История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос: какое было основное занятие в междуречье. Основное занятие древнего междуречья


Какое было основное занятие в междуречье... -reshimne.ru

Природные условия и богатства страны.Реки Тигр и Евфрат начинают разливаться от весеннего таяния снегов в горах Армении. Благодатная вода обильно орошает поля и делает их плодородными. Но иногда реки неожиданно выходили из берегов и превращались в жестокого врага, смывали посевы и оросительные сооружения. Часто разливы были слабы, и воды не хватало для оживления полей. Тогда наступал голод.Были и настоящие беды, когда наводнения покрывали значительную часть страны, губя все живое. Природа здесь со страшной силой показывает свое превосходство над человеком.Зима длится всего 8 недель. Уже в феврале зеленеют луга. Климат Южного Междуречья более жаркий и сухой, чем в любой другой части света. Летом жара доходит до 60 градусов. В это время гигантские песчаные смерчи несутся над высохшими полями, смертельно угрожая жизни человека и животных. Дожди выпадают редко. А если уж пойдет дождь, то это настоящий ливень. Под сверкание ужасных молний он превращает землю в море грязи, в которой легко утонуть.В Междуречье было предостаточно плодородной земли, которая при орошении давала богатые урожаи. Но здесь был недостаток важных природных богатств — дерева, камня и металлов. Рощи финиковых пальм не давали хорошего строительного материала. Лес, а также камень и металлы привозили из отдаленных стран.О значении глины в жизни местных жителей уже говорилось. Широко использовался тростник, который в изобилии рос по берегам рек. Плотные связки тростника, заменяя деревянные бревна, служили опорой для крыш из тростника в жилищах и других постройках. Из него плели корзины, миски, шкатулки и ящики, обтягивая их кожей.Заселение Междуречья и создание оросительных систем.Как и у Нила, берега рек Тигра и Евфрата в глубокой древности были заболочены. Первые жители появились здесь в VII тысячелетии до н. э. Они селились по краям долин и возвышенным местам. Им было уже известно земледелие и животноводство. Жили в тростниковых хижинах, обмазанных глиной. Для земледелия выбирали пригодные клочки земли, перед севом обрабатывали их мотыгами. Сеяли ячмень, но он давал невысокие урожаи. Рядом, ближе к берегам рек, были большие болота, густо заросшие тростником, со множеством надоедливых насекомых и опасных хищников. Бурные разливы рек вызывали страшные наводнения, лишая жителей скота и жилищ.В течение многих столетий люди осушали болота, создавали оросительные сооружения. Речная вода стала основой для выращивания главных жизненных продуктов. Хорошо было тогда, когда воды было в достатке. Во время весенних разливов приходилось противостоять ее излишкам.

Земледелие — основное занятие жителей древнего Междуречья.Полевые работы начинались осенью с разрыхления мотыгами поля. Сеяли вручную, затем бороновали. За всходами тщательно ухаживали, постоянно орошая. Самой распространенной культурой был ячмень, хотя сеяли и пшеницу и просо. Урожаи зерновых стали очень высокими, иногда из одного посеянного вырастало 80 зерен. Из масличных растений выращивали сезам (кунжут), в семенах которого количество масла доходило до '/з общего веса. Сеяли горох, бобы, горчицу. Важное место занимал лен, из которого делали полотно. Льняное семя использовали как лекарство.Садоводство относилось к почетнейшим занятиям. Садовники были особо усердными и знающими работниками. Финиковая пальма была самым распространенным садовым деревом. Она давала плоды в течение 50—70 лет, приносила в год до 50 кг плодов. Свежие и сушеные финики служили обычной пищей. Из сока делали мед. Размоченные в воде косточки скармливали скоту. Листья шли на плетение. Из коры делали веревки и пряжу. Были известны смоковница, гранатовое и тутовое дерево, виноград. На огородах растили лук, салат, укроп, репу, свеклу, редис, огурцы. Занимались цветоводством, в садах росли розы и лилии.Было широко распространено разведение крупного рогатого скота. Его использовали при орошении, пахоте, молотьбе и для перевозки грузов. Для получения мяса и молока разводили коз, овец и свиней. Из птицы известны были куры, гуси, голуби и павлины. Для перевозки грузов и верховой езды разводили ослов.Сооружение оросительных систем дало возможность собирать большие урожаи. Пища в Междуречье была в избытке. Это открывало возможность части населения перейти от земледелия и животноводства к другим полезным занятиям.Возникновение ремесла.Уже в V тысячелетии до н. э. гончары начинают делать посуду на заказ. За эту работу им платили зерном и другими продуктами.

reshimne.ru

какое было основное занятие в междуречье

какое было основное занятие в междуречье

Ответы:

Земледелие — основное занятие жителей древнего Междуречья.Полевые работы начинались осенью с разрыхления мотыгами поля. Сеяли вручную, затем бороновали. За всходами тщательно ухаживали, постоянно орошая. Самой распространенной культурой был ячмень, хотя сеяли и пшеницу и просо. Урожаи зерновых стали очень высокими, иногда из одного посеянного вырастало 80 зерен. Из масличных растений выращивали сезам (кунжут), в семенах которого количество масла доходило до '/з общего веса. Сеяли горох, бобы, горчицу. Важное место занимал лен, из которого делали полотно. Льняное семя использовали как лекарство.

Природные условия и богатства страны.Реки Тигр и Евфрат начинают разливаться от весеннего таяния снегов в горах Армении. Благодатная вода обильно орошает поля и делает их плодородными. Но иногда реки неожиданно выходили из берегов и превращались в жестокого врага, смывали посевы и оросительные сооружения. Часто разливы были слабы, и воды не хватало для оживления полей. Тогда наступал голод. Были и настоящие беды, когда наводнения покрывали значительную часть страны, губя все живое. Природа здесь со страшной силой показывает свое превосходство над человеком. Зима длится всего 8 недель. Уже в феврале зеленеют луга. Климат Южного Междуречья более жаркий и сухой, чем в любой другой части света. Летом жара доходит до 60 градусов. В это время гигантские песчаные смерчи несутся над высохшими полями, смертельно угрожая жизни человека и животных. Дожди выпадают редко. А если уж пойдет дождь, то это настоящий ливень. Под сверкание ужасных молний он превращает землю в море грязи, в которой легко утонуть. В Междуречье было предостаточно плодородной земли, которая при орошении давала богатые урожаи. Но здесь был недостаток важных природных богатств — дерева, камня и металлов. Рощи финиковых пальм не давали хорошего строительного материала. Лес, а также камень и металлы привозили из отдаленных стран. О значении глины в жизни местных жителей уже говорилось. Широко использовался тростник, который в изобилии рос по берегам рек. Плотные связки тростника, заменяя деревянные бревна, служили опорой для крыш из тростника в жилищах и других постройках. Из него плели корзины, миски, шкатулки и ящики, обтягивая их кожей. Заселение Междуречья и создание оросительных систем.Как и у Нила, берега рек Тигра и Евфрата в глубокой древности были заболочены. Первые жители появились здесь в VII тысячелетии до н. э. Они селились по краям долин и возвышенным местам. Им было уже известно земледелие и животноводство. Жили в тростниковых хижинах, обмазанных глиной. Для земледелия выбирали пригодные клочки земли, перед севом обрабатывали их мотыгами. Сеяли ячмень, но он давал невысокие урожаи. Рядом, ближе к берегам рек, были большие болота, густо заросшие тростником, со множеством надоедливых насекомых и опасных хищников. Бурные разливы рек вызывали страшные наводнения, лишая жителей скота и жилищ. В течение многих столетий люди осушали болота, создавали оросительные сооружения. Речная вода стала основой для выращивания главных жизненных продуктов. Хорошо было тогда, когда воды было в достатке. Во время весенних разливов приходилось противостоять ее излишкам. Земледелие — основное занятие жителей древнего Междуречья.Полевые работы начинались осенью с разрыхления мотыгами поля. Сеяли вручную, затем бороновали. За всходами тщательно ухаживали, постоянно орошая. Самой распространенной культурой был ячмень, хотя сеяли и пшеницу и просо. Урожаи зерновых стали очень высокими, иногда из одного посеянного вырастало 80 зерен. Из масличных растений выращивали сезам (кунжут), в семенах которого количество масла доходило до '/з общего веса. Сеяли горох, бобы, горчицу. Важное место занимал лен, из которого делали полотно. Льняное семя использовали как лекарство. Садоводство относилось к почетнейшим занятиям. Садовники были особо усердными и знающими работниками. Финиковая пальма была самым распространенным садовым деревом. Она давала плоды в течение 50—70 лет, приносила в год до 50 кг плодов. Свежие и сушеные финики служили обычной пищей. Из сока делали мед. Размоченные в воде косточки скармливали скоту. Листья шли на плетение. Из коры делали веревки и пряжу. Были известны смоковница, гранатовое и тутовое дерево, виноград. На огородах растили лук, салат, укроп, репу, свеклу, редис, огурцы. Занимались цветоводством, в садах росли розы и лилии. Было широко распространено разведение крупного рогатого скота. Его использовали при орошении, пахоте, молотьбе и для перевозки грузов. Для получения мяса и молока разводили коз, овец и свиней. Из птицы известны были куры, гуси, голуби и павлины. Для перевозки грузов и верховой езды разводили ослов. Сооружение оросительных систем дало возможность собирать большие урожаи. Пища в Междуречье была в избытке. Это открывало возможность части населения перейти от земледелия и животноводства к другим полезным занятиям. Возникновение ремесла.Уже в V тысячелетии до н. э. гончары начинают делать посуду на заказ. За эту работу им платили зерном и другими продуктами.

cwetochki.ru

Тема: «Древнее Двуречье». - Рассмотреть природные условия и занятия жителей Междуречья;

Транскрипт

1 Тема: «Древнее Двуречье». Цель: сравнить природные условия и занятия жителей Месопотамии и Древнего Египта. Задачи: - Рассмотреть природные условия и занятия жителей Междуречья; - сравнить природные условия и занятия жителей Древнего Египта и Междуречья; - продолжить формирование навыков работы с картой и источниками; - развивать навыки критического мышления, анализа и публичного выступления; - проявить интерес учащихся к прошлому человечества, сформировать широту мировоззрения. Тип урока: комбинированный. Термины: Междуречье, клинопись. Оборудование урока: 1. Карта «Восточное Междуречье и Средиземноморье» 2. Учебник «История Древнего мира» 3. Сравнительная таблица: Вопросы сравнения Древний Египет Двуречье 1. Реки (разливы) 2. Почвы 3. Строительство 4. Занятия 5. Письменность План урока: 1. Страна двух рек. 2. Города и религия жителей Междуречья. 3. Письменность.

2 Ход урока: I. Организационный момент В начале урока учитель обращает внимание на то, что класс начинает изучение новых государств, которые территориально были близки к Древнему Египту. Учитель предлагает учащимся, в виде повторения и закрепления, заполнить часть сравнительной таблицы (время заполнения от3 до 5 минут). Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, его цели и основной вопрос: сравнить природные условия и занятия жителей Древнего Египта и Междуречья (заполнение второй части таблицы). 1. Работа с картой. Учитель: Страна двух рек, расположенная между Тигром и Ефратом называется Двуречьем или Междуречьем, ещѐ эту территорию называют Месопотамией (если класс сильный, то по ходу урока учащиеся сами заполняют таблицу, если класс слабый, то таблица заполняется в конце урока, как закрепление пройденного материала). Работа с термином Междуречье территория, расположенная между Тигром и Ефратом. Учитель: Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как и Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тѐплой стране. Но разливы рек проходили бурно. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Что делали египтяне для полива своих полей? Как называлась эта система? Государства в Двуречье возникли в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад. 2. Учитель: Многие поселения древних земледельцев превращались в города. Города обычно стояли на берегу реки или канала. Жители плавали между ними на судѐнышках, сплетѐнных из гибких веток и обтянутых кожей. Самыми многочисленными и крупными городами были Ур и Урук. Работа с картой города Ур и Урук. Учитель: В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей. Лишь в богатых домах двери были из дерева, а в бедных вход закрывали циновкой. Глиняные кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Необожжѐнный кирпич легко крошится, поэтому их делали очень толстыми. Над городскими постройками возвышалась ступенчатая башня. Так выглядел храм бога покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа ведь он питает влагой, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Работа с тетрадью: учащиеся записывают основных богов и их значение. Учитель: Только жрецам разрешалось подниматься на вершину башни. Люди верили, жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных

3 затмений. По звѐздам предсказывали людям судьбу. Учѐные-жрецы занимались математикой. Число 60 считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Работа с источником: учебник страница 64-сказание о Гильгамеше. О чѐм повествует сказание? 3. Учитель: Делая раскопки в древних городах Двуречья, учѐные находят глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострѐнной палочки. Для придания твѐрдости такие таблички обычно обжигались в печи. Работа с термином клинопись особое письмо Двуречья. Работа с учебником: страница 66 - учащиеся просматривают иллюстрацию «Школа писцов в Двуречье» и таблицу «Превращение рисунков в клинопись». Учитель предлагает учащимся создать клинописный знак. Работа с учебником: страница 65 Миф о потопе (по тексту на глиняной табличке). В заключительном слове учитель говорит о достижении цели урока и предлагает учащимся дать сравнительную характеристику по таблице (если таблицу не успели заполнить в классе, то еѐ можно дать как домашнее задание). Домашнее задание: параграф 13 пересказ, термины, таблица. II. Заключительный момент.

4 Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». Цель: сформировать представление о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона. Задачи: - Рассмотреть государство - Древний Вавилон; - сформировать представление о первых законах; - сравнить положение простых граждан с положением рабов; - продолжить формирование навыков работы с картой и источниками; - развивать навыки анализа и публичного выступления; - мониторинг уровня знаний; - познакомить с личностью царя Хаммурапи, формирование гуманизма и уважения к законам. Тип урока: комбинированный. Термины и даты: закон, ростовщик, гг. до н.э.- правление Хаммурапи. Оборудование урока: 1. Карта «Передняя Азия в древности» и атласы 2. Учебник «История Древнего мира» 3. Схема: План урока: 1. Мониторинг уровня знаний. Царь свободные люди рабы 2. Вавилонское царство и его расцвет 3. Личность в истории Хаммурапи. 4. Царские законы. 5. Законы о рабах, бедняках и богачах. Ход урока: I. Организационный момент.

5 1. Проверяется таблица, учащиеся пересказывают домашний параграф, работая с картой. Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, его цель и вопрос урока, который записан на доске: Чем положение простого человека отличалось от положения рабов? 2. Работа с картой. Учитель: Города Двуречья долго воевали между собой. В этой борьбе победил Вавилон, под властью которого объединилось почти всѐ Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте где близко сходились Тигр и Ефрат. По рекам купцы доставляли товары. Сюда шли многочисленные караваны, везя лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. 3. Учитель: Самым знаменитым и могущественным царѐм был Хаммурапи. Работа с датой гг. до н.э. правление царя Хаммурапи. Учитель: Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Археологи нашли большой столб из чѐрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня было изображение Хаммурапи, получающего от бога Шамаша жезл знак власти над людьми. Главное, что было написано на черном камне законы царя Хаммурапи. 4. Работа с термином закон правила, установленные государством. Учитель: По законам, а не по произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. Жители Вавилонии знали, что за нарушение закона последует суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги нашлют тогда на страну голод, болезни, потоп и врагов. Ведь царские законы это воля самих богов. В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытывать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Работа с доской: учащиеся рассматривают схему, поясняя еѐ. 5. Учитель повествует законы о рабах, бедняках и богачах. Работа с термином ростовщик человек, который даѐт в долг под проценты. Работа с учебником: страница 68 из законов Хаммурапи и вопросы к ним. В заключительном слове учитель говорит о достижении цели урока и предлагает учащимся ответить на основной вопрос Чем положение простого человека отличалось от положения раба? О чѐм заботился Хаммурапи в своих законах? Домашнее задание: параграф 14 пересказ, термины, дата. II. Заключительный момент.

6 Тема: «Финикийские мореплаватели». Цель: познакомить учащихся с вкладом финикийцев в развитие мореплавания и письменности. Задачи: - Рассмотреть природу Финикии и занятия финикийцев; - выявить вклад, который внесли финикийцы в развитие мореплавания и письменности; - продолжить формирование навыков работы с картой, учебником; - сформировать навыки выполнения тестового задания, анализа и публичного выступления; - мониторинг уровня знаний; - проявить интерес учащихся к изучению прошлого человечества. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Термины: Финикия, колонизация, алфавит. Оборудование урока: 1. Карта «Финикийские колонии в VIII - VI вв. до н.э.» 2. Учебник 3. Тест «Древнее Двуречье и законы Хаммурапи» 2 варианта. 4. Презентация к уроку (прилагается). План урока: 1. Мониторинг уровня знаний 2. Города финикийцев 3. Торговцы и морские разбойники 4. Финикийские колонии 5. Финикийский алфавит Ход урока: I. Организационный момент. 1. Учитель сам выбирает, в зависимости от уровня класса, как учащиеся будут выполнять задания. Возможен такой вариант: первый и второй ряд выполняют тест, третий ряд пересказывает домашний параграф и работает с лентой времени вопрос 2 параграфа 14.

7 В течение всего урока идѐт показ презентации, которая сопровождается комментариями учителя. Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, его цель и основной вопрос (он записан на доске, но есть и в презентации): Какой вклад внесли финикийцы в развитие мореплавания и письменности? 2. Работа с картой. Учитель: рассказывает о местоположении и природе Финикии, еѐ городах и занятиях жителей. Работа с термином Финикия узкая полоска суши, зажатая между Ливанскими горами и побережьем Средиземного моря. 3. Учитель: повествует о морских путешествиях финикийцев. Работа с учебником: страница 72 как финикийцы похитили женщин (по рассказу древнегреческого историка Геродота). О чѐм свидетельствует данный документ? 4. Работа с картой. Учитель: рассказывает о финикийских колониях. Работа с термином колонизация поселения, основанные финикийцами в местах, которые они посещали. 5. Учитель знакомит ребят с древнейшим алфавитом. Работа с термином алфавит. В чѐм преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта и Двуречья? Попытайтесь найти его недостатки. В заключительном слове учитель говорит о достижении цели урока и предлагает учащимся ответить на вопрос урока. Домашнее задание: параграф 15 пересказ, вопросы, термины. II. Заключительный момент.

8 Тема: «Библейские сказания». Цель: познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями. Задачи: -Рассмотреть первую часть Библии; - выявить главное отличие религии евреев от религий других древних народов; - сформулировать основные заповеди Моисея; - продолжить формирование навыков работы с картой, учебником, выполнения теста; - закрепить навыки анализа, критического мышления и публичного выступления; - мониторинг уровня знаний; - сформировать широту мировоззрения, веротерпимости и гуманизма. Тип урока: комбинированный с использованием информационно-коммуникационных и тестовых технологий. Термины: Библия, Ветхий Завет, монотеизм, скрижали, заповеди. Оборудование урока: 1. Карта «Передняя Азия в древности» и атласы. 2. Учебник. 3. Тест «Древняя Финикия» 2 варианта. 4. Презентация к уроку (прилагается). 5. Карточки с вопросами для проверки домашнего задания (разноуровневые). План урока: 1. Мониторинг уровня знаний 2. Ветхий Завет 3. Библейские сказания 4. Бог даѐт законы Ход урока: I. Организационный момент. 1. Анализ проверки теста «Древнее Двуречье. Законы Хаммурапи». Учитель сам делит класс на группы для проверки домашнего задания. Можно двум рядам дать тест, а остальным карточки (слабый уровень делают письменно, средний и сильный выполняют устно). Время проверки домашнего задания от 6 до 10 минут.

9 В течение всего урока идѐт показ презентации, которая сопровождается комментариями учителя. Учитель: Что такое Религия? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей, древних египтян, жителей Междуречья? Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, его цель и основной вопрос: В чѐм главное отличие религии евреев от религий других древних народов? 2. Работа с картой. Учитель рассказывает о месте проживания и занятиях древних евреев. Работа с терминами Библия в данном случае священная книга евреев, Ветхий Завет первая часть Библии, монотеизм вера в одного бога, заповеди правила. 3. Работа с учебником: страница 75- Миф о первых людях; страница 76- Миф о всемирном потопе и вопрос к нему. Учитель повествует о Иосифе и его братьях, о том, как Моисей выводит евреев из Египта. 4. Учитель поясняет о том, как Бог давал законы. Работа с термином скрижали каменные доски, на которых были записаны 10 заповедей. Учитель: Что общего между клятвой египтян на суде Осириса (стр.51) и заповедями, данными Моисею? Работа с учебником: стр.79 Чему учили библейские мудрецы. Актуальны ли сегодня поучения древних? В заключительном слове учитель говорит о достижении цели урока и предлагает учащимся ответить на основной вопрос. Домашнее задание: параграф 16, термины, прочитать библейское сказание «Вавилонская башня». II. Заключительный момент.

10 Тема: «Царство Давида и Соломона». Цель: продолжить знакомство с жизнью древних евреев. Задачи: - Разобрать библейские сказания о войнах евреев в Палестине, предания о первых царях; - сравнить правление Саула, Давида и Соломона; - продолжить формирование навыков работы с картой и учебником; - закрепить навыки анализа и публичного выступления; - мониторинг уровня знаний; - проявить интерес учащихся к изучению прошлого человечества. Тип урока: комбинированный. Термины и дата: жертвенник, 10 век до н.э.- царство Давида и Соломона в Палестине. Оборудование урока: 1.Карта «Передняя Азия в древности» и атласы. 2. Учебник. 3. Вопросы для устного и письменного контроля. 4. Презентация к уроку (прилагается). 5. Сравнительная таблица: Саул Давид Соломон План урока: 1. Мониторинг уровня знаний 2. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине 3. Предания о первых царях 4. Правление Соломона 5. Храм в Иерусалиме

11 Ход урока: I. Организационный момент. 1. Анализ проверки работ по теме «Финикийские мореплаватели». Проверка домашнего задания может пройти в двух вариантах. Устный опрос: 1. Какое библейское сказание вам запомнилось больше всего? Почему? 2. Какое библейское сказание учит нас доброте и справедливости? 3. Гордыня и гордость. Есть ли разница в этих понятиях? 4. О чѐм повествует миф «Вавилонская башня»? Письменный опрос: предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Чему учат меня библейские сказания?» Времени на написание даѐтся минут. В течение всего урока идѐт показ презентации, которая сопровождается комментариями учителя. Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, его цель и основной вопрос: сравните правление Саула, Давида и Соломона (заполнение таблицы). 2. Работа с картой. Учитель: После долгих странствий евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны с местным населением. Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон. Далее учитель повествует о победе израильтян над Иерихоном и их борьбе с филистимлянами (предание о Самсоне). Учитель: Откуда происходит выражение «труба иерихонская»? 3. Учитель: Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачлив был царь Саул, его войско побеждало. Далее идѐт повествование легенды о Давиде о Голиафе. Учитель: Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них Саул погиб. Царѐм был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде стал город Иерусалим. Работа с датой 10 век до н.э.- царство Давида и Соломона в Палестине. 4. Учитель: После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные. Работа с картой: В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии с гор Ливанских доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма. Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. Работа с учебником: страница 80 Легенда о суде Соломона. О какой мудрости царя гласит легенда?

12 5. Учитель: Особенно красив был храм, возведѐнный при Соломоне. Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы. Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник место для жертв Богу Яхве. Далее идѐт повествование об устройстве храма. Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения Богу Яхве. Все, кто верил в Бога Яхве и его завет, считали этот храм главной святыней. Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти. В заключительном слове учитель говорит о достижении цели урока и предлагает учащимся ответить на основной вопрос заполнение сравнительной таблицы: Саул Давид Соломон Первый правитель Израильского царства. Победитель Голиафа, при нѐм столицей царства стал Иерусалим. Великий законодатель и мудрец, возвѐл храм в Иерусалиме. - С какими странами и народами поддерживал отношения царь Соломон? - Покажите на карте Древнееврейское царство и его столицу. - Что в библейских преданиях кажется вам сказочным? Домашнее задание: параграф 17 пересказ, термины и даты. II. Заключительный момент.

13 Тема: «Ассирийская держава». Цель: познакомить с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями. Задачи урока: - Рассмотреть военные достижения ассирийцев, их быт и нравы; - выявить причины военных успехов ассирийцев; - продолжить формирование навыков работы с картой, учебником; - сформировать навыки анализа и публичного выступления; - мониторинг уровня знаний; - воспитать интерес к изучению истории. Тип урока: комбинированный с использованием информационно-коммуникационных и тестовых технологий. Термины и даты: 8 век до н.э. могущество Ассирии, держава, 612 год до н.э. разрушение Ниневии столицы Ассирии. Оборудование урока: 1. Карта «Ассирийская держава» и атласы. 2. Учебник «История Древнего мира». 3.Тест «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона» 2 варианта. 4. Вопросы для письменного контроля. 5. Презентация к уроку (прилагается). План урока: 1. Мониторинг уровня знаний. 2. Ассирийское войско. 3. Завоевания ассирийских царей. 4. Царский дворец. 5. Библиотека глиняных книг.

14 Ход урока: I. Организационный момент. 1.Анализ проверки письменной работы прошлого урока. В качестве проверки домашнего задания учащиеся выполняют тест, более слабые выполняют задание на знание терминов по теме теста (Библия, монотеизм, скрижали, заповеди, жертвенник или даются формулировки данных терминов, а учащиеся должны записать сам термин). Время выполнения 6-7 минут. В течение всего урока идѐт показ презентации, которая сопровождается комментариями учителя. Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, его цель и основной вопрос: Каковы причины военных успехов ассирийцев? 2. В чѐм преимущества железных орудий труда перед каменными и медными? Учитель: Около 10 века до нашей эры ремесленники начали широко использовать железо. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твѐрдые почвы, копать глубокие колодцы. Тогда земледелие стало процветать не только в речных долинах. В первом тысячелетии оружием оснащаются большие армии. Работа с картой. Учитель: В верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. Значительную еѐ часть составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы занимались охотой и скотоводством. Они привыкли к суровому образу жизни. Работа с датой 8 век до н.э. могущество Ассирии. Учитель рассказывает об ассирийском войске его вооружении и боеспособности. Так как данный материал хорошо изложен в учебнике, то учащимся можно предложить самостоятельное его изучение страница Работа с картой. Учитель: В 8-7 веках до н.э. ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг в Египет и на север в горное царство Урарту. Ассирийская держава охватывала огромную территорию. Работа с термином: Держава большое и сильное государство. Работа с учебником: страница 83- Летопись ассирийского царя и вопрос к ней. Учитель: В завоѐванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не мог восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали с них кожу. В покорѐнных землях разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Уводили в плен целые народы, всѐ ценное увозили к себе. Художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот отрубленные головы вражеских воинов. Недаром столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови.

15 4. Работа с учебником: страница 87 - Учащиеся самостоятельно читают о царском дворце. Что изображали художники и скульпторы в ассирийских дворцах? 5. Учитель: Один из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был человеком образованным. Он приказывал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана огромная библиотека. Работа с картой. После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо востоку от Двуречья. Работа с датой: 612 год до н.э. - разрушение Ниневии столицы Ассирии. Учитель: Ассирийская держава пала. Уцелела лишь библиотека. Из многих кусочков, найденных археологами в развалинах дворца Ашшурбанапала, учѐные восстановили сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг. В заключительном слове учитель говорит о достижении цели урока и предлагает учащимся ответить на основной вопрос Каковы причины военных успехов ассирийцев? Работа с тетрадью: анализ военных достижений сопровождается записью причин побед в тетрадь. Причины: 1. Повсеместное использование стального оружия. 2. Появление конницы. 3. Применение стенобитных орудий и камнемѐтов. 4. Наведение переправ через реки. 5. Крайняя жестокость к мирному населению захваченных территорий. Домашнее задание: параграф 18 пересказ, даты. II. Заключительный момент.

16 Тема: «Персидская держава царя царей». Цель: познакомить учащихся с государством, основанном на силе оружия. Задачи: - Рассмотреть по карте древние страны, вошедшие в состав Персидской державы; - выявить результаты правления Кира Великого и Дария Первого; - закрепить навыки работы с картой и учебником; - формирование навыков выполнения тестовых заданий; - Тип урока: комбинированный с использованием информационно-коммуникационных и тестовых технологий. Термины и даты: 538 год до н.э.- взятие Вавилона персами; 525 год до н.э.- захват Египта персами. Оборудование урока: 1. Карта «Образование персидского царства. 6 век до н.э.» и атласы. 2. Учебник «История Древнего мира». 3. Презентация к уроку (прилагается). 4. Таблица: «Персидская держава» (заполняется в течении урока): Кир Великий Дарий Первый 5. Тест «Ассирийская держава» 2 варианта. План: 1. Мониторинг уровня знаний. 2. Три великих царства в Западной Азии. 3. Завоевания персов. 4. Персидская держава при Дарии Первом.

17 Ход урока: I. Организационный момент. 1. Анализ проверки письменных работ по теме: «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона» 2 варианта. В качестве проверки домашнего задания учащиеся выполняют тест. Время выполнения 6-7 минут. В течение всего урока идѐт показ презентации, которая сопровождается комментариями учителя. Во вступительном слове учитель сообщает тему урока, его цель и основной вопрос: Каковы результаты правления Кира Великого и Дария Первого?(в течении урока учащиеся заполняют таблицу, если класс менее подготовленный, то таблица заполняется в конце урока вместе с учителем). 2. Работа с картой. Учитель: После гибели Ассирийской державы всѐ Двуречье покорилось Вавилонскому царю. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Купцы привозили сюда товары со всех концов света. Вавилонские войска захватили финикийские города, Сирию и Палестину. Не выдержал осады Иерусалим. Разрушен был храм, а население уведено в плен вавилонский Кто построил храм в Иерусалиме? Вавилонское царство стало почти таким же огромным, как прежде Ассирия. В Западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство. На песчаных берегах рек Малой Азии можно было найти крупицы золота песок золотоносный. Именно в Лидии в 7-м веке до н.э. начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. К востоку от Лидии простиралось третье царство Мидия. Еѐ территория была обширна, но жившие здесь племена не всегда подчинялись мидийскому царю. Одним из таких племѐн были персы, населявшие земли неподалѐку от Персидского залива. 3. Работа с учебником: страница 88- Легенда о происхождении царя Кира. Учитель повествует о завоеваниях персов под предводительством Кира. Работа с учебником: страница 89- Библейская легенда о пире Валтасара. Работа с датой: 538 год до н.э. Взятие Вавилона персами. Работа с картой: Держава Кира Великого от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Что такое держава? 4. Работа с датой: 525 год до н.э. захват Египта персами. Учитель рассказывает о расцвете Персидской державы при Дарии Первом. В заключительном слове учитель говорит о достижении цели урока и предлагает учащимся ответить на основной вопрос Каковы результаты правления Кира Великого и Дария Первого? (заполнение таблицы). Домашнее задание: параграф 19 пересказ, даты. II. Заключительный момент.

18

docplayer.ru