоги на содержание административно – управленческого аппарата. Царь был главой адм. Аппарата͵ ведал назначением должностных лиц и осуществлял контроль за их деятельностью.

Все царские чиновники делились на две группы:

1. чиновники центрального управления

2. чиновники местного управления.

Особое место занимали советники царя, которые составляли совещательный коллегиальный орган (матрипаришат).

Особая группа старших чиновников была связана с организацией управления царских хозяйств и пополнением казны.

Среди чиновников (высших) особое место занимали главный судья , советник царя по юр. вопросам, советник царя по культуре, советник по воспитанию детей и верховный придворный жрец.

Чиновники назначались царской властью, а так же чиновничьи должности переходили по наследству.

Что касается местного управления.

Территория Индии была разделœена на 5 крупных провинций. Οʜᴎ делились на округа, а округа делились на сельские области. Во главе провинции стоял царевич. Его функция – защита͵ охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ. Во главе округа находился окружной начальник, главной функцией которого было следить за сельскими администрациями, а во главе сельских областей находился староста.

Суд Др. Индии.Было 2 системы судов:

1. Царские судьи.

2. Внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд с участием царя или замещавшая его судейская коллегия, куда входил брахман и еще 3 судьи. Во всœех адм. единицах, начиная с 10 деревень, суд вершила судебная коллегия из 3 судейских чиновников. Наряду с ней действовали спец. суды по разбору уголовных дел и осуществлению надзора за ворами.

В борьбе с преступностью особая нагрузка лежала на городских властях, которые с помощью агентов проводили обыски, устраивали облавы, и т.д. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами.

Армиякомплектовалась из наследственных воинов, пленников и воинов, поставляемых отдельными объединœениями, в частности, торговыми гильдиями, номами и зависимыми союзниками, армия была кастовой. Оружие могли носить только «Кшатрии». Другие, дваждырожденные, могли браться за оружие только тогда, когда начиналась война. Армия так же выполняла функцию общественного порядка.

Право Др. Индии.Наряду с термином «Тхарма» в древнем индийском праве существовало понятие «Ньяя» - закон.

Существует большое кол-во различных «Дхармашастр», «Дхармасутр», в которых содержится различные аспекты Др. Индийского права. Самое известное из них «Дхармашастра», законы «Ману» (2 в. до н.э.-2 в. н.э.)

Для всœех известных источников права характерна одна тенденция: в ранних источниках рассматривались преступления против личности (убийства, прелюбодейства,

воровство и т.д.), а в более поздних всœе большее внимание уделялось договорным имущественным отношениям. Ответственность за нарушение этих отношений (о неуплате долга, разделœе имущества и т.д.).

Начиная с (Законов.Ману – З. М..) принято называть 18 поводов судебного разбирательства. Οʜᴎ делятся на группы:

1. О нарушениях договорных отношений.

2. О неуплате жалованья, нарушения соглашений, отмена купли – продажи.

3. Клевета͵ оскорбление действием, кражи, убийства.

4. Нарушение норм брачно – семейного и наследственного права.

Литература чисто светского содержания, относящаяся к науке, политике - ϶ᴛᴏ так называемая «артмашастра».

Третий источник обычное право или право, основанное на обычае.

Законы «Ману» достаточно подробно регулировали имущественные отношения. Нормы права охраняли земледельческие права общин, деревень, селœений. Права оговаривали возможность ограничения широких полномочий земледельца общинника интересами общины.

Понятие собственности сложилось в первом тысячелœетии до н.э. В законах «Ману» содержатся нормы о сроках давности владения, пользования вещью, после чего вещь превращается в собственность. Для движимого имущества – 10 лет, для недвижимого – 20 лет. Закон предусматривал исключение для слабоумных, больных детей и т.д. Цена на землю была фиксирована, но допускалась цена надбавки, но она шла не продавцу, а, вместе с налогом, в казну. В «З. М.» были допущены законные способы приобретения имущества:

1. передача по наследству.

2. в дар

3. покупка

4. завоевание

5. ростовщичество

6. получение милостыни

7. исполнение работы.

По закону первые 3 способа приобретения имущества были доступны для всœех,

4-ый пункт – только для кшатриев; 5 – 7 – для вайшиев; 6 – привилегия брахманов.

Более половины из 18 поводов судебного разбирательства касались норм обязательственного права, в частности, найм, займ, купля – продажа, хранение и т.д.

Предусматривались гарантии исполнения договоров в форме поручительства и залога. Договор составлялся письменно. Сделка признавалась недействительной, если заключалась: а) тайно, б) без свидетелœей, в) путем обмана или насилия, г) пьяным или безумным человеком, д) человеком, находящимся в состоянии гнева, е) стариком,

ж) ребенком, з) уродом. Дееспособность женщин была ограничена, как и несамостоятельных членов семьи: сына, зависящего от отца; отца, зависящего от сына и т.д. – сделки были неправомерны и наказывались штрафом. Ыл создан институт возвращения долгов.

Размер процентов по долгам различался в зависимости от того, в каком количестве было взято в долг и к какой варпе принадлежал должник.

Закон презрительно трактует наемный труд, он презирался высшими варпами и назывался «собачий образ жизни».

Наемный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу и его заработок не выплачивался, если он был болен, и работа из-за этого была немного не закончена.

Закон подробно рассмотрел договоры хранения, товарищества, поручительства, купли – продажи. В них предусматривалось освобождение от ответственности хранителя вклада, если вклад был потерян в результате стихийного бедствия или вмешательства «царебога» или воров.

Кастовые барьеры накладывали особенно к представителям высших варп: самопродажа и продажа родственников в рабство. Считалось низкое деяние и влекло за собой изгнание из «касты». Договор купли – продажи мог быть расторгнут в течение 10 дней.

oplib.ru

Гос строй Древней Индии

Древняя Индия.

Из всей Истории Древней Индии самым интересным явл. период 4 – 2 вв. до н.э., когда сформировалась самая крупная Империя на Востоке. Империя – «Маурьи».

«Тхармамастра» - мораль, норма поведения, добродетель, долг, высший закон, обязательств для каждого правоверного индуса.

Самая известная «Тхармамастра» - законы «Ману» - (2 в. до н.э. – 2в. н.э).

Процесс социального расслоения в Др. Индии не привел к социальному формированию классов, а привел к возникновению особых сословных групп или «варп».

Таких варп было 4 (основных):

· жрецы (брахманы),

· кшатрии

· вайшии

· шудры (слуги)

Законы «ману» называют 7 разных групп рабов, исходя из источников рабства.

Все рабы были неправоспособны, заключенные ими сделки считались недействительными. При продаже раба выплачивалась пошлина в пользу гос-ва в размере 20 – 25% от его стоимости. Потомство раба считалось собственностью хозяина.

Все индийское население делилось на 2 категории:

1. дважды рожденные вайшии, кшатри, брахманы. Второе рождение было связано с особым ритуалом, который позволял человеку изучать священные книги.

2. единожды рожденные (шудры) не допускались к изучению священных книг.

В Индии существовало 3 формы собственности на землю:

1. гос. земли – земли, захваченные у соседей.

2. общинные земли – владельческие права общин на землю были исключительные: община имела неограниченное право обладания над землей, т.е. продавать, дарить и т.д. Община располагала пастбищами, дорогами.

3. Частное крестьянское землевладение или землевладение большой семьи. Данная форма позволяла пользоваться широкими правами и обязывала землевладельца выполнять одно обязательство – выплачивать налог в пользу гос-ва.

В др. Индии существовали примитивные племенные гос-ва.(1 в. до н.э.), небольшие по территории по форме правления монархии, где ключевую роль играли брахманы или олигархические кшатрийские республики, в которых полит. власть осуществлялась военными. Правителями этих гос-в были раджи с широкой компетенцией:

1. обеспечение простейших функций управления.

2. внешняя безопасность.

3. отправление правосудия.

4. распоряжение земельным фондом.

5. сбор ренты (налога).

В некоторых гос-вах власть раджи была выборной, в некоторых – наследственной. При радже действовал совещательный орган «Паришард» входили кшатрии и брахманы. Постепенно эти гос-ва приходили в упадок и на их месте формировались новые слабые маленькие гос-ва. Характерной чертой древнеиндийской цивилизации была невостребованность единой сильной гос. власти. Главных причин 2:

1. жесткая варпа – кастовая система с фиксированным местом человека в ней с неукоснительным соблюдением религиозно – нравственных установок поведения в них.

2. крепость, автономность общинной организации. Индийская община с ее натуральным хоз-вом была замкнута и изолирована от внешних влияний. Самодостаточность общины не ставило потребности в единой гос. власти.

В 4 в. до н.э. начала формироваться империя «Мауриев» (просуществовала до з в. до н.э.) – это была относительно централизованная Восточная Монархия.

Империя сложилась в результате войн, покорения ряда племен. Важным фактором складывания империи было моральное завоевание, т.е. распространение религиозного, культурного влияния развитых Северо – Восточных областей Индии на другие страны. Империя «Мауриев» проводила не только силовую политику, но и гибкую политику объединения страны. В частности, в состав империи были включены полуавтономные гос-ва, сохранившие свои обычаи, свои органы управления и т.д. Эти гос-ва находились в вассальной зависимости и выплачивали дань, оказывали военную помощь империи «Мауриев». В империи «Мауриев» никогда не прекращалась борьба двух тенденций:

1. К установлению единого державного правления.

2. К сепаратизму (раздробленности) – последнее победило.

Центральная власть возглавлялась раджой или девараджи – богоугодный царь (один человек). Он должен был выполнять особую тхарму – охрана подданных. За ее выполнение государь получал налог (Бали). Кроме этого он получал налоги на содержание административно – управленческого аппарата. Царь был главой адм. Аппарата, ведал назначением должностных лиц и осуществлял контроль за их деятельностью.

Все царские чиновники делились на две группы:

1. чиновники центрального управления

2. чиновники местного управления.

Особое место занимали советники царя, которые составляли совещательный коллегиальный орган (матрипаришат).

Особая группа старших чиновников была связана с организацией управления царских хозяйств и пополнением казны.

Среди чиновников (высших) особое место занимали главный судья , советник царя по юр. вопросам, советник царя по культуре, советник по воспитанию детей и верховный придворный жрец.

Чиновники назначались царской властью, а так же чиновничьи должности переходили по наследству.

Что касается местного управления.

Территория Индии была разделена на 5 крупных провинций. Они делились на округа, а округа делились на сельские области. Во главе провинции стоял царевич. Его функция – защита, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ. Во главе округа находился окружной начальник, главной функцией которого было следить за сельскими администрациями, а во главе сельских областей находился староста.

Суд Др. Индии. Было 2 системы судов:

1. Царские судьи.

2. Внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд с участием царя или замещавшая его судейская коллегия, куда входил брахман и еще 3 судьи. Во всех адм. единицах, начиная с 10 деревень, суд вершила судебная коллегия из 3 судейских чиновников. Наряду с ней действовали спец. суды по разбору уголовных дел и осуществлению надзора за ворами.

В борьбе с преступностью особая нагрузка лежала на городских властях, которые с помощью агентов проводили обыски, устраивали облавы, и т.д. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, пленников и воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности, торговыми гильдиями, номами и зависимыми союзниками, армия была кастовой. Оружие могли носить только «Кшатрии». Другие, дваждырожденные, могли браться за оружие только тогда, когда начиналась война. Армия так же выполняла функцию общественного порядка.

Право Др. Индии. Наряду с термином «Тхарма» в древнем индийском праве существовало понятие «Ньяя» - закон.

Существует большое кол-во различных «Дхармашастр», «Дхармасутр», в которых содержится различные аспекты Др. Индийского права. Самое известное из них «Дхармашастра», законы «Ману» (2 в. до н.э.-2 в. н.э.)

Для всех известных источников права характерна одна тенденция: в ранних источниках рассматривались преступления против личности (убийства, прелюбодейства,

воровство и т.д.), а в более поздних все большее внимание уделялось договорным имущественным отношениям. Ответственность за нарушение этих отношений (о неуплате долга, разделе имущества и т.д.).

Начиная с (Законов.Ману – З. М..) называется 18 поводов судебного разбирательства. Они делятся на группы:

1. О нарушениях договорных отношений.

2. О неуплате жалованья, нарушения соглашений, отмена купли – продажи.

3. Клевета, оскорбление действием, кражи, убийства.

4. Нарушение норм брачно – семейного и наследственного права.

Литература чисто светского содержания, относящаяся к науке, политике – это так называемая «артмашастра».

Третий источник обычное право или право, основанное на обычае.

Законы «Ману» достаточно подробно регулировали имущественные отношения. Нормы права охраняли земледельческие права общин, деревень, селений. Права оговаривали возможность ограничения широких полномочий земледельца общинника интересами общины.

Понятие собственности сложилось в первом тысячелетии до н.э. В законах «Ману» содержатся нормы о сроках давности владения, пользования вещью, после чего вещь превращается в собственность. Для движимого имущества – 10 лет, для недвижимого – 20 лет. Закон предусматривал исключение для слабоумных, больных детей и т.д. Цена на землю была фиксирована, но допускалась цена надбавки, но она шла не продавцу, а, вместе с налогом, в казну. В «З. М.» были допущены законные способы приобретения имущества:

1. передача по наследству.

2. в дар

3. покупка

4. завоевание

5. ростовщичество

6. получение милостыни

7. исполнение работы.

По закону первые 3 способа приобретения имущества были доступны для всех,

4-ый пункт – только для кшатриев; 5 – 7 – для вайшиев; 6 – привилегия брахманов.

Более половины из 18 поводов судебного разбирательства касались норм обязательственного права, в частности, найм, займ, купля – продажа, хранение и т.д.

Предусматривались гарантии исполнения договоров в форме поручительства и залога. Договор составлялся письменно. Сделка признавалась недействительной, если заключалась: а) тайно, б) без свидетелей, в) путем обмана или насилия, г) пьяным или безумным человеком, д) человеком, находящимся в состоянии гнева, е) стариком,

ж) ребенком, з) уродом. Дееспособность женщин была ограничена, как и несамостоятельных членов семьи: сына, зависящего от отца; отца, зависящего от сына и т.д. – сделки были неправомерны и наказывались штрафом. Ыл создан институт возвращения долгов.

Размер процентов по долгам различался в зависимости от того, в каком количестве было взято в долг и к какой варпе принадлежал должник.

Закон презрительно трактует наемный труд, он презирался высшими варпами и назывался «собачий образ жизни».

Наемный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу и его заработок не выплачивался, если он был болен, и работа из-за этого была немного не закончена.

Закон подробно рассмотрел договоры хранения, товарищества, поручительства, купли – продажи. В них предусматривалось освобождение от ответственности хранителя вклада, если вклад был потерян в результате стихийного бедствия или вмешательства «царебога» или воров.

Кастовые барьеры накладывали особенно к представителям высших варп: самопродажа и продажа родственников в рабство. Считалось низкое деяние и влекло за собой изгнание из «касты». Договор купли – продажи мог быть расторгнут в течение 10 дней.

studlib.info