История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Международное римское право (Иглин А.В.). Международное право древнего рима


Международное римское право (Иглин А.В.)

Все статьи > Международное римское право (Иглин А.В.)

Международное римское право (Иглин А.В.)

Древний Рим играл выдающуюся роль в международных отношениях. Исследователи видят в римском праве источник международного права <1>. Римские юристы впервые сформулировали понятие "право народов". Поэтому не случайно многие идеи и институты современного международного права возникли благодаря деятельности европейских государств. Ряд авторов связывают зарождение международного права с договорами христианских и мусульманских государств и народов <2>. Кроме того, истории известны обычаи германских государств, на основании которых они вступали в отношения с соседними странами. Следовательно можно выделить два источника в становлении международного права - каноническое и римское право. Представляется, римское право стало не только источником международного и европейского права, но и само по себе явилось межгосударственным правом, ведь рецепция римских законов затронула практически все цивилизованные страны. Ряд государств остановили свой выбор на частноправовых вопросах (например Россия в своем гражданском законодательстве), другие - на вопросах процессуального права (например Италия в преторском процессе), наконец, публичное право Древнего Рима явилось прообразом государственного механизма монархических стран-доминионов.

--------------------------------<1> См., напр.: Римское право / Под ред. М.Н. Прудникова. М., 2013. С. 112 - 115.<2> Гефтер А.В. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 15 - 16; Европейское международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськова. М., 2009. С. 10 - 11.

Какие пределы рецепции римского права существуют в международных отношениях? Римский народ был проникнут идеей политического единства, стремился провести ее даже в международных отношениях. Этот политический идеал Рима наложил печать на всю его историческую судьбу. Ради нее Рим жертвовал духовной стороной индивидуальной и общественной жизни, при этом в полной мере пользовался результатами деятельности народов, уже сошедших со сцены всемирной истории. Вместе с тем Рим осуществил иное историческое назначение - он внес начало единства в Древний мир, соединив все существующие тогда государства под своей верховной властью.Международные отношения римлян не могут быть поняты без уяснения внутренних порядков, господствовавших в Риме. В этом отношении влияние римского права на международные дела существенно отличалось в период республики и в период империи.Так, в эпоху Римской республики огромное воздействие на все отношение римлян к другим народам оказывала происходившая в Риме борьба патрициев и плебеев. Класс плебеев в значительной степени состоял из потомков побежденных народов, которые силой римского оружия были вынуждены стать частью римского государства. Борьба эта проходила различные фазы. Руководимые сознанием своего личного интереса, патриции постепенно уступали законным требованиям своих противников и наконец уравняли права плебеев со своими привилегиями. Это происходило в тесной связи с постепенным изменением отношения римлян к другим народам.Вместе с тем историческая задача, которую предстояло разрешить римлянам, сама по себе устраняла возможность мирных международных отношений. Она предполагала враждебные столкновения не только с народами, которые не хотели признать власть Рима. Поэтому история международных отношений римлян в период республики представляет собой череду войн с захватническими целями. Римляне при этом руководствовались неодинаковой политикой по отношению к завоеванным народам. Так, в отношении италийских народов политика отличалась благоразумностью и осторожностью в связи с тем, что эти народы были одного происхождения с римлянами. На этом основании италийские города получили от победителей права муниципий. В отношении же отдаленных народов главенствовали принципы превосходства римлян и подчинения народов завоевателям <3>.--------------------------------<3> См., напр.: Римское право / Под ред. М.Н. Прудникова... С. 114 - 115.

С точки зрения международного права наиболее важное значение имеют те соглашения римлян с другими народами, которые заключались на началах равенства и взаимности. С независимым народом или с противником, которого не удалось окончательно победить, заключались договоры союза, дружбы, мира, на основании которых подданные той или иной страны имели в пределах своей территории некоторые права.По мере военных успехов римлян и возрастания мощи Рима такие договоры встречались весьма редко. К концу республиканского периода они уступают место римскому закону, который предписывался другим народам. Вместе с тем сила обстоятельств и потребностей заставляла римлян признавать за народами известные права, создавать для их реализации особые органы. В первую очередь это было связано с разнообразными отношениями между частными лицами, римскими гражданами и подданными других государств. Так, каждый иностранец, находящийся в Риме, мог выбрать из среды римских граждан патрона, который был по отношению к гостю покровителем и защитником его прав. Со временем в римском обществе сложился взгляд, что гостеприимство есть высшая добродетель. Это получило свое отражение в законе.В научной литературе встречается мнение о том, что победа над Карфагеном подвигла Рим к принятию на себя роли международного полицейского, особенно относительно постоянно конфликтующих государств эллинистической Греции и Ближнего Востока. При этом римский Сенат руководствовался благими целями: он надеялся обеспечить греческую независимость. Лишь когда римляне поняли, что греки не способны к самоуправлению, последовала аннексия Македонии, что обеспечивало более близкое наблюдение за делами в Греции <4>.--------------------------------<4> Melko M., Weigel R.D. Peace in the Ancient World. Jefferson, 1981. P. 92.

То, какими принципами руководствовались римляне при выборе дипломатических средств и механизмов установления контроля над Азией, во многом зависело от начального статуса и степени лояльности тех или иных властителей по отношению к новому гегемону. Римляне максимально использовали юридические институты для легализации своих имперских планов. Это весьма важный момент их политики на Востоке, свидетельствующий о том, что отнюдь не одни лишь "железные" римские легионы прокладывали Риму путь к мировому господству. Юридическое закрепление прав римского народа на целые государства посредством оформления завещаний можно считать выдающейся дипломатической победой Рима, ничуть не уступавшей громким военным свершениям. Эти юридические акты, начиная с пергамского завещания 133 г. до н.э., закрепили законность и долговечность римской власти в Восточном Средиземноморье. Завещание Никомедом Риму Вифинии в 74 г. до н.э. подтвердило действенность и правомочность данной практики. Мало того, узаконивалось право римлян на внедрение в Азии своего административного аппарата, требовавшегося пока что для управления доставшейся по завещанию территорией. А следовательно приобретало законные основания право вмешательства в межгосударственные отношения на основании защиты интересов "благоприобретенной" собственности <5>.--------------------------------<5> Митина С.И. Институты частного права на службе римской дипломатии // Международное публичное и частное право. 2011. N 1. С. 29.

Римское право сформулировало ряд положений, определявших обязанности государства по отношению к "друзьям римского народа". Они считались гостями Рима, жили за счет государственной казны и пользовались особыми почестями, предписываемыми законом. Подобное не распространялось на варваров.Вместе с тем законы Рима не указывали средств для судебной защиты интересов иностранцев. Споры, которые возникали между ними, а также между ними и римскими гражданами, не подлежали ведению городского претора. Лишь со временем (242 г. до н.э.) была учреждена особая должность претора специально для разбирательств тяжб, в которых были замешаны иностранцы.Таким образом, в период Римской республики войны и завоевания римлян служили орудием не только порабощения других народов, но и фактором сближения с ними, ознакомления с их культурой и цивилизацией, продуктами умственной и экономической деятельности.Период империи существенно отличается от республиканского периода в международных отношениях Рима. Рим был озабочен не столько завоеваниями новых территорий, сколько преодолением внутренних распрей. Благодаря достижениям цивилизации Рима его язык, политические и правовые воззрения быстро усваивались в провинциях, в последних граждане уже ничем не отличались от римлян. Все части императорского Рима подчинялись одним законам, суду и администрации.В период республики и империи римский народ и его юристы имели некоторое понятие о международном праве в современном смысле слова. Так, в Риме была известна особая отрасль права, так называемое ius feciale, содержание которого составляли различные формулы и обряды, применяемые в случае объявления Сенатом войны или заключения трактатов особым слоем жрецов-фециалов, которые играли роль представителей Рима в международных отношениях и, как полагают некоторые ученые, были не только посредниками в переговорах, но и сами решали вопросы войны и мира <6>.--------------------------------<6> См., напр.: Римское право... С. 112 - 115.

В римском праве можно встретить понятия неприкосновенности личности посланников, упоминания о древних международных третейских судьях. Под последними подразумевались лица, избиравшиеся римским народом и тем народом, с которым он вступал в договор, для решения как общих споров, которые возникали между подданными этих народов, так и недоразумений между самими государствами, порожденных исполнением договора.Вся последующая история окончательного утверждения имперской власти Рима на востоке Средиземноморья свидетельствует об одном: римляне осознавали лишь себя в роли блюстителей мирового порядка, а свое государство - в качестве гаранта политической стабильности. Это означало кардинальное изменение не просто политической, но и правовой системы, обеспечивавшей жизнеспособность всего эллинистического сообщества. Римское частное право, как ни парадоксально это звучит, служило инструментом реализации геополитических целей Сената наравне с военной стратегией. Римская дипломатия посредством права проложила путь к полному подчинению ранее независимых государств при минимальной затрате материальных и военных ресурсов. Все это лишний раз доказывает универсальность и действенность институтов римского права <7>.--------------------------------<7> Митина С.И. Институты частного права на службе римской дипломатии // Международное публичное и частное право. 2011. N 1. С. 30.

В целом римское право дает науке международного права тот практический метод, те орудия анализа, посредством которых могут быть выяснены юридические нормы и законы. Вильгельм Дильтей заметил, что римское политическое мышление характеризовалось неуемным стремлением всюду установить правила. Власть суверенной высшей воли над миром, ее действия преимущественно позитивны и индуктивны, и это "вещное" мышление ощутимо отделяло право от религиозных и нравственных законов. Оно ограничивало сферы господства отдельных воль в правовом устройстве общества, установив закон в качестве правила такого ограничения: "Идея господства была той призмой, сквозь которую древнее право рассматривало все отношения, связанные с индивидуальной жизнью". Полезность и целесообразность характеризовали эту милитаристски и юридически воспитанную волю. Право стало для римлян кодексом законов, относящихся к существу дела, оно привносило целесообразность в жизненные отношения, стремясь свести их к четко артикулированному выражению <8>.--------------------------------<8> Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. СПб., 2000. С. 13 - 14.

Вместе с тем нельзя переоценить и понятийный аппарат римского права, используемый международными акторами. Терминология в международном праве основана на римском порядке реализации норм права: "кодификация", "рецепция", "конвенция", "унификация" - все эти явления были известны римским юристам.Преемником римского права в современном миропорядке считается Ватикан, статус которого в международном праве - вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства Римско-католической церкви. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана размещены в Риме (включая и посольство Италии, которое, таким образом, находится в ее собственной столице). Ватикан является постоянным наблюдателем при ООН с 1964 г., сотрудничая с организацией с 1957 г. В июле 2004 г. права миссии Святого Престола при ООН были расширены. Кроме того, с августа 2008 г. Ватикан начал сотрудничество с Интерполом на постоянной основе.Сам Ватикан не устанавливает дипломатических отношений, не участвует в международных организациях и не заключает международные договоры, поскольку является суверенной территорией Святого Престола и суверенитет первого прямо проистекает из суверенитета последнего. Кафедра римских епископов признается суверенным субъектом международного права с раннесредневековых времен. Всего Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями) и является членом 15 международных организаций <9>.--------------------------------<9> URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ватикан.

Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1971 г. Святой Престол заявил о своем решении придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия, дабы "предоставить моральную поддержку принципам, которые служат основой самого Договора".Таким образом, международное римское право - конгломерат правовых норм о международных отношениях, универсальных по своей правовой природе, использовавшихся в период Древнего Рима для регулирования внешних связей и явившихся источником многих современных институтов дипломатии и международного права.

Литература

1. Гефтер А.В. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 15 - 16.2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. СПб., 2000. С. 13 - 14.3. Европейское международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськова. М., 2009. С. 10 - 11.4. Митина С.И. Институты частного права на службе римской дипломатии // Международное публичное и частное право. 2011. N 1. С. 29 - 30.5. Римское право / Под ред. М.Н. Прудникова. М., 2013. С. 112 - 115.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

1.2 МЧП в Древнем Риме. История возникновения международного частного права

Похожие главы из других работ:

Брак (римское право)

1. Историография семьи и брака в Древнем Риме

...

Возникновение государства в Древнем Риме

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

...

Государственное устройство в Древнем Риме

Глава 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

Древний Рим возник в 753 г. до н.э. Территориально он был расположен на болотистой местности между Капитолием, Палатином и Квириналом. Историческое становление Рима, связывается с именами Romulus и Remus. Romulus и Remus братья...

Договор простого товарищества

1.1 История становления договора простого товарищества в Древнем Риме

История договора простого товарищества берет свое начало еще в Римском праве, где под договором товарищества понималось соглашение, по которому два или несколько лиц объединялись для осуществления известной хозяйственной цели...

Изучение истоков политико-правовой мысли

2. Политико-правовые учения в Древнем Риме

...

История развития понятия "Гражданское общество"

1. Формирование концепции гражданского общества в Древней Греции и Древнем Риме.

Гражданское общество как философское определение внесено в науку Аристотелем. Он говорил, что перед тем как определить, что есть государство, следует выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан...

История судебного красноречия

2. Судоговорение в Древнем Риме

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства...

Особенности правового статуса женщин, детей, рабов и душевнобольных по римскому праву

3. Особенности правового положения рабов в Древнем Риме

На первоначальной стадии развития Римского государства рабство носило домашний (патриархальный) характер. Рабы использовались преимущественно в домашних хозяйствах в довольно сносных бытовых условиях...

Права на чужие вещи в Древнем Риме и современном праве

Глава 1. Право на чужую вещь в древнем Риме

...

Право в Древнем Риме

2. Эмансипация подвластного в Древнем Риме

Эмансипация (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди...

Право общей собственности в Римском частном праве

2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Исключительный характер права побуждал юристов считать невозможным существование права собственности нескольких лиц на одну и ту же вещь. Однако и договорная практика товарищеских соединений и события...

Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства

Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме

...

Проблематика античной государственности

2.2 Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания...

Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов

§2 Становление юриспруденции в Древнем Риме

Знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как достояние народа. В его трактовке государство представляется как согласованное правовое общение всех членов общества...

Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме

1.1 Развитие уголовного права в Древнем Риме

Уголовное право и уголовная юстиция Древнего Рима развивались собственным путем, практически не взаимодействуя с переменами, происходившими в сфере частного права и общего судопроизводства. Во многом это происходило потому...

pravo.bobrodobro.ru

§ 2. Предыстория международного права // 1. Древние века

99

Документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. В древнеиндийских Законах Ману говорилось: враг - это ваш сосед. В собрании политической мудрости Древней Индии - Артхашастре, принадлежащей перу полулегендарного Каутильи (IV - III вв. до н.э.), относительно мирных договоров сказано, что они должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать. Мудрый король должен укреплять свое государство и препятствовать процветанию других. Задачи послов: осуществление миссии, поддержка договоров, приобретение друзей, интриги, организация ссор между друзьями, использование секретных сил. Право рассматривалось как действующее лишь внутри страны, в международных отношениях ему не отводилось места. Думается, что это неслучайно. Ведь уровень Законов Ману был по тем временам весьма высок. Достаточно ознакомиться с детальной классификацией международных договоров.

Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся своими богами. Оформлен был договор путем обмена серебряными досками, на которых был выгравирован согласованный текст.

Законы Египта и Индии запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для государств Древнего Китая. В большинстве случ

аев государства входили в состав или в сферу влияния той или иной империи и отношения с ними регулировались правом империи. Классик китайской философии Конфуций в VI в. до н.э. утверждал, что китайский император правит миром как праведный владыка. Аналогичное положение существовало и в Древнем Риме. А.А. Рубанов обоснованно пишет, что Древний Рим рассматривал свое право "как право всеобщее".

Войны были повседневным явлением. Это относится и к Древней Греции, где общность происхождения, языка, религии, казалось бы, создавала идеальные условия для сотрудничества. Для существования рабовладельческого общества нужны были рабы, их доставляли войны. Этим определялось и мышление. Господствовало убеждение, что греки - избранный народ, а другие люди - варвары. Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами греков. Отсюда ненависть к иностранцам - ксенофобия.

Подобное положение препятствовало развитию торговых и иных связей. Поэтому для признания элементарных прав за иностранцами заключались торговые договоры. Возник институт проксена. Проксен был гражданином государства, принимающего иностранца, и оказывал последнему покровительство. Поскольку бесправные иностранцы не могли обращаться в органы управления страны пребывания, то это делал проксен. Нередко через него велись и дипломатические переговоры.

Греческие государства постоянно направляли друг другу посольские миссии. Полномочия оформлялись в виде двух сложенных и покрытых воском дощечек (дипломата). Отсюда - "дипломатия". Послы пользовались неприкосновенностью. Греческие государства создавали военно-политические объединения - симмахии, которые весьма напоминают международные организации. У них были общие органы, принимавшие решения.

Общеизвестен вклад Древнего Рима в развитие права, и тем более показательно, что эта развитая правовая система не содержит и намека на возможность существования международного права. Международные отношения Рима не знали правовых норм. Сама идея одинаковых и равнообязательных для государств норм была несовместима с сутью Римской империи. Она не возникала и в умах блестящих римских юристов. Регулировать межгосударственные отношения могли лишь боги, так как только они стоят над государствами и могут быть арбитрами в их спорах.

Показательно, что не только в позитивном праве Рима, но и в трудах его высококвалифицированных юристов нельзя обнаружить и следа самой идеи международного права. В стремлении доказать существование международного права в то время обычно ссылаются на римское jus gentium (право народов). Однако общепризнанно, что право народов было частью римского права, регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами, в отношении которых оно было дискриминационным <*>. Вместе с тем право народов содержало некоторые правила справедливости и естественного права. Quod naturalis ratio inter omnes homines constituit, voratur jus gentium (правила, которые естественный разум установил для всех людей, именуются правом народов).

Таким образом, утверждения относительно того, что международное право существовало в древнем мире, являются главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления.

Несмотря на жестокость нравов международных связей того времени, накопленный опыт имел значение для будущего международного права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений, характеризующихся неустойчивостью и враждебностью. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних международно-правовых договоров. Тем не менее таковыми они не были.

--------------------------------

<*> См.: Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 149; аналогичной позиции придерживались два видных британских юриста - Дж. Фицморис и Ф. Валлат (ICLQ. 1968. Part 2. P. 300 - 301; См. также: International Law. Cases and Materials. St. Paul, 1987. P. XXXIV).

< Попередня   Наступна >

radnuk.info

Международное частное право в Древнем Риме и в эпоху Средневековья

Международное частное право в Древнем Риме и в эпоху Средневековья

  1. Дуализм римского частного права. Одновременное существование двух противоположных правовых систем – цивильного права и права народов. Коллизии этих правовых систем. Коллизии местных обычаев и права народов. Случаи «выбора компетентного правопорядка» (Ульпиан, Гай). Отсутствие коллизионного права в Древнем Риме. Римский международный гражданский процесс. Применение категорий «личный закон», «закон домицилия», «закон места исполнения обязательства», «закон места совершения деликта» для установления подсудности.

  2. Падение Римской империи. Действие римского права и его коллизии с системой племенных прав в дофеодальных варварских государствах. Господство персонального принципа. Развитие канонического христианского права. Применение обычаев ответчика. Определение способности к заключению договора по личному закону каждой стороны. Применение обычаев наследодателя к правоотношениям по наследованию. Применение обычаев деликвента в спорах из деликтов. Совершение брака по законам мужа.

  3. Утверждение территориального начала в XI-XIII вв. Территориальный характер прав сеньора. Подчинение вассалов личному закону сеньора. Территориальное начало – пределы данного государства – поместья. «Реальный», местный характер всех прав. Отсутствие признания чужеземных обычаев. «Все обычаи носят реальный характер», - принципиальное положение, закрепленное в Саксонском (1215 г.) и Швабском (1273 г.) зерцалах. Феодальные привилегии иноземных купцов.

  4. Зачатки международного частного права в древнем русском праве. Договоры князей Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с греками. Коллизии наследственного права. Наследование по закону в соответствии с обычаями русских. Главенство наследования по завещанию. Нормы Русской Правды о торговых сделках с иноземными купцами. Пространная редакция Русской Правды – право иноземного купца получать удовлетворение из имущества несостоятельного должника преимущественно перед «домашними» кредиторами. Обычаи Новгорода Великого, направленные на охрану прав чужеземцев.

  5. Итальянская теория статутов XIII-XV вв. Наличие равноправных автономных территориальных единиц со своими правовыми укладами. Интенсивный торговый обмен. Искусственное приспособление римского права для решения коллизионных вопросов. «Глосса Аккурсия» (1228 г.) – первое в истории указание на коллизионные проблемы. Итальянские постглоссаторы – родоначальники науки международного частного права и теории статутов. Бартол (1314-1357 гг.) – разработка теории статутов. Статуты должны получить классификацию по видам и для каждого вида необходимо установить коллизионный принцип. Установление коллизионных принципов – отправная точка: материальные нормы гражданского права. Учение Бальда (1327-1400 гг.). Применение принципа личного статута к наследованию по закону. Применение принципа места нахождения вещи в отношении перехода прав на недвижимые вещи. Применение закона места совершения договора к обязательствам из договоров. Развитие теории статутов в учениях французских и голландских юристов в XVI-XVII вв.

  6. Французские коллизионные доктрины XVI в. Учение постглоссаторов – основа развития коллизионных доктрин французских юристов. Наличие кутюмного права. Его частичная кодификация в XV-XVI вв. Межобластные коллизии кутюмного права. Разрешение межобластных коллизий в трудах Ш. Дюмулена (1500-1566 гг.). Дюмулен – родоначальник теории «автономии воли в коллизионном праве: применение к договорам тех их разноместных законов, которым стороны сами хотят подчинить свои обязательства. Деление кутюмов на реальные и персональные. Д’Аржантрэ «Комментарии к кутюмам Бретани» – территориальный характер всех кутюмов. Закон места нахождения вещи (реальный статут) определяет права на вещи. Закон места жительства лица (персональный статут) определяет право- и дееспособность лица. Начало единства наследования уступает место реальному статуту: наследование недвижимости всегда подчинено закону ее места нахождения, хотя бы вся остальная наследственная масса находится в последнем постоянном месте жительства наследодателя.

Основная литература:

  1. Брун М.И. Очерки истории конфликтного права. Пг., 1915. Очерк 1 «История раннего конфликтного права».

  2. Вольф М. Международное частное право: Пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1948. Глава 3 «История международного частного права».

  3. Юшков С.В. Русская Правда. М.: Госюриздат, 1950. Глава 7 «Русская Правда и отношения русских с греками».

  4. Kalensky P. Trends of Private International Law. Prague, 1971. Part 2 «The Histopy of Private International Law ».

Дополнительная литература:

  1. Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного частного права в России (1647-1917). М., 1958.

  2. Грабарь В.Э. Римское право в истории международно-правовых учений. Юрьев, 1901.

  3. Брун М.И. Конфликтное право постглоссаторов // Изв. Мос-го коммерч-го ин-та: Экон. отдел. 1915. № 3.

  4. Брун М.И. Международное частное право. М., 1909.

  5. Брун М.И. Теория статутов (XVI-XVII) // Изв. Мос-го коммерч-го ин-та: Экон. отдел. 1915. № 3.

Контрольные вопросы:

  1. Коллизии каких правовых систем существовали в Древнем Риме?

  2. Существовало ли коллизионное право в Древнем Риме?

  3. Какие правовые коллизии имели место в дофеодальных варварских государствах?

  4. Чем можно объяснить господство персонального принципа и применение обычаев ответчика?

  5. Чем можно объяснить утверждение территориального начала в XI-XIII вв.?

  6. В каких документах закреплены зачатки международного частного права в древнем русском праве?

  7. Содержит ли Русская Правда и ее редакции коллизионные нормы?

  8. С чем связано появление итальянской теории статутов в XIII-XV вв.?

  9. Какое произведение представляет собой первое в истории указание на коллизионные проблемы?

  10. Кто считается родоначальниками науки международного частного права?

  11. На чем основаны французские коллизионные доктрины XVI в.?

  12. Кто считается родоначальником теории «автономии воли в коллизионном праве?

Тема № 2

Развитие международного частного права в Европе в XVII-XIX вв.

  1. Голландская теория статутов XVII в. Универсальный характер учения постглоссаторов: вопрос о «правильном разрешении коллизионной проблемы для всех времен и народов». Влияние территориальной доктрины д’Аржантрэ на развитие международного частного права в Голландии. Разрешение международных коллизий. Наиболее видные голландские коллизионисты – У. Губер (1636-1694 гг.), И. Вут (1647-1714 гг.). Строго территориальный характер всех статутов. Основа признания действия иностранных законов – принцип «международной вежливости». Право- и дееспособность лиц, домицилированных за границей, определяется по закону их домицилия. Ограничение возможности применения иностранного закона только теми случаями, когда сделка направлена на передачу движимого имущества. Формулировка принципа национального характера коллизионных норм. Национальная природа МЧП.

  2. Французская доктрина МЧП XVIII в. Буйе (1673-1746 гг.) – провозглашение примата персонального статута. Исходный коллизионный принцип для определения право- и дееспособности лиц – закон их места жительства. Кодекс Наполеона – принцип французского гражданства как исходное начало для разрешения правовых вопросов. Статья 3 ФГК. Верховенство персонального закона, но не как принципа домицилия, а как закона гражданства. Территориальное начало для определения правового статуса недвижимости. Господство метода теории статутов. Классификация материальных норм гражданского права по определенным критериям и для каждой категории – соответствующий коллизионный принцип. Равноправие территориального и персонального начал. Категория «смешанных статутов» (законы о форме юридических действий). Закрепление метода теории статутов в ФГК 1804 г. и в ГК Австрии 1811 г.

  3. Германская школа МЧП в XIX в. Вэхтер (1841 г.) – критика теории статутов и провозглашение принципа, что коллизионная норма имеет национальный, а не международный характер. Презумпция в пользу применения закона суда. Савиньи «Системы современного римского права» (1849 г.) – развитие коллизионного учения исходя из идеи международно-правовой общности. Коллизионная проблема сводится к локализации правоотношений в пространстве: всякое правоотношение тяготеет к определенному месту. Необходимость поиска для любого правоотношения его основной связи с определенным правопорядком. Принцип «оседлости правоотношения». Руководящая роль автономии воли сторон, которая является исходным началом даже при обсуждении коллизионных вопросов вещного права. Установление презумпций, когда из сделки нельзя вывести волю сторон, являющуюся первичной основой для разрешения коллизий. Отказ от презумпции в пользу применения закона суда. Презумпция в пользу закона места исполнения обязательства. Ограничение принципа автономии воли нормами публичного порядка и императивными нормами страны суда.

  4. Влияние теории Савиньи на судебную практику европейских государств. Бар, Цительман (Германия) и Пилль (Франция) – восприятие универсализма Савиньи, но отказ от его метода, согласно которому для каждого вида правоотношений необходимо найти его оседлость, связь с определенным правопорядком. Кан (Германия) и Бартэн (Франция) – отказ от универсализма Савиньи, но восприятие его метода оседлости коллизионных норм и их связи с определенным правопорядком. Создание школы универсалистов. Стремление построить общеобязательную систему коллизионных норм путем разграничения сфер законодательной компетенции государств по вопросам гражданского права. Учение Франкенштейна (Германия): первичная привязка – это привязка к закону гражданства. Все остальные коллизионные принципы – это изъятие из основного начала (привязки вторичного характера). Влияние теории универсалистов на положения Гаагских конвенций 1900-1905 гг.

  5. Отказ от универсализма и поворот к партикуляризму (Кан, Бартэн). Кан – отказ от попыток отыскать в международном публичном праве начала для построения конкретной системы коллизионных привязок. Связь международного публичного и международного частного права – некоторые положения общего характера обязательны для всех государств. Любое государство должно иметь систему коллизионных норм и не может полностью запретить своим судам призвать действие иностранных гражданско-правовых законов. Отдельные коллизионные нормы могут вытекать из международных обычаев. Бартэн – решение вопросов МЧП для Франции выводится только из начал французского гражданского права, без учета наличия в правоотношении иностранного элемента.

  6. Итальянская «национальная» теория Манчини (1817-1888 гг.). «О национальности как основании международного права» (1851 г.) – внутри собственного государства индивид имеет неотъемлемые права. Вне собственного государства индивид сохраняет личные права и может противопоставить их другой государственной власти по месту своего пребывания. Национальное право следует за индивидом и за границей индивид связан только своим национальным правом. Последователи Манчини – Лоран (Бельгия), А. Вейс (Франция). Понятие национальности как синоним гражданства, подданства. Критерий национальности – исходное начало итальянской доктрины МЧП, в которой закон гражданства – это основная коллизионная привязка. Действие закона гражданства ограничивается только публичным порядком государства пребывания индивида. Отражение этой теории в ГК Италии 1865 г., ГГУ 1900 г., ГК Японии 1898 г., ГК Бразилии 1916 г., в Гаагских конвенциях по МЧП 1900-1905 гг. Непризнание этой теории в англо-американском коллизионном праве, в коллизионном законодательстве Швейцарии, Дании, Норвегии (принцип домицилия – это основное коллизионное начало).

Основная литература:

  1. Кох Х., Магнус У. и др. Международное частное право и сравнительное правоведение. Учебник. Пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 2001. Глава 14 «Немецкая правовая семья». Глава 15 «Романская правовая семья».

  2. Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. М.: Спарк, 2002. Том 1. Глава 3 «Краткая история добуржуазных и буржуазных доктрин международного частного права».

  3. Международное частное право: современные проблемы. Монография / Отв. ред. М.М. Богуславский. М.: ТЕИС, 1994. Глава 2 «История доктрин международного частного права и их влияние на развитие международного частного права».

  4. Niederer W. Einfuhrung in die allgemeinen Lehren des IPR. Berlin, 1956.

Дополнительная литература:

  1. Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России // Журнал международного частного права. 1996. № 3.

  2. Ансон В. Договорное право. М., 1984.

  3. Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник. Общая часть. М., 2002.

  4. Базанов И.А. Унификация частного права // Труды V Съезда Русских академических организаций за границей. София. 1932. № 1.

  5. Блищенко И.П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. М., 1999.

  6. Богатых Е.А. Гражданское и торговое право. М., 2004.

Контрольные вопросы:

  1. В чем суть голландской теории статутов XVII в.?

  2. Почему учения постглоссаторов имеют универсальный характер?

  3. Назовите наиболее видных голландских коллизионистов.

  4. Почему во французской доктрине МЧП был провозглашен примат персонального статута?

  5. В чем специфика доктрины Савиньи?

  6. Каковы основные особенности его метода «оседлости правоотношения»?

  7. Почему автономия воли сторон является исходным началом даже при обсуждении коллизионных вопросов вещного права?

  8. Какое влияние оказала теория Савиньи на судебную практику европейских государств?

  9. В чем основная заслуга универсалистов?

  10. Почему произошел отказ от универсализма и поворот к партикуляризму?

  11. В чем сущность итальянской «национальной» теории Манчини?

  12. Почему национальное право следует за индивидом и за границей индивид связан только своим национальным правом?

  13. Что представляет собой понятие национальности?

Тема № 3

Англо-американская территориальная доктрина

международного частного права

  1. Отсутствие МЧП и коллизионных проблем в Англии до середины XVIII в. Ранняя централизация судебного аппарата и объединение материального гражданского права. Создание «общего права». Включение «купеческого права» в состав «общего права». Заимствование английскими судами коллизионных доктрин США.

  2. Джозеф Стори – основоположник американской доктрины МЧП («Комментарий к конфликтному праву», 1834 г.). Термин «международное частное право» впервые применил именно Стори (1834 г.). Распространение этого термина в континентальной доктрине права начиная с 40-х гг. XIX в. (Шеффнер, Феликс). Заимствование в трудах Стори юридико-технических приемов Губера и Вута. Учение Стори – основной источник разрешения коллизионных вопросов в американских и английских судах. Последователи Стори – Дайси (Англия) и Биль (США). Учение Биля – база для частной кодификации американского коллизионного права, произведенной Американским институтом права в 1934 г.

  3. Основные положения англо-американского МЧП. Государство в принципе применяет только свое собственное право, но может признать субъективные права, возникшие на основании иностранного закона (доктрина приобретенных прав). Права, основанные на иностранном законе, расцениваются англо-американскими судами как фактические обстоятельства особого рода, доказывающие наличие приобретенных прав. Иностранный закон рассматривается не как правовая система, а как фактическое обстоятельство. Доказывание иностранного права осуществляется на тех же основаниях, что и доказывание иных существенных фактических обстоятельствах.

  4. Признание прав, возникших на основе иностранного закона, производится в силу международной вежливости. Концепция международной вежливости не означает отрицания правовой обязанности судов признавать права, возникшие на основании иностранного закона. Эта концепция означает, что коллизионные нормы, применяемые судами общего права, являются внутренним, национальным правом в том же смысле, как и материальные нормы права. Отказ от признания прав, возникших на основе иностранного закона, в некоторых случаях может означать нарушение обычаев международного общения.

  5. Концепция гражданско-процессуальных отношений, характерная для общего права. Многие вопросы, которые в континентальном праве относятся к материальному праву, в общем праве расцениваются исключительно как процессуальные категории (исковая и пресекательная давность, зачет встречных требований, распределение бремени доказывания, вопросы исчисления убытков). Исходя из принципа неприменения иностранного процессуального права, все эти вопросы должны решаться по закону суда. Они исключены из сферы действия иностранных законов.

  6. Территориальный принцип как основа англо-американской доктрины. Остальные принципы имеют производный характер. Стремление подчинить иностранцев, вступающих в правоотношения с местными фирмами, действию собственного права. Территориальный принцип – исходное начало при разрешении вопросов дееспособности физических лиц: личным законом является не закон гражданства, а закон домицилия. Понимания закона домицилия как кратковременного, окказионального пребывания на территории Англии: для установления юрисдикции английских судов достаточно надлежащим образом уведомить ответчика, временно пребывающего на территории страны, о месте и времени судебного разбирательства.

  7. Тенденция отхода от традиционной концепции приобретенных прав. Утверждение, что из данной доктрины нельзя вывести указаний на подлежащее применению в конкретном случае право той или другой страны (Чешир). Доктрина не содержит ответа на вопрос, что в конкретном случае следует считать приобретенным правом, которое необходимо защищать. Решение коллизионных вопросов в принципе не может быть выведено из какой-либо одной доктрины; оно в принципе должно быть основано на принципе свободы судейского усмотрения и теории судебного прецедента. Международное частное право представляет собой внутреннее право Англии и состоит из норм, создаваемых судебным прецедентом.

Основная литература:

  1. Корецкий В.М. Очерки англо-американской доктрины и практики международного частного права. Монография. М.: Юриздат, 1948. Глава 1 «Становление англо-американского коллизионного права».

  2. Лунц Л.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. Монография. М.: Юриздат, 1949. Глава 2 «История науки гражданского и торгового права».

  3. Крылов С.Б. Международное частное право. Пособие к лекциям. Ленинград, 1930. Глава 2 «Из истории международного частного права».

  4. Cheshire G.C. Private International Law. London, 1967.

Дополнительная литература:

  1. Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. М., 2000.

  2. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. М., 2006.

  3. Жильцов А.Н., Муранов А.И. Национальные кодификации в современном международном частном праве / В кн.: Международное частное право: Иностранное законодательство. М., 2001.

  4. Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 2003.

  5. Иссад М. Международное частное право. М., 1989.

  6. Перетерский И.С. Система международного частного права // Сов. государство и право. 1946. № 8/9.

  7. Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право, М., 1959.

  8. Раапе Л. Международное частное право. М., 1960.

Контрольные вопросы:

  1. Почему в Англии до середины XVIII в. отсутствовали коллизионные проблемы?

  2. В чем заключаются причины создания «общего права»?

  3. Кто является основоположником американской доктрины МЧП?

  4. Кем был впервые применен термин «международное частное право»?

  5. В чем заключаются основные положения англо-американского МЧП?

  6. Как англо-американские суда оценивают субъективные права, возникшие на основании иностранного закона?

  7. На какой основе производится признание прав, возникших на основе иностранного закона?

  8. Что означает концепция международной вежливости?

  9. Что представляет собой концепция гражданско-процессуальных отношений, характерная для общего права?

  10. Какой принцип является основой англо-американской доктрины?

  11. Как решаются коллизионные вопросы дееспособности физических лиц?

  12. С чем связана тенденция отхода от традиционной концепции приобретенных прав?

Тема № 4

gigabaza.ru

Elar at YarSU: Международное право Рима

Elar at YarSU > Общеуниверситетские коллекции > Электронная библиотека Научно-образовательного Центра антиковедения (STATIO ANTIQVITATIS) > Статьи, рецензии, персоналии в периодических, продолжающихся и др. изданиях (ST.ANTIQ.) >

Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/2194
Заглавие: Международное право Рима
Другие заглавия: International Law of Rome
Авторы: Александренко, Василий НикифоровичAleksandrenko, Vasily Nikiforovich
Ключевые слова: древнее правоancient lawримское правоRoman lawистория Древнего Римаhistory of ancient Romeобщие работы по истории античного Римаgeneral papers on the history of ancient Romeполитическое устройство древних обществpolitical structure of ancient societiesполитическое устройство Древнего Римаpolitical structure of ancient RomeIVS ANTIQVVM. Древнее право (ж-л)международные отношенияinternational relationsдипломатияdiplomacyfull-text versionполнотекстовая версия
Issue Date: 1999
Издатель: Спарк
Библиографическое описание: Александренко В.Н. 1999: Международное право Рима // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1 (4), 206-219.
Краткий обзор (реферат): В статье дается характеристика римских международных договоров, выясняются особенности римского посольского права, рассматривается порядок объявления войны и заключения мира.
Описание: Статья печатается с минимальной редакторской правкой по изданию: Александренко В.Н. Международное право Рима / Журнал Министерства народного просвещения. 1895. № 2. С. 301-322.
URI: http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/2194
ISBN: 5889141244
Appears in Collections:Статьи, рецензии, персоналии в периодических, продолжающихся и др. изданиях (ST.ANTIQ.)

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

 

elar.uniyar.ac.ru