Конспект культура древнего рима. Конспект урока по теме: «Искусство Древнего Рима. Музыка античности» 8 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

18 Художественная культура древнего Рима. Конспект культура древнего рима


Конспект - Культура Древнего Рима.

История Древнего Рима начинается с царского периода, когда образовалось маленькое государство воинственных латинян с центром в Риме. В сравнении с греками римляне были более практичными, суровыми и агрессивными. Отчасти это можно объяснить историей возникновения самого города. Есть предание о том, что Рим первоначально существовал как разбойничье поселение. В конце VII в. до н.э.установилось господство этрусков, загадочного народа, проживавшего на территории современной Италии в начале I тыс. до н.э., носителя своеобразной, высокоразвитой культуры, повлиявшей на формирование многих направлений культуры Древнего Рима. Происхождение этрусков, как и этрусский язык, до сих пор остаются тайной, хотя существует около 10 тыс. памятников, созданных на этом языке. Этруски были отличными архитекторами, скульпторами, ювелирами, художниками, славились изготовлением прекрасных изделий из металла. Поселки этрусков напоминали греческие города-государства, а пантеон богов — древнегреческий пантеон. Во главе городских общин первоначально стояли цари, а с распадом родового строя власть перешла в руки аристократии. Известно, что последние римские цари были этрусками и что за время их царствования в Риме были проведены большие строительные работы: построен первый цирк, храм на Капитолии и подземный сточный канал, существующий и по сей день, -Великая клоака. Предполагают, что и бетон, так широко использовавшийся римлянами, в том числе и при строительстве в 312 году до н.э. Аппиевой мощеной дороги, был разработан этрусками. Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой истории в III—II вв. до н.э., силой оружия подчинил себе огромные территории. Это совпало по времени с периодом, когда на смену первоначальному, патриархальному рабству пришло рабство развитое, что повлияло на развитие древнеримской культуры и на характер ее носителя, свободного римлянина. Класс рабов оставался самым многочисленным на протяжении всей истории Древнего Рима. Свободные люди составляли меньшинство, во многом зависимое от своих рабов. Класс рабов не представлял собой однородной массы. Все это приводило к хаосу в общем состоянии культуры, которая никогда не была однородной. Рабство, в тех масштабах и формах, которые оно приобрело в Древнем Риме, отрицательно влияло на психологию господина, давая простор для развития жестокости, презрения к труду как занятию низменному («рабскому»). Особенно позорным считался труд одного человека на другого, труд за плату. Исключением являлся лишь труд юриста. Для оплаты труда этой категории служащих было введено особое слово «гонорар», что в переводе означает «почетное вознаграждение». Для древних греков подобное не было типичным. Гесиод, который является основоположником древнегреческой этики, искренне советовал всем трудиться, потому что «человек праздный внушает отвращение и богам, и людям». В Греции пользовались почетом и уважением и скульпторы, и художники, и архитекторы, и ремесленники. Их имена греческая история бережно сохранила.

 

В Риме, хотя и было создано немало великолепных образцов скульптуры, живописи и архитектуры, мы знаем лишь имя одногоВитрувия, жившего во времена Августа, архитектора, теоретика, автора труда "Об архитектуре". Рабовладельческий Рим эпохи республики и империи создал великую культуру. Среди авторов было много вольноотпущенников и рабов. Рабом, например, был основоположник древнеримского театра и первый римский драматург Ливий Андроник, вольноотпущенниками были великие комедиографы Плавт и Теренций и т.д. Диапазон трудовой активности свободного, полноправного римского гражданина был крайне ограничен, что неизбежно толкало его на путь поисков личной славы и почестей на поприще государственной деятельности. Римляне считали честолюбие не пороком, а нормальным качеством свободного человека. Честолюбие не сдерживалось римской языческой религией, которая была в высшей степени формалистична и не включала в себя понятия морали. Отношения с богами носили характер откровенной сделки по принципу «я дал тебе, чтобы ты дал мне»: я приношу тебе жертвы с соблюдением формальностей ритуала, а ты должен выполнять мои просьбы; если ты этого не будешь делать, то я не буду тебе приносить жертвы и буду искать себе других богов. Чужим богам римляне поклонялись охотно, если считали это для себя выгодным, и презирали лишь религиозный экстаз. Римский народ (populus Romanus) официально состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы свободного населения, владеющего земельной собственностью). В конце республиканского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых, поскольку они римские граждане, имеющие право голоса в народном собрании, государство взяло на содержание. В соответствии с законом 73 г. до н. э. каждый неимущий гражданин, проживающий в городе Риме, ежедневно получал полтора килограмма хлеба. Впоследствии императоры ввели также выдачу масла и мяса, а иногда устраивали раздачу денег. Во II-I вв. до н.э. число иждивенцев государства доходило до 200 000 человек. «Хлеба и зрелищ!» — в эти три слова укладывалось своеобразное «мировоззрение» этой праздной толпы, которая заполняла Рим и все свое время проводила на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развлекалась созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран. Вот что, например, пишет о римских плебеях Аммиан Марцеллин: «А теперь я перехожу к праздной и ленивой черни. Всю свою жизнь эти люди проводят за вином и игрой в кости, в вертепах, увеселениях и на зрелищах. Великий цирк является для них и храмом, и жилищем, и местом собраний, и высшей целью всех их желаний. На площадях, перекрестках, на улицах и в гостиницах собираются они группами, ссорятся и спорят друг с другом. Безделье так въелось в их нравы, что лишь только забрезжит утро желанного дня конских ристаний, как все стремглав мчатся в цирк чуть ли не быстрее самих колесниц, которым предстоит состязаться». Оценка точно отражает существовавшие нравы. Театр никогда не имел в Риме высокого общественного значения, какое он имел в Греции, хотя у сельских жителей пользовались популярностью сатурналии, театрализованные древнеримские празднества, проводимые два раза в год. По художественной и общественной значимости их нельзя сравнить с грандиозными дионисиями Древней Греции. Но все же существовала и объединяющая тенденция, сумевшая спасти культуру Рима от деградации: почтительное отношение к образцам древнегреческой культуры и попытках подражания ей. Аристократы говорили и писали по-гречески. Скульпторы создавали копии древнегреческих скульптур. Архитекторы использовали декоративные элементы греческих ордеров. Из греческой философии в Риме были распространены учения академиков, эпикурейцев и стоиков. Эпикуреизм был представлен поэмой Лукреция Кара «О природе вещей», которая отражала взгляд автора на природу и человека. Возникновение религии Лукреций объяснял страхом перед непонятными природными явлениями и перед силами рока, в существование которого он сам верил. Избавление от страха для него являлось условием счастливой и справедливой жизни. Древнегреческая поэзия также пользовалась большой популярностью в Древнем Риме. Образцы древнегреческой культуры стали основой культуротворческих процессов в сложнейший период гражданских войн и восстаний рабов (II -сер.I вв. до н.э.). В конце эпохи Республики римская культура становится двуязычной— высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время активно развивается латинский язык. Так, Апулей писал по-латыни, а Марк Аврелий — по-гречески. Предания старины, легенды, по мнению римского историка Саллюстия, стали лекарством от тяжелой болезни, которой болен Рим, он считал, что государство приходит в упадок, причиной является порча нравов, а изучение наследия старины может способствовать излечению общества. Было очевидно, что спасти римское общество от разложения может лишь общая вдохновляющая идея величия и вечности Рима. Подобную идею попытался воплотить Октавиан Цезарь Август, преемник Юлия Цезаря, заложивший основу государства, которое фактически было монархией, но сохраняло республиканскую внешность. В течение своего долгого правления он 21 раз получал почетный военный титул императора, который тогда еще не был синонимом высшей власти. (Императором в Древнем Риме называли полководца, добившегося существенных побед и признанного войском «повелителем») Спасительная идея была выражена в краткой формуле «Пакс Романум», т.е. «мир Рима». Слово «пакс» имело несколько значений: мир как противоположность войне; мир как отсутствие внутренних распрей, смут, гражданских войн; мир как единение вокруг Рима земель, образующих Империю. «Сэкулюм Августум» — так называлось время правления Августа. «Век Августа» стал "золотым веком" римского искусства, он покровительствовал поэтам, живописцам, скульпторам. Одним из высших достижений римской прозы эпохи Августа стал 142-томный исторический труда Тита Ливия. В творчестве Ливия в наиболее завершенной форме представлена полная нравственных поучений история Рима «от основания города». Истории Рима посвящены труды Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей», который остается ценнейшим источником сведений о Римской империи в эпоху Юлиев – Клавдиев и Флавиев. Выразителями идеологии эпохи были поэты Вергилий и Гораций. Вергилий изображал быт крестьян, их добрые и здоровые нравы. Он был убежден, что возвращение к старым обычаям, отчасти сохранившимся в деревне, поможет возрождению римского народа. Поэму Вергилия «Энеи훢а», повествующую о создании Рима, ставят рядом с творениями Гомера, поскольку она является не только «национальной эпопеей», но и своего рода «библией» культа Рима и Августа. Горацию характерны философские размышления, что подтверждают его «Послания». В одном из них («О поэтическом искусстве») Гораций изложил взгляды на принципы поэзии: поэт обязан сочетать талант и культуру, изучать философию, чтобы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзьями. Новым и популярным жанром стал роман— латинский и греческий. До нашего времени дошли отрывки из «Сатирикона» Петронияи роман Апулея «Метаморфозы». В первом из них даны хотя и шаржированные, но вполне реaлиcтичecкиe зарисовки римской провинциальной жизни середины I в. н.э. В романе «Метаморфозы» («Золотой осел») обыгрывается расхожий сюжет о юноше, превращенном в осла, который с помощью богини Исиды вновь превращается в человека. Сатирические сценки из этого романа часто использовались писателями в поздние времена. Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками в I—II вв. были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Первый был сановником, второй — рабом, а затем вольноотпущенником, третий — императором. Сенека рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала. Мудрец должен всеми силами служить другим людям и помнить, что он гражданин мира, а не только своего города. Сенека учил ценить каждый момент жизни, а не хлопотать об увеличении ее продолжительности. Лучшим способом сделать жизнь длиннее является умение не укорачивать ее. Сенеке принадлежат «Нравственные письма к Луцилию», ряд этических сочинений, форма которых приближается к философскому диалогу, и серия литературных трагедий, написанных в подражание Еврипиду. Как и Сократ, Эпиктет проповедовал стоическую мораль в уличных беседах и спорах. Жил он в нищете, полагая, что нужно довольствоваться малым. Человеку, учил он, нельзя считать что-либо своим, поскольку в этом мире ему ничего не принадлежит. Эпиктет сравнивал жизнь с театром, людей — с актерами. Человек должен играть роль, предназначенную ему богом. Существующий порядок изменить нельзя, поскольку он не зависит от людей. Человек не может изменить и других людей. Можно лишь изменить свое отношение к существующему порядку и к людям. Человек должен жить, сознавая, что всякую пользу и всякий вред он может ожидать только от себя самого. Выдающимся стоиком времен ранней Империи был император Марк Аврелий (время правления 161—180 гг.). После смерти у него были найдены записки, которые составили философское сочинение, условно названное «К самому себе». Марк Аврелий благодарил бога за то, что полюбил философию. Философия научила его умению смотреть на каждый свой поступок как на последний в жизни. Марк Аврелий считал, что в душе человека есть две общие с богом черты— способность не смущаться внешними обстоятельствами и видеть свое благо в праведных мыслях и делах, ограничивая ими свои желания. А на огорчения и обиды, которые доставляют нам люди, нужно обращать внимания не больше, чем на случайные удары, которые мы можем получить во время спортивных тренировок. Лучший способ мстить — не походить на обидчика. Марк Аврелий был убежден, что изменять других людей — пустое занятие. Полезнее заняться исправлением в самом себе того, что не нравится в других. Эпоха ранней Империи оказалась неблагоприятной для ораторского искусства, которое было высоко развито в Риме времен республики и гражданских войн. Уже во времена оратора, политического деятеля и философа Цицерона наблюдался упадок риторики. В начале 46 г. до н.э. в диалоге «Брут» он связывал это с упадком республиканской свободы в годы диктатуры Цезаря. В период правления Августа ораторское искусство из средства политической борьбы превратилось в «чистое искусство». Организовывались состязания ораторов, турниры красноречия. Зал, где выступал оратор, называли «аудиториум», а преподавателя красноречия — «профессор». Ораторское искусство стало средством воспитания культуры слова, а не «культуры духа», как того хотел Цицерон. По его мнению, ораторское искусство необходимо сочетать с занятиями философией. Для культуры эпохи ранней Империи было характерно оформление культа цезарей, начало которому положил Август. Август принес с собой мир, и римские поэты не уставали восхвалять Августа как миротворца. Император, власть, сама Империя — этим мотивам была подчинена вся культурная политика. Человеку все вокруг должно было напоминать об императоре, о несокрушимости власти, о величии Рима. Строятся форумы, прославляющие деяния императоров, возносятся к небу колонны с памятниками в их честь (колонна императора Траяна, высота которой достигает 60 метров, покрыта рельефом, изображающим военные подвиги императора, и увенчана скульптурным портретом императора в рост), триумфальные арки (по обычаю, в честь победителя римляне устраивали триумфы — церемонии торжественного въезда полководца-победителя в город). Август построил величественный Алтарь Мира, а Веспасиан, подражая ему,- Форум Мира и т.д. Римская империя впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не духовность, факт, а не воображение доминируют в римском искусстве. Римский скульптурный портрет беспощадно реалистичен. «Сила, облеченная в величие» — римский идеал скульптурного произведения. Впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в соответствии с собственной логикой, заимствуя лишь то, что этой логике не противоречит. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство — архитектурные приемы: круглую форму плана и арки. Арочной архитектурой принято называть способ возведения крупных фундаментальных построек, внедренный в практику древними римлянами. С помощью арочных перекрытий римляне могли создавать колоссальных размеров здания, такие как огромный амфитеатр Флавиев (Колизей), вмещавший до 50 тысяч зрителей. Базилики — прямоугольные в плане конструкции, разделенные внутри на продольные части (нефы). В базиликах вершился суд и проводились сделки. Строились форумы, термы, амфитеатры, дворцы, храмы, акведуки, крепостные стены и т.д. В области оригинальной скульптуры, не воспроизводящей греческие творения, римляне также являются последователями этрусков. Римский скульптор не создавал идеализированные образы современников, как это делали скульпторы греческие. Он изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства, что было принято у этрусков, делавших портреты на основе снятой с лица маски. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Обнаженное тело редко встречается у римлян. Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу. Это представлялось в большей степени соответствующим идее величия. Культура Древнего Рима представляла собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными традициями. Сложные отношения между патрициями и плебеями вынудили последних к активной борьбе за свои права. Они буквально вырывали у противников различные законы, гарантирующие им более прочное положение в обществе. Это и обусловило особую роль права в культуре древнего Рима. Значительным достижением римской юриспруденции был факт равенства граждан перед законом, при отсутствии равенства в политической и социальной сферах. В результате длительной эволюции римское право стало гибким, способным адекватно реагировать на изменения социальной действительности. В Риме тратились на никчемные развлечения фантастические суммы денег (Золотой дворец Нерона, украшенный золотом и драгоценными камнями). Сенека приводил множество примеров утонченной извращенности. Деньги становились главной жизненной ценностью, а духовные шли на убыль. Но в то же время сохранялись старинные представления о нравственном и должном, коренящиеся в натурально-общинных формах жизни. Денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца. Некоторые из принцепсов (императоров) проводили законы против роскоши. Веспасиан экономил по грошу, Плиний старший в своем энциклопедическом труде «Естественная история» славил древнюю бережливость. К тому же по традиции свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнявшей Форум, базилики, термы, собиравшейся в амфитеатре или цирке. Такое пребывание в толпе воспринималось как ценность, источник коллективной положительной эмоции, ибо создавало ощущение общинной солидарности и равенства, почти уже исчезнувшее из реальных общественных отношений, но гнездившееся в самом основании народной культуры. Именно в этой внутренней предрасположенности жителей Рима к единению, равенству, скромности, противостоящей извращенным нравам властьимущих, рождалась потребность в новой идеологии, способной заменить уже утратившую какую-либо реальную силу религиозную идею прошлого. И такая идея пришла в Рим с проповедниками христианства, системы религиозных воззрений, основанной на вере в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Многие религии соперничали между собой, но победила религия, в которой провозглашалось равенство всех людей перед Богом, посмертное воздаяние за праведную жизнь. Император Константин вынужден был признать христианство равноправной религией наряду с другими (313 год), существовавшими в Империи. В 392г. император Феодосий официально запретил языческие культы. Единственной государственной религией Древнего Рима стало христианство. В конце V в. (478 год) Падение Древнего Рима как мировой империи не означало забвения его культуры, которая и по сей день является существенной частью культурного наследия человечества.

www.ronl.ru

18 Художественная культура древнего Рима » СтудИзба

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

 

Архитектура

Скульптура

Живопись

Театр

 

Архитектура.

Римская архитектура, как и римская культура в целом базировалась на принципах рациональности, практической пользы и целесообразности. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Форумом  в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся центром культурной жизни. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику - прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, со­бирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались три­умфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное). Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи.

В амфитеатрах и цирках стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн. Амфитеатр имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей. В плане Колизей представляет собой эллипс, над которым натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами.

В Риме строились великолепные здания терм (общест­венных купален) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные -  термы Каракаллы. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, акведуков (водопроводов), клоак (канализаций).

Римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

 

Скульптура.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными - в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства. Если греки стремились изобразить идеал, то римляне - наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет - это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел ве­ликолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

 

Живопись.

Дворцы и общественные здания Рима украшались настенными росписями и картинами, глав­ным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства.

До наших дней дошли фрески, покрывавшие стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков. Со временем ор­наментальная живопись интерьеров была вытеснена имитацией архитектурного декора, что отражало тяготение к пышности. Искусство использовалось римлянами для демонстрации богатства, престижа и статуса. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.

Распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

 

Театр.

Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием грече­ского театра и собственно римских народных представлений. В римском театре господствовала комедия. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры - представления, которые включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски-характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились ли­тературные обработки ателланы. На рубеже новой эры наиболь­шим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, - паллиаты. Действие пьес происходило в Греции, и соответственно персонажи были греками, но поведение этих «греков» скорее напоминало римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Плавта, который в своих комедиях стремился прежде всего к занимательности. Большое место в комедиях Плавта занимали музыкальные номера, арии и речитативы, произносившиеся под музыку. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени. Другой известный римский драматург, писавший паллиаты, - Теренций. Он много внимания (и в этом чувствуется греческое влияние) уделяет обычному человеку, семейной тематике. Он сатирически рисует нравы своего времени,  не­избежные конфликты отцов и детей,  ветреность молодёжи и излишнее морализаторство старшего поколения. Император Октавиан Август для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию, его поддержал поэт Гораций. В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на обще­государственных праздниках. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической пло­щадкой был деревянный помост. Для зрителей ставили скамьи, по иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н. э. и вмещал до сорока тысяч человек. Римский театр отличался от греческого: хора не было, появился занавес, до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой, театры сооружали на ровном месте.

 

 

studizba.com

Конспект - Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV— I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I— V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

www.ronl.ru

Конспект урока «Культура древнего Рима»

Тема 5. Культура древнего Рима. Цель: познакомить студентов с основными чертами культуры древнего Рима; показать особенности исторических условий развития культуры древнего Рима, раскрыть особенности культуры периода республики, разъяснить характеристику периода империи, показать значимость искусства поздней империи. Развивать умение работать с литературой, внимание. Воспитывать интерес к предмету, эстетический вкус. Тип урока: лекция Оборудование: Г. Данилова «Мировая художественная культура», иллюстрации (стенд), Л. Емохонова «Мировая художественная культура». Ход урока. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Античная культура как фундамент европейской цивилизации. Ведущие черты древнегреческой культуры. Крито-микенская культура. Гомеровский период. Архаика. Классический период Эллинизм. Сообщение темы и цели урока. План. Исторические условия развития культуры древнего Рима. Культура в период республики. Культура в период империи. Искусство поздней империи. Сообщение новой темы. Исторические условия развития культуры древнего Рима. Стремительный рост города Рима в крупнейшую сверхдержаву Средиземноморья. 1. Слияние древних поселений этрусков в сильное римское государство. Правление римской аристократии, установившие республику. В это время культура развивается медленно, играет подчиненную государству роль, формируется под влиянием культуры этрусков: бои гладиаторов, умервщление рабов, тускский ордер, гробницы. Во 2 в. До н.э. Рим подчинил Грецию и многое заимствовал многое из греческой культуры (культурное поражение): пантеон богов, соединение этрусской арки и греческого ордера (колонна) дало римскую аркаду. 3. Государственные идеи, битвы, походы, торжественные церемонии закреплялись в архитектурных формах (храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки, колонны) и повседневных сооружениях (стратегические дороги, мосты, акведуки).Культура в период республики. Планировка города. 1.главные улицы украшались колоннами, скульптурными портретами, статуями, портики, арки. 2.в центре форум, курия, претория, базилика Капитолий, театры, библиотеки, термы.3. Капитолийский холм: храм трех богов, ипподром, цирк. 4. Крепостная стена Сервия Туллия, Аппиева дорога (для гонцов), 5. гробницы разной формы. 6. форум Романо 7. Храм Юлия Цезаря. 8. храмы по типу греческих, ротонды, фонтаны и водоемы. 9. Многоквартирные доходные дома Помпейский стиль в оформлении внутренних покоев. первый стиль – бессюжетный, имитация мраморных плит. второй стиль – фасады зданий и человеческие фигуры на пейзажном фоне (вилла Мистерий). Рельефы на исторические и бытовые темы, статуи и бюсты. Литература. Ливий Андроник и Квинт Энний воспевали героическое прошлое римского народа. Подражание греческим оригинала

educontest.net

«Искусство Древнего Рима. Музыка античности» 8 класс

Конспект урока по теме: «Искусство Древнего Рима. Музыка античности»

8 класс

Цель урока: продолжить изучение особенностей искусства и культуры Древнего Рима

Задачи:

  1. Выявить особенности древнеримской архитектуры, ИЗО, античной музыки.

  2. Развитие информационной компетенции учащихся ( поиск, отбор информации, обобщение, анализ и синтез)

  3. Развитие коммуникационной компетенции учащихся (умение взаимодействовать в группе, развитие диалогической и монологической речи)

Ход урока:

1.Орг. момент

2. Подготовка к усвоению

Тема раздела : «Древняя Греция и Древний Рим: классика красоты»

Тема урока «Искусство Древнего Рима. Музыка античности»

Инструктаж по ходу работы:

- работа в группах, в течение всего урока, параллельно записи в тетрадях.

Вопрос к группам:

  1. Что такое «античность»? Почему в это понятие входят два разных государства?

  2. Дайте краткую историческую справку о Римской империи

  3. В чем схожесть и принципиальное отличие Римской культуры от древнегреческой?

Выводы:

- В чем выражался «римский дух»?

Цели урока:

План изучения искусства и культуры

  1. Историческая справка.

  2. Архитектура

  3. ИЗО

  4. Музыка

  5. Литература

С каким видом древнеримского искусства мы начали знакомится на прошлом уроке?

Сформулируйте цель урока?

3 Изучение нового материала.

Для того, чтобы решить поставленные задачи, вновь работаем по группам. На партах представлены материалы, исторические справочники, изучив которые вы через 10 минут должны будете представить ответ на вопросы, предложенные каждой группе.

Итак, группа №1 «Архитектура Древнего Рима. Колизей»

Группа № 2 «ИЗО Древнего Рима»

Группа №3 «Музыка античности»

План ответа представлен каждой группе. После подготовки выступления слово предоставляется представителю группы, остальные записывают данные в тетради.

Выступление групп.

Архитектура Древнего Рима:

  1. Особенности римской архитектуры.

  2. Примеры (шедевры)

  3. Колизей ( история строительства, для чего использовалось здание, его современное состояние)

Изобразительное искусство Древнего Рима

  1. Особенности римской ИЗО и скульптуры.

  2. Примеры (шедевры)

  3. Римские портреты (кого изображали, почему, из чего (материалы)

Музыка античности

  1. Где использовалась музыка

  2. Какие музыкальные инструменты существовали?

  3. Какие источники рассказывают о музыке античности?

4.Первичная проверка:

-Итак, каково же главное отличие римской культуры?

- Как это выражалось в архитектуре, ИЗО?

Домашнее задание :

1. Подготовится к проверочной работе по теме: ««Искусство античности»

2. Подготовить сообщения по теме : «Искусство Древней Греции и Древнего Рима»

Рефлексия:

- по процессу, по результату.

Тест:

1 вариант:

1. Центром культуры и искусства древних греков был:

А) государство, сила, власть

Б) человек – мера всех вещей

В) боги, религия, вера

2. Памятники архитектуры Рима:

А) Парфенон

Б) Пантеон

В) Акрополь

2 вариант

1. Центром культуры и искусства древних римлян был:

А) государство, сила, власть

Б) человек – мера всех вещей

В) боги, религия, вера

2. В чем выражался «римский дух» в архитектуре

А) храмы, построенные в честь богов

Б) триумфальные арки, статуи , портреты великих людей

Вопросы группам:

1. Что такое «античность»? Почему в это понятие входят два разных государства?

  1. Дайте краткую историческую справку о Римской империи

3.В чем схожесть и принципиальное отличие Римской культуры от древнегреческой?

Вопросы для контроля:

1 вариант:

1. Центром культуры и искусства древних греков был:

А) государство, сила, власть Б) человек – мера всех вещей В) боги, религия, вера

2. Памятники архитектуры Рима:

А) Парфенон Б) Пантеон В) Акрополь

2 вариант

1. Центром культуры и искусства древних римлян был:

А) государство, сила, власть Б) человек – мера всех вещей В) боги, религия, вера

2. В чем выражался «римский дух» в архитектуре?

А) храмы, построенные в честь богов Б) триумфальные арки, статуи , портреты великих людей.

infourok.ru