Стекло в древней руси. Стекло Владимиро-Суздальской Руси тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.06, кандидат исторических наук Лядова, Анна Васильевна
Киевская Русь 2 | История производства стекла в России
Но откуда же русские брали в то время мрамор, шифер, мозаики для отделки зданий? Ни мрамор, ни шифер на Руси еще тогда не добывались. Оказывается, огромные мраморные колонны и плиты были привезены из-за Черного моря, куски шифера — с Карпат, яшма — из Крыма.
А стекло и стеклянные мозаики? Их могли привезти из Италии и из Византии. Многие так думали, потому что нигде не сохранилось никаких следов мастерских, где русские мастера могли бы варить стекло.
Постепенно мозаики стали находить не только в Киеве, но и в других городах древней Руси. Вместо греческих надписей над различными мозаичными картинами были обнаружены славянские надписи. И характер рисунка встречался совсем непохожий на византийский. У специалистов росло убеждение, что мастера, исполнявшие эту мозаику, могли быть только русскими.
К тому же большая любовь русских времен Киевской Руси украшать здания мозаикой и трудность мозаичного дела навели ученых на мысль, что эти работы могли быть выполнены только при существовании мозаичной мастерской в самом Киеве. И эта мастерская должна была работать еще со времен Владимира Мономаха.
Но в летописях ничего не сказано о стеклоделии в Киеве. Только во второй половине X века, во времена Ольги и Святослава, некий ионах Теофил из монастыря близ Гессена писал, что искусство эмалей «открыла Руссия». Эмали же представляют собой истолченное в порошок и затем сплавленное в жидкую массу легкоплавкое непрозрачное стекло. Этой жидкой расплавленной массой заливались изразцы, глиняная посуда и ею же заполнялись углубления на металле при выделке разных ювелирных украшений. Если на Руси выделывались эмали, то выделывалось и стекло.
Интересно, что во Франции производство эмалей началось только в XI веке, — на сто лет позднее, чем в России.
Монгольское нашествие в начале XIII века надолго остановило на Руси развитие культуры. В 1240 году монгольская орда разрушила Киев. Как густая туча, налетели монголы на Город. Скрип бесчисленных телег, рев верблюдов и волов, ржание коней и крики неприятеля были так оглушительны, что защитники Киева почти не слышали слов команды. Стенобитные орудия работали день и ночь, «стрелы омрачали воздух, копья трещали и ломались». Постепенно разрушались земляные валы вокруг города, рухнула земляная стена Детинца, и Десятинная церковь стала последним оплотом киевлян.
Безоружное население спасалось в ней вместе со своим имуществом. Большинство взобралось на хоры. Но хоры не выдержали и обрушились. Скоро обвалились и остатки каменных стен, и от великолепного здания остались только груды развалин. В то же время рухнул и дворец княгини Ольги, выстроенный еще в половине X века. Это было двухэтажное кирпичное здание с богатым внутренним убранством. В его развалинах и в развалинах Десятинной церкви были найдены потом куски мрамора, шифера и яшмы, остатки цветных мозаик, мозаичных полов и куски разных стекол.
Только через шесть с половиной столетий — в 1907 — 1908 годах — начались раскопки древнего Киева. И под развалинами Десятинной церкви были, наконец, обнаружены остатки древней стеклоделательной мастерской. Эта мастерская помещалась на приусадебном участке рядом с церковью. Здесь сохранились погребенные на много веков остатки глиняных печей, глиняные горшки для варки стекла и большое количество стеклянных бус, браслетов, колец. Часть из них была, по-видимому, смята во время выделки. Кроме украшений были также найдены стеклянные плитки разных цветов, которыми выкладывались полы.
www.stroitelstvo-new.ru
История Руси: Изделия из стекла
Долгое время все стеклянные вещи, находимые на городищах и в курганах X—XII вв., считали привозными из Византии или даже из Сирии. Только раскопки В. В. Хвойка в Киеве доказали существование там стеклоделательной мастерской. В обширной мастерской был найден целый ряд глиняных горнов и печей «особого устройства». Что это было за особое устройство, производитель раскопок не объяснил. В этой мастерской было найдено также большое количество стеклянных браслетов и перстней, целых, разбитых и сплавленных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инструменты для изготовления колтов с эмалью. Стеклянные браслеты, наряду с шиферными пряслицами, являются распространеннейшей находкой в древнерусских городищах. Нет, пожалуй, ни одного городища XI—XII вв., где не были бы встречены обломки голубых, синих, зеленых, желтых стеклянных браслетов. В больших городах, вроде Новгорода, на территории нескольких древних домов находят при раскопках тысячи таких обломков. В деревенских курганах стеклянные браслеты очень редки и встречаются только невдалеке от Киева. Стеклянные перстни были распространены значительно меньше, они встречаются в самом Киеве, в Вышгороде и в других, близких к Киеву, городах, а также и на севере — во Владимире на Клязьме.
Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. Судя по раскопкам киевской мастерской, количество бракованных изделий было велико. Достаточно было стеклянному жгуту остынуть несколько больше, чем это требовалось для сгибания кольца, и стекло ломалось при сгибании.
При раскопках городов (особенно южных) находят в слоях XI—XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены орнаментом из на лепных стеклянных же валиков и жгутов. Эти сосуды сильно отличаются от тонкостенных небольших сосудов, находимых в богатых курганах IX—X вв. (в Киеве и под Новгородом). Тонкостенные хрупкие сосуды можно считать импортными, а описанные выше массивные с лепным узором «стькляницы» можно считать изделием местным, киевским.
Слово «стькло» находится в древнейших письменных памятниках XI в. и стоит, вероятно, в связи с глаголом «стекать», что может быть связано с процессом выплавки стекла и стеканием его расплавленной массы на нижнюю часть плавильной печи.
Стеклянные вещи часто упоминаются в XI—XII вв. Замечательные по своей наивности Вопрошания Кирика содержат вопрос об осквернении посуды. Епископ Нифонт глубокомысленно отвечал, что необходимо «очищать» молитвою всякую посуду «яко же древяну, тако же глиньну, тако меди и стьклу и сребру.». В Слове о богатом и убогом (XII в.) в описании пира у богача сказано, что на пиру слуги «стькляиица с виномь носяще». Даниил, путешествовавший в Иерусалим, сообщает, что он купил «кадило стькляно, велико вельми». В XI—XIII вв. употреблялось оконное стекло в виде толстых круглых вставок, вкладывавшихся в вырезки закрывавшей оконный пролет доски.
istoiarusi.blogspot.com
Киевская Русь 3 | История производства стекла в России
Рядом со стеклоделательной мастерской была обнаружена и керамическая мастерская. В ней нашли специальные сосуды — тигли, — в которых расплавлялась полива для изразцов. Это была застывшая прозрачная стекловидная масса, которую обыкновенно называют глазурью. Здесь же были найдены и куски разноцветной эмали.
В 1951 году остатки стеклоделательной мастерской были также найдены в Киево-Печерской лавре. В ней нашли много кусков непрозрачного стекла для мозаик зеленого, желтого, синего и красного цветов (такие куски для мозаик принято называть смальтами).
В обеих мастерских — ив Киеве и в Киево-Печерской лавре — было много разбитой посуды, полученной выдуванием. Посуда была двух сортов: прозрачная, из тонкостенного стекла, и грубая, бутылочно-зеленого цвета.
За последние годы древние стеклоделательные мастерские найдены также в Белгороде под Киевом, в Старом Галиче и в Вышгороде.
Оказалось, что в Киевской Руси было широко развито стекольное производство. Из стекла выделывались не только украшения, но и мозаики и плитки для полов, эмали и посуда двух сортов. Из тонкого стекла найдены бокалы и рюмки художественной работы.
В музее во Львове имеется бокал очень тонкой работы. Он сделан в виде тюльпана и передает мельчайшие жилки цветка.
Из бутылочно-зеленого стекла делались стаканы и рюмки на высокой узкой ножке. Эта посуда украшалась наложенными сверху стеклянными жгутами и собранными в складки стеклянными лентами. Ножки бокалов, рюмок и кувшинов имели часто вид розетки, составленной из нескольких лепестков.
Стеклянные вещи часто упоминаются в письменных памятниках XI—XII веков. Слово «стекло», по-видимому, произошло от глагола «стекать», что может быть связано с процессом стекания расплавленной стекольной массы в нижнюю часть плавильной печи.
Итак, в древней Руси выделывалось стекло и было его не мало. Широко были распространены стеклянные украшения. Почти нет ни одного городища XI—XII годов, где не были бы найдены обломки голубых, синих, зеленых и желтых стеклянных браслетов. В деревенских курганах такие обломки очень редки и встречаются только недалеко от Киева. Стеклянные перстни распространены значительно меньше и встречаются в самом Киеве, в Вышгороде и других близких городах, а на севере — во Владимире на Клязьме.
Древние стеклянные бусы состояли из нескольких слоев, входящих один в другой, и были украшены серебряной и золотой фольгой, проложенной между слоями. В районе Киева, кроме золотых и серебряных, встречаются еще бусы из нескольких слоев разноцветного стекла.
Эти бусы иногда вымывались дождем из культурного слоя древних городищ или могильников. Много таких бус найдено в Старой Ладоге. Ученые установили, что ладожские бусы носили женщины еще в VII и VIII веках нашей эры. Интересно, что в летописи от XII века записано одним монахом, что дети после дождя находят часто на земле «глазки стеклянные провертаны, большие и малые». Он же писал, что некоторые бусы вымываются речной водой на берегах Волхова.
Кроме стеклянной посуды и украшений, Киевская Русь славилась изготовлением эмалей для украшения ювелирных и керамических изделий. В одном из кладов в Киеве была найдена диадема, или венец, состоящий из девяти щитков, залитых эмалью. Красота, чистота и яркость эмалей, так же как тонкость ювелирной работы, несравнимы с произведениями византийских мастеров. Такой же тонкой работой отличаются и бармы (крупные медальоны),- найденные в кладе в Старой Рязани. На медальонах изображены эмалью портреты князей Бориса и Глеба. По-видимому, искусство эмалей было распространено и в Рязани. Особенно хороши среди киевских эмалей яркие голубые и бирюзовые тона. Таких чистых красок до сих пор не встречалось среди древних византийских и венецианских изделий.
www.stroitelstvo-new.ru
Диссертация на тему «Стекло Владимиро-Суздальской Руси» автореферат по специальности ВАК 07.00.06 - Археология
1. Авенариус Н.П. Дрогичин Надбужский и его древности. // MAP. Спб. -1890.-№4.
2. Аксентон Ю.Д. "Дорогие камни" в культуре Древней Руси ( по памятникам прикладного искусства и литературы XI-XV в.в. ). М., 1914.
3. Александровский В.А. Поливные половые плитки из раскопок Детинца во Владимире. ПУМА. 1949. - №11. - Т.1. - С. 239-244.
4. Археологическая карта России: Владимирская область. / Сост. М.П.Зимина, Ю.А.Краснов, А.Е.Леонтьев, Л.АМихайлова, Н.Г.Самойлович, М.В.Седова. Под ред. Ю.А.Краснова. М.: Институт археологии РАН, 1995.
5. Арциховский A.B. Курганы вятичей. М., 1930.
6. Банк A.B. Прикладное искусство Византии IX-XII веков. Л., 1918.
7. Бахтиаров А. Стекло. Спб., 1912.
8. Безбородов М.А. Стеклоделие в Древней Руси. Минск, 1956.
9. Безбородов М.А. 1959. Технология производства стеклянных бус в древности. // Труды ГИМ. 1959. - Вып. 33. - С. 225-234.
10. Безбородов М.А. 1963. Химическое и спектроскопическое изучение древних и средневековых стекол. // Новые методы в археологических исследованиях. -М.-Л. 1963.
11. Безбородов М.А. 1965. Технологические методы изучения древних стекол.// Археология и естественные науки. Под обгцей редакцией Б.А.Колчина. М. -1965.-С. 114-118.
12. Безбородов М.А. 1969. Химия и технология древних и средневековых стекол. Минск, 1969.
13. Бусятская H.H. Стеклянные изделия золотоордынских городов Поволжья. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. истор. наук. М.1913. 20 с.
14. Вагнер Г.К. 1988. Архитектурная программа Андрея Боголюбского. // Древности славян и Руси. М. - 1988. - С. 198-201.
15. Варганов А.Д. 1945. К архитектурной истории Суздальского Собора. // КСИИМК 1945. - Вып. XI.
16. Варганов А.Д. 1946. Из ранней истории Суздаля ( IX-XIII в.в.). // КСИИМК -1946.-Вып. XII.
17. Виноградов H.H. 1905. История Успенского Собора во Владимире. -Владимир, 1905.
18. Воронин H.H. 1939. Замок Андрея Боголюбского. // Архитектура СССР. -1939.-№ 11.
19. Воронин H.H. 1941. Краткий отчет о раскопках 1936 года в Суздале. // Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 г.г.- 1941.
20. Воронин H.H. 1947. К архитектурной истории Дмитриевского Собора. // КСИИМК 1947. - Вып. XVII.
21. Воронин H.H. 1949. Оборонительные сооружения Владимира XII века. // МИА. 1949. -№11. С.203-239.
26. Городцов В.А. Типологический метод в археологии. Рязань, 1927.
27. Горюнова Е.И. 1953. Муромский могильник. ( К истории города Мурома ). // КСИИМК. 1953. - Вып. 52. - С.33-43.
28. Греков И.Б. 1988. О характере ордыно-русских отношений второй половины ХШ-начала XIV в.в. // Древности славян и Руси. М. - 1988. - С. 125-133.
29. Громова Н.И. 1980. Раскопки древнейшей части города Владимира. // АО1979.-м.- 1980.
30. Гуревич Ф.Д. 1950. Древнейшие бусы Старой Ладоги. // CA. 1950. - XIV. -С. 170-187.
31. Гуревич Ф.Д., Джанполадян P.M., Малевская М.В. 1968. Восточное стекло в Древней Руси. Л., 1968.
32. Даркевич В.П. 1966. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе ( X-XIV в.в. ). // САН. 1966. - Е1-57.
33. Даркевич В.П. 1974. Об истории торговых связей Древней Руси. // КСИА. -1974.-Вып. 138.-С.93-104.
34. Даркевич В.П. 1975. Светское искусство Византии. М., 1975.
35. Дашкова И.А. ( Сафарова ). 1997. Украшения из стекла Древней Твери. // Труды VI Международного Конгресса Славянской Археологии. Славянский Средневековый город 1997. - Т.2. - С.68-75.
36. Деопик В.Б. 1961. Классификация бус Юго-Восточной Европы VI-IX в.в. // СА. 1961. - No 3. - С.202-233.
37. Джанполадян P.M. Два стеклянных сосуда из Новогрудка. // ВВ. Т. XIX. -С. 166-172.
38. Джанполадян P.M. 1967. Новые материалы по истории византийского стеклоделия. // ВВ. 1967. - Т. XXVII. - С.248-258.
41. Жарнов Ю.Э. 1995. Раскопки во Владимире, в "Ветчаном городе". // АО-1994.-М.- 1995.-С.99-100.
42. Жарнов Ю.Э. 1996. Раскопки древнерусской усадьбы в "Ветчаном городе" Владимира. // АО-1995. М., 996.
43. Жарнов Ю.Э. 1997. Усадьба первой половины XIII века "Ветчаного города" Владимира. // Труды VI Международного Конгресса Славянской Археологии. Славянский Средневековый город. 1997. - Т.2. - С.82-94.
44. Качалов Н.Н. 1959. Стекло. М., 1959.
45. Ковалевская В.Б. 1995. Археологическая культура практика, теория, компьютер. - М., 1995.
46. Ковалевская В.Б. 1998. Хронология восточно-европейских древностей V-IX вв. Каменные бусы Кавказа и Крыма. М. - 1998. - Вып. 1.
47. Кропоткин В.В., Соловьева Г.Ф. 1953. К вопросу о производстве, распространении и датировке стеклянных браслетов Древней Руси. // КСИИМК. 1953. - Вып. XLIX. - С.21-26.
48. Кропоткин В.В. 1957. О производстве стекла и стеклянных изделий в средневековых городах Северного Причерноморья и на Руси. // КСИИМК. -1957.-Вып. 68.-С.34-45.
49. Кропоткин В.В. 1967. Экономические связи Восточной Европы в 1 тысячелетии н.э. М., 1967.
50. Кудрин Б.И. 1994. Техноценозы: основные теоретические положения. // История и эволюция древних вещей. М. - 1994. - С. 23-33.
52. Лапшин В.А., Мухина Т.Ф. 1988. Раннесредневековый археологический комплекс у д.Васильково под Суздалем. // Проблемы иззАгения древнерусской культуры ( расселение и этнокультурные процессы на Северо-Востоке Руси ): Сб. науч. тр. М. - 1988. - С. 132-150.
53. Лебедев Г.С. 1997. Путь из варяг в греки как фактор урбанизации Древней Руси, Скандинавии и Византии. // Труды VI Международного Конгресса Славянской Археологии. Славянский Средневековый город. 1997. - Т.2. - С. 197-210.
54. Левашова В.П. Об одежде сельского населения Древней Руси. // Труды ГИМ. 1966. - Вып. 40. - С.112-120.
55. Левашова В.П. 1967. Браслеты. // Труды ГИМ. 1967. - Вып. 43. - С. 207253.
56. Леонтьев А.Е. 1997. Ростов в Х-Х1 в.в.// Труды VI Международного Конгресса Славянской Археологии. Славянский Средневековый город. 1997. -Т.2.-С.210-218.
57. Лихтер Ю.А., Щапова Ю.Л. 1991. Гнездовские бусы. По материалам раскопок курганов и поселений. // Смоленск и Гнездово. ( к истории древнерусского города ). Под ред. Д.А.Авдусина. М. - 1991. - С.244-260.
58. Лихтер Ю.А. 1994. Логическая система знания о вещи. // История и эволюция древних вещей. М. - 1994. - С.33-43.
59. Львова З.А. 1958. Технологическая классификация стеклянных бус домонгольской Руси. // Сообщения ГЭ. 1958. - Вып. XIV. - С.15-17.
60. Львова З.А. Стеклянные браслеты и бусы из Саркела-Белой Вежи. // МИЛ. -1959.-Мо75.-С.307-333.
62. Львова З.А. 19616. К вопросу о происхождении стеклянных бус в некоторых районах Восточной Европы в УШ-Х веках. // Исследования по археологии СССР.-Л.-1961.
63. Львова З.А. 1962. Технологическая классификация восточноевропейских стеклянных браслетов раннего средневековья. // Сообш;ения ГЭ. 1962. - Вып. 23.-С.12-14.
64. Львова З.А. 1968. Стеклянные бусы Старой Ладоги. 4.1. Способы изготовления, ареал и время распространения. // АСГЭ. 1968. - Вып. 10. - С. 64-95.
65. Львова З.А. 1977. К вопросу о причинах проникновения стеклянных бус X-начала XI века в северные районы Восточной Европы. // АСГЭ. 1977. - № 18. -С. 106-110.
66. Львова З.А. 1978. О принципах классификации стеклянных бус. // Проблемы археологии, II: Сб. ст. памяти М.Д. Артамонова. Л. - 1978. - С.24-28.
67. Львова З.А. 1979. Технологическая классификация изделий из стекла ( по материалам раннесредневековых стеклянных украшений ). // АСГЭ. 1979. -Вып. 20.-С.90-104.
68. Львова З.А. 1980. Признаки способа изготовления изделий из стекла ( по материалам раннесредневековых стеклянных украшений ). // АСГЭ. 1980. -Вып. 21.-С. 75-85.
69. Львова З.А. 1983. Типологизация по технологическому основанию стеклянных бус Варнинского могильника как основа их относительной и абсолютной датировки. // МИА. 1983. - Вып. 24.
81. Полубояринова М.Д. 1988. Стеклянные изделия Болгарского городища. // Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. М. - 1988. - С. 151-200.
82. Путь из варяг в греки и из грек. / Каталог выставки. М. - 1996.
83. Родина М.Е. 1991а. Культурные и внешнеторговые связи городов Владимиро-Суздальской Руси. // Проблемы изучения древнерусской культуры ( расселение и этнокультурные процессы на Северо-Востоке Руси ): Сб. науч. тр. -М.-1988.-С. 170-181.
84. Родина М.Е. 19916. Витражные стекла из раскопок во Владимире и Суздале. // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М. -1991.-С.114-120.
85. Родина М.Е. 1994а. Раскопки во Владимире в «Мономаховом городе». // АО 1993 года.-М.- 1994.-С. 89.
86. Родина М.Е. 19946. Новые находки предметов восточного и западноевропейского импорта во Владимире. // Материалы исследований: Сб.ст./ Сост. A.A.Тенеткина. Владимир. - 1994. - С.149-154.
87. Родина М.Е. 1996а. Раскопки во Владимире. // АО-1995. М. - 1996. - С. 175.
88. Родина М.Е. 19966. Находки витражных стекол во Владимире. // Материалы исследований: Сб.ст. / Сост. A.A.Тенеткина. Владимир. - 1996.- С.3-5.
89. Родина М.Е. 1998. Связи Владимиро-Суздальской Руси с Византией Х-ХШ вв.// Материалы исследований: Сб.ст. Вып.4. /Сост. А.А.Тенеткина. -Владимир. 1998. - С.21-31.
90. Розенфельд И.Г. 1982. Древности Западной части Волго-Окского междуречья в VI-IX в.в. М., 1982.
91. Рыбаков Б.А. 1948. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
93. Владимирской земли ( по материалам раскопок 1853-1854 г.г. ). // Проблемы^ / иззченрм древнерусской культуры ( расселение и этнокультурные процессы на
94. Северо-Востоке Руси): Сб. науч. тр. М. - 1988. - С. 33-57.
95. Сабурова М.А. 1983. Раскопки курганов в г.Суздале. // АО 1981 года. М. -1983.-С. 84-85.
96. Сабурова М.А., Седова М.В. 1984. Некрополь Суздаля. // Культура и искусство средневекового города. М. - 1984. - С. 91-131.
97. Сабурова М.А. 1988. Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы ее типологии. // Древности славян и Руси. М. - 1988. - С. 266-272.
98. Сабурова М.А., Елкина А.К. 1991. Детали древнерусской одежды по материалам некрополя г.Суздаля. // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М. - 1991. - С. 53-78.
99. Седов В.В. 1963. Из полевых исследований 1961 года. // КСИА. 1963. -Вып. 96.
100. Седова М.В. 1978. Ярополч Залесский. М., 1978.
101. Седова МБ. 1980. Раскопки в Суздале. // АО 1979 года. М. - 1980. - С.74-75.
103. Седова М.В., Беленькая Д. А. 19816. Окольный город Суздаля. // Древнерусские города. М. - 1981. - С. 95-115.
104. Седова М.В. 1983. Работы в Суздале. // АО 1981 года. М. - 1983. - С.86-87.
105. Седова М.В. 1985. Работы Владимиро-Суздальской экспедиции. // АО 1983 года.-М.-1985.-С.81-82.
106. Седова М.В., Сабурова М.А., Лапшин В.А. 1986. Исследования в Суздале и его округе. // АО 1984 года. М. - 1986. - С.70-71.
107. Седова М.В., Лапшин В.А., Мошенина H.H., Сабурова М.А., Чалых Н.Е., Чукова Т.А. 1988. Исследования в Суздале и Суздальском районе. // АО 1986 года.-М.-1988. С. 87-89.
108. Седова М.В. 1994. Работы во Владимире. // АО 1993 года. М. - 1994. -С.92-93.
109. Седова М.В., Мухина Т.Ф. 1996. Работы во Владимире ( ул. Фрунзе, 25 ). // АО-1995.-М.-С. 177-179.
110. Седова М.В. 1997. Суздаль в X-XV вв. М.: Информационно-издательское агентство «Русский Мир», 1997.
111. Спицын A.A. 1896. Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К.Ивановского. // MAP. 1896. - No 20.
113. Спицын A.A. 1905. Владимирские курганы. / ИАК. Спб. - 1905. - Вып. 15. ИЗ. Столярова Е.К. 1996. Стеклянные изделия Москвы XII-XIV в.в. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. истор. наук. М.1997. - 20 с.
114. Столярова Е.К. 1997. Химико-технологическое изучение стеклянных бус по материалам погребений из некрополя у пос. Заозерное. // Древности Евразии: Сб.ст. М. - 1997. ~ С.216-227.
115. Столярова E.K. 1999. Происхождение и хронология стеклянных изделий Москвы XII-XIV B.B. // РА. 1999. - No 4. - С.93-101.
116. Технология стекла. / Под общей редакцией И.И.Китайгородского. М. -1961.
117. Толочко П.П. 1988. О социальной структуре древнерусского ремесла. // Древности славян и Руси. М. - 1988. - С. 141-154.
118. Уваров A.C. 1812. Меряне и их быт по курганным раскопкам. М., 1812.
119. Каталог собрания древностей графа А.С.Уварова. М. - 1881-1908.
120. Фехнер М.В. 1959. К вопросу об экономических связях древнерусской деревни. // Труды ГИМ./ Очерки по истории русской деревни X-XIII веков. -1959.-Вып. 33.-С. 149-225.
121. Холостенко Н. 1963. Древнерусские витражи. // Декоративное искусство СССР. 1963. - No 8. - С.36-38.
122. Цинзерменг Е.В. 1922. О золе растений, применявшейся в стекловарении в XI-XVI В.В. // Известия ИАТ. 1922. - Вып. 1.
123. Черных Е.В. 1910. Связь типологических и химико-металлургических признаков. // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М. - 1910. - С. 132-143.
128. Щапова Ю.Л. 1960. О применении качественного спектрального анализа стекла при изучении истории стеклоделия Древней Руси. // CA. 1960. - №1. -С.91-102.
129. Щапова Ю.Л. 1961. Древнерусские стеклянные изделия как источник по истории русско-византийских отношений XI-XII в.в. // ВВ. М. - 1961. - Т. XIX. -С.60-16.
130. Щапова Ю.Л. 1962. О происхождении некоторых типов древнерусских бус. //СА.-1962.-№2.-С.81-97.
131. Щапова Ю.Л. 1963а. Стеклянные изделия средневековой Тмутаракани. // Керамика и стекло древней Тмутаракани.: Сб.науч.ст. М. - 1963. - С.102-134.
133. Щапова Ю.Л. 1965. Спектральный анализ и история стекла. // Археология и естественные науки: Сб. ст./ Под общей редакцией Б.А.Колчина. М. - 1965. -С. 111-119.
134. Щапова Ю.Л. 1969. Стеклянные браслеты и датирование городского культурного слоя. // CA. 1969. - No 4. - С. 102-108.
135. Щапова Ю.Л. 1972. Стекло Киевской Руси. М., 1972.
136. Щапова Ю.Л. 1974а. Стеклянные изделия из Старой Рязани ( по материалам раскопок 1966-1968 г.г. ). // Археология Рязанской земли: Сб.ст. М. - 1974. -С. 76-93.
137. Щапова Ю.Л. 19746. Стеклянные браслеты Изяславля. // Культура Средневековой Руси: Сб.ст. Л. - 1974. - С.85-88.
138. Щапова Ю.Л. 1975. Из истории древних технологий стекла. // Очерки технологии древних производств. М. - 1975.
139. Щапова Ю.Л. 1977. О химическом составе древнего стекла. // CA. 1977. -№3.-С.95-107.
140. Щапова Ю.Л. 1982. Об эволюции в стеклоделии древнейших эпох. // Естественные на)Аи и археология в иззАении древних производст: Сб. ст. М. -1982.
141. Щапова Ю.Л. 1983. Очерки истории древнего стеклоделия. М., 1982.
142. Щапова Ю.Л. 1984. Химико-технологическое изучение стекол из мастерской на городище Селитренное. // CA. 1984. - № 2. - С.222-225.
143. Щапова Ю.Л. 1987. Методы естественных наук в изучении древних производств. // Методы естественных наук в археологии. М. - 1987. - С. 114120.
144. Щапова Ю.Л. 1988а. Об особенностях древнерусского ремесла. // Древности славян и Руси. М. - 1988. - С. 175-179.
145. Щапова Ю.Л. 19886. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988.
146. Щапова Ю.Л. 1989а. Древнее стекло. Морфология, технология, химический состав. М., 1989.
147. Щапова Ю.Л. 19896. Некоторые проблемы средневекового стеклоделия в свете новых данных ( "гладилка" из Новгорода ). // CA. 1989. - No 4. - С.ЮЗ-115.
148. Щапова Ю.Л. 1991а. Состояние и перспективы изучения стеклоделия Древней Руси. // Acta Universitatis Nicolae Copemici. Archeologia. 1991. -xvni.
149. Щапова Ю.Л. 19916. Археология и морфология. // CA. 1991. - № 2. -С. 120-131.
150. Щапова Ю.Л. 1992. Программа изучения керамики. // Древнерусская керамика. М. - 1992. - С. 170-179.
151. Щапова Ю.Л. 1994. Описание, классификация и эволюционные закономерности в развитии древних вещей. // РА. 1994. - № 2. - С.81-93.
152. Щапова Ю.Л. 1997. Украшения из стекла. // Археология. Древняя Русь. Быт и культура./ Под общ. ред. акад. Б.А.Рыбакова. М. - 1997. - С. 89-93.
153. Щапова Ю.Л. 1998а. Византийское стекло. Очерки истории. М., 1998.
154. Щапова Ю.Л. 19986. Еще раз о типологическом методе в археологии, типах и типологиях. // Историческая археология. Традиции и перспективы: Сб.ст. к 80-летию со дня рождения Д.А.Авдусина. М. - 1998. - С.378-386.
155. Щапова Ю.Л. 2000а. Расписные византийские сосуды (новые находки в Новгороде). / Доклад на заседании Новгородского семинара от 07.03.2000. -2000.
156. Щапова Ю.Л. 20006. Введение в вещеведение: естественнонаучный подход к изучению древних вещей: Учебное пособие./ (Труды исторического факультета МГУ : Вып. 12, Сер. III, Instrumenta Studioram: 5. M.: Издательство МГУ, 2000.
157. Щеглова O.A. Стеклянные изделия из городов Владимирщины. // Дипломная работа студентки V курса кафедры археологии исторического факультета. / Ленинградский Государственный Университет им. А.А.Жданова. 1980. - 56 с.
158. Bass George T. 1984. The nature of the Serce Limani Glass. // JGS, 1984. Vol.26.-P. 64-70.
159. Bazil Gray. 1930. The Art of Byzantium. London, 1930.
160. Beck H.S. 1928. Classification and nomenclature of beads and pendants. // Archaeologia, 1928. LXXVII. P. 1-76.
161. Ben Roy & Timothy InsoU. 1998. The beads from 1996 excavation season in Gao, MaU. // Bead Study TRUST Newsletter, No 32. Winter, 1998/1999. - P. 4-8.
162. Brill R. H. 1970. Scientific studies of Stained Glass. A progress report. // JGS, 1970. Vol. 12.-P.185-193.
163. Brisac C. 1984. The Romanesque Window at La Champ-Pres-Froges. // JGS, 1984. Vol.26.-P. 70-77.
164. Bumam R.G. 1988. Medieval Stained Glass Practice in Florence, Italy: the case of Orsanmichele. // JGS, 1988. Vol. 30. P. 77-94.
165. Callmer J. 1977. Trade beads and bead trade in Scandinavia ca. 800-1000 A.D.// Acta Archaeologia Lundensia. Series in 4.- No.l 1.
166. Callmer J. 1990. The beginning of the Easteuropean trade connections of Scandinavia and the Baltic Region in the eighth and ninth centuries A.D. // A Wosinsky Mor Muzeum Evkonye. Szekszard. 1990. - № 19.
167. Callmer J. 1995. Glass Beads. Cultural History, Technology, Experiment and Analogy. // Studies in Technology and Culture. Lejre, 1995. Vol.2.
168. Charleston R.J. 1963. Glass «cakes» as raw material and artickles of Commerce. //JGS, 1963. Vol. V. -P.54-69.
169. Chatzidakis M. 1972. Studies in Byzantine Art and Archeology. London, 1972.
170. Ciepiela S. 1977. Szklo Osiemnastowieczne Starej Warszawy. Warszawa, 1977.
171. Cothren Michael W. 1986. The choir windows of Angieres ( Somme ) and a regional style of Gothic Glass painting. // JGS, 1986. Vol.28. P. 40-66.
172. Cramp R. 1968. Glass finds from the Anglo-Saxon Monastery on Monkwearmouth and Jarrow. // Studies in Glass History and design./ Papers read to Committee B Sessions ofthe Vlllth International Congress on Glass 1-6* July. 1968. -R16-19.
173. Cramp R. 1975. Window Glass from the monastic site of Jarrow. // JGS, 1975. Vol. 17.-P.88-97.
174. Davidson G.R. 1940. A medieval Glass-Factory at Corinth. // AJA, 1940. July-September. Vol. XLIV, No 3. P.297-328.
175. Davidson G.R. 1952. The minor objects. Corinth, 1952. Vol. XII.
176. Eisen G. 1916. The Characteristics of Eye-Beads from Earliest Times to the Present. //AJA, 1916. Ser. II. Vol. XX.
177. Excavations at Jalame. Site of a Glass Factory in the Late Roman Palestine. Ed. by G.D.Weinberg. University of Missourri Press. Columbia, 1988.
178. Frank Susan. Glass and archaeology. London, 1982.
179. Grabar Andre. 1971. La verre d'art byzantine on Moyen Age. // Monuments et Memores. Paris, 1971. Vol. 57. -P.89-127.
180. Grose David T. 1984. Glass forming methods in classical antiquity: some considerations. //JGS. 1984. Vol.26. -P.25-35.
181. Harden D.B. 1959. New Hght on Roman and Early Medieval Window Glass. // Glastechnischte Berichte. Sonderband. / V Intemationaler Glaskongres VIII. 1959. - P 8-17.
190. Lundsfrom A. Survey of the glass from Helgo. // Excavations at Helgo. VII. -Stockholm, 1985. P. 1-39.
191. Masterpieces of Glass. A selection compiled by D.B.Harden, K.S.Painter, P.H.Pinder-Wilson, Hugh Tait. London, 1968.
192. Matson F.R. 1940. Technological Study of the Glass from Corinth. // AJA, 1940. July-September. Vol. XLIV. No.3. P. 325-327.
193. Megaw A.H.S. 1959. A Twelfth Century Scient bottle from Cyprus. // JGS, 1959. Vol. 1.-P.58-62.
194. Megaw A.H.S. 1963. Notes on recent work of Byzantine Institut in Instanbul. // Dumbarton Oaks Papers, 1963. Vol. 17. P. 332-372.
195. Megaw A.H.S. 1968. More Gih and Enameled Glass from Cyprus. // JGS, 1968. Vol. X.-P.88-105.
196. Megaw A.H.S. 1972. Supplementary ecxavations on a castle site at Paphos, Cyprus, 1970-71. //Dumbarton Oaks Papers, 1972. Vol. 26. P.322-345.
197. Megaw A.H.S.1976. Excavations at the Episcopal Basilica ofKourion in Cyprus in 1974 and 1975: a preliminary report. // Dumbarton Oaks Papers, 1976. Vol. 30. -P.345-375.
198. Mills Alan. 1987. The Conservation and restoration of Medieval Stained Glass Windows by "get-plating". // Studies in Conservation, 1987. Vol.32. No 3. P.122-137.
199. Newton R. 1969. Some further observations on the weathering crusts of ancient glass. // GT, 1969. Vol.10. No 2. April. P.40-43.
200. Newton R. 1975. The weathering of medieval Window Glass. // JGS, 1975. Vol.17.-P.161-169.
201. Newton R. 1978. Colouring agents used by medieval glassmakers. // GT, 1978. Vol.19. No.3. June. P. 59-61.
202. Newton R. 1980. Recent views on ancient glasses. // GT, 1980. Vol.21. No 4. August.-P.173-183.
203. Opper Marie-Jose & Howard Opper. 1993. Powedered-Glass beads and bead frade in Mauritania. // Beads, 1993. Vol. 5. P.37-45.
204. Polskie Szklo do polowy XIX wieku. Ossolineum, 1987.
205. Raquin Virginia. 1986. The visual designer in the Middle Ages: the case for Stained Glass. // JGS, 1986. Vol.28. P.30-40.
206. Royce-RoU Donald. 1994. The colors of Romanesque Stained Glass. // JGS, 1994. Vol.36.-P.71-81.
207. Sleen van der W.G.N. 1973. A Handbook on Beads. Liege, 1973.
208. Smith W. 1958. Technological Research on Ancient Glass. // Archaeology, 1958. Vol. 11. No. 2.-P. 111-117.
209. Spaer Maud. 1993. Gold-Glass Beads: a review of the evidence. // Beads, 1993. Vol.5.-P.9-25.
210. Stawiarska T. 1984. Szkla z okresu wplywow rzymskich z polnochej Polski. Studium Technologiczne. Ossolineum, 1984.
211. Stawiarska T. 1985. Paciorki szklane z obzsaru Polski polnochej w okresie wplywow rzymskich. Ossolineum, 1985.
212. Stawiarska T. 1987. Katalog paciorkow szklanych z obszaru Polski polnochej w okresie wplywow rzymskich. Ossolineum, 1987.
213. Tabaczynska E. Remarks on the origin of the Venetian glassmaking centre. // Studies in Glass history and design. P.20-24.
214. Theunisson Robert. 1998. Agate and cornelian ornaments from Wan-U-loke Northeast Thailand. Some thoughts on their social function and «value». // Bead Study TRUST Newsletter, 1998/1999. No 32, Winter. P.8-10.
215. Trowbridge M.-L. 1928. Philological Studies of Ancient Glass. / University of Illinois Studies in Language and Literature. Vol. XIII. Urbana, Illinois, 1928.
216. Vavra J.R. 1954. Das Glas und die Jahrtausende. Artia Prag, 1954.
217. Venezianisches Glas. Artia Praha. 1960.
218. Verita M. 1995. Analytical investigation of European enameled beakers of the 13* and 14* centuries. // JGS, 1995. Vol.37. P.83-98.
219. Wedepohl K.H., Krueger I., Hartmaim G. 1995. Medieval lead Glass from Northwestern Europe. // JGS, 1995. Vol.37. P.65-82.
220. Wedepohl K.H. 1997a. Chemical composition of Medieval Glass from excavations in West Germany. // Glastechnologie Berichte. Glass Science Technology, 1997. No. 8. P. 246-255.
221. Wedepohl K.H., Baumann A. 19976. Isotope composition of Medieval lead glasses reflecting early silver production in Central Europe.// Mineral Deposita, 1997. Vol. 32. P. 292-295.250
223. Whitehouse D. 1983. Medieval Glass in Italy: some recent developments. // JGS, 1983. Vol.25.-P. 115-121.
224. Young Susan H. 1993. A preiview of seventh-century Glass from the Kourion Basilica, Cyprus. // JGS, 1993. Vol. 37. P.39-47.
www.dissercat.com
Из истории витражей в Древней Руси... Прообразы витражей., Дизайн интерьера дома и квартиры
Наш разговор о российских витражах продолжается.
В прошлый раз мы беседовали о научных трудах, посвященных стеклоделию, и отметили, что в России в XIX веке витражи не производились, а доставлялись из Европы.
В нашей сегодняшней встрече снова примет участие диссертация кандидата искусствоведения Татьяны Владимировны Волобаевой Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники. Цитаты из этого научного труда помогут нам более широко осветить тему предыстории витражного искусства в России.
Итак, как сообщает источник, в древности многие народы Европы и Азии придавали оконным проемам вид орнаментальной сетки из металла, камня или дерева, ячейки которой оставляли пустыми или заполняли тонкими пластинами мрамора, бумагой или стеклом.
Наиболее ранние находки собственно витражей... в виде стеклянных пластин в свинцовой оплетке крепежа обнаружены в соборе Сан-Витале в Равенне и относятся к VI веку. Высочайшего развития и наибольшего распространения это искусство достигло в ХII-ХIII вв. В Западной Европе...
Вероятно, до момента окончательного разделения христианской церкви на восточную и западную в 1054 году, украшение храмов витражами как в Византии, так и в следовавшей по ее пути Руси, не воспринималось как нарушение христианской церковной традиции. Древняя Русь, принявшая от Византии христианство, следовала уже выработанному канону в устройстве храма и обстановке богослужения. В Византии до XII века в убранстве некоторых храмов использовались витражи и в домонгольской Руси были примеры использования в окнах зданий различного назначения цветных стекол. Их можно считать прообразами витражей. Кстати, в наше время некоторые обладатели загородных домов предпочитают иметь на окнах цветные стекла. Наиболее гармонично со строением они смотрятся в том случае, если дом выполнен из дерева.
Так почему же в Древней Руси цветные стекла не превратились в витражи? В своей работе Т. В. Волобаева пишет, что развитию искусства витража на русской почве препятствовали природно-климатические условия; а также отличная от католической обстановка православного богослужения и пространственная организация храма.
Вероятно, русскими людьми средневековья фигуративный витраж в окне храма воспринимался как образ, то есть икона на стекле. В православной традиции существовал запрет на стеклянные иконы...
На наш взгляд, это являлось главной причиной отказа на Руси от витража. Не стоит забывать, что в те времена религия была не просто мировоззрением, а неким центром всего существующего, основой основ жизни. Уход от этого означал отказ от Бога. Но цветные стекла в окнах не рассматривались как богохульство. Относительно использования разноцветного оконного стекла в светских сооружениях, - говорится в источнике, - никаких запретов не было, и применение в них витражей зависело лишь от возможностей русского стекольного производства и импорта...
Но в Древней Руси стекло (согласно тому же источнику) было привозным и дорогим товаром, поэтому окна в русских домах закрывались другими дешевыми полупрозрачными материалами. В большинстве жилых зданий для этой цели использовали рыбий пузырь или промасленную бумагу, в богатых домах - слюду... Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских мозаичных витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию.
На Руси во все века могли из ничего сделать конфетку. Так было и с оформлением окон. Конечно, до витражей, украшавших средневековые замки, было еще далеко, то тем и замечателен русский промысел, что в нем всегда был русский дух.
Но рано или поздно слюда должна была уступить свое место стеклу. Первые стекольные заводы на Руси появились в 30-е годы XVII века. Выпускали они посуду. Даже во второй половине XVII века в домах знати появлялись окна, украшенные цветными стеклами, изготовленными за границей. В своей научной работе Т. В. Волобаева приводит такой пример: ...в январе 1675 года иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина (видимо, отца Натальи Кирилловны Нарышкиной и деда будущего царя Петра) девять больших стекольчатых цветных окончин. Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: в домах князей Голицыных имелись клетчатые и решетчатые стеклянные окончины. Собирались они целиком из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), возможно, как в палатах Нарышкина, иноземными мастерами. Это были полноценные наборные витражи как по материалу, так и по мозаичной технике исполнения.
Здесь перекликаются две темы: витражи и дворцовый стиль в интерьере. Когда мы начинали беседу о дворцовом стиле, то в первую очередь обратились к нарышкинскому барокко. Nот стиль был еще далек от современных представлений о дворцовом стиле в интерьере, но, все же, являлся его первой ступенью. И примечательно то, что на этапе зарождения дворцового стиля уже применялись витражи. Нарышкинский стиль был отправной точкой в создании дворцового стиля, и неудивительно, что после его трансформации в другие стили под давлением европейской моды в интерьере, витражи оставались одним из элементов убранства. Правда, был период, когда они были преданы забвению, но их второе рождение в русском интерьере было неизбежным.
В следующий раз мы продолжим разговор эту на тему.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: art-vitrage, olimpus-br, lori, rusmosaic, pro-n